7 смертных грехов и 4 последние вещи. Закодированный босх

В христианстве есть список семи смертных грехов, ведущих к смерти души. Библия не приводит точного списка смертных грехов,
но предостерегает от их совершения в десяти заповедях.
Но теологи в разное время составляли этот список, уточняли его. Во многом его контент и порядок следования зависел от традиции.
Перечень 7 смертных грехов был впервые составлен папой римским Григорием Великим. По его мнению, к ним относятся:
гордыня, алчность, зависть, гнев, блуд, чревоугодие и уныние.

Крупнейший христианский теолог Фома Аквинский его "популяризировал" и с XIII века в католической традиции такой список стали считать общепринятым:
гордыня, алчность, зависть,гнев, сладострастие, чревоугодие,праздность.

Православные теологи тоже уточняли список.Из новейших - вариант святителя Игнатия (Брянчанинова,1807-1867):
гордость,алчность,блуд,зависть,чревоугод ие,гнев,лень.

В сущности, мнения теологов практически совпадают, если понимать лень, праздность и уныние как вещи одной природы.

Нидерланды| Иероним Босх(ок. 1460 -1516)| "Семь смертных грехов"|1475-80гг| дерево,масло |120 x 150|Mузей Прадо|Мадрид

ЛЕКЦИЯ
Видимо, несколько позже, написана обладающая более совершенными, хотя и относительными живописными достоинствами композиция «Семь смертных грехов». Эта работа обладает довольно усложненной структурой: пять разного диаметра окружностей на темном фоне. Предполагают, что это крышка стола - столешница, расписанная мастером. Обычай расписывать столы был тогда достаточно распространен. Такой работой не гнушались и именитые художники. Мы знаем, например, что самым ранним дошедшим до нас произведением великого немца Ганса Гольбейна Младшего была как раз расписная крышка стола, очень поврежденная, но сохранившаяся. Там изображены разные фантастические существа: сирены, кентавры, астрологические знаки, символическая путаница химерообразных существ и полутаинственных символов. Здесь иное. Чисто религиозное содержание, поучительный, дидактический смысл. Именно эта работа висела в личных покоях испанского короля Филиппа II. Она находилась между его кабинетом и спальней, так что, проходя из комнаты в комнату по нескольку раз в день, монарх мог созерцать символы человеческих грехов и размышлять о греховной природе человека.

Это одно из наиболее ясных и нравоучительных произведений Босха снабжено подробными, разъясняющими смысл изображенного цитатами из Ветхого Завета из книги "Второзаконие".
Начертанные на развевающихся свитках слова:

сверху:
"Ибо они народ, потерявший рассудок, и нет в них смысла
"О, если бы они рассудили, подумали о сем, уразумели, что с ними будет!"
(Вт.32:28-29);
снизу:
"Сокрою лицо мое от них и увижу, какой будет конец их" (Вт.32: 20)
определяют тему этого произведения.

В центре – нечто вроде всевидящего ока. В середине – подобие зрачка, в котором по бедра изображен Христос, стоящий в саркофаге. Христос все видит, он в центре мира, он в центре этого условно изображенного глаза. Ниже надпись: "Берегись, берегись, Бог видит всё".
Это не собственно глаз, но явный намек на него. Всевидящее око зрит все, но оно по неисповедимым, непонятным для нас причинам, не вмешивается в ход вещей. Муки Христа - зарок человечества - оказываются едва ли не напрасными. Он указывает на свою рану в боку, он в очередной раз взывает к людям, но это воззвание оказывается почти никем не услышанным. Широкая полоса, идущая вокруг этого квази-зрачка напоминает радужную оболочку. Круг расчерчен лучами, которые в то же время несколько напоминают рисунок радужки.

И, наконец, на внешней, самой широкой полосе изображены семь сцен, которые символизируют семь смертных грехов. Каждый грех обозначен надписью и трактован художником в виде жанровой сценки.
Таким образом, Босх создает обобщенную картину человечества, погрязшего в грехах. Интересно обратить внимание вот на что: мы традиционно говорим о семи грехах, хотя строго говоря, это ведь не грехи, как поступки - кража, убийство или другие греховные деяния человека. Семь смертных грехов в католической традиции – это, скорее, семь свойств человека, семь черт его характера, которые приводят к этим преступлениям и проступкам. Семи грехам традиционно, как вы знаете, противостоят семь добродетелей. Три религиозные христианские добродетели четыре мирские. Босх, изображая грехи, не обращается к отвлеченным образам. Джотто, например, в капелле дель Арена в нижнем ряду в монохромных фресках изобразил фигуры, которые символизировали Непостоянство, Гнев, Зависть. У Босха это сценки, довольно жизненные по смыслу, но гротесковые, окарикатуренные по манере изображения.

"ГНЕВ" . Драка пьяных крестьян во дворе. Совершенно озверелое побоище, во время которого один другому насадил на голову трехногий табурет,
чуть не проломив и голову, и сидение этого табурета.

"ТЩЕСЛАВИЕ" представляет собой, на первый взгляд, совершенно невинную сцену: интерьер довольно зажиточного дома, женская комната.
Модница, стоя к зрителю спиной, вертится перед зеркалом, висящим на створке шкафа, примеряя новый белый чепец и любуясь собой в этом чепце,
не замечая, что зеркало ей подсовывает чертенок, высунувшийся из шкафа. Но даже такой, казалось бы, с нашей точки зрения, невинный поступок,
даже не поступок, а просто мелочь какая-то, может повлечь за собой далеко идущие последствия.
Здесь как бы таится зародыш греха гордыни, который некоторые теологи считали "отцом всех грехов".

"СЛАДОСТРАСТИЕ" . Молодые люди в шатре предаются любовным утехам. Их развлекают клоуны, рядом музыкальные инструменты.
Музицирование в символике Босха всегда обозначали греховную страсть, похоть, в чем мы убедимся, рассматривая другие его произведения.

"ЛЕНЬ" . Ленивый монах спит, забыв о своих обязанностях.

"ЧРЕВОУГОДИЕ" . Очень неопрятное, неуютное помещение, какой-то злачный дом или задняя комната харчевни. У Босха часто будут встречаться
какие-то постройки и интерьеры, в которых смешиваются элементы грязной харчевни, публичного дома и сарая.
Монахиня, снова бегинка, потчует нескольких едоков. Омерзительный толстяк, у которого брюхо свешивается между колен,
остервенело грызет куриную или индюшачью ногу; такой же отвратительный младенец < тянет к нему руку, требуя своей доли.
Но и исхудавший пропойца столь же неприятен.Он, словно трясущимися руками, буквально выдавливает последние капли из кувшина себе в рот.
На полу разбросана дешевая мебель, тут же разведен костер.Какой-то омерзительный быт, но при этом чувствуется,
что это своего рода нечто вроде уклада жизни,и есть целый слой людей, которые привыкли к подобной обстановке,
к таким обстоятельствам, которые всю эту мерзость вокруг себя воспринимают как что-то естественное.

"СРЕБРОЛЮБИЕ" . Неправедный судья, подкупленный злодеем, судит бедняка.

"ЗАВИСТЬ" . Соседи завистливо наблюдают за соседом-богачем, накупившим товаров, которые еле тащит в мешке слуга.
На переднем плане - две собаки, которые тянутся к кости в руках соседа-завистника, хотя перед ними уже лежат две косточки.

Продолжение следует

В.Клеваев.Лекции по истории искусства. Киев, "Факт", 2007, с.537-540

Ерун Антонисон ван Акен или Иероним Босх. Известный нидерландский художник эпохи Северного Возрождения.

До наших дней сохранились 25 картин и 8 рисунков этого живописца. Наиболее известная картина - «Семь смертных грехов и Четыре последние вещи».

Подобно Данте Алигьери из «Божественной комедии», который спустился в Чистилище и познал все его круги, Иероним Босх воссоздал на своем полотне грехи человека, согласно религиозным канонам своего времени. Картина написана излюбленной техникой художника – алла прима, когда первые мазки масляной краски создают окончательную фактуру полотна.

«Семь смертных грехов» - уникальный шедевр художника. Имея форму своеобразной «столешницы» (хотя ею никогда не являлась), написанная для демонстрации человеку его греховной природы и философского назидания, картина производит неизгладимое впечатление.

На темном фоне полотна нарисована многоструктурная композиция из пяти окружностей разного диаметра. В самом центре расположено подобие всевидящего ока, внутри которого находится Иисус Христос, наблюдающий за всеми событиями в этом мире и замечая все греховные деяния человека. Вокруг Иисуса, против часовой стрелки, как изначально задумал автор, изображены жанровые сценки, написанные в детализированной манере старой голландской школы живописи.

Каждая сценка наглядно демонстрирует все человеческие пороки:

    гнев – изображен в виде драки двух мужчин и женщины, которые изрядно выпили перед этим; гордыню – женщина, жадно всматривающаяся в зеркало, служившее излюбленной аллегорической демонстрацией Босха тщеславию и гордыне, т. к. оно считалось инструментом дьявола; похоть – две влюбленные парочки, охваченные страстью; лень – невыполнение своих обязанностей священником, к которому на исповедь пришла прихожанка; чревоугодие – толстый человек, который пожирает все, что есть на столе и никак не может насытиться; алчность – подкуп судьи, от решения которого зависит судьба человека; зависть – выражена в косых взглядах пожилых супругов на своего соседа, который сделал дорогую покупку).

Внизу каждого изображения имеется надпись на латинице или цитата из Ветхого Завета (например, под оком Господа написано Cave, cave, Deusvidet – «Бойся, ибо Господь все замечает»).

По четырем углам картины расположены четыре окружности одинакового размера (так называемые тондо), которые дополняют смысл картины, демонстрируя итоги человеческой жизни – смерть (умирающий человек в окружении священников, в изголовье которого стоит сама госпожа Смерть, Ангел и демон);

Страшный Суд (апостолы, души ждущие справедливого суда и ангелы с иерихонскими трубами);

Ад (очень реалистичное изображение грешников, кипящих котлов, пыток и чертей) и Рай (апостол Петр открывает врата перед праведниками, Всевышний на троне и святые).

Почти все картины Иеронима Босха пронизаны ироничным сарказмом над тщетностью человеческого бытия, но картина «Семь смертных грехов» заставляет задуматься и переосмыслить свою жизнь, чтобы сделать ее чище и духовнее.

Семь смертных грехов" — одна из самых ранних известных работ Босха. Она имеет ярко выраженный нравоучительный характер с элементами иронии и сатиры.

Эта работа обладает довольно усложненной структурой: пять разного диаметра окружностей на темном фоне. Предполагают, что это крышка стола - столешница, расписанная мастером. Обычай расписывать столы был тогда достаточно распространен. Такой работой не гнушались и именитые художники. Мы знаем, например, что самым ранним дошедшим до нас произведением великого немца Ганса Гольбейна Младшего была как раз расписная крышка стола, очень поврежденная, но сохранившаяся.

Именно эта работа Босха висела в личных покоях испанского короля Филиппа II. Она находилась между его кабинетом и спальней, так что, проходя из комнаты в комнату по нескольку раз в день, монарх мог созерцать символы человеческих грехов и размышлять о греховной природе человека.

Это одно из наиболее ясных и нравоучительных произведений Босха снабжено подробными, разъясняющими смысл изображенного цитатами из Ветхого Завета из книги "Второзаконие".
Начертанные на развевающихся свитках слова:
сверху:
"Ибо они народ, потерявший рассудок, и нет в них смысла
"О, если бы они рассудили, подумали о сем, уразумели, что с ними будет!"(Вт.32:28-29);
снизу:
"Сокрою лице Мое от них и увижу, какой будет конец их; ибо они род развращенный; дети, в которых нет верности. (Вт.32:20)
определяют тему этого произведения.

В центре – нечто вроде всевидящего ока. В середине – подобие зрачка, в котором по бедра стоящий в саркофаге. Христос все видит, он в центре мира, он в центре этого условно изображенного глаза.
Ниже надпись: "Берегись, берегись, Бог видит всё".
Это не собственно глаз, но явный намек на него. Всевидящее око зрит все, но оно по неисповедимым, непонятным для нас причинам, не вмешивается в ход вещей. Муки Христа - зарок человечества - оказываются едва ли не напрасными. Он указывает на свою рану в боку, он в очередной раз взывает к людям, но это воззвание оказывается почти никем не услышанным.
Широкая полоса, идущая вокруг этого квази-зрачка напоминает радужную оболочку. Круг расчерчен лучами, которые в то же время несколько напоминают рисунок радужки.

И, наконец, на внешней, самой широкой полосе изображены семь сцен, которые символизируют семь смертных грехов. Каждый грех обозначен надписью и трактован художником в виде жанровой сценки.
Таким образом, Босх создает обобщенную картину человечества, погрязшего в грехах. Интересно обратить внимание вот на что: мы традиционно говорим о семи грехах, хотя строго говоря, это ведь не грехи, как поступки - кража, убийство или другие греховные деяния человека. Семь смертных грехов в католической традиции – это, скорее, семь свойств человека, семь черт его характера, которые приводят к этим преступлениям и проступкам. Семи грехам традиционно, как вы знаете, противостоят семь добродетелей. Три религиозные христианские добродетели четыре мирские. Босх, изображая грехи, не обращается к отвлеченным образам. У Босха это сценки, довольно жизненные по смыслу, но гротесковые, окарикатуренные по манере изображения.

Дальше следует надпись - представлениe семи смертных грехов, способных погубить душу, с их латинскими названиями:
У Иеронима Босха, если "читать",согласно композиции, от "шести часов" против часовой стрелки: ГНЕВ,ТЩЕСЛАВИЕ(гордыня),СЛАДОСТРАСТИЕ(похоть),ЛЕНЬ, ЧРЕВОУГОДИЕ,АЛЧНОСТЬ(жадность), ЗАВИСТЬ.
Художник находит для каждого из них понятный, жизненный пример, показанный с насмешкой.

(вращение против часовой стрелки; так задумал Босх)

Художник напоминает людям, погруженным в каждодневную суету привычных, будничных грехов, повторяющихся снова и снова, что за злом неотступно следует воздаяние.


ГНЕВ,ТЩЕСЛАВИЕ,СЛАДОСТРАСТИЕ,
ЛЕНЬ,ЧРЕВОУГОДИЕ,СРЕБРОЛЮБИЕ,ЗАВИСТЬ

В христианстве есть список семи смертных грехов, ведущих к смерти души. Библия не приводит точного списка смертных грехов, но предостерегает от их совершения в десяти заповедях. Но теологи в разное время составляли этот список, уточняли его. Во многом его контент и порядок следования зависел от традиции. Перечень 7 смертных грехов был впервые составлен папой римским Григорием Великим. По его мнению, к ним относятся:
гордыня, алчность, зависть, гнев, блуд, чревоугодие и уныние.
Крупнейший христианский теолог Фома Аквинский его «популяризировал» и с XIII века в католической традиции такой список стали считать общепринятым:
гордыня, алчность, зависть,гнев, сладострастие, чревоугодие,праздность.
Православные теологи тоже уточняли список.Из новейших — вариант святителя Игнатия (Брянчанинова,1807-1867):
гордость,алчность,блуд,зависть,чревоугодие,гнев,лень.
В сущности, мнения теологов практически совпадают, если понимать лень, праздность и уныние как вещи одной природы.


Нидерланды| Иероним Босх(ок. 1460 -1516)| «Семь смертных грехов″|1475-80гг| дерево,масло |120 x 150|Mузей Прадо|Мадрид

ЛЕКЦИЯ
Видимо, несколько позже, написана обладающая более совершенными, хотя и относительными живописными достоинствами композиция «Семь смертных грехов». Эта работа обладает довольно усложненной структурой: пять разного диаметра окружностей на темном фоне. Предполагают, что это крышка стола — столешница, расписанная мастером. Обычай расписывать столы был тогда достаточно распространен. Такой работой не гнушались и именитые художники. Мы знаем, например, что самым ранним дошедшим до нас произведением великого немца Ганса Гольбейна Младшего была как раз расписная крышка стола, очень поврежденная, но сохранившаяся. Там изображены разные фантастические существа: сирены, кентавры, астрологические знаки, символическая путаница химерообразных существ и полутаинственных символов. Здесь иное. Чисто религиозное содержание, поучительный, дидактический смысл. Именно эта работа висела в личных покоях испанского короля Филиппа II. Она находилась между его кабинетом и спальней, так что, проходя из комнаты в комнату по нескольку раз в день, монарх мог созерцать символы человеческих грехов и размышлять о греховной природе человека.
Это одно из наиболее ясных и нравоучительных произведений Босха снабжено подробными, разъясняющими смысл изображенного цитатами из Ветхого Завета из книги «Второзаконие».
Начертанные на развевающихся свитках слова:
сверху:
«Ибо они народ, потерявший рассудок, и нет в них смысла.
«О, если бы они рассудили, подумали о сем, уразумели, что с ними будет!»
(Вт.32:28-29);
снизу:
«Сокрою лицо мое от них и увижу, какой будет конец их» (Вт.32: 20)
определяют тему этого произведения.

В центре – нечто вроде всевидящего ока. В середине – подобие зрачка, в котором по бедра изображен Христос, стоящий в саркофаге. Христос все видит, он в центре мира, он в центре этого условно изображенного глаза. Ниже надпись: «Берегись, берегись, Бог видит всё».
Это не собственно глаз, но явный намек на него. Всевидящее око зрит все, но оно по неисповедимым, непонятным для нас причинам, не вмешивается в ход вещей. Муки Христа — зарок человечества — оказываются едва ли не напрасными. Он указывает на свою рану в боку, он в очередной раз взывает к людям, но это воззвание оказывается почти никем не услышанным. Широкая полоса, идущая вокруг этого квази-зрачка напоминает радужную оболочку. Круг расчерчен лучами, которые в то же время несколько напоминают рисунок радужки.
И, наконец, на внешней, самой широкой полосе изображены семь сцен, которые символизируют семь смертных грехов. Каждый грех обозначен надписью и трактован художником в виде жанровой сценки.
Таким образом, Босх создает обобщенную картину человечества, погрязшего в грехах. Интересно обратить внимание вот на что: мы традиционно говорим о семи грехах, хотя строго говоря, это ведь не грехи, как поступки — кража, убийство или другие греховные деяния человека. Семь смертных грехов в католической традиции – это, скорее, семь свойств человека, семь черт его характера, которые приводят к этим преступлениям и проступкам. Семи грехам традиционно, как вы знаете, противостоят семь добродетелей. Три религиозные христианские добродетели четыре мирские. Босх, изображая грехи, не обращается к отвлеченным образам. Джотто, например, в капелле дель Арена в нижнем ряду в монохромных фресках изобразил фигуры, которые символизировали Непостоянство, Гнев, Зависть. У Босха это сценки, довольно жизненные по смыслу, но гротесковые, окарикатуренные по манере изображения.

«ГНЕВ» . Драка пьяных крестьян во дворе. Совершенно озверелое побоище, во время которого один другому насадил на голову трехногий табурет,
чуть не проломив и голову, и сидение этого табурета.

«ТЩЕСЛАВИЕ» представляет собой, на первый взгляд, совершенно невинную сцену: интерьер довольно зажиточного дома, женская комната. Модница, стоя к зрителю спиной, вертится перед зеркалом, висящим на створке шкафа, примеряя новый белый чепец и любуясь собой в этом чепце, не замечая, что зеркало ей подсовывает чертенок, высунувшийся из шкафа. Но даже такой, казалось бы, с нашей точки зрения, невинный поступок, даже не поступок, а просто мелочь какая-то, может повлечь за собой далеко идущие последствия. Здесь как бы таится зародыш греха гордыни, который некоторые теологи считали «отцом всех грехов″.

«СЛАДОСТРАСТИЕ» . Молодые люди в шатре предаются любовным утехам. Их развлекают клоуны, рядом музыкальные инструменты.
Музицирование в символике Босха всегда обозначали греховную страсть, похоть, в чем мы убедимся, рассматривая другие его произведения.

«ЛЕНЬ» . Ленивый монах спит, забыв о своих обязанностях.

«ЧРЕВОУГОДИЕ» . Очень неопрятное, неуютное помещение, какой-то злачный дом или задняя комната харчевни. У Босха часто будут встречаться какие-то постройки и интерьеры, в которых смешиваются элементы грязной харчевни, публичного дома и сарая. Монахиня, снова бегинка, потчует нескольких едоков. Омерзительный толстяк, у которого брюхо свешивается между колен, остервенело грызет куриную или индюшачью ногу; такой же отвратительный младенец тянет к нему руку, требуя своей доли. Но и исхудавший пропойца столь же неприятен.Он, словно трясущимися руками, буквально выдавливает последние капли из кувшина себе в рот. На полу разбросана дешевая мебель, тут же разведен костер.Какой-то омерзительный быт, но при этом чувствуется, что это своего рода нечто вроде уклада жизни,и есть целый слой людей, которые привыкли к подобной обстановке, к таким обстоятельствам, которые всю эту мерзость вокруг себя воспринимают как что-то естественное.

«СРЕБРОЛЮБИЕ» . Неправедный судья, подкупленный злодеем, судит бедняка.

«ЗАВИСТЬ» . Соседи завистливо наблюдают за соседом-богачем, накупившим товаров, которые еле тащит в мешке слуга. На переднем плане — две собаки, которые тянутся к кости в руках соседа-завистника, хотя перед ними уже лежат две косточки.

Продолжение следует

В.Клеваев.Лекции по истории искусства. Киев, «Факт», 2007

Семь смертных грехов и Четыре последние вещи - Иероним Босх. 1475-1480. Доска, масло. 120 х 150 см


Эту оригинальную картину, относящуюся к раннему периоду творчества художника, часто называют столешницей за ее внешний вид и назначение, которое она никогда не воплощала в жизнь. Картина отличается оригинальным решением и оформлением, вмещая в себя одновременно несколько взаимосвязанных сюжетов.

Если внимательно присмотреться, станет понятен глубокий символизм изображения. В центре картины круглый элемент, состоящий из четырех кругов разных размеров концентрической формы, воплощает представление Босха о Всевидящем божьем оке. Его зрачок – это изображение воскресшего Иисуса Христа, указывающего на раны, которые он получил, страдая во имя искупления грехов всего человечества. Вокруг божественного «зрачка» на золотом фоне изображена надпись на латыни, означающая, что бог видит, кто, как и чем грешит. Она окружен тонкими золотистыми лучами, исходящими от сына божия, как от светила.

Следующий круг – это радужная оболочка, разделенная на отдельные сектора, посвященные семи смертным грехам. Каждый грех подписан собственной поясняющей надписью. Но художник настолько выразительно изобразил все грехи, что это кажется просто лишним действием. Грех чревоугодия – это мужчина, буквально сметающий со стола любую появляющуюся на нем еду, еще один плотный господин, вяло дремлющий у очага – это воплощение уныния. Любострастие – это целующиеся и обнимающиеся пары, гордыня – самовлюбленно глядящая в зеркало женщина, дерущиеся пьянчуги – это гнев, принимающий взятку судья – алчность, зависть – это то, как смотрит на своего удачливого оппонента проигравший судебное дело человек.

Все эти грехи, столь понятные и в наши дни, заключены в круг, что подчеркивает их цикличность, повторяемость, постоянное присутствие в жизни человека. И сейчас, по прошествии половины тысячелетия, в нашей жизни по-прежнему есть место всем этим смертным грехам, так что картина Босха остается актуальной и в XXI веке.

По четырем углам картины, также вписанные в круги, расположены изображения четырех важнейших вещей – Смерть, Страшный суд, Ад и Рай. Над и под большими концентрическими кругами размещены ленты с латинскими надписями.

Живопись в этом шедевре средневекового искусства очень подробная и реалистичная. Цветные, даже многоцветные круги размещены на ровном черном фоне, который отлично оттеняет и подчеркивает яркие краски. В этой картине уже проявился характерный метафорический стиль Босха, но в ней еще нет такого количества чудовищных иррациональных и потусторонних персонажей, словно родившихся в тяжелом бредовом сне.