Великий сын осетинского народа Коста Хетагуров является не только основоположником осетинской литературы, но и зачинателем станковой и фресковой живописи


Сам Коста в своей автобиографии писал: «Я родился в 1859 году в осетинском селении Нар, высоко в Кавказских горах, на скалистом выступе, и когда рассеивается туман, он напоминает корабль посреди вековых нагромождений хребтов, горных расщелин, тесных ущелий. Отец мой Леван Елизбарович Хетагуров был участником Венгерской кампании усмирения Польши. Во главе полка туземного населения Северного и Южного Кавказа служил во Владикавказе, командуя сотней милиции осетин. Мать моя Мария Гавриловна Хетагурова-Губаева была дочерью прапорщика русских войск, умерла, когда мне было 2 года, и меня в большой любви воспитывала Чензе Хетагурова дальняя родственница по отцовской линии, женщина золотого сердца и доброго нрава». Семья


Отец понимал значение просвещения и старался дать сыну образование: Нарская сельская школа, Владикавказская прогимназия, Каланджинское начальное училище, Ставропольская гимназия. Коста оказался под опекой замечательных педагогов-попечителей учебных заведений края Я.М. Неверова, учителя рисования гимназии В.И. Смирнова, которые помогли раскрыться его большому дарованию. Рисовать Коста начал рано, и в 1877г его картины были направлены в Москву на всероссийскую выставку работ учащихся средних учебных заведений, где получили самую высокую оценку. Коста Хетагуров в студенческие годы


В начале восьмидесятых Коста едет в Петербург, где прошел школу мастерства у Репина, Маковского, Сурикова, Серова, Врубеля, ставших в последствии гордостью русского классического искусства. Всемирно известны его картины: Природный мост, За водой, Перевал Зикара, Скорбящий ангел, Гора Столовая, Долина Теберда, Портрет Мисибри Гутиева, Портрет Анны Цаликовой, известны его декорации к Хаджи Мурату и Цыганскому барону. В 1887 г. выставка картины Святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии во Владикавказском коммерческом клубе имела такой успех, что некоторым людям нужно было дотронуться до картины рукой, чтобы убедиться, что это холст, а не живой человек. Автопортрет К.Хетагурова




В Петербурге К. Хетагуров активно начинает заниматься литературной деятельностью. Коста сближается с семьей Софьи Васильевны Тархановой, - рассказывала Томбашки. - В доме княгини собирались такие представители передовой русской и кавказкой интеллигенции, как братья Джавахишвили, Андронников, Кони, географ Миклухо- Маклай, Шеллер-Михайлов, Александров (защитник Веры Засулич), Н.А.Морозов, К.Д.Эристави, Е.М. Семенская и другие. Традиционно Коста Хетагуров считается основоположником литературного осетинского языка. В 1899 году он выпустил поэтический сборник «Осетинская лира» (осет. «Ирон фæндыр»), в котором, среди прочего, были впервые опубликованы стихи для детей на осетинском языке. Из Петербурга Хетагурова высылают по политическим мотивам во Владикавказ, где он публикуется в газетах Казбек, Северный Кавказ, в журнале Терские ведомости. Сатирическую поэму Кому на Руси живется весело публикует газета Северный Кавказ, Коста пишет стихи на осетинском и русском языках.


В 1891 г. По распоряжению начальника Терской области генерала Каханова выслан из Владикавказа за протест, написанный на имя обер-прокурора Святейшего синода Победоносцев по поводу закрытия женской школы. Коста выехал из Владикавказа в село Георгиевско – Осетинское к своему престарелому отцу. Началось, может быть, самое трудное время в жизни поэта. Теперь он вовсе был выключен из общественной среды и обречен вести бесцельное существование: простым крестьянином он уже не был и не мог быть, а приложить свои знания и талант к какому-либо важному и достойному его делу не имел никакой возможности. В январе 1892 году Коста предстояло пережить еще более тяжелые удары судьбы. Сватовство к давно и горячо любимой девушке Анне Александровне Цаликовой завершилось вежливым отказом. Скончался отец поэта. Портрет Анны Цаликовой Коста Хетагуров гордость Осетии и всего советского народа. М.ШОЛОХОВ


В этой редакции Коста работал до 1897 года. И эти годы были временем самой интенсивной творческой и общественной деятельности осетинского поэта. За четыре года он из провинциального безвестного поэта превратился в видного литературного деятеля своего времени. Все эти годы Коста писал не только на русском языке. В июле 1897 года Коста Хетагуров вынужден был сделать операцию. Она прошла удачно, но туберкулез тазобедренной кости не был побежден. В октябре поэту пришлось выехать в Петербург и вновь обратиться к врачам. 25 ноября он перенес тяжелейшую операцию, после которой шесть месяцев не вставал с койки. В июне 1898 года Коста вернулся на родину, где и продолжил лечение. 26 мая 1899 г. Коста был уже на пути следования к месту новой ссылки по инициативе все того же генерала Каханова, которому Коста досаждал своими статьями и сатирическими произведениями. По возвращении на Кавказ в марте 1900 г. Коста вновь стал сотрудничать в периодике Ставрополя. Пятигорска и Владикавказа. Публицистика его стала еще более острой и проблемной. Выступал он не менее активно. чем в пору расцвета своей журнальной деятельности. И, казалось, наступил новый, более зрелый период его творчества, но вскоре обнаружилось, что силы поэта были на исходе, что здоровье его непоправимо надломлено.


В декабре 1901 г. Коста переехал во Владикавказ, решив поселиться здесь навсегда. Он принимает деятельное участие во всех местных культурно- просветительских мероприятия. Занимается живописью. Публицистикой, продолжает работу над поэмой «Хетаг», пытается открыть школу рисования для одаренных детей, предполагает взять на себя редактирование газеты «Казбек». Однако все эти начинания остались незавершенными или неосуществленными. К концу 1903 г. Коста, больной и одинокий, провел в нетопленой квартире, лишенный не только медицинской помощи, но и элементарного присмотра. Материальные затруднения были столь беспросветны, что гордому Коста приходилось порой просить у друзей на хлеб. Летом за ним приехала сестра и увезла его в родное село. Поэт прожил еще три года. Но вернуться к творческой и общественной деятельности уже не мог. Я считаю, что каждый осетин в той мере может считаться достойным сыном своего народа, в какой он ценит и любит Коста. В. АБАЕВ


19 марта 1906 г. перестало биться его благородное сердце. При жизни поэта мало кто понимал подлинное значение художественного творчества и общественной деятельности Коста. Но когда его не стало, то со всей очевидностью обнаружилось, что ушел человек необыкновенного таланта, мудрости и мужественного характера. Память о Коста и сегодня жива в народе. Воспевают его сегодня и те, против кого было направлено его перо: прислужники всех мастей, продающие и предающие народ и Родину. Я никогда своим словом не торговал, никогда ни за одну свою строку ни от кого не получал денег. И пишу я не для того, чтобы писать и печататься, потому что и многие это делают. Нет! Ни лавры такого писания мне не нужны, ни выгоды от него. Я пишу то, что я уже не в силах бываю сдерживать в своем изболевшем сердце...(К.Хетагуров)


Я хочу завершить словами Коста, выражающими смысл его жизни и творчества: Я счастия не знал, но я готов свободу, Которой я привык как счастьем дорожить, Отдать за шаг один, который бы народу, Я смог когда-нибудь к свободе проложить. Подготовила: Ученица 10 «А» класса Яковлева Екатерина Учитель: Мельникова В.А


Коста Леванович Хетагуров Великий сын осетинского народа Коста Хетагуров является не только основоположником осетинской литературы, но и зачинателем станковой и фресковой живописи и декоративно-оформительского искусства как в Осетии, так и среди других горцев Северного Кавказа.




Сам Коста в своей автобиографии писал: Я родился в 1859 году в осетинском селении Нар, высоко в Кавказских горах, на скалистом выступе, и когда рассеивается туман, он напоминает корабль посреди вековых нагромождений хребтов, горных расщелин, тесных ущелий. Отец мой Леван Елизбарович Хетагуров был участником Венгерской кампании усмирения Польши. Во главе полка туземного населения Северного и Южного Кавказа служил во Владикавказе, командуя сотней милиции осетин. Мать моя Мария Гавриловна Хетагурова-Губаева была дочерью прапорщика русских войск, умерла, когда мне было 2 года, и меня в большой любви воспитывала Чензе Хетагурова дальняя родственница по отцовской линии, женщина золотого сердца и доброго нрава. Отец понимал значение просвещения и старался дать сыну образование: Нарская сельская школа, Владикавказская прогимназия, Каланджинское начальное училище, Ставропольская гимназия. Коста оказался под опекой замечательных педагогов-попечителей учебных заведений края Я.М. Неверова, учителя рисования гимназии В.И. Смирнова, которые помогли раскрыться его большому дарованию. Рисовать Коста начал рано, и в 1877 г его картины были направлены в Москву на всероссийскую выставку работ учащихся средних учебных заведений, где получили самую высокую оценку.


В Петербурге К. Хетагуров активно начинает заниматься литературной деятельностью. Коста сближается с семьей Софьи Васильевны Тархановой, - рассказывала Томбашки. - В доме княгини собирались такие представители передовой русской и кавказкой интеллигенции, как братья Джавахишвили, Андронников, Кони, географ Миклухо-Маклай, Шеллер-Михайлов, Александров (защитник Веры Засулич), шлиссельбуржец Н.А.Морозов, К.Д.Эристави, Е.М. Семенская и другие. Из Петербурга его высылают по политическим мотивам во Владикавказ, где он публикуется в газетах Казбек, Северный Кавказ, в журнале Терские ведомости. Сатирическую поэму Кому на Руси живется весело публикует газета Северный Кавказ, Коста пишет стихи на осетинском и русском языках. В 1891 г. По распоряжению начальника Терской области генерала Каханова выслан из Владикавказа за протест, написанный на имя обер-прокурора Святейшего синода Победоносцев по поводу закрытия женской школы. Коста выехал из Владикавказа в село Георгиевско – Осетинское к своему престарелому отцу. Началось, может быть, самое трудное время в жизни поэта. Теперь он вовсе был выключен из общественной среды и обречен вести бесцельное существование: простым крестьянином он уже не был и не мог быть, а приложить свои знания и талант к какому-либо важному и достойному его делу не имел никакой возможности.




В январе 1892 году Коста предстояло пережить еще более тяжелые удары судьбы. Сватовство к давно и горячо любимой девушке Анне Александровне Цаликовой завершилось вежливым отказом. Скончался отец поэта. В дебрях Карачая Коста провел почти 2 года. Только в феврале 1893 года удалось ему перебраться в Ставрополь и стать постоянным сотрудником газеты «Северный Кавказ». В этой редакции Коста работал до 1897 года. И эти годы были временем самой интенсивной творческой и общественной деятельности осетинского поэта. Заглавная страница рукописи "Ирон фæндыр"За четыре года он из провинциального безвестного поэта превратился в видного литературного деятеля своего времени. Все эти годы Коста писал не только на русском языке. Его осетинские произведения в основном были написаны в это же время, но публиковать их он не мог, не было еще осетинской прессы, ни осетинского книгоиздательства. Однако поэт упорно работал над совершенствованием своих произведений, вошедших в книгу «Ирон фадыр». В июле 1897 года Коста Хетагуров вынужден был сделать операцию. Она прошла удачно, но туберкулез тазобедренной кости не был побежден. В октябре поэту пришлось выехать в Петербург и вновь обратиться к врачам. 25 ноября он перенес тяжелейшую операцию, после которой шесть месяцев не вставал с койки. В июне 1898 года Коста вернулся на родину, где и продолжил лечение.


26 мая 1899 г. оста был уже на пути следования к месту новой ссылки по инициативе все того же генерала Каханова, которому Коста досаждал своими статьями и сатирическими произведениями. По возвращении на Кавказ в марте 1900 г. Коста вновь стал сотрудничать в периодике Ставрополя. Пятигорска и Владикавказа. Публицистика его стала еще более острой и проблемной. Выступал он не менее активно. чем в пору расцвета своей журнальной деятельности. И, казалось, наступил новый, более зрелый период его творчества, но вскоре обнаружилось, что силы поэта были на исходе, что здоровье его непоправимо надломлено. В декабре 1901 г. Коста переехал во Владикавказ, решив поселиться здесь навсегда. Он принимает деятельное участие во всех местных культурно- просветительских мероприятия. Занимается живописью. Публицистикой, продолжает работу над поэмой «Хетаг», пытается открыть школу рисования для одаренных детей, предполагает взять на себя редактирование газеты «Казбек». Однако все эти начинания остались незавершенными или неосуществленными. К концу 1903 г. Коста, больной и одинокий, провел в нетопленой квартире, лишенный не только медицинской помощи, но и элементарного присмотра. Материальные затруднения были столь беспросветны, что гордому Коста приходилось порой просить у друзей на хлеб. Летом за ним приехала сестра и увезла его в родное село. Поэт прожил еще три года. Но вернуться к творческой и общественной деятельности уже не мог.


















19 марта 1906 г. перестало биться его благородное сердце. При жизни поэта мало кто понимал подлинное значение художественного творчества и общественной деятельности Коста. Но когда его не стало, то со всей очевидностью обнаружилось, что ушел человек необыкновенного таланта, мудрости и мужественного характера. Память о Коста и сегодня жива в народе. Воспевают его сегодня и те, против кого было направлено его перо: прислужники всех мастей, продающие и предающие народ и Родину. Я никогда своим словом не торговал, никогда ни за одну свою строку ни от кого не получал денег. И пишу я не для того, чтобы писать и печататься, потому что и многие это делают. Нет! Ни лавры такого писания мне не нужны, ни выгоды от него. Я пишу то, что я уже не в силах бываю сдерживать в своем изболевшем сердце...(К.Хетагуров)













Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Учебные задачи:

  • познакомить с жизнью и творчеством К.Л.Хетагурова;
  • ввести в круг чтения третьеклассников произведения К.Л.Хетагурова;
  • познакомить со стихотворением К.Л. Хетагурова «Будь мужчиной»;
  • учить понимать содержание стихотворения (чувства и мысли поэта);
  • прививать любовь к произведениям К.Л. Хетагурова.

Учебные умения:

  • правильно называть произведение и книгу;
  • называть имя, отчество и фамилию поэта;
  • отрабатывать различные способы чтения;
  • читать выразительно подготовленные тексты стихов.

Оборудование: компьютер, экран, мультимедиа проектор, экран, совр. издание книги «Ирон фандыр».

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Вступительная беседа

Учитель. Сегодня наш урок посвящён выдающемуся поэту, просветителю, художнику и патриоту, чьё имя уже на протяжении полутора веков составляет важную часть не только осетинской национальной, но и российской отечественной культуры.

Учитель. Вы наверно догадались, о ком идёт речь? Мы поговорим о творчестве К.Л. Хетагурова.

1слайд. Портрет К.Л. Хетагурова.

Звучит музыка «Рагон хонга» обр. И.Мистуловой

«Я счастия не знал, но я готов свободу,
Которой я привык, как счастьем, дорожить,
Отдать за шаг один, который бы народу
Я мог когда – нибудь к свободе проложить».

Учитель. Эти поэтические строки Коста Хетагурова стали девизом короткой и вместе с тем яркой, пламенной жизни художника слова, творца.

Учитель. Что вы знаете о Коста Левановиче Хетагурове? (Дети делятся своими знаниями о К.Л. Хетагурове)

II. Работа по теме урока

1. Биография К. Л.Хетагурова

2 слайд. Селение Нар. Отец и мать.

Учитель. 15 октября 1859 года в горном селении Нар, Северной Осетии, в семье горца – осетина Льва Елизаровича. Тяжёлое и безрадостное детство было у Коста. Он рано осиротел, его мать Мария Гавриловна Губаева умерла после рождения Коста. Рано он узнал нужду и горе.

Учитель. Учился Коста сначала в сельской школе.

3 слайд. Ставропольская мужская гимназия.

Учитель. Потом в Ставропольская мужской гимназии. Десять лет учился Коста в этой гимназии.

4 слайд. Портрет Левана Елизаровича Хетагурова.

Учитель. В это время отец Коста Леван Елизарович служил в русской армии и на склоне лет вышел в отставку в чине подпоручика. Он рассчитывал, что его сын Коста пойдёт по его стопам и станет военным, но Коста осенью 1881 года уезжает и поступает в Петербургскую академию художеств.

5 слайд. Петербургская академия художеств.

Учитель. Долго отец не понимал, зачем Коста поступил в академию художеств и постоянно с горечью спрашивал «Кем ты будешь, кем лапу…?»

Учитель. Для самого Коста его занятия живописью были страстью, его дарованием. Но закончить академию Коста не удалось, так как не хватило денег на оплату обучения, а отец к тому времени состарился и помочь сыну не мог.

Учитель. Сейчас трудно рассуждать на тему, как сложилась бы судьба Коста – живописца, если бы образование его было завершено.
Сегодня я хочу показать вам одни из знаменитых картин К.Л.Хетагурова.

6 слайд

Звучит «Хонга» муз. Ревазова

2. К.Хетагуров – художник

7 слайд. Репродукция картины К.Л.Хетагурова «Ущелье Аман – Ауз»

Учитель. К.Хетагурову пришлось побывать в горах Карачая, в Теберде. На картине изображён ледник Главного Кавказского Хребта Аман – Ауз.
Утреннее восходящее солнце играет на вершинах снежных гор. Внизу, в глубоком ущелье, окутанном лёгким туманом, изгибается река, берега которой покрыты огромными соснами. К.Хетагуров умел передать могущество кавказской природы.

8 слайд. Репродукция картины К.Л.Хетагурова «Дети – каменщики»

Учитель. Перед вами картина «Дети – каменщики». Вы видите мальчика – осетина, который на Военно-Грузинской дороге занимается отысканием и продажею хрусталя. Автор передал на полотне тот момент, когда перестаёт разбивать каменную глыбу тяжёлым молотом и протягивает руку с хрусталём путникам, как бы говоря: «Купи!»
Рядом голопузый малыш лет 6-ти, который помогает старшему. Обратите внимание, как они одеты. Изодранная одежда, овечья папаха, войлочная шляпа. На ногах у старшего национальная обувь из сыромятной кожи, а младший вовсе босой.
Непосильный труд мальчика, нищенская одежда, лохмотья – всё это ясно говорит, что эти дети из семьи бедняков. Но это неунывающие дети – горцы с открытыми добрыми лицами.

9 слайд. Репродукция картины К.Л.Хетагурова «За водой»

Учитель. Другая картина «Горянка, идущая за водой».В ней художник изображает тяжёлый труд женщины – горянки. Она должна спускаться к воде и взбираться вверх по опасным горным тропинкам с огромной тяжёлой ношей и в то же время присматривать за бегущим мальчуганом – сыном, который, того и гляди, сорвётся в пропасть.

Физминутка

– Попробуйте с помощью движений и мимики рассказать о возникших у вас чувствах и мыслях и передайте своё представление об увиденных картинах.

3. К.Хетагуров – поэт

Учитель. Коста долгие годы провёл вдали от родного края и теперь его потянуло на родину. Он возвращается. Он видит тяжёлое и бесправное положение народа. Он переживает.

Учитель. Коста пишет стихи, поэмы, пьесы. Он призывает народ к свободе, отваге как в стихотворении «Походная песня».
Но сегодня я хочу остановится на известной книге стихов «Ирон фандыр». Книга писалась им всю жизнь. Так как печатать (публиковать) стихи было в ту пору в Осетии негде, стихи расходились на листочках, некоторые из них становились народными песнями.

11 слайд. Обложки первой книги «Ирон фандыр».

Учитель. Но шли годы, и у автора возник замысел отдельной книги. И вот в 1898 году вышло пробное издание, а в 1899 году книга «Ирон фандыр» становится книгой всенародного чтения. В неё входят и стихи для детей и о детях, которые вначале предполагалось издать отдельно под названием «Мой подарок осетинским детям».
Стихи писались на осетинском и русском языках.

(Дети читают стихи: «Походная песня» на ос. яз., на русск. яз.; «Синица» на русск. яз.; «Весна» на русск. яз.)

4. Работа над стихотворением К.Л.Хетагурова «Будь мужчиной»

12 слайд. Скульптура М.Томаева «Коста – просветитель».

Учитель. В музее стоит скульптура скульптора М. Томаева «Коста – просветитель». Коста Хетагуров стоит рядом с мальчиком, который держит в руках книгу. Он учит школьника любить Родину, быть сильным, мужественным, искать и найти в жизни свой верный путь!

Учитель. Сегодня мы познакомимся со стихотворением к. Хетагурова «Будь мужчиной».

  • Чтение стихотворения на осетинском языке.
  • Чтение стихотворения на русском языке про себя.
  • Чтение сильными учениками вслух.

Словарная работа.

Чурек – это хлеб, приготовленный из кукурузной муки.

5. Выборочное чтение

– Как называется стихотворение?
– Что значит быть мужчиной, по мнению автора? Зачитайте строчками из стихотворения.(1, 2 четв.)
– К чему призывает К. Хетагуров детей? Зачитайте строчками из стихотворения. (3, 4 четв.)
– Как понимаете эти строчки?
– Что значит найти свой верный путь?
– Что по-вашему «быть мужчиной»?

6. Выразительное чтение стихотворения

III. Итог урока

Учитель. 2009 год – явился годом памяти Коста Левановича Хетагурова, так как ему бы исполнилось 150 лет со дня рождения.
На главных площадях России прошли гала – концерты с участием мастеров искусств Северной Осетии.
В Москве в театре Станиславского прозвучала опера «Коста».
В Санкт-Петербурге и Пятигорске открыты памятники К. Хетагурову.

13 слайд. Музей в селении «Нар»

Учитель. Вы знаете, что у нас в республике ежегодно, в октябре месяце, проводится неделя памяти Коста Хетагурова.
Во Владикавказе, в селении Нар работают музеи. Люди, которые знакомы с творчеством К.Л.Хетагурова, съезжаются, чтобы посетить музеи, почтить память и возложить цветы к
памятникам К.Хетагурова – великого поэта и гражданина.

14 слайд. Памятники К.Хетагурову в г. Владикавказе.

Учитель. Я думаю, что вы полноправно можете сказать «Я знаком с творчеством великого поэта, художника, патриота К.Л.Хетагурова».

Учитель. Чем понравился урок? Что запомнилось? (Дети делятся своими впечатлениями)

Информационные ресурсы :

  1. Тотырбек Джатиев «Кем ты будешь, лапу?» // Москва «Детская литература» 1980 г.
  2. Коста Хетагуров . Стихотворения. Поэмы. Пе6ревод с осетинского Тотырбеком Джатиевым // Москва «Детская литература» 1980 г.
  3. Коста Хетагуров «Ирон фандыр» // Издательство «Советский писатель» 1976 г.
  4. Интернет-

Я никогда своим словом не торговал, никогда ни за одну свою строку ни от кого не получал денег. И пишу я не для того, чтобы писать и печататься, потому что и многие это делают. Нет! Ни лавры такого писания мне не нужны, ни выгоды от него. Я пишу то, что я уже не в силах бываю сдерживать в своем изболевшем сердце... К. ХЕТАГУРОВ Коста Хетагуров Основоположник осетинской литературы, великий поэт, художник и общественный деятель. Константин (Коста) Леванович Хетагуров родился 15 октября, 1859 года в селении Нар Северной Осетии. Мать его Мария Гавриловна Губаева умерла вскоре после его рождения, и его воспитала Чендзе Хетагурова, которую Коста не раз вспоминал добрым словом («Кто ты?» - «Чи дэ?»). Отец Коста, Леван Елизбарович, малограмотный, но мудрый и честный человек, пользовался большим авторитетом среди горцев. Отец мальчика, прапорщик Леван Элизбарович Хетагуров, служил помощником командира конной сотни Терской милиции. Он прекрасно понимал значение образования и после окончания Коста Нарской церковноприходской школы определил его во Владикавказскую прогимназию. Далее Коста Хетагуров продолжил учебу в Ставропольской гимназии, Петербургской Академии художеств. Мировоззрение поэта сформировалось под влиянием осетинского фольклора и революционно-демократических традиций русской культуры. Поэзия Хетагурова была подлинно народной не только по содержанию, но и по форме. Поэт создавал образы народных певцовсказителей («Кубады»), перерабатывал мотивы и образы обрядовой поэзии («На кладбище»), на основе осетинских сказаний и легенд написал поэму «Хетаг». Сюжеты и образы черпал из народных песен, сказок, пословиц («Новогодняя ночь», «Колыбельная», «Мать сирот», «В пастухах», «Олень и еж», «Безумный пастух», «Упрек», «Редька и мед»). Творчество поэта на русском языке органически связано с идейно-тематическим содержанием «Осетинской лиры». Его историко-этнографический очерк «Особа» - одно из лучших произведений по этнографии осетин. В очерке собран богатый фактический материал о быте Осетии, экономике, общественных отношениях и правовых нормах осетинского патриархально-феодального уклада. Читатель находит в нем ту же картину многотрудной, безрадостной жизни труженика-горца, что и в «Осетинской лире». В стихотворениях, написанных по-русски («В бурю», «Песнь раба», «На смерть горянки», «Не поможешь ты горю слезами»), в рассказе «Охота за турами», поэмах «Перед судом», «Фатима», «Плачущая скала» поэт развил многие темы, характерные для его поэзии на осетинском языке. Прежде всего это тема родины. Самоотверженное служение родине и народу, свободолюбие и гуманизм больше всего ценил Коста и в русских писателях («Перед памятником», «Памяти М.Ю. Лермонтова», «Памяти А.Н. Плещеева», «Памяти А.С. Грибоедова», «Памяти А.Н. Островского»). Он признает их своими идейными вождями, учится у них «быть готовым на бой за великое, честное дело» против того же «мира рабства, лжи, насилья и гонений», против которого восставали лучшие люди России. Коста Хетагуров глубоко и всесторонне отразил в своем творчестве исторические судьбы и жизнь осетинского народа, его психологический склад, нравственный и культурный облик, его мечты и устремления. Он поднял на новую ступень его общественное и художественное сознание и внес неоценимый вклад в мировую культуру. Горы, родимые, плачьте безумно. Лучше мне видеть вас черной золой. Судьи народные, падая шумно, Пусть вас хоронит обвал под собой. Пусть хоть один из вас тяжко застонет, Горе народное, плача, поймет. Пусть хоть один в этом горе потонет, В жгучем страданье слезинку прольет. Цепью железной нам тело сковали, Мертвым покоя в земле не дают. Край наш поруган, и горы отняли. Всех нас позорят и розгами бьют. Мы разбрелись, покидая отчизну,Скот разгоняет так бешеный зверь. Где же ты, вождь наш? Для радостной жизни Нас собери своим словом теперь. Враг наш, ликующий в бездну нас гонит, Славы желая, бесславно мы мрем. Родина-мать и рыдает и стонет... Вождь наш, спеши к нам - мы к смерти идем. Коста Хетагуров. «Дети-каменщики» Коста Хетагуров является своего рода Леонардо да Винчи осетинского народа. Какую силу любви к своему народу нужно иметь, чтобы в условиях старой Осетии быть одновременно и поэтом, и прозаиком, и драматургом, и театральным деятелем, и художником, и публицистом, и общественным деятелем. Коста Хетагуров был истинным сыном своего народа, он отражал его думы и чаяния, творчество его было глубоко национальным. Имя Коста войдет в ряд самых высоких имен человечества. Осетинский народ может гордиться тем, что в сокровищнице культуры будут играть краски и цвета, вызванные к жизни таким художником, как Коста Хетагуров. А. А. ФАДЕЕВ. Чтобы одновременно быть поэтом, драматургом, публицистом и художником, каким был К. Хетагуров, нужен талант - выдающийся, ум - острый, душа - богатая и отзывчивая. Н. ГРИБАЧЕВ Пройдут года, пройдут века, но имя славного сына осетинского народа не померкнет и будет по-прежнему сиять, подобно снежным вершинам Кавказа. С. МИХАЛКОВ

Слайд 1

Коста Леванович Хетагуров
15.10.1859 – 1.04.1906

Слайд 2

Детство
Коста Хетагуров родился 15 октября 1859 года в горном ауле Нар в семье прапорщика русской армии Левана Елизбаровича Хетагурова. Мать Коста, Мария Гавриловна Губаева, умерла вскоре после его рождения, поручив его воспитание родственнице Чендзе Хетагуровой. Леван Хетагуров женился второй раз, когда Коста было около пяти лет. Его женой была дочь местного священника Сухиева. Позже Коста говорил о ней: «О Хъызмыда нечего и говорить. Она меня … не любила. В раннем детстве я убегал от неё к разным родственникам».

Слайд 3

Учёба
Хетагуров учился сперва в нарской школе, затем, переехав во Владикавказ, стал учиться в прогимназии. В 1870 году Леван Хетагуров во главе безземельных осетин Нарского ущелья переселился в Кубанскую область. Он основал там село Георгиевско-Осетинское. Соскучившись по отцу, Коста бросил учёбу и сбежал к нему из Владикавказа. Отец с трудом устроил его в Каланджинское начальное станичное училище. С 1871 по 1881 год Хетагуров учился в Ставропольской губернской гимназии. В 1881 году, в августе, Хетагуров был принят в Петербургскую академию художеств. В 1883 году лишён стипендии и этим почти всех средств к существованию. Вскоре он перестал посещать Академию, а в 1885 году поехал обратно в Осетию. По 1891 год жил во Владикавказе, где была написана значительная часть его стихотворений на осетинском языке. С 1888 года печатает свои стихи в ставропольской газете «Северный Кавказ».

Слайд 4

Ссылка
В июне 1891 года за свои вольнолюбивые стихи был выслан за пределы Осетии. Через два года переехал в Ставрополь. В 1895 году в издании газеты «Северный Кавказ» вышел сборник сочинений Хетагурова, написанных на русском языке. Вскоре Коста заболевает туберкулёзом и переносит две операции. Несмотря на это, он продолжает писать стихи. 29 мая 1899 года прибыл на место ссылки в Херсон. В это время себя очень плохо чувствует. Херсон Коста не понравился: здесь душно, пыльно. Он писал, что на улицах не встретишь интеллигентных людей, а только купцов и торговок. Коста просит перевести его в Одессу, но туда его отпустить побоялись, разрешили переехать в Очаков. Здесь он снял комнату в доме рыбака Осипа Данилова. Хетагурову очень понравились гостеприимные хозяева, но особенно его покорило море, «которое всей своей ширью расстилалось перед самыми окнами хаты».

Слайд 5

Возвращение из ссылки
В декабре 1899 года Коста получил телеграмму об отмене ссылки, но смог выехать оттуда лишь в марте 1900 года. Сперва поселившись в Пятигорске, затем он переехал в Ставрополь, чтобы возобновить работу в газете «Северный Кавказ». В 1901 году Хетагуров тяжело заболел. Болезнь помешала ему закончить поэмы «Плачущая скала» и «Хетаг». Осенью этого же года поэт переезжает во Владикавказ, где болезнь окончательно приковала его к постели. Меньше всего Коста думал о себе. Только в конце жизни он начал строить дом, но не достроил, собрался завести семью - и тоже не успел. Он умер 1 апреля 1906 года, измученный преследованиями и тяжелой болезнью, в селе Георгиевско-Осетинском Кубанской области. По настоянию народа Осетии прах великого земляка был впоследствии перевезен во Владикавказ.

Слайд 6

Память
В 1944-1957 гг. город Назрань назывался Коста-Хетагурово. Карачаево-Черкесия Именем поэта названо осетинское село, где он скончался Северная Осетия Во Владикавказе перед зданием Осетинского драмтеатра есть памятник поэту. Его именем названа самая длинная улица города - проспект Коста. Во Владикавказе есть также улица Коста Хетагурова. Имя поэта носит крупнейший вуз республики - Северо-Осетинский государственный университет имени К. Л. Хетагурова. Южная Осетия В честь поэта названо село Хетагурово в Южной Осетии, его имя носит драматический театр в Цхинвале. В парке культуры города Ленингори в октябре 2009 года установлен памятник поэту. Санкт-Петербург На стене дома, где Хетагуров жил во время учёбы в Академии художеств, установлена памятная доска. Во дворе Академии художеств в 2009 году открыт памятник Хетагурову. Очаков Одна из улиц Очакова носит имя Коста Хетагурова. Грузия В 2007 году, 28 октября в Тбилиси, в сквере на улице Хетагурова, был открыт бюст Коста Хетагурову