Нравственный подвиг в рассказе судьба человека. Нравственный подвиг человека. Рассказ «Судьба человека» М. Шолохова. Сочинение нравственный подвиг андрея соколова

Произведение "Судьба человека" Шолохова впервые было опубликовано спустя десять лет после того, как закончилась Великая Отечественная вона, в 1956-1957 годах. Тематика рассказа нетипична для литературы того времени, посвященной войне. Автор впервые рассказал о солдатах, которые попали в плен к фашистам.

Затем мы узнаем судьбу этого персонажа уже из его уст. Андрей со случайным собеседником предельно откровенен - он не скрывает личных подробностей.

Можно смело утверждать, что жизнь у этого героя была счастливой. Ведь у него была любящая жена, дети, он занимался своим любимым делом. При этом жизнь Андрея является типичной для того времени. Соколов - это простой русский человек, каких в нашей стране в то время было миллионы.

Подвиг Андрея ("Судьба человека", Шолохов)

Сочинение "Война в жизни главного героя" можно построить на контрасте отношения к ней Андрея и других людей, которые встречаются на его жизненном пути. В сопоставлении с ними нам кажется еще величественнее и страшнее подвиг, которым, по сути, является вся его жизнь.

Герой, в отличие от других, проявляет патриотизм, отвагу. Это подтверждает анализ произведения "Судьба человека" Шолохова. Так, во время боя он задумывает осуществить почти невозможное - доставить русским войскам снаряды, прорвавшись через заслон врага. В эту минуту он не думает о грозящей опасности, о собственной жизни. Но план осуществить не удалось - Андрей попадает к фашистам плен. Но и тут он не падает духом, сохраняет собственного достоинства, спокойствие. Так, когда немецкий солдат ему приказал снять сапоги, которые тому приглянулись, Соколов, как бы издеваясь над ним, снимает еще и портянки.

В произведении раскрывает различные проблемы Шолохов. Судьба человека, любого, не только Андрея, была в то время трагической. Однако перед ее лицом разные люди ведут себя по-разному. Шолохов показывает ужасы, происходящие в плену у немцев. Многие люди в нечеловеческих условиях потеряли свое лицо: ради сохранения жизни или куска хлеба они готовы были пойти на любое предательство, унижение, даже убийство. Тем сильнее, чище, выше представляется личность Соколова, его поступки и мысли. Проблемы характера, мужества, стойкости, чести - вот что интересует писателя.

Беседа с Мюллером

И перед лицом грозящей Андрею смертельной опасности (беседа с Мюллером) он ведет себя очень достойно, чем даже у врага вызывает уважение. В конце концов немцы признают несгибаемый характер этого воина.

Интересно, что "противостояние" Мюллера и Соколова происходило как раз в тот момент, когда под Сталинградом шли бои. Нравственная победа Андрея в этом контексте становится как бы символом победы русских войск.

Поднимает и другие проблемы Шолохов ("Судьба человека"). Одна из них - проблема смысла жизни. Герой испытал на себе в полной мере отголоски войны: он узнал, что потерял всю свою семью. Надежды на счастливую жизнь исчезли. Он остается совсем один, потерявший смысл существования, опустошенный. Встреча с Ванюшей не позволила герою погибнуть, опуститься. В этом мальчике герой нашел сына, новый стимул жить.

Михаил Александрович считает, что стойкость, гуманизм, чувство собственного достоинства - черты, типичные для русского характера. Поэтому нашему народу удалось победить в этой великой и страшной войне, как полагает Шолохов ("Судьба человека"). Тема человека писателем раскрыта довольно подробно, она отражается даже в названии рассказа. Обратимся к нему.

Смысл названия рассказа

Рассказ "Судьба человека" назван так вовсе не случайно. Название это, с одной стороны, убеждает нас в том, что характер Андрея Соколова типичен, а с другой - подчеркивает также его величие, поскольку Соколов имеет полное право называться Человеком. Произведение это дало импульс к возрождению классической традиции в советской литературе. Она характеризуется вниманием к судьбе простого, "маленького человека", достойного уважения в полной мере.

С помощью разных приемов - рассказа-исповеди, портрета, речевой характеристики - автор раскрывает характер героя максимально полно. Это простой человек, величественный и прекрасный, обладающий чувством собственного достоинства, сильный. Его судьбу можно назвать трагической, поскольку на долю Андрея Соколова выпали серьезные испытания, но мы все-таки им невольно восхищаемся. Не смогли сломить его ни гибель близких, ни война. "Судьба человека" (Шолохов М. А.) - произведение очень гуманистическое. Главный герой обретает смысл жизни в том, чтобы помогать другому. Именно этого, прежде всего, требовало суровое послевоенное время.

марта 02 2011

Ясное, убедительное своей простотой и суровой правдой М.Шолохова до сих пор заставляет читателя негодовать и содрогаться, горячо любить и остро ненавидеть.

Поражает объемность рассказа: и целая жизнь семьи, и война, и плен. Еще больше изумляет раскрытие Андрея Соколова. На малой «площадке» рассказа человек показан и в радости, и в беде, и в ненависти, и в любви, и в мирном труде, и в войне. За этим образом стоит многомиллионный, великий, добрый, многотерпеливый народ-труженик. И как же преображается мирный этот народ в годы военных бедствий!

Русский солдат! Какой историк, художник полностью изобразил, прославил доблесть его?! Это возвышенный и сложный образ. Многое сплавлено, переплетено в нем такого, что сделало его «не только непобедимым, но и великомучеником, почти святым, - черты, состоявшие из бесхитростной, наивной веры, ясного, добродушно-веселого взгляда на жизнь, холодной и деловой отваги, покорства перед лицом смерти, жалости к побежденному, бесконечного терпения и поразительной физической и нравственной выносливости» (А.Куприн).

Типические для русского солдата черты воплощены в образе Андрея Соколова. Сверхмыслимая выносливость, стойкость, высокие моральные качества в самые трудные моменты войны, плена, послевоенной жизни этого человека вызывают чувство восхищения. «…И стал я собираться с духом, чтобы глянуть в дырку пистолета бесстрашно, как и подобает солдату, чтобы враги не увидали в последнюю мою минуту, что мне с жизнью расставаться все-таки трудно…» - говорит Соколов. Благородная гордость солдата, не желающего показать врагу страха смерти потому, что стыд страшнее смерти.

Даже в жестоких врагах, в которых фашизм выжег все человеческое, вызывает уважение достоинство и самообладание русского солдата. «Вот что, Соколов, ты - настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат. Я - тоже солдат и уважаю достойных противников. Стрелять я тебя не буду. К тому же сегодня наши доблестные войска вышли к Волге и целиком овладели Сталинградом», - говорит Мюллер.

Способность довести широту показа жизни до эпического звучания свойственна только огромному таланту. Внимательно вчитываясь в построение рассказа, нельзя не заметить сказового приема, к которому прибегает автор, показывая единоборство лагерфюрера и «русс Ивана»: как в былинах и древних сказах, дошедших до нас из народных глубин, М.Шолохов употребляет прием троекратного усиления. Первый стакан выпил, готовясь к смерти, солдат и не закусил. Второй стакан выпил и опять отказался от закуски. И только после третьего, выпитого «врастяжку» стакана шнапса «откусил маленький кусочек хлеба, остаток положил на стол».

Это - традиционно-сказовое нарастание драматизма действия во времени. Оно использовано писателем вполне закономерно, и этот прием сказителей гармонично сливается с современным его рассказом. Произведение М.Шолохова национально по языку. Типический образ русского солдата Андрея Соколова раскрывает в строе мысли и речи, насыщенной меткими, самобытными словечками и народными речениями.

Но не только в отмеченных внешних признаках, как прием троекратного усиления и насыщенность языка яркими выражениями и пословицами, а, как говорил Белинский, в самом «сгибе ума русского, в русском образе взгляда на вещи» проявляется народность писателя. Чуткий художник, М.Шолохов всей своей жизнью, всеми помыслами был связан с жизнью своего народа, с его думами и надеждами. его питали животворные родники народной мудрости, ее великой правды и красоты. Это и обусловило верность каждой детали, каждой интонации его произведения. Главное же достоинство рассказа, вероятно, в том, что построен он на верном раскрытии глубинных движений человеческой души.

Казалось бы, вот-вот должны иссякнуть силы беспощадно избитого жизнью Андрея Соколова. Но нет! В душе его таится неиссякаемый источник любви. И эта любовь, это доброе начало в человеке руководит всеми его поступками.

Никто не в состоянии без волнения читать и следующий монолог Андрея Соколова в начале рассказа: «Иной раз не спишь ночью, глядишь в темноту пустыми глазами и думаешь: „За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так исказила?» Нету мне ответа ни в1 темноте, ни при ясном солнышке… Нету, и не дождусь!»

Никогда не дождутся мучительного ответа на этот вопрос и миллионы сверстников Соколова, не вернувшиеся с полей сражений, умершие от ран и преждевременных болезней уже в мирное время, после Победы.

Только совсем недавно мы стали в открытую говорить об огромных, зачастую совершенно напрасных жертвах Второй мировой войны; о том, что ее вообще могло не быть, окажись политика Сталина по отношению к Германии более дальновидной; о нашем совершенно безнравственном отношении к своим соотечественникам, побывавшим в немецком плену… Но ведь судьбу человека уже не повернуть вспять, не переделать!

А поначалу жизнь Соколова складывалась как у многих его одногодков. «В гражданскую был в Красной Армии… В голодный двадцать второй подался на Кубань, ишачить на кулаков, потому и уцелел». Судьба щедро вознаградила Соколова за его мытарства, подарив такую жену, как его Иринка: «Ласковая, тихая, не знает, где тебя усадить, бьется, чтобы и при малом достатке сладкий квасок тебе сготовить». Может, была Иринка такой, потому что воспитывалась в детском доме и вся нерастраченная ласка пришлась на мужа и детей?

Но человек зачастую не ценит того, что имеет. Недооценивал, мне кажется, свою жену и Андрей Соколов перед уходом на фронт. «Другие женщины с мужьями, с сыновьями разговаривают, а моя прижалась ко мне, как лист к ветке, и только вся дрожит… Она и говорит, и за каждым словом всхлипывает: «Родненький мой… Андрюша… не увидимся… мы с тобой… больше… на этом… свете…» Андрей Соколов оценил те прощальные слова значительно позже, уже после известия о гибели жены вместе с дочерьми: «До самой смерти, до последнего моего часа, помирать буду, а не прощу себе, что тогда ее оттолкнул!..»

Остальные же его поступки в военную годину и после Победы были достойными, мужскими. Настоящие мужчины, по словам Соколова, - на фронте. Он «терпеть не мог этаких слюнявых, какие каждый день, к делу и не к делу, женам и милахам писали, сопли по бумаге размазывали. Трудно, дескать, ему, тяжело, того и гляди, убьют. И вот он, сука в штанах, жалуется, сочувствия ищет, слюнявится, а того не хочет понять, что этим разнесчастным бабенкам и детишкам не слаще нашего в тылу приходилось».

Не сладко пришлось на фронте и самому Соколову. Провое-вал он меньше года. После двух легких ранений - тяжелая контузия и плен, который в официальной советской пропаганде того времени считался позором. Впрочем, Шолохов успешно обходит подводные камни этой проблемы: он ее просто не касается, что неудивительно, если вспомнить время написания рассказа- 1956 год. Но зато испытаний в тылу врага Шолохов отмерил Соколову сполна. Первое испытание - убийство предателя Крыжнева. Не каждый из нас решится помочь совершенно не знакомому человеку. А Соколов помог. Может он сделал это потому, что незадолго до этого абсолютно незнакомый офицер-военврач помог Соколову? Он вправил ему вывихнутую руку. Налицо гуманизм и благородство одного и низость и трусость другого.

Самому Соколову в смелости не отказать. Испытание второе - попытка побега. Андрей воспользовался оплошностью охранников, бежал, ушел на сорок километров, но его поймали, собак на живого спустили… Выжил, не согнулся, не смолчал, «критикнул» режим в концлагере, хотя знал, что за это - верная смерть. Шолохов мастерски описывает сцену противостояния русского солдата Соколова и коменданта концлагеря Мюллера. И оно решается в пользу русского солдата. Даже большой знаток русской души, говоривший по-русски не хуже нас, Мюллер вынужден был признать: «Вот что, Соколов, ты - на-’ стоящий русский солдат. Ты храбрый солдат. Я - тоже солдат и уважаю достойных противников. Стрелять тебя я не буду».

Отплатил Мюллеру и всем врагам за подаренную жизнь Соколов сполна, осуществив успешный побег из плена и прихватив бесценного языка - своего майора-строителя. Казалось, судьба должна смилостивиться над Соколовым, но нет… Мороз по коже проходит, когда узнаешь еще о двух ударах, выпавших на долю героя: гибель жены и дочерей под бомбежкой в июне 1942-го и сына в день Победы.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Жизненный подвиг Соколова (О рассказе «Судьба человека») . Литературные сочинения!

Тот жалок, кто под молотом судьбы

Поник - испуганный - без боя:

Достойный муж выходит из борьбы

В сияньи гордого покоя,

И вновь живет - главы не преклоняя...

Н. Огарев

Рассказ Шолохова «Судьба человека» стал этапным в раскрытии военной темы. Шолохов не раз обращался к мысли о цене великой победы, о страшных потерях, понесенных страной. Изображение в полный рост трагической судьбы рядового солдата, вынесшего всю тяжесть войны, стало главной задачей рассказа.

Кто он - герой «без страха и упрека»? Этот вопрос мог бы остаться без ответа, если бы не «Судьба человека» М. Шолохова, где показан скромный рядовой участник войны, труженик, ничем не выдающийся человек Андрей Соколов.

Именно ему автор посвящает талантливое произведение, восторгается его подвигом, видит в нем верного сына отечества. Рассказ его можно назвать героической песней в честь русского солдата и разделить с автором его восторг, преклонение перед мужеством героя, несгибаемостью его воли, чувством сострадания. Проникновенно, предельно искренне написано произведение, построенное как рассказ в рассказе (искусный авторский прием для достижения наибольшей достоверности в изложении тех событий, о которых говорится). Автор показывает не просто исторический момент, он изображает конкретного человека на войне с его мыслями, чувствами, переживаниями.

Начинается повествование с описания «первой послевоенной весны», «дружной и напористой ». Весна - это всегда возрождение к жизни, обретение надежды, подъем всего лучшего как во всей природе, так и в человеческом сердце, и Шолохов начинает со светлого аккорда, но тут же предостерегает: «...в эту недобрую пору бездорожья». Ведь этими разбитыми, тяжелыми дорогами войны, дорогами судьбы идут к нам герои: Ванюшка и Андрей Соколов.

Упоминанием о бездорожье Шолохов хочет подготовить читателя к чему-то тревожному (горькое повествование о страданиях и лишениях героя), а также доброму и душевному (о возрождении к жизни, обретении счастья утраченного отцовства).

Его главный герой, Андрей Соколов, является и рассказчиком, и действующим лицом. В описании портрета героя больше всего поражают «глаза, наполненные неизбывной смертной тоской». Вэтих «словно присыпанных пеплом» глазах,как в зеркале, отразилась вся его жизнь, полная невыносимых мук и невосполнимых утрат.

Андрей начинает печальную повесть о себе так: «Поначалу жизнь моя была обыкновенная». И действительно, ничего в ней необычного нет: Андрей гордится своей женой-умницей, детьми. Не зря он так подробно говорит о своей довоенной жизни: «Дети кашу едят с молоком, крыша над головою есть, одеты, обуты, стало быть, все в порядке», как будто пытается зафиксировать каждый день, каждый час, каждый миг.

И эта налаженность, устроенность, семейное счастье обрываются, как обрывается туго натянутая струна: «А тут вот она, война» . Эта фраза символизирует резкий переход от мира к войне, от счастья к горю, от жизни к смерти. Как тяжело было расставание героя с родными, у него «сердце на части разрывалось» при виде убитой горем жены, плачущих детей. Сцена настолько потрясает, что слезы невольно наворачиваются на глаза, и именно в этот момент автор обрывает рассказ Андрея: «Не надо, друг, не вспоминай!»

Читая, ловишь себя на мысли: если трудно даже слушать, каково же было пережить! Следишь с участием за началом испытаний - первом страшном витке судьбы пленного. Дальше события развиваются по спирали, как снежный ком обрастают новыми, все более тяжкими ударами.

Не на поле боя, а в условиях фашистского плена совершает Андрей свой подвиг, он выносит страшные побои, бесчеловечные издевательства, унижения. Герой бесстрашно смотрит смерти в глаза, мужественно переносит ужасы концлагеря. И никто, ни при каких обстоятельствах не может убить, раздавить в нем силу духа русского человека, поствить его на колени: «У меня есть свое, русское достоинство и гордость, и что в скотину они меня не превратили, как ни старались».

Герой, преодолев, казалось бы, все испытания, возвращается домой, но на месте дома... воронка. Воронка и в душе Андрея, для него не осталось ничего (« все рухнуло в единый миг »), кроме последней надежды - старшего сына. Как гордится отец боевой доблестью молодого командира, с каким трепетом ждет не дождется встречи со своей кровиночкой.

И тут судьбе надо распорядиться иначе: сына убивают почти за день до победы. От этого удара сердце героя скручивает смертельная тоска и тупая безысходность, для него, казалось бы, жизнь потеряла смысл, он остался один на всем белом свете. «Похоронил я сына, - рассказывает Соколов, - и словно что-то во мне оборвалось, а мои невыплаканные слезы на сердце засохли...» Ни война, ни личные утраты не сломили Андрея, он не зачерствел сердцем, не ушел в себя. Герой совершил еще великий гражданский и гуманистический подвиг - усыновил «маленького оборвыша», мальчишку-сироту: «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать».

Тема преодоления трагического, незаслуженного одиночества связана у Шолохова с изображением огромной силы самой жизни. Усыновив мальчика, который никому не нужен, но в чьей душе оставалась надежда на «добрую долю», Соколов сам становится «представителем» неуничтожимой человечности мира. Так тянется цепочка «добра за добро», выражающая народный взгляд на этический смысл жизни.

С какой любовью и лаской воспитывает Андрей сынишку, с каким умиленьем смотрит на его голубые « глазенки ». Единственное, что тревожит отца: «сердце у меня раскачалось, поршня надо менять»; боится, что не дотянет он, не увидит, как будет жить и расти Ванюшка. Но автор оставляет читателю надежду, что Андрей Соколов сумеет воспитать сына, сделать из него настоящего человека.

Герой рассказа - образ собирательный, несмотря на реальный прототип. Это не просто история жизни солдата, а судьба человека, воплотившего в себе сам тип русского национального характера.

Судьба главного героя привлекает мое внимание тем, что, не будучи выдающейся личностью, он проявляет моральную выдержку и твердость в самых драматических обстоятельствах. Шолохов тем самым доказывает величие русского человека, способного перенести любые трудности, показать милосердие и душевную стойкость. «Судьба человека» М. Шолохова не просто рассказ о нелегкой судьбе человека на войне - это хвалебная песнь сильным людям.

Подобный торжественный мотив звучит во многих произведениях, посвященных войне, таких, как «Хатынская повесть» Алеся Адамовича, «Дожить до рассвета» В. Быкова, в стихах К. Симонова.

Тема подвига во всю свою героическую мощь высказана, выплакана именно в рассказе М. Шолохова «Судьба человека». В нем показан русский солдат, прошедший ад войны, который несмотря ни на что стремится к счастью, любви, который является не просто символом стойкости и мужества человека из народа, но и символом гуманизма. «И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина».

Королёва Наталья Валерьевна, учитель русского языка и литературы

Урок литературы 9 класс

Тема: Подвиг Андрея Соколова в рассказе М.Шолохова «Судьба человека» СЛАЙД 1

Цель: показать героизм простого русского человека, пережившего все тяготы войны, но сумевшего сохранить тепло души.

Задачи:

Обучающие:

    совершенствовать навыки анализа литературного произведения;

    способствовать обогащению словаря учащихся путем лексической работы с незнакомыми словами;

    совершенствовать навыки работы со Справочно-правовой системой «Консультант Плюс: Средняя школа».

Развивающие:

    развивать толерантность;

    помочь ребятам обнаружить противоречие между законодательством и реальной жизнью;

    совершенствовать умение выразительного чтения, связного высказывания;

    отрабатывать умение сравнительного анализа документов и художественного произведения;

    формировать навык работы с различными источниками информации с целью поиска и отбора необходимого материала;

    формировать самостоятельность мышления.

Воспитательные:

    показать детям ценность человеческой жизни;

    воспитывать в процессе обучения такие нравственные качества, как честность, доброта, справедливость, чувство долга, милосердие, верность своему слову;

    прививать любовь к литературе и истории своей Родины;

    воспитывать уважительное отношение к мнению других.

Методические приемы: аналитическая работа с текстом, приемы сравнения, самостоятельная работа.

Формы организации учебной деятельности: групповая и фронтальная работа.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, Справочная правовая система «Консультант Плюс: Средняя школа», раздаточный материал, рабочие тетради, учебник: Литература. 9 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Авторы-составители В.Я.Коровина, И.С.Збарский, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2010.

Ход урока

    Слово учителя.


Одно из выдающихся произведений Шолохова – рассказ «Судьба человека», опубликованный в 1957 г. Он был сравнительно быстро написан, однако этому предшествовала значительная по длительности творческая история: между случайной встречей с человеком, ставшим прототипом Андрея Соколова, и созданием рассказа прошло около 10 лет. Автор показывает трагедию нашего народа в годы войны, рассказывает о бедствиях и страданиях, выпавших на долю русского человека.

    Просмотр эпизода СЛАЙД 2

Слово учителя:


Ребята, обратите внимание, рассказ называется «Судьба человека», а не «Судьба Андрея Соколова». Как вы думаете, какую цель преследовал Шолохов?

Обратите внимание на особенности композиции. Это рассказ в рассказе с двумя повествователями. Как вы думаете, с какой целью Шолохов избирает такую структуру произведения?

Похож ли на исповедь рассказ Андрея Соколова о своей жизни?

    Лексическая работа.

Исповедь – 1. У христиан: признание в своих грехах перед священником, отпускающем грехи от имени церкви и Бога, церковное покояние. 2. Перен. Откровенное признание в чём-н., рассказ о своих сокровенных мыслях, взглядах (книжн.).

(Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова, - М., 2007)

    Основные вехи судьбы Андрея Соколова (через краткий пересказ текста) СЛАЙД 3
    Слово учителя:
    Давайте вспомним, что мы узнаем о жизни главного героя из его рассказа и заполним следующую таблицу.

Заполнение таблицы.

Пример заполнения таблицы.

Работа

Семья

Дом

Счастье

    Подвиг

    Плен

    Первый побег

    Второй побег

    Возвращение на фронт

    Потеря семьи

    Урюпинск

    Встреча с Ваней

    Усыновление

3. Беседа по вопросам.

    На какую деталь собеседник Андрея обращает внимание? СЛАЙД 4 (просмотр эпизода)

    О чем говорят глаза Андрея Соколова?

    Лексическая работа СЛАЙД 5

Как можно назвать поступки героя, которые вы вспомнили по сюжету?

Подвиг – героический, самоотверженный поступок.

(Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова, М., 2007, 944 стр.)

    Работа с текстом. Чтение и просмотр эпизода (первый побег). СЛАЙД 6

    Беседа по вопросам.

    Как и за что наказан Андрей Соколов?

    Какие права человека нарушили фашисты?

    Слово учителя:

После второй мировой войны правительства стран мира, ужаснувшись зверству фашистов, приняли Всеобщую декларацию прав человека 10 декабря 1948г. те государства, которые подписались под Декларацией, в своих законодательных актах должны учитывать статьи Декларации.

Давайте вспомним, в каком Российском законодательном акте отражены права человека? (в каком основном законе государства).

Конституция РФ

ГЛАВА 2. ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

Статья 20

1. Каждый имеет право на жизнь.

2. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

Статья 21

1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

Статья 22

1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

2. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

Статья 26

1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.

2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

    Работа в группах со Справочной правовой системой «Консультант Плюс: Средняя школа» «Конституция РФ»
    Слово учителя:
    Итак, мы с вами сделали вывод о том, что немцы нарушили права человека. Давайте обратимся к Конституции РФ и определим, какие именно права нарушены.

    Право на жизнь (статья 20)

    Право на свободу и личную неприкосновенность (статья 22)

    Труд свободен (статья 37)

    Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь (статья 41)

    В РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (статья 17)

    Слово учителя:

Андрей Соколов жестоко наказан за побег. Но это его не остановило! И он совершает второй побег. СЛАЙД 7 Просмотр эпизода.

СЛАЙД 8 таблица

Бой идет святой и правый,

Смертный бой не ради славы,

Ради жизни на земле.

А. Твардовский

Закончилась самая страшная и кровавая вторая мировая война, но кто-то вынашивал планы новой. Писатель-гуманист Михаил Александрович Шолохов выступил со страстным призывом к миру. В 1957 году в газете “Правда” был опубликован его рассказ “Судьба человека”, поразивший мир своей художественной силой.

Главный герой рассказа - Андрей Соколов - ровесник века, его жизнь вобрала в себя историю страны. Он мирный труженик, ненавидящий войну. С сердечным трепетом вспоминает Соколов довоенную жизнь, когда имел семью, был счастлив. О жене он говорит: “И не было для меня красивей и желанней ее, не было на свете и не будет!” Сетует Андрей Соколов, что дом его был около авиазавода: “Будь моя хибарка в другом месте, может, и жизнь сложилась иначе...” И еще не забыть, как при расставании оттолкнул жену, вцепившуюся в него: “Зачем я ее тогда оттолкнул? Сердце до сих пор, как вспомню, будто тупым ножом режут...”

Этот человек с беспримерной стойкостью вынес все выпавшие на его долю испытания: тяжелое расставание с семьей при уходе на фронт, ранение, фашистский плен, истязания и издевательства гитлеровцев, гибель оставшейся в тылу семьи и, наконец, трагическую смерть любимого сына Анатолия в последний день войны - девятого мая. “Мужайся, отец! Твой сын, капитан Соколов, убит сегодня на батарее. Поедем со мной!” Выдержал Андрей Соколов и это тяжкое испытание, ни одной слезинки не проронил, видно, “на сердце засохли. Может, поэтому оно так и болит?”

Пережитые страдания не прошли даром, они присыпали пеплом глаза и душу Андрея Соколова, но не убили в нем человека. Как ни велико было личное горе Соколова, но во всех испытаниях его поддерживала любовь к Родине, чувство ответственности за ее судьбу. Храбро выполнял он на фронте свой воинский долг. Под Лозовеньками ему поручили подвезти снаряды к батарее. “Надо было сильно спешить, потому что бой приближался к нам: слева чьи-то танки гремят, справа стрельба идет, впереди стрельба, и уже начало попахивать жареным... Командир нашей автороты спрашивает: “Проскочишь, Соколов?” А тут и спрашивать нечего было. Там товарищи мои, может, погибают, а я тут чухаться буду? Я должен проскочить, и баста!”

Оглушенный разрывом снаряда, очнулся уже в плену. С болью и бессильной яростью смотрит Соколов, как идут на восток наступающие немецкие войска. Услышав ночью, что рядом с ним трус хочет выдать командира, Соколов принял решение не допустить этого и на рассвете своими руками задушил предателя. Не уронил Андрей достоинства советского человека ни в немецком плену, ни на фронте, куда он снова вернулся, бежав из плена, прихватив с собой майора, которого возил на легковой машине. “Я вскочил в этот лесок, дверцу открыл, упал на землю и целую ее, и дышать мне нечем”. Оставшись один на всем белом свете, этот человек сохранил в своем израненном сердце теплоту и отдал сироте Ванюше, заменив ему отца.

Источником жизни стала для Соколова любовь к мальчонке-сироте. “Спать я лег вместе с ним и в первый раз за долгое время уснул спокойно. Однако ночью раза четыре вставал. Проснусь, а он у меня под мышкой приютился, как воробей под застрехой, тихонько посапывает, и до того мне становится радостно на душе, что и словами не скажешь... зажжешь спичку и любуешься на него...”

Писатель заканчивает рассказ “Судьба человека” уверенностью в том, что “этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина”.

Форма рассказа “Судьба человека” проста и гениальна одновременно-“рассказ в рассказе”. Участник событий сам повествует о себе. Это позволяет создать особую доверительность, правдивую картину повествования. “Судьба человека” - самое короткое произведение Михаила Александровича Шолохова, но по своему эмоциональному воздействию оно не уступает другим его творениям. Обобщенный образ героя подчеркнут названием. Это, действительно, судьба многих советских людей, разделивших со страной все тяготы и трудности, но сохранивших в себе человечность, доброту, любовь ко всему живому. На таких людях держится мир!