Рассуждения на тему доброта и жестокость. Сочинение по направлению "доброта и жестокость"

Итоговое сочинение.

Тематическое направление

«Доброта и жестокость»




«Доброта и жестокость» в литературе: список произведений

Список литературных произведений на тему «Доброта и жестокость» (официальное направление от ФИПИ для итогового сочинения по литературе).

1. Л.Н. Толстой, «Война и мир»;

2. Ф.М. Достоевский: «Преступление и наказание», «Идиот»;

3. И.А. Бунин, «Господин из Сан-Франциско»;

4. Булгаков, «Записки юного врача»;

5. В.П. Астафьев, «Людочка»;

6. Солженицын, «Матрёнин двор»;

7. А.П. Чехов, «Крыжовник»;

8. В.М. Шукшин, «Чудик»;

9. К.Г. Паустовский, «Телеграмма»;

10. Т. Кенэлли, «Список Шиндлера».

11. М. Горький «Детство»



Темы сочинений «Доброта и жестокость»

Что такое доброта?

Что такое жестокость?

Почему люди бывают жестоки друг к другу?

Чем доброта отличается от милосердия?

Почему человек должен быть добрым?

Согласны ли вы с тем, что равнодушие – наивысшая жестокость?

Может ли доброта принести человеку разочарование?

Почему доброта и жестокость встречаются вместе?

Нужно ли сдерживать в себе доброту?

Что в большей степени управляет человеком: доброта или жестокость?

Как человек может воспитывать в себе доброту?

Может ли человек быть жестоким по отношению к братьям нашим меньшим?

Кого можно назвать добрым человеком?

Кого можно назвать жестоким человеком?

Уместна ли жестокость на войне?

Нужно ли быть добрым к тому, кто тебя обидел?















Аргументы по направлению «Доброта и жестокость»

М. А. Шолохов. «Тихий Дон»

Автор «Тихого Дона», М. А. Шолохов полагает, что изначально всем людям свойственна доброта, но судьба многих из них складывается настолько плохо, что им приходится ожесточиться. Например, Григорий был добрым малым, но родители захотели женить его против воли. Избранницей стала дочь друга семьи, Наталья Коршунова. Своенравный герой уступил натиску отца, но затаил злобу против семьи. Он любил замужнюю казачку Аксинью, поэтому ради нее поступился семейным очагом. По отношению к жене он поступил жестоко, но разве не говорил он ей честно, что не любит ее? Однако именно она любой ценой хотела заполучить мужчину. Значит, причина появления жестокости всегда коренится в несправедливости, которую никто по глупости не заметил.




Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба»

В повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» отец воспитывает в сыновьях боевой дух, но упражнений ему было недостаточно. Он захотел организовать реальный бой, где молодые люди проявят свою смелость. Для этого он сместил кошевого и направил казаков на польские земли, где бойцы получили серьезный отпор. После этого они окружили город Дубно, где горожане погибали от голода. Из-за боевого помешательства Бульбы погибли сотни людей. Поэтому читатель не сильно жалеет старого казака, когда его сын уходит из войска и позорит свой род. Андрий выбирает не воинственный дух казачества, а спокойную, мирную, оседлую жизнь в любви и спокойствии. Тарас сам виноват в этом предательстве, ведь жестокостью добра никогда не добиться.




И. С. Тургенев. «Отцы и дети»

В романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» автор обращает внимание на жестокость детей по отношению к родителям. Они и сами не осознают, какую боль причиняют семье своим равнодушием. Печальные последствия этой ошибки мы видим в книге. Базаров не виделся со своими стариками три года, а приехал к ним всего на три дня. Отец едва осмеливается упрекнуть сына, а мать и вовсе только тайком проливает слезы. Они так боятся огорчить Евгения, ходят по струнке, которую он протянул над пропастью, что отделяет одно поколение от другого. Но герой как будто ничего не замечает. На первом плане для него свои интересы, а не чувства родителей. Он даже не поговорил с отцом, когда приехал после трехлетней разлуки, хотя и не спал всю ночь. К сожалению, мужчина так и не осознал своей неправоты, однако родители сохранили свою любовь для него даже после его смерти. Одинокую могилку навещали лишь мать и отец героя. Таким образом, жестокость в семье неминуемо приводит к трагедии.



И. А. Гончаров. «Обломов»

В романе И. А. Гончарова «Обломов» главный герой не отличается трудолюбием и целеустремленностью, зато он добр и доверчив. Его доброжелательность становится маяком, который указывает путь многим людям. Например, его друг детства Штольц всегда находит в обществе Ильи отдых и расслабление. Именно этого человека он посещает десятки лет подряд, и его симпатия не ослабевает от времени. Также доброта Обломова привлекает и покоряет красавицу Ольгу. Внешне Обломов некрасив, состояние у него неважное, да и в разговоре он не блещет остроумием. Но прекрасная и чистая душа мужчины нравится героине гораздо больше всего того, что могут предложить светские щеголи. Илья Ильич – это большой ребенок, который никому не желает зла. Он всегда покоряется друзьям, не ищет выгоды от общения с ними, принимает все удары судьбы спокойно и безропотно. Именно поэтому его так нежно опекала Агафья Пшеницына, так беззаветно любил слуга Захар. Все, кто знали его, ценили горячее и большое сердце героя. Таким образом, доброта всегда будет цениться людьми по заслугам и никогда не устареет.




А. И. Солженицын. «Матренин двор»

В рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор» героиня является истинно добрым человеком. Эта женщина никогда не просит платы за свою помощь, всюду старается быть полезной. Она никого не осуждает и живет скромно, довольствуясь малым: полуразвалившийся домик, колченогая кошка, чахлые фикусы и тощая коза. Хоть судьба и была к ней жестоко, старушка не держит зла на людей. Она даже отдает свою горницу приемной дочке, соглашаясь отдать последнее достояние, лишь бы помочь Кире. Перетаскивая тяжелый груз через железную дорогу, героиня попадает под поезд. Автор горестно замечает, что не стоит село без праведника, и людям придется очень нелегко без услужливой Матрены. Доброта даже в одном человеке способна изменить к лучшему целый мир, и героиня тоже делала односельчан чуть лучше, чем они есть.

















/ / / Что такое доброта?

Слова «добро», «доброта», «добрый» мы слышим с детства. Мене они невольно напоминают строки из детской песенки: «Что это такое доброта, и увидеть нельзя, нельзя потрогать?». На этот, на первый взгляд простой, вопрос отвечают по-разному. У одного это понятие ассоциируется с помощью, у другого – с поступками, третий подумает об умении терпеть обиды, не отвечая на них злом. Можно ли найти универсальный ответ на поставленный вопрос? Думаю, в этом помогут наблюдения за окружающими, а также примеры из литературы.

Доброта – стремление помогать окружающим, расположение к окружающим. Ее можно считать нравственным качеством человека. Доброта проявляется в бескорыстных поступках, совершенных ради других, с целью принести пользу, сделать кого-то хоть чуточку счастливей. И снова-таки хотелось бы обратиться к той самой детской песенке, в которой есть интересное определение «доброты»: «доброта это тогда, когда все друг другу друзья и летать все могут». Позитивное отношение к жизни тоже считаю проявлением доброты, ведь злой человек не умеет радоваться каждому дню.

Классики русской литературы неоднократно поднимали тему доброты. Доброй можно считать главную героиню повести В. Закруткина «Матерь человеческая» Марию. Женщина жила во времена войны. Кровавые события забрали у нее самых дорогих людей – сына и мужа. Мария тяжело переживала трагедию, однако ее огонек доброты в ее сердце не угас.

Село, в котором жила женщина, разрушили немцы. Возвратившись туда, она обнаружила в своем подвале раненого немца. В героине вспыхнула ненависть, но она быстро прошла. Немец вскрикнул: «Мама» и сердце Марии оттаяло. Женщина заботилась о юноше до его смерти. Вот она – истинная доброта. Женщина не требовала ничего взамен, не обращала внимания на расу, пол или возраст. Она просто помогала пострадавшему.

Героиня смогла выжить в сожженной деревне. Она неустанно трудилась, думая о том, сможет кому-то помочь. Мария работала на поле, так как ей было жалко труда односельчан. Зимой к небогатому дому женщины пришли семеро детей. Героиня, не раздумывая, приютила крошек. Она даже не подумала о том, что прокормить и одеть всех ребят будет сложно. Душевной доброты женщины хватило на то, чтобы обогреть всех. Скоро она считала этих детей своими. Любила их так же, как родного сына.

Этот пример показывает, что истинная доброта нетленна. Она подобна искорке, которая может стать ярким огнем, способным согреть не одного человека. Настоящая доброта не различает людей по достатку, национальности, возрасте или другим признакам.

Таким образом, доброта – это желание помогать другим бескорыстно, согревать их сердечным теплом, излучать внутренний свет. Доброта способна сделать счастливыми и тех, кто ее излучает, и тех, кому она адресована.

Данное направление нацеливает выпускников на раздумье о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, позволяет размышлять, с одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, с другой - об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе.
Понятия «доброта» и «жестокость» принадлежат к «вечным» категориям, во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения.

Подбор произведений

1. Герои, тяготеющие к добрым поступкам: А. И. Солженицын "Матренин двор", М. А. Шолохов "Судьба человека", А. П. Платонов "Юшка", М. Горький "Старуха Изергиль" (легенда о Данко).

2. Герои, тяготеющие к жестоким поступкам: Д.И. Фонвизин "Недоросль", И. С. Тургенев "Муму", И.А. Бунин "Г-н из Сан-Франциско", А. И. Куприн "Олеся".

3. Герои, проходящие путь нравственного перерождения (от жестокости к доброте): Ф. М. Достоевский "Преступление и наказание", И. С. Тургенев "Отцы и дети" (отношение Базарова к родителям), Ф. М. Достоевский "Братья Карамазовы".

Определения:

Доброта - душевное расположение к людям, благожелательность, отзывчивость, стремление делать добро другим.

Жестокость - морально-психологическая черта личности, которая проявляется в бесчеловечном, грубом, оскорбительном отношении к другим живым существам, причинении им боли и в посягательстве на их жизнь.

Возможная формулировка тем:

Что в большей степени управляет человеком: доброта или жестокость?

Как человек может воспитывать в себе доброту?

Кого можно назвать добрым человеком?

Уместна ли жестокость на войне?

Нужно ли быть добрым к тому, кто тебя обидел?

Можно ли оправдать жестокость?

Согласны ли вы с мнением Г. Гейне: «Доброта лучше красоты»?

Доброта - это проявление силы или слабости?

Как вы понимаете высказывание М. Монтеня: «Трусость - мать жестокости»?

Может ли доброта причинить вред человеку?

Нужно ли бороться с жестокостью?

Что может сделать человека добрее?

Может ли доброта принести человеку разочарование?

Пример сочинения.

Кого можно назвать жестоким человеком?

Жестокость - это качество человека, проявляющееся в грубом, оскорбительном отношении к окружающим. Жестокие люди никогда не задумываются о том, какую боль наносят другим, в любой ситуации они преследуют только собственные интересы, выражающиеся чаще всего в поиске материальной выгоды. Тема проявления жестокости широко представлена в произведениях русской литературы, беспощадно осуждающих систему крепостного права.

Комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль» начинается с эпизода, в котором госпожа Простакова ругает крепостного Тришку за неправильно сшитый кафтан. По репликам других действующих лиц несложно догадаться, что замечания властной женщины не имеют никаких оснований. Но героиня продолжает оскорблять ни в чем не виноватого портного, жаждет наказать провинившегося. Драматург XIX века намеренно в экспозицию включает этот эпизод, чтобы читатель с самого начала смог оценить суровый нрав госпожи Простаковой. По ходу развития сюжета жестокость героини по отношению к крестьянам раскрывается все больше . «…Все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем», - признается она с сожалением. Властная и бесчеловечная, она не думает о тех, кто обеспечивает ей благополучную жизнь. Учителя Митрофана не получают вовремя зарплату, преданная Еремеевна слышит от своей госпожи только оскорбления, крестьяне унижены и запуганы.

В Рассказе «Муму» И. С. Тургенева жестокость надменной барыни раскрывается с еще большей силой. Не чувствующая границ власти, хозяйка имения, где жил и работал глухонемой дворник Герасим, выдает замуж крепостную Татьяну за нелюбимого человека. Помещица распоряжается судьбами крестьян, не думая о последствиях. Кульминационным моментом произведения является приказ барыни утопить единственного друга Герасима - ни в чем не повинную собаку Муму. В конце помещица умирает, но последствия ее жестокости надолго останутся в жизни людей : искалечена жизнь Татьяны, не вернуть Муму, тяжелую личную трагедию пережил Герасим.

Таким образом , грубость, надменность по отношению к другим формируют в личности бесчеловечность. Госпожа Простакова (героиня комедии Д. И. Фонвизина), властная помещица (барыня из рассказа И. С. Тургенева) в полной мере воплощают в себе качества жестокого человека.

В чем, по-вашему, могут быть причины проявления жестокости?

Жестокость - это качество человека, проявляющееся в грубом, оскорбительном отношении к окружающим. Жестокие люди никогда не задумываются о том, какую боль наносят другим. Чаще всего толкает человека на подобные поступки поиск материальной выгоды. Но бывают и случаи, когда люди проявляют жестокость, поддавшись настроению толпы, до конца даже не разобравшись в ситуации.

В рассказе "Господин из Сан-Франциско" И. А. Бунин знакомит читателя с историей, произошедшей с безымянным героем. Всю жизнь откладывая деньги на будущее, персонаж забывал жить настоящим. Накопительство стало его главной целью и постепенно истребило душевные качества. Даже в отношениях с женой и дочерью очевидна холодность и равнодушие. Уважение окружающих господин из Сан-Франциско чувствовал только тогда, когда мог платить деньги. Крайнюю жестокость проявляет общественность в момент гибели главного героя. Чтобы скрыть печальное событие, руководство корабля принимает решение спрятать тело в ящик и доставить его до дома на самом нижнем ярусе корабля. В принятии решений люди руководствуются только меркантильными интересами: смерть человека становится для них помехой в ситуации, когда они могут лишиться клиентов, способных платить деньги.

Удивительная история отношений между лесной колдуньей и барином описана в повести А. И Куприна «Олеся». Главная героиня живет в лесу, вдали от цивилизации. Все, что связано с Олесей, вызывает интерес у Ивана Тимофеевича. Но обрести полноценное счастье персонажам не удается. Олеся живет в гармонии с природой, для счастья ей не нужна цивилизация. Она избегает людей, поскольку чувствует недоброжелательное отношение к себе. Ее образ жизни никогда не понять обществу, живущему стереотипами. Но внезапно вспыхнувшая любовь заставляет героиню выйти в свет. Чтобы доказать свои чувства, Олеся отправляется на утреннюю службу в деревенский храм. Ее намерения чисты и благородны. Но люди, увидев человека, живущего не по их пониманию, проявляют жестокость и бессердечие. Не разобравшись в ситуации и поддавшись инстинкту толпы, они нападают на Олесю и избивают ее. После случившегося героиня вынуждена навсегда покинуть родной дом и проститься с любимым Иваном Тимофеевичем.

Таким образом, произведения русских классиков XX века показали причины проявления жестокости. На бесчеловечные поступки способны только люди, являющиеся носителями ложных ценностей и живущие по принципу большинства.

Тезис к темам о доброте:

Добро - понятие, которое относится к морально-нравственным категориям. Быть добрым - значит заботиться о ближних, уметь в нужный момент прийти на помощь нуждающимся, проявлять заботу, чуткость, отзывчивость и, главное, делать это бескорыстно, не требуя ничего взамен.

Прежде чем ответить на поставленный вопрос, нужно выяснить, что представляют из себя эти понятия. Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Жестокость – это абсолютно противоположное качество личности, которое проявляется в бесчеловечном, грубом, оскорбительном отношении к другим живым существам, причинении им душевных и физических страданий. Так почему же два таких разных явления встречаются вместе? Весь мир, все общество и даже душа каждого человека – все это устроено очень сложно и соткано из противоречий, ничего в жизни не делится на «черное» и «белое». В каждом из нас есть частичка и хорошего, и плохого. Но почему же все-таки встречаются те люди, которых мы можем назвать по-настоящему добрыми, и те, кто не оставляет сомнений в своей жестокости? Я считаю, что это зависит от того, какую часть себя человек сдерживает, а какую выпускает наружу. Однако, иногда так случается, что человек, которого все считают добрым, вдруг совершает беспощадный поступок, а злой порой способен на проявление доброты.

В этом случае происходит столкновение доброты и жестокости, и от душевной силы человека зависит, какая сторона победит в нем.

В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература. Обратимся к роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». В центре повествования – Родион Раскольников – добрый и милосердный человек. Он искренне любит свою мать и сестру, не хочет обременять их своими проблемами и старается проявить заботу о них. Также он не оставляет в беде семью Мармеладовых и жертвует свои последние деньги на похороны Семена Захаровича. О его добром сердце свидетельствует и сон, в котором маленький Родион до слез жалеет бедную лошадь. Это не конец, продолжение ниже.

Полезный материал по теме

  • Почему доброта и жестокость встречаются вместе? Можно ли оправдать жестокость?

В то же время в его голове рождается жестокая теория, согласно которой все люди делятся на «тварей дрожащих» и «право имеющих». Желая проверить правильность своей теории, он убивает старуху-процентщицу и ее сестру, которая по роковой случайности оказывается на месте преступления. Это по-настоящему жестокий поступок, ведь никто не имеет права лишать кого-то жизни. Мы видим, как в одном человеке встречается доброта и жестокость. Только после долгих исканий к Раскольникову приходит раскаяние, в его душе доброта одерживает победу над злом.

В повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» мы можем наблюдать обратную ситуацию, когда жестокий человек проявляет доброту. В главе «Приступ» описан захват крепости мятежниками. Беспощадность восставших не знает границ: они казнят коменданта Миронова, расправляются с его женой Василисой Егоровной. И за всем этим стоит Пугачев. Однако мы можем убедиться в том, что и этот жестокий человек способен на добрые поступки. Так, вспомнив первую встречу с Петром Гриневым и подаренный им заячий тулуп, он сохраняет жизнь молодому человеку. Автор стремится показать, что человек, известный своей беспощадностью и жестокостью, тоже может совершать благородные, добрые поступки.

/ / / Как вы понимаете значение словосочетания «корыстная доброта»?

Корыстная доброта? А разве может это качество быть неискренним, наполненным корыстными целями? Оказывается, и такое возможно. Есть люди, совершающие добрые поступки, идущие от души, они не думают о себе, на первом месте стоят окружающие: близкие, родные или просто знакомые. А есть те, кто даже такое возвышенное чувство подчиняет низменным целям, видит в этом выгоду для себя и к ней стремится.

И в литературе мы находим разных героев. Так, например, Петр Петрович Лужин – второстепенный персонаж известнейшего романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Мужчина сорока пяти лет, тщеславный, богатый, любящий любоваться собой, совершает благородный поступок – предлагает выйти за него замуж сестре Родиона Раскольникова, Дуне. Девушка бедна и беспомощна. В Лужине заключается ее спасение. Но герой не так прост, как кажется. За его добротой кроется истинная суть вещей: Петр Петрович хочет заполучить в жены девушку, слепо и рабски ему покорную. Дуня к тому же хороша собой и образована. А, значит, Лужин с ее помощью может добиться более высокого положения в обществе.

Получается, что Дуня со своими проблемами не так уж интересует Петра Петровича. Ему гораздо важнее то, какую пользу она может ему принести. Поэтому его внешне благородный и красивый поступок на деле оказывается лживым и эгоистичным. Человек преследует свои корыстные цели и грош цена всем его благим порывам.

Но совсем иным видится нам другой литературный персонаж – доктор Пирогов из рассказа А.И. Куприна «Чудесный доктор». Встретив однажды в парке незнакомого мужчину, у которого сильно болеет дочь и голодны остальные дети, он, не раздумывая, помогает всем, чем может: осматривает Машутку, выписывает ей рецепт и оставляет крупную сумму денег. Причем он себя даже не называет.

После этого счастливого знакомства в семье Мерцаловых все изменилось. Доктор стал настоящим спасением. Спустя годы сын Мерцаловых, Григорий, вспоминает о докторе, считая, что это самый добрый человек из всех людей, которых он когда-либо встречал в своей жизни. И ведь доктору за его дела не нужно было абсолютно ничего. Он не думал о себе. Его вело желание помочь, искренне и чистое. Сильный и позитивный профессор Пирогов спасает семью, в которой глава слаб и уже не способен что-то предпринять.

Таким образом, высшее человеческое чувство – доброта – может быть искренним и бескорыстным, а может таить в себе коварные планы и замыслы и быть направленным на достижение собственного эгоистичного интереса. Люди разные. Одни способны на благородные поступки, на помощь из благих побуждений, без ожидания награды за свои труды. Другие же все делают с умыслом, их поступок некрасив и, скорей всего, не сможет принести добра и пользы тому, на кого направлен.