Взаимоотношения софьи с отцом. Софья и Молчалин. Любовь и расчет (По комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)

Фомичева Татьяна Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Кирюшкинская СОШ"
Населённый пункт: Оренбургская область, Бугурусланский район С. Кирюшкино
Наименование материала: методическая разработка
Тема: урок литературы в 9 классе
Дата публикации: 31.01.2017
Раздел: полное образование

Утро в доме Фамусова. Анализ I действия комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" Разделы: Литература Тип урока – урок изучения нового материала. Форма урока – урок аналитического чтения. Форма деятельности – работа в группах сменного состава. Методы – метод комментированного чтения, чтения по ролям, метод беседы, наблюдения, сопоставления. Цели урока. Образовательная: 1. Определить роль I действия комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”. 2. Найти определение конфликта, через который происходит развитие действия 3. Схематически представить развитие I действия комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”. 4. Внести дополнения в рабочую таблицу. Развивающая: 1. Продолжить работу по развитию коммуникативных и творческих навыков, аналитических способностей. 2. Продолжить работу по развитию языковых способностей, образного мышления в процессе работы над анализом текста. 3. Продолжить формирование навыка аналитического чтения в процессе изучения комедии. 4.Научить чувствовать жанровые особенности драматического произведения. 5. Показать богатство русского языка в процессе аналитического чтения. Воспитательная: 1. На примере взаимоотношений героев комедии продолжить работу по формированию бинарного мышления. 2. Показать значимость непреходящих человеческих ценностей. Подготовка к уроку 1. Учащиеся самостоятельно знакомятся с текстом I действия комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”. 2. Составляется рабочая таблица “Характеристика главных героев комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”. (Приложение 2, 2А) 3. Делятся на группы по номерам 1–4. 4. Первые номера отбирают материал для характеристики Чацкого, вторые – для характеристики Софьи, третьи характеризуют Молчалина, четвертые – Фамусова. 5. Выбранные из текста I действия цитаты для характеристики героя вносятся в таблицу.
6. Заготавливается черновик схемы “Конфликт в I действии комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”. (Приложение 3) 7. Повторяются ранее изученные термины. 8.Отдельная группа готовит инсценировку по I действию (явления 1-3). 9. Парты расставляются попарно для работы в группах по 4 человека. 10. Перед уроком учащиеся разбиваются на новые группы, включающие номера 1-4. Оформление урока 1. Для инсценировки 1-3 явлений оформляются декорации. 2. Подбирается музыка: вальсы А.С. Грибоедова, звуки флейты и пианино, звона часов. 3. Подготавливается презентация, отражающая основные этапы работы на уроке. (Приложение 1) Ход урока Перед уроком звучат 2 вальса А.С. Грибоедова. Слайд № 2, 3, 4. I. Оргмомент II. Сообщение цели урока. Постановка проблемного вопроса Запись темы урока. Учитель: Вечная современность русской классики… Пожалуй, эти слова можно полностью отнести к одному из самых нестареющих, несмотря на свой приличный возраст (185 лет!) произведений русской литературы. “Горе от ума” А. Грибоедова. Наш сегодняшний урок “Утро в доме Фамусова” – первый в системе уроков изучения текста комедии. Слайд №5 Этим уроком мы начинаем ПОИСК ответов на вопросы: Почему горе? Почему именно от ума? Кому горе? Слайд № 6. Запись темы, зарисовка схемы Итак, сегодня мы должны провести анализ первого действия комедии, определить его роль. Внести дополнения в рабочую таблицу. Составить схему “Конфликт в I действии комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”. Слайд № 7. Цель урока III. Актуализация ранее полученных знаний. Проверка домашнего задания (инсценировка) Учитель: Чтобы разобраться в событиях и конфликте, определить роль I действия, лучше понять характеры героев и замысел автора, предлагаем посмотреть небольшую инсценировку первых трех явлений комедии. Слайд №8. АфишаIV. Инсценировка 1-3 явлений I действия Учитель: Итак, судя по вашим смеющимся лицам, видно, что мы имеем дело с жанром комедии. Вкомедии Грибоедова, как и в комедии классицизма, представлен определенный набор действующих лиц: благородный отец, героиня, первый любовник (пока только), служанка. Остановимся подробнее на каждом главном герое.
Слайд №9. Вопросы явл. №1-5 V. Анализ явлений 1-6. Работа в группах с таблицей “Характеристика главных героев комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”. Внесение дополнений в таблицу (Приложение 2) Благородный отец – ФАМУСОВ Павел Афанасьевич (рассказ уч-ся №4). 1. Каким хочет казаться Фамусов и каким он выглядит в 1-4 явлениях? (Фамусов хочет казаться глубоко нравственным человеком, хорошим отцом. На самом деле – лицемер, но любит свою дочь, прочит ей богатого мужа) 2. Верит ли Фамусов объяснениям своей дочери и секретаря? (Скорее всего не верит, но он боится хлопот, не терпит перемен. И поэтому ограничивается только лишь словесным “распеканием”) Героиня – СОФЬЯ Павловна (рассказ уч-ся №2). 3. Как складываются взаимоотношения между Софьей и отцом, отцом и дочерью, Софьей и Молчалиным? Какое понятие объединяет героев по отношению друг к другу? (Явл. 5) Чем живет дом Фамусова до появления Чацкого? (В доме Фамусова все держится на лжи и обмане (Бывает хуже – с рук сойдет). Ложь как милое плутовство (Лиза), ложь как средство скрыть тайну (Софья), ложь как средство угодничества (Молчалин), ложь как щит пороков (Фамусов). Первый любовник – Молчалин Алексей Степанович (рассказ уч-ся №3). 3. Почему Молчалин так ловко вышел из столь щепетильной ситуации? (Бумаги при нем даже на свидании!) Учитель: Итак, события 1-5 явления знакомят нас с главными и второстепенными персонажами. Запишем в столбик через 4 клетки фамилии главных героев Слайд № 10. Зарисовка схемы в тетрадь Учитель: И вот привычное, размеренно – спокойное течение событий вдруг нарушает известие: “К вам Александр Андреич Чацкий”. (Вносим дополнение в зарисованную схему) Слайд № 11 VI. Чтение по ролям 7 явления I действия Слайд № 12 Учитель: А теперь обратимся к вопросам по 7-10 явлениям. Слайд № 13 (Вопросы 7-10 явл.) VII. Анализ 7-10 явлений. Работа в группах с таблицей “Характеристика главных героев комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”. Внесение дополнений Беседа по вопросам. Чацкий Александр Андреевич (рассказ уч-ся №1).
1. Что привело Чацкого в дом Фамусова? [№5] Как ведет себя Чацкий в диалоге с Софьей? Хочет ли он кого-либо обидеть на самом деле? (Чацкий торопится к Софье. Он искренне влюблен в нее. Он искренне говорит о том, что думает, не желая никого обидеть и оскорбить) 2. Каково отношение Софьи к Чацкому при встрече? (Софья холодна, иронизирует, отвечает язвительными репликами на слова Чацкого, ее обижаютслова Чацкого о Молчалине). ем вызвана холодность Софьи по отношению к Чацкому? (Прошло три года – и Софья изменилась, изменилось ее отношение к окружающим. В ней говорит обида, что когда-то, три года назад Чацкий неожиданно уехал, не писал писем, она в нем разочарована. Считает, что тот слишком горд, высокомерен, недобр по отношению к окружающим. Более того, Софья влюблена в Молчалина, и это неизвестно Чацкому). 3. Ждали ли приезда Чацкого в доме Фамусова? (Конечно, не ждали. Чацкий не писал писем, никого не извещал) Понимает ли сейчас Чацкий, что в этом доме он чужой? (Он искренне сражен красотой Софьи, надеется на взаимность. Хочет найти в любимой прошлые чувства, но встречает холодность и равнодушие. Не понимает ее реакции на свои слова. Все его мысли – лишь о Софье) 4. Что значит реплика Софьи: “Ах, батюшка, сон в руку”? (С. Хочет перевести подозрения отца с Молчалина на Чацкого) Учитель: Итак, возникает ли конфликтная ситуация в I действии? Если возникает, то какой этоконфликт: любовный, общественный, морально-нравственный? Слайд № 14 Чтобы подвести итоги анализа I действия комедии, предлагаем обратиться к черновику схемы “Конфликт в I действии комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”. С помощью фломастеров, стрелок, условных обозначений передайте суть конфликта первого действия VIII. Работа в группах с черновиком схемы “Конфликт в I действии комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”. (Приложение 3) IX. Презентация схем по группам X. Вывод. Слайд № 15. Схема конфликта Учитель: Какова же роль I действия комедии “Горе от ума”? Слайд № 16. Роль 1 действия комедии Роль 1 действия комедии: В I действии дана расстановка действующих лиц, раскрываются характеры главных и некоторых второстепенных персонажей. Заявлены основные общественные проблемы, волнующие автора комедии. 7 явление – завязка любовного конфликта между Чацким и Софьей. Искренний, открытый Чацкий вторгается в дом Фамусова, где все взаимоотношения
построены на лжи. Таким образом, искренность, открытость Чацкого сталкиваются с ложью, фальшью и, конечно, обманом. (Ключевое слово отражается в схеме). XI. Запись домашнего задания. Слайд № 17 1. Выразительно прочитать вслух по ролям II действие комедии. 2. Внести дополнения в таблицу. 3. Сравнить монологи “Вкус, батюшка, отменная манера” и “А судьи кто?” XII. Итоги урока. Выставление оценок XIII. Этап рефлексии

1. Подходящий человек.

2. Показная любовь.

3. Истинная любовь.

Любовь и расчет - таковы две опорные точки нашего сочинения. Они ставятся на одну плоскость, что быть в принципе не может. Любовь не математическая формула, которую можно рассчитать по удобной схеме. Это безграничное чувство, которое просто не имеет предела и не может его иметь. Расчетливых людей никогда не сможет охватить прекрасное чувство, оно для них просто не доступно. Да и в современном мире, говоря «расчет», мы подразумеваем деньги, карьеру, выгоду. Каждый из этих компонентов становится предлогом любви, его основой. Но все это слишком эфемерно, чтобы стать реальностью.

Совершенно другое соотношение расчета и любви представлено А. С. Грибоедовым в комедии «Горе от ума». Какой расчет может быть у таких героев, как Софья и Молчалин? Посмотрим на каждый образ в отдельности.

Наибольшая расчетливость характерна для Молчалина. В списке действующих лиц он предстает как Алексей Степанович Молчалин, секретарь, живущий в доме Фамусова. А кто такой Фамусов - начальник Молчалина. Сразу возникает вопрос, а почему Молчалин живет в доме своего начальника. На этот вопрос можно ответить одной фразой героя, ставшей крылатым выражением: «В мои лета не должно сметь / Свое суждение иметь». Такой человек вполне подходит Павлу Афанасьевичу. Ведь он просто на дух не переносит, чтобы ему противоречили. Это хорошо видно в его диалогах с Чацким, который, не в пример Мол- чалину, не промолчит. Фамусов называет Ачександра Андреевича Чацкого карбонари, опасным человеком. «Я знать вас не хочу, разврата не терплю». Какие-либо свободные высказывания человека соотносятся лишь с развратом, то есть человеку не следует высказывать своего мнения. А если таких мыслей не будет, то для Фамусова это просто идеальный человек. Недаром у Алексея Степановича такая фамилия - Молчалив. Молчать - вот главный завет героя.

Однако не словами, а действиями герой привлекает внимание. Эту картинность отмечает Лиза при его падении с лошади. «Ударюсь об заклад, что вздор; / И если б не к лицу, не нужно перевязки...» И вот именно в отношении к Лизе открывается двойственность его любовного чувства.

«Молчалин. Какое личико твое! / как я тебя люблю!

Лиза. А барышню?

Молчалин. Ее / По должности, тебя... (Хочет обнять)».

Сразу видно, что в любовном стремлении Молчалина к Софье явно перевешивает расчет. Ему удобно, выгодно жить у Фамусовых, которые оценивают его молчание, ухаживать для виду за Софьей. Да и в разговоре с Чацким Молчалин говорит только о выгоде, упоминая известнейших и влиятельных людей - таких, как Татьяна Юрьевна, Фома Фомич.

Но свою расчетливость Молчалин не мог долго скрывать от возлюбленной Софьи. Однажды он попадается при свидании с Лизой и при этом довольно-таки ясно выражается. «И вот любовника я принимаю вид / В угодность дочери такого человека...» При разоблачении Алексей Степанович «бросается на колена», а при появлении Чацкого скрывается. В итоге можно сказать, что Молчалин остается в выигрыше. Он выходит сухим из воды. Чацкий уезжает сам, Софью отец ссылает в глушь, в Саратов. А он остается на хорошей должности и при новой любви.

Неужели такого человека могла полюбить Софья? Ведь она тот человек, в которого так искренне влюблен Чацкий. И в его действиях совершенно нет того расчета, что у Молчалина. И вообще Александр Андреевич удивлен: как Софья смогла полюбить такого ничтожного человека как Молчалин. Умеренность и аккуратность не те свойства, что ценит Софья в человеке. Хотя Чацкий до разговора с Молчалиным немного сомневается в девушке. «Ах, Софья! Неужели Молчалин избран ей! / А чем не муж? Ума в нем только мало; / Но чтоб иметь детей, / Кому ума не доставало? / Услужлив, скромненький, в лице румянец есть». Но после разговора с Молчалиным Чацкий понимает, что она не могла бы полюбить человека «с такими чувствами, с такой душой».

Получается, что любовь Софьи к Алексею Степановичу имеет немного другую природу. И главное - это обида на исчезновение Чацкого. Она не может понять: зачем искать ума так далеко, когда любимый человек рядом. И поэтому Софья рисует Лизе совсем другой образ возлюбленного, списанного с Молчалина. «Кого люблю я не таков: / Молчалин за других себя забыть готов, / Враг дерзости, - всегда застенчиво, несмело...»

Софья один раз обожглась на импульсивной деятельности, дерзости. Поэтому она старается избежать этого и находит подходящего избранника в Молчалине. Однако вспомним обморок девушки. Она «теряет чувства», когда видит, что Алексей Степанович упал с лошади. Софья потом ему выговаривает за беспокойство. «Молчалин, / Как во мне рассудок цел остался! / Ведь знаете; как жизнь мне ваша дорога! / Зачем же ей играть, и так неосторожно?» Получается, что все-таки молодой человек не безразличен барышне. Но любви, огромного чувства, здесь все-таки нет, хотя Софья и дорожит Молчалиным. Просто для нее он вполне покорен, особенно по сравнению с Чацким.

Алексей Степанович - игрушка в ее руках. Это она подтверждает при Молчалине. «А кем из них я дорожу? / Хочу - люблю, хочу скажу... / При них не смела я дохнуть, / У вас спросить, на вас взглянуть». И потом она случайно оговаривается, что не сможет долго выдерживать притворства. И это притворство связано не только с падением Молчалина. Оно относится и к Чацкому, который внезапно вернулся. Софья всеми силами хочет показать «путешественнику»: она не тосковала, не печалилась и все так же окружена поклонниками.

Следующим шагом ее расчета становится то, что она объявляет его сумасшедшим. Она злится на поступки Чацкого и в отместку распускает этот слух.

Расчет в действиях и поступках Софьи занимает не меньше места, чем у Молчалина. Но все-таки ее расчет вредит не столько Молчалину, сколько окружающим и в какой-то мере ей самой. Да и так называемая ее любовь построена на каких-то доводах и размышлениях. И получается это чувство очень холодным, от него не веет никакой теплотой.

Но расчет все равно не оправдывается. В конце пьесы Софье выпадает шанс узнать истинное лицо «возлюбленного», вся любовь которого была построена на расчете.

Расчет занимает центральное место в чувствах героев. Они делают его основой такого светлого чувства. И оба они просчитываются. Следовательно, любви тоже нет. Удобство, комфорт нельзя ставить выше любви. И нельзя сочетать вместе такие далекие понятия. В пьесе есть и истинная любовь - Чацкого к Софье. Но она теперь не находит отклика в душе девушки. Та сильно обиделась на исчезновение героя и не смогла простить эту оплошность.

Драматург нам наглядно показал, что на расчете можно построить карьеру, добиться внимания, благосклонности. Но никогда не получится сконструировать любовное чувство. Оно ведь возникает внезапно, словно легкий ветерок, набегает волнами и оставляет самые светлые и нежные воспоминания в жизни каждого человека.

С Алексеем Степановичем Молчалиным мы встречаемся в самом начале комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума ». О нем с иронией и даже презрением отзывается Чацкий:

А впрочем, он дойдет до степеней известных,

Ведь нынче любят бессловесных.

И сразу же мы узнаем, что его любит Софья. Возникает вопрос: Что за Софья полюбила Молчалина? Она девушка, бесспорно, умная, образованная, полюбила такое ничтожество, как Молчалин? Для того чтобы правильно ответить на этот вопрос, нужно подробно рассмотреть образ Молчалина.

Молчалин происходит из небогатой семьи. Его отец, очевидно, был мелким чиновником и поэтому, отправляя сына на службу, дал ему ценный совет, о котором тот помнил все время. Молчалин говорит об этом совете служанке Лизе:

Мне завещал отец:

Во-первых, угождать всем людям без изъятая -

Хозяину, где доведется жить,

Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платья,

Швейцару, дворнику для избежанья зла

Собаке дворника, чтоб ласкова была.

И этому «завещанию» Алексей Степанович следовал всегда на службе. Благодаря двум своим качествам - «умеренности и аккуратности», которые нужны были всякому чиновнику, а также благодаря своим деловым качествам Молчалин успешно делает карьеру. Его заметил Фамусов, перевел служить из провинциальной Твери в Москву, «дал чин асессора и взял в секретари» и даже поселил у себя в доме. Молчалин получил уже три награды по службе, и мы уверены, что он дойдет до самых вершин власти, ведь он умеет найти себе нужного покровителя. Молчалин угождает и Фамусову, и Софье, и гостям Фамусова: он «там моську вовремя погладит, тут впору карточку вотрет».

Молчалин, чтобы угодить Софье, принимает вид влюбленного. Он понимает, что Софья, прочитав немало французских любовных романов, воображает себя героиней такого же романа. Ей хочется, чтобы по ней тайно вздыхал скромный, благородный юноша, а она бы покровительствовала ему. Молчалин прекрасно играет такую роль:

Возьмет он руку, к сердцу жмет,

Из глубины души вздохнет,

Ни слова вольного...

Софья полюбила Молчалина за его любознательность, скромность и какой-то особый «талант» нравиться. Действительно, алии сумел понравиться многим, его охотно принялит многие люди.

Но Софья жестоко ошиблась в Молчалине: он ее совсем не любит и не думает о женитьбе на ней. Героиня выдумала себе" романтического героя, и поэтому се прозрение было столь болезненно. Однако Софья нешла в себе мужество сразу же отвергнуть Молчалина, когда увидела его подлинное лицо. Можно предположить, что Молчалин будет вынужден искать себе другого покровителя, а быть может, он все-таки сумеем умолить Софью простить его. А у Софьи наверняка на всю жизнь отложится в памяти этот жестокий урок.

Сочинение Что за Софья полюбила Молчалина ? (Горе от ума )

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Что за Софья полюбила Молчалина? . (Горе от ума) уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    Бог с вами, остаюсь опять с моей загадкой. А. Грибоедов Комедия "Горе от ума" занимает исключительное место в русской литературе. Напряженный сюжет, стихотворная форма и сами стихи, которые мигом разлетелись на крылатые фразы, - все это делает комедию Грибоедова интереснейшим произведением. Созданная почти 180 лет назад, она по-прежнему продолжает поражать нас своими "вечными" характерами - будь то яростный противник образования Фамусов, ничтожный приспособленец Молчалин или пламенный обличитель нравов Чацкий. В комедии "Горе от
    ПЛАН Были ли надежды? Почему герой не может поверить в возможность нежных чувств по отношению к Молчалину, Скалозубу? Что не принимает Софья в Чацком? Чего не понял он и почему? Какой же ум, по мнению Софьи, "семейство осчастливит"? В чем загадка Софьи? По характеру Чацкого с самого начала было понятно, что высокое положение в обществе он не займет, что своим действием добьется только ненависти со стороны Софьи. Надежд на удачную дальнейшую
    Он дойдет до степеней известных... А. Грибоедов Один из наиболее ярких и типичных для всех времен персонажей - Молчалин, герой комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума". Это тип молодого человека, который обладает, по словам Александра Чацкого, двумя "талантами": умеренностью и аккуратностью. Но с их помощью он добивается немалого: успеха на службе и в любви, признания в обществе. Молчалин сам дает себе характеристику, раскрывая принципы жизни, которые ему завещал отец и которыми он
    В мои лета не должно сметь свое суждение иметь. А. С. Грибоедов Великий русский поет Александр Блок назвал комедию Грибоедова произведением "непревзойденным, единственным в мировой литературе, не разгаданным до конца". И это действительно так. Сколько раз читаешь эту бессмертную комедию, столько раз открываешь для себя какие-то новые ее грани. Чацкий, Фамусов, Софья, Лиза... Все они по-своему интересны. Но самым интригующим, загадочным остается для меня Молчалин. Мне трудно понять до конца этого грибоедовского героя.
    "К Софье Павловне трудно отнестись не симпатично" (И. А. Гончаров). (Софья вызывает сочувствие: она умна, но не разбирается в людях. У нее не сформированы идеи и убеждения. Преувеличенное самолюбие, желание покровительствовать более слабому, доверчивость, "книжное" представление о жизни - вот качества, которые объясняют ее любовь к Молчалину и неприятие Чацкого.) Противоречивость в моей оценке личности и поведения Софьи. Искренность поведения девушки в отношениях с людьми - прекрасное качество. (Софья никому,
    План Утро в доме Фамусова. Приезд Чацкого. Холодность Софьи к нему. Разговор Фамусова и Чацкого. Монолог Фамусова о дяде Максиме Петровиче. Визит Скалозуба. Монолог Чацкого о крепостном праве. Падение Молчалина с лошади. Бал в доме Фамусова. Отношение гостей к сплетне о сумасшествии Чацкого. Несостоявшееся свидание Софьи и Молчалина, которому помешал Чацкий. Отъезд Чацкого из Москвы. Основные действующие лица:Павел Афанасьевич Фамусов - управляющий в казенном месте.Софья - его дочь.Лиза - служанка.Алексей
    А. С. Грибоедов создал бессмертную комедию, образы которой настолько типичны, что вышли далеко за рамки одного произведения. Одним из центральных образов комедии является образ Софьи, поскольку он не только объединяет многие сюжетные линии, но и влияет на цельность композиции всего произведения. Мы не очень много знаем о Софье, но этого вполне достаточно, чтобы понять, почему она отвергла достойного человека, а избранником ее стал "жалчайшее созданье" Молчалин. Софья в доме отца достаточно одинока.

Тип урока – урок изучения нового материала.

Форма урока – урок аналитического чтения.

Форма деятельности – работа в группах сменного состава.

Методы – метод комментированного чтения, чтения по ролям, метод беседы, наблюдения, сопоставления.

Цели урока.

Образовательная:

1. Определить роль I действия комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”.

2. Найти определение конфликта, через который происходит развитие действия

3. Схематически представить развитие I действия комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”.

4. Внести дополнения в рабочую таблицу.

Развивающая:

1. Продолжить работу по развитию коммуникативных и творческих навыков, аналитических способностей.

2. Продолжить работу по развитию языковых способностей, образного мышления в процессе работы над анализом текста.

3. Продолжить формирование навыка аналитического чтения в процессе изучения комедии.

4.Научить чувствовать жанровые особенности драматического произведения.

5. Показать богатство русского языка в процессе аналитического чтения.

Воспитательная:

1. На примере взаимоотношений героев комедии продолжить работу по формированию бинарного мышления.

2. Показать значимость непреходящих человеческих ценностей.

Подготовка к уроку

1. Учащиеся самостоятельно знакомятся с текстом I действия комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”.

2. Составляется рабочая таблица “Характеристика главных героев комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”. (Приложение 2 , 2А)

3. Делятся на группы по номерам 1–4.

4. Первые номера отбирают материал для характеристики Чацкого, вторые – для характеристики Софьи, третьи характеризуют Молчалина, четвертые – Фамусова.

5. Выбранные из текста I действия цитаты для характеристики героя вносятся в таблицу.

6. Заготавливается черновик схемы “Конфликт в I действии комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”. (Приложение 3)

7. Повторяются ранее изученные термины.

8.Отдельная группа готовит инсценировку по I действию (явления 1-3).

9. Парты расставляются попарно для работы в группах по 4 человека.

10. Перед уроком учащиеся разбиваются на новые группы, включающие номера 1-4.

Оформление урока

1. Для инсценировки 1-3 явлений оформляются декорации.

2. Подбирается музыка: вальсы А.С. Грибоедова, звуки флейты и пианино, звона часов.

3. Подготавливается презентация, отражающая основные этапы работы на уроке. (Приложение 1)

Ход урока

Перед уроком звучат 2 вальса А.С. Грибоедова. Слайд № 2, 3, 4.

I. Оргмомент

II. Сообщение цели урока. Постановка проблемного вопроса

Запись темы урока.

Учитель: Вечная современность русской классики… Пожалуй, эти слова можно полностью отнести к одному из самых нестареющих, несмотря на свой приличный возраст (185 лет!) произведений русской литературы. “Горе от ума” А. Грибоедова. Наш сегодняшний урок “Утро в доме Фамусова” – первый в системе уроков изучения текста комедии.

Этим уроком мы начинаем ПОИСК ответов на вопросы: Почему горе? Почему именно от ума? Кому горе?

Слайд № 6. Запись темы, зарисовка схемы

Итак, сегодня мы должны провести анализ первого действия комедии, определить его роль. Внести дополнения в рабочую таблицу. Составить схему “Конфликт в I действии комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”.

Слайд № 7. Цель урока

III. Актуализация ранее полученных знаний. Проверка домашнего задания (инсценировка)

Учитель: Чтобы разобраться в событиях и конфликте, определить роль

I действия, лучше понять характеры героев и замысел автора, предлагаем посмотреть небольшую инсценировку первых трех явлений комедии.

Слайд №8. Афиша

IV. Инсценировка 1-3 явлений I действия

Учитель: Итак, судя по вашим смеющимся лицам, видно, что мы имеем дело с жанром комедии. В комедии Грибоедова, как и в комедии классицизма, представлен определенный набор действующих лиц: благородный отец, героиня, первый любовник (пока только), служанка. Остановимся подробнее на каждом главном герое.

Слайд №9. Вопросы явл. №1-5

V. Анализ явлений 1-6. Работа в группах с таблицей “Характеристика главных героев комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”. Внесение дополнений в таблицу

Благородный отец – ФАМУСОВ Павел Афанасьевич (рассказ уч-ся №4).

1. Каким хочет казаться Фамусов и каким он выглядит в 1-4 явлениях? (Фамусов хочет казаться глубоко нравственным человеком, хорошим отцом. На самом деле – лицемер, но любит свою дочь, прочит ей богатого мужа)

2. Верит ли Фамусов объяснениям своей дочери и секретаря?(Скорее всего не верит, но он боится хлопот, не терпит перемен. И поэтому ограничивается только лишь словесным “распеканием”)

Героиня – СОФЬЯ Павловна (рассказ уч-ся №2).

3. Как складываются взаимоотношения между Софьей и отцом, отцом и дочерью, Софьей и Молчалиным? Какое понятие объединяет героев по отношению друг к другу? (Явл. 5)

Чем живет дом Фамусова до появления Чацкого?

(В доме Фамусова все держится на лжи и обмане(Бывает хуже – с рук сойдет). Ложь как милое плутовство (Лиза), ложь как средство скрыть тайну (Софья), ложь как средство угодничества (Молчалин), ложь как щит пороков (Фамусов).

Первый любовник – Молчалин Алексей Степанович (рассказ уч-ся №3).

3. Почему Молчалин так ловко вышел из столь щепетильной ситуации?

(Бумаги при нем даже на свидании!)

Учитель: Итак, события 1-5 явления знакомят нас с главными и второстепенными персонажами. Запишем в столбик через 4 клетки фамилии главных героев

Слайд № 10. Зарисовка схемы в тетрадь

Учитель: И вот привычное, размеренно – спокойное течение событий вдруг нарушает известие: “К вам Александр Андреич Чацкий”.

(Вносим дополнение в зарисованную схему)

Слайд № 11

VI. Чтение по ролям 7 явления I действия

Слайд № 12

Учитель: А теперь обратимся к вопросам по 7-10 явлениям.

Слайд № 13 (Вопросы 7-10 явл.)

VII. Анализ 7-10 явлений. Работа в группах с таблицей “Характеристика главных героев комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”. Внесение дополнений

Беседа по вопросам.

Чацкий Александр Андреевич (рассказ уч-ся №1).

1. Что привело Чацкого в дом Фамусова? [№5]

Как ведет себя Чацкий в диалоге с Софьей? Хочет ли он кого-либо обидеть на самом деле?

(Чацкий торопится к Софье. Он искренне влюблен в нее. Он искренне говорит о том, что думает, не желая никого обидеть и оскорбить)

2. Каково отношение Софьи к Чацкому при встрече?

(Софья холодна, иронизирует, отвечает язвительными репликами на слова Чацкого, ее обижают слова Чацкого о Молчалине).

Чем вызвана холодность Софьи по отношению к Чацкому?

(Прошло три года – и Софья изменилась, изменилось ее отношение к окружающим. В ней говорит обида, что когда-то, три года назад Чацкий неожиданно уехал, не писал писем, она в нем разочарована. Считает, что тот слишком горд, высокомерен, недобр по отношению к окружающим. Более того, Софья влюблена в Молчалина, и это неизвестно Чацкому).

3. Ждали ли приезда Чацкого в доме Фамусова?

(Конечно, не ждали. Чацкий не писал писем, никого не извещал)

Понимает ли сейчас Чацкий, что в этом доме он чужой?

(Он искренне сражен красотой Софьи, надеется на взаимность. Хочет найти в любимой прошлые чувства, но встречает холодность и равнодушие. Не понимает ее реакции на свои слова. Все его мысли – лишь о Софье)

4. Что значит реплика Софьи: “Ах, батюшка, сон в руку”?

(С. Хочет перевести подозрения отца с Молчалина на Чацкого)

Учитель: Итак, возникает ли конфликтная ситуация в I действии? Если возникает, то какой это конфликт: любовный, общественный, морально-нравственный?

Слайд № 14

Чтобы подвести итоги анализа I действия комедии, предлагаем обратиться к черновику схемы “Конфликт в I действии комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”.

С помощью фломастеров, стрелок, условных обозначений передайте суть конфликта первого действия

VIII. Работа в группах с черновиком схемы “Конфликт в I действии комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”. (Приложение 3)

IX. Презентация схем по группам

X. Вывод.

Слайд № 15. Схема конфликта

Учитель: Какова же роль I действия комедии “Горе от ума”?

Слайд № 16. Роль 1 действия комедии

Роль 1 действия комедии: В I действии дана расстановка действующих лиц, раскрываются характеры главных и некоторых второстепенных персонажей. Заявлены основные общественные проблемы, волнующие автора комедии. 7 явление – завязка любовного конфликта между Чацким и Софьей. Искренний, открытый Чацкий вторгается в дом Фамусова, где все взаимоотношения построены на лжи. Таким образом, искренность, открытость Чацкого сталкиваются с ложью, фальшью и, конечно, обманом. (Ключевое слово отражается в схеме).

XI. Запись домашнего задания. Слайд № 1 7

2. Внести дополнения в таблицу.

3. Сравнить монологи “Вкус, батюшка, отменная манера” и “А судьи кто?”

XII. Итоги урока. Выставление оценок

XIII. Этап рефлексии

Список литературы

1. Грибоедов А.С. Сочинения. – М.: Худож. лит, 1988.

2. Вайль П, Генис А. Родная речь. Уроки изящной словесности. –М.: “Независимая газета”, 1991.

3. Валагин А.П. Прочитаем вместе…:Комедии Д.Фонвизина, А. Грибоедова, Н.Гоголя, А.Островского: Кн. Для учащихся. – М.: “Просвещение”, 1991.

4. Маранцман В.Г., Чирковская Т.В. Проблемное изучение литературного произведения в школе. Пособие для учителей. – М.: “Просвещение”, 1977.

5. Турьянская Б.И., Гороховская Л.Н., Комисарова Е.В., Михеева Г.И. Литература в 9 классе. Урок за уроком. – М.: ООО “ТИД “Русское слово – РС”, 2007.

6. Фомичев С.А. Комедия А.С. Грибоедова “Горе от ума”: Комментарий. Кн. для учителя. – М.: “Просвещение”, 1983.

джонс филдинг роман образ

Как уже было сказано, сквайр Вестерн "души не чаял в Софье". "Она была действительно его любимой деточкой, как он часто называл ее, и вполне заслужила такую любовь, потому что отвечала на нее самой безграничной привязанностью".

Софья никогда не спорила с отцом (до сватовства Блайфила), "...разве только вступалась за мать, которую горячо любила.

Перечитывая некоторые эпизоды, кто-то может усомниться в любви Вестерна к дочери. Взять хотя бы тот момент, когда он гонится за Софьей и видит убегающую лисицу, и, ни минуты не поколебавшись, сквайр выбирает охоту. Автор так пишет о проведенном Вестерном времени: "О Софье он [сквайр] и не вспоминал: ни разу мысль о дочери не испортила его наслаждения охотой, такой чудеснейшей, по его словам, что ради нее стоило ускакать из дому за пятьсот миль". Но тут же Филдинг напоминает: "...мы не обвиняем сквайра в недостатке любви к дочери - напротив, он очень ее любил; только мы должны помнить, что был он и сквайр и охотник". Этим же мы можем объяснить тот факт, что Вестерн часто грубо обращается с дочерью ("...выпустил заряд самых крепких словечек и ругательств и ушел"; "ты выйдешь за него, черт меня побери, выйдешь! Чего ж ты не отвечаешь? Экая упрямая стерва!").

Но в то же время, сколько раз мы слышим из уст Вестерна такие слова: "...по мне, лучше светопреставление, чем она повредит себе мизинец".

Софья очень любит своего отца, всегда старается угодить ему. "Она так благоговейно чтила отца и так горячо его любила, что едва ли когда испытывала более приятные ощущения, чем те, которые наполняли ее, когда она чем-то содействовала его удовольствию...". "Пунктуальнейшим образом исполняла она все дочерние обязанности, и любовь делала их не только легкими, но и приятными". Сама Софья говорит об этом так: "Право же, я не знаю высшего наслаждения, чем умножать счастье моего отца, и если горжусь, то не тем, что я делаю, а тем, что обладаю возможностью это делать".

Единственным поводом для ссор между Вестерном и Софьей был выбор жениха. Софья не хочет выходить замуж за ненавистного ей Блайфила, но, по мнению отца, это наилучший вариант для нее. Вестерн от всей души желает, чтобы Софья была счастлива, и думает, что так и будет, если она выйдет за богатого наследника. "Он считал равенство состояний и общественного положения таким же физически необходимым условием брака, как различие пола или иные существенные обстоятельства". А Софья влюблена в Тома Джонса. Но "любовь дочери к бедняку казалась Вестерну столь же невозможной, как любовь ее к животному". Сквайр, отец, желающий дочери только добра, говорит: "...влюбилась по уши в нищего бродягу и не хочет выйти за одного из лучших женихов в Англии, за которого мы ее просватали.

А Софья же наоборот, предпочтет жить в нищете, чем с человеком, которого презирает. Но все же она не забывает о дочернем долге, говоря Тому Джонсу, что "если бы не долг дочери, возбранявший ей следовать своим влечениям вопреки воле отца, то нищета с ним была бы ей гораздо больше по сердцу, чем какое угодно богатство с другим".

И несмотря на всю свою преданность отцу, Софья сбегает в Лондон. Она хочет избежать свадьбы с Блайфилом. Софья - здравомыслящий человек, и она отлично понимает, что отца не переубедить в его решении, она хочет выиграть время ("...тем временем батюшка, может быть образумится...").

Но все же сквайр пытается насильно заставить Софью выйти за Блайфила, запирая ее в комнате. Филдинг так относится к этому: "Сквайр сердечно любил свою дочь- это, мне кажется, не подлежит сомнению. Такая любовь свойственна очень многим родителям, делающим своих детей несчастными на всю жизнь. Хотя эта родительская слепота - почти всеобщее явление, она всегда казалась мне самой необъяснимой из всех нелепостей, какие только могли взбрести на ум удивительнейшего создания, называемого человеком".