Анализ эпизода "Именины у Ростовых" ("Война и мир"). Анализ эпизода из гл.3, ч.4,т.4 романа Л.Н. Толстого "Война и мир"

Смотром под Браунау Толстой начинает изображение войны 1805 года. Война эта была России не нужна, молодой император Александр Первый и австрийский император Франц просто демонстрировали свои амбиции, из-за чего проливалась кровь русских солдат. В сцене смотра ярко проявляются основные проблемы войны 1805 года, которые будут впоследствии более подробно изображены I олстым

Еще до самого смотра в лагере русских царит суматоха: никто не знает, в какой форме главнокомандующий хочет видеть солдат. По принципу: «Лучше перекланяться, чем недокланяться» - солдатам велят надеть парадную форму. Затем поступает приказ, что Кутузов хочет видеть на солдатах походную форму. В результате солдаты, вместо того чтобы отдыхать, всю ночь занимаются своим обмундированием. Наконец приезжает Кутузов. Все взволнованы: и солдаты, и командиры: «Полковой командир, покраснев, подбежал к лошади, дрожащими руками взялся за стремя, перекинул тело, оправился, вынул шпагу и со счастливым, решительным лицом...приготовился крикнуть». Полковой командир «исполнял свои обязанности подчиненного еще с большим наслаждением, чем обязанности начальника». Благодаря его стараниям в полку было все хорошо, кроме обуви, которую поставляло австрийское правительство. Вот именно это плачевное состояние обуви русских солдат и хочет показать Кутузов австрийскому генералу, который тоже принимает смотр наравне с Кутузовым.

Кутузов - главное лицо этого эпизода. Уже в этой небольшой сцене автор показывает отношение Кутузова к солдатам и боевым офицерам: «Кутузов прошел по рядам, изредка останавливаясь и говоря по нескольку ласковых слов офицерам, которых он знал по турецкой войне, а иногда и солдатам. Поглядывая на обувь, он несколько раз грустно покачивал головой и указывал на нее австрийскому генералу». Проходя мимо строя, главнокомандующий замечает капитана Тимохина, которого помнит еще по турецкой кампании, и хвалит его за храбрость: «...В минуту обращения к нему главнокомандующего капитан вытянулся так, что, казалось, посмотри на него главнокомандующий еще несколько времени, капитан не выдержал бы; и потому Кутузов, видимо, поняв его положение и желая, напротив, всякого добра капитану, поспешно отвернулся». Солдаты, чувствуя отношение к ним Кутузова, тоже платят ему любовью и уважением. Они рады воевать с таким главнокомандующим, который понимает все их нужды и чаяния.

Но отнюдь не все разделяют это чувство. Толстой противопоставляет отношение к Кутузову простых солдат и офицеров свиты: свитские офицеры разговаривают друг с другом во время смотра, один из гусарских офицеров, Жсрков, передразнивает полкового командира, который совсем этого не заслужил. Разжалованный Долохов подходит к Кутузову, чтобы напомнить о себе, говорит, что он загладит свою вину и докажет преданность императору и России. Кутузов «отвернулся и поморщился, как будто хотел выразить этим, что все, что ему сказал Долохов, и все, что он мог сказать ему, он давно, давно знает, что все это прискучило ему и что все это совсем не то, что нужно». Кутузов прекрасно может различить молчаливую преданность Тимохина, которого в дальнейшем автор сделает одним из героев Шенграбенского сражения, и стремление Долохова любой ценой вернуть себе офицерский чин, потерянный им за свои пьяные выходки и бесчинства. Подлинную цену отношениям между свитскими офицерами можно увидеть в разговоре Жеркова и Долохова. Жерков когда-то принадлежал к буйному обществу, которым руководил Долохов, но, встретив его за границей разжалованного, сделал вид, что не замечает, а после того, как Долохов поговорил с Кутузовым, «вошел в милость», Жерков сам подъезжает к нему и начинает разговор. Никаких искренних чувств у них быть не может, искренне лишь желание возвыситься любой ценой и у одного, и у другого.

Толстой впервые в сцене смотра под Браунау показывает нам солдатский мир, единение всех солдат, которые получили от Кутузова заряд бодрости, веру в победу. Замечательно изображает автор песенников, ложечника, который, «несмотря на тяжесть амуниции, резво выскочил вперед и пошел задом перед ротой, пошевеливая плечами и угрожая кому-то ложками». Проезжающему Кутузову передается эта радость солдат, их связывает единое чувство: «Главнокомандующий дал знак, чтобы люди продолжали идти вольно, и на его лице и на всех лицах его свиты выразилось удовольствие при звуках песни, при виде пляшущего солдата и весело и бойко идущих солдат роты». Но Толстой не забывает напомнить нам, что эти замечательные люди идут воевать, отдавать свои жизни, что сейчас, в данный момент, они веселы и счастливы, но вскоре могут быть искалечены и убиты.

Главная идея Толстого в описании войны 1805 года - это ненужность насилия, смерти, автор показывает единение людей, у которых должна быть другая цель, чем уничтожение себе подобных, и сцена смотра под Браунау подтверждает эту мысль.

Урок-практикум. Анализ эпизода по роману Л.Н.Толстого «Война и мир».
Цель уроков: научить учащихся выполнять анализ эпизода: грамотно подбирать вступление и заключение, выбирать цитаты из эпизода, выстраивать логику убеждения.
Ход урока
1.Слово учителя.
- Большие трудности возникают по поводу написания анализа эпизода. Хотя это выигрышный шаг. Тот, кто научится этому, легко справится с заданием на выпускном экзамене, так как одна из предложенных тем – это анализ эпизода или стихотворения. Класс поделен на четыре группы. На доске названия эпизодов:
Смотр под Браунау (1 том, часть 2, глава 2);
Отъезд князя Андрея на войну (1 том, 1 часть, 25 глава);
Сцена объяснения Пьера с Элен (1 том, 3 часть, 2 глава);
Наташа в гостях у дядюшки (2 том, 4 часть, 8 глава).

2.План эпизода.
I 1.Что такое эпизод? Своеобразие эпизодов в данном конкретном произведении.
2.Роль рассматриваемого эпизода в художественном произведении.
II 1.Общие идеи, мотивы, ключевые слова, объединяющие данный эпизод с предыдущим.
2.Содержательная функция эпизода.
3.Своеобразие языковых средств, художественных приемов, служащих воплощению авторской идеи.
4.Общие идеи, мотивы, ключевые слова, объединяющие данный эпизод с последующим.
III Роль эпизода в произведении, его содержательной функции, художественное своеобразие.
Предложенный план не претендует на исчерпанность всех аспектов. Это, прежде всего, путь к решению проблемы.

Какие трудности возникают при этой работе? Ведь мы уже не раз занимались этой работой. Соответственно, мы сегодня должны научиться этому. На доске:
- вступление
- связь с предыдущим эпизодом
- функция эпизода
- связь с последующим эпизодом
- заключение

4.Работа над вступлением. Слово учителя:
- Вступление не может быть ограничено тем вопросом, который указан в плане. Это зависит от самого произведения или от самого эпизода. Например, во вступительной части сочинения «Первый сон Раскольникова» можно сказать о своеобразии снов Достоевского, где трудно различить сон от яви: «Сон для Достоевского – не какой-то эффективный прием предсказания события, заранее известного писателю, или условное изображение уже происшедшего события. Нет, сон у него – незаменимый способ художественного познания, основанный на законах самой человеческой натуры. Через сон он может проникать во «все глубины души человеческой». Через сон он тоже ищет «в человеке человека». В снах у него невысказанное, будущее слово».
Можно обратиться к «Словарю литературоведческих терминов» и во вступлении сочинения сказать, что эпизод – эта та или иная в известной степени завершенная и самостоятельная часть литературного пооизведения, которая изображает законченное событие или важный в судьбе персонажа момент. Или Эпизод – это составная часть произведения, воплощающая в себе основные черты идейно-художественного своеобразия.
Произведение Толстого отличается яркостью эпизодов, роль и место которых определяется жанром. Своеобразие толстовских эпизодов заключается в их самостоятельности, эстетической равноценности. Эпизод важен не только как ступень к определенному итогу, он не только продвигает действие и является средством, чтобы разрешить вопрос, - он задерживает ход действия и привлекает наше внимание сам по себе, как одно из бесчисленных проявлений жизни, которую учит любить нас Толстой.
Определить роль и место рассматриваемого эпизода в конкретном произведении сложно, но важно. Вот отрывки из работ десятиклассников:
«Свидание с Пьером для князя Андрея Болконского – это эпоха, «с которой началась хотя во внешности и та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь». Для Толстого данный эпизод – средство выражения авторского понимания смысла человеческого существования, заключающегося в любви к жизни в ее живой непосредственности прежде осознания смысла ее».
«Эпизод «На батарее капитана Тушина» важен для решения автором проблемы истинного героизма и как этап в духовной эволюции князя Андрея Болконского. Кроме того, рассматриваемый эпизод интересен и сам по себе как образец художественного совершенства и одно из бесчисленных проявлений жизни, которую учит любить Толстой».
В напечатанных сочинениях – это первый абзац.
Успех анализа эпизода, как, впрочем, и любого сочинения, зависит во многом от удачного начала.
Учащиеся в течение 5 минут дожны написать вступление. Можно воспользоваться словарями.
5.Работа над основной частью сочинения.
1.Связь с предыдущим эпизодом.
Здесь необходимо буквально в нескольких предложениях указать(пояснить), что происходило с героями до данного события. Например, анализируя эпизод «Ночь в Отрадном», необходимо очень коротко сказать о том, что Андрея разочарован в жизни (Аустерлиц, смерть жены). Но не всегда возможно так лаконично рассказать о том, что испытал герой или герои до данного события. Например, в эпизоде «На батарее Тушина» мы в первые встречаемся с главными героями. Но сказать несколько слов о войне в целом нужно.
Зачитать из анализа (отпечатанные) эпизода.
Учащиеся работают над сочинением этой части работы.
2.Содержательная сторона и функция эпизода и своеобразие языковых средств, служащих воплощению авторской идеи.
Здесь все взаимосвязано, отделить в тексте сочинения порой невозможно.
Здесь необходимо дать оценку происходящим событиям, а не пересказ.
Примерные функции эпизода: (под запись)
- раскрываются какие-то стороны характера персонажа, его мировоззрение;
- дается представление о душевном состоянии персонажа;
- звучит прямая или косвенная оценка события, первонажа;
- показан поворот во взаимоотношениях героев;
- выражается авторский взгляд на те или иные проблемы.
Зачитать из анализа эпизодов (с листка). Акцентировать внимание на функции эпизода. Обратить внимание на цитирование.
Учащиеся сочиняют (кратко, дома будут дорабатывать) эту часть анализа.
6.Работа над заключением. Прочитать, написать.
Домашняя работа. Письменный анализ. Чтение 3 тома.

Смотр войск под Браунау.
- В чем особенность поведения Кутузова на смотре войск?
- Что она вносит в представление об этом человеке?
- Каким предстает русское войско?
- Чем живет русское войско?
- Что знают солдаты о войне с «Бунапартом»?
___________________________________________________________________________
Отъезд князя Андрея на войну.
- Как раскрываются толстовские герои в сценае прощания с князем Андреем?
- Как ведет себя Андрей?
- Какие важные мысли произносит он в сцене прощания? О чем это свидетельствует?
- Найдите цитаты, характеризующие героев эпизода.
- Какие изобразительно-выразительные и синтаксические средства использованы автором для концентрации внимания читателя?

Сцена объяснения Пьера с Элен.
- Что изменилось в судьбе Пьера?
- Как расценивает герой свое чувство к Элен?
- Почему Пьер счел себя не в праве спрашивать, «хорошо ли это или дурно»?
- В какой степени он самостоятелен и свободен в выборе?
- Найдите цитаты, свидетельствующие о нерешительности Пьера.
- Почему, решившись на объяснение, Пьер так и не может вспомнить, что говорят в подобных случаях?
- Какой в этой сцене мы видим Элен?
- Почему он произносит признание по-французски?
- Какие изобразительно-выразительные и синтаксические средства использованы автором для концентрации внимания читателя?

Наташа в гостях у дядюшки.
- Какое место занимает дядюшка среди персонажей романа? Чем можно объяснить ту особенность, с которой автор изображает его быт, внешность, характер, манеру поведения и речи?
- Как часто встречаются и каким образом соотносятся в тексте эпизода слова «дядюшка» и «графинечка»? Что может означать похожесть этих слов в контексте изображаемого?
- Что общего, характерного в описании дома дядюшки, его кабинета, костюма, угощения за ужином, манеры речи, удовольствия от игры на балалайке (продолжите перечень самостоятельно)?
- Что чувствует Наташа, находясь в доме дядюшки? Найдите цитаты, подтверждающие эти мысли.
- Что становится причиной «счастливого» состояния героини?
- Как соотносятся образы Наташи и Анисьи Федоровны и те женские типы, которые Л.Толстой воплощает в этих персонажах?
- Как бы вы ответили на вопрос самого Толстого о Наташе: «Что делалось в этой детски восприимчивой душе, так жадно ловившей и усваивавшей все разнообразные впечатления жизни? Как это все укладывалось в ней?»
- Отметьте и прокомментируйте в кульминационной сцене противопоставление русского и французского. Какие изобразительно-выразительные и синтаксические средства использованы автором для концентрации внимания читателя на этой, ключевой в эпизоде сцене?

«Война и мир» Льва Толстого — не просто классический роман, а настоящий героический эпос, литературная ценность которого не сравнима ни с одним другим произведением. Сам писатель считал его поэмой, где частная жизнь человека неотделима от истории целой страны.

Семь лет понадобилось Льву Николаевичу Толстому, чтобы довести до совершенства свой роман. Еще в 1863 году писатель не раз обговаривал планы по созданию масштабного литературного полотна со своим тестем А.Е. Берсом. В сентябре этого же года отец жены Толстого прислал письмо из Москвы, где упоминал об идее писателя. Историки считают эту дату официальным началом работы над эпопеей. Уже через месяц Толстой пишет своей родственнице, что все его время и внимание занимает новый роман, над которым он думает так, как никогда раньше.

История создания

Первоначальной идеей писателя было создание произведения о декабристах, которые провели в ссылке 30 лет и вернулись домой. Отправной точкой, описанной в романе, должен был стать 1856 год. Но затем Толстой изменил свои планы, решив отобразить все с начала восстания декабристов 1825 года. И этому не суждено было сбыться: третьей идеей писателя стало желание описать молодые годы героя, которые совпали с масштабными историческими событиями: войной 1812 года. Окончательным же вариантом стал период с 1805 года. Так же был расширен круг героев: события в романе охватывают историю многих личностей, которые прошли через все тяготы разных исторических периодов в жизни страны.

Несколько вариантов имело и название романа. «Рабочим» было наименование «Три поры»: молодость декабристов в период Отечественной войны 1812 года; Декабристское восстание 1825 года и 50- е годы 19 века, когда произошло сразу несколько важных событий в истории России — Крымская война, уход из жизни Николая I, возвращение амнистированных декабристов из Сибири. В конечном варианте писатель решил акцентировать внимание на первой поре, так как написание романа даже в таком масштабе требовало больших усилий и времени. Так вместо обычного произведения родилась целая эпопея, не имеющая аналогов в мировой литературе.

Всю осень и начало зимы 1856 года Толстой посвятил написанию начала «Войны и мира». Уже в это время он не раз пытался бросить работу, так как по его мнению не получалось на бумаге передать весь замысел. Историки говорят, что в архиве писателя насчтывалось пятнадцать вариантов начала эпопеи. В процессе работы Лев Николаевич пытался сам для себя найти ответы на вопросы о роли человека в истории. Ему пришлось изучить множество хроник, документов, материалов, описывающие события 1812 года. Сумбур в голове писателя вызывало то, что все информационные источники по разному давали оценку как Наполеону, так и Александру I. Тогда Толстой принял для себя решение отойти от субъективных утверждений чужих людей и отобразить в романе свою собственную оценку событий, основанную на правдивых фактах. Из разноплановых источников он заимствовал документальные материалы, записи современников, газетные и журнальные статьи, письма генералов, архивные документы Румянцевского музея.

(Князь Ростов и Ахросимова Марья Дмитриевна )

Посчитав нужным побывать непосредственно на месте событий, Толстой два дня провел в Бородине. Ему было важно лично объехать место, где разворачивались масштабные и трагические события. Он даже лично делал зарисовки солнца на поле во время разного периода суток.

Поездка дала возможность писателю по-новому прочувствовать дух истории; стала своеобразным вдохновением для дальнейшей работы. На протяжении семи лет работа шла на душевном подъеме и «горении». Рукописи состояли более чем из 5200 листов. Поэтому «Война и мир» легко читается даже спустя полтора столетия.

Анализ романа

Описание

(Наполеон перед сражением в задумчивости )

В романе «Война и мир» затронут шестнадцатилетний период истории России. Отправная дата — 1805 год, окончательная — 1821. В произведении «занято» больше 500 персонажей. Это как реально существующие люди, так и вымышленные писателем для придания красочности описания.

(Кутузов перед Бородинской битвой обдумывает план )

В романе переплетаются две основные сюжетные линии: исторические события в России и личная жизнь героев. Реальные исторические личности упоминаются в описании Аустерлицкого, Шенграбенского, Бородинского сражения; взятии Смоленска и сдаче Москвы. Больше 20 глав отведено именно Бородинскому сражению, как основному решающему событию 1812 года.

(На иллюстрации эпизод Бала Наташи Ростовой их к/ф "Война и мир" 1967г. )

В противостояние «военному времени» писатель описывает личный мир людей и все то, что их окружает. Герои влюбляются, ссорятся, мирятся, ненавидят, страдают… На противостоянии различных персонажей, Толстой показывает разницу в нравственных принципах индивидуумов. Писатель пытается рассказать, что различные события способны изменить мировоззрение. Одна целостная картина произведения складывается из трехсот тридцати трех глав 4 томов и еще двадцати восьми глав, размещенных в эпилоге.

Первый том

Описаны события 1805 года. В «мирной» части затронуты жизнь в Москве и Петербурге. Писатель знакомит читателя с обществом главных героев. «Военная» часть — Аустерлицкая и Шенграбенская битвы. Толстой завершает первый том описанием того, как военные поражения повлияли на мирную жизнь персонажей.

Второй том

(Первый бал Наташи Ростовой )

Это полностью «мирная» часть романа, которая затронула жизнь героев в период 1806-1811 годов: зарождение любви Андрея Болконского к Наташе Ростовой; масонство Пьера Безухова, похищение Карагиным Наташи Ростовой, получение Болконским отказа от Наташи Ростовой выйти замуж. Завершение тома — описание грозного предзнаменования: появление кометы, которая является символом больших потрясений.

Третий том

(На иллюстрации эпизод Бородинского сражение их к/ф "Война и мир" 1967г. )

В этой части эпопеи писатель обращается к военному времени: вторжение Наполеона, сдача Москвы, Бородинское сражение. На поле боя вынуждены пересекаться главные мужские персонажи романа: Болконский, Курагин, Безухов, Долохов… Завершение тома — взятие в плен Пьера Безухова, устроившего неудачную попытку покушения на Наполеона.

Четвертый том

(После битвы раненные прибывают в Москву )

«Военная» часть — описание победы над Наполеоном и позорное отступление французской армии. Затрагивает писатель и период партизанской войны после 1812 года. Все это переплетается с «мирными» судьбами героев: уходят из жизни Андрей Болконский и Элен; зарождается любовь между Николаем и Марьей; задумываются о совместной жизни Наташа Ростова и Пьер Безухов. А главным персонажем тома становиться русский солдат Платон Каратаев, словами которого Толстой пытается передать всю мудрость простого народа.

Эпилог

Эта часть посвящена описанию перемен в жизни героев через семь лет после 1812 года. Наташа Ростова замужем за Пьером Безуховым; обрели свое счастье Николай и Марья; повзрослел сын Болконского — Николенька. В эпилоге автор размышляет о роли отдельных личностей в истории целой страны, и пытается показать исторические взаимосвязи событий и человеческих судеб.

Главные герои романа

В романе упоминается больше 500 персонажей. Самых главных из них автор попытался описать максимально точно, наделив особыми чертами не только характера, но и внешности:

Андрей Болконский — князь, сын Николая Болконского. Постоянно ищет смысл жизни. Толстой описывает его как красивого, сдержанного и с «сухими» чертами лица. Он обладает сильной волей. Умирает в результате ранения, полученного при Бородино.

Марья Болконская — княжна, сестра Андрея Болконского. Неприметная внешность и лучистые глаза; набожность и тревога за родных. В романе она выходит замуж за Николая Ростова.

Наташа Ростова — дочь графа Ростова. В первом томе романа ей всего 12 лет. Толстой описывает ее как девушку не совсем красивой внешности (черные глаза, большой рот), но при этом «живая». Ее внутренняя красота привлекает мужчин. За руку и сердце готов бороться даже Андрей Болконский. В конце романа выходит замуж за Пьера Безухова.

Соня

Соня — племянница графа Ростова. В противовес своей кузине Наташе — красивая внешне, но гораздо беднее душевно.

Пьер Безухов — сын графа Кирилла Безухова. Неуклюжая массивная фигура, добрый и одновременно сильный характер. Он может быть суровым, а может становиться ребенком. Увлекается масонством. Пытается изменить жизнь крестьян и повлиять на масштабные события. Вначале женат на Элен Курагиной. В конце романа берет в жены Наташу Ростову.

Элен Курагина — дочь князя Курагина. Красавица, видная светская дама. Вышла замуж за Пьера Безухова. Изменчива, холодна. Погибает в результате аборта.

Николай Ростов — сын графа Ростова и брат Наташи. Продолжатель рода и защитник Отечества. Принимал участие в военных кампаниях. Женился на Марье Болконской.

Федор Долохов — офицер, участник партизанского движения, а также большой кутежник и любитель дам.

Графья Ростовы

Графья Ростовы — родители Николая, Наташи, Веры, Пети. Почитаемая семейная пара, пример для подражания.

Николай Болконский — князь, отец Марьи и Андрея. В Екатерининское время значительная личность.

Большое внимание автор уделяет описанию Кутузова и Наполеона. Полководец предстает перед нами как умный, непритворный, добрый и философский. Наполеон описывается как маленький толстячок с неприятно-притворной улыбкой. В то же время, он несколько таинственный и театральный.

Анализ и вывод

В романе «Война и мир» писатель пытается донести до читателя «народную мысль». Ее суть в том, что у каждого положительного героя есть своя связь с нацией.

Толстой отошел от принципа вести рассказ в романе от первого лица. Оценка персонажей и событий идет через монологи и авторские отступления. В то же время, писатель оставляет право читателю самому дать оценку происходящему. Ярким примером подобного может служить сцена Бородинского сражения, показанная как со стороны исторических фактов, так и субъективного мнения героя романа Пьера Безухова. Не забывает писатель и о яркой исторической личности — генерале Кутузове.

Главная идея романа лежит не только в раскрытии исторических событий, но и в возможности понять, что любить, верить и жить нужно при любых обстоятельствах.

Анализ эпизода романа Л.Н. Толстого "Война и мир"

В романе Л.Н. Толстого "Война и мир" много ярких эпизодов, отдельных картин, каждая из которых много значит сама по себе. Лунная ночь в Отрадном, первый бал Наташи, охота… Все эпизоды служат общей связи романа, представляют обширное целое, но и каждый в отдельности – завершён и по-своему интересен.
Почти в начале эпизода, в котором описываются встречи князя Андрея со старым дубом, Толстой размышляет о том, что частная жизнь не зависит от политики. Эта жизнь, которая названа автором настоящей, посвящена «интересам здоровья, болезни, труда, отдыха … интересам мысли». Она насыщена в каждый момент времени.
Разочаровавшись в прежних своих стремлениях и идеалах, пережив раскаяние и горе (ранение под Аустерлицем, смерть жены), князь Андрей приходит к выводу, что жизнь в её простых проявлениях, жизнь для себя и для своих близких – то единственное, что ему остаётся.
Болконскому кажется, что его жизненный путь определён. Но может ли деятельная, кипучая натура долго оставаться вне общественных интересов. И вот уже князь Андрей, «несмотря на высказанное им Пьеру равнодушие ко всем внешним событиям мира», начинает возвращаться к активной жизни.
Толстой не признавал жизни застывшей, одинаковой и поэтому мёртвой. В ней, как и в людях, он видел и ценил постоянное развитие, движение вперёд.
Автор показывает, как медленно возвращается его герой к жизни, к людям, к новым стремлениям.
Встреча со старым дубом помогла ему осмыслить своё нынешнее душевное состояние.
Дуб, который дважды встречает на своём пути князь Андрей, совершенно по-разному раскрывает ему "смысл жизни": в одном случае он кажется Болконскому олицетворением безнадёжности, в другом - символом радостной веры в счастье.
При первой встрече дуб представляется ему живым существом, "старым, сердитым, презрительным уродом", который наделён способностью думать, упорствовать, хмуриться и презирать весёлую семью "улыбающихся берёз". Князь Андрей приписывает дубу свои мысли и чувства и, думая о нём, употребляет местоимения "мы", "наша": «… Мы знаем жизнь,– наша жизнь кончена!».
Герой находит в роще то, что созвучно ему, - нераспустившийся дуб, который "один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца".
Грустные, безнадёжные мысли теснились в это время в голове князя Андрея: «Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб… пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь,– наша жизнь кончена!».
Внутреннюю жизнь своих любимых героев Толстой часто соединяет с жизнью природы. Такой параллелизм – характерная черта художественного метода писателя.
Вот и «мысли» дуба соответствуют мыслям князя Андрея.. Первый раз проезжает он мимо него разочарованным в своих прежних идеалах, когда ему кажется, что активная творческая и личная жизнь уже позади. Второй раз - после поездки в Отрадное и встречи с Наташей, когда в судьбе его намечается перелом и вновь возвращаются надежды на счастье и стремление к серьёзной государственной деятельности.
Описание лунной ночи в Отрадном, которой любуются одновременно князь Андрей и Наташа, эмоционально и романтически приподнято. Большое количество эпитетов в сравнительно коротком отрывке передаёт оттенки контрастных цветов: ночь неподвижно-светлая, деревья черные с одной и серебристо освещенные с другой стороны, растительность с серебристыми кое-где листьями и стеблями, крыша - блестящая росой, дерево с ярко-белым стволом, полная луна на светлом, почти беззвёздном небе. Ночь, луна, свет и тени - всё чарует незабываемой прелестью.
Заключительная часть эпизода очень важна. Князь Андрей после этой прелестной ночи, когда в душе его возникла «неожиданная путаница молодых мыслей и надежд», видит на обратном пути тот же дуб, но уже преображённым, раскинувшимся «шатром сочной, тёмной зелени». Давно забытое чувство радости испытал вдруг князь Андрей.
Он вспоминает «все лучшие моменты его жизни», минуты душевных потрясений, которые дали ему опыт мучительных душевных переживаний («мёртвое укоризненное лицо жены»), открыли свет новой истины (Аустерлиц с его высоким небом, Пьер на пароме и ночь в Отрадном).
Особенно важно подчеркнуть здесь слово «обновление». Действительно, поездка в Отрадное станет важнейшей вехой на пути духовных исканий князя Андрея. Он снова ощутит желание быть полезным, жить среди дорогих ему людей: «Мало того, что я знаю всё то, что есть во мне, надо, чтоб и все знали это…»
Эпизод ещё раз даёт возможность убедиться в том, как Толстой показывает способность своих героев к душевному развитию и изменению их внутреннего мира. (Этот метод Чернышевский назвал «диалектикой души»).
Таким образом, эпизод «Поездка князя Андрея в Отрадное» важен с нескольких точек зрения: он рисует одного из главных героев романа-эпопеи на важнейшем этапе его судьбы, раскрывает его сложный внутренний мир и даёт представление о некоторых характерных особенностях художественного мира Толстого.

Задачи и тесты по теме "Анализ эпизода романа Л.Н. Толстого Война и мир"

  • Основа слова. Разбор слова по составу. Анализ модели состава слова и подбор слов по этим моделям - Состав слова 3 класс

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Анализ эпизода Герои романа Л. Н. Толстого « Война и мир» на войне 1805 года. Шенграбенское сражение. Глухова Т. И. г. Электросталь

Вступление Анализ эпизода- это один из приёмов композиционного анализа. Такой анализ требует пристальное рассмотрение текста, выяснение мотивов поступков героев, выявление авторского отношения к изображаемому. При анализе эпизода совершается переход от внимательного чтения к освоению концепции произведения, к осмыслению авторской позиции. События, над которыми предстоит размышлять при анализе данного эпизода, составляют содержание второй и третьей частей первого тома романа Л. Н. Толстого « Война и мир»

Л. Н. Толстой " Война и мир"

« Почему русские победили при Шенграбене и потерпели поражение при Аустерлице?» 1. Ради чего ведётся война 1805 года? 2. Каково отношение к ней героев романа? 3. Как ещё до начала военных действий Толстой позволяет читателю представить причины этой войны? 4. Рассмотрите схему и ответьте, что думают о войне герои романа?

Что думают о войне 1805 герои романа? Князь Болконский Пьер Николай Андреевич Светские женщины Болконский Война 1805 года Салон А. П. Шерер Николай Ростов Марья Болконская

«Ну для чего вы идёте на войну?» Почему идёт на войну князь Болконский? Признаёт Наполеона «величайшим человеком»,им движет честолюбивое желание стать великим, ему невыносим « заколдованный круг», из которого он не может вырваться: « гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество»

Что думает о войне Пьер? Пьер « революция была великое дело» « помогать Англии и Австрии против величайшего человека в мире..это нехорошо»

Николай Ростов война Николай Андреевич Болконский одиночество « кукольная комедия » народное страдание « русские должны умирать или побеждать» Княжна Марья Лиза Герои романа о войне 1805 г

Как встретили известие о войне в салоне А. П. Шерер? Приветствуют войну против « гидры революции, которая теперь ещё ужаснее в лице этого убийцы и злодея»- Бонапарта

Изображение войны 1805 года. Прочитаем страницы, рассказывающие о войне 1805 г., и попробуем разобраться, как изображает военные события автор, изменилось ли отношение героев романа к войне 1805 г. после непосредственного участия в ней?

ПЕРВАЯ КАРТИНА ВОЙНЫ Смотр в Браунау Какую цель ставил перед собой Кутузов в кампании 1805 года? Какова была цель смотра под Браунау? Как ведут себя герои этого эпизода? (Кутузов? командир полка? Тимохин? Долохов?) Что показал и чем закончился смотр? Какое слово часто встречается на страницах, посвящённых описанию войны 1805 г., и что оно может символизировать?

Смотр в Браунау обнаруживает и бедственность положения русской армии, и терпеливую выносливость русских солдат, и тщетность попыток представить эту войну как обдуманно и нормально совершающийся поход. Бедственность положения солдат усилена тем, что они не понимают, зачем, ради чего ведётся эта война, не представляют, кто враг и кто союзник Итоги смотра

Как ведут себя во время смотра его участники? На войне люди проявляют себя так же, как и в мирной жизни, – только ярче выступают их характеры. Кутузов видит не безликую массу солдат и офицеров, Он выделяет отдельных солдат и офицеров. В строю он видит Тимохина, называет его « измайловским товарищем».

« Сцепление эпизодов» Слово « неясно» то и дело мелькает на страницах второй и третьей частей I тома. В трагический символ сольётся эта неясность в тумане Аустерлица. А пока потерянность дана в солдатском разговоре. Найдите и зачитайте разговор двух солдат. Как в их разговоре отразилась потерянность всего происходящего?

Разговор солдат « - А что, Федешоу!.. Сказывал он, что ли, когда сраженье начнётся? Ты ближе стоял? Говорили все, в Брунове сам Бунапарт стоит. - Бунапарт стоит! Ишь врёт, дура! Чего не знает! Теперь пруссак бунтует. Австрияк его, значит, усмиряет. Как он замирится, тогда и с Бунапартом война откроется»

Подводим итог анализа эпизода « Смотр в Браунау» Смотр заканчивается песней. Почему? Душевная приветливость, естественность Кутузова ободряюще действуют на солдат, И ВЫРЫВАЕТСЯ БОЙКО И ЗВОНКО ПЕСНЯ: « Ах вы, сени мои, сени!» Песня с её удалью и горечью лирично передаёт настроение русской армии.

Размышляем. Толстой за каждым событием, за каждой личностью видит даль. Он никогда не забывает о большой человеческой правде. Прочитайте VI-VIII главы (2 часть). Толстой описывает первые бои. В этих главах –первые мазки толстовской батальной живописи. Что увлекает Толстого при изображении человека на войне? (Человек, его душевные переживания, поток мыслей в вихре боя, у черты, которая отделяет « живых от мёртвых».)

Князь Андрей. Какие изменения произошли в князе Андрее? Чем князь Андрей выделялся из среды офицеров? « в выражении лица его, в движениях не было заметно прежнего притворства « радостное чувство значительно ослабело от равнодушия австрийского военного министра» « удивление к гениальному герою(Наполеону)» «чувство оскорблённой гордости и надежду славы»

Князь Андрей Зачем князь Андрей был послан в Брюни, к австрийскому двору? Эта не была важная в стратегическом отношении победа, почему же тогда ликование охватило русскую армию? « … первый раз после двухнедельного отступления русские войска остановились и после борьбы не только удержали поле сражения, но и прогнали французов»

Вывод. Князь Андрей испытывает сложное, мучительное чувство раздвоенности, его отношение к войне вообще и к своей роли в ней изменилось. Как?

Шенграбенское сражение Расскажите о плане Кутузова и о том, какую роль в этом плане он отвёл отряду Багратиона? В сражении с обеих сторон участвует 154 тысячи человек. Какие фигуры нарисованы крупным планом? Каким впервые предстаёт перед нами Тушин и какое впечатление он произвёл на князя Андрея? Как Толстой рисует будущего героя? Испытывает ли страх за свою жизнь? Отчего Тушин иногда вздрагивал?

Шенграбенское сражение Жерков Долохов Князь Андрей Багратион Николай Ростов Тушин Тимохин КАК ВЕДУТ СЕБЯ ВО ВРЕМЯ СРАЖЕНИЯ его участники? Зачитайте нужный фрагмент, сделайте вывод.

Обратимся к тексту. Что почувствовал Николай Ростов в первом сражении? « Николай Ростов отвернулся и, как будто отыскивая чего-то, стал смотреть на даль, на воду Дуная, на небо, на солнце! Как хорошо показалось небо, как глубоко, спокойно и глубоко!.. И ещё лучше были далёкие, голубеющие за Дунаем горы…»

О ком подумал Николай, испугавшись смерти, к кому обратился за помощью? « Господи боже! Тот, кто там в этом небе, спаси, прости и защити меня!»- прошептал про себя Ростов

Николай Ростов Сравните настроение Ростова в начале боя и после ранения? Николай Ростов « Поскорее бы,- думал Ростов,- чувствуя, что наступило время изведать наслаждение атаки, про которое он так много слышал» « Ох, как рубану» « .. .не может быть, чтобы они хотели меня убить « близость французов казалась ему теперь так ужасна, что он не верил своим глазам» « Уж не дурное ли что- нибудь случилось со мной?» « Одно нераздельное чувство страха за свою молодую, счастливую жизнь владело всем его существом»

Порассуждаем. Какое чувство охватывает нас, когда мы читаем о Ростове? Создан ли Ростов для сражений? как участник сражения, готовый рубить направо и налево, пока не грозит опасность, -презрение? раненный, попавший в тяжёлую переделку, бесконечно одинокий- жалость? « И зачем я пошёл сюда?» Николай Ростов 1805 год

Обобщим! Перед боем взгляд Ростова обращается к небу. Он осознаёт, что то, что сейчас происходит в небе, важнее происходящего на земле. Увидит небо и князь Андрей, но увидит глубже, осмысленнее. У Ростова нет того умения « сопрягать», которое есть у Болконского и Пьера. Толстой показывает страх Ростова перед боем, обращение к Богу- желание сохранить жизнь. Николай Ростов слишком погружён в себя.

Тушин Каким мы видим Тушина перед боем? Как меняется он во время сражения? Чем руководствуется Тушин во время боя? Как относятся к нему солдаты? В чём, по Толстому, причина победы? « Сам он представлялся себе огромного роста, мощным мужчиной, который обеими руками швыряет французам ядра»

Тушин « Никто не приказывал Тушину, куда и чем стрелять, и он, посоветовавшись с своим фельдфебелем Захарченком, к которому имел большое уважение, решил, что хорошо было бы зажечь деревню» Тушин занят делом, его « Я», его мысли самом себе выключены. А потому, по мнению Толстого, это «я» увеличивается в своём значении.

На батарее Тушина

Выводы В азарте боя в Тушине раскрываются именно те свойства, которые приметны были в нём раньше: ум, человечность, внутренняя убеждённость, зрелая осознанность поступков. В бою он руководствуется собственным видением и пониманием сражения. Маленький Тушин с его слабым голосом становится почти богом в глазах солдат. В этом единстве, по мнению автора, одна из причин победы.

Багратион Что поразило князя Андрея в поведении Багратиона? Найдите цитаты в тексте. « Багратион только старался делать вид, что всё делалось…. согласно с его намерениями» Какое влияние оказало на солдат присутствие Багратиона? Подтвердите текстом. « .. солдаты и офицеры весело приветствовали его и становились оживлённее»

Сравните. Какую роль в сражении сыграл капитан Тимохин? « Рота Тимохина … одна в лесу удержалась в порядке и …неожиданно атаковала французов». А как вёл себя штабной офицер Жерков? « На него нашёл непреодолимый страх, и он не мог ехать туда, где было опасно»

Князь Андрей «Князю Андрею было грустно и тяжело» « Я НЕ МОГУ БОЯТЬСЯ Тушин о князе Андрее « До свидания, голубчик… Милая душа! «… одна мысль, что он боится, снова подняла его» «…нервическая дрожь пробежала по его спине» Расскажите, опираясь на схемы, как вёл себя во время Шенграбенского сражения Болконский? « Но где же? Как же выразится мой Тулон?

Выводы. Поиск высокого, значительного ведёт Андрея Болконского к мечте о подвиге, который преобразил бы ход событий. Он взволнован боем, однако не только из-за честолюбивой жажды « своего Тулона», но и как русский офицер, понимающий всю сложность положения русской армии.

Подведем итог. « Всё было так странно, так непохоже на то, чего он надеялся». Князь Андрей формирует себя по образцу вымышленного им Наполеона, но жизнь толкает его к простым людям, потому слова Тушина важны князю. Сам князь Андрей ещё не чувствует, что отвергнет выбранный им путь борьбы за личную славу и власть, не придаёт значение тому, что простые люди начинают видеть в нём своего, близкого человека. Шенграбен не бесследно исчез из души князя Андрея. Он не мог не почувствовать, что истинным героем сражения оказался Тушин. Придёт время, когда он поймёт, как выглядит истинное величие и где его искать.

Использованные ресурсы 1. Г. Н. Фейн « Роман Толстого « Война и мир» 2. В. Г. Маранцман « Виды сочинений по литературе»