Малые голландцы натюрморт. Накрытые столы и завтраки. Натюрморт в мясной лавке

Наталия МАРКОВА,
заведующая отделом графики ГМИИ им. А,С, Пушкина

Натюрморт в Голландии XVII века

Можно сказать, что время действовало, подобно объективу фотоаппарата: с изменением фокусного расстояния менялся масштаб изображения, пока в кадре не остались только предметы, а интерьер и фигуры были вытеснены за границы картины. «Кадры» с натюрмортом можно найти на многих картинах нидерландских художников XVI в. Легко представить в виде самостоятельной картины накрытый стол из «Семейного портрета» Мартина ван Хемскерка (ок. 1530. Государственные музеи, Кассель) или вазу с цветами из композиции Яна Брейгеля Старшего. Сам Ян Брейгель примерно так и поступил, написав в самом начале XVII в. первые самостоятельные цветочные натюрморты. Они появились около 1600 года - это время и принято считать датой рождения жанра.

Мартин ван Хемскерк. Семейный портрет. Фрагмент. Ок. 1530. Государственные музеи, Кассель.

В тот момент сло ва для его определения еще не существовало. Термин «натюрморт» возник во Франции в XVIII в. и в буквальном переводе означает «мертвая натура», «мертвая природа» (nature morte). В Голландии картины с изображением предметов называли «stillleven», что можно перевести и как «неподвижная натура, модель», и как «тихая жизнь», что гораздо точнее передает специфику голландского натюрморта. Но это общее понятие вошло в употребление только с 1650 года, а до этого времени картины называли по сюжету изображения: b lumentopf - ваза с цветами, banketje - накрытый стол, fruytage - фрукты, toebackje - натюрморты с курительными принадлежностями, doodshoofd - картины с изображением черепа. Уже из этого перечисления видно, как велико было разнообразие изображаемых предметов. Действительно, на картины голландских художников, казалось, выплеснулся весь окружавший их предметный мир.

Абрахам ван Бейрен. Натюрморт с омарами. XVII век.Кунстхауз, Цюрих

В искусстве это означало революцию не меньшую, чем та, что совершили голландцы в сфере экономической и социальной, завоевав независимость от власти католической Испании и создав первое демократическое государство. В то время, как их современники в Италии, Франции, Испании были сосредоточены на создании громадных религиозных композиций для церковных алтарей, полотен и фресок на сюжеты античной мифологии для дворцовых залов, голландцы писали небольшие картины с видами уголков родного ландшафта, танцы на деревенском празднике или домашний концерт в бюргерском доме, сценки в сельском трактире, на улице или в доме свиданий, накрытые столы с завтраком или десертом, то есть натуру «низкую», непритязательную, не осененную античной или ренессансной поэтической традицией, кроме разве современной ей голландской поэзии. Контраст с остальной Европой был разительный.

Картины редко создавались на заказ, а в основном свободно продавались на рынках для всех желающих и предназначались для украшения комнат в домах горожан, а то и сельских жителей - из тех, что побогаче. Позднее, в XVIII и XIX столетиях, когда жизнь в Голландии стала труднее и скуднее, эти домашние живописные собрания широко распродавались на аукционах и охотно приобретались в королевские и аристократические коллекции по всей Европе, откуда со временем перекочевали в крупнейшие музеи мира. Когда в середине XIX в. художники повсеместно обратились к изображению окружающей их реальности, картины голландских мастеров XVII в. служили им образцом во всех жанрах.

Ян Веникс. Натюрморт с белым павлином. 1692. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Особенностью голландской живописи была специализация художников по жанрам. В рамках натюрмортного жанра существовало даже разделение по отдельным темам, причем в разных городах были свои излюбленные виды натюрморта, и если живописцу случалось переехать в другой город, он часто резко менял свое искусство и начинал писать те разновидности жанра, что были популярны в этом месте.

Харлем стал родиной самого характерного вида голландского натюрморта - «завтрака». В картинах Питера Класа изображается накрытый стол с яствами и посудой. Оловянная тарелка, селедка или ветчина, булочка, бокал вина, скомканная салфетка, лимон или ветка винограда, столовые приборы - скупой и точный отбор предметов создает впечатление стола, накрытого на одну персону. Присутствие человека обозначено «живописным» беспорядком, внесенным в расположение вещей, и атмосферой уютного жилого интерьера, достигнутой передачей световоздушной среды. Доминирующий серо-коричневатый тон объединяет предметы в единую картину, тогда как сам натюрморт становится отражением индивидуальных вкусов человека, его образа жизни.

В том же русле, что Клас, работал другой харлемец, Виллем Хеда. Колорит его картин в еще большей степени подчинен тоновому единству, в нем господствует серо-серебристый тон, заданный изображением серебряной или оловянной посуды. За эту красочную сдержанность картины стали называть «монохромные завтраки».

Абрахам ван Бейрен. Завтрак. XVII век. ГМИИ им. Пушкина, Москва

В Утрехте получил развитие пышный и нарядный цветочный натюрморт. Главные его представители - Ян Давидс де Хем, Юстус ван Хейсум и его сын Ян ван Хейсум, особенно прославившийся тщательностью письма и светлым колоритом.

В Гааге, центре морского промысла, Питер де Пюттер и его ученик Абрахам ван Бейерен довели до совершенства изображение рыб и других обитателей моря, колорит их картин отливает блеском чешуи, в которой вспыхивают пятна розового, красного, синего цветов. Университетский Лейден создал и усовершенствовал тип философского натюрморта « vanitas » (суета сует). В картинах Хармена ван Стенвейка и Яна Давидса де Хема с предметами, воплощающими земную славу и богатство (доспехи, книги, атрибуты искусств, драгоценная утварь) или чувственные удовольствия (цветы, фрукты), соседствуют череп или песочные часы как напоминание о скоротечности жизни. Более демократичный «кухонный» натюрморт возник в Роттердаме в творчестве Флориса ван Схотена и Франсуа Рейкхалса, а лучшие его достижения связаны с именами братьев Корнелиса и Хермана Сафтлевенов.

В середине столетия тема скромных «завтраков» преобразуется в творчестве Виллема ван Алста, Юриана ван Стрека и в особенности Виллема Калфа и Абрахама ван Бейерена в роскошные «банкеты» и «десерты». Золоченые кубки, китайский фарфор и делфтский фаянс, ковровая скатерть, южные фрукты подчеркивают вкус к изяществу и богатству, утвердившийся в голландском обществе в середине столетия. Соответственно, на смену «монохромным» завтракам приходит сочный, красочно насыщенный, золотисто-теплый колорит. Влияние рембрандтовской светотени заставляет краски на картинах Калфа светиться изнутри, поэтизируя предметный мир.

Виллем Калф. Натюрморт с кубком - наутилусом и чашей китайского фарфора. Музей Тиссен - Борнемисца, Мадрид

Мастерами изображения «охотничьих трофеев» и «птичьих дворов» были Ян-Батист Веникс, его сын Ян Веникс и Мелхиор де Хондекутер. Этот тип натюрморта получил особое распространение во второй половине - конце столетия в связи с аристократизацией бюргерства: устройством поместий и развлечением охотой. Живопись двух последних художников показывает усиление декоративности, цветности, стремление к внешним эффектам.

Изумительную способность голландских живописцев передавать материальный мир во всем богатстве и разнообразии ценили не только современники, но и европейцы в XVIII и XIX вв., они видели в натюрмортах прежде всего и только это блестящее мастерство передачи реальности. Однако для самих голландцев XVII столетия эти картины были полны смысла, они предлагали пищу не только для глаз, но и для ума. Картины вступали в диалог со зрителями, сообщая им важные моральные истины, напоминая об обманчивости земных радостей, о тщете людских стремлений, направляя мысль на философские размышления о смысле человеческой жизни.

Голландский натюрморт XVI–XVII веков - своеобразная интеллектуальная игра, в которой зрителю предлагалось разгадать определенные знаки. То, что с легкостью считывали современники, сегодня понятно не всем и не всегда.

Что означают изображенные художниками предметы?

Жан Кальвин(1509- 1564,французский богослов, реформатор церкви, основатель кальвинизма) учил, что повседневные вещи обладают скрытым значением, а за всяким изображением должен стоять моральный урок. Предметы, изо­браженные в натюрморте, многозначны: их наделяли назидательным, рели­гиозным или иным подтекстом. Например, устрицы считались эротическим символом, и современникам это было очевидно: устрицы якобы стимулиро­вали сексуальную потенцию, да и Венера, богиня любви, родилась из рако­вины. С одной стороны, устрицы намекали на мирские соблазны, с другой - раскрытая раковина обозначала душу, готовую покинуть тело, то есть сулила спасение. Строгих правил, как читать натюрморт, конечно, не суще­ствовало, и зритель угадывал на холсте именно те символы, которые хотел видеть. К тому же нельзя забывать, что каждый предмет был частью композиции и его можно было прочитать по-разному - в зависимости от контек­ста и от общего послания натюрморта.Цветочный натюрморт

Вплоть до XVIII века букет цветов, как правило, символизировал бренность, ведь земные радости так же преходящи, как красота цветка. Символика расте­ний особенно сложна и неоднозначна, и уловить смысл помогали популярные в Европе XVI–XVII веков книги эмблем, где аллегорические иллюстрации и девизы сопровождались пояснительными текстами. Цветочные композиции было непросто интерпретировать: один и тот же цветок имел множество зна­чений, иногда прямо противоположных. Например, нарцисс указывал на само­влюбленность и одновременно считался символом Богоматери. В натюрмор­тах, как правило, сохранялись оба значения образа, и зритель был волен вы­брать один из двух смыслов или совместить их.

Цветочные композиции часто дополнялись плодами, мелкими предметами, изображениями животных. Эти образы выражали основную мысль произве­дения, подчеркивая мотив быстротечности, увядания, греховности всего земного и нетленности добродетели.

Ян Давидс де Хем.
Цветы в вазе.

На картине Яна Давидса де Хема у основания вазы худож­ник изобразил сим­волы бренности: увядшие и сломанные цветы, осыпавшиеся лепестки и засох­шие стручки гороха. Вот улитка - она ассоциируется с душой грешника. В центре букета мы видим сим­волы скромности и чистоты: полевые цветы, фиалки и незабудки. Их окру­жают тюльпаны, символизирующие увядающую красоту и бессмысленное расточительство (разведение тюльпанов считалось в Голландии одним из самых суетных занятий и к тому же недешевым); пыш­ные розы и маки, напоминающие о недолговечности жизни. Венчают компо-зицию два крупных цветка, имеющие положительное значение. Синий ирис олицетворяет отпу­щение грехов и указывает на возможность спасения через добродетель. Крас­ный мак, который традиционно ассоциировался со сном и смертью, из-за своего местоположения в букете сменил трак­товку: здесь он обозначает искупительную жертву Христа.

Другие символы спасе­ния - это хлебные колоски, а бабочка, сидящая на стебле, олицетворяет бес­смертную душу.

Ян Бауман.
Цветы, фрукты и обезьяна. Первая половина XVII века.

Картина Яна Баумана «Цветы, фрукты и обезьяна» - хороший пример смы­словой многослойности и неоднозначности натюрморта и предметов на нем. На первый взгляд, сочетание растений и животных кажется случайным. На самом деле этот натюрморт тоже напоминает о быстротечности жизни и греховности земного существования. Каждый изображенный предмет транслирует определенную идею: улитка и ящерица в данном случае указы­вают на смертность всего земного; тюльпан, лежащий возле миски с плодами, символизирует быстрое увядание; раковины, разбросанные на столе, намекают на неразумную трату денег; а обезьяна с персиком указывает на первородный грех и порочность. С другой стороны, порхающая бабочка и плоды: гроздья винограда, яблоки, персики и груши - говорят о бессмертии души и искупи­тельной жертве Христа. На другом, иносказательном уровне представленные на картине фрукты, плоды, цветы и животные обозначают четыре стихии: раковины и улитки - воду; бабочка - воздух; плоды и цветы - землю; обезьяна - огонь.

Натюрморт в мясной лавке

Питер Артсен.
Мясная лавка, или Кухня со сценой бегства в Египет. 1551 год

Изображение мясной лавки традиционно связывалось с идеей физической жизни, персонификацией стихии земли, а также с чревоугодием. На картине Питера Артсена

почти все пространство занимает ломящийся от яств стол. Мы видим множество видов мяса: убитую птицу и разделанные туши, ливер и ветчину, окорока и колбасы. Эти образы символизируют неумерен­ность, обжорство и привязанность к плотским удовольствиям. Теперь обратим внимание на задний план. С левой стороны картины в оконном проеме поме­щена евангельская сцена бегства в Египет, которая резко контрастирует с натюрмортом на переднем плане. Дева Мария протягивает последний ломоть хлеба нищей девочке. Заметим, что окно расположено над блюдом, где крест-накрест (символ распятия) лежат две рыбы - символ христианства и Христа. Справа в глубине изображена таверна. За столом у огня сидит веселая компа­ния, выпивает и ест устриц, которые, как мы помним, ассоциируются с похо­тью. Рядом со столом висит разделанная туша, указывающая на неотврати­мость смерти и мимолетность земных радостей. Мясник в красной рубахе разбавляет вино водой. Эта сценка вторит основной идее натюрморта и отсы­лает к Притче о блудном сыне. Сцена в таверне, равно как и мясная лавка, полная яств, говорит о праздной, распутной жизни, привязанности к зем­ным наслаждениям, приятным для тела, но губительным для души. В сцене бегства в Египет герои практически повернуты к зрителю спиной: они уда­ляются вглубь картины, подальше от мясной лавки. Это метафора бегства от распут­ной жизни, полной чувственных радостей. Отказ от них - один из способов спасти душу.

Натюрморт в рыбной лавке

Рыбный натюрморт - это аллегория водной стихии. Такого рода произведе­ния, как и мясные лавки, часто были частью так называемого цикла перво­стихий и, как правило, создавались для украшения дворцовых столовых. На первом плане картины Франса Снейдерса «Рыбная лавка» изображено множество рыбы. Здесь есть окуни и осетры, караси, сомы, семга и другие дары моря. Часть уже разделана, часть ожидает своей очереди. Эти изображения рыб не несут никакого подтекста - они воспевают богатство Фландрии.

Франс Снейдерс.
Рыбная лавка. 1616 год

Рядом с мальчиком мы видим корзину с подарками, которые он получил ко Дню святого Николая. На это указывают привязанные к корзине дере­вян­ные красные башмачки. Помимо сладостей, фруктов и орехов, в корзине лежат розги - как намек на воспитание «кнутом и пряником». Содержание корзины говорит о радостях и горестях человеческой жизни, которые посто­янно сме­няют друг друга. Женщина объясняет ребенку, что послушные дети получают подарки, а дурные - наказание. Мальчик отпрянул в ужасе: он поду­мал о том, что вместо сладостей получит удары розгами. Справа мы видим оконный проем, в котором можно разглядеть городскую площадь. Группа детей стоит под окнами и радостно приветствует кукольного шута на балконе. Шут - неотъемлемый атрибут народных праздничных гуляний.

Натюрморт с накрытым столом

В многочисленных вариациях сервировки столов на полотнах голландских ма­стеров мы видим хлеб и пироги, орехи и лимоны, колбасы и окорока, омаров и раков, блюда с устрицами, рыбой или пустыми раковинами. Понять эти натюрморты можно в зависимости от набора предметов.

Геррит Виллемс Хеда.
Ветчина и серебряная посуда. 1649 год

На картине Геррита Виллемса Хеды мы видим блюдо, кувшин, высокий стеклянный бокал и опрокинутую вазу, горчичницу, окорок, смятую салфетку и лимон. Это традиционный и излюбленный набор Хеды. Расположение пред­метов и их выбор неслучайны. Серебряная посуда символизирует земные богатства и их тщетность, ветчина - плотские удовольствия, привлекательный с виду и кислый внутри лимон олицетворяет предательство. Погасшая свеча указывает на бренность и мимолетность человеческого существования, беспорядок на столе - на разрушение. Высокий стеклянный бокал-«флейта» (в XVII веке такие бокалы использовались как мерная емкость с метками) хрупок, как человеческая жизнь, и в то же время символизирует умеренность и умение человека контролировать свои порывы. В целом в этом натюрморте, как и во многих других «завтраках», с помощью предметов обыгрывается тема суеты сует и бессмысленности земных наслаждений.

Питер Клас.
Натюрморт с жаровней, сельдью, устрицами и курительной трубкой. 1624 год

Большая часть изображенных предметов на натюрморте Питера Класа явля­ются эротическими символами. Устрицы, трубка, вино отсылают к кратким и сомнительным плот­ским удовольствиям. Но это всего лишь один вариант прочтения натюрморта. Посмотрим на эти образы под другим ракурсом. Так, раковины - это символы бренности плоти; трубка, с помощью которой не только курили, но и выдували мыльные пузыри, - символ внезапности смерти. Современник Класа, голланд­ский поэт Виллем Годсхалк ван Фоккен­борх, в стихотворении «Моя надежда - это дым» писал:

Как видно, бытие сродни куренью трубки,
И в чем различие - мне, право, невдомек:
Одно - лишь ветерок, другое - лишь дымок.

Теме быстротечности человеческого существования противопоставляется бессмертие души, и знаки бренности внезапно оказываются символами спа­сения. Хлеб и стеклянный бокал с вином на заднем плане ассоциируются с телом и кровью Иисуса и указывают на таинство причастия. Сельдь - еще один символ Христа - напоминает о посте и постной пище. А раскрытые раковины с устрицами могут сменить свое негативное значение на прямо противоположное, обозначая человеческую душу, отделившуюся от тела и готовую вступить в вечную жизнь.

Разные уровни трактовки предметов ненавязчиво говорят зрителю о том, что человек всегда волен выбирать между духовным и вечным и земным прехо­дящим.

Vanitas, или «Ученый» натюрморт

Жанр так называемого «ученого» натюрморта получил название vanitas - в переводе с латыни это означает «суета сует», другими словами - «memento mori» («помни о смерти»). Это самый интеллектуальный вид натюрморта, аллегория вечности искусства, бренности земной славы и человеческой жизни

Юриан ван Стрек.
Суета сует. 1670 год

Меч и шлем с роскошным плюмажем на картине Юриана ван Стрека ука­зывают на мимолетность земной славы. Охотничий рог символизирует богат­ства, которые невозможно взять с собой в иную жизнь. В «ученых» натюрмор­тах часто встречаются изображения раскрытых книг или небрежно лежащих бумаг с надписями. Они не только предлагают задуматься об изображенных предметах, но и позволяют использовать их по назначению: прочесть открытые страницы или исполнить записанную в нотной тетради музыку. Ван Стрек изо­бразил набросок головы мальчика и раскрытую книгу: это трагедия Софокла «Электра», переведенная на голландский. Эти образы указывают на то, что ис­кусство вечно. Но страницы книги загнуты, а рисунок помят. Это признаки начавшейся порчи, намекающие на то, что после смерти даже искусство не пригодится. О неизбежности смерти говорит и череп, а вот обвивающий его хлебный колос символизирует надежду на воскресение и вечную жизнь. К середине XVII века череп, обвитый хлебным колосом или вечнозеленым плющом, станет обязательным предметом для изображения в натюрмортах в стиле vanitas.

Уникальным культурным явлением XVII века называют голландский цветочный натюрморт, который оказал существенное влияние на все дальнейшее развитие живописи в Европе.

Любовно и бережно художники открывали красоту природы и мира вещей, показывали их богатство и разнообразие. Очаровывают и притягивают взгляд букеты из роз, незабудок и тюльпанов Амброзиуса Босхарта Старшего, который стал основоположником в живописи цветочного натюрморта как независимого направления.

АБРОЗИУС БОСХАРТ СТАРШИЙ 1573-1621

Свою карьеру Босхарт начал в Антверпене в 1588 году. С 1593 по 1613 годы он работал в Мидделбурге, затем в Утрехте (с 1616 года) и в Бреде.

На полотнах Босхарта рядом с букетами цветов зачастую изображены бабочки или ракушки. Во многих случаях цветы тронуты увяданием, что вводит в полотна Босхарта аллегорический мотив бренности бытия (ванитас)

Тюльпаны, розы, белые и розовые гвоздики, незабудки и другие цветы в вазе.

На первый взгляд букеты кажутся написанными с натуры, но при внимательном взгляде становится очевидно, что они составлены из растений, цветущих в разное время. Впечатление естественности и правдоподобия возникает благодаря тому, что изображения отдельных цветов основаны на индивидуальных натурных "штудиях"


Увеличенный фрагмент эскиза Яна Ван Хейсума, который хранится в Метрополитене.


Ян Батист фон Форненбрух. Серед. 17 в.

Это был обычный метод работы живописцев цветочных натюрмортов. Художники выполняли тщательные рисунки акварелью и гуашью, рисуя цветы с натуры, в разных ракурсах и при различном освещении, и эти рисунки затем служили им неоднократно — они повторяли их в картинах.


Якоб Моррель. "Два тюльпана".

Как рабочий материал использовались также рисунки других художников, гравюры из печатных сборников и ботанических атласов.

Заказчики, вельможи и бюргеры, ценили в натюрмортах то, что изображенные цветы были "как живые". Но эти изображения не были натуралистическими. Они романтичны, поэтичны. Природа в них преобразована живописью.

Натюрморт с цветами в вазе 1619г

“Портреты” цветов, написанные на пергаменте акварелью и гуашью создавались для флористических альбомов, в которых садоводы стремились увековечить диковинные растения. Особенно многочисленны изображения тюльпанов. Практически в каждом голландском натюрморте присутствуют тюльпаны.

Амброзиус Босхарт "Цветы в вазе".1619. Rijksmuseum, Амстердам.

В 17 в. в Голландии был настоящий тюльпановый бум, иногда за луковицу редкого тюльпана закладывали дом.
В Европу тюльпаны попали в 1554 году. Их прислал в Аугсбург германский посол при турецком дворе Бусбек. Во время своего путешествия по стране он был очарован видом этих нежных цветов.

В скором времени тюльпаны распространили во Францию и Англию, в Германию и Голландию. Владельцами луковиц тюльпанов в те времена являлись поистине богатые люди - особы королевских кровей или приближенные к ним. В Версале в честь выведения новых сортов устраивались специальные торжественные празднования.

Натюрморт с цветами.
Владеть прекрасными натюрмортами могли себе позволить не только голландские вельможи, но и обычные бюргеры.

Количество цветочных голландских натюрмортов огромно, но это не умаляет их художественную ценность. После аукционов, когда экономическое положение Голландии стало не блестящим, живописные собрания из домов бюргеров попало во дворцы европейских вельмож и королей.

Букет цветов 1920г

В центре этого букета мы видим крокус,но он огромного размера.Немного информации об этом знакомом нам цветке.

Крокус - лекарственное растение, афродизиак и краситель. Из его тычинок делают прекрасную пряность - шафран, которую добавляют в восточные сладости. Родина крокуса - Греция и Малая Азия. Так же как гиацинты и лилии, крокус стал героем мифов древних греков, изображался в сюжетах росписей дворцов.

По античной легенде, земля покрылась гиацинтами и крокусами для свадьбы и первой брачной ночи Геры и Зевса.

Еще одна легенда описывает историю юноши по имени Крокус, который своей красотой притягивал внимание одной нимфы, но оставался равнодушным к ее красоте. Тогда богиня Афродита превратила юношу в цветок, а нимфу во вьюнок, тем самым создав неразлучный союз.

Цветы в стеклянной вазе.

Стремление художников разнообразить состав своих букетов, заставляло их ездить в разные города, и делать натурных рисунки в садах любителей цветов Амстердама, Утрехта, Брюсселя, Харлема, Лейдена. Художникам также приходилось ждать смены сезонов, чтобы запечатлеть нужный цветок.


Цветы. 1619г


Цветы в китайской вазе.


Цветы в корзине.

Натюрморт с цветами в нише.

Цветы в нише.

Во фруктовых и цветочных натюрмортах кажущееся произвольно-случайным сочетание внешне не связанных между собой представителей флоры и фауны в опосредованной форме воплощало представления о бренной греховности всего земного и, напротив, нетленности истинной христианской добродетели.

Практически каждый «персонаж» натюрморта сложным языком символов обозначал собой определённую идею: смертность всего земного (например, ящерицы или улитки), глупую греховность и бренность человеческой жизни, которые мог символизировать, в частности, тюльпан.

Цветы в стеклянной вазе.1606

Согласно представлениям фламандцев и голландцев этот нежный цветок был не только зримым воплощением быстро увядающей красоты, но и его культивирование воспринималось многими как одна из самых суетных и корыстных профессий);

Экзотические заморские раковины, бывшие модным предметом коллекционирования, намекали на неразумную трату денег; обезьяна с персиком традиционно считались символом Первородного греха.

Натюрморт с цветами в зелёной стеклянной бутылке.

С другой стороны, муха на том же персике или розе обыкновенно вызывала ассоциации с символикой смерти, зла и греха; виноград и разбитые грецкие орехи — намекали на Грехопадение и, одновременно, искупительную жертву Христа на кресте, Красные ягоды спелой вишни — сим¬вол Божественной любви, в то время как порхающая бабочка — персонифицирует спасённую душу праведника.


Корзина.

Художественное направление Амброзиуса Босхарта продолжили развивать его три сына — Амброзиус Босхарт Младший, Абрахам Босхарт и Иоганнес Босхарт, а также его зять Бальтазар ван дер Аст Их произведения, вообще весьма многочисленные, неизменно пользуются спросом на художественных аукционах.

Источники.

Питер Класс «Завтрак с ветчиной» 1647 г

Специалисты утверждают, что каждый натюрморт несет свой скрытый смысл, который был понятен современникам. А мы можем только догадываться о том, что и кому хотел сказать художник.

Голландский натюрморт 17 века характеризует узкая специализация голландских мастеров внутри жанра. Тема «Цветы и фрукты», включает, как правило, и разнообразных насекомых. «Охотничьи трофеи» - это, прежде всего, охотничьи трофеи - битая птица и дичь. «Завтраки» и «Десерты», а также изображения рыбы - живой и уснувшей, разнообразных птиц – лишь часть наиболее известных тем натюрмортов.

В своей совокупности эти отдельные сюжеты характеризуют и пристальный интерес голландцев к сюжетам повседневной жизни, и их любимые занятия, и увлеченность экзотикой дальних земель (в композициях присутствуют диковинные раковины, фрукты). Часто в произведениях с мотивами «живой» и «мертвой» натуры закладывается символический подтекст, легко понятный образованному зрителю XVII века.

Так, сочетание отдельных предметов могло служить намеком на бренность земного существования: увядающие розы, курильница, свеча, часы; или связывалось с осуждающимися моралью привычками: лучины, курительные трубки; или указывало на любовную интригу; письмо, музыкальные инструменты, жаровня. Нет никакого сомнения, что значение этих композиций значительно шире их символического содержания.

Голландские натюрморты привлекают, прежде всего, своей художественной выразительностью, завершенностью, умением раскрыть одухотворенную жизнь предметного мира.

В отличие от фламандцев, предпочитающих крупные, по размерам, картины с обилием всевозможных предметов, живописцы Голландии ограничиваются немногочисленными объектами созерцания, стремясь к предельному композиционному и цветовому единству. Натюрморт («Stilleven» - что по-голландски означает - «тихая жизнь») – это своеобразная и достаточно популярная ветвь голландской живописи.

Голландский натюрморт 17 века

Питер Класс «Трубка и жаровня» 1636 г

Балтазар ван дер Аст «Натюрморт с фруктами»

Балтазар ван дер Аст «Тарелка с плодами и раковинами» 1630 г

Мелхиор де Хондекутер «Птицы в парке»

Бартоломеус ван дер Хелс «Новый рынок в Амстердаме» 1666 г

Виллем клас Хедп «Завтрак с крабом» 1648 г

Фердинанд Бол «Битая дичь»

Абрахам Миньон «Плоды»

Мелхиор де Хондекутер «Охотничьи трофеи»

Иоханнес Леманс «Охотничий натюрморт»

Мартен Буллема де Стомме. «Натюрморт с кубком-наутилусом»

Виллем Хеда. «Натюрморт с ветчиной». 1656

Ян Брейгель Старший. «Цветы в деревянном вазоне». 1606/07 гг.

Амброзиус Боссхарт Старший. «Букет цветов в нише». 1618 г

Балтасар ван дер Аст. «Корзина с цветами». 1622 г.

Ханс Боллонгиер. «Цветочный натюрморт». 1639 г.

Николас Гиллис. «Накрытый стол». 1611 г.

Флорис ван Дейк. «Натюрморт с сыром». Ок. 1615 г.

Якоб ван Хюльсдонк. «Натюрморт с артишоками, редисом, спаржей, сливами и персиками в корзине». 1608-1647 гг.

Клара Петерс. «Сервированный стол». 1611

Виллем Клас Хеда. «Натюрморт с серебряным кувшином и пирогом». 1645 г.

Питер Клас. «Натюрморт с солонкой». Ок. 1644

Геррит Виллемс Хеда. «Натюрморт с глиняным кувшином»

Флорис Герритс ван Схотен. «Натюрморт с фруктами, овощами и сценой ужина в Эммаусе». 1630

Корнелис Делфф. «Кухонный натюрморт». 1610-1620

Голландский натюрморт вдохновляет и современных художников, в свое время это был некий прорыв, который не мог остаться не замеченным.Голландский натюрморт интересен не только знатокам живописи, приглашаю вас насладиться картинами и историей.

Голландский натюрморт имел несколько направлений, например большой популярностью пользовались изображения дичи и битой птицы это относилось к категории « Охотничьи трофеи» , сейчас мне кажется эти натюрморты на « любителя» не сильно приятно смотреть на туши животных, но в 17 веке к этому проще относились.

Мелхиор де Хондекутер «Охотничьи трофеи»

Еще одно направление голландского натюрморта это « Завтрак» и « Десерты» , изображения пищи приготовленной, что более приятно, часто на картинах можно было увидеть морепродукты, птицу, обилие фруктов.

БАЛТАЗАР ВАН ДЕР АСТ «Тарелка с плодами и раковинами» 1630 г

Самое приятное направление голландского натюрморта 17 века это « Цветы и Фрукты» , которые могли быть изображены вместе на одной картине, почти всегда на картинах присутствует изображение насекомых, часто бабочек.

БАЛТАЗАР ВАН ДЕР АСТ «Натюрморт с фруктами»

Голландский натюрморт имел символичное значение, это было не просто изображение продуктов, цветов и т.п.основная мысль которая была свойственна голландскому натюрморту того времени-быстротечность всего земного и неизбежность смерти. При помощи символичных предметов таких как:часы, увядающие розы, свеча художники говорили о том, что ничто не вечно в этом мире.Кроме того, некоторые предметы указывали на привычки осуждаемые моралью, такие как курительная трубка, либо на интригу при помощи письма, музыкальных инструментов и т.п.К сожалению, в современной живописи символика утрачена и даже специалисты в живописи не могут объяснить значение всех символов голландской живописи 17 века.А в те далекие времена голландцы вечерами собирались в доме владельца натюрморта рассматривали его и обсуждали что значит тот или иной символ: увядший лавровый венок -быстротечность славы, монеты-тщеславие и т.п.

Ян Давидс де Хем
Ян Давидс де Хем

Обратите внимание, что на картинах голландских художников 17 века цветы кажутся нарисованными с натуры, но не всегда это было так, ведь композиции состоят из растений цветущих и плодоносящих в разное время.Художники в период цветения растения тщательно писали его при разном освещении, в разных ракурсах и т.п., это было заготовкой, которую потом использовали многократно в своих натюрмортах художники.Для того, что бы обогатить свои натюрморты голландские художники ездили в делать рисунки цветов в сады известных любителей цветов в Амстердам, Брюссель, Лейден и т.п.

Цветочные натюрморты в Голландии пользовались популярностью среди вельмож и знати, почти в каждом цветочном натюрморте 17века в Голландии присутствовали тюльпаны, в то время страна переживала тюльпанный бум. За луковицу редкого тюльпана могли заложить дом, выращивание тюльпанов считалось привилегией аристократов.Известен случай когда мельник обменял на одну луковицу тюльпана свою мельницу, луковица тюльпана считалась хорошим приданным.Тюльпаны в то время были одноцветные, реже двух цветные.Теперь вы можете понять почему тюльпаны часто встречались в натюрмортах голландских художников.

Ян Давидс де Хем
Ян Давидс де Хем

Один из самых известных художников писавших голландский натюрморт был Ян Давидс де Хем его картины пользовались большой популярностью.Его картины отличались сочностью цветов, реалистичностью, высокой степенью прозрачности цвета.

Одни из самых красивых голландских натюрмортов Яна Давидса де Хема.