Аргументы к сочинению по проблеме раннего взросления на войне. «Капитанская дочка»: взросление человека

Книга

Неуклюжему подростку Асафу поручено найти хозяина собаки, и он отправляется в долгое безумное путешествие по Иерусалиму и окрестностям через историю, географию, литературу и абсурд прямиком к взрослению. По дороге ему придется познакомиться с разными людьми и понять, что его проблемы не самые важные в этом мире.

Урок

Иногда нужно просто бежать, и дорога выведет тебя туда, куда нужно.

Цитата

«Едва рука Асафа сжала поводок, пес изо всех сил рванулся с места и потащил его за собой. Данох испуганно взмахнул рукой, успел сделать пару шагов за ними, даже кинулся было вслед - все бесполезно. Асафа уже проволокло на дикой скорости через двор мэрии, стащило по ступенькам и выдернуло на улицу. Потом его ударило о припаркованную машину, о мусорный бак, швырнуло на прохожего, на одного, другого.

Он бежал… Большой мохнатый хвост мельтешит перед глазами, сметая в стороны людей и машины, а следом несется Асаф, загипнотизированный этим хвостом. Иногда пес останавливается на мгновение, поднимает голову и принюхивается, а потом сворачивает в боковую улицу и опять мчится во весь дух - кажется, что он точно знает, куда стремится, так что гонка, возможно, скоро закончится, пес найдет свой дом, Асаф передаст его хозяевам, и дело с концом».

02. Стивен Чбоски. «Хорошо быть тихоней»

Книга

Главный герой в письмах рассказывает о типичных проблемах мальчика-подростка. Все стандартно: тут и одиночество, и то, что тебя никто не понимает, и нехорошие соблазны, и наконец девочки, про которых все непонятно. Очень удачно выбрана форма повествования - подросток пишет подростку. Книгу Чобски часто рекомендуют друг другу родители тинейджеров - как сборник ответов на вопросы, интересующие любых пап и мам.

Урок

Иногда очень важно кому-то выговориться.

Цитата

«Зато она мне подсказала, как вести себя на свидании; очень даже интересно. Она объяснила, что такой девушке, как Мэри-Элизабет, не нужно делать комплименты насчет ее внешности. Лучше сказать, что она очень стильно одета, потому что прикид, в отличие от внешности, девушка выбирает сама. И еще: некоторым девушкам нравится, когда ты помогаешь им выйти из машины, даришь цветы, но с Мэри-Элизабет (тем более на вечере белых танцев) это будет неправильно. Тогда я спросил, а что же будет правильно, и она объяснила, что нужно задавать ей побольше вопросов и не брать в голову, если Мэри-Элизабет сама будет говорить без умолку. Я сказал, что получается как-то недемократично, а Сэм объяснила, что Мэри-Элизабет всегда так ведет себя с парнями. Насчет интима с Мэри-Элизабет - здесь, по словам Сэм, уверенности нет, потому как она уже не раз встречалась с парнями, так что опыта у нее намного больше, чем у меня. Сэм говорит: если не уверен, как вести себя в интимной обстановке, то просто подмечай, как целуется твоя девушка, и в ответ делай для нее все то же самое. Говорит, что здесь надо быть очень нежным, а я этого и хочу».

03. Эдуард Веркин. «Облачный полк»

Книга

Дед рассказывает внуку фронтовую историю - не простую, а про пионера-героя Леньку Голикова, но не официально и скучно, как ее излагали в советское время, а по-современному, с элементами фэнтези. Так, что военная история оживает и становится очень близкой. Возможно, это лучшая подростковая книга о войне за последние 25 лет.

Урок

Взрослеющему подростку нужны источники вдохновения и образцы для подражания. Стоит очень внимательно относиться к выбору таких источников.

Цитата

- Ты про указ слышал? - спрашивал он. - В «Правде» печатали. Ах да, забыл, вы ведь «Правду» теперь не читаете, звиняйте, звиняйте, герр фашист. Так вот, указ вышел, называется «О предателях Родины». Каждый, кто встретит предателя Родины, должен препроводить его в местные органы советской власти. Если же такой возможности нет, то надлежит расправиться с предателем самостоятельно, своими средствами. За каждого обезвреженного предателя полагаются продовольственные карточки в тылу и сухой паек за линией фронта.

Вот мы тебя сейчас шлепнем, документики твои полицайские заберем, уши твои к ним приложим - и нам пять банок тушенки выдадут. А? Мить, ты тушенку любишь?

- А то, - вздохнул я. - Люблю. Кто ее не любит-то?

04. Нил Гейман. «История с кладбищем»

Книга

История Маугли, которому помогли не животные, а те, кто в обычном фольклоре выступает в роли страшных злодеев. С семьей главного героя расправляется жестокий убийца, но мальчику удается спастись. Его приютили и воспитали кладбищенские мертвецы, они дали мальчику имя Никт. Потом он начинает ходить в нормальную школу, где применяет разные навыки и умения, которым его научила добрая нежить.

Урок

Внимательно выбирай себе друзей и врагов - те, кто кажутся хорошими, могут оказаться плохими, а тот, кому вроде бы суждено быть негодяем, на самом деле может тебе помочь. Это касается как живых, так и мертвых.

Цитата

Странные дела… - вслух произнес Никт и решил зайти в мавзолей семейства Бартлби, чтобы согреться и поболтать. К сожалению, у представителей всех семи поколений (от самого старшего, который умер в 1831 году, до самого юного, похороненного в 1690-м) этой ночью не нашлось для Никта време ни. Они занимались генеральной уборкой.

Фортинбрас Бартлби, скончавшийся в десять лет (от костоеды - несколько лет Никт думал, что Фортинбраса вместе с костями слопало какое-то чудище, и был очень разочарован, когда узнал, что это такая болезнь), извинился:

- Нам нынче не до игр, мистер Никт! Скоро будет завтра. Такое разве часто бывает?

- Каждую ночь, - ответил Никт. - Завтра приходит каждую ночь.

- Но такое завтра бывает редко, - возразил Фортин брас. - Реже, чем раз в год, чаще, чем раз в вечность.

05. Мариам Петросян. «Дом, в котором»

Книга

Дом - это интернат для детей с разной степенью инвалидности, внутренний распорядок устроен там чрезвычайно сложно. В чем-то очень гуманно, в чем-то до крайности жестоко; распорядок подчиняется законам игры, а физические законы далеко не всегда действуют как в обычном мире. Герои носят клички, чаще всего звериные или птичьи, и не до конца понятно: люди они вообще или как раз звери. Наконец, у каждого в Доме есть свои парадоксальные страхи, а еще из Дома есть выход в некое параллельное пространство.

Урок

Даже проходя все этапы взросления, ты должен продолжать верить в чудеса. Это может тебе пригодиться.

Цитата

Долго смотрим на рисунки. Делается немного груст но. Первый рисунок мой, второй - Сфинкса, но на самом деле они - общее достояние стаи. То самое ценное, что мы не вешаем на виду, чтобы не перестать замечать. Мы смотрим на них раз в полгода или чаще, если решаем, что соскучились. Смотрим и вспоминаем подарившего нам их Леопарда. Смотрим, вспоминаем, грустим и переполняемся всякими важными эмоциями. Слепой тоже обычно участвует в этом. Он достигает нужного состояния своими способами, насчет которых мы можем только строить догадки. Но бдения перед рисунками не пропускает никогда. Коридорные звери доступны его пальцам, их он знает не хуже нас. Перед тем как закрасить, Леопард процарапывал на стенах контур рисунка. А эти он знает с наших слов.

И вот мы стоим и сидим перед нашим богатством. Смотрим на него - и не смотрим. Но видим. Слушаем и размышляем. Вешаем карту на место и возвращаемся к повседневным делам. Курильщик ни о чем не спрашивает, что немного странно. Может, он тоже наконец повзрослел?

06. Маржан Сатрапи «Персеполис»

Книга

Автобиография девочки из хорошей тегеранской семьи: любящие родители, хорошая квартира, отличное образование. Все начинается при шахе - он жестокий, семья его не любит, поддерживает оппозицию. После революции к власти приходят радикалы, и все становится еще хуже. Саддам Хуссейн начинает обстреливать Иран ракетами, и героиня отправляется учиться в Европу, где проходит все круги ада взросления вроде наркотиков и неудачных влюбленностей. Потом следует возвращение в Иран, учеба, борьба против суровых законов; в конце концов героиня становится известной художницей.

Урок

Как можно совершить все на свете ошибки взросления и потом получить спецприз Каннского фестиваля за мультипликационную версию собственной автобиографии. Повторять поэтапно не стоит.

Цитата

Я не знала, как относиться к платку. Я верила в бога, но в то же время мама, папа и я были очень продвинутыми и современными. Я родилась в вере. Уже в шесть лет я считала себя последним пророком. Это было за несколько лет до революции. Я хотела стать пророком… Потому что наша горничная не ела с нами за одним столом. Потому что мой отец ездил на кадиллаке. И, главное, потому, что моя бабушка страдала болями в коленях.

07. Наиль Измайлов «Убыр»

Книга

Если твои родители ведут себя странно, то знай: на самом деле их поработили странные чудовища из татарского фольклора. И спасение одно - бери младшую сестренку и беги в татарский же лес, там есть чудо-трава, которая может помочь. Наиля Измайлова на самом деле зовут Шамиль Идиатуллин, он известный московский журналист, а татарский убыр - это родственник русского упыря, впрочем, не тождественный ему. Соответственно, бороться с ним нужно по особой технологии.

Урок

Как и положено в хорошем романе взросления, герою приходится брать на себя ответственность, причем сразу за всех, и чем дальше в лес, тем эта ответственность больше. А еще герою приходится вспомнить о своих корнях и проявить воображение.

Цитата

Я хотел пнуть Марат-абыя, вернее его оболочку, в голову, но не решился. Теперь это почти точно был мой мертвый дядька, сожранный убыром, повешен ный, сам сожравший свой саван, растерзанный, в чужом костюме и с раздавленной головой. А папа говорил: того, кто пинает мертвых, после смерти неизбеж но будут пинать самого. Я не хотел умирать - но еще больше не хотел, чтобы меня после смерти пинали. Тем более родственники. Я с трудом встал и пошел в другой конец вагона. Живых здесь не осталось. По крайней мере, я ничего живого разглядеть не сумел. Но все равно надо было вызывать помощь. Может, успеет. И надо было вернуться за помощью самому. И успеть. Я хотел забрать рацию у кого-нибудь из сержантов - для связи на будущее, вдруг срочно полицию вызывать придется. Но перед умал. Если два мента с одним убырлы не справились, с натуральным убыром и все МВД не совладает.

08. Джон Бойн. «Мальчик в полосатой пижаме»

Книга

Бруно, сын немецкого офицера, переезжает из уютной квартиры в Берлине в новый дом где-то в польском местечке. Там он обнаруживает забор из колючей проволоки, а за забором - мальчика-ровесника по имени Шмуэль. Они начинают общаться и дружить и постепенно Бруно узнает все больше о жизни за решеткой. А в какой-то момент Бруно тоже оказывается в лагере и вместе с другом попадает в газовую камеру.

Урок

Ты не можешь остаться непричастным к происходящей рядом катастрофе, рано или поздно она коснется и тебя. Как сказал один начитанный папа: «Я дал своему сыну прочитать “Мальчика в полосатой пижаме”, и вот мне уже не нужно ничего ему объяснять про Холокост и нацизм. Он сам все понял».

Цитата

- Кто эти люди, что тут живут?

Вопрос слегка озадачил отца.

- Военные, Бруно. И секретари. Мои подчиненные. Ты почти всех видел и раньше.

- Нет, я не о них. Люди, которых я видел из окна в моей комнате. Там, чуть подальше, в таких низеньких длинных домах. Они все одинаково одеты.

- Ах эти, - отец взмахнул рукой и коротко улыбнулся. - Эти люди… Видишь ли, Бруно, они и не люди вовсе.

Такого поворота Бруно никак не ожидал и совершенно не мог взять в толк, что отец имеет в виду.

- Разве? - вымолвил он.

- По крайней мере не в нашем понимании, - продолжал отец. - Но тебя их присутствие не должно беспокоить. К тебе они не имеют никакого отношения. И ничего общего с тобой у них нет и не может быть. Обживайся в своем новом доме и веди себя хорошо - вот все, чего я прошу. Смирись с положением, в котором ты оказался, и тебе станет намного легче.

- Да, папа, - отозвался Бруно. Объяснения отца его не удовлетворили.

09. Дмитрий Глуховский. «Метро 2033»

Книга

Мир уничтожен ядерной войной, остатки населения Москвы укрылись в тоннелях метро. Линии и станции стали отдельными государствами со своей идеологией и безумными принципами. С поверхности метро атакуют мутанты. Главный герой должен спасти свою станцию «ВДНХ» и весь мир, но для этого ему придется совершить долгое путешествие через полподземки и несколько раз избегнуть гибели. Автор этой книги Дмитрий Глуховский писал роман довольно долго, восемь лет, - то есть он сам взрослел, пока писал. В итоге картина взросления получилась очень искренней.

Урок

Из каждого кризиса, после которого ты остаешься жив, стоит извлекать полезный опыт.

Цитата

С каждым шагом вперед это угнетало, давило его все больше, хотелось немедленно развернуться и броситьс я сломя голову на станцию, где был хоть какой-то свет, где были люди, где спину не щекотало постоянное ощущение чьего-то злобного и пристального взгляда. Он слишком много общался с людьми и от этого перестал чувствовать то, что нахлынуло на него тогда, при выходе с «Алексеевской» - что метро - это не просто некогда сооруженное транспортное предприятие, не просто атомное бомбоубежище, не просто обиталище нескольких десятков тысяч человек. Что в него кто-то вдохнул собственную, загадочную, ни с чем не сравнимую жизнь, что оно обладает неким непривычным и непонятным человеку разумом и чуждым ему сознанием. Это ощущение было таким четким и ярким в эту минуту, что Артем подумал, что страх туннеля - это просто враждебность этого огромного существа, ошибочно принимаемого людьми за свое последнее пристанище, к мелким созданиям, копошащимся в его теле. Оно не хотело сейчас, чтобы Артем шел вперед, оно противопоставило его стремлению добраться во что бы то ни стало до конца своего пути, до Цели, свою волю, древнюю, могучую, и его сопротивление нарастало с каждым пройденным метром.

10. Дэвид Митчелл. «Лужок черного лебедя»

Книга

Год из жизни тринадцатилетнего британского подростка, который не такой, как все, и который пытается понять, что с этим делать. Бедность, непопулярность, травли, родители не понимают и не хотят слушать, все против тебя. В принципе все подростки проходят через подобное, все подростки не такие, как все, все с этим пытаются что-то сделать, и все романы взросления, в сущности, именно об этом, но Дэвид Митчелл подкупает двумя вещами: во-первых, искренностью, а во-вторых, постмодернистскими играми - здесь чуть ли не на каждой странице скрытая цитата или отсылка к какой-либо классике романов взросления. По сути, это хрестоматия взросления.

Урок

Самый сложный возраст, от двенадцати до четырнадцати лет, возможно, нужно просто пережить, сжав зубы. Хотя не факт, что завтра будет легче.

Цитата

- Мистер Кемпси информировал меня, что твой отец недавно потерял работу, - мистер Никсон сплел пальцы так, что получилась булава.

«Потерял». Как теряют бумажник по неосторожности. Я ни словом не обмолвился в школе. Но это правда. В 8.55 папа приехал в свой оксфордский офис, а в 9.15 охранник уже выводил его наружу. «Нам при дется затянуть пояса, - сказала Маргарет Тэтчер , хотя и не имела в виду себя лично. - Другого выхода нет». «Гринландия» уволила папу, потому что на его счете на представительские расходы обнаружилась недостача в 20 фунтов. После одиннадцати лет работы. <…>

- Джейсон! - рявкнул мистер Кемпси.

- Ох, - я и забыл, что я влип глубоко, как в выгребной колодец. - Да, сэр?

- Мистер Никсон задал тебе вопрос.

- Да. Папу уволили в день Гусиной ярмарки. Э… несколько недель назад.

- Это, безусловно, несчастье, - у мистера Никсона глаза вивисектора. - Но несчастья - весьма распространенное явление, Тейлор, и весьма относительное. Посмотри, например, какое несчастье постигло в этом году Ника Юэна. Или Росса Уилкокса. Каким образом уничтожение имущества твоего одноклассника поможет твоему отцу?

Роман «Капитанская дочка» — вершина пушкинской прозы. Изучают его в 8 классе, а к 11 напрочь забывают, что очень печально, потому что роман заслуживает большего внимания и почтения. Это просто кладезь для выпускников и с точки зрения аргументации в 25 задании, и для выпускного сочинения. Договоримся сразу: я не буду роман пересказывать, а остановлюсь на его проблематике, идейном содержании, и тезисах для сочинений.

И все-таки надо немного сказать о сюжете романа.
В «Капитанской дочке» описана история Петра Гринева, которому довелось своими глазами увидеть Пугачевское восстание. Он из недоросля превращается в ответственного, высоконравственного человека, мужчину. Пройдя через испытания, герой становится настоящим человеком, делающим выбор в пользу чести и достоинства. Роман написан в форме мемуаров. Зачем? Пушкин будто смотрит глазами героя на происходящее, ведь взрослый Гринев может не только пересказать все, что с ним происходило, но и дать оценку, подчеркнуть что-то или пройти мимо каких-то событий.

Проблематика произведения

  • В романе рассказывается о пугачёвском восстании. А.С. Пушкина интересовала личность Пугачева. (Попробуйте сами определить проблему!) Почему ему удалось стать предводителем тысяч и тысяч человек? Чем он лучше Екатерины II? Эти вопросы сводятся к одному: проблеме власти . Конкретизируем: какая власть лучше? Здесь же надо сказать и о проблеме, которая, казалось бы, не лежит не поверхности, но Пушкина очень интересует. Это проблема человека и истории. Какую роль играют исторические события в судьбе человека?
  • Путь Гринева – от беспечного и глуповатого недоросля до серьезного и ответственного человека, настоящего мужчины. Какая проблема с этим связана? Да, проблема взросления и воспитания человека . Через что должен пройти человек, чтобы стать взрослым?
  • В романе есть два сопоставимых героя: Гринев и Швабрин. Их связывает место службы, любовь к Маше, дружба, а потом соперничество. Один становиться героем, а второй – предателем. Почему? Иными словами, в романе есть проблема нравственного выбора.

Какой должна быть власть?

Давайте соберем все, что мы узнаем о Пугачеве и Екатерине в «Капитанской дочке». Пугачев.
Портрет в главе «Вожатый» (мужик с умными бегающими глазами), появление при взятии крепости (жестокий предводитель восстания), «милость» в виде тулупа, коня и пропавшей полтины денег, Пугачев на совете «енералов», разговор с Гриневым по дороге (калмыцкая сказка об орле и вороне), казнь Пугачева. Пересмотрите эти эпизоды, чтобы понимать, о чем дальше пойдет речь. Екатерина. Дама в домашнем утреннем платье, ласково расспрашивающая Машу о ее беде. Она сразу изменилась, когда узнала, что речь идет о Гриневе, даже не зная его лично. Предатель – и все, без комментариев. Не захотела вначале выслушать ее. Потом, правда, помиловала Петра Андреевича из-за заслуг отца Маши. А если бы Маша не увиделась с ней?

Тезисы:

  • И Екатерина, и Пугачев – представители власти. О Пугачеве мы знаем больше, можем сделать выводы о его характере, характере его власти.
  • Пугачев в романе предстает перед читателями в разных ипостасях: простой мужик, предводитель восстания, благородный человек, способный оценить верность долгу и мужественные поступки, жестокий тиран, обрекающий на смерть ни в чем не повинных людей. Когда перед нами человек, а когда – тиран? В эпизоде первой встречи мы видим умного, хитрого, сметливого человека, в разговоре с Гриневым – трагическую фигуру, ведь он осознает, на что пошел и чем пожертвовал. Смысл калмыцкой сказки помогает нам понять, что Пугачев желает прожить яркую, хотя и короткую жизнь. Среди своих сподвижников он первый среди равных, несомненно, лидер (сравним с военным советом в Оренбурге, где в основном чай пьют, а решения принять не могут). И наконец, сцены взятия крепости показывают жестокость восставших (смерть Мироновых, похищение Маши, разрушение и смерти).
  • Идея образа : Пугачев, несомненно, фигура незаурядная, талантливый человек, но власть и необходимость жестокости на войне превращает его в такого же жестокого тирана, как императрица, против которой он поднял восстание.
  • Екатерина. Милая женщина в домашнем платье оказывается не столь доброй, когда речь заходит о государственном изменнике. При этом не учитываются никакие смягчающие обстоятельства, императрица их знать не хочет. Так чем же эта власть лучше власти Пугачева? Ничем.

Идея, к которой приводит нас А.С. Пушкин: любая власть — императрицы или ее антагониста Пугачева — враждебна простому человеку. «Не дай бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный», — вот итог романа.

Проблема человека и истории связана с событиями, происходящими в романе. Кратко перечислю идеи: у истории есть светлые и темные стороны. Не думал Гринев, что ему придется пережить такие события, но именно исторические события высветили в нем настоящего человека с честью и достоинством. Смерть Мироновых и еще тысяч людей, разоренные дома, искалеченные судьбы – это темная сторона истории. Пушкин будто прожектором высветил судьбы героев в истории, и именно простой человек интересует его больше всего, недаром роман называется «Капитанская дочка», а не «Пугачев», например.

Внимание, ЕГЭ! Аргументы из «Капитанской дочки» можно использовать в сочинении, если поставлена проблема «человек и государство», «власть и человек». Никакая власть милосердной к человеку не будет по определению – это тезис, подтвержденный иллюстрацией из романа.

Проблема взросления молодого человека Эта проблема связана с образом главного героя Петра Андреевича Гринева. Тезисы:

  • в начале романа Гринев – недоросль, который может «здраво судить о свойствах борзого кобеля» и из карты сделать воздушного змея. Мечтает о «непыльной службе» в Петербурге. Взрослый Гринев иронизирует над собой молодым. Но отец дает ему наставления (вспомните, например, наставления отца Молчалина) служить честно, беречь семейные традиции, за наградами не гнаться и от службы не уклоняться. С тем Гринев и отправляется в маленькую крепость под Оренбургом.
  • Первое испытание – встреча с Зуриным, проигрыш в карты и обида, нанесенная Савельичу – верному слуге и другу. Гринев испытывает угрызения совести.
  • В крепости до восстания влюбляется в Машу, дерется на дуэли со Швабриным, защищая честь девушки.
  • После захвата Белогорской крепости Гринев поставлен перед выбором: признать Пугачева или сохранить верность присяге. Он выбирает последнее, заслуживая уважение Пугачева.
  • Маша в плену и просит о помощи. Гринев, не получив ее от своего начальства, бросается спасать Машу к Пугачёву, несмотря на запрет непосредственного начальства. Он нарушает присягу, самовольно покидая Оренбург. Но герой поставлен перед выбором, и делает его в пользу спасения человека. Пугачев, уважая Гринева за честь и достоинство, отпускает их. Гринева отдают под суд, и только Маша, добравшись до Петербурга, вымаливает помилование.

Идея, к которой приводит нас автор, в следующем: молодой человек взрослеет, когда на его долю выпадают испытания, когда он стоит перед выбором, жертвует жизнью ради других. Только в этом случае из него получится настоящий человек.
Внимание! ЕГЭ! Иллюстрация из «Капитанской дочки» может быть использована в любом сочинении по проблемам воспитания. Если речь пойдет о плохом воспитании, то можно привести пример Гринева как образец правильного воспитания, и тогда аргумент будет от противного, а если о правильном – то подтверждающий аргумент. О чем он? Смотрите идею!

Проблема нравственного выбора Она связана с образами Гринева и Швабрина. Почему в одинаковых условиях один становится предателем, а другой – героем?

Тезисы:

  • Гринев и Швабрин встречаются в крепости и очень скоро становятся соперниками в борьбе за любовь.
  • О Гринёве смотрите предыдущие тезисы, о Швабрине скажем подробнее. Уже в самом начале Гринев замечает, что Швабрин жестоко шутит над семьей, где принят как родной, злословит о Маше. На дуэли наносит подлый удар в спину. Уже тогда можно заметить, что Швабрин – человек непорядочный.
  • Настоящим испытанием для них становится захват крепости. Гринев отказывается присягать Пугачеву и рискует жизнью, Швабрин уже в крестьянском платье (приготовил заранее) и острижен «в кружок» (интересно, когда успел?). Значит, к предательству был готов.

Идея: человек делает нравственный выбор в соответствии со своими убеждениями и принципами. Если они есть, есть и высота духа (Гринев). Швабрин изначально демонстрирует подлую натуру во всем, и в итоге становится предателем.

Внимание, ЕГЭ! Отличная аргументация в сочинениях по проблеме нравственного выбора, порядочности, чести, достоинства. Гринев, обладая высотой духа и моральными принципами, не роняет себя и вызывает только уважение, а Швабрин-предатель – презрение.

Подводя итог, можно сказать, что «Капитанская дочка» — одно из самых светлых произведений в русской литературе. Почему? Потому что А.С. Пушкин, рассказав о жестоком восстании, все равно утвердил идеалы добра, честности и порядочности.

Материал подготовила Карелина Лариса Владиславовна, учитель русского языка высшей категории, почетный работник общего образования РФ


Сочинение 1


1.Проблема

Взросление человека...У каждого это происходит по-разному. А через что приходится проходить людям, чтобы повзрослеть? Над этим вопросом заставляет задуматься Л.М.Леонов, русский писатель, общественный деятель.
2.Комментарий к проблеме

Проблема взросления, которую поднимает автор, очень актуальна, потому что она касается каждого из нас. Ведь любой человек проходит через эту ступень, только у каждого своя дорога. Кто-то познает мир в обычных, мирных условиях, дающих человеку время, чтобы он осознал всё, что будет, когда он повзрослеет. Другие становятся взрослыми, попав в военные условия, осознав всю ответственность не только за свою жизнь, но и за жизнь товарищей. Этим людям предстоит испытать силу духа и принять поистине взрослое, самостоятельное решение, что и совершил Родион, герой текста Л.М. Леонова, приняв букет от маленькой девочки. Этот букет - "словно огонь за пазухой”, - вот его "купель зрелости”.
3.Авторская позиция
Постепенно автор подводит нас к мысли, что за свои поступки нужно отвечать. Именно это означает взросление человека, по мнению Леонова.
4.Собственное мнение

Я полностью согласен с позицией автора в том, что человек должен научиться адекватно принимать важные решения. Безответственный человек никогда не переступит черту взросления.
5.Аргумент 1

Таким человеком можно считать А. Гринева из повести Пушкина "Капитанская дочка”. Его пора взросления наступает тогда, когда он отказывается присягать Пугачеву.

6.Аргумент 2


Поступок Маргариты в произведении М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита”, - можно считать проявлением её зрелости. Она ради своего любимого прошла очень много испытаний, которые создал для неё Воланд.

7.Вывод


Таким образом, чтобы стать взрослым человеком, нужно пройти какое- то испытание. И каждому из нас судьба ставит свои условия. И, надеюсь, когда у меня настанет пора взросления, я справлюсь со всеми трудностями, чтобы преодолеть ступень зрелости.

Сочинение2


1.Проблема

Фрагмент из романа Л.Леонова «Русский лес» заставил меня задуматься над актуальной философской проблемой взросления молодого человека.
2.Комментарий к проблеме
Проблему взросления Л.Леонов, русский писатель, общественный деятель, раскрывает на примере молодого солдата Родиона, часть которого проходила в отступлении через одну из русских деревень. Автор не случайно подчёркивает, что Родион не боится предстоящих сражений. Он не трус. Но, приняв букетик полевых цветов от девочки, зажмурился. И этот простенький букетик ребёнка стал для него испытанием силы духа. Леонов задерживает наше внимание на тех ощущениях, которые пережил герой, взяв от девочки, покидаемой на милость врага, букетик. Этот «засохший веничек» помог Родиону обрести ответственность за судьбы народа, России, стал для него «купелью зрелости».

3.Авторская позиция

Так автор подводит нас к мысли о том, что не обязательно обливаться кровью, доказывать свою физическую силу, чтобы стать взрослым. Гораздо важнее испытание силы духа, ощущение ответственности за свои поступки, за судьбу доверившихся тебе людей. В этом, я думаю, и заключается авторская позиция.
4.Собственное мнение

Я полностью согласна с позицией автора. Взрослый человек самостоятелен в мыслях и действиях. Но этого недостаточно, чтобы стать по-настоящему взрослым человеком. Надо понимать, что ты ответственен за свои поступки, за судьбу близких. А в случае необходимости - за Родину.

5.Аргумент 1

Проблема, поднятая Л.Леоновым, волновала многих русских писателей, в том числе и Л.Н.Толстого, и М.Булгакова. Л.Н.Толстой В романе «Война и мир» раскрывает проблему взросления на примере Пети Ростова. С детским представлением Петя пришёл на войну. Не готов он к войне и её жестокости. Но у этого ребёнка появилось чёткое представление о том, что нужно. Не подкачал необстрелянный мальчик в разведке, потому что почувствовал взрослую ответственность за своё поведение. И пусть он живёт в своём выдуманном, сказочном мире, но он с честью выдержал испытание силы духа, с честью прошёл испытание на взрослость.
6.Аргумент 2

А пора взросления Николки Турбина в романе М.Булгакова «Белая гвардия» начинается не тогда, когда он мечтает о подвиге. Армия гибнет прежде, чем представится ему случай совершить героический поступок. Николка, рискуя жизнью, мечется по простреливаемому городу, чтобы найти близких Най-Турса и похоронить его по-человечески. Чувство ответственности заставляет Николку преодолевать страх. И это его «купель зрелости»!

7.Вывод


И Леонов, и Толстой, и Булгаков помогли мне понять, что главной ценностью взрослого человека является такое качество, как ответственность.
ТЕКСТ

(1)Воспалённое состояние Поли, а главное, её сбивчивая, двусмысленная речь – всё подсказывало худшие догадки, много страшнее, чем даже плен Родиона или его смертельное ранение.

(2)– Да нет же, тут другое совсем, – содрогнулась Поля и, отвернувшись к стенке, вынула из-под подушки смятый, зачитанный треугольничек.

(3)Впоследствии Варя стыдилась своих начальных предположений. (4)Хотя редкие транзитные эшелоны не задерживались в Москве, но вокзалы находились поблизости, и Родиону был известен Полин адрес. (5)Конечно, командование могло и не разрешить солдату отлучки из эшелона в Благовещенский тупичок, тогда почему же хоть открытки не черкнул своей-то, любимой-то, проездом в действующую армию?..

(6)Итак, это была его первая фронтовая весточка с более чем двухнедельным запозданием. (7)Во всяком случае, сейчас выяснится, с

Какими мыслями он отправлялся на войну. (8)Варя нетерпеливо развернула листок, весь проткнутый карандашом, – видно, писалось на колене. (9)Пришлось к лампе подойти, чтобы разобрать тусклые, полузаконченные строки.

(10)Варя сразу наткнулась на главное место.

(11)«Пожалуй, единственная причина, дорогая моя, почему молчал всё это время, – негде было пристроиться, – кратко, с неожиданной полнотой и прямолинейно, как на исповеди, писал Родион. (12)– Мы всё отступаем пока, день и ночь отступаем, занимаем более выгодные оборонительные рубежи, как говорится в сводках. (13)Я очень болел к тому же, да и теперь не совсем ещё оправился: хуже любой контузии моя болезнь. (14)Самое горькое – то, что сам я вполне здоров, весь целый, нет пока на мне ни единой царапины. (15)Сожги это письмо, тебе одной на всём свете могу я рассказать про это, – Варя перевернула страничку.

(16)Происшествие случилось в одной русской деревне, которую наша часть проходила в отступлении. (17)Я шёл последним в роте... а может, и во всей армии последним. (18)Перед нами на дороге встала местная девочка лет девяти, совсем ребёнок, видимо, на школьной скамье приученная любить Красную Армию... (19)Конечно, она не очень разбиралась в стратегической обстановке. (20)Она подбежала к нам с полевыми цветами, и, так случилось, они достались мне. (21)У неё были такие пытливые, вопросительные глаза – на солнце полуденное в тысячу раз легче глядеть, но я заставил себя взять букетик, потому что я не трус, матерью моей клянусь тебе, Поленька, что я не трус. (22)Зажмурился, а принял его у неё, покидаемой на милость врага... (23)С тех пор держу тот засохший веничек постоянно при себе, на теле моём,

Словно огонь за пазухой ношу, велю его в могилу положить на себя, если что случится. (24)Я-то думал, семь раз кровью обольюсь, прежде чем мужчиной стану, а вот как оно происходит, всухую… и это купель зрелости! – (25)Дальше две строчки попались вовсе неразборчивые. – (26)И не знаю, Поленька, хватит ли всей моей жизни тот подарок оплатить...»

(27)– Да, он очень вырос, твой Родион, ты права... – складывая письмо, сказала Варя, потому что при подобном строе мыслей вряд ли этот солдат оказался бы способен на какой-либо предосудительный поступок.

(28)Обнявшись, подружки слушали шелест дождя и редкие, затухающие гудки автомашин. (29)Темой беседы служили события истекшего дня: открывшаяся на центральной площади выставка трофейных самолётов, незасыпанная воронка на улице Весёлых, как они уже привыкли её называть в обиходе между собой, Гастелло, чей самозабвенный подвиг прогремел в те дни на всю страну.

(По Л. Леонову*)

6. Задание: напишите вступление и собственное рассуждение по проблеме. Используйте готовые аргументы.

Тема сочинения: Почему на войне быстро происходило взросление юношей и девушек?

Отрывок из романа Л.Леонова «Русский лес» (текст из Демоверсии – 2013)_

(1)Воспалённое состояние Поли, а главное, её сбивчивая,

двусмысленная речь – всё подсказывало худшие догадки, много страшнее,

чем даже плен Родиона или его смертельное ранение.

(2)– Да нет же, тут другое совсем, – содрогнулась Поля и,

отвернувшись к стенке, вынула из-под подушки смятый, зачитанный

треугольничек.

(3)Впоследствии Варя стыдилась своих начальных предположений.

(4)Хотя редкие транзитные эшелоны не задерживались в Москве, но вокзалы

находились поблизости, и Родиону был известен Полин адрес. (5)Конечно,

командование могло и не разрешить солдату отлучки из эшелона в

Благовещенский тупичок, тогда почему же хоть открытки не черкнул

своей-то, любимой-то, проездом в действующую армию?..

(6)Итак, это была его первая фронтовая весточка с более чем

двухнедельным запозданием. (7)Во всяком случае, сейчас выяснится, с

какими мыслями он отправлялся на войну. (8)Варя нетерпеливо развернула

листок, весь проткнутый карандашом, – видно, писалось на колене.

(9)Пришлось к лампе подойти, чтобы разобрать тусклые, полузаконченные

(10)Варя сразу наткнулась на главное место.

(11)«Пожалуй, единственная причина, дорогая моя, почему молчал всё

это время, – негде было пристроиться, – кратко, с неожиданной полнотой и

прямолинейно, как на исповеди, писал Родион. – (12) Мы всё отступаем пока,

день и ночь отступаем, занимаем более выгодные оборонительные рубежи,

как говорится в сводках. (13)Я очень болел к тому же, да и теперь не совсем

ещё оправился: хуже любой контузии моя болезнь. (14)Самое горькое – то,

что сам я вполне здоров, весь целый, нет пока на мне ни единой царапины.

(15)Сожги это письмо, тебе одной на всём свете могу я рассказать про это, –

Варя перевернула страничку.

(16)Происшествие случилось в одной русской деревне, которую наша

часть проходила в отступлении. (17)Я шёл последним в роте... а может, и во

всей армии последним. (18)Перед нами на дороге встала местная девочка лет

девяти, совсем ребёнок, видимо, на школьной скамье приученная любить

Красную Армию... (19)Конечно, она не очень разбиралась в стратегической

обстановке. (20)Она подбежала к нам с полевыми цветами, и, так случилось,

они достались мне. (21)У неё были такие пытливые, вопросительные глаза –

на солнце полуденное в тысячу раз легче глядеть, но я заставил себя взять

букетик, потому что я не трус, матерью моей клянусь тебе, Поленька, что я

не трус. (22)Зажмурился, а принял его у неё, покидаемой на милость врага...

(23)С тех пор держу тот засохший веничек постоянно при себе, на теле моём,

словно огонь за пазухой ношу, велю его в могилу положить на себя, если что

случится. (24)Я-то думал, семь раз кровью обольюсь, прежде чем мужчиной

стану, а вот как оно происходит, всухую… и это купель зрелости! –

Поленька, хватит ли всей моей жизни тот подарок оплатить...»

(27)– Да, он очень вырос, твой Родион, ты права... – складывая письмо,

сказала Варя, потому что при подобном строе мыслей вряд ли этот солдат

оказался бы способен на какой-либо предосудительный поступок.

(28)Обнявшись, подружки слушали шелест дождя и редкие,

затухающие гудки автомашин. (29)Темой беседы служили события

истекшего дня: открывшаяся на центральной площади выставка трофейных

самолётов, незасыпанная воронка на улице Весёлых, как они уже привыкли

её называть в обиходе между собой, Гастелло, чей самозабвенный подвиг

прогремел в те дни на всю страну.

Примерный литературный аргумент по данному тексту

В романе Л.Леонова «Русский лес» есть эпизод, когда героиня романа Поля получает с фронта письмо от своего друга Родиона. В своем первом фронтовом письме любимой девушке он рассказывает о том, как встреча с маленькой девочкой в русской деревне во время отступления наших солдат заставила его почувствовать ответственность за себя и других, изменила внутренне. «Я-то думал, семь раз кровью обольюсь, прежде чем мужчиной стану, а вот как оно происходит, всухую… и это купель зрелости!» - признается Родион в письме. Автор убеждает читателей в том, что взросление юношей на войне происходило очень быстро, потому что личная ответственность каждого за происходящее была слишком велика. (101 слово)

Еще один аргумент по проблеме

Приведу другой пример. В повести Б.Васильева «А зори здесь тихие…» в неравный бой с фашистскими диверсантами вступают девушки-зенитчицы, почти девочки. От личного мужества Риты Осяниной, Жени Комельковой, Лизы Бричкиной, Сони Гурвич, Гали Четвертак зависело очень многое. В одно мгновение героини повзрослели, поняв, какая огромная ответственность легла на их хрупкие плечи.

Глупо, нелепо гибнут девчонки. Но можно ли осуждать Лизу, торопившуюся привести помощь? Или Соню, вернувшуюся за кисетом Васкова? Нам ли судить Галю Четвертак, испугавшуюся проходивших мимо фашистов, или Риту, выстрелившую себе в висок, чтобы не быть обузой для Федота Васкова? Конечно же, нет, потому что смерть их не бессмысленна, ведь не может быть бессмысленной смерть тех, кто погиб, защищая Родину. Именно об этом говорит в своем последнем разговоре с Васковым Рита: «… мы Родину защищали».

Всего пятеро девчонок встали на пути целого отряда фашистских диверсантов – и победили, не пропустили врага! Их подвиг не может не восхищать читателей. 148 слов

Возможное заключение

Произведения Л.Леонова и Б.Васильева заставляют задуматься о том, что мальчики и девочки на войне становились зрелыми, потому что начинали осознавать: победа над врагом зависела от личного вклада каждого солдата. И неважно, сколько тебе было лет.

    Тема: Нравственная оценка факта войны. (Осуждение войны в произведениях литературы)

Напишите сочинение по плану, используя готовые аргументы

    Безумие и противоестественность войны. Цитата из романа Л.Н.Толстого «Война и мир». («Война – не любезность…»)

    Война – это… (моя оценка факта войны – развернутое рассуждение)

    Л.Толстой «Война и мир» - первый аргумент.

В романе Л.Н.Толстого «Война и мир» проявляется осуждение автором войны, ее жестокости и бессмысленности. Например, один из любимых персонажей Толстого Николай Ростов, раненый в первом бою, видит идущих к нему людей и чувствует облегчение, надеясь на то, что ему помогут. Но когда он понимает, что его идут убивать (один из французов целился в него), Николай, потрясенный, выхватывает пистолет и швыряет им в своего врага, как мальчишка камнем. Мы понимаем, что этот бессмысленный поступок подчеркивает убеждение Толстого: война – это то, что совершенно не свойственно человеческой натуре, это абсурд, и отсюда абсурдный поступок Николая.

В другом эпизоде этот же герой совершит подвиг: заметив, что французы теснят наших, ещё миг и начнется самое страшное – избиение окруженных, Николай, не дожидаясь команды, увлечет эскадрон, погонит французов, спасет своих. Герой? Да. И крест Георгиевский он получит, и повышение по службе ему придет, но в памяти у Николая после этого боя останется совсем другое: в разгар атаки он, настигая убегающего француза, взмахнет саблей и вдруг увидит смертельно испуганное лицо… не врага, не подлого захватчика (хотя он был и врагом, и захватчиком), а человека, ощутившего ужас приближающейся смерти. И рука дрогнула, он не рубанул, а лишь царапнул француза, остановив удар.

Так рождается очень важное чувство, которое испытывает герой: можно и нужно идти в бой, когда зовет долг, но нельзя испытывать упоение, убивая людей, даже врагов.

    Л.Андреев «Красный смех»

М.Шолохов «Донские рассказы»

В «Донских рассказах» М.Шолохов показывает казачью жизнь в период гражданской войны. Все рассказы проникнуты мыслью: острая классовая борьба размежевала не только Дон, станицу, хутор, но и казачьи семьи. Шолохов показывает преступность войны, её губительные разрушительные последствия как для судьбы «тихого» Дона, так и для России в целом. В этой войне неправы обе стороны . Очень точно выразит эту авторскую мысль в романе «Тихий Дон» Григорий Мелехов: «Мне, если направдок гутарить, ни те, ни эти не по совести».

Особенно ярко трагический раскол среди казаков показан в рассказе «Родинка». Главные герои – отец и сын Кошевые, которых революция поставила по разные стороны баррикад. Николка, командир красного эскадрона, ведет непримиримую борьбу с белыми бандами. Эскадрон его однажды сталкивается с бандой, атаманом которой является его отец. К моменту его трагического поединка с отцом Шолохов приурочивает размышления Николки о покривившемся ходе его жизни: « Учиться бы поехать куда-нибудь, а тут банда… Опять кровь, а я уже уморился так жить… Опостылело всё…»

Эта недвусмысленная оценка войны дополняется в рассказе многозначительной деталью: посыльный, привезший пакет. До смерти загнал лошадь, и это еще больше убеждает Николку в неправоте творимого дела.

Трагедией заканчивается рассказ: отец и сын, неузнанные, встречаются на поле боя, отец убивает сына и случайно узнает его по родинке, понимает, что совершил страшный грех, и сам себе выносит приговор.

    Тема: Нравственный выбор человека в условиях войны

В.Быков «Сотников»

Василь Быков – белорусский писатель. Сам он прошел Великую Отечественную войну, был тяжело ранен, воевал на территории родной Белоруссии, где от рук фашистов погиб каждый четвертый житель.

Проблеме нравственного выбора человека на войне посвящена его повесть «Сотников». В основе сюжета книги история о том, как два партизана: Сотников и Рыбак отправляются в деревню, чтобы добыть овцу для отряда. До этого герои были мало знакомы, хотя уже успели повоевать и даже выручить друг друга в бою. Сотников чувствует себя нездоровым, но все же вызывается идти.

Рыбак, парень простодушный и добрый, жалеет его, отдает свое полотенце, чтобы Сотников замотал горло, делится с ним остатками еды, не бросает Сотникова во время столкновения с полицаями, хотя и имеет возможность убежать.

Вначале симпатии читателя на стороне Рыбака: кажется, что именно этому герою суждено совершить подвиг. Он смелый, отчаянный, не бросает товарища в трудную минуту.

Ситуация меняется после ареста героев. Перед выбором ставит автор своих героев: погибнуть, но не запятнать своей совести или остаться жить, но стать предателем.

Внешне слабый Сотников оказывается сильным духом человеком. Он сразу осознает безысходность ситуации и делает выбор. Он ни секунды не колеблется, предпочитая умереть, чем предать товарищей и свои нравственные принципы.

Рыбак же до последней минуты не верит, что из этой западни не вырваться. Он вступает в опасную игру с врагом и, сам того не желая, проговаривается, попав в искусно расставленную ловушку. С этого момента начинается его нравственное падение. Обратной дороги нет, и Рыбак начинает жить по другим законам. В конце повести он становится палачом своего бывшего товарища Сотникова.

Герои В.Быкова, оказавшись в кризисной ситуации, выявляют свою суть. Повесть «Сотников» учит нас тому, что в самых бесчеловечных ситуациях человек должен поступать по совести, оставаться человеком, как бы трудно это порой ни было.

В.Быков «Обелиск»

В основе сюжета повести – история учителя Алеся Мороза, который незадолго до войны приезжает в поселок Сельцо в Западной Белоруссии и своей главной задачей считает не только обучение детей грамоте, но и воспитание в них чувства собственного достоинства, гражданского самосознания. «Главное, - говорит он, - чтобы ребята теперь поняли, что они люди, не быдло…»

Когда приходят немцы, Морозу разрешают продолжить работу в школе. Такое разрешение можно было бы считать сотрудничеством с оккупантами, но Мороз, рискуя жизнью, учил детей мужеству, воспитывал в них ненависть к захватчикам. Его ученики совершили диверсию, взорвав машину с фашистами, были захвачены и приговорены к смерти.

Находившийся в партизанском отряде Мороз узнает, что немцы обещают отпустить детей, если он добровольно сдастся. И сам учитель, и партизаны понимают, что это лишь уловка, мальчишки будут казнены в любом случае. Ситуация нравственного выбора осложняется еще и тем, что Мороз знает местонахождение партизанского отряда. Если он под пытками проговорится, жизнь многих людей окажется под угрозой. С одной стороны – «простая арифметика», с другой – главный герой ощущает себя Учителем, несущим моральную ответственность за то, какие нравственные качества воспитал он в своих учениках. И, несмотря на запрет, Мороз возвращается в поселок и сдается в руки фашистов, чтобы поддержать ребят в трудную минуту. Он погибает вместе с ними, но помогает бежать своему лучшему ученику Павлу Миклашевичу.

Отношение к поступку Алеся Мороза в повести у разных героев неоднозначно. Многие люди считали, что учитель поступил необдуманно и жертва его бессмысленна. Автор повести заставляет и читателей сделать свой выбор – дать оценку поступку героя. Лично я согласен с мнением Павла Миклашевича, который всю жизнь доказывал, что Алесь Мороз совершил настоящий подвиг и имя его достойно быть высечено на обелиске рядом с именами его учеников. В трагической ситуации он решил находиться со своими учениками, чтобы показать им пример мужества и стойкости перед лицом смерти.

Алесь Мороз напоминает мне великого педагога Януша Корчака, который тоже погиб вместе со своими воспитанниками. Это истинные педагоги, Учителя с большой буквы.

    Что позволяет человеку остаться человеком в страшных нечеловеческих условиях войны?

М.Шолохов «Жеребёнок»

Главную тему «Донских рассказов» М.Шолохова можно определить так: расчеловечевание и красных, и белых в ходе гражданской войны и редкие минуты торжества очень трудного обратного процесса – вочеловечевания.

Так, в одном из лучших рассказов «Жеребенок» автор рассказывает о том, как у кобылы рождается жеребенок, а комиссар приказывает его застрелить. Однако герой рассказа Трофим не может этого сделать, он его спасает, когда жеребенок тонет, а сам Трофим погибает.

М.Шолохов на примере этого героя показывает, что христианские ценности, евангельские заповеди, оказывается, интуитивно живут в душах людей, человеческое утрачено в ходе братоубийственной войны не до конца. Автор уверен, что в людях есть гуманистические ресурсы, он надеется на то. Что в людях не до конца вытравлены сочувствие, доброта, желание освободиться от жестокости и насилия войны.

М.Шолохов «Шебалково семя»

В рассказе «Шебалково семя» красноармейцы убивают белогвардейскую шпионку, предлагают они убить и найденного в телеге младенца: « За ноги его да об колесо! Что ты с ним страдаешь, Шебалок?» Раз ребёнок прижит от белогвардейской шпионки, то он должен считаться врагом.. Казалось бы, налицо первобытная жестокость, утрата самой главной христианской ценности.

А вот у красноармейца Шебалка это чувство сохраняется, хотя сам герой и не догадывается о нем: «А мне жалко постреленка до крайности!» И вот это «жалко» сразу говорит о том, что сердца казаков не до конца огрубели и утратили милосердие. И красные, и белые могут быть зверьми, а могут и людьми.

«Донские рассказы» коротки, но в них отчетливо звучит авторская позиция6 тревога за судьбы людей и одновременно вера в победу доброго начала в человеке.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Готовимся к сочинению по второму направлению Задание: напишите вступление и собственное рассуждение по проблеме. Используйте готовые аргументы. Тема сочинения: Почему на войне быстро происходило взросление юношей и девушек?

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

Перед нами тема-вопрос «Почему на войне быстро происходило взросление юношей и девушек? Ответ на вопрос и есть главный тезис сочинения- рассуждения. Отвечаем- значит, пишем тезис основной части.

6 слайд

Описание слайда:

Главный тезис основной части сочинения. Во все времена в разных странах война была противоестественна, особенно для детей, молодых юношей и девушек. Жестокость войны для маленьких граждан любой страны подчёркивали писатели в своих произведениях. Борис Васильев и Л.Леонов -наши русские писатели советской поры дают ответ: «Почему на войне происходит взросление юношей и девушек?»

7 слайд

Описание слайда:

Примерный литературный аргумент по данному тексту В романе Л.Леонова «Русский лес» есть эпизод, когда героиня романа Поля получает с фронта письмо от своего друга Родиона. В своем первом фронтовом письме любимой девушке он рассказывает о том, как встреча с маленькой девочкой в русской деревне во время отступления наших солдат заставила его почувствовать ответственность за себя и других, изменила внутренне. «Я-то думал, семь раз кровью обольюсь, прежде чем мужчиной стану, а вот как оно происходит, всухую… и это купель зрелости!» - признается Родион в письме. Автор убеждает читателей в том, что взросление юношей на войне происходило очень быстро, потому что личная ответственность каждого за происходящее была слишком велика. (101 слово)

8 слайд

Описание слайда:

Второй аргумент по проблеме: Приведу другой пример. В повести Б.Васильева «А зори здесь тихие…» в неравный бой с фашистскими диверсантами вступают девушки-зенитчицы, почти девочки. От личного мужества Риты Осяниной, Жени Комельковой, Лизы Бричкиной, Сони Гурвич, Гали Четвертак зависело очень многое. В одно мгновение героини повзрослели, поняв, какая огромная ответственность легла на их хрупкие плечи. Глупо, нелепо гибнут девчонки. Но можно ли осуждать Лизу, торопившуюся привести помощь? Или Соню, вернувшуюся за кисетом Васкова? Нам ли судить Галю Четвертак, испугавшуюся проходивших мимо фашистов, или Риту, выстрелившую себе в висок, чтобы не быть обузой для Федота Васкова? Конечно же, нет, потому что смерть их не бессмысленна, ведь не может быть бессмысленной смерть тех, кто погиб, защищая Родину. Именно об этом говорит в своем последнем разговоре с Васковым Рита: «… мы Родину защищали».

9 слайд

Описание слайда:

Заключение- вывод: Всего пятеро девчонок встали на пути целого отряда фашистских диверсантов – и победили, не пропустили врага! Их подвиг не может не восхищать читателей. 148 слов Произведения Л.Леонова и Б.Васильева заставляют задуматься о том, что мальчики и девочки на войне становились зрелыми, потому что начинали осознавать: победа над врагом зависела от личного вклада каждого солдата. И неважно, сколько тебе было лет.

10 слайд

Описание слайда:

Безумие и противоестественность войны. Цитата из романа Л.Н.Толстого «Война и мир». («Война – не любезность…») Напишите сочинение, используя готовые аргументы к сочинению: В романе Л.Н.Толстого «Война и мир» проявляется осуждение автором войны, ее жестокости и бессмысленности. Например, один из любимых персонажей Толстого Николай Ростов, раненый в первом бою, видит идущих к нему людей и чувствует облегчение, надеясь на то, что ему помогут. Но когда он понимает, что его идут убивать (один из французов целился в него), Николай, потрясенный, выхватывает пистолет и швыряет им в своего врага, как мальчишка камнем. Мы понимаем, что этот бессмысленный поступок подчеркивает убеждение Толстого: война – это то, что совершенно не свойственно человеческой натуре, это абсурд, и отсюда абсурдный поступок Николая.

11 слайд

Описание слайда:

Используйте и эти аргументы: В другом эпизоде этот же герой совершит подвиг: заметив, что французы теснят наших, ещё миг и начнется самое страшное – избиение окруженных, Николай, не дожидаясь команды, увлечет эскадрон, погонит французов, спасет своих. Герой? Да. И крест Георгиевский он получит, и повышение по службе ему придет, но в памяти у Николая после этого боя останется совсем другое: в разгар атаки он, настигая убегающего француза, взмахнет саблей и вдруг увидит смертельно испуганное лицо… не врага, не подлого захватчика (хотя он был и врагом, и захватчиком), а человека, ощутившего ужас приближающейся смерти. И рука дрогнула, он не рубанул, а лишь царапнул француза, остановив удар. Так рождается очень важное чувство, которое испытывает герой: можно и нужно идти в бой, когда зовет долг, но нельзя испытывать упоение, убивая людей, даже врагов.

12 слайд

Описание слайда:

Аргументы из другого произведения: В «Донских рассказах» М.Шолохов показывает казачью жизнь в период гражданской войны. Все рассказы проникнуты мыслью: острая классовая борьба размежевала не только Дон, станицу, хутор, но и казачьи семьи. Шолохов показывает преступность войны, её губительные разрушительные последствия как для судьбы «тихого» Дона, так и для России в целом. В этой войне неправы обе стороны. Очень точно выразит эту авторскую мысль в романе «Тихий Дон» Григорий Мелехов: «Мне, если направдок гутарить, ни те, ни эти не по совести».

13 слайд

Описание слайда:

Второй аргумент из рассказа М.Шолохова «Родинка»: Особенно ярко трагический раскол среди казаков показан в рассказе «Родинка». Главные герои – отец и сын Кошевые, которых революция поставила по разные стороны баррикад. Николка, командир красного эскадрона, ведет непримиримую борьбу с белыми бандами. Эскадрон его однажды сталкивается с бандой, атаманом которой является его отец. К моменту его трагического поединка с отцом Шолохов приурочивает размышления Николки о покривившемся ходе его жизни: « Учиться бы поехать куда-нибудь, а тут банда… Опять кровь, а я уже уморился так жить… Опостылело всё…»

14 слайд

Описание слайда:

Проверяем полученное сочинение: Наша страна пострадала от множества войн. Это крупные войны:Отечественная 1812-го года, Гражданская война и Великая Отечественная война 1941- 1945-го годов. Особенно противоестественна и безумна была для нашей Родины Гражданская и Великая Отечественная…И писатели: Лев Николаевич Толстой в романе «Война и мир» и М.Шолохов в «Донских рассказах» поведали о страшной Гражданской войне.

15 слайд

Описание слайда:

Первый и второй аргументы: В романе Л.Н.Толстого «Война и мир» проявляется осуждение автором войны, ее жестокости и бессмысленности. Например, один из любимых персонажей Толстого Николай Ростов, раненый в первом бою, видит идущих к нему людей и чувствует облегчение, надеясь на то, что ему помогут. Но когда он понимает, что его идут убивать (один из французов целился в него), Николай, потрясенный, выхватывает пистолет и швыряет им в своего врага, как мальчишка камнем. Мы понимаем, что этот бессмысленный поступок подчеркивает убеждение Толстого: война – это то, что совершенно не свойственно человеческой натуре, это абсурд, и отсюда абсурдный поступок Николая. В другом эпизоде этот же герой совершит подвиг: заметив, что французы теснят наших, ещё миг и начнется самое страшное – избиение окруженных, Николай, не дожидаясь команды, увлечет эскадрон, погонит французов, спасет своих. Герой? Да. И крест Георгиевский он получит, и повышение по службе ему придет, но в памяти у Николая после этого боя останется совсем другое: в разгар атаки он, настигая убегающего француза, взмахнет саблей и вдруг увидит смертельно испуганное лицо… не врага, не подлого захватчика (хотя он был и врагом, и захватчиком), а человека, ощутившего ужас приближающейся смерти. И рука дрогнула, он не рубанул, а лишь царапнул француза, остановив удар.

16 слайд

Описание слайда:

Третий и четвёртый аргументы: В «Донских рассказах» М.Шолохов показывает казачью жизнь в период гражданской войны. Все рассказы проникнуты мыслью: острая классовая борьба размежевала не только Дон, станицу, хутор, но и казачьи семьи. Шолохов показывает преступность войны, её губительные разрушительные последствия как для судьбы «тихого» Дона, так и для России в целом. В этой войне неправы обе стороны. Очень точно выразит эту авторскую мысль в романе «Тихий Дон» Григорий Мелехов: «Мне, если направдок гутарить, ни те, ни эти не по совести». Особенно ярко трагический раскол среди казаков показан в рассказе «Родинка». Главные герои – отец и сын Кошевые, которых революция поставила по разные стороны баррикад. Николка, командир красного эскадрона, ведет непримиримую борьбу с белыми бандами. Эскадрон его однажды сталкивается с бандой, атаманом которой является его отец. К моменту его трагического поединка с отцом Шолохов приурочивает размышления Николки о покривившемся ходе его жизни: « Учиться бы поехать куда-нибудь, а тут банда… Опять кровь, а я уже уморился так жить… Опостылело всё…»

17 слайд

Описание слайда:

Заключение-вывод: Так в романе «Война и мир» рождается очень важное чувство, которое испытывает герой: можно и нужно идти в бой, когда зовет долг, но нельзя испытывать упоение, убивая людей, даже врагов. А «Донские рассказы» Шолохова заканчиваются трагедией: отец и сын, неузнанные, встречаются на поле боя, отец убивает сына и случайно узнает его по родинке, понимает, что совершил страшный грех, и сам себе выносит приговор. Оба героя рано повзрослели: для жизни второго поставлена точка. Не только для тела человека гибельна война, но и для души его.

18 слайд

Описание слайда:

Спасибо за внимание! Презентацию приготовила учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 13 города Южно-Сахалинска, Гелевская Алла Ивановна.