Александр Пушкин — Няне: Стих. Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
То чудится тебе…

Анализ стихотворения «Няне» Пушкина

Имя простой крестьянки Арины Родионовны стало благодаря великому поэту известным и даже нарицательным. Она была первой воспитательницей молодого поэта, познакомила его с удивительным миром национальных преданий и сказаний. Благодаря няне Пушкин впервые ощутил всю прелесть и живую силу русского народного языка, его богатство и разнообразие. Учеба в Царскосельском лицее и последующая бурная жизнь отдалили поэта от своей первой учительницы. Он мог только изредка навещать ее. Ссылка поэта в с. Михайловское, продолжавшаяся около двух лет, вновь позволила Пушкину постоянно общаться с Ариной Родионовной. Ей он доверял свои самые заветные мечты и поэтические замыслы. В 1826 г. поэт создал стихотворение «Няне», посвященное наиболее преданной ему женщине.

Пушкин относился к Арине Родионовне не только как к воспитательнице, он испытывал к ней почтительную любовь и уважение. Он с первых строк обращается к няне со словами «подруга» и «голубка». Это не просто фамильярность к крестьянке, так поэт выражает нежность своего чувства. В жизни Пушкина было много людей, которые кардинально поменяли к нему отношение после царской опалы. Арина Родионовна была одной из немногих, кто до конца сохранял верность поэту. В деревенской глуши она преданно ждала своего любимого воспитанника.

Устав от бесконечных насмешек высшего общества и преследования цензуры, Пушкин всегда мог в воспоминаниях обратиться к образу любимой старушки. Он представляет ее себе сидящей у окна с неизменным вязанием. Неясная «тоска», «предчувствия» связаны с переживаниями за судьбу поэта, который навсегда остался для нее маленьким мальчиком.

Пушкин отмечал, что ссылка в Михайловское стала для него не только наказанием, но и отдыхом от шумной городской суеты. Скромная деревенская жизнь стала для поэта свежим источником вдохновения. Немаловажную роль в этом сыграла Арина Родионовна. В ее обществе Пушкин проводил все вечера, возвращаясь в детство. Поэт вспоминал, что только благодаря няне ему никогда не было скучно.

Стихотворение создает ощущение начала какой-то сказки или предания. Образ сидящей у окна няни в точности повторен Пушкиным впоследствии в .

Произведение осталось неоконченным. Оно внезапно обрывается словами «то чудится тебе…». Можно лишь предполагать, что хотел сказать поэт дальше. Несомненно, что и дальнейшие строки были бы проникнуты тем же нежным и светлым чувством.

Цели урока:

Познакомить с некоторыми фактами биографии А.С.Пушкина, стихотворением, посвященным няне поэта;

Развивать навыки выразительного чтения, словесного рисования, умения выделять в тексте произведения изобразительно-выразительные средства и определять их роль в художественной структуре стихотворения;

Закреплять умение определять стихотворный размер;

Обучать приемам целостного анализа текста лирического произведения;

Развивать аналитические и креативные способности, потребность в коммуникативной деятельности на эстетической основе;

Да будет же ей, этой няне, и от лица русского общества вечная благодарная память.
И.С.Аксаков
Речь на открытии памятника Пушкину в Москве в1880 году

Ход урока

1. Поэтическая разминка: составление синквейна к словам: няня, подруга.

2. Объявление темы, целей урока.

Встречи с творчеством А.С.Пушкина – это “чудное мгновение”, которое длится всю жизнь. Имя Пушкина, черты его лица входят в наше сознание в самом раннем детстве, а первые услышанные или прочитанные нами стихи его мы принимаем как подарок, ценность которого узнаешь только с годами. Вы уже знакомы со сказками поэта, с некоторыми его стихотворениями. И вот – новая встреча. Но сегодня мы будем говорить и о человеке, без которого не было бы Пушкина как поэта, не было бы русской литературы. О ком же?

3. Вступительное слово учителя (сопровождается демонстрацией мультимедийной презентации).

Село Михайловское – псковское имение семьи Пушкиных. Именно сюда ссылает царь Пушкина. Это была его новая ссылка. Царское правительство, определив ее местом Михайловское, надеялось, что там, в глухой северной деревне, свободолюбивый поэт будет сломлен морально, а его вольнолюбивая муза, наконец, умолкнет.

Оторванный от друзей, от общества, отданный под унизительный надзор местных полицейских и духовных властей, Пушкин чувствовал себя вначале как в тюрьме. Свою жизнь в Михайловском он называет “нелепым существованием”. Даже красота здешней природы, которую он любил и которой восторгался в первые приезды сюда, теперь в какой-то мере померкла для него. Но прошло несколько месяцев, и Пушкин снова всей душой ощущает ее очарование, а вынужденное одиночество дает ему возможность отдаться поэтическому творчеству.

Здесь меня таинственным щитом
Святое провиденье осенило,
Поэзия, как ангел-утешитель, спасла меня
И я воскрес душой!

– напишет поэт в одном из своих стихотворений. Именно, няня Арина Родионовна становится в этот период не только самым близким другом для Александра Сергеевича, но и олицетворением народного начала, связавшим его с миром фольклора. Долгими вечерами, при свете луны, рассказывала она удивительные сказки своему 25-летнему питомцу. Пушкин писал одному из друзей: “…вечерами слушаю сказки моей няни,…она единственная моя подруга – и с ней мне не скучно”.

4. Сегодня мы рассмотрим стихотворение, посвященное Арине Родионовне, которое так и называется “Няне”, научимся приемам анализа стихотворения, подготовим текст письменного высказывания об этом стихотворении.

5. Выразительное чтение учителем или подготовленным учеником стихотворения “Няне”.

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь;
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
То чудится тебе. . . . . . .

6. Анализ стихотворения.

Попробуйте выразить настроение этого стихотворения с помощью красок-цветов.

Какими красками вы бы передали настроение стихотворения?

- Настроение стихотворения можно предать мрачными, темными красками. Только настроение последней, незаконченной, строки, в которой звучит надежда - более светлыми цветами.

Каким настроением пронизано это стихотворение?

- Настроение стихотворения грустное, печальное, тоскливое.

Как вы думаете, какие чувства владели поэтом, когда он писал это стихотворение?

- В произведении передано чувство вины перед няней за долгое отсутствие, страдание от разлуки, выражены нежность, забота, признательность за дружеское участие в дни ссылки, проведенные вместе.

Этими чувствами поэт наделяет лирического героя стихотворения.

Анализируя лирическое произведение, будем помнить, что лирический герой – личность, чьи мысли и чувства выражены в стихотворении. Лирический герой близок автору, но нельзя отождествлять эти понятия.

Лирический герой не может быть рядом с няней и обращается к ней мысленно.

Поэтому жанр стихотворения – послание.

В лирическом произведении и жанр, и композиция, и ритмика, и изобразительно-выразительные средства- все способствует выражению настроения.

Рассмотрим, как выражается настроение в этом стихотворении.

Первые 2 строки стихотворения - обращение лирического героя к няне.

7. Образное рисование.

Представьте, что вам нужно проиллюстрировать это стихотворение или создать слайды.

Сколько иллюстраций-слайдов у вас получится?

Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.

- Cтроки рисуют забытый домик в глуши сосновых лесов

Ты под окном своей светлицы
Горюешь будто на часах,
И медлят поминутно спицы в твоих наморщенных руках.

- Представляется няня, сидящая у окна и поминутно вглядывающаяся вдаль.

Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.

- Кажется, няня подошла к воротам и напряженно смотрит вдаль.

То чудится тебе…

- Возможно, няне видится ее воспитанник, ее любимец, спешащий к ней.

Таким образом, мы разделили стихотворение на части, то есть определили композицию.

1 часть - обращение лирического героя к няне.

Строки 2 части рисуют забытый домик в глуши сосновых лесов

В 3 части, мысленно возвращаясь туда, лирический герой словно видит няню внутренним взором, угадывая ее переживания и душевные движения: она горюет под окном своей светлицы, подходит к воротам, вслушивается, не звучит ли колокольчик, не едет ли кто-нибудь…вглядывается вдаль…

В душе ее беспокойство о нем, о воспитаннике, горестные предчувствия – об этом 4 часть стихотворения.

Как же, с помощью каких средств переданы в стихотворении чувства лирического героя и няни?

8. Работа по таблице.

Проведем наблюдения над текстом и оформим в таблице:

9. Работа выполняется в группах.

Обсуждение результатов работы.

Фонетический уровень (ритм, звукопись, размер) Лексический уровень (значения слов, определяющих эмоциональный настрой стихотворения, группы слов по значению, синонимы, антонимы, изобразительно- выразительные средства) Грамматический уровень (части речи, грамматические формы) Синтаксический уровень (структура предложений, их количество)

Музыкальный, почти песенный ритм

Четырехстопный ямб

Можно услышать звук спиц, шаги старой няни

Аллитерация на звуки - ш, ж, щ

п, т, ч – создают мрачное, печальное настроение

последние строки – ассонанс на звуки о, у - передают длительность ожидания, создают настроение грусти

Перифраза подруга дней моих суровых

Подчеркивает дружеские отношения с няней в трудные для него времена - в период ссылки. Для лирического героя няня – друг, который всегда рядом - и в радости, и в горе.

Во второй перифразе соединяется сердечное, народное слово голубка и эпитет дряхлая, н есущий оттенок дружеской шутки, местоимение моя усиливает ласковый тон. В этих обращениях - любовь к няне, нежность и забота.

Эпитеты дряхлая, наморщенных руках рисуют облик няни

Повтор давно, давно

Глушь лесов,

Эпитеты. Забытые ворота

Черный отдаленный путь

передают тяжесть одиночества няни.

Черный отдаленный путь

Символ разлуки

Чувства няни названы прямо: горюешь

Тоска, предчувствия, заботы и метафорически: теснят твою всечасно грудь,

Медлят поминутно спицы в твоих наморщенных руках.

Сравнение горюешь, будто на часах

Передает постоянство ее томительного ожидания

Существительные - 16

Глаголы - 6 (все глаголы настоящего времени, несовершенного вида – передают томительность долгого, кажется, нескончаемого ожидания)

прилагательные - 3

причастия - 3

местоимения - 8 (из них 4 - личных)

Это придает звучанию строк лирический, глубоко личный характер.

В стихотворении 5 предложений.

1 – восклицательное, содержит обращение;

2 - простое, повествовательное, невосклицательное;

3, 4 - сложные, длинные, грамматические границы предложений и деление на строки не совпадают

(Это передает взволнованность речи лирического героя);

5 - предложение не закончено.

(Оно побуждает читателя к раздумьям, размышлениям).

10. Обобщим наблюдения, составив связное высказывание по плану. Речевые опоры помогут оформить ваши размышления.

Пункты плана Примерные речевые конструкции
1. Автор и название стихотворения
2. Тема стихотворения (Очем стихотворение?) Стихотворение посвящено…

Тема стихотворения -… В стихотворении … (автор, название стихотворения) описывается…

…поэт изображает…

…перед читателем возникает образ…

…переданы размышления (чувства, переживания и т.п.)…

…с первых строк…

3. Настроение стихотворения В стихотворении… царит …настроение…

…пронизано настроением…

настроение этого стихотворения…

Настроение меняется на протяжении стихотворения…

4. Как выражается настроение?

А) композиция

(Как построено стихотворение? На какие части можно его разделить? О чем каждая часть?)

Б) Какие картины вам представляются?

(Метафора, эпитет, олицетворение, метонимия, лексические повторы, употребление слов определенной части речи и др.)

Г) Как звучит стихотворение?

(Размер, ритм, длина строк, аллитерация, ассонанс, наличие или отсутствие рифмы)

Стихотворение можно разделить на..части…

Композиционно стихотворение делится на…части, потому что…

Строки рисуют…

Мне видится…

С помощью … поэт дает нам возможность увидеть…

…создают образ…

…помогают представить…

Звучание стихотворения создает …ритм…

Короткие (длинные) строки подчеркивают…

В стихотворении мы словно слышим звуки…

Постоянно повторяющиеся звуки …позволяют услышать…

5. Каким мне представляется лирический герой этого стихотворения? Лирический герой этого стихотворения представляется мне…
6. Какие мысли и чувства автор хотел донести до читателя? (Идея стихотворения) В стихотворении автор выражает мысль о…

Основная мысль стихотворения…

Идея произведения…

7. Личные впечатления от стихотворения. Читая стихотворение, я восхищался…

…я откликался…

Меня взволновало…

…красота строк…

…остаются в памяти…

11. Учащиеся готовят устное высказывание по предложенному плану.

12.Домашнее задание: подготовиться к письменной работе – “Анализ стихотворения А.С.Пушкина “Няне” по предложенному плану.

Теплое имя Арины Родионовны знакомо каждому с младых ногтей. Зная, какую роль сыграла она в жизни великого русского поэта, невозможно читать стих “Няне” Пушкина Александр Сергеевич без умиления. Каждая его строчка пропитана теплом, благодарностью и нежной грустью.

Стихотворение было написано поэтом в 1826 году, в Петербурге. К этому времени Пушкин вернулся из Михайловского, куда был отправлен в 1824 году после очередной стычки с начальством. В сентябре произошло “примирение” поэта с Николаем I, который пообещал ему свое покровительство даже несмотря на то, что Пушкин не скрывал от него своей симпатии к декабристам.

Текст стихотворения Пушкина “Няне” поделен на 4 части. Сперва поэт дружески обращается к своей кормилице, которая была с ним рядом не только все детство, но и во время двухлетней ссылки в Михайловском. Обращение “Голубка дряхлая” моя можно было бы назвать фамильярным, но Пушкин, во-первых, очень любит, а во-вторых, безмерно уважает нянюшку. Она для него не только кормилица, она – подруга дней суровых, намного более близкая духовно, нежели мать.

В третьей части стихотворения, которое сейчас проходят на уроке литературы в 5 классе, Александр Сергеевич мысленно возвращается к отчему дому. Образ мудрой и доброй нянюшки бесконечно трогает его. Мысленным взором Пушкин видит, как Арина Родионовна горюет перед окошком своей светлицы и ждет, ждет барина, за которого сильно переживает, напряженно вглядываясь вдаль. Последними строками поэт подчеркивает, что он не может часто бывать в Михайловском и навещать кормилицу. Он вырос, у него другая жизнь, иные заботы и стремления.

Учить это лирическое произведение достаточно легко. Его текст мягкий, плавный, быстро запоминающийся.

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь;
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
То чудится тебе. . . . . . .

А.С.Пушкин Няне. Стихотворение заканчивается строкой "То чудится тебе...". Объясните ее смысл

  • Тебе это кажется.
    Чудится-кажется

  • Подруга дней моих суровых,
    Голубка дряхлая моя!
    Одна в глуши лесов сосновых
    Давно, давно ты ждешь меня.
    Ты под окном своей светлицы
    Горюешь, будто на часах,
    И медлят поминутно спицы
    В твоих наморщенных руках.
    Глядишь в забытые вороты
    На черный отдаленный путь:
    Тоска, предчувствия, заботы
    Теснят твою всечасно грудь.
    То чудится тебе...

    Няня Пушкина в то время была преклонных лет. Разум уже не тот. Могут возникать что-то вроде галлюцинаций.Он это и имел в виду, просто не хотел её обидеть.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

  • Спиши предложения, расставляя знаки препинания и… Спиши предложения, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы.Графически обозначь обращение Москва Москва люблю т_бя как сын. (М.Ю.Лермонтов).Подруга дней моих суровых голу_ка дряхлая моя одна в глуши л_сов сосновых давно,давно…

  • Текст во вложениях. Не могу вникнуть в смысл, у кого… Текст во вложениях.Не могу вникнуть в смысл, у кого получиться, объясните смысл текста.Что за курсы, какова их задача, какое назначение у них, и тд курсы дистанционног обучения, направленные на развитие…

  • Предложения со словами: суровый, дряхлый, отдалённый.… Предложения со словами: суровый, дряхлый, отдалённый. неведомый, невиданный, грозный, тужить, снарядился, желанный, тягаться, трезвонить, перечить, потешить, печальный. К каждому слову предложение! Суровый папа наказал сына за его плохие оценки.…

Тема урока: А.С. Пушкин. Стихотворение "Няне".

Цели урока:

Познакомить учащихся с биографией великого русского поэта А.С. Пушкина;

Познакомить с жизнью няни Арины Родионовны, рассмотреть, какую роль она играла в жизни поэта;

Познакомить со стихотворением, посвященным няне поэта;

Развивать навыки выразительного чтения, словесного рисования, умения выделять в тексте произведения изобразительно-выразительные средства и определять их роль в художественной структуре стихотворения;

Ход урока

I . Организационный момент:

Добрый день дорогие друзья и уважаемые гости! Добрый, добрый день! Я рада приветствовать всех на нашем уроке. Надеюсь, что вы с нетерпением ждали урока литературы, на котором мы учимся думать, рассуждать, говорить!

И, как всегда, желаю всем удачи! Итак, мы начинаем работу.

II . Работа по теме урока

Встречи с творчеством А. С. Пушкина – это “чудное мгновение”, которое длится всю жизнь. Имя Пушкина, черты его лица входят в наше сознание в самом раннем детстве, а произведения не могут оставить никого равнодушным.

6 июня 1799 года у отставного майора Сергея Львовича и его жены Надежды Осиповны родился мальчик – будущий великий поэт Александр Сергеевич Пушкин.

Надежда Осиповна принялась было за его воспитание, но мальчик убегал от вспыльчивой и раздражительной матери к бабушке Марии Алексеевне. Там он залезал в её рабочую корзину и любопытством следил за движением её рук, когда бабушка что-то вязала. Эта корзина была настоящей крепостью, в которой Александр чувствовал себя под надёжной защитой. Надежда Осиповна махнул на него рукой и сдала на попечение бабушки и крепостной няньки Арины Родионовны.

Эти две добрые и умные женщины были первыми воспитательницами Пушкина. От них он научился говорить по –русски, от них он впервые узнал нежность и ласку. Они пробудили в нем любовь к народным песням и сказкам. Одну из них, «Сказку о царе Салтане..», рассказанную няней, он запишет стихами в 1831 году, став к этому времени уже известным поэтом. Всего А. С. Пушкин сочинит пять сказок. В каждой из них, так же как в народных, добро побеждает зло: зависть и жадность наказываются, предателей ждет расплата.

Когда Александру исполнилось 12 лет, родители отдают его учиться Царскосельский лицей.

Поступление в Лицей было важным событием в жизни юного Пушкина. Здесь он встретил своих лучших друзей, вместе с ними пережил события Отечественной войны 1812 года. Здесь он узнал о бородинской битве, о пожаре в Москве, о победе русских в этой войне.

Темой Отечественной войны подсказано и его первое литературное выступление – прочитанное им в начале 1815 года на экзамене стихотворение «Воспоминание о Царском селе».

Окончен Лицей. Светлым июньским дне 1817 года юный поэт приезжает в Петербург. Он часто бывает в театрах, любит балы влюбляется в светских дам, посвящает им стихи. Но мало кто даже из друзей знает, как самозабвенно Пушкин работает. Из-под его пера выходит поэма « Руслан и Людмила». Он прочитал её вслух Жуковскому, прославленному поэтому того времени. Жуковский слушал очень внимательно, не сводя с юного поэта добрых глаз. А потом взял свой портрет и написал на нем: «Победителю ученику от побежденного учителя в тот высокоторжественный день, в который окончил он свою поэму «Руслан и Людмила». Это было 26 марта 1820 года.

Восхищенный Жуковский пишет: « Чудесный талант! Какие стихи!»

Вскоре Пушкин становится одним из лучших русских поэтов того времени. Он повсюду читает свои пламенные стихи.

Слух о «вольных стихах» и эпиграммах Пушкина, которые получали всё большее и распространение и «везде ходили по рукам» , дошел до властей. Ознакомившись со стихами Пушкина и придя в ярость, царь сперва хотел было сослать его в Сибирь или заключить в одну из самых страшных тюрем - Соловецкий монастырь. Только благодаря заступничеству влиятельных друзей удалось заменить эту кару более мягкой- ссылкой на юг, Екатеринослав, затем в Кишинев, а через три года в Одессу.

В 1824 года Пушкина с берегов Черного моря, из Одессы, отправляют в новую ссылку, в псковское имение отца - село Михайловское.

Подневольная жизнь в Михайловском в течение двух лет (1824-1826) очень тяготила поэта, который справедливо называл ее «заточением». Но зато именно в эти годы ему удалось, как никогда ранее, соприкоснуться с народом, с крестьянством. Во время ссылки при поэте находилась его няня Арина Родионовна, которую и в письмах, и в стихах этой поры он называет своей единственной подругою, сказками и песнями которой он снова, как в далекие детские годы, жадно заслушивается.

Осенью 1826 года Пушкин возвратился из Михайловского в Москву. Царь решил приблизить Пушкина к себе. Беседа с царем с глазу на глаз продолжалась около двух часов. В ответ на вопрос царя, где бы он был 14 декабря 1825 года, если бы находился в Петербурге, поэт ответил, что был бы на Сенатской площади – в рядах восставших.

Тем не менее Николай I объявил, что возвращает его из ссылки и что впредь сам будет его цензором.

В это время А. С. Пушкин находится в полном расцвете творческих сил. Вскоре вокруг поэта завязалась интрига, орудием которой был выбран француз Дантес. Заступаясь за честь жены, Пушкин вызвал Дантеса на дуэль. Выстрелом в живот Пушкин был смертельно ранен, и после двух суток нестерпимых мучений 10 февраля 1837 года он скончался.

Трагическая гибель поэта потрясла широкие общественные слои. Казалось, весь Петербург вышел на улицы. Однако тело Пушкино ночью было тайком вывезено из города. Поэт был похоронен близ родового имения Михайловское под Псковом – в святых Горах.

Вы уже знакомы со сказками поэта, с некоторыми его стихотворениями. И вот – новая встреча. Но сегодня мы будем говорить и о человеке, без которого не было бы Пушкина как поэта. О ком же?

Скажите, кто был источником вдохновения для Пушкина? (это его няня - Арина Родионовна)

Ах, как сладко, и тревожно, и радостно становилось мечтательному мальчику, ловившему каждое слово, каждый жест сказочницы. А сказок она знала великое множество. Он просил, чтобы няня повторяла ему одни и те же сказки по многу раз... И запоминал их – навсегда.

Пушкин очень любил свою няню, Арину Родионовну. С ней были связаны у него самые тёплые воспоминания. Она пленяла его своими чудесными сказками в детстве, она скрашивала его одиночество во время ссылки в Михайловское.
В долгие зимние вечера Арина Родионовна рассказывала Александру Сергеевичу сказки, пела песни.
"Слушаю сказки моей няни; она – единственная моя подруга, и с нею только мне не скучно..." – писал Пушкин брату из Михайловского.
Пушкин перенёс в свои произведения многие образы из няниных сказок. Он всегда с большой теплотой вспоминал Арину Родионовну, посвящал ей стихи.

Арина Родионовна Яковлева родилась 10 апреля 1758г в деревне Суйда

Петербургской губернии в семье крепостных крестьян. Через год деревня отошла новому владельцу Абраму Петровичу Ганнибалу, прадеду Пушкина.

20 декабря 1797 года в семье Сергея Львовича Пушкина (отца Александра Сергеевича) родилась дочь Ольга, и Арину Родионову взяли к ней няней. Няня сразу привязалась к Ольге. Она даже отказалась от вольной, когда бабушка А.С. Пушкина предложила освободить ее семью от крепостной зависимости.
Когда в 1799 году родился Александр Сергеевич Пушкин, Арина Родионовна стала и его няней.

Описание внешности Арины Родионовны не сохранилось, кроме кратких: “Это была старушка чрезвычайно почтенная – лицом полная, вся седая”.

Благодаря Арине Родионовне он окунулся в мир волшебных сказок, старинных былей и небылиц, которые она замечательно рассказывала.

Пушкин записал в Михайловском со слов няни семь сказок. Одна из них послужила материалом для “Сказки о царе Салтане”, другая – для “Сказки о попе и о работнике его Балде”, третья – для “Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях”.

После отъезда из Михайловского в 1827 году Пушкин получает письма няни, написанные под ее диктовку неизвестным малограмотным обитателем Михайловского.

Арина Родионовна:

«Милостивый государь Александр Сергеевич, имею честь поздравить вас с прошедшим новым годом и с новым счастьем… Вы у меня беспрестанно в сердце и на уме, и только, когда засну, то забуду вас… Ваше обещание к нам побывать летом меня очень радует. Приезжай, мой ангел, к нам в Михайловское, всех лошадей на дорогу выставлю… Прощайте, мой батюшка, Александр Сергеевич. За Ваше здоровье я просвиру вынула и молебен отслужила, поживи, дружочек, хорошенько, самому слюбится. Я слава богу здорова, целую ваши ручки и остаюсь вас многолюбящая няня ваша Арина Родионовна».

“ Так вот кто первая вдохновительница, первая Муза этого великого поэта, это няня, это простая русская деревенская баба!.. Точно припав к груди матери-земли, жадно в ее рассказах пил он чистую струю народной речи и духа. Да будет же ей, няне, и от лица русского общества вечная благодарная память!” – писал Иван Сергеевич Аксаков.

Через много лет, вспоминая добрую свою сказочницу, поэт напишет

стихотворение «Няне», посвященное Арине Родионовне. С этим стихотворением мы сегодня с вами познакомимся на уроке.

III . Анализ стихотворения.

(Выразительное чтение учителем или подготовленным учеником)

Понравилось ли вам стихотворение?

Какую картину вы себе представили?

Какое настроение вызвало у вас это стихотворение ?

-Постановка учебной задачи.

-Кому посвящено стихотворение?

Каким чувством оно пронизано?

В каких словах выражено отношение поэта к няне? Назовите их.

Как называет поэт няню?

-– Почему он называет ее « подруга дней моих суровых» ? Какой факт биографии поэта нашел отражение в стихотворении?
–Какие слова вам непонятны?

Словарная работа

Светлица – в старину: светлая парадная комната в доме.

Горюешь, будто на часах – т. е. когда у человека плохое настроение, то кажется, что время тянется долго.

Вороты – устар. ворота.

Всечасно – постоянно.

–Определите лексическое значение слова дряхлая в повседневной речи.

Дряхлая:

– старая, дырявая (одежда);

–старая, ветхая, покосившаяся (изба);

– сгорбившаяся, трясущаяся, немощная (старуха).

-Определите лексическое значение слова голубка . Когда вы встречались с этим словом?

Голубка :

– особь женского рода в стае голубей (прямое значение);

– так в фольклорных произведениях молодцы называют своих любимых молодушек кротких, добрых, ласковых, заботливых, любящих (переносный смысл);

голубь – символ мира , чистоты, добра, благой вести (Библия).

Могут ли вместе использоваться эти два непохожих слова?

(Новое, необычное сочетание слов помогает читателю представить образ пожилой женщины как светлый, милый сердцу поэта)

–Представьте, что вам нужно проиллюстрировать это стихотворение или создать слайды. Сколько иллюстраций – слайдов у вас получится ?

1.Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждешь меня. строки рисуют забытый домик в глуши сосновых лесов.

2.Ты под окном своей светлицы

Горюешь будто на часах,

И медлят поминутно спицы

в твоих наморщенных руках. – представляется няня, сидящая у окна и поминутно вглядывающаяся вдаль.

3.Глядишь в забытые вороты

На черный отдаленный путь:

Тоска, предчувствия, заботы

Теснят твою всечасно грудь. кажется, няня подошла к воротам и напряженно смотрит вдаль.

4.То чудится тебе… –возможно, няне видится ее воспитанник, ее любимец , спешащий к ней .

6. Физминутка.

На сколько частей можно разделить стихотворение? (На 4.)

1 часть– обращение лирического героя к няне.

Строки 2 части рисуют забытый домик в глуши сосновых лесов.

В 3 части , мысленно возвращаясь туда, лирический герой словно видит няню внутренним взором, угадывая ее переживания и душевные движения: она горюет под окном своей светлицы, подходит к воротам, вслушивается, не звучит ли колокольчик, не едет ли кто-нибудь…вглядывается вдаль…

В душе ее беспокойство о нем, о воспитаннике, горестные предчувствия – об этом 4 часть стихотворения .

От чьего лица написано стихотворение?

–На что похоже это стихотворение? (На письмо.)

–Пушкин не может быть рядом с няней и обращается к ней мысленно. Стихотворения такого вида называются посланием.

–Как же, с помощью каких средств художественной выразительности, переданы в стихотворении чувства героя и няни?

Найдите эпитеты в стихотворении? (старушка дряхлая, наморщенных руках – рисуют облик няни; забытые ворота, черный отдаленный путь – передают тяжесть одиночества няни.

Найдите метафоры ?( тоска, предчувствия, заботы теснят твою всечасно грудь – передают тяжесть одиночества няни)

Какие сравнения использует поэт? (горюешь, будто на часах – передают ее томительное ожидание)

–Какими красками вы бы передали настроение стихотворения? (Настроение стихотворения можно передать мрачными, темными красками, т. к. «дни суровые», «в глуши лесов», «чёрный путь». Лишь окно «светлицы» как светлое пятно на картине.)

Как вы понимаете следующие слова и выражения?

« Подруга дней моих суровых…»? (В самые трудные времена няня была рядом с Пушкиным, утешала его, давала ему силы, дарила свои рассказы, песни и сказки.)

«Давно, давно ты ждёшь меня…» (Пушкин вырос, трудные времена прошли, и он давно не приезжал к няне, которая ждёт его в своей светлице.)

«Горюешь, будто на часах…» (Няня горюет, тоскует по своему воспитаннику, она, словно часовой, думает о нём постоянно.)

« Глядишь в забытые вороты…» (Ворота забыты, т. е давно не отворялись человеком, которого в этом доме ждут. Няня глядит на них, словно ждёт, что её любимый воспитанник вот-вот приедет.)

«Тоска, предчувствия, заботы, Теснят твою всечасно грудь…» (Переживания за дорогого человека вызывают волнения, сердце бьётся быстрее, кажется, что ему не хватает места в груди.)

– Можно ли сделать вывод, что герой остался самым близким человеком для няни? Как он называет её и почему именно так? (Мы чувствуем огромную привязанность поэта к няне и её беззаветную любовь к нему. Он называет её «подруга», «голубка». А няня «ждёт», «горюет», «глядит в забытые вороты».)

Меняется ли настроение на протяжении стихотворения? (Нет.)

Шёпотом прочтите стихотворение. Что вы услышали? ж дё ш ь, глу ш ь, горюе ш ь» мы слышим приглушённые звуки, шёпот. Эти звуки подчёркивают тишину ожидания.)

–Найдите ключевые слова в каждой строке стихотворения, чтобы при чтении стихотворения выделить их голосом. Объясните свой выбор.

Что главное надо передать при чтении стихотворения? (Любовь, тёплые чувства.)

Если бы вы были композиторами, какую музыку вы написали бы к этому стихотворению? (Спокойную, медленную, напевную, нежную «У камелька»

IV . Итог. Обобщение.

С каким стихотворением познакомились на уроке?

Какое стихотворение называется посланием?

Ребята, каковы ваши впечатления от прочитанного стихотворения?

Как вы думаете, какие чувства владели поэтом, когда он писал это стихотворение? (В произведении передано чувство вины перед няней за долгое отсутствие, страдание от разлуки, выражены нежность, забота, признательность за дружеское участие в дни ссылки, проведенные вместе.)

Перечитайте две первые строки произведения. Почему поэт не называет няню по имени?

Он не называет её по имени, потому что она для него больше, чем конкретный человек, она - особый мир, мир детства - радостный, добрый, сказочно-таинственный.

Как относится поэт к своей няне?

V . Домашнее задание.

Стихотворение заканчивается строчкой «То чудится тебе…» Нарисуйте дома, что могло причудиться няне.

Выучите стихотворение наизусть.