О структуре учебной деятельности эльконин даниил борисович. Список основных научных трудов Д. Б. Эльконина

ЭЛЬКОНИН ДАНИИЛ БОРИСОВИЧ.

Даниил Борисович Эльконин родился 16 февраля 1904 г. в Полтавской губернии. В 1914 г. он поступил в полтавскую гимназию, из которой был вынужден уйти через 6 лет в связи с недостатком денег в семье. Несколько следующих лет он работал делопроизводителем Военно-политических курсов, воспитателем в колонии малолетних правонарушителей. В 1924 г. Эльконин был направлен на учебу в Ленинградский институт социального воспитания. Вскоре этот институт был присоединен к ЛГПИ им. Герцена. В 1927 г. он окончил педагогический факультет этого института, а затем 2 года проработал педагогом-педологом детской профамбулатории Октябрьской железной дороги. В 1929 г. начал преподавать на кафедре педологии ЛГПИ им. Герцена.

С 1931 г. он работал с Л.С. Выготским, разрабатывая проблемы детской игры. По его мнению, особенно в традиционных обществах игра является важным элементом в жизни ребенка. С помощью игрушек, представляющих уменьшенные орудия труда, он приобретает различные навыки. Также игрушки могут давать наглядную информацию об окружающем мире (модели реально существующих объектов и куклы в костюмах), способствовать физическому развитию ребенка.

В 1932 г. Д.Б. Эльконин стал заместителем директора Ленинградского научно-практического института. В последующие несколько лет вышло множество его статей, посвященных изучению различных видов детской активности: игр, учебы, общения и т.д. Эльконин считал, что через деятельность в обществе ребенок познает основы человеческой культуры, таким образом постепенно развивается его психика.

После выхода в 1936 г. известного постановления «О педологических извращениях в системе Наркомпроса» он был снят со всех постов. С большим трудом ему удалось устроиться учителем начальных классов в ту школу, где учились его дочери.

Работа в школе была для Д.Б. Эльконина очень важной. Не имея шансов работать в другом месте, он всю свою энергию отдал школе и в 1938-1940 гг. написал букварь и учебник по русскому языку, предназначенный для школ народов Крайнего Севера. В то же время он во второй раз получил звание кандидата наук (первого звания он был лишен в 1936 г.).

2 июля 1941 г. Д.Б. Эльконин записался в народное ополчение. Он участвовал в обороне и освобождении Ленинграда, окончил войну майором. Ему пришлось пережить тяжелый удар: на Кавказе погибли его жена и дочери, эвакуированные туда из Ленинграда. Он не был демобилизован, вместо этого его назначили на преподавательскую работу в Московский военно-педагогический институт Советской армии. Там Эльконин преподавал психологию, а также занимался научной работой: разрабатывал принципы построения курса советской военной психологии.

Работа ученого не устраивала его руководство. 5 марта 1953 г. должно было состояться заседание комиссии «по разбору и осуждению допускаемых полковником Элькониным ошибок космополитического характера», которое, однако, было перенесено, а затем, когда Д.Б. Эльконин уволился в запас, и вовсе отменено.

Помимо разработок в области военной психологии, Д.Б. Эльконин продолжал развивать свои взгляды на детскую психологию. От конкретных проблем он перешел к построению стройной теории психического развития ребенка. По его мнению, ребенок с самого момента рождения является социальным существом, все виды его деятельности по своему происхождению общественны. В своем познании человеческой культуры ребенок активен, он не просто воспринимает все окружающее, а активно воспроизводит способности других людей.

Эльконин считал, что формирование детской психики происходит не во взаимодействии ребенка с окружающими предметами, а во взаимодействии его с элементами общества: предметами и взрослыми как членами общества. Источником процесса формирования психики выступает, по Эльконину, окружающая среда. Она содержит идеалы (потребности, принципы, эмоции), служащие целью действий ребенка. В качестве движущей силы этого развития выступает противоречие, существующее между общественно-мотивационной и предметно-операционной сторонами действия.

В сентябре 1953 г. он стал штатным сотрудником Института психологии АПН РСФСР. Работая в институте, он организовал различные лаборатории: психологии младшего школьника, психологии подростка, диагностики психического развития школьников. Налаживая регулярную работу каждой лаборатории, он передавал руководство своим ученикам, а сам начинал заниматься другим делом. Параллельно с исследовательской работой Д.Б. Эльконин читал лекции по детской психологии в Московском университете.

Продолжая развивать свои взгляды, Д.Б. Эльконин создал теорию периодизации психического развития детей. Он исходил из того, что возраст и возрастные особенности - это относительные понятия, и можно выделять только наиболее общие возрастные особенности. Возрастное развитие ребенка ученый рассматривал как общее изменение личности, сопровождаемое изменением жизненной позиции и принципа взаимоотношений с окружающими, формирование на каждом этапе новых ценностей и мотивов поведения.

Психическое развитие ребенка происходит неравномерно: существуют эволюционные, «плавные» периоды и «скачки», или критические периоды. Во время эволюционного периода изменения психики накапливаются постепенно, затем происходит скачок, во время которого ребенок переходит на новый этап возрастного развития. Во время критического периода происходят ярко выраженные психологические изменения, ребенок становится трудновоспитуем.

В своей теории Д.Б. Эльконин основывался на социально-исторических условиях развития ребенка. Каждый период истории, каждая культура формирует свои собственные законы развития детской психики в зависимости от требований, предъявляемых обществом. Он также отмечал, что в последнее время психологические особенности детей одинакового возраста изменяются в течение уже нескольких десятилетий. Современный ребенок получает и усваивает значительно больше информации, чем его сверстник 50 лет назад. Поэтому он в своей теории периодизации учитывал не особенности психики каждого в отдельности ребенка, но закономерности ее развития.

Обосновывая невозможность изучения детства с какой-либо одной точки зрения, Д.Б. Эльконин представлял каждый возрастной период как своеобразный период жизни ребенка, определяемый типом ведущей деятельности и возникающими в связи с ним психологическими особенностями. На основании этого он понимал психическую жизнь ребенка как процесс смены характерных видов деятельности во времени.

В построении своей концепции Д.Б. Эльконин опирался на исследования многих других психологов и на собственный эмпирический материал. Особенное влияние на его теорию оказало творчество Ж Пиаже, А. Валлона и Л.С. Выготского.

В итоге Д Б Эльконин выделил три основные «эпохи» психического развития ребенка, раннее детство, детство и подростковый возраст. Каждая эпоха состоит из двух периодов: первый отличается преимущественным усвоением мотивов и задач деятельности, то есть формируется общественно-мотивационная сфера, а на втором идет развитие предметно-операционной стороны действия.

В 1984 г. Д.Б. Эльконин подготовил записку в ЦК КПСС, посвященную проблемам школьного образования, где предложил некоторые варианты изменения действующей системы Он считал, что в будущем должна сложиться система воспитания, затрагивающая все периоды жизни ребенка, основанная на особенностях каждого возраста Необходимо изменить систему школьного образования, применяя методы, основанные на деятельностном подходе. Неотъемлемой частью образования должна быть совместная трудовая активность детей и взрослых, а также внешкольная жизнь детей, затрагивающая развлечения и клубы «по интересам».

Даниил Борисович Эльконин умер 4 октября 1984 г. По свидетельству друзей, он был ярким, активным, эмоциональным человеком. Пережив в жизни немало тяжелых ударов, он тем не менее всегда находил в себе силы для научной работы, для общения со студентами и детьми. В своей теории периодизации психического развития он обобщает выводы многих известных детских психологов, строя на их основе свою концепцию. Д.Б. Эльконин приложил немало сил по улучшению образовательной системы в нашей стране. Его знают во всем мире как талантливого психолога и педагога.

Из книги 100 великих военачальников автора Шишов Алексей Васильевич

ДАНИИЛ ГАЛИЦКИЙ (ДАНИИЛ РОМАНОВИЧ ГАЛИЦКИЙ) 1201-1264 Князь галицко-волынский. Полководец Древней Руси.Сын князя волынского и галицкого Романа Мстиславича, правнук великого князя киевского Владимира Мономаха. В раннем детстве после смерти отца едва не погиб в удельных

Из книги Психология в лицах автора Степанов Сергей Сергеевич

Из книги Белый фронт генерала Юденича. Биографии чинов Северо-Западной армии автора Рутыч Николай Николаевич

Ветренко Даниил Родионович

Из книги Каменный пояс, 1978 автора Бердников Сергей

ДАНИИЛ НАЗАРОВ КРАЙ УРАЛЬСКИЙ Я из края, где ветры косыеКолобродят по стылым снегам,Где высокое солнце РоссииСтелет звон родниковый к ногам.Край суровый романтикой дышит,Необъятностью хлебных полей,Где орел поднебесье колышет,Самоцветы сокрыты в скале.Этих мест

Из книги Путешествие с Даниилом Андреевым. Книга о поэте-вестнике автора Романов Борис Николаевич

ДАНИИЛ АНДРЕЕВ В ночных провалах тишины Владимирской тюрьмы летел в сияющие сны, в хитросплетенья тьмы, горел в пылающих мирах, свободой ослеплён. А нас хранил великий страх обыденных времён. Кому же истина верна? Кто всех разумней был - злых наваждений времена безумно

Из книги Сцены из жизни Максима Грека автора Александропулос Мицос

ДАНИИЛ Архимандрит Иона опять пригласил к себе Максима.Жил он в настоятельских покоях, на нижнем этаже, в палате с цветными стеклами в окнах и восточными коврами на стенах. Лепной крест, виноградные лозы и грозди украшали потолок. Вся восточная стена была увешана иконами.

Из книги Моя жизнь со Старцем Иосифом автора Филофейский Ефрем

Старец Даниил Исихаст Недалеко от границ земли Великой Лавры, на оконечности Афонского полуострова, находится место, называемое Криа Нэра (Холодные Воды). Здесь святой Иоанн Кукузель пас козлов, которые, когда он пел, становились на задние ноги. Чуть далее, в известной

Из книги Каменный пояс, 1976 автора Гагарин Станислав Семенович

Из книги 100 знаменитых анархистов и революционеров автора Савченко Виктор Анатольевич

НОВОМИРСКИЙ ДАНИИЛ Настоящее имя – Кирилловский Янкель Ицков(род. в 1882 г. – ум. в 1937 г. (?)) Знаменитый анархист, создатель и теоретик анархо-синдикалистского революционного движения в Российской империи, организатор подпольных профсоюзов и террористических

Из книги БП. Между прошлым и будущим. Книга 2 автора Половец Александр Борисович

…Из кладовых памяти Даниил Шиндарев Стихли аплодисменты… Гости, оставив стулья, собрались вокруг стола с угощениями, а правильнее сказать, столпились - потому что нас было за сотню, ну, может, чуть меньше. А мы с ним отошли в сторону. Он, аккуратно уложив скрипку в футляр,

Из книги Самые закрытые люди. От Ленина до Горбачева: Энциклопедия биографий автора Зенькович Николай Александрович

СУЛИМОВ Даниил Егорович (10.02.1890 - 27.11.1937). Член Оргбюро ЦК ВКП(б) с 16.04.1927 г. по 26.06.1930 г. Член ЦК РКП(б) - ВКП(б) в 1923 - 1937 гг. Кандидат в члены ЦК РКП(б) в 1921 - 1923 гг. Член партии с 1905 г.Родился в поселке Миньярского металлургического завода (ныне г. Миньяр Челябинской области) в

Из книги Век психологии: имена и судьбы автора Степанов Сергей Сергеевич

Д.Б. Эльконин (1904–1984) В одном популярном кинофильме герой Евгения Леонова – заведующий детским садом – демонстрирует пример редкого психологического чутья, побуждая капризных воспитанников съесть на завтрак не любимую ими кашу. Молодые коллеги, наблюдая за этим

Из книги Рюриковичи автора Володихин Дмитрий

ДАНИИЛ ГАЛИЦКИЙ Русский король Королевский титул совсем не характерен для средневековой Руси, однако иногда русские князья принимали его. Владел им, например, полоцкий князь Андрей Ольгердович, крупный властитель XIV века. Но самый известный пример - коронование

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 2. К-Р автора Фокин Павел Евгеньевич

ДАНИИЛ МОСКОВСКИЙ Хозяин города В 2003 году исполнилось 700 лет со дня смерти святого благоверного князя Даниила Александровича, основателя Московского княжеского дома. Тихий, мало кем замеченный юбилей. Этот человек не слишком известен в наши времена. Но для истории

Из книги Мне нравится, что Вы больны не мной… [сборник] автора Цветаева Марина

РАТГАУЗ Даниил Максимович 25.1(6.2).1868 – 6.6.1937Поэт. Стихотворные сборники «Стихотворения» (Киев, 1893), «Собрание стихотворений (1893–1900)» (СПб., 1900), «Песни любви и печали» (СПб., 1902), «Песни сердца» (М., 1903), «Тоска бытия. Стихотворения» (СПб., 1910), «Избранные стихотворения» (Киев, 1909),

Из книги автора

Даниил 1 Села я на подоконник, ноги свесив. Он тогда спросил тихонечко: Кто здесь? – Это я пришла. – Зачем? – Сама не знаю. – Время позднее, дитя, а ты не спишь. Я луну увидела на небе, Я луну увидела и луч. Упирался он в твое окошко, – Оттого, должно быть,

В настоящий список вошли изданные монографии, учебники, главы из научных книг Д. Б. Эльконина, его статьи, доклады, а также некоторые рукописные материалы из личного архива автора.

Опубликованные работы даны в хронологической последовательности по году первого издания, внутри года - в алфавитном порядке, за исключением книг под редакцией Д. Б. Эльконина, которые помещены в конце соответствующего года.

По тому же принципу в конце списка приведены работы Д. Б. Эльконина, опубликованные за рубежом.

1.Локальное действие постоянного электрического тока на спинномозговую инервацию мышц//Новое в рефлексологии и физиологии нервной системы. М.; Л., 1929.

2. Опыт включения детей в произвольный труд//Дети у станка. М.; Л., 1931.

3. Учение об условных рефлексах. М.; Л., 1931.

4.Развитие коллективов у детей//Учебник педологии для техникумов. Часть 11. М.; Л., 1932.

5.Букварь: Учебник русского языка для мансийской начальной школы. Л., 1938.

6.Методические указания к букварю и учебнику русского языка для II класса мансийской и хантыйской начальной школы. Л., 1939.

7.Картинки для бесед-уроков на русском языке. Л., 1940. (Совместно с П. Н. Жу-левым.)

8. Устная и письменная речь школьников (рукопись), 1940.

9.Первая книга по русскому языку для школ народов Крайнего Севера. Л., 1946.

10.Методические указания к первой книге по русскому языку для школ народов Крайнего Севера. Л., 1946.

11.Развитие конструктивной деятельности дошкольников (рукопись), 1946.

12.Психологические вопросы игры дошкольника//Дошкольное воспитание. 1947. № 11.

13.Психологические вопросы дошкольной игры//Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. М., 1948.

14.Игра и психическое развитие ребенка-дошкольника//Труды Всероссийской конференции по дошкольному воспитанию. M., L949.

15.Творческие игры дошкольника//Семья и школа. 1949. № И.

16. Русский язык: Учебное пособие для II класса школ народов Крайнего Севера. М.; Л., 1950.


17.Мышление младшего школьника//Очерки психологии детей. М., 1951.

18.Некоторые проблемы высшей нервной деятельности и детская психология// Советская педагогика. 1951. № 11.

19.Психологические вопросы огневой подготовки. М., 1951.

20.Психологические основы овладения приемами стрельбы//Военно-педагогичес-кий сборник. 1952. № 11.

21.Особенности взаимодействия первой и второй сигнальных систем у детей дошкольного возраста//Известия АПН РСФСР. 1955. Вып. 64.

22.Вопросы развития психики детей дошкольного возраста/Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина//Известия АПН РСФСР. 1955. Вып. 64.

23.Психическое развитие ребенка от рождения до поступления в школу// Психология. М., 1956.


24.Общая характеристика психического развития детей//Психология. М., 1956. (Совместно с А. В. Запорожцем.)

25.Психическое развитие школьников//Психология. М., 1956. (Совместно с Л. И. Божович, Л. В. Благонадежиной.)

26.Совещание по психологии личности//Вопр. психологии, 1956. № 1.

27.Некоторые вопросы психологии усвоения грамоты//Вопр. психологии. 1956. № 5.

28.Творческие ролевые игры детей дошкольного возраста. М., 1957.

29.Формирование умственного действия звукового анализа слов у детей дошкольного возраста//Доклады АПН РСФСР. 1957. № 1.

30.Проблема установки, ее теория и факты//Вопр. психологии. 1957. № 3.

31.Предисловие//Психологические вопросы игры и обучения в дошкольном возрасте. М., 1957.

32.Психологические вопросы игры и обучения в дошкольном возрасте/Под ред. Д. Б. Эльконина. М., 1957.

33.Воспитательное значение сюжетной ролевой игры//Дошкольное воспитание. 1958. № 1.

34.Развитие речи в дошкольном возрасте. М., 1958.

35.Реформа школы и задачи психологии. (Совместно с А. Н. Леонтьевым, П. Я. Гальпериным.)//Вопр. психологии. 1959. № 1.

36.Формирование умственного действия словоизменения и его значение для обучения грамоте//Доклады АПН РСФСР. 1959. № 3.

37.Ступени формирования действия начального чтения: Тезисы докладов на 1-м съезде Общества психологов. М., 1959.

38.Концепция формирования умственных действий и ее критика Ю. А. Самари-ным//Вопр. психологии. 1958. № 6.

39.Формирование действия слогового чтения//Доклады АПН РСФСР. 1959. № 4.

40.Некоторые итоги изучения психического развития детей дошкольного воз-раста//Психологическая наука в СССР. Т. 2. М., 1960.

41.Детская психология. М., 1960.

42.Психологию на службу коммунистическому воспитанию//Вопр. психологии. 1960. № 4.

43.Опыт психологического исследования в экспериментальном классе//Вопр. психологии. 1960. № 5.

44.Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте//Вопросы психологии обучения и воспитания. Киев, 1961.

45.Букварь (экспериментальный). М., 1961.

46.Психологическое исследование усвоения знаний в начальной школе//Со-ветская педагогика. 1961. № 9.

47.Экспериментальный анализ начального обучения чтению//Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников. М., 1962.

48.Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников/Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. М., 1962.

49.О теории начального обучения//Народное образование. 1963. № 4.

50.Некоторые психологические проблемы построения учебных программ. (Сов-


местно с В. В. Давыдовым.)//Тезисы докладов 2-го съезда Общества психологов. М., 1963. Вып. 5.

51.Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе. (Совместно с А. В. Запорожцем, П. Я. Гальпериным.)//Вопр. психологии. 1963. № 5.

52.К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. (Совместно с Л. Е. Журовой.)//Сенсорное воспитание. М., 1963.

53.Проблемы психологии детской игры//Дошкольное воспитание. 1964. № 4.

54.Предисловие//(Совместно с А. В. Запорожцем.) Психология детей дошкольного возраста. М., 1964.

55.Развитие речи//Психология детей дошкольного возраста. М., 1964.

56. Развитие мышления (Совместно с А. В. Запорожцем, В. П. Зинченко.)// Психология детей дошкольного возраста. М., 1964.

57. Психология детей дошкольного возраста/Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эль- конина. М., 1964.

58.Некоторые психологические особенности личности подростка (Совместно с Т. В. Драгуновой.)//Советская педагогика. 1965. № 12.

59.Предисловие (Совместно с А. В. Запорожцем.)//Психология личности и деятельности дошкольника. М., 1965.

60.Психология игры в дошкольном возрасте//Психология личности и деятельности дошкольника. М., 1965.

61.Развитие личности ребенка-дошкольника//Психология личности и деятельности дошкольника. М., 1965.

62.Психология личности и деятельности дошкольника/Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. М„ 1965.

63.Основные вопросы теории детской игры//Психология и педагогика игры дошкольника. М., 1966.

64.Интеллектуальные возможности младших школьников н содержание обуче-ния//Возрастные возможности усвоения знаний. М., 1966.

65.Возрастные возможности усвоения знаний/Под ред. В. В. Давыдова. М., 1966.

66.Символика и ее функция в игре//Дошкольное воспитание. 1966. № 3.

67.К вопросу о методологии и методике изучения психического развития детей// XVIII Международный конгресс психологии: Симпозиум 29. М., 1966.

68.Проблема обучения и развития в трудах Л. С. Выготского//Вопр. психологии. 1966. № 6.

69.Проблема, метод и организация исследования//Возрастные особенности младших подростков. М., 1967.

70.Учебная деятельность: место учебной деятельности в жизни подростков-пятиклассников//Возрастные особенности младших подростков. М., 1967.

71.Взрослость, ее содержание и формы проявления у младших подростков. (Совместно с Т. В. Драгуновой.)//Возрастные особенности младших подростков. М., 1967.

72.Возрастные особенности младших подростков/Под ред. Д. Б. Эльконина. М., 1967.

73.К анализу теории Ж. Пиаже о развитии детского мышления. (Совместно с П. Я. Гальпериным.)//Дж. Флейвелл. Генетическая психология Ж. Пиаже. М., 1967.

74.Проблема периодизации психического развития: Тезисы Всесоюзного съезда психологов. М., 1968. Т. 1.

75.Проблема акселерации психического развития детей: Труды VIII конференции по морфологии и физиологии. М., 1969.

76.Некоторые аспекты психического развития в подростковом возрасте: Материалы симпозиума: Особенности подросткового возраста//1Х научная конференция по возрастной морфологии, физиологии и биохимии. М., 1969.

77.Связь обучения и психического развития//Экспериментальные исследования по проблеме перестройки начального обучения. Тбилиси, 1969.

78.Вопросы психического развития. (Совместно с М. И. Лисиной.)//Вопросы


детской и педагогической психологии на XVIII Международном психологическом конгрессе. М., 1969.

79.Букварь (экспериментальный). Ч. 1. М., 1969.

80.Психологические условия развивающего обучения//Обучение и развитие. Киев, 1970.

81.О психологических механизмах преодоления центрации: Материалы IV съезда психологов СССР. (Совместно с В. А. Недоспасовой.) Тбилиси, 1971.

82. К вопросу о переходных периодах в психическом развитии: Материалы IV съезда психологов СССР. Тбилиси, 1971.

83. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте// Вопр. психологии. 1971. № 4.

84. Психологические проблемы в связи с обучением по новым программам: Объединенная сессия АПН и АМН СССР. М., 1971.

85.Психологические проблемы в связи с обучением по новым программам// Вестник АМН СССР. 1971. № 4.

86.Букварь (экспериментальный). Ч. 2. М., 1972.

87.Еще о психологических механизмах первоначального обучения чтению// Советская педагогика. 1973. № 1.

88.Об экспериментальном букваре//Начальная школа. 1973. № 4.

89.Повышение качества работы сельской школы и задачи психологии//Вопр. психологии. 1974. № 1.

90.Психологический анализ некоторых трудностей при усвоении новых программ: Материалы симпозиума психологов. Ч. 1. Тбилиси, 1974.

91.Психология обучения младшего школьника. М., 1974.

92. К проблеме контроля возрастной динамики психического развития//0 диагностике психического развития. Таллинн, 1974.

93.Психология дошкольной игры//Психологические основы воспитания и обучения в дошкольном возрасте. М., 1975.

95.Игра: ее место и роль в жизни и развитии детей//Дошкольное воспитание. 1976. № 5.

96.Психологические механизмы преодоления центрации в мышлении детей: Тезисы советских психологов к XXI Международному конгрессу. М., 1976.

97.Вклад Л. С. Выготского в разработку психологии игры//Вопр. психологии. 1976. № 6.

98.О формировании предметных действий у детей: Тезисы докладов V Всесоюзного съезда психологов. М., 1977.

99.Актуальные вопросы исследования периодизации психического развития де-тей//Проблемы периодизации психики в онтогенезе. М., 1976.

100. Психология игры. М., 1978.

101.Достижения и проблемы дальнейшего развития детской психологии в СССР//Вопр. психологии. 1978. № 1.

102.Заметки о развитии предметных действий в раннем детстве//Вестник МГУ. Сер. 14, 1978. № 3.

103.Основные вопросы современной психологии детей в школьном возрасте// Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М., 1979.

104.Насущные вопросы психологии игры в дошкольном возрасте//Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. М., 1979.

105.Вклад ранних исследований А. Н. Леонтьева в развитие теории деятельности//Вестник МГУ. Сер. 14, 1979. № 4.

106.Право детей на счастливое детство и пути развития психологических знаний//Вопр. психологии. 1979. № 5.

107.Психолого-педагогическая диагностика: проблемы и задачи//Психодиагностика и школа. Таллин, 1980.

108. Некоторые вопросы диагностики психического развития//Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития. М., 1981.

109. Л. С. Выготский сегодня//Научное творчество Л. С. Выготского и современная психология. М., 1981.


110.Проблемы детской психологии в трудах А. Н. Леонтьева//А. Н. Леонтьев и современная психология. М., 1983.

111.Воспоминания о соратнике и друге. Там же.

112.Проблемы прогноза и коррекции в диагностике психического развития: Тезисы научных сообщений к VI съезду психологов. Ч. II. М., 1983.

113.Размышления над проектом//Коммунист. 1984. № 3.

114.Послесловие и комментарии к IV тому Собр. соч. Л. С. Выготского. М., 1984.

115.Письма начинающей учительницы. (Рукопись.)

116.Букварь (для шестилеток). (Рукопись.)





С 1931 г. Д.Б. Эльконин с Л.С. Выготским разрабатывает проблемы детской игры.Выготским - В 1932 г. он работает заместителем директора Ленинградского научно-практического института. - После выхода в 1936 г. постановления «О педологических извращения в системе Наркомпроса» он был снят со всех постов. - После разгрома педологии c 1937 работал учителем начальных классов в одной из ленинградских школ, преподавал в педагогическом институте, создавал школьные учебники по русскому языку для народностей Крайнего Севера.педологии - В 1940 защитил кандидатскую диссертацию, посвящённую развитию речи школьников. В годы войны участвовал в обороне и освобождении Ленинграда. Пережил тяжелый удар: на Кавказе погибли его жена и дочери. По окончании войны (которую он провёл на фронте, был награждён орденами и медалями) Д. Б. Эльконин, хотя и очень хотел этого, не был демобилизован. Он получил назначение на преподавательскую работу в Московский областной военно- педагогический институт Советской Армии, где не только преподавал психологию, но и разработал основные принципы построения курса советской военной психологии. Однако в 1952 г. началась волна репрессий под видом борьбы с космополитизмом. Работа


Разработка игровой деятельности Главные работы Эльконина были посвящены проблемам игровой деятельности и периодизации. Он выделил структуру игровой деятельности, в число основных элементов которой входят: - сюжет (во что играют); - содержание (как играют); - роль; - воображаемая ситуация; - правила; - игровые действия и операции; - игровые отношения.


Большое значение имела разработанная Элькониным периодизация, в которой он выделил две стороны в деятельности - познавательную и мотивационную. Эти стороны существуют в каждой ведущей деятельности, но развиваются неравномерно, чередуясь по темпу развития в каждом возрастном периоде. Изучение критических периодов позволило Д.Б. Эльконину выделить сходные по своему значению и причинам возникновения кризисы 3 и лет, в течение которых отстающая мотивационная сторона получает доминирующее значение. Эти кризисы он считал наиболее аффективными и значимыми в психическом развитии. В то же время похожи и кризисы первого года, семи и лет, так как в эти периоды отстающая операционная сторона начинает" догонять мотивационную. Эти кризисы не имеют ярко выраженной аффективной окраски и отделяют один период психического развития от другого, в то время как мотивационные отделяют одну «эпоху» от другой. Периодизация




Учение об условных рефлексах. М.; Л., Букварь: Учебник русского языка для мансийской начальной школы. Л., Устная и письменная речь школьников (рукопись), Развитие конструктивной деятельности дошкольников (рукопись), Психологические вопросы дошкольной игры // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. М., Мышление младшего школьника/ Очерки психологии детей. М., Психологические вопросы огневой подготовки. М., Психическое развитие ребенка от рождения до поступления в школу // Психология. М., Творческие ролевые игры детей дошкольного возраста. М., Развитие речи в дошкольном возрасте. М., Детская психология. М., Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников/Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. М., Психология детей дошкольного возраста/Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. М., Психология личности и деятельности дошкольника/Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. М., Возрастные особенности младших подростков/Под ред. Д. Б. Эльконина. М., Психология обучения младшего школьника. М., Как учить детей читать. М., Психология игры. М., Психология игры Основные публикации



Д. Б. Эльконин сочетал в себе талант ученого, умеющего глубоко анализировать фундаментальные научные проблемы, и способности исследователя, эффективно решающего прикладные психологические вопросы, имеющие серьезное значение для педагогической практики. Ему принадлежат замечательные теории периодизации детского развития и детской игры, а также методики обучения детей чтению. И еще одно необходимо сказать о Данииле Борисовиче он обладал незаурядной и щедрой душой жизнелюбивого и жизнестойкого человека, сумевшего до последних дней сохранить большой ум и доброту. Он имел поистине благородный характер ученого и гражданина.

1904-1984) - сов. психолог. На основе развития идей культурно-исторической концепции.#. С. Выготского и деятельностного подхода в варианте А. Н. Леонтьева создал оригинальную концепцию периодизации психического развития в онтогенезе, основание которой служит понятие "ведущая деятельность". Известен также разработкой психологической теории игры, исследованиями формирования личности ребенка, сыгравших значительную роль в понимании исторической природы детства. Э. - автор ряда экспериментальных букварей, в которых была реализована оригинальная методика Э. обучения детей чтению. См. Развивающее обучение. (Е. Е. Соколова.)

ЭЛЬКОНИН ДАНИИЛ БОРИСОВИЧ

Даниил Борисович Эльконин родился 16 февраля 1904 г. в Полтавской губернии. В 1914 г. он поступил в полтавскую гимназию, из которой был вынужден уйти через 6 лет в связи с недостатком денег в семье. Несколько следующих лет он работал делопроизводителем Военно-политических курсов, воспитателем в колонии малолетних правонарушителей. В 1924 г. Эльконин был направлен на учебу в Ленинградский институт социального воспитания. Вскоре этот институт был присоединен к ЛГПИ им. Герцена. В 1927 г. он окончил педагогический факультет этого института, а затем 2 года проработал педагогом-педологом детской профамбулатории Октябрьской железной дороги. В 1929 г. начал преподавать на кафедре педологии ЛГПИ им. Герцена. С 1931 г. он работал с Л.С. Выготским, разрабатывая проблемы детской игры. По его мнению, особенно в традиционных обществах игра является важным элементом в жизни ребенка. С помощью игрушек, представляющих уменьшенные орудия труда, он приобретает различные навыки. Также игрушки могут давать наглядную информацию об окружающем мире (модели реально существующих объектов и куклы в костюмах), способствовать физическому развитию ребенка. В 1932 г. Д.Б. Эльконин стал заместителем директора Ленинградского научно-практического института. В последующие несколько лет вышло множество его статей, посвященных изучению различных видов детской активности: игр, учебы, общения и т.д. Эльконин считал, что через деятельность в обществе ребенок познает основы человеческой культуры, таким образом постепенно развивается его психика. После выхода в 1936 г. известного постановления «О педологических извращениях в системе Наркомпроса» он был снят со всех постов. С большим трудом ему удалось устроиться учителем начальных классов в ту школу, где учились его дочери. Работа в школе была для Д.Б. Эльконина очень важной. Не имея шансов работать в другом месте, он всю свою энергию отдал школе и в 1938-1940 гг. написал букварь и учебник по русскому языку, предназначенный для школ народов Крайнего Севера. В то же время он во второй раз получил звание кандидата наук (первого звания он был лишен в 1936 г.). 2 июля 1941 г. Д.Б. Эльконин записался в народное ополчение. Он участвовал в обороне и освобождении Ленинграда, окончил войну майором. Ему пришлось пережить тяжелый удар: на Кавказе погибли его жена и дочери, эвакуированные туда из Ленинграда. Он не был демобилизован, вместо этого его назначили на преподавательскую работу в Московский военно-педагогический институт Советской армии. Там Эльконин преподавал психологию, а также занимался научной работой: разрабатывал принципы построения курса советской военной психологии. Работа ученого не устраивала его руководство. 5 марта 1953 г. должно было состояться заседание комиссии «по разбору и осуждению допускаемых полковником Элькониным ошибок космополитического характера», которое, однако, было перенесено, а затем, когда Д.Б. Эльконин уволился в запас, и вовсе отменено. Помимо разработок в области военной психологии, Д.Б. Эльконин продолжал развивать свои взгляды на детскую психологию. От конкретных проблем он перешел к построению стройной теории психического развития ребенка. По его мнению, ребенок с самого момента рождения является социальным существом, все виды его деятельности по своему происхождению общественны. В своем познании человеческой культуры ребенок активен, он не просто воспринимает все окружающее, а активно воспроизводит способности других людей. Эльконин считал, что формирование детской психики происходит не во взаимодействии ребенка с окружающими предметами, а во взаимодействии его с элементами общества: предметами и взрослыми как членами общества. Источником процесса формирования психики выступает, по Эльконину, окружающая среда. Она содержит идеалы (потребности, принципы, эмоции), служащие целью действий ребенка. В качестве движущей силы этого развития выступает противоречие, существующее между общественно-мотивационной и предметно-операционной сторонами действия. В сентябре 1953 г. он стал штатным сотрудником Института психологии АПН РСФСР. Работая в институте, он организовал различные лаборатории: психологии младшего школьника, психологии подростка, диагностики психического развития школьников. Налаживая регулярную работу каждой лаборатории, он передавал руководство своим ученикам, а сам начинал заниматься другим делом. Параллельно с исследовательской работой Д.Б. Эльконин читал лекции по детской психологии в Московском университете. Продолжая развивать свои взгляды, Д.Б. Эльконин создал теорию периодизации психического развития детей. Он исходил из того, что возраст и возрастные особенности - это относительные понятия, и можно выделять только наиболее общие возрастные особенности. Возрастное развитие ребенка ученый рассматривал как общее изменение личности, сопровождаемое изменением жизненной позиции и принципа взаимоотношений с окружающими, формирование на каждом этапе новых ценностей и мотивов поведения. Психическое развитие ребенка происходит неравномерно: существуют эволюционные, «плавные» периоды и «скачки», или критические периоды. Во время эволюционного периода изменения психики накапливаются постепенно, затем происходит скачок, во время которого ребенок переходит на новый этап возрастного развития. Во время критического периода происходят ярко выраженные психологические изменения, ребенок становится трудновоспитуем. В своей теории Д.Б. Эльконин основывался на социально-исторических условиях развития ребенка. Каждый период истории, каждая культура формирует свои собственные законы развития детской психики в зависимости от требований, предъявляемых обществом. Он также отмечал, что в последнее время психологические особенности детей одинакового возраста изменяются в течение уже нескольких десятилетий. Современный ребенок получает и усваивает значительно больше информации, чем его сверстник 50 лет назад. Поэтому он в своей теории периодизации учитывал не особенности психики каждого в отдельности ребенка, но закономерности ее развития. Обосновывая невозможность изучения детства с какой-либо одной точки зрения, Д.Б. Эльконин представлял каждый возрастной период как своеобразный период жизни ребенка, определяемый типом ведущей деятельности и возникающими в связи с ним психологическими особенностями. На основании этого он понимал психическую жизнь ребенка как процесс смены характерных видов деятельности во времени. В построении своей концепции Д.Б. Эльконин опирался на исследования многих других психологов и на собственный эмпирический материал. Особенное влияние на его теорию оказало творчество Ж Пиаже, А. Валлона и Л.С. Выготского. В итоге Д Б Эльконин выделил три основные «эпохи» психического развития ребенка, раннее детство, детство и подростковый возраст. Каждая эпоха состоит из двух периодов: первый отличается преимущественным усвоением мотивов и задач деятельности, то есть формируется общественно-мотивационная сфера, а на втором идет развитие предметно-операционной стороны действия. В 1984 г. Д.Б. Эльконин подготовил записку в ЦК КПСС, посвященную проблемам школьного образования, где предложил некоторые варианты изменения действующей системы Он считал, что в будущем должна сложиться система воспитания, затрагивающая все периоды жизни ребенка, основанная на особенностях каждого возраста Необходимо изменить систему школьного образования, применяя методы, основанные на деятельностном подходе. Неотъемлемой частью образования должна быть совместная трудовая активность детей и взрослых, а также внешкольная жизнь детей, затрагивающая развлечения и клубы «по интересам». Даниил Борисович Эльконин умер 4 октября 1984 г. По свидетельству друзей, он был ярким, активным, эмоциональным человеком. Пережив в жизни немало тяжелых ударов, он тем не менее всегда находил в себе силы для научной работы, для общения со студентами и детьми. В своей теории периодизации психического развития он обобщает выводы многих известных детских психологов, строя на их основе свою концепцию. Д.Б. Эльконин приложил немало сил по улучшению образовательной системы в нашей стране. Его знают во всем мире как талантливого психолога и педагога.


Даниил Борисович Эльконин (1904-1984) - советский психолог, автор оригинального направления в детской и педагогической психологии.

Родился в Полтавской губернии, учился в полтавской гимназии и в Ленинградском педагогическом институте им. А. И. Герцена. Работал в этом институте с 1929, где темой его работы (в сотрудничестве с Л.С. Выготским) были проблемы детской игры. После разгрома педологии c 1937 работал учителем начальных классов в одной из ленинградских школ, преподавал в педагогическом институте, создавал школьные учебники по русскому языку для народностей Крайнего Севера. В 1940 защитил кандидатскую диссертацию, посвящённую равитию речи школьников.

После заверщения Великой отечественной войны (которую он провёл на фронте, был награждён орденами и медалями) он преподавал психологию в Военно-педагогическои институте Советской Армии. В 1953 Эльконин демобилизовался из армии в звании подполковника и окончательно перешёл в Институт психологии АПН РСФСР, где и ранее работал по совместительству. В институте он заведовал несколькими лабораториями, в 1962 защитил докторскую диссертацию, а в 1968 был избран членом-корреспондентом АПН СССР. Многие годы он преподавал на факультете психологии МГУ, образованном в 1966.

Работы Д.Б. Элькониным теория стали одним из краеугольных камней теории деятельности.

Свои исследования по детской психологии он проводил совместно с учениками Л. С. Выготского: А. Н. Леонтьевым, А. Р. Лурией, А. В. Запорожцем, Л. И. Божович, П. Я. Гальпериным

Основные публикации

Учение об условных рефлексах. М.; Л., 1931.

Букварь: Учебник русского языка для мансийской начальной школы. Л., 1938.

Устная и письменная речь школьников (рукопись), 1940.

Развитие конструктивной деятельности дошкольников (рукопись), 1946.

Психологические вопросы дошкольной игры // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. М., 1948.

Мышление младшего школьника/ Очерки психологии детей. М., 1951.

Психологические вопросы огневой подготовки. М., 1951.

Психическое развитие ребенка от рождения до поступления в школу // Психология. М., 1956.

Творческие ролевые игры детей дошкольного возраста. М., 1957.

Развитие речи в дошкольном возрасте. М., 1958.

Детская психология. М., 1960.

Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников/Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. М., 1962.

Психология детей дошкольного возраста/Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. М., 1964.

Психология личности и деятельности дошкольника/Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. М., 1965.

Возрастные особенности младших подростков/Под ред. Д. Б. Эльконина. М., 1967.

Психология обучения младшего школьника. М., 1974.

Психология игры. М., 1978.