15 минут славы энди уорхола. Лучшие цитаты энди уорхола

Энди Уорхол – культовая персона XX века. Художник, один из основоположников поп-арта, фотограф, продюсер, издатель и писатель – своим творчеством он покорил мир. Его работы до сих пор пользуются невероятной популярностью и вдохновляют современных художников. 6 августа Энди Уорхолу исполнилось бы 85 лет. Ко дню рождения знаменитости – подборка его лучших цитат.

Я не вижу ничего ненормального в одиночестве. Мне хорошо одному. Люди сильно преувеличивают значение своей любви. Она не всегда так важна. То же относится к жизни - ее значение люди тоже преувеличивают.

Секс и вечеринки - это единственные места, где нужно появляться собственной персоной.

Факт ожидания чего-то делает это еще более увлекательным.

Каждый человек имеет право на 15 минут славы.

Пеле – один из немногих, кто опровергает мою теорию: вместо пятнадцати минут славы он получит пятнадцать веков.

Красивые женщины опаздывают чаще, чем невзрачные. Им все прощается. Еще бы, они живут в особом часовом поясе.

Иногда что-то кажется красивым просто потому, что немного отличается от окружающих предметов.

На самом деле, «красивые» меня не так уж и привлекают. Больше мне нравятся разговорчивые… Разговорчивые люди что-то делают. Красивые - чем-то являются. Это не обязательно плохо, просто мне непонятно, чем именно они являются.

Украшения не делают человека более красивым, однако заставляют его чувствовать себя более красивым.

Самая большая цена, которую приходится платить за любовь, – постоянное присутствие кого-то рядом с тобой, а ведь быть одному намного лучше.

Человек может смеяться или плакать. Всякий раз, когда ты плачешь, ты мог бы смеяться - выбор за тобой.

Красавицы на фотографиях отличаются от красавиц во плоти. Должно быть, нелегко быть фотомоделью, потому что хочется выглядеть как на собственной фотографии, но это невозможно.

О любви и одиночестве

Я не вижу ничего ненормального в одиночестве. Мне хорошо одному. Люди сильно преувеличивают значение своей любви. Она не всегда так важна. То же относится к жизни — ее значение люди тоже преувеличивают.

Самая большая цена, которую приходится платить за любовь, - постоянное присутствие кого-то рядом с тобой, а ведь быть одному намного лучше.

Люди становятся такими скучными, когда собираются вместе. Надо оставаться в одиночестве, чтобы развивать индивидуальные особенности, которые и делают человека интересным.

О людях и славе

Человек может смеяться или плакать. Всякий раз, когда ты плачешь, ты мог бы смеяться - выбор за тобой.

Как только перестаешь чего-то хотеть, ты сразу это получаешь.

Иногда люди позволяют одной и той же проблеме годами портить им жизнь, а между тем они могут просто сказать: «Ну и что». Это одно из моих любимых выражений: «Ну и что?» «Мама меня не любила». Ну и что. «Муж не хочет меня». Ну и что. «Я преуспел, но до сих пор одинок». Ну и что.

Каждый человек имеет право на 15 минут славы.

Пеле - один из немногих, кто опровергает мою теорию: вместо пятнадцати минут славы он получит пятнадцать веков.

О стиле жизни

Секс и вечеринки — это единственные места, где нужно появляться собственной персоной.

Если вы следите за своим весом, попробуйте нью-йоркскую диету Энди Уорхола: в ресторане я заказываю все, чего не хочу, так что могу долго возиться со всем этим, пока остальные едят.

Не думаю, что деньги должны быть у всех. Они не должны быть для всех — а то будет неизвестно, кто имеет значение. Как скучно. О ком тогда вы будете сплетничать?

О красоте и женщинах

Красивые женщины опаздывают чаще, чем невзрачные. Им все прощается. Еще бы, они живут в особом часовом поясе.

Иногда что-то кажется красивым просто потому, что немного отличается от окружающих предметов.

На самом деле, «красивые» меня не так уж и привлекают. Больше мне нравятся разговорчивые… Разговорчивые люди что-то делают. Красивые — чем-то являются. Это не обязательно плохо, просто мне непонятно, чем именно они являются.

Красавицы на фотографиях отличаются от красавиц во плоти. Должно быть, нелегко быть фотомоделью, потому что хочется выглядеть как на собственной фотографии, но это невозможно.

Миллионер от искусства, один из столпов мирового арт-сообщества, экстравагантный светский персонаж и «делатель звезд», Энди Уорхол родился 6 августа 1928 года в семье шахтера и уборщицы, нищих эмигрантов из Австро-Венгрии, переехавших за океан в поисках лучшей доли. Их сыну удалось воплотить «американскую мечту» в жизнь - тиражируя в своих работах ее главные символы, от Мэрилин Монро до долларовой купюры. Уорхол обещал в будущем каждому человеку 15 минут славы - и, спустя три десятка лет после его смерти, мы воочию наблюдаем сбывшееся пророчество на каналах YouTube, в Instagram и Facebook. О самом Уорхоле и его искусстве написано столько, что хватит не на один книжный шкаф - или на жесткий диск приличного объема..

Свято место

На право называть Уорхола своим уже много лет претендуют и Украина, и Словакия: родители художника, Ондрей и Юлия-Юстина Вархола, эмигрировали за океан из деревни Микова в Прешовском крае нынешней Словакии (до 1918 года - Австро-Венгрия). По национальности же они были русинами, этническим меньшинством, которое в современной Украине считают частью титульной нации.

Впрочем, споры эти, разумеется, беспочвенны - Уорхол был образцовым, стопроцентным американцем и именно Штаты должны по праву считаться его родиной - и «паспортной», и художественной. Разве что в своей, тщательно скрываемой при жизни религиозности художник оставался верен корням - с детства находился в лоне греко-католической церкви византийского обряда и, что знали немногие, ревностно посещал мессу в соборе св. Викентия Феррера на Манхеттене (по воспоминаниям настоятеля, он сперва заметил, что странный прихожанин крестится на православный манер, а уж потом понял, кто это). По словам близких художника, особенную гордость он испытывал за то, что профинансировал учебу племянника в семинарии.

Да и в самих работах Уорхола искусствоведы видят не только материальную, но и духовную составляющую. «Потребительская образность Уорхола на первый взгляд кажется занятой лишь внешним миром современной культуры, вплоть до полного исключения внутренней жизни веры. Но в ней есть и настойчивая тяга к чему-то большему, жажда, особенно очевидная в последнем «Автопортрете» и в знаменитых банках супа Campbell. Чтобы увидеть эту религиозную составляющую, мы должны заново обрести чувство священного - использования материальных вещей как путей к божественному, к проникновению вечности сквозь время и пространство», - писал видный исследователь современного искусства, критик и теолог Джеймс Ромейн.

Такая точка зрения может показаться парадоксальной и даже шокирующей, но Ромейн предлагает убедительные доказательства. Он рассматривает пресловутые банки супа (один из доминирующих мотивов для Уорхола - он создал несколько версий своей знаменитой работы 1962 года), как автопортрет художника. «Банки, как и публичный имидж Уорхола, холодны, сделаны из металла машиной, непроницаемы. Но автопортрет дополняется их содержимым; в реальности это - самая важная часть банки с супом, но она имеет минимум общего с внешним видом банки. Суп, теплый источник питательных веществ, это чувствительная субстанция, которая не выживет без защитной упаковки. Так и вера Уорхола спрятана под образностью супермаркета», - заключает Ромейн.

Рядом с Богом

Стоит заметить, что и одна из последних работ Уорхола была плотно связана с религиозной тематикой - серия шелкографий, основанных на «Тайной вечере» Леонардо да Винчи. Впрочем, здесь художник скорее показывал иной ракурс существования сакрального искусства в секулярном, профанном мире, дополнив композицию да Винчи, растиражированную в миллионах фото и репродукций, рекламными логотипами известных коммерческих брендов.

Как отмечала курировавшая первую экспозицию этой серии в США Клаудия Шмюкли, «это кажущееся еретическим неуважение отражает неизбежную трансформацию глубоко религиозной работы в клише, духовный посыл которого заглушился из-за бесконечного повторения. Будучи последней серией Уорхола, «Тайная вечеря» служит мощным напоминанием о принципах, которые наполняли всю его художественную деятельность».

Можно заметить, что и манера Уорхола-портретиста, маниакально убиравшего все дефекты кожи и морщины у своих моделей, объясняется не просто желанием «сделать им красиво», но и стремлением к абсолюту, к образу идеального человека, смывшего с себя все грехи (не исключая и имманентного первородного). В этом свете понятнее становится и знаменитое высказывание про «15 минут славы для каждого» - слава дарует хотя бы иллюзию бессмертия; для Уорхола это символизировало, по мнению некоторых исследователей, трансформацию обычного, ничем не примечательного обывателя в существо, приблизившееся к божественному порядку.

Себя Уорхол, возможно, отчасти ассоциировал с Христом - не в мессианском, очевидно еретическом для доброго христианина контексте, а в том смысле, в каком знаменитый теолог Ричард Нибур в своей книге «Христос и культура» (1951) сравнивал мистическую работу художника, «пресуществляющего культуру», с таинством Евхаристии, когда обычные хлеб и вино превращаются в Святые Дары.

И даже известная почти всем благодаря фильму Оливера Стоуна выходка с подаренным Джиму Моррисону золотым телефоном «для разговоров с Богом» может быть увидена и вне циничной обертки. Золотой телефон, с одной стороны, служит символом власти, богатства - недаром такие аппараты любили латиноамериканские диктаторы. С другой - первый известный телефон из золота был преподнесен американскими католиками в дар папе Пию XI в 1930 году (аппарат использовался римскими епископами до конца понтификата Иоанна XXIII в 1963 году). Так что подарок Уорхола может быть объяснен по-разному (кстати, если верить биографу Моррисона Стивену Дэвису, у телефона золотым был лишь наборный диск - снова поле для толкований).

Впрочем, сам Уорхол не очень любил объяснять - это занятие он оставлял критикам, искусствоведам, философам, да и широкой публике, охотно судачившей и о его работах, и о его экстравагантных нарядах, друзьях, полулегендарных эскападах. Как отмечают почти все биографы Уорхола, в реальности его практически не интересовали ни секс, ни наркотики, ни даже деньги - он жаждал славы. И он получил ее сполна.

Слава… Пленительная субстанция, которая многих толкает совершать часто безрассудные поступки, чтобы затем купаться в её лучах. Слава бывает добрая и дурная, но так ли важна разница, когда внимание и известность обеспечены в обоих случаях. Чем измерить славу? Авторы фильма «15 минут» утверждают, что в современном мире слава измеряется временем на экране телевизора…

Картину по собственному сценарию поставил малоизвестный режиссер Джон Херцфилд, который до этого работал преимущественно на ТВ и имел в багаже только удачный криминальный кинофильм «Два дня в долине» (1996). Его новая лента начинается тем, что двое субъектов из Восточной Европы прибывают в США. По виду классические братки из 90-х в потёртых кожаных куртках и с бандитскими рожами. На вопрос о цели визита в Штаты один ответил: «провести отпуск», а второй — «для кино». Киноман Олег Разгул (Олег Тактаров) оказался русским и он действительно не обманул паспортный контроль, сказав, что является фанатом режиссера Фрэнка Капры и хочет снять кино — этим он и занялся, первым делом украв видеокамеру в ближайшем магазине. Зато второй, чех по национальности Эмиль Словак (Карен Родел), приехал явно не отдыхать и развлекаться, а делать деньги, причём так называемые лёгкие деньги. Чех с русским не сильно ладят, но так как никого в чужой стране они не знают, им приходится держаться вместе. На первый взгляд, братки умом не богаты и по методам работы напоминают скорее отморозков, но первое впечатление обманчиво, так как своё дело ребята знают. «Русские» поставили себе цель добиться успеха в короткий срок и любой ценой, в результате чего они поднимают на уши весь Нью-Йорк. Русско-чешский менталитет и иррациональность мышления ставят в тупик всю нью-йоркскую полицию. Становится очевидно, что за полубандитской-полунаркоманский внешностью и некоторой ненормальностью поведения парочки скрывается недюжинная смекалка и пытливый ум. Они быстро разбираются, что к чему и находят лазейки (да целые дыры) в американской судебной и уголовной системе. А самое главное, из местного телевидения им открывается самый быстрый способ прославиться и заработать.

«Мы будем свободны, богаты и знамениты…»

Марк Чэпмэн убил Джона Леннона и стал известен. Ли Харви Освальд стал известен благодаря убийству Джона Кеннеди. Чарльз Мэнсон со своей «семейкой» прославился убийством жены Романа Полански… Олег и Эмиль очень скоро смекнули, что убив известного человека, можно быстро получить свою порцию славы. И чем известнее человек, тем больше славы. А там где слава, там и деньги, ведь подобные истории для СМИ словно горячие пирожки. «Русские» решили снять фильм о своих кровавых похождениях и продать его на телевидение — всё гениальное просто.

«О чём мечтал ты? — Как я забегаю в горящее здание, распахиваю дверь, бегу сквозь дым и спасаю ребёнка»

Помимо двух иммигрантов из Европы, в фильме немало других интересных персонажей. И всех их объединяет одно — жажда славы. Лучший полицейский Нью-Йорка Эдди Флеминг (Роберт де Ниро) наслаждается славой. Сотрудничая с телевидением, он сделал из себя настоящую звезду экрана, но это и сыграло с ним в итоге злую шутку. Маршал пожарной службы Джоди Ворсоу (Эдвард Бёрнс) только мечтает о подобной славе, поэтому берёт во всём пример с Флеминга. «Грязный» журналист Роберт Хоукинс (Келси Грэммер) получил известность, гоняясь за самыми кровавыми сюжетами — он не побрезгует ничем, чтобы поднять рейтинг своей передачи. Подруга Флеминга и репортер по совместительству Николетт Карас (Мелина Каракаредес) — главная конкурентка Хоукинса в борьбе за ТВ-славу, но у неё более «чистые» методы работы. Лента разбивается на параллельное действие, давая каждому персонажу свою порцию славы.

«Люди хотят видеть кровь. Кровь — это успех»

На самом деле, за криминальным сюжетом автор спрятал настоящую сатиру на масс-медиа и американское общество в целом. Херцфилд дерзко высмеивает СМИ, показывая их в самом неприглядном свете в виде стервятников, кружащихся над трупами. Режиссер высмеивает исполнительную власть, показывая полицию, безоружную в борьбе с двумя психами, действующими нестандартно и прикрывающимися несовершенными законами, которые копы вынуждены соблюдать. Режиссер открыто смеётся над американскими законами, позволяющими преступнику остаться безнаказанным, а невиновному понести наказание. И конечно, весь фильм он потешается над людским тщеславием, которое заставляет их совершать глупые поступки. Апогеем всего этого служит концовка фкартины, снятая в жанре трагикомедии… Нетривиальный сюжет, необычное повествование, сотканное из разных жанров, тонкий юмор, нестандартные персонажи и манера съёмки — всё это пошло не на пользу фильма, который при немалом бюджете в 60 миллионов и рейтинге R предсказуемо провалился в прокате. Далеко не каждому американцу оказалось по вкусу разоблачение несовершенства модели их общества.

Актерский состав у картины достаточно любопытен. Роберт Де Ниро играет здесь далеко не главную скрипку, но свои «выходы» он исполняет как всегда блестяще. Хороши и убедительны Карел Роден и Олег Тактаров. Первому с его внешностью суждено играть лиц русско-еврейского происхождения, что он впоследствии и делал, сыграв например прототип Абрамовича в ричевском «Рок-н-рольщике». Тактаров наконец получил свои 15 минут славы, хоть его роль здесь и немногословна. Эдварду Бёрнсу не впервой играть типичных идеалистов — актеру с грустными глазами хорошо удаются подобные роли. Несколько известных актеров исполнили камео в этой ленте. Так, девушка, похожая на Шарлиз Терон, оказывается Шарлиз Терон, а в русском сантехнике угадываются черты Владимира Машкова. Зато Ким Кэтролл не спутать ни с кем, благо она в своём обычном образе. Ещё можно признать в маленьком мальчике, который в сцене пожара по-русски кричит ‘Спасите меня!’ Антона Ельчина, но этот актер тогда ещё не был широко известен.

Режиссер, а вместе с ним и оператор в ряде сцен «играются» с камерой, накладывая на картинку различные эффекты, но делают это исключительно удачно, целенаправленно отделяя основную съёмку от съёмки персонажа Тактарова. К тому же в таких моментах интересно наложены звуки, что придаёт фильму некоторый оттенок триллера. Исключительно эффектной и по задумке и по исполнению получилась сцена пожара — напряженная и реалистичная. В целом в действии присутствует динамичность, а сцены, лишенные динамики, содержат интересные и далеко не проходные диалоги.

Замысел человека, сочинившего эту историю и поставившего по ней фильм, мало кто оценил. Джон Херцфелд снял необычную сатиру на американское общество в форме криминального детектива, которая удостоилась лишь сокрушительного провала в прокате и преимущественно отрицательной критики. Но любителей умного и необычного кино картина «15 минут» должна заинтересовать.

Выражение происходит из известной фразы Энди Уорхола: «В будущем каждый сможет стать всемирно известным на 15 минут».

Любой срок можно разделить на пятнадцать минут

Чаще всего в вопросах встречается конструкция, в которой подсчитывается, сколько раз по 15 минут славы получил персонаж вопроса.

[Ведущему: сделать паузу перед словом "пикассо" в первом предложении и выделить это слово голосом, чтобы не показалось, что измеряют Пикассо.] Джон Мэдден предлагает ввести единицу измерения "пикассо". Подсчитано, что у самого Пикассо еще при жизни было около миллиона пикассо. Ответьте, какую фамилию мы заменили на Пикассо.

Ответ: Уорхол.

Комментарий: Одним уорхолом предлагается называть 15 минут славы. Один день славы - это 96 уорхолов, миллион уорхолов - это примерно 30 лет славы.

На чемпионат Европы 2004 года Вячеслав Малафеев ехал запасным вратарем. Однако в конце первого тайма второго матча из трех, сыгранных Россией, основной вратарь Овчинников был удален с поля. В результате, по замечанию одного любителя спорта, ОНИ состоялись, причем почти в десятикратном размере. Назовите ИХ тремя словами.

Ответ: 15 минут Славы.

Комментарий: Он отстоял оставшиеся 135 минут, а еще добавленное время было.

Источник: Матчи Португалия - Россия, Россия - Греция.

В своем дебютном матче за "Манчестер Юнайтед" Криштиан Роналду блестяще проявил себя, выйдя на поле на 75 минуте. Журналист Игорь Порошин, призвав не торопиться с восторженными оценками игры португальца, упомянул современного художника. Назовите этого художника.

Ответ: Энди Уорхол.

Комментарий: Обещавшего каждому человеку 15 минут славы. В данном случае - с 75 по 90 минуту.

Источник: Газета "Известия", август 2003 года.

Жан Бодрийяр, комментируя известное высказывание, пишет, что если у нас оказался целый ОН, значит, три четверти мы украли у других людей. Назовите ЕГО двумя словами.

Ответ: Час славы.