Какие произведения написал шолохов. Михаил Александрович Шолохов Донские рассказы (сборник). Михаил Шолохов: произведения. Список самых известных

Почему отношения Базарова и Одинцовой закончились трагически? (по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)

Тургенев всегда считал, что именно любовь проверяет человека, а потому любовная линия Базаров - Одинцова очень важна для пони-мания романа в целом. С момента ее возникновения конкретно-историческая линия развития сюжета преобразуется в нравственно-

философскую, на смену идейным спорам приходят вопросы, постав-ленные самой жизнью, а характер героя становится сложнее и проти-воречивее. Он. отрицавший романтику любви, сам влюбился роман-тически, безнадежно. В конфликт вступают его чувства и прежние убеждения, что делает отношения с Одинцовой сложными и подчас болезненными для героя.

Красавица Анна Сергеевна Одинцова - натура сильная, глубо-кая, независимая, наделенная развитым умом, но при зтом она холод-на и эгоистична. В чем-то она похожа иа Базарова: как и он, она свы-сока относится к другим людям, ощущая свое превосходство над ними. Она единственная в романе верно поняла сложный и противо-речивый характер Базарова, по достоинству оценила его, поняла глу-бину и силу возникшего в нем чувства. Казалось бы, все это могло привести к прочному союзу героев. Ведь оба они, по суги, очень оди-ноки. Одинцова, как и Базаров, чувствует, что силы ее богатой натуры остаются нереализованными.

Но что ждет ее с Базаровым? Сцена объяснения героя в любви по-казывает, что гармонии в их взаимоотношениях нег и быть не может. Недаром Анну Сергеевну так пугает какая-то скрытая, но порой вы-рывающаяся наружу грозная сила, таящаяся в Базарове. Ему хватает мужества признать, что он влюблен, как настоящий рома1ггик. но соз-нание этого вызывает у нею самою злость - то ли на себя, то ли на Одинцову. С другой стороны, ей самой не хватает смелости и реши-мости, чтобы связать с ним свою судьбу. Насыщенной, непредсказуе-мой, но крайне трудной жизни с этим необыкновенным человеком она предпочитает несколько скучное, но весьма комфортное сущест-вование в привычных для нее условиях богатого аристократического круга. В конце романа мы узнаем, что Анна Сергеевна весьма удачно вышла замуж и вполне удовлетворена своей жизнью. Так что ответст-венность за несложившиеся отношения с Базаровым лежит и на вей.

И лишь сцена смерти героя снимает те острые противоречия, ко-торые так наглядно проявились в его любви к Одинцовой. Может быть, только во время последнего свидания с умирающим Базаровым она поняла, что потеряла самое ценное в своей жизни. Он же больше не пытается противостоять своему чувству, и оно выливается в по-этическом признании: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет». Но эта гармония лишь на короткий миг освещает героев, так и не сумевших воплотить ее в жизнь.

Можно лн назвать дружбой взаимоотношения Базарова и Аркадия?

Тема дружбы - одна из ведущих в русской литературе XIX века. «Друзья мои, прекрасен наш союз! Он как душа неразделим и вечен» - так характеризовал А.С. Пушкин настоящую дружбу.

Тема дружбы представлена и в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».

Главный герой романа Евгений Базаров появляется перед читателем вместе со своим другом Аркадием. Кажется, что это единомышленники. Друзья вместе учатся на медицинском факультете университета. Арка-дий боготворит своею юварища, восхищается его прогрессивными взглядами, незаурядным харака"ром и независимым поведением. А Ба-заров из тех людей, кто нуждается в учениках и почитателях. Однако эта дружба оказалась недолговечной. В чем же причина?

Базаров и Аркадий - совершенно различные люди. По своим убеждениям Базаров «демократ до конца ногтей». Аркадий попадает под влияние Базарова, хочет быть похожим на него.

Базаров в любой обстановке, в любом доме занимается делом - естественными науками, изучением природы и проверкой теоретиче-ских открытий на практике. Аркадий ничем не занимается, из серьез-ных дел его по-настоящему ни одно не увлекает. Для него главное - уют и покой.

Совершенно разные суждения складываются у них в отношении искусства. Базаров отрицает Пушкина, причем необоснованно. Арка-дий пытается доказать ему величие поэта. Базаров ненавидит многих, а у Аркадия нет врагов. Аркадий не может жить без принципов. Этим он очень близок к своему либеральному отцу и Павлу Петровичу. Арка-дий всегда аккуратен, опрятен, хорошо одет, у него аристократические манеры. Базаров же не считает нужным соблюдать правила хорошего тона, столь важные в дворянском быту. Это сказывается во всех его по-ступках, привычках, манерах, особенностях речи.

Развитие отношений между Баваровым и Аркадием перерастает в конфликт. Взгляды Базарова не становятся органической частью ми-ровоззрения Аркадия, поэтому он так легко от них отказывается. «Ваш брат дворянин, - говорит Базаров Аркадию, - дальше благо-родного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки. Вы, например, не деретесь - и уж воображаете себя молод-

цами, - а мы драться КОТИМ». С Аркадием Базаров расходится в главном - в представлении о жизни, о назначении человека.

Базаров и Аркадий прощаются навсегда. Базаров расстаегся с Ар-кадием, не сказав ему ни одного дружескою слова. Базаров говорит, что у него для Аркадия другие слова, но высказать их - для Базарова романтизм.

Их взаимоотношения нельзя назвать дружбой, потому что дружба невозможна без взаимопонимания, дружба не может быть основана на подчинении одного другому. «Отношение Базарова к своему товарищу бросает яркую полосу света на его характер; у Базарова нет друга, по-тому что он не встретил еще человека, который бы не спасовал перед ним. Личность Базарова замыкается в самой себе, потому что вне ее и вокруг нее почти нет вовсе родственных ей элементов» (Д. Писарев) - вот главное в разногласиях героев.

Почему любовь «сильных личностей» в романе «Отцы и дети» несчастлива?

Тема любви - центральная в творчестве И.С. Тургенева. Все ге-рои писателя проходят своеобразное «испытание любовью». В романе «Отцы и дети» у каждого героя есть своя история любви.

Очень ишересна история любви Павла Петровича Кирсанова к княгине Р. На первый взгляд этот сюжет лишь объясняет нынешнее состояние Павла Петровича. Но стоит немного приглядеться, и стано-вится ясно, насколько эта история символична.

Мы вдруг замечаем, что по живости изображения, по авторскому отношению образ княгини Р. можно сравнить лишь с Анной Сергеев-ной Одинцовой. Но. проведя одну параллель, мы обнаруживаем, на-сколько эти образы вообще схожи между собой.

У них одинаковый стиль жизни - если во второй половине жизни княгиня «плаче! и молится», то Одинцова тоже в деревне из богатой, довольно неприступной дамы вдруг превращается в обычную устав-шую от жизни и очень несчастную женщину. Даже семейное положе-ние у них похоже - тихий и спокойный брак с нелюбимым челове-ком у кня1 пни и точно такая же тихая жизнь сначала с мужем, потом во вдовстве у Одинцовой. Но главное - это ореол таинственности. Княгиня вела «странную жизнь», Анна Сергеевна была «довольно странное существо»

Сравнивая Одинцову с княгиней Р., мы не можем не сопоставить и влюбленных в них мужчин - Павла Петровича и Базарова. Возни-кает некая незримая связь между непримиримыми врагами, и разли-чия в убеждениях, в привычках становятся поверхностными, несерь-езными, когда человек попадает во власть природы. Действительно. Базаров, узнав историю Павла Петровича, становится в отношении к нему мягче, больше не препирается с ним. даже жалеет его, полюбив Анну Одинцову.

Но самая непонятная параллель с историей княгини Р. обнаружива-ется в истории С Фенечкой. Сам Павел Петрович сравнивает между со-бой этих двух совершенно непохожих женщин. Сравнение это лишний раз доказывает, что Павел Петрович до сих пор любит княгиню.

История несостоявшейся любви Павла Петровича и княгини Р. играет значительную роль в романе, являясь своеобразным связую-щим моментом для изображения сложностей и разного рода изломов в судьбе человека.

В начале романа главный герой Базаров изображен как нигилист, человек, «который не склоняется ни перед какими авторитетами, ко-торый не принимает ни одного принципа на веру», для которого ро-мантизм - эго чушь н блажь: «Базаров признает только то, что мож-но ощупать руками, увидеть глазами, положить на язык, словом, только то. что можно освидетельствовать одним из пяти чувств».

Поэтому душевные страдания он считает недостойными настоя-щего мужчины, высокие стремления - надуманными и нелепыми. И этот человек, отрицающий вес и вся, влюбляется в Анну Сергеевну Одинцову, богатую вдову, умную и загадочную женщину. Сначала главный герой гонит от себя это романтическое чувство, прикрываясь грубым цинизмом. Однако вскоре все больше понимает, что испыты-вает какое-то чувство к Анне Сергеевне, но это не сходится с его убе-ждениями, ведь любовь для него - это «белиберда, непростительная дурь», болезнь. В душе Базарова бушуют сомнения и злость, чувство к Одинцовой мучает и бесит его, но все-таки он мечтает об ответной любви. Перед смертью Базаров откидывает все сомнения и убеждения и посылает за Одинцовой.

В чем заключается принцип «тайного психологизма» И.С. Тургенева? (по роману «Отцы и дети»)

Одним из проявлений таланта Тургенева явилось, изобретение своего собственного метода описания психологического состояния героя, который позже получил название «тайного психологизма».

Ивам Сергеевич Тургенев был убежден, что любой писатель, соз-давая свое произведение, должен быть в первую очередь психологом, изображая душевное состояние своих героев и проникая в святые глубины их внутреннего состояния, их чувств и переживаний.

Так, например, мы знаем, что Тургенев во время работы над рома-ном вел дневник от лица своего героя - Базарова. Таким образом, пи-сатель мог намного глубже передать его ощущения, потому что, ведя дневник, автор на время как бы «превращался» в Базарова и пытался вызвать в себе к - мысли и чувства, которые мог бы нережива1ь и icpoii.

Однако в то же время писатель считал, что читателю не стоит рас-сказывать подробно о процессе зарождения и развития в герое чувств и переживаний, что нужно описывать только внешние проявления их. Тогда автор не наскучит читателю (как сказал Тургенев, «лучший способ поскучать - это все сказать»). Иначе говоря, писатель поста-вил перед собой цель не столько растолковать сущность психологиче-ских состояний своих персонажей, сколько описать эти состояния, показать их «внешнюю» сторону.

В этом смысле характерно развитие состояния Аркадия перед отъездом из Никольского.

Сначала Тургенев показывает ход мыслей Аркадия, то, что он ду-мает. Потом у героя появляется какое-то смутное чувство (автор нам пи чувство до конца не растолковывает, он просто его упоминает). Еще через некоторое время происходит осознание Аркадием этого чувства. Он думает об Анне Одинцовой, но постепенно его воображе-ние рисует ему другой образ - Катю. И наконец, на подушку падает слеза Аркадия. При этом Тургенев никак не комментирует все эти пе-реживания Аркадия - он их просто описывает. Так. например, чита-тели сами должны догадаться, почему вместо Анны Сергеевны Арка-дий в своем воображении видит Катю и почему в этот момент на его подушку капает слеза.

Иван Сергеевич Тургенев, описывая «содержание» переживаний своего героя, никогда ничего не утверждает. Он все описывает в виде

предположений. Об этом говорят, например, многочисленные автор-ские ремарки («возможно», «может быть», «должно быть»). Иначе го-воря, автор опять же предоставляет читателю право самому догадать-ся, что происходит внутри героя.

Также весьма распространенный прием Тургенева при изображе-нии душевного состояния героя - это умолчание. Показывается толь-ко действие героя, которое вообще никак не комментируется. Просто констатируется факт. Так. например, после объяснения с Одинцовой Базаров уходит в лес и возвращается только спустя несколько часов весь грязный. С мокрыми от росы сапогами, взъерошенный и угрю-мый. Тут уж нам самим приходится догадываться, что чувствовал ге-рой, когда бродил по лесу, о чем он думал и что переживал.

В заключение стоит сказать, что принцип тайного психологизма делает роман «Отцы и дети» чрезвычайно увлекательным. Читатель как бы сам становится действующим лицом романа, он как бы втянут в действие. Автор не дает читателю заснуть, постоянно даст ему пишу для размышления. Прочитать роман, не думая, практически невозмож-но. Постоянно приходится так или иначе трактовать героев. Также можно сказать, что отчасти именно этот принцип делает роман сравни-тельно небольшим по размеру, что также облегчает его прочтение.

В романе «Обломов» Гончаров предпринял попытку выразить свое представление о том, что является подлинной «нормой» человеческого бытия, утраченной в современном ему мире, и показать героя, отве-чающего этой «норме». В ком же - Обломове или Ш гольце - вопло-тился авторский идеал?

Очевидно, эти герои являются антиполами и во всем нрошвопос-тавлены друг другу. В противовес апатичному и бездеятельному Обло-мову Штольц энергичен и деловит. Он врывается в сонный, неподвиж-ный мир Обломова. как вихрь, призванный все переменить, предлагая другу вырваться из плена уютной комнаты, которая совершенно погло-тила Обломова, лишила сил, энергии, и отправиться в дальнюю поез iky за границу. «Дыши чистым воздухом...» - призывает Штольц. Но ДЛЯ

Ильи Ильича любой род деятельности, даже обычный переезд на но-вую квартиру, является тяжким бременем. Он готов всю жизнь проле-жать на уютном диване в своем любимом халате, а проект преобразо-вания его родного имения Обломовки так и остается лишь проектом.

Кажется, все перечисленное должно свидетельствовать в пользу Штольца, но что-то не позволяег нам считать его тем идеалом лично-сти, о котором мечтал писатель. Хотя известно, что, по замыслу автора, именно в этом герое должны были соединиться лучшие черты лично-сти. Недаром его мать - русская дворянка с нежным сердцем и поэти-ческой душой - передала Андрею свою духовность, а отец - немец, прививший сыну навыки самостоятельного и упорного труда, умение полагаться на собственные силы. Такое соединение, по мысли писате-ля, должно было создать гармоничный характер. Но на деле вышло иначе: рациональность и практицизм приводят этого героя к потере че-ловечное) и, а идеал писателя - «ум и сердце вместе». Видимо, поэто-му авторские симпатии оказываются не на стороне Штольца. Ведь для писателя, как и для Обломова, важна не просто деятельность сама по себе, а то, к чему она ве, да, I [деал же Штольца слишком прозаичен и приземлен. «У1ы не Титаны с гобой. - говорит он своей жене Ольге, - склоним головы и смиренно переживем трудную минуту». Такова логика человека, винтящего практическую сторону дела и гото-вого сосредоточиться на частных вопросах, не разрешая главного.

Но иное дело - натуры, подобные Обломову. мучимые «общече-ловеческим недугом», а потому не удовлетворенные решением част-ных проблем. Оказывается, что причины его бездеятельности и апа-тии не только в воспитании и характере самого героя, они глубже и серьезнее. По словам Обломова, в течение двенадцатилетней жизни в Петербурге в его душе «был заперт свет, который искал выхода, но... не вырвался на волю и угас».

По моему мнению, идеал в романс Гончарова воплотился не в од-ном герое, а в двух, таких разных, но так гармонично дополняющих друг друга. А может быть, в этом и есть настоящая правда жизни.

В чем причина бездеятельности Обломова? (но роману И.Л. Гончарова «Обломов»)

Роман Гончарова и его главный герой всегда вызывали противоречи-вые отклики критики. Неоднозначен и огвет на поставленный вопрос.

Вслед за Добролюбовым мы можем объяснить «лежание» Обло-мова «совершенной инертностью, происходящей от его апатии ко всему, что делается на свете. Причина же апатии заключается отчасти в его внешнем положении, отчасти же в образе его умственного и нравственного развития. По внешнему своему положению он - ба-рин... Ясно, что Обломов не тупая, апатическая натура, без стремле-ний и чувств, а человек, тоже чего-то ищущий в своей жизни, о чем-то думающий. Но гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других развила в нем апати-ческую неподвижность и повергла его в жалкое существование нрав-ственного раба».

Приняв точку зрения Писарева, можно утверждать, что «автор за-думал проследить мертвящее, губительное влияние, которое оказы-вают на человека умственная апатия, усыпление, овладевающее мало-помалу всеми силами души, охватывающее и сковывающее собою все лучшие, человеческие, разумные движения и чувства. Эта апатия со-ставляет явление общечеловеческое, она выражаемся в самых разно-образных формах и порождается самыми разнородными причинами: но везде в ней играет главную роль страшный вопрос: «зачем жить"." к чему трудиться?» - вопрос, на который человек часто не может най-ти себе удовлетворительного ответа. Этот неразрешенный вопрос, это неудовлетворенное сомнение истощают силы, губят деятельность; у человека опускаются руки, и он бросает труд, не видя ему цели».

Современные же критики П. Вайль и А. Генис полагают, что «Об-ломов является в роман законченным, совершенным и оттого непод-вижным. Он уже состоялся, выполнив свое предназначение только тем, что явился на свет. «Жизнь его не только сложилась, но и созда-на, даже предназначена была так просто, немудрено, чтоб выразить возможность идеально спокойной стороны человеческого бытия» - к такому выводу приходи i Обломов к концу своих дней».

Как соотносятся мотивы мгновения и вечности в поэзии А.А. Фета?

Поэзия Фета наполнена «сладкими» звуками, которые передают красоту и гармонию окружающего мира: «Прозвучало над ясной ре-кою. / Прозвенело в померкшем лугу...». Недаром многие отмечали особую музыкальность его лирики, в которой звуки музыки - тоже

составляющие вечности. Все ЭТО и есть те «прекрасные мгновенья», из которых она складывается. А потому у Фета мотив мгновения не только не противостоит вечности, а становится ее органической ча-стью. Ведь выразить всю полноту мироздания возможно, лишь нау-чившись улавливать ее в каждом миге жизни. Так устроена и сама природа, и Фет призывает нас: «Учись у них - у дуба, у березы...». Но как «остановить мгновенье» и в словах выразить «невыразимое»?

Русская поэзия билась над згой загадкой еще со времен Жуков-ского, но, пожалуй, именно Фету, «певиу мгновенья», удалось вплот-ную приблизиться к ее решению. Подобно художникам-импрессионистам, он не столько передает точную картину, сколько свои впечатления, мимолетные ощущения, «мгновенные снимки па-мяти», складывающиеся в цельный и психологически достоверный поэтический образ. Например, в строке из стихотворения «Вечер»: «Прокатилось над рощей немою...» - эпитет «немою» передает не качество самой рощи, а то впечатление, которое производит на поэта особое состояние природы, когда вечером, перед наступлением ночи, в лесах умолкают голоса птиц, зверей, и кажется, что вся природа за-мерла.

На таких же ассоциативных связях «мгновенных снимков» впе-чатлений, чувств, звуков построены, по сути, все стихотворения поэта, и в их числе «самое фетовское» - «Шепот, робкое дыха-нье...». В нем отблески, тени, колыханья природы становятся в один ряд «волшебных изменений милого лица», которое, в свою очередь, начинает восприниматься как одна из теней ночи, на смену которой идет заря. И сама любовь оказывается той вечностью, «чудные мгно-венья» которой волшебная сила поэзии способна запечатлеть и пода-рить нам.

Так возникает искусство, в котором вечность и мгновение спле-таются в нерасторжимое единство. И мне кажется, что именно о та-ком художнике, как Фет, были сказаны прекрасные слова Пастернака: «Ты - вечности заложник, у времени в плену».

В чем новаторство Н.Л. Некрасова в поэтическом воплощении темы поэта и поэзии?

К теме поэта и поэзии не раз обращались многие художники сло-ва, по раскрывали ее в своих произведениях по-разному.

Образ некрасовской Музы совсем не похож на традиционный об-раз богини поэзии. В стихотворении «Вчерашний день, часу в шес-том...», написанном в 1848 году, Некрасов пишет, что его Муза - родная сестра крестьянки, истязаемой на плошали кнутом. Этот образ «кнутом иссеченной музы» сохраняется на всем протяжении творче-ства поэта и определяет новизну его задач.

Поза созерцательного поэта-оличмийца. равнодушно внимающего добру и злу, неприемлема дтя Некрасова. Он утверждает необходи-мость быть не просто творцом, но прежде всего гражданином:

Будь фажданин! служа искусству. Для блага ближнего живи. Свой гений подчиняя чувству Всеобнимающен Любви...

Такова главная тема поэтической декларации Некрасова - стихо-творения «Поэт и гражданин».

Во многих других стихотворениях Некрасов также настойчиво ищет ответ на вопрос, каким должен быть истинным поэт-гражданин. Эти размышления отражаются, например, в стихотворении «Блажен незлобивый поэт...». Некрасов «незлобивому поэту» противопостав-ляет поэта-обличителя, который «питает ненавистью грудь», а его «карающая лира» «проповедует любовь враждебным словом отрица-нья». При этом он отдавал себе отчет в том, что исполнение такой за-дачи требует от поэта огромного мужества и стойкое! и.

Сам Некрасов порой сомневался в своих силах, что нашло отра-жение в таких стихотворениях, как «Замолкни, Муза мести и печа-ли!..» и «Элегия», относящихся к его поздней лирике. Но, несмотря ни на что. Некрасов не отказывается от служения интересам народа. Минуты сомнения проходили, и пои moi С гордостью утверждать: «Я лиру посвятил народу своему».

Некрасов явился для русского общества примером поэта-гражданина, который «как свои на теле носит все язвы родины своей» и, невзирая ни на какие трудности, выполняет свой долг до конца. И в иом выразился его вклад в дело создания новой русской поэзии, от-вечающей задачам времени. Оно было подхвачено последователями Некрасова, которые видели свой долг в том. чтобы искусство стало поистине народным и гражданским.

Взаимоотношения Базарова и Одинцовой - смертельная рана Базарова

Любовь в произведениях Тургенева - сила природная, подчиняющая себе человека зачастую помимо его желания, она прекрасна, грозна и мгновенна, как молния. Любовь - прекрасное мгновение, которое не дано остановить, как не остановить молнию. Любовь - всегда испытание, потому что она требует самопожертвования. Эту ситуацию “испытания любовью” переживают все герои Тургенева, и герои «Отцов и детей» - не исключение. С момента ее возникновения конкретно-историчес- кая линия развития сюжета преобразуется в нравственно-философ- скую, на смену идейным спорам приходят вопросы, постав¬ленные самой жизнью, а характер героя становится сложнее и проти-воречивее. Он, отрицавший романтику любви, сам влюбился роман¬тически, безнадежно. В конфликт вступают его чувства и прежние убеждения, что делает отношения с Одинцовой сложными и подчас болезненными для героя.
Однако центр романа составляет история любви Базарова и Одинцовой. Именно встреча с Анной Сергеевной словно делит роман на две части. Если в первой части романа мы видим Базарова-победителя- , нигде не встречающего достойного сопротивления, самоуверенного и сильного, то вторая часть показывает нам другого Базарова. Он столкнулся с силой посерьёзнее Павла Петровича. И эта сила - любовь. Трагедия этой любви не только в том, что она осталась безответной.

Развитие отношений между Базаровым и Одинцовой занимает центральное место. До встречи с Анной Сергеевной любовь была одним из красивых “слов”, герой иронически называл её “романтизмом”, “дурью”, “художеством”. Наверное, на такое отношение к любви герой имеет право: история Павла Петровича и княгини Р.- весомое тому доказательство.

Красавица Анна Сергеевна Одинцова - натура сильная, глубо¬кая, независимая, наделенная развитым умом, но при этом она холод¬на и эгоистична. В чем-то она похожа на Базарова: как и он, она свы¬сока относится к другим людям, ощущая свое превосходство над ними. Она единственная в романе верно поняла сложный и противо-речивый характер Базарова, по достоинству оценила его, поняла глу¬бину и силу возникшего в нем чувства. Казалось бы, все это могло привести к прочному союзу героев. Ведь оба они, по сути, очень оди¬ноки. Одинцова, как и Базаров, чувствует, что силы ее богатой натуры остаются нереализованными.
Но что ждет ее с Базаровым? Сцена объяснения героя в любви по¬казывает, что гармонии в их взаимоотношениях нет и быть не может. Недаром Анну Сергеевну так пугает какая-то скрытая, но порой вы¬рывающаяся наружу грозная сила, таящаяся в Базарове. Ему хватает мужества признать, что он влюблен, как настоящий романтик, но соз¬нание этого вызывает у него самого злость - то ли на себя, то ли на Одинцову. С другой стороны, ей самой не хватает смелости и реши¬мости, чтобы связать с ним свою судьбу. Насыщенной, непредсказуе¬мой, но крайне трудной жизни с этим необыкновенным человеком она предпочитает несколько скучное, но весьма комфортное сущест¬вование в привычных для нее условиях богатого аристократического круга. В конце романа мы узнаем, что Анна Сергеевна весьма удачно вышла замуж и вполне удовлетворена своей жизнью. Так что ответст¬венность за несложившиеся отношения с Базаровым лежит и на ней.
Судьба Анны Сергеевны не была легкой. Лишившись родителей, она осталась в затруднительном материальном положении, с двенадцатилетней сестрой на руках. Преодолевая трудности, она проявляет недюжинную силу характера и самообладание. Анна Сергеевна выходит замуж по расчету за человека намного старшего его, и, хотя она уважает своего мужа как человека доброго и честного, конечно, не испытывает к нему никакой любви. Оставшись вдовой, она поселилась в имении, где все было устроено с комфортом и роскошью. Она редко общалась с соседями, и о ней ходило множество нелестных слухов, вероятно, ей завидовали: молода, красива, богата, независима. Базаров произвел на нее впечатление, и она пригласила их с Аркадием в гости. Уже первая беседа в гостинице продолжалась более трех часов, причем Анна Сергеевна проявляет и чуткость, и такт, выбрав тему для разговора и помогая гостю освоиться. Даже Базаров меняет свое к ней отношение, с уважением говоря, что она «в переделе была», «нашего хлеба покушала». Дальнейшее общение сближает героев, они интересны друг другу, но не во всем могут между собою согласиться. Базаров придерживается социалистических взглядов, отрицая индивидуальность человеческой личности: «Исправьте общество, и болезней не будет». Разумеется, получившая классическое дворянское образование, Анна Сергеевна не может с этим согласиться. Ей скучно, как всем женщинам, «которым не удалось полюбить», хотя она сама не знает, чего именно ей хочется. Она кокетничает с Базаровым, отговаривая ею уехать. Базаров же находится в замешательстве: всю жизнь считая любовь «романтизмом», теперь он «с негодованием сознавал романтика в самом себе». Его бесит собственная слабость, он не может позволить себе зависеть от избалованной женщины, «аристократки». Их объяснение драматично: страсть Базарова пугает Анну Сергеевну, заставляя ее в испуге отшатнуться. Перед отъездом Евгения Одинцова долго размышляет о своем душевном состоянии и приходит к выводу, что она была права: «Бог знает куда бы это повело, этим нельзя шутить, спокойствие все-таки лучше всего на свете».

Различия в воспитании, мировоззрении, образе жизни стали для героев непреодолимыми. Базаров в смятении сознает, как рушатся основы нигилизма его твердых убеждений, а Анна Сергеевна боится связывать свою судьбу с непредсказуемым и политически неблагонадежным человеком, нарушить ради него свой душевный комфорт. Герои расстаются друзьями, сумев подняться выше своих предрассуждений, но их взаимоотношения, видимо, не могли сложиться иначе.
И лишь сцена смерти героя снимает те острые противоречия, ко¬торые так наглядно проявились в его любви к Одинцовой. Может быть, только во время последнего свидания с умирающим Базаровым она поняла, что потеряла самое ценное в своей жизни. Он же больше не пытается противостоять своему чувству, и оно выливается в по¬этическом признании: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет». Но эта гармония лишь на короткий миг освещает героев, так и не сумевших воплотить ее в жизнь.
Эти уроки любви нанесли глубокие раны не только душе, но и уму Базарова. Она привели к кризису его односторонние, вульгарно-материали- стические взгляды на жизнь. Он стал интересоваться собой, миром вокруг себя.
Глубоки и тревожны те вопросы, к которым пробивается смятенный Базаров. И эти вопросы делают его душу богаче, щедрее и человечнее. Но слабость Базарова в усиленном стремлении уйти от них, в презрительной оценки их как чепухи.


Категории:

Тургенев всегда считал, что именно любовь проверяет человека, а потому любовная линия Базаров - Одинцова очень важна для пони­мания романа в целом. С момента ее возникновения конкретно-историческая линия развития сюжета преобразуется в нравственно-философскую, на смену идейным спорам приходят вопросы, постав­ленные самой жизнью, а характер героя становится сложнее и проти­воречивее. Он, отрицавший романтику любви, сам влюбился роман­тически, безнадежно. В конфликт вступают его чувства и прежние убеждения, что делает отношения с Одинцовой сложными и подчас болезненными для героя.

Красавица Анна Сергеевна Одинцова - натура сильная, глубо­кая, независимая, наделенная развитым умом, но при этом она холод­на и эгоистична. В чем-то она похожа на Базарова: как и он, она свы­сока относится к другим людям, ощущая свое превосходство над ними. Она единственная в романе верно поняла сложный и противо­речивый характер Базарова, по достоинству оценила его, поняла глу­бину и силу возникшего в нем чувства. Казалось бы, все это могло привести к прочному союзу героев. Ведь оба они, по сути, очень оди­ноки. Одинцова, как и Базаров, чувствует, что силы ее богатой натуры остаются нереализованными.

Но что ждет ее с Базаровым? Сцена объяснения героя в любви по­казывает, что гармонии в их взаимоотношениях нет и быть не может. Недаром Анну Сергеевну так пугает какая-то скрытая, но порой вы­рывающаяся наружу грозная сила, таящаяся в Базарове. Ему хватает мужества признать, что он влюблен, как настоящий романтик, но соз­нание этого вызывает у него самого злость - то ли на себя, то ли на Одинцову. С другой стороны, ей самой не хватает смелости и реши­мости, чтобы связать с ним свою судьбу. Насыщенной, непредсказуе­мой, но крайне трудной жизни с этим необыкновенным человеком она предпочитает несколько скучное, но весьма комфортное сущест­вование в привычных для нее условиях богатого аристократического круга. В конце романа мы узнаем, что Анна Сергеевна весьма удачно вышла замуж и вполне удовлетворена своей жизнью. Так что ответст­венность за несложившиеся отношения с Базаровым лежит и на ней.

И лишь сцена смерти героя снимает те острые противоречия, ко­торые так наглядно проявились в его любви к Одинцовой. Может быть, только во время последнего свидания с умирающим Базаровым она поняла, что потеряла самое ценное в своей жизни. Он же больше не пытается противостоять своему чувству, и оно выливается в по­этическом признании: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет». Но эта гармония лишь на короткий миг освещает героев, так и не сумевших воплотить ее в жизнь.

Евгении Григорьевне Левицкой

члену КПСС с 1903 года

Первая послевоенная весна была на Верхнем Дону на редкость дружная и напористая. В конце марта из Приазовья подули теплые ветры, и уже через двое суток начисто оголились пески левобережья Дона, в степи вспухли набитые снегом лога и балки, взломав лед, бешено взыграли степные речки, и дороги стали почти совсем непроездны.

В эту недобрую пору бездорожья мне пришлось ехать в станицу Букановскую. И расстояние небольшое - всего лишь около шестидесяти километров, - но одолеть их оказалось не так-то просто. Мы с товарищем выехали до восхода солнца. Пара сытых лошадей, в струну натягивая постромки, еле тащила тяжелую бричку. Колеса по самую ступицу проваливались в отсыревший, перемешанный со снегом и льдом песок, и через час на лошадиных боках и стегнах, под тонкими ремнями шлеек, уже показались белые пышные хлопья мыла, а в утреннем свежем воздухе остро и пьяняще запахло лошадиным потом и согретым деготьком щедро смазанной конской сбруи.

Там, где было особенно трудно лошадям, мы слезали с брички, шли пешком. Под сапогами хлюпал размокший снег, идти было тяжело, но по обочинам дороги все еще держался хрустально поблескивавший на солнце ледок, и там пробираться было еще труднее. Только часов через шесть покрыли расстояние в тридцать километров, подъехали к переправе через речку Еланку.

Небольшая, местами пересыхающая летом речушка против хутора Моховского в заболоченной, поросшей ольхами пойме разлилась на целый километр. Переправляться надо было на утлой плоскодонке, поднимавшей не больше трех человек. Мы отпустили лошадей. На той стороне в колхозном сарае нас ожидал старенький, видавший виды «виллис», оставленный там еще зимою. Вдвоем с шофером мы не без опасения сели в ветхую лодчонку. Товарищ с вещами остался на берегу. Едва отчалили, как из прогнившего днища в разных местах фонтанчиками забила вода. Подручными средствами конопатили ненадежную посудину и вычерпывали из нее воду, пока не доехали. Через час мы были на той стороне Еланки. Шофер пригнал из хутора машину, подошел к лодке и сказал, берясь за весло:

Если это проклятое корыто не развалится на воде, - часа через два приедем, раньше не ждите.

Хутор раскинулся далеко в стороне, и возле причала стояла такая тишина, какая бывает в безлюдных местах только глухою осенью и в самом начале весны. От воды тянуло сыростью, терпкой горечью гниющей ольхи, а с дальних прихоперских степей, тонувших в сиреневой дымке тумана, легкий ветерок нес извечно юный, еле уловимый аромат недавно освободившейся из-под снега земли.

Неподалеку, на прибрежном песке, лежал поваленный плетень. Я присел на него, хотел закурить, но, сунув руку в правый карман ватной стеганки, к великому огорчению, обнаружил, что пачка «Беломора» совершенно размокла. Во время переправы волна хлестнула через борт низко сидевшей лодки, по пояс окатила меня мутной водой. Тогда мне некогда было думать о папиросах, надо было, бросив весло, побыстрее вычерпывать воду, чтобы лодка не затонула, а теперь, горько досадуя на свою оплошность, я бережно извлек из кармана раскисшую пачку, присел на корточки и стал по одной раскладывать на плетне влажные, побуревшие папиросы.

Был полдень. Солнце светило горячо, как в мае. Я надеялся, что папиросы скоро высохнут. Солнце светило так горячо, что я уже пожалел о том, что надел в дорогу солдатские ватные штаны и стеганку. Это был первый после зимы по-настоящему теплый день. Хорошо было сидеть на плетне вот так, одному, целиком покорясь тишине и одиночеству, и, сняв с головы старую солдатскую ушанку, сушить на ветерке мокрые после тяжелой гребли волосы, бездумно следить за проплывающими в блеклой синеве белыми грудастыми облаками.

Вскоре я увидел, как из-за крайних дворов хутора вышел на дорогу мужчина. Он вел за руку маленького мальчика, судя по росту - лет пяти-шести, не больше. Они устало брели по направлению к переправе, но, поравнявшись с машиной, повернули ко мне. Высокий, сутуловатый мужчина, подойдя вплотную, сказал приглушенным баском:

Здорово, браток!

Здравствуй. - Я пожал протянутую мне большую, черствую руку.

Мужчина наклонился к мальчику, сказал:

Поздоровайся с дядей, сынок. Он, видать, такой же шофер, как и твой папанька. Только мы с тобой на грузовой ездили, а он вот эту маленькую машину гоняет.

Глядя мне прямо в глаза светлыми, как небушко, глазами, чуть-чуть улыбаясь, мальчик смело протянул мне розовую холодную ручонку. Я легонько потряс ее, спросил:

Что же это у тебя, старик, рука такая холодная? На дворе теплынь, а ты замерзаешь?

С трогательной детской доверчивостью малыш прижался к моим коленям, удивленно приподнял белесые бровки.

Какой же я старик, дядя? Я вовсе мальчик, и я вовсе не замерзаю, а руки холодные - снежки катал потому что.

Сняв со спины тощий вещевой мешок, устало присаживаясь рядом со мною, отец сказал:

Беда мне с этим пассажиром! Через него и я подбился. Широко шагнешь - он уже на рысь переходит, вот и изволь к такому пехотинцу приноравливаться. Там, где мне надо раз шагнуть, - я три раза шагаю, так и идем с ним враздробь, как конь с черепахой. А тут ведь за ним глаз да глаз нужен. Чуть отвернешься, а он уже по лужине бредет или леденику отломит и сосет вместо конфеты. Нет, не мужчинское это дело с такими пассажирами путешествовать, да еще походным порядком. - Он помолчал немного, потом спросил: - А ты что же, браток, свое начальство ждешь?

Мне было неудобно разуверять его в том, что я не шофер, и я ответил:

Приходится ждать.

С той стороны подъедут?

Не знаешь, скоро ли подойдет лодка?

Часа через два.

Порядком. Ну что ж, пока отдохнем, спешить мне некуда. А я иду мимо, гляжу: свой брат-шофер загорает. Дай, думаю, зайду, перекурим вместе. Одному-то и курить и помирать тошно. А ты богато живешь, папироски куришь. Подмочил их, стало быть? Ну, брат, табак моченый, что конь леченый, никуда не годится. Давай-ка лучше моего крепачка закурим.

Он достал из кармана защитных летних штанов свернутый в трубку малиновый шелковый потертый кисет, развернул его, и я успел прочитать вышитую на уголке надпись: «Дорогому бойцу от ученицы 6-го класса Лебедянской средней школы».

Мы закурили крепчайшего самосада и долго молчали. Я хотел было спросить, куда он идет с ребенком, какая нужда его гонит в такую распутицу, но он опередил меня вопросом:

Ты что же, всю войну за баранкой?

Почти всю.

На фронте?

Ну, и мне там пришлось, браток, хлебнуть горюшка по ноздри и выше.

Он положил на колени большие темные руки, сгорбился. Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе… Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника.

Выломав из плетня сухую искривленную хворостинку, он с минуту молча водил ею по песку, вычерчивая какие-то замысловатые фигуры, а потом заговорил:

Иной раз не спишь ночью, глядишь в темноту пустыми глазами и думаешь: «За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так исказнила?» Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке… Нету и не дождусь! - И вдруг спохватился: ласково подталкивая сынишку, сказал: - Пойди, милок, поиграйся возле воды, у большой воды для ребятишек всегда какая-нибудь добыча найдется. Только, гляди, ноги не промочи!

Еще когда мы в молчании курили, я, украдкой рассматривая отца и сынишку, с удивлением отметил про себя одно, странное на мой взгляд, обстоятельство. Мальчик был одет просто, но добротно: и в том, как сидела на нем подбитая легкой, поношенной цигейкой длиннополая курточка, и в том, что крохотные сапожки были сшиты с расчетом надевать их на шерстяной носок, и очень искусный шов на разорванном когда-то рукаве курточки - все выдавало женскую заботу, умелые материнские руки. А отец выглядел иначе: прожженный в нескольких местах ватник был небрежно и грубо заштопан, латка на выношенных защитных штанах не пришита как следует, а скорее наживлена широкими, мужскими стежками; на нем были почти новые солдатские ботинки, но плотные шерстяные носки изъедены молью, их не коснулась женская рука… Еще тогда я подумал: «Или вдовец, или живет не в ладах с женой».

Судьба Андрея Соколова, Невыдуманное горе. Доброта, сила, выносливость русского человека. Истинный героизм Андрея. Рассказ Михаила Александровича Шолохова «Судьба человека» никого не может оставить равнодушным. В произведении освещены реальные события. Автор лично беседовал с Андреем Соколовым, поэтому как нельзя лучше понимает его. Во время Великой Отечественной войны советским людям пришлось перенести множество жесточайших испытаний. Андрей Соколов, главный герой рассказа, - простой советский человек, который потерял всех своих близких. Когда Андрей рассказывает об этом, у читателя невольно появляются слезы. Особенно тяжело читать, как в последний день войны погиб сын Андрея, молодой офицер. Соколов остался один-одинешенек на белом свете. На его месте другой мог бы ожесточиться. Но Андрей находит в себе силы жить дальше. Теперь он всего себя отдает работе. Она становится спасением и единственным смыслом жизни. Однако человек не робот, и долго так продолжаться не может.

Несмотря на тяжкие испытания, которые довелось пережить Андрею, он не теряет в себе человечности. И в этом его величие как человека. Андрей отдает свою любовь бездомному мальчику-сироте, который, как и он, оказался лишен родных и дома. Андрей Соколов уже немолод. И он беспокоится о том, что Ванюша снова останется один: «Все это, браток, ничего бы, как-нибудь мы с ним прожили бы, да вот сердце у меня раскачалось, поршня надо менять.... Иной раз так схватит и прижмет, что белый свет в глазах меркнет, боюсь, что когда-нибудь во сне помру и напугаю своего сынишку». Эти слова внушают нам горечь и опасение за судьбу тех двоих, что стали родными - Ванюшу и Андрея Соколова. Можно только надеяться, что Андрею хватит сил вырастить своего приемного сына.

О добре много сказано и написано. Однако истинное добро - это не слова, а поступки. Мы понимаем, насколько добр главный герой рассказа. И это при том, что на войне ему приходилось демонстрировать жесткость, подчас даже жестокость. Достаточно вспомнить эпизод в церкви, когда Соколов собственноручно убил предателя. На войне свои законы, и поэтому даже самый добрый человек вынужден быть жестоким.

Однако война рано или поздно заканчивается, и на первое место встают истинные человеческие ценности. Тот факт, что жена, сын и дочери Андрея погибли, свидетельствует о том, что он как бы утратил право на счастливое будущее. Ведь именно в детях люди видят смысл своей жизни, надежду на то, что будущее имеет смысл. Гибель детей - это самое страшное испытание, которое только может выпасть человеку. И Андрею Соколову пришлось все это пережить. Автор находит точные слова и выражения для того, чтобы передать состояние Соколова. В финале рассказа писатель говорит о своем отношении к Андрею: «Чужой, но ставший мне близким человек»...

Автор лучше других понимает своего собеседника, ведь он так же, как и Андрей, прошел по фронтовым дорогам, а значит, многое пережил. Он искренне восхищается Соколовым, выказывает искреннюю симпатию и уважение по отношении к нему. Писатель может только надеяться на то, что в дальнейшем судьба подарит и Андрею, и его приемному сыну что-то хорошее. «Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы... Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина»..

В рассказе имеет огромное значение проблема нравственного выбора. Русские писатели очень часто ставили своих героев в экстремальные ситуации, чтобы те в полной мере проявили свои лучшие душевные качества. Шолохову не пришлось ничего придумывать - главному герою рассказа «Судьба человека» пришлось оказаться в таких обстоятельствах, которые по накалу страстей намного превосходят придуманные. Пережить фашистский плен не просто тяжело, а нечеловечески тяжело. Но Андрей Соколов не сломался, вынес это испытание.

Андрей никогда не жалуется на судьбу. Он говорит: «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала». Конечно, Андрею нелегко вспоминать все, что пришлось ему вынести. От этих воспоминаний ему теперь никуда не деться: «Тяжело мне, браток, вспоминать, а еще тяжелее рассказывать о том, что довелось пережить в плену. Как вспомнишь нелюдские муки, какие пришлось вынести там, в Германии, как вспомнишь всех друзей-товарищей, какие погибли замученные там, в лагерях, - сердце уже не в груди, а в глотке бьется, и трудно становится дышать»...

Для современных читателей рассказ Шолохова «Судьба человека» имеет огромное значение. Если сравнивать судьбу Андрея Соколова с жизнью многих окружающих людей, то становится ясно, насколько велика пропасть. Ведь жизнь главного героя рассказа Шолохова намного трагичнее, чем мирная жизнь простых обывателей, которые тем не менее не устают жаловаться на обилие забот и проблем. Однако все познается в сравнении. И поэтому Андрей Соколов выглядит настоящим героем, несмотря на то, что сам он себя таковым не считает. Его героизм не только в том, что он прошел войну, сражался за свою Родину, но и в том, что он назвал своим сыном несчастного ребенка-сироту. Любовь, которую Андрей дарит приемному сыну, возносит его на небывалую высоту, заставляет нас восторгаться таким человеком.

Андрею не свойственно равнодушие, он остро воспринимает любую несправедливость. Ему больно оттого, что мальчик стал сиротой, никому не нужным, никем не любимым существом. Андрей не может жить спокойно, зная, что рядом с ним кому-то плохо. Мы не знаем, как сложилась далее судьба Андрея Соколова и его сына. И эта недосказанность делает произведение еще более реальным, ведь в жизни все бывает именно так: люди расстаются, не зная друг о друге ничего. Автор не встречал более героя своего рассказа, однако история, описанная им, будет актуальна во все времена.