Василий бакшеев голубая весна. Детское художественное творчество по картине «Голубая весна» В. Бакшеева. Подготовка к сочинению по картине В. Н. Бакшеева «Голубая весна»

Тип урока: Развитие речи.

Тема урока: Описание картины «Голубая весна» В.Н. Бакшеева

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями живописи как вида искусства, научить учеников собирать материал на основе картины и излагать его в виде сочинения.

Методы: слово учителя, беседа, работа с иллюстрацией.

Оборудование: иллюстрация.

Ход урока.

    Сообщение темы урока.

    Беседа о видах искусства и жанрах живописи.

Сегодня, ребята, мы познакомимся с вами с таким видом искусства как живопись. Но сначала давайте попробуем с вами выяснить, что такое искусство, и какие его виды вы знаете. Под искусством принято понимать художественное творчество в целом – литературу, архитектуру, скульптуру, живопись, графику, музыку, танец, театр, кино и другие виды человеческой деятельности. Как вы видите – все это искусство. Но сегодня мы будем говорить о живописи и ее жанрах.

Давайте вспомним, какие существуют жанры живописи.

Портрет – изображение человека или группы людей, в котором воссоздается облик какой-либо индивидуальности, но помимо внешнего сходства художник старается запечатлеть и духовный мир изображаемого человека.

Натюрморт – изображение неодушевленных предметов (утвари, плодов, битой дичи, букетов цветов, атрибутов какой-либо деятельности).

Пейзаж – вид, изображение местности; в живописи – этот жанр, в котором главным объектом изображения является природа, иногда виды городов или архитектурных комплексов.

Маринизм – изображение художниками, посвятившие свои произведения морской теме, в т.ч. морскому пейзажу – марине, жизни моряков и т.д.

Бытовой жанр – изображение повседневной жизни.

Батальный жанр изображение войны и военных действий.

Художники-анималисты изображают на своих картинах животных.

Когда художник пишет картину, он располагает объектами на переднем, среднем и заднем плане, и это расположение подчинено определенным замыслам. Располагая на переднем плане, художник придает ему большую важность, а, казалось бы, недостаточно самостоятельные детали заднего плана, помогают в большей мере раскрыть сущность главной идеи.

    Информация об авторе картины «Голубая весна». Итак, сегодня мы познакомимся с вами с картиной русского живописца Василия Николаевича Бакшеева (1862-1958). Деятельность В. Бакшеева оставила глубокий след в развитии русской национальной культуры. Его произведения, правдивые и выразительные, проникнутые неподдельным чувством природы, вошли в фонд мирового искусства.

Без малого сто лет прожил В.Н. Бакшеев. Родился 25 декабря 1862 года (12 января) в Москве. В 1887г. окончил Училище живописи, получив диплом классного художника и Большую серебряную медаль за эскиз «Возвращение с богомолья». В течение своего пребывания в Училище В.Н. Бакшеев выставлял свои работы на ученических выставках, которые сразу были куплены известными ценителями искусства, такими как П.М. Третьяковым, Гатунгом и др.

В 1901-1902гг. выставлял на выставках «36-ти художников». Принимал участие на выставках в Париже, Риме.

1913г. – избран почетным членом Академии художеств.

В 1956году В.Н. Бакшееву было присвоено звание народного художника СССР.

В 1937, 1947, 1957 гг. устраивались персональные выставки в связи с его юбилейными датами.

Картины Бакшеева посылались на выставки: в Америку, Францию, Китай, Сирию, Египет, Новую Зеландию, Аргентину.

Наиболее популярные картины В.Н. Бакшеева:

    «Портрет матери» (1887) эти картины находятся в

    «Березовая роща» (1943) Львовской государственной картинной галереи

    «Летний вечер» (1935) – Киевский государственный музей русского искусства

    «Житейская проза»(1892-1893) эти картины находятся

    «Девушка, кормящая голубей (Любимцы)»(1887) в Третьяковской галереи

    «Голубая весна» (1930)

    «Перед грозой» (1949)

    «Весенний день» (1942)

    «Последний наряд» (1957)

Вот что говорит Бакшеев о своем творчестве:

«Содержание своих картин как пейзажных, так и жанровых я подмечал в окружающей действительности. Любил ходить по проселочным дорогам среди полей и лесов. Смотрел на облака, на их форму, на их цвет утром, днем, вечером. Наблюдал и изучал форму деревьев, их характер. И когда писал этюд, то старался найти в них самое характерное, хотелось найти в них одухотворяющее начало, чтобы было не только внешнее сходство, но чтобы в них было внутреннее содержание. Все свои картины я писал на основании виденного мною в окружающей жизни».

«Весна. Нигде нет снега, земля почти просохла. Все наполнено теплым душистым воздухом. Пахнет прелым листом, кое-где пробивается зеленая трава; по бокам проселочной дороги, по которой я шел, цвели кусты ивняка, издавая сладкий, медовый запах. Кругом раздавалось пение птиц. Причудливо рисуются на голубом фоне неба ажурные с нераспустившимися почками верхушки берез, окрашенные в розовато-желтый цвет; голубовато-лиловые тени от деревьев тянутся, переплетаясь друг с другом, по влажной земле. Все наполнено теплым светом весеннего солнца. Сколько радости жизни в этом пробуждении природы. Я написал этюд и по нему начал писать картину «Голубая весна». В этой картине мне удалось передать захватившее меня чувство пробуждения жизни в природе».

    Сбор материала

А теперь давайте обратимся к картине художника, которую я выбрал для описания, и ответим на вопросы, которые помогут вам уже дома написать сочинение-описание.

    К какому жанру живописи относится картина? Почему вы так думаете?

    Как изображена березовая роща?

    Как мы можем описать небо?

    Какие тона преобладают в картине?

    Чем привлекает зрителей полянка?

    Что чувствует и о чем думаете, когда смотрите этот пейзаж?

    Словарная работа

Любоваться, присматриваться

Небо – ярко-голубое, легкое

Воздух – прохладный, чистый, прозрачный

Земля – тяжелая, плотная, прогретая весенним солнцем

Запахи весеннего леса; запах прелых листьев, кое-где пробивается

Зеленая трава

Поляна золотисто-зеленая; голубовато-лиловые тени

Ветви – тонкие, гибкие, будто зеленые гирлянды

Верхушки берез- розовато-желтые.

    Составление плана

    Сведенье о создателе картины.

    Жанр живописи картины «Голубая весна».

    Изображение березовой рощи.

    Описание небесной выси.

    Настроение, которое передает картина.

    Какие чувства она вызывает.

    Домашнее задание

Дома написать сочинение-описание по картине В.Н. Бакшеева «Голубая весна», с использованием словосочетаний и плана, записанных на доске.

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

В.Н. Бакшеев

В.Н. Бакшеев (1862-1958 гг.) прожил долгую жизнь труженика. В.Н. Бакшеев стал художником в конце 80-х годов XIX века. Свои интересы и устремления Василий Николаевич Бакшеев связал с деятельностью

В.Н. Бакшеев «Пионы» 1957 г.

Его товарищами по учебе и художественной деятельности были такие живописцы, как , И.И. С.В. Иванов. Уже в начале творческого пути В.Н. Бакшеев работал над пейзажами, но известность ему принесли .

В.Н. Бакшеев «Житейская проза» 1892-1893 гг.

Эти картины отличают психологическая точность характеров, взаимоотношений, верность обстановки. Художник раскрывает драматическое содержание «будней жизни» мещанской среды, сочувственно рассказывает о тяжелой доле тружеников.

В.Н. Бакшеев «Дорога в лесу» 1925 г.

После революции В.Н. Бакшеев с его демократизмом и реалистическим строем живописи естественно стал активным участником Ассоциации художников революционной России, создал ряд картин, изображающих новую жизнь.

В.Н. Бакшеев «Колхозница» 1955 г.

Постепенно главным жанром в творчестве В.Н. Бакшеева стал , в котором он достиг замечательных успехов, продолжая традицию, идущую от , И. Левитана, М. Нестерова.

В.Н. Бакшеев «На террасе» 1892 г.

Наиболее известны произведения В.Н. Бакшеева: «Девушка, кормящая голубей» (1887 г.), «Житейская проза» (1892-1893 гг.), «Первое мая в Петрограде в 1917 году» (1927 г.), «Дорога в лесу» (1925 г.), «Последний снег» (1936 г.).

В.Н. Бакшеев «Голубая весна» 1930 г.

«Голубая весна» — один из лучших пейзажей В.Н. Бакшеева. Он пишет свое любимое время года – раннюю весну. К этой теме обращались многие художники, включая и Левитана, однако Бакшеев сумел по-своему раскрыть красоту весеннего пейзажа.

Художник описывал свои впечатления, вдохновившие его на создание этой картины, как впечатления от земли, освободившейся от снега и почти сухой. Душистый воздух наполняет всё; пахнет прелым листом, кое-где пробивается первая травка; вдоль дороги, где шел художник, цветут ивы, источая приторный запах меда. Слышно птичье пение. На голубом фоне неба вырисовываются ажурные, с нераспустившимися почками ветви берез желтовато-розового цвета; голубовато-лиловые тени от деревьев тянутся, переплетаясь друг с другом, по влажной земле. Весь наполняет теплый весенний свет. Художник написал этюд и по нему начал писать картину «Голубая весна».

В этой картине одной из главных живописных задач для художника была передача яркого солнечного освещения. Мы ощущаем, как солнце слепит своим блеском, вспыхивает и мерцает. Свет пронизывает весь , появляется какая-то размытость очертаний стволов, теней – всех форм. Бакшеев – мастер пленэра. Его колористическая гамма предельно точна и удивительно сложна. Оттенки цвета трудно определить словами (розоватые, лиловые, нежно-зеленые, желтоватые, серебристо-серые), но торжествует надо всем яркая бирюза весеннего неба. «Голубая весна» В.Н. Бакшеева – это поистине «весна света».

15.12.2015

Составление рассказа по картине В.Н. Бакшеева «Голубая весна»

Степахина Людмила Александровна, учитель –логопед МДОУ « Детский сад № 24 г.Рязани

План-конспект фронтального занятия по развитию речи с детьми логопедической подготовительной к школе группы.

Цель :

Организовать деятельность детей по формированию умений строить монологическое высказывание описательного типа.

Задачи:

  • способствовать формированию знаний и представлений о понятиях характеризующих явления природы весной, обогащать речь детей новым познавательным содержанием;
  • уметь составлять небольшой рассказ по картине, опираясь на образец, данный логопедом;
  • способствовать воспитанию интереса к речи; приобщать детей к элементарным правилам ведения диалога (умение слушать и понимать; задавать вопросы и строить ответ) и монолога (умение излагать свои впечатления о картине грамматически правильно, связно, образно);
  • способствовать развитию памяти, внимания;
  • создавать условия для развития речемыслительной деятельности посредством специальных дидактических игр и упражнений;
  • -организовать практическую деятельность по овладению дошкольниками грамматически правильной диалогической и монологической речью;
  • - создать условия для деятельности детей по овладению обобщающими понятиями по заданной теме.

Ожидаемые результаты в виде целевых ориентиров:

Дети знают:

  • о структурных особенностях текста (начало, середина, конец);
  • об особенностях построения речевого высказывания в ситуации выражения своих мыслей, в процессе общения с педагогом, со сверстниками;
  • об изменениях, происходящих в неживой и живой природе весной (снег растаял, реки освободились от льда, земля становится суше; прибавляется день; ярко светит солнце, пробуждаются деревья, животные);

Дети умеют:

  • употреблять в речи слова и словосочетания в соответствии с условиями и задачами общения, речевой и познавательной ситуацией, связывать их по смыслу;
  • использовать речь для выражения своих мыслей и чувств, вести диалог в соответствии с определенными правилами, умеют составлять описательный рассказ по картине в виде монологического высказывания;
  • устанавливать причинно-следственные связи, самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы; обобщать знания, выстраивать доказательства при описании природных явлений;
  • использовать свои знания об изменениях в природе при ответах на вопросы, в процессе рассуждений, при описании картины.

Оборудование: проектор, репродукция картины В.Бакшеева «Голубая весна»; опорные сигналы; ватман тонированный, смайлики; магнитная доска (фланелеграф)», «дерево оценок».

Предварительная работа: пополнение словаря, грамматических форм, организация наблюдений воспитателем, родителями; чтение художественной литературы.

Ход занятия

Деятельность детей

Деятельность педагога

1. Орг. момент

Игра «Почемучка»

Я «Почемучка». Очень любознательная, люблю задавать вопросы. Сможете ответить на мои вопросы?

Почему весной тает снег?

Почему весной набухают почки? (Почему появляются насекомые? Почему бегут ручьи?...)

Решение речевой задачи. Мотивация к познавательной деятельности.

Вопросы к детям. Вовлечение их в познавательную деятельность

2. Объявл.

Вводная беседа: мы будем составлять рассказ о весне по картине. Выполнять речевые упр. Рисовать. Действовать сообща, вместе.

Слушание

Вводная беседа.

3. Упр. «Подбери слово»

К слову подобрать признаки весенней погоды (согласование сущ с прилаг).

Весна какая?

Радостная, дружная, ранняя, солнечная…

Солнце какое?

Яркое, теплое, ласковое

Небо какое?

Ясное, голубое, высокое

Воздух какой?

Теплый, душистый

(Почки на деревьях какие?- набухшие, смолистые

Трава какая?- прелая, пожухлая, местами зеленая…)

Речемыслительная деятельность

Вопросы (3-4) к детям

Комментирование.

4. Упр. «Нарисуем красками весеннее настроение»

Коллаж о весне из индивидуальных рисунков детей. Вопрос: «Какое настроение получилось?»

Выполнение задания стоя. Коллективная познавательная и продуктивная деятельность

Совместная познавательная и продуктивная деят-ть с детьми.

5. Показ картины В.Н. Бакшеева «Голубая весна»

Показ и рассматривание картины

Дети сидят на ковре перед экраном. Рассматривание картины.

Восприятие картины.

Показ картины ч/з проектор

6. Беседа по картине

Что вы видите на картине?

Какое время года изображено на картине?

Какое настроение вызывает у вас картина?

Придумайте название картины

Познавательно-исследовательская деятельность.

Рассуждения, ответы, детей

Вопросы к детям.

Комментирование.

Выражение своего отношения к картине.

7. Физминутка «Весну закликаем!»

Ау-ау, приди весна с радостью…

Повороты вправо-влево.


8. Рассказ-описание по картине

Картина Василия Николаевича Бакшеева «Голубая весна». Послушайте рассказ о ней: «Радостна весна в лесу!..»

Слушание рассказа. Рассматривание картины

Рассказ-описание по картине. Комментирование

9.Составление рассказов в группах.

Работа в 2-х группах (равных по интеллектуальным и речевым возможностям): коллективное обсуждение структуры рассказа по картине «Голуб. весна» с использованием картинок-символов (начало, середина, конец рассказа).

Помощь. Вопросы по структуре рассказа. Указания. Пояснения.

Инд помощь.

10.Рассказы детей по картине

Выступление рассказчика-представителя от группы

Познавательная деятельность. Общение детей со сверстниками.

Инд. помощь. Словесные указания, грамм. поправки. Оценка деятельности

11.Заключительная беседа с выводами

Какую картину мы рассматривали?

Как составляли рассказ в группах? Как рассказывали о картине? Поделитесь впечатлениями, выберите для себя смайлик.

Аналитическая деятельность.

12.Рефлексивная оценка

Дети оценивают свою деятельность с помощью «Дерева оценок»

Самооценка.

Совместная аналитическая деятельность.

Литература:

1. Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» - М.: 2013

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта

дошкольного образования» // Российская газета. 2013. 25 ноября. То же [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25doshk-standart-dok.html

3. Внедрение ФГОС ДО в практику работы дошкольных образовательных организаций/сост. Н.В. Нищева. - СПб.: ООО Изд. «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2015.

4. Деятельность учителя-логопеда в ходе внедрения образовательных стандартов нового поколения/ под ред. К.А. Фокиной. - М.: Перспектива, 2013.

5. Филичева Т.Б, Чиркина Г.В., Туманова Т.В. и др. Коррекция нарушений речи: Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи /авт-сост. Г.В. Чиркина. - М., 2010.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Василий Николаевич Бакшеев
«Голубая весна»

Радостна весна в лесу! С каждым днем природа все больше и больше пробуждается ото сна. Лес наполнен теплым душистым воздухом; пахнет прелым листом, кое-где пробивается зеленая травка, смолой пахнут набухшие почки. На переднем плане изображены березы. Причудливо переплетаются их верхушки на фоне голубого неба. Тонкие, бело-розовые веточки освещены ласковым солнцем. По земле от деревьев тянутся голубовато-лиловые тени. По влажной земле в ложбинке течет весенний ручеёк. Чуть поодаль, среди берез стоят веселые озорные елочки. Скоро, скоро оденется лес листвой, зацветет на опушках черемуха, защелкают над ручьями голосистые соловьи. Закукуют длиннохвостые кукушки: «Ку-ку! Ку-ку! Ку-ку!» Забегают по кочкам хлопотливые муравьи, вылетит из зимнего убежища, загудит первый шмель. Голубыми и белыми подснежниками покроются лесные полянки. Сколько радости жизни в этом пробуждении природы! …

Презентация к занятию во вложении (pptx, 1MB)


Василий Николаевич Бакшеев (1862 – 1957)

Картины Василия Николаевича Бакшеева (1862 - 1957 гг.) привлекают к себе своей особой ясной тишиной, светлым взглядом на мир, душевной чистотой. Ровесник и соученик Левитана, проживший долгую и счастливую творческую жизнь, он обращался к бытовому и портретному жанрам, но предпочтение отдавал пейзажу, воссоздавая сложные и трепетные краски природы.

Художник пейзажист и жанрист. Родился в 1862 г. в Москве. Учился с 1878 по 1888 гг.

Бакшеев прекрасный мастер письма на открытом воздухе. Палитра его сдержанна, но это не мешает ему передавать тончайшие, неповторимые оттенки и переходы тонов. Пейзажи Бакшеева привлекают своей особой тишиной, духовной чистотой.

Русский художник Василий Бакшеев писал пейзажи и картины бытового жанра. Он учился в Московском училище живописи у самых знаменитых мастеров пейзажа второй половины XIX века - Алексея Саврасова, автора картины «Грачи прилетели», и Василия Поленова - «Московский дворик». И научился у них не только искусству живописи, но любви к русской природе.

Из всех времён года Бакшеев больше всего любил весну и изображал в своих пейзажах самые лучшие, самые светлые моменты пробуждения природы после зимнего сна. Вот картина «Голубая весна». Понятно, почему художник дал ей такое название - голубой цвет играет здесь главную роль. Яркое небо постепенно светлеет вдалеке, а белоснежные стволы берёз как будто растворяются в туманной дымке и кажутся нежно-розовыми. Снег уже растаял, земля подсохла. Тропинка между деревьев уходит вдаль. Она начинается прямо от края картины, художник будто приглашает нас прогуляться по весеннему приветливому лесу, подышать чистым воздухом.

Такой же приём с дорогой, уводящей внутрь пейзажа, Бакшеев использует и в другой картине - «В начале весны». Здесь ещё больше красок и оттенков: на почве перемешаны коричневый, зелёный, жёлтый, синий, бежевый цвета. На первом плане красуется тёмно-зелёная разлапистая ель, а ветви берёз переливаются оттенками розового и сиреневого. Вдалеке, если присмотреться, можно увидеть деревню, к которой ведёт дорога.

Летние пейзажи у Бакшеева тоже есть. Например, картина «Жатва». Это одновременно и пейзаж, и бытовой жанр. Сейчас урожай зерна собирают машины, а в конце XIX века, когда была написана картина, это делали крестьяне вручную, срезая колосья специальными большими полукруглыми ножами - серпами.

Бытовые картины Бакшеева рассказывают про самую обычную жизнь. Вот закончили серьёзный разговор отец и его взрослая дочь - картина «Житейская ссора», в которой можно рассмотреть интерьер городской квартиры конца XIX века - самовар, лампу под зелёным абажуром, вышитые скатерти. Вот семья собралась за обедом, и девочка угощает собачку, примостившуюся под столом. Бакшеев - хороший рассказчик, и, глядя на его картины, можно живо представить, какой была жизнь сто лет назад.