Примеры детских сказок об опасностях дома. Развлечение по ОБЖ «Уроки безопасности в любимых детских сказках. Приключения Бабы Яги

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Новомирская основная общеобразовательная школа»

Конкурс « Спорт – альтернатива пагубных привычек»

Номинация «Литературное слово»

Рассказ

«Два Друга»

Подгорный Аркадий

Ученик 6 класса, 12 лет

Руководитель : Белова Елена Владимировна

2014-2015 учебный год

Два друга.

В одном городе жили два друга - Вася и Серёжа. Они очень дружили, ходили вместе на спортивные секции, бегали по утрам в парке, посещали выставки.

Однажды одному из друзей купили компьютер. Вася стал долго играть, перестал учить уроки, а про секции и пробежки в парке, и думать забыл!

Заходит за ним Сережа на спортивную секцию. Василий с порога ему отвечает:

Не пойду, зачем эти секции?! Зачем их придумали?! Пошли лучше в компьютер поиграем! За ним будущее!

Нет, я лучше на секцию схожу! Нет, не буду я, скрючившись, сидеть за компьютером. Тренировка - заряд энергии.

Прошел день.

Сережа опять идет к Васе, спрашивает:

Пойдёшь гулять, там мальчишки игру затеяли?

Нет, не пойду! А ты лучше иди и попроси у своего папы компьютер, а то, как не человек по улицам шастаешь! Хм! Сейчас вся продвинутая молодёжь в «компах» сидит. Будем с тобой в «Он-лайн» игры играть! Там и пообщаемся!!!

Обиделся Сережа, перестал заходить на спортивные секции, затем и вовсе перестал общаться с Васей. Только короткое «привет» бросали они друг другу при встрече.

Прошло несколько лет.

Сергей стал спортсменом, играл за хоккейную команду, участвовал в соревнованиях.

Пришло время идти в армию. Звонит Сережа Васе:

Вась, я в армию ухожу, всех друзей собираю, и тебя приглашаю! А тебя когда забирают?

Я не пойду, я не дурак в армию идти! Вообще, у меня зрение подводит, сколиоз, спина болит. И тебя проводить не смогу! Извиняй!!!

На том конце провода послышались гудки…

Прошло ещё 10 лет…

Идет Сережа на тренировку, видит компанию весёлую. В компании Вася. Все смеются, курят, пьют. Увидел Вася друга, подошёл:

Привет, Серёга, всё бегаешь? И надо тебе это? Я вот программистом стал, деньги большие «заколачиваю», живу и радуюсь!

Молодец, только деньги ты эти, похоже, не на то тратишь….

Ну вот, опять ты ноешь о правильной и здоровой жизни, о спорте… Опять учить будешь.

Нет, не буду! Скажу одно: «Спорт-сила, а пагубные привычки – могила!»

Ха, ха,- ответил Вася.

Так и расстались друзья, не поняв друг друга.

А через несколько лет Серёжа возвращался с соревнований. Он теперь был уже очень известным тренером. Его окликнул в поезде какой-то старичок. Долго смотрел на него Сергей, прежде чем понял, что перед ним его друг детства - Василий. Вася выглядел настоящим старцем: кожа жёлтая и морщинистая, он тяжело дышал и постоянно кашлял.

Да, Серёга, годы тебя не старят, ты такой же молодой и статный, а я…

Я всю жизнь занимаюсь спортом, не курю, не пью, соблюдаю режим. И детей своих этому же учу. Я тебе всегда говорил, что в жизни должна быть цель, только настоящая, приносящая пользу себе и окружающим. Ничего не ответил Вася, только голову опустил и о чём-то задумался. Школьный друг понял, что спорт дает молодость и силы! Обидно, что Вася понял это слишком поздно!!!

Через несколько лет Вася умер, а Сергей жив и по сей день.

Друзья! Будьте «Сергеями», не будьте «Васями»! Занимайтесь спортом! Гуляйте! Общайтесь с друзьями! Не пейте! Не курите, тогда у вас всё получится!

PS : Все герои выдуманы.

Елена Бышева

МБДОУ «Лямбирский детский сад №3

комбинированного вида»

Развлечение по ОБЖ

«Уроки безопасности в любимых детских сказках »

Подготовили и провели

воспитатели :

Бышева Е. В.

Рагузина Н. Р.

Лямбирь 2013 г.

Цель : формирование у детей основ безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях на примере детских сказок .

Задачи : создание условий для формирования у учащихся представлений о возможных опасностях повседневной жизни;

обучение адекватным способам поведения в чрезвычайных ситуациях на примере поступков сказочных героев ;

формирование осознанного отношения к собственной безопасности ;

воспитание личной гражданской ответственности;

содействие становления положительной мотивации к чтению книг.

Техническое обеспечение, наглядный материал : аудиозапись спокойной музыки,картинки по ОБЖ, игрушки для драматизации : Колобок, Красная Шапочка, волк, коза, лиса с петушком, петушок, книги с текстом сказок .

Сегодня мы хотим пригласить вас в путешествие, в совершенно необычное путешествие. Согласны? (Да.)

Предлагаем отправиться в путешествие… по сказкам .

А кто из вас любит сказки ?

(Ответы детей) .

А за что вы любите сказки ?

(Они очень интересные, волшебные, в них происходят чудеса, которых нет в жизни, в них много приключений)

Как вы думаете, ребята, почему так говорят : «Сказка – ложь , да в ней намек, добрым молодцам урок »?

(Сказка учит добру )

Вместе с героями сказок мы попадаем в удивительные страны, которых нет на карте, путешествуем вместе с ними, преодолеваем различные трудности, а значит, а значит, учимся побеждать страх, неудачи, учимся выбирать правильные решения в сложных ситуациях, учимся верить в добро и в собственные силы.

Сегодня мы будем вспоминать сказки , которые учат нас быть внимательными и осторожными дома и вне нашего дома, говорить о том, как избежать чрезвычайных ситуаций, то есть опасностей, угрожающих нашему здоровью, а может и жизни.

Бывает и так, что мы сами провоцируем опасную ситуацию, ведя себя беззаботно на улице или дома. Здесь очень многое зависит от самого человека, и некоторые несчастные случаи можно предотвратить. Любой из нас может оказаться в опасной ситуации, но не каждый знает, как этого избежать.

Итак, вот вам первая загадка

По амбару метен,

По сусекам скребен,

На сметане мешен,

В печку сажен.

(Колобок)

Правильно, помните, как в сказке было ?

сказки «Колобок»

«Жили-были старик со старухой. Надумали они как-то испечь колобок. Старик старухе и говорит :

Поди-ка, старуха, по коробу поскреби, по сусеку помети, не наскребешь ли муки на колобок.

Старуха так и сделала : по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две. Замесила тесто, скатала колобок, испекла и положило на окошко стынуть. Скучно стало колобку на окне лежать, он взял да и покатился - с окна на лавку, с лавки на травку, с травки на дорожку - и дальше по дорожке. В лесу он повстречался с зайцем, волком, медведем.

Здравствуй, колобок! Какой ты румяный, хороший!

Колобок обрадовался, что его хвалят и запел свою песенку. А лиса и говорит :

Какая славная песня, только стара я стала, плохо слышу, сядь ко мне на нос да спой еще разок.

Прыгнул он лисе на нос и запел :

Я колобок, колобок,

По коробу скребен, по…

А лиса его - ам! И съела!»

ем закончилась эта сказка ?

(Лиса съела Колобка)

Где всё произошло?

(В лесу)

Колобок родился и жил в лесу?

(Нет. Его испекла бабушка и поставила на окошко остынуть)

А как же Колобок оказался в лесу в лапах у лисы?

(Он сам убежал в лес.)

Зачем Колобок покатился в лес? Чтобы его лиса там съела или по другой причине? Как вам кажется?

(Колобок просто захотел погулять)

Ах, вот оно что! Колобок просто погулять пошёл. В лесу ведь так красиво : высокие стройные деревья, пахучие травы и цветы, прекрасное пение птиц…

Но лес таит в себе и опасности. Колобок ни о каких опасностях совершенно не задумывался, вот и поплатился за это.

«Нельзя без разрешения уходить из дома» )

Ребята, можно ли гулять одному по незнакомым местам? Почему? (Ответы детей)

(На фланелеграф выставляется картинка по ОБЖ - «Нельзя разговаривать с незнакомыми людьми» )

Не только чужие улицы таят в себе опасности, но и собственный родной двор. Опасность может таиться и в стоящей во дворе машине, и в подвале, и на чердаке. Играя в прятки, твои друзья, да и ты, наверное, стараетесь спрятаться так, чтобы вас не обнаружили, выбирая для этих игр такие места, как стоящая машина во дворе. А она ведь может отъехать, вас, сидящего около машины, не заметить, и …

(Ответы детей)

Прятаться в подвалах и на чердаках не менее опасно. Там могут жить бомжи и наркоманы и скрываться насильники. Даже в твоём родном дворе к тебе может подойти посторонний человек, который не обязательно будет добрым дядей или тётей. Если родителей рядом нет, а человек зовёт пойти с ним куда-то в подвал или на чердак, сесть с ним в машину, отвечай отказом на все эти предложения, постарайся уйти. Можешь попросить о помощи любого взрослого, гуляющего с собакой или с ребёнком, громко крича о том, что этот человек тебе незнаком. Никуда ни с кем не ходи без разрешения родителей, не рассказывай чужим людям свой домашний адрес, телефон.

Вспомните сказку , которая как раз учит этому.

(Красная Шапочка.)

Инсценировка отрывка сказки (встречи волка с Красной Шапочкой)

«Жила-была маленькая девочка. Мать любила ее без памяти , а бабушка еще больше.

Как-то раз испекла мама пирожок и сказала дочке :

Сходи-ка, Красная Шапочка, к бабушке, снеси ей пирожок и горшочек масла да узнай, здорова ли она.

Собралась Красная Шапочка и пошла к бабушке.

Идет она лесом, а навстречу ей - серый Волк.

Куда ты идешь. Красная Шапочка? - спрашивает Волк.

Иду к бабушке и несу ей пирожок и горшочек масла.

А далеко живет твоя бабушка?

Далеко, - отвечает Красная Шапочка. - Вон в той деревне, за мельницей, в первом домике с края…»

Какие ошибки допустила Красная Шапочка?

(Остановилась для разговора с посторонним и незнакомым типом; рассказала , куда идёт, где живёт бабушка, и как попасть в её дом.)

Как нужно поступить, если к вам подойдёт незнакомый человек? Если незнакомец предлагает вам пройти с ним куда-то? Надо ли рассказывать об этом кому-либо ?

(Обязательно рассказать родителям , даже если это был ваш сосед.)

А почему преступники притворяются, что они добрые дяди или тёти?

(Для того, чтобы ребёнок не испугался, поверил ему и пошёл с ним.)

А если вы остались дома одни, что наказывают вам ваши родители?

(Никому дверей не открывать, никого в дом не впускать.)

Из какой сказки эти строки ?

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шёлкова бородушка,

Выгляни в окошко,

Дам тебе горошку

(Петушок – золотой гребешок.)

Инсценировка отрывка русской народной сказки «Петушок – золотой гребешок»

«Жили-были кот, дрозд да петушок - золотой гребешок. Жили они в лесу, в избушке. Кот да дрозд ходят в лес дрова рубить, а пет а одного оставляют.

Уходят - строго наказывают : - Мы пойдем далеко, а ты оставайся домовничать, да голоса не подавай; когда придет лиса, в окошко не выглядывай.

Проведала лиса, что кота и дрозда дома нет, прибежала к избушке, села под окошко и запела :

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка,

Выгляни в окошко,

Дам тебе горошку.

Петушок и выставил головку в окошко. Лиса схватила его в когти, понесла в свою нору.

Закричал петушок :

Несет меня лиса

За темные леса,

За быстрые реки,

За высокие горы…

Кот и дрозд, спасите меня.

Кот и дрозд услыхали, бросились в погоню и отняли у лисы петушка…»



Какие ошибки допустил петушок?

(Он выглянул в раскрытое окошко, хотя кот и дрозд предупредили его этого не делать.)

Вспомните, как вёл себя петушок когда лиса несла его в дремучий лес. Оцените его поведение.

(Петушок очень громко кричал, звал на помощь кота. Он правильно поступил, потому что кот и дрозд услышали его и спасли.)

(На фланелеграф выставляется картинка по ОБЖ - «Нельзя уходить с незнакомыми людьми и при особой ситуации очень громко кричать, звать на помощь»)

Ребята, запомните нельзя близко подходить к незнакомым людям, выглядывающим из машин, и тем более что-то брать у них из рук.

Люди должны также при необходимости очень громко звать на помощь. Если даже преступник пытается прикрыть вам рот рукой, вы можете укусить его за руку и громко позвать на помощь. Какие слова можно кричать, чтобы вас поняли, как вы думаете?

(Спасите, меня похищают! Помогите, я не знаю этого человека)

В какой русской народной сказке персонаж очень умело притворился близким, родным существом и добился осуществления своего злого замысла?

(«Волк и семеро козлят» )

Инсценировка отрывка русской народной сказки «Волк и семеро козлят»

«Жила-была коза с козлятами. Уходила коза в лес есть траву шелковую, пить воду студеную. Как только уйдет - козлятки запрут избушку и сами никуда не выходят. Воротится коза, постучится в дверь и запоет :

Козлятушки, ребятушки!

Отопритеся, отворитеся!

Волк подслушал, как поет коза. Вот раз коза ушла, волк побежал к избушке, постучался и начал причитывать тонюсеньким голосом :

Козлятушки, ребятушки!

Отопритеся, отворитеся!

Ваша мать пришла - молока принесла.

Козлята отворили дверь, волк кинулся в избу и всех козлят съел…»

Что сделал Волк, чтобы попасть в дом к козлятам.

(Он выучил слова песенки мамы Козы и перековал себе голос.)

(На фланелеграф выставляется картинка по ОБЖ - «Нельзя открывать дверь чужим людям, даже если они кажутся добрыми, хорошими»)

Запомните : «Никогда не открывайте дверь незнакомым и малознакомым людям. Если незнакомец настаивает на этом, не стесняйтесь звонить в милицию. Сообщите дежурному милиционеру свое имя и фамилию, домашний адрес и телефон».

Ребята, нельзя открывать дверь посторонним людям. Они могут вас обмануть. Можно им так ответить : «Я вас не знаю и поэтому не могу открыть вам дверь. Если хотите встретиться с мамой, зайдите попозже»

Преступники всегда притворяются добрыми. Как вы думаете, для чего?

(Чтобы им поверили, не испугались и открыли дверь или пошли бы с ними)

Мы вам желаем, чтобы с вами никогда таких чрезвычайных ситуаций не произошло. Но вы должны быть готовы спасти себя. Должны знать, как это сделать.

Сказка – ложь , да в ней намёк! Добрым молодцам урок . За этот урок скажем спасибо сказкам , которые мы сегодня вспомнили. (Спасибо.)


А нам пора возвращаться из нашего путешествия и всегда помнить о тех правилах, с которыми вы сегодня познакомились.


Литература.

1. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии . – СПб., 2000. – 310 с.

2. Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии . СПб., 2003. – 144 с.

3. Соколов Д. Ю. Сказки и сказкотерапия . – М., 2001. – 304 с.

4. Тексты русских народных сказок

5. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой . Для работы с детьми дошкольного возраста. – Харьков, 2000. – 464 с.

6. Хухлаева О. В., Хухлаев О. Е., Первушина И. М. Маленькие игры в большое счастье. Как сохранить психическое здоровье дошкольника. – М., 2001. – 224 с.

7. Шустерман М. Н., Шустерман З. Г. Как попасть в сказку : для младшего и среднего школьного возраста. – М., 1995, – 160 с.

Лемеш К.И.

Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург, Россия

Наша жизнь неразрывно связана со сказками. В детстве родители нам читали их, придумывали свои, рассказывали. И мы жили в мире чудес, волшебства, фантазии, пытались распознать, где добро, а где зло. Спустя время мы и сами их выучили и начали рассказывать другим. Сегодня мы знаем множество сказок, да и посей день, они сочиняются и печатаются. Но знаем ли мы их смысл? Как они влияют на нас? И на формирование культуры безопасности человека? Думаю, не каждый задумывался об этих вопросах.

С давних времен старшее поколение передавало свой опыт младшим. И чтобы как-то этот опыт мог заинтересовать юных ребят, взрослые решили передавать важную информацию с помощью различных сказок. Шло время и постепенно люди стали забывать, что в сказках заложена мудрость их предков и начали писать детские рассказы, сказки не для защиты детей, а с целью заработка.

Чтобы разобраться в поставленной мной проблеме, следует привести несколько определений. Сказка в словаре трактуется, как один из основных жанров устного народно-поэтического творчества, эпическое, преимущественно прозаическое художественное произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел .

Культура безопасности - «это способы разумной жизнедеятельности человека в области обеспечения безопасности, результаты этой жизнедеятельности и степень развитости личности и общества в этой области» .

Теперь, разобравшись в ключевых терминах, перейдем к сути проблемы, а именно к влиянию сказок на формирование культуры безопасности человека.

Сказка, как способ обучения, развития и воспитания, является одним из самых древних методов. Именно через сказки наши предки передавали подрастающему поколению свой жизненный опыт, традиции и обычаи. Как пишет Елена Коровина: «Сказки имеются у каждого народа, потому что процесс их создания и есть самопонимание этого народа» .

Слушая или читая сказки, дети сразу же стремятся выделить положительных героев и безоговорочно принимают их позиции. Те персонажи, которые препятствуют осуществлению их замыслов, начинают выглядеть в отрицательном обличие. А их любимые герои становятся примером для подражания. Дети начинают копировать своих кумиров, их поведение, стиль речи и то, как они себя ведут в то или иной ситуации. В том числе, которая может представлять угрозу их безопасности.

Стоит отметить, что существенное влияние на формирование культуры безопасности ребенка могут оказать некоторые упражнения. Одно из самых известных - это анализ сказки. Ребенок отвечает на вопросы, такие как: кто главные герои, какие они, что у них произошло, почему они так поступили, как бы ты поступил на их месте, почему и чему нас учит эта сказка. Родители, занимающиеся со своим ребенком таким образом постепенно закладывают базу знаний, которые в дальнейшем формируют культуру безопасности.

Сюжет в сказках зачастую один и тот же, в принципе, как и мораль, но все же имеются различия. Это отмечал и известный русский фольклорист: «Фольклор, и в частности сказка, не только единообразен, но при своем единообразии чрезвычайно богат и разнообразен» .

Давайте теперь разберемся на самих примерах сказок, обучающих культуре безопасности.

К числу таких произведений можно отнести сказку «Мальчик с пальчик». О приключениях этого героя мы знаем из сказки великого сказочника Шарля Перро. Его вариант считается классическим. Самый младший сын, которого за малый рост прозвали Мальчик с пальчик, спасает себя и своих братьев в непроходимом страшном лесу. Чтобы отыскать дорогу домой, он по пути кидал в лесу белые камушки, которые даже в траве останутся заметными. Именно по этим камушкам Мальчик с пальчик и вывел всех ребят из леса к родному дому. Смышленый малыш не только спасает своих братьев, но и еще приносит домой много денег. Какова же мораль сей сказки? И чему же она может научить? Да тому, что спасение утопающих, дело рук самих утопающих. Порой не стоит полагаться на других, а действовать самим. Разве это не помогает сформировать культуру безопасности?

Далее можно рассказать о сказке «Гуси-лебеди». Эта сказка любима многими. С детства родители нам ее рассказывают. Но для чего? Неужели она тоже помогает формировать культуру безопасности? Конечно. Ведь если будешь слушаться старших, то сможешь избежать бед и опасностей. А безопасность - не главное ли в жизни каждого человека?

Вспомним сказку о Винни-Пухе, одну из самых забавных и изумительных историй на свете. Автор этого произведения - английский писатель Алан Милн, на русский язык его «пересказал» русский сказочник Борис Заходер. Известность и народную любовь сказка обрела сразу же после выхода из печати. Забавный медвежонок стал любимым героем многих детей и взрослых. Думаю, все помнят эту сказку, что даже и пересказ не нужен. Разве что следует напомнить эпизод, когда Винни-Пух летит на своем воздушном шаре к пчелам за медом (самой главным лакомством для медведя на свете). На мой взгляд, этот эпизод является ярким примером небезопасности. Стоит ли подвергать себя опасности, пусть даже и ради чего-нибудь желанного, но без которого можно и обойтись? Именно такой урок можно извлечь из сказки. Прежде чем рисковать ради чего-нибудь, следует задуматься об уровне безопасности задуманного предприятия. А это и является одним из ключевых факторов культуры безопасности человека.

Ну и наконец, следует вспомнить сказки о Красной шапочке и о волке и семерых козлятах. На первый взгляд не понятно: что объединяет эти сказки. Но если научиться читать между строк, то скрытый смысл этих произведений прямо-таки бросается в глаза. Во-первых, эти сказки учат тому, что нужно слушаться родителей, иначе это может привести к опасности. Во-вторых, нужно пытаться избегать общения с не знакомыми людьми. Эти знания, безусловно, помогают сформировать культуру безопасности.

Мы провели опрос среди подрастающего поколения в возрастной категории 12 - 19 лет о знании сказок и влиянии их на формирование культуры безопасности. Была выявлена закономерность в том, что чем старше представители данной группы, тем больше понимают и ценят сказки, нежели, чем в двенадцатилетнем возрасте. Возможно, на первой стадии подросткового возраста ребят волнует больше стремление стать взрослым, поэтому они перестают читать сказки, так как воспринимают их, как легкий детский жанр, не до оценивая существенную смысловую нагрузку, в частности и аспект культуры безопасности. Недаром Пушкин сказал: «Сказка ложь, да в ней намек! Кто познает - тем урок».

Список литературы

1. Знаем ли мы свои любимые сказки? Скрытый смысл, зашифрованный сказочниками. Читаем между строк/Е.А. Коровина. - М.: ЗАО Издательство Центрполиграф, 2013.-381 с., ил.

2. Литературный энциклопедический словарь, 1988

3. Пропп В.Я. Исторические корни Волшебной Сказки, Ленинград, 1946

4. Современный комплекс проблем безопасности / Под ред. В. В. Сапронова. — М., 2009