Темные стороны любви в рассказе чистый понедельник. Как раскрывается тема любви в рассказе Бунина “Чистый понедельник”

1. Образы главных героев.
2. Нравственные искания героини.
3. Трагический финал произведения.

И. А. Бунин считал рассказ «Чистый понедельник» одним из лучших своих произведений. На самом деле нельзя отнестись к этому рассказу с равнодушием. Сюжет рассказа сравнительно прост. Речь идет о любви. Но история любви совершенно неординарная. Вообще в творчестве Бунина мы встречаем ее особое восприятие. Это прекрасное чувство чаще всего не приносит радости, не делает людей счастливыми, напротив, заставляет мучиться и страдать. Любовь становится испытанием судьбы и одновременно наказанием свыше. В рассказе «Чистый понедельник» мы встречаемся как раз с такой ситуацией, когда любовь не приносит счастья.

В рассказе много бытовых подробностей. Писатель достаточно подробно описывает жизнь главных героев. Они молоды, красивы, богаты. «Мы оба были богаты, здоровы, молоды и настолько хороши собой, что в ресторанах, на концертах нас провожали взглядами».

Их можно назвать настоящими баловнями судьбы. Лишения и горести не знакомы им. Мы знаем, что влюбленные часто ездили обедать в «Прагу», в «Эрмитаж», в «Метрополь». Молодые люди могли бы просто наслаждаться каждым прожитым днем. Но все происходит совершенно иначе. Практически сразу, в самом начале рассказа мы начинаем предчувствовать трагическую развязку. Об этом не говорит напрямую автор. Он только дает читателям возможность обратить внимание на то, что недосказано, на то, что только лишь подразумевается. Очень важно, что главный герой не знает, к чему ведут их отношения с девушкой. Впрочем, молодой человек считает, что об этом лучше не думать. Он более прагматичен, предпочитает жить сегодняшним днем, получить от настоящего как можно больше радости. А девушка наотрез отказывается говорить о будущем. «Чем это должно кончиться, я не знал и старался не думать, не додумывать: было бесполезно — так же, как и говорить с ней об этом: она раз навсегда отвела разговоры о нашем будущем...», сообщает рассказчик.

Главная героиня рассказа с самого начала кажется странной, не похожей на других. Она учится на курсах. Но, по-видимому, четкого представления, ради чего это делает, не имеет. Не случайно она весьма расплывчато отвечает на вопрос, зачем учится. Девушка говорит: «А зачем все делается на свете? Разве мы понимаем что-нибудь в наших поступках?» В таком ответе скрывается очень важный философский подтекст. Героиня пытается найти смысл жизни, но это ей не удается. Возможно, именно поэтому она решает найти спасение в религии, уходит в монастырь.

Главная героиня любит красивые вещи. Она кажется умной, способна поддержать разговор на любую тему. Но с другой стороны, она почти полностью погружена в свой внутренний мир. А мир внешний кажется ей менее интересным: «Похоже было на то, что ей ничто не нужно: ни цветы, ни книги, ни обеды, ни театры, ни ужины за городом...». Девушка ведет такой образ жизни, который, как кажется, принят в обществе. Но ей самой хочется чего-то иного. Главный герой не может не задумываться о том, насколько удивительны и непонятны их отношения. Девушка не думает о браке, не желает стать женой и матерью. Она честно говорит об этом. Главная героиня одновременно тянется к роскошной жизни и отрицает ее. Это противоречие ее натуры кажется странным и непонятным.

Девушке свойственен интерес к религии. Она посещает церкви, ее тянет в кремлевские соборы. Но вместе с тем ее нельзя назвать особенно набожной, ведь она ведет светский образ жизни, ни в чем себя не ограничивая. Однако совершенно неожиданно девушка уходит в монастырь. Она никому ничего не объясняет. Просто оставляет привычную жизнь и своего любимого. Поступок девушки оказался совершенно неожиданным для молодого человека. Он не может понять поведения своей любимой. И в очередной раз задумывается над ее поступком, не находя ему объяснения. Герои рассказа расстались на весьма длительный срок. Молодой человек увидел свою возлюбленную только спустя два года. О чем говорит нам название рассказа? Молодой человек узнал о религиозности девушки в канун чистого понедельника. Раньше он даже не задумывался о том, что его возлюбленная так интересуется религией. Этот поведение молодой девушки кажется нам читателям, удивительным открытием. Может быть, героиня считает свою жизнь греховной, и хочет найти в монастыре спасение для своей души. Ведь жизнь девушки была полна развлечений, она посещала театры, рестораны, много веселилась.

Героиня находит в себе силы отказаться от всего, что было ей привычно и дорого. Вместо веселья и радости она выбирает жизнь в монастырской обители. Впрочем, если вспомнить, что девушка с безразличием относилась к тому, что окружало ее, не придется удивляться ее поступку. Даже любовь не удержала девушку от пострига в монахини. Чем же была для нее любовь? Чем-то временным, неважным, суетным? Финал рассказа остается открытым.

«Чистый понедельник» трагичен по своей сути. Он особняком стоит в творчестве Бунина, потому что здесь влюбленные расстаются не по злой воле судьбы. Девушка сама выбирает свой путь. Никто и ничто не мешало молодым людям. Они могли бы быть счастливы, полностью растворяясь друг в друге. Но вышло по-другому. Может быть, главная героиня была не в состоянии понять и оценить столь прекрасное и возвышенное чувство? Или в ее душе не было место любви вообще, ведь героиня как бы живет в своем собственном мире. Что для нее является главным, мы не знаем, а можем только лишь предполагать.

На самом деле мало что известно о главной героини и с трудом понимаем ее. Можно воспринимать ее душевные терзания как свидетельство внутренней неудовлетворенности реальной жизнью. Но, может быть, наоборот, она давно определила, в чем смысл ее жизни. И постепенно шла к желаемому результату. Обычная жизнь не привлекала девушку, она ожидала чего-то большего. Религия для нее оказалась более важной, чем привычные дела и радости. И в этой связи любовь к мужчине показалась девушке менее важной, чем любовь к богу.

Конечно, только незаурядная натура может отказаться от привычных мирских радостей. Девушка, безусловно, является личностью сильной и неординарной. Она ищет свой собственный смысл жизни. И уход в монастырь кажется ей правильным решением, ведь теперь суета простой и пошлой жизни не будет иметь ровным счетом никакого значения.

Рассказ не может не вызвать чувства грусти у читателя. Но вместе с тем рассказ заставляет задуматься о том, насколько уникален, неповторим и непонятен может быть человек для окружающих. Именно таковой и является главная героиня. Она непохожа ни на кого. У нее — свой собственный выбор. И решение девушка принимает самостоятельно, не спрашивая ни у кого совета, не нуждаясь в одобрении окружающих. Однако нельзя не признать, что главная героиня не столь уж идеальна. Ведь ее поступок оказался жестоким ударом для молодого человека. Он страдает от разлуки со своей любимой. Удивительно, но мы узнаем, что девушка также испытывает муки от расставания. Ведь в письме она пишет: «Пусть бог даст сил не отвечать мне — бесполезно длить и увеличивать нашу муку...». Так ради чего девушка выбрала свой путь? Ради чего она решилась сломать жизнь своего любимого? Можно сделать вывод, что она чувствовала себя несчастной. И решила порвать с миром, чтобы навсегда забыть обо всем, что с ним связано.

Рассказ Бунина «Чистый понедельник» рассказывает нам о сложности человеческой жизни. Роль этого произведения в русской литературе очень велика. Благодаря ему мы получили возможность узнать о том, насколько трагичен может быть финал истории любви.

Рассказ «Чистый понедельник», написанный в 1944 году, - один из любимых рассказов автора. И.А. Бунин излагает события далекого прошлого от лица рассказчика - молодого состоятельного человека без особых занятий. Герой влюблен, и героиня, какой он ее видит, про­изводит на читателя странное впечатление. Она хороша собой, любит роскошь, комфорт, дорогие рестораны и в то же время ходит «скром­ной курсисткой», завтракает в вегетарианской столовой на Арбате. У нее очень критичное отношение ко многим модным произведениям литературы, известным людям. И она явно не влюблена в героя так, как бы ему этого хотелось. На его предложение о браке она отвечает, что не годится в жены. «Странная любовь!» - думает об этом герой. Рас­крывается внутренний мир героини совершенно для него неожиданно: оказывается, она часто бывает в храмах, глубоко увлечена религией, церковными обрядами. Для нее это не просто религиозность - это по­требность ее души, ее чувство родины, старины, для героини внутренне необходимые. Герой считает, что это всего лишь «московские причу­ды», он не может ее понять и глубоко потрясен ее выбором, когда по­сле их единственной ночи любви она решает уехать, а потом уйти в монастырь. Для него крушение любви - катастрофа всей жизни, не­мыслимое страдание. Для нее сила веры, сохранение своего внутренне­го мира оказались выше любви, она решает посвятить себя Богу, от­рекшись от всего мирского. Автор не раскрывает причин ее нравственного выбора, что повлияло на ее решение - социальные об­стоятельства или нравственно-религиозные искания, но он ярко пока­зывает, что жизнь души неподвластна разуму. Особенно это подчерки­вается в эпизоде последнею свидания героев в Марфо-Мариинской обители. Герои не только видят, сколько чувствуют друг друга, они не контролируют свои чувства: герою «почему-то» захотелось войти в храм, героиня внутренне ощущает ею присутствие. Эта загадка, таин­ственность человеческих ощущении одно из неотъемлемых свойств любви в изображении Бунина, трагической и властной силы, способной перевернуть всю жизнь человека.

    • Рассказ «Чистый понедельник» входит в цикл рассказов Бунина «Темные аллеи». Этот цикл был последним в жизни автора и занял восемь лет творчества. Время создания цикла пришлось на период Второй мировой войны. Мир рушился, а великий русский писатель Бунин писал о любви, о вечном, о единственной силе, способной сохранить жизнь в ее высоком предназначении. Сквозной темой цикла является любовь во всей ее многоликости, слиянии душ двух уникальных, неповторимых миров, душ влюбленных. Рассказ «Чистый понедельник» […]
    • Иван Алексеевич Бунин – известный русский писатель и поэт конца 19 – начала 20 века. Особое место в его творчестве занимает описание родной природы, красоты русского края, ее броскость, яркость, с одной стороны, и скромность, печаль – с другой. Эту прекрасную бурю эмоций Бунин передал в своем рассказе “Антоновские яблоки”. Данное произведение является одним из самых лирических и поэтических произведений Бунина, которое обладает неопределенным жанром. Если оценивать произведение по объему, то это рассказ, но с […]
    • Рассказик, сочиненный И. Буниным в апреле 1924 года, незамысловат. Но он не относится к тем, что все мы знаем наизусть и привыкли о них рассуждать, полемизировать и собственное (порой из учебников вычитанное) мнение высказывать. Поэтому стоит привести 2-строчный пересказ. Итак, зима, ночь, отдельно стоящий, вдали от деревни, хутор. Вьюжит уже почти неделю, все замело, за доктором послать нельзя. В доме - барыня с малолетним сыном, да несколько слуг. Мужчин (почему-то, причины не ясны из текста) нет. Я говорю о […]
    • Иван Алексеевич Бунин - величайший писатель рубежа XIX-XX вв. Он вступил в литературу поэтом, создал замечательные стихотворные произведения. 1895 г. …Опубликован первый рассказ «На край света». По­ощряемый похвалами критиков, Бунин начинает заниматься литературным творчеством. Иван Алексеевич Бунин - лауреат самых различных пре­мий, в том числе и лауреат Нобелевской премии по литературе 1933 г. В 1944 г. писатель создает один из замечательнейших рассказов о любви, о самом прекрасном, значительном и высоком, […]
    • Рассказ «Господин из Сан-Франциско» - результат размышлений писателя над вопросами смысла человеческого бытия, существования цивилизации, судьбой России в годы Первой мировой войны. Рассказ появился в печати в 1915 г. когда уже совершалась всемирная катастрофа. Сюжет и поэтика рассказа Бунин описывает последний месяц жизни богатого американского бизнесмена, устроившего для своей семьи длительное и насыщенное «удовольствиями» путешествие в Европу. За Европой должны были последовать Ближний Восток и […]
    • Писательская индивидуальность В.Бунина отмечена в огромной степени таким мироощущением, в котором острое, ежечасное "чувство смерти", постоянной памяти о ней соединяется с сильнейшей жаждой жизни. Писатель мог бы и не признаваться в том, о чем он сказал В автобиографической заметке: "Книга моей жизни" (1921 г.), потому что об этом говорит само его творчество: "Постоянное сознание или ощущение этого ужаса / смерти / преследует меня чуть не с младенчества, под этим роковым знаком я живу весь век. Хорошо знаю, что […]
    • Теме любви посвящены многие рассказы И.А. Бунина. В его изображении любовь – это грозная сила, способная перевернуть всю жизнь человека и принести ему великое счастье или огромное горе. Такая история любви показана им в рассказе «Кавказ». У героя и героини тайный роман. Они должны скрываться ото всех, потому что героиня замужем. Она боится своего мужа, который, как ей кажется, что-то подозревает. Но, несмотря на это, герои счастливы вместе и мечтают о дерзком побеге вдвоем к морю, на кавказское побережье. И […]
    • “Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена” – в этой фразе пафос изображения любви Буниным. Почти во всех произведениях на эту тему исход трагичен. Именно потому, что любовь оказалась “украденной”, она не была полной и привела к трагедии. Бунин размышляет о том, что счастье одного может привести к трагедии другого. Бунинский подход к описанию этого чувства несколько иной: любовь в его рассказах более откровенная, обнажённая, а порой даже грубоватая, исполненная неутолённой страсти. Проблема […]
    • После революции 1905 года Бунин одним из первых почувствовал наступившие изменения в жизни России, а именно настроения послереволюционного села, и отразил их в своих рассказах и повестях, особенно в повести «Деревня», которая вышла в свет в 1910 году. На страницах повести «Деревня» автор рисует ужасающую картину нищеты русского народа. Бунин писал, что этой повестью было положено «начало целого ряда произведений, резко рисовавших русскую душу, ее своеобразные сплетения, ее светлые и темные, но почти всегда […]
    • Цикл рассказов Бунина «Темные аллеи» включает в себя 38 рассказов. Они различаются в жанровом отношении, в создании характеров героев, отражают разные пласты времени. Этот цикл, последний в жизни, автор писал восемь лет, в годы Первой мировой войны. Бунин писал о вечной любви и силе чувств в то время, как от самой кровопролитной войны в известной ему истории рушился мир. Книгу «Темные аллеи» Бунин считал «самой совершенной по мастерству» и причислял к высшим своим достижениям. Это книга-воспоминание. В рассказах […]
    • Тема деревни и жизни дворян в своих родовых поместьях была одной из главных в творчестве Бунина-прозаика. Как создатель прозаических произведений Бунин заявил о себе в 1886 году. В 16 лет он писал лирико-романтические рассказы, в которых кроме описания юношеских порывов души уже наметилась и социальная проблематика. Процессу распада дворянских гнезд в творчестве Бунина посвящены рассказ «Антоновские яблоки» и повесть «Суходол». Бунин хорошо знал жизнь русской деревни. Детство и юность он провел на хуторе […]
    • В творчестве Бунина нашла отражение тема критики буржуазной действительности. Одним из лучших произведений этой тематики по праву можно назвать рассказ «Господин из Сан-Франциско», который был высоко оценен В. Короленко. Мысль написать этот рассказ возникла у Бунина в процессе работы над рассказом «Братья», когда он узнал о смерти миллионера, приехавшего отдохнуть на остров Капри. Сначала писатель так и назвал рассказ – «Смерть на Капри», но позже переименовал. Именно господин из Сан-Франциско со своими […]
    • Рассказ «Легкое дыхание» написан И. Буниным в 1916 году. В нем нашли отражение философские мотивы жизни и смерти, прекрасного и безобразного, которые были в центре внимания писателя. В этом рассказе Бунин развивает одну из ведущих для своего творчества проблем: любовь и смерть. По художественному мастерству «Легкое дыхание» считается жемчужиной прозы Бунина. Повествование движется в обратном направлении, из настоящего в прошлое, начало рассказа является его финалом. С первых строк автор погружает читателя в […]
    • На протяжении всей своей творческой деятельности Бунин создавал стихотворные произведения. Своеобразную, неповторимую по художественному стилю лирику Бунина нельзя спутать со стихами других авторов. В индивидуальном художественном стиле писателя отражается его мировоззрение. Бунин в своих стихотворениях отзывался на сложные вопросы бытия. Его лирика многопланова и глубока в философских вопросах постижения смысла жизни. Поэт выражал настроения растерянности, разочарования и в то же время умел наполнить свои […]
    • В творчестве И. А. Бунина поэзия занимает значительное место, хотя известность он приобрел как прозаик. Он утверждал, что является прежде всего поэтом. Именно со стихов начался его путь в литературе. Когда Бунину исполнилось 17 лет, в журнале «Родина» вышло его первое стихотворение «Деревенский нищий», в котором юный поэт описывал состояние русской деревни: Грустно видеть, как много страданья, И тоски, и нужды на Руси! С самого начала творческой деятельности поэт нашел свой стиль, свои темы, […]
    • Прочитав комедию А. С. Грибоедова "Горе от ума" и статьи критиков об этой пьесе, я тоже задумалась о том: "Какой же он, Чацкий"? Первое впечатление о герое, что он совершенство: умный, добрый, весёлый, ранимый, страстно влюблённый, верный, чувствительный, знающий ответы на все вопросы. Он за семьсот вёрст мчится в Москву, чтобы встретиться с Софьей после трёхлетней разлуки. Но такое мнение возникло после первого прочтения. Когда же на уроках литературы мы разобрали комедию и прочитали мнение разных критиков о […]
    • У подножия белоснежных вершин Кавказа, на могучем скалистом кряже, омываемом горными потоками, приютилось небольшое осетинское селение Нар, где в октябре 1859 года в семье прапорщика русской армии Левана Хетагурова и родился будущий поэт. «Несмотря на то, что отец и мать мои принадлежали к «сильным» и «большим» фамилиям в Нарской котловине, а отец, помимо того, был офицером русской службы, я все-таки родился в «яслях», в хлеве. И, навряд-ли, во всей Нарской котловине найдется кто-либо, кто до меня, да и много […]
    • Итак, наш класс: 33 человека. Направление - гуманитарное, поэтому большинство - девочки. Мальчишек немного, да и увлечения у нас с ними разные абсолютно. Мы мало общаемся. У меня как-то сами собой образовались три лучшие подруги: Юля, Лена и Яны. Очень они между собой не похожи, особенно - внешне. Лена - худая и очень высокая, "топ-модель", чего стесняется и сутулится постоянно. Она считает себя некрасивой, "дылдой", к тому же большинство ребят в школе гораздо ниже её ростом. Шансы на то, что какой-то "принц" […]
    • Сегодня исполнилась моя маленькая мечта – я смог увидеть дельфинов не по телевизору, а в жизни. Мы ходили на новое представление и видели множество запоминающихся трюков, которые показывали эти умные животные. Сам дельфинарий очень красивый – современный зал, веселая ведущая, задорная музыка. Целый час шла концертная программа: дельфины, морские львы и морские котики живо крутили мячи на носу, долго играли в волейбол, возили своего тренера у себя на спине, а один дельфин даже делал в воздухе сальто! Но больше […]
    • Рассказ Виктора Астафьева «Васюткино озеро» описывает приключения мальчика, который потерялся в тайге. Главный герой, подросток, продержался почти пять суток в условиях, в которых даже взрослому крепкому мужчине пришлось бы тяжело. Что же помогло Васютке выжить в тайге? Васютка отправляется за кедровыми орешками, по привычке взяв с собой ружье, краюшку хлеба, нож и спички. Зайдя довольно глубоко в лес, мальчик с удилением замечает глухаря – редкую добычу. Когда Васютка, погнавшись за глухарем, окончательно […]
  • Класс - 11

    Цели урока:

    • познакомить обучающихся с жизнью и творчеством И.А.Бунина, книгой “Темные аллеи”;
    • проанализировать рассказ “Чистый понедельник”: раскрыть проблему любви,выяснить причины трагической судьбы героев;
    • познакомить с духовным наследием России;
    • развить навыки аналитического чтения эпического произведения, умение делать микровыводы и с их помощью – общий вывод; развивать критическое мышление, сценические способности;
    • воспитывать духовную культуру, ответственность за свои поступки и судьбу страны;
    • осуществлять межпредметные связи - провести параллель: литература-живопись, музыка, религия.

    Оборудование: выставка “Кто хочет знать Россию, побывай в Москве”, портрет И.А.Бунина, музыка Л.-В. Бетховена “Лунная соната”, опера Д.Верди “Аида”, “Красный звон” колоколов, свечи, тексты произведения и молитвы Е.Сирина, картина Кустодиева “Масленица”, журнал “ЛШ” - №2, 3, 1996, №3, 1997, проектор.

    Ход урока

    I. Орг. момент.

    II. Подготовка к основному этапу.

    Слово учителя.

    Сегодня мы познакомимся с творчеством И.А.Бунина; выясним, какие проблемы затрагивает автор в рассказе “Чистый понедельник” и как герои их решают.

    III. Усвоение новых знаний и способов действий.

    1. Презентация о И.А.Бунине.Выступление обучающегося.

    2. Чтение эпиграфа.

    Разве бывает несчастная любовь?
    Разве скорбная в мире музыка не дает счастья?
    Всякая любовь – великое счастье,
    даже если она не разделена.
    И.Бунин

    3. Анализ эпиграфа. Слово учителя.

    В этих словах – смысл всей книги “Темные аллеи”. Энциклопедией любовных драм можно ее назвать, книгу из 38 рассказов о любви, созданную в годы II Мировой войны (1937-1944гг.). И.Бунин в 1947г. так оценил свою работу: “Она говорит о трагичном и о многом нежном и прекрасном, - думаю, что это самое лучшее и оригинальное, что я написал в жизни...”

    Любовь у Бунина поражает не только силой художественной изобразительности, но и своей подчиненностью каким-то внутренним, неведомым законам. Это тайна. И далеко не каждому, по его мнению, дано прикоснуться к ней. Состояние любви не бесплодно для героев писателя, оно возвышает их души. Однако любовь – это не только счастье, но и трагедия. Она не может закончиться браком. Герои Бунина расстаются навсегда.

    4. История написания рассказа “Чистый понедельник”.

    Рассказ “Чистый понедельник” написан 12.05.1944г.

    Почему дата написания конкретная, а события, описанные в произведении, относятся к 1914г.? 1944г. В годы тяжелых для страны испытаний И.Бунин напомнил людям о любви как самом прекрасном чувстве, что есть в жизни. Тем самым Бунин отвергал фашизм и возвеличивал Россию.

    5. Смысл названия рассказа.

    1) Историческая основа праздника. Чтение статьи учебника.

    Масленица – Прощеное Воскресенье - Великий Пост – Чистый Понедельник – Пасха

    2) Описание Чистого Понедельника у И.Шмелева в романе “Лето Господне”.

    (На фоне музыки Бетховена)

    “Сегодня у нас Чистый Понедельник, и все у нас в доме чистят...Капает за окном – как заплачет. Вот и заплакала – кап... кап... кап... И радостное что-то копошится в сердце: новое все теперь, другое. Теперь уж душа начнется...”, “душу готовить надо”. Говеть, поститься, к Светлому Дню готовиться... Особенный день сегодня, строгий... Вчера был прощеный день... Читай – “Господи – Владыка живота моего...”. В комнатах тихо и пустынно, пахнет священным запахом. В передней, перед красноватой иконой Распятия... зажгли постную... лампадку, и теперь она будет негасимо гореть до Пасхи. Когда зажигает отец, - по субботам он сам зажигает лампадки, - всегда напевает приятно-грустно: “Кресту Твоему поклонимся, Владыко”, и я напеваю за ним, чудесное:

    И свято-е... Воскресе-ние Твое

    Сла-а-вим!..

    Радостная молитвочка! Она ласковым светом светит в эти грустные дни Поста!”

    6. Знакомство с Великопостной молитвой Ефрема Сирина.

    Ефрем Сирин – выдающийся деятель христианской церкви IV в., прославленный автор многих богословских трудов.

    “Господи и Владыко живота моего, дух праздности, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу твоему! Ей, Господи Царю, даруй ми зрети мои прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь”.

    7. Композиция рассказа.

    Композиция последовательная.

    Зима в начале и в конце рассказа – это синтаксический параллелизм.

    8. Беседа по содержанию.

    Чем интересен сюжет?

    Какие эмоции вызвал у вас рассказ?

    Какого финала вы ожидали?

    Почему ваши надежды не сбылись?

    Как бы вы завершили историю этой непогасшей любви?

    Где происходит действие?

    Назовите святые места Москвы, упомянутые в рассказе. (Храм Христа Спасителя, Новодевичий монастырь, Зачатьевский монастырь, Архангельский собор, Марфо-Мариинская обитель)(Под звон колоколов звучат отрывки из стихотворенийо Москве)

    Здесь, как было, так и ныне –
    Сердце всей Руси святой.
    Здесь стоят ее святыни
    За Кремлевскою стеной!
    (В.Брюсов)

    Город чудный, город древний,
    Ты вместил в свои концы
    И посады и деревни,
    И палаты и дворцы!
    Опоясан лентой пашен,
    Весь пестреешь ты в садах:
    Сколько храмов, сколько башен
    На семи твоих холмах!
    Процветай же славой вечной,
    Город храмов и палат!
    Град срединный, град сердечный,
    Коренной России град!
    (Ф.Глинка)

    “Вот та Россия, которую мы потеряли”, - сокрушается И.Шмелев. И ему вторит И.Бунин.

    Рассказ построен на контрастах.

    Огромную роль играет художественная деталь. Это цвет.

    черный желтый красный
    Черные волосы Туфли с золотыми застежками Гранатовые туфли
    Черные, как уголь, глаза Золотой купол Гранатовое бархатное платье
    Дегтярная челка Золотая парча Кирпично-кровавые стены монастыря
    Темные глаза Золотая эмаль заката Красные ворота
    Угольный бархат глаз Янтарность обнаженных рук
    Черная доска иконы Золотой крест на лбу
    Черная лайковая перчатка Янтарное лицо
    Черные фетровые ботинки Книга “Огненный ангел”
    Черное бархатное платье Желтоволосая Русь
    Черные лоснящиеся косички Янтарь щек
    Смольные волосы Огненные блины
    Индийская персидская красота Золото иконостаса
    Брови, как черный соболиный мех
    Черный кожаный диван

    Какова их функция?

    Желтый и красный – традиционные цвета иконописи.

    Желтый символизирует Царствие Небесное.

    Красный – огонь,т.е. жизнь.

    Черный – смирение, покорность.

    Чем занимается ОНА?

    (Слушаем музыку Бетховена “Лунная соната”)

    Тема “Лунной сонаты” - это ОНА.

    Он – тема марша из “Аиды”. Докажите.

    (Слушаем музыку Верди)

    “...жизнь человеческая вся под властью женщины”, - заметил Мопассан.

    Послушаем их диалог.

    (Рядом – два кресла. Она молча читает.)

    Она: - Вы ужасно болтливы и непоседливы, дайте мне дочитать главу.

    Он: - Если бы я не был болтлив и непоседлив, я никогда, может быть, не узнал бы вас

    Она: - Все так, но всё-таки помолчите немного, почитайте что-нибудь, покурите...

    Он: - Не могу я молчать! Вы не представляете себе всю силу моей любви к вам! Не любите вы меня!

    Она: - Представляю. А что до моей любви, то вы хорошо знаете, кроме отца и вас, у меня никого нет на свете. Во всяком случае, вы у меня первый и последний. Вам этого мало? Но довольно об этом.

    Он (про себя): -Странная любовь.

    Она: - В жены я не гожусь. Не гожусь, не гожусь.

    Он (про себя) : -Там видно будет!

    (вслух) Нет, это выше моих сил! И зачем, почему так жестоко мучите меня и себя! “Да, всё-таки это не любовь, не любовь...”

    Она: - Может быть. Кто же знает, что такое любовь?

    Он: - Я, я знаю!(воскликнул) И буду ждать, когда и вы узнаете, что такое любовь, счастье!

    О чем говорят его внутренние реплики?

    Как вы думаете, любили ли они друг друга? Докажите.

    Узнал ли он ее? Почему?

    И опять весь вечер говорили о постороннем.

    Так прошел январь, февраль... Масленица.

    В Прощеное Воскресенье она приказала ему приехать вечером.

    Что это за день?

    Он приехал. Она встретила его, вся в черном.

    Прочитайте их диалог.(Чтение диалога)

    Почему она хочет уйти в монастырь?

    Почему он не знал о ее религиозности? Чем был ослеплен?

    (Звучит “Лунная соната”)

    В 10ч. вечера на другой день(это был Чистый Понедельник) он отворил дверь своим ключиком. Всё было зажжено:люстры, канделябры, лампа...и звучала “Лунная соната”.Она стояла возле пианино в черном бархатном платье.

    Они поехали на “капустник”.

    Что это за развлечение?

    Как она себя вела? Почему развязно? В чем странность ее характера?

    Какая в тот вечер была погода? (Метель)

    Какую роль играет метель?

    Почему после “капустника” она оставила его у себя, чего до этого не делала?

    Почему сняла все черное и осталась в одних лебяжьих туфельках?

    Какую роль играет белый цвет?

    Почему, когда он ушел от нее, метели уже не было?

    Почему она уезжает в Тверь?

    Какое письмо она написала? Прочитайте.

    Почему она ушла в монастырь?

    Почему он не удивился такому финалу их встреч? (Не заглянул в душу)

    Перечитайте финал рассказа.

    Когда это было?

    Что привело его в монастырь?

    Что он понял?

    Почему он повернулся и тихо вышел из ворот?

    Почему повествование ведется от 1 лица?

    IV. Систематизация и обобщение знаний.

    Выводы по уроку.

    Всякая настоящая любовь – великое счастье, даже если она заканчивается разлукой, гибелью, трагедией. К такому выводу, пусть поздно, приходят бунинские герои, потерявшие, проглядевшие или сами разрушившие свою любовь. В этом позднем раскаянии, позднем духовном воскресении героев мы видим людей настоящих, их несовершенство, неумение дорожить тем, что рядом, а также мы видим несовершенство самой жизни, социальных условий, обстоятельств, которые нередко препятствуют истинно человеческим взаимоотношениям.

    Рассказ, повествующий о трагических коллизиях, не несет в себе пессимизма. Он, как музыка, как всякое большое искусство, очищает, возвышает душу, утверждая истинно высокое, прекрасное.

    V. Подведение итогов урока.

    VI. Рефлексия.

    VII. Информация о домашнем задании.

    Как бы вы завершили рассказ? Допишите историю любви.

    Тема любви — вечная тема. К ней обращались по-эты и писатели разных времен, и каждый пытался по-своему истолковать это многогранное чувство.

    Свое видение темы дает в цикле рассказов «Темные аллеи» И. А Бунин. В сборник входит тридцать восемь рассказов, все они о любви, но ни один из них не создает ощущения повтора, а после прочтения всех произведений цикла не возникает чувства исчерпан-ности темы.

    В центре рассказа «Чистый понедельник» — исто-рия любви загадочной и таинственной. Его герои — молодая пара влюбленных. Оба они «богаты, здоровы, молоды и настолько хороши собой, что в ресторанах, на концертах» окружающие провожали их взгляда-ми. А вот внутренний мир героев не отличается такой схожестью.

    Он — ослеплен своей любовью. Каждую субботу во-зит своей избраннице цветы, то и дело балует ее короб-ками шоколада, старается обрадовать новыми приве-зенными книгами, каждый вечер приглашает ее то в ресторан, то в театр, то на какую-нибудь вечеринку. Всецело поглощенный чувством обожания, он не мо-жет и не очень-то пытается понять, какой многослож-ный внутренний мир кроется за красивой внешно-стью той, которую он полюбил. Неоднократно он заду-мывается о необычности, странности их отношений, но ни разу не ставит точки в этих размышлениях. «Странная любовь!» — замечает он. В другой раз гово-рит: «Да, все-таки это не любовь, не любовь...». Он удивляется тому, почему она «раз и навсегда отвела разговоры об их будущем», удивляется тому, как она воспринимает его подарки, как ведет себя в минуты сближения. Все в ней для него — загадка.

    Образ героя лишен той психологической глубины, которой наделена героиня. В ее поступках нет ника-кой логической мотивированности. Ежедневно посе-щая те заведения, куда ее приглашает молодой влюб-ленный, она однажды замечает, что хочет в Ново деви-чий монастырь, потому что «все кабаки да кабаки». Герою невдомек, откуда такие мысли, к чему они, что вдруг стало с его избранницей. А чуть позже она заявляет, что удивляться тут нечему, что он просто ее не знает. Оказывается, она часто посещает кремлевские соборы, а случается это, когда возлюбленный «не тас-кает » ее по ресторанам. Там, а не в увеселительных за-ведениях обретает она ощущение гармонии и душев-ного равновесия. Она любит «русское летописное, русские сказания» и рассказы ее об этом исполнены глубины. Она говорит, что не годится в жены. Раз-мышляя о счастье, цитирует Платона Каратаева. Но герой так и не может понять, что творится в ее душе, он «несказанно счастлив каждым часом, проведен-ным возле нее» и все.

    Как и в остальных рассказах цикла «Темные аллеи», Бунин не показывает в «Чистом понедельнике» любви, перерастающей в состояние прочного земного счастья. Любовь здесь так же не заканчивается счастливым бра-ком, и образа женщины-матери мы здесь не находим. Героиня, вступив с любимым в физически близкие от-ношения, молча уходит, моля его ни о чем не спраши-вать, а потом письмом извещает его о своем уходе в мо-настырь. Она долго металась между сиюминутным и вечным и, в ночь на Чистый понедельник, отдавшись ге-рою, сделала свой окончательный выбор. В Чистый по-недельник, первый день поста, человек начинает очи-щаться от всего дурного. Этот праздник стал перелом-ным моментом и во взаимоотношениях героев.

    Любовь в «Чистом понедельнике» — это счастье и мука, великая тайна, непостижимая загадка. Этот рассказ — одна из жемчужин бунинского творчества, покоряющая читателя редкостным очарованием и глубиной.

    Чистая любовь в рассказе И.А. Бунина «Чистый понедельник»

    Человеку, как никакому другому земному существу, повезло иметь разум и возможность выбора. Выбирает человек всю свою жизнь. Сделав шаг, он встаёт перед выбором: вправо или влево, - куда идти дальше. Он делает ещё один шаг и снова выбирает, и так шагает до конца пути. Одни идут быстрее, другие - медленнее, и результат бывает разный: делаешь шаг и либо падаешь в бездонную пропасть, либо попадаешь ногой на эскалатор в небеса. Человек волен выбирать работу, пристрастия, увлечения, мысли, мировоззрения, любовь. Любовь бывает к деньгам, к власти, к искусству, может быть обыкновенная, земная любовь, а может случиться так, что выше всего, выше всех чувств человек ставит любовь к родине или к Богу.

    Рассказ «Чистый понедельник» повествует нам о совершенно иной любви, благодаря чему этот рассказ как бы стоит особняком, отличаясь и по тематике, и по смыслу от всех любовно-романтических произведений Бунина.

    Действие рассказа происходит в 1913 году. Своими воспоминаниями здесь делится добрый, красивый и легкомысленный молодой человек. Молодые люди познакомились однажды на лекции в литературно-художественном кружке и полюбили друг друга.

    В этом рассказе героиня безымянна. И это тоже у писателя имеет смысл: имя не важно, имя для земли, а Бог знает каждого и без имени. Бунин называет героиню - она.

    Она с самого начала была странной, молчаливой, необычной, будто чужой всему окружающему миру, глядящей сквозь него, «всё что-то думала, всё как будто во что-то мысленно вникала; лёжа на диване с книгой в руках, часто опускала её и вопросительно глядела перед собой». Она была будто из другого мира.

    И в то же время она предавалась светским развлечениям, разрешала мужчине ласки. Ещё более странным было параллельное увлечение ресторанами, театральными «капустниками». Она много читала, ходила в театр, обедала, ужинала, выезжала на прогулки, посещала курсы.

    Но её всегда тянуло к чему-то более светлому, нематериальному, к вере, к Богу, и так же, как храм Спасителя был близок к окнам её квартиры, так Бог был близок её сердцу. Она часто ходила в церкви, посещала обители, старые кладбища.

    Но в начале Великого поста, в Чистый понедельник, героиня, наконец, уступает страстно влюбленному в нее молодому красавцу. Но что дальше? А дальше - все то же: лучше уж не будет. Полнота счастья в земной жизни недостижима, идеал любви невозможен - далее все пойдет как угасание пережитого. Выход один: оборвать все на взлете, предваряя падение. Монастырь, усмирение страстей, видно не шуточных.

    В последние дни мирской жизни она испила её чашу до дна, простила всех в Прощёное воскресенье и очистилась от пепла этой жизни в Чистый понедельник.

    «Нет, в жёны я не гожусь». Она с самого начала знала, что не сможет быть женой. Ей суждено быть вечной невестой, невестой Христа. Ей кажется, что она нашла свою любовь, выбрала свой путь.

    Но, даже скрывшись в монастыре, она продолжает там мучиться недостижимым. В рассказе об этом ничего не сказано, но в заключительных строках его мы ощущаем это, когда, описывая молодых монахинь в белых одеяниях, взгляд молодого упал на одну из них - на ту, которая «вдруг подняла голову, крытую белым платом, загородив свечку рукой, устремила взгляд темных глаз в темноту». Почему в темноту ? Ведь храм был озарен свечами. По всей видимости, темнота у Бунина - это пустота, это неправильно выбранный путь.

    И теперь мы понимаем: тут не вера, точнее - не только вера, а, скорее всего, страх перед реальностью. Ведь любовь - это не просто страсть, не просто чувство, а еще и ответственность, тяжелая ноша. «Нет, в жёны я не гожусь». Героиня рассказа убегает в монастырь, потому что не может, не умеет нести все тяготы жизни, которые любовь налагает. Поэтому монастырь для нее - это бегство от жизни.

    Виртуозно и сжато написан рассказ. Каждый штрих имеет явное и скрытое значение. Чего стоит последний, утонченно-светский, черно-бархатный туалет героини с её прической шамаханской царицы! Неожиданное и показательное сочетание. Девушка постоянно следует разными путями, живо напоминающими окружающие её различия. Таков символический смысл женского образа. В нём совместились тяга к духовному подвигу и ко всему богатству мира, сомнения, жертвенность и тоска по идеалу.

    Есть в рассказе и другой смысл авторских размышлений. Извечные противоречия человеческой, конкретнее, женской природы, любви, возвышенной и земной, чувственной, определили испытания героини. Ее смелость, способность пройти через все запреты и соблазны помогают открыть таинственную, непреодолимую власть инстинкта. Но тем теплее, сочувственнее отношение автора к молодой женщине, чем больше она сопротивляется вполне естественным, хотя мучительным для неё, влечениям.