Враждебный мир. Почему мир может казаться враждебным

Одна моя знакомая первого ребенка родила очень рано - в 15 лет. Мужа у нее не было, и всю беременность она ходила в страхе и стыде, а когда родила - даже не предполагала, что ей будет так трудно ухаживать за малышом. Конечно, тогда и речи не могло быть о духовном воссоединении с ребенком, о том, чтобы правильно угадывать и реагировать на его потребности. Ведь мама боялась и переживала за свое дальнейшее будущее. Впрочем, этот опыт дал возможность женщине по-другому взглянуть на себя и свою жизнь. После нескольких лет страданий - она таки занялась психологией , личностным развитием. А потом - вышла замуж и родила вторую дочь. Со вторым младенцем у нее была совсем иная связь: будучи беременной, мама общалась с ним, слушала музыку, занималась йогой. А когда малышка родилась - мама радовалась каждому мгновению, проведенному с ней.

Такое разное отношение к своим дочерям, конечно же, не могло не отразиться на их жизни. Старшая - которую мама еще в своей утробе считала «инородным телом» и «портящим ее жизнь» существом - росла запуганная, озлобленная. Лишь через некоторое время - когда мама стала меняться, а потом вышла замуж - ее первая дочь воспряла духом и немного успокоилась. Но базовая враждебность к миру так и осталось. Девушка выросла с довольно недоверчивым характером, осторожной, отгороженной от мира. Младшая дочь - совсем наоборот. Напитанная материнской любовью с утробы, девочка легко шагает по жизни. Ее не пугает общение с людьми, отношения с ними, она смела, энергична и открыта.

Зачем нужен бондинг

То, как мать общается с ребенком в утробе и в первые года жизни называется бондингом. От английского bonding - это «воссоединение», «воссоздание». Так называют ту уникальную, тонкую, интуитивную связь младенца и его матери. Именно в перинатальном периоде и в период до одного года жизни ребенка в результате бондинга формируется так называемое базовое доверие к миру. Оно проявляется в исходной установке «мир добр ко мне» или наоборот - «мир враждебен».

Доверие к миру формируется, если мир предсказуем и доброжелателен. Это означает, что мама правильно распознает сигналы, подаваемые малышом (чего ему хочется в данный конкретный момент), своевременно удовлетворяет эти его потребности и устраняет дискомфорт. Если с самого момента рождения мама находится рядом с ребенком, в любой момент готова прийти на помощь, малыш ощущает себя в безопасности и пребывает в уверенности.

Если в этот период в силу каких-либо экстремальных обстоятельств оно не формируется, то останется не восполненным на всю жизнь. В силу каких-либо обстоятельств мама может неправильно распознавать сигналы ребенка, вовремя не удовлетворять его потребности, иметь собственные психологические проблемы (что обязательно отражается на отношении к ребенку). В таких случаях у малыша сформируется установка, что «мир ко мне враждебен», а его базовыми эмоциями станут тревога и страх. Впоследствии такой ребенок станет неуверенным в себе и мире, окружающие люди будут казаться ему плохими, злыми, ему станет трудно вступать в контакты и строить отношения.

Общение - с утробы

Если ты собираешься забеременеть или уже носишь (или нянчишь) малыша, старайся обращать внимание на то, как формируется у вас эта интуитивная тонкая связь.

Чтобы спокойно выносить и родить малыша старайся во время беременности побольше разговаривать с ним. Относись к нему как к части тебя - священному, нежному существу. Постарайся почаще прислушиваться к своим ощущениям и чувствам, медитируй, пой, слушай музыку. Приобщай мужа к общению с будущим младенцем. Хорошо влияет на малыша также рисование красками своего настроения и чтение сказок. В телесно-ориентированной психотерапии беременным рекомендуют время от времени говорить ребенку специальные фразы - аффермации. Это поддерживает связь с младенцем, успокаивает его.

Сядь поудобней, приглуши свет, включи приятную музыку. Обними ладонями живот. Тихим, спокойным и уверенным голосом - думая о ребенке - повтори несколько раз следующие фразы:

«Я здесь, я рядом с тобой»

«Ты - желанный (желанна)»

«Я жду тебя»

Ребенок не поймет значения слов, но он точно ощутит смысл этих фраз. Ведь в этот период ему как никогда важно ощущать, что мама здесь, что она очень ждет его.

Рождение и безопасность

Когда младенец рождается важно также не нарушить тонкий интуитивный контакт с ним. Если мама начинает переживать, бояться - ребенок это обязательно почувствует и также станет тревожиться. Поэтому старайтся следовать таким правилам:

    постоянно находись в зоне видимости (слышимости) ребенка. Для младенца отсутствие матери воспринимается как её потеря, смерть. Разговаривай с малышом, даже когда уходишь другую комнату или на кухню.

    старайся чаще брать ребенка на руки. Или носи малыша в специальных слингах. Чем чаще и больше младенец будет находиться в телесном контакте с тобой или папой - тем спокойнее и здоровее будет его психика. Именно на руках у родителей малыш ощущает безопасность.

    по возможности - корми малыша грудью. В младенчестве все удовольствия ребенок получает через рот. Кормление, пожалуй, самый важный элемент развития на первых порах. Через общение с грудью малыш не только получает еду, он таким образом общается с мамой. Хорошо, когда еда, мамина грудь, мамино тепло и запах, стук сердца - всегда рядом. Это ощущение сытости и безопасности ребенка - основа материнской любви. А вот кормление ребенка по часам может создать неуверенность и тревогу у малыша.

    спи вместе с ребенком. Ведь, проснувшись среди ночи один, младенец может не на шутку испугаться. Совместный сон мамы и малыша только укрепляет чувство безопасности ребенка, и ни в коем случае не вредит ему.

    В период до года младенцу также важно проговаривать отдельные фразы. Это следует делать в спокойной обстановке, когда ребенок спит. Желательно - у тебя на руках. Расположись по удобней и тихим приятным голосом повторяй такие аффермации:

    «Я люблю тебя»

    «Я здесь»

    «Ты - желанный (желанна)»

    «Хорошо, что ты есть»

    «Я чувствую тебя, я остаюсь с тобой»

    «Я внимательна к тебе»

И возненавидел я жизнь, потому что противны стали дела, которые делаются под солнцем, ибо всё – суета и томление духа.
Экклезиаст

Картина Эдварда Мунка "Крик" - символ экспрессионизма

В 1905 году в Германии возникло движение против академизма в живописи, во главе которого находилось несколько студентов-архитекторов (Э. Хеккель, Э. Л. Кирхнер, К. Шмидт-Ротлуф), объединившихся в дрезденскую группу «Мост» и изображавших самые отвратительные места большого города, порочного и умирающего (см. стихотворения Г. Гейма «Демоны города», «Молох большого города», «Проклятья большим городам»). Их эксперименты в живописи положили начало новому художественному направлению – экспрессионизму – искусству выражения (от лат. expressio – «выражаю»).

Поэты, драматурги и художники, близкие экспрессионизму, были бунтарями и в искусстве, и в жизни. Они искали новые скандальные формы самовыражения, мир в их произведениях представал в гротескном обличье, а буржуазная действительность – в виде карикатур.
Поэт и теоретик экспрессионизма Казимир Эдшмид утверждал: «Мир существует. Повторять его нет смысла». Тем самым он и его последователи бросили вызов натурализму и реализму. Единственной реальностью экспрессионисты провозгласили субъективный духовный мир человека, находящегося в состоянии аффекта, а целью искусства – выражение этого мира . Задача художника заключается в том, чтобы не подражать реальности, а выражать к ней свое негативное отношение, чтобы изображать не саму действительность, а её внутреннюю суть.

Художники, музыканты и поэты, объединившиеся вокруг русского живописца Василия Кандинского, издавали в Мюнхене альманах «Синий всадник». Они решили освободиться от предметной и сюжетной зависимости и обращались к духовному миру человека посредством цвета и звука.

В 20 веке мир предстал человеку в беспокойном хаотичном движении непонятных и враждебных сил. Герой экспрессионистов – отчужденный, растерянный человек, захлёстываемый эмоциональными порывами, живущий во враждебном ему мире. Художественный символ экспрессионизма – картина Эдварда Мунка «Крик» : на фоне урбанистического пейзажа изображен человек с открытым в экстазе ужаса ртом. Единственная связь человека с миром – ужас по поводу дисгармонии этого мира . Человеку в отчуждённом мире остаётся только кричать без всякой надежды на помощь. Таким образом, ведущей в эстетике экспрессионизма, искусство которого – это протест против чувства обреченности, становится категория разорванности.

Другой теоретик экспрессионизма, Ф. Марк, выдвинул тезис, что суметь вновь стать чистым перед лицом сегодняшнего смятения умов возможно только с помощью полной изоляции собственной жизни и собственного дела.

Безысходность – одна из концепций данного художественного направления, поэтому в произведениях экспрессионистов читатель не найдёт ответа на вопрос о смысле жизни. «Я хочу быть человеком, но это невозможно во враждебном личности мире», – такова этическая установка экспрессионизма.

Крупнейший представитель экспрессионизма Франц Кафка (1883-1924) одним из первых ощутил незащищенность человека от общественных институтов: человек может внезапно попасть под следствие, им могут заинтересоваться люди, за спиной которых стоят тёмные и непонятные силы (роман «Процесс» ); человек может тщетно до самой смерти добиваться права на проживание в этом мире (роман «Замок» ). В новелле «Охотник Гракх» главный герой «висит» между бытием и небытием: он умер полторы тысячи лет назад, но он ни жив ни мёртв, и всё плавает в своей старой лодке. Когда его просят рассказать, что с ним произошло, Гракх отвечает, что не видит связи ни в явлениях мира, ни в мыслях людей.
Рассказ (по другим источникам - повесть) Кафки "Превращение" ("Die Verwandlung") была написана в 1912 году. Внутренняя сущность "маленького человека", коммивояжера, единственного финансиста своей большой семьи Грегора Замзы в одно не самое прекрасное утро получила телесное воплощение: он превратился в отвратительное насекомое. Муки человека, ставшего насекомым, но сохранившего здравый рассудок, показаны в этом произведении. Показательно, что Грегора больше всего беспокоит не само превращение, а невозможность быть опорой для семьи, неспособность работать. Он оказывается один перед лицом безжалостной и бессмысленной судьбы.

Личности, особое пространство со своими типажами и законами. Враждебный мир - темный мир. Другое название - мир

Враждебный мир - мир, с которым нужно воевать. Своих - мало, врагов - много. Изначально человек человеку - волк. Пока кто-то не зарекомендовал себя с лучшей стороны - не подпускаем его близко. А когда зарекомендовал - тоже не подпускаем, потому что он наверняка втирается в доверие, чтобы узнать больные точки. Поселенцы такого мира боятся манипуляций от всех, даже от близких людей. Любые перемены - страшно. Этот мир темный и опасный, здесь можно только воевать. Или - мир бояться, если воевать невозможно.

Незнакомый человек во враждебном мире - враг, до тех пор, пока не доказал обратного. От него нужно защищаться, а лучше - самому напасть первому. Ударить словом, недоверием, холодностью. Во враждебном мире, полном опасностей, свой защитит, а чужой - нет. «Свой» для нас всегда «хороший», а «чужой» - если не враг, то, по крайней мере, внушающий опасения. Со своим мы вместе и дружим, от чужого мы держимся на расстоянии. Впрочем, во враждебном мире у нас есть силы дать им отпор, в отличие от Страшного мира , где у нас сил сопротивляться уже нет.

Дети часто дерутся, но с Враждебным миром знакомы мало. Ситуативные состояния и переживания враждебности возможны в любом возрасте, но как базовое мировосприятие, "Мир враждебен" очень характерен для подросткового возраста, после в благополучном варианте сменяется более высоким тоном, однако снова приходит к большинству людей . "Мир враждебен!" - одна из самых популярных тем не только подросткового возраста как такового, но и всего тяжелого рока на музыкального направления в целом.

Эмоции и эмоциональные состояния, характерные для Враждебного мира: и , обида. , возмущение. , . . Это темный мир

"Мир враждебен" - установка, открывающая ворота во Враждебный мир. Убеждение, характерное для жителей Враждебного мира. Внушение, убивающее жителей Дружественного мира.

Противоядие

Лозунг "Мир дружественен", тем более "Мир прекрасен" противоядием не является. У жителей Враждебного мира такой взгляд на мир вызывает протест и отторжение, как слишком контрастный с их мироощущением.

Противоядием от внушения "Мир враждебен" является спокойное отношение только с элементами дружественности и внушением "Мир разный. Чаще - мир обычен, к людям надо присматриваться и разбираться, какие они. Бывают и нормальные". Смотри


Субъективно переживание начала родов несет в себе сильную тревогу и ощущение нависшей угрозы. Кажется, что вся наша Вселенная находится в опасности, но источник этой угрозы остается тайной, ускользающей от наших попыток постичь ее. Поскольку первоначальные изменения по своей природе являются химическими, они могут ощущаться как болезнь или интоксикация. В крайних случаях человек может ощущать паранойю или чувствовать себя во враждебном окружении. В попытках найти объяснение, он может приписать ощущения угрозы ядам, электромагнитному излучению, злым силам, тайным организациям, или даже влияниям внеземных цивилизаций. Спонтанные появления воспоминаний, включающих в себя внутриутробные беспокойства или начало выхода из матки, являются, как оказывается, важными причинами параноидальных состояний.
По мере развития и углубления переживаний угрозы у человека может возникнуть видение гигантского водоворота, ощущение нахождения в нем и безжалостного затягивания в самый его центр. Также может показаться, что земля разверзлась и поглощает невольного путешественника в темные лабиринты жуткого подземного мира. Еще одна разновидность тех же самых переживаний - это ощущение того, что тебя пожирает архетипическое чудовище, ловит ужасающий спрут или огромный тарантул. Это переживание может достигать фантастических масштабов, словно туда затягивает не только тебя одного, но весь мир. Вся атмосфера в целом напоминает апокалипсис, разрушающий спокойный внутриутробный мир и сменяющий океаническую и космическую свободу эмбриона агонией при попадании в ловушку и ощущением поглощения неизвестными внешними силами.
Человек, переживающий полное развитие БПМ-И, ощущает себя помещенным в клетку вызывающего клаустрофобию мира кошмаров. Визуальное поле становится темным и зловещим, и общая атмосфера напоминает невыносимые душевные и физические муки. В то же самое время полностью теряется связь с линейным временем, и все происходящее кажется вечным и словно не имеющим конца. Под влиянием БПМ-И человек выборочно настраивается на самые худшие и безнадежные аспекты существования; он начинает осознавать населяющее его психику мрачные, чудовищные и злые аспекты Вселенной. Вся наша планета кажется апокалиптическим местом, наполненным ужасом, страданиями, войнами, эпидемиями, катастрофами и стихийными бедствиями. В то же самое время в человеческой жизни невозможно найти никаких положительных аспектов, таких, например, как любовь и дружба, достижения в области науки и искусства или красота природы. В этом состоянии человек видит красивых детей, играющих друг с другом, и думает о том, как они состарятся и умрут, а увидев восхитительную розу, представляет себе, как через несколько дней она завянет.
БПМ-И в самом мистическом смысле соединяет людей со страданиями мира и помогает им отождествиться со все-
ми принесенными в жертву, попранными и угнетенными. В глубоких необычных состояниях, управляемых этой матрицей, мы действительно можем переживать себя тысячами молодых людей, погибших во всех войнах человеческой истории. Мы можем отождествиться со всеми заключенными, страдающими и умирающими в тюрьмах, камерах пыток, концентрационных лагерях или психиатрических больницах мира. Среди тем, чаще всего связанных с этой матрицей встречаются сцены голода, а также дискомфорта и опасности, исходящих от мороза, льда и снега. Это, как кажется, связано с тем фактом, что при сокращениях матки прерывается снабжение ребенка кровью - той кровью, которая для него означает питание и тепло. Еще один типичный аспект БПМ-lf - это атмосфера Нечеловеческого, гротескного и причудливого мира автоматов, роботов и механических устройств. Образы человеческих безобразий, уродств и бессмысленного карточного мира притонов также принадлежат характерному символизму этой матрицы.
БЛМ-1! сопровождается самыми разными физическими проявлениями. Сюда относятся напряжение всего тела и поза, выражающая ощущение того, что тебя надули и/или ввергли в бессмысленную борьбу. Человек может ощущать чрезвычайное давление на голову и тело, тяжесть в груди и разнообразные комбинации физических болей. Голова при этом наклонена вперед, челюсти сомкнуты, подбородок прижат к груди, руки чаще всего сложены на груди, а пальцы крепко сжаты в кулаки. Колени часто бывают согнуты, а ноги прижаты к животу, что завершает картину позы эмбриона. В кожных капиллярах могут появиться кровоподтеки, образующие на различных участках красные пятна.

Экспрессионизм (термин expressionism введен французским художественным критиком Луи Воселем после серии картин Ж.А. Эрве "Экспрессионизм" 1901; по другой версии, название дано не художниками, а критикой по доминантному признаку - повышенной, взвинченной эмоциональности, экспрессивности) трудноуловим для обобщающей характеристики из-за многообразия его групп, оттенков, ответвлений. Термин "экспрессионизм" впервые употребил Курт Хиллер1 в 1911 г. по отношению к литературе. Он говорил о новом искусстве: "...экспрессионизм как способ переживания, норма поведения охватывает все мировоззрение".

Австрийский писатель Герман Бар в книге об экспрессионизме (1914) причисляет к этому художественному направлению А. Матисса, Ж. Брака, П. Пикассо, футуристов, фовистов, членов немецких объединений "Мост" и "Синий всадник", венцев Оскара Кокошку и Эгона Шиле. Этот список не точный (футуристы и фовисты здесь ни при чем; это самостоятельные художественные направления).

Главный редактор журнала "Штурм" Герхарт Вальден считает, что экспрессионизм - это искусство, придающее форму глубинному внутреннему опыту. Оттенки стиля не так важны, главное - отказ художника от подражания природе. Немецкий поэт-экспрессионист Готфрид Бенн отмечает, что экспрессионизм - это "восстание, в котором есть прорыв, экстаз, ярость, жажда нового человечества; это язык, который, взрываясь, взрывает весь мир". Экспрессионистское произведение разрушает реальность ради построения новой, более гуманной реальности и подразумевает эстетическое, этическое преобразование общества.

Экспрессионизм - это направление, и следует найти его концептуальный инвариант.

Художественная концепция

Экспрессионизм - художественное направление, утверждающее: отчужденный человек живет во враждебном мире. В качестве героя времени экспрессионизм выдвинул мятущуюся, захлестываемую эмоциями личность, не способную внести гармонию в разрываемый страстями мир.

Искусство экспрессионизма отражает смятенную хаосом мира индивидуальность. Эта особенность экспрессионизма проявилась в живописи и графике Э. Кирхнера ("Американские танцовщики"), О. Кокошки ("Этюд пером", "Портрет Вальдена").

Согласно художественной концепции экспрессионизма, сущностные силы личности отчуждены в противостоящих человеку и враждебных ему общественных институтах: все безысходно. Экспрессионизм - выражение боли художника-гуманиста по поводу несовершенства мира. Концепция личности экспрессионизма: человек - существо эмоциональное, "природное", чуждое индустриальному и рациональному, урбанистическому миру, в котором вынужден жить.

Основные черты экспрессионистской концепции человека явственно видны в новелле "Охотник Гракх". Гракх изображен "повисшим" между бытием и небытием: он ни жив, ни мертв, он не находится ни в посюстороннем, ни в потустороннем мире. Полторы тысячи лет после своей смерти Гракх в старой лодке "носится без руля по воле ветра, который дует в низших областях смерти" (Кафка. 1965. С. 534).

Однажды в порту охотника посещает гость и просит рассказать коротко, но связно, что с ним произошло. На это Гракх отвечает, что он не видит связи ни в явлениях мира, ни в мыслях людей, хотя они упорно кричат о связанности всего и вся. Шекспировский Гамлет трагически ощущал порвавшуюся связь времен. Герой Кафки восстает против всякой связи, даже против связности в изложении мысли: мир принципиально хаотичен, время и пространство разорваны.

Одинокий Гракх настолько отрешен от мира, что отпадают противоречия между Я и действительностью, между жизнью и смертью.

Немецкий искусствовед С. Эйнштейн перечислял особенности художественной концепции экспрессионизма: отказ от всего индивидуального, личностного; стремление к унифицированным, "стандартизованным" социальным структурам (Einstein. 1926. S. 116).