Русская баня. Лечение для простудившихся. Утолять жажду в бане лучше холодной водой

Традиции русской бани имеют многовековую историю. Первые упоминания о ней встречаются в рукописных исторических документах датируемых первой половиной X века, однако в устном народном творчестве баня упоминалась еще в те далекие времена, когда письменности на Руси просто не существовало. Правда, тогда русскую баню было принято называть другими словами: мовь , мовня , влазня или мыльня . Само слово баня встречается в письменных источниках начиная с XI века.

Для наших предков баня являлась не просто способом поддержания личной гигиены и укрепления здоровья, древние славяне верили, что она способствует очищению не только тела, но и души. Банные процедуры использовали для избавления от сглаза, порчи, наговора и других напастей. Впрочем, в наши дни такая практика тоже не совсем забыта, проверенные веками способы восстановления душевного здоровья при помощи русской бани используются до сих пор.

Как все начиналось: история русской бани

Русская баня является одной из самых древних, некоторые историки считают, что ее появление почти совпадает по времени с самим возникновением славян как этнической общности. Издревле считалось, что баня объединяет в себе четыре главные природные стихии: воду, огонь, воздух и землю. По представлениям древних славян, посещая баню, человек вбирает в себя мощь этих стихий и становится сильнее как телом, так и духом. Наши далекие предки свято верили в очистительную и целебную силу бань, париться в бане было принято перед принятием важных решений и после дальней дороги. Со временем предложение посетить истопленную баньку стало отличительным признаком русского гостеприимства.

Русская баня пользовалась большой популярностью среди всех социальных слоев: в баньке парилась как аристократия, так и простой народ. Построить баню мог любой, кто имел для этого достаточно земли. В середине XVII века вышел указ, позволяющий строить бани только на удалении от жилых домов; скорее всего причиной данного правила послужили соображения противопожарной безопасности. Постепенно наряду с частными банями стали появляться бани общественные, где за определенную плату мог попариться каждый желающий. Наиболее знаменитыми русскими банями с полным правом можно назвать Сандуновские бани, основанные 1808 году и функционирующие по сей день.

Русские банные традиции и обычаи

Баню на Руси традиционно было принято топить по субботам, по этой причине субботу называли банным днем. В домашних банях парились совместно всей семьей: женщины парились вместе с мужчинами, и это не считалось чем-то предосудительным. Основное отличие общественных бань заключалось в том, что мужчины занимали одну половину помещения, а женщины другую. Разделение бань на женские и мужские началось с 1743 года, именно тогда специальным указом мужчинам старше 7 лет было запрещено входить в женскую баню, а женщинам - в мужскую.

(Банька топится по-черному )

В русской культуре баня имеет большое значение, на протяжении веков она была тесно сопряжена со многими другими традициями и обычаями. Так, например, баню было принято посещать накануне венчания, а также на следующий день после свадьбы. Русская баня играла важную роль в народной медицине, она считалась надежным, а часто и единственным средством против многих хворей и недугов. В связи с этим на Руси бытовала общеизвестная поговорка: “Помылся - будто заново родился!” В старинные времена даже считалось, что если больному не помогла парилка, то ему вряд ли помогут другие методы врачевания.

Традиционная русская баня

В старину русская баня представляла собой образец минимализма и эргономичности. Если говорить о частных банях, то обычно это был деревянный сруб с одним небольшим окошком, расположенным под самым потолком. Зазоры и щели между бревнами конопатили мхом и древесной смолой: таким образом достигалась относительная герметичность и теплоизоляция помещения. Угол бани занимала большая печь-каменка, которая и была главным элементом интерьера парилки. Сверху на печи были сложены камни, позволяющие дольше удерживать нужный уровень температуры.

(Банька часто топящаяся по черному внутри)

В помещении бани обязательно стояла бочка или чан, наполненные водой. После того как камни накалялись, огонь в печи тушили, а раскаленные камни начинали поливать водой, используя для этого специальные деревянные ковши. Вдоль одной из стен бани на разной высоте были расположены несколько полок, выбирая одну из которых можно было варьировать желаемую температуру воздуха. На верхней полке решались париться только самые опытные и выносливые парильщики, так как температура под потолком могла достигать 100 ˚С.

Баню обычно строили неподалеку от водоемов, после парилки люди нагишом выбегали наружу и бросались в воду, наиболее ощутимый эффект при этом достигался в зимний период благодаря большей разнице температур. Если возможности поставить баню рядом с естественным водоемом не было, то купание заменяли обливанием холодной водой из колодца. Первые русские бани строились исключительно из бревен, причем каждый сорт дерева источал особый аромат, придававший банным процедурам особую прелесть.


Банное дело это целое искусство, которое складывается из множества компонентов: подготовка оптимальной температуры, создание необходимой влажности воздуха и приятных ароматов в парной, правильный выбор и специальная подготовка банного веника и множество других моментов, от которых зависит настроение и здоровье.

Если неправильно подходить банному делу легко получить совсем не тот эффект. Самое легкое можно простыть, в худшем случае можно «посадить» сердце или отправиться туда, откуда не возвращаются. И хорошее и плохое что можно получить от посещения бани зависит от соблюдения или несоблюдения правил посещения бани.

Большинство людей так любят париться, что сразу как только заходят в баню, бегут в парилку, забывая, что тело сначала необходимо подготовить к высокой температуре. Нужно хотя бы на 3 минуты залезть под теплый душ. Первый заход в парилку должен длится не более 5 минут, и сидеть надо на низкой полке, где температура не очень высокая. После парилки нужно обернуться простыней, чтобы сохранять тепло.

В парной обязательно надо одевать на голову шапку, которая будет предохранять голову от перегрева. Но, наверно, самой распространенной ошибкой является - париться стоя. При таком положении у головы и у ног разница температуры огромная, риск теплового удара возрастает многократно.

После первого захода нужно отдохнуть 10- 15 минут, затем снова можно идти в парную. В этот раз под душ идти не нужно, но и веник брать, сразу не стоит. Нужно хорошенько распариться на верхней полке. Поры расширятся, выйдут шлаки вместе с потом, почкам станет легче работать. Легкие будут заполняться целебным паром, увеличится объем дыхания и соответственно потребление кислорода тканями. Мышцы расслабятся и освободятся от молочной кислоты, от которой мы чувствуем усталость в теле. Минут 15-20 достаточно, для активации всех этих процессов.


Лечение для простудившихся.

Обдайте кипятком веник, собранный из хвойных пород дерева (в зависимости от того, что растет поблизости). Используйте два последовательных вида массажа. Первый из них условно называется «иглоукалывание». По спине больного проводят веником, слегка касаясь его кожи, что непременно вызывает мурашки. Потом плотно сверните веник и немного поводите таким подобием валика по спине больного. В самом конце положите веник на шею больного или на спину, это поможет снять воспалительные процессы в легких и прогреть грудину.

Главное для таких людей не проводить в банях много времени, потому что их сердечнососудистая система итак изрядно нагружена благодаря лишним килограммам.

Лечение проблемных участков кожи, например, целлюлитные бляшки.

Перед посещением бани стоит намазать проблемные места медом и посидеть в бане не больше 15 минут. После чего необходимо принять прохладный душ. Регулярные процедуры помогут избавиться от целлюлита.

Прыщи и угревая сыпь.

Как мы знаем, проблема прыщей возникает не только на лице, но и на теле. Лучшим помощником в борьбе с этим недугом станет именно баня. Обдайте кипятком липовый веник и пройдитесь по частям тела, пораженным угревой сыпью. Вначале проведите в парилке не больше 7 минут, затем смойте с себя пот в прохладном душе. В следующий раз увеличьте время пребывания в парилке вдвое. После чего непременно пройдитесь по проблемным местам липовым веником еще раз. Ждите 10-15 минут, все полезные компоненты должны впитаться в вашу кожу. Только после этого можете принять душ.

Омоложение кожи.

Попарьтесь не больше 10 минут, после чего немного подождите. Ни в коем случае не принимайте душ, потому что открывшиеся поры кожи немедленно закроются. Во время второго захода попарьтесь 10-15 минут, методично проходя по своему телу веником, например липовым. После процедуры отпаривания кожи советуем нанести питательные для кожи вещества на тело в виде крема или мази. У каждого человека это будет свой, индивидуальный набор. По поводу таких масок для тела лучше посоветоваться со своим дерматологом.


Есть определенные нормы, которые стоит учитывать, собираясь посетить баню или сауну.

Ни в коем случае не забивайте свой желудок едой. Ходить в баню лучше после 1,5-2 часов после принятия пищи. А лучше всего за 30 минут до посещения скушать немного фруктов или овощей. Врачами рекомендуется посещать бани в первой половине дня, если это, конечно, не выходной день. Дневные нагрузки накапливаются, поэтому при высоких температурах парных комнат может начать усиливаться сердцебиение. Не стоит просиживать в парилке очень много времени. Не рекомендуется пребывать за раз более 30 минут. Больным людям не рекомендуется париться более 15 минут. Старайтесь во время перерывов между сеансами посещения парилки восполнить витамин «С», который убывает в изрядном количестве, когда температура помещения превышает температуру тела хотя бы на градус. Поэтому представьте, насколько интенсивно организм теряет этот ценный витамин в парилке. Как до, так и после бани не стоит загружать свой организм пищей. Замедленный обмен веществ не успеет усвоить пищу, принятую раньше 1-1,5 после посещения бани. Лучше попейте воды или, что еще лучше, зеленого чая.



Лечебный эффект посещения бани добивается не только парилкой, но и грамотно подобранным в зависимости от вида вашего недуга веником:

  • дубовый веник имеет тонизирующие свойства, расслабляет мышцы, придает бодрости, полезен при уходе за жирной кожей; врачи настоятельно рекомендуют такой веник гипертоникам
  • березовый веник используется в массажных целях
  • липовый веник помогает ухаживать за проблемными участками кожи от целлюлитных бляшек до незаживших ран и шрамов; находящееся в его составе эфирное масло снимает головные боли
  • пихтовый веник – настоящий источник здорового иммунитета, поэтому все простудные заболевания лечатся именно с применением такого веника, который в свою очередь регулирует кровообращение
  • можжевеловый веник – помощник при аллергии, а также радикулите, ревматизме и остеохондрозе
В каждой бане всегда стоит свой аромат и придается он за счет использования различных видов масел. Самым полезным из них считается эфирное масло, смеси которого способны лечить больного просто в процессе вдыхания его ароматов. Существуют различные смеси для каждого из видов недуга: при психических расстройствах эфирное масло смешивают с сосной, елью или пихтой, при простуде и заболевании дыхательных путей добавляются масла аниса, имбиря или укропа, моральную и физическую усталость помогает снять смесь эфирного масла с апельсином, лимоном или бергамотом, взбодриться помогает лаванда и жасмин.


врач физиотерапевт
Медцентра "Океан" на Садгороде

Казалось бы, баня – что может быть обыденнее? Испокон веков жители нашей страны регулярно посещают это место: парятся, моются, общаются с друзьями. Но далеко не все так просто, как может показаться на первый взгляд. Ведь баня – это не только отдельное строение для водных процедур, здесь в старину проводили магические ритуалы, совершали жертвоприношения духам, даже казнили людей. Рождение человека, вступление в брак и похоронные ритуалы – все это напрямую связано с баней.

Языческое святилище

Для язычников любое место, в котором сходятся все четыре природные стихии – огонь, вода, земля и воздух – является особенным. Издревле на Руси бани исполняли роль семейных святилищ, их почитали как место, где мир живых (явь) встречается с миром мертвых (навь). Считалось, что здесь обитают духи покойных предков.

Далеко не случайно сказочная Баба Яга должна добра молодца сначала выпарить в бане, а уж потом расспрашивать. Ведь именно через ритуальное омовение совершается переход человека из яви в навь.

Исследователь старинных традиций Андрей Дачник в своей книге «Баня. Очерки этнографии и медицины», которая была издана в 2015 году в Санкт-Петербурге, написал о том, что после принятия христианства на Руси в домах людей прочно обосновались иконы, а роль средоточия языческих сил стала играть именно баня. Постепенно люди начали воспринимать это отдельно стоящее здание, как место обитания чертей и совершения колдовских ритуалов.

Поэтому с баней связано много обрядовых запретов, среди них:

Нельзя мыться одному, кто так делает – тот колдун или ведьма.
Перед входом в баню нужно перекреститься, в самой бане креститься нельзя.
В баню иконы не вносят.
Нельзя мыться в бане во время православных праздников, это лучше сделать накануне.
Банную утварь (тазики, ковши, кочерги и т.п.) никогда не приносят в избу.
Запрещено строить дом на месте бани.
Нельзя мыться в банях по ночам.

Даже выражение «Пошел в баню!» означает предложение человеку очистить свои помыслы от всякой скверны, что и делается в языческом святилище.
Согласно поверьям древних славян, в бане можно было обрести магические способности, если пойти туда в полночь и громко отречься от Бога, сняв с себя православный крест.

Кто такой банник?

Язычники всегда одухотворяли не только свои дома, но и другие строения. Если в доме жил домовой, в овине – овинник, то в бане – банник. Иногда его еще называли «дедушка», что связано с почитанием культа предков. Так что банник мог быть и духом места, и кем-то из уважаемых пращуров конкретной семьи.

Поскольку физическое и духовное очищение в народном сознании неразрывны, в банях проводились ритуалы, направленные на освобождение людей от различного негатива, проблем, долгов, порчи и сглаза. Перед началом колдовства знахарь или ведьма обязательно просили помочь духа этого места.

Иногда баню топили, но никто в ней не мылся. Так делали во время языческих праздников, чтобы угодить баннику. Для него специально оставляли воду в шайке и веник.

Как правило, русские крестьяне побаивались духов, обитающих в бане. Ведь обиженный неуважением банник мог и убить человека, согласно поверьям. А некая баба-обдериха, вообще, была способна ободрать с живого человека всю кожу, если тот оставался в бане один и засыпал. Так люди объясняли многочисленные несчастные случаи, происходившие в этом месте.

Отравления угарным газом

Сейчас в России бани топят по-белому. В XVII – XVIII веках эти помещения в массовом порядке стали оборудовать специальными трубами, через которые выходит дым. А более тысячи лет до этого бани топили по-черному. Дым просто валил из всех щелей этих бревенчатых строений с каменными очагами, а стены и потолок были сильно закопчены.

Согласно нормам безопасности, такую баню необходимо часто проветривать, открывая дверь. Но многие люди слишком дорожили теплом, пренебрегали правилами. В результате, в банях образовывалась атмосфера с низким содержанием кислорода, а угарный газ в сочетании с высокой температурой и влажностью мог запросто привести к летальному исходу. В группе риска находились люди с заболеваниями легких и сердечнососудистой системы.

Характерный признак отравления угарным газом – румяная, порозовевшая кожа. Крестьяне считали, что это сердитый банник запарил несчастных до смерти. Если учесть, что в современных финских саунах ежегодно умирают около 50-60 человек, то можно предположить, как много несчастных случаев происходило на Руси.

Иногда сочетание угарного газа и теплового шока не приводило к летальному исходу, а вызывало у людей галлюцинации. Тогда они и видели в банях чертей, волосатых баб-обдерих, всякую другую нечисть. Порой в печах-каменках намеренно сжигали галлюциногенные травы (например, белену), чтобы войти в измененное состояние сознания. Этим приемом пользовались знахари.

Рождение ребенка

Русские крестьянки традиционно рожали в бане, ведь именно это место было вратами из нави в явь. Новорожденного и его мать необходимо было очистить от влияния потусторонних сил, и занималась этим бабка-повитуха, заговаривавшая воду.

После рождения ребенка и чтения над ним особых молитв, малыша относили в дом, а его мать должна была пожить в бане еще какое-то время: от трех дней до недели. Этим она отдавала должное духам предков. Люди верили, что они хорошо относятся к процессу родов, радуются этому событию.

Целью обрядов, проводившихся над женщиной в бане, было появление на свет здорового малыша, который бы рос крепким и спокойным.
А если новорожденный умирал, что случалось довольно часто, или у него обнаруживались увечья, дефекты в развитии, то все эти несчастья объяснялись действиями рассерженного банника. Люди говорили, что роженица или бабка-повитуха чем-то прогневили нечистую силу или не были внимательны к ребенку, вот банник их и наказал.

Иногда крестьянки сами могли задушить нежеланного ребенка, свалив все на чертей. В бане некоторые женщины избавлялись от беременности, искусственно вызывая преждевременные роды.

Казни и убийства

Как известно из «Повести временных лет», памятника древнерусской письменности начала XII века, легендарная княгиня Ольга (около 920-969 гг.) поочередно казнила две группы послов. Они были представителями племени древлян, прибывшими сватать ее за своего правителя, которого звали Мал. Было это уже после гибели ее супруга – князя Игоря Рюриковича.

Первое посольство древлян было похоронено заживо, а второе – сожжено в бане. Традиция использовать это строение для казни неугодных существовала на Руси издревле. Данное место было очень удобным для убийства: достаточно лишь натопить печь пожарче, а снаружи дверь припереть чем-нибудь тяжелым. Утром там будут трупы, которые даже не надо обмывать.

Даже в XVIII веке историки зафиксировали случаи казни людей в банях. Подобными действиями «прославился» первый иркутский губернатор Карл Львович фон Фрауендорф (около 1710-1767 гг.). Этот царский чиновник, как написал о нем военный инженер и этнограф Иван Григорьевич Андреев, в 1762 году «… многие жестокости причиня разным честным людям и запытав одного солдата в присутствии своем в жарко натопленной бане».

Поскольку люди не только появлялись на свет и готовились к свадьбе в банях, но и уходили в мир иной через это мистическое помещение, оно прочно ассоциировалось у русских со смертью. Иногда старого или больного человека парили в бане и оставляли там умирать, предварительно разобрав часть крыши, чтобы душе было легче отправиться на небеса. Случалось, что после убийства покойного хоронили тут же, ведь зимой другая земля была промерзлой, и выкопать в ней могилу очень трудно.

Жертвоприношения

Перед строительством новой бани нужно было принести ритуальную жертву духам. Как правило, с этой целью убивали черную курицу или петуха, которого зарывали в землю под порогом будущего помещения.

Иногда в качестве жертвы выступала другая живность: ворона, кошка, небольшая собака. Бывало, что их живьем закапывали, чтобы получить большую поддержку со стороны духов, которые должны помогать строителям и одобрить возведение бани в потустороннем мире.

Правда, некоторые язычники на этом не останавливались. Порой при раскопках на месте старых, развалившихся бань находятся человеческие кости. Это могли быть как похороненные здесь родственники, так и случайные гости, которых по обычаю полагалось напоить, накормить, в бане выпарить. Убийство таких посторонних людей в банях тоже исполняло роль жертвоприношения духам.
В полицейских отчетах XIX века сохранились многочисленные жалобы людей, которым удалось спастись от таких язычников, пытавшихся уморить их в бане.

С незапамятных времен, в баню ходили для очищения тела и духа и оздоровления всего организма. Банный жар улучшает обмен веществ и кровообращение, а также приводит к выведению из организма шлаков и токсинов.

Посещение бани способствует очищению и самообновлению организма за счет активизации деятельности всех без исключения органов и систем. Именно поэтому баня — это отличное средство для восстановления сил, а человек после банных процедур чувствует себя отдохнувшим и умиротворенным.

Как правильно париться

Для максимального оздоровительного эффекта и отличного самочувствия после бани рекомендуется:

  • избегать посещения бани на голодный желудок или после обильного приема пищи
  • использовать шапочку или полотенце чтобы защитить голову от перегрева
  • принимать теплый согревающий душ перед началом банных процедур
  • делать холодные обливания или купаться в бассейне между заходами в парную. Такие процедуры способствуют нормализации частоты сердцебиения, закаливанию организма и улучшению состояния кожи

Особенности русской бани

Еще наши далекие предки посещали баню с целью очищения тела и ободрения духа. Кроме того, с незапамятных времен банные процедуры славятся, как эффективное средство оздоровления и обновления всех систем организма. Наибольшее полезное действие банный жар оказывает на метаболизм и кровообращение, очищение организма от накопленных токсинов и прочих вредных веществ.

Регулярное проведение банных процедур обеспечивает обновление и очищение человеческого организма благодаря стимуляции и улучшению функционирования абсолютно всех систем и отдельных органов. Именно по этой причине правильная русская баня получила звание великолепного средства для возобновления сил и тонуса, а также обеспечения человеку отдохнувшее и умиротворенное состояние.

Что такое правильная русская баня

Наверняка каждый человек знает о существовании нескольких вид бань. Давайте их вспомним: греческая, римская, русская, финская и турецкая. Однако такая классификация не совсем точная. Первые три действительно являются банями и возникли они еще в древние времена. А вот финская является сауной, а турецкая – хамам. Чаще всего путают именно финскую сауну с настоящей русской баней. Однако русская баня имеет свои особенности, которые должен знать каждый почитатель жара и банного веника.

Чем отличается русская баня от финской сауны

Первым отличием этих двух «парилок» является соблюдение традиций. У русской бани существует определенный порядок, соблюдать который считается делом чести. Вспомнить хотя бы зимние прыжки в сугробы, обливание ледяной водой, очищение тела березовыми веничками, молитва перед началом очищения в парилке и т.д. В финской такого нет.

Идем дальше. В правильной русской бане влажность воздуха поддерживается на уровне до 70% (что превышает влажность сауны на 50-55%), в то время как температура составляет 60-70С (в финской – 90-150С). Благодаря этому достигается больший прогревающий эффект посредством мягкого влажного воздуха.

Третье отличие – русская баня требует соблюдения определенного ряда действий, в перечень которых входит выполнение упражнений стоя, сидя. Часто в этом помогает парильщик. Таким образом повышается потоотделение и организм эффективнее очищается. В сауне нужно просто лежать на полке.

Если хотите узнать, как правильно париться в настоящей русской бане, рекомендуем ознакомиться с этой (сюда надо вставить ссылку) статьей.

Хотите посетить русскую баню? у нас отличный сервис и месторасположение.

Приятного времяпровождения!

Мифы о русской бане – тема очень редкая и яро охраняемая поклонниками легкого пара. Почему охраняемая? В силу безграничной любви к бане, к веникам, к обрядам и традициям вокруг бани. Усилена эта любовь тем, что «на бане» многие зарабатывают финансовую прибыль начиная с интернет-писателей статей на заказ и заканчивая продавцами печей в магазинах, которые никогда не парились в русской бане. Все эти разношерстные писатели и коммерсанты понаписывали вокруг бани столько много и столько ненужного, что реальная история народной русской бани оказалась под угрозой полного переписывания и искажения.

Для начала определимся в том, кто и что имеет в виду, когда говорит о русской бане? Для этого разделим информацию на несколько типов в зависимости от подачи:
1) Интернет подача копирайтеров и оптимизаторов, которые не разбираются в банях, начинается так: «испокон веков», «издревле», «с незапамятных часов русская баня пользовалась популярностью» и т.п. Вот эта последняя фраза вызывает у меня истерический смех. Это, вроде как, написать, что сидеть за столом во время еды было очень популярно и распространено или, например, одежда из ткани пользовалась особым спросом у наших предков. Эти фразы одинаково бессмысленны и не имеют с историей бани ничего общего. Просто копирайтеры получают зарплату за 1000 знаков и процент совпадения ключевых слов в тексте. Содержание их мало интересует.

2) Второй способ подачи информации о русской бане, который ошибочно взят на вооружение, связан, даже, не столько с временным интервалом описания бань, а с тем, кто описывает особенности русской бани. Особенно, за последний десяток лет, с образованием гильдий производителей печей, консорциумов изготавливающих бочки и кадки с шайками для бани, ассоциаций печников и банщиков, форумов интернет-любителей попариться в словесных баталиях развилась целая индустрия, и субкультура пропагандирующая русскую баню как необычный способ отдыха и оздоровления. При этом в обиход часто идет слово «традиция» или «по традиции». Заграничные гости Российской империи или России в разные времена не рассматривали русскую баню как традицию. Они видели в ней способ мытья и поддержания гигиены с необычным применением пара и веников. А вот те, кто ходил в баню, относились к ней, как к обыденной процедуре удаления грязи с тела. Ибо сама гигиена чистого тела в классическом виде была недоступна широким слоям населения, как бы красиво мы об этом не писали, приправляя тексты ароматами трав, раскаленными камнями и прочей банной атрибутикой.

3) И третья группа импровизированной моей классификации описания русской бани связана с историческим временным интервалом, в котором мы встречаем сведения о русской бане. Большинство подходящих по содержанию текстов происходит с конца 19 века (после 1870 года). Это описания бань, как архитектурных объектов, как история нестандартных предметов интерьера и купален. Но в меньшей степени они описывались как учреждения для оздоровления и тем более не как культовые сооружения со своими методиками омовения и банной терапии. Бани встречающиеся в трактатах того времени – хоть и общественные, но по большей части городские общественные.

Было бы неправильно не сказать о тех банях, которые описывались не в книгах, а в записках путешественников и историков, чьи взоры были направлены в народ. Почитав их заметки, начинаем понимать, что баня бане – рознь! Золоченые ванны Петербуржских бань и бани по-черному в деревнях – пересечение двух миров – двух культур одного народа.

В большинстве крестьянских дворов бань вообще не было! Люди мылись с весны до осени в озерах и реках, в баню ходили в лучшем случае раз в 2-3 месяца или того реже — перед большими праздниками – 2-3 раза в год. И это не пустые слова – это результат исторических исследований быта и условий жизни населения царской России предреволюционного периода.

Русская баня – немножко приукрасили, немного добавили

А что говорят сегодня? Сегодня гуру банного дела обличаются в вышитые рубахи, развешивают обереги, иконы и парят с веничным массажем за денюжку, поставив русскую баню на коммерческое русло, превратив хлестания веников в строго регламентированную тренинговую процедуру. Не все, конечно, но рынок таких услуг изобилует наличием «профи от пара». Такой себе соцреализм эпохи нанотехнологий. (Помните советские фильмы, где барышни-колхозницы по полю в пыли в белых платьях да с каблучками разъезжали, а мужики в хромовых сапогах сплошь и рядом с гармонями бегали?)
Чтобы как то показать русскую баню с другой стороны, а такая, несомненно, присутствует — я буду по ходу текста выкладывать фото. Вот, например, мужички-работяги у сруба (даже очень возможно — бани) вечерком ждут чего то. Уж точно не протяжки веником, растяжки поперек, движений вдоль лимфатических потоков и никак не раскрытия чакр и т.п. Им бы просто грязь смыть в этой черной баньке.
А, ведь, именно такими были бани основного населения России периодов до революции и вплоть до войны 41 года. Золотого кольца тогда еще не было, а глубинка так и жила.

Нынешние реконструкторы банного дела прошлого века создают современные бани с интерьерами столетней давности, заточенные внешним видом под сруб бедного крестьянина, в котором проводились парения дворянских сословий в белых рубахах с квасом и баранками у самовара. У того самовара, которых не было в 70 % семей послереволюционной России.

Русская баня испокон веков…!? Каких веков?! Не ранее как в 1934 -1936 годах бани рассматривались в первую очередь ка объекты двойного назначения. И главное назначение – дезинфекционные военные пункты на случай войны, готовые принимать зараженных и раненых и т.п. Этого никто и не скрывал, и названия баням давали как тюремным заведениям – по номерам!

Домашние бани первой половины 19 века были редкостью и как ни странно появились в женских учебных заведениях, тюрьмах и военных училищах. Ни смотря на подведомственность, они так и классифицировались – «домашние».
В 1821 году одна из бань Академии художеств (архитектор А.А. Михайлов) располагалась прямо в рисовальном зале, в котором еще и стирали в отведенное время.

Бани архитектора Захарова (1809) располагались в пивоварне для обеспечения централизованного снабжения водой.
Бани в Царском селе архитектора К.И. Росси 1850-1852 гг — одни из самых знаменитых в Петербурге, но не смотря на это, из-за особенного интерьера их банями считали с большой натяжкой.

В 1815 году на весь Пеетербург было 480 домов с ванными, которые не имели ничего общего с тем что сейчас популяризуется и возводится в ранг традиции. Это были ванные в стиле восточных. Доступ к ним был для очень узкого круга людей высшего сословия. 480 ванных на Питер!

А что там у нас подальше от Питера? А на окраине было вот то, что на фото изображено. Быт крестьянского двора. О какой бане с бубликами речь!? О каких «испокон веков» или «издавна» о бане по-белому может идти речь?!!! Похожи эти люди на тех, кто в субботу парится у самовара?

А вот на фото ниже — быт проживающих в городе рабочих с завода. В лучшем случае они мылись «по-банному» раз в месяц, а то и реже. Хорошо, если на заводе были свои бани. Но это было редкостью.

С самоваром и бубликами? По субботам? С квасом?

Как-то на фоне этих документальных фото не вырисовываются те бани, которые на нас смотрят с интернет страниц сотни сайтов, посвященных обычаям, традициям и обрядам русской бани. Сказать, что они всё врут – будет неправильным. Первое, что надо сделать – это перестать употреблять относительно к бане, которую мы любим термин «испокон веков».

Да, бани были, но мало, не везде и не в таком виде.

Строительство огромной части бань приходится на вторую половину 19 века – всего то полторы сотни лет назад. Массово это приходилось на городское малочисленное население. Общественные бани того времени были более похожи на скоростные моечные учреждения чем на SPA салоны с вениками из разнотравья. Пропускная способность бань предполагалась 350-400 человек в час. Обычно, они не справлялись с таким режимом и к баням выстраивались очереди городских рабочих, приезжих.

Отступая от темы истории я просто вспоминаю детство 70-х годов, когда городская баня в нашем городе (две бани) населением 85-90 тысяч работала в постоянном режиме очереди 4 дня в неделю.

Реальное возрождение частных бань началось не так давно – лет 20-30 назад, как только пришел «закат» коммунальной собственности и наступила эпоха предпринимательства. Именно с этого времени новые бани начали включать в себя всё то лучшее, что мы знаем о бане и, конечно, рассчитаны они были не столько на мытьё и гигиену на огромной скорости, сколько на получение удовольствий, расслабление, необычность и экстравагантность, иногда – оздоровление (любая гигиеническая процедура является оздоровлением). Невозможность иметь свою личную баню наложила плохой отпечаток на это «чудо с вениками». Состоятельные люди превратили бани в объект показухи, шика, коммерческий атрибут, а иногда и откровенные бордели.
Вот они — те кто мылся в банях, это народ, а не десяток павлинов в мраморных комнатах. И история русских бань — история народа, а не отдельные наброски европейской архитектуры в крупных городах.


Слава Богу, есть целая армия любителей бани, которые вырвали ее из полосы «бани показательно-статусные» и перевели в группу «оздоровительные». Конечно, как и сотню лет назад, русская баня заставляет поражаться многообразию форм ее принятия и парения. Возрождены лучшие и уникальные традиции паровых бань, которые так нас удивляли, и будут удивлять. Главное – не искажать истории.
А какова ж реальная русская баня, та которая народная? Продолжение следует…