Основные направления европейской художественной культуры XVII века (барокко, классицизм, реализм). Стиль барокко в архитектуре

Здравствуйте!
В сегодняшнем обзоре вас ждёт много роскоши, помпезности, кружев, красивых платьев. Потому что речь пойдет о XVII веке, или, как его иногда называют, веке барокко.

В серии об эпохе Возрождения я остановилась на том, что во второй половине 16 века законодательницей европейской моды стала Испания. Блестящая экономическая ситуация выдвинула испанский двор, его нравы, общество и моду на передний план европейской жизни. Сегодня мы двигаемся дальше и плавно перемещаемся в 17 век, где в искусстве и, что больше актуально для нашей темы, в моде формируется и укрепляет свои позиции стиль барокко.
Стиль барокко - парадный, величественный, декоративный, чопорный. В нем наиболее полно отразились вкусы аристократии того времени. Интерьер стал ярким, красочным - хрустальные люстры, отражающиеся в светлых блестящих полах, расписные потолки, гобелены, множество серебряных безделушек, мебель из черного дерева, инкрустированная золотом и перламутром. С этой фееричностью интерьера гармонировали пышные, украшенные массой драгоценностей, костюмы. Естественность вновь выходит из моды. На смену ей приходят стилизация и театральность. Появились новые эстетические представления, для которых красота заключалась в богатстве, монументальности, красочности одежд, на фоне которых сам человек потерялся.
Барокко создает пышное обрамление абсолютистским устремлениям монарха и аристократии, прославляет власть и богатство. Недаром многие зарубежные исследователи называют семнадцатое столетие “веком барокко”. “Нельзя, кажется, назвать почти ни одного другого века, атмосфера которого так глубоко отмечена стилем своего времени, как 17 век. Это всеобщее моделирование жизни, духа и внешнего облика по выкройке барокко...”. Стилистика барокко находит выражение в торжественных формах придворного церемониала, ритуале любовной игры, правилах поведения в обществе, манере держаться, а также в костюме, аксессуарах, украшениях.
Проявления стиля барокко импозантны, величественны, представительны, в то же время напыщенны и помпезны, они отделяют знатного человека от простого смертного, короля - от толпы придворных. Женщина воплощает в себе величие, парадность, жеманство, грациозность, кокетливость. Но четко выраженного идеала женской красоты не было. Он зависел от вкусов короля и внешности сменяющих друг друга фавориток.

Одежда и украшения

Итак, в первой половине 17 века во всех европейских странах наблюдается резкая перемена в отношении испанского вкуса и моды. Испанская мода, которая господствовала целых пятьдесят лет, в начале 17 века отступила. В своем развитии она дошла до абсурда; одежда превратилась просто в футляр, совершенно не связанный с человеческим телом и его пропорциями.
Как и в других областях быта, культуры и искусства, характерными чертами барокко в костюме остаются пышность, парадность, величественность. Это подчеркнутая декоративность достигается за счет живописных эффектов и скульптурной рельефности.
Ткани 17 в., в производстве которых лидирует Франция, близки по своей фактуре и орнаменту к ренессансным итальянским. Это декоративные растительные мотивы, гербы, короны, вазы. Узоры крупные, расположение их свободное, они плотно заполняют всю поверхность. Цветовая гамма - яркая, насыщенная, зачастую контрастная: встречается синий, красный, белый, черный цвет. Самым любимым был золотой - цвет богатства и символ власти.

Характерный признак барокко - изобилие рельефно “вылепленных” форм, достигаемых за счет использования самой ткани: рюши, буфы, оборки, пучки лент, банты, отделка шнуром и галуном. Чрезвычайно популярны кружева. Ими могли украшать любую деталь костюма, вплоть до перчаток, передников, штанов или обуви.

Женское платье тогда избавилось от широких юбок на обручах, линии стали более мягкими и плавными. Лифы опять стали шнуроваться, а нижнее белье опять находит применение во внешнем виде костюма. Основным средством для придания формы лифу был корсет. Вначале корсеты были подобны тем, что использовались в предыдущем столетии. Потом их укоротили, но суживающийся перед корсажа сохранился.
Корсеты наносили ощутимый вред здоровью не только женщин, но и маленьких девочек: после смерти двухлетней дочери Джона Эвелина в 1665 г. хирург, проводивший вскрытие, обнаружил, что грудина была сильно вдавлена, а два ребра сломаны.


В 17 веке видную роль в одежде играют рукава. Они дополнены белыми манжетами с кружевами, в виде кулька, которые достигали почти локтя. Позже длина рукава сокращается, и к середине столетия он едва закрывает локоть. Тогда рукав изменил и свой вид: он расширился, часто это позволяло видеть присборенный рукав нижней рубашки. Рукав бывал расширен также у плеч и сшит только в запястье.
Зимний наряд состоял из нескольких юбок, мехового воротника, капюшона, полумаски и муфты. Пушнину привозили в основном из Нового Света. Дорогая горжетка из меха соболя, свидетельствующая о богатстве ее владелицы, свободно лежала на плечах девушек, а концы ее свисали вдоль груди. Такой аксессуар появился в эпоху Средневековья и в основном встречался в мужском гардеробе, а в 17 веке он пополнил и женский гардероб. Подбитая мехом муфта считалась модным дополнением как в мужской, так и в женской одежде. Она не только держала руки в тепле, но и имела внутренние карманы для хранения носовых платков и денег. Маска из бархата и шелка закрывала все лицо, за исключением глаз. Основная ее роль заключалась в сохранении здорового цвета лица, вместе с тем создавая атмосферу анонимности.
В 17 веке стало принято дамам надевать в театр маски, полностью скрывающие лицо. Такие маски делались из жесткого черного или белого материала с отверстиями для глаз и губ. В таком виде посетительницы могли наслаждаться театральной постановкой инкогнито, поскольку в ту эпоху дамам из высшего света этот вид развлечения был запрещен. Маска держалась на голове с помощью завязок и бусины, либо пуговицы зажатой между зубами. Популярные полумаски, напротив, прикрывали лишь глаза и нос и являлись частым атрибутом балов и маскарадов.Такая маска крепилась на тонкий наконечник, и владелица подносила ее к лицу, желая пофлиртовать.

Большую часть века женские ноги были скрыты под длинными юбками, но женская обувь была сходна с мужской: умеренный каблук, возможно более узкий и легкий, большие розетки, завязки из лент и длинные язычки. С 1660-х годов в моду вошли очень высокие каблуки, которые теперь называют «Луи», вместе с узким тупым носком и застежками из лент и пряжек.
Для изготовления обуви использовали сорта кожи, а в торжественных случаях - атлас, парчу или расшитую ткань. Есть свидетельства, что женщины носили в путешествиях сапожки «баскинз», сделанные из бархата, атласа и узорной кожи. В помещении носили домашние туфли без задника на высоких каблуках или тапочки, покрывающие только переднюю часть ноги.

У модниц в ходу были аксессуары: веера, часы в виде луковицы и зеркальца в дорогой оправе, которые подвешивались к поясу. Обязательная принадлежность костюма - перчатки. Они искусно отделываются, пропитываются духами. Особенно популярными в 1-й половине 17 века были жемчужные ожерелья и браслеты. Дамы также украшали себя диадемами, подвесками, кольцами. Модным камнем считался алмаз, но ювелиры научились огранивать его только к концу века.
С 1640-х годов в моду вошли мушки: небольшие кусочки черного бархата или шелка разной формы, которые прикреплялись к лицу с помощью смолы мастикового дерева. За щеками часто носили пробковые шарики, чтобы придать им округлость.
17 век - время, когда формируются основы общеевропейского гражданского костюма. Как правило, в процессе создания новых форм и стилей лидируют определенные страны, закладывая общие эстетические принципы. Другие следуют в фарватере, внося тем не менее существенные коррективы, добавляя национальное своеобразие в общеевропейскую копилку.

Костюм в Англии

В 1620-х гг. в Англии в женских нарядах в моду входят пышные рукава virago, перетянутые лентой у локтя. Тугие воротники уступают место более свободным «ниспадающим» воротникам, отделанным кружевом с фестонами.
В 1630-е появляется завышенная линия талии и более низкий вырез, а сквозь рукава длиной до локтя становятся заметны предплечья. Жесткость и размеры корсета уменьшились. Женские платья теперь состоят из лифа, окаймленного спереди кружевом и шелковыми лентами, нагрудника, нижней юбки и гауна, полы которого спереди расходятся усеченным треугольником, открывая ткань нижней юбки. Элегантные батистовые воротники, отделанные кружевом, спускаются до плеч.


Костюм Испании

В начале 17 века в Испании еще носили костюм по моде прошлого века - пышный, каркасный, скрывающий естественные линии тела. Только со 2-й половины этого века на него начинает оказывать влияние французская мода.

Женский испанский костюм 1-й половины 17 века оставался каркасным. Дамы носили жесткие юбки длиной до самого пола (по-прежнему верхом неприличия считалось показать из-под юбки хотя бы кончик туфли) и закрытые нераспашные платья. Лиф платья был узким и имел глухой воротник.
С середины 17 века костюм знатных дам продолжал оставаться громоздким и жестким. Каркас, на который натягивалась юбка нарядного платья, очень сильно расширился по бокам. Подол юбки отделывался полосами дорогой ткани, украшенной вышивкой. Лиф платья туго стягивался в талии. Поверх корсета дамы могли надеть жакет с баской, затянутый в талии и с узкими у плеч рукавами. Края баски также отделывались красивой вышитой полосой ткани.

У рукавов верхнего платья могли быть разрезы, сквозь которые проглядывали рукава нижнего платья. Носить глубокое декольте запрещалось этикетом.
Цвета женской одежды были не только серые и черные, но также и зеленые, оливковые, разных оттенков красного.

В качестве аксессуаров использовались четки (нередко драгоценные) и красивый, с великолепной отделкой носовой платок, который дамы обычно держали между средним и указательным пальцами. Обязательным для испанки был веер. Существовал даже своеобразный язык веера - целая система движений, в которой каждый жест имел определенное значение.

Костюм Нидерландов

Нидерландский костюм находился в основном под влиянием французской моды, хотя чувствовались также веяния из Германии и Испании. После владычества Испании, в 17 веке нидерландский костюм вернул свою самобытность.
Голландские женщины приспосабливали французские фасоны для себя, устраняя всякие крайности, непристойные по их мнению. Закрытый лиф дополнялся косынкой. Шея и грудь также прикрывались воротниками и пелеринами из тонкой ткани, отделанными кружевом.

До середины 17 века в моде были высокие кружевные воротники.
Закрытая роба с небольшим шлейфом скромно отделывалась бантами и кружевами. Внешний вид голландского женского костюма был очень элегантен, что сказывалось и в характере шнуровки, в покрое рукавов, в прическе.

Юбка уже не поддерживалась каркасом и толстыми подкладками на бедрах, а падала свободными складками.
Пышные рукава украшались разрезом от локтя до запястья, сквозь который была видна цветная подкладка, и перехватывались лентами, образовывая пышные буфы.
Женские платья шились из сукна, шелка, бархата и полотна, которое считалось довольно ценным.
Нарядные бархатные и шелковые дамские платья имели шлейфы, богато отделывались кружевами, вышитой каймой, украшались золотом, кораллами, драгоценными камнями. Кружева были особенно модными, и ими украшали воротники и манжеты.
Дамский костюм нередко дополнялся бархатной муфтой.

Костюм Франции

Во Франции после долгого периода гражданских войн и борьбы короля со знатью становилась абсолютная власть Людовика XIV. Вкусы “короля-солнца” почти на протяжении 60 лет определяли как общее направление в развитии европейского костюма, так и отдельные детали, приметы внешнего облика дворянства.

При Людовике XIV Франция стала законодательницей мод в Европе. Блеск двора Короля-Солнце вызывал у европейских правителей зависть и стремление подражать - все французское было синонимом роскоши и элегантности. Из Франции вывозили шелковые ткани, ленты, кружева, перчатки, чулки.
По своей стоимости особо роскошный наряд порою превосходил стоимость скромного замка. Женские наряды такого рода являлись самой дорогой статьей расходов, демонстрируя богатство и вкус владелицы.

В 1672 г. во Франции был основан первый журнал мод - «Mercure galante», освещавший придворную парижскую моду для провинциальных читателей. В 1678 году он впервые привел обзор нарядов в соответствии с временами года. 1675 год ознаменовал собой открытие первых бутиков.
Такое сочетание придворных веяний и активной торговли послужило основой для зарождения индустрии моды. В 1675 году независимые портные объединились в гильдию и получили право продавать свой труд и товары.
Костюм, сформированный в 1670-1680х гг. почти без изменений будут носить вплоть до Великой французской революции.
При Людовике XIV в моду входит домашняя одежда (халаты из полосатых восточных тканей, тюрбаны).
Огромное внимание при дворе уделялось женской моде. Женщина находилась в центре придворной жизни и была украшением французского двора. Уже в 1650 г. вновь появляется корсет - легкий, на китовом усе. Каркас юбки делался из ткани с китовым усом, что придавало фигуре грациозность. Увеличивается декольте. Каблук, появившийся в начале 17 века у кавалеристов для упора ноги в стремени, теперь становится оружием женского кокетства.

Волосы и прически

В XVII веке снова начинают носить парики. Однако, дамы в отличие от кавалеров все же чаще делали прически из своих волос, лишь добавляя искусственные локоны. В течение большей части столетия в моде были непокрытые волосы, хотя на открытом воздухе все же надевали шаль или накидку, берет примитивной формы или чепец, состоящий из плотной ткани.

В Англии волосы убирали назад в тугую прическу, оставляя по краям локоны. Дома женщины носили белый батистовый чепец, а на улице надевали капюшон, собранный по заднему краю по форме головы, передняя часть стягивалась завязками под подбородком. Более скромные женщины, пожилые, вдовы покрывали волосы полотняными или батистовыми шапочками.


Шляпы, если их вообще носили, были мужского фасона. Вначале - так называемые «кавалеристские», украшенные перьями или без них, для верховой езды или путешествий. К концу века женщины-наездницы заимствовали не только треугольные шляпы. но также мужские сюртуки и камзолы.
Во Франции, когда Людовик XIV был еще ребенком, женские прически походили на детские. К примеру, в моде была прическа «аль-анфан» («по-детски»), состоящая из завитых локонов, подвязанных лентой вокруг головы.
Также в середине XVII века была популярна прическа маркизы Севинье – завитые волосы, собранные в пучки вокруг головы. Прическа «фейерверк», которую ввела в моду королева Анна Австрийская, - спереди волосы были плоско уложены, а сзади собраны в массивный пучок, на плечи спускались змеевидные и штопорообразные локоны.
В 60-е годы XVII века носили прическу «Мария Манчини». Прическа была названа в честь итальянской знатной дамы. Она состояла из уложенных над ушами двух полушарий из завитых мелкими локонами волос. Очень похожей по силуэту на прическу «Мария Манчини» была и прическа «юрлю-берлю», популярная в 70-е годы XVII века. Ее авторство принадлежит первой известной в истории женщине-парикмахеру Мартине.


Во Франции, законодательнице европейской моды, прическа была важным элементом костюма. Возникают все новые и новые фасоны с использованием горячей завивки, накладных локонов, лент, кружев. Самая популярная высокая прическа с 1680 г.- а-ля Фонтанж, названная в честь одной из фавориток короля, состоящая из комбинации локонов и кружев. По преданию, во время верховой езды у возлюбленной короля растрепались волосы, и она перевязала их своей подвязкой. Монарх был очарован, и на следующий день все только и говорили о новой прическе из завитых волос, украшенной спереди рядами петель из лент. Прическа «фонтанж» имела множество вариантов – ее главная особенность высота (завитые локоны, расположенные горизонтальными рядами надо лбом) и множество украшений. Также существовал и одноименный головной убор – высокий чепчик «фонтанж».
В последние годы правления Людовика XIV женские прически становятся более скромными. В моду входит прическа «смирение» - гладко зачесанные волосы с пучком на затылке.

Уход за телом

В XVII веке водой пользуются уже меньше. Водные процедуры все реже изображаются на картинах и имеют место быть на практике. Лицо обычно просто вытирают чистым полотенцем, так как появилась традиция считать, что зимой лицо от умывания замерзнет, а летом будет покрываться потом.
Многие художники тем не менее продолжают показывать в реалистичной манере женщин за туалетом. Довольно часто модели - это жены художников.

Предел чистоты в 17 веке обозначает, прежде всего, положение и статус. Богатые могли позволить себе регулярную стирку и глажку одежды. У бедных не было такой возможности - приходилось жить со вшами. На картине Жоржа Де ла Тура, например, мы видим женщину, которая ищет на своем теле вшей. В то время в Европе свирепствует настоящая эпидемия - почти у каждого второго простолюдина на теле обитает «живность».

Интересный факт касательно гигиены связан с личностью Людовика XIV. Прочно утвердившаяся теория, что Луи XIV принял только одну ванну в течение жизни, и что фактически он является моделью неимоверной грязи, скрывающейся под пышными одеждами, часто попадает в поле зрения. Однако существующие источники позволяют поставить под сомнение этот штамп. Историкам хорошо известен ритуал утреннего подъема короля, предполагающего «утренний туалет, но который следует за некоторыми ночными омовениями, происходящими в полной тишине». . День начинается с дезинфекции рук: «король еще в кровати, первый комнатный лакей, держа в правой руке флакон с винным спиртом, поливает руки его Величества, под которыми он левой рукой поддерживает позолоченную тарелку» . Король моет лицо и рот, как советуют некоторые медицинские трактаты. Короля причесывают, потом его бреет один из цирюльников, раз в два дня. После того, как король выпивал стакан воды, чашку бульона, лакей ему протягивал салфетку, чтобы вытереть рот. Перед сном предусматривалась салфетка «смоченная с одного края. Король ею мыл лицо и руки и вытирался сухим краем». На вопрос о том, купался ли король регулярно, обычно отвечают негативно, все-таки отмечая, что случалось королю посетить ванную, но чаще в случае болезни или по рекомендации врачей. Тем не менее, если бы эти ванны не носили характер повседневности, они бы имели куда больше свидетелей и свидетельств. Король мог принимать ванны неоднократно, просто, чтобы расслабиться. Впрочем, многочисленные детали наводят на мысль, что он не всегда мылся в одиночестве.

Использование косметики


В 17 веке красота в некотором смысле оставалась мимолётным явлением. Слабое здоровье и косметические средства, содержащие ядовитые вещества (свинец или ртуть) приводили к тому, что пик привлекательности женщины приходился в среднем всего лишь на 20 лет.
К примеру, 1600-ых годах не было лучшего скраба, чем купоросное масло, представляющее собой концентрированную серную кислоту. Его применение наносило непоправимый вред не только коже, но и всему организму.


17 век ознаменовался также появлением специальных шариков для умывания, которые использовались утром и вечером. Их делали из измельчённого мыла, смешанного с травами, пряностями, маслом, к примеру, миндальным. Такие шарики не только обладали приятным ароматом, но и обеспечивали мягкий пилинг для кожи. Применяли также специальный крем, содержащий жиры, пчелиный воск и спермацет. Этот состав считается прародителем современного крема, обладающего насыщенной текстурой, которая идеально подходит для увлажнения и питания кожи.
Бледный цвет лица не теряет своей популярности вот уже несколько веков. Как и раньше, он являлся показателем богатства и высокого социального статуса человека. Средства для отбеливания кожи были весьма востребованы, вот, к примеру, один из самых популярных препаратов в 17 веке – крем состоял из измельчённого мела или свинцовых белил, смешанных с яичным белком и уксусом. Такой состав обеспечивал бледную, гладкую и блестящую кожу. Правда, есть у него один недостаток, после высыхания нельзя улыбаться или сильно морщиться – макияж мог попросту покрыться трещинами. К другим, востребованным в то время, продуктам для отбеливания кожи относятся лимонный сок, квасцы…


В 17 столетии начали употреблять и другие косметические красители, например, оксихлорид висмута, белый пигмент с металлическим блеском. Пользовались и тальком, но приходилось прибегать к определённым мерам безопасности, чтобы его не вдыхать. Применяли даже прокаленные кости, рисовую пудру и молотый алебастр. В некоторых случаях смешивали сразу несколько пигментов, чтобы достичь максимального эффекта. В этом веке появилась мода смешивать белые пигменты с кремом или какой-то жидкостью, полученная масса лучше наносилась на кожу, полностью её покрывала. Но всё же оставались приверженцы старых традиций, по которым лицо и другие части тела просто пудрили. Последний вариант позволял даме всегда выглядеть естественно. Правда, существовала небольшая хитрость, позволявшая пудре надёжнее прилипать к коже. Для этого следовало заранее покрыть лицо маслом или кремом. Так, считалось, что масло семян белого мака идеально в сочетании с пудрой из прокаленной кости.
В 17 веке стали употреблять жемчужный порошок, который относился к элитной и эксклюзивной косметике. Чтобы его получить, настоящие жемчужины растворяли в лимонном соке или уксусе, а полученный раствор высушивали до образования белого порошка. Его отбеливающий эффект был незначителен, но благодаря перламутру, это средство способствовало светоотражению, выравнивало тон кожи.

Судя по портретам того времени, женщины отдавали предпочтение лишь двум косметическим красителям: белому, как уже говорилось выше, и красному. Последний был представлен в нескольких вариантах. К примеру, красно-оранжевым оттенком обладает вермильон или киноварь. Сам по себе пигмент весьма токсичен, в некоторых случаях его заменяли оксидом железа. Малиновый краситель – кошениль – добывали из насекомого с одноимённым названием. В косметике он используется и в наши дни. Использовали древесину исчезающего сейчас дерева – цезальпинии. Под воздействием спирта она окрашивает настойку в красно-коричневый цвет. Востребованным также был пигмент растительного происхождения – алканна. Он отличался мягким красным оттенком, полностью безопасен. Зачастую его использовали в румянах на жировой основе. Женщины низших сословий применяли в качестве румян красную охру. Этот вид косметики ухитрялись получать из мяса клешней речных раков, которых высушивали, измельчали, а затем настаивали на спирте. Существует рецепт румян 17 века, которые не сходили в течение нескольких дней. Для этого смесь марены, мирры, ладана и шафрана, наносили на кожу и оставляли на ночь. Стоит отметить, что румяна наносили не только на щёки, но и на губы. Один из вышеупомянутых красных пигментов смешивали с измельчённым алебастром или гипсом. Благодаря этому, губы приобретали более чёткие контуры.

Всех благодарю за внимание!
В следующий раз поговорим о стандартах красоты 18 века, и подробно рассмотрим особенности стиля рококо.
Вероника

Список использованной литературы:
Иллюстрированная энциклопедия моды / Кибалова Л., Гербенова О., Ламарова М.
История в костюмах / Блейз А.
История костюма 1200-2000 / Джоан Нанн
История. Культура. Повседневность / Козьякова М.И.
Мода: всемирная история / Марни Фогг
Мода и модельеры / М.Шинкарук, Т.Евсеева, О.Леспяк

Введение

Итальянское слово "барокко" означает буквально "странный", "причудливый". Такое название весьма соответствует особенностям стилистического направления в европейском искусстве с конца 16 века - середины 18 века. В истории искусства 19 и особенно 20 века термином "барокко" начинают обозначать всё европейское искусство 17-18 веков. (Энциклопедический словарь юного художника)

Современные теоретики искусства склонны отделять в искусстве барокко формальные проявления от его жизнеутверждающего пафоса, и тогда общая история художественных форм в искусстве может предстать как противопоставление барокко и классицизма. (Жермен Базен "Барокко" и "Рококо")

Классицизмом называют стиль и направление в искусстве 17 - 19 века. Философской основой классицизма были представления о разумной закономерности мира, о главенстве разума и общественного долга в жизни людей о прекрасной, облагороженной культуре. Для искусства классицизма характерна тяга к выражению большого общественного содержания, возвышенных героических, нравственных идеалов. (Энциклопедический словарь юного художника)

Немецкий теоретик Вёльфлин описал формальные характеристики каждого из этих двух направлений. Он считал, что классическое искусство обращено к натуре - это искусство наблюдения, его цель заключается в том, чтобы за внешними проявлениями найти глубинную правду, определяющую всемирный порядок вещей. Классицизм отличает простота и ясность, их части составляющие целостность самодостаточны, они статичны и замкнуты в своих границах. Напротив, художник барокко стремится отобразить всё многообразие явление, постичь поток в непрерывном обновлении, его композиции динамичны, открыты и тяготеют вырваться за пределы своих границ, элементы из которых они складываются, связаны единым органическим действием и не могут быть отдаленны один от другого.

Склонность барокко к пафосу приводит мастеров этого направления к выбору драматических сюжетов, к изображению страданий и ярких эмоций, жизни и смерти в их самых драматических проявлениях, тогда как художники классицизма стремятся показать человека полностью владеющего собой.

Классицизм стал кульминацией классического искусства, вдохновлявшего многих художников даже в период наивысшего расцвета барокко, тех самых идей. Которые легли в основу французской эстетики и определили художественные вкусы в Англии. (Жермен Базен "Барокко" и "Рококо").


Барокко

Искусство "барокко" сложилось и расцвело в Италии, где работал крупнейший архитектор и скульптор Л. Бернини, живописец, глава демократического реализма Караваджо, последователи академизма братья Карраччи и др. Стиль был призван прославлять и пропагандировать могущество знати и церкви, он выразил прогрессивные представления о единстве, безграничности и многообразии мира, о его сложности, изменчивости. Основополагающей чертой "барокко" можно считать его стремление к синтезу искусств, объединению в один ансамбль архитектуры, скульптуры живописи и декоративного искусства. Синтез классических искусств, включал монументальное искусство, характерен для стилей барокко, рококо, классицизм для русской художественной культуры второй половины 18 века.

В изобразительном искусстве барокко преобладают виртуозные декоративные композиции религиозного, мифологического или аллегорического характера, парадные портреты, подчёркивающие привилегированность общественного положения человека.

Особенность "барокко" - не соблюдение ренессансной гармонии ради более эмоционального контакта со зрителем. Большое значение приобрели композиционные эффекты, выраженные в смелых контрастах масштабов, цветов, света и тени. Но при этом художники "барокко" стремятся к достижению ритмического и цветного единства, живописности целого.

"Барокко" получило распространение во Фландрии (знаменитые представители "барокко" во Фландрии - П.П. Рубенс, Ф. Снейдарс, Я. Йорданс, А. Ван Дейк), в Испании, Португалии, на юге Германии, в Австрии, Чехии, Словакии, Хорватии, на западе Украины, в Литве. Во Франции "барокко" слилось с классицизмом в единый пышный стиль.

В России реформы Петра 1, рост и укрепление дворянской монархии в первой половине 18 века способствовали расцвету искусства барокко, в котором отразилось не только стремление знати к новому образу жизни, но и широкие общественные настроения, чувство гордости за успехи государства и народа. Архитектура русского барокко достигла величественного размаха, большой цельности, динамичности в городских и загородных ансамблях Петербурга, Петергофа (Петродворец), Царского села (г. Пушкин), Москвы - архитекторы В. Растрелли, Д. Ухтомский, С. Чевокинский. Изобразительные искусства обратились к светским общественным темам, к образу государственного деятеля. В портретах парадность композиций сочеталась с достоверностью характеристики персонажа (скульптура К.Б. Растрелли, живопись И.Н. Никитина, А.П. Антропова).

Один из главенствующих стилей в европейской архитектуре и искусстве конца 16 - середине 18 вв., "барокко" утвердилось в эпоху интенсивного сложения наций и национальных государств (главным образом абсолютных монархий). Барокко воплотило новые представления о единстве, безграничности и многообразии мира, о его драматической сложности и вечной изменчивости, интерес к реальной среде, к окружающей человека природной стихии "барокко" пришел он на смену гуманистической художественной культуре Возрождения и изощренному субъективизму искусства маньеризма. Отказавшись от присущей классической ренессансной культуре представлений о гармонии и строгой закономерности бытия, о безграничных возможностях человека, его воли и разума, эстетика барокко строилась на коллизии человека и мира, идеальных и чувственных начал, разума и власти иррациональных сил. Человек в искусстве барокко предстаёт многоплановой личностью, со сложным внутренним миром, вовлечённым в круговорот и конфликты среды.

Для искусства барокко характерны грандиозность, пышность и динамика, патетическая приподнятость, интенсивность чувств, пристрастие к эффектным зрелищам, совмещению иллюзорного и реального, сильным контрастом масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени.

Синтезу искусств барокко, носящему всеобъемлющий характер и затрагивающему практически все слои общества (от государства и аристократии до городских низов и отчасти крестьянства), свойственно торжественное, монументально - декоративное единство, поражающее воображение своим размахом. Городской ансамбль, улица площадь, парк, усадьба - стали пониматься как развивающееся в пространстве художественное целое, многообразно разворачивающееся перед зрителем. Дворцы и церкви барокко благодаря роскошной, причудливой пластике фасадов, беспокойной игре светотени, сложным криволинейным планам и очертания приобрели живописность и динамичность и как бы вливались в окружающее пространство. Парадные интерьеры зданий барокко украшались многоцветной скульптурой, лепкой, резьбой. Зеркала и росписи иллюзорно расширяли пространство, а живопись плафонов создавало иллюзию разверзшихся сводов. Идеализация образов сочетается в них с бурной динамикой, неожиданными композиционными и оптическими эффектами, реальность с фантазией, религиозная аффектация с подчёркнутой чувствительностью, а нередко и с острой натуральностью и материальностью форм, граничащей с иллюзорностью. В произведениях искусства барокко парой включаются реальные предметы и материалы (статуи с реальными волосами и зубами, капеллы из костей и т.п.).

В живописи большое значение приобретают эмоциональное, ритмическое и колористическое единство целого, часто непринужденная свобода мазка, в скульптуре - живописная текучесть формы, ощущение изменчивости становление образа, богатство аспектов и впечатлений.

В Италии - на родине барокко - отдельные его предпосылки и приёмы появились в 16 веке в станковой и декоративной живописи Корреджо, творчестве Караваджо, постройках Дж. Виньолы (тип раннебарочной церкви), скульптуре Джамболоньи. Наиболее законченное и яркое воплощение стиль барокко нашёл в полных религиозной и чувственной аффектации произведениях архитектора и скульптора Л. Бернини, архитектора Ф. Борромини, живописца Пьетро да Кортоны. Позднее итальянское барокко эволюционировало к фантастичности построек Г. Гварини, бравурности живописи С. Розы и А. Маньяско, головокружительной лёгкости росписи Дж.Б. Тьепопо. Во Фландрии мироощущение, рожденное Нидерландской буржуазной революцией 1566-1602, внесло в искусство барокко мощные жизнеутверждающие реалистические начала (живопись П.П. Рубенса, Ван Дейка, Я. Йорданса). В Испании 17 века некоторые черты барокко проступали в аскетичной архитектуре школы Х.Б. де Эрреры, в реалистической живописи Х. де Риберы и Ф. Сурбарана, скульптуре Х. Монтаньеса. В 18 веке в постройках Х.Б. де Чуррегеры формы барокко достигли необычной сложности и декоративной изощренности (еще более гипертрофированной в "ультробарокко" стран Латинской Америке). Стиль барокко получил своеобразное истолкование в Австрии, где он сочетался с тенденциями рококо (арх.И.Б. Фишер фон Эрлах и И.Л. Хильдебран, живописец Ф.А. Маульберич), и абсолютных государствах Германии (архитекторы и скульпторы Б. Нейман, А. Шлютер, М.Д. Пеппепьман, братья Азам, семья Динцехофер, работавших также в Чехии), в Польше, Словакии, Венгрии, Словении, Хорватии, Зап. Украине, Литве. Во Франции, где ведущим стилем в 17 веке стал классицизм, барокко оставалось до середины века побочным течением, но с полным торжеством абсолютизма, оба направления слились в единый помпезный большой стиль (убранство залов Версаля, живописец Ш. Леберна). Понятие "барокко" иногда неправомерно распространяется на всю художественную культуру, в том числе на явления, далёкие от барокко по содержанию и стилю (например, "нарышенское барокко", или "московское барокко", в русском зодчестве). Во многих странах Европы сложились яркие национальные реалистические школы, опиравшиеся как на приёмы караваджизма, так и на местные художественные традиции реализма. Они наиболее ярко выразились в неповторимо своеобразном творчестве великих мастеров (Д. Веласкеса в Испании, Ф. Халса, Я. Вермера Делфотского, Рембрандта в Голландии и др.), принципиально отличном, а порой и сознательно противопоставленном художественным концепциям барокко.

Эпоха барокко отмечена повсеместно подъёмом монументального искусства и декоративно - прикладного искусства, тесно взаимосвязанных с архитектурой. В первой половине 18 века барокко эволюционирует к грациозной лёгкости стиля рококо, соответствует и переплетается с ним, а с 1770-х гг. повсеместно вытесняется классицизмом.

Классицизм

Вступив в полосу упадка в конце 17 века, классицизм возрождается в эпоху Просвещения в 18 веке.

Новый просветительский классицизм существует на протяжении 18 века с просветительским реализмом, а к концу века становится вновь господствующим художественным течением.

Главная тема искусства классицизма - торжество общественных начал над личными, долга над чувством. Классицизму свойственна строгая организованность логичных, ясных и гармоничных образов. Ему были присущи, однако черты утопизма, идеализации и отчётливости образов, нараставшие в периоды его кризиса, когда классицизм был связан с реакционными общественными силами. Для архитектуры классицизма типичны чёткость и геометрическая правильность объёмов, регулярность планировки. На глади стен выделяются портики, колоннады статуи, рельефы.

Развитие классицизма во многом связано с Академиями художеств в Париже, Петербурге и др. Во второй половине века классицизм возродился во Франции, Германии, России. В это время он был связан с идеалами просвещения, а в конце 18 века с идеями Великой французской революции.

Просветители во многом продолжают традиции классицизма 17 века. Им оказались близкими выраженные в классицизме позиция человека, сознательно относящегося к миру их самому себе, способного подчинить общественному и нравственному долгу свои стремления и страсти, пафос цивилизации, рационалистическая концепция художественного творчества.

Однако социально - политическая ориентация просветительского классицизма меняется. В традициях классицизма Вольтер создаёт трагедии, проникнутые борьбой против религиозного фанатизма, абсолютистского гнёта, пафосом свободы. Обращение к античности, как к миру идеальных первообразов, составлявшие суть классицизма, в том числе просветительского, имело глубокие корни в идеологии Просвещения. Там, где просветители стремились проникнуть за внешнюю империю жизни, выйти за рамки частной жизни, они оказывались, как правило, в мире идеальных абстракций, т.к во всех своих постарениях исходили из изолированного индивида и сущность человека искали не в социальных условиях его бытия, не в истории, а в абстрактно понятой человеческой природе.

С просветительским классицизмом тесно связана литература Великой французской революции, которая облекла героические устремления в античные мифы и предания (творчество М.Ж. Шенье и др.). В пределах античности деятели революции, по славам К. Маркса "нашли идеалы и художественные формы, иллюзии, необходимые им для того, чтобы скрыть от самих

себя буржуазно-ограничённое содержание своей борьбы, чтобы удержать своё воодушевление на высоте великой исторической трагедии".

Под влиянием французской литературы классицизм развивается и в других странах Европы: в Англии (А. Поп, Дж. Аддисон), Италии (В. Альфьери, отчасти Уго Фосокло), в Германии (И.К. Готшед). Классицистские произведения Готшеда, всецело ориентированные на французике образцы, не оставили значительного следа в немецкой литературе, и только во второй половине 18 века складывается новый немецкий классицизм как оригинальное художественное явление (Веймарский классицизм).

В отличии от французского, на первый план он выдвигает нравственно - эстетические проблемы. Основы его были заложены И.И. Винкельманом, но высшего расцвета он достиг у И.В. Гёте и Ф. Шиллера в период их творчества. "Благородную простоту", гармонию и художественное совершенство греческой классики, возникшей в условиях полисной демократии, немецкие поэты противостояли убожеству немецкой действительности и всей современной цивилизации, калечащей человека. Шиллер и отчасти Гёте искали в искусстве главное средство воспитания гармонической личности и, обращаясь к античности, стремились создать новую, современную литературу высокого стиля, способную выполнить эту задачу.

В эпоху наполеоновской империи классицизм утратил своё живое прогрессивное содержание. Его характеризовали внешняя официальная помпезность и парадность, холодный и мёртвый академизм. Тем не менее, как эпигонское течение он просуществовал во Франции вплоть до 30-40 гг. 19 века.

В середине 18 века возникает новое направление, соответствующее просветительскому классицизму в литературе и развивающееся первоначально в полемике с рококо. В архитектуре теперь всё чаще отказываются от жёстких планировочных схем, стремятся подчеркнуть конструктивный смысл ордера, особое внимание уделяется интерьеру и гибкой планировке комфортабельного жилого дома. Идеальным обрамлением для классицистического здания нового типа становится пейзажная среда "английского" парка.

Огромное влияние на классицизм 18 века оказали развитие археологических знаний о греческой и римской древности (особенно раскопки Геркуланума и Помпей), а также теоретические труды И.И. Винкельмана, И.В. Гёте, Ф. Шиллера. Во французском зодчестве этой эпохи складывается архитектурные типы: изысканно-интимный особняк, лаконически - монументальное общественное сооружение, открытая городская площадь (архитекторы Ж.А. Габриель, Ж.Ж. Суфло). Гражданский пафос и лирическая мечтательность по разному сочетается в пластике Ж.Б. Пигаля, Э.М. Фальконе, Ж.А. Гудона, исторической и мифологической живописи Ж.М. Вьена, декоративных пейзажей Ю. Роббера. Накануне великой французской революции в архитектуре возникает стремление к суровой лапидарности форм, к внушительным дидактическим образам, зодчие всё чаще обращаются к мотивам греческой архаики, искусства Древнего Египта, иногда к безродной системе (постройки и проекты К.Н. Леду, Э.Л. Булле, Ж.Ж. Леке). Эти поиски (отмеченные также влиянием архитектурных офортов Пиранези) послужили отсчётной точкой для позднего классицизма, или ампира.

В изобразительном искусстве главное значение приобрели логическое развёртывание сюжета, ясная уравновешенная композиция, плановая обобщённая контурная линия, чёткая моделировка объёма. Цвет играл подчинённую роль и служил выделению смысловых акцентов, подчёркивал ведущую роль линейно-объёмного построения.

В живописи классицизма крупнейшим представителем революционного направления был Ж. Давид, чьё творчество насыщено мужественной драматичностью, торжественностью образного строя. В эпоху Наполеона 1 в архитектуре французского ампира усиливаются черты пышной репрезентативности, нередко приводящей к чрезмерной измельчённости деталей, что сказалось и в декоративно - прикладном искусстве. Живопись позднего классицизма, несмотря на появление отдельных крупных мастеров (Энгр), выражается в официально - апологетическое направление.

В скульптуре (Ж.Б. Пигаль, Э.М. Фальконе, Ж.А. Гудон во Франции, Готфрид Шадов в Германии, Б. Торвальдсен в Дании, А. Канова в Италии, М.И. Козловский, И.П. Мартос, Ф.Ф. Щедрин в России), рисунке, гравюре - идеи гражданской героики, общественного долга, просветительские идеалы благородной простоты и спокойного величия выражались в строгих, ясных, формах, навеянных античным и ренессансным искусством, часто в произведениях на античные сюжеты. Архитектурный декор и декоративное искусство основывались на античных образцах.

Классицизм, утвердившийся в русской архитектуре играл в России роль доминирующего направления более полувека. Его базой стала эпоха Просвещения эстетика рационализма, диктующая господство разумного начала в художественном творчестве, - в противовес экспрессии и чувственного началу, прежде всего свойственным искусству барокко.

Однако классицизм не стал в 18 столетии всеобъёмлющим стилем, в середине этого века сформировалось и стало развиваться по собственным законам романтическое направление, тесно связанное с эстетикой сентиментализма и культом "естественного" человека, живущего в единении с природой и свободного от всяческого угнетения.

В европейской архитектуре 17-18 веков два стиля - Барокко и Классицизм - развивались параллельно. Классицизм назвали "неогреческим" или "помпейским" стилем. Стремление придерживаться классицизма в архитектуре называли также "Паладианством".

Во Франции классицизм - это стиль "Людовика 16", в Испании классицизм связывали с именем архитектора Эррера Хуана Батиста Де и называли "Эрреско".

Эволюция архитектурного стиля Классицизм в конце 18 века привела к перерождению его в архитектуру "ампир". Переходным стилем стал "стиль Французской Директории".

В Российское государство архитектурный стиль Классицизм пришёл в конце 18-19 века и занял прочное положение, вытеснив русское Барокко. Классицизм, будучи поддержанным как официальный стиль императорской фамилии, быстро распространился в российских столицах и её провинциальных центрах.

В новом архитектурном стиле проектировались и строились новые дворцовые комплексы для членов императорской фамилии. Этот же стиль тиражировался и в провинции, в крупных и мелких поместных постройках российского дворянства.

Как и в других европейских странах, в Российской империи новый архитектурный стиль - Классицизм, приобрёл некоторый характер, что позволило в последствии в теоретической архитектуре ввести в оборот такое научное понятие как русский Классицизм.

Для русского классицизма характерны следующие черты:

Применение в разработке общей композиции здания классических греческих ордерных схем в виде колоннад, портиков, фронтов;

Признание знаков симметрии, как основы для разработки архитектурной композиции храмовых, дворцовых и другого типа построек;

Применение строгих прямоугольных очертаний планов и фасадов построек всех типов;

Использование классических скульптурных форм в архитектуре экстерьера и интерьера.

Так же, как и в европейской архитектуре, в России архитектурный стиль классицизм эволюционировал в стиль Ампир - российское производное от французского "империя".

Искусство барокко (17 век).

Основные черты барокко:

· Основные черты барокко:

· Контрасты во всем, противоречивость

· Пышность, вычурность, театральность, стремление удивить, нагромождение деталей

· Динамизм (культ движения)

· Патетика (преувеличенная эмоциональность)

· Приоритет личного

· Смещение пропорций, утрата гармоничности и симметрии

Самая распространенная версия происхождения термина «барокко» происходит от испанского слова, которое означает жемчужину неправильной формы. Oсновные черты барокко - парадность, торжественность, пышность, динамичность, жизнеутверждающий характер. Искусству барокко свойственны смелые контрасты масштабов, света и тени, цвета, совмещение реальности и фантазии. Особенно необходимо отметить в стиле барокко слияние различных искусств в едином ансамбле - синтез архитектуры, скульптуры, живописи и декоративного искусства. Это стремление к синтезу искусств - основополагающая черта барокко. Стиль барокко был призван прославлять и пропагандировать могущество власти, знати и церкви, но вместе с тем он выразил прогрессивные идеи о сложности мироздания, безграничности и многообразии мира, его изменчивости. Человек в искусстве барокко воспринимается как часть мира, как сложная личность, переживающая драматические конфликты.

В произведениях барокко - бурный, учащенный ритм биения самой жизни, эмоциональный порыв, преувеличение в выражении чувств. Если в искусстве Ренессанса земное, телесное и дкховное начала органично совмещались, то в барокко мы видим их конфликтность. Стихия природы и стихия духа находятся в постоянном противоречии. Искусство барокко - искусство патетичное. Барочный образ всегда активен по отношению к зрителю, он захватывает его чувства, обращается к его эмоциям.

К 17 столетию мало кто мог верить в декларацию Пико делла Мипандолды: человек сам творит себя и свою судьбу и волен подняться до степени существа богоподобного. Человечество убедилось в том, что личность сама находится во власти времени. Вот это чувство времени, протекаемости, изменяемости составляет характерную черту мироощущения наступеившей эпохи.Человек не мыслит себя в категориях стабильности, как это было в Эпоху Ренессанса и тем более в средние века. «Весь мир - это вечные качели, - говорит Мишель Монтень. - Я не в силах закрепить изображаемый мною предмет. Он бредет, пошатываясь и беспорядочно, ибо таким он создан природою. Я беру его таким, каков он передо мною в то мгновение, когда занимает меня. И не рисую его в неподвижности».

Сама личность подвержена закону изменчивости. Она далеко не всесильна и не является центром вселенной и вершиной мироздания. Не всесильна, но зато интересна в своих изменениях. Эти преходящие аспекты и стремятся уловить художники барокко.

Отказавшись от присущих классической ренессансной культуре представлений о гармонии и строгой закономерности бытия, о безграничных возможностях человека, его воли и разума, эстетика барокко строилась на антитезах человека и мира, идеальных и чувственных начал, разума и власти иррациональных сил. Человек в искусстве барокко предстаёт уже не центром Вселенной, а многоплановой личностью, со сложным миром переживаний, вовлечённой в круговорот событий. На искусство барокко повлияли и антифеодальные крестьянские и плебейские движения, буржуазные революции, внёсшие в него струю демократических бунтарских устремлений

Архитектура.

Особенности: сложная форма, ассимметрия, криволинейность, изобилие лепнины, использование ордера в декоративных целях.

Главным видом искусства является архитектура. В Ренессансе существовало равноправие видов искусств. В барокко доминанта задается архитектурой.

Архитектурные формы барокко противоположны строгой геометрии. Центрическое сменяется протяжным, круг - овалом, квадрат - прямоугольником, четкость ясных пропорций - разнообразием архитектурных объемов. Здания обильно украшаются скульптурой и лепниной. Используются традиционные ордерные формы, но они так изменяются, что создают ощущение ломаных пропорций. Зародилось барокко в Италии. Именно здесь сформировались основные черты стиля. Католические соборы отличаются разнообразием форм и пышностью отделки. Но новаторство особенно ярко видно на ансамблях парков, площадей и улиц. Архитекторы создали новую планировочную систему, придав улицам прямолинейность и завершив их площадями. Именно в Риме впервые была осуществлена система трех улиц - лучей, расходящихся от площади. Пересечение улиц отмечали обелисками, площади украшали фонтанами. Создание архитектурных ансамблей - главная заслуга барокко.

Микеланджело Буонаротти (1475 - 1564). Впервые элементы стиля барокко встречаются у Микеланджело в его Библиотеке Лауренциано и Соборе Св. Петра в Риме. Применение кривых линий, изменение значения стены, использование архитектурных деталей - все эти новаторские приемы Микеланджело лягут в основу принципов стиля барокко. Микеланджело можно назвать последним архитектором Ренессанса и первым архитектором барокко.

Лоренцо Бернини (1598 - 1680). Архитектор, скульптор, живописец, декоратор. Считается создателем барокко. Работы поражают пространственным размахом, парадностью и пышностью декора, смелыми перспективными эффектами, целостным синтезом искусств. Органично сочетал архитектуру и скульптуру, использовал позолоту, различные материалы, световые эффекты. (Ансамбль площади собора Св. Петра в Риме, интерьер в римских церквях).

Джакомо делла Порта. Церковь Иль Джезу в Риме.

Франческо Борроминм. Церковь Сан Карло в Риме.

Скульптура.

Особенности: динамичность, светотень,создание скульптурных групп, патетичность.

Архитектуру барокко нельзя представить без скульптуры. По своему предназначению барочная скульптура разделяется на культовую и светскую.Культовая создавалась на библейский сюжет, в основном сцены чудес и мученичества (отдельные статуи, скульптурные группы, рельефные композиции, скульптурные надгробия). Динамизм, эффектность поз, порывы страстей в этих скульптурах совсем не напоминают средневековых аскетов и благородных героев Ренессанса. Светская скульптура представлена парадными портретами монархов и знати, скульптурами для городских фонтанов и садово - парковой скульптурой. Типичный признак барочной скульптуроы - взаимодействие со средой - водой, воздухом, светом, стенами и садами. Эти работы теряются в музейной среде, они требуют архитектурного обрамления. Кроме того, мастера стремились преодолеть пассивность материала, одухотворить, насытить камень и бронзу эмоциями.

Материал подчиняется художественной среде.

Бернини: Экстаз святой Терезы, интерьер собора Св. Петра, Давид, Людовик ХХIV, фонтан Треви.

Живопись.

Особенности: чувствующий герой, патетичность, ассимметрия, сложность композиции, богатый колорит, контраст света и тени, сложные ракурсы, диагональная композиция.

Главными заказчиками были католическая церковь (контрреформация толкала на поиски новых способов привлечения верующих и утверждения главенства католицизма в Европе) и королевские дворы (абсолютистские монархии, сложившиеся в большинстве стран Европы, требовали восхваления). Барокко с элемениами преувеличения, экспрессии, патетики ка нельзя лучше служило этим целям. Особенности барочной живописи - сложная форма и композиция (чаще всего диагональная), обилие разнообразных ракурсов, культ движения, богатство колорита и контраст цвета и тени. Колорит становится преобладающим, поэтому размывается четкая объемность форм. По сравнению с эпохой Возрождения появляются новые жанры: исторические сцены, баталии, сцены охоты, триумфы, аллегории, пейзыжи и натюрморты. Из портретов наиболее популярным становится парадный портрет.

Фресковая живопись переходит на плафоны церквей и двоцов. В них наиболее ярко можно было использовать новые приемы живописи. Для плафонов чаще всего выбирали жанр триумфа или аллегории с изобилием действующих лиц.

Питер Пауль Рубенс (1577 - 1640). Фламандский живописец -монументалист, график, архитектор-декоратор, оформительтеатральных зрелищ, ученый-гуманист. Рубенс - это воплощение духа барокко, баловень счастья и любимец фортуны. Своим произведениям он привил народную вольность, восхищение здоровым телом и силой человека. Его произведения отличаются чувственностью, посвящены прославлению красоты жизни, радости бытия. Работал в жанрах мифологической и аллегорической картины, портрета. Много писал на библейский сюжет. Как истинный художник барокко, Рубенс изображал обнаженные тела в сильном, возбужденном движении и, где только можно, вводил мотивы схватки, борьбы, погони, напряженных физических усилий.

«Сцены охоты», «Персей и Андромеда», «Союз земли и воды», «Воздвижение креста» и «Снятие с креста», «Похищение дочерей Левкиппа», «Портрет камеристки».

Рембрандт Харменс ван Рейн (1606 - 1669). Голладский художник и гравер, представитель реалистического направления в барокко. В Голландии, как протестанской стране, сложился свой тип живописного искусства:

Нет развития монументально - декоративного искусства

Развивались типы небольших картин (так называемые «малые голландцы»)

Популярны жанры портрета, пейзажа, натюрморта, а также бытовой жанр

Религиозная живопись лишается мистического начала и трактуется как реалистическая, бытовая история

Развивается непарадный тип портрета

Основная тема искусства Рембрандта - человеческая жизнь в ее решающих моментах. Он ставил в своих работах проблему нравственного смысла человеческой жизни. В отличие от многочисленных работ эпохи барокко, в картинах и гравюрах Рембрандта можно найти глубокие философские идеи, которые выражены в простых и ясных образах. Во всех его работах - правда жизни, не всегда приглядная. Работал в различных жанрах. Самыми удачными считаются картины на библейские сюжеты и портреты. В библейских сюжетах он искал вечные обобщающие образы, выбирал сюжеты, где герои могут проявить самые высокие душевные порывы. Его образы психологически многоплановы, он способен передать тончайшие душевные порывы - в этом Рембрандт остается недосягаемой вершиной в мировой живописи. Из живописных средств выразительности можно выделить знаменитую рембрандтовскую светотень и сложное взаимодействие цвета и света. В картинах Рембрандта мало внешнего действия. Акцент делается на внутреннем содержании образа или события. Даже в портретах он создает психологическую характеристику, которая может заменить биографию героя.

«Возвращение блудного сына», «Автопортрет с Саскией на коленях», «Ночной дозор», «Даная», «Портрет старика в красном».


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15

Барокко искусство (Baroque art.), стиль европейского искусства и архитектуры 17-18 веков. В разное время в термин "барокко" вкладывалось разное содержание. Поначалу он носил оскорбительный оттенок, подразумевая нелепицу, абсурд. В настоящее время он употребителен в искусствоведческих трудах для определения стиля, господствовавшего в европейском искусстве между маньеризмом и рококо, то есть приблизительно с 1600 г. до начала 18 века. От маньеризма Барокко искусство унаследовало динамичность и глубокую эмоциональность, а от Ренессанса - основательность и пышность: черты обоих стилей гармонично слились в одно единое целое.

В XVII в. Италия -- первое звено в искусстве эпохи Возрождения, потеряла экономическое и политическое могущество. На территории Италии начинают хозяйничать иностранцы --испанцы и французы, они диктуют условия политики и пр. Истощённая Италия не утратила высоты своих культурных позиций -- она остается культурным центром Европы.

Мощь в культуре проявилась приспособлением к новым условиям -- знать и церковь нуждаются в том, чтобы их силу и состоятельность увидели все, но поскольку денег на постройки палаццо не было, знать обратилась к искусству, чтобы создать иллюзию могущества и богатства. Популярным становится стиль, который может возвысить, вот так в XVI веке на территории Италии возникает барокко.

Происхождение слова барокко вызывает больше споров, чем названия всех остальных стилей. Существует несколько версий происхождения.

Португальское barroco -- жемчужина неправильной формы, не имеющая оси вращения, такие жемчужины были популярны в XVII веке.

В итальянском baroco -- ложный силлогизм, азиатская форма логики, приём софистики, основанный на метафоре. Как и жемчужины неправильной формы, силлогизмы барокко, ложность которых скрывалась их метафоричностью.

Использование термина со стороны критиков и историков искусства берет начало со 2-й половины XVIII и относится, в первое время, к фигуративному искусству и, последовательно, также к литературе. Вначале этот термин приобрел негативный смысл. Эрнст Гомбрих писал: «Слово «барокко», означающее «причудливый», «нелепый», «странный», также возникло позднее как язвительная насмешка. Словом «барокко» клеймили своевольные отступления от строгих норм классики, что для них было равнозначно безвкусице». И только в конце XIX века произошла переоценка барокко, благодаря европейскому культуральному контексту от импрессионизма к символизму, который выделяет связи с эпохой барокко.

Одна из спорных теорий предполагает происхождение всех этих европейских слов от латинского bis-roca, скрученный камень. Другая теория -- от латинского verruca, крутое высокое место, дефект в драгоценном камне.

Наконец, ещё одна теория предполагает, что это слово во всех упомянутых языках является пародийным с точки зрения лингвистики, и его словообразование может объясняться его значением: необычностью, неестественностью, неоднозначностью и обманчивостью.

Неоднозначность стиля барокко объясняется его происхождением. Как считают некоторые исследователи, он был заимствован из архитектуры турок-сельджуков.

Самые характерные черты Барокко - броская цветистость и динамичность - соответствовали самоуверенности и апломбу вновь обретшей силу римской католической церкви. За пределами Италии стиль Барокко пустил самые глубокие корни в католических странах. У истоков традиции Барокко искусства в живописи стоят два великих итальянских художника - Караваджо и Аннибале Карраччи, создавшие самые значительные работы в последнее десятилетие XVI века - первое десятилетие XVII века. Для итальянской живописи конца XVI века характерны неестественность и стилевая неопределённость. Караваджо и Карраччи своим искусством вернули ей цельность и выразительность. В итальянской архитектуре самым видным представителем Барокко искусства был Карло Мадерна (1556-1629 гг.), который порвал с маньеризмом и создал свой собственный стиль. Его главное творение - фасад римской церкви Санта-Сусанна (1603 г.). Основной фигурой в развитие барочной скульптуры был Лоренцо Бернини, чьи первые исполненные в новом стиле шедевры относятся приблизительно к 1620 г. Квинтэссенцией барокко, впечатляющим слиянием живописи, скульптуры и архитектуры считается капелла Коранаро в церкви Санта-Мария делла Виктория (1645-1652 гг.) .

Самыми видными итальянскими современниками Бернини в этот период зрелого барокко были архитектор Борромини и художник, и архитектор Пьетро да Кортона. Несколько позднее творил Андреа дель Поццо (1642-1709 гг.); расписанный им плафон в церкви Сант-Иньяцио в Риме (Апофеоз св. Игнатия Лойолы) является кульминацией тенденции барокко к помпезному великолепию. В XVII веке Рим был столицей мира в области искусства, привлекал художников всей Европы, и Барокко искусство скоро распространилось за пределы "вечного города". В каждой стране Барокко искусство подпитывалось местными традициями. В одних странах оно становилось более экстравагантным, как, например, в Испании и Латинской Америке, где развился стиль архитектурного украшательства, названный чурригереско; в других приглушалось в угоду более консервативным вкусам. В католической Фландрии Барокко искусство расцвело в творчестве Рубенса, на протестантскую Голландию оно оказало не столь заметное влияние. Правда, зрелые работы Рембрандта, чрезвычайно живые и динамичные, явно отмечены влиянием Барокко искусства. Во Франции оно ярче всего выразило себя на службе монархии, а не церкви. Людовик XIV понимал важность искусства как средства прославления королевской власти. Его советником в этой области был Шарль Лебрен, который руководил художниками и декораторами, работавшими во дворце Людовика в Версале. Версаль с его грандиозным сочетанием пышной архитектуры, скульптуры, живописи, декоративного и ландшафтного искусства явил собой один из самых впечатляющих примеров слияния искусств.

Барокко искусство способствовало созданию театральных эффектов, достигавшихся освещением, ложной перспективой и эффектными сценическими декорациями. Однако оно мало отвечало сдержанному британскому вкусу. В английской архитектуре влияние барокко было заметно лишь в начале 18 века в своеобразном творчестве Ванбру и Хоксмора. К этому стилю приближаются некоторые из более поздних работ Рена. Тяга Барокко искусства к масштабности чувствуется в величественных проектах собора Св. Павла (1675-1710 гг.) и Гринвичского госпиталя (начало 1696 г.). Барокко сменилось более спокойным палладианством. Во всех видах искусств барокко слилось с более легковесным стилем рококо. Это слияние было весьма плодотворным в Центральной Европе, особенно в Дрездене, Вене и Праге.

Эпоха барокко порождает огромное количество развлечений ради развлечений: вместо паломничеств -- променад (прогулки в парке); вместо рыцарских турниров -- «карусели» (прогулки на лошадях) и карточные игры; вместо мистерий -- театр и бал-маскарады. Можно добавить ещё появление качелей и «огненных потех» (фейерверков). В интерьерах место икон заняли портреты и пейзажи, а музыка из духовной превратилась в приятную игру звука.

Эпоха барокко отвергает традиции и авторитеты как суеверия и предрассудки. Истинно все то, что «ясно и отчётливо» мыслится или имеет математическое выражение, заявляет философ Декарт. Поэтому барокко -- это ещё век Разума и Просвещения. В Версале появляется первый европейский парк, где идея леса выражена предельно математически: липовые аллеи и каналы словно вычерчены по линейке, а деревья подстрижены на манер стереометрических фигур. Впервые одетые в униформу армии эпохи барокко большое внимание уделяют «муштре» -- геометрической правильности построений на плацу .

Барочный человек.

Барочный человек отвергает естественность, которая отождествляется с дикостью, бесцеремонностью, самодурством, зверством и невежеством -- всем тем, что в эпоху романтизма станет добродетелью. Женщина барокко дорожит бледностью кожи, на ней неестественная, вычурная причёска, корсет и искусственно расширенная юбка на каркасе из китового уса. Она на каблуках.

А идеалом мужчины в эпоху барокко становится джентльмен -- от англ. gentle: «мягкий», «нежный», «спокойный». Изначально он предпочитал брить усы и бороду, душиться духами и носить напудренные парики. К чему сила, если теперь убивают, нажимая на спусковой крючок мушкета. В эпоху барокко естественность -- это синоним зверства, дикости, вульгарности и сумасбродства. Для философа Гоббса естественное состояние (англ. state of nature), которое характеризуется анархией и войны всех против всех.

Барокко характеризует идея облагораживания естества на началах разума. Нужду не терпеть, но «благообразно в приятных и учтивых словах предлагать» (Юности честное зерцало, 1717). Согласно философу Спинозе, влечения уже составляют не содержание греха, но «саму сущность человека». Поэтому аппетит оформляется в изысканном столовом этикете (именно в эпоху барокко появляются вилки и салфетки); интерес к противоположному полу -- в учтивом флирте, ссоры -- в утончённой дуэли.

Для барокко характерна идея спящего Бога -- деизм. Бог мыслится не как Спаситель, но как Великий Архитектор, который создал мир подобно тому, как часовщик создаёт механизм. Отсюда такая характеристика барочного мировоззрения как механицизм. Закон сохранения энергии, абсолютность пространства и времени гарантированы словом Бога. Однако, сотворив мир, Бог почил от своих трудов и никак не вмешивается в дела Вселенной. Такому Богу бесполезно молиться -- у Него можно только учиться. Поэтому подлинными хранителями Просвещения являются не пророки и священники, а учёные-естествоиспытатели. Исаак Ньютон открывает закон всемирного тяготения и пишет фундаментальный труд «Математические начала натуральной философии» (1689), а Карл Линней систематизирует биологию в «Системе природы» (1735). Повсюду в европейских столицах учреждаются Академии Наук и научные общества .

Таким образом, барокко - это стиль европейского искусства и архитектуры XVII - XVIII веков. Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств; одновременно -- тенденция к автономии отдельных жанров.

Мировоззренческие основы стиля сложились как результат потрясения, каким для XVI века стали Реформация и учение Коперника.

Барокко (итал. barocco - «причудливый», «странный», «склонный к излишествам», порт. perola barroca - «жемчужина неправильной формы» - характеристика европейской культуры XVII-XVIII веков.

Эпоха барокко

Эпоха барокко порождает огромное количество времени ради развлечений: вместо паломничеств - променад (прогулки в парке); вместо рыцарских турниров - «карусели» (прогулки на лошадях) и карточные игры; вместо мистерий - театр и бал-маскарад. Можно добавить ещё появление качелей и «огненных потех» (фейерверков). В интерьерах место икон заняли портреты и пейзажи, а музыка из духовной превратилась в приятную игру звука.

Черты барокко

Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория); одновременно - тенденция к автономии отдельных жанров (кончерто гроссо, соната, сюита в инструментальной музыке).

Человек эпохи барокко

Барочный человек отвергает естественность, которая отождествляется с дикостью, бесцеремонностью, самодурством, зверством и невежеством. Женщина барокко дорожит бледностью кожи, на ней неестественная, вычурная причёска, корсет и искусственно расширенная юбка на каркасе из китового уса. Она на каблуках.

А идеалом мужчины в эпоху барокко становится кавалер, джентльмен - от англ. gentle: «мягкий», «нежный», «спокойный». Он предпочитает брить усы и бороду, душиться духами и носить напудренные парики. К чему сила, если теперь убивают, нажимая на спусковой крючок мушкета.

Галилей впервые направляет телескоп к звёздам и доказывает вращение Земли вокруг Солнца (1611), а Левенгук под микроскопом обнаруживает крошечные живые организмы (1675). Огромные парусники бороздят просторы мирового океана, стирая белые пятна на географических картах мира. Литературными символами эпохи становятся путешественники и искатели приключений.

Барокко в скульптуре

Скульптура — неотъемлемая часть стиля барокко. Величайшим скульптором и признанным архитектором 17 века был итальянец Лоренцо Бернини (1598-1680). Среди самых известных его скульптур - мифологические сцены похищения Прозерпины богом подземного царства Плутоном и чудесного превращения в дерево нимфы Дафны, преследуемой богом света Аполлоном, а также алтарная группа«Экстаз святой Терезы» в одной из римских церквей. Последняя из них со своими вырубленными из мрамора облаками и словно развевающимся на ветру одеянием персонажей, с театрально преувеличенными чувствами, очень точно выражает устремления скульпторов этой эпохи.

В Испании в эпоху стиля барокко преобладали деревянные скульптуры, для большого правдоподобия их делали со стеклянными глазами и даже хрустальной слезой, на статую часто надевали настоящие одежды.

Барокко в архитектуре

Для архитектуры барокко (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, Б. Ф. Растрелл и в России, Ян Кристоф Глаубиц в Речи Посполитой) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, волюты, большое число раскреповок, лучковые фасады с раскреповкой в середине, рустованные колонны и пилястры. Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Св. Петра в Риме. Характерные детали барокко - теламон (атлант), кариатида, маскарон.

Барокко в интерьере

Для стиля барокко характерна показная роскошь, хотя он сохраняет в себе такую важную черту классического стиля, как симметрия.

Настенная роспись (один из видов монументальной живописи) использовалась в украшении европейских интерьеров с ранне-христианских времён. В эпоху барокко она получила наибольшее распространение. В интерьерах использовалось много цвета и крупных, богато украшенных деталей: потолок, украшенный фресками, мраморные стены и части декора, позолота. Характерны были цветовые контрасты - например, мраморный пол, оформленный плитками в шахматном порядке. Обильные позолоченные украшения были характерной чертой данного стиля.

Мебель была предметом искусства, и предназначалась практически только для украшения интерьера. Стулья, диваны и кресла обивались дорогой, богато окрашенной тканью. Были широко распространены огромные кровати с балдахинами и струящимися вниз покрывалами, гигантские шкафы. Зеркала украшались скульптурами и лепниной с растительным узором. В качестве материала для мебели часто использовался южный орех и цейлонское чёрное дерево.

Стиль барокко не подходит для небольших помещений, так как массивная мебель и украшения занимают большой объём в пространстве.

Барочная мода

Мода эпохи барокко соответствует во Франции периоду правления Людовика XIV, второй половине XVII века. Это время абсолютизма. При дворе царили строгий этикет, сложный церемониал. Костюм был подчинен этикету. Франция была законодателем моды в Европе, поэтому в других странах быстро переняли французскую моду. Это был век, когда в Европе установилась общая мода, а национальные особенности отошли на задний план или сохранились в народном крестьянском костюме. До Петра I европейские костюмы носили также и в России некоторые аристократы, хотя не повсеместно.

Костюму были характерны чопорность, пышность, изобилие украшений. Идеалом мужчины был Людовик XIV, «король-солнце», искусный наездник, танцор, стрелок. Он был низок ростом, поэтому носил высокие каблуки.

Барокко в живописи

Стиль барокко в живописи характеризуется динамизмом композиций, «плоскостью» и пышностью форм, аристократичностью и незаурядностью сюжетов. Самые характерные черты барокко - броская цветистость и динамичность; яркий пример - творчество Рубенса и Караваджо .

Микеланджело Меризи (1571-1610), которого по месту рождения близ Милана прозвали Караваджо , считают самым значительным мастером среди итальянских художников, создавших в конце XVI в. новый стиль в живописи. Его картины, написанные на религиозные сюжеты, напоминают реалистичные сцены современной автору жизни, создавая контраст времен поздней античности и Нового времени. Герои изображены в полумраке, из которого лучи света выхватывают выразительные жесты персонажей, контрастно выписывая их характерность. Последователи и подражатели Караваджо, которых поначалу называли караваджистами, а само течение караваджизмом, такие как Аннибале Карраччи (1560-1609) или Гвидо Рени (1575-1642), переняли буйство чувств и характерность манеры Караваджо, так же как и его натурализм в изображении людей и событий.

XVII в. — это полный противоречий и борьбы переходный период, завершивший историю европейского феодализма и открывший новые капиталистические отношения.

Крупнейшей колониальной и торговой державой Европы становится Голландия. Однако к концу XVII в. она уступает первенство Англии и Франции. Глубокий экономический и политический кризис охватывает Испанию и Италию.

Художественная культура XVII в. характеризуется появлением и расцветом национальных художественных школ Италии, Фландрии, Испании, Франции, Голландии, отразивших особенности исторического развития, характера общественной жизни, местных условий. Вместе с тем для искусства этого времени характерен общий художественный стиль барокко (барокко в переводе с итальянского — странный, вычурный), пришедший на смену искусству Возрождения.

Стиль барокко зародился в конце XVI в. в Италии и распространился в большинстве европейских стран в архитектуре, живописи, декоративно-прикладном искусстве.

В барокко отразились новые представления о единстве, безграничности и постоянной изменчивости мира, о его драматической сложности. Для него характерно противопоставление земного и небесного, реальности и фантазии, духовного и телесного, изысканного и грубого, аристократического и народного. Из этих противопоставлений рождаются бурная динамика, захватывающие страсти, живописность, иллюзорность, контрасты света и тени, масштабов, ритмов, материалов и фактур, монументальность, декоративность, парадность, пышность.

Роскошные дворцы, виллы, церкви XVII в. с обилием многоцветных архитектурных и скульптурных украшений, с зеркальными стенами и потолками-сводами, тяжелая величественная мебель из черного и красного дерева, инкрустированная серебром и бронзой, создавали определенный фон для человека, образуя единое целое с его обликом, костюмом, манерой поведения.

Этот стиль наиболее полно выражал вкусы аристократии этого времени. Он был чрезвычайно парадный, декоративный, чопорный.

Дворец барокко представлял собой как бы низведенный на землю Олимп. В интерьерах господствовали яркие, мажорные цвета, позолота. Расписные потолки, светлые блестящие полы, в которых отражались хрустальные люстры, стены, отделанные мрамором или затянутые гобеленами, огромное количество лепных украшений — все создавало впечатление необычайной пышности.

Мебель тяжеловесной формы была богато декорирована. Ее изготовляли главным образом из черного дерева и украшали сложной инкрустацией из пластин черепахового панциря, а иногда из перламутра и золота. Впечатление парадности интерьера, блеска, фееричности дополнялось огромным количеством изделий из серебра, мерцающего при свете свечей. Иногда даже мебель целиком изготовлялась из серебра.

Костюм эпохи, барокко был всецело подчинен этикету двора и отличался пышностью, чопорностью и огромным количеством украшений. Пышные костюмы этого времени гармонировали с яркими, красочными интерьерами барокко.

Эпоха барокко порождает огромное количество времени ради развлечений: променады (прогулки в парке) и "карусели" (прогулки на лошадях, карточные игры, театр, балы-маскарады. Можно добавить ещё появление качелей и «огненных потех» . В интерьерах на месте икон появились портреты и пейзажи, а музыка из духовной превратилась в приятную игру звука.


Эпоха барокко отвергает традиции и авторитеты как суеверия и предрассудки. Истинно все то, что «ясно и отчётливо» мыслится или имеет математическое выражение. Поэтому барокко — это ещё век Разума и Просвещения. Не случайно слово «барокко» иногда возводят к обозначению одного из видов умозаключений в средневековой логике — к baroco . Во Франции, в Версале появляется первый европейский парк, где идея леса выражена предельно математически: липовые аллеи и каналы словно вычерчены по линейке, а деревья подстрижены на манер стереометрических фигур. Впервые одетые в униформу армии эпохи барокко большое внимание уделяют геометрической правильности построений на плацу - "муштре".