Стратегическое партнерство: преимущества и направления развития. Понятие «стратегическое партнерство» в международных отношениях

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Воронежский государственный университет

инженерных технологий г.Воронежа, Россия

Стратегическое партнерство: преимущества и направления развития

Суязова Г.А.

Стратегия развития включает в себя несколько вариантов решения. Одно из них - стратегический альянс или стратегическое партнерство, на мировом уровне это сотрудничество какой-либо одной страны с другой, более мощной и крупной, для достижения общих экономических и стратегических целей. Партнерство предполагает сотрудничество, дающее наилучшие результаты в сравнении с теми, что могли бы быть получены от обычной сделки. стратегический партнерство экономический коммуникация

В современной меняющейся экономике стратегическое партнерство позволяют государствам создать серьезное конкурентное преимущество путем доступа к ресурсам и возможностям партнера, а именно: рынки, технологии, капиталы и люди. Создание команды позволяет участникам процесса суммарно расширить свои ресурсы и способности, а от этого расти и расширяться намного быстрее и эффективнее.

В сравнении с обычными видами сотрудничества стратегическое партнерство является высшей ступенью. Партнеры имеют схожие ценности, национальные интересы и признают необходимость развития двустороннего товарооборота и углубления сотрудничества. Дабы придать сотрудничеству стратегического характера создается экономическая, политическая, социальная международная среда, которая способствует взаимному дополнению, развитию конкуренции, а также форм хозяйствования внутри страны и в сотрудничестве с партнером. Несмотря на то, что некоторые страны предпочитают кратковременность, все же стратегическое партнерство явление долговременное. Оно также может быть, как на двустороннем, так и многостороннем уровне. Многостороннее стратегическое сотрудничество предполагает создания стратегических союзов или альянсов. Например, можно считать такими союзами НАТО и ЕС.

Стратегическое партнерство имеет множество преимуществ.

Во-первых, преодолеваются торговые и инвестиционные барьеры при выходе на зарубежные рынки. Это позволяет развивать международный импорт и экспорт. Во-вторых, государство получает доступ к финансовым ресурсам, продуктам, технологиям партнера. Тем самым создаются новые рынки для товаров и новый ассортимент товаров для покупателей. Среди преимуществ можно выделить усиление бренда на рынке с помощью каналов партнера, сокращение стоимости и риска при научных разработках, установка технологических стандартов и выпуск продукции, согласно этим стандартам.

Укреплять стратегическое сотрудничество нужно организационно, конструктивными шагами.

Для начала, следует улучшать политический диалог со стратегическими партнерами для укрепление доверия и предупреждения конфликтов. Так же важным шагом будет стимулирование взаимного инвестирования экономики.

Необходимо углублять военное и военно-техническое сотрудничество со стратегическими партнерами путем подписания соглашений, активизировать межрегиональное сотрудничество со стратегическими партнерами, рассмотреть возможность создания торговых представительств.

Также важно усилить информационное обеспечение развития стратегического сотрудничества, принять двухсторонние соглашения в сфере обмена информацией. Для широкой общественной поддержки нужна информированность о жизни странах-партнерах с помощью интернета, теле- и радиовещания.

Конечно, утверждать, что стратегическое партнерство несет одни только выгоды не совсем верно. Здесь имеются свои слабые стороны. Во-первых, конфликты, связанные с различиями культур участников стратегического альянса могут существенно ослаблять сотрудничество между компаниями и препятствовать созданию партнерства. Или же совместное принятие решений может требовать значительных временных затрат, затягиваться и завершаться слишком большим числом компромиссов. И, наконец, государство сильно рискует быть подавленным своим партнером. В этом случае, ни о каком дальнейшем развитии не может быть и речи.

Но в целом, при правильной тактике партнерства, преимущества стратегических партнерств перевешивают его недостатки и опасности.

Такой вид сотрудничества, как стратегическое партнерство, значительно развился, но заметно за последние годы претерпел изменения. Единичные тактические цели, присущие традиционным совместным формам, сменились глобальными стратегиями, переменились взгляды и подходы к формированию партнерства. О стратегическом партнерстве нужно думать как о средстве, помогающем в достижении цели, как о расширении вашего влияния путем уважения конкурентов. Планирование и коммуникации - ключевые компоненты успешных стратегических союзов.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Сущность и причины возникновения стратегических альянсов, основные типы их организации. Преимущества и направления развития сотрудничества между компаниями, входящими в состав данных альянсов. Концепции и модели региональной интеграции в странах СНГ.

    реферат , добавлен 14.01.2013

    Универсальные группы целей создания международных альянсов. Государственное регулирование деятельности стратегических альянсов в России и за рубежом. Распределение крупнейших рынков M&A и Renault- Nissan в мире. Трансграничные сделки 2010-2015 гг.

    презентация , добавлен 15.12.2015

    Сравнительный анализ института государственно-частного партнерства (ГЧП) в России и за рубежом. Рекомендации по использованию зарубежного опыта в реализации проектов государственно-частного партнерства в России. Сферы применения механизмов ГЧП в России.

    контрольная работа , добавлен 23.09.2016

    История возникновения Европейского Союза, его положение в мировой экономике. Комплексный анализ содержания и перспектив политического взаимодействия России и Евросоюза. Обоснование приоритетных сфер стратегического партнерства между государствами.

    курсовая работа , добавлен 15.10.2014

    Двостороння Комісія стратегічного партнерства - головний українсько-американський міждержавний орган, діяльність якого спрямована на реалізацію співпраці між двома країнами. Співпраця із США - визначальний фактор для збереження суверенітету України.

    статья , добавлен 11.09.2017

    Соглашение о Транстихоокеанском партнерстве, его сущность, содержание, цели и задачи. Вероятность коллизии норм Всемирной торговой организации и Транстихоокеанского партнерства. Возможные последствия для многостороннего регулирования сферы торговли.

    контрольная работа , добавлен 23.09.2016

    Необходимость развития социального партнерства в международных отношениях. Механизм его осуществления - совокупность методов и инструментов партнерского взаимодействия сторон. Страны-партнеры в области образования, их научно-техническое сотрудничество.

    контрольная работа , добавлен 30.01.2012

    Стратегія взаємодії країн для владнання української кризи та створення нової архітектури європейської безпеки в межах Організації Північноатлантичного договору (НАТО). Особливості трансатлантичного стратегічного партнерства, врегулювання агресії Росії.

    статья , добавлен 11.09.2017

    Суть самітів Європейського Союзу з питань "Східного партнерства". Особливість поширення в країнах демократії, забезпечення прав і свобод людини та покращення соціально-економічного становища. Аналіз активності Грузії у Південному газовому коридорі.

    статья , добавлен 11.09.2017

    Швейцария на мировом рынке товаров и услуг. Факторы конкурентного преимущества страны на мировом рынке. Четыре стадии жизненного цикла страны по М. Портеру. Краткая характеристика стадии факторов производства, инвестиции, нововведений, богатства.

Для начального этапа политологического анализа международного сотрудничества было присуще отсутствие системности и комплексности. Положение начало меняться с 1980-х годов, когда внимание ученых стали привлекать такие вопросы, как геополитические и национальные причины, формы, содержание, цели и следствия межстрановых отношений. В СМИ и публичной риторике все чаще стало использоваться словосочетание «стратегическое партнерство», прочно вошедшее ныне в понятийный аппарат международного сотрудничества.

Так что же представляет собой стратегическое партнерство в современных международных отношениях, в чем его суть и чем оно отличается от других видов двух- или многостороннего сотрудничества? Каким образом отношения между странами эволюционируют в стадию стратегического партнерства и от каких факторов зависит этот процесс?

Отношения «стратегического партнерства». Несмотря на то, что данный термин стал регулярно использоваться в международных документах, в научной литературе, СМИ и в обиходе, он недостаточно изучен как в зарубежной, так и в отечественной политической науке. Термин «стратегическое партнерство» все больше применяется также и в бизнесе. Причем таким партнером признается фирма, которая на долгосрочной основе сотрудничает в решении важнейших своих задач в ходе реконструкции или реформы фирмы.

В политическом лексиконе понятие «стратегическое партнерство» появилось сравнительно недавно. Концепция стратегического партнерства в международных отношениях стала активно продвигаться с завершением эры «холодной войны». О стратегическом партнерстве стали говорить раньше на евразийском пространстве, чем в Северной Америке, ибо с распадом Советского Союза и Восточного блока, завершением биполярности мира и наступлением «смутных и неопределенных времен» многие страны, в том числе Россия, Китай, Индия, испытали синдром «одиночества», вызванного необходимостью иметь дело тет-а-тет с единственной супердержавой. В начале 1990-х годов стратегическое партнерство стало конъюнктурным, ибо одни государства пытались его использовать как своеобразный щит для обеспечения своей безопасности, другие - как «троянского коня», чтобы внедриться в новое политическое пространство, а третьи - как «золотой ключик», чтобы решить свои экономические интересы. Однако широкая эксплуатация термина началась чуть позже, но волей истории случилось это уже в следующем столетии и тысячелетии.

Такая хронологическая контекстуализация понятия «стратегическое партнерство» доказывается лингвистическими источниками, в частности современной лексикографией английского языка. В своей неопубликованной статье, которую можно перевести как «Стратегическое партнерство как новая форма ассоциаций в международных отношениях?», докторант Университета Билефельда (Германия) Луи Бланко приводит следующие примеры:

1. Британский национальный корпус (The British National Corpus) состоит из внушительной коллекции текстов на английском языке с 1980 по 1993 год, взятых из разных газет, книг, журналов. Поиск словосочетания strategic partnership выдал всего 6 случаев, причем ни разу в контексте международных отношений.

2. Корпус исторического американского (варианта) английского языка (Corpus of Historical American English) представлен огромным множеством текстов, составленных в США в 1810-2000 годах. Результаты поиска: термин «стратегическое партнерство» использовался в них всего в 11 случаях, причем всего один раз в 1980 г., и не был связан с внешней политикой. В 1990-х годах он встречался 5 раз и во всех случаях речь шла о двусторонних отношениях США с другими странами. Впервые понятие «стратегическое партнерство» зафиксировано в 1992 г., когда в тексте говорилось об американо-турецких отношениях. А в 2000-х годах интересующее нас понятие во всех 5 случаях упоминалось в контексте международных отношений.

3. Поиск в заключительном источнике - Корпусе современного американского (варианта) английского языка с текстовой базой данных периода 1990-2010 годов (Corpus of Contemporary American English) - выдал следующие результаты: один случай использования в 1990-1994 гг.; 29 - в 1995-1999 гг.; 33 - в 2000-2004 гг.; 45 - в 2005- 2010 гг.

Таким образом, постоянное расширение дискурса «стратегического партнерства» в международных отношениях совершенно очевидно с научной точки зрения, что доказывается не только политологическим, но и лингвистическим путем.

Поскольку понятие «стратегическое партнерство» сложносоставное, то, прежде чем давать определение данному феномену, обратимся к этимологии слов, которые конституируют сам термин. Стратегия (др.- греч. Στρατηγία «искусство полководца») по словарному определению - общий план актуальной деятельности, охватывающий длительный период времени, главные способы достижения сложной цели. Стратегия как способ действий становится необходимой в ситуации, когда, для того чтобы добиться главной цели, недостаточно наличных ресурсов. Стратегия достигает основной цели через решение промежуточных тактических задач по оси «ресурсы - цель». Стратегию внешней политики государства можно представить как пирамиду, где на вершине стоит стратегическая цель, которая определяет дальнейшую иерархию целей и задач. Разработать стратегию - значит выявить приоритетные цели и использовать ресурсы для их достижения.

Таким образом, внешнеполитическая стратегия государства определяет средства и методы для достижения своих целей или государств-партнеров (союзников) в сохранении и увеличении своей мощи или союза государств.

Термин «партнерство» в самом общем смысле можно определить как «отношения между индивидами или группами, характеризующиеся взаимным сотрудничеством и ответственностью для достижения какой-либо цели». Эта формулировка предполагает, что стороны ведут взаимовыгодные отношения ради некоторой цели и несут ответственность за то, чтобы их решения согласовывались с интересами партнера.

Если совместить определения «стратегия» и «партнерство» и перенести их в область международных отношений, то складывается следующее общее определение стратегического партнерства в международных отношениях: «долгосрочное обоюдовыгодное сотрудничество равноправных субъектов на международном уровне для достижения общих целей ради решения национально-государственных задач».

Сформулированное сущностное определение понятия «стратегическое партнерство» дает лишь каркас содержания того, что им является или что оно должно из себя представлять в практике международного сотрудничества.

Следует охарактеризовать более предметно, какие черты международных отношений данный термин подразумевает. Практическая актуальность этой задачи заключается в том, чтобы установить, насколько понятие «стратегическое партнерство» применимо к современным отношениям Республики Казахстан с внешним миром, в частности с Южной Кореей. Необходимо изучить аспекты отношений, которые позволяют им перейти на стратегический уровень, а также те из них, которые этому препятствуют. Термин «стратегическое партнерство» прочно вошел в лексикон политиков, при этом зачастую он используется тогда, когда требуется подчеркнуть особую значимость отношений или текущего момента. Очевидно, что в каждом конкретном случае политики подразумевают под стратегическим партнерством разную степень проработанности отношений и повестку дня. Иногда случаются парадоксальные толкования понятия «стратегическое партнерство». Так, например, президент Б. Тадич заявил, что у Сербии четыре опоры внешней политики: ЕС, Россия, США и Китай, и что в продолжительном периоде они будут основной доктриной во внешнеполитической деятельности. Он также подчеркнул для газеты «Политика», что ни на один момент нельзя упустить из виду, что Сербия в качестве центральной политической цели ставит членство в ЕС, и оценил, что ее стратегическое партнерство с США, Россией и Китаем не мешает достижению этой цели.

Но какое может быть стратегическое партнерство с государством, не признающим территориальную целостность Сербии и, более того, поощряющим отделение Косово от Сербии, которое последняя не признает?

Приведенный пример говорит о том, что использование термина «стратегическое партнерство» не всегда оправданно, вследствие чего его значимость в значительной степени девальвирована. Он потерял свое изначальное значение как союзнические отношения или партнерство стран в решении главных для них задач в области национальной безопасности и внешней политики, призванных создать благоприятные условия для внутреннего развития. Этот термин скорее означает установление простых, дружественных долгосрочных отношений, то, что ранее называлось «режимом наибольшего благоприятствования» в торговле и в экономических контактах между государствами. Не случайно Джонатан Хослаг свою статью о стратегическом партнерстве между ЕС и Китаем разделил на две части:

  1. The Strategic Partnership on Paper («Стратегическое партнерство на бумаге»);
  2. The Strategic Partnership in Practice («Стратегическое партнерство на практике»).

Чтобы отличить стратегическое партнерство на словах и бумаге от реального на практике, очертить круг, за пределами которого останутся другие типы международных отношений, в качестве базовых его критериев можно принять следующие:

Существование принципиально важных целей, достижение которых возможно лишь при серьезной координации усилий сторон в долгосрочной перспективе;

Единое понимание целей и принципов развития стратегического партнерства сторонами;

Наличие правовой базы партнерства, где закреплены содержание сотрудничества и механизмы его реализации;

Существование институциональных механизмов, посредством которых стратегическое партнерство реализуется.

Многовекторность в международных отношениях не исключает эксклюзивности связей с особо значимыми, жизненно важными государствами-партнерами.

В условиях нарастающей взаимозависимости между субъектами международных отношений в эпоху глобализации ни одна страна мира, независимо от ее ресурсного и силового потенциала или степени развития, не может не подвергаться влиянию внешних сил. Ни одна страна, какой бы мощной в военном и экономическом отношении она ни была, не может в отрыве от других стран справиться с острейшими проблемами современности. Противостоять им можно только в рамках тесного международного сотрудничества. В таких условиях задачей отдельных государств является быстрейшая адаптация к новой среде через пересмотр прежних подходов и выработку новых по ключевым проблемам внешней и внутренней политики.

По мнению экспертов, сутью стратегического партнерства является наличие такого межгосударственного взаимодействия, которое позволяет партнерам, объединив усилия, достичь жизненно важных внутренних и внешнеполитических целей.

Таким образом, стратегическое партнерство включает в себя 5 основных составляющих, которые отличают его от других типов международных отношений.

Во-первых, стратегическое партнерство требует явных общих целей, задач и интересов.

Во-вторых, оно отличается своей продолжительностью и постоянством во времени.

В-третьих, цели в стратегическом партнерстве должны быть многомерными и распространяться в сферах экономических, политических и военных интересов.

В-четвертых, стратегическое партнерство имеет глобальный уровень.

И, наконец, в-пятых, стимулы и цели должны иметь такой характер, чтобы они не могли быть достигнуты в других типах международных отношений, только в стратегическом партнерстве.

В конечном итоге эти 5 переменных составляют суть стратегического партнерства. Его надежность определяется взаимной готовностью сторон учитывать интересы друг друга, наличием действенных механизмов реализации сотрудничества, дисциплинированностью партнерских отношений.

Азиза АЛЬМУКАНОВА

«Не мы их портили, и мы всегда выступаем за нормальные отношения со всеми государствами как на Востоке, так и на Западе». (Владимир Путин об отношениях с партнерами)

Сегодня только ленивый политик той или иной страны не употребляет эту размытую связку — стратегический партнер. Стратегический партнер в бизнесе, во внешней политике и т.д. В попытке прояснить для себя значение этих двух слов на конкретном примере — на России, всплывают сразу несколько картинок — Китай, Индия, Куба… и ряд других стран, кто обычно противопоставляет себя США и ее видению стратегического партнерства.

Бытует мнение, что у России во внешней политике все меньше партнеров и друзей. На самом деле — это далеко не так. Большая часть стратегических партнеров России не изменила своего отношения к России, за исключением обезумевшей Турции — уже бывшего стратегического партнера и ряда стран Евросоюза. К слову, лидеры стран Евросоюза неоднократно заявляли, что реальное отношение к России разнится от вынужденно навязанных извне антипатий. Тем не менее, сегодня мы перечислим основных ключевых, стратегически важных партнеров России, отношения которых с годами все крепче и надежней.

Россия и Куба

Одним из самых ярких примеров стратегического партнерства между двумя странами — это Куба и СССР в эпоху Карибского кризиса. Когда Америка разорвала все отношения с Кубой, объявив военно-морскую и экономическую блокаду этой маленькой стране, на помощь пришел СССР, став незаменимым поставщиком всего, что было необходимо Кубе и что раньше поставляли туда американцы. В итоге Куба переориентирована в значительной степени на наши стандарты и наши технологии, в том числе военные.

После распада СССР отношения были утрачены и влияние России на острове было сведено к минимуму. Помощь Кубе прекратилась, и на острове началась гуманитарная катастрофа. Второй приход России на остров Свободы пришелся в период правления нынешнего президента России — Владимира Путина. Дипломатические отношения между двумя странами восстановились, вновь появились посольства двух стран.

Любопытный факт: Российско-кубинские дипломатические отношения были установлены в 1902 году. После октябрьской революции в России были фактически разорваны и восстановлены лишь в октябре 1942 года. Куба (как и почти все латиноамериканские страны) долгое время не признавали Советскую Россию. Тем не менее, неофициальные связи двух стран продолжались — в 1925 году Кубу посетил проездом в Мексику Маяковский, а в 1931 году белоэмигрант Яворский стал руководителем первой на острове профессиональной балетной школы.

В 1952 через государственный переворот на Кубе к власти уже во второй раз приходит Фульхенсио Батиста — военный диктатор и американский ставленник, тесно сотрудничавший с американской мафией и руководством США. В период его правления американские монополии контролировали почти 70 % экономики Кубы, и отношения с СССР резко ухудшились. В этом же году Сталин разорвал с Кубой дипломатические отношения. В 1959 на Кубе победила революция, лидерами которой были Фидель и Рауль Кастро, Эрнесто Че Гевара, после которой к власти пришёл Фидель Кастро, и в 1960 дипломатические отношения были восстановлены.

Отношение советского руководства к новому кубинскому правительству оставалось неопределенным до тех пор, пока США не попытались силой свергнуть Кастро в апреле 1961 в ходе неудавшейся операции в заливе Кочинос.

В мае 1961 Фидель открыто провозгласил, что Куба пойдет по социалистическому пути развития. Это резко изменило отношение Кремля к Кубе. На Остров свободы тут же отправились советские инженеры, военные специалисты и оружие, чтобы предотвратить повторение американской интервенции.

В 1962 состоялся визит Рауля Кастро в СССР, где он встретился с Никитой Хрущёвым. Они договорились о том, что чтобы наверняка обезопасить Кубу от американской агрессии, следует разместить на острове советские ракеты средней дальности. 14 октября 1962 американцы обнаружили развертывание советского ядерного оружия на Кубе, разразился Карибский кризис. Мир был на грани третьей мировой, где вооруженные до зубов две супер державы — США и СССР готовы были в любую минуту перейти от слов к делу…

По сути, стратегическое партнерство в вопросах безопасности тогда и сегодня подразумевает под собой наличие общего врага. И таким врагом для Кубы и СССР, а ныне и для РФ является — «политика США». Хочу подчеркнуть — не само государство, а конкретная политика тех, кто находится у власти, и сами жители этой страны не причем…

Как говорилось выше, новый виток отношений между РФ и Кубой приходится на период правления нынешнего президента РФ — Владимира Путина. 12 июля2014 года Владимир Путин посетил Кубу в рамках поездки по Латинской Америке и встретился с председателем Совета Министров Кубы Раулем Кастро. Перед этим он списал 90% долгов Кубы перед СССР, а остальные 10% ($3,5 млрд) предполагается инвестировать в кубинскую экономику, путём погашения в течение 10 лет равными полугодовыми платежами…

Таким образом были восстановлены стратегически важные отношения с Кубой по всем ключевым направлениям: здравоохранение, промышленность, культура, военно-технические вопросы, сотрудничество в космической сфере…

Другой стратегический партнер России — Китай также преуспел в сотрудничестве с Кубой, где активно занимается вопросами Интернета и коммуникаций в этой области. Объем китайских инвестиций в Кубу вырос на 57%… Очевидно, что Россия и Китай — два самых успешных стратегических партнеров, заинтересованы в сотрудничестве с Кубой по заранее оговоренным планам совместных действий. По принципу — друзья моих друзей — мои друзья, равно как и враги… И отчаянные попытки внезапно прозревшей Америки восстановить отношения с Кубой выглядят мягко говоря смешными. Вырезать историческую память у кубинского народа невозможно, загладить свою вину нереально… Момент для восстановления стратегически важных отношений между США и Кубой упущен.

Россия и Китай

Отношения России и Китая имеют ключевое значение в российской внешней политике. Китай в нынешних условиях является главным партнёром и союзником России - как в военно-политическом, так и в экономическом плане. Экономики России и Китая хорошо дополняют друг друга, исходящая же от блока НАТО угроза подталкивает наши страны к созданию оборонительного альянса.

Важнейшей целью Китая является создание так называемого Нового Шёлкового Пути, наземная часть которого представляет собой транспортный коридор через Казахстан и Россию в Европу. Также важнейшими международными проектами, которые реализуются при участии России и Китая, является Азиатский Банк инфраструкурных инвестиций, Банк Развития БРИКС и Банк Шанхайской организации сотрудничества.

Китайцы считают Россию своим главным союзником и партнёром, а российский президент Владимир Путин является самым популярным иностранным политиком в Китае.

Весьма характерно, что на саммите АТЭС-2014 в Пекине праздничный стол, за которым собрались лидеры тихоокеанских стран, был украшен в цвета флага России - это явно показывает, кто для китайцев главный гость. На предыдущем саммите АТЭС-2013, проходившем на индонезийском острове Бали, Китайский лидер Си Цзиньпин специально запланировал встречу с Путиным в день его рождения, который они отметили праздничным ужином.

Также Си Цзиньпин лично приехал на открытие Олимпиады в Сочи-2014, чего не сделали лидеры большинства стран Запада.

23 августа 2015 года в статье для «Российской газеты», министр иностранных дел РФ Сергей Лавров отметил, что российско-китайские отношения «являются наилучшими за всю историю и продолжают поступательно развиваться».

Стратегические соглашения России и Китая о сотрудничестве: Шанхайские соглашения 2014 года

20 мая 2014 в Шанхае в ходе визита Президента России Владимира Путина во главе российской делегации подписан ряд стратегических соглашений (всего 46 документов) о сотрудничестве между Россией и Китаем, в том числе:

  • Подписано соглашение о стратегическом сотрудничестве российских и китайских железных дорог : РЖД и ж/д КНР будут совместно развивать транспортную инфраструктуру (включая погранпереходы), совместно разрабатывать тарифные планы и маркетинговые акции в целях создания конкурентоспособных тарифных условий по железнодорожным перевозкам на транзитных маршрутах Китай - Россия - Европа.
  • Подписаны соглашения о сотрудничестве по вопросу использования национальных валют : ВТБ и Bank of China будут развивать партнёрские отношения в различных сферах, а в целом Россия и Китай намерены увеличить объем прямых расчётов в национальных валютах во взаимной торговле между странами.
  • Подписано соглашение о создании российско-китайского широкофюзеляжного дальнемагистрального самолёта : ОАО «Объединённая авиастроительная корпорация» и китайская корпорация COMAC создадут авиалайнер, который должен занять существенные доли рынков как в России и Китае, так и в третьих странах.
  • Подписан меморандум о совместном строительстве нового моста через Амур : строительство должно завершиться к 2016 году, новый мост позволит на 700 километров сократить путь для поставляемых в Китай российских грузов, а также позволит перевозить 21 миллион тонн грузов на экспорт в Китай. На 80 % строительство будет профинансировано Китаем, на 20 % - Россией.
  • Подписаны соглашения о сотрудничестве между рядом министерств, регионов и предприятий России и Китая .
  • Подписан контракт купли-продажи сжиженного газа в рамках проекта «Ямал СПГ» между ОАО «НОВАТЭК» и Китайской национальной нефтегазовой корпорацией (CNPC).
  • Подписаны соглашения о реализации ряда инвестиционных проектов с участием Китая на Дальнем Востоке .
  • Подписаны 6 контрактов «Евроцемент групп» и China CAMC Engineering на строительство новых технологических линий по производству цемента в Европейской России .
  • Подписаны ряд соглашений о совместных проектах и сотрудничестве в сфере машиностроения, химической промышленности и строительства инфраструктуры .

Китай заявил о готовности обнулить импортные пошлины на российский газ, а Россия - обнулить налог на добычу полезных ископаемых для газовых месторождений, которые будут поставлять газ в КНР.

Россия и Китай также договорились теснее координировать свои внешнеполитические шаги.

Крупнейший в истории контракт на поставку газа

21 мая 2014 года российский «Газпром» и Китайская национальная нефтегазовая корпорация (CNPC) заключили тридцатилетний договор на поставку газа - контракт предусматривает поставку до 38 млрд кубометров газа в год с общей ценой $400 млрд за 30 лет. Точная цена на газ не была названа, но известно, что она превышает $350 за тысячу кубометров. Контракт является крупнейшим за всю историю газовой отрасли СССР и России, и, по-видимому, крупнейшим соглашением о поставках газа за всю историю мировой газовой промышленности.

Глава Газпрома Алексей Миллер сообщил о дальнейших планах сотрудничества с Китаем: «38 млрд - это только начало. Потому что мы с китайскими нашими партнёрами договорились, что тут же, как только подписываем контракт по восточному маршруту, - начинаем переговоры по западному маршруту. А вот что касается западного маршрута, здесь есть одно принципиальное отличие по ресурсной базе: это та же база, с которой мы осуществляем поставки газа в Европу».

Президент России Владимир Путин заявил, что реализация проекта западного маршрута поставок газа в КНР сделает Китай крупнейшим потребителем российского газа в мире. По словам Путина, Россия начнёт самую крупную стройку в мире, а российско-китайский энергетический альянс станет опорой всего Азиатско-Тихоокеанского региона.

«Китайский народ и российский народ взаимно поддерживали, помогали друг другу, они соратники в войне против фашизма и милитаризма», - отметил председатель КНР, подчеркнув, что граждане двух стран «будут рука об руку и плечом к плечу защищать мир, способствовать развитию и вносить свой вклад в обеспечение прочного мира на планете и прогресса всего человечества».

Россия и Индия

Особое место в числе стратегически важных партнеров России является Индия. Весьма неплохо заручится взаимной поддержкой с еще одной страной, чье население превышает 1.3 млрд жителей.

О стратегически важном партнерстве в 2012 году высказался сам Владимир Путин. В преддверии официального визита Президента России в Индию была опубликована статья Владимира Путина в газете «Хинду». Приведу лишь несколько важных выдержек из этой статьи:

«Рад возможности обратиться к читателям одной из самых влиятельных индийских газет – «Хинду». Хотел бы накануне визита в Нью-Дели обозначить подходы к дальнейшему развитию стратегического партнёрства России и Индии.

В этом году исполнилось 65 лет установлению дипломатических отношений между нашими странами. За прошедшие десятилетия мы накопили огромный опыт совместной работы, добились успехов в самых разных областях. Менялись политические эпохи, но неизменными оставались принципы двусторонних связей – взаимное доверие и равноправие. Подчеркну: углубление дружбы и сотрудничества с Индией – один из приоритетов нашей внешней политики. И мы с полным основанием говорим, что они носят действительно уникальный, привилегированный характер.

Поистине историческим шагом стала подписанная в октябре 2000 года Декларация о стратегическом партнёрстве между Россией и Индией. Особое значение и своевременность этого шага были подтверждены развитием событий в первом десятилетии XXI века. Ведь сегодня перед нами, перед всей цивилизацией стоят серьёзные вызовы. Это неравномерность глобального развития, экономическая и социальная нестабильность, дефицит доверия и безопасности.

В этих условиях Россия и Индия демонстрируют пример ответственного лидерства и коллективных действий на международной арене.

У нас единая цель – сделать мир, в котором мы живём, более справедливым, демократичным, безопасным, способствовать развязке глобальных и региональных проблем, включая ситуацию на Ближнем Востоке и Севере Африки, в Афганистане.

Отмечу, что всё более активной становится наша общая работа в рамках БРИКС. Год от года укрепляется авторитет данного объединения. И это закономерно. Выдвигаемые нами инициативы направлены на построение новой архитектуры многополярного мироустройства. Такой же конструктивный подход проявляется и в нашем взаимодействии в Шанхайской организации сотрудничества, других многосторонних форматах. Настроены на содержательный диалог с индийской стороной в рамках начавшегося российского председательства в «Группе двадцати».

Совместные шаги на международной арене, участие в выработке правил мировой торговли, наращивание деловых, научно-технических и гуманитарных связей – основы выхода на новое качество партнёрства.

Особое значение придаём двусторонним торгово-инвестиционным отношениям. Растущий экономический потенциал России и Индии во многом взаимодополняем. Наш товарооборот преодолел последствия глобального кризиса, и в 2012 году мы ожидаем рекордного показателя – свыше 10 миллиардов долларов. Наша следующая цель – выйти уже к 2015 году на уровень 20 миллиардов долларов.

Для этого нужно использовать все резервы, поддерживать прямые контакты деловых кругов, стимулировать создание эффективных инвестиционных, технологических, промышленных альянсов в наиболее динамичных, перспективных сферах. Например, в энергетике, прежде всего атомной…»

Всю статью читайте на официальном сайте Кремля .

Отношения России и Индии развиваются планомерно и в тоже время стремительно: на днях стало известно о том, что Россия и Индия планируют построить газопровод, переговоры планируются на май этого года. Кроме того, планируется обсудить возможности поставок нефти из России в Индию.

Владимир Путин не раз заявлял, что Индия была, есть и будет главным стратегическим партнером России по военно-техническому сотрудничеству.

На Индию в 2013 году пришлось 35,6 % военного экспорта России (4,7 млрд долларов из 16,7 млрд долларов).

В конце апреля 2015 года Совет Федерации назвал крупнейших покупателей российского оружия. Основная доля поставок в 2014 году пришлась на Индию (28 процентов), далее следуют Ирак (11 процентов), Китай (9 процентов), Вьетнам (7 процентов) и Венесуэла (6 процентов).

Показательным является тот факт, что 60-80% вооружения в Индии приходится на российский экспорт. Именно наше оружие признано властями Индии самым качественным в мире. Индия не скупится и закупает практически все виды оружия вплоть до подводных лодок. Вертолетный парк Индии насчитывает более 400 машин и к 2017 году пополнится еще на 50 машин. О силе военного экспорта России очень хорошо .

Весьма выгодным сотрудничество России и Индии в последние годы в нефтяной отрасли. Ярким представителем России выступает компания «Роснефть», подписавшая с индийской стороной серию важных документов , подчеркивающих «переход от энергозависимости к энергетическому партнерству двух стран».

Индия в настоящее время претендует на роль одного из лидеров, влияющих на мировой нефтяной рынок. Дело в том, что потребление в стране растет стремительными темпами. Уже сейчас эксперты предполагают, что Индия может обогнать Японию по количеству потребляемой нефти. Учитывая, что с повышением покупательной способности индийских граждан и компаний, рост потребления топлива будет лишь повышаться, то вполне вероятно, что далее Индия сможет если не обогнать, то вплотную приблизиться к Китаю и США, которые сейчас являются лидерами по потреблению нефти. Таким образом, благодарю сотрудничеству «Роснефти» с индийскими партнерами сможет укрепить позиции России на мировом нефтяном рынке.

Другие страны — стратегические партнеры России

Юар. «Южноафриканская республика - ведущий и надежный стратегический партнер России в Африке. Мы конструктивно сотрудничаем практически по всем направлениям. Это касается и двустороннего формата, это касается работы в разных международных организациях, таких как ООН, БРИКС, ВТО, МАГАТЭ» (Владимир Путин на встрече с южноафриканским коллегой Джейкобом Зумой)

Бразилия. Также как и ЮАР, Индия, Китай входит в стратегическое партнерство с Россией в рамках проекта БРИКС. Официальным стратегическим партнером России Бразилия стали лишь 18 октября 2005 года, когда главы двух стран подписали «Российско-бразильский стратегический союз».

Важно отметить, что Бразилия — самый крупный торговый партнер России в Латинской Америке: в 2007 — 2013 годах на Бразилию пришлось 29,7 % российского экспорта в Латинскую Америку и 45,4 % импорта из РФ в данный регион. Правда, объемы торговли в абсолютных цифрах невелики — годовой товарооборот двух стран составил в 2011 году лишь 1,9 млрд долларов. Всего за 2007 — 2013 годы стоимость экспорта из РФ в Бразилию составила 12,4 млрд долларов, а бразильского импорта за этот же период 27,6 млрд долларов. Бразилия является одним из главных поставщиков в РФ сахара-сырца, кофе, говядины и свинины, а значительную долю российского экспорта составляют удобрения.

Россия и Бразилия — уникальны среди прочих государств-гигантов, ибо они обладают не сравнимыми ни с какой другой страной запасами природных ресурсов и полезных ископаемых. Взять хотя бы пресную воду, глобальный дефицит которой, по мнению ученых, начнет ощущаться уже с 20-х годов текущего столетия. Бразилия и Россия делят между собой мировое первенство по ее запасам.

А еще Бразилия, как и Россия, богата редкоземельными и цветными металлами, обладание которыми гарантирует независимое развитие их научно-технологического потенциала на долгие годы вперед. По подсчетам бразильской исследовательницы М.Брукманн, зависимость США от некоторых цветных и редкоземельных металлов, сосредоточенных в Латинской Америке, варьируется от 49 до 100%. Так, по одному только ниобию, который активно используется в аэрокосмической индустрии (Бразилия владеет 98% его мировых запасов), зависимость США составляет 85%.

В последние годы заметно активизировалось сотрудничество между двумя странами в области энергетики — участие российских компаний в строительстве ГЭС в Бразилии. Была заложена основа сотрудничества в области совместного освоения топливных ресурсов Бразилии и реализации энергетических проектов на территории других латиноамериканских стран.

СНГ. Также основными стратегическими партнерами являются страны-соседи. Самыми яркими представителями признаны братская Беларусь, Казахстан, Армения, Айзербаджан, Абхазия… Из списка стратегически важных партнеров по понятным причинам выпали Грузия, Молдавия и Украина…

Латинская Америка. Поддержка Евросоюза санкциями против России вызвала резкий пересмотр отношений, как дипломатических, так и стратегически важных. Встал вопрос — с кем будем дружить? Введя ответные санкции против Евросоюза, Москва развернулась в сторону своих новых латиноамериканских партнеров, которые давно мечтали установлению новых деловых контактов и увеличения товарообмена с Россией. Россия начала переговоры с дипломатами ряд латиноамериканских стран о замещении тех продуктов, которые она запретила закупать в Евросоюзе, США и других государствах, в частности, Австралии, Канаде и Норвегии, а именно: мясо, мясомолочные продукты, фрукты, овощи и свежую рыбу. Именно они и являются одними из основных статей латиноамериканского экспорта.

В настоящее время наиболее масштабные российско-латиноамериканские проекты осуществляются в области энергетики: строительство ГЭС, АЭС, добыча нефти и газа. Неплохо идут дела и с поставками российского вооружения. Особенно в Венесуэлу, ставшую вторым после Индии импортером российского оружия.

Вторым по значимости торговым партнером в Латинской Америке является Аргентина, объем взаимной торговли с которой составляет миллиард 873 миллиона долларов; затем идут Венесуэла: миллиард 732 миллиона долларов; Мексика: миллиард 414 миллионов; Эквадор: миллиард 299 миллиона; Перу: 725 миллионов; Чили: 455 миллионов и Куба: 225 миллионов…

Аргентина экспортирует сухофрукты, мясомолочную продукцию, а в России закупает ядерные реакторы, транспортные средства и продукты фармацевтической промышленности.

Подводя итог можно подчеркнуть, что стратегическими партнерами России сегодня являются те страны, где сферы влияния Вашингтона или Евросоюза ослаблены или недопустимы лидерами этих стран. Расширение сотрудничества России с Латинской Америкой и другими странами-стратегическими партнерами России перекроило стандартные представления о ключевых игроках на международной арене как в геополитическом, так и в геоэкономическом соперничестве.

Вспоминается одна из последних встреч Владимира Путина с немецкими бизнесменами в Москве, где он выразил очень важную мысль:

«Германия — второй по объёмам товарооборота торговый партнер России после Китая, и дорожить этим должны обе стороны.

— У нас много хороших перспективных проектов, и надеюсь, что ваш интерес к сотрудничеству с Россией с вашими партнёрами будет только возрастать и вы не упустите своих возможностей на российском рынке. Было бы глупо подвергать испытаниям накопленный потенциал сотрудничества и упустить возможности, которые российский рынок предоставляет. Мы со своей стороны делали и будем делать всё для того, чтобы создавать наиболее благоприятные условия для всех наших иностранных партнёров.»

Очевидно, что и Европа должна проснуться и набраться смелости. Самостоятельно и независимо выражать свое видение партнерства в отношениях с той страной, рынок которой наиболее благоприятный и востребованный. «И упускать эту возможность, — как подчеркнул Президент России — глупо».

И еще немного об устойчивом мифе, что якобы весь мир против России.

Все наши партнеры по БРИКС: Бразилия, Индия, Китай, Южная Африка — четыре страны, на которые вместе с Россией приходится 43% населения планеты. Если сюда причислить другие страны, которые также являются партнерами России, то получится, что большинство человечества проживают в тех странах, которые выступают за сотрудничество/партнерство с Россией, а не против нее.

Очевидно, что большая часть планеты явно не симпатизирует западному представлению однополярности мира, воспринимая жесткую и непреклонную Россию, как единственную страну, способная положить конец доминированию одних стран над другими.»

Активизация Соединенных Штатов в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), их стремление ослабить влияние России на Дальнем Востоке вызывает необходимость поиска контрмер с российской стороны. В этом плане неоценимую помощь могут оказать дружеские отношения России со своим давним партнером и одним из основных акторов в данном регионе – Китаем.


ИСТОРИЧЕСКАЯ ОСНОВА

Дружеские отношения СССР и Китая сложились со времен Японо-китайской войны (1937–1945).

В 1930-е годы СССР планомерно проводил курс политической поддержки Китая как жертвы японской агрессии. В августе 1937 года был подписан Договор о ненападении между Китаем и СССР, а с 1937 по 1941 год СССР регулярно осуществлял поставки в Китай вооружения и боеприпасов. Всего за этот период Китаю было поставлено: 1285 самолетов, 1,6 тыс. орудий, 82 танка, 14 тыс. станковых и ручных пулеметов, 1850 автомашин и тракторов.

В 1937–1941 годы в Китае работало свыше 5 тыс. советских граждан. Среди них были военные советники, летчики-добровольцы, преподаватели и инструкторы, рабочие по сборке самолетов и танков, авиационные и дорожные специалисты, мостовики, транспортники, медики и др.

Начавшаяся Великая Отечественная война и развертывание военных действий на Тихоокеанском театре привели к свертыванию сотрудничества СССР с Китаем, однако сразу же после капитуляции Германии Советский Союз начал переброску своих войск на Дальний Восток.

8 августа 1945 года СНК СССР, выполняя решения Потсдамской конференции, объявил войну Японии. Советские войска перешли в решительное наступление в Северо-Восточном Китае. В то же время по всему фронту перешли в наступление против японцев и китайские войска.

14 августа, когда стало ясно, что Квантунская армия потерпела сокрушительное поражение, японский император заявил о капитуляции Японии.

2 сентября 1945 года в Токийском заливе на борту американского линкора «Миссури» представителями США, Великобритании, СССР, Франции и Японии был подписан акт капитуляции японских ВС, а 9 сентября 1945 года китайский генерал Хэ Инцинь, представлявший одновременно правительство Китайской республики и Союзное командование в Юго-Восточной Азии, принял капитуляцию от командующего японскими войсками в Китае генерала Окамура Ясудзи.

ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД

После окончания войны дружественные отношения СССР и Китая стали крепнуть и успешно развиваться.

14 февраля 1950 года Иосиф Сталин и Мао Цзэдун подписали в Москве Договор о дружбе, союзе и взаимопомощи. Этот документ оформил самый высокий в двусторонних отношений уровень – военно-политический союз.

Уже через несколько месяцев этот союз прошел проверку на прочность в ходе Корейской войны (1950–1953). В течение трех лет, что длилась эта война, китайские «народные добровольцы» сражались с американцами и их союзниками, а СССР в это время прикрывал с воздуха «добровольцев» и промышленную базу в северо-восточных провинциях.

В дальнейшем СССР оказывал Китаю всяческую помощь, передав КНР все права по совместному управлению КВЖД, выведя свои войска с военно-морской базы Порт-Артур, отдав советское военное имущество в городе Далянь (Дальний). Полным ходом шло строительство и реконструкция 50 крупных промышленных объектов, в КНР приехали сотни советских специалистов в самых разных областях промышленности, сельского хозяйства, науки и техники, государственного управления и СМИ, а тысячи китайских студентов обучались в советских вузах.

В 1949–1956 годы при помощи СССР в Китае были созданы базовые отрасли промышленности, проведена национализация промышленности и коллективизация сельского хозяйства, развернуто массированное социалистическое строительство, вследствие чего КНР стала государством с быстро растущим темпом экономики.

С 1949 по 1969 год Китаю было поставлено вооружения и военной техники на общую сумму около 4,1 млрд долл. Кроме того, в 1949–1962 годы было передано безвозмездно 650 лицензий на производство вооружения и военной техники. За период сотрудничества в КНР было командировано 5250 военных советников и специалистов, а в вузах Минобороны СССР подготовлено 1578 китайских военнослужащих.

Однако с конца 50-х годов прошлого века начался так называемый советско-китайский раскол, вызванный приходом к власти в СССР либерально настроенных лидеров во главе с Никитой Хрущевым. В СССР началась резкая критика Сталина и проводимой им политики, что начало, как это было названо в КНР, «великую войну идей между Китаем и СССР». Кульминацией конфликта стали пограничные столкновения вокруг острова Даманский в 1969 году на реке Уссури между частями Советской Армии и Народно-освободительной армии Китая. Вследствие этих столкновений военные связи СССР и КНР были прекращены.

СОТРУДНИЧЕСТВО ВОЗОБНОВЛЯЕТСЯ

После многолетнего перерыва военно-технические связи между Россией и Китаем возобновились лишь в 1992 году на основе межправительственного Соглашения о военно-техническом сотрудничестве, подписанном 24 ноября 1992 года, и Меморандуме о понимании между правительствами России и КНР о военно-техническом сотрудничестве, который был подписан 18 декабря 1992 года. В соответствии с соглашением была образована российско-китайская комиссия по военно-техническому сотрудничеству, которая собирается один раз в год поочередно в Москве и Пекине.

11 ноября 1993 года было подписано Соглашение о военном сотрудничестве между министерствами обороны двух стран. С этого момента были установлены прямые связи между Вооруженными силами России и Народно-освободительной армией Китая.

Нормативно-правовой базой российско-китайских связей стало подписание 16 июля 2001 года в Москве президентом РФ и председателем КНР Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, который был заключен на 20 лет с возможностью автоматического продления на следующие пятилетние периоды. В соответствии с договором Россия и Китай обязались на долгосрочной основе развивать равноправное партнерство и стратегическое взаимодействие, в том числе и в военной сфере. В случае возникновения угрозы миру или угрозы агрессии Москва и Пекин незамедлительно вступают в контакт и проводят консультации в целях устранения возникшей угрозы. Договор также предусматривает совместные усилия сторон по поддержанию глобального стратегического баланса и координацию действий на международной арене в предотвращении и урегулировании конфликтов.

В рамках Договора о сотрудничестве Россией было поставлено Китаю большое количество боевой техники и вооружения.

В частности, в 1992–2000 годы Россия поставила в КНР 281 тяжелый истребитель Су-27/30, 1 тыс. управляемых артиллерийских снарядов «Краснополь», 1,2 тыс. ракет «воздух–воздух» малой дальности. Кроме того, российской стороной были переданы Китаю лицензии на производство истребителей Су-27.

В 1999–2000 годы Китай получил два эсминца проекта 956 со сверхзвуковыми противокорабельными крылатыми ракетами 3М-80Е «Москит». Стоимость сделки по эсминцам составила примерно 800 млн долл., стоимость 48 ракет – около 100 млн долл. По второму контракту в 2005–2006 годы китайским ВМС были переданы еще два эсминца усовершенствованного проекта 956ЭМ. Тогда же для этих эсминцев Китаем были закуплены четыре палубных противолодочных вертолета Ка-28, а в 2009–2011 годы – еще девять вертолетов Ка-28 и девять вертолетов радиолокационного дозора Ка-31.

В 1997–2001 годы в КНР было поставлено 35 зенитных ракетных комплексов «Тор-М1», в 2002–2003 годы – два корабельных комплекса ПВО С-300ФМ «Риф-М».

С 2000 года в КНР начали поставлять зенитные ракетные комплексы «Бук» и «Тунгуска», различные управляемые ракеты и авиабомбы, зенитные ракетные комплексы С-300 ПМУ1, танки Т-80У и др.

В 2002 году «Рособоронэкспорт» заключил контракт на поставку для ВМС КНР восьми дизель-электрических подводных лодок (ДЭПЛ) проекта 636, оснащенных ракетными комплексами «Клаб-С» (стоимость – около 1,5 млрд долл.). Последняя, восьмая, ДЭПЛ была поставлена в 2006 году.

Кроме того, в разные годы в КНР были поставлены реактивная система залпового огня «Смерч», противотанковые ракетные комплексы «Метис» и «Конкурс» и другое вооружение.

В 2011 году российская Военно-промышленная компания направила в КНР 25 машинокомплектов бронеавтомобиля «Тигр» для сборки на территории этой страны, затем Китай получил еще 25 «Тигров» и заключил контракт на поставку еще 10 машин.

В 2011–2012 годы «Рособоронэкспорт» заключил с Минобороны Китая контракт на поставку более 400 авиадвигателей АЛ-31Ф/ФН.

В 2013 году Россия и Китай подписали соглашение о поставке четырех подводных лодок типа «Лада» и договорились о закупке Китаем тяжелых двигателей 117С, военно-транспортного самолета Ил-76 и самолета-заправщика Ил-78.

В настоящее время в Китае успешно налажено производство современных систем вооружения, в том числе космической, морской, ракетно-ядерной и другой военной техники. Тем не менее без российской помощи китайскому военно-промышленному комплексу не обойтись. Китаю не удалось преодолеть отставание от России и высокоразвитых западных стран в области электронных систем, двигателестроения, корабельной и авиационной энергетики.

Учитывая, что исторически в НОАК на вооружении стояла техника в большинстве своем советско-российского производства, то исходя из национальных интересов КНР целесообразнее приобретать новейшие технологии и отдельные виды вооружения российского, а не западного производства, тем более что Россия имеет возможность такие технологии и вооружение ей предложить. В свою очередь, для России существенным является тот факт, что китайская сторона является достаточно платежеспособной.

На сегодняшний день Китай заинтересован в приобретении палубных истребителей Су-33 для своих строящихся авианосцев, новейших истребителей Су-35, управляемых авиабомб, двигателей к самолетам, крылатым ракетам и подводным лодкам, высокоточной электронике для систем наведения, гидроакустических станций, РЛС и другой технике, где заметно отставание китайских производителей от российских.

В 2015 году Китай заключил с Россией контракт на закупку зенитного ракетного комплекса С-400. В этом же году Россия и КНР подписали крупнейший авиационный контракт на закупку 24 многофункциональных истребителей Су-35. Сумма сделки оценивается не менее чем в 2 млрд долл. Китайские военные, таким образом, стали первыми иностранными заказчиками ЗРК С-400 и истребителей Су-35, до этого их эксплуатировали только ВКС России.

Следует отметить и наметившуюся кооперацию в российско-китайском военно-техническом сотрудничестве. Речь идет о совместном производстве новых тяжелых транспортных вертолетов, широкофюзеляжных самолетов, дизель-электрических подводных лодок из российских деталей с частичным использованием китайских. Кроме того, российскими и китайскими специалистами проводятся различные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области создания новых и модернизации старых образцов вооружения.

Таким образом, в настоящее время Китай заинтересован в военно-техническом сотрудничестве с Россией по следующим направлениям:

– импорт современных истребителей, авиационных и корабельных двигателей, высокоточной электроники;

– приобретение лицензий на технологии производства сложного наукоемкого вооружения и техники;

– совместные НИОКР;

– ремонт и модернизация ранее поставленного вооружения, военной и специальной техники.

Военное сотрудничество между Китаем и РФ развивается по многим направлениям, включая подготовку китайских военных специалистов: в российских вузах обучаются военнослужащие Китая, в российских учебных центрах проходят обучение экипажи подводных лодок и надводных кораблей, а также летчики и расчеты противовоздушной обороны.

Расширяется обмен военными делегациями, ежегодно проводятся совместные российско-китайские военные учения, установлен механизм консультаций по вопросам стратегической безопасности.

Проводимые российско-китайские военные учения представляют собой пример стратегического партнерства Москвы и Пекина в целях нейтрализации политики США. Благодаря сотрудничеству Россия и Китай не только наглядно демонстрируют свое единство в противостоянии с США, но и являют миру мощную силу в этом противостоянии.

В целом военно-техническое и военное сотрудничество укрепляет взаимное доверие двух стран и приводит Россию и Китай к налаживанию взаимосвязей по экономическим и политическим вопросам, а также по проблемам глобальной и региональной безопасности.

ПРИЧИНЫ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОГО СБЛИЖЕНИЯ РОССИИ И КИТАЯ


Россия и Китай идут сегодня в одном направлении. Фото Reuters


В настоящее время обстановка в Азиатско-Тихоокеанском регионе становится все более напряженной. Это связано с ядерными испытаниями КНДР, обострившимися территориальными спорами России с Японией, Китая с Японией, Вьетнамом, Пакистаном, Индией и другими странами, участившимися совместными военными учениями США, Японии и Южной Кореи.

Провозглашенная президентом США Бараком Обамой в 2011 году стратегия «Поворот к Азии» откровенно направлена против Китая и России. В Тихоокеанский бассейн стягиваются военно-морские силы США, активизируются военные договоры США с Японией, Южной Кореей и Австралией, налаживаются новые военные связи США с Вьетнамом, Сингапуром, Филиппинами, Малайзией.

На конференции по безопасности в Азии, прошедшей в июне 2013 года в Сингапуре, министр обороны США заявил о намерении Вашингтона до 2020 года передислоцировать в Азиатско-Тихоокеанский регион 60% ресурсов военно-морских и воздушных сил, базирующихся сейчас за пределами его страны.

В настоящее время Соединенные Штаты вместе со своими союзниками создают препятствия на пути развития Китая и России в АТР, сдерживают влияние Пекина и Москвы и укрепляют в нем свою гегемонию. Политика США направлена на разжигание территориальных споров и других острых проблем КНР и России в АТР. Кроме того, США предпринимается попытка не допустить Китай и Россию в спешно создаваемую ими зону свободной торговли «Транстихоокеанское торговое партнерство».

В этих условиях Россия и Китай обязаны четко определить свои позиции в интересах стабилизации обстановки в АТР.

Обе страны не приемлют проводимую США политику вмешательства в дела других государств и идею однополярного мира. Поэтому, чтобы противостоять гегемонии США, Россия и Китай вынуждены создавать свой собственный мощный альянс.

Свою лепту в сближение России и Китая вносят рискованные решения Вашингтона в начале XXI века по развязыванию войн на Среднем и Ближнем Востоке, которые привели к катастрофическим последствиям Афганистан, Ирак, Ливию и разрушили стабильность во всем мире.

ПРОТИВОСТОЯТЬ «ТРЕМ СИЛАМ ЗЛА»

Россию и Китай объединяет и сближает необходимость противостоять «трем силам зла» – сепаратизму, экстремизму и терроризму.

Россия и Китай занимают жесткую позицию по вопросам территориальной целостности своих стран и нуждаются во взаимной поддержке друг друга в отстаивании своих интересов перед мировым сообществом при ликвидации очагов сепаратизма. Для России это прежде всего Северный Кавказ, для Китая – проблема Тайваня, Тибета и Синьцзяна.

Попытки Запада организовать цветные революции в России, как это было в 2012 году на Болотной площади в Москве, и в Китае, как это было в 1989 году на площади Тяньаньмэнь в Пекине и в 2014 году в Гонконге, вынуждают обе страны искать пути противодействия внутреннему экстремизму и экспорту «мягкой силы» как самостоятельно, так и совместными усилиями.

Россия подчеркивает важность практического сотрудничества с Китаем в борьбе с радикальным исламом, особенно в зоне, прилегающей к территории двух стран, – в Центральной Азии, поскольку возможное усиление исламского экстремизма в этом регионе способно ударить по обоим государствам.

Китай озабочен влиянием, которое способен оказать радикальный ислам на его мусульманское население. Например, в Синьцзян-Уйгурском автономном округе проживает около 1 млн казахов, 375 тыс. киргизов и многие представители других центрально-азиатских народов.

Россия, в свою очередь, озабочена тем, что растущее влияние радикального ислама отрицательно скажется на миллионах русских, которые остались в странах Центральной Азии, и создаст сложные проблемы на протяженной границе с мусульманским миром.

Поэтому Москва и Пекин не могут равнодушно смотреть на проникновение в этот регион радикального ислама из других мусульманских стран, особенно Турции, Ирана, Саудовской Аравии и др.

Большое значение для России и Китая имеет взаимодействие в борьбе с международным терроризмом. В этом плане наблюдается углубление сотрудничества в рамках Региональной антитеррористической структуры Шанхайской организации сотрудничества (РАТС ШОС) и придание нового импульса укреплению договорно-правовой базы РАТС ШОС, насыщение антитеррористического взаимодействия новым практическим содержанием, что обеспечивает успешное решение Россией и Китаем вопросов безопасности и снижает риск возникновения региональных конфликтов в АТР.

СТРАШНЫЙ СОН ДЛЯ США

США и их союзники, проводя политику сдерживания России и Китая в АТР, сами подталкивают две соседние страны друг к другу.

«По мере усложнения международной обстановки активизация контактов и координации между Китаем и Россией будет становиться все более необходимой, подчеркнул глава китайского государства», – передает информагентство правительства КНР «Синьхуа».

В свою очередь, издаваемая Центральным комитетом Коммунистической партии Китая ежедневная газета «Жэньминь жибао» откровенно пишет, что «стратегическое сближение Китая и России становится якорем мировой стабильности».

Создаваемая российско-китайская ось в отличие от существующей американо-японской оси направлена на формирование многополярного мира и обеспечение глобального стратегического баланса.

В начале 2012 года в русскоязычной электронной версии газеты «Жэньминь жибао» была опубликована статья научного сотрудника Центра стратегических исследований Китая Дай Сюя под заголовком «Китаю и России следует создать Евразийский альянс». В статье, в частности, говорится: «...сближение Китая и России – это неизбежный результат стратегического давления США, а также выбор, который стороны сделали в целях собственного выживания… Китай и Россия по отдельности значительно отстают от США и лишь только вместе обладают мощной силой… Взаимодействие между Китаем и Россией не только будет способствовать продвижению безопасности и развитию двух государств, но и может привлечь внимание других стран на территории Евразии, в том числе Ирана и Пакистана, чтобы нарушить стратегические планы США в регионе…»

Эксперты предупреждают, что «вовлечение российской и китайской армий в интеграционный процесс превращает это образование в мощнейший блок, который станет даже более мощным, чем НАТО во главе с США… одно только сложение российского и китайского военного потенциалов может привести к обескураживающему для Вашингтона и его союзников результату – если военная интеграция Китая и России осуществится, то это будет серьезный противовес для существующей «всепожирающей» натовской политики».

Бесполезность противодействия (по крайней мере военного) такому союзу понимают на Западе – и озвученные американскими специалистами «проекты ядерной войны США с Россией и Китаем» останутся лишь «виртуальными учениями» американских генералов.

Не зря ведущий идеолог внешней политики США Збигнев Бжезинский предупреждал, что «сплоченность Евразии – это страшный сон для США». По его мнению, соединение политических сил в Евразии приведет к тому, что Соединенные Штаты не смогут доминировать в мире.

ВОЕННЫЙ СОЮЗ ИЛИ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО

«Несмотря на масштабную кооперацию в военной сфере, Россия и Китай не планируют создание официального военного альянса… Создание военной организации типа НАТО противоречило бы принципам, которыми руководствуются Россия и Китай. Страны намерены развивать сотрудничество в военной сфере, но не формировать блоков», – указывает аналитик Российского исследовательского центра при Государственном совете КНР Тянь Чуньшэн.

Следует заметить, что китайское руководство еще в 1982 году сформулировало линию на невступление в альянсы с великими державами, объясняя, что союзнические отношения «могут ослабить волю КНР сопротивляться негативным действиям партнера, попыткам использовать Китай в ущерб его интересам». Указывалось и на то, что подобный союз будет «препятствовать нормальным контактам с другими странами мира».

Слабой стороной военных союзов является то, что каждая страна, входящая в союз, имеет свои интересы. Поэтому создание военного союза приводит к появлению большого количества рисков. Союз ограничивает дипломатическую самостоятельность и свободу входящих в него стран, а Китай и Россия явно не намерены ставить эти факторы в зависимость от других.

В 2010 году по предложению Китая российско-китайские отношения были охарактеризованы с помощью новой формулы – всестороннее стратегическое партнерство.

«Мы считаем, что в современных быстроменяющихся условиях отношения стратегического партнерства, существующие между Китаем и Россией, наиболее уместны. Они вобрали в себя исторические уроки и опыт, наиболее оптимально соответствуют закону развития отношений обоих стран и их внутриполитическим реалиям. Такой тип отношений поддерживается и властной элитой, и народами КНР и РФ. Все это способствует долгосрочным и стабильным связям между странами, – говорится в докладе, подготовленном по результатам исследований исследовательским центром при университете Фудань и Российским советом по международным делам. – Отношения стратегического партнерства обладают функциональной эластичностью и имеют широкие возможности развития. Если Россия и Китай столкнутся с важными вопросами на международной арене, такие отношения могут трансформироваться в более тесные – союзнические, без определения взаимных долгосрочных обязательств».

Таким образом, заключать российско-китайский военный союз «нет необходимости, так как существующие отношения стратегического партнерства соответствуют уровню двухсторонних отношений, и их возможностей достаточно для ответа на возникающие вызовы и для удовлетворения условий стратегического взаимодействия».

При этом во время встречи председателя КНР Си Цзиньпина и президента РФ Владимира Путина в сентябре 2014 года китайская сторона выразила желание повысить уровень стратегического партнерства с Россией, создавать новые возможности развития с помощью взаимного обмена и оказывать совместное сопротивление внешним вызовам и угрозам. Китайско-российская сплоченность призвана противостоять внешнему давлению и угрозам, сохранить стратегический баланс и международную стабильность.

СОВМЕСТНОЕ РЕШЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПРОБЛЕМ

Китай и Россия имеют общие интересы и придерживаются сходных позиций по широкому кругу международных проблем (многополярность и полицентричность мира, пути урегулирования ситуаций в ряде проблемных стран и регионов и др.).

«Россия и Китай создали совместные механизмы решения международных проблем, часто выступают с общими глобальными инициативами. Основной многосторонней региональной площадкой является ШОС, с 2002 года действует ее региональная антитеррористическая структура. В перспективе подобную роль, но уже на глобальном уровне сможет играть объединение БРИКС», – считает кандидат исторических наук Олег Тимофеев.

В 2011 году российско-китайский тандем продемонстрировал единство при голосовании в ООН резолюции по Сирии.

Китай поддержал действия России в связи с евромайданом, украинским госпереворотом и прочими событиями на Украине. 21 ноября 2014 года МИД КНР прямо заявил, что Китай поддерживает подход России к урегулированию украинского кризиса. Об этом сообщил журналистам исполняющий обязанности директора департамента Европы и Центральной Азии МИД КНР Гуй Цунюй. Кроме того, Гуй Цунюй одобрил воссоединение Крыма с Россией. «Мы хорошо знаем историю принадлежности Крыма», – заявил представитель Китая.

В свою очередь, Россия поддерживает принцип территориальной целостности КНР. После принятия Китайской Народной Республикой в марте 2005 года закона «О противодействии расколу страны» МИД РФ высказал «понимание мотивов» принятия данного закона. По словам официального представителя МИД РФ Александра Яковенко, «мы считаем, что в мире существует только один Китай, неотъемлемой частью которого является Тайвань».

Не отстранился Китай от России и в решении проблемы сирийского кризиса. Как пишет австрийская газета Presse, кроме российского, иранского и американского вооружения, в Сирию поставляется и китайское. Также КНР поставляет вооружение в Иран, являющийся союзником сирийского президента Башара Асада.

Китай четырежды блокировал антисирийские резолюции в Совбезе ООН. А 14 ноября 2015 года представители китайской дипломатии подключились к переговорам в Вене по сирийскому урегулированию.

В настоящее время совместные усилия России и Китая направлены на решение ракетно-ядерной проблемы КНДР в рамках шестисторонних переговоров.

В целом на современном этапе российско-китайские международные взаимоотношения характеризуются широким спектром областей взаимодействия, включающих интенсивные контакты на высшем уровне, сотрудничество в Совете Безопасности ООН, совместное участие в международных и региональных организациях, таких как ШОС, АТЭС и БРИКС.

БАЗОВАЯ ГАРАНТИЯ ДЛЯ ПОДДЕРЖАНИЯ МИРА НА ПЛАНЕТЕ

В настоящее время достигнутый уровень российско-китайских отношений отвечает современным потребностям обеспечения национальной безопасности России и Китая.

23 августа 2015 года в статье для «Российской газеты» министр иностранных дел РФ Сергей Лавров отметил, что российско-китайские отношения «являются наилучшими за всю историю и продолжают поступательно развиваться».

«Россия и Китай нуждаются друг в друге, – отмечает политолог Тимофей Бордачев. – Для Москвы Пекин – крупнейший за всю историю международный политический партнер, на которого можно опереться. А для Китая Россия – гарантия того, что его никто не раздавит на политической арене».

В перспективе Москва и Пекин будут способны изменить модель поведения любого государства, если его действия будут нести угрозу современному миру.

При этом лидеры в Пекине и Москве неоднократно заявляли, что «российско-китайское сближение не направлено против третьих стран, в том числе и против США, и это верно в том смысле, что США и Запад не рассматриваются ни Китаем, ни Россией в качестве врага. Напротив, обе стороны крайне заинтересованы в экономическом и политическом сотрудничестве с Западом. Оно является важнейшим фактором развития обеих стран и, следовательно, полностью соответствует их стратегическим целям».

В заключение приведем еще одну цитату из статьи Дай Сюя в «Жэньминь жибао»: «Взаимодействие Китая и России предоставило базовую гарантию для поддержания мира на планете в XXI веке».