Античная художественная культура древний рим кратко. Культура и религия древнего рима. Амрита – напиток бессмертия

История Рима представляет собой одну из самых замечательных страниц всемирной истории. Начав свое существование в качестве маленькой гражданской общины, Рим подошел к своему концу в качестве крупнейшей империи древнего мира; но и после гибели Рима как государства римская культура продолжала оказывать огромное влияние на культуру позднейшей Европы, а посредством последней – и на мировую культуру в целом.

Однако сама римская культура с самого начала своей истории не была чем-то единым; это был сплав культур разных народов, и изначально присущая ей синкретичность стала чертой, определявшей характер культуры Рима на всем протяжении ее развития. В то же время римская культура отнюдь не была беспорядочным агломератом заимствований и чужеродных влияний; это был вполне оригинальный феномен, своеобразие которого покоилось на основательном фундаменте культуры римского полиса. Так что же было действительно римским в культуре Рима?

Римская община возникла в сер. VIII в. до н.э. в результате слияния нескольких поселков различных племен, главную роль среди которых играли латины и сабины; кроме того, за несколько веков до этого здесь побывали греки-ахейцы, а в состав древнейшей римской общины вошли и этруски. Впрочем, греки и этруски оказали сильное влияние на культуру раннего Рима и по другой причине: Южная Италия и Сицилия были в это время колонизированы греками (здесь было столько греческих колоний, что эту территорию стали называть Великой Грецией), а этрускам принадлежала обширная территория от Альп на севере до Неаполя на юге. Происхождение этрусков и их язык до сих пор составляют научную загадку, несмотря на то, что дошла масса памятников их материальной культуры. Этруски, как и греки (с течением времени этрусская культура впитала в себя много элементов греческой), по уровню социально-экономического и культурного развития превосходили латинов, и потому последние испытали на себе их влияние. Так, римляне переняли у этрусков правила межевания полей, планировку городов и домов, практику гадания по внутренностям животных и т.д.

Однако заимствования культурных форм со стороны не лишали римскую культуру ее собственного оригинального содержания; наоборот, именно это содержание и определяло характер и порядок заимствований. Римляне были людьми весьма рациональными и практичными, их мышление было почти лишено образности; даже в названиях месяцев и именах детей они использовали порядковые числительные (например, единственная дочь получала родовое имя отца, если их было две, то их различали как Старшую и Младшую (major и minor), остальных просто считали – Третья, Четвертая, Пятая (Tertia, Qanta, Quinta) и т.д.).

Своеобразие римского менталитета находило свое выражение, прежде всего, в римской религии. Изначально римские божества не были ни антропоморфными, ни личностными: их не представляли в человеческом облике, не ставили им статуй, не строили храмов. Только с заимствованием этрусских и греческих божеств у римлян появились храмы и изображения богов. Римляне обожествляли различные понятия, качества, функции, стадии человеческой деятельности, и сами эти боги имели не собственные, а нарицательные имена; таких божеств было великое множество – например, одно олицетворяло порог, другое – дверные створки, третье – дверные петли, и т.д. Общение с богами было в высшей степени формализовано и ритуализовано, содержание же его определялось формулой “do ut des” – “даю, чтобы [ты] дал”: принося богу жертву, римлянин ждал от него ответного шага, т.е. рассчитывал на получение определенной пользы для себя. Этот практицизм, прагматизм, юридическая нормативность сознания, трезвый расчет в сочетании со строгой патриархальностью нравов, подчеркнутым уважением к достоинству старших и вышестоящих и стали основными установками исконной римской культуры.

История Рима – это история города, ставшего миром; случай Рима уникален. В древности не было недостатка ни в гражданских общинах, ни в огромных империях, но только Риму удалось органически соединить идею гражданства с имперской идеей, т.е. до некоторой степени добиться слияния полисных идеалов свободы и независимости общины в целом и каждого гражданина в отдельности с имперским идеалом мира и безопасности для всех; это и получило название “римской идеи”. Соответственно, римская культура стала как бы выражением этого универсального государства: она представляла собой некую цивилизационную технологию, легкоусваиваемую совокупность жизненных стандартов, своего рода “ноу-хау” цивилизованной (от civilis – гражданский) жизни. Эту культуру можно было заимствовать с той же легкостью, с которой она сама принимала всевозможные заимствования; собственно ее содержание было прикладным технологически-организационным набором жизнеобеспечивающих структур, который действовал с одинаковой эффективностью в любом месте и в любое время. Римская культура была построена по принципу открытой архитектуры – это была система стандартных конструкций, в которую свободно встраивались любые новые блоки, поэтому ее способности к развитию были практически неограниченными.

Особенно сильны были римляне в утилитарной сфере, во всем том, что относилось к материально-организационной стороне жизни. Архитектура и градостроительство с одной стороны, политика и право — с другой: вот главные сферы, где проявился римский гений. Римляне первыми стали широко применять обожженный кирпич, бетон; вместо принятых у греков прямых перекрытий стали широко применяться арочные своды. Состоятельные римляне жили в просторных городских домах с цветочными клумбами и фонтанами, полы которых были покрыты мозаиками, а стены – фресками; весьма распространенным типом жилища была и вилла – поместье, сочетавшее городской комфорт с прелестями сельской жизни. Бедняки снимали квартиры в многоэтажных (4-6 этажей) доходных домах-инсулах. Наиболее впечатляющими были общественные сооружения: римский Форум – площадь, точнее, целая система площадей с библиотеками, портиками, статуями, триумфальными колоннами и арками и т.д., театры (еще деревянный театр Марка Эмилия Скавра вмещал 80 тыс. чел.; построенный спустя три века Колизей – 56 тыс. чел., диаметр его равнялся 188 м., высота – 48,5 м), цирки – Большой Цирк в Риме имел длину 600 и ширину 150 м, он вмещал 60 тыс. зрителей. В Риме насчитывалось около тысячи общественных бань – терм; термы императора Каракаллы могли принять 1800, а термы Диоклетиана – 3200 чел. одновременно. В честь побед римского оружия возводились триумфальные арки и колонны: арка императора Тита имела высоту 15,4 м, арка Константина – 22 м высоты и 25,7 м ширины, колонна Траяна имела высоту 38 м. Огромные сооружения возводили императоры: так. мавзолей Августа представлял собой цилиндрическую постройку диаметром 89 и высотой 44 м. Разумеется, строились и храмы: знаменитый Пантеон (храм всех богов) был покрыт куполом диаметром 43,2 м, колонны выстроенного в Афинах императором Адрианом храма Зевса Олимпийского имели высоту 17,2 м.

Во всех провинциях римской республики, а позднее – империи, города возводились по единому плану; римский город имел продуманную систему жизнеобеспечения – мощеные мостовые, канализацию, централизованное водоснабжение (вода в город часто поступала по специальным надземным водопроводам – акведукам; длина одного такого акведука, построенного в Риме императором Клавдием, равнялась 87 км – по нему в город поступало 700 тыс. м 3 воды в сутки; самый длинный римский акведук был построен при императоре Адриане в Карфагене – его длина достигала 132 км, всего же с помощью акведуков воду получали почти в 100 городах империи). Города соединялись прекрасными дороги, вдоль которых находились почтовые станции, постоялые дворы, столбы с указанием расстояний и т.п.; частью дорог были мосты, виадуки, туннели. Римские дороги имели пятислойное покрытие; общая длина дорожной сети достигала 80 тыс. км.

Римская скульптура изначально развивалась под сильным этрусским и греческим влиянием. Взяв от этрусков натуралистичность портрета и разработанную пластику человеческого тела от греков, от себя римляне добавили официальную строгость и внушительные размеры: так, одна голова статуи императора Константина имеет высоту 2,4 м, а колоссальная статуя императора Нерона (работы мастера Зенодора) была высотой в 39 м. Скульптура была неотъемлемой частью городского и домашнего пространства: дома у римлянина находились скульптурные портреты его предков, на улице он встречался с изображениями богов, героев и императоров (вообще, среди образов римской скульптуры доминируют не боги, а люди – в отличие от греков).

Довольно хорошо изучена римская живопись: римляне, опять же, расписывали не столько храмы, сколько дома, и изображали не только богов, но и людей. Римская живопись реалистична, большое место в ней занимает жанр портрета (наиболее известна серия портретов из Фаюмского оазиса в Египте). Надо сказать, что, как и скульптура, римская живопись представлена в первую очередь не шедеврами, а добротной массовой ремесленной продукцией; искусство у римлян служило быту.

Кроме пластических искусств, наиболее оригинальны были римляне в области права. Юридическая наука, юриспруденция возникла именно в Риме: дело в том, что в Риме на протяжении многих веков существовала специальная должность претора, обязанностью которого было толковать и развивать право. Ежегодно избираемые преторы в своих эдиктах объявляли, как они намерены применять существующие законы. Кроме того, в Риме практиковали частные юристы, дававшие свои консультации всем желающим, которые издавали свои разработки в особых книгах. Один из таких юристов, Квинт Муций Сцевола, изложил в 18 книгах всю систему римского гражданского права (именно систему – впервые в мире). В имперский период кодификацию права продолжили Требаций и Лабеон; Сальвий Юлиан составил “Вечный эдикт” и “Дигесты” в 90 книгах, Гай написал “Институции” (юридический учебник в 4 книгах), много сделали также Папиниан, Ульпиан (один его трактат “О преторском эдикте” состоял из 81 книги) и Павел.

Весьма развитым в Риме было так же ораторское искусство – риторика. Учеба в школе ритора увенчивала собой всю систему римского школьного образования: начальная школа была частной, учились в ней 4 – 5 лет, затем следовала 4-летняя грамматическая школа и, наконец, 3 – 4-летняя школа ритора. (Надо сказать, что уровень грамотности в Римской империи достигал 50%). Риторская школа была государственной, риторы состояли на жаловании; это был своего рода университет — получивший такое образование человек мог делать карьеру в любой сфере. Собственно ораторское искусство было особенно необходимо в сенате и суде; самым знаменитым римским оратором был Марк Туллий Цицерон (до нас дошло около 50 его речей).

С риторикой была тесно связана филология, получившая в Риме большое развитие: из самых известных римских филологов следует упомянуть Марка Теренция Варрона. Варрон, как и многие другие римские ученые, был энциклопедистом – он написал около 600 книг по различным отраслям знания. Вообще, энциклопедия стала настоящим римским жанром: Варрон написал 41 книгу “Древностей божественных и человеческих”, Плиний Старший – “Естественную историю” в 37 книгах, и т.д. Это были люди огромных знаний: так, список источников у Плиния насчитывает 400 авторов, Варрон в одном из своих сочинений, “Образах”, дает литературные портреты 700 знаменитых греков и римлян – а ведь он не был историком-специалистом, а писал труды и по философии, и по праву, и по сельскому хозяйству.

Впрочем, в Риме хватало и философов, и историков, не говоря уже об ученых, оставивших справочники и монографии практически по всем появившимся в этот период специальным наукам. В философии римляне не создали оригинальных школ; наиболее распространенными учениями в Риме были стоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий), эпикуреизм (Лукреций), кинизм. Из историков следует назвать Тита Ливия, описавшего в 142 книгах своей “истории Рима от основания города” 8 веков римской истории (до нас дошла лишь четвертая часть этого сочинения, но и это немногое в современных изданиях занимает около 1500 страниц), Корнелия Тацита (“история” и “Анналы”), Светония Транквилла (знаменитая книга “Жизнь двенадцати цезарей”), Аммиана Марцеллина (“Деяния”) и др. Из представителей естественных наук можно назвать Диофанта Александрийского (математика), Клавдия Птолемея (география), Галена (медицина).

Начало римской литературе положили греки, писавшие по латыни, и римляне, писавшие по-гречески; началась она с переводов и переложений. Пленный грек Ливий Андроник в III в. до н.э. переложил на латынь греческие трагедии и комедии (Софокла и Еврипида), а также сделал перевод “Одиссеи”; в то же время Невий стал писать свои подражания грекам уже на латинском. Более оригинальны были создатель исторического эпоса “Анналы” Энний и комедиографы Плавт и Теренций, полностью же национальную и по форме, и по содержанию литературу создали Гай Луцилий и Луций Акций. Золотым веком римской литературы (точнее, поэзии) стало время первых императоров, когда творили автор “Георгик” и “Энеиды” Вергилий, написавший “Сатиры”, “Эподы”, “Оды” и “Послания” Гораций и автор “Науки любви” и “Метаморфоз” Овидий. Из позднейших римских литераторов следует назвать Петрония, Лукана, Апулея, Марциала, Ювенала и др.

Культура Рима и христианская культура находятся в сложной диалектической взаимосвязи: трудно решить, что в этом соотношении главное, а что – производное. Рим был возможен без христианства, но христианство было невозможно без Рима; христианство смогло стать мировой религией только в мировой империи. С другой стороны, без христианства, наследовавшего римскую культуру, мы имели бы об античной культуре в целом примерно такое же представление, как об этрусской или раннеминойской, а ее значение для нас было бы таким же, как значение индейских цивилизаций Мезоамерики; без христианства от античности остались бы лишь немые памятники материальной культуры, историческо-культурная традиция была бы прервана, и потому сами мы были бы другими. Христианство и Рим и отрицали, и взаимодополняли друг друга: сначала христианство было невозможным без Рима, который преследовал христиан, а затем само существование Рима стало производным от христианства, которое столь же неуклонно боролось с римским язычеством – т.е. становым хребтом всей античной культуры.

Традиционная римская религия не обещала исповедовавшему ее вечной жизни, загробного блаженства, посмертного наказания злых и поощрения добрых: как и любое язычество, т.е. одушевление сил и объектов природы, она была сосредоточена на этом мире и жизни в нем – за гробом и доброго, и злого ждало одно и то же унылое прозябание в Аиде. Римское язычество, как и любое другое, не знало личностной этики, т.к. было обращено не к отдельному человеку, а к общине; это была ритуально-обрядовая система, действие которой происходило лишь на поверхности душевного мира человека – ибо и сама душевная жизнь на этом этапе развития была достаточно поверхностной, вернее, принципиально ориентированной на внешнее действие, а не на внутреннее содержание. Только в империи становится возможным возникновение нового человека, человека-личности, в нашем понимании, для которого ценность внутренней жизни, нравственного самосовершенствования, внутренней свободы значат не меньше, чем ценности внешнего успеха и преуспеяния: государственный универсализм порождает гражданский индивидуализм, империя и личность взаимосвязаны.

Новому человеку был нужен новый бог, точнее, Бог – всемогущее и всеобъемлющее, но в то же время бесконечно близкое к человеку благое существо, которое “заведовало” бы не отдельным народом, местностью, сферой деятельности и т.п., но бесконечностью и вечностью, и могло бы сообщить их человеческой душе. Поиски такого бога начинаются уже в ранней Империи: культ старых римских богов постепенно приходит в упадок (вернее, культ остается, но сами боги теперь понимаются лишь в качестве образов и символов), новый культ императоров также не может удовлетворить требованиям религиозного чувства, и в Риме распространяются восточные религии. Поклонение Кибеле, Исиде, Атаргате, Митре, Ваалу и пр. давало отпущение грехов и победу над смертью, обещало жизнь вечную; в этом круге религиозных представлений и практик и начинает распространяться христианство. Родившаяся в отдаленной провинции Иудее, известной лишь религиозным фанатизмом своих жителей, поклонявшихся малопонятному для римлян единому неведомому богу, новая религия быстро распространялась по империи. Возникнув как одна из иудейских сект, христианство быстро стало космополитической религией для людей любого языка, пола, социальной и государственной принадлежности – стоит ли повторять, что это было возможно лишь в империи; уже через три десятка лет после смерти своего основателя приверженцы Христа появились в самом Риме. В течение I – II вв. римское государство то преследовало христиан, то относилось к ним терпимо: для традиционного римского сознания идея единобожия была непонятной, а их радостное ожидание светопреставления – неприятным; кроме того, христиане отказывались принимать участие в культе императора, что воспринималось как знак политической нелояльности. И все же настоящее преследование христиан началось только во второй половине III в., когда римское государство объявило войну христианской церкви, этому “параллельному государству”, интегрировавшем в себе все больший объем социальных отношений. Серьезная борьба велась около полувека, но она не имела успеха: христиане были уже везде – в государственном управлении, в армии, во всех политических институтах вообще. Языческая империя перерождалась в христианскую – видя бесперспективность борьбы с христианством, римское государство признало его равноправным с другими религиями империи (313 г.). После этого остановить распространение христианства было уже невозможно, и в 392 г. языческие культы были официально запрещены, и начались уже преследования язычников. Начинается развитие собственно христианской культуры – религиозной литературы, архитектуры, живописи и т.д.. Христианство переходит границы империи и распространяется среди варваров, которые вскоре после этого сокрушают западноримскую государственность; христианская церковь частично заполняет вакуум власти, сама естественно политизируясь при этом. История Рима отходит в прошлое, и наследие римской культуры становится достоянием христианства: таков был конец полутысячелетнего периода взаимоотношения этих столь значимых феноменов мировой истории и культуры.

Значение римской культуры для Европы, ее посредством, всего мира, трудно переоценить. Политическое устройство, техника, язык, литература, искусство – практически во всех сферах жизни мы являемся наследниками древних римлян. Римская традиция сохранилась как непосредственно и непрерывно, так и опосредованно; “римская идея” оказалась действительно вечной. Преемники римской государственности, Восточная Римская империя и Священная Римская империя германской нации, просуществовали до 1453 г. и 1806 г. соответственно; но и позднейшие политические образования в Европе и частично за ее пределами строились на основе обращения к наследию древнего Рима. В средневековье и на Западе, и в Византии люди по-прежнему считали и называли себя римлянами, а когда отличие от античности было наконец ими осознано, то лишь для того, чтобы объявить о необходимости нового ее возрождения (эпоха Возрождения). Способ восприятия мира, отношений между людьми, основы эстетики, структура языка и, соответственно, мышления – все это у народов и обществ Европы, возникших за последних полтора тысячелетия, едино по своим фундаментальным основам: то, что отличает европейцев от представителей иных регионов и культур (например, жителей Индии или Китая), является результатом единого для всех нас наследия Рима, наследия античной цивилизации в целом. Отделенные от нас двумя тысячелетиями реалии Рима понятней и ближе для нас, чем современная культура народов, не имевших исторической связи с античной цивилизацией; пока существует Европа – не столь важно, Западная или Восточная, Вечный Город продолжает свою “жизнь после смерти”.

Культура Древнего Рима существовала более 12 веков и имела свои уникальные ценности. В искусстве Древнего Рима воспевались почитание богов, любовь к Отечеству, солдатская честь. О Древнем Риме подготовлено множество докладов, в которых рассказывается об его достижениях.

Культура Древнего Рима

Ученые разделяют историю древнеримской культуры на три периода:

  • Царский (8-6 вв. до н.э.)
  • Республиканский (6-1 вв. до но.э.)
  • Имперский (1 в. до н.э. - 5 в.н.э.)

Царский считается примитивным периодом в плане развития культуры, однако, именно тогда у римлян появился свой алфавит.

Художественная культура римлян была схожа с эллинской, но имела свои характерные особенности. Например, скульптура Древнего Рима приобрела эмоции. На лицах персонажей римские скульпторы стали передавать состояние души. Особенно многочисленны были скульптуры современников - Цезаря, Красса, различных богов, обычных граждан.

Во времена Древнего Рима впервые появляется такое литературное понятие, как «роман». Среди поэтов, сочинявших комедии, наиболее знаменитым был Луцилий, являющийся автором стихотворений на бытовую тематику. Его любимой темой было высмеивание одержимости достижения различных богатств.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Римлянин Ливий Андроник, работавший актером трагедии, знал греческий язык. Ему удалось перевести «Одиссею» Гомера на латинский язык. Вероятно, под впечатлением от произведения, Вергилий вскоре напишет свою «Энеиду» о троянце Энее, ставшем дальним предком всех римлян.

Рис. 1. Похищение сабинянок.

Необыкновенного развития достигла философия. Были сформированы следующие философские течения: римский стоицизм, задача которого состояла в достижении духовных и нравственных идеалов, и неоплатонизм, сутью которого было развитие высшей духовной точки души человека и достижение экстаза.

В Риме античным ученым Птолемеем была создана геоцентрическая система мира. Ему же принадлежат многочисленные работы по математике и географии.

Музыка Древнего Рима копировала греческую. Из Эллады приглашались музыканты, актеры и скульпторы. Популярностью пользовались оды Горация и Овидия. Со временем, музыкальные представления приобрели зрелищный характер, сопровождающийся театральными представлениями или гладиаторскими боями.

Сохранилось письмо римского поэта Марциала, в котором он утверждает, что если станет преподавателем музыки, то безбедная старость ему обеспечена. Это говорит о том, что музыканты пользовались большим спросом в Риме.

Изобразительное искусство в Риме несло утилитарный характер. Оно представлялось римлянами как способ заполнить и организовать жизненное пространство. Оно, как и архитектура, выполнялось в виде монументальности и величия.

Подводя итог, отметим, что римскую культуру можно считать преемницей греческой, однако, римляне многое привнесли и доработали в ней. Иными словами, ученик превзошел учителя.

Рис. 2. Строительство римской дороги.

В архитектуре римляне строили свои здания на века. Термы Каракаллы - яркий пример гигантизма в строительстве. Архитекторы использовали такие приемы как использование палестр, перистильных дворов, садов. Бани снабжались сложным техническим оборудованием.

Величественными римскими сооружениями можно считать дороги, которые используются и по сей день, знаменитые оборонительные валы Траяна и Адриана, акведуки и, конечно же, амфитеатр Флавиев (Колизей).

Культура Рима входит в наше сознание со школьных лет загадочной легендой о Ромуле, Реме и их приемной матери – волчице . Рим это звон гладиаторских мечей и опущенные вниз большие пальцы римских красавиц, присутствовавших на гладиаторских боях и жаждущих смерти поверженного. Рим – это Юлий Цезарь , который на берегу Рубикона говорит «Жребий брошен» и начинает гражданскую войну, а потом, падая под кинжалами заговорщиков, произносит: «И ты, Брут!». Римская культура ассоциируется с деятельностью многих римских императоров. Среди них – Август, который с гордостью заявляет, что принял Рим кирпичным, а потомкам оставляет мраморным; Калигула, собирающийся назначить сенатором своего коня; Клавдий с его императрицей Мессалиной, имя которой стало синонимом неистового разврата; Нерон, устроивший пожар Рима, чтобы вдохновиться на поэму о пожаре Трои; Веспасиан с его циничными словами «Деньги не пахнут»; и благородный Тит , который, если не сделал за день ни одного доброго дела, говорил: «Друзья, я потерял день».

Культура Древнего Рима формировалась в VIII в. до н. э. – 476 г. н. э.Рим – это государство, которое прошло стремительный путь от маленького городка на реке Тибр до огромной мировой сверхдержавы. Культура Древнего Рима с его совершенными памятниками архитектуры, живописи, литературы, стала эпохой наивысшего расцвета античной культуры и вместе с тем ее завершением.

Далеким предком римлян считался Эней, сын богини Венеры, спасенный ею при падении Трои. Но основателем Рима был не он, а легендарный Ромул, сын бога войны Марса. Ромул, которого вместе с его братом, по преданию, выкормила волчица, основал Рим в 753 г. до н. э , и сам, в конце жизни стал богом под именем Квирин (римляне называли себя квиритами). Римская цивилизация, как и другие древние, складывалась на основе объединения разных племен: латинян, сабинян, этрусков, италиков, населения греческих колоний в южной Италии . Но на Апеннинском полуострове не сформировалось таких полисных образований, как в Греции. Борьбу с соседями, войны с ними, вел именно Рим, постепенно выросший в большой центр с зависимыми от него областями, а позже – провинциями на огромной территории нынешних Европы, Ближнего Востока, Африки.

Характерные черты и особенности древнеримской культуры. Характерными отличительными особенностями культуры Древнего Рима являлось то, что римляне:

· Создали свою систему идеалов и ценностей , главными среди которых были патриотизм, честь и достоинство, верность гражданскому долгу, почитание богов, идея об особой богоизбранности римского народа, о Риме как о высшей ценностии т. д.;

· Всячески возвышали роль и ценность закона , непреложность его соблюдения. Политика и другие, связанные с ней стороны жизни, в Древнем Риме достигали высокой степени цивилизованности путем развития правовых отношений . В этом плане именно Рим дал очень многое, что было использовано в дальнейшем развитии европейской, а через это и мировой цивилизацией в движении к “правовому государству”. Особенно популярным стал кодекс императора Юстиниана (527–565 гг.). Для римлян общественные интересы были выше интересов индивида;



· Усилили антагонизм между свободнорожденным гражданином и рабом. Римляне по-своему и более четко определяли качества свободного человека. Рим достиг наивысшего уровня развития рабства ;

· Римляне, в отличие от эллинов, были гораздо более воинственными. Воинская доблесть являлась главным средством и основанием для успеха в политике, для занятия высокого положения в обществе.*

* В римской республике одной из первых обязанностей граждан было участие в войнах. Один раз в пять лет в Риме производился специальный опрос граждан – ценз. И первым вопросом было: в каких военных кампаниях гражданин воевал. Общественная активность ценилась и в мирное время. Ценной считалась жизнь, отданная на благо республики (res publica – общественное дело).

Благодаря завоевательным войнам Рим превратился из городка в мировую империю. Римская цивилизация по типу сходна с греческой, как земледельческая, морская и торговая. Однако войны обеспечивали римлянам не только защиту колоний (как это было и у греков), но и зависимость от Рима территорий, включение их в состав римского государства.

· В отличие от греческой римская культура является гораздо более рациональной и приземленной , направленной на практическую пользу и целесообразность. Римляне ничего не уважали, считал Т. Моммзен, кроме полезной деятельности и требовали каждый миг отдавать труду. По словам Цицерона «греки изучали геометрию, чтобы познать мир, римляне – чтобы измерять земельные участки»;

· В области духовной культуры можно отметить особое место так называемого «римского мифа», выступавшего как «Римская идея» - владение и власть над всем миром, «Рим – центр мира», «Рим – вечный город»;

· В философии и науке для римлян были важны не теоретические изыскания, а обобщение и систематизация знаний , создание многотомных энциклопедий.

· В скульптуре римляне придавали своим произведениям неповторимые индивидуальные черты . Римские писатели создали новый жанржанр романа , римские зодчие – прекрасные памятники архитектуры. Римляне овладели разнообразными приемами строительства . Все это требовало и определенного уровня цивилизованности и, одновременно, выступало средствами развития и цивилизации и культуры.

В культуре Древнего Рима принято выделять следующие периоды :

1. Культура монархического (царского) или архаического периода (VIII - VI вв. до н.э.).

2. Культура периода Республики(V - I вв. до н. э.).

3. Культура периода Империи (I - V вв. н. э.).

На формирование римской культуры заметное влияние оказали:

· Соседние италийские города в некоторых обычаях, ритуалах, прикладном искусстве;

· Этруски – в ремеслах, практике строительства городов и архитектуре храмов, тайных науках о гаданиях жрецов и других обычаях;

· Греки – в религиозных обычаях и ритуалах, в искусстве, философии и науке.

Культура царского периода. С момента основания Рима начинается первый, царский период римской истории, к концу которого Рим сложился как город-государство греческого типа.

Начальную историю монархического, или «царского» Рима связывают с реформами рекса (выборного вождя) Сервия Туллия . Во главе государства стоял выборный царь, выступавший одновременно в качестве верховного жреца, военачальника, законодателя и судьи, а при нем состоял Сенат . Основной социально-экономической ячейкой была патриархальная семья (фамилия). Важнейшие общественные дела, включая выборы царя, решало народное собрание.

По преданию, в Риме в VIII-VI вв. до н. э. правили 7 царей: Ромул, Нума Помпилий, Тулл Гостилий, Анк Марций, Тарквиний Древний, Сервий Туллий, Тарквиний Гордый . Особое значение в истории раннего Рима и его культуре имеет время правления трех последних римских царей, которые происходили из этрусков. При этрусской династии Рим стал преображаться. При них произведены работы по осушению, некогда болотистого Форума. На Капитолийском холме был воздвигнут мастерами из Этрурии храм Юпитера . Рим превратился в большой многолюдный город с мощными крепостными стенами, красивыми храмами и домами на каменном фундаменте. При последнем царе - Тарквинии Гордом - в Риме была сооружена главная подземная канализационная труба - Великая клоака , которая служит “вечному городу” и поныне. Возведен первый цирк для гладиаторских игр . От этрусков римляне унаследовали ремесленную и строительную технику, письменность, так называемые римские цифры , способы гадания. Заимствованы были и одеяние римлян - тога , форма дома с атрием - внутренним двориком - и т. д.

Культура эпохи Республики . В эпоху ранней Республики (конец VI - начало III вв. до н. э.) Риму удается подчинить себе весь Апеннинский полуостров, причем большую роль в развитии его культуры сыграло завоевание греческих городов Южной Италии, ускорившее приобщение римлян к более высокой греческой культуре. В IV в. до н. э., главным образом среди верхних слоев римского общества, начинают распространяться греческий язык, некоторые греческие обычаи, в частности, бритье бороды и короткая стрижка волос. В это же время происходит замена старого этрусского алфавита греческим, более подходящим к звукам латинского языка. Тогда же вводится и медная монета по греческому образцу.

К IV в. до н. э. относится зарождение в Риме театра - по примеру этрусков были введены сценические игры, исполнявшиеся профессиональными артистами.

В середине V в. до н. э. в Риме были составлены «Законы 12 таблиц», ставшие основой дальнейшего развития римского права . В них нашли отражение особый строй римской семьи, связь гражданства и землевладения, утверждалось равенство граждан перед законом.

С образованием гражданской общины, республиканского строя связано возникновение римского ораторского искусства . Выступления сенаторов в сенате, должностных лиц - в комициях (народных собраниях) требовали знаний и искусства убеждать слушателей.

В эпоху ранней Республики в основных чертах складывается организация римского войска с его прославленной дисциплиной. Основной единицей римской армии был легион (от 3 до 6 тысяч пехотинцев), делившийся в разные периоды истории на манипулы, центурии, когорты .

С 60-х гг. III в. до н. э. Рим вел постоянные войны за господство во всем Средиземноморье. Решающими этапами этой борьбы было разрушение Карфагена (главного соперника Рима) и превращение Греции и Македонии в римские провинции. К середине II в. до н. э. Рим становится мощной средиземноморской державой, однако примерно в это же время в государстве изменяется внутриполитическая обстановка - начинаются гражданские войны, приведшие к падению Республики. Временная военная диктатура (например, Суллы (138-78 до н. э.) или Цезаря (100-44 до н. э.) к концу I в. до н. э. сменяется принципатом - наследственной диктатурой под республиканской оболочкой.

Римская культура позднереспубликанской эпохи представляла собой соединение многих начал (этрусского, исконно римского, италийского, греческого), что обусловило эклектизм многих ее сторон.

Религия. Начиная с III в. до н. э. особенно большое влияние на римскую религию начала оказывать греческая. Для Рима, с его серьезной и глубокой традиционностью, в большей мере, чем для Греции, был характерным культ предков, семейных божеств, божеств-духов. Умершим старшим поклонялись, сохраняя память о них, изготовляя специальные бюсты (имагинас – изображения), хранившиеся в домах, которые члены семьи несли во время торжественных процессий. Среди них выделялись Лары, Весты (духи домашнего очага). И у Рима была своя Веста, которой служили весталки (девы-жрицы).

Но зрелое римское многобожие более всего схоже с древнегреческими верованиями. Происходит отождествление римских богов с греческими: Юпитера - с Зевсом, Нептуна - с Посейдоном, Плутона - с Аидом, Марса - с Аресом, Юноны - с Герой, Минервы - с Афиной, Цереры - с Деметрой, Венеры - с Афродитой, Вулкана - с Гефестом, Меркурия - с Гермесом, Дианы - с Артемидой и т. д. Культ Аполлона был заимствован еще в V в. до н. э., аналога ему в римской религии не было. Это что касается олимпийской линии греческой религии. Диониссийское же начало проявилось в Риме в культе Вакха – бога живой природы, в честь которого разворачивались известные “вакханалии”, веселые разгульные действа с непристойными шутками в состоянии всеобщего опьянения.. Одним из почитаемых чисто италийских божеств был Янус , изображавшийся с двумя лицами (одно обращено в прошлое, другое - в будущее), как божество входа и выхода, а затем - всякого начала.

При всей внешней схожести греческого и римского политеизма, различия между ними значительны. Т. Моммзен отмечал, что если у греков боги – живые, человекоподобные (личностные), олицетворенные (в мифах о них), то у римлян религиозность иная – искренняя, но не возвышенная, не поэтическая. Римлянин хотел от богов, прежде всего пользы. Он исполнял обрядность и ждал, что боги за это будут к нему благосклонны, выполнят просьбы молящегося. Следует отметить, что римский пантеон никогда не был замкнутым, в его состав принимались иноземные божества. Считалось, что новые боги усиливают мощь римлян.

Архитектура. От республиканского периода истории Древнего Рима сохранились лишь немногие архитектурные памятники. В строительстве римляне применяли в основном четыре архитектурных ордера: тосканский (заимствованный у этрусков), дорический, ионический и коринфский. Римские храмы напоминают греческие своей прямоугольной формой и использованием портиков, но в отличие от греческих, были грандиознее. В V-IV в. до н. э. в римском строительстве применялся главным образом мягкий вулканический туф . В позднереспубликанский период широко использовался обожженный кирпич и мрамор . Во II в. до н. э. римскими строителями был изобретен бетон , что вызвало повсеместное распространение apoчнo-сводчатых конструкций, преобразовавших всю античную архитектуру.

Кроме периптера (прямоугольного здания с четырех сторон окруженного колоннами), в римском храмовом зодчестве применялся также тип ротонды , т.е. круглого храма. Таким был один из древнейших римских храмов - храм Весты (или Геркулеса), находившийся на Форуме.

Разнообразные арки и арочные конструкции была характерным элементом римской архитектуры (так же как в греческой - колоннады). Но римляне не отказывались и от колонн. Ими украшались общественные здания, например огромный (на 1700 мест) театр Помпея , первый каменный театр в Риме (55-52 г. до н. э.).

Весьма популярным в римской архитектуре были отдельно стоящие колонны , воздвигнутые, например, в честь военных побед.

Очень характерным типом римских сооружений являлись аркады - ряд арок, опирающихся на столбы или колонны, Аркады применялись при устройстве открытых галерей, идущих вдоль стены здания, например театра, а также в акведуках (от лат. aqua - вода и duco - веду) - многоярусных каменных мостах, внутри которых скрывались свинцовые и глиняные трубы, подающие воду в город.

Арочные и сводчатые конструкции использовались также при строительстве амфитеатров - оригинальных римских театров, в которых зрительские места располагались не полукругом, как в греческих, а эллипсом вокруг сцены или арены.

Специфическим римским типом сооружения была - триумфальная арка , получившая наиболее широкое распространение в эпоху Империи как памятник военной и императорской славы.

В середине I в. до н. э. в г. Риме появились первые величественные мраморные постройки (например, базилика Цезаря (по типу римской базилики в средние века строились христианские церкви)).

Скульптура. С самых первых шагов своего возвышения римская культу­ра стремилась импортировать любые образцы культурных ценностей. Завоевание других народов и племен всегда сопровож­далось грабежом их художественных произведений. Из одной только Македонии были вывезены 250 повозок со статуями и картинами. После покорения Греции и захвата Коринфа Рим был буквально наводнен их памятниками искусства. Так, были привезены в Рим произведения Скопаса, Праксителя, Лисиппа и других знаменитых греческих мастеров. Несмотря на обилие памятников, вывезенных из Греции, среди римлян рождается большой спрос на копии с наиболее известных статуй. Влияние греческих шедевров и их массовое копирование тормозили формирование собственной римской скульптуры. Поэтому в области монументальной скульптуры римляне не смогли достичь совершенства греческой классики и не создали памятни­ков столь значительных, как греческие.

Однако в отличие от греческих скульпторов римляне обогатили искусство пластики раскрытием новых сторон жизни, раз­работали бытовой и исторический рельеф, а самое главное, они стали авторами жанра скульптурного портрета . Римские портреты исторически зафиксировали изменение внешнего облика людей, их нравов и идеалов.

Своим появлением римский скульптурный портрет в значи­тельной мере обязан культу предков, в соответствии с которым урну с прахом умершего человека должно было прикрывать изображение головы покойного. Для этого сначала делались восковые маски, а затем на их основе изготовлялись собственно скульптурные портреты. Скопированные с лица умершего, они очень точно передавали его портретные черты. Поэтому, в отличие от греческой иде­ально-возвышенной скульптуры, римский портрет всегда пре­дельно индивидуализирован. Римлянами были созданы тип статуи тогатус , изображавший оратора в тоге, и бюсты. Во II-I вв. до н. э. были созданы такие превосходные работы, как «Брут», «Оратор», бюсты Цицерона и Цезаря . Классическим про­изведением римского скульптурного портрета принято считать изображение Катона - мудрого и волевого римлянина, челове­ка практичного ума, хранителя строгих нравов.

Литература. Наряду с народным италийским творчеством на становление и развитие римской литературы сильное воздействие оказала греческая. Первые произведения на латыни были переводами с греческого. Но в отличие от Греции, где основными литературными жанрами были эпос, лирика, трагедия, в Риме предпочтение отдавалось драме , причем преимущественно жанру комедии . Власти боялись влияния сцены на массы, к актерам относились с презрением и драма­тических авторов не жаловали.

В конце III в. до н. э. в Риме формируется латинский литературный язык и на его основе - эпическая поэзия . Одним из первых римских поэтов был отпущенник Ливий Андроник , грек по происхождению, переведший на латынь "Одиссею" (III в. до н.э.). Участник I Пунической войны Гней Невий прославился созданием так называемых паллиат и тогат - комедий из римской жизни. На италийской почве возникли ателланы (от названия кампанского города Ателла) с персонажами - масками: глупца, обжоры, плута, скряги и пр. Особенно знаменитым было творчество двух крупнейших римских комедиографов - Тита Плавта и Публия Теренция (III-II вв. до н. э.). Они брали за основу греческие комедии, наполняя их множеством подробностей уже из римского быта, фольклора, судебной практики. Плавту принадлежат слова: «Человек человеку - волк, до тех пор, пока он не поймет своей сущности».

Классиком римской литературы III - II вв. до н.э. был Квинт Энний , воспевший военные победы Рима эпическим гекзаметром.

Первым римским прозаиком считается Марк КатонСтарший (II в. до н.э.). В отличие от многих своих современников, Катон враждебно относился к греческой риторике, философии, поэзии и не считал их образцом для подражания. Он был известен как строгий цензор, ревнитель римской старины и “нравов предков”. Из многочисленных сочинений Катона полностью сохранился лишь его труд “О сельском хозяйстве” (“De agri culfvra”).

Больших успехов достигла римская поэзия в I в. до н. э. Среди многих поэтов того времени следует отметить Катулла . Катулл был мастером лирической поэзии, в его произведениях воспевается дружба и любовь.

С середины II в. до н.э. важнейшим жанром в прозе становится исторический . Римские исторические сочинения, как правило, имели ярко выраженный пропагандистский характер. Для пропаганды великой миссии Рима много сделал Полибий (II в. до н. э.), грек по происхождению, проживший много лет в Риме. Он написал “Всемирную историю”, точнее, историю римских войн и побед.

В последнее столетие Римской республики (I в. до н.э.) прославились своими историческими сочинениями Гай Саллюстий Крисп и Гай Юлий Цезарь, которые лучше других отразили остроту политической борьбы в эпоху гражданских войн, Саллюстий дал великолепные портреты современных ему римских политических деятелей («Заговор Катилины»). Юлий Цезарь, выдающийся политический деятель и полководец в своих книгах “Записки о Галльской войне” и “Записки о гражданской войне” описал собственные деяния и политическую карьеру. Сочинения Цезаря являются образцом классической латыни, точного и лаконичного языка древних римлян.

Наряду с историческими произведениями, в римской литературе эпохи Республики важное место занимали сочинения научные, философские и риторические. Крупным римским ученым-энциклопедистом был Марк Варрон (I в. до н. э.). Ему принадлежало большое (в 41 кн.) сочинение, в котором изложена история римского народа, его культура, религия и обряды.

Во II-I вв. до н. э. в Риме стали известны различные течения эллинистической философии . Для ознакомления с ними древних римлян много сделал политический деятель, известный оратор и писатель Марк Туллий Цицерон (I в. до н.э.). В своих философских трактатах (“Об ораторе”, “Об обязанностях”, “О государстве” и др.) он изложил основы учения Платона и стоиков .

Одним из крупнейших римских философов был Тит Лукреций Кар (I в. до н. э.), автор знаменитой поэмы “О природе вещей”, выдающийся мыслитель-материалист. Поэма насыщена афоризмами, например: «Что пища для одного, отрава для другого». Лукреций Кар писал о естественном, т. е. без вмешательства богов, происхождении Вселенной, Земли, и всего живого.

В I в. до н.э. в Риме наивысшего развития достигла риторика , искусство политического и судебного красноречия, что было связано с бурной общественной жизнью переходной эпохи от Республики к Империи.

Наиболее оригинальным достижением римской художественной литературы являлась сатира , литературный жанр чисто римского происхождения . Ярчайшим его представителем был Луцилий (II в. до н. э.).

Культура Империи. В конце I в. до н. э. римское государство из аристократической республики превратилось в империю. После убийства Юлия Цезаря и четырнадцати лет гражданской войны к власти пришел Октавиан Август, ставший первым императором, или принцепсом (отсюда вся империя называлась принципатом ). Во время правления Августа (27 г. до н.э. - 14 г. н.э.) Римское государство превращается в огром­ную империю, включающую в себя восточное Средиземномо­рье, Северную Африку, большую часть Европы, а Рим стано­вится мировой столицей.

Согласно оценкам античных историков, эпоха правления Августа была золотым веком всей культуры Древнего Рима. В век Августа окончательно завершился синтез античной греческой и римской культур. Окончательно оформилась в своей самобытности римская художественная культура.

Для религии эпохи принципата характерно установление новых культов - почитание императоров , объявлявшихся после смерти божественными , и богини Ромы как покровительницы всей Римской империи.

Философия. В период Римской империи получают большое влияние и широкое распространение основные течения римской философии - эпикуреизм и стоицизм. Все они продолжают греческие течения. Главными фигурами эпикуреизма были Лукреций и Цицерон . Эпикуреизм призывал наслаждаться жизнью, ибо после смерти не будет главного источника наслаждений - самой жизни. Среди знати особенно популярен был стоицизм , основными представителями которого в это время были Сенека, Эпиктет и император Марк Аврелий. Стоицисты проповедовали учение о достижении нравственного идеала, внутренней духовной свободы и счастья.

Наука. Центрами научной деятельности Римской империи были крупнейшие города: Рим, Александрия, Афины, Карфаген и др. Появляются трактаты Страбона, Птолемея , создавшего всемирно известную геоцентрическую систему мира. Плиний Старший создал «Естественную историю», являвшуюся энциклопедией по физической географии, ботанике, зоологии, минералогии. Врач Гален обобщил и систематизировал знания античной медицины и представил их в виде единого учения. В этот период были созданы школы для подготовки врачей.

Литература. Наиболее плодотворным век Августа оказался для римской литературы (именно поэтому его назвали «золотым»). Этот период римской литературы представлен именами замечательных писателей: Апулей , автор авантюрно-аллегорического романа «Метаморфозы», или «Золотой осел» ; Плутарх знаменитый «Сравнительными жизнеописаниями» выдающихся греков и римлян; сатирики Ювенал, Петроний, Лукиан, поэты Вергилий, Гораций, Овидий, философы и историки Сенека,Плиний Младший и др. Многим из них покровительствовал и оказывал материальную помощь приближенный первого римского императора Августа - Гай Меценат , чье имя стало нарицательным.

Наиболее значительной фигурой в римской поэзии эпохи Империи был Вергилий Марон Публий , к поэтическому дару которого Август не раз обращался для оправдания и прославления своих деяний. Вергилию принадлежит произведение «Буколики» (пастушеские песни), поэма в четырех книгах «Георгики», воспевающая хлебопашество, садоводство, скотоводство и пчеловодство. Самое прославленное произведение поэта - это героическая поэма «Энеида» , провозглашавшая идею мирового господства Рима, прославлявшая победы и величие Августа и ставшая самым популярным памятником римской литера­туры.

Поэзия Горация стала образцом для европейской лирики. Не менее знаменит римский поэт -Овидий. Особенно славятся его «Метаморфозы» - поэма, в которой излагаются греческие мифы о превращениях богов и героев.

В эпоху ранней империи расцвета достигает римская историография. Титу Ливию принадлежит труд «История Рима». Крупный римский историк Тацит -автор работ «Анналы», «История», «Германия», Светоний - “Жизнь двенадцати цезарей”.

В Риме появился жанр романа , который представлял собой одновременно и реалистические рассказы о жизни раз­ных слоев римского общества, и пародии на модные в то время греческие романы о возвышенных чувствах и злоключениях ге­роев.

Архитектура. Ориентация на греческое классическое наследие была характерна и для архитектуры. Но, в отличие от греков, вытесывавших все элементы де­кора из мраморных блоков, римляне возводили стены из кир­пича и бетона, а затем навешивали на них мраморную обли­цовку. Известные слова Августа о принятии Рима кирпичным, а оставлении потомкам мраморным, отражают именно этот новый метод строительства.

Рубеж I - II вв. н. э. стал временем создания грандиозных архитектурных комплексов , создаются новые храмы, дворцы, театры, цирки, термы и т. д. Из памятников архитектуры императорской эпохи особого внимания заслуживает знаменитый Колизей , или амфитеатр Флавиев. Представление в Колизее могли смотреть одновременно 50 тысяч зрителей, которые через 80 входов и выходов по 60 лестницам могли быстро занимать и освобождать амфитеатр.

Со времени правления династии Флавиев сохранились остатки триумфальной арки Tита , воздвигнутой в честь победы в иудейской войне 70 г. н. э.

По грандиозности замысла, уровню технической мысли и общественной значимости с Колизеем соперничает «храм всех богов» - Пантеон , сохранившийся до наших дней. Выстроенный Аполлодором Дамасским , он представляет собой классический образец центрально-купольного здания, самого большого и совершенного в античности. Храм освещался через отверстие в купо­ле диаметром 8,5 м, представлявшем собою настоящий шедевр инженерного искусства. Сам купол, диаметром 43 м, имел форму полусферы и опирался на бетонные стены толщиной 6 м. В даль­нейшем многие зодчие пытались превзойти Пантеон в масштабах и совершенстве воплощения, но не смогли сделать этого.

Прекрасные образцы римской живописи сохранились в Помпеях и Геркулануме, засыпанных пеплом во время извержения Везувия в 79 г. н. э.

Скульптура. Период Империи в художествен­ной культуре Рима был ознаменован расцветом неоаттической школы в скульптуре, мастера которой вновь об­ратились к художественным идеалам Греции, и стали копировать шедевры древнегреческой пластики. Сложилось новое направление в скульптуре, кото­рое получило название августовский классицизм . Это направление резко изменило характер образа, стремясь отразить строгую классическую красоту, тип нового человека, которого не знал республиканский Рим. Идеалом этого художественного стиля в скульптуре считалась чистота линий и монументальность, скупые ли­нии и крупные формы. В лице выделялось самое характерное. Иногда выразительно­сть доходила до гротеска. Так, например, в портрете императора Нерона резко подчеркнут низкий лоб, тяжелый взгляд из-под припухших век и зловещая улыбка чувственного рта, отмечая, т. о., холодную жестокость деспота.

Искусство мозаики. Кроме скульптуры в художественной культуре эпохи Империи заслуживает особого внимания искусство мозаики . Мозаичными изображениями было принято украшать интерьеры домов. Мозаикой древние называли картины, посвященные музам. И поскольку музы были вечны, то и картины, посвященные им, так же должны были быть вечными. Поэтому их создавали не красками, а набирали из кусочков цветных камней. Само искусство мозаики зародилось в Греции в V в. до н. э. Тогда там, в качестве исходного материала использовалась цветная галька, но затем греки научились варить непрозрачное (глушеное) стекло - смальту. Римляне также заимствовали это искусство у греков.

В эпоху Империи римская художественная культура продолжала развиваться. Однако в духовной культуре уже в I в. н. э. появились симптомы наступающего кризиса. К этому времени идея великого Рима как власти над всем миром утратила свое значение, поскольку была реализована. Достигнув своей великой цели, Рим духовно исчерпал себя, он утратил источник своего внутреннего саморазвития. Неслучайно уже в период правления Августа ведущей становится идея «вечного Рима», которая была ориентирована лишь на сохранение достигнутого величия и могущества. Без великой вдохновляющей цели обще­ство было обречено на гибель.

Начиная с I в. н. э. римская культура все больше превраща­ется в исторически первую форму общества потребления. Зна­менитый лозунг «хлеба и зрелищ» был образом жизни всех слоев общества. Даже у образованной элиты римского общества гедонизм все больше превращался в культ гру6ых наслаждений и развлечений. Императоры Калигула и Нерон были символами жестокости и морального разложения.

Культура Поздней Империи. В период поздней империи (конец III - конец V вв.) изменяется форма римского государства: принципат уступает место доминату - неограниченной монархии восточного типа, лишенной всяких республиканских признаков.

История культуры позднего античного периода проходит в борьбе разлагающейся античной традиции с новыми, христианскими принципами.

В архитектуре в эту эпоху не было создано ничего, подобного Колизею или Пантеону, искусство архитектора реализовывалось в основном в строительстве домов и роскошных вилл. Выдающимся архитектурным памятником той поры стали грандиозные термы Каракаллы . Их строительство было вызвано необходимостью занять работами огромные массы римского плебса, большую часть времени проводившего на форумах, в термах и амфитеатрах. В римской культуре термы выполняли скорее общественно-культурную, чем узкобытовую роль.

Установление в конце III в. н. э. в Римской империи неог­раниченной монархии домината, предполагавшей отношение к императору, как к божеству, сформировало новые особенности скульптуры этого периода. Так, например, мо­нументальная бронзовая конная статуя императора Марка Аврелия , стала воплощением идеала гражданственности, без­различия к славе и богатству.

В IV в. начинают строить христианские храмы - базилики . Форма и название их были заимствованы от более ранних античных базилик, являвшихся административными и судебными зданиями.

Новые художественные черты яснее всего выступают в христианской живописи. В росписях катакомб наглядность изображения, стремление донести до зрителя содержание становятся важнее, чем пропорциональная разработка фигур, соблюдение масштабности.

Однако новая религия уже не смогла спасти римскую культуру, так как ее кризис был слишком глубоким и не обратимым. В 395 г. империя окончательно распадается на Западную с центром в Риме и Восточную с центром в Константинополе (греческий Византий). А в 476 г. – после поражения римлян от германских племен – перестала существовать Западная Римская Империя. Это событие принято считать концом всей древнеримской культуры.

Римскаякультура представляет заключительное звено древней истории Средиземноморья. Она продолжает культурные традиции этрусков, греков и других покоренных Римом народов. «Вечный Рим» прошел огромный путь от маленькой крестьянской общины на р.Тибр до огром-ной мировой державы, владеющей всем миром. С возникновением Римского государства антич-ные центры культуры были уже не отдельными островками цивилизации, а связанными между собой компактными образованиями, определявшими ход и основные тенденции исторического развития.

История римской культуры делится на периоды, соответствующие основным этапам истории Древнего Рима: царский Рим (VIII-VIвв. до н.э.),

ранняя Римская республика (V-IV вв. до н.э.),

Римская республика (III-I вв. до н.э.),

расцвет Римской империи (I-II вв. до н.э.),

упадок Римской империи (III-V вв. до н.э.).

Эта культура, просуществовавшая более двенадцати веков, была очень сложным, синтетическим явлением, положившим начало цивилизации Византии, Западной Европы и многих славянских государств.Если греческий гений был художественным и эллинскую историю творили художники, то римский гений — политика и патриотизм. В Риме всегда господствовало представление об особой богоизбранности римского народа и самой судьбой предназначенных ему победах. Римляне считали главными три занятия: воевать, править и строить. Еще Гораций говорил: «Сыновья Иула рождены, чтобы править миром». Иное считалось недостойным свободного человека. Владычество было самоцелью. Отсюда войны на протяжении нескольких столетий и, как итог, огромная империя, где действовал принцип: воевать можно не только оружием, но и законами. И все делалось ради господства, укрепления мощи и престижа государства. «Мерой всех вещей» в Римской империи был не человек, как в Греции, а государственная власть.

Роль художника в Древнем Риме была иной, нежели в античности, — менее связанной с общечеловеческими проблемами, более приспособленной к нуждам текущего дня. Римские юноши мечтали о военной карьере, занятия искусством были предоставлены покоренным народам. Между тем корабли, груженные произведениями древнегреческого искусства, прибывали в Рим беспрестанно. Римляне начали копировать, и нет худа без добра: благодаря римским мраморным копиям мы во многом знакомы с греческим искусством ваяния (оригиналы, выполненные из недолговечной глины, исчезли). Но речь идет не о слепом копировании культуры греков. Римляне заимствовали то, что было им близко и понятно, и перерабатывали все в собственном стиле. Кроме того, и культура этрусков стала образцом для римлян. В прикладных искусствах, военном мастерстве и строительном деле римляне переняли от этрусков ряд особенностей политической организации, структуру и вооружение армии, знаки власти правительственных лиц, архитектуру храмов с облицовкой и т.д. Через этрусков, как полагают ученые, пришло к римлянам и греческое письмо.

Новаторский дух римлян проявился в создании своеобразной архитектуры, скульптуры, права, некоторых жанров литературы (в частности, сатиры). Они были авторами хорошо спланированных городских ансамблей с водопроводом и прекрасными дорогами, многие из которых действуют и поныне. В архитектуре ценилась грандиозность в сочетании с великолепием: памятники зодчества должны были внушать почтение, удостоверять могущество, поднимать достоинство власти. Ордерная архитектура была дополнена новыми формами, появились арка, свод, купол. К числу наиболее выдающихся творений римлян относятся акведуки, триумфальные арки, прославляющие победы полководцев. Своего рода местами отдыха и развлечения людей были термы, включающие в себя бани, бассейны, залы для прогулок, спортивные площадки, библиотеки. В знаменитых термах Каракаллы могли отдыхать одновременно тысячи людей. Это были шедевры архитектурного мастерства, роскошно убранные мрамором и другими дорогими материалами. Мировой известностью пользуются Колизей — самый большой амфитеатр древнего мира, вмещавший более 50 тысяч зрителей; колонна императора Траяна, высотой ок. 38 метров, покрытая семисотметровой лентой скульптурного рельефа; «храм всех богов» Римской империи — Пантеон, перекрытый куполом диаметром свыше 43 метров. Для таких грандиозных построек, естественно, требовались новые строительные материалы, и римляне вводят в практику водонепроницаемый бетон. Здания снаружи облицовываются полированным камнем, алебастром, золоченой бронзой.Особого расцвета в Римской империи достигли ювелирное искусство, фресковая живопись и мозаика. Во II в. до н.э. сложилось своеобразное искусство скульптурного портрета. Подчеркну-тый интерес к личности, а также право должностных лиц воздвигать свои статуи на форуме — главной площади «вечного города» — способствовали его развитию. Римские портреты — это свое-образная летопись эпохи, история Рима, рассказанная в лицах. Конкретность и выразительность составляли отличительную черту всей римской портретной скульптуры. Общей особенностью римской архитектуры и искусства был культ и даже пафос полезности во имя государства. В рамках такой политизированной культуры, кстати, сложились основы классического права.

Эпоха Октавиана Августа (конец I в. до н.э. — начало I в.н.э.) называется в истории римской культуры «золотым веком». Победив соперников в борьбе за власть, Август и его окружение стремились использовать выдающихся художников для укрепления своего морального авторитета. Выполнял эту миссию Гай Цильний Меценат. Его дом в Риме сделался центром литературной жизни римского общества. Меценат собирал, поддерживал и опекал всех талантливых поэтов своей эпохи: Вергилия, Горация, Секста Проперция и других. Наиболее известными писателями Древнего Рима, мастерами прозаического слова были Марк Теренций Варрон и Марк Туллий Цицерон. Первому за его заслуги в развитии римской культуры еще при жизни поставили памятник. Второй был государственным деятелем, оратором, юристом, знатоком философии, замечательным писателем. В его произведениях латинский язык приобрел как бы новое звучание, новую выразительность и пластичность.Отличительной чертой римской культуры была ее сугубая практичность. Признавая необхо-димость образования, римляне больше интересовались практическим приложением науки, а не ее теорией. Как заметил Цицерон, греки изучали геометрию для того, чтобы познавать мир, римляне же — для того, чтобы измерять земельные участки. Это был народ действия. Мечтатель-ность, мистицизм были чужды римлянам и вызывали подозрение. Спокойствие, порядок и пра-вильность — вот, что они предпочитали, избегая всего, что волнует душу.И хотя религия занимала исключительное место в жизни древних римлян, набожность их но-сила особый характер. Римские боги были настолько многочисленны, что казалось, будто коли-чеством они превосходят население. Римлянин был очень мнительным и суеверным человеком. Однако его вера во многом сводилась к обрядности: почти каждый момент обыденной жизни был связан с обрядом. На внутреннее содержание верований мало обращалось внимания. Рели-гиозная обрядность вменяла в обязанности молчание во время священных церемоний, запреща-ла даже думать. Формализм и опять-таки трезвая практичность — вот основные признаки этой религиозности: от бога ждали помощи в конкретных делах по принципу «я отдаю, чтобы ты вознаградил».

Обобщая, выделим главные особенности римской культуры:

1. В основах своих эта культура — синтетическая. Избирательно заимствовались достижения культуры древних греков, этрусков и других народов.

2. Характер культуры — политико-идеологический. В ней сформировалась особая система ценностей, в центре которой находилось понятие патриотизма (отсюда идеи богоизбранности Рима, долга гражданина служить ему всеми силами).

3. Образ человека наделяется индивидуальными чертами, появляется психологизм в искусст-ве.

История культуры позднего Рима проходит в борьбе разлагающейся античной традиции с новыми, христианскими, принципами. 476 год — год низложения последнего римского императора — считается концом Древнего мира, началом средневековья.

На территории Апеннинского полуострова считается этрусская, предшествовавшая римской и оказавшая на нее большое влияние. В I тыс. до н. э. на территории Средней и Северной Италии этруски создали федерацию городов-государств. Каменные стены и здания, четкая планировка улиц, пересекавшихся под прямым углом и ориентированных по странам света, - характерные черты их городов. Этруски первыми начали строить здания с купольным сводом, возводившимся из клиновидных балок.

Археологические раскопки позволили обнаружить многочисленные памятники культуры этрусков: гробницы с настенными росписями, саркофаги, погребальные урны, оружие, ювелирные изделия, домашнюю утварь, терракотовую и бронзовую скульптуру. Высокого уровня достигала и керамика - это "зачерненные" при обжиге и покрытые лаком сосуды, имитирующие изделия из металла. Для изобразительного искусства этрусков характерен реализм - стремление передать наиболее существенные черты человека. Особенно это заметно в скульптурных портретах этой эпохи, совершенно чуждых идеализации. Именно благодаря этрусскому влиянию римский портрет достиг впоследствии такого совершенства.

Во время раскопок было найдено также около 10 тысяч надписей, однако язык этрусков до сих пор, за исключением только некоторых слов, не расшифрован.

В религии этрусков большое значение имело гадание по внутренностям животных, полету птиц, толкование различных знамений - необычных явлений природы. Пантеон богов в основном соответствовал греческому, но этруски поклонялись также множеству добрых и злых демонов.

В свою очередь, этруски воздействовали на соседние италийские народы, и в частности, на римлян: этрусское влияние прослеживается в архитектуре, скульптуре, религии Древнего Рима.

Культура Рима в царский период

Начало римской истории по традиции относят к 753 г. до н.э. - времени основания города. Первый, царский период истории охватывает VIII-VI вв. до н.э., к концу его Рим сложился как город-государство греческого типа. По преданию, в Риме правили семь царей, причем трое последних были этрусского происхождения. При них город был обнесен каменной стеной, проведена канализация, построен первый цирк для гладиаторских игр. От этрусков римляне унаследовали ремесленную и строительную технику, письменность, так называемые римские цифры, гадания по полету птиц и внутренностям животных. Заимствованы были и одеяние римлян - тога, архитектура дома с атрием -

внутренним двориком и т.д.

Ранняя римская религия была анимистической , т.е. признавала существование всевозможных духов, ей были присущи и элементы тотемизма, сказавшиеся, в частности, в почитании капитолийской волчицы, вскормившей братьев Ромула и Рема - основателей города. Однако постепенно под влиянием этрусков, представлявших, как и греки, богов в человеческом облике, римляне перешли к антропоморфизму. Первый в Риме храм - храм Юпитера на Капитолийском холме - был построен этрусскими мастерами.

Культура Рима в период республики

По преданию, этрусское господство в Риме кончилось в 510 г. до н.э. - восставший народ сверг последнего царя Тарквиния Гордого (534/533 - 510/509 гг. до н.э.). Рим становится аристократической рабовладельческой республикой. Период ранней республики охватывает VI-III вв. до н. э., в это время Риму удается подчинить всю территорию Апеннинского полуострова.

Большую роль в развитии раннеримской культуры сыграло завоевание греческих городов Южной Италии, ускорившее приобщение римлян к более высокой греческой культуре. В IV в. до н.э., главным образом среди верхних слоев римского общества, начинают распространяться греческий язык, некоторые греческие обычаи, в частности, бритье бороды и короткая стрижка волос. В это же время происходит замена старого этрусского алфавита греческим, более подходящим к звукам латинского языка. Тогда же вводится и медная монета по греческому образцу.

С образованием гражданской общины, республиканского строя связано возникновение ораторского искусства . Выступления сенаторов в сенате, должностных лиц в комициях (народных собраниях) требовали знаний и искусства убеждать слушателей.

К IV в. до н.э. относится зарождение в Риме театра - по примеру этрусков были введены сценические игры, исполнявшиеся професиональными артистами, (именно в Риме появилось слово актер).

Римская культура позднереспубликанской эпохи представляла, собой соединение многих начал (этрусского, исконно римского, италийского, греческого), что обусловило ее эклектизм .

Начиная с III в. до н.э., особенно большое влияние на римскую религию начала оказывать греческая. Римские боги отождествляются с греческими: Юпитер - с Зевсом, Нептун - с Посейдоном, Плутон - с Аидом, Марс - с Арестом, Юнона - с Герой, Минерва - с Афиной, Церера - с Деметрой, Венера - с Афродитой, Вулкан -с Гефестом, Меркурий - с Гермесом, Диана - с Артемидой и т. д. Культ Аполлона был заимствован еще в V в. до н.э., аналога ему в римской религии не было. Одним из почитаемых чисто италийских божеств был Янус, изображавшийся с двумя лицами как божество входа и выхода, всякого начала. Древнеиталийского происхождения были домашние боги - Лары, Гении, Пенатя. Следует отметить, что римский пантеон никогда не был замкнутым, в его состав принимались иноземные божества. Считалось, что новые боги усиливают мощь римлян.

Первым римским поэтом был грек Ливий Андроник , переводивший на латынь греческие трагедии и комедии, "Одиссею" Гомера. Переводы его были очень вольными, они допускали включение новых отрывков, изменение имен и т.д. Крупнейший римский писатель конца III - начала II в. до н.э.- Плавт (сер. III в.-184 г. до н.э.). В его комедиях нашли отражение римские реалии, хотя герои носят греческие имена, а действие происходит в греческих городах. Несколько позже писал свои комедии Теренций (ок. 125-159 гг. до н.э.), который в отличие от Плавта старался не использовать римские сюжеты и ограничивался пересказом греческих авторов, особенно Менандра.

На новую, более высокую ступень поднялась римская поэзия в I в. до н. э. Среди многих поэтов того времени следует отметить Лукреция и Катулла. Лукрецию (1-я пол. I в. до н.э.) принадлежит философская поэма "О природе вещей", излагающая учение Эпикура. Катулл (ок. 87-54 гг. до н. э.) был мастером лирической поэзии, его перу принадлежат небольшие стихотворения, где описываются различные человеческие чувства.

Первым прозаическим произведением на латинском языке был труд Катана Старшего (234-149 гг. до н. э.) "О сельском хозяйстве". Наиболее выдающимися позднереспубликанскими писателями, мастерами прозы были Варрон и Цицерон . Главное произведение Варрона (116-27 гг. до н. э.) "Древности дел божеских и человеческих" - своеобразная историческая, географическая и религиозная энциклопедия. Его перу принадлежат также многочисленные грамматические, историко-литературные произведения, биографии наиболее знатных граждан, философские произведения. Цицерон (106-43 гг. до н. э.) был выдающимся государственным деятелем, прекрасным оратором, юристом, знатоком философии, замечательным писателем.

Римская архитектура испытала сильное влияние этрусской и особенно греческой. В своих сооружениях римляне стремились подчеркнуть силу, мощь, величие, подавляющие человека, для них характерны монументальность, пышная отделка зданий, множество украшений, стремление к строгой симметрии, интерес к утилитарным сторонам архитектуры, к созданию преимущественно не храмовых комплексов, а зданий и сооружений для практических нужд.

Римские архитекторы разработали новые конструктивные принципы, в частности, широко применяли арки, своды и купола, наряду с колоннами использовали столбы и пилястры. Во II-I вв. до н.э. начинают широко применять бетон, сводчатые конструкции. Появляются новые типы зданий, например, базилики , где совершались торговые сделки и вершился суд, амфитеатры , где устраивались гладиаторские бои, цирки, где происходили соревнования колесниц , термы - сложный комплекс банных помещений, библиотеки , места для игр, для прогулок, окруженные парком. Возникает новый тип монументального сооружения - триумфальная арка , которая возводилась в ознаменование очередного успешного военного похода и возглавлявшего его полководца. Наиболее

прославившихся полководцев стали называть императорами .

Завоевание Греции и эллинистических государств сопровождалось грабежом городов. Большой приток греческих шедевров и массовое копирование тормозили расцвет собственно римской скульптуры. Только в области реалистического портрета римляне, использовавшие этрусские традиции, внесли свой вклад в развитие скульптуры, именно портретные статуи получают доминирующее значение, и именно в них проявилось своеобразие римского искусства. Римлянами были созданы тип статуи "тогатус", изображавший оратора в тоге, и бюсты, отличавшиеся суровой простотой и отточенной правдивостью образов. Во II-I вв. до н. э. были созданы такие превосходные работы, как "Брут", "Оратор", бюсты Цицерона и Цезаря .

Характерной чертой мышления римлян был практицизм , любовь к прикладным наукам. Так, например, высокого уровня достигла в Риме агрономия (известны сельскохозяйственные трактаты Катона, Варрона), римский архитектор Витрувий (2-я половина 1 в. до н.э.) написал трактат "Об архитектуре". В Риме появляются и руководства по риторике , где излагались основные правила

В IV в. н.э. начинают строить христианские храмы - базилики. Форма и название их были заимствованы от более ранних античных базилик, являвшихся административными и судебными зданиями. Наряду с базиликами в раннехристианское время сооружались культовые здания центрического типа, в которых нашли свое дальнейшее развитие античные традиции круглого храма.

Новые художественные черты яснее всего выступают в христианской живописи. В росписях катакомб наглядность изображения сцены, понимание содержания становятся важнее, чем пропорциональная разработка фигур, соблюдение масштабности.

Восточная Римская империя существовала до 1453 г. как Византийская империя, культура которой стала продолжением греческой, но в христианском варианте. Западная Римская империя прекратила свое существование в 476 г., когда был низложен последний император. Этот год традиционно считается концом Древнего мира, античности, началом Средневековья . На развалинах Западноримской империи возникают так называемые варварские королевства , население которых было в той или иной степени приобщено к греко-римской культуре, оказавшей большое влияние на развитие этих государств.