Анализ сцены прощания базарова и одинцовой. Объяснение Базарова с Одинцовой. Анализ эпизода из романа Тургенева Отцы и Дети. Евгений Базаров: роль, которую он пронес через всю жизнь

Центральная любовная линия романа – это любовь Евгения Базарова к Анне Сергеевне Одинцовой. Нигилист Базаров не верит в любовь, рассматривая ее лишь как физическое влечение. Но именно эту, казалось бы, циничную и рассудительную натуру, настигает неистовая, страстная любовь к светской красавице Одинцовой. Бесспорно, Анна Сергеевна – натура незаурядная. Она умна, величественна, не похожа на других. Но сердце ее холодно, и Одинцова не может ответить на чувство Базарова, его страсть пугает ее, угрожая нарушить ее привычный спокойный мирок.

Есть в романе и две истории совсем другой, спокойной, «домашней» любви – это любовь Николая Петровича Кирсанова к Фенечке и любовь Аркадия к Кате. Обе они картинами тихого семейного счастья, но той подлинной страсти, на которую был способен и сам Тургенев, и центральные персонажи его произведений в этих историях нет. Поэтому они не вызывают особого интереса ни у читателей, ни у самого автора.

Тема любви становится в романе «Отцы и дети» одной из ведущих. Испытание любовью проходят все его персонажи. И от того, как им удалось пройти это испытание, зависит истинная сущность и достоинство каждого человека.

При анализе художественного произведения стоит помнить о том, что невозможно с абсолютной точность раскрыть авторский замысел ввиду сугубо индивидуального устройства мышления любого человека, а можно лишь приблизиться к нему на максимально близкое расстояние при условии обнаружения авторских «подсказок» в тексте.

Вам понадобится

  • Текст произведения

Инструкция

Обратитесь к названию романа. В идеале название художественного произведения во многом определяет его идейное содержание, даже можно сказать, что название концентрирует в сжатом виде то, что впоследствии предстанет перед читателем на страницах книги. Однако сводить все к названию не следует ввиду возможной «игры» автора с читателем.

Определите главного героя произведения. В данном случае этим героем будет Базаров (Аркадия и Одинцову нужно включить в этот , хоть роль их и не так сильна, как Базарова, но роман, а таковым и является роман Тургенева, не может ограничиться одним только главным героем). Однако, снова обратившись к названию, видно, что поколение «отцов», раз уж оно значится в заглавии, играет в произведении не последнюю роль. Так в список основных действующих лиц включаются и Павел Петрович и Николай Петрович. Раз основное действие будет завязано на указанных героях (главных героях), то и идейное содержание произведение будет раскрываться посредством их участия в сюжете.

Определите основные «оппозиционные точки» произведения. Поскольку художественные произведения строятся на основе контрастов, противоречий, то именно их обнаружение их природы позволит приблизиться к раскрытию авторского замысла. Разумеется, что «оппозиционерами» будут являться герои. Во-первых, одна из оппозиций заявлена уже в названии. Для раскрытия ее сути необходимо обратиться к сценам (двум) в доме Кирсановых, а именно к эпизодам споров Павла Петровича и Базарова об утверждении собственных жизненных ориентиров. Во-вторых, коллизия взаимоотношений Базарова и Одинцовой являет перед читателем следующую оппозицию. Существует и третья оппозиция, не всегда явная благодаря тому, что одной из сторон ее является лишь Базаров в отсутствии героев, которые выше были признаны наряду с ним основными. Это линия так называемых мнимых нигилистов, Ситникова и Кукшиной. Именно они как прихлебатели новых идейных веяний создают контрастную пару с Базаровым, истинным выразителем нигилистической концепции (в дальнейшем, конечно, окажется, что это довольно спорное Базарова, однако в данном конкретном случае необходимо понимать именно так).

Этапы развития отношения Базарова и Одинцовой:

1.Предыстория знакомства

Слухи, которые дошли до Базарова об Одинцовой

«Есть здесь хорошенькие женщины? - Например, Одинцова, недурна. Жаль, что репутация у нее какая-то»

«Умница, богачка, вдова. Я вас представлю»

Заинтересованность Базарова Одинцовой

2.Знакомство и развитие любовных отношений

2.1 Первое впечатление Базарова от Одинцовой

«Что за фигура? На остальных баба не похожа» (индивидуальность)

«Мне тут один господин сказывал, что эта госпожа ой-ой-ой»

2.2 Базаров заинтересовался Одинцовой

«Ведь ты говоришь, что она холодна. Ведь в этом-то самый вкус и есть»

«С кем это вы стояли»

«Только у ней такие плечи, каких я не видывал давно»

3. Встреча Базарова и Одинцовой (у нее в комнате)

«Аркадий представил ей Базарова и с тайным удивлением заметил, что он как будто бы сконфузился»

«заговорил преувеличенно развязно»

«явно старался занять свою собеседницу»

«По лицу Анны Сергеевны трудно было догадаться, какие она испытывает впечатления»

«Ломание Базарова в первые минуты посещения неприятно подействовало на нее… но тогда же она поняла его смущение, и это ей даже польстило»

«Он заметил, что приятель его покраснел»

«Этакое богатое тело! Хоть сейчас в анатомический театр»

«Сказано - первый сорт!»

4. Второе посещение Базарова

«все больше разговаривал с Одинцовой»

«баба с мозгом»

«а та - тертый калач»

Мнение о Базарове:

«Базаров понравился ей… резкостью суждений»

«она.. может быть, бросилась бы в битву, узнала страсть»

«Одинцова была равнодушна к природе, так же как и Базаров»

5. Влюбленность Базарова в Одинцову

«Чувство, которое его мучило и бесило»

«Отвернуться от нее он, к изумлению своему, не имел сил. Кровь его легко загоралась, как только он вспоминал о ней; он легко сладил бы со своей кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость»

«Он поразил воображение Одинцовой, он занимал ее, она много о нем думала»

«Она побледнела, словно ее что в сердце кольнуло, да так кольнуло, что она удивилась и долго потом размышляла, что бы это значило»

6. Прощание

«Мне будет скучно, когда вы уедете»

«Ее глаза встретились с глазами Базарова, и она чуть-чуть покраснела»

«Сердце у него так и рвалось»

«Ему показалось, что лицо ее слегка побледнело за ночь»

7. Признание

«Так знайте же, что я люблю вас, глупо, безумно… Вот чего вы добились»

«Сильная и тяжелая страсть, похожая на злобу и, может быть, сродни ей»

8. Перед смертью

«Мысль, что она не то бы почувствовала, если бы его действительно любила»

Базаров и Одинцова.

1. Первое появление Анны Одинцовой.

2. Визиты к Анне и признание Евгения.

3. Что значат эти отношения для Базарова и Анны?

Евгений Базаров, герой романа И. Тургенева «Отцы и дети», - нигилист, не признающий ничего, а уж тем более любви, все-таки узнал это чувство. Объектом его любви стала Анна Одинцова . Впервые, когда он увидел Анну на балу у губернатора, она произвела на него впечатление. «Это что за фигура? - проговорил он. - На остальных баб не похожа». Аркадия она тоже поразила «достоинством своей осанки», он заметил, что глаза ее смотрят «спокойно и умно», от лица веет «ласковой и мягкой силой», все в ней красиво. Нос, по мнению Аркадия, немного толст, но такой прелестной женщины он никогда не встречал. Он заговаривает с Анной, рассказывает ей о Базарове, Одинцова приглашает их к себе в Никольское. Ей любопытно познакомиться с человеком, который ни во что не верит.

Базарову же говорят, что «эта госпожа ой-ой-ой!», Евгения привлекает ее красота, но он отрицает ум у красивых женщин, думая, что «свободно мыслят между женщинами только уроды».

Анне двадцать девятый год, «характер у нее был свободный и довольно решительный». Она дочь афериста-игрока и обедневшей княгини, получила блестящее воспитание, вышла замуж по расчету за влюбленного в нее пожилого мужчину, который умер через шесть лет и оставил ей состояние. Сейчас это самостоятельная, властная, независимая и умная женщина.

Друзья приезжают к Анне. Три часа длится визит, во время которого Базаров говорит о ботанике, медицине и гомеопатии, Анна поддерживает разговор и напоследок приглашает друзей приезжать еще. На Базарова она теперь произвела впечатление замороженной герцогини, «владетельной особы». Не остается незамеченной и ее внешность. «Экое богатое тело! - сказал Базаров по дороге. - Хоть сейчас в анатомический театр». В следующий визит Евгений характеризует ее как «тертый калач», «бабу с мозгом». Ей же он понравился «отсутствием кокетства и самою резкостью суждений».

После замужества Одинцова считала мужчин «неопрятными докучливыми существами», но Базаров поразил ее воображение. Когда он собирается уехать, чтобы повидаться с родителями, Анна внезапно для себя бледнеет, «словно ее что в сердце кольнуло», уговаривает не уезжать.

Пятнадцать дней в Никольском Базаров провел рядом с этой женщиной и почувствовал, что любит ее. Решительным признанием он отвечает на вопрос Одинцовой, почему он напряжен и сдержан. Это не юношеская влюбленность, а сильная страсть. Одинцовой от этого признания «стало и страшно и жалко его». Ее порыв жалости Евгений принимает за ответное чувство, но она пугается и говорит, что он не понял ее. Базаров уезжает, а Одинцова решает для себя, что дороже всего ей спокойствие, поэтому на слова Евгения перед отъездом, что она не любит его и не полюбит никогда, она молчит и думает про себя, что боится Базарова. Когда, прощаясь, Анна спросила, увидятся ли они еще. Евгений ответил: «Как прикажете. В таком случае мы увидимся».

Читатель понимает, что грубые фразы Базарова об Одинцовой были вызваны его смущением переД ней, отвращением к красивым словам, а не цинизмом. В герое идет напряженная внутренняя борьба: «Одинцова ему нравилась: распространенные слухи о ней, свобода и независимость ее мыслей, ее несомненное расположение к нему - все, казалось, говорило в его пользу; но он скоро понял, что с ней "не добьешься толку", а отвернуться от нее он, к изумлению своему, не имел сил». Это, по-видимому, его первое чувство. Несмотря на сплетни, которые ходили в «свете», Базаров увидел перед собой незаурядную женщину. Одинцовой польстило его внимание и уважение, «одно пошлое ее отталкивало, а в пошлости никто бы не упрекнул Базарова».

Базаров в своей безответной любви проявляет свои лучшие качества, он предстает перед читателем как глубокая, сильная натура. Это иная любовь, чем сентиментальное увлечение Аркадия Одинцовой, чувство Аркадия к Кате, Кирсанова-старшего к Фенечке. Кто-то считает отношение Базарова к женщине циничным, но это не так.

Одинцова достойна Базарова. Она замечает их похожесть, и это увлекает ее, но она боится чувства. Базаров видит в ней равную собеседницу: понимающую, умную. Он избегает в разговорах с ней злости и сарказма. Базарова захватывает романтическое чувство, до сих пор ему, материалисту, незнакомое. И природа, обычная летняя ночь, озаряется этим поэтическим чувством. Полюбив, Базаров отнюдь не изменяет своим убеждениям, он только становится духовно богаче. В разговоре с Анной он не рисуется, называя ее аристократкой. Это трезвые мысли честного человека. Он осуждает в Анне чуждое ему, а на ее вопрос, может ли он полностью отдаться чувству, честно отвечает, что не знает. Тем не менее мы видим, что он способен на это. Но Одинцова вполне понимает, что Базаров не пожертвует во имя любви своими убеждениями. Для него дороже любви оказались убеждения, для нее - спокойствие и комфорт, размеренный привычный порядок жизни.

Автор спорит с убеждениями Базарова, показывает несостоятельность его неверия в любовь. В этой истории Базаров выше «аристократки» Одинцовой, она слишком холодна и эгоистична для любви. Одинцова пытается очаровать Евгения, подталкивает его к признанию. Но в Базарове происходит перемена, он видит, как рушатся его убеждения, ищет в Анне ответное чувство. Потеря любимой становится для него ударом. Анна расстается с ним, потому что считает, что они не нуждаются друг в друге и в них слишком много однородного.

Базаров забывается в работе, но ему суждена еще одна встреча с любимой. Евгений препарируя мужика, порезался, в ранку попал трупный яд. Одинцова Приехала к нему с доктором, но только для того, чтобы отдать последний долг умирающему. Евгений ожидал слов любви, но Анна «просто испугалась каким-то холодным и томительным испугом». Назаров умирает на руках любимой, отвергнутый ею: «Ну, спасибо. Это по-царски. Говорят, цари тоже посещают умирающих». Он жалеет на смертном одре, что не поцеловал тогда Анну, и она целует его в лоб. Для Базарова любовь явилась испытанием его жизненных ценностей, и он выдержал его с честью, не поступившись убеждениями. Но свою любовь к Анне он тоже сохранил в своем сердце на всю жизнь.

Как-то в беседе с Флобером Тургенев сказал: «Я полагаю, что только любовь вызывает такой расцвет всего существа, какого не может дать ничто другое». Любовь, по мнению писателя, заставляет человека раскрыться с лучших сторон. Почему же встреча Базарова с Одинцовой не привела к счастью взаимной любви?

С приездом в поместье Анны Сергеевны начинается смятенность Базарова. «Какой я смирненький стал», - отмечает Базаров. Автор прослеживает внутреннее состояние Базарова («он легко раздражался, говорил нехотя») и, в то же время, отмечает глубинные психологические различия между главным героем и Одинцовой. Он захвачен чувством целиком: «Страсть в нем билась, сильная и тяжелая, - страсть, сродняя злобе». Одинцова же, привыкшая руководствоваться в жизни больше рассудком, чем чувством, под влиянием уходящей жизни и желания новизны «заставила себя дойти до известной черты» и спокойно отступила. Базаров после своего признания всю ночь «не спал и не курил» и почти ничего не ел. Автор отмечает: «Сумрачно и резко выдавался его похудалый профиль из-под нахлобученной фуражки».

В объяснении этих героев все показательно: разница переживаний, жизненных установок, наконец, главное – значение происшедшего для их судьбы. Ведь Одинцова вновь уходит в свой уютный мирок, а позже вступает в выгодный брак «по убеждению». Базаров же мучительно ощущает потерю, несколько раз пытается вызвать женщину на новый разговор, извиняясь перед ней, заставляет себя назвать любовь «чувством напускным». Но пред смертью прощается с Анной Сергеевной как с красотой самой жизни.

Итак, мы видим, во-первых, что любовь Базарова и Одинцовой не была взаимной – любил лишь главный герой, а Одинцова позволяла себя любить, играла в чувство. Во-вторых, счастье между героями не было бы возможным, так как это две диаметрально противоположные по характеру, убеждению, моральным и нравственным принципам личности. Это люди разных эпох, которых свел друг с другом случай.

Любовные переживания Базарова воспринимаются неоднозначно. Их страстная напряженность, цельность и сила вызывают поклонение герою. В любовном конфликте он предстает крупной и неординарной личностью: отвергнутый, герой одержал нравственную победу над эгоистической женщиной. Однако, чувство к ней и разрыв трагичны для Базарова.

На протяжении всего романа мы наблюдаем эволюцию главного героя: уже в том, что Тургенев заставил его попасть в сети романтического чувства, ранее отрицаемого им, и потерпеть фиаско в любви, просматривается намерение автора развенчать нигилистические теории Базарова.

Встреча главного героя с Одинцовой – это своеобразное испытание для его характера с целью раскрыть Базарова со всех сторон. И любовь Базарова изначально была обречена, так как противоречила его жизненной позиции. Одинцову же данный тип не привлекает, а пугает, так как противоречит ее «убеждениям».

Русская литература славится глубиной своих работ. Одна из таких «Отцы и дети» Ивана Сергеевича Тургенева. Главная тема - рождение и выращивание новых прогрессивных идей, вектором которых является игнорирование искусства в пользу точных наук. В кругу нигилистов нет места чувствам и старым истинам. Но какая бы суть ни была вложена автором в роман, для читателей на первом месте стоит история любви Базарова и Одинцовой.

«Отцы и дети» Тургенева

Роман был написан в 60-е годы XIX века и сразу покорил мир своими молодежными идеями. Тогда, как и сейчас, Базаров - пример нового, современного человека. Но, как показал автор, не к такому примеру нужно стремиться. Тем не менее, главный герой пленил сердца многих читателей. Он всегда имел что сказать, его реплики четкие, а диалоги с ним интригуют. Важно то, что в романе Иван Сергеевич показал, как легко может быть уничтожена жизнь из-за неправильной трактовки.

Недаром произведение называется «Отцы и дети». Главный герой пренебрежительно относится не только к старшим по возрасту, но и к своим родителям. В мыслях он уважает многих взрослых, а вот на деле дерзит. «Отцы и дети» Тургенева показали, как различаются идеалы разных поколений и как деградирует с каждым годом молодежь.

знакомство с героем

События начинают свой отсчет от 20 мая 1859 года по приезде Аркадия домой вместе с другом Евгением Базаровым. Последний - резкий, самолюбивый и тихий человек. Людей слабовольных он, как магнитом, затягивает в свои сети, но помимо своей воли. Те, что готовы спорить, автоматически становятся ему врагами. Базаров в душе презирает любовь, поэзию и свой народ. Он нигилист, который исповедует веру в либеральные и консервативные идеи.

Рождение чувств

Но встреча Базарова с Одинцовой расставляет новые приоритеты. Молодая, красивая и богатая вдова Анна сразу захватывает Евгения. Чувства, как ему кажется, взаимны, но женщина решает сохранять спокойствие и не развивать любовь. Герой, плененный своими правилами, решает также оставаться верным принципам. Он убегает от любви к родителям. Но высокие чувства победили жизненные стереотипы. Любовь Базарова к Одинцовой заставляет его вернуться в дом Аркадия.

От грусти герой соблазняет чужую женщину, за что его вызывают на дуэль. С течением обстоятельств счастливы все, кроме Евгения. Анна не отвечает на чувства, и читатели теряют надежду на то, что сложится пара Базаров и Одинцова. Взаимоотношения не налаживаются, поэтому герой окончательно прощается с любимой и другом, сжигает мосты и возвращается домой.

Окончание истории, что так и не началась

Дома Базаров тонет в работе на несколько дней. Но грусть и чувство догоняют его и понемногу становятся сутью жизни. Из-за невнимательности он заражается от покойного тифом и осознает свою близкую смерть, поэтому решает попросить любимую приехать и попрощаться с ним.

В предсмертной беседе герой признает, что отношение Базарова и Одинцовой не сложились в большей степени из-за его характера. Он осознает, что его мешали строить отношения, но сожаления по этому поводу молодой человек выражает мало. Покидая этот мир, главный герой не удовлетворен тем, на что потратил свою жизнь. Но дай ему судьба еще один шанс переписать свою историю по-новому, он, видимо, не изменил бы ни единого взгляда. Отношения Базарова и Одинцовой были обречены с самого начала. После этого печального события в романе играют несколько свадеб. Но чувства как будто постановочные. Анна Сергеевна снова выходит замуж по расчету.

В итоге, на могилу Базарова приходят только старые и страдающие родители, которых он так не уважал при жизни.

Евгений Базаров: роль, которую он пронес через всю жизнь

Один из главных героев романа Тургенева «Отцы и дети» - Евгений Базаров. Читая произведение, возникает двоякое впечатление от персонажа. Причем двойственное восприятие этой личности преследует сразу после знакомства. С одной стороны, мы видим его холодный, сухой характер, с другой, интуиция постоянно подсказывает, что фигура полностью не раскрыта. Привкус того, что где-то в глубине души Базаров удивит нас своими рыцарскими поступками, остается. Но неоднозначная оценка держит нас в напряжении до конца книги. Позже некоторые разъяснения дают любовь Базарова и Одинцова.

Внешний вид героя полностью соответствует его лицу. Заостренный нос, большие зеленые глаза, широкий плоский лоб на худом лице, что обрамлено бакенбардами, темно-белокурые волосы и улыбка, за которой плохо маскируется светлый ум, самоуверенность и достоинство. Именно таким предстает перед нами персонаж впервые. Его образ манит определенной загадочностью.

И все бы ничего, но в дальнейшем перед нами предстает другой, настоящий Базаров, черты характера которого сначала были незаметны. Он свысока, гордо на всех смотрит, не признает святости брака и любви, не верит в авторитет и считает ниже своего достоинства доказывать свою точку зрения другу или врагу.

Тем не менее, мы можем наблюдать новые вспышки характера сразу после того, как вспыхнул роман Базарова и Одинцовой. Взаимоотношения, что возникли между молодыми людьми, меняют привычный для них мир.

- вызов, наказание и награда для Базарова

В пространстве, в котором живет главный герой, не было места для любви, пока он не встретил Анну Сергеевну. Холодная, расчетливая вдова - Базаров в женском образе.

Аристократка, которую полюбил Евгений, горда и умна. Умерший старый муж оставил ей большое материальное состояние. Это позволяет ей жить независимо и делать то, что вздумается.

Еще двух таких похожих и разных людей в мировой литературе не найти. История любви Базарова и Одинцовой - рецензия на книгу «Как не нужно жить». Молодая женщина, привлекательная, не имеет Она существует между временем, не различая дня и ночи.

Едва заметная улыбка и - Одинцова, как и Базаров, умела себя эффектно подать. Но в отличие от главного героя, женщина действительно не умеет любить. Или сердце ее окаменело еще в детстве? А возможно, причиной стали новые течения в обществе? Важно только то, что Базаров не сразу признался в своих чувствах, а любовь у Анны так и не возникла.

О том, что бессердечная женщина была равнодушной, говорит и ее отношение к молодому человеку. Он для нее - забава. Безразличие к его смерти пугает читателей. Для Одинцовой (даже сама фамилия говорит о многом) были далеки такие чувства, как горе и радость. Роман заканчивается ее браком с новой выгодной партией.

В мире литературы

Есть клише, по которым пишут главных героев. И именно такие герои впоследствии становятся самыми популярными. Под эту линейку были созданы и герои Тургенева. Это бездушные молодые парни и девушки, которые не мечтают о любви.

Были мужчины и более холодные, замкнутые, чем Евгений. Многие влюбленные мировой литературы отличались друг от друга: Дарси и Лиззи Беннет, Рочестер и Джейн Эйр, Ретт Батлер и Скарлетт, среди них и герои Тургенева - Базаров и Одинцова. Взаимоотношения последних были обречены на провал. Стены, что они соорудили, было невозможно разрушить даже с помощью любви.

Критика на выбор главного героя

Отношение Базарова и Одинцовой к жизни критики восприняли неоднозначно. С одной стороны, молодые люди остаются верны себе, а за ними стоят новые грандиозные теории. Базаров - представитель нового общества, независимого, свободного от искусственно насажденных авторитетов. Он и его сторонники растят идеи, опережающие свое время. Отказаться от них - означало бы невозможность свободно развиваться.

С другой стороны - высота любви проверена тысячелетиями. Именно это прекрасное чувство вдохновляло творить. Поэтому выбор героя в пользу так называемого прогрессивного общества является низким и неразумным. Базаров однозначно мог достичь больших результатов, отказавшись от своей теории.

Чувства, изменяющие мир

Наверное, самое тяжелое, что может пережить человек - собственных принципов. Но еще хуже остаться наедине со своими правилами, проигнорировав любовь.

На протяжении всего произведения протягивается необычная, небудничная линия симпатии двух персонажей. Эти главные герои - Базаров и Одинцова, взаимоотношения которых ярко вспыхивают и постепенно идут по наклонной вниз.

Красота персонажа однозначно противоречива. По всем критериям тогдашнего мира он не дотягивает до эталона совершенства. Но стоит ему только открыть рот, что, заметим, делает он довольно редко, как течение его мыслей, сила характера в словах и уверенность в своей правоте покоряют. Несмотря на холод, исходящий от главного героя, Базаров и Одинцова, взаимоотношения которых были очень сложными, все же сумели загореться друг к другу чувствами.

Базаров стоит перед выбором: остаться верным своим принципам или упасть до состояния, за которое всегда презирал людей. Быть романтиком и счастливо влюбленным - значит быть низким. «Это все романтизм, чепуха, гниль, художество», - как-то выражает свои мысли другу Базаров.

К сожалению, Базаров и Одинцова испытание любовью не прошли. Однако в "Отцы и дети" ярко выражена извечная тема большой и широкой человеческой души.