«Анализ «Старик и море» Хемингуэя. «Старик и море» Хемингуэй анализ

В отличие от демонстративного бунта молодежи против сытого комфорта, стандартизации и обывательского равнодушия современного мира к человеческой личности, творческая позиция тех, кого в 1950-е можно было назвать "отцами" американской литературы XX века, на первый взгляд, выглядела умеренной и уклончивой, на деле же оказывалась мудрой и взвешенной. Они писали книги, которые не являлись документами эпохи, но имели абсолютное значение и повествовали о вещах первозданных. Знаменательно появление в одно десятилетие двух разных, но одинаково глубоких повестей-притч о человеке и его жизни, созданных американскими литераторами старшего поколения. Это "Жемчужина" (1957) Дж. Стейнбека и "Старик и море" (1952) Э. Хемингуэя .

Повесть Хемингуэя "Старик и море", отмеченная Пулитцеровской премией, — одна из вершин американской и мировой словесности XX столетия. Книга двупланова. С одной стороны, это вполне реалистически-достоверный рассказ о том, как старый рыбак Сантьяго поймал огромную рыбу, как стая акул набросилась на эту рыбу, и старику не удалось отбить свою добычу, и на берег он привез только рыбий остов. Но за реалистической тканью повествования явственно проступает иное, обобщенное, эпически-сказочное начало. Оно ощутимо в намеренной гиперболизации ситуации и деталей: рыба слишком огромна, акул слишком много, от рыбы ничего не осталось — скелет обглодан начисто, старик один против целой стаи.

Еще более явственно это начало чувствуется в образе центрального героя: в манере старика очеловечивать природу, общаться с морем, чайками, рыбой. Этот неказистый с виду "бедный труженик" (типичный персонаж сказочного фольклора), с лицом и руками, изъеденными загаром и кожной болезнью, оказывается невероятно сильным физически и духовно. Он велик — как сказочный богатырь или герой древнего эпоса. Недаром, у старика молодые синие глаза, а по ночам ему снятся львы. Не случайно он ощущает себя частью природы, вселенной. Наличие второго обобщенно-сказочного плана подчеркивает универсальность, глубинность проблематики, придает книге поэтическую многозначность.

Критика по-разному истолковывала подспудный, иносказательный смысл повести — в узкобиографическом, христианском, экзистенциалистском духе. В ней видели то аллегорию творческого процесса, то аналогию евангельского сюжета восхождения Христа на Голгофу, то притчу о тщетности человеческих усилий и трагизме его существования. В каждом из этих толкований есть доля истины. Хемингуэй действительно вложил в образ старика Сантьяго много себя и до некоторой степени приоткрыл дверь в собственную творческую лабораторию.

В книге действительно имеются евангельские ассоциации, ибо Библия — источник, питающий всю американскую литературу, и обращение к ней не только усиливает поэтическое звучание произведения и укрупняет его масштаб, но и многое проясняет отечественному читателю, знакомому с ней с детства. И, наконец, "Старик и море" — это действительно притча. О человеке, о его сущности, о его месте на земле. Но, думается, не о тщетности человеческих усилий, а о неисчерпаемости его возможностей, о его стойкости и силе духа. "Человека можно уничтожить, но его нельзя победить", — кредо Хемингуэя.

Старик не чувствует себя побежденным: ему все-таки удалось поймать рыбу. Не случайно повесть заканчивается на мальчике. Манулино опять отпустят со стариком в море, и тогда усилия Сантьяго окажутся не напрасными — ни в практическом, ни в общечеловеческом плане, потому что мальчик — это и реальная помощь и продолжение дела жизни старого рыбака, возможность передать свой опыт.

Эта книга с ее универсальной проблематикой, казалось бы, никак не связана с тогдашней злобой дня. Описанное здесь могло произойти в любой стране — на любом морском или океанском побережье — и в любое время. Тем не менее появление ее именно в эту эпоху вполне закономерно. Она удивительно вписывается в тенденцию нонконформизма в американской литературе 50-х. Только молодые бунтари оперируют броскими фактами, а Хемингуэй — философскими категориями. Его небольшая повесть — это не протест против существующего миропорядка, а его философское отрицание.

Поэтизация физического труда, утверждение единства человека и природы, неповторимости личности "маленького человека", общее гуманистическое звучание, сложность замысла и отточенность формы — все это есть активное отрицание ценностей потребительской цивилизации, ответ Америке и предупреждение всему современному послевоенному миру.

Читайте также другие статьи раздела "Литература XX века. Традиции и эксперимент" :

Реализм. Модернизм. Постмодернизм

  • Америка 1920-30х: Зигмунд Фрейд, Гарлемский ренессанс, "Великий крах"

Мир человека после Первой мировой войны. Модернизм

Подчеркнуто реалистическая основа повести требует оценки каждого мелкого внутреннего эпизода с непременным учетом реального психологического и физического состояния героя. Больше того, отдельный эпизод и даже отдельную художественную деталь приходится рассматривать в совокупности с другими тематически связанными деталями и непременно в общем контексте повествования. Только так можно выяснить, например, действительно ли звучат в повести ноты поражения. Реквизит, реалии быта также очень важны не только в плане художественной достоверностии убедительности, но и в философском плане. Однако их философское значение имеет подчиненный характер по отношению к соответствующей роли живой природы и образов действующих лиц. Стремление абсолютизировать характеристику той или иной реалии быта, например паруса, подставить на ее место человека далеко не всегда оказывается оправданным. Философское значение скудости вещей и их характеристик в повести состоит прежде всего в том, чтобы подчеркнуть: речь идет о самых основах человеческого существования, данных в максимально обнаженной форме. Дело осложняется тем, что в множестве отдельных деталей зачастую находит свое отражение не одна тема, а несколько, причем все они, в сущности, взаимосвязаны. В «Старике и море» мы действительно находим не символы, а реалистический рассказ о жизни одного человека. Но то, как живет этот человек, как он мыслит и чувствует, как он действует, заставляет задуматься о принципах человеческого существования, об отношении к жизни. Малочисленность действующих лиц переднего плана, скудость вещного оформления не приводит к разрушению общественных и прочих связей, не создает впечатления единственности. Просто эти связи находят в повести особенную форму выявления и отражения, придают содержанию характер общности. Нельзя требовать от небольшого философского произведения демон—" страции социальных связей, общественной структуры, которая исключается самой его формой. Вот почему нам представляется неправомерным механическое сопоставление «Старика» с большими романами Хемингуэя, а позиция критиков, сожалеющих об узости повести,- весьма уязвимой. Хемингуэй за свою долгую творческую жизнь написал о многом. Конечно, не все его темы и не все, даже важнейшие, проблемы века получили в «Старике» отражение. Но некоторые существенные аспекты человеческого бытия были в этой маленькой повести философски обобщены и освещены с позиций торжествующего гуманизма. В центре повести находится фигура старого рыбака Сантьяго. Это не обыкновенный старик. Так он сам говорит о себе, а в процессе ознакомления с действием читатель успевает убедиться в справедливости этой самохарактеристики. Образ старика с первых строк обретает черты приподнятости, героизма. Это настоящий человек, живущий в соответствии с собственным трудовым этическим кодексом, но как будто обреченный на поражение. Проблема победы и поражения, едва ли не первая, естественно возникающая в повести: «Старик рыбачил один на своей лодке в Гольфстриме. Вот уже восемьдесят четыре дня он ходил в море и не поймал ни одной рыбы». Это первые слова произведения. На восемьдесят пятый день старик поймал огромного марлина, но не смог доставить добычу домой… Рыбу съели акулы. Кажется, старик вновь потерпел поражение. Это впечатление усугубляется тем, что герою, лишившемуся добычи, пришлось к тому же вынести страдания, которые сломили бы человека послабее. Если учесть философский характер повести, тема победы и поражения обретает особую важность. В дальнейшем нотам отчаяния, усталости, поражения неизменно отчетливо противопоставляется победный мотив. Устанавливается не равновесие победы и поражения, а торжество победного, оптимистического начала. Измученный борьбой с марлином, Сантьяго мысленно обращается к нему: «Ты губишь меня, рыба,- думал старик.- Это, конечно, твое право. Ни разу в жизни я не видел существа более громадного, прекрасного, спокойного и благородного, чем ты. Ну что же, убей меня. Мне уже все равно, кто кого убьет». Но есть разница между тем, что думает человек, находящийся на пределе своих сил, и тем, что он делает. А ведь старик даже в мыслях не позволяет себе отчаиваться. Он как некогда Роберт Джордан, все время контролирует работу своего сознания. «Опять у тебя путается в голове, старик»,- непосредственно продолжается только что приведенная цитата, и на той же странице говорится, как Сантьяго, чувствуя, что «жизнь в нем замирает», действует и побеждает, причем не только рыбу, но и собственную слабость, усталость и старость: «Он собрал всю свою боль, и весь остаток своих сил, и всю свою давно утраченную гордость, и кинул их на поединок с муками," которые терпела рыба, и тогда она перевернулась на бок и тихонько поплыла на боку, едва не доставая мечом до обшивки лодки; она чуть было не проплыла мимо, длинная, широкая, серебряная, перевитая фиолетовыми полосами, и казалось, что ей не будет конца». Ноты отчаяния вновь звучат, когда на рыбу нападают акулы. Кажется даже, что напрасными были все муки старика, все его упорство и настойчивость: «Дела мои шли слишком хорошо. Дальше так не могло продолжаться. То, что в конкретно-событийном плане представляется поражением, в плане нравственном, в плане философского обобщения оказывается победой. Вся повесть превращается в демонстрацию непобедимости человека даже тогда, когда внешние условия против неге, когда на его долю выпадают невероятные трудности и страдания.! Критики часто сравнивают «Старика» с «Непобежденным». Там человек тоже не сдается до конца. Но между этими двумя произведениями существует принципиальное различие. Мануэль, при всех своих замечательных качествах, является воплощением того «кодекса», который дает одиночке возможность выстоять против враждебного мира. Мужество матадора как бы обращено на самое себя. Со стариком дело обстоит иначе. Здесь наступает время обратиться к вопросу о том, для чего все в мире, к вопросу о смысле жизни, то есть к одной из центральных проблем философской повести Хемингуэя. Этот момент особенно важен, так как в послевоенной зарубежной литературе многократно ставилась проблема победы и поражения. Сартр, Камю и другие писатели, представляющие разные направления экзистенциалистской философии, обрекают своих героев на поражение, подчеркивают тщетность человеческих усилий. В американской критике есть попытки объявить экзистенциалистом и Хемингуэя. В последнем процитированном абзаце мысли старика не случайно сливаются с мыслями автора. Смысл происходящего заключается в утверждении концепции: жизнь - это борьбу. Только в такой беспрерывной борьбе требующей крайнего напряжения физических и нравственных сил, человек полностью ощущает себя человеком, обретает счастье. Самоутверждение человека само по себе оптимистично.

В 1951 году Хемингуэй заканчивает повесть «Старик и море», ставшую шедевром мировой литературы. «В “Старике и море”, - отмечал Хемингуэй, - я пытался создать реального старика, реального мальчика, реальное море, реальную рыбу и реальных акул».

Основная проблема данного произведения, а также конфликт, связаны с главным героем – Сантьяго, у которого давным-давно нет улова, и которого уже нарекли «неудачником». На что готов пойти человек ради своей цели, и какие резервы открываются, благодаря мечте и вдохновению?

Итак, Сантьяго отправляется в открытое море, чтобы доказать всем, и в первую очередь самому себе, что он способен делать дело, которому посвятил всю свою жизнь. Море в повести играет конкретную роль, оно является метафорой нашего мира, в котором одинокий человек страдает и борется, пытаясь исполнить своё предназначение. Также, море является символом бедствия, человек в нём находится между жизнью и смертью.

Поначалу старик ловит мелкую рыбу, через некоторое время он почувствовал, что клюнуло нечто огромное, тянущее лодку вперёд. Это была огромная рыба-меч, с которой в одиночку Сантьяго справиться не мог. Много часов рыбак борется с рыбой: его руки в крови, а своенравный улов тянет его всё дальше и дальше, и тогда он обращается к богу. Хотя до этого момента Сантьяго не считал себя верующим, он наивно и искренне молит небеса о смерти рыбы. Но если бы он знал, сколько бед ему принесёт эта просьба. Старик убивает морскую тварь гарпуном, а за ней тянется шлейф крови, на которую сплываются акулы. С такими противниками старик не готов сразиться и ничего не может поделать.

В конечном итоге, старик возвращается в родную бухту, изнеможённый, но не сломленный. Он вернулся с останками огромной рыбы (позвоночником и гигантским хвостом), и их наутро рыбаки будут с изумлением их рассматривать.

Это не просто повесть, Хемингуэй хотел создать философскую повесть-притчу, и, разумеется, в ней нет деталей, которые не несут смысла. Например, парус — это символ фортуны, с энергией воздуха, говорящий о её непостоянности. Сам старик — символ мудрости. Сделав Сантьяго стариком, Хемингуэй уже заведомо сказал нам, что все его действия в повести праведны и правильны. А имя Сантьяго (сант-святой), (яго-эго), переводится как «святой человек» . Во сне старику снится Африка, львы. Львы символизируют счастье и силу. Сантьяго счастлив и закален в бою за существование, который из покон веков держит людей в форме.

По другой интерпретации, главный герой – олицетворение сильного духа мальчика – верного друга Сантьяго. Они всегда вместе, юный рыбак многому научился у патрона и не хочет отказываться от него, несмотря ни на какие уговоры старших, потерявших веру в способности старика. Если принять во внимание, что человек, уходящий в море, почти не ест, обходится аскетически малым количеством благ и удобств, почти ни с кем не общается и говорит только с напарником, то можно подумать, что он и вовсе нематериален. Он – действующее лицо метафоры жизни, рыбной ловли, на которую отправился в одиночку, как и любой из нас отправляется в жизненный путь один. Реальный рыбак его возраста не смог бы, почти не питаясь даже на суше, повторить такое плавание, но Сантьяго – человеческий дух, он, по мнению Хэмингуэя, способен на все. Именно он толкает безвольное тело на подвиг деятельности. Скорее всего, изображена духовная сущность мальчика, в которого никто еще не верит, поскольку он не поймал ни одной крупной рыбы. Однако он проявляет силу воли (в образе Сантьяго) и пускается в отчаянную авантюру, отплывая слишком далеко от берега. В итоге, акулы обглодали даже остов богатого улова, но уважение в деревне юный добытчик приобрел. Все вокруг оценили его упорство и целеустремленность.

Говоря о символах, нельзя забыть о том, что говорил о них сам Хемингуэй: «Очевидно, символы есть, раз критики только и делают, что их находят. Простите, но я терпеть не могу говорить о них и не люблю, когда меня о них спрашивают. Писать книги и рассказы и без всяких объяснений достаточно трудно. Кроме того, это значит отбивать хлеб у специалистов… Читайте то, что я пишу, и не ищите ничего, кроме собственного удовольствия. А если вам еще что-нибудь надо — найдите, это уж будет ваш вклад в прочитанное».

Действительно, нелепо это выглядело бы, если бы Эрнест сам начал расшифровывать эти символы, или, ещё хуже, если бы писал, отталкиваясь от них. Он сочинил рассказ о настоящей жизни, такую историю можно перенести на любую историческую эпоху, на любого человека, который добивается желаемого. А так как в жизни часто всё не просто так, и по прошествии лет, мы находим символы в собственной жизни, то в художественном произведении они есть и подавно.

Образ главного героя прост. Это старик, живущий в Кубинской деревушке под Гаваной. Всю жизнь он зарабатывает деньги своим навыком ловли рыбы. Главное то, что он счастлив, ему не нужно богатств, Сантьяго достаточно моря и его любимого дела. Наверно именно так в глазах Хемингуэя выглядит «святой человек». Тот, кто нашёл себя и понимает, что не деньги делают тебя счастливым, а самореализация.

Главной чертой стиля Хемингуэя является правдивость. Сам он говорил об этом так: «Если писатель хорошо знает то, о чём он пишет, он может пропустить много чего из того, что знает, и если он пишет правдиво, читатель почувствует всё пропущенное так же сильно, как если бы писатель сказал об этом. Величие движения айсберга в том, что он только на одну восьмую возвышается над поверхностью воды.» Приём, который автор использовал в повести, известен в литературе под названием «принцип айсберга». Он основан на большой роли подтекста и символов. Язык при этом демонстративно сух, сдержан, не изобилует средствами художественной выразительности. Произведение – кратко, с кажущейся простотой и незатейливостью сюжета. В диалогах о будничных мелочах раскрывается суть героев, но никто из них не произносит о ней ни слова: все открытия читатель совершает на уровне интеллектуальной интуиции.

Таким образом, стиль Хемингуэя отличает точность и лаконичность языка, холодное спокойствие в описаниях трагических и экстремальных ситуаций, предельная конкретность художественных деталей и важнейшее умение опустить необязательное. Эту манеру называют еще «стиль сквозь зубы»: смысл уходит в детали, ощущается недосказанность, текст скуп и местами груб, диалоги исключительно естественны. Телеграфное письмо, которым Хэмингуэй овладел, работая репортером, выражается в сознательном повторе слов и своеобразной пунктуации (короткие предложения). Автор пропускает рассуждения, описания, пейзажи, чтобы сделать речь яснее и конкретнее.

Эта повесть есть пример для каждого человека любого возраста, пола, физического состояния, национальности, мировоззрения. Старик не привёз целую рыбу и это говорит о том, что победа человека не должна быть материальна, главное — победа над собой, и каждый, имея цель, может совершить подвиг, подобно старику Сантьяго.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

«Старик и море» - книга о человеке, который не сдается

Существует множество фотопортретов известного американского писателя Эрнеста Хемингуэя. На одном из них камера запечатлела писателя на палубе его яхты «Пилар». Обнаженный по пояс мужчина высокого роста смотрит прямо на солнце. В его легкой улыбке и прищуренных глазах светится радость жизни и вера в свою счастливую звезду. Его лицо и вся мощная фигура - живое олицетворение мужской силы, отваги и несгибаемой воли. Таким Хемингуэй был в жизни, такими были и герои его лучших произведений. Редко кто из людей среднего и старшего поколения не «переболел» Хемингуэем в юности. Притягивала не только его лаконичная и выразительная проза, но и удивительная судьба, испытавшая великого американца войной, любовью, неистовыми страстями и приключениями.

В 1946 году на Кубе, которая стала для американского писателя

Эрнеста Хемингуэя вторым домом, им была написана знаменитая повесть-притча «Старик и море» - лирическое повествование о старом рыбаке, который поймал, а потом упустил самую большую рыбу в своей жизни. Соотечественник Хемингуэя, писатель-гуманист Уильям Фолкнер, так отзывался о повести: «Его лучшая вещь. Возможно, время покажет, что это самое лучшее из всего написанного нами - его и моими современниками. На этот раз они создавали сами себя, лепили себя из собственной глины; побеждали друг друга, терпели поражения друг друга, чтобы доказать себе, какие они стойкие. На этот раз писатель написал о жалости - о чем-то, что создало всех: старика, который должен был поймать рыбу, а потом потерять ее; рыбу, которая должна была стать его добычей, а потом пропасть; акул, которые должны были отобрать ее у старика, - создало их всех, любило и жалело. Все правильно. И, слава Богу, то, что создало, что любит и жалеет Хемингуэя и меня, не велело ему говорить об этом дальше».

Повесть пользовалась огромным успехом не только у соотечественников, она вызвала мировой резонанс. В 1953 году Хемингуэй получил за нее Пулитцеровскую премию. А в 1954 году ему была присуждена Нобелевская премия по литературе «за повествовательное мастерство, в очередной раз продемонстрированное в «Старике и море», а также за влияние на современную прозу».

Поединок старика с огромной рыбой, которая долго носила его лодку по Гольфстриму, стал для автора поводом рассказать о достоинстве человека, о горечи и счастье победителя, оставшегося с обглоданным акулами остовом рыбы. Рыбак Сантьяго подтвердил часто повторяющуюся в книгах Хемингуэя истину - «Победитель не получает ничего», тем не менее, образ главного героя повести, старого кубинца Сантьяго, увлекает уже с самых первых страниц.

Старик Сантьяго «был худ и изможден, затылок его прорезали глубокие морщины, а щеки были покрыты коричневыми пятнами неопасного кожного рака, который вызывают солнечные лучи, отраженные гладью тропического моря ». Его руки были покрыты старыми, «как трещины в давно уже безводной пустыне» шрамами, прорезанными бечевой, когда он вытаскивал большую рыбу. Но свежих шрамов не было. Все в этом старике было старое, кроме глаз. Это были «веселые глаза человека, который не сдается». А между тем ему было от чего прийти в уныние. Вот уже восемьдесят четыре дня он рыбачил совсем один на своей лодке в Гольфстриме, но не поймал ни одной рыбы. Первые сорок дней с ним был мальчик Манолин. Но день за днем не приносил улова, и родители отослали мальчика от «самого что ни на есть невезучего» старика-неудачника на другую лодку, «которая действительно привезла три хорошие рыбы в первую же неделю». Манолину тяжело было смотреть, как старик каждый день возвращался без улова, и он выходил на берег, чтобы помочь ему отнести снасти или багор, гарпун и обернутый вокруг мачты парус. На восемьдесят пятый день рано утром старик отправляется на очередную рыбалку. И на этот раз он «верит в удачу». Плавание и рыбная ловля все еще доставляют старику радость. Он любит море, думает о нем с нежностью, как о женщине, которая «дарит великие милости». Любит он и птиц, и рыб, обитающих в бездонной зеленой толще. Насадив на крючки приманку, он медленно плывет по течению, мысленно общается с птицами, с рыбами. Привыкший к одиночеству, вслух разговаривает сам с собой. Природа, океан воспринимаются им как живое существо.

Но вот начинается серьезный лов, и все внимание Сантьяго сосредоточивается на леске, ее состоянии: он чутко улавливает, что происходит в глубине, как реагирует рыба на наколотую на крючок наживку. Наконец один из зеленых прутьев дрогнул: это значит, что на глубине ста морских саженей марлин стал пожирать сардин. Леска начинает уходить вниз, скользя у него между пальцев, и он ощущает огромную тяжесть, которая влечёт её за собой. Разворачивается драматический многочасовой поединок между Сантьяго и огромной рыбой.

Старик пытается подтянуть леску, но у него ничего не получается. Наоборот, рыба тянет, как на буксире, лодку за собой, медленно смещаясь к северо-западу. Проходит около четырех часов. Близится полдень. Так не может продолжаться вечно, размышляет старик, скоро рыба умрет и тогда ее можно будет подтянуть. Но рыба оказывается слишком живучей. «Хотелось бы мне на нее взглянуть, - думает старик. - Хотелось бы мне на нее поглядеть хоть одним глазком, тогда я бы знал, с кем имею дело». Старик разговаривает с рыбой, как с существом, наделенным разумом, хотя пока он ее еще не видит, а только чувствует ее тяжесть: «Худо тебе, рыба? - спрашивает он. - Видит бог, мне и самому не легче ». « Рыба, - говорит старик, - я тебя очень люблю и уважаю. Но я убью тебя...» Сантьяго борется с рыбой, терпеливо ждет, когда она выбьется из сил.

Проходит ночь. Рыба тянет лодку все дальше от берега. Старик. устал, он крепко сжимает веревку, перекинутую через плечо. Ему нельзя отвлекаться. Ему очень жаль, что рядом нет Манолина, который бы ему помог. «Нельзя, чтобы в старости человек оставался один, - внушает он себе...- Но это неизбежно». Мысль о рыбе ни на секунду не покидает его. Иногда ему становится ее жалко. «Ну не чудо ли эта рыба, один Бог знает, сколько лет она прожила на свете. Никогда еще мне не попадалась такая сильная рыба. И подумать только, как странно она себя ведет. Может быть, потому не прыгает, что уж очень умна». Вновь и вновь сожалеет он, что рядом с ним нет его юного помощника. Подкрепившись выловленным сырым тунцом, он продолжает мысленно разговаривать с рыбой. «Я с тобой не расстанусь, пока не умру», - говорит ей старик.

Впервые ему приходится сражаться с такой огромной рыбой в одиночку. Не веруя в Бога, он читает десять раз молитву «Отче наш». Он чувствует себя лучше, но боль в руке не уменьшается. Он понимает, что рыба огромная, что ему необходимо беречь силы. «Хоть это несправедливо, - убеждает он себя, - но я докажу ей, на что способен человек и что он может вынести». Сантьяго называет себя «необыкновенным стариком» и должен это подтвердить.

Проходит еще один день. Чтобы как-то отвлечься, он вспоминает об играх в бейсбольных лигах. Вспоминает, как когда-то в таверне Касабланки мерился силой с могучим негром, самым сильным человеком в порту, как целые сутки просидели они за столом, не опуская рук, и как он, в конце концов, взял верх. Он еще не раз участвовал в подобных поединках, побеждал, но потом бросил это дело, решив, что правая рука ему нужна для рыбной ловли.

Наступает последний акт поединка Сантьяго с огромной рыбой. Старик чувствует, что эта рыба - достойный противник, и понимает, что должен ее убить, чтобы выжить самому. И единственное его оружие в этом поединке - воля и разум.

И рыба, и старик выбились из сил. Оба невыносимо страдают. «Ты убиваешь меня, рыба... Но ты имеешь на это право», - признает старик. Но все же Сантьяго побеждает рыбу. Он «собрал всю свою боль, и весь остаток сил, и всю свою давно утраченную гордость и бросил все это против мук, которые терпела рыба, и тогда она перевернулась и тихонько поплыла на боку, едва не доставая мечом до борта лодки; она чуть было не проплыла мимо, длинная, широкая, серебряная, перевитая фиолетовыми полосами, и казалось, что ей не будет конца». Подняв гарпун, старик изо всех сил, какие только в нем остались, вонзает его рыбе в бок. Он чувствует, как железо входит ей в мякоть, и всаживает его все глубже и глубже...

Теперь старик привязывает рыбу к лодке и начинает движение к берегу. Мысленно он прикидывает: рыба весит не менее полутора тысяч фунтов, которые можно продать по тридцати центов за фунт. Имея в виду знаменитого игрока бейсбола, он говорит себе: «Думаю, что великий Ди Маджио мог бы сегодня мною гордиться». И пусть у него руки еще кровоточат, он устал, измучен, но он одолел рыбу. Направление ветра указывает ему, в какую сторону плыть, чтобы добраться до дома. Но тут его подстерегает новая опасность. Учуяв запах крови, появляется первая акула и устремляется вслед за лодкой и привязанной к ней рыбой. Она спешит, потому что добыча близко. Она приблизилась к корме, ее пасть впилась в кожу и мясо рыбы, стала ее раздирать. В ярости и злобе, собрав все силы, старик ударил ее гарпуном. Вскоре она погружается на дно, утащив с собой и гарпун, и часть веревки, и огромный кусок рыбы.

«Человек не для того создан, чтобы терпеть поражения, - произносит старик слова, ставшие хрестоматийными. - Человека можно уничтожить, но его нельзя победить».

Он подкрепляется куском мяса выловленной рыбы в той ее части, где побывали зубы акулы. И в этот момент он замечает плавники целой стаи пятнистых хищниц. Они приближаются с огромной скоростью. Старик встречает их, подняв весло с привязанным к нему ножом... А в полночь «он сражался с акулами снова и на этот раз знал, что борьба бесполезна. Они напали на него целой стаей, а он видел лишь полосы на воде, которые прочерчивали их плавники, и свечение, когда они кидались рвать рыбу. Он бил дубинкой по головам и слышал, как лязгают челюсти и как сотрясается лодка, когда они хватают рыбу снизу. Он отчаянно бил дубинкой по чему-то невидимому, что только мог слышать и осязать, и вдруг почувствовал, как что-то ухватило дубинку, и дубинки не стало». Наконец акулы отстали. Им уже нечего было есть.

Когда старик входил в бухту, все уже спали. Сняв мачту и завязав парус, он ощутил всю меру своей усталости. За кормой его лодки вздымался огромный хвост рыбы. От нее остался лишь обглоданный белый скелет. Он вошел в хижину, лег на кровать и уснул. Рыбак еще спал, когда к нему зашел Манолин. Он уверяет старика, что отныне они будут рыбачить вместе, потому что ему надо еще многому научиться у него. Он верит, что принесет Сантьяго удачу. «Они одолели меня, Манолин, - жалуется Сантьяго. - Они меня победили». Но мальчик успокаивает старика, возражая: «Но сама-то она ведь не смогла тебя одолеть! Рыба ведь тебя не одолела!» Да, рыба не смогла одолеть Сантьяго. Это он победил рыбу, а вместе с ней - и старость, и душевную боль. Победил потому, что думал не о своей удаче и не о себе, а об этой рыбе, которой причиняет боль; о звездах и львах, которых видел, когда еще плавал юнгой на паруснике к берегам Африки; о своей нелегкой жизни. Он победил, потому что смысл жизни видел в борьбе, умел переносить страдания и никогда не терять надежду.

Повесть Хемингуэя написана в форме рассуждений, воспоминаний старика Сантьяго, его разговора с самим собой. В репликах этого мудрого человека немало афоризмов, которые подчеркивают кредо Хемингуэя - писателя и сильною, мужественного человека: «Никогда ни о чем не жалей. Никогда не считай потерь», «...человек не для того создан, чтобы терпеть поражения. Человека можно уничтожить, но его нельзя победить». Стоически следуя своему представлению о чести и достоинстве, старик Сантьяго даже в своем поражении сумел одержать безусловную победу. Он был настоящим человеком, который не сдается.

«Старик и море» — повесть-притча американского писателя Эрнеста Хемингуэя о кубинском рыбаке Сантьяго, ее борьбу с гигантской рыбой, которая стала самой крупной добычей в ее жизни.

«Старик и море» Хемингуэй анализ

Год написания: 1952 (в 1953 году за свою повесть Эрнест Хемингуэй получил Пулитцеровскую премию, в 1954 году — Нобелевскую премию по литературе)

Главные герои «Старик и море»

Сантьяго — старый рыбак
Манолин — соседский мальчишка

Темы и проблемы «Старик и море»: человек и природа; внутреннее наполнение жизни, обусловливает чувство человеческого достоинства, самоощущение человека; смысл жизни; преемственность поколений; человек среди людей, человеческие сообщества.

В повести речь идет о борьбе старого рыбака с огромной морской рыбой — марлином. Такая, казалось бы, простая история, но как сумел ее рассказать Хемингуэй!

С бытовой точки зрения в повести все логично, причинно обусловлено, и границы реального мира нигде не нарушаются. Размеры марлина не превышают пределов возможного, в самой рыбе нет ничего мистического или «рокового». Подчеркнуто реальный характер имеют и все действия старого, мальчика Манолино и других персонажей, все детали быта тоже реальны.

Итак, сюжет «Старик и море» достаточно «жизнеподобный». Но вспомним о «теории айсберга» Хемингуэя. Основной философский смысл произведения скрытый, «под водой». И выражается он в тех проблемах, которые мы только что определили.

Речь в повести идет не только о старом или мальчике, но и о человеке и человечестве. То, что происходит с рыбаком, оказывается важным для людей вообще, независимо от рода занятий. Сама бедность «реквизита» как бы подчеркивает общечеловеческое значение повести, раскрывает основы человеческого существования. Именно поэтому каждое слово здесь важно, насыщенное смыслом.

Писатель следит за каждым движением своего героя, за течением каждой мысли в его сознании. Старый воплощает судьбу человека среди стихии. Сантьяго окружают море, рыбы, звезды, небо. Все наполнено символами. Море для него — женщина, и звезды — сестры. И рыба — не просто реальная рыба, в ней скрыта сила, пронизывающая весь мир. В образе Сантьяго символически сливаются человек и мир.

Возможно, это первое произведение Хемингуэя, в котором человек счастлив, потому что чувствует примирение с жизнью. То, что у одинокого Сантьяго есть мальчик, которого он любит, мальчик, который будет продолжать его дело, делает финал повести оптимистичным. Человек непобедим, он способен выстоять и преодолеть все препятствия. Поэтому символическим становится сновидения старика: молодые львы — воспоминания о молодости, путешествия в Африку. Его сон охраняет Манолино. Юность рядом с ним — в образе мальчика и в образе львов.

Повесть-притча требовала особого художественного воплощения. Поэтому ее отрывистый, лаконичный ритм меняется медленными, развернутыми пейзажными картинами, как, например, описания ночного и утреннего моря.

Характерные для повести монологи старого полны мудрости и покоя. Благодаря необычному мастерству автора, эта история-притча стала, по словам У. Фолкнера, «поэзией, переведенной языком прозы».