200 летие со дня рождения а толстого. Первый толстой. Насколько важным для А. К. Толстого был театр

Ещё литература РИ , и

Толстой №1: «Я хороший писатель!»
К 200-летнему юбилею Алексея Константиновича Толстого

Известный поэт и писатель, автор множества поэм и стихотворений, сказки «Садко», романа «Князь Серебряный», драматической трилогии, в которую вошли произведения «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Фёдор Иоаннович» и «Царь Борис», один из создателей знаменитого Козьмы Пруткова. Ещё А.К. Толстой и ещё


Алексей Константинович Толстой


5 сентября 2017 года (24 августа по старому стилю) ценители и почитатели его творчества отмечают 200-летие со дня его рождения. Неординарный писатель и неординарная личность. О нем и при жизни ходило множество легенд. Так, современники Алексея Толстого рассказывали о нем как о могучего сложения человеке, который мог запросто гнуть подковы, вгонять в стену голыми руками гвозди и ходил с рогатиной на медведя. В то же самое время он был известен как завсегдатай столичных светских салонов, остроумный красавец, любивший розыгрыши и веселье, знакомый лично с великим Гете и императором Александром II.

Жизненные принципы самого Алексея Толстого, наверное, наиболее емко отражены в этих принадлежащих ему строках:

Коль любить, так без рассудку,
Коль грозить, так не на шутку,
Коль ругнуть, так сгоряча,
Коль рубнуть, так уж сплеча!

Коли спорить, так уж смело,
Коль карать, так уж за дело,
Коль простить, так всей душой,
Коли пир, так пир горой!

Перипетии его судьбы тесно переплетаются с историей России и биографиями известных исторических персонажей. О некоторых из них стоит рассказать поподробнее.

История рождения. Детские годы

Алексей Толстой был по материнской линии правнуком последнего гетмана Украины Кирилла Разумовского, президента Российской академии наук, по отцу - потомком старинного известного рода Толстых. Некоторые из его биографов утверждают, что он был троюродным братом гения русской литературы Льва Толстого. По крайней мере известно, что если в близком родстве они, может быть, и не состояли, то знакомы были точно.


2. Анна Алексеевна Толстая, мать поэта. Миниатюра работы М. М. Даффингера. 1827


Мать будущего писателя Анна Перовская была незаконнорожденная дочь графа Алексея Разумовского, тем не менее ее отец добился для нее дворянского титула и дал хорошее образование. Ее мужем стал граф Константин Толстой, вдовец, который был к тому же гораздо старше своей супруги. Брак его родителей просуществовал недолго. Причина, по которой родители разошлись вскоре после рождения сына Алексея, доподлинно неизвестна. Современники утверждали, что с родным отцом писатель увиделся первый раз только на похоронах матери.


3. Константин Петрович Толстой, отец поэта. Середина XIX


Свое раннее детство будущий писатель провел на Украине в имении брата матери Алексея Перовского - попечителя Харьковского университета. Он вошел в русскую литературу под псевдонимом Антония Погорельского. Его перу принадлежит первая авторская сказка для детей на русском языке «Чёрная курица, или Подземные жители». Кстати, он написал ее для своего племянника Алексея Толстого.


4. Алексей Алексеевич Перовский, литературный псевдоним - Антоний Погорельский. Миниатюра. Между 1812 и 1815


Дружба с императором

Значимым событием в жизни Алексея Толстого стало знакомство с будущим императором Александром II. Их представили друг другу с легкой руки писателя Василия Жуковского - друга дяди Алексея, когда обоим было по восемь лет. Став товарищем по играм, Толстой сохранил привязанность к своему другу из царствующей семьи на всю жизнь.

Рассказывали, что, сильный и крупный Алексей взваливал будущего императора на плечо и бегал с ним по коридорам Зимнего дворца. Однажды сам император Николай I вызвал побороться юного графа и, отбиваясь от него, с удивлением отмечал, как «силен да ловок этот мальчишка».

Позже, когда Толстой заболел тифом в Одессе, государю по нескольку раз в день телеграфировали о состоянии его здоровья.

Благодаря дружбе с императором Толстой стремительно поднимался по служебной лестнице, однако он не захотел двигаться к карьерным вершинам и решил заняться литературой.

«Средь шумного бала, случайно…»

Любовью всей жизни стала для Алексея Толстого Софья Миллер. Они познакомились на маскараде в 1851 году. В то время избранница писателя была замужем. Рассказывали, что она знала 14 языков и серьезно увлекалась историей и философией. Кроме того, Софья была страстной поклонницей охоты и любила острые впечатления. Современники отмечали якобы полное несоответствие поэтической тонкой натуры Толстого и грубоватой внешне Софьи, которую Иван Тургенев назвал позже в своем описании «чухонским солдатом в юбке».


5. Софья Миллер


Влюбившись, Софья Миллер сразу же ушла от мужа - конно-гвардейского полковника - и поселилась с Толстым в имении брата. Однако чувство, охватившее влюбленных, не радовало ни мать писателя, ни ее окружение. Не давал развода и ее муж. Любви, охватившей их, пришлось преодолеть большие испытания. Прошло долгих 12 лет, пока они смогли соединить свои судьбы.

Друзья писателя говорили, что когда в 1855 году Толстой заболел тифом в Одессе, именно приехавшая Софья выходила его.

«Плохой военный»

Хорошее домашнее образование Алексея Толстого позволило ему поступить в число так называемых «архивных юношей», состоявших при Московском главном архиве министерства иностранных дел. Успешно сдав по окончании учебы экзамен в Московском университете, он был назначен в русскую миссию при германском сейме во Франкфурте-на-Майне.

Позже Толстой служил во II отделении собственной Его Императорского Величества канцелярии. Графское происхождение должно было открыть ему карьеру в области дипломатии, однако Алексей увлекся литературой. Само по себе это занятие было модным в те времена, но поменять службу на литераторство среди знати считалось дурным тоном.



6. Карл Брюллов. Портрет поэта и драматурга Алексея Константиновича Толстого в юности. 1836


Есть в биографии будущего писателя такой интересный факт. 35-летний граф Алексей Толстой самым горячим образом воспринял начавшуюся Крымскую кампанию 1853-1856 годов. Вместе со своим другом князем Алексеем Бобринским они решили организовать добровольное ополчение для защиты балтийского побережья России от возможной высадки англичан. Друзья организовали специальный военный отряд, вооружив его на свои средства закупленными в Туле 80 дальнобойными винтовками, а также приобрели быстроходную яхту. Ни то, ни другое не пригодилось, так как военные действия дальше Крыма не распространились и десант англичан не состоялся.

Послужить России на этой войне граф Толстой все же успел, хоть и недолго. Он поступил в стрелковый полк, но под Одессой чуть не умер от тифа, унесшего жизни значительной части полка.

Сразу после войны майор Толстой был произведен в подполковники и назначен делопроизводителем Секретного комитета о раскольниках. Однако служба, как написал поэт государю, была «глубоко противна» его натуре. Есть разные способы приносить пользу отечеству, заметил он и занялся писательством.

«Из меня всегда будет плохой военный и плохой чиновник, но, как мне кажется, я, не впадая в самомнение, могу сказать, что я хороший писатель», - так оценил свое предназначение Алексей Толстой и вышел в отставку.

«Хороший писатель»

Писать Алексей Толской начал пробовать еще в детстве. Первые свои стихи он написал еще в шестилетнем возрасте. Первой же опубликованной книгой стало фантастическо-мистическое произведение «Упырь». Оно вышло в 1841 году под псевдонимом Краснорогский и впоследствии не включалось автором в собрания сочинений, как будто Толстой стеснялся его. Однако известно, что еще двумя годами ранее Толстой написал несколько рассказов на французском языке, которым мастерски владел, в том числе «Семью вурдалака» и «Встречу через триста лет».



7. Издание. Алексей Константинович Толстой - Журнал «Русский вестник», №1. 1884


Среди знакомых Алексею Толстому литераторов были Гоголь, Аксаков, Некрасов, Панаев, Анненков, Тургенев. Последний даже обязан Толстому своим освобождением из ссылки. Произведения Толстого издавали такие известные издания, как «Современник», «Вестник Европы», «Русский вестник». Поначалу он писал из удовольствия и даже от денег за свои литературные труды отказывался. Однако после того как братья его жены поселились с ними и стали хозяйствовать в имении, развалив его подчистую, Толстому пришлось писать ради гонораров.


8. А. В. Дружинин, И. С. Тургенев, В. П. Боткин. Рисунок Д. В. Григоровича. 1850


И очертил свой путь…

Неординарная личность, Алексей Толстой и умер не так, как предпочел бы каждый из смертных - в преклонном возрасте и в окружении родных и детей. Своих детей, кстати, у писателя не было, они с Софьей Андреевной усыновили детей ее брата. Обладавший в молодости богатырской силой писатель страдал в последние годы жизни от астмы, грудной жабы, невралгии. Особенно допекали его сильные головные боли.



9. Могила Алексея Константиновича Толстого


Причиной смерти Толстого стала передозировка морфия. Его в качестве лекарства от сильных приступов головной боли ему прописал модный петербургский лекарь. Алексей Толстой ввел себе слишком большую дозу морфия и не проснулся. Первому из рода Толстых, кто прославил свое имя литературным творчеством, было всего 58 лет.



10. Портрет писателя Алексея Константиновича Толстого


Рыцарь русской литературы
К 200-летию со дня рождения Алексея Константиновича Толстого

Он был по отцу выходцем из старинного дворянского, и даже боярского рода Толстых, приходился дальним родственником Льву Николаевичу Толстому, но, как ни странно, по обстоятельствам жизни почти никак не был связан с этим родом. Его воспитала мать Анна Алексеевна Перовская, которая разошлась со своим мужем графом Толстым и уехала с младенцем сыном Алексеем из Санкт-Петербурга, где родился её сын 5 сентября 1817 года (по нов. ст.), на юг, в Малороссию, к своему брату Алексею Алексеевичу Перовскому, имевшему там наследственные имения. Фамилия у брата и сестры Перовских была искусственная, придуманная их отцом графом Алексеем Кирилловичем Разумовским для своих внебрачных детей. Детей «на стороне» у него имелось много... Но Алексей Кириллович не оставил своих незаконнорожденных чад, добился для них дворянства и звучной фамилии. А кроме того, от этого своего богатейшего родителя (Алексей Кириллович был сыном последнего гетмана Малороссии Кирилла Разумовского) его дети получили в наследство прекрасные имения в тогдашней Черниговской губернии.


11. Алексей Алексеевич Перовский. Автопортрет. 1806


В жилах у него текла кровь и московских бояр Толстых, и простых украинских казаков Розумов, из рода которых и вышел славный гетман Малороссии Кирилл Разумовский, прадед писателя. Благодаря своему брату Алексею (фавориту императрицы Елизаветы Петровны) он стал блистательным гетманом, генерал-фельдмаршалом и… президентом Российской академии наук (!). Этот пост он, кстати, занимал более полувека. Богатства его были огромны, так что и правнук гетмана мог позволить себе жить безбедно до конца своих дней в одном из бывших гетманских имений, в Красном Роге, превратившемся в одно из заповедных творческих мест на литературной карте России.



12. Миниатюрный дом А. К. Толстого


Алексей Константинович мыслил себя прямым наследником древней Киевской Руси, её былинной и гордой славы. Потому немалое, а может, и основное место в его поэтическом творчестве составляют песни и былины, темой которых и стала героическая история Киевской Руси. В её богатырях, князьях, певцах, сказителях и черпал Алексей Константинович образы для своего творчества.

Зачинается песня от древних затей,
От весёлых пиров и обедов,
И от русых от кос, и от черных кудрей,
И от тех ли от ласковых дедов,
Что с потехой охотно мешали дела;
От их времени песня теперь повела,
От того ль старорусского краю,
А чем кончится песня - не знаю…


13. И. Г. Таннауэр. Пётр Андреевич Толстой, первый граф из рода Толстых. 1719


Вместе с тем Алексей Константинович был вполне современным для своих дней человеком, широко образованным, поработавшим и в архивах Министерства иностранных дел, и в Европе, в дипломатических миссиях. Принадлежность к знатным родам делало его представителем избранного общества, близко стоящего к трону. А если добавить к тому, что с юных лет он был знаком с цесаревичем, наследником престола Александром Николаевичем, будущим «царём-освободителем» Александром II, входил в круг его самых близких друзей, то можете себе представить, какой апофеоз величия и надменности должен был окружать его!..



14. Герб графского рода Толстых. Бронза. Начало XIX


А на деле всё вышло не так.

Он, получивший домашнее воспитание в имениях своей матери и дяди, среди роскошной южнорусской природы, возросшей среди крестьян Малороссии, дети которых были его друзьями в мальчишеских играх, никогда не отличался надменностью по отношению к простому люду.


Работа в архивах Министерства иностранных дел познакомила его с многочисленными историческими документами, где героические судьбы русского народа предстали перед молодым светским человеком со всей наглядностью. К тому же его дядя Алексей Перовский был не только богатым помещиком, он и прекрасным русским литератором, писавшем под псевдонимом Антон Погорельский. Это он оставил для потомков удивительную сказку о чёрной курице и жителях подземного города. И о мальчике Алёше, который посвящается в тайну этого таинственного царства, да невольно предаёт их, за что потом долго и мучительно раскаивается… Мальчик Алёша из этой, всем известной сказки – и есть будущий поэт, писатель и драматург Алексей Константинович Толстой.



15. Иллюстрация книги «Черная Курица, или Подземные жители»


16. Иллюстрация книги «Черная Курица, или Подземные жители»

17. Обложка книги«Черная Курица, или Подземные жители»


Не сразу он пришёл к творчеству. Светская жизнь долго кружила его по придворным салонам и дипломатическим раутам. Близость ко двору, к наследнику цесаревичу обязывала его выполнять многие придворные функции. Он был и церемониймейстером, и егермейстером при царской особе.

Но самое удивительное то, что в переломные пятидесятые-шестидесятые годы XIX века этот придворный человек становится близким товарищем, даже можно сказать, коллегой известных писателей-демократов, сплотившихся вокруг главного тогдашнего демократического и даже, отчасти, революционного органа - некрасовского журнала «Современник».

Началось с того, что ещё «неистовый» Виссарион Белинский отметил талант молодого писателя, вступившего в литературу с повестью «Упырь». Полумистическая эта повесть была написана живо, и явно носила следы знакомства автора с прозой Николая Васильевича Гоголя.


С Гоголем Алексей Константинович был знаком лично так же, как и с Пушкиным, Жуковским, со всем кругом русских литераторов «золотого века» нашей литературы. Многим он помогал, пользуясь своим влиянием при дворе. Так, молодой Иван Сергеевич Тургенев был обязан Толстому, что не отправился в Сибирь за «крамольную» статью по поводу смерти Гоголя, а только был выслан в свою усадьбу Спасское-Лутовиново. Между тем сам Алексей Константинович на волне демократических преобразований, начавшихся после кончины Николая I и вступлением на престол либерального Александра II, создаёт на страницах «Современника» яркий сатирический образ замшелого николаевского чиновника Козьмы Пруткова, балующегося сочинением нравоучительных стихов и лукавых афоризмов. Вот эти парадоксальные и смешные афоризмы сделали Козьму Пруткова всемирно известной личностью, а заодно и создателей его: Алексея Толстого (перу которого принадлежит большая часть «творчества» Козьмы) и братьев Жемчужниковых.


18. Вымышленный «портрет» Пруткова, созданный Л.М. Жемчужниковым, А.Е. Бейдеманом и Л.Ф. Лагорио


Как часто бывает, литературный фантом Козьма Прутков отделился от своих авторов и зажил собственной жизнью, приобрёл даже какие-то индивидуальные черты характера. Возможно, создатели Козьмы хотели представить этакого надутого и глупого чинушу, а на деле получился довольно лукавый и въедливый сочинитель, многое подмечающий в окружающей действительности и в человеческих сердцах. Нелишне напомнить некоторые афоризмы Козьмы Пруткова.

«Люби ближнего, но не давайся ему в обман!». «Отыщи всему начало, и ты многое поймёшь». «Всякая человеческая голова подобна желудку: одна переваривает входящую в оную пищу, а другая от неё засоряется». «В глубине всякой груди есть своя змея». «Многие люди подобны колбасам: чем их начинят, то и носят в себе».


Были у Козьмы Пруткова (читай – у Алексея Толстого) шуточки и по поводу отношений мужчины и женщины: «Обручальное кольцо есть первое звено в цепи супружеской жизни». «Влюбленный в одну особу страстно - терпит другую только по расчёту».

Странным образом, эти афоризмы оказались пророческими и для самого Алексея Константиновича. Долгие годы он будет добиваться брака с любимой женщиной, которая была женой другого человека. Эта несчастная любовь буквально перевернёт всю его жизнь. Свою возлюбленную, жену конногвардейского полковника Софью Андреевну Миллер (Бахметеву) он встретит на балу в 1851 году. Примерно к тому же времени относится и его знаменитое стихотворение, ставшее благодаря Чайковскому прекрасным романсом:

Cредь шумного бала, случайно,
В тревоге мирской суеты,
Тебя я увидел, но тайна
Твои покрывала черты.

Мне стан твой понравился тонкий
И весь твой задумчивый вид,
А смех твой и грустный, и звонкий
С тех пор в моём сердце звучит.

В часы одинокие ночи
Люблю я, усталый, прилечь,
Я вижу печальные очи,
Я слышу весёлую речь.

И грустно я так засыпаю
И в грёзах неведомых сплю,
Люблю ли тебя - я не знаю,
Но кажется мне, что люблю!

Произведение это можно назвать шедевром русской лирики. Но дорого стоила эта внезапно вспыхнувшая любовь самому Толстому. 12 лет они с Софьей Андреевной добивались её развода. Но муж её был непреклонным… Светское общество было настроено против них. Впрочем, в отличие от героев романа «Анна Каренина», у Толстого и Софьи Андреевны всё обошлось: они поженились через 12 лет мытарств.


20. Алексей Константинович Толстой. 1864


Однако всё это стоило Толстому карьеры при императорском дворе, он подал в отставку. Тем не менее, царь благоволил к своему бывшему любимцу и наградил его орденом св. Станислава – высшей наградой империи за гражданские заслуги.



21. Алексей Николаевич Толстой


Сам Алексей Константинович, впрочем, не жалел об отставке, он весь погрузился в литературное творчество. Все главные произведения его жизни были написаны после этих событий.

Ещё Гоголь присутствовал при чтении автором первых глав романа «Князь Серебряный» и одобрил его. Роман этот стал наиболее крупным произведением А.К. Толстого в области прозы. В нём ярко выразилась гражданская позиция автора – неприятие тирании и государственного деспотизма.


Конечно, Толстой идеализирует своего героя, выводя его исключительно благородным, лишённым недостатков человеком. Но ему важно было подчеркнуть разницу между благородным рыцарем князем Серебряным (фигура вымышленная) и тираном Иваном Грозным. Разумеется, описывая царя, Толстой идёт вслед за Карамзиным, ненавидевшим Ивана Грозного. Но роман ведь не учебник истории, и Толстой представляет Грозного не только безжалостным деспотом, создавая крайне трагический, драматический образ правителя России, взвалившего на себя слишком тяжкую ношу...


22. Издание


Дальнейшее развитие образ царя, неукротимого в своих буйствах, но и страдающего от своих пороков, получит у Толстого в его знаменитой драматической трилогии, в пьесах «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Фёдор Иоаннович» и «Царь Борис». В этой трилогии, писавшейся в 60-е годы XIX века, осуждается государственный деспотизм, когда под карающий Молох самовластья кладётся и правый, и виноватый, когда попирается человеческий закон. Но личность самого Грозного противоречива. Во всяком случае, после трагедий Алексея Константиновича Толстого царь Иоанн Грозный таким и останется в нашей памяти. Более сильный образ Грозного никакому художнику после Толстого создать не удалось.


23. Дом-музей А. К. Толстого в имении Красный Рог


Всё это: титаническая работа, неурядицы в личной жизни – не могло не сказаться на здоровье писателя. У него открылась сильная невралгия. Он лечился, ездил за границу на курорты, но ничего не помогало. Жизненный путь Алексея Константиновича Толстого оборвался 10 октября 1875 года (по нов. ст.) в его любимом имении Красный Рог в Черниговской губернии (где находится сейчас его единственный в России музей).

Ныне – это Брянская область на границе России и Украины. Его могила, его творчество – словно напоминание нам всем о нашей общей истории, о порушенном нашем единстве.


Певец славянства, лучших качеств славянской души Алексей Константинович Толстой остаётся рыцарем нашей литературы и продолжает сражаться за славянский мир.
_______

Статья опубликована в рамках проекта на средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведённого «Союзом женщин России».


24. Илья Ефимович Репин. Портрет писателя Алексея Константиновича Толстого 1896


Алексей Толстой – писатель с пророческим даром
Сегодня исполняется 200 лет со дня рождения выдающегося писателя и поэта Алексея Константиновича Толстого

Алексей Толстой происходил из древнего и разветвленного рода Толстых, корни которого уходят в далекий XIV век. Среди его ближайших родственников, получивших широкую известность на литературном поприще, Лев Николаевич Толстой, Алексею Константиновичу он приходился троюродным братом. Алексей появился на свет 24 августа (5 сентября) 1817 года в Санкт-Петербурге. Несмотря на то, что родители разошлись почти сразу после рождения сына, и мать увезла его к своему брату Алексею Перовскому, детство мальчика было безоблачным: «Мое детство было очень счастливо и оставило во мне одни только светлые воспоминания».

Толстой вспоминал, что он его детская мечтательность очень быстро переросла в склонность к поэзии, стихи он начал писать с шестилетнего возраста. Первым его читателями стали домашние, дяде, оказавшемся в близком окружении Николая I, он посылал свои сочинения по почте. А вскоре и сам переехал в Петербург и стал товарищем по занятиям царского сына, будущего императора Александра II.


25. Федор Петрович Толстой. Семейный портрет. 1830


26. Фёдор Петрович Толстой, художник и скульптор, дядя поэта. Автопортрет. 1804


Дядья пытались заинтересовать племянника государственной службой, в 20-летнем возрасте он служил в русской миссии при германском сейме во Франкфурте-на-Майне, позже получил службу в Петербурге при императорском дворе, но его больше увлекали литературные опыты.



27. Антоний Погорельский (настоящее его имя - Алексей Перовский)


Дядя Алексей Перовский, завещал племяннику свое состояние, в числе наследства была большая библиотека с книгами по мистике и необычным явлениям. Алексей Толстой начинает писать рассказы на французском языке на модные тогда мистические темы. В Европе и России готическая литература была очень популярным направлением.



28. Иллюстрация из первого издания книги «Упырь». Алексей Толстой


В повести «Упырь» мистику писатель поставил на русскую почву. Белинский ознакомившись с повестью с похвалой отозвался об авторе, усмотрев в нем «все признаки еще молодого, но тем не менее замечательного дарования» .

Позже на русский язык будут переведены другие мистические произведения Толстого, написанные на французском: «Семья вурдалаков» и «Встреча через триста лет».

Примечательно, что Толстой писал не только произведения на тему «темной» мистики, у него имеется ряд произведений, в которых нашло выражение его религиозное чувство. Главная тема поэм «Грешница» и «Иоанн Дамаскин» - торжество святости.


29. А. Кившенко. Царь Фёдор Иоаннович надевает на Бориса Годунова золотую цепь


30. Ван Верген. Фёдор Иоаннович. Гравюра


31. Павел Орленев, первый исполнитель роли царя Фёдора на профессиональной сцене, 1898


32. Иван Москвин в роли царя Фёдора. 1898

33. Борис Глаголин в роли Фёдора. 1901


34. Афиша


В контексте духовности следует рассматривать и историческую трилогию «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович» и «Царь Борис». Для Толстого русская история – это борьба добра со злом, происходящая в столкновении человеческих страстей. В центре трилогии Борис Годунов, стремящийся заполучить царский венец любой ценой. Писатель анализ исторических событий производит в пространстве христианской этики.


35. Борис Годунов


К трилогии примыкает роман «Князь Серебряный», повествующий о временах опричнины. Как отмечают исследователи, Толстой значительно сгладил ужасы опричнины, «набросал на них тень и показал их, по возможности в отдалении» .


36. «Князь Серебряный». Иллюстрация Вячеслава Шварца. Шествие Ивана Грозного к заутрене


37. Иллюстрация Вячеслав Шварца. Свидание князя Серебряного с боярыней Морозовой

38. Граф Алексей Толстой. «Князь Серебряный». Издание


Литературные критики роман встретили неоднозначно. Кроме положительных откликов, были и такие: «Не удается нам исторический роман, да и баста!»

Многие из произведений Толстого были неоднократно экранизированы, а его лирические стихи, отличавшиеся легкостью и ясностью, служили вдохновением для сонма русских композиторов.


39. Алексей Константинович Толстой. 1870


Смерть выдающегося писателя была преждевременной. Он умер в 1875 году в возрасте 58 лет.

Иван Тургенев так откликнулся на кончину Толстого: «Он оставил в наследство своим соотечественникам прекрасные образцы драм, романов, лирических стихотворений, которые - в течение долгих лет - стыдно будет не знать всякому образованному русскому...»

Уже позже, в веке двадцатом, Иосиф Бродский назовет Толстого писателем, обладающим пророческим даром: «Учитывая происшедшее со страной в XX веке, то, что его современники принимали за эскапические или ностальгические мечтания, обернулось предупреждением и пророчеством» .



41. Фридерик Шаперон. Эскиз декораций, подготовленный к парижской постановке «Дон Жуана». 1866


42. Постоянный литературный герой писателя «Дон Жуан, или Наказанный развратник». 1830-1835


43. Илья Репин. Дон Жуан и донья Анна


44. Певец Джованни Марио в образе Дон Жуана в одноимённой опере Моцарта

45. Певец Франсиско д’Андраде в роли Дона Жуана в опере Моцарта. Макс Слефогт, 1902


46. Джулия Гризи в роли донны Анны. Портрет из коллекции СПбГК имени Н. А. Римского-Корсакова

47. Вольфганг Амадей Моцарт, которому посвящён «Дон Жуан», автор Barbara Krafft (1764–1825)


48.

Макс Слефогт. «Франциско д’Андрадо в роли Дона Жуана». Дон Жуан приглашает статую командора на ужин, за ним прячется Лепорелло / Дон Жуан - драматическая поэма Алексея Константиновича Толстого, впервые опубликованная в апреле 1862 года

Ольга Карпова / Станислав Зотов / Кирилл Брагин
«ИА REGNUM» / «Столетие» / «Русская планета», 5 сентября 2017

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе

учителя русского языка и литературы 1 категории МБОУ- Вадьковская средняя общеобразовательная школа Погарского района Брянской области

Гореловой Веры Васильевны.

В литературной гостиной

« И всё земное я люблю…»

(к 200-летию А.К.Толстого)

Оформление.

Портреты А.К.Толстого.

2.Магнитофонные записи стихотворений поэта.

3. Романсы на стихи А.К.Толстого.

4. Высказывания великих людей об А.К.Толстом.

5. Репродукции картин, помогающие увидеть красоту природы.

6.Презентация по биографии А.К.Толстого.

Эпиграфы:

Это хорошее и спокойное место, где славно пишется.

А.К.Толстой

И всё земное я люблю…

А.К.Толстой

Какая это была душа, честная и правдивая, доступная

всяким добрым чувствам готовая на жертвы,

преданная до нежности, неизменно верная и живая.

И.С.Тургенев

Вступительное слово учителя.

Добрый день всем тем, кто посетил нашу литературную гостиную, кто любит свой родной Брянский край, кто хочет припасть к чистому роднику поэзии нашего земляка Алексея Константиновича Толстого. Академик Д.С.Лихачёв говорил: «Понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена. Ни поэзия, ни литература не существуют сами по себе: они вырастают на родной почве и могут быть поняты только в связи со своей родной страной».

Брянский край, его природа, героическая история всегда были неисчерпаемым источником вдохновения выдающихся деятелей литературы. Среди них поэт, талантливый драматург и прозаик А.К.Толстой. Для него «родной край»-село Красный Рог Почепского района. Здесь многие годы жил, творил, здесь умер и похоронен Алексей Константинович.(Слайд 2)

Теперь это место известно не только жителям Брянской области. Ежегодно в начале сентября сюда съезжаются гости со всей России. Здесь проходят поэтические праздники, звучат стихи А.К.Толстого и стихи, посвящённые ему. Следующий 2017 год-юбилейный. Исполнится 200 лет со дня рождения А.К.Толстого.

Ведущий 1 . (Слайд 3) Родился Алексей Константинович 24 августа (5 сентября) 1817 года в Петербурге, но его родители (Слайд 4) (отец-граф Константин Петрович Толстой (Слайд 5) , мать- Анна Алексеевна Перовская) (Слайд 6) после рождения сына разошлись, и мать увезла 6-недельного Алёшу в Черниговскую губернию. Самые ранние годы Толстого прошли в селе Блистове, имении матери, и в расположенном поблизости имении Погорельцы, принадлежавшем брату матери А.А.Перовскому. После смерти А.К.Разумовского в апреле 1822 года Толстая с сыном переехала в Красный Рог, который по наследству достался её брату.(Слайд 7)

Ведущий 2. Красный Рог именует Толстой «родным краем» в письме к Б.Маркевичу (в декабре 1871 года) и в письме А.Губернатису: «Моё детство было очень счастливо и оставило во мне одни только светлые воспоминания. Единственный сын, не имевший никаких товарищей для игр и наделённый весьма живым воображением, я очень рано привык к мечтательности, вскоре превратившейся в ярко выраженную склонность к поэзии. Много содействовала этому природа, среди которой я жил; воздух и вид наших больших лесов, страстно любимых мною, произвели на меня глубокое впечатление, наложившее отпечаток на мой характер и на всю мою жизнь и оставшееся во мне и поныне».

Ведущий 3. Мать и дядя безмерно заботились о воспитании и обучении Алёши. В шесть лет он уже говорил и писал на французском, немецком и английском языках. Когда в руки 6-летнего мальчика попал сборник стихотворений лучших русских поэтов, он вскоре знал его уже наизусть и «упивался музыкой разнообразных ритмов». Некоторые стихотворения «настолько поразили воображение», что он «начал марать бумагу и писать стихи». Занятия поэзией поощрял Перовский.

Ведущий 4. (Слайд 8) В 1826 году Алёша Толстой был выбран товарищем для игр с наследником престола, будущим Александром Вторым. Пришлось надолго расстаться с Красным Рогом. В этом же году мать определяет сына «студентом» на службу в Московский архив Министерства иностранных дел, а уже через год он сдаёт экзамены в Московском университете на право служить чиновником первого разряда.

Ведущий 5. После смерти в 1836 году А.А.Перовского, заменявшего ему отца, Толстой становится наследником его имений (Слайд 9). Весну и осень следующего года он с матерью прожил в Красном Рогу. Свою первую фантастическую повесть «Упырь» он подписал псевдонимом «Краснорогский». (Слайд 10) В течение двух лет (1838-1839) Толстой числился при дипломатической миссии за границей. После возвращения из-за границы был зачислен в канцелярию императора и прослужил в ней много лет. Во время Крымской войны Толстой поступает на военную службу и отправляется в Крым, но участвовать в боевых действиях не смог: тяжело заболел тифом. В 1856 году Александр Второй, вступивший на русский престол, назначает его флигель-адъютантом, но Толстой добивается «бессрочного отпуска» и на время поселяется в Погорельцах.

Ведущий 1. В 1861 году Толстой несколько месяцев живёт в Красном Роге. Сам читает крестьянам Манифест об отмене крепостного права. С лета 1868 года Толстой постоянно живёт в Красном Роге, выезжает оттуда лишь для лечения или по делам Давайте представим себе Толстого, слушая стихотворение А.Якушенко «Вечер ».

…А как в ту пору пенились деревья!

Весна вступила в добрые права.

Далёкая дебрянская деревня.

Поляны. Перелески. Синева.

Подъехал он.

С коляски спрыгнул тяжко-

Высокий, бородатый, как мужик.

Ты знаешь край…-вдруг он сказал протяжно-

А как сады сегодня хороши…

Что Петербург?

Там тягостно и душно.

А в Красном Роге -кипенный разлив.

И соловьи утрами шпарят дружно,

И на Рожке купавы зацвели.

Да разве можно статься тут опальным?

«Ты знаешь край…»

Да вот он,этот край!

И тонут хаты в рощицах недальних,

И эти воды-чище серебра».

…Он в дом вошёл.

Скорей к столу, скорее,

Пока душа дорогою полна.

Он взял перо.

Над Красным Рогом реял

Весенний вечер.

Поднялась луна.

Писал поэт свои слова святые,

Чтобы они остались на века…

А за окном ешё спала Россия, И утренняя зорька-далека…

Ведущий2. С помощью краеведа Валерии Даниловны Захаровой совершим «заочное путешествие» по дому А.К.Толстого.

«С трепетным волнением входим в переднюю, из неё попадаем в диванную, затем в восьмиугольный зал. А вот и гостиная, направо от неё спальня и кабинет Софьи Андреевны, налево- спальня и кабинет Алексея Константиновича. Большие стеклянные двери гостиной ведут на балкон-террасу. Живо представляем отдыхающих здесь хозяев и их гостей. И по-особому воспринимаем слова графа: « Долго ещё мы сидели на террасе, глядя на эту благословенную ночь и слушая лягушек, выпь, соловья… Всё поёт, всё трепещет, всё звучит, а то, что не может петь,-нарциссы, сирень, простые берёзки-всё это наполняет ночь самым красноречивым благоуханием».

Ведущий 3. Неподалёку от главного здания помещался небольшой дом, в котором было по четыре комнаты слева и справа от входа. Здесь гостили целые семьи, иногда месяцами. Мимо четвёртого флигеля шла дорога к гумну и далее- в лес. Не от него ли шагал поэт, писавший, что любит «прогулки к мельнице иль к полному гумну, блеяние стадов, лесную тишину»?

Ведущий 4. Метрах в четырёх от стен между кабинетом и спальней графа росла ель; немного дальше, в сторону погреба, стояла берёза. Пространство между ними занимали кусты сирени и жасмина. Наискосок от торца дома возвышался серебристый тополь, а ближе к кухне- две-три липы. Можно было увидеть куст барбариса. За ним возвышались три огромных туи. На этой же линии красовалась старая раскидистая липа с обручем на стволе. За липой, ближе к концу дорожки, завершали линию две берёзы. Между туями и липой пейзаж украшала стройная лиственница. Второй план между липой и берёзой занимал куст барбариса, а за берёзами- ещё один.

На третьем плане между двумя кустами барбариса, отступив от них вглубь, раскинулся дуб в три обхвата. Напротив туй…одиноко возвышался редкий в этих краях сибирский гость- старый кедр…»

А.К.Толстой о Красном Роге говорил: «Это хорошее и спокойное место, где славно пишется».

Ведущий 5. Приглашая Я.Полонского в Красный Рог, Толстой писал: «Если бы Вы знали, какое это великолепие летом и осенью: леса кругом на 50 вёрст и более, лога и лощины такие красивые, каких я никогда не видал, а осенью… не выезжаешь из золота и пурпура. Это было до того торжественно, что слёзы навёртывались на глаза».

Письмо Маркевичу в сентябре- октябре 1871 года начинается словами: «Шесть часов утра. Я только что опять выходил на балкон, вернее- на террасу. Петухи поют так, как будто они обязаны по контракту с неустойкой. Повар Денис и кухарка Авдотья затопили сейчас на кухне, чтобы печь хлеб. Зажглись огоньки в деревне, которую видно по ту сторону озера. Всё это- хорошо, это я люблю, я мог бы так прожить всю жизнь».

Ведущий 1. А.К.Толстой- автор многих лирических стихотворений, романа «Князь Серебряный», драматической поэмы «Дон Жуан», трагедии «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Фёдор Иоаннович», «Царь Борис», и других замечательных произведений. (Слайд 11, 12 , 13)Вместе с двоюродными братьями Алексеем, Владимиром и Александром Жемчужниковыми он создал вымышленный образ литературного героя Козьмы Пруткова и его острые сатирические произведения.

Ведущий 2 . А.К.Толстой- выдающийся поэт-пейзажист. Лирические картины природы, созданные им, полны любви к родному краю, тонкого ощущения красоты окружающего мира.

Звуки, краски, запахи природы словно оживают под пером А.К.Толстого, создавшего такие шедевры, как «Колокольчики мои…», «Ты знаешь край, где всё обильем дышит…», «Дождя отшумевшего капли», «Вот уж снег последний в поле тает», «Острою секирой ранена берёза», и многие другие. Послушаем и мы замечательные стихи.

(Чтение учащимися стихотворений «Осень», «Острою секирой ранена берёза2, «Край ты мой, родимый край», «Вот уж снег последний в поле тает».)

Ведущий 3 . Сопоставление человека и природы станет в дальнейшем основой многих толстовских стихов. Простота психологического параллелизма или противопоставления в них восходит к глубокой выучке у народного песенного творчества.

В последнем стихотворении проглянули гастые, сочные, беспримесные тона красок: «кувшинчик синий», «зелёный дым» юного леса. К этим двум цветам- синему и нежно-зелёному поэт будет не раз возвращаться в стихах о минувших вёснах и молодости. (Прослушивание магнитофонной записи стихотворения «Колокольчики мои…».)

Ведущий4 . Долгое время картины природы у него были пронизаны сложными раздумьями, воспоминаниями о красивом легендарном прошлом родины. Затем даже в балладах стал выделяться непритязательный, лишённый декоративности, вполне реальный, обозримый глазом родной пейзаж. В одной из баллад он предстаёт в точном, по-человечески обаятельном, демократическом видении народного героя Садко, державшего речь к подводному царю: (Слайд 14)

Богатством своим ты меня не держи;

Все роскоши эти и неги

Я б отдал за крик перепёлки во ржи,

За скрып новгородской телеги!

Давно так не видно мне Божьего дня,

Мне запаху здесь только тина;

Хоть дёгтем повеяло б раз на меня,

Хоть дымом курного овина!

Ведущий 5 . Толстой не обрамляет свои ясные, неброские пейзажи «рамкою» картины. Он смотрит на природу, сознавая её стихийную целосообразность. Он перечисляет непритязательные детали привычного сельского пейзажа:

Винтовку сняв с гвоздя, я оставляю дом,

Иду меж озимей, чернеющей дорогой;

Смотрю на кучу скирд, на сломанный забор,

На пруд и мельницу, на дикий косогор,

На берег ручейка, болотисто-отлогий,

И в ближний лес вхожу.

Ведущий 1. Стихи А.К.Толстого- золотой фонд русской литературы. Они отличаются глубоким патриотизмом, гуманизмом. Его поэтические произведения утверждают любовь к Родине, показывают роль поэта и поэзии в общественной жизни.

В балладах А.К.Толстого талантливо воссоздаётся картина жизни Киевской Руси.

(Чтение учащимися стихотворений «Где гнутся над омутом лозы», «Прозрачных облаков спокойное движенье», «Вновь растворилась дверь на влажное крыльцо».)

Ведущий 2. (Слайд 15)А.К.Толстым создан своеобразный и волнующий лирический дневник о трудной и светлой любви, которая исцеляет и облагораживает душу человека. Любовная лирика поэта в основном посвящена Софье Андреевне Миллер, ставшей его женой в 1863 году. В одном из писем к Софье Андреевне А.К.Толстой признался, что всю свою жизнь его преследовало чувство творческого одиночества, что ему всегда не хватало «артистического эха». «Теперь я его нашёл, - писал Алексей Константинович, - это ТЫ».

Шедевром русской любовной лирики стало его стихотворение «Средь шумного бала, случайно…», в котором поэт удивительно тонко смог показать пробуждающееся чувство. П.И.Чайковский создал на текст этого стихотворения замечательный романс.

(Прослушивание романса «Средь шумного бала, случайно…».)

Ведущий 3 . Лирический дневник поэта отличается многообразием оттенков и красок человеческих чувств, помогает понять не только душу человека, но и окружающий его мир. Стихотворения Толстого «То было раннею весной», «Коль любить, так без рассудку», «Ты не спрашивай, не распытывай» поражают ясностью и точностью чувств, гармонией мыслей и чувств. (Чтение стихотворений «То было раннею весной», «Коль любить, так без рассудку».)

Ведущий 4. Известно, что граф А.К.Толстой обладал в молодости и в зрелые годы цветущим здоровьем и богатырской силой.

Он мог одной рукой поднять над головой человека, перебросить двухпудовую гирю одной рукой через флигель, вогнать большим пальцем руки в дерево пятак, согнуть двумя пальцами ложку и завязать в узел стальную кочергу. Он убил 50 медведей, побывал в пасти одного из них, чудом спасся, помогла шапка и подоспевшие охотники. Шкура этого медведя до сих пор хранится в Ленинградском музее. Купался он до поздней осени, пока корка льда не покрывала реку. Он был один из тех богатырей русских, о которых писал в своих произведениях. (Чтение былины «Илья Муромец».)

Ведущий 5. Поистине многогранен талант А.К.Толстого- поэта, драматурга, прозаика.

Непосредственность и глубина чувства, задушевный тон, поразительная безыскусственность и напевность составляют силу и обаяние поэзии А.К.Толстого. Более 130 стихотворений поэта положено на музыку.

Ведущий 1 . К текстам Толстого обращались такие выдающиеся композиторы, как Чайковский, Римский- Корсаков, Мусоргский, Кюи, Бородин, Балакирев, Рубинштейн, Танеев, Рахманинов и многие другие.

По количеству произведений, которые зажглись второй жизнью в музыке с Толстым могут равняться лишь Пушкин, Лермонтов и ещё два-три поэта.

Ведущий 2. Высоко оценивали композиторы стихи А.К.Толстого. П.И.Чайковский сказал: «Толстой- неисчерпаемый источник для текстов под музыку; это один из самых симпатичных мне поэтов».

Кюи в одном из писем сообщил: «Читал я много эти дни А.Толстого, крупный оригинальный поэт… Никак я не предполагал, чтобы у него было такое множество стихотворений, пригодных для музыки».

Заключительное слово учителя .

А.К.Толстой- гордость не только Брянщины. Это выдающийся поэт России, известный и за её пределами. Всем своим творчеством утверждал духовность, высокую ценность человеческих чувств и стремлений. Поэтому излучаемый его произведениями свет не меркнет и в наши дни.

И.С.Тургенев вспоминал о нём: «Какая это была душа, честная и правдивая, доступная всяким добрым чувствам, готовая на жертвы, преданная до нежности, неизменно верная и живая. «Рыцарская натура» …Натура гуманная, глубоко гуманная!»

О себе А.К,Толстой мог бы сказать словами Садко:»Уж очень я к земле привязан». Гимном земной красоте и свободному человеческому духу, который она питает, является отрывок из поэмы «Иоанн Дамаскин» «Благословляю вас, леса…»:

Благословляю вас, леса,

Долины, нивы, горы, воды!

Благословляю я свободу

И голубые небеса!

И посох мой благословляю

И эту бедную суму.

И степь от краю и до краю,

И солнца свет, и ночи тьму,

И одинокую тропинку,

По коей, нищий, я иду,

И в поле каждую былинку,

И в небе каждую звезду!

Сам поэт утверждал: « И всё земное я люблю…»В правоте этих слов мы убедились.

(Просмотр слайдов и чтение за кадром стихотворения Михаила Хитрово.) (Слайд 16)

Как он любил свой мирный уголок,

Взрастивший в нём возвышенные чувства,

Где в тишине, от суеты далёк,

Он уходил в свой чудный мир искусства.

Как чутко он любил свои леса,

С их красотой, безмолвием и шумом,

Как осени последняя краса была мила его

Последним думам…

Фамилия Толстой в нашем представлении тесно связывается с литературным творчеством, и это неслучайно. В русской прозе и поэзии было целых три известных автора, носивших ее: Лев Николаевич, Алексей Константинович и Алексей Николаевич Толстой. Произведения, написанные ими, ничем не связаны, а вот сами авторы объединены кровным родством, хотя и дальним. Все они являются представителями большой дворянской ветви. Татьяна Толстая, современная писательница, кстати, тоже относится к этому роду. Хотя наиболее известным из представителем этой дворянской ветви является, безусловно, Лев Николаевич, сегодня мы предлагаем вам познакомиться с творчеством Алексея Константиновича. Произведения Алексея Николаевича Толстого также заслуживают пристального внимания. Однако это уже тема совсем другой статьи. Так, например, создал тезка интересующего нас поэта и писателя Алексей Толстой произведения для детей, которые и по сей день очень популярны и увлекательны.

Биография Толстого Алексея Константиновича

Алексей Константинович Толстой (годы жизни - 1817-1875) - поэт, писатель, драматург. Он родился в Петербурге. Происходил из рода Разумовских по материнской линии (прадед его - последний гетман Малороссии К. Разумовский, а дед, А. К. Разумовский - министр народного просвещения при царе Александре I). Отец будущего писателя - граф К. П. Толстой, с которым мать сразу же после рождения мальчика рассталась. Воспитывался Алексей Константинович под руководством своей родительницы и ее брата - А. А. Перовского, писателя, поощрявшего поэтические опыты юного Толстого.

В 1834 году он был принят на службу в Министерство иностранных дел, в Московский архив. После этого был на дипломатической службе. Толстой Алексей, произведения которого мы представим вам ниже, получил в 1843 году звание камер-юнкера.

Фантастические повести и романтическая проза

В конце 1830-х - начале 1840-х годов он создал фантастические повести, тяготеющие к готическому роману, а также романтическую прозу: "Встреча через триста лет", "Семья вурдалака". Первое его опубликованное произведение - это написанная в 1841 году повесть "Упырь", созданная под псевдонимом Краснорогский. Также в 1840-е годы Алексей Константинович приступил к работе над историческим романом под названием "Князь Серебряный" (окончен в 1861 году), в это же время был создан целый ряд лирических баллад и стихов, вышедших несколько позже (в 1850-60-е годы). Приобрели большую популярность многие произведения Алексея Толстого. Список их следующий: "Курган", "Колокольчики мои", "Князь Михайло Репнин", а также "Василий Шибанов" и др.

Сотрудничество в "Современнике"

В начале 1850-х годов произошло сближение Толстого с Н. А. Некрасовым, И. С. Тургеневым и другими писателями. Начиная с 1854 года в "Современнике" печатаются его литературные пародии и стихи. В соавторстве с В. М. и А. М. Жемчужниковыми (своими двоюродными братьями) в отделе этого журнала "Литературный ералаш" были опубликованы под псевдонимом Козьма Прутков сатирико-пародийные произведения. Творчество этого вымышленного автора стало зеркалом отживающих в литературе явлений и одновременно создавало сатирическую картину бюрократа, претендующего на то, чтобы быть законодателем художественного вкуса.

Толстой Алексей, произведения которого к тому времени были уже многочисленны, отойдя от участия в "Современнике", с 1857 года начал печататься в "Русской беседе", а позднее, в 1860-70-х годах - в основном в "Вестнике Европы", а также "Русском вестнике". В это время он отстаивал принципы так называемого "чистого искусства", то есть независимого от любых политических идей, в том числе "прогрессивных".

В 1861 году Толстой Алексей Константинович, произведения которого рассматриваются в этой статье, наконец, увольняется со службы, очень тяготившей его, и полностью сосредотачивается на литературном творчестве.

В 1862 году была опубликована его поэма "Дон Жуан", в следующем - "Князь Серебряный" (роман). В 1866 году на свет выходит первая часть большого творения - исторической трилогии "Смерть Иоанна Грозного", через два года - вторая - "Царь Федор Иоаннович", а в 1870 году - заключительная - "Царь Борис".

Лирическое наследие

Отвечая на вопрос о том, какие произведения написал Алексей Толстой, нельзя не отметить и его лирику. В 1867 году появляется первый поэтический сборник этого автора. В последние десять лет жизни им были написаны баллады (1868 год - "Змей Тугарин", 1869 - "Песня о Гаральде и Ярославне", 1870 - "Роман Галицкий", 1871 - "Илья Муромец" и др.). Возникли также политические сатиры в стихах ("История государства Российского...", опубликованная в 1883 году, "Сон Попова" - в 1882 и др.), лирические стихи и поэмы (1874 год - "Портрет", 1875 - "Дракон").

Общая характеристика творчества

Творчество Алексея Константиновича проникнуто единством философских идей, мотивов, лирических эмоций. Можно отметить интерес к таким проблемам, как философия истории, национальная старина, любовь к природе, неприятие царской тирании - эти особенности творчества Толстого нашли отражение во многих его произведениях, относящихся к различным жанрам. Идеалом устройства страны, соответствующим русскому национальному характеру, Алексей Константинович считал древний Новгород и Киевскую Русь. Уклад жизни Руси того времени представлялся ему следующим: высокий уровень развития различных искусств, важное значение такого культурного слоя, как аристократия, уважение князя к свободе и личному достоинству граждан, простота нравов, многообразие и широта международных связей, в особенности с Европой.

Баллады

Изображающие образы Древней Руси баллады пронизаны лиризмом, они отражают страстную мечту их создателя о духовной независимости, а также восхищение героическими цельными натурами, которые изобразил в народной эпической поэзии Алексей Толстой. Произведения, список которых вам предлагается ("Сватовство", "Илья Муромец", "Канут", "Алеша Попович" и другие баллады) отмечены тем, что образы легендарных героев в них, сюжеты исторических событий иллюстрируют авторскую мысль, воплощают его идеалы (к примеру, князь Владимир Киевский). Они по своим художественным средствам близки некоторым другим лирическим стихотворениям Алексея Константиновича ("Край ты мой...", "Коль любить, так без рассудку", "Благовест" и др.).
Баллады Толстого, изображающие эпоху укрепления на Руси государственности, пронизаны насквозь драматическим началом. Их сюжетами являются события времени правления Ивана Грозного, которого поэт считал самым ярким выразителем принципа поглощения государством личности и неограниченного самовластия.

Баллады "драматические" по своей форме более традиционны, чем "лирические", которые относятся в основном к концу 1860-х - началу 1870-х годов. Однако и эти произведения Алексея Константиновича Толстого отмечены тем, что он выступил как оригинальный поэт, способный видоизменять структуру жанра.

Например, в одной из баллад, "Василий Шибанов", он пересматривает классическую ситуацию спора с царем свободолюбивого подданного, получившую широкое распространение под влиянием произведений Ф. Шиллера. Передавая то, как Курбский обличает Ивана Грозного, Толстой в участниках этого драматического конфликта - мятежном боярине и царе - подчеркивает общее: неблагодарность, бесчеловечность, гордость. Готовность пострадать за правду, способность к самопожертвованию Алексей Константинович находит в простом человеке, которого приносят в жертву данному спору сильные мира сего. Так, раб одерживает над царем нравственную победу и восстанавливает своим подвигом торжество истинного величия человека над мнимым. Как и другие "драматические" баллады этого автора, "Василий Шибанов" по тематике своей и психологической сложности образов героев, а также по этическому подходу создателя к историческим событиям сближается с творениями крупных жанров, которые написал Толстой Алексей. Произведения эти мы сейчас рассмотрим.

Романы Толстого

Алексей Константинович в своем романе "Князь Серебряный" изображает жестокие столкновения в обстановке разнузданной тирании сильных людей и показывает, что на личность монарха, а также на его окружение произвол оказывает пагубное влияние. В этом произведении отмечено, что, отстраняясь от испорченного уже придворного круга, иногда даже вынужденные скрываться от социального угнетения и преследований одаренные люди, принадлежащие к различным слоям общества, тем не менее "творят историю", защищают страну от нападения внешних врагов, осваивают и открывают новые земли (Ермак Тимофеевич, Митька, Иван Кольцо, князь Серебряный и др.). Стиль этого произведения связан с традициями повести и исторического романа 1830-х годов, в том числе и идущими от таких повестей Николая Васильевича Гоголя, как "Тарас Бульба" и "Страшная месть".

Драматургическое творчество

В вышеупомянутой драматической трилогии автор изобразил русскую жизнь конца 16 века - начала 17. И в этих пьесах для него более важно решение различных историко-философских проблем, чем точное следование историческим фактам. Алексей Константинович изображает трагедию трех правлений, трех самодержцев: Ивана Грозного, одержимого идеей о том, что его власть - божественного происхождения, мягкосердечного правителя Федора и мудрого Бориса Годунова, "гениального честолюбца".

Большое внимание Толстой Алексей, произведения которого часто изображали минувшие эпохи, уделял созданию своеобразных, индивидуальных и ярких портретов исторических лиц. Его огромным достижением является образ государя Федора, который свидетельствует о том, что в 1860-е годы писатель усвоил принципы психологического реализма. В 1898 году Московский художественный театр был открыт постановкой трагедии этого автора - "Царь Федор Иоаннович". Таковы основные драматургические произведения Алексея Толстого. Список их можно продолжить, поскольку мы перечислили лишь основные.

Политическая сатира

Особенности исторического мировоззрения Алексея Константиновича нашли отражение и в его политических сатирах. Например, за таким анекдотическим сюжетом, который был у произведения "Сон Попова", скрывалась насмешка автора над либералами. В стихах "Против течения" или, например, "Порой веселой мая..." и других отразилась полемика с нигилистами. В "Истории государства..." Алексей Константинович подверг исторические явления беспощадному осмеянию, он считал, что они мешали жить России.

Интимная лирика

В отличие от баллад и драматургии, интимной лирике этого автора была чужда приподнятость тона. Задушевны и просты лирические произведения Алексея Константиновича Толстого. Многие из них являются как бы психологическими стихотворными новеллами ("То было раннею весной", "Средь шумного бала, случайно...").

Музыка, созданная по произведениям Алексея Константиновича

Алексей Константинович вводил в свое творчество элементы народного поэтического стиля, часто его стихи бывают близки к песне. Положены на музыку многие творения, которые создал Алексей Толстой. Произведения (список включает более 70 стихотворений) стали основой для романсов, которые писали на его слова П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, С. И. Танеев, М. П. Мусоргский и другие.

Алексей Константинович Толстой (1817-1875) - Граф, русский поэт, писатель и драматург.

В русской литературе 19 – 20 вв. известны три писателя – графа Толстых: Алексей Константинович Толстой, Лев Николаевич Толстой («Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение» и др.) и Алексей Николаевич Толстой («Хождение по мукам», «Петр Первый», «Аэлита», «Гиперболоид инженера Гарина» и др.). Самый ранний из них А.К.Толстой, который родился 5 сентября 1817 г. и Л.Н.Толстому приходился троюродным братом.

Раннее детство А. К. Толстой провел в имении дяди – известного писателя, печатавшегося под псевдонимом «Антоний Погорельский», получил хорошее домашнее образование. С 10-летнего возраста он выезжал за границу, в 1831 году совершил путешествие по Италии. А. К. Толстой принадлежал к детскому окружению наследника престола, будущего императора Александра II. В 1840-х годах начал раскрываться литературный талант А. К. Толстого. Его первая публикация - фантастическая повесть «Упырь» (1841) была сочувственно встречена В.Г.Белинским. А. К. Толстой в соавторстве с братьями Жемчужниковыми создал пародийный образ вымышленного Козьмы Пруткова. Афоризмы его живут до сих пор, хотя многие и не помнят, кто их автор. Например:

  • Если на клетке слона прочтёшь надпись «буйвол», не верь глазам своим.
  • Нет на свете государства свободнее нашего, которое, наслаждаясь либеральными политическими учреждениями, повинуется вместе с тем малейшему указанию власти
  • Если у тебя есть фонтан, заткни его; дай отдохнуть и фонтану.
  • Смотри в корень! Никто не обнимет необъятного
  • Если хочешь быть счастливым, будь им!

В 1850-1860-х годах А. К. Толстой получил известность как лирик и автор баллад. Лирические стихотворения А. К. Толстого отличаются простотой и задушевностью. Многие из них представляют собой как бы психологические новеллы в стихах («Средь шумного бала, случайно…», «То было раннею весной»). Более 70 его стихотворений положено на музыку русскими композиторами - Н. А. Римским-Корсаковым, П. И. Чайковским, М. П. Мусоргским, А. Г. Рубинштейном, С. И. Танеевым, С.В.Рахманиным и др.

В 1861 году А. К. Толстой вышел в отставку с придворной службы и сосредоточился на литературных занятиях. Им были опубликованы драматическая поэма «Дон Жуан», исторический роман «Князь Серебряный (Повесть времен Иоанна Грозного)», драматическая трилогия - трагедии «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис», до сих пор идущие в наших театрах.

Его перу принадлежит ряд сатирических и юмористических стихотворений. Одно из них называется «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева»

В стихотворении 83 строфы; в такой небольшой объём А. К. Толстой ухитряется вместить пародийный рассказ обо всех основных символических событиях российской истории: от призвания варягов (860 год) и крещения Руси - до 1868 года. Написанная в 1868 году, «История…» впервые увидела свет лишь 15 лет спустя, уже после смерти А. К. Толстого, Повторяющийся в каждом куплете рефрен «Земля у нас богата, порядка в ней лишь нет» не устарел до сих пор.

Книги, имеющиеся в нашей библиотеке:

  • Толстой А.К.Избранное – М.: Изд.»Правда», 1986.
  • Толстой А.К. Драматическая трилогия. Стихотворения –М.: «Художественная литература», 1982.
  • Толстой А.К.Князь Серебряный. Царь Федор Иоаннович – Челябинск: Южно-Уральск. кн. изд., 1983.

00:05 — REGNUM

Алексей Константинович Толстой — известный поэт и писатель, автор множества поэм и стихотворений, сказки «Садко», романа «Князь Серебряный», драматической трилогии, в которую вошли произведения «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Фёдор Иоаннович» и «Царь Борис», один из создателей знаменитого Козьмы Пруткова. 5 сентября 2017 года (24 августа по старому стилю) ценители и почитатели его творчества отмечают 200-летие со дня его рождения.

Неординарный писатель и неординарная личность. О нем и при жизни ходило множество легенд. Так, современники Алексея Толстого рассказывали о нем как о могучего сложения человеке, который мог запросто гнуть подковы, вгонять в стену голыми руками гвозди и ходил с рогатиной на медведя. В то же самое время он был известен как завсегдатай столичных светских салонов, остроумный красавец, любивший розыгрыши и веселье, знакомый лично с великим Гете и императором Александром II.

Жизненные принципы самого Алексея Толстого, наверное, наиболее емко отражены в этих принадлежащих ему строках:

Коль любить, так без рассудку,

Коль грозить, так не на шутку,

Коль ругнуть, так сгоряча,

Коль рубнуть, так уж сплеча!

Коли спорить, так уж смело,

Коль карать, так уж за дело,

Коль простить, так всей душой,

Коли пир, так пир горой!

Перипетии его судьбы тесно переплетаются с историей России и биографиями известных исторических персонажей. О некоторых из них стоит рассказать поподробнее.

История рождения. Детские годы

Алексей Толстой был по материнской линии правнуком последнего гетмана Украины Кирилла Разумовского, президента Российской академии наук, по отцу — потомком старинного известного рода Толстых. Некоторые из его биографов утверждают, что он был троюродным братом гения русской литературы Льва Толстого. По крайней мере известно, что если в близком родстве они, может быть, и не состояли, то знакомы были точно.

Мать будущего писателя Анна Перовская была незаконнорожденная дочь графа Алексея Разумовского, тем не менее ее отец добился для нее дворянского титула и дал хорошее образование. Ее мужем стал граф Константин Толстой, вдовец, который был к тому же гораздо старше своей супруги. Брак его родителей просуществовал недолго. Причина, по которой родители разошлись вскоре после рождения сына Алексея, доподлинно неизвестна. Современники утверждали, что с родным отцом писатель увиделся первый раз только на похоронах матери.

Свое раннее детство будущий писатель провел на Украине в имении брата матери Алексея Перовского — попечителя Харьковского университета. Он вошел в русскую литературу под псевдонимом Антония Погорельского. Его перу принадлежит первая авторская сказка для детей на русском языке «Чёрная курица, или Подземные жители». Кстати, он написал ее для своего племянника Алексея Толстого.

Дружба с императором

Значимым событием в жизни Алексея Толстого стало знакомство с будущим императором Александром II. Их представили друг другу с легкой руки писателя Василия Жуковского — друга дяди Алексея, когда обоим было по восемь лет. Став товарищем по играм, Толстой сохранил привязанность к своему другу из царствующей семьи на всю жизнь.

Рассказывали, что, сильный и крупный Алексей взваливал будущего императора на плечо и бегал с ним по коридорам Зимнего дворца. Однажды сам император Николай I вызвал побороться юного графа и, отбиваясь от него, с удивлением отмечал, как «силен да ловок этот мальчишка».

Позже, когда Толстой заболел тифом в Одессе, государю по нескольку раз в день телеграфировали о состоянии его здоровья.

Благодаря дружбе с императором Толстой стремительно поднимался по служебной лестнице, однако он не захотел двигаться к карьерным вершинам и решил заняться литературой.

«Средь шумного бала, случайно…»

Любовью всей жизни стала для Алексея Толстого Софья Миллер. Они познакомились на маскараде в 1851 году. В то время избранница писателя была замужем. Рассказывали, что она знала 14 языков и серьезно увлекалась историей и философией. Кроме того, Софья была страстной поклонницей охоты и любила острые впечатления. Современники отмечали якобы полное несоответствие поэтической тонкой натуры Толстого и грубоватой внешне Софьи, которую Иван Тургенев назвал позже в своем описании «чухонским солдатом в юбке».

Влюбившись, Софья Миллер сразу же ушла от мужа — конно-гвардейского полковника — и поселилась с Толстым в имении брата. Однако чувство, охватившее влюбленных, не радовало ни мать писателя, ни ее окружение. Не давал развода и ее муж. Любви, охватившей их, пришлось преодолеть большие испытания. Прошло долгих 12 лет, пока они смогли соединить свои судьбы.

Друзья писателя говорили, что когда в 1855 году Толстой заболел тифом в Одессе, именно приехавшая Софья выходила его.

«Плохой военный»

Хорошее домашнее образование Алексея Толстого позволило ему поступить в число так называемых «архивных юношей», состоявших при Московском главном архиве министерства иностранных дел. Успешно сдав по окончании учебы экзамен в Московском университете, он был назначен в русскую миссию при германском сейме во Франкфурте-на-Майне.

Позже Толстой служил во II отделении собственной Его Императорского Величества канцелярии. Графское происхождение должно было открыть ему карьеру в области дипломатии, однако Алексей увлекся литературой. Само по себе это занятие было модным в те времена, но поменять службу на литераторство среди знати считалось дурным тоном.

Есть в биографии будущего писателя такой интересный факт. 35-летний граф Алексей Толстой самым горячим образом воспринял начавшуюся Крымскую кампанию 1853—1856 годов. Вместе со своим другом князем Алексеем Бобринским они решили организовать добровольное ополчение для защиты балтийского побережья России от возможной высадки англичан. Друзья организовали специальный военный отряд, вооружив его на свои средства закупленными в Туле 80 дальнобойными винтовками, а также приобрели быстроходную яхту. Ни то, ни другое не пригодилось, так как военные действия дальше Крыма не распространились и десант англичан не состоялся.

Послужить России на этой войне граф Толстой все же успел, хоть и недолго. Он поступил в стрелковый полк, но под Одессой чуть не умер от тифа, унесшего жизни значительной части полка.

Сразу после войны майор Толстой был произведен в подполковники и назначен делопроизводителем Секретного комитета о раскольниках. Однако служба, как написал поэт государю, была «глубоко противна» его натуре. Есть разные способы приносить пользу отечеству, заметил он и занялся писательством.

«Из меня всегда будет плохой военный и плохой чиновник, но, как мне кажется, я, не впадая в самомнение, могу сказать, что я хороший писатель», — так оценил свое предназначение Алексей Толстой и вышел в отставку.

«Хороший писатель»

Писать Алексей Толской начал пробовать еще в детстве. Первые свои стихи он написал еще в шестилетнем возрасте. Первой же опубликованной книгой стало фантастическо-мистическое произведение «Упырь». Оно вышло в 1841 году под псевдонимом Краснорогский и впоследствии не включалось автором в собрания сочинений, как будто Толстой стеснялся его. Однако известно, что еще двумя годами ранее Толстой написал несколько рассказов на французском языке, которым мастерски владел, в том числе «Семью вурдалака» и «Встречу через триста лет».

Среди знакомых Алексею Толстому литераторов были Гоголь, Аксаков, Некрасов, Панаев, Анненков, Тургенев. Последний даже обязан Толстому своим освобождением из ссылки. Произведения Толстого издавали такие известные издания, как «Современник», «Вестник Европы», «Русский вестник». Поначалу он писал из удовольствия и даже от денег за свои литературные труды отказывался. Однако после того как братья его жены поселились с ними и стали хозяйствовать в имении, развалив его подчистую, Толстому пришлось писать ради гонораров.

И очертил свой путь…

Неординарная личность, Алексей Толстой и умер не так, как предпочел бы каждый из смертных — в преклонном возрасте и в окружении родных и детей. Своих детей, кстати, у писателя не было, они с Софьей Андреевной усыновили детей ее брата. Обладавший в молодости богатырской силой писатель страдал в последние годы жизни от астмы, грудной жабы, невралгии. Особенно допекали его сильные головные боли.

Причиной смерти Толстого стала передозировка морфия. Его в качестве лекарства от сильных приступов головной боли ему прописал модный петербургский лекарь. Алексей Толстой ввел себе слишком большую дозу морфия и не проснулся. Первому из рода Толстых, кто прославил свое имя литературным творчеством, было всего 58 лет.