Аргументы из литературы по направлению «Смелость и трусость. Направление "смелость и трусость"

Пример итогового сочинения на тему «Смелость и трусость как показатель внутренней силы» с примерами из литературы.

«Смелость и трусость как показатель внутренней силы человека»

Вступление

Смелость и трусость зарождаются глубоко внутри человека еще в детстве. Осознание собственной духовной силы – это результат воспитания и условий существования растущего человека. Именно эти два понятия отвечают за то, насколько сильным станет человек, настолько он будет подготовлен к предстоящей жизни.

Проблема

Проблема смелости и трусости, являющихся показателями внутренней духовной силы человека и силы его характера, особенно актуальна в наше время.

Тезис №1

Сегодня, как и несколько веков назад, есть люди, которые находят в себе смелость противостоять условиям окружающей среды. Трусость других не позволяет им менять что-то в жизни, они настолько цепенеют от страха перед действительностью, что готовы с легкостью отказаться от того, что у них есть.

Аргументация

Так в пьесе А.Н. Островского «Гроза» мы видим два типа людей на примере Тихона Кабанова и его жены Катерины. Тихон слаб, он труслив, не в состоянии бороться с деспотизмом своей матери. Он ничего не может изменить в своей жизни, хотя она его полностью не устраивает. Катерина же находит в себе силу и смелость противостоять сложившимся обстоятельствам, пусть и ценой собственной жизни. По крайней мере, уважения к Катерине читатель испытывает гораздо больше, чем к ее супругу.

Вывод

Мы должны быть сильными, чтобы в моменты, когда это необходимо, держать удар жизни или принимать жизненно-важные решения. Наша внутренняя смелость позволит преодолеть любые трудности. Нельзя позволять трусости брать верх над своими желаниями и устремлениями.

Тезис №2

Попытки переступить через себя, борясь с собственной трусостью или взращивая смелость внутри, могут привести человека к полнейшему краху. Как бы то ни было, очень важно жить в гармонии с самим собой.

Аргументация

В романе Ф.М. Достоевского главный герой Родион Раскольников пытался наделить себя не теми качествами, которые были присущи ему. Он подменил понятия, посчитал трусостью то, что на самом деле было силой его характера. В попытках изменить себя он разрушил жизни многих людей, в том числе и свою.

Вывод

Принимать себя нужно таким, какой ты есть. Если же что-то сильно не устраивает, к примеру, не достает смелости характера, то бороться с духовной трусостью нужно постепенно, желательно при поддержке близких людей.

Тезис №3

Духовная смелость неизменно порождает смелость в поступках. Эмоциональная трусость предвещает и трусость в действиях.

Аргументация

В повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» мы встречается с двумя героями, близкими по возрасту и воспитанию – Петром Гриневым и Швабриным. Только вот Гринев является воплощением смелости и духовной силы, позволившей ему достойно преодолеть все жизненные испытания. А Швабрин – трус и подлец, готовый пожертвовать всеми вокруг ради собственного благополучия.

Вывод

Человек, который держит себя достойно, благородно и стойко, несомненно обладает смелостью, особым внутренним стержнем, помогающим решать вновь возникающие проблемы. Тот, кто труслив, тот беспомощен перед справедливостью жизни.

Общий вывод (заключение)

С детства в ребенке нужно воспитывать смелость, умение противостоять жизненным сложностям. Чем старше человек становится, тем сложнее ему перестроиться. Поэтому внутреннее умение справляться с трудностями нужно взращивать чуть ли не с рождения.

Итоговое сочинение по литературе 2018. Тема итогового сочинения по литературе. "Смелость и трусость".







Комментарий ФИПИ: В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций. На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли.

1. Смелость и трусость как абстрактные понятия и свойства человека (в широком смысле). В рамках этого раздела можно поразмышлять на темы: Смелость и трусость как свойства личности, как две стороны одной медали. Смелость/трусость как черты личности, обусловленные рефлексами. Истинная и ложная смелость/трусость. Смелость как проявление чрезмерной самоуверенности. Смелость и рискованность. Смелость/трусость и самоуверенность. Связь между трусостью и эгоизмом. Разница между рациональным страхом и трусостью. Связь между смелостью и человеколюбием, филантропией и т.д.

2. Смелость/трусость в умах, душах, характерах. В рамках этого раздела можно поразмышлять над понятиями: сила воли, сила духа, умение сказать нет, смелость в отстаивании своих идеалов, смелость, необходимая для того, чтобы защищать то, во что веришь. А также можно поговорить о трусости, как неспособности отстаивать свои идеалы и принципы. Смелость или трусость при принятии решений. Смелость и трусость при принятии чего-то нового. Смелость и трусость при попытках выйти из зоны комфорта. Смелость признать правду или признать свои ошибки. Влияние смелости и трусости на формирование личности. Противопоставление двух типов людей.

3. Смелость/трусость в жизни. Мелочность, неспособность проявить смелость в конкретной жизненной ситуации.

4. Смелость/трусость на войне и в экстремальных условиях.
Война обнажает самые главные человеческие страхи. На войне человек способен проявить неведомые ранее черты характера. Порой человек удивляет самого себя, проявляя героизм и невиданную доселе силу духа. А иногда даже хорошие люди, вопреки своим ожиданиям, проявляет малодушие. Со смелостью/трусостью в рамках данного раздела связаны понятие героизма, подвига, а также дизертирства, предательства и т.д.

5. Смелость и трусость в любви.


СМЕЛОСТЬ – положительная нравственно-волевая черта личности, проявляющаяся как решительность, бесстрашие, храбрость при выполнении действий, связанных с риском и опасностью. Смелость позволяет человеку преодолевать волевыми усилиями страх перед чем-то неизведанным, сложным, новым и достигать успеха в достижении цели. Не зря в народе высоко чтится это качество: «Смелым Бог владеет», «Смелость города берет». Чтится оно и как умение говорить правду («Сметь свое суждение иметь»). Смелость позволяет смотреть «правде в глаза» и объективно оценивать свои возможности, не бояться темноты, одиночества, воды, высоты и др. трудностей и препятствий. Смелость обеспечивает человеку ощущение собственного достоинства, чувства ответственности, защищенности, надежности жизни.

Синонимы: отвага, решимость, мужество, героизм, предприимчивость, самонадеянность, самоуверенность, энергия; присутствие, подъём духа; дух, храбрость, желание (сказать истину), дерзость, дерзновение; бесстрашие, неустрашимость, безбоязненность, бестрепетность; бесстрашность, решительность, удальство, геройство, кураж, рискованность, отчаянность, дерзостность, новаторство, дерзание, дерзкость, дерзновенность, удаль, бедовость, доблесть, новизна, отважность, мужественность.

ТРУСОСТЬ - одно из выражений малодушия; отрицательное, моральное качество, характеризующее поведение человека, который оказывается не в состоянии совершить поступки, соответствующие моральным требованиям (или, наоборот, воздержаться от аморальных действий), из-за неспособности преодолеть страх перед природными или общественными силами. Т. может быть проявлением расчетливого себялюбия, когда в ее основе лежат опасения навлечь на себя неблагоприятные последствия, чей-либо гнев, страх потерять имеющиеся блага или общественное положение. Она может быть и подсознательной, проявлением стихийного страха перед неведомыми явлениями, непознанными и неконтролируемыми общественными и природными законами. В обоих случаях Т., не просто индивидуальное свойство психики того или иного человека, а социальное явление. Она связана либо с эгоизмом, укоренившимся в психологии людей на протяжении многовековой истории частной собственности, либо с бессилием и подавленным положением человека, порожденными состоянием отчуждения (даже страх перед природными явлениями перерастает в Т. лишь в определенных условиях общественного бытия и соответствующего воспитания человека). Коммунистическая нравственность осуждает Т., поскольку она ведет к аморальным поступкам: к бесчестности, приспособленчеству, беспринципности, лишает человека способности быть борцом за правое дело, влечет за собой попустительство злу и несправедливости. Коммунистическое воспитание личности и масс, привлечение людей к активному участию в строительстве общества будущего, осознание человеком своего места в мире, своего назначения и возможностей, подчинение ему природных и общественных законов способствуют постепенному искоренению Т. из жизнедеятельности отдельных людей и общества в целом.

Синонимы: боязливость, робость, малодушие, мнительность, нерешительность, колебание, боязнь; опасливость, испуг, застенчивость, трусливость, несмелость, пугливость, капитулянтство, трусоватость, малодушество.


Цитаты для итогового сочинения 2018 по направлению "Смелость и трусость".

Будь смел на правду

Кто смел, тот и съел (и на коня сел)

Смелость - начало победы. (Плутарх)

Смелость, граничащая с безрассудством, заключает в себе более безумия, нежели стойкости. (М. Сервантес)

Когда боишься - действуй смело, и ты избегнешь худших бед. (Г. Сакс)

Чтобы быть совершенно лишенными смелости, нужно быть совершенно лишенными желаний. (Гельвеций К.)

Легче находятся такие люди, которые добровольно идут на смерть, чем такие, которые терпеливо переносят боль. (Ю. Цезарь)

Кто мужествен, тот смел. (Цицерон)

Не надо смешивать смелость с наглостью и грубостью: нет ничего более несходного и по своему источнику, и по результату. (Ж.Ж. Руссо)

Излишняя смелость такой же порок, как и излишняя робость. (Б. Джонсон)

Смелость, которая зиждется на осмотрительности, не именуется безрассудством, подвиги же безрассудного скорее должны быть приписаны простой удаче, нежели его храбрости. (М. Сервантес)

В сражении те больше всего подвергаются опасности, которые больше других одержимы страхом; смелость - все равно что стена. (Саллюстий)

Отвага заменяет крепостные стены. (Саллюстий)

Быть смелым - значит считать далёким всё страшное и близким всё, внушающее смелость. (Аристотель)

Геройство - понятие искусственное, ведь смелость относительна. (Ф. Бэкон)

Иные проявляют смелость, не имея её, но нет человека, который бы демонстрировал остроумие, не будь он остроумен от природы. (Дж. Галифакс)

Настоящая смелость редко обходится без глупости. (Ф. Бэкон)

Невежество делает людей смелыми, а размышление - нерешительными. (Фукидид)

Предварительное знание того, что хочешь сделать, дает смелость и лёгкость. (Д. Дидро)

Смелость не зря считается высшей добродетелью - ведь в смелости залог остальных положительных качеств. (У. Черчилль)

Смелость - это сопротивление страху, а не его отсутствие. (М. Твен)

Счастлив, кто смело берёт под свою защиту то, что любит. (Овидий)

Творчество требует смелости. (А. Матисс)

Требуется немалая смелость, чтобы приносить людям плохие новости. (Р. Брэнсон)

Успехи науки - дело времени и смелости ума. (Вольтер)

Чтобы пользоваться собственным рассудком, необходима недюжинная смелость. (Э. Бёрк)

Смельчака страх может сделать робким, но нерешительным он придает отвагу. (О. Бальзак)

Человек страшится только того, чего не знает, знанием побеждается всякий страх. (В. Г. Белинский)

Трус опаснее всякого другого человека, его надо бояться более всего. (Л. Берне)

Нет ничего страшнее самого страха. (Ф. Бэкон)

Трусость никогда не может быть моральной. (М. Ганди)

Трус посылает угрозы только тогда, когда он уверен в безопасности. (И. Гёте)

Никогда нельзя жить счастливо, когда все время дрожишь от страха. (П. Гольбах)

Трусость очень вредна потому, что она удерживает волю от полезных действий. (Р. Декарт)

Мы считаем трусом того, кто допустил, чтобы в его присутствии оскорбительно отзывались о его друге. (Д. Дидро)

Трусость в своем расцвете обращается в жестокость. (Г. Ибсен)

Кто боязливо заботится о том, как бы не потерять жизнь, никогда не будет радоваться ей. (И. Кант)

Различие между храбрым и трусом в том, что первый, сознавая опасность, не чувствует страха, а второй чувствует страх, не сознавая опасности. (В. О. Ключевский)

Трусость - в том, чтобы знать, что должно делать, и не делать этого. (Конфуций)

Страх делает умных глупыми и сильных слабыми. (Ф. Купер)

Боязливая собака больше лает, чем кусает. (Курций)

При бегстве всегда гибнет больше солдат, чем в сражении. (С. Лагерлёф)

Страх - плохой наставник. (Плиний Младший)

Страх возникает вследствие бессилия духа. (Б. Спиноза)

Испуган - наполовину побежден. (А.В. Суворов)

О храбрости больше всего говорят трусы, а про благородство - прохвосты. (А.Н. Толстой)

Трусость есть косность, мешающая нам утверждать нашу свободу и самостоятельность в отношениях с другими. (И. Фихте)

Трусы много раз умирают до наступления смерти, храбрые умирают только один раз. (У. Шекспир)

Бояться любви - значит, бояться жизни, а бояться жизни, значит быть на две трети мёртвым. (Бертран Рассел)

Любовь плохо уживается со страхом. (Н. Макиавелли)

Нельзя любить ни того, кого ты боишься, ни того, кто боится тебя. (Цицерон)

Отвага - что любовь: ей нужно питаться надеждой. (Н. Бонапарт)

Совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение; боящийся не совершенен в любви. (Апостол Иоанн)

1. Смелость - это положительная черта характера человека. Она проявляется в неизменности решений, уверенности в своих действиях. Это качество рассматривается философами с разных сторон уже многое время. Смелость может быть осознанная, то есть действия человека продуманы и не случайны, а бывает смелость мгновенная.

В таком случае решение принимается быстро и спонтанно. Что движет человеком в этот момент? Не известно. Ясно лишь одно: результат может оказаться совершенно разный.

2. Трусость - отрицательное качество личности человека. Это не уверенность, а сомнения в завтрашнем дне, невозможность сделать правильное решение. Она очень влияет на жизнь человека и меняет ее в самые разные стороны. Иногда люди стесняются своей трусости и выдают ее за невозможность совершить действие по любой другой причине, иногда трусость влечет за собой различные потери, даже в качестве человеческих жизней. Но самый достойный пример сильного характера человека - перебороть свою трусость и сделать храбрый поступок, совершив над собою настоящую победу.

3. В бессмертном романе-эпопее "Война и мир" Л. Н. Толстого приводится пример настоящего трусливого человека. Жеркову дважды был отдан приказ Багратионом, чтоб он сообщил левому фронту об отступлении. Но этим человеком начала двигать трусость. Он побоялся переезжать боевую линию, потому что страх смерти был для него выше, чем приказ начальства. Страх на войне никогда не приведет ни к чему хорошему. Так случилось и в нашей ситуации. Французы начали наступать, а роты убегали в рассыпную. Люди не знали что им делать, ведь ни одного приказа не поступало. Началась суматоха, что совершенно предсказуемо. Сотни, а может и тысячи людей погибли из-за трусости одного человека. И получается, что все эти жизни можно было бы сохранить, если бы Жерков смог преодолеть свой страх смерти.

4. Восхитительный пример есть в стихотворном произведении К. Ваншенкина "Трус притворился храбрым на войне". Речь идет о человеке, который испытывал неумолимый страх перед битвой и смертью. Но этот трус смог перебороть себя. Его трясло и колотило, а затем эти чувства стали отступать, а осталась одна храбрость. Можно совершенно по разному показывать трусливого человека, но, пожалуй, такой пример трусливого человека действительно достоин уважения и внимания.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

Человек всю жизнь ведет борьбу со своими страхами. Их преодоление помогает достигнуть новых жизненных высот, а также получить высокое определение «смелый». В противном случае перед тобой постоянно стоят какие-то ограничения, что-то мешает и не дает раскрыться, а ты просто трус. Тема смелости и трусости, борьбы со своими страхами и ее исход интересовала многих писателей. Не стал исключением и Л.Н. Толстой, отразивший в своем главном романе множество важных нравственных тем, включая эту. В этой статье мы перечисляем аргументы по направлению «Смелость и трусость» из произведения «Война и мир».

1) Примером истинной смелости может служить второстепенный, но яркий персонаж – штабс-капитан артиллерии Тушин. В обычной жизни это скромный и застенчивый человек с невероятно добрыми глазами. В бою он приобретает решительность, смело принимает командование и берет на себя ответственность. Во время Шенграбенского сражения батарея под руководством Тушина совершила настоящий подвиг: бойцы подожгли деревню Шенграбен, французы отвлеклись, начав ее тушить, а русские войска смогли отступить. Но о батарее забыли, не дали приказа об отступлении, она осталась под обстрелом неприятеля. Тушин не нарушил приказ, не бежал, деятельно поддерживал своих подчиненных, а не прятался за их спинами. Капитан не выставляет свои действия как подвиг, он просто принимает решения, соотносимые с его понятиями о чести и нравственности. В бою нужно сражаться до конца – считает Тушин. Это ли не настоящая смелость?

2) Среди штабных военных и свиты командующих редко найдутся смелые люди, иначе бы они шли в бой. Жерков, адъютант Багратиона, оказался именно таким трусом. Герой вел себя как шут, строил гримасы, передразнивал людей за глаза, пытаясь развеселить всех, чтоб выслужиться, неудивительно, что и в решительную минуту он выбрал свои интересы. В Шенграбенском сражении Жерков получил важнейший приказ: передать левому флангу приказ об отступлении. Но этот герой ехал в нужную сторону, видел, что опасно, что там не поможет его пародийный талант, и возвращался обратно. Из-за Жеркова погибло много людей, без поддержки оказалась батарея Тушина и рота Тимохина. Трусость может приносить вред не только самому человеку, но и оказаться опасной для окружающих, вот почему ее надо в себе искоренять.

3) Трусость и смелость могут проявляться не только в военной, но и мирной жизни. Анатолий Курагин представляет собой роскошную, одетую в красивую обертку, трусость. Он знатный, богатый, красивый, получивший хорошее образование, однако это глупый, развратный повеса, которого интересуют только веселье и женщины. В отношении них и проявляется его трусость в большей степени. Он тайно женат на неизвестной польской девушке, но ему страшно в этом признаться в обществе, а особенно Наташе Ростовой, которую он чуть было не обольстил. Тайные встречи, побег, тайная женитьба – все эти факторы уже настораживают и показывают его душевную бедность и нежелание отвечать за свои поступки. Трусость – верный спутник подлости, это видно на примере Анатоля, вот почему важно бороться с этим качеством.

4) Андрей Болконский – один из любимых героев Л.Н. Толстого, поэтому он сочетает лучшие качества человека, хоть и не лишен недостатков. Андрей на войну с Наполеоном в 1805 году буквально бежит, спасаясь от удушливого света, неудачной женитьбы, разочарования в жизни. Герою нравился Наполеон, он хотел прославиться подобно ему, дождаться «своего Тулона», как у кумира. Болконский мечтал повести за собой войско в безнадежный бой и привести к победе. И он действительно попытался, взял знамя и устремился вперед, презрев страх и чувство самосохранения. После этого герой был тяжело ранен, а родные думали, что он погиб. На примере Андрея читатель понимает, что смелость – это положительное качество, но она не должна переходить в безрассудство, а подвиг не должен быть совершен во имя себя.

5) Наташа Ростова – одна из главных героинь романа. Она сочетает в себе лучшие, по мнению Л.Н.Толстого, женские качества: понимающая, живая, умеющая слушать (хоть и не всегда понимать). Тем не менее, героиня обладает твердостью, силой воли, настойчивостью и смелостью в трудных ситуациях. Такой ситуацией была для девушки Отечественная война 1812 года. Когда семья бежала из Москвы, Наташа взяла на себя ответственность за все: помогла перевезти раненых, стала ухаживать за умирающим князем Андреем Болконским. Она не совершала подвигов, не вела за собой войска, но ее поступки не менее смелы. Ведь не каждый сможет задержаться ради незнакомых людей под угрозой смерти, видеть, как умирает человек, а ты не можешь помочь – нужно много отваги. На примере Наташи читатель понимает, что смелым можно быть не только на поле сражения, но и в обычной жизни.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Наиболее ярко истинные качества человеческой личности проявляются в экстремальных ситуациях, в частности, на войне.

Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» не только и не столько о войне, сколько о человеческих характерах и качествах, которые проявляются в сложных условиях выбора и необходимости совершить поступок. Важными для писателя являются размышления об истинной смелости, о мужестве, героизме и о трусости как чертах личности. Ярче всего эти качества проявляются в военных эпизодах.

Рисуя героев, Толстой использует прием противопоставления. Какими разными мы видим князя Андрея и Жеркова в бою под Шенграбеном! Багратион посылает Жеркова с приказом об отступлении на левый фланг, то есть туда, где сейчас опаснее всего. Но Жерков отчаянно трусит и поэтому скачет не туда, где стрельба, а ищет начальников «в более безопасном месте, где их быть не могло». Таким образом, жизненно важный приказ этим адъютантом не передан. Но его передает другой офицер - князь Болконский. Ему тоже страшно, ядра пролетают прямо над ним, но он запрещает себе малодушничать.

До батареи Жерков струсил доехать, а на офицерском ужине смело и беззастенчиво смеялся над удивительным героем, но смешным и робким человеком - капитаном Тушиным. Не зная, как мужественно действовала батарея, Багратион ругал капитана за то, что тот оставил орудие. Никто из офицеров не нашел в себе смелости сказать, что батарея Тушина была без прикрытия. И только князь Андрей возмутился этими беспорядками в русской армии и неумением ценить истинных героев и не только оправдал капитана, но назвал его и его солдат истинными героями дня, которым-то и обязаны войска успехом.

Тимохин, незаметный и ничем не выдающийся в обычных обстоятельствах, также демонстрирует истинную храбрость: "Тимохин с отчаянным криком бросился на французов… с одной шпажкой, набежал на неприятеля, так что французы… побросали оружие и побежали".

Один из главных героев романа, Андрей Болконский, обладал такими качествами, как гордость, смелость, порядочность и честность. В начале романа он недоволен пустотой общества и поэтому отправляется на военную службу, в действующую армию. Идя на войну, он мечтает совершить подвиг и заслужить народную любовь. На войне он проявляет отвагу и храбрость, солдаты его характеризуют как сильного, смелого и требовательного офицера. На первое место он ставит честь, долг и справедливость. Во время Аустерлицкого сражения Андрей совершает подвиг: подхватывает выпавшее из рук раненого солдата знамя и увлекает за собой убегающих в панике солдат.



Еще один герой, который проходит через испытание своего характера – Николай Ростов. Когда сюжетная логика приводит его на поле Шенграбенского сражения, наступает “момент истины”. До этого времени герой абсолютно уверен в своей смелости и в том, что не опозорится в бою. Но, увидев истинное лицо войны, подойдя к смерит вплотную, Ростов осознает невозможность убийства и смерти. “Не может быть, чтобы они хотели убить меня”, - думает он, убегая от французов. Он растерян. Вместо того чтобы стрелять, он швыряет в противника свой пистолет. Его страх - это не страх перед врагом. Им владеет “чувство страха за свою счастливую молодую жизнь”.

Петя – самый младший в семье Ростовых, любимец матери. Он попадает на войну совсем юным, и главная цель для него – совершить подвиг, стать героем: «... Петя находился в постоянно счастливо-возбужденном состоянии радости на то, что он большой, и в постоянно восторженной поспешности не пропустить какого-нибудь случая настоящего геройства». У него мало боевого опыта, но много юношеского пыла. Поэтому он смело бросается в самую гущу боя и попадает под огонь противника. Несмотря на юный возраст (16 лет), Петя отчаянно смел и видит свое предназначение в служении отечеству.

Великая Отечественная война дала много материала для размышлений о смелости и трусости.

Истинное мужество, смелость на войне может проявить не только солдат, воин, но и простой человек, силами обстоятельств вовлеченный в страшный круговорот событий. Такая история простой женщины описана в романе В.А. Закруткина «Матерь человеческая» .

В сентябре 1941 года гитлеровские войска далеко продвинулись в глубь советской территории. Многие области Украины и Белоруссии оказались оккупированными. Остался на занятой немцами территории и затерянный в степях хуторок, где счастливо жили молодая женщина Мария, её муж Иван и их сын Васятка. Захватив ранее мирную и обильную землю, фашисты все разорили, спалили хутор, угнали людей в Германию, а Ивана и Васятку повесили. Одной Марии удалось спастись. Одинокой, ей пришлось бороться за свою жизнь и за жизнь своего будущего ребёнка.



Дальнейшие события романа раскрывают величие души Марии, ставшей воистину Матерью человеческой. Голодная, измученная, она совершенно не думает о себе, спасая девочку Саню, смертельно раненную фашистами. Саня заменила погибшего Васятку, стала частичкой той жизни Марии, которую растоптали фашистские захватчики. Когда девочка умирает, Мария едва не сходит с ума, не видя смысла своего дальнейшего существования. И все же она находит в себе мужество для того, чтобы жить.

Испытывая жгучую ненависть к фашистам, Мария, повстречав раненого молодого немца, исступлённо кидается на него с вилами, желая отомстить за сына и за мужа. Но немец, беззащитный мальчик, крикнул: «Мама! Мама!» И сердце русской женщины дрогнуло. Великий гуманизм простой русской души предельно просто и ясно показан автором в этой сцене.

Мария ощущала свой долг перед людьми, угнанными в Германию, поэтому стала собирать урожай с колхозных полей не только для себя, но и для тех, кто, может быть, ещё вернётся домой. Чувство исполняемого долга поддерживало её в тяжёлые и одинокие дни. Скоро у неё появилось большое хозяйство, потому что на разграбленное и сожжённое подворье Марии стекалось все живое. Мария стала как бы матерью всей окружающей её земли, матерью, похоронившей мужа, Васятку, Саню, Вернера Брахта и совсем незнакомого ей, убитого на передового политрука Славу. Мария смогла принять под свой кров семерых ленинградских сирот, волею судеб занесённых на её хутор.

Так и встретила эта мужественная женщина советские войска с детьми. И когда в сожжённый хутор вошли первые советские солдаты, Марии показалось, что она родила на свет не только своего сына, но и всех обездоленных войной детей мира...

В повести В. Быкова «Сотников» подчеркнута проблема подлинного и мнимого мужества и героизма, которая составляет суть сюжетной линии произведения. Главные герои повести - Сотников и Рыбак - в одних и тех же обстоятельствах вели себя по-разному. Рыбак, струсив, согласился вступить в полицию, надеясь при удобном случае вернуться в партизанский отряд. Сотников выбирает героическую смерть, потому что он человек с обостренным чувством ответственности, долга, способностью не думать о себе, о своей собственной судьбе, когда решается судьба Родины. Гибель Сотникова стала его нравственным триумфом: " И если что-либо еще заботило его в жизни, так это последние его обязанности по отношению к людям". Рыбак же обнаружил постыдное малодушие, трусость и ради своего спасения согласился стать полицаем: "Появилась возможность жить – это главное. Все остальное – потом".

Огромная нравственная сила Сотникова состоит в том, что он сумел принять страдания за свой народ, сохранить веру, не поддаться той мысли, которой поддался Рыбак.

Перед лицом смерти человек становится таким, каков он есть на самом деле. Здесь проверяется глубина его убеждений, гражданская стойкость. Эта мысль прослеживается в повести В. Распутина «Живи и помни» .

Перед героями повести Настеной и Гуськовым стоит проблема нравственного выбора. Муж-дезертир, который и дезертиром стал случайно: после ранения следовал отпуск, но его почему-то не дали, сразу отправили на фронт. И, проезжая мимо родного дома, честно воевавший солдат не выдерживает. Он бежит домой, поддается страху смерти, становится дезертиром и трусом, обрекая на гибель всех, ради кого ушел воевать, кого так любил: жену Настену и ребенка, которого они ждали десять лет. И мечущаяся Настена не выдерживает той тяжести, которая свалилась на нее. Не выдерживает потому, что слишком чиста ее душа, слишком высоки ее нравственные помыслы, хотя она, может, даже и слова-то такого не знает. И она делает свой выбор: уходит вместе со своим неродившимся ребенком в воды Енисея, потому что жить так на свете стыдно. И не только дезертиру адресует Распутин свое «живи и помни». Он обращается к нам, живым: живите, помня, что у вас всегда есть выбор.

В повести К.Д. Воробьева «Убиты под Москвой» рассказывается о трагедии молодых кремлевских курсантов, посланных на смерть во время наступления немцев под Москвой зимой 1941 года. В повести писатель показывает «беспощадную, страшную правду первых месяцев войны».

Герои повести К. Воробьева молоды… Писатель рассказывает о том, чем является для них Родина, война, враг, дом, честь, смерть. Весь ужас войны показан глазами курсантов. Воробьев рисует путь кремлевского курсанта лейтенанта Алексея Ястребова к победе над собой, над страхом смерти, путь обретения мужества. Алексей одерживает победу, потому что в трагически жестоком мире, где хозяин всему теперь война, сохранил достоинство и человечность, добродушие и любовь к родине. Гибель роты, самоубийство Рюмина, смерть под гусеницами немецких танков, уцелевших после налета курсантов – все это завершило переоценку ценностей в сознании главного героя.

В повести В. Кондратьева «Сашка» раскрывается вся правда о войне, пропахшей потом и кровью. Бои под Ржевом были страшными, изнурительными, с огромными человеческими потерями. И война предстает не в картинах героических сражений – это просто трудная, тяжкая, грязная работа. Человек на войне находится в экстремальных, бесчеловечных условиях. Сумеет ли он остаться человеком рядом со смертью, кровью, перемешанной с грязью, жестокостью и болью за поруганную землю и погибших друзей?

Сашка – рядовой пехотинец, воюет он уже два месяца и увидел очень много страшного. За два месяца от ста пятидесяти человек в роте осталось шестнадцать. В. Кондратьев показывает несколько эпизодов из жизни Сашки. Вот он добывает валенки для ротного, рискуя жизнью, вот под огнем возвращается в роту, чтобы проститься с ребятами и отдать свой автомат, вот ведет санитаров к раненому, не полагаясь на то, что они его сами разыщут, вот берет в плен немца и отказывается его расстрелять... Отчаянную храбрость проявляет Сашка – берет немца голыми руками: патронов у него нет, свой диск он отдал ротному. Но война не убила в нем доброту и человечность.

Не хотели войны и обыкновенные девчонки – героини книги Б. Васильева «А зори здесь тихие…» . Рита, Женя, Лиза, Галя, Соня вступили в неравную борьбу с фашистами. Простых вчерашних школьниц война сделала мужественными воинами, потому что всегда «в важные эпохи жизни … в самом обыкновенном человеке разгорается искра геройства...».

Рита Осянина, волевая и нежная, она самая мужественная и бесстрашная, ведь она - мать! Она защищает будущее своего сына, а потому готова умереть, чтобы он мог жить. Женя Комелькова - веселая, смешливая, красивая, озорная до авантюризма, отчаянная и уставшая от войны, от боли и любви, долгой и мучительной, к далекому и женатому человеку. Она, не задумываясь, уводит немцев от Васкова и раненой Риты. Спасая их, гибнет сама. «И ведь могла схорониться, – говорит позже Васков, – но не захотела». Не захотела, потому что осознавала, что спасает других, что Рита нужна своему сыну – она должна жить. Готовность погибнуть, чтобы спасти другого – не это ли настоящее мужество? Соня Гурвич - воплощение ученицы-отличницы и поэтическая натура, «прекрасная незнакомка», вышедшая из томика стихов А. Блока, – бросается спасать кисет Васкова и гибнет от руки фашиста. Лиза Бричкина... «Ах, Лиза-Лизавета, не успела, не смогла одолеть трясину войны». Но ведь без лишних раздумий побежала она назад, к своим за подмогой. Страшно было? Да, конечно. Одна среди болот… но надо – и пошла, ни минуты не сомневаясь. Не мужество ли это, порожденное войной?

Главный герой произведения Б. Васильева «В списках не значился» – лейтенант Николай Плужников, недавно окончивший военное училище. Это восторженный юноша, полный надежд и считающий, что «... каждый командир должен сначала послужить в войсках». Рассказывая о короткой жизни лейтенанта, Б. Васильев показывает, как юноша становится героем.

Получив назначение в Особый Западный Округ, Коля был счастлив. Как на крыльях прилетел он в город Брест-Литовск, торопясь скорее определиться в часть. Его проводницей по городу оказалась девушка Мирра, которая помогла ему добраться до крепости. Прежде чем явиться к дежурному по полку, Коля зашел на склад, чтобы почистить форму. И в это время раздался первый взрыв... Так для Плужникова началась война.

Едва успев выскочить наружу перед вторым взрывом, завалившим вход на склад, лейтенант начал свой первый бой. Он стремился совершить подвиг, с гордостью думая: «Я ходил в настоящую атаку и, кажется, кого-то убил. Есть что рассказать...». А на следующий же день он испугался немецких автоматчиков и, спасая свою жизнь, бросил бойцов, уже доверившихся ему.

С этого момента начинает меняться сознание лейтенанта. Он винит себя за трусость и ставит перед собой цель: во что бы то ни стало не дать врагам захватить Брестскую крепость. Плужников осознает, что истинный героизм и подвиг требует от человека мужества, ответственности, готовности «положить душу свою за други своя». И мы видим, как осознание долга становится движущей силой его поступков: о себе думать нельзя, потому что в опасности Родина. Пройдя через все жестокие испытания войны, Николай стал опытным бойцом, готовым отдать все во имя победы и твердо верящим, что «человека победить невозможно, даже убив».

Чувствуя кровную связь с Отечеством, он остался верен воинскому долгу, призывавшему бороться с врагами до конца. Ведь лейтенант мог уйти из крепости, и это не было бы с его стороны дезертирством, потому что он не значился в списках. Плужников понимал, что защищать Родину – его священный долг.

Оставшись один в разрушенной крепости, лейтенант встретил старшину Семишного, который с самого начала осады Бреста носил на своей груди знамя полка. Умирающий от голода и жажды, с перебитым позвоночником, старшина хранил эту святыню, твердо веря в освобождение нашей Родины. Плужников принял от него знамя, получив приказ выжить во что бы то ни стало и вернуть алый стяг Бресту.

Многое пришлось пережить Николаю за эти суровые дни испытаний. Но никакие беды не смогли сломить в нем человека и погасить его пламенную любовь к Отчеству, потому что «в важные эпохи жизни иногда в самом обыкновенном человеке разгорается искра геройства»...

Немцы загнали его в каземат, из которого не было второго выхода. Плужников спрятал знамя и вышел на свет, сказав присланному за ним человеку: «Крепость не пала: она просто истекла кровью. Я – последняя ее капля...» Как глубоко раскрыт в своей человеческой сути Николай Плужников в заключительной сцене романа, когда он в сопровождении Рувима Свицкого выходит из каземата. Она написана, если обращаться за аналогией к музыкальному творчеству, по принципу заключительного аккорда.

Все находящиеся в крепости с удивлением смотрели на Николая, этого «непокоренного сына непокоренной Родины». Перед ними стоял «невероятно худой, уже не имевший возраста человек». Лейтенант был «без шапки, длинные седые волосы касались плеч... Он стоял, строго выпрямившись, высоко вскинув голову, и, не отрываясь, смотрел на солнце ослепшими глазами. И из этих немигающих пристальных глаз неудержимо текли слезы».

Поражаясь героизму Плужникова, немецкие солдаты и генерал отдали ему высшие воинские почести. «Но он не видел этих почестей, а если бы и видел, ему было бы уже все равно. Он был выше всех мыслимых почестей, выше славы, выше жизни, выше смерти».

Лейтенант Николай Плужников не родился героем. Автор подробно рассказывает о его предвоенной жизни. Он сын погибшего от рук басмачей комиссара Плужникова. Еще в училище Коля считал для себя образцом генерала, участвовавшего в испанских событиях. И в условиях войны необстрелянный лейтенант вынужден был принимать самостоятельные решения; когда получил приказ отступать – не ушел из крепости. Такое построение романа помогает понять духовный мир не только Плужникова, но и всех мужественных защитников отечества.


«Человек и общество»

Официальный комментарий ФИПИ:

Для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека. Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации.

Словарная работа:

Человек – живое существо, в отличие от животного обладающее даром речи и мысли и способностью создавать и использовать орудия в процессе общественного труда, обладатель лучших моральных и интеллектуальных свойств.

Общество – совокупность определенных производственных отношений, образующая особую ступень развития в истории человечества.

Организация, объединение людей, ставящих себе какие-нибудь общие задачи.

Синонимы:

Личность, индивидуум, существо.

Союз, сообщество, община, товарищество, круг, среда.