10 вопросов по рассказу том сойер отрывок. Вопросы к викторине по повести М. Твена « Приключения Тома Сойера…. Где происходило данное событие

Тест по литературе Приключения Тома Сойера (Марк Твен) для учащихся 5 класса. Тест состоит из двух вариантов, в каждом варианте 5 заданий с кратким ответом и одно общее задание с развернутым ответом.

Наступило субботнее утро, и всё в летнем мире дышало свеже­стью, сияло и кипело жизнью. В каждом сердце звучала музыка, а если это сердце было молодо, то песня рвалась с губ. Радость была на каждом лице, и весна — в походке каждого. Белая акация стояла в полном цвету, и её благоухание разливалось в воздухе.
Кардифская гора, которую видно было отовсюду, зазеленела вся сплошь и казалась издали чудесной, заманчивой страной, полной ми­ра и покоя.
Том появился на тротуаре с ведром извёстки и длинной кистью в руках. Он оглядел забор, и всякая радость отлетела от него, а дух по­грузился в глубочайшую тоску. Тридцать ярдов дощатого забора в девять футов вышиной! Жизнь показалась ему пустой, а существова­ние — тяжким бременем. Вздыхая, он окунул кисть в ведро и провёл ею по верхней доске забора, повторил эту операцию, проделал её сно­ва, сравнил ничтожную выбеленную полоску с необозримым матери­ком некрашеного забора и уселся на загородку под дерево в полном унынии. Из калитки вприпрыжку выбежал Джим с жестяным ве­дром в руке, напевая «Девушки из Буффало». Носить воду из город­ского колодца раньше казалось Тому скучным делом, но сейчас он посмотрел на это иначе. Он вспомнил, что у колодца всегда собирает­ся общество. Белые и чёрные мальчишки и девчонки вечно торчали там, дожидаясь своей очереди, отдыхали, менялись игрушками, ссо­рились, дрались, баловались. И ещё он припомнил, что, хотя колодец был от них всего шагов за полтораста, Джим никогда не возвращался домой раньше чем через час, да и то приходилось кого-нибудь посы­лать за ним. Том сказал:
— Слушай, Джим, я схожу за водой, а ты побели тут немножко.
— Не могу, мистер Том. Старая хозяйка велела мне поскорей сходить за водой и не останавливаться ни с кем по дороге. Она гово­рила, мистер Том, верно, позовёт меня белить забор, так чтоб я шёл своей дорогой и не совался не в своё дело, а уж насчёт забора она са­ма позаботится.
— А ты её не слушай, Джим. Мало ли что она говорит. Давай мне ведро, я в одну минуту сбегаю. Она даже не узнает.
— Ой, боюсь, мистер Том. Старая хозяйка мне за это голову ото­рвёт. Ей-богу, оторвёт.
— Она-то? Да она никогда и не дерётся. Стукнет по голове напёр­стком, вот и всё, — подумаешь, важность какая! Говорит-то она бог знает что, да ведь от слов ничего не сделается, разве сама заплачет. Джим, я тебе шарик подарю! Я тебе подарю белый с мраморными жилками!
Джим начал колебаться.
— Белый мраморный, Джим! Это тебе не пустяки!
— Ой, как здорово блестит! Только уж очень я боюсь старой хозяйки, мистер Том…

Джим был всего-навсего человек — такой соблазн оказался ему не по силам.

1 вариант

Задания с кратким ответом

1. В какой стране происходят события?

2. Кто заставил Тома красить забор?

3. Как называется изображение природы в литературном произве­дении?

Кардифская гора, которую видно было отовсюду, зазеленела вся сплошь и казалась издали чудесной, заманчивой страной, полной ми­ра и покоя.

4.
…всякая радость отлетела от него, а дух погрузился в глубочай­шую тоску.

5.

…в летнем мире дышало свежестью, сияло и кипело жизнью.
…дух погрузился в глубочайшую тоску.

Задание с развернутым ответом

6.

2 вариант

Задания с кратким ответом

1. В середине какого века происходят события?

2. Как звали примерного мальчика, доносившего на Тома его тёте?

3. Как называется обмен репликами героев литературного произве­дения?

— Ой, как здорово блестит! Только уж очень я боюсь старой хо­зяйки, мистер Том…
— А ещё, если хочешь, я тебе покажу свой больной палец.

4. Как называется изобразительное средство, основанное на скры­том сравнении?

В каждом сердце звучала музыка…

5. Укажите название художественного средства:

Кардифская гора, которую видно было отовсюду, зазеленела вся сплошь и казалась издали чудесной, заманчивой страной…

Задание с развернутым ответом

6. Каким предстаёт Том Сойер в этом фрагменте?

Ответы на тест по литературе Приключения Тома Сойера (Марк Твен)
1 вариант
1. Америка (США)
2. тетя Полли
3. пейзаж
4. метафора (олицетворение)
5. эпитет
2 вариант
1. XIX
2. Сид
3. диалог
4. метафора (олицетворение)
5. эпитет

Т ЕСТЫ

ПО РОМАНУ МАРКА ТВЕНА

«ПРИКЛЮЧЕНИЯ ТОМА СОЙЕРА»

(ГЛАВЫ 1 – 14)

ФИ__________________________________________________________

1. Как звали тётю Тома?

А) Полли

Б) Долли

В) Анна

А) о Сидди

Б) о Томе

В) о Джиме

А) о Сидди

Б) о Томе

В) о Джиме

А) точить нож

Б) свистеть по-птичьи

В) бросать камушки

А) Том

Б) незнакомый мальчик

А) Лондон

Б) Санкт-Петербург

В) Париж

Глава 2. ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ МАЛЯР

А) Белить забор

Б) Зашивать одежду

В) Бежать за молоком

А) плот

Б) забор

В) мост

А) Билли Фишеру

Б) Бену Роджерсу

В) Сидди

А) содержимое клада
Б) плата за покраску забора

В) игрушки Сидди

Санкт-Петербурге ?

А) армии Тома Сойера и Сидда

Б) армии Тома Сойреа и его друга Джо Гарпера

А) маргаритка

Б) роза

В) лилия

В) Тому надоело ждать и он ушел.

ОТВЕТЫ

Глава 1. ТОМ ИГРАЕТ, СРАЖАЕТСЯ, ПРЯЧЕТСЯ.

1. Как звали тётю Тома?

А) Полли

Б) Долли

В) Анна

2. Что поняла Тётя Полли по испачканным рукам Тома Сойера?

А) Что он опять кидался землёй в чужих котов

Б) Что он пытался отремонтировать велосипед

В) Что он был в кладовке и ел варенье

3. … не был Примерным Мальчиком, каким мог бы гордиться весь город. О ком идет речь?

А) о Сидди

Б) о Томе

В) о Джиме

4. Зато он отлично знал, кто был примерным мальчиком, и ненавидел его. О ком идет речь?

А) о Сидди

Б) о Томе

В) о Джиме

5. Чему научил знакомый негр Тома?

А) точить нож

Б) свистеть по-птичьи

В) бросать камушки

6. «Через минуту оба мальчика катались в грязи, сцепившись, как две кошки. Они дергали друг друга за волосы, за куртки, за штаны, они щипали и царапали друг другу носы, покрывая себя пылью и славой». Кто победил в драке?

А) Том

Б) незнакомый мальчик

7. Как называется город, в котором жил Т. Сойер?

А) Лондон

Б) Санкт-Петербург

В) Париж

Глава 2. ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ МАЛЯР

1. Что тётя заставила делать Тома в субботу утром?

А) Белить забор

Б) Зашивать одежду

В) Бежать за молоком

2. Длина этого сооружения 30 ярдов, высота - 9 футов. А при одном его виде в душе Тома "воцарилась тоска"

А) плот

Б) забор

В) мост

3. Какая гениальная идея озарила Тома во время покраски забора?

А) сначала искупаться в речке, а потом быстро покрасить забор

Б) превратить покраску забора в приятное занятие

В) заставить красить забор Сидда

4. Кому продал Том в первую очередь на побелку забора?

А) Билли Фишеру

Б) Бену Роджерсу

В) Сидди

5. Что объединяет все эти предметы: яблоко, бумажный змей,

дохлая крыса, осколок бутылки, ключ, кусок мела?

А) содержимое клада
Б) плата за покраску забора

В) игрушки Сидди

Глава 3. ЗАНЯТ ВОЙНОЙ И ЛЮБОВЬЮ

1.Какие две армии сражались в Санкт-Петербурге ?

А) армии Тома Сойера и Сидда

Б) армии Тома Сойера и его друга Джо Гарпера

В) армии Тома Сойера и Бена Роджерса

2. Какой цветок бросила Бекки при первой встрече с Томом?

А) маргаритка

Б) роза

В) лилия

3. Что случилось с несчастным мучеником под окном обожаемой незнакомки?

А) служанка облила Тома водой

Б) Бекки пригласила его в дом

В) Тому надоело ждать и он ушел

Глава 4. «КОЗЫРЯНИЕ» В ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЕ.

1. Что обещала Мэри подарить, если Том выучит урок?

А) машину Б) нож В) шоколадку

2. За что в Воскресной школе давали билетики?

А) за примерное поведение

Б) за аккуратные тетради

В) за выученные стихи из Библии

3. За сколько жёлтых билетиков давали Библию?

А) за десять Б) за восемь В) за девять

Глава 5. ЖУК – КУСАКА И ЕГО ЖЕРТВА

1. Что отвлекло Тома во время богослужения?

А) червяк Б) бабочка В) муха

2. «Священник произнёс цитату из Библии и монотонным голосом

начал проповедь. Вдруг Том вспомнил, какое у него в кармане

сокровище, и поспешил достать его оттуда. Это был...»

А) компас Б) большой жук В) золотой рубль

3. Какое животное пострадало от укуса жука?

А) дохлая кошка Б) пудель В) лягушка

Глава 6. ТОМ ЗНАКОМИТСЯ С БЕККИ

1.Какой день недели не любил Том?

А) среда Б) понедельник В) воскресенье

2. Причина, которую выдумал Том, чтоб не ходить в школу?

А) шатающийся зуб Б) больной палец В) резь в животе

3. Кто это? «… он был лентяй, озорник и не признавал никаких правил… Всегда был одет в какие-нибудь обноски с чужого плеча, все в пятнах и такие драные, что лохмотья развивались по ветру…»
А) Том Сойер Б) Билли Фишер В) Гекльберри Финн

4.Какое средство Гек считал самым верным для сведения бородавок?

А) дохлая кошка Б) гнилая вода В) боб

5. Что предпринял Том, чтобы познакомиться с Бекки Тэчер?

А) пел Б) рисовал В) заикался

ВОПРОСЫ К ГЛАВАМ 7,8,9,10

1 . «Том пошарил у себя в кармане, и вдруг лицо его озарилось восторгом. Украдкой достал он из кармана коробочку, вынул оттуда…»

А) жука Б) клеща В) жвачку

2. «Вдруг страшный удар обрушился на плечи Тома. Точно такой же достался и Джо. В продолжение двух минут учитель усерднейшим образом выколачивал пыль из их курток; вся школа ликовала и радовалась. Приятели были слишком поглощены своей забавой и не заметили, что незадолго перед тем в классе внезапно водворилась тишина, так как учитель подошёл к ним на цыпочках и наклонился над ними. Довольно долго он следил за их игрой, прежде чем со своей стороны внёс в неё некоторое разнообразие.» Чем занимались Том и Джо Гарпер?

А) играли в «Морской бой»

Б) рассказывали анекдоты

В) гоняли клеща

3 . Кто это сказал? « После этого поцелуя, знаешь, ты уже не должна никого любить, кроме меня, и замуж тоже не должна выходить ни за кого другого. Теперь это уж навсегда, на веки вечные. Хорошо?»

А) Джо Гарпер Б) Том Сойер В) Сид

4 . «Первая попытка помириться с Бекки потерпела неудачу. Тогда Том вытащил самую большую свою драгоценность (медную … от каминной решётки) и, протянув её Бекки, смущённо сказал:
- Ну, Бекки, ну, возьми же, дарю”. Что это была за драгоценность?

А) медная шишечка

Б) серебряная ложечка

В) золотая цепочка

5 . Кем решил стать Том после разрыва с Бекки?

А) Грабителем банков

Б) Мафиозным доном

В) Пиратом

6 . Джо Гарпер и Том затеяли игру-сражение. В кого превратился Том?

А) Робин Гуда

Б) отважного пирата

В) индейца Джо

7 . Мальчики оделись, спрятали доспехи и пошли прочь, сокрушаясь, что теперь нет <…>, и спрашивая себя, чем могла бы современная цивилизация восполнить такой пробел. Оба утверждали, что предпочли бы лучше сделаться на один год <…>, чем президентами Соединённых Штатов на всю жизнь. - Во что играли мальчики?

А) в рыцарей

Б) в разбойников

В) в пиратов

8 . С какой целью Том Сойер и Гек Финн отправились в полночь на кладбище?

А) зарыть дохлую кошку и тем самым свести бородавки

Б) подкараулить и напугать Индейца Джо

В) посмотреть, что происходит на кладбище ночью

9 . Кто убил Робинсона?

А) Мэф

Б) Гек

В) Индеец Джо

10 . На дощечке Том нацарапал следующие строки: «Гек Финн и Том Сойер – оба клянутся, что будут держать язык за зубами насчёт этого дела». Что служило «чернилами» мальчикам?

А) Мел

Б) Кровь

В) Краска

ВОПРОСЫ К ГЛАВАМ 11,12, 13,14

1. Почему мальчики молчали, когда в убийстве доктора обвинили Меффа Поттера?

А) Они боялись мести индейца Джо и дали клятву никогда никому не рассказывать о том, что видели на кладбище.

Б) Они не были уверенны, что это был индеец Джо.

В) Они боялись, что их отругают родственники

2. Том целую неделю стягивал себе челюсть платком. С какой целью он это делал?

А) От зубной боли; Б) от храпа; В) чтобы не проболтаться.

3. Что такое «болеутолитель» ?

А) огонь Б) лекарство В) игра

4. К то его попробовал и что из этого вышло?

А) Сид. Он уснул. Б) Тетя Полли. У нее перестали болеть ноги.

В) Кот. Вскочил и заметался кругами по комнате.

5. Они расстались, уговорившись встретиться на берегу реки, в уединённом месте на две мили выше городка, в свой излюбленный час, то есть в полночь. Там, у берега, был виден небольшой бревенчатый плот, который они решили похитить. Условлено было, что каждый захватит с собой удочки и рыболовные крючки, а также съестные припасы, те, какие удастся украсть – по возможности, самым загадочным и таинственным образом… Куда собрались друзья?

А) на кладбище Б) на остров В) на рыбалку

6. Почему мальчики бежали на остров Джексон?

А) Мальчики посчитали себя несправедливо обиженными.

Б) Мальчики решили наловить рыбы.

В) Бежать на остров решил Том, а друзья его поддержали.

7. «Кто есть кто?» (покажите стрелочками)

Черный Мститель Испанских Морей Джо Гарпер

Кровавая рука Том Сойер

Гроза Морей Гек Фин

Вопросы к викторине по повести М. Твена

« Приключения Тома Сойера…»

1. “Тома захватили помыслы... Есть на свете... великолепное поприще. Он будет...” Кем? (Пиратом)

2. На дощечке Том нацарапал следующие строки: “Гек Финн и Том Сойер — оба клянутся, что будут держать язык за зубами насчёт этого дела”. Что служило “чернилами” мальчикам? (Кровью)

3. “Вперёд выступает Том Сойер и предъявляет целую кучу билетов: девять жёлтых, девять красных... и требует в награду...” (Библию)

4. “Священник произнёс цитату из Библии и монотонным голосом начал проповедь. Вдруг Том вспомнил, какое у него в кармане сокровище, и поспешил достать его оттуда. Это был...” (Большой жук)

5. “И вот наконец Том и Гек подошли к дому, где живут привидения. Мёртвая тишина показалась им зловещей и жуткой. Было что-то гнетущее в пустоте этого дома. Мальчики не сразу осмелились войти”. Что искали Гек и Том возле покинутого дома? (Клад)


— Вот что надо сделать. Задняя дверь номера выходит в маленький переулок. Постарайся добыть как можно больше... . А я стащу все тёткины, и в первую же тёмную ночь мы пойдём”. (Ключи)


— Ну, Бекки, ну, возьми же, дарю”.Что это была за драгоценность?

(Медная шишечка от каминной решётки)

8. “С набожным восторгом взирал Том украдкой на этого нового ангела (Бекки Тэчер)... И вдруг всё лицо Тома просияло: прежде чем скрыться за дверью, девочка оглянулась и... . Какой знак внимания оказала Бекки Тому? (Бросила цветы)

9. “Расходясь по домам, прихожане говорили друг другу, что хотя их обманули бесстыдно, но они, пожалуй, готовы снова очутиться в дураках, лишь бы ещё раз услышать... ”. (Гимн)

10. “В трёх милях от Санкт-Петербурга, там, где река... достигает более мили ширины, есть длинный, узкий, поросший деревьями остров... ”. Назовите реку, на которой стоял Санкт-Петербург. (Миссисипи)



Какую самую высокую первую “цену” взял Том Сойер за то, что позволил белить забор? (Яблоко)

12. Что больше всего не любил делать Том? (Трудиться)

13. Что Том подарил Беки на уроке? (Персик)

14.Что «составляло» несчастье всей жизни Тома? (Кудряшки)

15. Какой день недели не любил Том? (Понедельник)

16. По каким дням недели Том воевал с Джо Гарпером? (Суббота)

17. Какой день недели Том считал самым опасным? (Пятница)

18. Кем мечтал стать Том? (Клоуном, солдатом, пиратом, индейцем, разбойником)

19. Замени одним словом: «тянуха», «подкидалка», «тепки», «Робин Гуд», «прятки»? (Игры)

20. Что объединяет все эти предметы: яблоко, бумажный змей, дохлая крыса, осколок бутылки, ключ, кусок мела? (Плата за покраску забора)

21. Что мечтал приобрести Том, если найдет клад? (Барабан, саблю, галстук, и мечтал жениться)

22. Кто это сказал? «…Добрые дружеские лица, добрые, добрые лица… Маленькие руки и слабые, а ведь много помогли мне и ещё больше сделали бы, если б могли…» (Мэф Поттер Геку и Тому)

23. Кто это? «… прелестное голубоглазое создание с золотистыми волосами, заплетёнными в две длинные косы, в белом летнем платьице и вышитых панталончиках…» (Племянница Бекки)

24. Кто это? «… он был лентяй, озорник и не признавал никаких правил… Всегда был одет в какие-нибудь обноски с чужого плеча, все в пятнах и такие драные, что лохмотья развивались по ветру…» (Гекльбери Финн)

25. Кто это? «Как и многие простодушные люди, считала себя большим дипломатом, способным на самые тонкие и таинственные уловки…»

(Тётушка Полли)

26. Кто это? «…на нём была застёгнута чистенькая курточка до самого подбородка, отвёрнут книзу широкий воротник…
Соломенная шляпа с крапинками. Он выглядел очень нарядно и чувствовал себя очень неловко…» (Том Сойер)

27. Кто это сказал? «…ничего плохого в нём не было, - озорник, вот и всё. Ну, ветер в голове, рассеян немножко. С него и спрашивать-то нельзя, всё равно что с жеребёнка. Никому он зла не хотел, и сердце у него было золотое…» (Тётя Полли о Томе)

28. Кто это сказал? Ты плохо себя вёл?... По сравнению со мной ты просто ангел. Боже ты мой, боже, хоть бы мне вполовину быть таким хорошим, как ты!» (Гек Финн о Томе Сойере)

29. Кто это сказал? После этого поцелуя, знаешь, ты уже не должна никого любить, кроме меня, и замуж тоже не должна выходить ни за кого другого. Теперь это уж навсегда, на веки вечные. Хорошо?» (Том говорил Бекки)

30. Кто это сказал? «…от вас только и жди какой-нибудь гадости, вам бы только подкрадываться и подсматривать…»

(Бекки Тэтчер о Томе Сойере)

Работа с карточками.
Карточка № 1

Какие сладости любил Том? (варенье) Продолжите фразу: «Кто обходится без розги, тот… (губит ребёнка)» Купался ли всё-таки Том? Почему вы так решили? (купался, т. к. воротник был зашит чёрными нитками) Чем не понравился тому незнакомый мальчик? (Был чисто одет, порядочный) Чем закончилась эта прогулка для Тома уже дома? (взбучкой и каторжным трудом) Какое занятие в наказание Тому придумала тетя Полли? (белить забор) Каким образом хотел заставить работать Том мальчика-слугу Джима? (в обмен на шарик) Почему Бену так захотелось побелить, что он отдал Тому яблоко? (Том слишком серьёзно и ответственно работал) За что продавал место в очереди на побелку Том мальчикам? (за бумажного змея, свистульку, ошейник и т. д.) Продолжите фразу: «Если человек захотел обладать какой-то вещью…» (пусть эта вещь достанется ему труднее)

Карточка № 2


Имя главного героя Назовите членов семьи главного героя (тётя Поли, Сид, Мэри) Ответьте словами главного героя на вопрос учителя: «Как звали первых двух апостолов»? (Давид и Голиаф) Назовите любимую книгу учителя, которую порвала Бекки? («Анатомия») Кто вместе с главным героем был свидетелем преступления на кладбище? (Гек Финн) Из чего мальчики сделали яичницу на острове? (из черепашьих яиц) В жизни каждого настоящего мальчишки наступает время, когда у него появляется желание…(найти клад) С кем чуть было не встретились мальчишки в доме с привидениями? (с индейцем Джо) Что нашли в трактире «Общества трезвости»? (виски) С помощью чего мальчику удалось выбраться из пещеры? (с помощью бечёвки)

Кроссвод

1. “Тома захватили помыслы... Есть на свете... великолепное поприще. Он будет...” Кем?
2. На дощечке Том нацарапал следующие строки: “Гек Финн и Том Сойер — оба клянутся, что будут держать язык за зубами насчёт этого дела”. Что служило “чернилами” мальчикам?
3. “Вперёд выступает Том Сойер и предъявляет целую кучу билетов: девять жёлтых, девять красных... и требует в награду...”
4. “Священник произнёс цитату из Библии и монотонным голосом начал проповедь. Вдруг Том вспомнил, какое у него в кармане сокровище, и поспешил достать его оттуда. Это был...”
5. “И вот наконец Том и Гек подошли к дому, где живут привидения. Мёртвая тишина показалась им зловещей и жуткой. Было что-то гнетущее в пустоте этого дома. Мальчики не сразу осмелились войти”. Что искали Гек и Том возле покинутого дома?
6. “В таверне номер второй был какой-то таинственный. Прошлой ночью там был свет...
— Вот что надо сделать. Задняя дверь номера выходит в маленький переулок. Постарайся добыть как можно больше... . А я стащу все тёткины, и в первую же тёмную ночь мы пойдём”.
7. “Первая попытка помириться с Бекки потерпела неудачу. Тогда Том вытащил самую большую свою драгоценность (медную … от каминной решётки) и, протянув её Бекки, смущённо сказал:
— Ну, Бекки, ну, возьми же, дарю”.
Что это была за драгоценность?
8. “С набожным восторгом взирал Том украдкой на этого нового ангела (Бекки Тэчер)... И вдруг всё лицо Тома просияло: прежде чем скрыться за дверью, девочка оглянулась и... . Какой знак внимания оказала Бекки Тому?
9. “Расходясь по домам, прихожане говорили друг другу, что хотя их обманули бесстыдно, но они, пожалуй, готовы снова очутиться в дураках, лишь бы ещё раз услышать... ”.
10. “В трёх милях от Санкт-Петербурга, там, где река... достигает более мили ширины, есть длинный, узкий, поросший деревьями остров... ”. Назовите реку, на которой стоял Санкт-Петербург.
11. “— Слушай, Том, дай мне побелить немножечко.
— Бен, я бы с радостью, честное слово, но тётя Полли...
— Я буду стараться. Слушай: я дам тебе... ”.
Какую самую высокую первую “цену” взял Том Сойер за то, что позволил белить забор?
12. - И какое слово получилось по вертикали?

Автор множества рассказов, повестей и романов, Марк Твен завоевал мировую славу книгами об обыкновенных мальчишках - Томе Сойере и его товарище Гекльберри Финне. Вот им, Тому и Геку и посвящается наша викторина.

А теперь два слова о том, кто их выдумал. Выдумал? Вдохнул в них жизнь! Марк Твен - псевдоним Сэмюэля Лэнгхорна Клеменса. Псевдоним «Марк Твен» в переводе означает - «мерка два». Псевдоним этот имеет отношение к тем временам, когда лоцманы на Миссисипи измеряли глубину реки верёвкой - писатель любил вспоминать годы, проведённые им в качестве лоцмана. Матрос, стоящий на носу корабля, спускал в реку груз и «считывал показания». Одна морская сажень обозначалась - «мерка один», две сажени - «мерка два» («Mark twain»).

Книга «Приключения Тома Сойера» во многом . Юный мечтатель Том - это сам Марк Твен в детстве. Под именем тёти Полли писатель изобразил свою мать, под именем Бекки Тэтчер - школьную подругу, под именем Гека Финна - своего лучшего друга Тома Бленкишипа.

Первого успеха как писатель Твен добился во время одного своего путешествия. В 1867 году он упросил полковника Мак Комба спонсировать его поездку в Европу и на Средний Восток. В июне в качестве корреспондента «Альта Калифорния» в «Нью-Йорк трибюн» Твен едет на пароходе в Европу. В августе он посетил также Одессу, Ялту и Севастополь (в «Одесском вестнике» от помещён «Адрес» американских туристов, написанный М. Твеном). Начинающий писатель, в составе делегации корабля, посетил в Ливадии резиденцию Русского императора. Письма, написанные им в путешествии по Европе, он сразу отправлял в газету для публикации. А по возвращении в Америку эти письма легли в основу его книги «Простаки за границей», которая вышла в 1869 году и имела огромный успех.

До самого конца его жизни многие знали Марка Твена именно, как автора «Простаков за границей». За свою писательскую карьеру Твен попутешествовал по Европе, Азии, Африке и даже Австралии. В городе Ганнибал (штат Миссури) сохранился дом, в котором мальчишкой играл Сэм Клеменс, и пещеры, которые он исследовал в детстве, и о которых потом рассказал в знаменитых «Приключениях Тома Сойера». Дом Марка Твена в Хартфорде превращён в его личный музей и объявлен в США национальным историческим достоянием - сюда теперь приезжают туристы.

В прошлом году я проводил проект «Популярен ли Том Сойер в XXI веке?». И вот что выяснилось после небольшого анкетирования.

Большинство опрошенных не читали книг и не видели фильмов о Томе Сойере. Многие считают, что Том Сойер довольно известен, хотя сами про него ничего не знают. Большинство считают, что Том маленький, тихий и спокойный мальчик. Но на самом деле - Том озорной и непослушный мальчишка, примерно, двенадцати лет. Многие ответили, что ничего не слышали про Тома Сойера, хотя в первом вопросе утверждали, что знают, кто такой Том Сойер. Большинство опрошенных ребят не читают книг вообще.

Популярен ли Том в других странах больше, чем в России, я утверждать не могу. Мне удалось связаться только с двумя сверстниками, которые живут в Великобритании и США. Он не читали «Приключения Тома Сойера» и в школе проходят другие произведения. Только малая часть опрошенных ребят знает автора этой замечательной книги, и большинству неизвестно, сколько книг написано про Тома. Проведя проект, я сделал вывод - в XXI веке Том Сойер не очень популярен.

В нашей стране, режиссёр Станислав Говорухин в 1981 году создал фильм «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна» (этот режиссёр снял также фильмы «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо», «Место встречи изменить нельзя», «В поисках капитана Гранта», «Десять негритят»). Этот фильм американские кинокритики признали лучшей экранизацией классического произведения за всю историю кино.

Данная литературная игра предназначена для учащихся 5 классов. Это мероприятие можно провести как итоговое по творчеству Марка Твена.

Литературная игра по творчеству М. Твена. Сценарий

Цель:

Активизировать работу учащихся на уроке, заинтересовать детей в изучении данного материала; расширить читательский кругозор; проверить и закрепить знания по содержанию повести М. Твена «Приключения Тома Сойера»; выработать навыки самостоятельной работы с текстом художественного произведения.

Оборудование : фотография писателя, книга М. Твена «Приключения Тома Сойера», рисунки учащихся, карта, раздаточный материал.

Приключение! Ах, какое слово! От него, наверное, не раз замирали ваши сердца в предчувствии чего-то странного и неожиданного. Каждому хочется быть участником каких-либо необычных приключений.

Вы все, конечно, читали книги о приключениях. Вспомните их названия, где бы было слово «приключение».

Итак, Марк Твен, «Приключения Тома Сойера». Сегодня мы предложим вам пережить удивительные приключения вместе с героями этой книги. Берем в дорогу смекалку, мужество и чувство юмора.

Прежде чем отправиться в опасное путешествие, мы должны познакомиться с героями книги, которых мы встретим. Я прочитаю вам отрывки, а вы попробуйте угадать: о ком идет речь?

· Старушка опустила очки на кончик носа и оглядела комнату поверх очков: потом вздернула очки на лоб и глядела из-под них. Она редко смотрела сквозь очки, если ей приходилось искать такую мелочь как мальчишка, потому что на самом же деле они были ей совсем не нужны. С таким же успехом она могла бы глядеть сквозь печные заслонки. (Тетя Полли)

· Он увидел в саду новую девочку - прелестное голубоглазое создание с золотистыми волосами, заплетенными в две длинные косички, в белом летнем платьице и вышитых панталончиках. (Бекки Тэтчер)

· Красивая, нарядная женщина лет сорока, добрая, богатая, щедрая: её дом на холме был не дом, а дворец, единственный дворец в городе, к тому же это был гостеприимный дворец, где устраивались самые роскошные пиршества. (Вдова Дуглас)

· Одежда его была испещрена разноцветными пятнами и так изодрана, что лохмотья развевались по ветру. Шляпа его представляла собою развалину обширных размеров: от её полей свешивался вниз длинный обрывок в виде полумесяца; пиджак… доходил ему чуть не до пят, так что задние пуговицы помещались значительно ниже спины; штаны висели на одной подтяжке и сзади болтались пустым мешком, а внизу были украшены бахромой и волочились по грязи. (Гек Финн)

· Плюгавый человек лет 35, стриженый, рыжий, с козлиной бородкой: верхние края его туго накрахмаленного стоячего воротничка доходили ему чуть не до ушей, а порой его подбородку служил широчайший галстук, никак не меньше банковского билета. (Мистер Уолтерс, директор воскресной школы)

Вывешивается карта, на которой название города закрыть бумагой.

Мы познакомились с нашими попутчиками и теперь можем смело отправляться в дорогу. Но еще ни один уважающий себя путешественник не отправлялся в путь, не захватив свою карту. У нас с вами тоже есть карта, и сейчас предстоит изучить маршрут нашего путешествия.

Но сначала вы должны назвать город, в котором происходили данные события? (Санкт-Петербург).

Где происходило данное событие?

1. Убийство доктора Робинсона (кладбище)

2. Где Тому вручают Библию? (Воскресная школа)

3. Похороны Т. Сойера, Г. Финна и Джо Гарпера (церковь)

4. Том и Гек ищут клад (заброшенный дом)

5. Том Сойер рассказывает о трагедии на кладбище. (здание суда)

6. Том и беки заблудились. (Пещера)

7. Том белит забор. (Дом тети Полли)

8. Том Сойер и Джо Гарпер устроили гонки клеща. (Школа)

9. Индеец Джо находит сундук с золотом. (Заброшенный дом)

10.Том Сойер дает лекарство коту. (Дом тети Полли)

11.Том Сойер, Гек Финн и Джо Гарпер учатся курить. (Остров)

С древних времен мореплаватели, путешественники, пираты и разбойники верили в разные приметы. Женщинам не разрешалось находиться на военном корабле, встреча с «Летучим голландцем» наполняла ужасом сердца моряков, а рядом с сокровищами закапывали покойника, чтобы его дух охранял клад! Вот и нам, чтобы не навлечь на себя беду, нужно вспомнить те приметы, в которые верили герои книги «Приключения Тома Сойера».

Приметы:

1. Самый несчастливый день недели. (Пятница)

2. Назовите приметы, по которым нужно искать клад. (На каком-нибудь острове, порой в гнилом сундуке, под самым концом какой-нибудь ветки старого, засохшего дерева, как раз на том месте, куда тень от нее падает в полночь, но чаще всего их закапывают в подполе домов, где водятся приведения)

3. Назовите тир способа свести бородавки. (Дохлой кошкой, гнилой водой, бобом)

4. Что значит видеть во сне дерущихся крыс? (Быть беде)

5. Опишите ритуал посвящения в шайку разбойников. (Нужно произнести клятву в полночь, в самом глухом, в самом страшном месте, какое только можно сыскать. Лучше всего в доме, где водится нечистая сила. Клятву нужно произносит на гробу и расписаться кровью)

6. Что значит, если бродячая собака воет на луну, а морда ее повернута в сторону какого-либо человека (К смерти)

7. Опишите способ, как найти все потерянные шарики, как бы далеко друг от друга они не находились. (Если зароешь шарик, произнося над ним заклинание, и в течение двух недель не будешь трогать его, а потом откроешь тайник с заклинанием: «Чего тут не было - приди! А что есть - останься!»

И вот мы переходим к последней части нашего путешествия . Возможно, самой трудной! Не все вы сможете найти правильные ответы на сложные и запутанные вопросы, но для тех, кто внимательно читал книгу - это счастливая возможность победить в этом тяжелом испытании.

1. Длина забора, который красил Том? (30 ярдов, 1 ярд =91,44 см., 27 метров 43 см. 20 мм.)

2. Как Гек планировал распорядиться своей половиной клада? (Сходить в цирк, купить пирожок и стакан содовой)

3. Как Том планировал распорядиться своей половиной клада? (Купить барабан, саблю, красный галстук, бульдога щенка, а потом жениться)

4. Какой подарок получил Том от Мэри за то, что выучил отрывок из Библии? (Нож фирмы «Барлоу»)

5. Сколько билетиков и какого цвета нужно было собрать, чтобы получить Библию. (10 синих, 10 красных, 10 желтых)

6. Какой цветок бросила Бэкки Тому через забор. (Маргаритка)

7. Какую болезнь выдумал Том, чтобы не идти в школу? (Гангрена)

8. Для чего Том повязал платок так, как будто у него болели зубы? (Чтобы не идти в школу)

9. Кого считали самым примерным мальчиком в городе? (Сида)

10.Сколько дней и ночей блуждали в пещере Том и Бекки? (3 дня и 3 ночи)

11.Самый вежливый народ на Земле? (Разбойники)

12.Том вступил в новое общество, так как членам этого общества выдавали шикарные «знаки отличия». Как называлось это общество? («Юные друзья трезвости»)

Наша литературная игра закончилась. Я надеюсь, что книга замечательного американского писателя не оставила вас равнодушными. Марка Твена любили и любят многие поколения юных читателей. И даже писатели и поэты, коллеги Твена по перу, преклонялись перед его талантом. А русская поэтесса Марина Ивановна Цветаева посвятила Марку Твену стихотворение “Книги в красном переплёте”:

Читает ученик

Из рая детского житья

Вы мне привет прощальный шлёте,

Неизменившие друзья

В потёртом, красном переплёте.

Дрожат на люстрах огоньки…

Как хорошо за книгой дома!

Под Грига, Шумана, Кюи

Я узнавала судьбы Тома.

Темнеет… В воздухе свежо…

Том в счастье с Бэкки полон веры.

Вот с факелом индеец Джо

Блуждает в сумраке пещеры…

Кладбище… Вещий крик совы…

(Мне страшно!) Вот летит чрез кочки

Приёмыш чопорной вдовы

Как Диоген, живущий в бочке.

Светлее солнца тронный зал,

Над стройным мальчиком - корона…

Вдруг - нищий! Боже! Он сказал:

“Позвольте, я наследник трона!”

О, золотые времена,

Где взор смелей и сердце чище!

О, золотые имена:

Гек Финн, Том Сойер, Принц и Нищий!

Марк Твен был одним из талантливых писателей позапрошлого столетия. Он оставил людям более 20 книг и огромное количество неопубликованных рукописей. “Я еще не знаком с XX веком. Я желаю ему удачи”, писал Твен.

В Америке, на реке Миссисипи, есть небольшой город Ганнибал, в котором Марк Твен провел свое детство. В центре города на холме - памятник двум босоногим мальчишкам - Тому Сойеру и Гекльберри Финну. Ребята изображены беспечными, озорными. Вдобавок к этому Гек держит за хвост перекинутую через плечо дохлую кошку. Очевидно, их такими представляют многие поколения читателей.

Этот памятник - свидетельство любви читателей к героям, о которых мы сегодня говорили.