Основные признаки романтизма в литературе кратко. Народность: каждая нация создает свой особый мирообраз, который определяется культурой, привычками. Романтики обращались к вопросам национальной типологии культур. Основные признаки романтизма

Романтизм (1790-1830) – это направление в мировой культуре, которое появилось в результате кризиса века Просвещения и его философской концепции «Tabula rasa», что в переводе означает «чистый лист». Согласно этому учению, человек рождается нейтральным, чистым и пустым, как белый лист бумаги. Значит, если заняться его образованием, можно воспитать идеального члена общества. Но хлипкая логическая конструкция рухнула, соприкоснувшись с реалиями жизни: кровопролитные Наполеоновские войны, французская революция 1789 года и другие социальные потрясения разрушили веру людей в целительные свойства Просвещения. Во время войны образованность и культурность не играли роли: пули и сабли все равно никого не щадили. Сильные мира сего усердно учились и имели доступ ко всем известным произведениям искусства, но это не помешало им посылать своих подданных на смерть, не помешало плутовать и хитрить, не помешало предаваться тем сладостным порокам, которые испокон веков развращают человечество, независимо от того, кто и как образован. Никто не остановил кровопролития, никому не помогли проповедники, преподаватели и Робинзон Крузо со своим благословенным трудом и «Божьей помощью».

Люди разочаровались, устали от социальной нестабильности. Следующее поколение «родилось старым». «Молодые люди нашли применение своим праздным силам в отчаянье» — как писал Альфред де Мюссе, автор, который написал ярчайший романтический роман «Исповедь сына века». Состояние молодого человека своего времени он описал так: «Отрицание всего небесного и всего земного, если угодно, безнадежность» . Общество прониклось мировой скорбью, а следствием этого настроения являются основные постулаты романтизма.

Слово «романтизм» произошло от испанского музыкального термина «романс» (музыкальное произведение).

Основные признаки романтизма

Романтизм обычно характеризуют, перечисляя его основные характеристики:

Романтическое двоемирие – это резкое противопоставление идеала и реальности. Реальный мир жесток и скучен, а идеал – убежище от тягот и мерзостей жизни. Хрестоматийный пример романтизма в живописи: картина Фридриха «Двое, созерцающие луну». Глаза героев устремлены к идеалу, но черные крючковатые корни жизни как будто не отпускают их.

Идеализм – это предъявление максимальных духовных требований к себе и к реальности. Пример: поэзия Шелли, где гротескный пафос молодости – главный посыл.

Инфантилизм – это неумение нести ответственность, легкомыслие. Пример: образ Печорина: герой не умеет рассчитывать последствия своих поступков, он легко ранит себя и других.

Фатализм (злой рок) – это трагический характер отношений человека и злой судьбы. Пример: «Медный всадник» Пушкина, где героя преследует злой рок, отняв у него возлюбленную, а вместе с ней и все надежды на будущее.

Много заимствований у эпохи Барокко : иррациональность (сказки братьев Гримм, рассказы Гофмана), фатализм, мрачная эстетика (мистические повести Эдгара Аллана По), богоборчество (Лермонтов, поэма «Мцыри»).

Культ индивидуализма – столкновение личности и общества – основной конфликт в романтических произведениях (Байрон, «Чайльд-Гарольд»: герой противопоставляет свою индивидуальность косному и скучному обществу, отправляясь в путешествие без конца).

Характеристики романтического героя

  • Разочарованность (Пушкин «Онегин»)
  • Нонконформизм (отвергали существующие системы ценностей, не принимали иерархии и каноны, протестовали против правил) –
  • Эпатажность поведения (Лермонтов «Мцыри»)
  • Интуиция (Горький «Старуха Изергиль» (легенда о Данко))
  • Отрицание свободной воли (все зависит от судьбы) – Вальтер Скотт «Айвенго»

Темы, идеи, философия романтизма

Главная тема в романтизме – исключительный герой в исключительных обстоятельствах. Например, – плененный с детства горец, чудом спасенный и оказавшийся в монастыре. Обычно детей берут в плен не для того, чтобы развозить их по монастырям и пополнять штат монахов, случай Мцыри – единственный в своем роде прецедент.

Философская основа романтизма и идейно-тематическое ядро – субъективный идеализм, согласно которому мир представляет собой продукт личных ощущений субъекта. Примеры субъективных идеалистов – Фихте, Кант. Хороший пример субъективного идеализма в литературе – «Исповедь сына века» Альфреда де Мюссе. На протяжении всего повествования герой погружает читателя в субъективную реальность, как будто читает личный дневник. Описывая свои любовные коллизии и сложные чувства, он показывает не окружающую действительность, а внутренний мир, который как бы подменяет внешний.

Романтизм развеял скуку и меланхолию – типичные чувства в обществе того периода. Светская игра в разочарованность блестяще обыграна Пушкиным в поэме «Евгений Онегин». Главный герой играет на публику, когда мнит себя недосягаемым для понимания простых смертных. Среди молодых людей возникла мода подражать гордому одиночке Чайльд-Гарольду, знаменитому романтическому герою из поэмы Байрона. Над этой тенденцией посмеивается Пушкин, изображая Онегина – жертву очередного культа.

Кстати, Байрон стал кумиром и иконой романтизма. Отличаясь эксцентричным поведением, поэт привлек к себе внимание общества, а показными чудачествами и бесспорным талантом завоевал признание. Он даже погиб в духе романтизма: в междоусобной войне в Греции. Исключительный герой в исключительных обстоятельствах…

Активный романтизм и пассивный романтизм: в чем разница?

Романтизм по своей природе неоднороден. Активный романтизм – это протест, мятеж против того обывательского, мерзкого мира, который так пагубно влияет на личность. Представители активного романтизма: поэты Байрон и Шелли. Пример активного романтизма: поэма Байрона «Путешествие Чайльд-Гарольда».

Пассивный романтизм – это примирение с действительностью: приукрашивание реальности, уход в себя и т.д. Представители пассивного романтизма: писатели Гофман, Гоголь, Скотт и т.д. Пример пассивного романтизма – «Золотой горшок» Гофмана.

Особенности романтизма

Идеал – это мистическое, иррациональное, недопустимое выражение мирового духа, нечто совершенное, к чему надо стремиться. Меланхолию романтизма можно назвать «томлением по идеалу». Люди жаждут его, но получить не могут, иначе полученное перестанет быть идеалом, так как из абстрактного представления о прекрасном он превратится в реальную вещь или реальное явление с погрешностями и недостатками.

Особенности романтизма – это…

  • созидание на первом месте
  • психологизм: главное не события, а чувства людей.
  • ирония: возвышение над реальностью, подтрунивание над ней.
  • самоирония: такое восприятие мира снижает напряжение

Эскапизм – бегство от реальности. Виды эскапизма в литературе:

  • фантастика (уход в вымышленные миры) – Эдгар Аллан По («Красная маска смерти»)
  • экзотика (уход в необычную местность, в культуру малоизвестных этносов) – Михаил Лермонтов (Кавказский цикл)
  • история (идеализация прошлого) – Вальтер Скотт («Айвенго»)
  • фольклор (народная фантастика) – Николай Гоголь («Вечера на хуторе близ Диканьки»)

Рациональный романтизм зародился в Англии, что, наверное, объясняется своеобразием ментальности англичан. Мистический романтизм появился именно в Германии (братья Гримм, Гофман и т.д.), где фантастический элемент тоже обусловлен спецификой менталитета немцев.

Историзм — это принцип рассмотрения мира, социальных и культурных явлений в закономерном историческом развитии.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Этап с 1815 г. и до революции 1848-1849 гг. в культурной жизни Европы связан с господством романтизма. Термин «романтизм» сначала применялся к литературе, позже это понятие распространилось на музыку и изобразительное искусство. Применительно к живописи он был впервые применен к произведению «Плот «Медузы» французского художника Теодора Жерико. В отличие от классицизма, который опирался на четко разработанную теорию, на систему строго регламентированных правил, романтизм такой теории не имел. Уже современники, а затем более поздние исследователи нередко вкладывали в этот срок разное содержание. Многообразие явлений, которые были объединены этим понятием, противоречия эстетического, философского и политического характера, присущие взглядам романтиков, дали повод подвергнуть сомнению необходимость и правомочность такого объединяющего термина.

Однако при всем разнообразии, а иногда и противоречивости романтическое искусство было определенной целостностью, оно имело целый ряд признаков, которые позволяют говорить о нем как о единой литературно-художественное течение. Главной предпосылкой этой цельности было то, что романтизм был порождением Французской революции, тех бурь, которые прогремели над Францией и пробудили весь мир. Так же как революция 1789 г. знаменовала коренной переворот в социальной жизни общества, так и романтизм знаменовал революцию в культуре. Лозунгом нового направления было провозглашено освобождение искусства от конформизма, свободу и независимость творчества от регламентаций.

Таким образом, романтизм состоял в атмосфере серьезных идейных сдвигов, которые происходили в Европе на рубеже XVIII-XIX вв. Кризис идеологии Просвещения началась еще в годы Французской революции. Все более очевидной становилась несостоятельности утверждений просветителей о близкое торжество принципов разума, равенства и справедливости. Эти разочарования отразились в образах романтических героев, которые были заражены меланхолией, душевной тоской, «всемирной скорбью», в образах мятежных свободолюбивых натур, которые страдали в результате расхождения между высокими духовными устремлениями и несовершенством мира. Дух сплошного возражения наиболее полно и ярко отразилось в творчестве Байрона.

Острым средством романтической критики действительности были гротеск, сатира, ирония, их блестяще использовали Гофман и Гейне. Эти литераторы высмеивали бедность и ограниченность мещан-бюргеров. Романтизм вообще критиковал антиестетичний, прозаический характер буржуазного жизненного уклада. Однако значение романтизма было гораздо шире, чем бунт против мещанства и официального классицизма. Романтизм был связан с демократическими движениями, с идеалами, которые готовили революцию 1830 г., с национально-освободительными и национально-объединяющими народными движениями того времени. Борьба личности и народа за свободу, за свои права вдохновляла таких выдающихся художников эпохи, как поэты и писатели Шелли, Байрон, Стендаль, художники Делакруа, Рюд.

Для романтизма характерна более личностная, эмоциональная художественная речь по сравнению с суровой дисциплиной классицизма. Раскрывая драматический мир конфликтов личности с торгашеським обществом, с лицемерием официальных ценностей этого общества, романтики стремились раскрыть характерную своеобразие народного жизни своей нации, ее исторической судьбы. Тем самым они сыграли огромную роль в утверждении темы национальности и народности в искусстве, в обращении к реальной истории - как прошлых, так и современной.

Романтики отвергли ограничивающие литературные каноны классицизма, провозгласили полную свободу художественного творчества. Особое значение они придавали воображении, фантазии, но при этом требовали исторической достоверности. Постоянное обращение к историческому прошлому - одна из самых характерных черт романтизма. Интерес к прошлому вылился в подъем исторического знания. Историки французской романтической школы (Тьерри, Міньє, Гизо, Тьєр), которые изучали последствия глубокой общественной ломки во Франции, пришли к выводу о закономерность французской революции XVIII в. В то же время некоторые романтики (литераторы Шатобриан, Новалис и др.) выступили с апологией христианство (католицизм), изображая его в виде альтернативы просветительским и революционным идеям, источником высших духовных, моральных и эстетических ценностей, которые могут открыть путь к миру и гармонии. Они восхваляли Средневековья как сутки упорядоченного общества с монолитной католической церковью, благородными рыцарским обычаям и патриархальным укладом. Идеализированный вид Средних веков противопоставлялся отвратительной буржуазной действительности.

Возник новый жанр литературы - исторический роман (Вальтер Скотт), появился большой интерес к выражение высоких нравственных идеалов. На этой почве возникло притяжение к изучению фольклора - «архива народов», как называл его немецкий поэт-романтик Гердер. С поетизацією национального прошлого связаны многочисленные издания народных песен, легенд, сказок, эпических поэм, словарей национального языка.

Большое значение для европейских народов мало интереса романтиков национальными традициями, народными языками, обычаями, событиями прошлого. Писатели-романтики открыли европейцам идеализированное прошлое, заинтересовали странствиями (Д. Ф. Купер «Последний из могикан»), познанием неизвестного. Романтизм способствовал появлению и популярности новых жанров (зарождение профессиональной журналистики и критики Е. По), открыл новые возможности для творческого эксперимента (народные сказки братьев Я. и В. Гримм, сказки-фантазии Е. Гофмана). Величественной фигурой периода романтизма является французский писатель. Гюго (1802-1885). Герои его романов («Собор Парижской Богоматери», «Отверженные», «Человек, который смеется») обладают могучей силой духа, способные на самопожертвование, являются победителями обстоятельств и творцами собственного счастья.

Коренные сдвиги происходили в это время в репертуаре театров и в сценическом искусстве. Романтическое искусство, став знамением эпохи, породило на сцене разные варианты романтического героя: разочарованного, который тщетно ищет покоя, скорбного юношу, но в то же время пламенного сторонника свободы, который бросает вызов всему окружающему миру. С воодушевлением чувства личности, характерного для миропонимание человека нового буржуазного общества, связанный культ чувства и воображения, что обусловило слом всех привычных видов жанровых норм. Новаторские искания романтиков способствовали отказу от абстрактно-рационалистического принципа построения спектакля. Романтика поэтика контрастов, требования «местного колорита» оказались в свободном решении мизансцен, в столкновении противоположностей, показе жизненных реалий.

Деятели романтической литературы и романтической драмы - непримиримые противники классицизма. Связь последнего с идеологией легітимістської монархии, отчуждения его от демократических вкусов, его рутину и косность, что препятствовали свободному развитию новых течений в искусстве, объясняют темпераментность и социальную страстность, что были присущи борьбе романтиков против классиков (труда Стендаля «Расин и Шекспир», предисловие Гюго к драме «Кромвель»).

Романтизм был не только художественным течением, он выражал особый мировоззрение, что противостоял рационализма XVIII ст., особые настроения, порожденные бурными событиями послереволюционной эпохи. Романтизм эволюционировал вместе с эпохой, и эта эволюция была сложной и противоречивой, потому что такой была и сама тогдашняя действительность. В обстановке политических репрессий искусство нередко было единственным убежищем, только в искусстве могли найти воплощение идеи протеста против жестокой действительности. Так рождались мятежные произведения Гюго, героические симфонии и кантаты Берлиоза, полна мужественного драматизма искусство Жерико, Делакруа и Рюда. Особое место в музыкальной культуре суток занимает творчество Бетховена, пропитана идеей трагического противоборства мятежного человеческого духа и враждебных ему сил. Творчество этих мастеров так же, как и их жизнь, - это вечный бой с силами реакції. их искусство воплотило гневный протест поколения, что было ошукане в своих надеждах. Отсюда дух бунтарства, активного противоборства, объединявшие время очень разные явления художественной жизни. Этот пламенный призыв к свободе и справедливости, призыв к действенного гуманизма вылился в мощное духовное движение, что наиболее ярко проявил себя в формах романтического искусства.

Романтизм в живописи отличался динамизмом композиции, стремительными движениями изображений, яркими цветами, контрастом света и тени, экзотичностью сюжетов. Черты художественных произведений эпохи классицизма - величие, тщательное вырисовывания деталей, статичность фигур - отошли в прошлое. Художественные романтические произведения первой половины XIX в. изображали в портретах характерные черты, смятение чувств, драматизм и трагичность образа. В романтизме на то время не было определенной системы принципов, это было больше ощущения, эмоциональное произведение.

Герои романтизма были выдающимися и особливими. их отличал лиризм, одиночество, способность к жертвенности, к бунту. Реальные обстоятельства жизни людей почти не интересовали романтиков. Яркие, неординарные их характеры героев раскрывались на фоне стихии природы, общественных потрясений, древних событий истории. Романтический герой был одиноким. Такими выступают Гяур, Корсар, Каин, Манфред у Джорджа Гордона Байрона (герои «Восточных поэм» и «Манфреда»), Конрад Валленрод в Адама Миц-кевича, Рюи Блаз у Виктора Гюго, бродячие музыканты Эрнста. Люди бурных титанических страстей, мятежники - это герои Перси Биши Шелли, вторая Байрона («Восстание ислама», «Освобожденный Прометей»).

Романтики стремились создать в искусстве недостижимо - идеальный и совершенный мир человеческих взаимоотношений. Поэтому романтические произведения имеют два измерения - идею высших человеческих добродетелей и отбрасывание искаженного реальной жизни (Д. Г. Байрон, «Приключения Чарльза-Гарольда»). Природа была вечной ценностью в творчестве романтиков, ее стихия завораживала, совпадала с человеческими страстями, однако всегда оставалась свободной и нескореною (Г. Лермонтов, «Демон», «Думы»). Красотой искусства они хотели спасти мир. Это было время триумф в поэзии.

В 30-40-е гг. в романтизме произошли значительные изменения. Состояла литературное течение, в которой на первый план выступило действенное начало. Новое поколение романтиков отличалось оптимистичным взглядом в будущее, сочувствием к угнетенных, активным отстаиванием идеалов правды и справедливости. Накануне «весны народов» и революций 1848 г. политические мотивы в искусстве стали доминирующими. Художники в странах, которые боролись за национальное освобождение, часто превращались в национальные символы (композиторы Ф. Шопен Ф. Лист, Д. Верди, поэты А. Мицкевич, Ш. Петефи). Драмы и романы Гюго и Жорж Санд будто предусматривают близкое возрождение человечества в результате революции народов Европы.

В целом романтизм способствовал более углубленному и многогранном - художественном и философском - познанию мира и человека с присущими им противоречиями. Романтики обогатили культуру Нового времени значительными духовными ценностями и проложили новые пути ее развития.

Романтизм представляет собой идейное направление в искусстве и литературе, появившееся в 90-х годах 18 века в Европе и получившее широкое распространение в других странах мира (Россия входит их число), а также в Америке. Основными идеями данного направления является признание ценности духовно-творческой жизни каждого человека и его право на независимость и свободу. Очень часто в произведениях данного литературного направления изображались герои, обладающие сильным, бунтарским нравом, сюжеты характеризовались ярким накалом страстей, природа изображалась в одухотворенном и целительном ключе.

Появившись в эпоху Великой Французской Революции и мировой промышленной революции, романтизм сменил такое направление как классицизм и эпоху Просвещения в целом. В противопоставление приверженцам классицизма, поддерживающим идеи культового значения человеческого разума и зарождение цивилизации на его основах, романтики ставят на пьедестал поклонения мать-природу, подчеркивают важность естественных чувств и свободу стремлений каждой личности.

(Алан Мэйли "Изящный век" )

Революционные события конца 18 века полностью изменили ход привычной жизни, как во Франции, так и в других в странах Европы. Люди, чувствуя острое одиночество, отвлекались от своих проблем, играя в различные азартные игры, и развлекаясь самыми различными способами. Именно тогда возникла идея вообразить, будто человеческая жизнь это бесконечная игра, где есть победители и побежденные. В романтических произведениях часто изображались герои, выступающие против окружающего мира, бунтующие против судьбы и рока, одержимые собственными мыслями и размышлениями о собственном идеализированном виденье мира, остро не совпадающим с реальностью. Осознав свою беззащитность в мире, где правит капитал, многие романтики находились в смятении и растерянности, ощущая себя бесконечно одинокими в окружающей их жизни, в чем и заключался главный трагизм их личности.

Романтизм в русской литературе XIX века

Главными событиями, имевшими огромное влияние на ход развития романтизма в России, были Война 1812 года и восстание декабристов 1825 года. Однако отличаясь самобытностью и оригинальностью, русский романтизм начала 19 века является неотделимой частью общеевропейского литературного движения и обладает его общими чертами и основными принципами.

(Иван Крамской "Неизвестная" )

Возникновение русского романтизма совпадает по времени с назреванием социально-исторического перелома в жизни общества того времени, когда общественно-политический уклад Российской державы находился в неустойчивом, переходном состоянии. Люди передовых взглядов, разочаровавшись в идеях эпохи Просвещения, пропагандирующие создание нового общества, основанного на принципах разума и торжества справедливости, решительно отторгнув принципы буржуазной жизни, не понимая суть антагонистических жизненных противоречий, чувствовали ощущения безысходности, потерянности, пессимизма и неверия в разумное решение конфликта.

Главной ценностью представители романтизма считали человеческую личность, и заключенный в ней таинственный и прекрасный мир гармонии, красоты и высоких чувств. В своих произведениях представители данного направления изображали не реальный мир, слишком низменный и пошлый для них, они отображали вселенную чувств главного героя, его внутренний мир, наполненный мыслями и переживаниями. Через их призму и проступают очертания реального мира, с которым он не может смириться и поэтому старается возвыситься над ним, не подчиняясь его социально-феодальным законам и моралям.

(В. А Жуковский )

Одним из основоположников русского романтизма считается известный поэт В.А Жуковский, создавший ряд баллад и поэм, имевших сказочное фантастическое содержание («Ундина», «Спящая царевна», «Сказка о царе Берендее»). Его произведениям присущ глубокий философский смысл, стремление к нравственному идеалу, его поэмы и баллады наполнены его личными переживаниями и размышлениями, присущие романтическому направлению.

(Н. В. Гоголь )

Задумчивые и лирические элегии Жуковского сменяют романтические произведения Гоголя («Ночь перед Рождеством») и Лермонтова, творчество которых носит своеобразный отпечаток идейного кризиса в сознании общественности, впечатленной разгромом движения декабристов. Поэтому романтизм 30-х годов 19 века характеризуется разочарованием в реальной жизни и уходом в придуманный мир, где все гармонично и идеально. Романтические главные герои изображались как люди, оторванные от действительности и потерявшие интерес к земной жизни, вступающие в противоречие с обществом, и обличающие сильных мира сего в их грехах. Личная трагедия этих людей, наделенных высокими чувствами и переживаниями, состояла в гибели их нравственных и эстетических идеалов.

Умонастроения прогрессивно думающих людей той эпохи наиболее ярко отразилось в творческом наследии великого русского поэта Михаила Лермонтова. В его произведениях «Последний сын вольности», «Новгороду», в которых четко прослеживается образец республиканского вольнолюбия древних славян, автор выражает горячее сочувствие борцам за свободу и равенство, тем, кто выступает против рабства и насилия над личностью людей.

Для романтизма характерно обращение к историческим и национальным истокам, к народному фольклору. Это наиболее ярко проявилось в последующих произведениях Лермонтова («Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»), а также в цикле стихотворений и поэм о Кавказе, который воспринимался поэтом как страна вольнолюбивых и гордых людей, противостоящих стране рабов и господ под властью царя-самодержца Николая I. Образы главных в произведениях «Измаил-бей» «Мцыри» изображены Лермонтовым с большой страстью и лирическим пафосом, несут ореол избранников и борцов за свою Отчизну.

К романтическому направлению также можно отнести раннюю поэзию и прозу Пушкина («Евгений Онегин», «Пиковая дама»), поэтические произведения К. Н. Батюшкова, Е. А. Баратынского, Н. М. Языкова, творчество поэтов-декабристов К. Ф. Рылеева, А. А. Бестужева-Марлинского, В. К. Кюхельбекера.

Романтизм в зарубежной литературе XIX века

Главной особенностью европейского романтизма в зарубежной литературе 19 века является фантастичность и сказочность произведений данного направления. В своем большинстве это легенды-сказки, повести и новеллы с фантастическим, нереальным сюжетом. Наиболее выразительно романтизм проявился в культуре Франции, Англии и Германии, каждая из стран внесла свой особенный вклад в развитие и распространение данного культурного явления.

(Франсиско Гойя " Урожай" )

Франция . Здесь литературные произведения в стиле романтизма носили яркий политический окрас, во многом настроенный против новоявленной буржуазии. По мнению французских писателей, новое общество, появившееся в результате социальных перемен после Великой Французской революции, не понимало ценность личности каждого человека, губило ее красоту и подавляло свободу духа. Наиболее известные произведения: трактат «Гений христианства», повести «Аттала» и «Рене» Шатобриана, романы «Дельфина», «Корина» Жермены де Сталь, романы Жорж Санд, Гюго «Собор Парижской богоматери», серия романов о мушкетерах Дюма, собрание сочинений Оноре Бальзака.

(Карл Бруллов "Всадница" )

Англия . В английских легендах и преданиях романтизм присутствовал довольно давно, но не выделялся как отдельное направление до середины 18 века. Английские литературные произведения отличает наличие немного мрачноватой готики и религиозного содержания, здесь присутствует много элементов национального фольклора, культуры рабочего и крестьянского класса. Отличительная особенность содержания английской прозы и лирики - описание путешествий и странствий в далекие земли, их исследование. Яркий пример: «Восточные поэмы», «Манфред», «Путешествие Чайльд-Гарольда» Байрона, «Айвенго» Вальтера Скотта.

Германия . Огромное влияние на основы немецкого романтизма оказало идеалистическое философское мировоззрение, которое пропагандировало индивидуализм личности и его свободу от законов феодального общества, вселенная рассматривалась как единая живая система. Немецкие произведения, написанные в духе романтизма, наполнены размышлениями о смысле человеческого бытия, жизни его души, также они отличаются сказочными и мифологическими мотивами. Наиболее яркие немецкие произведения в стиле романтизма: сказки Вильгельма и Якоба Гримма, новеллы, сказки, романы Гофмана, произведения Гейне.

(Каспар Давид Фридрих "Этапы жизни" )

Америка . Романтизм в американской литературе и искусстве развивался немного позже, чем в странах Европы (30-е года 19 века), его расцвет приходится на 40-60-е годы 19 столетия. Огромное влияние на его появление и развитие оказали такие масштабные исторические события как война за независимость США в конце 18 века и гражданская война между Севером и Югом (1861-1865 годов). Американские литературные произведения условно можно поделить на два вида: аболиционистские (поддерживающие права рабов и их освобождение) и восточные (сторонники плантаторства). Американский романтизм основывается на тех же идеалах и традициях, что и европейский, в его переосмыслении и понимании на свой лад в условиях своеобразного уклада и темпа жизни жителей нового, малоизведанного материка. Американские произведения того периода богаты на национальные веяния, в них остро чувствуется чувство независимости, борьбы за свободу и равенство. Яркие представители американского романтизма: Вашигтон Ирвинг («Легенда о сонной лощине», «Жених-призрак», Эдгар Аллан По («Лигейя», «Падение дома Ашеров»), Герман Мелвилл («Моби Дик», «Тайпи»), Натаниэль Готорн («Алая Буква», «Дом о семи фронтонах»), Генри Уодсворт Лонгфелло («Легенда о Гайавате»), Уолт Уитмен, (поэтический сборник «Листья травы»), Гарриет Бичер-Стоу («Хижина дяди Тома), Фенимор Купер («Последний из могикан»).

И пусть романтизм в искусстве и литературе царил совсем недолго, и на смену героизму и рыцарству пришел прагматичный реализм, это ни в коей мере не уменьшает его вклад в развитие мировой культуры. Произведения, написанные в данном направлении, любят и читают с огромным удовольствием большое количество поклонников романтизма во всем мире.

I. Единственный реальный субъект (действующее лицо) в истории – нация, национальный организм, т. е. романтизм «открыл» миру нацию.

Реальная политическая история Европы рубежа XVIII - XIX вв. показала, что никакого якобы единого человечества, прогрессивно или «правильно» развивающегося на основе естественных законов «разума» и «доброты» нет. Получалось, что человечество разнообразно, и у каждой его части своя история.

Изменения в Европе, произошедшие после 1789 года, также потихоньку «сошли на нет»: Робеспьер имел неограниченную власть, но всё равно закончил жизнь на гильотине, Наполеон создавал и уничтожал королевства, а умер на острове Святой Елены в двух тысячах километров от побережья Африки. В результате у современников этих событий сформировалось ощущение того, что ход естественных событий изменить нельзя, ими управляют некие объективные силы, которые определяют историю и действие которых нельзя изменить.

Выдвигается ряд новых дедуктивных теоретических установок, на основании которых историю пытаются объяснять исходя из неё самой, т. е. рассматривая историю как естественный, органический процесс. И здесь единственной постоянной величиной, которую можно было чётко выделить в хаосе исторических событий этого бурного времени, стала нация, национальный организм. Характерно, что сам термин «нация» вошёл в европейский политический словарь как раз в это время.

II. Романтизм выдвинул идею «духа нации» как целостной научной категории, причём эту идею интерпретировали как космополитически, так и националистически.

Понятие «духа нации» включало в себя два основных компонента.

Во-первых, формулируется идея о том, что духовное единство общество изначально, все остальные связи и структуры строятся на этой основе.

Для историков романтизма изучать историю – это воссоздавать психологию людей определённого времени, их «исторические нравы», т. е. важную роль стал играть социально-психологический аспект изучения истории. Анализируя духовную жизнь страны или эпохи, можно выявить некое «нравственное единство» народа, т. е. то, что его объединяет в сфере духовного. Это духовное единство и есть «общий дух», «дух нации».

Во-вторых, «дух нации» выражается в национальной культуре, которая возможна только на основе традиции.

Итак, именно романтизм стал связывать единство с прошлой историей конкретной человеческой общности. «Две вещи дивно близки нам, в них обретает сердце пищу. Любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам» (А. С. Пушкин). Любая нация рассматривалась как именно культурное сообщество, которое соединяет в себе множество форм социальной жизни. Нация вырабатывает своей исторический опыт, который и помогает её жить, и создаёт проблемы. Традиция у всех разная, потому что этот опыт закрепляется у каждой нации по-своему. С этой точки зрения, у каждой нации есть свой некий внутренний принцип, его условно можно представить в виде цветка, девиза или, например, герба.

Идею «духа нации» интерпретировали по-разному.

1. Доминирующей в науке являлась космополитическая интерпретация идеи «духа нации», которая исходила из идеи важности «культурной автономии» как цели любого национального развития.

Итак, все нации равноценны, они «ниспосланы Богом» и являются «формой выражения многообразия человечества». Цель любой нации – культурное своеобразия, что и является основным параметром сохранения своего «духа нации». С этой точки зрения – культура первична, форма государственного существования вторична. Национальная терпимость предполагает взаимообогащения разных национальностей и их дальнейшее укрепление.

Есть и политическая форма компромисса – «право народа на культурный суверенитет». Так, подъём «венгерскости» - вовсе не современная «историческая Венгрия», а Австро-Венгрия, когда на гораздо большей территории, чем сейчас, шла активная политика мадьяризации, навязывались именно культурные компоненты, т. е. «вечное». Ещё пример – средневековая «немецкая» Срединная Европа. Гениальная немецкая культура стала своеобразной «латынью» Средних веков, а сейчас немецкий даже не входит в число официальных языков международного общения.

2. Были и националистические интерпретации идеи «духа нации», которые в итоге вели к тезису о национальной исключительности и различным теориям «избранности» (расизм, фашизм).

Некоторые учёные, испытавшие на себе влияние установок романтизма, например, гениальный представитель немецкого классического идеализма философ Иоганн Готлиб Фихте (1762 - 1814), стояли на шовинистических позициях. На основе анализа языка можно сделать вывод, например, что немецкий социум особенный, истинный или «первоначальный». Фихте считал, что у немцев собственный национальный язык, а у большинства романских народов Европы языки на основе латыни. Значит, немцы ближе к первоисточнику национальной жизни, это более одарённый народ, чем другие.

III. Наиболее ярко и полно компоненты любой национальной традиции проявляются в языке, устной народной традиции и исторической форме права народа.

Традиция проявляется в своих компонентах, и эти компоненты в контексте установок романтизма были выделены и проанализированы.

Во-первых, язык того или иного народа. Язык отражает особенности восприятия окружающего. С этой точки зрения реакция на «вызовы и ответы» у каждой нации будет своеобразной. Осовременивая, лингвистические особенности определяют параметры социальной мобильности нации. Выражение понятий, мотивация действий в языковом плане ограничивают или, наоборот, придают тому или иному социуму динамические компоненты.

Характерно, что в начале XXI века, на пике нового всплеска «политического» национализма в связи с распадом СССР, у политического истеблишмента целого ряда новых государств этнократического характера пошла мода на «создание» своего, «правильного национального» языка. Мало насобирать иноязычных слов и написать про них в учебниках. Надо, чтобы прошло какое-то время, и они закрепились в традиции. Но и после этого эффекта не будет до тех пор, пока на этом языке не начнут «думать», а для этого должно появиться новое словесное выражение целого ряда сложных понятий. Как правило, всё застывает на этапе «гурта динозавров». Таким образом, такие мероприятия как раз таки тормозят, а не ускоряют развитие нации. Ну, а один из самых динамичных, ярких, быстро адаптирующихся к изменениям средств суггестии языков – конечно «наш» русский, он по своим возможностям просто безграничен.

Во-вторых, «устная народная традиция». Неслучайно в этой связи, что братья Гримм (Якоб (1785 - 1863) и Вильгельм (1786 - 1859), основоположники т. н. мифологической школы в фольклористике) – это как раз романтизм.

Это мифы, народные предания, эпос, саги, поговорки, народные мелодии и поэзия. Каждая нация придаёт этим аспектам своей культурной жизни специфический характер и развивает их на свой манер. Изучая эти «осколки» национальной традиции, можно выявить т. н. архетип, т. е. изначальные образы и структуры восприятия, что и позволяет объяснить характер народа. Так, в немецких сказках – много о труде и добросовестности, в русских – о чувстве справедливости, свободе и т. д.

В-третьих, историческая форма права того или иного народа.

Считалось, что любая нация это особенная индивидуальность, и из её внутреннего единства произрастает её правовая идея. Национальное право возникает и развивается органически, исходя из особенностей своего национального характера, субъективных и объективных особенностей своего исторического развития. Рецепция (заимствование) правовой системы бессмысленно, она «не приживётся», потому что право не может возникнуть из произвольного установления. Отсюда «историческая школа права» в Германии (Са́виньи, Э́йхгорн), которая сформулировала концепцию «государство это право».

IV. Были сформулированы исторические тенденции, на основе которых развиваются нации (открыта т. н. «борьба классов»).

В советское время это считалось основной заслугой исторической мысли, развивающейся под влиянием идей романтизма. Это доказывало, что «официальная идеология СССР опирается на общее европейское наследство». Т. е. интуитивно любой крупный учёный размышлял в системе координат, самой «прямой» дорогой в которой был именно марксизм. При этом, что характерно, сам термин «классовая борьба» рассматриваемыми учёными не использовался: они говорили о «расах», «состояниях», «сословиях», «положениях». Поэтому их в советское время толком и не публиковали: только до Великой войны, да и то очень мало. Скажем, «Избранные сочинения» Огюстена Тьерри в далёком 1937 году.

Основные тенденции, на основе которых развиваются нации, условно можно свести к следующему.

Во-первых, сословия, классы или расы, из которых состоит нация, возникли в результате завоевания.

В основе истории Франции лежит факт завоевания галлов франками, в основе истории Англии – факт завоевания англосаксов норманнами. Появлялось две расы или сословия – завоеватели и покорённые. Вся дальнейшая национальная истории была борьбой между ними. Великий Вальтер Скотт первым отразил это в блестящей художественной форме в своём «Айвенго» (1820). Покорённый народ истреблялся или порабощался, поэтому все средневековые социальные катаклизмы есть отражение этой борьбы. В Англии таким народным мстителем, например, был Робин Гуд из Шервудского леса. Последним крупным англосаксонским восстанием там стало восстание Уота Тайлера 1381 года. Пока эти расы не перемешаются, самобытное национальное развитие невозможно.

Во-вторых, в ходе дальнейшего исторического развития различия расовые (по линии завоеватель - покорённый) превращались в различия имущественные (по линии дворянство - «третье сословие») и историю стали определять социальные противоречия (вот эта самая классовая борьба). Это была уже социальная история, общество впервые стали рассматривать как сложную систему, определяемую внутренними параметрами.

Итак, завоевание вело к новой общественной системе, а время превращало этнические противоречия в имущественные. Появилось расплывчатое «третье сословие», которое практически отождествлялось с «народом», всеми непривилегированными прослойками населения. Историки периода романтизма считали, что содержание любой национальной истории – это борьба «народа» в лице «третьего сословия» за свои права, причём эта борьба лежит в сфере отношений имущественных.

В-третьих, выразителями интересов «третьего сословия» стали городские коммуны.

Величайшим событием средневековой истории стали так называемы «коммунальные революции», в ходе которых города добились для себя автономии. Там, где коммуны смогли отстоять свои права, появились демократии (Га́нза, торговый и политический союз северо-немецких городов). Там, где коммуны проиграли, возникли неограниченные монархии (Московия). Там, где вопрос решился компромиссом, возникли различные варианты политических систем с представительными механизмами (Генеральные штаты во Франции 1302 – 1789 годов, парламент в Англии). Жившие в городах прослойки населения и стали самими «здоровыми» силами любой нации, которые боролись за новые, буржуазные отношения.

В-четвёртых, большую роль в истории играют великие личности.

Роль личности в контексте принципов романтизма можно свести к способности или, наоборот, неспособности, того или иного индивида «почувствовать» «дух» своей нации, уловить те тенденции, которые заложены в его народе. Если ему это удаётся, он остаётся в веках.

И гуманизм, и рационалистические доктрины («социальная физика», Просвещение) воспринимали период Средних веков в целом негативно. Этот период считался своеобразным «провалом» человеческой истории, временем, которое прошло для Европы бесполезно («тёмные века»). В рамках парадигмы романтизма акценты принципиально поменялись. Если традиция – формы государственной, общественной и правовой жизни нации, то для их изучения надо обратиться именно к Средневековью. Исходя из концепции «завоевания», именно тогда формировались все эти параметры.

V. Была предложена концепция естественной, органической истории Европы, в соответствии с которой Французская революция 1789 года виделась закономерным результатом, итогом предыдущего национального развития, хотя эти события интерпретировались как позитивно, так и негативно.

Историки рассматриваемого периода считали революцию 1789 года неизбежным, роковым событием, она не могла не произойти. Интерпретировали эти события двояко.

Во-первых, высказывалась позитивная оценка событий 1789 года, в рамках которой оправдывался даже якобинский террор.

Французская революция закономерный результат тысячелетней истории страны, в её ходе «третье сословие» наконец-то добилось равноправия. Революционное насилие неизбежно и оправданно (Франсуа-Огюст Минье), так как в итоге в стране победил капитализм. В известной степени революция и совершилась-то «бессознательно», вопреки чьим-либо желаниям.

Во-вторых, высказывалась негативная оценка событий 1789 года, в рамках которой революция расценивалась как естественный срыв европейского развития, своеобразный «нарыв» французской истории, который необходим только для того, чтобы Франция вернулась к органическому ходу своей истории.

В наиболее категоричной и ясной форме эту установку высказал Жозеф Мари де Местр. Французская революция эта своеобразная «болезнь». Она неизбежна, хотя ничего хорошего не несёт. Всё равно «больной» выздоровеет и забудет о ней как о страшном сне.

Романтизм - (фр. romantisme, от средневекового фр. romant - роман) - направление в искусстве, сформировавшееся в рамках общелитературного течения на рубеже XVIII-XIX вв. в Германии. Получил распространение во всех странах Европы и Америки. Наивысший пик романтизма приходится на первую четверть XIX в.

Французское слово romantisme восходит к испанскому romance (в средние века так называли испанские романсы, а затем и рыцарский роман), английскому romantic, превратившемуся в 18 в. в romantique и означавшему тогда "странное", "фантастическое", "живописное". В начале XIX в. романтизм становится обозначением нового направления, противоположного классицизму.

Входя в антитезу "классицизм" - "романтизм", направление предполагало противопоставление классицистического требования правил романтической свободе от правил. Центр художественной системы романтизма - личность, а его главный конфликт - личности и общества. Решающей предпосылкой развития романтизма стали события Великой французской революции. Появление романтизма связано с антипросветительским движением, причины которого лежат в разочаровании в цивилизации, в социальном, промышленном, политическом и научном прогрессе, результатом которого явились новые контрасты и противоречия, нивелировка и духовное опустошение личности.

Просветительство проповедовало новое общество как самое "естественное" и "разумное". Лучшие умы Европы обосновывали и предвещали это общество будущего, но действительность оказалась неподвластной "разуму", будущее - непредсказуемым, иррациональным, а современное общественное устройство стало угрожать природе человека и его личностной свободе. Неприятие этого общества, протест против бездуховности и эгоизма отражается уже в сентиментализме и предромантизме. Романтизм же выражает это неприятие наиболее остро. Противостоял романтизм эпохе Просвещения и в словесном плане: язык романтических произведений, стремясь быть естественным, "простым", доступным для всех читателей, представлял собой нечто противоположное классике с ее благородной, "возвышенной" тематикой, характерной, например, для классической трагедии.

У поздних западноевропейских романтиков пессимизм по отношению к обществу приобретает космические масштабы, становится "болезнью века". Героям многих романтических произведений свойственны настроения безнадежности, отчаяния, которые приобретают общечеловеческий характер. Совершенство утрачено навсегда, миром правит зло, воскресает древний хаос. Тема "страшного мира", свойственная всей романтической литературе, наиболее ярко воплотилась в так называемом "черном жанре" (в предромантическом "готическом романе" - А.Радклиф, Ч.Мэтьюрин, в "драме рока", или "трагедии рока", - З.Вернер, Г.Клейст, Ф.Грильпарцер), а также в произведениях Байрона, К.Брентано, Э.Т.А.Гофмана, Э.По и Н.Хоторна.

В то же время романтизм зиждется на идеях, бросающих вызов "страшному миру", - прежде всего идеях свободы. Разочарование романтизма - это разочарование в действительности, но прогресс и цивилизация - лишь одна ее сторона. Неприятие этой стороны, отсутствие веры в возможности цивилизации предоставляют другой путь, путь к идеалу, к вечному, к абсолюту. Этот путь должен разрешить все противоречия, полностью изменить жизнь. Это путь к совершенству, "к цели, объяснение которой нужно искать по ту сторону видимого" (А.Де Виньи). Для одних романтиков в мире господствуют непостижимые и загадочные силы, которым необходимо подчиниться и не пытаться изменить судьбу (Шатобриан, В.А.Жуковский). У других "мировое зло" вызывало протест, требовало отмщения, борьбы (ранний А.С.Пушкин). Общим же было то, что все они видели в человеке единую сущность, задача которой вовсе не сводится лишь к решению обыденных задач. Напротив, не отрицая повседневности, романтики стремились разгадать тайну человеческого бытия, обращаясь к природе, доверяя своему религиозному и поэтическому чувству.

Романтический герой - личность сложная, страстная, внутренний мир которой необычайно глубок, бесконечен; это целая вселенная, полная противоречий. Романтиков интересовали все страсти, и высокие и низкие, которые противопоставлялись друг другу. Высокая страсть - любовь во всех ее проявлениях, низкая - жадность, честолюбие, зависть. Низменной материальной практике романтики противопоставляли жизнь духа, в особенности религию, искусство, философию. Интерес к сильным и ярким чувствам, всепоглощающим страстям, к тайным движениям души - характерные черты романтизма.

Можно говорить о романтике как об особом типе личности - человеке сильных страстей и высоких устремлений, несовместимым с обыденным миром. Подобному характеру сопутствуют исключительные обстоятельства. Привлекательными для романтиков становятся фантастика, народные музыка, поэзия, сказания - все, что в течение полутора столетий рассматривалось как жанры мелкие, не стоящие внимания. Для романтизма свойственно утверждение свободы, суверенности личности, повышенное внимание к единичному, неповторимому в человеке, культ индивидуального. Уверенность в самоценности человека оборачивается протестом против рока истории. Часто героем романтического произведения становится художник, способный творчески воспринимать действительность. Классицистическое "подражание природе" противопоставлено творческой энергии художника, преображающего реальность. Создается свой, особый мир, более прекрасный и реальный, нежели эмпирически воспринимаемая действительность. Именно творчество является смыслом сущего, оно представляет собой высшую ценность мироздания. Романтики страстно защищали творческую свободу художника, его фантазию, полагая, что гений художника не подчиняется правилам, но творит их.

Романтики обращались к различным историческим эпохам, их привлекало их своеобразие, влекли экзотические и таинственные страны и обстоятельства. Интерес к истории стал одним из непреходящих завоеваний художественной системы романтизма. Он выразился в создании жанра исторического романа, основоположником которого считается В.Скотт, и вообще романа, который приобрел ведущее положение в рассматриваемую эпоху. Романтики подробно и точно воспроизводят исторические детали, фон, колорит той или иной эпохи, но романтические характеры даются вне истории, они, как правило, выше обстоятельств и не зависят от них. В то же время романтики воспринимали роман как средство постижения истории, а от истории шли к проникновению в тайны психологии, а соответственно - и современности. Интерес к истории отразился также в трудах историков французской романтической школы (О.Тьерри, Ф.Гизо, Ф.О.Менье).

Именно в эпоху Романтизма происходит открытие культуры Средневековья, а восхищение античностью, свойственное прошлой эпохе, также не ослабевает и в конце XVIII - нач. XIX вв. Разнообразие национальных, исторических, индивидуальных особенностей имело и философский смысл: богатство единого мирового целого состоит из совокупности этих отдельных черт, а изучение истории каждого народа в отдельности дает возможность проследить, по выражению Берка, не прерывающуюся жизнь посредством следующих одно за другим новых поколений.

Эпоха Романтизма ознаменовалась расцветом литературы, одним из отличительных свойств которой было увлечение общественными и политическими проблемами. Пытаясь постичь роль человека в происходящих исторических событиях, писатели-романтики тяготели к точности, конкретности, достоверности. В то же время действие их произведений часто разворачивается в необычной для европейца обстановке - например, на Востоке и в Америке, или, для русских - на Кавказе или в Крыму. Так, романтические поэты - по преимуществу лирики и поэты природы, и потому в их творчестве (впрочем, так же, как и у многих прозаиков) значительное место занимает пейзаж - прежде всего, море, горы, небо, бурная стихия, с которой героя связывают сложные взаимоотношения. Природа может быть сродни страстной натуре романтического героя, но может и противостоять ему, оказываться враждебной силой, с которой он вынужден бороться.

Необыкновенные и яркие картины природы, жизнь, быт и нравы далеких стран и народов - также вдохновляли романтиков. Они искали черты, составляющие первооснову национального духа. Национальная самобытность проявляется прежде всего в устном народном творчестве. Отсюда интерес к фольклору, переработка фольклорных произведений, создание собственных произведений на основе народного творчества.

Развитие жанров исторического романа, фантастической повести, лиро-эпической поэмы, баллады - заслуга романтиков. Их новаторство проявилось и в лирике, в частности, в использовании многозначности слова, развитии ассоциативности, метафоричности, открытиями в области стихосложения, метра, ритма.

Для романтизма характерен синтез родов и жанров, их взаимопроникновение. Романтическая художественная система основывалась на синтезе искусства, философии, религии. Например, у такого мыслителя, как Гердер, поискам путей революционного обновления культуры служат и лингвистические исследования, и философские доктрины, и путевые заметки. Многое из достижений романтизма унаследовал реализм XIX в. - склонность к фантастике, гротеск, смешение высокого и низкого, трагического и комического, открытие "субъективного человека".

В эпоху романтизма расцветает не только литература, но и многие науки: социология, история, политология, химия, биология, эволюционное учение, философия (Гегель, Д.Юм, И.Кант, Фихте, натурфилософия, суть которой сводится к тому, что природа - одно из одеяний Бога, "живое одеяние Божества").

Романтизм - культурное явление Европы и Америки. В разных странах его судьба имела свои особенности.