Пушкина – Третьяковка для зарубежных живописцев. Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина или, как его чаще называют, Пушкинский музей – один из самых значимых музеев Москвы, собравший в своих стенах крупную коллекцию произведений зарубежного искусства от древнего мира до наших дней.

Впервые свои двери Пушкинский музей открыл 31 мая 1912 года. Вдохновителем и первым директором стал профессор Московского университета Иван Владимирович Цветаев. Первоначальная коллекция сформировалась из копий античных скульптур и мозаик университетского Кабинета изящных искусств и подлинных древностей, купленных у известного ученого-египтолога В.С. Голенищева. Позднее залы пополнились картинами, переданными из других музеев и произведениями искусства из частных коллекций, подаренных или конфискованных после революции. В наши дни в собрании ГМИИ — более 670 000 экспонатов, из них только 1,5% доступны для осмотра.

В ведении ГМИИ им. Пушкина – целый музейный городок, расположенный в историческом центре Москвы около метро Кропоткинская. В него входит несколько зданий, в том числе:

Главный корпус – памятник архитектуры с мощной колоннадой и стеклянной крышей, построенный 100 лет назад специально для музея.

Экспозиция здесь размещена на двух этажах. На первом собраны подлинные раритеты Древнего Египта, античных времен, золотые сокровища Древней Трои из раскопок археолога Генриха Шлимана, живописные работы европейских мастеров 8-18 веков, есть Греческий и Итальянский дворики – большие пространства со скульптурами-слепками. На втором этаже много залов отдано копиям предметов искусства Древней Греции, Рима, Средних веков и Возрождения. Кроме того, и здесь выставлены подлинники картин европейских художников.

Египетский зал — одна из лучших мировых коллекций подлинных предметов времен Древнего Египта: мумий, саркофагов, масок, статуэток, украшений и сосудов.

Деревянный саркофаг вельможи Маху, держателя участка земли храма Амона:

Аменхотеп и Раннаи – жрец и жрица бога Амона:

Саркофаг и мумия Хор-Ха. На переднем плане – мумия кошки:

Следующий зал посвящен искусству Древнего Ближнего Востока.

Статуэтка адоранта из Северной Месопотамии. Адорант – фигурка из камня или глины, которую ставили в храме, чтобы она молилась за поставившего его человека.

Залы античного искусства с коллекцией греческих ваз и амфор, мозаики, скульптурами и рельефами Древних Италии, Кипра и Рима.

Антефикс – плитка из керамики с маской Медузы Горгоны:

Предметы из раскопок Пантикапея – столицы Кимерийского Боспора:

Тема античности продолжается в Греческом дворике – большом зале, наполненном слепками знаменитых древнегреческих статуй, рельефов и архитектурными фрагментами.

Спящая Ариадна. Мраморный подлинник хранится в Ватикане.

Еще один дворик – Итальянский, со слепками шедевров эпохи Возрождения.

Конная статуя – копия бронзового памятника главнокомандующему Бартоломео Коллеони из Венеции.

Знаменитый Давид Микеланджело. Высота скульптуры – 5,5 метров.

Одна из главных жемчужин музея изобразительных искусств им. Пушкина — коллекция работ Рембрандта и художников его школы находится в зале №10.

Рембрандт «Портрет старушки» и «Портрет пожилой женщины».

Экспозиция картин фламандских живописцев 17-го века – Рубенса, Йорданса, Ван Дейка, Брейгеля.

Антонис Ван Дейк «Портрет Адриана Стевенса». Фламандский мастер начала 17 века «Портрет дамы с веером».

«Катание на коньках» Хендрика Аверкампа из зала Голландского искусства 17-го века.

Также на первом этаже в постоянной экспозиции представлены искусство Византии, Италии 13-16 веков, Германии и Нидерландов 15-16 веков.

Поднимемся на второй этаж.

Зал, получивший название «Олимпийский», со слепками с классических древнегреческих скульптур.

Копия скульптуры «Оплакивание Христа» из зала Микеланджело Буонаротти. «Большую известность и славу», по свидетельству его современника, приобрел себе этим произведением великий мастер.

Итальянская скульптура 15-го века. В оформлении зала использованы декоративные элементы в стиле эпохи Раннего Возрождения.

Пышное Надгробие кардинала Португальского работы Росселино Антонио. Подлинник находится во Флоренции в церкви Сан Миньято аль Монте.

Европейское искусство Средних веков.

Культурное наследие Древней Италии и Древнего Рима в слепках. Шедевры этого зала – Капитолийская волчица, бюст Марка Аврелия, скульптура «Виктория».

Греческое искусство поздней классики и эллинизма. Колоссальная группа «Фарнезский бык» — подлинник хранится в археологическом музее Неаполя.

Крылатая Ника Самофракийская и Афродита Книдская знаменитого скульптора Праксителя.

Конечно, все залы и произведения показать сложно – их очень много, на осмотр Пушкинского музея изобразительных искусств можно потратить не один час.

Фотографировать можно бесплатно, но есть несколько правил: нельзя пользоваться штативом и фотовспышкой, запрещено фотографировать на временных выставках.

В дни особо значимых выставок, когда привозят шедевры из собраний лучших музеев мира, в кассу выстраиваются очереди.

Днем во вторник и пятницу и в четверг вечером в Главном здании, Галерее и Отделе личных коллекций проводятся Беседы об искусстве по 29 темам.

С 1980 года в музее им. Пушкина проходит ежегодный фестиваль музыки «Декабрьские вечера Святослава Рихтера», в течение года в залах устраивают концерты.

По постоянной экспозиции водят обзорные и тематические экскурсии, можно взять аудиогид, его стоимость – 250 рублей.

Более подробную информацию смотрите на официальном сайте ГМИИ: arts-museum.ru

Как доехать до Пушкинского музея изобразительных искусств

На общественном транспорте: м. Кропоткинская, далее 2 минуты пешком.

Адрес: улица Волхонка, дом 12.

Часы работы

  • Вторник, среда, суббота, воскресенье — с 11-00 до 20-00
  • Четверг, пятница — с 11-00 до 21-00

Понедельник — выходной

Стоимость билетов в Главное здание

Искусство

21232

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX вв. – второе здание Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Корпус открылся в 2006 году и в него была перенесена часть экспонатов основной экспозиции. Попробуем сориентироваться в двух веках многообразного западного искусства.

Здание галереи находится на Волхонке, слева от основного корпуса музея (если стоять к нему лицом).

Галерея занимает три этажа. Залы расположены по кругу, осмотр начинается слева от лестницы. Номера залов написаны над входными проемами или рядом с ними.


Картина Франсиско Гойи «Карнавал», находящаяся во втором зале, не является широко известной работой художника, однако, в полной мере раскрывает его авторский стиль. Полотно перекликается в том числе и со знаменитыми офортами «Капричос». Гротескные уродцы, принимающие участие в «Карнавале», вкупе с общим мрачным тоном картины угнетают и завораживают.

Читать полностью Свернуть


Здесь же, во втором зале, находится картина Поля Делароша «Дети короля Эдуарда IV». На полотне изображены главные герои одной из самых таинственных легенд старой Англии – принцы Эдуард V и Ричард Йоркский. В конце XV века английским парламентом был принят указ о признании принцев незаконнорожденными и, соответственно, не имеющими прав на престолонаследие. Действующий король Англии и родной дядя братьев Ричард III заточил 13-летнего Эдуарда и 10-летнего Ричарда в Тауэр, дальнейшая судьба детей неизвестна. Существует множество версий их гибели, но основная – скорое убийство Ричардом III.

Спустя несколько веков в одной из башен Тауэра было обнаружено два детских скелета, однако, экспертиза не сумела установить, принадлежали ли останки принцам.

Читать полностью Свернуть

Зал №2


На втором этаже, в восьмом зале, находится знаменитое полотно Эдгара Дега «Голубые танцовщицы». Художник чрезвычайно любил тему балета, причем именно закулисную его часть. Это становится очевидным и если посмотреть на работы, расположенные по соседству.

Существует мнение, что, вопреки названию, танцовщица на картине изображена одна, на разных этапах подготовки к выходу на сцену. Интересна и композиция: вероятно, в силу увлеченности художника фотографией, холст нарочито напоминает кадр, не сумевший вместить все происходящее.

Читать полностью Свернуть

Зал №8


Одна из самых известных и обсуждаемых картин Клода Моне «Бульвар Капуцинок в Париже» находится в девятом зале. Любопытно, что это полотно, будучи представленным на первой выставке импрессионистов, более других подверглось нападкам и без того критически настроенной публики. Новое течение не принималось и вызывало исключительно насмешки. На сегодняшний же день картина нередко приводится в качестве одной из самых показательных и образцовых работ, выполненных в направлении импрессионизма.

Кстати, по сути, и своим названием импрессионизм обязан Моне. Кисти художника принадлежит картина «Впечатление. Восход солнца», это название и стало основой для нового течения в живописи – impression, что в переводе с французского означает «впечатление».

Читать полностью Свернуть

Зал №9


В десятом зале находится картина Камиля Писсарро «Оперный проезд в Париже».

Судьба одного из самых ярких представителей импрессионизма сложилась непросто: в разгар франко-прусской войны художник был вынужден покинуть свою квартиру в пригороде Парижа, оставив в ней все работы. В помещении обосновалась мясная лавка, а о полотна Писсарро в буквальном смысле вытирали ноги, используя их вместо половиков. Из более чем пятисот картин мастера целыми остались считанные десятки.

Но ни загубленные работы, ни бесконечные бедность и голод, ни насмешки над новым направлением в живописи не смогли сломить волю художника. Пейзажи, на которых Писсарро изображал улицы Парижа, со временем получили залуженное признание искусствоведов и любовь публики.

Читать полностью Свернуть

Зал №10


Представителем импрессионизма является и Огюст Ренуар. Одна из его картин – «Купание в Сене» (второе название «Лягушатник») – расположена здесь же, в десятом зале. Художник был признанным мастером сентиментального портрета, но помимо этого излюбленной темой его работ были водоемы, набережные и жизнь, кипевшая на них.

На закате своих дней Ренуар тяжело болел, оказался прикован к постели, но не откладывал карандаша, ведь, по его словам, «боль проходит, а красота остается».

Читать полностью Свернуть

Зал №10


Сложно поверить, но знаменитый постимпрессионист Винсент Ван Гог был не только живописцем. Будущий мастер успел поработать дилером в крупной художественной компании (благодаря чему начал разбираться в искусстве), продавцом в книжном магазине, учителем в интернате и миссионером, и лишь в возрасте 30 лет серьезно занялся живописью. Единственная картина, которая была продана при жизни мастера ‒ «Красные виноградники в Арле», ныне находящаяся в одиннадцатом зале Музея изобразительных искусств им. Пушкина.

Примечательна также работа «Прогулка заключенных», созданная Ван Гогом во время обострения его душевной болезни и добровольного «заключения» в психиатрической лечебнице. Художник вынужден был смотреть на мир сквозь железные прутья оконных решеток, и полотно откровенно передает чувства мастера, фактически лишенного свободы. Недаром центральный персонаж картины наделен чрезвычайным внешним сходством с автором.

Ван Гог прожил всего 37 лет и умер по трагической случайности: совершая променад с материалами для рисования, художник нечаянно выстрелил в себя из револьвера, прихваченного для отпугивания птиц во время работы над картиной.

Читать полностью Свернуть

Зал №11


Работы еще одного представителя постимпрессионизма Поля Сезанна расположены в четырнадцатом зале. Художник создал более 800 полотен, но настоящее признание получил лишь в последние годы жизни, в возрасте 65 лет.

Одна из первых его работ ‒ «В комнатах» (другое название – «Сцена в интерьере»), ныне находящаяся в Музее изобразительных искусств им. Пушкина, подверглась чудовищной критике.

Одним из самых загадочных полотен Сезанна является «Пьеро и Арлекин» («Mardi Gras», «Масленица»), которое мастер писал около двух лет. В образе Арлекина художнику позировал его сын Поль. Искусствоведы и по сей день пытаются найти объяснение тому, почему Сезанн, чуждый театральному жанру, выбрал именно эту тему, и приписывают картине некий скрытый смысл.

Читать полностью Свернуть

Зал №14


Одним из ярчайших представителей постимпрессионизма является Поль Гоген.

С юных лет Гоген интересовался и питал особую любовь к тропическими странам, и с переездом на Таити начался «полинезийский» ‒ наиболее плодотворный период его творчества. И хотя жизнь на острове нельзя назвать безоблачной (во время пребывания на Таити художник даже пытался покончить жизнь самоубийством, отравившись мышьяком), именно там, по мнению самого мастера, были созданы лучшие его работы. Полотна «А, ты ревнуешь?» и «Ее звали Вайраумати» находятся в пятнадцатом зале музея. Сюжеты картин Гоген описал в книге «Ноа Ноа». Так, на первом холсте изображены две сестры, раскинувшиеся в сладострастных позах на берегу после купания и рассуждающие о любви – прошедшей и будущей. На втором полотне – героиня полинезийского мифа Вайраумати, земная жена бога Оро. По легенде, пара стала прародительницей тайного общества свободной любви, существующего на острове.

Читать полностью Свернуть

Зал №15


Одним из видных членов группы художников-символистов «Наби» является Морис Дени. Его полотно «Полифем» расположено в шестнадцатом зале. На картине художник совместил миф и реальность: на втором плане античный Полифем играет мелодию любви нимфе Галатее, а на первом – резвятся современные земные жители. Кстати, позировали мастеру члены его семьи и друзья.

Читать полностью Свернуть

Зал №16


На третьем этаже, в зале восемнадцать находится картина Андре Дерена «Просушка парусов». Полотно было представлено в рамках серии работ, созданных при тесном сотрудничестве с Анри Матиссом для парижского Осеннего салона 1905 года, и стало прародителем нового течения – фовизма (в переводе с французского – «дикость»). Картины были названы «дикими» за буйство и выразительность красок, динамичность и эмоциональность. Правда, сами художники этот термин по отношению к своим работам никогда не употребляли.

Читать полностью Свернуть

Зал №18


Движение художников-родоначальников фовизма распалось через три года после объединения. Однако это событие никоим образом не помешало Анри Матиссу и дальше придерживаться принятого курса. Работы мастера находятся в девятнадцатом и двадцатом залах.

Полтора года назад из Пушкинского музея вынесли всех импрессионистов и работы XX века. Теперь они живут в отдельном здании слева (ранее - Музей личных коллекций, ныне - Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков). В результате на верхних этажах основного здания освободилась куча места - экспозицию решили обновить. Всем хранителям было что вынуть из-под полы - и, разумеется, всем хотелось. Хотя значительно увеличиться могли лишь две коллекции - голландская, за счет бесконечных и бесконечно плодовитых малых голландцев (великие давно в экспозиции), и итальянская, где есть что прибавить к каждому столетию (хотя не представленные ранее имена в основном знакомы лишь искусствоведам, причем итальянистам). В результате добавили и тех и других, но в разных пропорциях. Но обо всем по порядку.

За ночь экспозицию, конечно, не поменяешь, процесс долгий. Залы закрывались по очереди, ремонтировались и менялись, картины реставрировались и доставались из запасников. Унесли наверх французов, собрали в одном зале Рембрандта и его школу. Постоянным посетителям музея это вряд ли покажется поразительной метаморфозой - ну, стены покрасили, этикетки сменили, щиты новые сделали. Но если вспомнить, как все выглядело в прошлом году, - оказывается, все так же, да не так. На первом этаже неизменными остались лишь Греческий и Итальянский дворики (в первом появился проект реконструкции музея, а во втором елка, но это, вероятно, не навсегда). Все остальное перемешалось. Левую анфиладу теперь полностью занимают древности и античность, вытеснившие итальянские иконы и Раннее Возрождение. Правда, путь туда по-прежнему лежит через фаюмские портреты, а «Сокровища Трои», вошедшие теперь в постоянную экспозицию, давно находятся в музее под видом выставки. По центру теперь вход в итальянские залы, в предбаннике которых выставлены произведения Византии. В зале с Итальянским Возрождением больше не показывают Кранаха и ранних немцев. Затем, минуя Итальянский дворик и пройдя через французский портик, попадаешь в северную школу (раньше здесь были французы): у вынесенного из Италии Кранаха теперь свой отдельный закуток. Далее по анфиладе следуют отдельные фламандские и голландские залы с уголками Рубенса и Рембрандта. В Голландии появился Питер де Хох, о существовании которого никто, кроме хранителей, и не догадывался. На втором этаже по-прежнему большую часть залов занимают копии и слепки (их, к сожалению, не тронули). Зато в левом крыле поселились итальянцы - академисты, маньеристы и венецианская школа. Появился новый замечательный Тьеполо, Маньяско и несколько Веронезе (со школой). Правое крыло, как уже говорилось выше, отдано французам, обогатившимся Лебреном и Лорреном. В целом же экспозиция увеличилась на треть, что приятно. Теперь от Пушкинского ощущение, как после неаполитанского музея Каподимонте, - будто история искусства состоит в основном из античности и массы итальянцев, а все прочее было так, по мелочи.

Самое удивительное, что вся эта красота - ненадолго: музей скоро вообще закроют. К столетнему юбилею (то есть к 2012 году) Пушкинский должны реконструировать. Проектом реконструкции занимается Норман Фостер, по предварительным планам, на Волхонке появится огромный подземный музейный квартал. Финал этой истории непредсказуем: пока проект пройдет все согласования, подземный музей может превратиться в тридцатиэтажный торговый центр - но с Пушкинским, надеемся, этого не случится. Пока же в залах музея уже проведена одна незаметная реформа. Дело в том, что в наших музеях принцип осмотра принудительный - благодаря анфиладной системе залов. То есть посетитель не может посмотреть только Рембрандта или только малых голландцев - чтобы добраться до них, волей-неволей приходится миновать множество разных стилей, имен и эпох. Раньше, чтобы попасть в залы древней Ассирии, нужно было пройти итальянские иконы, а вход в Италию XVII–XVIII веков лежал через французский зал. Теперь же можно отдельно сходить в залы античности или ранней Италии, или Голландии, или поздней Франции. Хотя, если честно, музей такой маленький, что просмотрев в один присест всю экспозицию, даже в увеличенном на треть варианте, не устанешь ни за что.

Пушкинский музей (Москва, Россия) - экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Туры на майские в Россию
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

По экспозициям Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина можно запросто изучать всю историю мирового искусства, начиная от древнейших времен и заканчивая современностью. В выставочных залах музея собрана богатейшая коллекция оригиналов и копий древних мумий, античных статуй, полотен Рубенса и Пикассо, конных статуй^ старинного оружия в натуральную величину и многого-многого другого.

Пушкинский музей искусств - это также популярная площадка для временных выставок, как российских, так и зарубежных. В 2012 г. музею исполнилось 100 лет, и по этому поводу он был капитально отреставрирован, так что самые разнообразные культурные мероприятия на своей территории принимает теперь еще более активно, чем раньше.

Экспозиция

Адрес: Москва, ул. Волхонка, 12
Дата основания 1912 год
Основатель Иван Владимирович Цветаев
Координаты: 55°44"50.3"N 37°36"18.7"E

Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина - крупнейший российский музей, представляющий экспозицию зарубежного искусства. Здесь хранится самая большая в стране коллекция работ всемирно известных живописцев. Кроме того, музей владеет богатейшими собраниями нумизматики, скульптур и малых форм искусства.

Главное здание музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

Как создавался музей

На протяжении долгого времени Московский университет имел собственный Кабинет изящных искусств и древностей. В нем находилась библиотека, и хранились старинные вазы, большая коллекция монет и несколько гипсовых слепков с древних скульптур. В конце XIX столетия университетский профессор Иван Владимирович Цветаев выступил с инициативой создать в городе новый музей, посвященный изящным искусствам.

Среди архитекторов провели конкурс проектов, и в Москве началось строительство огромного здания для музея. Его возводили на высоком подиуме в лучших традициях греческих античных храмов. Всеми работами руководил талантливый архитектор Роман Иванович Клейн. Спонсировал строительство нового музея владелец стекольных фабрик и дипломат Юрий Степанович Нечаев. Этот меценат вложил в этот проект огромную по тем временам сумму в 2,6 миллиона рублей.

Зал № 15. Греческий двори. По центру - слепок портала собора Либфрауенкирхе

Любопытно, что при проектировании музея не предусматривалось электрическое освещение. В те времена полагали, что скульптуры лучше всего смотреть при естественном свете, поэтому инженер и архитектор Владимир Григорьевич Шухов разработал над зданием музея уникальные стеклянные перекрытия.

Мраморные колонны для украшения фасадов поначалу хотели сделать из уральского камня. Однако, достаточно быстро выяснилось, что подобрать камень нужных кондиций не удастся. Поэтому музейные колонны длиной 10 м заказали в Норвегии . Когда они были готовы, колонны довезли до России по морю, потом перегрузили на баржи и доставили по рекам в Москву.

Зал № 25. Искусство Древней Италии и Древнего Рима

Пока шла стройка, Цветаев работал над созданием будущей экспозиции. Он собирал деньги от благотворителей и заказывал за рубежом гипсовые копии с известных скульптур. В начале прошлого века исследователь Египта Владимир Семенович Голенищев продал будущему музею свое собрание древнеегипетского искусства.

Музей был открыт летом 1912 года в присутствии государя и верхушки российского дворянства. Тогда он носил имя российского императора Александра III и находится в ведении Московского университета. Новая экспозиция быстро приобрела популярность у москвичей. По будням ее посещали более 700 человек, а в воскресные дни и праздники гостями музея становились около 2,5 тысяч зрителей.

Зал № 28. Итальянская скульптура XV века

Все, кто приходил сюда, могли увидеть слепки с античных статуй, копии малых архитектурных форм и античных мозаик. Подлинными экспонатами были только древние саркофаги, папирусы и жертвенные дары из египетских гробниц. Любопытно, что в первые годы работы в новом московском музее не выставлялось ни одной картины.

История музея

После революции по всей стране прошла национализация собственности дворян и купцов. Изъятые из частных коллекций картины передавали музейным сотрудникам, и они сформировали основной фонд живописи. Именно так в собрание Пушкинского музея попала картина «Девочка на Шаре», написанная известным художником Пабло Пикассо. В 1937 году музею присвоили имя русского поэта А. С. Пушкина.

Зал № 14. Греческий двори

В самом начале войны возникла угроза, что уникальные картины и скульптуры могут пострадать от немецких бомбежек. Все коллекции аккуратно упаковали и по железной дороге вывезли подальше от столицы – в Соликамск и Новосибирск.

Здание, как и весь центр города, было тщательно замаскировано, но это не спасло его от бомбардировщиков. От взрывов бомб сильнее всего пострадала крыша. Часть ее была просто уничтожена. Выбоины получили и фасады музея. Их можно увидеть и в наши дни, если посмотреть на верхнюю часть стены, которая обращена на Малый Знаменский переулок.

Зал № 24

В 1944 году, когда ход Второй мировой войны был предрешен, экспонаты вернули в столицу и разместили на прежних местах. Картины и скульпторы нисколько не пострадали и после трех лет эвакуации стали вновь доступны для зрителей.

В 1949 году, к юбилею Сталина в музее устроили выставку подарков вождю. Так как экспонатов было много, их разместили в нескольких залах. В это время художественные выставки в музее временно прекратились. Необычная экспозиция подарков просуществовала до смерти Сталина и была закрыта в 1953 году.

Зал № 24. Греческое искусство поздней классики и эллинизма

В середине 1980-х годов при музее создали Отдел личных коллекций. А через 20 лет первых посетителей приняли залы Галереи искусства, в которой были размещены работы художников XIX-XX веков из стран Европы и Америки.

Самые знаменитые выставки

Основная коллекция музея состоит из произведений искусства разных времен. Каждый год в Пушкинском музее проходит около 30 выставок, самые крупные из которых готовят несколько лет. Они привлекают так много зрителей, что в кассы музея выстраиваются длинные очереди.

Зал № 6. Эллинистический и римский Египет, коптское искусство

В 1955 году 1,2 миллиона человек пришли на выставку картин из Дрезденской галереи. Зрители смогли увидеть полотна, спасенные в годы Второй мировой войны. После тщательной реставрации и выставки их вернули на родину – в немецкий город Дрезден.

Зал № 7. Византийское искусство. Искусство Италии XIII - XVI веков

Через восемь лет музей принимал выставку работ Пикассо, Кандинского, Матисса и Малевича, и на нее пришло еще больше зрителей - 655 тысяч человек. Это был феноменальный успех! Несколько лет назад, в 2016 году, музей выставлял полотна гениального итальянского художника Рафаэля Санти. Картины знаменитого мастера эпохи Возрождения сумели посмотреть 200 тысяч москвичей и гостей столицы.

Музей для детей

В Пушкинском музее открыто несколько кружков для детей разного возраста, в том числе, изостудия для дошкольников и художественные мастерские керамики и эстампа. Дети, интересующиеся историй искусств, посещают занятия Клуба юных искусствоведов.

Зал № 26. Европейское искусство Средних веков

Для школьников по музею проходят обзорные и тематические экскурсии, которые длятся от 45 до 90 минут. Во время занятий детей начальной школы знакомят с музеем, показывают Египетский зал, рассказывают о мифах Древней Греции , дворце Ассирийского царя, Пантикапее и зарождении христианства. Старшеклассники узнают об истории о европейского искусства XIX века, импрессионизме, постимпрессионизме и искусстве XX столетия.

Музей проводит несколько познавательных и игровых программ для семей с детьми. Это увлекательные тематические квесты, клубы, лекции, детские фестивали и семейные экскурсии.