Сценка по одной из сказок чуковского. Внеклассное мероприятие, посвященное творчеству чуковского. Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И. Чуковского. Сценарий

Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И. Чуковского. Сценарий

Оформление : Портрет К. И. Чуковского, выставка детских рисунков к произведениям К.И. Чуковского, выставка книг «Чудо-дерево», плакат «Талант у Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, веселый, праздничный».

Ведущий: Дорогие ребята, гости! Приглашаю вас в «Литературную гостиную», посвященную творчеству Корнея Ивановича Чуковского — сказочника, критика, переводчика.

Ученик:

Нам жалко дедушку Корнея:

В сравненьи с нами он отстал,

Поскольку в детстве «Бармалея»

И «Крокодила» не читал,

Не восхищался «Телефоном»

И в «Тараканище» не вник.

Как вырос он таким ученым,

Не зная самых главных книг?

Ведущий : Вот такое шутливое стихотворение посвятил Корнею Ивановичу Чуковскому поэт Валентин Берестов.

Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щеточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно легкая походка. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского. Корней Иванович жил в одном из красивейших уголков Подмосковья, в поселке Переделкино, среди берез и сосен, в небольшом доме. Его знали не только все дети поселка, но и все маленькие жители нашей страны и за ее рубежами. Он казался им великаном, этим его маленьким друзьям «от двух до пяти», настоящим добрым волшебником из сказки. Громадный, громкоголосый, щедрый на ласку, всегда имевший про запас для каждого — маленького и большого — шутку, присказку, доброе слово, громкий смех, на который нельзя было не отозваться, от которого у малышей блестели глаза и розовели щеки.

Ведущий читает вступительную часть к книге Чуковского «От двух до пяти».

С ранних лет стихи К.И. Чуковского приносят всем нам радость. Не только вы, но и ваши родители, ваши дедушки и бабушки не представляют своего детства без «Айболита», «Федорина горя», «Телефона»... Стихи Корнея Ивановича воспитывают драгоценную способность сопереживать, сострадать, сорадоваться. Без этой способности человек — не человек. Стихи Чуковского развивают нашу речь, обогащают нас новыми словами, формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее.

Ребята читают наизусть стихотворения «Поросенок», «Черепаха», «Радость», «Бутерброд», «Ежики смеются».

Ведущий: А сейчас послушаем потешки, которые собрал и обработал Чуковский.

Звучат потешки «Вдоль по сахару», «Акулина», «Елизар», «Пожар».

Ведущий: Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием. «Всегда, — писал он, — где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приемной зубного врача, — я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей. Это спасало меня от умственной праздности!» Послушаем загадки, сочиненные им.

Ребята рассказывают загадки «Чудесный дом», «Чудесный паровоз», «Зубастая загадка», «Чудесные кони», «Почему», «Берегись!».

Ведущий : Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так. Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вез его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку: «Жил да был крокодил, он по Невскому ходил». Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил ее всю, слово в слово. А вот второй случай. Вот как об этом вспоминает сам Корней Иванович: «Однажды, работая в своем кабинете, я услышал громкий плач. Это плакала моя младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая свое нежелание мыться. Я вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя тихо сказал:

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам.

А нечистым трубочистам

Стыд и срам! Стыд и срам!

Так родился на свет «Мойдодыр».

Включают отрывок записи «Мойдодыра» в исполнении автора.

Ведущий : Стихи Чуковского очень музыкальны. К сказке «Мойдодыр» композитор Юрий Левитин написал оперу. Послушаем ее фрагменты.

Звучит «Увертюра» — вступление к опере.

Вступают фанфары, привлекая внимание слушателей. Далее звучит лучезарный солнечный марш: «Рано утром, на рассвете умываются мышата». Финалом оперы становится радостный гимн воде.

Ученица читает наизусть отрывок из сказки: «Да здравствует мыло душистое...»

Ребята, вы нарисовали рисунки к сказкам и стихам К.И. Чуковского. Давайте как следует рассмотрим их. Скажите, как по-вашему, к какому произведению Корней Ивановича Чуковского нарисован какой рисунок.

Героем многих сказок Чуковского является крокодил. Вспомните, какие это сказки и прочитайте из них отрывки.

Ребята называют сказки и читают из них наизусть отрывки:

Долго, долго крокодил

Море синее тушил

Пирогами, и блинами,

И сушеными грибами. («Путаница»)

Бедный крокодил

Жабу проглотил. («Тараканище»)

Вдруг навстречу мой хороший,

Мой любимый крокодил.

Он с Тотошей и Кокошей

По аллее проходил... («Мойдодыр»)

А потом позвонил Крокодил

И со слезами просил:

«Мой милый, хороший,

Пришли мне калоши,

И мне, и жене, и Тотоше». («Телефон»)

Повернулся,

Улыбнулся,

Засмеялся

Крокодил

Бармалея,

Словно муху,

Проглотил. («Бармалей»)

А в большой реке

Крокодил лежит

И в зубах его

Не огонь горит —

Солнце красное, солнце краденое. («Краденое солнце»)

Жил да был Крокодил,

Он по Невскому ходил...

А за ним-то народ

И поет, и орет:

«Вот урод так урод!

Что за нос, что за рот!

И откуда такое страшилище?» («Крокодил»)

Ведущий: Корней Иванович рассказывал: «У меня часто бывали приливы радости и веселья. Идешь по улице и бессмысленно радуешься всему, что ты видишь: трамваям, воробьям. Готов расцеловаться с каждым встречным». Один такой день К.И. Чуковский особенно запомнил — 29 августа 1923 года: «Чувствуя себя человеком, который может творить чудеса, я не вбежал, а взлетел, как на крыльях, в нашу квартиру. Схватив какой-то запыленный бумажный клочок, с трудом отыскав карандаш, стал писать веселую поэму о Мухиной свадьбе, причем чувствовал себя на этой свадьбе женихом. В этой сказке два праздника: именины и свадьба. Я всей душой отпраздновал оба».

Ребята инсценируют отрывок из сказки «Муха-цокотуха».

Ведущий : Чуковский вспоминал: «А однажды вдохновение нахлынуло на меня на Кавказе, во время купания в море. Я заплыл довольно далеко, и вдруг под действием солнца, ветра и черноморской волны у меня сами собой сложились стихи:

О, если я утону,

Если пойду я ко дну...

Я сразу написал строчек двадцать. Ни начала, ни конца у сказки не было».

Инсценировка сказки «Айболит».

Ведущий : А сейчас поиграем. У меня в мешке (коробке) находятся разные вещи. Их кто-то потерял. Кто из вас, ребята, сможет помочь найти их владельцев? Но вы должны не только назвать, кому принадлежит та или иная вещь, но и прочитать строчку из произведения, в котором о ней говорится.

Примеры :

Телефон — «У меня зазвонил телефон...» («Телефон»);

Воздушный шарик — «Ехали медведи на велосипеде, /А за ними кот задом наперед» («Тараканище»);

Мыло — «Вот и мыло подскочило и вцепилось в волоса» («Мойдодыр»);

Блюдце — «А за ними блюдца, блюдца, дзинь-ля-ля, /И танцуют, и смеются, дзинь-ля-ля» («Федорино горе»);

Калоша — «И ждем не дождемся, когда де вы снова /Пришлете к нашему ужину /Дюжину новых и сладких калош» («Телефон»);

Термометр — «И ставит, и ставит им градусники» («Айболит»).

Ведущий: Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигурки. Дети вытирали руки о его брюки. Домой идти было далеко. Брюки от глины стали тяжелыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Так родилось «Федорино горе».

Ребята читают по ролям отрывок из сказки «Федорино горе».

Игра-викторина по произведениям К.И. Чуковского

На чем ехали зайчики в сказке «Тараканище»? (В трамвайчике.)

Почему болели животы у цапель, которые просили прислать им капли в стихотворении «Телефон»? (Они объелись лягушками.)

Чем потчевал доктор Айболит больных зверят в Африке? (Гоголем-могол ем.)

Продолжите фразу из сказки «Мойдодыр»: «Да здравствует мыло душистое...»

Кто напал на Муху-цокотуху? (Паук.)

Ведущий : Сказки Корнея Ивановича Чуковского помогают детям ориентироваться в окружающем мире, позволяют чувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость, за добро и свободу. Смехом, улыбкой светится каждая строчка стихов Корнея Ивановича. Часто мы ощущаем в его произведениях присутствие самого автора: «У меня зазвонил телефон» или «Я живу в Переделкине. Это недалеко от Москвы. Вместе со мной живет крохотный лилипут, мальчик-с-пальчик, которого зовут Бибигон. Откуда он пришел, я не знаю. Он говорит, что свалился с Луны. И я, и мои дети, и внуки — мы очень любим его».

Демонстрация книги «Бибигон».

Ведущий : Еще много раз мы будем встречаться с произведениями Чуковского. Мы познакомимся с его воспоминаниями о писателе Борисе Житкове, с которым он учился в одном классе, познакомимся с Чуковским-переводчиком. Он перевел с английского «Приключения барона Мюнхаузена», «Приключения Тома Сойера», «Приключения Гекльберри Финна», книги «Маленький оборвыш», «Принц и нищий», «Рикки-Тики-Тави» и многие другие.

Демонстрация книг.

Ведущий: Однажды Корней Иванович Чуковский записал лирическое признание:

Никогда я не знал, что так радостно быть стариком,

Что ни день — мои мысли добрей и светлей.

Возле милого Пушкина, здесь, на осеннем Тверском,

Я с прощальною жадностью долго смотрю на детей.

И. усталого, старого, тешит меня

Бесконечная их беготня и возня.

Да к чему бы и жить нам на этой планете,

В круговороте кровавых столетий,

Когда б не они, не вот эти

Глазастые, звонкие дети...

Ведущий : Таким остается в памяти поколений дедушка Чуковский. Ираклий Андроников писал: «Талант у Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, веселый, праздничный. С таким писателем не расставайтесь всю жизнь».

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №11»

Тюменской области Ямало-Ненецкого автономного округа

Литературный праздник для учащихся начальной школы

«Путешествие по сказкам Корнея Чуковского»

подготовила заведующая библиотекой

Сердобинцева Валентина Фёдоровна

Г. Новый Уренгой

2013

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКАМ КОРНЕЯ ЧУКОВСКОГО

«По-моему, цель сказочников заключается

в том, чтобы какою угодно ценою воспитать

в ребёнке человечность – эту дивную

способность человека волноваться чужими

несчастьями, радоваться радостями другого,

переживать чужую судьбу как свою»

К.И. Чуковский

Литературный праздник для учащихся начальной школы.

Действующие лица:

Ведущие, Муха-Цокотуха, Паук.

Цели:

Расширить знания детей о писателе К.И.Чуковском, привить любовь к его творчеству. Научить понимать занимательность сюжетов сказок писателя, особенность его языка. На произведениях Корнея Чуковского показать, что добро побеждает зло, воспитывать у детей чувство сострадания к слабым и беззащитным. Сформировать устойчивый интерес к чтению.

Оформление и оборудование:

Портрет писателя, книжная выставка, стенд с макетом дерева и рисунками детей, корзинка с вещами из произведений писателя, самовар и чашки с блюдцами, стол с угощениями к чаепитию, грамзапись стихов и песен.

Ход мероприятия:

(Звучат мелодии детских песен)

Ведущий 1:

Здравствуйте, дорогие ребята! Мы рады видеть вас снова у нас в библиотеке. Сегодня мы с вами совершим небольшое путешествие. А куда – посмотрите вокруг и догадайтесь сами.… Какое-то странное дерево выросло у нас в библиотеке, просто «Чудо — дерево». И листочки на нём очень интересные. Узнаёте ребята? (Ответы детей). Да, это ваши рисунки с героями сказок Корнея Чуковского. Кто не знает его сказок? Даже взрослые люди, теперь уже сами папы и мамы, бабушки и дедушки помнят с детства его весёлые стихи и сказки. И сегодня мы с вами отправимся в путешествие по сказкам Корнея Ивановича Чуковского.

Ведущий 2:

Но это его литературный псевдоним. А кто сможет назвать настоящую фамилию, имя и отчество Чуковского? Николай Васильевич Корнейчуков. У Корнея Ивановича была большая и интересная жизнь. Родился в 1882 году в Петербурге. Рано начал работать маляром, но одновременно занимался самообразованием: изучал английский язык, много читал. А потом сдал экзамен за курс гимназии и начал работать в газете. Талант его очень многогранный: литературовед, переводчик, сказочник. Свои книги Чуковский писал на даче под Москвой, в посёлке Переделкино. Дети посёлка и всей страны звали его ласковым именем «Чукоша». У него была большая и дружная семья: четверо детей, пятеро внуков и правнуков.

Ведущий 1:

Первую свою сказку для детей Корней Иванович, по собственному признанию, написал случайно. Это была сказка «Крокодил». Её он сочинил в дороге, в поезде, успокаивая своего больного сына. Помните эту сказку?

Жил да был

Крокодил.

Он по улицам ходил,

Папиросы курил,

По-турецки говорил,-

Крокодил, Крокодил Крокодилович!

А за ним-то народ

И поёт и орёт:

Вот урод так урод!

Что за нос, что за рот!

И откуда такое чудовище?

Гимназисты за ним,

Трубочисты за ним,

И толкают его,

Обижают его;

И какой-то малыш

Показал ему шиш,

И какой-то барбос

Укусил его в нос,-

Нехороший барбос, невоспитанный.

Ребята, кто помнит, чем же закончилась история про Крокодила?

(Крокодил улетел в Африку, приходил в гости к писателю и пил с ним чай)

А какие интересные события произошли в этой сказке, вы вспомните, когда её перечитаете. Ребята, скажите, пожалуйста, в каких стихах и сказках Чуковского вам встретился Крокодил? Ответы детей. («Путаница», «Тараканище», «Мойдодыр», «Телефон», «Бармалей», «Краденое солнце», «Крокодил»). Корней Иванович написал много замечательных стихов и сказок. В нашей библиотеке часть из них представлена на выставке. Сегодня, мы с вами встретимся с героями этих книг. (Звучит телефонный звонок).

Ведущий 2:

У меня зазвонил телефон. Кто говорит?

Дети: Слон.

Ведущий 2: Откуда?

Дети: От верблюда.

Ведущий 2: Что вам надо?

Дети: Шоколада.

Ведущий 2: Ребята! Откуда вы всё это знаете?

Дети: Из книги Чуковского «Телефон».

Ведущий 2: Правильно ребята! Молодцы!

А узнаёте этих героев из сказки Корнея Ивановича? (Выбегает Муха-Цокотуха).

Муха-Цокотуха:

Я Муха-Цокотуха, позолоченное брюхо!

Я сегодня жду гостей, я сегодня именинница!

Я ходила на базар и купила самовар.

Угощу друзей чайком, пусть приходят вечерком.

У меня для всех гостей много вкусных сладостей!

Ах, забыла я, забыла, кого в гости пригласила.

Ребята, помогите.

Всех гостей мне назовите!

Дети: Букашки, блошки, тараканы, бабушка-пчела, кузнечик, мотыльки…

Муха-Цокотуха:

Спасибо, ребята! Много гостей у меня.

Буду стол накрывать и гостей всех встречать!

(Муха-Цокотуха кружит вокруг стола с самоваром. Вдруг появляется Паук и хватает Муху-Цокотуху).

Муха-Цокотуха:

Дорогие гости, помогите!

Паука-злодея зарубите.

Ведущий 1:

Что случилось? Кого у нас на празднике обижают?

Паук:

Я злой Паучище, длинные ноги и ручищи!

Вашу Муху в уголок поволок

Хочу бедную убить, Цокотуху погубить!

Ведущий 1:

Отпусти её. Почему ты такой злой?

Паук:

Ведущий 1:

Всё понятно. Ребята, вы поможете спасти Муху-Цокотуху? (Ответы детей).

Загадывай паук нам загадки. А мы будем с ребятами их отгадывать.

Паук:

Два коня у меня, два коня,

По воде они возят меня.

А вода тверда, словно каменная!

(Коньки)

Ах, не трогайте меня,

Обожгу и без огня!

(Крапива)

Растёт она вниз головою,

Не летом растёт, а зимою.

Но солнце её припечёт-

Заплачет она и умрёт.

(Сосулька)

Хожу-брожу не по лесам,

А по усам, по волосам,

И зубы у меня длинней,

Чем у волков и медведей.

(Расчёска)

Маленькие домики по улице бегут,

Мальчиков и девочек домики везут.

(Автобус)

Вот иголки и булавки

Выползают из-под лавки,

На меня они глядят,

Молока они хотят.

(Ёж)

Паук:

Спасибо вам, ребята! Теперь и я буду знать отгадки. А сейчас помогите мне вспомнить названия сказок. Я начну строчку, а вы продолжите фразу и назовёте сказку.

Тараканы прибегали

(Все стаканы выпивали)

«Муха-Цокотуха»

Ехали медведи

(На велосипеде)

А за ними кот

(Задом наперёд)

«Тараканище»

Одеяло

Убежало,

Улетела простыня,

И подушка,

(Как лягушка,

Ускакала от меня)

«Мойдодыр»

Не листочки на нём,

Не цветочки на нём,

А чулки да башмаки,

(Словно яблоки)

«Чудо-дерево»

Вдруг откуда-то шакал

На кобыле прискакал:

«Вот вам телеграмма

(От Гиппопотама)

«Айболит»

Маленькие дети!

Ни за что на свете

Не ходите в Африку,

(В Африку гулять!)

«Бармалей»

Эй вы, глупые тарелки,

Что вы скачете, как

(белки) «Федорино горе»

Но бессовестный смеётся

Так, что дерево трясётся:

«Если только захочу,

(И луну я проглочу!»)

«Краденое солнце»

Паук:

Спасибо, ребята! Молодцы! Как много вы читали. Какие весёлые сказки у Чуковского. И мне стало с вами весело. Теперь я добрый. Можно и мне с вами веселиться на празднике?

Муха-Цокотуха:

Простим его, ребята? (Ответы детей). Мне так понравилось, как вы меня спасали и дружно отвечали на вопросы Паука. А сможете ответить и на мои вопросы? Если не будете знать ответ, добрый Паук вам поможет. В корзине под Чудо-деревом у нас собраны разные вещи из произведений Чуковского. Вы должны помочь нам найти владельцев. Назовите, кому принадлежала вещь, и прочитайте строчку из произведения, в которой о ней говорится:

(Достаёт вещи из корзинки и показывает детям).

    Воздушный шарик;

(А за ним комарики на воздушном шарике)

Комарикам. «Тараканище»

    Блюдце;

(А за ними блюдца-

Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!)

Федоре. «Федорино горе»

    Мыло;

(Тут и мыло подскочило

И вцепилось в волоса)

Мойдодыру. «Мойдодыр»

    Термометр;

(И ставит, и ставит им градусники!)

Айболиту. «Айболит»

    Пряник;

(Пряник мятный,

Ароматный,

Удивительно приятный.)

Бармалею. «Бармалей»

Вот и опустела наша корзинка. Но у меня для вас припасены ещё интересные вопросы викторины. Давайте вместе вспомним весёлые стихотворения Корнея Ивановича:

    Что выросло на деревьях в стихотворении «Радость»?

    • На берёзе; (Розы)

      На осине. (Апельсины)

    О чём просили головастики свою бабушку-жабу в стихотворении «Головастики»?

(Поиграть)

    Кого испугалась Мурочка в стихотворении «Закаляка»?

(Своего рисунка «Бяки-Закаляки Кусачей»)

    На чём плавал Бибигон в сказке «Приключения Бибигона»?

(На калоше)

    Кто спасал Бибигона в его приключениях?

(Свинья, жаба, Федосья, внучки)

    Что упало на слониху в сказке «Тараканище»?

(Луна)

    Чем лечил добрый доктор Айболит больных зверей в Африке?

(Гоголем-моголем)

    Зачем свинья из стихотворения «Телефон» просила прислать к ней соловья?

(Чтобы с ним спеть)

Муха-Цокотуха:

Молодцы, ребята! И на мои вопросы вы дружно отвечали. Я знаю, что многие из вас помнят наизусть стихотворения Корнея Чуковского. И сейчас мы с удовольствием послушаем стихотворения, которые подготовили для вас учащиеся вторых классов. (Дети читают стихотворения)

Ведущий 1:

Сегодня мы с вами вспомнили многих героев сказок и стихотворений К.И.Чуковского: Муху-Цокотуху, Мойдодыра, Айболита и даже злого Бармалея, который стал добрым. Без этих замечательных сказочных героев жить нам было бы грустно. Ещё много раз мы будем встречаться с произведениями Корнея Ивановича. Когда вы станете старшими, познакомитесь с переводами Чуковского произведений зарубежных писателей и узнаете новых героев: Робинзон Крузо, Том Сойер, барон Мюнхгаузен и другие. Талант у Чуковского неиссякаемый, умный, весёлый. Во всех его книгах добро всегда побеждает зло. Сказки и стихотворения Чуковского очень музыкальны. Почти на все из них написаны музыкальные оперы, песни. Давайте послушаем маленький отрывок из музыкальной сказки Чуковского «Телефон». (Звучит запись сказки).

Ведущий 2:

Вот и подошло к концу наше путешествие по произведениям Корнея Ивановича Чуковского. Замечательного и весёлого сказочника и поэта. Впереди у вас новые встречи с героями его книг. А наши герои Муха-Цокотуха и Паук прощаются с вами. До новых встреч! Ждём вас в библиотеке!

Муха-Цокотуха и Паук угощают детей сладостями. Звучат мелодии детских песен.

Список использованной литературы

    Петровский, М. Корней Чуковский.- М.: Дет. лит, 1989.-125с.

    Русские писатели. XX век. Биографический словарь: В 2 ч. Ч.2.М-Я /Редкол.: Н.А. Грознова и др.; Под ред. Н.Н. Скатова.- М.: Просвещение, 1998.- 656 с.: ил.

    Тубельская, Г.Н. Детские писатели России. Сто имён: Био-библиографический справочник. Ч. 2. М-Я.- М.: Школьная библиотека, 2002.- 224с.

    Чуковский, К.И. Собрание сочинений в 2 т./Корней Чуковский.- М.: Правда, 1990.

Т.1: Сказки; От двух до пяти; Живой как жизнь.- 653с.

Т.2: Критические рассказы.- 620с.

5. Чуковский, К.И. Любимые стихи.- М.: АСТ-ПРЕСС, 1997.- 256 с.: ил.

6. Чуковский, К. Стихи и сказки. От двух до пяти/Предисл. В.Смирновой;

ирина аверина
Сценарий спектакля по сказкам К. И. Чуковского

Здравствуйте коллеги!

В данный момент я работаю с детьми старшего дошкольного возраста и однажды нам с детьми пришла идея. Пригласить в гости на спектакль детей младшей группы из соседнего детского сада.

Мы сделали пригласительный билет на наш спектакль , на прогулке вместе с детьми унесли пригласительный нашим соседям, ребятишки обрадовались, приняли наше приглашение с радостью.

У нас началась подготовка. Вместе с детьми мы сделали " Волшебную книгу". Родители помогали делать костюмы к сказке . Я предлагаю сценарий нашей сказки он составлен по трем сказкам К . И. Чуковского " Путаница","Федорино горе","Мойдодыр".

Сценарий спектакля по сказкам К . И. Чуковского

Образовательные задачи :

Продолжать знакомить детей с творчеством К. И. Чуковского

Способствовать развитию творческой активности детей в доступных видах музыкальной исполнительской деятельности

Развивающие задачи :

Продолжать развивать умение интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы;

Закреплять умение брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом художественного произведения, использовать атрибуты, костюмы, инструменты;

Воспитательные задачи :

Воспитывать культуру общения со сверстниками в проделанных совместных действиях;

Продолжать воспитывать потребность следить за внешним видом, чистотой и порядком.

Оборудование :

Фортепиано, музыкальный центр;

Мультимедийное оборудование, ноутбук;

костюмы для детей : костюм для Федоры : фартук, платок; костюм для Мойдодыра,

декорации для сказки : (самовар, половники, ложки, расчёски, мочалки, тазики, подушка, скатерть, веник и др., книга с сюжетами сказок : «Путаница» , «Федорино горе» , «Мойдодыр» .

Действие первое

Ведущий : Ребята, вы любите сказки ? Посмотрите, у меня в руках волшебная книга, в ней все страницы живые, открываем первую страницу :

Выбегают животные : котята, утята, свинки, цыплята

Звучит музыка, животные танцуют. В конце танца зверята начинают безобразничать. Музыка стихает, животные вместе недовольно и грустно говорят :

На-до-е-ло! На-до-е-ло! На-до-е-ло.

Вед. – Замяукали котята!

Котята : Надоело нам мяукать!

Мы хотим, как поросята,

Вед. – А за ними и утята.

Утята : Не желаем больше крякать!

Мы хотим, как лягушата,

Вед. – Свинки замяукали.

Свинки : Мяу, мяу!

Вед. – Кошечки захрюкали.

Котята : Хрю-хрю-хрю!

Вед. – Уточки заквакали.

Утята : Ква-ква-ква!

Вед. – Курочки закрякали.

Цыплята : Кря-кря-кря!

Вед. – Воробушек прискакал (выбегает воробей)

И коровой замычал.

Воробей : Му-у-у-у!

Вед. – Прибежал медведь

И давай реветь.

Медведь : Ку-ка-ре-кууу!

Вед. – Только заинька был паинька

(выходит заяц, ходит между зверятами, грозит им пальчиком)

Не мяукал и не хрюкал,

Он зверюшек неразумных уговаривал.

Заяц : (обращаясь к зрителям)

Кому велено чирикать – не мурлыкайте!

Кому велено мурлыкать – не чирикайте!

Не бывать вороне коровою,

Не летать лягушатам под облаком!

(садится на стульчик, качая головой и сокрушаясь)

Вед. – Но веселые зверята –

Поросята, медвежата,

Пуще прежнего шалят,

Зайца слушать не хотят!

(под веселую музыку зверята, взявшись за руки, танцуют и веселятся, потом зверята садятся здесь же на полянке, музыка продолжает играть, но тише)

Вед. – Рыбы по полю гуляют.

(две рыбки за ручку прогуливаются по сцене )

Жабы по небу летают.

(две лягушки пробегают по сцене , машут руками)

Музыка стихает.

Вед. – А лисички взяли спички,

(на цыпочках, крадучись, выходят две лисички с коробком спичек)

К морю синему пошли,

Море синее зажгли.

(из моря выскакивает огонь, лисички в испуге убегают, огонь танцует)

Вед. – Море пламенем горит,

Выбежал из моря кит.

Кит : - Эй, пожарные, бегите!

Помогите, помогитеее!

Вед. – Долго, долго крокодил

Море синее тушил.

(Крокодил тушит из ведерок море)

Пирогами и блинами и сушеными грибами.

Вед. – Прибегали два цыпленка,

Поливали из бочонка.

(цыплята поливают)

Прибегали киски

Поливать из миски.

(выбегают котята поливают)

Вед. – Все зверята прибегали,

Поливали, поливали.

(выбегают все зверята, встают друг за другом, поливают)

Тушат-тушат, не потушат,

Заливают, не зальют.

Тут бабочка прилетала

(выбегает девочка,

Крылышками помахала,

Стало море потухать и потухло.

(бабочка встает к другим зверятам, огонь присоединяется)

Вед. – Вот обрадовались звери!

Засмеялись и запели!

(звучит веселая музыка, звери танцуют произвольный танец)

Ведущий : открываем еще одну страницу нашей книги.

Посмотрите замарашка, вы знаете кто это?

и герои оживают.

Звучит музыка выходит Федора

Действие второе

Федора : (показывает на неубранный стол)

Не хочу я мыть посуду - лучше про неё забуду!

Ох, поспать бы хоть часок, повернуться на бочок.

(берёт веник в руки, но передумывает)

Пол бы надо подмести, да салфетки потрясти…

Везде крошки, пыль, да сор.

Хоть бы кто – нибудь подмёл!

(Смотрится в зеркало)

Умывалась я когда? То ль сегодня, то ль вчера?

Ай, да ладно, что гадать, лучше лягу я поспать!

(Садиться за стол кладёт голову на сложенные руки)

Хорошо-то как! Бай-бай! Спи, Федора, засыпай!

(Засыпает)

Вед : Ай-яй-яй! Даже посуда собралась уйти от Федоры, обиделась и не хочет у неё жить. Неужели Федора останется совсем одна?

Дети «посуда» выбегают, берут со стола у Федоры посуду, тихонько оббегают круг

ТАНЕЦ ПОСУДЫ

попурри на музыку Моцарта

(В конце танца собираются в серединке «шепчутся» )

1-й : Надо нам бежать, друзья,

Больше выдержать нельзя!

2-й : Не могу так больше жить,

Не хочу я с ней дружить!

3-й : Мы бедная, бедная несчастная посуда

Жить с Федорой нам, друзья, очень, очень худо!

4-й : В этом доме пыль и грязь

Уйдем немедленно сейчас!

Все : Прощай, Федора Егоровна!

(Идут друг за другом и приговаривают)

Вед : Вот беда-то приключилась!

Ну, Федора отличилась!

И душа –то не болит,

Только охает да спит!

(Федора сладко чмокает во сне, переворачивается на другой бок)

Но тут просыпается Федора видит нет посуды вскакивает хватает веник стоит растерянная, заплакала.

Федора :

Ой, ой, ой! Ой, ой, ой!

Воротитеся домой!

Эй, вы, глупые тарелки,

Что вы скачете, как белки?

Тарелки :

Лучше в поле пропадём,

А к Федоре не пойдём!

(идут по кругу под музыку, медленнее, медленнее)

(Федора уходит за ширму, выходит переодетая, причесанная, стоит у забора)

Ведущий : Но чайник шепнул утюгу :

Ведущий : И заплакали блюдца :

Блюдца : Не лучше ль вернуться?

Сковородка :

Глядите, кто там мается?

Сидит, плачет, печалиться?

Посуда (дети хором) :

Да это же у забора

Хозяйка наша –Федора!

Ведущий :

Но чудо случилось с ней,

Стала Федора добрей.

Федора :

Ой, вы, бедные сиротки мои,

Утюги и сковородки мои,

Вы подите-ка немытые домой,

Я водою вас умою ключевой!

Уж не буду!

Уж не буду!

Я посуду обижать

Буду, буду я посуду

И любить, и уважать

Ведущий :

Засмеялися кастрюли

Самовару подмигнули.

Чайник :

Ну, Федора, так и быть,

Рады мы тебя простить!

Ведущий :И обрадовались блюдца

Дзынь-ля-ля!

Дзынь-ля-ля!

И танцуют, и смеются

Дзынь-ля-ля!

Дзынь-ля-ля!

(Посуда и Федора исполняют танец самовара «Ах вы сени…» .)

Федора :

Что ж пришла пора прощаться,

Было весело у вас.

До свиданья!

В добрый час!

(Федора прощается и уходит вместе с посудой за кулисами.)

Действие третье

Ведущий : а мы открываем следующую страницу нашей книги.

выбегает мальчик грязный под музыку «Грязнуля» по выбору музыкального руководителя.

Грязнуля :

Одеяло убежало,

Улетела простыня,

И подушка, как лягушка,

Ускакала от меня.

Я за свечку, сечка в печку.

Я за книжку, та бежать

И вприпрыжку - под кровать.

Я хочу напиться чаю,

К самовару подбегаю,

Но пузатый от меня

Убежал как от огня!

Ребёнок : (выбегает)

Боже, боже, что случилось?

От чего же всё кругом

Завертелось, закружилось

И помчалось кувырком.

Ведущий :

Вдруг из маминой из спальни

Кривоногий и хромой

Выбегает умывальник

И качает головой.

(Под музыку Ю. Левитина «Выход мойдодыра» .)

Мойдодыр :

Ах ты, гадкий, ах ты грязный,

Неумытый поросёнок!

Ты чернее трубочиста,

Полюбуйся на себя.

У тебя на шее вакса,

У тебя по носом клякса,

У тебя такие руки,

Что сбежали даже брюки,

Даже брюки, даже брюки убежали от тебя!

Ребёнок :

Рано утром на рассвете

Умываются мышата,

И котята, и утята,

И жучки, и паучки.

Мойдодыр :

Ты один не умывался

И грязнулею остался,

И сбежали от грязнули

И чулки и башмаки.

Ведущий : он ударил в медный таз и вскричал :

Мойдодыр : КАРАБАРАС.

(выбегают щетки, грязнуля встает в таз)

Грязнуля :

И сейчас же щётки, щётки

Затрещали как трещотки

И давай меня тереть, приговаривать.

Щётки :

Моем, моем трубочиста

Чисто, чисто, чисто, чисто!

Будет, будет трубочист

Чист, чист, чист, чист!

Грязнуля :

Тут и мыло подскочило

(выходит мыло, присоединяется к щеткам)

И вцепилось в волоса,

И юлило, и мылило,

И кусало, как оса.

(щетки и мыло уходят, девочки надевают чистую футболку на грязнулю)

Все вместе встают полукругом

Мойдодыр :

Да здравствует мыло душистое,

И полотенце пушистое,

И зубной порошок,

И густой гребешок.

Ребёнок :

Давайте же мыться, плескаться,

Купаться, нырять, кувыркаться.

В ушате, в корыте, в лохани,

В реке, в ручейке, в океане.

И в ванне, и в бане, всегда и везде!

Дети : (хором.) Вечная слава воде!

(Звучит музыка по выбору муз. руководителя, персонажи уходят) .

Ведущий : Вот и закончились страницы нашей волшебной книги

Желаю вам быть красивыми, здоровыми мойте руки и посуду, тогда никто и некогда от вас не убежит.

Логопедический утренник для учащихся 1-4 классов «Удивительный мир сказок К.И. Чуковского»

Цели:
Знакомство с творчеством детского писателя К.И. Чуковского.
Развитие творческого воображения.
Развитие речевых навыков.

Задачи:
Познакомить с произведениями детского писателя К.И. Чуковского,.
Воспитывать личностные качества: дружелюбие, отзывчивость, уважительное отношение к старшим, любовь к животным.
Развивать познавательную активность, коммуникабельность, творчество, воображение, мышление, активизировать словарь.
Формировать чувство коллективизма, внимания и чуткости друг к другу и окружающим людям.

Участники: учащиеся 1-4 классов

Оборудование: празднично оформленный зал, портрет К.И. Чуковского, выставка книг, маски, костюмы и атрибуты героев сказок К.И. Чуковского.

Ход мероприятия

(звучит музыка, на сцене ведущие, на экране портрет К.И.Чуковского)

1 ведущий. - Здравствуйте ребята и уважаемые взрослые! Сегодня мы собрались на литературный утренник, посвящённый творчеству детского поэта Корнея Ивановича Чуковского.

2 ведущий. – Без книг К.И. Чуковского невозможно представить наше детство. Ваши мамы и папы, и даже бабушки и дедушки знакомы с его стихами и сказками.

1 ведущий. – К.И. Чуковский удивительно добрый человек.
Высокого роста, с крупными чертами лица: большой любопытный нос, щёточка усов, смеющиеся светлые глаза. Таков портрет детского поэта.

2 ведущий. – Жил он в дачном посёлке Переделкино, недалеко от Москвы. Рано-рано утром, как только вставало солнце, Корней Иванович уже сидел у себя за столом и работал – писал. Поработав несколько часов, он отправлялся гулять.

1 ведущий. – Когда Чуковский выходил из калитки дачи, к нему сейчас же направлялась армия больших и маленьких ребятишек и просила рассказать какую-нибудь историю. Дети очень любили этого весёлого человека и называли его ласковым именем - Чукоша. И он всегда интересно рассказывал, сочиняя на ходу.

(учащиеся читают стихотворение «Чудо - дерево»)
Чудо-дерево


1. Как у наших у ворот
Чудо – дерево растёт.
Чудо, чудо, чудо, чудо
Расчудесное.

2. Не листочки на нём,
Не цветочки на нём,
А чулки да башмаки,
Словно яблоки.

3. Мама по саду пойдёт,
Мама с дерева сорвёт
Туфельки, сапожки,
Новые калошки.

4. Папа по саду пойдёт,
Папа с дерева сорвёт
Маше – гамаши,
Зинке – ботинки,
Нинке – чулки.

5. А для Мурочки такие
Крохотные голубые
Вязаные башмачки!

Вместе: Вот какое дерево,
Чудесное дерево.

2 ведущий. К.И.Чуковский выстроил дом для библиотеки. Он сам выдавал детям книги, читал им сказки. В его библиотеку записалось 1300 школьников.

1 ведущий. Стихи Чуковского звучат великолепно. Каждая строчка поэта светится смехом, улыбкой.

(ученик читает стих «Радость»)
Радость
Рады, рады, рады
Светлые берёзы
И на них от радости
Вырастают розы.

Рады, рады, рады
Тёмные осины
И на них от радости
Растут апельсины.

2 ведущий. К.И.Чуковский был прекрасным переводчиком. Такие весёлые стихотворения «Робин Бобин Барабек», «Дженни», «Храбрецы», «Курица» и другие – это народные песенки. Их перевёл Корней Иванович с английского языка на русский. Послушаем некоторые из них.

(учащиеся читают стихи «Курица», «Жил на свете человек»)

Курица
Курица – красавица
У меня жила.
Ах, какая умная курица была!

Шила мне кафтаны,
Шила сапоги,
Сладкие, румяные
Пекла мне пироги.

А когда управится,
Сядет у ворот –
Сказочку расскажет,
Песенку споёт.

Жил на свете человек
Жил на свете человек,
Скрюченные ножки,
И гулял он целый век
По скрюченной дорожке.

А за скрюченной рекой
В скрюченном домишке
Жили летом и зимой
Скрюченные мышки.

И стояли у ворот
Скрюченные ёлки,
Там гуляли без забот
Скрюченные волки.

И была у них одна
Скрюченная кошка,
И мяукала она,
Сидя у окошка.

1 ведущий. Удивительные песенки, и как легко запоминаются.
(раздаётся звонок)


Подождите, ребята!
У меня зазвонил телефон.
-Кто говорит?
-Слон.
-Откуда?
-От верблюда.
-Что вам надо?
-Шоколада.
-Для кого?
-Для сына моего.

А потом позвонил крокодил
И со слезами просил:
Милый, хороший
Пришли мне калоши.
И мне, и жене, и Тотоше.
-Постой, не тебе ли
На прошлой недели
Я выслал две пары
Отличных калош?
-Ах, те, что ты выслал
На прошлой неделе
Мы давно уже съели.

А потом позвонили зайчатки:
Нельзя ли прислать перчатки?

А потом позвонили мартышки:
Пришлите, пожалуйста, книжки!

А потом позвонил медведь,
Да как начал реветь.
Погодите, медведь, не ревите.
Объясните, чего вы хотите?
Но он только «му», да «му».
А к чему, почему –
Не пойму!
Повесьте, пожалуйста трубку!

2 ведущий. А ещё К.И.Чуковский был замечательным сказочником. Правда, сказочником он стал совершенно случайно, когда ему пришлось рассказывать сказки своим детям.

1 ведущий. Давайте и мы вместе с вами отправимся в удивительный мир сказок К.И.Чуковского.


(звучит музыка, появляется Муха-Цокотуха, танцует, находит копейку)

Муха-Цокотуха
Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо.
Муха по полю пошла
Муха денежку нашла.
Пошла Муха на базар
И купила самовар.

Приходите, приходите!
Я вас чаем угощу
Нынче Муха-Цокотуха –
Именинница!

(на столе стоят самовар, чашки.., Муха хлопочет у стола,

Вбегают тараканы)

1, 2 тараканы (вместе)

Тараканы прибегали.

(входят блошки)

1 блоха .
Приходили к Мухе блошки,
Приносили ей сапожки.

2 блоха.
А сапожки не простые –
В них застёжки золотые.

(отдают подарок Мухе и садятся за стол.
вбегает бабочка и дарит Мухе букет цветов, за ней появляется пчела)

Пчела.
Приходила к Мухе
Бабушка Пчела.
Мухе-Цокотухе
Мёду принесла.

Муха-Цокотуха
Угощайтесь, гости дорогие!
Нынче Муха-Цокотуха –
Именинница.

Гости дорогие!
Расскажите где бывали? Что видали? Что слыхали?

1 таракан
Вот какая история приключилась с нашим родственником, рыжим и усатым Тараканищем.

Вышел он из подворотни,
Страшный великан,
Рыжий и усатый
Таракан!
Таракан! Таракан! Тараканище!

Он рычит и кричит,
И усами шевелит:
« Погодите, не спешите,
Я вас мигом проглочу
Проглочу, проглочу, не помилую!

Звери же
По лесам, по полям разбежалися:
Тараканьих усов испугалися.
Вот и стал, наш брат,
Таракан победителем,
И лесов и полей повелителем.
Покорилися звери усатому.

Только вдруг из-за кусточка,
Из-за синего лесочка
Прилетает Воробей.
Взял и клюнул Таракана,
Вот и нету Великана.
(таракан садится, слышится звон посуды)

Бабочка (встаёт из-за стола)
Извините! Пойду посмотрю, что там случилось.(возвращается)
Скачет сито по полям,
А корыто по лугам,
За лопатою метла
Вдоль по улице пошла.
А за ними вдоль забора
Скачет бабушка Федора.

Муха-Цокотуха
Да, от этой Федоры убежала вся посуда, потому, что она её не мыла.

2 таракан
Знаю я эту Федору.
Жил я у неё в доме со своей семьёй.
Да так хорошо там было, так грязно!
Нас Федора не гоняла, нас Федора уважала.

(вбегает Федора)

Федора
Ой вы, бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои!
Вы пойдите-ка, немытые домой,
Я водою вас умою ключевой,
Я почищу вас песочком.
И вы будете опять,
Словно солнышко сиять.
Уж не буду, уж не буду
Я посуду обижать.
Буду, буду я посуду
И любить и уважать.

(Федора собирает посуду, разбросанную по полу, уходит)

1 блоха
Вот исправилась Федора.
И исчезло её горе.

Муха-Цокотуха
Что только не бывает на белом свете?
(обращается к бабочке)
Бабочка – красавица,
Кушайте варенье
Или вам не нравится
Наше угощенье?

2 блоха
Я тоже знала мальчика – грязнулю, от которого сбежали и чулки, и башмаки.
Вот послушайте!

(вбегает Грязнуля)

Грязнуля
Одеяло убежало,
Улетела простыня,
И подушка
Как лягушка,
Ускакала от меня.
Я – за свечку,
Свечка – в печку!
Я – за книжку,
Та – бежать
И вприпрыжку
под кровать!

Я хочу напиться чаю,
К самовару подбегаю,
Но пузатый от меня,
Убежал, как от огня.

Что такое,
Что случилось,
Отчего же всё кругом
Завертелось,
Закружилось
И помчалось колесом.

(входит Умывальник)

Умывальник
Я – великий Умывальник,
Знаменитый Мойдодыр
Умывальников начальник
И мочалок Командир.

Ах ты гадкий,
Ах ты грязный,
Неумытый поросёнок!
Ты чернее трубочиста,
Полюбуйся на себя.
У тебя под носом вакса,
У тебя на шее клякса.
У тебя такие руки,
Что сбежали даже брюки
Даже брюки
Убежали от тебя.

Надо, надо умываться
По утрам и вечерам
А нечистым – трубочистам
Стыд и срам!
(Грязнуля убегает, уходит и Умывальник.)

Муха-Цокотуха
Дорогие гости угощайтесь,
Да весельем заряжайтесь.

Гости (все хором)
Нынче Муха-Цокотуха –
Именинница.

(раздаётся плач)

Пчела
Слышу плач! Что за шум? Что за рёв?

(появляется Бармалей, он ведёт связанных и плачущих детей Таню и Ваню)

Таня
Милый, милый Бармалей
Смилуйся над нами,
Отпусти нас поскорей
К нашей милой маме.

Ваня
Мы от мамы убегать
Никогда не будем
И по Африке гулять
Навсегда забудем.

Бармалей
Нет – нет – нет!

Муха-Цокотуха
Кто ты?

Бармалей
Я – кровожадный,
Я – беспощадный,
Я – злой разбойник
Бармалей.
И мне не надо
Ни мармелада,
Ни шоколада,
А только маленьких
Да, очень маленьких детей.

2 таракан
Подожди, злодей!
Не спеши Бармалей!
Мы сейчас позовём
Крокодила,
А в животе у крокодила
Тесно, темно и уныло.

Бармалей
Нет! Не надо!
Буду, буду я добрей!
Полюблю я детей!
Не губите меня!
Пощадите меня!

Муха-Цокотуха
Ну, что ж тогда поскорей
Отпусти этих маленьких детей.

Бармалей
Ладно! Ладно! Я сейчас.
(развязывает и отпускает детей)

Ваня
Мы от мамы убегать
Никогда не будем
И по Африке гулять
Навсегда забудем.

Муха-Цокотуха
Угощайтесь, дорогие гости!

Гости (все вместе)
Нынче Муха-Цокотуха –
Именинница!

(звучит тревожная музыка, появляется Паук и набрасывает верёвку на Муху)

1 таракан
Ой, какой-то старичок паучок
Нашу Муху в уголок поволок.

2 таракан
Хочет бедную убить,
Цокотуху погубить.

Муха-Цокотуха
Дорогие гости!
Помогите!
Паука – злодея зарубите!
И кормила я вас
И поила я вас
Не покиньте меня
В мой последний час!

2 блоха
Но жуки, червяки
Испугалися
По углам, по щелям
Разбежалися.

Паук
А злодей-то не шутит
Руки – ноги он Мухе
Верёвками крутит.

Муха-Цокотуха
Муха криком кричит,
Надрывается:
Помогите!
Спасите!

1 блоха
Ой! Откуда-то летит
Маленький комарик,
И в руке его горит
Маленький фонарик.

Комар
Где убийца? Где злодей?
Не боюсь его когтей.

(Комар сражается с Пауком и побеждает, Муха падает в обморок)

Пчела
Нужен доктор Айболит!
Позовите доктора Айболита.

(входит доктор Айболит)
Доктор Айболит
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит.
Приходи ко мне лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок.

(Доктор Айболит приводит Муху в чувство)

Все гости

Слава, слава Айболиту!
Слав добрым докторам!

Доктор Айболит
Мне пора теперь бежать
Другим детишкам помогать.

Пчела
А Комарик-то, Комар!
Муху за руку берёт
И к окошечку ведёт

Комар
Я злодея зарубил.
Я тебя освободил.
И теперь душа – девица
На тебе хочу жениться!

Все гости
Слава, слава
Комару – победителю!

Бабочка
Веселится народ –
Муха замуж идёт
За лихого, удалого
Молодого Комара.

Все гости
Нынче Муха-Цокотуха –
Именинница!

(звучит музыка, на сцене ведущие)

1 ведущий
Наше путешествие в удивительный мир творчества К.И.Чуковского подошёл к концу.
Какие замечательные книжки подарил нам детский писатель К.И.Чуковский!

2 ведущий
Ребята! Читайте стихи и сказки К.И.Чуковского, приходите в нашу библиотеку!
А пока до свидания! До новых встреч!