Александр Викторович Зайцев. Биографическая справка. Закрыть свой дом и не найти ключа

Остается лишь пройти до конца весь этот путь.

Александр Зайцев, "Караван".

Во вторник, 25 ноября, стали известны имена подозреваемых в убийстве бывшего клавишника группы "Машина времени" Александра Зайцева, который играл в коллективе с 1982 по 1989 год. Четверо злоумышленников – некие Виктор Государев из Ивановской области, Аляр Гаджиев, Мужсик Мамедьяров и Таги Байрамов из Азербайджана – дали признательные показания. Предположительно, музыкант был убит преступниками с целью скрыть факт присвоения ими квартиры Зайцева. Однако сами они настаивают на том, что убили Зайцева в ходе бытовой ссоры. Как бы то ни было, подозреваемые арестованы.

Александр Зайцев, который в 1982 году был приглашен в "Машину времени" на место ушедшего из группы клавишника Петра Подгородецкого, окончательно покинул коллектив в 1990 году. На увольнении клавишника настоял вокалист "Машины" Андрей Макаревич. Причина отправления Зайцева в отставку была самая что ни на есть рокенрольная – злоупотребление алкоголем и наркотиками. После ухода из группы Зайцев, который не только играл в "Машине", но и писал музыку к художественным фильмам и мультфильмам, а также стихи, некоторые из которых стали песнями, пить не бросил.

По версии следствия, именно пристрастие Зайцева к алкоголю послужило причиной возникновения отношений между ним и членами преступной группы, которые похищали, а затем убивали одиноких москвичей. Предположительно, владельцев квартир спаивали и увозили в Ивановскую область. Затем заставляли отказаться от прав на свою московскую квартиру, передав право владения жилплощадью другому человеку.

Точно такая же схема была применена преступниками к Зайцеву. С декабря 2006 года по апрель 2007 года злоумышленники занимались переоформлением московской квартиры бывшего клавишника "Машины времени", которая находится в доме номер пять по Днепропетровской улице, на имя Аляра Гаджиева. Байрамов же, по предположению следователей, помогал Гаджиеву стать новым собственником квартиры музыканта с помощью поддельных документов. Позднее квартира была продана некоему жителю Москвы.

Александр Зайцев родился в Москве 30 января 1958 года. C 1964 по 1974 год пел в Московской капелле мальчиков при институте имени Гнесиных. С 1977 по 1981 год учился во МГИКе. С 1978 по 1981 год играл в вокально-инструментальном ансамбле "Коробейники". Наибольшую известность получил, играя на клавишных в составе рок-группы "Машина времени", к которой присоединился в 1982 году. После увольнения из группы Андрея Макаревича давал частные уроки музыки.

Сам Зайцев был вывезен из Москвы в Калужскую область. В апреле музыкант обратился в калужскую милицию с жалобой на неких людей, которые поили его водкой и просили подарить им квартиру.

Как отмечает газета "Коммерсантъ" , участковый одного из отделений калужской милиции отправил Зайцева в больницу "в тяжелейшем состоянии". Что именно было с клавишником и почему представители органов правопорядка оставили заявление музыканта без внимания, неизвестно. Однако впоследствии именно с помощью этого заявления Зайцева и были установлены имена подозреваемых. По версии следствия, узнав о том, что Зайцев обращался в милицию, злоумышленники приняли решение перевезти музыканта в Ивановскую область.

"Машина Времени", 1985 год. Фото с сайта mashina-vremeni.com

По одним данным, Зайцев был вывезен из Москвы в город Юрьевец Ивановской области в мае 2007 года, по другим – в сентябре. В Юрьевце его удерживали в квартире, снятой Мамедьяровым и Государевым. Именно в этой квартире в мае 2008 года музыкант был убит.

"Коммерсант" также отмечает, что об исчезновении Александра Зайцева в правоохранительные органы сообщили его родственники. Якобы сестра музыканта вспомнила, что видела его в последний раз в сопровождении незнакомых ей мужчин. По факту исчезновения экс-клавишника группы Макаревича сначала завели розыскное, а затем уголовное дело по 105 статье уголовного кодекса ("убийство").

Александр Зайцев написал для "Машины времени" песню "Он был первым из первых" и исполнил для нее вокальную партию. Композиция вошла в магнитоальбом "Чужие среди чужих", но официально так и не была издана. В 90-е годы Зайцев выпустил книгу своих стихов "Не для всех", к которой Андрей Макаревич написал вступительное слово.
Зайцев является автором музыки к фильмам "Скорость" ("Ленфильм", 1983 г.); "Прорыв" ("Ленфильм", 1985); "Без мундира" ("Ленфильм", 1987); "Псы" ("Панорама", 1989); "Арифметика убийства", ("Панорама", 1991). Он также написал музыкальное сопровождение к трем сериям мультипликационного сериала "Обезьянки", режиссером которого был Леонид Шварцман.

Непосредственным убийцей Зайцева считается житель Ивановской области Виктор Государев. Как стало известно корреспондентам "Газеты" , Государев уже признался в том, что именно он убил музыканта, и показал оперативникам место захоронения останков Зайцева. Тело клавишника было найдено 21 ноября 2008 года на берегу Волги в окрестностях Юрьевца. Преступники рассказали, что Зайцев был убит в результате бытовой ссоры. Однако следствие считает, что преступление было спланировано.

Тело Зайцева было эксгумировано и направлено на генетическую экспертизу. Официальной информации о том, что останки, найденные на берегу Волги, принадлежат бывшему участнику "Машины времени", пока нет. По сведениям "Газеты", идентификация может занять около месяца. Впрочем, следствие считает экспертизу формальной процедурой. Также будет проведена судебно-медицинская экспертиза, которая поможет установить причину смерти музыканта.

Как стало известно журналистам "Коммерсанта", Государеву инкриминируется убийство Александра Зайцева, Мамедяров обвиняется в пособничестве и укрывательстве преступления (статья 316), а Гаджиеву и Байрамову предъявлены обвинения в мошенничестве (статья 159).

После того как оперативники обнаружили тело убитого, бывшие коллеги Александра Зайцева - участники группы "Машина времени" – выразили соболезнования родным и близким музыканта, разместив на официальном сайте коллектива новость об аресте подозреваемых в совершении преступления.

Никто в одиночку не добивался успеха на сцене. И «Машина времени» - не исключение

Очень скоро самая знаменитая группа советской рок-сцены будет отмечать свое сорокапятилетие. Состав ее за эти годы менялся, уходили даже те, кто проработал десятилетия (Петр Подгородецкий и Евгений Маргулис). Уходят и другие люди, без которых невозможно представить себе историю «Машины» - или она была бы иной. Пора вспомнить этих людей, потому что они, к сожалению, ушли навсегда.

Александра Зайцева, клавишника «Машины времени», человека очень талантливого, пережившего и период безумной популярности, и полную безвестность, родные последний раз видели живым в сентябре 2007 года. 3 сентября 2008 года в своей квартире в далеком канадском городе Торонто умер один из основателей группы - Сергей Кавагое. А год назад, 14 сентября 2012 года, не стало Максима Капитановского, первого настоящего барабанщика «Машины».
Я дружил с ними на протяжении многих лет.

Кава

Вообще-то Кавагое он был только по паспорту, фамилия его, происходящая от названия старинного японского замка, а впоследствии города, заканчивается на букву «э». Для людей, владеющих только русским языком, особенно в советские времена, она была настолько необычной и непонятной, что официальные лица именовали его то Кавагос, то Кавадос, считая, что Кавагое - слово среднего рода и фамилией быть не может. Тем не менее сын переводчика японского посольства в Москве и, как сейчас принято говорить, «матери-россиянки» с гордостью носил свою фамилию, время от времени терпеливо объясняя непонятливым ее происхождение.

Андрей Макаревич и Сергей Кавагое не были одноклассниками - это легенда. Андрей жил на Волхонке, потом на Комсомольском проспекте, Японец (его прозвище позднее сменилось на Кава) - на Университетском проспекте, и до 1969 года два будущих лидера первой настоящей русскоязычной рок-группы, перешагнувшей уровень самодеятельности и ставшей настоящим явлением на не очень богатой в то время отечественной сцене, не подозревали о существовании друг друга.

В течение десяти лет они не просто дружили и вместе выступали. Они, скорее, дополняли друг друга, будучи людьми совершенно разного темперамента и образа мыслей. Спорили, ругались, снова встречались, репетировали, играли концерты, и в очередной раз их мнения о творчестве и его перспективах не совпадали.

Кава участвовал во всех наиболее значимых событиях семидесятых: триумфальных поездках в Таллин и Питер, в первых записях группы. Играл он практически на всех инструментах: гитаре, бас-гитаре и даже органе фирмы Ace Tone. Но главным его инструментом были барабаны, на которых он научился играть, когда весной 1972 года в армию забрали Максима Капитановского. Играл он очень точно и плотно, и со временем это стало фирменным звуком «Машины». А потом последовал распад коллектива. Последний концерт «Машины времени» в составе Макаревич-Кавагое-Маргулис-Воронов (Саша Бутузов по прозвищу Фагот читал стихи и прозу между песнями) состоялся весной 1979 года в доме культуры на станции Фабричная за 40 километров от Москвы (ближе «машинистов» в то время не пускали).

Почему они разошлись? У каждого из участников самой успешной неформальной советской группы была своя версия. Макаревич говорил о «творческих разногласиях», Кавагое не очень устраивало лидерство Андрея (появившееся словосочетание «Андрей Макаревич и «Машина времени» для него было все равно что «Пол Маккартни и «Битлз»). И у Евгения Маргулиса было особое мнение. Закончилось все тем, что Кавагое, Маргулис, некогда участник «Машины» Алексей Романов и двоюродный брат Макаревича Алексей собрались в группу «Воскресенье», записавшую пару великолепных альбомов (в записи участвовали еще Андрей Сапунов и Петр Подгородецкий). Андрей Макаревич же, как известно, вместе с Александром Кутиковым, Валерием Ефремовым (они в то время были ритм-группой «Високосного лета») и уже упоминавшимся Подгородецким реанимировал «Машину» и вывел ее на новый уровень.

Все, что происходило с Сергеем Кавагое после довольно скорого распада «Воскресенья», можно описать так: он надеялся, искал и не находил. В 1983 году вместе с Маргулисом он создал группу, которая по всем прикидкам должна была получить приставку «супер». В компанию вошли бывший гитарист «Аракса» и многолетний руководитель ансамбля «Рецитал» Юрий Шахназаров, очень сильный клавишник Кирилл Покровский (потом он играл в «Арии») и Дима Рыбаков, числившийся в «Машине времени» рабочим, но придумывавший очень симпатичные песни. Был записан очень качественный для тех лет альбом, который, как и группа, получил название «Наутилус» (дело было за несколько лет до появления «Наутилуса Помпилиуса» в Свердловске). Но гастрольная деятельность у группы не задалась. А после того как весной 1984 года Генеральный секретарь ЦК КПСС Константин Черненко упомянул о появлении «музыкальных ансамблей с программами сомнительного свойства», «Наутилус» по каким-то причинам попал в «черный список», что автоматически предусматривало отсутствие теле- и радиоэфиров, гастрольных поездок и официального распространения записей. Более того, они «не рекомендовались к воспроизведению» даже на танцах в клубах и дворцах культуры. Была в их песнях «политика» или не было ее - уже никого не волновало.

«Наутилус» то распадался, то снова собирался, музыканты его играли то у Юрия Антонова, то в цыганском ансамбле «Джанг». Последнее шоу выглядело очень комично: на сцене вживую играла группа в составе японца Кавагое за барабанами, еврея Маргулиса на басу, эстонца по имени Тыну на рояле и блестящего гитариста Сергея Дюжикова. А по сцене бегали Николай Эрденко и члены его клана с невключенными гитарами и пели что-то свое - цыганское. Потом, в годы перестройки, «Наутилус» все-таки выпустили в люди. Но было поздно. И эта группа, и последовавший за ней «Шанхай» оказались не самыми удачными проектами.

И тут Сергей Кавагое решился на отчаянный шаг - переехал на родину предков, в Японию. Японского языка, даже разговорного, он практически не знал, немного разговаривал лишь по-английски. Первый год занимался тем, что продавал компакт-диски в фирменном магазине «Тауэр рекордс», а потом решил переквалифицироваться в преподаватели русского языка. Для человека с незаконченным высшим образованием (Кава закончил два или три курса Института стран Азии и Африки при МГУ им. М.В. Ломоносова) дело было довольно сложным. Нужен был либо «левый» диплом (а в 1991 году достать его было непросто), либо «научные труды». С «трудом» помог Максим Капитановский. В принесенной мамой Сергея брошюре - пособии по изучению русского языка для иностранцев - была заменена обложка. На новой среди нескольких авторов волшебным образом (с использованием качественного принтера) появилась фамилия Кавагое. И руководители Токийского института русского языка поверили! Кава стал получать раза в три больше и именоваться профессором.

Сергей Кавагое преподавал в Японии несколько лет, но потом перебрался в Канаду. На исторической родине он тяготился отказом от любимых хобби (охоту и рыбалку в Японии могут позволить себе только очень богатые люди), жизнью в маленькой квартирке (с женой и сыном-школьником они жили в 14-метровой комнате). А преподавать русский язык для «канадских японцев» было намного проще, да и пригороды Торонто - места более привычные для наших граждан…

В марте 2001 года в Торонто Сергей Кавагое после 22-летнего перерыва вышел на сцену вместе с «Машиной времени», сыграв на барабанах в песне «Марионетки». К сожалению, это случилось в последний раз…

Затем в течение нескольких лет Каву преследовали семейные неурядицы (развод и не самая удачная женитьба), депрессия и увлечение алкоголем (хотя он никогда его не избегал). Сергей, несомненно, хотел вернуться в Европу, в Россию или Чехию, писал мне и другим своим друзьям об этом. Приехал он в Россию только один раз - на похороны отца. Мы встречались с ним тогда. И он в шутку говорил: «Найди мне какую-нибудь опрятную старушку или не совсем старушку, хочу жить здесь». Но, пробыв в Москве около месяца, вернулся в Канаду. А 3 сентября 2008 года умер у себя дома в ванной. Причина - острая сердечная недостаточность.

Недавно на сайте одного билетного агентства я прочитал объявление: «БИЛЕТЫ НА КОНЦЕРТ КАВАГОЭ, СЕРГЕЙ СИРОВИЧ В МОСКВЕ. 2013. На данный момент нет актуальных концертов Кавагоэ, Сергей Сирович в Москве. Оставьте ваши контакты, и мы свяжемся с вами, как только появится обновленная афиша Кавагоэ». Мне так хотелось бы, чтобы со мной связались…

Александр «Полковник» Зайцев

Александр Зайцев работал клавишником группы «Машина времени» почти девять лет: с 1982 по 1990 год. Кроме инструментальных партий, немного пел, написал стихи к трем песням «Машины»: «Караван», «Он был первым из первых», «Пьесы и роли», музыку для нескольких игровых и мультипликационных фильмов. Объездил с гастролями весь СССР и с десяток зарубежных стран. Считалось, что, будучи не самым сильным музыкантом, он использовал свои способности и возможности инструментов по максимуму. Андрей Макаревич говорил о нем: «Заяц играет: ни прибавить, ни убавить». Он был талантлив и органичен, но, как многие творческие люди, противоречив и подвержен внешнему влиянию. Иногда не самому позитивному.

Александр Зайцев появился в «Машине» в конце 1981 года. Андрей Макаревич искал замену ушедшему Петру Подгородецкому. Кто-то из коллег, по-моему гитарист Вадим Голутвин, посоветовал ему Зайцева, который, получив в 1981 году диплом дирижера академического хора в Московском государственном институте культуры, имел уже опыт работы в вокально-инструментальных ансамблях «Ритм» и «Коробейники».

Прозвище Полковник он получил от Александра Кутикова за то, что любил ходить в длиннополой офицерской шинели без погон, а иногда носил гимнастерку и даже галифе с сапогами. Погоны, кстати, я ему подарил в 1983 году, и он возил их с собой на гастроли как талисман. Полковник был человеком необычным: увлекался восточной философией и книгами Ницше и подозревал в себе скрытого вегетарианца.

Апрель 1985 года. Гуляем с Зайцевым по Ижевску, беседуем. И тут он говорит: «Представляешь, я вчера зашел во-от в ту «Кулинарию», купил вареную свеклу в полкило и прямо на улице ее съел! У меня потом руки были красными и рот, как у вампира». Я спрашиваю Сашу, не стал ли он по случаю вегетарианцем. А он говорит: «Я сам всю ночь об этом думал. На вегетарианство не похоже. Надо бы Фрейда почитать…» Приехав в Москву, я подарил Полковнику «Основы психоанализа» Зигмунда Фрейда.

С личной жизнью у Зайцева не очень ладилось. В 1985 году он очень тяжело расставался с любимой женщиной и сильно переживал. А потом, когда у «Машины» появился свой балет, в него пришла бывшая солистка ансамбля эстрадного танца «Сувенир» Галя Ермилова. Те, кто видел концерты «Машины» тех лет или их записи, помнят ее по сольному номеру в песне «Она идет по жизни смеясь». Она не была «девушкой без прошлого», сын Тео (Теодор) родился у нее от Вейланда Родда - известного в советские времена чернокожего джазового певца. Тео пошел в папу и тоже отличался от сверстников цветом кожи. Но Сашу Зайцева это не особенно волновало. Он влюбился в Галину, и в 1987 году они стали мужем и женой. Семейное счастье продолжалось не очень долго. Помню, как уже в сентябре 1988 года Галина приезжала ко мне и просила поговорить с Полковником относительно того, чтобы пройти курс лечения от алкоголизма. По ее словам, он, выпивая, часто не контролировал себя. Говорить на эту тему с Сашей было сложно, тем более что он пристрастился и к наркотикам.

Именно наркотики стали причиной того, что он покинул «Машину времени». Весной 1990 года, когда группа готовилась к большим концертам во дворце спорта «Крылья Советов» в Сетуни, Зайцев просто пропал. Макаревич не без оснований считал, что Полковник «завис» у своих друзей-наркоманов, и через три дня бросил всякие попытки его отыскать (все больницы и морги уже обзвонили).

Андрей позвонил Маргулису и Подгородецкому, пригласил помочь отработать концерты. Несколько дней шли репетиции, бывшие участники группы вписались в состав, как будто из него и не уходили. Зайцев пришел в день концерта, чисто выбритый, относительно свежо выглядевший. Спросил у меня, где гримерка «Машины». Пошел туда, но был остановлен Валерием Голдой, директором группы, который сказал, что в услугах Зайцева «Машина времени» больше не нуждается. Не знаю, говорил ли об этом с ним Макаревич, но с того времени они практически не общались. А Подгородецкий с Маргулисом остались. Первый - на 9 лет, второй - на 22…

После «Машины времени» никакой серьезной работы у Саши не было. Он развелся с женой, пытался что-то писать, где-то сольно выступать. Но без «Машины» его творчество интересовало лишь ограниченное количество людей. Потом он торговал на рынке «Горбушка» компакт-дисками. В середине 1990-х бывший администратор «Машины времени» Егор Кривобородов, ставший ресторатором, взял Зайцева на работу в клуб-ресторан МХАТ. Тот придумывал названия блюд (селедочное ассорти «Три сестры», лангет «Дядя Ваня» и прочее), иногда играл на рояле. Я видел его последний раз в самом конце девяностых.

Большую часть своей жизни Саша Зайцев прожил в двухкомнатной квартире в Чертанове, вместе с мамой. Когда появились относительно большие деньги (наркотики и алкоголь съедали не все), он снимал жилье, потом вместе с другими членами группы вступил в нечто вроде кооператива под названием «Молодежный жилищный комплекс «Сабурово». «Машина», насколько я помню, в 1987-1989 годах перечисляла туда гонорары от концертов, а строители должны были выделить артистам квартиры. Реально воспользовался новым жильем только Зайцев. При разводе квартира осталась его жене Галине, а Полковник вернулся в свою «двушку» в Чертанове.

Скорее всего, она и стала причиной гибели артиста. После смерти матери в 2005 году Зайцев сдавал одну из комнат квартирантам. Люди были разные, в основном приезжие. Они оплачивали коммуналку, иногда кормили бывшую звезду советского рока и поили. Затем вывезли в Ивановскую область и убили. Последний раз родные видели Александра Зайцева живым шесть лет назад, в сентябре 2007 года.

Понимал ли Саша Зайцев, что происходит с ним и вокруг него? Мне кажется, что при его склонности к самоанализу он не мог этого не понимать. Но и сделать с собой тоже ничего не мог.

В его книжке стихов «Саша Зайцев. Стихи не для всех» есть такие:

Где же: Прекрасное, Доброе, Вечное,

Белые Птицы Надежды,

Добрые феи пути звездно-млечного,

Боготворимые прежде?



Меркнет мой разум, покинутый Вами,

Тонет во мраке безверия.

То, что когда-то было словами,

Было закрытою дверью.



Богом закрытой, но я,

Возомнивший, 
ждущий уединения,


Счел себя вправе, поверивши Ницше,

Перешагнуть, встав над мненьем…

И за порогом духовной свободы,

C четками ценностей века,

Я, превращая мгновения в годы,

Гробил в себе человека…

Максим Капитановский

Макс был музыкантом хорошего класса, начинавшим свою карьеру в конце шестидесятых в группе «Второе дыхание». А в 1971 году в его жизнь вошла группа «Машины времени» (название группы с 1969 года; с 1973 года - «Машина времени». - Ред. ). Вернее, он пришел в нее сам. Случилось это, как он мне рассказывал, следующим образом: «В те времена рок-музыка в качестве профессии не существовала, поэтому ребята, игравшие в группах, как правило, учились или работали. Я, например, трудился на оборонном заводе и учился в МГУ. А моим коллегам по «Второму дыханию» Игорю Дегтярюку и Коле Ширяеву было проще: учеба и работа для них существовали чисто формально. И как-то раз, придя на репетицию, я обнаружил, что они уехали на гастроли. И не с какой-то рок-группой, а с самой что ни на есть эстрадной певицей Тамарой Миансаровой. Не то чтобы я обиделся, нет. Все равно родной завод меня никуда не отпустил бы. Но я взял свои барабаны и пришел с ними в «Машины времени». И был принят в штат. Идиллия совместного творчества продолжалась меньше полугода. В мае 1972-го меня «разбронировали», отчислили из МГУ и отправили служить на китайскую границу…»

Максим Капитановский считал, что это произошло из-за того, что 1 июня 1971 года московские хиппи устроили демонстрацию и он вместе с несколькими сотнями «неформалов» попал тогда в отделение милиции. А срочный призыв в армию накануне визита в Москву Президента США Никсона был превентивной мерой (служить на Дальний Восток отправили более двухсот человек из тех, кого задержали 1 июня 1971-го).

Вообще-то Максиму сам бог велел стать кинематографистом: он был актерски одарен и знал кинопроцесс (его отец Владимир Капитановский был сценаристом и режиссером документального и игрового кино). Но его встреча с этим миром состоялась только в начале нынешнего века. А в семидесятые Макс, вернувшись из армии, стал барабанщиком вокально-инструментального ансамбля «Добры молодцы», а потом - «Лейся, песня». «Лейся, песня» вообще была коллективом легендарным. Руководителем там работал Михаил Шуфутинский, но на сцену он не выходил. Если что-то нужно было показать на репетиции, наигрывал мелодию на рояле. А солистами ансамбля были будущие звезды Николай Расторгуев и Валерий Кипелов. Вот в такой компании Капитановский и провел несколько лет. А когда Михаил Шуфутинский уехал по израильской визе в Австрию, а потом в США, «Лейся, песня» практически распалась. И Максим, по его собственному признанию, стал «проживать накопленную за годы «чеса» жировую прослойку».

В 1984 году звукорежиссер «Машины времени» Наиль Короткин слег с аппендицитом, и Андрей Макаревич позвонил Максиму: «Ты ведь вроде занимался звуком? Может быть, съездишь с нами на гастроли?» Максим согласился, и в первый же вечер выяснилось, что звукорежиссерскую работу он выполняет гораздо лучше своего предшественника. И стал снова трудиться в «Машине», но уже в новом качестве, и прошел с ней весь путь от полуподпольной группы (в 1984 году «Машине времени» еще не разрешали официально работать в Москве) до славы и признания начала 1990-х.

Таланты Максима Капитановского были разнообразны и удивительны: он часто работал на концертах в качестве конферансье или ведущего, писал стихи, прозу, и я, например, не знаю лучшего рассказчика.

В середине 1980-х годов я предложил ему написать в соавторстве книгу о «Машине времени». Мы даже набросали план и отметили начало работы в ресторане «Пекин». А потом Макс сказал, что надо бы показать наш план Макаревичу - вдруг он обидится, что без его ведома что-то готовится. Я отдал экземпляр плана Андрею, который одобрительно хмыкнул и сказал: «Ну-ну». Закончилась история тем, что Макс отбыл на гастроли, я засел за работу над диссертацией, а Макаревич со временем издал автобиографическую книгу «Все очень просто».

Максим совсем не обиделся и написал замечательное произведение, которое назвал «Все очень непросто». Вышла книга тиражом раз в десять больше той, что издал Андрей, и, если бы не неразбериха начала девяностых, могла бы стать супербестселлером. А так это просто прекрасная книга, читать которую - одно удовольствие. Она через много лет была переиздана вместе с другими прозаическими произведениями Максима.

Несмотря на то что в 1994-м они расстались не очень мирно, Максим не только не разругался с Макаревичем, но и продолжал с ним общаться. В результате стал главным редактором газеты «Смак», причем успешно выпускал ее года три-четыре. А потом трудился музыкальным обозревателем в «Вечерней Москве».
Казалось бы, карьера Макса тогда пошла на спад: он работал хотя и уникальным, но почти рядовым журналистом, параллельно делал сценарии корпоративов, писал прозу…

Но десять лет назад Капитановский решил круто изменить свою жизнь и заняться кино. Вы не пробовали менять все сразу в 53-летнем возрасте? А Максиму это удалось. Один за другим с 2003 года начали выходить его документальные фильмы «Пол Маккартни. 73 часа в России», «Во всем прошу винить «Битлз», «Не стреляйте в музыкантов!», «До видео», «Не бросайте пять копеек!», «Уик-энд в Казани», «Уик-энд в Казани. Экскурсия в детство».

19 января 2012 года Максим пригласил меня в Дом кино на премьеру своего нового фильма «Таймашин. Рождение эпохи». Были прошлые и нынешние звезды рока и блюза, в буфете разливали ностальгический портвейн и кормили сырками «Дружба», на сцене играли группы из шестидесятых-семидесятых - «Оловянные солдатики», «Старая Гвардия», «Второе дыхание», «Удачное приобретение» (вместе с Макаревичем). И фильм понравился всем. Погружение в эпоху удалось. К сожалению, это был последний фильм Максима Капитановского, восьмой за девять лет.

***

Все они ушли - Сергей, Саша, Максим. «Машина времени» остается. Но никогда она не стала бы тем, что есть - знаком целого поколения, - если бы не они.


поделиться:
Коллективы

ВИА «Ритм»,
ВИА «Коробейники»,
«Машина времени »

Алекса́ндр Ви́кторович За́йцев (30 января 1958 года , Москва - 30 мая 2008 года , Юрьевец , Ивановской области) - российский музыкант, поэт.

Наибольшую известность получил, играя в группе «Машина времени » на клавишных инструментах. Дата смерти неоднозначна: на могиле Александра проставлено 30 мая 2007 года , что противоречит данным СМИ , согласно которым родные последний раз видели его живым в сентябре 2007 года, а убит он был в мае 2008.

Творческая биография

Внешние изображения

С 1964 по 1974 годы пел в Московской капелле мальчиков при .

1978-1981 работал в ВИА «Коробейники» , солисткой которого была Ирина Понаровская .

Кутиков уважительно звал Сашу полковником. И не только потому, что Зайцев частенько выступал в купленной на рынке армейской шинели.

Из группы был уволен Андреем Макаревичем в 1990 году . О причине увольнения тогда ничего не сообщалось, гораздо позже в опубликованных воспоминаниях нескольких близких к группе людей было сказано, что Зайцев к тому времени злоупотреблял алкоголем и наркотиками , прогуливал репетиции и был уволен после того, как исчез из виду на месяц перед важным концертом, что вынудило группу спешно искать клавишника (в результате в группу вернулись Подгородецкий и Маргулис).

Заяц поступил тогда, как настоящий дурак. Запил, закололся, исчез, а потом вернулся, чуть ли не за полчаса до первого концерта во Дворце спорта, розовый, чисто выбритый, да ещё и нахамил Макаревичу, считая, что ничего плохого не сделал. И это после того как группа, разыскивая его, целую неделю обзванивала больницы, морги и т. п. Конечно, его сразу уволили.

М. Марголис. «Затяжной поворот». Интервью М. Капитановского

Тем не менее его алкогольная и наркотическая зависимости все усугублялись и с 2003 года Зайцев прекратил всякую творческую деятельность, так как окончательно спился и стал наркоманом.

Исчезновение и смерть

В ноябре 2008 года были задержаны трое (по другим источникам - четверо) выходцев из Азербайджана , членов преступной группы, занимавшейся похищениями и убийствами граждан с целью завладения их квартирами. Задержанные признались в убийстве Александра Зайцева, которое, по их показаниям, произошло в мае 2008 года, в городе Юрьевце Ивановской области, в доме одного из задержанных. Как установило следствие, ещё задолго до убийства Александра преступники изготовили поддельные документы на право владения его московской квартирой и продали её некоему жителю Москвы. Преступники опознали убитого по фотографии, показали место в окрестностях города Юрьевца, где закопали тело. 21 ноября 2008 года тело было эксгумировано . По предположению следствия, Зайцев был не единственной жертвой этой преступной группы.

Семья

Хобби и личные пристрастия

Его любимым альбомом «Машины времени» был «Реки и Мосты »

Музыка для кино

Написана музыка для кинофильмов режиссёра Дмитрия Светозарова :

  • - Скорость
  • - Прорыв
  • - Без мундира
  • - Псы
  • - Рок и фортуна
  • - Арифметика убийства

Написана музыка для спектаклей и мультипликационных фильмов.

Музыка для мультфильмов

Александр Зайцев написал музыку для нескольких мультипликационных фильмов из сериала Обезьянки :

  • - Обезьянки. Гирлянда из малышей
  • - Как обезьянки обедали
  • - Обезьянки и грабители

Озвучивание мультфильмов

  • - Премудрый пескарь - читает текст
  • - Перфил и Фома

Фильмография

  • - Начни сначала (эпизод)
  • - Рок и фортуна

Дискография

  1. 1982 - Бег по кругу
  2. 1984 - Чужие среди чужих
  3. 1985 - Рыбка в банке
  4. 1985 - Караван
  5. 1989 - Машине времени - ХХ! (запись 1989)
  6. 1995 - Кого ты хотел удивить? (Записи 1980-х) аранжировка .

Напишите отзыв о статье "Зайцев, Александр Викторович"

Примечания

Ссылки

  • на Last.fm

Отрывок, характеризующий Зайцев, Александр Викторович

– Нет, я поеду, непременно поеду, – сказала решительно Наташа. – Данила, вели нам седлать, и Михайла чтоб выезжал с моей сворой, – обратилась она к ловчему.
И так то быть в комнате Даниле казалось неприлично и тяжело, но иметь какое нибудь дело с барышней – для него казалось невозможным. Он опустил глаза и поспешил выйти, как будто до него это не касалось, стараясь как нибудь нечаянно не повредить барышне.

Старый граф, всегда державший огромную охоту, теперь же передавший всю охоту в ведение сына, в этот день, 15 го сентября, развеселившись, собрался сам тоже выехать.
Через час вся охота была у крыльца. Николай с строгим и серьезным видом, показывавшим, что некогда теперь заниматься пустяками, прошел мимо Наташи и Пети, которые что то рассказывали ему. Он осмотрел все части охоты, послал вперед стаю и охотников в заезд, сел на своего рыжего донца и, подсвистывая собак своей своры, тронулся через гумно в поле, ведущее к отрадненскому заказу. Лошадь старого графа, игреневого меренка, называемого Вифлянкой, вел графский стремянной; сам же он должен был прямо выехать в дрожечках на оставленный ему лаз.
Всех гончих выведено было 54 собаки, под которыми, доезжачими и выжлятниками, выехало 6 человек. Борзятников кроме господ было 8 человек, за которыми рыскало более 40 борзых, так что с господскими сворами выехало в поле около 130 ти собак и 20 ти конных охотников.
Каждая собака знала хозяина и кличку. Каждый охотник знал свое дело, место и назначение. Как только вышли за ограду, все без шуму и разговоров равномерно и спокойно растянулись по дороге и полю, ведшими к отрадненскому лесу.
Как по пушному ковру шли по полю лошади, изредка шлепая по лужам, когда переходили через дороги. Туманное небо продолжало незаметно и равномерно спускаться на землю; в воздухе было тихо, тепло, беззвучно. Изредка слышались то подсвистыванье охотника, то храп лошади, то удар арапником или взвизг собаки, не шедшей на своем месте.
Отъехав с версту, навстречу Ростовской охоте из тумана показалось еще пять всадников с собаками. Впереди ехал свежий, красивый старик с большими седыми усами.
– Здравствуйте, дядюшка, – сказал Николай, когда старик подъехал к нему.
– Чистое дело марш!… Так и знал, – заговорил дядюшка (это был дальний родственник, небогатый сосед Ростовых), – так и знал, что не вытерпишь, и хорошо, что едешь. Чистое дело марш! (Это была любимая поговорка дядюшки.) – Бери заказ сейчас, а то мой Гирчик донес, что Илагины с охотой в Корниках стоят; они у тебя – чистое дело марш! – под носом выводок возьмут.
– Туда и иду. Что же, свалить стаи? – спросил Николай, – свалить…
Гончих соединили в одну стаю, и дядюшка с Николаем поехали рядом. Наташа, закутанная платками, из под которых виднелось оживленное с блестящими глазами лицо, подскакала к ним, сопутствуемая не отстававшими от нее Петей и Михайлой охотником и берейтором, который был приставлен нянькой при ней. Петя чему то смеялся и бил, и дергал свою лошадь. Наташа ловко и уверенно сидела на своем вороном Арабчике и верной рукой, без усилия, осадила его.
Дядюшка неодобрительно оглянулся на Петю и Наташу. Он не любил соединять баловство с серьезным делом охоты.
– Здравствуйте, дядюшка, и мы едем! – прокричал Петя.
– Здравствуйте то здравствуйте, да собак не передавите, – строго сказал дядюшка.
– Николенька, какая прелестная собака, Трунила! он узнал меня, – сказала Наташа про свою любимую гончую собаку.
«Трунила, во первых, не собака, а выжлец», подумал Николай и строго взглянул на сестру, стараясь ей дать почувствовать то расстояние, которое должно было их разделять в эту минуту. Наташа поняла это.
– Вы, дядюшка, не думайте, чтобы мы помешали кому нибудь, – сказала Наташа. Мы станем на своем месте и не пошевелимся.
– И хорошее дело, графинечка, – сказал дядюшка. – Только с лошади то не упадите, – прибавил он: – а то – чистое дело марш! – не на чем держаться то.
Остров отрадненского заказа виднелся саженях во ста, и доезжачие подходили к нему. Ростов, решив окончательно с дядюшкой, откуда бросать гончих и указав Наташе место, где ей стоять и где никак ничего не могло побежать, направился в заезд над оврагом.
– Ну, племянничек, на матерого становишься, – сказал дядюшка: чур не гладить (протравить).
– Как придется, отвечал Ростов. – Карай, фюит! – крикнул он, отвечая этим призывом на слова дядюшки. Карай был старый и уродливый, бурдастый кобель, известный тем, что он в одиночку бирал матерого волка. Все стали по местам.
Старый граф, зная охотничью горячность сына, поторопился не опоздать, и еще не успели доезжачие подъехать к месту, как Илья Андреич, веселый, румяный, с трясущимися щеками, на своих вороненьких подкатил по зеленям к оставленному ему лазу и, расправив шубку и надев охотничьи снаряды, влез на свою гладкую, сытую, смирную и добрую, поседевшую как и он, Вифлянку. Лошадей с дрожками отослали. Граф Илья Андреич, хотя и не охотник по душе, но знавший твердо охотничьи законы, въехал в опушку кустов, от которых он стоял, разобрал поводья, оправился на седле и, чувствуя себя готовым, оглянулся улыбаясь.
Подле него стоял его камердинер, старинный, но отяжелевший ездок, Семен Чекмарь. Чекмарь держал на своре трех лихих, но также зажиревших, как хозяин и лошадь, – волкодавов. Две собаки, умные, старые, улеглись без свор. Шагов на сто подальше в опушке стоял другой стремянной графа, Митька, отчаянный ездок и страстный охотник. Граф по старинной привычке выпил перед охотой серебряную чарку охотничьей запеканочки, закусил и запил полубутылкой своего любимого бордо.
Илья Андреич был немножко красен от вина и езды; глаза его, подернутые влагой, особенно блестели, и он, укутанный в шубку, сидя на седле, имел вид ребенка, которого собрали гулять. Худой, со втянутыми щеками Чекмарь, устроившись с своими делами, поглядывал на барина, с которым он жил 30 лет душа в душу, и, понимая его приятное расположение духа, ждал приятного разговора. Еще третье лицо подъехало осторожно (видно, уже оно было учено) из за леса и остановилось позади графа. Лицо это был старик в седой бороде, в женском капоте и высоком колпаке. Это был шут Настасья Ивановна.
– Ну, Настасья Ивановна, – подмигивая ему, шопотом сказал граф, – ты только оттопай зверя, тебе Данило задаст.
– Я сам… с усам, – сказал Настасья Ивановна.
– Шшшш! – зашикал граф и обратился к Семену.
– Наталью Ильиничну видел? – спросил он у Семена. – Где она?
– Они с Петром Ильичем от Жаровых бурьяно встали, – отвечал Семен улыбаясь. – Тоже дамы, а охоту большую имеют.
– А ты удивляешься, Семен, как она ездит… а? – сказал граф, хоть бы мужчине в пору!
– Как не дивиться? Смело, ловко.
– А Николаша где? Над Лядовским верхом что ль? – всё шопотом спрашивал граф.
– Так точно с. Уж они знают, где стать. Так тонко езду знают, что мы с Данилой другой раз диву даемся, – говорил Семен, зная, чем угодить барину.
– Хорошо ездит, а? А на коне то каков, а?
– Картину писать! Как намеднись из Заварзинских бурьянов помкнули лису. Они перескакивать стали, от уймища, страсть – лошадь тысяча рублей, а седоку цены нет. Да уж такого молодца поискать!
– Поискать… – повторил граф, видимо сожалея, что кончилась так скоро речь Семена. – Поискать? – сказал он, отворачивая полы шубки и доставая табакерку.
– Намедни как от обедни во всей регалии вышли, так Михаил то Сидорыч… – Семен не договорил, услыхав ясно раздававшийся в тихом воздухе гон с подвыванием не более двух или трех гончих. Он, наклонив голову, прислушался и молча погрозился барину. – На выводок натекли… – прошептал он, прямо на Лядовской повели.
Граф, забыв стереть улыбку с лица, смотрел перед собой вдаль по перемычке и, не нюхая, держал в руке табакерку. Вслед за лаем собак послышался голос по волку, поданный в басистый рог Данилы; стая присоединилась к первым трем собакам и слышно было, как заревели с заливом голоса гончих, с тем особенным подвыванием, которое служило признаком гона по волку. Доезжачие уже не порскали, а улюлюкали, и из за всех голосов выступал голос Данилы, то басистый, то пронзительно тонкий. Голос Данилы, казалось, наполнял весь лес, выходил из за леса и звучал далеко в поле.
Прислушавшись несколько секунд молча, граф и его стремянной убедились, что гончие разбились на две стаи: одна большая, ревевшая особенно горячо, стала удаляться, другая часть стаи понеслась вдоль по лесу мимо графа, и при этой стае было слышно улюлюканье Данилы. Оба эти гона сливались, переливались, но оба удалялись. Семен вздохнул и нагнулся, чтоб оправить сворку, в которой запутался молодой кобель; граф тоже вздохнул и, заметив в своей руке табакерку, открыл ее и достал щепоть. «Назад!» крикнул Семен на кобеля, который выступил за опушку. Граф вздрогнул и уронил табакерку. Настасья Ивановна слез и стал поднимать ее.
Граф и Семен смотрели на него. Вдруг, как это часто бывает, звук гона мгновенно приблизился, как будто вот, вот перед ними самими были лающие рты собак и улюлюканье Данилы.
Граф оглянулся и направо увидал Митьку, который выкатывавшимися глазами смотрел на графа и, подняв шапку, указывал ему вперед, на другую сторону.
– Береги! – закричал он таким голосом, что видно было, что это слово давно уже мучительно просилось у него наружу. И поскакал, выпустив собак, по направлению к графу.
Граф и Семен выскакали из опушки и налево от себя увидали волка, который, мягко переваливаясь, тихим скоком подскакивал левее их к той самой опушке, у которой они стояли. Злобные собаки визгнули и, сорвавшись со свор, понеслись к волку мимо ног лошадей.
Волк приостановил бег, неловко, как больной жабой, повернул свою лобастую голову к собакам, и также мягко переваливаясь прыгнул раз, другой и, мотнув поленом (хвостом), скрылся в опушку. В ту же минуту из противоположной опушки с ревом, похожим на плач, растерянно выскочила одна, другая, третья гончая, и вся стая понеслась по полю, по тому самому месту, где пролез (пробежал) волк. Вслед за гончими расступились кусты орешника и показалась бурая, почерневшая от поту лошадь Данилы. На длинной спине ее комочком, валясь вперед, сидел Данила без шапки с седыми, встрепанными волосами над красным, потным лицом.
– Улюлюлю, улюлю!… – кричал он. Когда он увидал графа, в глазах его сверкнула молния.
– Ж… – крикнул он, грозясь поднятым арапником на графа.
– Про…ли волка то!… охотники! – И как бы не удостоивая сконфуженного, испуганного графа дальнейшим разговором, он со всей злобой, приготовленной на графа, ударил по ввалившимся мокрым бокам бурого мерина и понесся за гончими. Граф, как наказанный, стоял оглядываясь и стараясь улыбкой вызвать в Семене сожаление к своему положению. Но Семена уже не было: он, в объезд по кустам, заскакивал волка от засеки. С двух сторон также перескакивали зверя борзятники. Но волк пошел кустами и ни один охотник не перехватил его.

Николай Ростов между тем стоял на своем месте, ожидая зверя. По приближению и отдалению гона, по звукам голосов известных ему собак, по приближению, отдалению и возвышению голосов доезжачих, он чувствовал то, что совершалось в острове. Он знал, что в острове были прибылые (молодые) и матерые (старые) волки; он знал, что гончие разбились на две стаи, что где нибудь травили, и что что нибудь случилось неблагополучное. Он всякую секунду на свою сторону ждал зверя. Он делал тысячи различных предположений о том, как и с какой стороны побежит зверь и как он будет травить его. Надежда сменялась отчаянием. Несколько раз он обращался к Богу с мольбою о том, чтобы волк вышел на него; он молился с тем страстным и совестливым чувством, с которым молятся люди в минуты сильного волнения, зависящего от ничтожной причины. «Ну, что Тебе стоит, говорил он Богу, – сделать это для меня! Знаю, что Ты велик, и что грех Тебя просить об этом; но ради Бога сделай, чтобы на меня вылез матерый, и чтобы Карай, на глазах „дядюшки“, который вон оттуда смотрит, влепился ему мертвой хваткой в горло». Тысячу раз в эти полчаса упорным, напряженным и беспокойным взглядом окидывал Ростов опушку лесов с двумя редкими дубами над осиновым подседом, и овраг с измытым краем, и шапку дядюшки, чуть видневшегося из за куста направо.
«Нет, не будет этого счастья, думал Ростов, а что бы стоило! Не будет! Мне всегда, и в картах, и на войне, во всем несчастье». Аустерлиц и Долохов ярко, но быстро сменяясь, мелькали в его воображении. «Только один раз бы в жизни затравить матерого волка, больше я не желаю!» думал он, напрягая слух и зрение, оглядываясь налево и опять направо и прислушиваясь к малейшим оттенкам звуков гона. Он взглянул опять направо и увидал, что по пустынному полю навстречу к нему бежало что то. «Нет, это не может быть!» подумал Ростов, тяжело вздыхая, как вздыхает человек при совершении того, что было долго ожидаемо им. Совершилось величайшее счастье – и так просто, без шума, без блеска, без ознаменования. Ростов не верил своим глазам и сомнение это продолжалось более секунды. Волк бежал вперед и перепрыгнул тяжело рытвину, которая была на его дороге. Это был старый зверь, с седою спиной и с наеденным красноватым брюхом. Он бежал не торопливо, очевидно убежденный, что никто не видит его. Ростов не дыша оглянулся на собак. Они лежали, стояли, не видя волка и ничего не понимая. Старый Карай, завернув голову и оскалив желтые зубы, сердито отыскивая блоху, щелкал ими на задних ляжках.
– Улюлюлю! – шопотом, оттопыривая губы, проговорил Ростов. Собаки, дрогнув железками, вскочили, насторожив уши. Карай почесал свою ляжку и встал, насторожив уши и слегка мотнул хвостом, на котором висели войлоки шерсти.
– Пускать – не пускать? – говорил сам себе Николай в то время как волк подвигался к нему, отделяясь от леса. Вдруг вся физиономия волка изменилась; он вздрогнул, увидав еще вероятно никогда не виданные им человеческие глаза, устремленные на него, и слегка поворотив к охотнику голову, остановился – назад или вперед? Э! всё равно, вперед!… видно, – как будто сказал он сам себе, и пустился вперед, уже не оглядываясь, мягким, редким, вольным, но решительным скоком.
– Улюлю!… – не своим голосом закричал Николай, и сама собою стремглав понеслась его добрая лошадь под гору, перескакивая через водомоины в поперечь волку; и еще быстрее, обогнав ее, понеслись собаки. Николай не слыхал своего крика, не чувствовал того, что он скачет, не видал ни собак, ни места, по которому он скачет; он видел только волка, который, усилив свой бег, скакал, не переменяя направления, по лощине. Первая показалась вблизи зверя чернопегая, широкозадая Милка и стала приближаться к зверю. Ближе, ближе… вот она приспела к нему. Но волк чуть покосился на нее, и вместо того, чтобы наддать, как она это всегда делала, Милка вдруг, подняв хвост, стала упираться на передние ноги.

С 1964 по 1974 годы пел в Московской капелле мальчиков при институте имени Гнесиных.

С 1977 по 1981 годы учился во Московском государственном институте культуры, успешно окончил его, получив диплом дирижёра академического хора.

С 1977 по 1979 работал в подмосковном ВИА «Ритм».

1978-1981 работал в ВИА «Коробейники», солисткой которого была Ирина Понаровская.

В 1982 году, после ухода из группы «Машина времени» Петра Подгородецкого, Зайцева по рекомендации гитариста «Воскресенья» Вадима Голутвина, пригласили в группу на место клавишника.

По воспоминаниям Макаревича, Александр не показался ему каким-то выдающимся музыкантом, но играл вполне квалифицированно, кроме того, он хорошо вписался в команду. Автор слов песен «Машины времени» «Караван», «Пьесы и роли», которые спел Александр Кутиков. Автор слов песни «Пони», которую спел А. Макаревич, по другим источникам ее написал Макаревич. А песню «Он был первым из первых» собственноручно написал и исполнил (при помощи вокодера) вокальную партию и которая вошла на магнитоальбом «Чужие среди чужих», но не была официально издана.

Единственная песня которую спел А.Зайцев:«Он был первым из первых»

Он был первым из первых,
Самым мудрым и верным.
Он боролся, страдал, побеждал.
Но бои отгремели,
Все вокруг поумнели,
Так случилось, что он не знал.
Шел в атаку как прежде,
И в борьбе, и в надежде
Пел, пугая мещанских жен.
Он взывал имя тщетно,
Он бежал из запретной,
В их глазах был немой укор.
Куда ты гонишь и что несешь?

Все в движеньи, так будет
Неизменны лишь люди
Только кто их осудит и в чем?
Лишь на фоне стоящих
И заметно спешащих
Слава, женщины им нипочем.
Да, он гнал себя рьяно
Вдаль уверенно, прямо
И вообще со священных мест.
Там в лице одиночки
Красной книговой строчки
И отдал верующим крест
Куда ты гонишь и что несешь?
О чем трезвонишь, кому поешь?
На что ты тратишь остатки сил?
Мой старый Мальчиш себя лишил.

В этот же период написал музыку для нескольких кинофильмов, в том числе для мультсериала «Обезьянки».

Кутиков уважительно звал Сашу полковником. И не только потому, что Зайцев частенько выступал в купленной на рынке армейской шинели.

В 1987 году, когда у Макаревича родился сын Ваня, Андрей попросил Зайцева стать тому крестным отцом.

Из группы был уволен Андреем Макаревичем в 1990 году. О причине увольнения тогда ничего не сообщалось, гораздо позже в опубликованных воспоминаниях нескольких близких к группе людей было сказано, что Зайцев к тому времени злоупотреблял алкоголем и наркотиками, прогуливал репетиции и был уволен после того, как исчез из виду на месяц перед важным концертом, что вынудило группу спешно искать клавишника (в результате в группу вернулись Подгородецкий и Маргулис).

С 1990 годa пробовал осуществить сольные проекты, писал воспоминания (не изданы), стихи. Однако постоянной работы не нашёл, а сколько-нибудь заметного успеха в реализации творческих планов не достиг.

Первое время после увольнения некоторые из участников «Машины Времени» поддерживали с Зайцевым контакт, пытались помогать ему. Кутиков дважды устраивал его на работу, но на обоих местах Зайцев не удержался.

С 2003 года прекратил всякую творческую деятельность, так как спился и стал наркоманом.

Близкие родственники

Мать Нина Гавриловна Зайцева, двоюродные сестры - Лариса и Елена.

Друзья

  • Сергей Азаров - экс-участник группы «Лесоповал», ныне шансонье.
  • Дмитрий Светозаров - кинорежиссёр

Личная жизнь

  • приемный сын - Теодор, сын джазового певца Вейланда Родда (Rudd Wayland) (р. 11 декабря 1946).

Хобби

  • Астрология
  • Веданта-Йога

Любимый альбом МВ

  • «Реки и Мосты»

Исчезновение и смерть

Весной 2008 года в СМИ прошла информация об исчезновении Александра Зайцева, говорилось, что осенью 2007 года он, предположительно, был похищен группой кавказцев и, возможно, убит с целью завладения его квартирой в Москве. Незадолго до этого исчезновения Зайцева уже похищали - его вывезли в деревню в Подмосковье и там чуть было не отравили; тогда Александра спасло вмешательство местной милиции и медиков, он некоторое время лежал в больнице, по выходу из неё обращался в милицию с заявлением о том, что у него пытаются отобрать квартиру, однако в возбуждении уголовного дела тогда было отказано.

В ноябре 2008 года были задержаны трое (по другим источникам - четверо) выходцев из Азербайджана, членов преступной группы, занимавшейся похищениями и убийствами граждан с целью завладения их квартирами. Задержанные признались в убийстве Александра Зайцева, которое, по их показаниям, произошло в мае 2008 года, в городе Юрьевце Ивановской области, в доме одного из задержанных. Как установило следствие, ещё задолго до убийства Александра преступники изготовили поддельные документы на право владения его московской квартирой и продали её некоему жителю Москвы. Преступники опознали убитого по фотографии, показали место в окрестностях города Юрьевца, где закопали тело. 21 ноября 2008 года тело было эксгумировано. По предположению следствия, Зайцев был не единственной жертвой этой преступной группы.

26 ноября 2008 года появилось сообщение о том, что следствие назначило генетическую и автопортретную экспертизу в целях идентификации личности погибшего. На официальном сайте «Машины времени» в разделе «Новости» было помещено сообщение:

4 января 2010 года, согласно официальному сайту «Машины», состоялись похороны Александра. Его похоронили в Подмосковье на Щербинском кладбище. Таким образом, Александр официально признан умершим, а его тело - идентифицированным. Никаких сведений о состоянии дела об его убийстве по-прежнему не опубликовано.

Исчезновение и смерть Александра не прошли незамеченными, была снята передача Пусть Говорят с Андреем Малаховым посвящённая исчезновению и смерти музыканта.

На передаче Битва экстрасенсов экстрасенсы дали такие ответы, на вопрос жив ли Александр Зайцев:

Лилия Хегай сказала: что он живой, ему помогает женщина, он живёт в деревне и пишет стихи.

Наталья Барс тоже сказала: что он жив, его спасли от смерти монахи, и он живёт у них, он ничего не помнит. Наталья посоветовала не искать Александра, потому что ему там хорошо, он получил там вторую жизнь.

Музыка для кино

Написана музыка для кинофильмов режисcёра Дмитрия Светозарова:

  • 1983 - Скорость
  • 1986 - Прорыв
  • 1988 - Без мундира
  • 1989 - Псы
  • 1989 - Рок и фортуна
  • 1991 - Арифметика убийства

Написана музыка для спектаклей и мультипликационных фильмов.

Музыка для мультфильмов

Александр Зайцев написал музыку для нескольких мультипликационных фильмов из сериала Обезьянки:

  • 1983 - Обезьянки. Гирлянда из малышей
  • 1984 - Как обезьянки обедали
  • 1987 - Обезьянки и грабители

Фильмография

  • 1985 - Начни сначала (эпизод)
  • 1989 - Рок и фортуна

Дискография

  1. 1982 - Бег по кругу
  2. 1984 - Чужие среди чужих
  3. 1985 - Рыбка в банке
  4. 1985 - Караван
  5. 1986 - В добрый час
  6. 1987 - Десять лет спустя
  7. 1987 - Реки и мосты
  8. 1988 - В круге света
  9. 1989 - Машине времени - ХХ!(запись 1989)
  10. 1995 - Кого ты хотел удивить? (Записи 1980-х)
Певческий голос Инструменты

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Жанры Псевдонимы Коллективы

ВИА «Ритм»,
ВИА «Коробейники»,
«Машина времени »

Сотрудничество

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Лейблы

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Награды

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Автограф

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). [] в Викитеке Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Алекса́ндр Ви́кторович За́йцев (30 января 1958 года , Москва - 30 мая 2008 года , Юрьевец , Ивановской области) - российский музыкант, поэт.

Наибольшую известность получил, играя в группе «Машина времени » на клавишных инструментах. Дата смерти неоднозначна: на могиле Александра проставлено 30 мая 2007 года , что противоречит данным СМИ , согласно которым родные последний раз видели его живым в сентябре 2007 года, а убит он был в мае 2008.

Творческая биография

Файл:Images.png Внешние изображения
Файл:Image-silk.png
Файл:Image-silk.png
Файл:Image-silk.png
Файл:Image-silk.png
Файл:Image-silk.png
Файл:Image-silk.png
Файл:Image-silk.png
Файл:Image-silk.png
Файл:Image-silk.png
Файл:Image-silk.png
Файл:Image-silk.png
Файл:Image-silk.png

С 1964 по 1974 годы пел в Московской капелле мальчиков при .

1978-1981 работал в ВИА «Коробейники» , солисткой которого была Ирина Понаровская .

Кутиков уважительно звал Сашу полковником. И не только потому, что Зайцев частенько выступал в купленной на рынке армейской шинели.

Из группы был уволен Андреем Макаревичем в 1990 году . О причине увольнения тогда ничего не сообщалось, гораздо позже в опубликованных воспоминаниях нескольких близких к группе людей было сказано, что Зайцев к тому времени злоупотреблял алкоголем и наркотиками , прогуливал репетиции и был уволен после того, как исчез из виду на месяц перед важным концертом, что вынудило группу спешно искать клавишника (в результате в группу вернулись Подгородецкий и Маргулис).

Заяц поступил тогда, как настоящий дурак. Запил, закололся, исчез, а потом вернулся, чуть ли не за полчаса до первого концерта во Дворце спорта, розовый, чисто выбритый, да ещё и нахамил Макаревичу, считая, что ничего плохого не сделал. И это после того как группа, разыскивая его, целую неделю обзванивала больницы, морги и т. п. Конечно, его сразу уволили.

М. Марголис. «Затяжной поворот». Интервью М. Капитановского

Тем не менее его алкогольная и наркотическая зависимости все усугублялись и с 2003 года Зайцев прекратил всякую творческую деятельность, так как окончательно спился и стал наркоманом.

Исчезновение и смерть

В ноябре 2008 года были задержаны трое (по другим источникам - четверо) выходцев из Азербайджана , членов преступной группы, занимавшейся похищениями и убийствами граждан с целью завладения их квартирами. Задержанные признались в убийстве Александра Зайцева, которое, по их показаниям, произошло в мае 2008 года, в городе Юрьевце Ивановской области, в доме одного из задержанных. Как установило следствие, ещё задолго до убийства Александра преступники изготовили поддельные документы на право владения его московской квартирой и продали её некоему жителю Москвы. Преступники опознали убитого по фотографии, показали место в окрестностях города Юрьевца, где закопали тело. 21 ноября 2008 года тело было эксгумировано . По предположению следствия, Зайцев был не единственной жертвой этой преступной группы.

Семья

Хобби и личные пристрастия

Его любимым альбомом «Машины времени» был «Реки и Мосты »

Музыка для кино

Написана музыка для кинофильмов режиссёра Дмитрия Светозарова :

  • - Скорость
  • - Прорыв
  • - Без мундира
  • - Псы
  • - Рок и фортуна
  • - Арифметика убийства

Написана музыка для спектаклей и мультипликационных фильмов.

Музыка для мультфильмов

Александр Зайцев написал музыку для нескольких мультипликационных фильмов из сериала Обезьянки :

  • - Обезьянки. Гирлянда из малышей
  • - Как обезьянки обедали
  • - Обезьянки и грабители

Озвучивание мультфильмов

  • - Премудрый пескарь - читает текст
  • - Перфил и Фома

Фильмография

  • - Начни сначала (эпизод)
  • - Рок и фортуна

Дискография

  1. 1982 - Бег по кругу
  2. 1984 - Чужие среди чужих
  3. 1985 - Рыбка в банке
  4. 1985 - Караван
  5. 1989 - Машине времени - ХХ! (запись 1989)
  6. 1995 - Кого ты хотел удивить? (Записи 1980-х) аранжировка .

Напишите отзыв о статье "Зайцев, Александр Викторович"

Примечания

Ссылки

  • на Last.fm

Отрывок, характеризующий Зайцев, Александр Викторович

Ты, мой сыночек, жил?
Мальчик мой ясноглазый,
Радость, надежда моя!
Не уходи, мой милый,
Не покидай меня...
Он нарёк его Александром, выбрав это имя сам, так как мама была в больнице и ему некого больше было спросить. А когда бабушка предложила помочь похоронить малыша, папа категорически отказался. Он сделал всё сам, от начала до конца, хотя я не могу даже представить, сколько горя надо было перенести, хороня своего новорождённого сына, и в то же время зная, что в больнице умирает его горячо любимая жена... Но папа это всё перенёс без единого слова упрёка кому-либо, только единственное, о чём он молился, это чтобы вернулась к нему его любимая Аннушка, пока этот страшный удар не подкосил её окончательно, и пока на её измученный мозг не опустилась ночь...
И вот мама вернулась, а он был совершенно бессилен чем-то ей помочь, и совершенно не знал, как же её вывести из этого жуткого, «мёртвого» состояния...
Смерть маленького Александра глубоко потрясла всю семью Серёгиных. Казалось, никогда не вернётся в этот грустный дом солнечный свет, и никогда не будет звучать больше смех... Мама всё ещё была «убитой». И хотя её молодое тело, подчиняясь законам природы, начинало всё больше и больше крепнуть, её раненая душа, несмотря на все старания папы, как улетевшая птица, всё ещё была далеко и, глубоко окунувшись в океан боли, не спешила оттуда вернуться...

Но вскоре, через каких-то шесть месяцев, к ним пришла добрая новость – мама снова была беременна... Папа вначале перепугался, но видя, что мама вдруг очень быстро начала оживать, решился идти на риск, и теперь уже все с большим нетерпением ждали второго ребёнка... На этот раз они были очень осторожны, и пытались всячески уберечь маму от любых нежелательных случайностей. Но, к сожалению, беде, видимо по какой-то причине, полюбилась эта гостеприимная дверь... И она постучалась опять...
С перепугу, зная печальную историю первой маминой беременности, и боясь, как бы опять что-то не пошло «не так», врачи решили делать «кесарево сечение» ещё до того, как начнутся схватки (!). И видимо сделали это слишком рано... Так или иначе, родилась девочка, которую назвали Марианной. Но прожить ей, к сожалению, удалось тоже очень недолго – через три дня эта хрупкая, чуть распустившаяся жизнь, по никому не известным причинам, прервалась...
Создавалось жуткое впечатление, что кому-то очень не хочется, чтобы мама родила вообще... И хотя по своей природе и по генетике она была сильной и абсолютно пригодной для деторождения женщиной, она уже боялась даже подумать о повторении такой жестокой попытки когда-то вообще...
Но человек – существо, на удивление, сильное, и способно вынести намного больше, чем он сам когда-либо мог бы себе представить... Ну, а боль, даже самая страшная, (если она сразу не разрывает сердце) когда-то видимо притупляется, вытесняемая, вечно живущей в каждом из нас, надеждой. Вот поэтому, ровно через год, очень легко и без каких-либо осложнений, ранним декабрьским утром у семьи Серёгиных родилась ещё одна дочь, и этой счастливой дочерью оказалась я... Но... и это появление на свет наверняка кончилось бы не так счастливо, если бы всё и дальше происходило по заранее подготовленному плану наших «сердобольных» врачей... Холодным декабрьским утром маму отвезли в больницу, ещё до того, как у неё начались схватки, чтобы, опять же, «быть уверенными», что «ничего плохого» не произойдёт (!!!)... Дико нервничавший от «плохих предчувствий» папа, метался туда-сюда по длинному больничному коридору, не в состоянии успокоиться, так как знал, что, по их общему договору, мама делала такую попытку в последний раз и, если с ребёнком что-то случится и на этот раз – значит, им никогда не суждено будет увидеть своих детей... Решение было тяжёлое, но папа предпочитал видеть, если не детей, то хотя бы свою любимую «звёздочку» живой, а не похоронить сразу всю свою семью, даже по-настоящему ещё не поняв, что же такое по-настоящему означает – его семья...
К папиному большому сожалению, маму опять же пришёл проверять доктор Ингелявичус, который всё ещё оставался там главным хирургом, и избежать его «высокого» внимания было очень и очень сложно... «Внимательно» осмотрев маму, Ингелявичус заявил, что придёт завтра в 6 часов утра, делать маме очередное «кесарево сечение», на что у бедного папы чуть не случился сердечный удар...
Но около пяти часов утра к маме явилась очень приятная молодая акушерка и, к большому маминому удивлению, весело сказала:
– А ну, давайте-ка готовиться, сейчас будем рожать!
Когда перепуганная мама спросила – а как же доктор? Женщина, спокойно посмотрев ей в глаза, ласково ответила, что по её мнению, маме уже давно пора рожать живых (!) детей... И начала мягко и осторожно массировать маме живот, как бы понемножку готовя её к «скорому и счастливому» деторождению... И вот, с лёгкой руки этой чудесной незнакомой акушерки, около шести часов утра, у мамы легко и быстро родился её первый живой ребёнок, которым, на своё счастье, и оказалась я.
– А ну, посмотри-ка на эту куколку, мама! – весело воскликнула акушерка, принося маме уже умытый и чистенький, маленький кричащий сверток. А мама, увидев впервые свою, живую и здоровую, маленькую дочь... от радости потеряла сознание...

Когда ровно в шесть часов утра доктор Ингелявичус вошёл в палату, перед его глазами предстала чудесная картинка – на кровати лежала очень счастливая пара – это была моя мама и я, её живая новорожденная дочурка... Но вместо того, чтобы порадоваться за такой неожиданный счастливый конец, доктор почему-то пришёл в настоящее бешенство и, не сказав ни слова, выскочил из палаты...
Мы так никогда и не узнали, что по-настоящему происходило со всеми «трагично-необычными» родами моей бедной, настрадавшейся мамы. Но одно было ясно наверняка – кому-то очень не хотелось, чтобы хоть один мамин ребёнок появился живым на этот свет. Но видимо тот, кто так бережно и надёжно оберегал меня всю мою дальнейшую жизнь, на этот раз решил не допустить гибели ребёнка Серёгиных, каким-то образом зная, что в этой семье он наверняка окажется последним...
Вот так, «с препятствиями», началась когда-то моя удивительная и необычная жизнь, появление которой, ещё до моего рождения, готовила мне, уже тогда достаточно сложная и непредсказуемая, судьба....
А может, это был кто-то, кто тогда уже знал, что моя жизнь кому-то и для чего-то будет нужна, и кто-то очень постарался, чтобы я всё-таки родилась на этой земле, вопреки всем создаваемым «тяжёлым препятствиям»...

Время шло. На дворе уже полностью властвовала моя десятая зима, покрывшая всё вокруг белоснежным пушистым покровом, как бы желая показать, что полноправной хозяйкой на данный момент является здесь она.
Всё больше и больше людей заходило в магазины, чтобы заранее запастись Новогодними подарками, и даже в воздухе уже «пахло» праздником.
Приближались два моих самых любимых дня – день моего рождения и Новый Год, между которыми была всего лишь двухнедельная разница, что позволяло мне полностью насладиться их «празднованием», без какого-либо большого перерыва...
Я целыми днями крутилась «в разведке» возле бабушки, пытаясь разузнать, что же получу на свой «особый» день в этом году?.. Но бабушка почему-то не поддавалась, хотя раньше мне никогда не составляло большого труда «растопить» её молчание ещё до своего дня рождения и узнать какой такой «приятности» я могу ожидать. Но в этом году, почему-то, на все мои «безнадёжные» попытки, бабушка только загадочно улыбалась и отвечала, что это «сюрприз», и что она совершенно уверена, что он мне очень понравится. Так что, как бы я ни старалась, она держалась стойко и ни на какие провокации не поддавалась. Деваться было некуда – приходилось ждать...
Поэтому, чтобы хоть чем-то себя занять и не думать о подарках, я начала составлять «праздничное меню», которое бабушка в этом году разрешила мне выбирать по своему усмотрению. Но, надо честно сказать, это не была самая лёгкая задача, так как бабушка могла делать настоящие кулинарные чудеса и выбрать из такого «изобилия» было не так-то просто, а уж, тем более – поймать бабушку на чём-то невыполнимом, было вообще делом почти что безнадёжным. Даже самым привередливым гурманам, думаю, нашлось бы, чем у неё полакомиться!.. А мне очень хотелось, чтобы на этот раз у нас «пахло» чем-то совершенно особенным, так как это был мой первый «серьёзный» день рождения и мне впервые разрешалось приглашать так много гостей. Бабушка очень серьёзно ко всему этому отнеслась, и мы сидели с ней около часа, обсуждая, что бы такое особенное она могла бы для меня «наворожить». Сейчас, конечно же, я понимаю, что она просто хотела сделать мне приятное и показать, что то, что важно для меня – точно так же важно и для неё. Это всегда было очень приятно и помогало мне чувствовать себя нужной и в какой-то степени даже «значительной», как если бы я была взрослым, зрелым человеком, который для неё достаточно много значил. Думаю, это очень важно для каждого из нас (детей), чтобы кто-то в нас по-настоящему верил, так как все мы нуждаемся в поддержании нашей уверенности в себе в это хрупкое и сильно «колеблющееся» время детского созревания, которое и так почти всегда являет собой бурный комплекс неполноценности и крайнего риска во всём, что мы пытаемся пробовать, пытаясь доказать свою человеческую ценность. Бабушка это прекрасно понимала, и её дружеское отношение всегда помогало мне без боязни продолжать мои «сумасшедшие» поиски себя в любых попадавшихся жизненных обстоятельствах.
Наконец-то закончив составлять вместе с бабушкой свой «деньрожденческий стол», я отправилась на поиски папы, у которого был выходной день и который (я почти была в этом уверена) находился где-то в «своём углу», за своим любимым занятием...
Как я и думала, уютно устроившись на диване, папа спокойно читал какую-то очень старую книгу, одну из тех, которых брать мне пока ещё не разрешалось, и до которых, как я понимала, я пока что ещё не доросла. Серый кот Гришка, свернувшись тёплым калачиком у папы на коленях, от избытка переполнявших его чувств довольно жмурился, вдохновенно мурлыча за целый «кошачий оркестр»... Я подсела к папе на краешек дивана, как делала очень часто, и тихонечко стала наблюдать за выражением его лица... Он был где-то далеко, в мире своих дум и грёз, следуя за ниточкой, которую, видимо очень увлечённо плёл автор, и в то же время, наверняка уже расставлял получаемую информацию по полочкам своего «логического мышления», чтобы потом пропустить через своё понимание и восприятие, и уже готовенькую отправить в свой огромный «мысленный архив»...
– Ну и что же мы там имеем? – потрепав меня по голове, тихо спросил папа.
– А наша учительница сегодня сказала, что никакой души вовсе нет, а все разговоры о ней – это просто выдумки священников, чтобы «подорвать счастливую психику советского человека»... Почему они лгут нам, пап? – на одном дыхании выпалила я.
– Потому, что весь этот мир, в котором мы здесь живём, построен именно на лжи... – очень спокойно ответил отец. – Даже слово – ДУША – понемногу уходит из оборота. Вернее – его «уходят»... Смотри вот, раньше говорили: душещипательный, душа в душу, душегрейка, душераздирающий, душевный, открыть душу, и т.д. А теперь это заменяется – болезненный, дружно, телогрейка, отзывчивый, потребность... Скоро в русском языке совсем души не останется... Да и сам язык стал другой – скупой, безликий, мёртвый... Знаю, ты не заметила, Светленькая, – ласково улыбнулся папа. – Но это только потому, что ты уже родилась с ним таким, каким он является сегодня... А раньше он был необычайно ярким, красивым, богатым!.. По-настоящему душевным... Теперь уже и писать иногда не хочется, – папа на несколько секунд умолк, думая о чём-то своём и тут же возмущённо добавил. – Как я могу выразить своё «я», если мне присылают список (!), какие слова можно употреблять, а какие являются «пережитком буржуазного строя»... Дикость...
– Тогда, что – лучше учиться самому, чем ходить в школу? – озадачено спросила я.
– Нет, мой маленький человек, в школу идти нужно. – И не дав мне возможности возразить, продолжил. – В школе тебе дают «зёрна» твоего фундамента – математику, физику, химию биологию, и т.д., которым дома тебя учить у меня просто не нашлось бы времени. А без этих «зёрен», к сожалению, ты не сможешь вырастить свой «умственный урожай»... – папа улыбнулся. – Только сперва ты обязательно должна будешь эти «зёрнышки» хорошенько «просеять» от шелухи и гнилых семян... А какой уж потом получится твой «урожай» – будет зависеть только от тебя самой... Жизнь сложная штука, видишь ли... И не так-то просто иногда бывает держаться на поверхности... не уходя на дно. Но деваться-то некуда, правда же? – папа опять потрепал меня по голове, он был почему-то грустным... – Вот и думай – быть ли одной из тех, кому говорят, как тебе надо жить или быть одной из тех, которые сами думают и ищут свой путь... Правда, за это бьют по головушке весьма основательно, но зато, ты всегда будешь носить её гордо поднятой. Вот и думай хорошенько, перед тем как решишь, что тебе больше нравится...
– А почему, когда я говорю в школе то, что думаю, учительница называет меня выскочкой? Это так обидно!.. Я никогда не стараюсь первой отвечать, наоборот – предпочитаю, когда меня не трогают... Но если спрашивают, я же должна ответить, правда, ведь? А им почему-то очень часто мои ответы не нравятся... Как же быть, пап?
– Ну, это, опять же, тот же самый вопрос – хочешь ли быть сама собой или хочешь говорить то, что от тебя требуется и жить спокойно? Ты, опять же, должна выбирать... А не нравятся твои ответы потому, что они не всегда совпадают с теми, которые у них уже подготовлены, и которые всегда для всех одинаковы.
– Как это – одинаковые? Я ведь не могу думать, как они хотят?.. Люди не могут думать одинаково?!
– Ошибаешься, моя Светлая... Именно это-то они и хотят – чтобы все мы думали и действовали одинаково... В этом-то вся мораль...
– Но это неправильно, пап!.. – возмутилась я.
– А ты посмотри повнимательнее на своих школьных друзей – часто ли они говорят не то, что написано? – я смутилась... он был опять же, как всегда, прав. – Это потому, что их родители учат их быть всего лишь примерными и послушными учениками и получать хорошие отметки. Но они не учат их думать... Возможно, потому, что не очень-то думали сами... Или может ещё потому, что в них уже слишком глубоко вжился страх... Вот и шевели своими извилинками, моя Светленькая, чтобы найти для себя то, что является для тебя более важным – твои отметки, или твоё собственное мышление.