К числу древнейших очагов земледелия и скотоводства принадлежит и Средняя Азия. Здесь, на юго-западе страны, на узкой полоске предгорной равнины, зажатой между скалистыми отрогами Копетдага и бескрайним морем каракумских песков, в VI тысячелетии до н. э. располагались племена, оставившие культуру, названную археологами джей- тунской. Сейчас памятники этого типа найдены и в Северо-Восточном Иране, так что речь, очевидно, идет о целой большой племенной общности ранних земледельцев, аналогичной загросской группе .
Как и у обитателей загросских поселений, в культуре джейтунских
племен явственно сочетается новое и старое, прогрессивное и архаическое. Земледелие и скотоводство теперь уже стали прочной основой экономики нового типа. Отпечатки зерен ячменя и пшеницы на глине, сотни кремневых вкладышей серпов, важнейшего орудия древних земледельцев, говорят об этом со всей определенностью.
Джейтунские поселения располагались не на плоскогорьях и в горных долинах, где количество осадков обеспечивало устойчивый урожай, а в засушливой полосе, что вынуждало жителей прибегать к каким-то видам искусственного орошения полей. Скорее всего использовались паводковые разливы небольших речек й ручьев, стекающих с Копетдага. Определенные успехи были достигнуты и в скотоводстве. К основным домашним животным -- козам п овцам - на позднем этапе джейтунской культуры прибавился и крупный рогатый скот.
Новые виды хозяйственной деятельности, особенно земледелие с начальными формами искусственного орошения, в корне изменили весь облик жизни и быта. Временные стоянки, располагавшиеся в пещерах, или стойбища под открытым небом уступили место прочным, долговременным поселкам из глинобитных строений. Правда, эти поселения были Ил. 14 невелики: число их обитателей не превышало, самое большее, 150-
200 человек. Однако прогресс, достигнутый в постройке жилищ, очень показателен. Дома, раскопанные на самом городище Джейтун, да и в других поселениях джейтунской культуры, представляют собой однокомнатные строения площадью 20-25 кв. м. В каждом из них имелся массивный глинобитный очаг, пол покрывали известковой обмазкой, окрашиваемой в красный или черный цвет. Иногда так же окрашивали изнутри и стены жилищ. Появляется в сравнительно небольшом количестве и столь характерная для раннеземледельческих культур глиняная посуда, еще грубая, но уже украшавшаяся несложной росписью. Примесь мелкорубленой соломы к глине, шедшей на изготовление посуды, указывает на разностороннее использование земледельцами выращиваемых ими злаков.
Однако признаки относительного благополучия в условиях нового типа хозяйства не должны скрывать от нас и черт глубокого архаизма, пережиточных традиций, уходящих корнями в глубину каменного века. Архаизмом является большая роль охоты на джейранов и куланов, особенно на раннем этапе развития джейтунской культуры, соответствующая обычаям степных охотников эпохи мезолита и верхнего палеолита.
Все орудия труда изготавливались джейтунскими племенами из камня и кости: перед нами яркий пример земледельческого неолита, но сами типы кремневых орудий и техника их изготовления тесно связаны с достижениями еще мезолитического времени. Наконец, весьма показательно продолжающееся изготовление большого числа специализированных орудий из кости и кремня - всевозможных скребков, проколок и т. п., предназначавшихся для обработки шкур, хотя ткачество, надо полагать, уже зародилось и здесь [§§§§].
Исследователи джейтунских памятников считают, что хозяйственной ячейкой общества в это время могла быть малая семья[*****]. Во вся-
- Аксонометрия и реконструкция неолитического жилища в Джармо,
- тысячелетие до н. э. (по Брейдвуду)
- План раннеземледельческого поселения, Джейтун, VI тысячелетие до н. д.
Джейтунские поселки представляли собой как бы северо-восточный фланг оседлых земледельческо-скотоводческих племен. В других областях Средней Азии столь древние памятники оседлой земледельческой культуры отсутствуют. Там в VI-IV тысячелетиях до н. э. были распространены архаические культуры охотников, рыболовов и собирателей. Правда, в ряде мест одомашнивание мелкого рогатого скота началось также и здесь, по крайней мере с VI тысячелетия до н. э. Об этом свидетельствуют результаты раскопок стоянок гиссарской культуры, распространенной главным образом в горных областях Западного Таджикистана . Но начавшееся одомашнивание животных ско-
рее всего было здесь лишь элементом хозяйства нового типа при продолжающемся господстве охотничье-собирательской экономики. Во всяком случае, гиссарская культура долго сохраняет весьма архаический облик. Для нее, в частности, характерно большое количество галечных орудий, притом что совершенно отсутствуют керамика и глинобитные строения.
Читайте так же еще статьи по разделу:
- Краткое описание о первобытном обществе
- Первобытное человеческое стадо
- Образование рода
- Первобытные охотники
Земледелие древних людей
Примерно 13 тысяч лет назад на земле установился климат, близкий современному. Ледник отступил на север. Тундра в Европе и Азии сменилась дремучими лесами и степью. Многие озера превратились в торфяные болота. Вымерли огромные животные ледникового времени.
С отступлением ледника и появлением более богатой и разнообразной растительности увеличивается значение растительной пищи в жизни людей. В поисках пиши первобытные люди бродили по лесам и степям, собирая плоды диких деревьев, ягоды, зерна диких злаков, вырывая из земли клубни и луковицы растений, охотились
. Поиски, сбор и хранение запасов растительной пищи были преимущественно женской работой.
Постепенно женщины научились не только находить полезные дикие растения, но и возделывать некоторые из них вблизи поселений. Они разрыхляли почву, бросали в нее зерна, удаляли сорняки. Для обработки почвы обычно пользовались заостренной палкой-копалкой и мотыгой. Мотыгу делали из дерева, камня, кости, оленьего рога. Раннее земледелие называют мотыжным земледелием. Мотыжное земледелие было преимущественно делом женщины. Оно обеспечило женщине почет и уважение в роде. Женщины воспитывали детей, наравне с мужчинами несли заботы о хозяйстве. Сыновья всегда оставались в роде матери, и родство передавалось от матери к сыну.
Род, в котором женщине принадлежала ведущая роль в хозяйстве, называется материнским родом , а отношения, сложившиеся между людьми в период существования материнских родов.— матриархатом.
Кроме мотыги, появились и другие земледельческие орудия. Для срезания колосьев служил серп. Он был деревянным с острыми кремневыми зубьями. Зерно выколачивали деревянными колотушками, растирали двумя плоскими камнями — зернотеркой.
Для хранения зерна и приготовления из него пищи люди нуждались в посуде. Наткнувшись на глиняную почву, размокшую от дождя, первобытные люди заметили, что мокрая глина липнет и вязнет, а затем, высыхая на солнце, становится твердой и не пропускает влагу. Человек научился лепить из глины грубые сосуды, обжигать их на солнце, а впоследствии и на огне.
Земледелие древнего человека
возникло в долинах больших южных рек около семи тысяч лет назад. Здесь была рыхлая почва, ежегодно удобряемая илом, который оседал на ней во время разливов. Здесь появились первые земледельческие племена. В лесистых краях перед обработкой почвы требовалось расчистить место от деревьев и кустарника. Почва.лесистых районов, не получавшая естественного удобрения, быстро истощалась. Древним земледельцам лесистых мест приходилось часто менять участки для посевов, что требовало тяжелого и упорного труда.
Наряду со злаками древнейшие земледельцы разводили овощи. Капуста, морковь, горох были выведены древним населением Европы, картофель — коренным населением Америки.
Когда земледелие из случайного занятия сделалось постоянным, земледельческие племена повели оседлую жизнь. Каждый род селился отдельным поселком поближе к воде.
Иногда хижины строились над водой: вбивали в дно озера или реки бревна — сваи, накладывали на них другие бревна — настил, а на настиле возводили хижины. Остатки таких свайных поселений обнаружены в различных странах Европы. Древнейшие обитатели свайных построек пользовались полированным топором, изготовляли глиняную посуду, занимались земледелием.
Скотоводство древних людей
Оседлая жизнь облегчила человеку переход к скотоводству. Охотники давно уже одомашнили некоторых животных. Первой была одомашнена собака. Она сопровождала человека на охоте, охраняла стоянку. Удалось приручить и других животных — свиней, коз, быков. Покидая стоянку, охотники убивали животных. С того времени, как племена перешли к оседлости, люди пере-стали убивать пойманных детенышей животных. Они научились использовать не только мясо животных, но и их молоко.
Одомашнение животных дало человеку лучшую пищу и одеж-ду. Люди получили шерсть и пух. При помощи веретена они су-чили из шерсти и пуха нитки, затем ткали из них шерстяные ткани. Олени, быки, а позднее и лошади стали употребляться для перевозки тяжестей.
В беспредельных степях Центральной Азии, Юго-Восточной Европы и Северной Африки появились кочевые пастушеские пле-мена. Они разводили скот и выменивали мясо, шерсть и шкуры на хлеб у земледельцев, ведших оседлую жизнь. Возникает обмен — торговля. Появляются особые места, куда в известное Время собирались люди специально для обмена.
Отношения между кочевниками-скотоводами и оседлыми зем-ледельцами часто были враждебными. Кочевники нападали на оседлое население и грабили его. Земледельцы угоняли у кочев-ников скот. Скотоводство развивается из охоты и поэтому, как и охота, является главным занятием мужчины. Скот принадлежит мужчине, так же как и все, что удается получить в обмен на скот. Значение женского труда у племен, перешедших к скотоводству, отступает на задний план по сравнению с трудом мужчины. Гос-подство в роде и племени переходит к мужчине. Материнский род сменяется отцовским родом. Сыновья, раньше остававшиеся в роде матери, теперь входят в род отца, становятся его соро-дичами и могут наследовать его имущество.
Основные черты первобытнообщинного строя.
История чело-веческого общества, как это установили основоположники марк-сизма-ленинизма, проходит пять ступеней, характеризующихся особыми отношениями между людьми, возникающими в ходе производства. Эти пять ступеней следующие: первобытнообщин-ный строй, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и социалистический.
Первобытно общинный строй охватывал самый длительный период в истории человечества. Он существовал сотни тысяч лет. Первобытное общество не знало частной собственности. В эту эпоху не было неравенства. Чтобы выдержать суровую борьбу за существование, люди должны были жить и трудиться сообща, справедливо разделять совместно захваченную добычу.
Труд имел решающее значение в развитии первобытного общества и самого человека. Благодаря труду предки человека выделились из животного мира, и человек приобрел тот облик, который ему свойствен теперь. За сотни тысяч лет первобыт-ными людьми было сделано много ценных изобретений и откры-тий. Люди научились добывать огонь, изготовлять орудия и ору-жие из камня, кости, дерева, лепить и обжигать посуду из глины.
Человек научился обрабатывать землю и вырастил полезные злаки и овощи, которыми мы пользуемся сейчас; он приручил, а впоследствии и одомашнил животных, что обеспечило ему пи-тание и одежду, облегчило передвижение.
Первобытнообщинный строй был возможен тогда, когда люди обладали примитивными орудиями труда, не позволявшими им иметь излишки и вынуждавшими все делить поровну.
Первобытнообщинный строй — это коллективный труд, сов-местная собственность на землю, угодья для охоты и рыбной ловли, на плоды труда, это равенство членов общества, отсут-ствие угнетения человека человеком.
Скотоводческие и земледельческие общества
Около двадцати тысяч лет назад некоторые группы охотников и собирателей в поисках средств к существованию начали заниматься разведением домашних животных и обработкой постоянных участков земли. Скотоводческие общества занимаются, как правило, разведением домашнего скота, а основное занятие земледельческих обществ - выращивание сельскохозяйственных культур. Многие общества ведут смешанное хозяйство - скотоводческое и земледельческое.
Скотоводческие общества
В зависимости от среды обитания, скотоводы занимаются разведением различных животных: коров, овец, коз, верблюдов или лошадей. В современном мире продолжает существовать множество скотоводческих общин, в основном в Африке, на Ближнем Востоке и в Центральной Азии. Обычно такие общества расположены там, где есть богатые пастбища, а также в пустынях или в горах. Эти районы непригодны для продуктивного земледелия, но в них можно разводить разные виды скота.
Скотоводческие общества обычно мигрируют между различными районами в соответствии с сезонными изменениями. Используя животных в качестве транспорта, они преодолевают гораздо большие расстояния, чем племена охотников и собирателей. Поскольку скотоводы постоянно кочуют, они не накапливают значительной материальной собственности, хотя их образ жизни в этом смысле более сложный, чем у охотников и собирателей. Домашние животные обеспечивают регулярное снабжение пищей, поэтому скотоводческие общества обычно гораздо крупнее общин охотников и собирателей. В некоторых из них насчитывается более четверти миллиона человек.
Перемещаясь по обширным пространствам, скотоводы регулярно вступают в контакт с другими группами. Часто они занимаются торговлей - а также войной. Многие скотоводческие общества были мирными, разводили скот и отправляли ритуалы и церемонии своей общины. Другие были чрезвычайно воинственными и добывали средства к существованию набегами и грабежами в той же мере, что и занятием скотоводством. У скотоводов обнаруживается большее неравенство в распределении власти и собственности, чем в общинах охотников и собирателей. В частности, вожди, предводители племен, военачальники нередко обладают значительной личной властью.
Классическое описание скотоводческого общества дал Эванс-Причард, изучавший Ньюэ - племя из Южного Судана, Африка 2 0) . Народность эта жила в основном за счет занятия скотоводством, но, кроме того, Ньюэ выращивали некоторые сельскохозяйственные культуры. Селились они в деревнях, расположенных на расстоянии 8-30 км друг от друга. В 1930-х годах, когда Эванс-Причард проводил свое исследование, племя насчитывало до 200000 человек. Все они говорили на одном языке и имели сходные обычаи. Однако централизованной власти или какого-либо (58стр) правительства у них не было. Народность Ныоэ подразделяется на родовые группы, которые иногда действуют совместно, но в основном живут самостоятельно.
Каждый род имеет свою территорию, границы часто определяются по рекам и ручьям. Землю Ньюэ не слишком ценят, разве что как место выпаса скота. В засушливое время года кланы располагаются лагерями возле колодцев и родников. Большая часть жизни Ньюэ посвящается уходу за животными, которые во многом занимают центральное место в их культуре. Соседей, практически не имеющих скота, Ньюэ глубоко презирают. Всякая значительная жизненная фаза - рождение, достижение совершеннолетия, женитьба и смерть - сопровождается ритуальными действиями с участием животных. К мужчинам часто обращаются, называя их по имени их любимых быков, а к женщинам - по имени любимой коровы из тех, что они доят.
Ньюэ часто воюют друг с другом, а также образуют союзы для защиты от чужаков. Войны, как и вся жизнь племени, связана со скотом. Например, Ньюэ регулярно совершают набеги на динка, соседнее скотоводческое племя, для того чтобы угнать их стада. Поговорка Ньюэ гласит: “Ради коров погибло больше людей, чем по любой другой причине”.
Земледельческие общества
По-видимому, земледельческие общества появились одновременно со скотоводческими. В какой-то момент группы охотников и собирателей начали сеять свои собственные культуры, вместо того, чтобы собирать дикорастущие. Первым проявлением этого уклада было “огородничество”, при котором небольшие огороды обрабатывались простейшими мотыгами и лопатами. До сих пор множество людей в мире живет в основном за счет огородничества.
Как и скотоводство, огородничество обеспечивает более регулярное поступление пищи, чем охота и собирательство, и поэтому на основе огородничества могут существовать более крупные сообщества. Поскольку огородники не кочуют, в их культурах возможно большее сосредоточение собственности, чем у охотников и даже у скотоводов. Когда группы образуют постоянные поселения, между ними возникают регулярные экономические и политические связи. Огородникам свойственна воинственность, хотя уровень насилия у них ниже, чем у скотоводческих племен. Люди, занятые уходом за растениями, обычно не слишком сведущи в боевых искусствах, тогда как племена скотоводов-кочевников нередко сбиваются в целые грабительские армии.
Гурурумба, племя из Новой Гвинеи численностью около тысячи человек, проживает в шести деревнях 2 1) . В каждой деревне есть несколько отгороженных друг от друга участков земли. Каждый участок разбит на несколько делянок, принадлежащих разным семьям. Земледелием занимаются все - и взрослые и дети, хотя мужчины и женщины отвечают за разные виды фруктов и овощей. Каждая семья имеет несколько делянок, и в разное время года выращивает там разные виды растений, обеспечивая, таким образом, регулярное поступление пищи. В культуре Гурурумба существует сложная церемониальная система подношения даров от одной семьи другой, посредством которой устанавливается статус семьи в общине. Поэтому у Гурурумба есть огороды для повседневного пропитания и те, на которых выращивают “престижные” культуры. За “престижными” растениями ухаживают куда больше, чем за обычными.
(59стр) Гурурумба держат и свиней, которых, однако, не едят, а используют в качестве предметов для дарения, если желают приобрести себе положение в общине. Раз в несколько лет проводится грандиозный пир, для которого закалывают сотни свиней. Их готовят и приносят в дар. У Гурурумба. как и у скотоводов, неравенство выражено гораздо сильнее, чем у охотников и собирателей. Важную роль играют вожди племени и предводители. Существуют также значительные различия в отношении материальных богатств, которыми владеют люди.
Неиндустриальные цивилизации, или традиционные государства
Первые свидетельства существования обществ, гораздо более крупных и совершенно непохожих на первобытные, относятся к шестому тысячелетию до нашей эры 2 2) . С этими обществами связано появление городов, для них характерно ярко выраженное неравенство, с ними связано правление царей и императоров. Общества эти часто называют цивилизациями, так как в них существовала письменность, процветали науки и искусства. Однако, поскольку там впервые появились упорядоченные формы правления, для обозначения таких обществ часто используют термин традиционные государства.
Большинство традиционных государств одновременно являлись империями. Их территории увеличивались в результате завоеваний или присоединения других народов 2 3) . Так было, например, в Китае и в Риме. В пору наивысшего расцвета, в I веке нашей эры. Римская империя простиралась от Британии до Ближнего Востока. Китайская империя, существовавшая более двух тысяч лет, вплоть до начала нынешнего века, охватывала большую часть Восточной Азии - территории, занимаемой современным Китаем. В современном мире традиционных государств не осталось. Некоторые из них, подобно Китаю и Японии, сохранились более или менее нетронутыми вплоть до начала двадцатого века, но, тем не менее, все они либо были разрушены, либо преобразовались в более современные системы.
Самые первые традиционные государства появились на Ближнем Востоке, располагаясь обычно в плодородных речных долинах 2 4) . Китайская империя образовалась примерно во втором тысячелетии до нашей эры. В это же время мощные державы существовали в Индии и Пакистане. Ряд крупных традиционных государств, например, государства ацтеков и инков, существовал в Мексике и в остальной Латинской Америке. Государство инков было основано примерно за столетие до появления испанского искателя приключений Писарро, высадившегося в Южной Америке в 1535 году с очень небольшим отрядом солдат. Однако, благодаря союзу с враждебными инкам местными племенами, ему удалось покорить это государство и утвердить на захваченной территории испанское владычество. Завоевание Писарро было первым эпизодом в череде столкновений Запада с традиционными культурами, в результате которых эти культуры полностью исчезли.
Цивилизация майя
В качестве примера традиционного государства мы рассмотрим еще одну американскую цивилизацию - майя, населявших полуостров Юкатан в Мексиканском (60стр) заливе. Расцвет цивилизации майя приходится на IV-VIII века нашей эры. Майя строили сложные культовые сооружения, вокруг которых размещались жилые дома. Все здания делались из камня. Сооружения имели форму пирамид, с храмом на вершине. Тикаль, крупнейшую из пирамид, окружал город, насчитывавший 40000 жителей. Это был главный административный центр (фактически столица) государства майя.
Обществом майя управлял аристократический класс воинов-священников. Они были высшими религиозными сановниками майя, а также военачальниками, и вели постоянные войны с соседними сообществами. Большинство населения составляли крестьяне, которые должны были отдавать часть своего урожая правителям-аристократам, жившим в условиях своеобразной роскоши.
Почему исчезла цивилизация майя, точно неизвестно, но вероятнее всего, что она была покорена соседними племенами. К тому времени, когда прибыли испанцы, государства майя уже давно не существовало.
Основные черты традиционного государства
До начала современной индустриальной эпохи традиционное государство было единственным в истории типом общества, в котором значительная часть населения не была непосредственно занята производством продовольствия. В племенах охотников и собирателей, а также в земледельческих и скотоводческих обществах разделение труда было весьма примитивным. Главным образом занятия подразделялись на мужские и женские. В традиционных государствах уже существовала более сложная система профессиональных занятий. Деление по половому признаку по-прежнему неукоснительно соблюдалось, и на долю женщин приходилась в основном работа по дому и в поле. Однако у мужчин появились такие специализированные занятия, как ремесло купца, придворного, правительственного чиновника и солдата.
Существовало также упрощенное деление на классы между группами аристократии и остальным населением. Правитель стоял во главе “правящего класса”, сохранявшего исключительное право на высшее социальное положение. Члены этого класса, как правило, жили в относительном материальном комфорте и роскоши. С другой стороны, условия жизни основной массы населения нередко были чрезвычайно тяжелыми. Типичным для данных обществ было рабовладение.
Лишь немногие традиционные государства были основаны в результате развития торговли и управлялись купцами. Большая их часть либо возникла в результате завоеваний, либо наращивала мощные вооруженные силы 2 5) . Традиционные государства заботились о развитии профессиональных армий - предшественников современных типов военной организации. Римская армия, например, представляла собой организацию с прекрасной дисциплиной и интенсивной подготовкой воинов и была той основой, на которой строилась имперская экспансия. В культуре традиционных государств видны уже зачатки механизации войны. Мечи, копья, шлемы и осадное оборудование римской армии было изготовлено ремесленниками-профессионалами. Количество потерь в войнах между традиционными государствами и в их стычках с “варварскими” племенами увеличилось по сравнению с предшествовавшими периодами во много раз.
(61стр)
Общества в современном мире
К сегодняшнему дню традиционные государства совершенно исчезли с лица земли. Хотя племена охотников и собирателей, а также скотоводческие и земледельческие общины, продолжают существовать до сих пор, их можно встретить лишь в изолированных районах - и, в большинстве случаев, даже эти немногие группы распадаются. Что же явилось причиной разрушения обществ, определявших всю человеческую историю еще два века назад? Ответ, если сформулировать его в одном слове, будет индустриализация - появление машинного производства, основанного на использовании неодушевленных источников энергии (таких, как пар и электричество). Индустриальные общества во многом принципиально отличаются от любого из предшествовавших типов социального устройства, и их развитие привело к последствиям, сказавшимся далеко за пределами их европейской родины.
Индустриальные общества
Современная индустриализация возникла в Англии, в результате “промышленной революции”, начавшейся в XVIII веке. Этим понятием обозначается целый ряд сложных технологических изменений в способах добычи средств к существованию. Изменения эти связаны с изобретением новых машин (например, ткацкого станка), использованием в производстве новых источников энергии (в особенности воды и пара), а также с применением научных методов для совершенствования производства. Темпы технологического обновления в индустриальных обществах, по сравнению с традиционными, необыкновенно высоки, поскольку изобретения и открытия в одной области ведут к еще большему числу открытий в других областях.
Основной отличительной чертой индустриальных обществ является то, что, подавляющая часть трудоспособного населения занята на заводах и в конторах, а не в сельском хозяйстве. В традиционных обществах, даже в самых передовых, лишь малая часть населения не работала на земле. Относительно низкий уровень развития технологии просто не позволял освободить от сельскохозяйственного производства больше, чем незначительную группу. В индустриальных же странах, напротив, лишь около 2-5% населения занято в сельском хозяйстве, и их усилий достаточно, чтобы обеспечить продовольствием остальных.
По сравнению с предыдущими социальными системами индустриальные общества гораздо более урбанизированы. В некоторых индустриальных странах свыше 90% граждан живет в городах, где сосредоточена большая часть рабочих мест и постоянно создаются новые. Размеры этих городов далеко превосходят те, которые существовали в традиционных цивилизациях. В городах нового типа социальная жизнь стала обезличенной и анонимной, и с незнакомыми людьми мы контактируем гораздо чаще, чем с теми, кого знаем лично. Появляются организации огромного масштаба, например, промышленные корпорации и правительственные учреждения, деятельность которых затрагивает жизнь практически каждого из нас.
Еще одна черта индустриальных обществ связана с их политическими системами - гораздо более развитыми и действенными, чем традиционные формы правления. В эпоху традиционных цивилизаций политическая власть в лице монарха или императора практически не имела прямого влияния на нравы и обычаи большинства подданных, которые жили вполне самостоятельными поселениями. С процессом индустриализации транспорт и связь стали намного быстрее, что способствовало большей интеграции “национальных” сообществ. Индустриальные (63стр) общества явились первыми национальными государствами. Национальные государства - это политические общности, разделенные четкими границами, отделяющими их друг от друга и заменившими расплывчатые пределы традиционных государств. Правительства национальных государств обладают исключительной властью над многими сторонами жизни своих граждан и устанавливают законы, обязательные для всех, живущих в пределах их границ.
Типы человеческих обществ |
|
Основные характеристики | Время существования |
Сообщества охотников и собирателей |
|
Состоят из небольшого количества людей поддерживающих свое существование охотой, рыбной ловлей и сбором съедобных растений. Неравенство в этих обществах слабо выражено; различия в социальном положении определяются возрастом и полом. | С 50 000 до н, э. до настоящего времени хотя сейчас находятся на грани полного исчезновения. |
Земледельческие общества |
|
В основе этих обществ - мелкие сельские общины; городов нет. Основной способ получения средств к существованию - земледелие, иногда дополняемое охотой и собирательством. Эти общества характеризуются более сильным неравенством, чем сообщества охотников и собирателей; во главе этих обществ стоят вожди. | С 12 000 до н. э. до настоящего времени. Сегодня большая их часть входит в состав более крупных политических образований и постепенно утрачивает свой специфический характер. |
Общества скотоводов |
|
Эти общества основываются на разведении домашних животных для удовлетворения материальных нужд. Размеры таких обществ варьируются от нескольких сот до тысяч человек. Для этих обществ обычно характерно ярко выраженное неравенство. Управляют ими вожди или военачальники. | Тот же отрезок времени, что и у земледельческих обществ. Сегодня общества скотоводов также входят в состав более крупных государств; и их традиционный образ жизни разрушается. |
Традиционные государства, или Цивилизации |
|
В этих обществах основой экономической системы по-прежнему является земледелие, однако существуют города, в которых сосредоточены торговля и производство. Среди традиционных государств встречаются очень большие, с многомиллионным населением, хотя обычно их размеры по сравнению с крупными индустриальными странами невелики. Традиционные государства имеют особый правительственный аппарат, во главе которого стоит царь или император. Между различными классами существует значительное неравенство. | Примерно с 6000 до н. э. до девятнадцатого века. К настоящему времени все традиционные государства исчезли. |
Общества первого мира |
|
Эти общества основываются на промышленном производстве, причем значительная роль отводится свободному предпринимательству. В сельском хозяйстве занята лишь незначительная часть населения, подавляющее большинство людей живет в городах. Существует значительное классовое неравенство, хотя и менее выраженное, чем в традиционных государствах. Эти общества составляют особые политические образования, или национальные государства. | С восемнадцатого века до настоящего времени. |
Общества второго мира |
|
Общества, которые имеют индустриальную базу, но в их экономической системе господствует централизованное планирование. Лишь относительно небольшая часть населения занята в сельском хозяйстве, большинство проживает в городах. Существует значительное классовое неравенство, хотя целью марксистских правительств этих стран является создание бесклассовой системы. Подобно странам первого мира, образуют особые политические общности, или национальные государств? | С начала двадцатого века (после Октябрьской революции 1917 года в России) до настоящего времени. |
Общества третьего мира |
|
Общества, в которых большая часть населения занята в сельском хозяйстве, живет в сельской местности и применяет в основном традиционные методы производства. Однако часть сельскохозяйственной продукции реализуется на мировом рынке. В некоторых странах третьего мира существует система свободного предпринимательства, в других - централизованного планирования. Общества третьего мира также являются национальными государствами. | С восемнадцатого века (как колонизированные страны) до настоящего времени. |
(64стр) Применение индустриальных технологий отнюдь не ограничивалось мирным процессом экономического развития. Уже с первых шагов индустриализации промышленное производство было призвано служить военным целям, и это радикально изменило, способы ведения войны, поскольку были созданы вооружения и типы военной организации гораздо более совершенные, чем в неиндустриальных культурах. Экономическое превосходство, политическая цельность и военная мощь создали основу того неудержимого распространения западного образа жизни, которое пережил мир в течение последних двухсот лет.
Некогда многочисленные традиционные культуры и государства исчезли не потому, что их образ жизни был “низшим”. Они оказались неспособны противостоять воздействию того сочетания промышленной и военной мощи, которое развивалось в западных странах. Идея власти, и тесно связанное с ней понятие идеологии, занимают в социологии очень важное место. Под властью подразумевается способность индивидов или групп соблюсти свои интересы даже тогда, когда остальные этому противятся. Иногда власть связана с прямым использованием силы, но почти всегда ей сопутствует появление идей (идеологий), которые оправдывают действия власть имущих. В случае экспансии Запада захватчики оправдывали свои" действия тем, что они якобы несли “цивилизацию” “языческим” народам, с которыми вступали в контакт.
СОЦИОЛОГИЯ 1 СОЦИОЛОГИЯ Э.Гидденс _ Предисловие Книга Э. Гидденса - это... взаимодействует. Курс общей социологии Энтони Гидденса , опубликованный восемь лет...
СОЦИОЛОГИЯ Издание 2-е Рекомендовано Министерствам образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений МОСКВА 2003
Список учебниковКруга читателей. ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие Глава 1. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ § 1.1. Социология как наука Социология и другие науки... о друге и уважают друг друга. Современный социолог Энтони Гидденс дал более широкое определение: семья...
социология учебник
Список учебниковКультурная инициатива», 1992. Современная теоретическая социология : Энтони Гидденс : Реф. сб./РАН. ИНИОН. ... Оглавление Предисловие …………………………………………….……. 2 Глава 1 Матрица социологического знания………………….. 5 Глава 2 Предмет и объект социологии ……………………….. ...
ГЛАВА II
Древнейшие земледельцы и скотоводы
§ 1. Общая характеристика эпохи
Следующий период истории Дагестана охватывает конец каменного века, получивший в науке название неолит, или новый каменный век, и медно-каменный век, или энеолит. Он ознаменовался многими важными открытиями и достижениями, давшими значительный толчок дальнейшему развитию производительных сил первобытного общества. Важнейшим среди них, бесспорно, явился переход части неолитических племен от присваивающего хозяйства к новой экономике, основу которой составляло производящее земледельческо-скотоводческое хозяйство.
Выделение земледельческо-скотоводческих племен из остальной массы охотников, рыболовов и собирателей справедливо расценивается советскими учеными как первое в истории человечества крупное общественное разделение труда, оказавшее определяющее влияние на дальнейшее развитие общества.
«Неолитическая революция», как принято называть переход неолитических племен юга к новому производящему типу хозяйства, способствовала распространению у них относительно прочной оседлости. А это в свою очередь повлекло за собой возникновение неизвестных ранее отраслей производства, таких, как строительство постоянных жилищ, изготовление глиняной посуды, ткачество и др.
По мере становления земледельческо-скотоводческого хозяйства резко сокращаются размеры территорий, эксплуатируемых отдельными племенами и родовыми общинами. Огромная территория, прежде находившаяся во владении одного охотничьего племени, в новых условиях оказывается в состоявши обеспечить необходимыми продуктами питания значительно большее количество населения. Поэтому отпочковавшиеся в процессе сегментации коллективы теперь не покидают первоначальной территории, а селятся поблизости от материнской общины, поддерживая с ней экономические, культурные и этнические связи. Возрастает плотность заселения районов с земледельческо-скотоводческим населением. Возникают достаточно прочные объединения родственных племен.
Новые черты общественного устройства обусловили дальнейшее упрочение родовых общин, укрепление племен, образование племенных объединений. Сложившаяся в эту эпоху стройная общественная организация регулирует внутреннюю жизнь родовых общин и их взаимоотношения, равно как и отношения между племенами. Благодаря этому родо-племенной строй, переживавший период расцвета, поднимается в своем развитии на еще более высокую ступень.
В энеолите человечество вступает в новую эпоху - эпоху металла. Важнейшим достижением на этом пути было освоение металлургии меди. Правда, первые металлические орудия были и немногочисленны и недостаточно совершенны. Однако быстрое развитие древней металлургии оказало прогрессивное влияние на рост производительных сил.
Судя по имеющимся данным, в энеолите происходит дальнейшее развитие земледельческо-скотоводческого хозяйства, предстающего в материалах изученных памятников в уже достаточно сложившемся виде.
По мере усложнения хозяйства развивается обмен, налаживаются постоянные связи не только между соседними племенами, но и между населением сравнительно отдаленных территорий.
Рост производительности труда, особенно развитие скотоводства, металлургии и обмена, неизбежно приводили к возникновению имущественного неравенства. Внутри родовых общин оно проявлялось в различном имущественном положении отдельных семей. Процесс имущественной дифференциации охватил все звенья родо-племенной организации: и род, и племя, и объединения племен. Возникают межплеменные столкновения, ведущие к еще большему обогащению родо-племенной верхушки, усилению имущественного неравенства.
Отмеченные факторы отразились и на социальных отношениях энеолитического общества. В эту эпоху начинается процесс замены матриархально-родовых отношений новыми, основанными уже на отцовском праве. Выделяется родо-племенная знать. Все это ведет к зарождению неравноправных отношений внутри рода и племени.
В целом совокупность указанных выше причин создала предпосылки к последующему разложению первобытнообщинного строя.
§ 2. Неолит
Эпоха неолита охватывает на Кавказе V и, вероятно, часть VI тысячелетия до н. э.
Неолитическая культура Дагестана, как, впрочем, и всего Кавказа в целом, изучена еще недостаточно. Наши представления о дагестанском неолите основываются на материалах более чем двадцати памятников этой эпохи. В большинстве своем - это остатки селищ с разрушенными или сильно нарушенными культурными слоями и мастерские, где разрабатывались естественные месторождения кремня. Хорошо сохранившиеся селища и могильники неолитического времени в Дагестане пока не выявлены. Поэтому имеющиеся материалы характеризуют главным образом развитие каменных орудий в разные периоды неолитической эпохи. Сведениями же о конкретных условиях жизни неолитических обитателей Дагестана, их жилищах, способах ведения хозяйства и многих других интересных и важных деталях быта мы в настоящее время не располагаем.
Однако изучение орудий труда позволяет проследить процесс развития производительных сил дагестанских неолитических племен и на этой основе с привлечением сравнительных: материалов воссоздать в самых общих чертах картину их жизни. Имеющиеся материалы позволяют выделить в неолитической культуре Дагестана два этапа: ранний и поздний.
Ранний неолит
Памятники раннего неолита выявлены в настоящее время в приморских и предгорных районах Дагестана. Это - остатки селищ в окрестностях Махачкалы (в урочище Тарнаир) и неподалеку от Буйнакска. Тарнаирское селище расположено на древней морской, а Буйнакское - на древней речной террасах. В сходных: условиях, на древних речных и морских террасах, располагались неолитические поселения и в других областях Кавказа.
В обоих дагестанских селищах собраны многочисленные материалы: каменные орудия труда, заготовки для них, отходы производства. Среди них в большом числе представлены микропластинки правильной формы и изготовленные иа них миниатюрные орудия. Найдены и небольшие нуклеусы призматической и пирамидальной формы, предназначенные для отделения микропластинок. Часты находки острии, скребков, среди которых преобладают округлые, и других орудий. Все эти поделки своей формой, размерами и техникой обработки поразительно напоминают соответствующие образцы кремневого инвентаря из позднемезолитических комплексов Дагестана и, подобно им, применялись для тех же целей, главным образом для оснащения охотничьего вооружения и обработки охотничьей добычи.
Помимо описанных изделий, свидетельствующих о преемственнои связи с позднемезолитическои культурой, встречаются и новые типы кремневых орудий, впервые появившиеся уже в раннем неолите. Среди них отметим длинные ножевидные пластины и орудия из них, наконечники стрел листовидной и треугольной формы. Последние тщательно обработаны с обеих сторон отжимной ретушью. Найдены и кремневые ретушеры - орудия для нанесения такой ретуши - в виде треугольных в сечении стержней с суживающимися концами.
В инвентаре обоих селищ встречаются и крупные каменные орудия, так называемые макролиты. Наибольший интерес среди них представляют уплощенно-клиновидные орудия с подшлифованным лезвием. Подобные орудия, также впервые появившиеся в неолите, имели универсальное назначение. Они употреблялись в качестве топоров, тесел и даже наконечников мотыг. Клиновидные топоры тесла, по-видимому, получили широкое распространение на Северном Кавказе, и в частности у дагестанских ранненеолитических племен.
В целом же ранненеолитическая культура Дагестана сочетает в себе пережиточно сохранившиеся приемы предшествующей мезолитической эпохи (широкое употребление микролитических вкладышей) с характерными чертами новой неолитической техники (употребление топоров, крупных ножевидных пластин, наконечников стрел выработанной формы и др.). Все это позволяет охарактеризовать данную эпоху как важное звено в непрерывном, преемственном развитии местных культур в конце каменного века.
Поздний неолит
Следующий этап развития дагестанской неолитической культуры представлен в материалах памятников, обнаруженных в Акушинском и Гунибском районах. Это главным образом остатки селищ и мастерские, где добывался камень.
В позднем неолите селища по-прежнему располагались в речных долинах, на древних речных террасах и на пологих склонах горных хребтов. При их осмотре и изучении собран значительный материал, знакомящий нас с орудиями труда поздненеолитического населения Дагестана.
Орудия труда по-прежнему изготовлялись из камня, однако облик их существенно изменился. Почти полностью исчезают из инвентаря микролитические вкладыши в виде миниатюрных пластиночек правильной формы. В материалах неолитических селищ Акушинского района, расположенных в урочищах Какала-Кадала-Хар, Сага-Цука и др., находки таких микропластинок крайне редки. Их место занимают крупные ножевидные пластины, которые встречаются здесь в большом количестве. Найдены и крупные нуклеусы пирамидальной формы, сохранившие следы отделения подобных пластин. Встречаются также скребочки, различные острия, треугольные наконечники стрел с выемкой в основании, гео-
суда Микропластннки (1-4), микролиты (5-7), сверло (5), наконечники сгред- (9-12), скребки (13-15), релушер (16), ножевидные пластины (17-21) v нуклеусы (22-24), топор-тесло (25), топор-мотыга (26), обломок глиняного со(27). 1, 2, 4-6, 22, 23, 25 - Буйнакская стоянка, 3, 9, 10, 13. 16-18 - Тарнаирская стоянка, 7, 8, 11, 12, 14, 24, 26 - Акушинские стоянки, 15, 19-21, 27 - Ругуджинские стоянки (неолит)
метрические вкладыши в форме сегмента и др. Среди микролитического инвентаря выделяется кремневый топор-мотыга овальной формы - орудия типа «пик».
В инвентаре описываемой группы селищ не обнаружено керамики. Однако в одновременных памятниках на территории Грузии и причерноморских областей Кавказа таковая уже встречается. Основываясь на этом, можно предполагать, что и племена, населявшие территорию Дагестана в позднем неолите, уже были знакомы с изготовлением глиняной посуды.
Неолитические памятники, и инвентаре которых встречена керамика, выявлены в живописных окрестностях сел. Ругуджа Гунибского района. Они относятся к самому концу неолитической эпохи.
Керамика представляет собой обломки сосудов, изготовленных из глины с примесью крупно истолченного камня (дресвы). Цвет сосудов преимущественно бурый. Они слабо обожжены, из-за чего черепки сосудов отличаются рыхлостью и легко ломаются. На одном из ругуджинских селищ, расположенном в урочище Малин-Карат, найдена часть горшка, украшенного по верхнему краю рядом круглых сквозных отверстий, проделанных изнутри сосуда еще до его обжига. Этот своеобразный прием украшения сосудов, впервые появившийся в позднем неолите, будет долгое время применяться местными дагестанскими гончарами в последующие периоды, свидетельствуя о длительном переживании древних местных традиций.
Керамика ругуджинских селищ знакомит нас с древнейшими образцами известных в настоящее время гончарных изделий Дагестана. Следует отметить, что по приемам изготовления и качеству обжига она близко напоминает керамику из неолитических стоянок Западного Кавказа.
В кремневом инвентаре ругуджинских селищ уже совершенно отсутствуют микролитические вкладыши. Преобладают крупные ножевидные пластины и изготовленные из них орудия: скребки и острия. Интересны найденные здесь терки, сделанные из небольших плоских речных валунов. Судя по сохранившимся на них следам работы, они использовались для размола небольших количеств зерна и иной растительной пищи.
Происшедшие в неолите изменения в технике изготовления орудий труда повлекли за собой резкое возрастание потребности в качественном кремне, шедшем на массовое изготовление крупных макролитических орудий и большого числа разнообразных режущих инструментов (ножей, жатвенных орудий, проколок, сверл, пилок, скребков и т. д.). Начинается интенсивная разработка естественных месторождений кремня, возникает множество кремневых мастерских.
В Дагестане такие кремневые мастерские обнаружены в богатых выходами качественного мелового кремня окрестностях селений Акуша, Усиша, Цудахар и др. Здесь, на местах древних разработок кремневых месторождений, в огромном количестве встречаются отщепы, пластины, обломки и осколки кремня, представляющие собой отходы производства. Среди них попадаются и заготовки различных орудий труда, а иногда даже самые орудия. В большинстве своем они относятся к неолитической эпохе.
Племена, разрабатывавшие эти месторождения, снабжали кремнем население соседних районов. Это способствовало расширению межплеменного обмена, упрочению связей между отдельными племенами.
Возникновение земледельческо- скотоводческого хозяйства
Изучение имеющихся материалов позволяет раскрыть сущность тех глубоких, коренных изменений, которые произошли в хозяйстве неолитических племен, населявших территорию Дагестана.
Судя по широкому распространению в инвентаре ранненеолитических памятников микролитических вкладышей, предназначавшихся для оснащения охотничьего вооружения, охота все еще оставалась одной из ведущих отраслей хозяйства. Однако появление каменных топоров, предназначавшихся для строительства жилищ и расчистки участков под посевы, а также длинных ножевидных пластин, использовавшихся для жатвы, свидетельствует о зарождении земледелия и вызванном им переходе к оседлому образу жизни.
В инвентаре поздненеолитических памятников резко сокращается количество микролитических вкладышей. Здесь сказывается падение хозяйственного значения охоты, которая начинает играть в экономической жизни древних дагестанских племен подсобную, второстепенную роль. Значительное увеличение количества крупных ножевидных пластин -- жатвенных ножей в инвентаре поздненеолитических селищ - отражает возрастающее значение земледелия. В то же время стали известны и более сложные орудия типа серпов, у которых коленчатая деревянная или костяная оправа оснащалась одной или несколькими ножевидными пластинами или их сечениями.
Эволюция кремневого инвентаря дагестанских неолитических памятников находит себе многочисленные параллели на юге: в одновременных памятниках Закавказья, Передней и Средней Азии, где в мезолите и раннем неолите происходило становление производящего, земледельческо-скотоводческого хозяйства. Особенную близость дагестанские материалы обнаруживают с кремневым инвентарем из памятников Южного Прикаспия и Туркменистана, последовательные этапы развития которого в VI-V тысячелетиях до н. э. характеризуются заменой микролитических орудий новыми, среди которых большую роль играют крупные ножевидные пластины и топоры с подшлифованными лезвиями. В хорошо изученных неолитических памятниках Южного Туркменистана помимо каменных орудий обнаружены остатки долговременных глинобитных построек, а также зерна злаков и кости домашних животных, что неоспоримо свидетельствует об оседлости населения, занимавшегося земледелием и скотоводством.
Для сравнения укажем, что на обширных пространствах более северных районов Евразии, население которых по- прежнему занималось охотой, рыболовством и собирательством, микролитический кремневый инвентарь господствует на всем протяжении неолитической эпохи.
Приведенные факты не оставляют сомнений в том, что отмеченные особенности эволюции кремневых орудий свидетельствуют о сложении у дагестанских неолитических племен древнейших форм производящего хозяйства, основанного на земледелии и скотоводстве. Данное обстоятельство позволяет расширить ареал распространения раннеземледельческой культуры на Кавказе, до сих пор ограничивавшийся пределами Закавказья, за счет включения в него территории Дагестана, а может быть, и всего Северо-Восточного Кавказа.
Древность дагестанского земледелия подтверждается также этнографическими материалами. Почти у всех народов Дагестана в качестве ритуальной пищи употреблялись вареные или обжаренные зерна злаков (ячменя или пшеницы), которые сами по себе являются одним из древнейших видов растительной пищи. Во многих дагестанских языках под понятием «еда» обычно подразумевается хлеб или мучные блюда, тогда как все остальные виды пищи (включая молочную и мясную) являются как бы только дополнением к ней.
Раннему возникновению в Дагестане земледельческого хозяйства в немалой степени способствовали его естественно- географические условия. Предгорная и горная зоны были особенно благоприятны для развития здесь лиманного земледелия - одного из древнейших типов земледельческого производства. У подножия горных хребтов и на древних речных террасах в достаточном по тому времени количестве имелись пригодные для этой цели небольшие участки земли с естественно восстанавливаемым плодородием почвы. Обработка их производилась с минимальными затратами труда. Они не требовали и искусственного орошения.
Помимо этого в горном Дагестане имелись эндемичные сорта злаков, пригодные для культивирования. Специалисты называют среди них некоторые разновидности пшениц, пленчатых и особенно голозерных ячменей, а также бобовых: чечевицы и конских бобов. По мнению академика П. И. Вавилова, из горного Дагестана ведет свое происхождение и широко известная «персидская» пшеница. Все это при наличии известного опыта использования злаковых растений, накопленного поколениями собирателей еще в каменном веке, положительно сказалось при переходе дагестанских неолитических племен к земледельческому хозяйству.
Отмечая важность местных факторов в этом процессе, нельзя недооценивать также значение культурных связей населения Кавказа с древнейшими очагами земледельческий культуры в странах Передней Азии. Существование таких связей в неолите и в последующие эпохи считается доказанным.
Благодаря этим связям кавказские (в том числе и дагестанские) племена имели возможность знакомиться с достижениями передовых древневосточных цивилизаций, что оказывало положительное воздействие не только на развитие древних кавказских культур, но также и на местную экономику. Не вызывает сомнения, что при переходе к новому типу хозяйства кавказские племена были знакомы с достижениями земледельческого производства в странах Передней Азии.
Слабая изученность дагестанских неолитических памятников лишает нас возможности охарактеризовать уровень развития в эту эпоху скотоводства, являвшегося другой основной отраслью нового производящего хозяйства неолитических племен. В соседних областях юга нашей страны и в странах Передней Азии в это время уже практиковалось разведение- овец, коз, свиней, крупного рогатого скота и некоторых других домашних животных. Основываясь на этом, а также имея в виду, что все эти виды животных были хорошо известны населению Дагестана в последующую энеолитическую эпоху, мы можем предполагать, что местные.неолитические племена наряду с земледелием занимались также и скотоводством. Это подтверждается находкой костей домашнего быка на поздненеолитическом селище Малин-Карат.
Таким образом, имеющиеся данные свидетельствуют о постепенном переходе дагестанских племен к производящему земледельческо-скотоводческому хозяйству еще в неолите, в конце VI-V тысячелетии до н. э. Он ознаменовал гигантский скачок в развитии производительных сил, определивший более высокие темпы их последующего исторического развития.
§ 3. Энеолит
Памятники энеолитической эпохи выявлены в Закавказье и в Дагестане совсем недавно. Изучение их еще не завершено. Поэтому кавказский энеолит, охватывающий период с конца V до конца IV тысячелетия до н. э., не может быть охарактеризован в настоящее время с необходимой полнотой.
На территории Дагестана выявлен пока единственный памятник энеолитической эпохи - нижний (основной) культурный слой Гинчинского поселения, расположенного в высокогорном Советском районе, в самой глубине горного Дагестана.
Поселения и жилища
Гинчинское поселение находится в одной из небольших боковых долин, образованых Гидатлинской речкой - правым притоком Аварского Койсу, одной из главных речных артерий горного Дагестана. Оно занимает участок древней речной террасы, частично ограниченной ее естественными обрывами. Там, где не было естественных преград, древние обитатели поселения соорудили из камня оборонительную стену толщиной до 1 м по основанию.
Судя по особенностям расположения Гинчинского поселения, можно полагать, что в IV тысячелетии до н. э. происходил активный процесс освоения земледельцами речных долин горного Дагестана, наиболее благоприятных для развития древнего земледелия. Прямым следствием этого процесса явилась возросшая плотность населения этих районов, которая вызвала нехватку пригодных для хозяйствования земель. Появляется повод для усиления межплеменных столкновений, на что прямо указывает укрепленный характер Гинчинского поселения.
При раскопках Гинчинского поселения обнаружены остатки четырехугольных жилищ. Стены их сооружены из небольших каменных плит и речных валунов, уложенных насухо, без скрепляющего раствора. Строительный материал, вероятно, добывался прямо из речного русла.
На глинобитных полах жилищ устраивались простые очаги открытого типа. В полах делались небольшие хозяйственные ямы, служившие хранилищами. Под полами жилищ обнаружено несколько человеческих захоронений. Обычай хоронить покойников внутри жилищ широко практиковался многими раннеземледельческими племенами.
Выявление каменного домостроительства в Гинчинском поселении представляет большой интерес, так как оно характеризует одну из отличительных этнографических особенностей культуры горного Дагестана. Примечательно, что в одновременных памятниках на территории Азербайджана обнаружены круглопланные и прямоугольные типы жилищ, стены которых сложены либо из сырцовых кирпичей, либо (реже) из небольших камней на глиняном растворе.
Хозяйство
На исследованных участках культурного слоя Гинчинского поселения обнаружены разнообразные археологические материалы, характеризующие различные стороны жизни и быта его обитателей.
Прочную основу их хозяйства составляли земледелие и скотоводство. О занятиях земледелием свидетельствуют находки многочисленных каменных зернотерок и терочников, причем зернотерки нередко имеют крупные размеры рабочей поверхности. Данное обстоятельство указывает на то, что обитатели поселения снимали уже относительно большой
Кремневые ножевидные пластины (/-4), каменные зернотерки (5, 6), Образцы расписной керамики (7-12), обломки тонкостенных горшочков {13-14), миска (15), горшки (16, 17, 21), дуршлаг (18), образцы орнаментированной посуды (19, 20) из Гинчинского энеолитического поселения (IV тысячелетие до н. э.)
урожай зерна. На обломках керамики нередко встречаются отпечатки соломы. Во множестве найдены здесь и жатвенные ножи - крупные кремневые ножевидные пластины, подобные неолитическим.
В нижнем культурном слое поселения представлены кости крупного рогатого скота, овец и коз, свидетельствующие о сложившемся составе стада. Скотоводство в эту эпоху носило придомный характер.
Наряду со скотоводством обитатели поселения охотились на оленей, бизонов, туров и других животных.
Орудия труда в эту эпоху изготовлялись преимущественно из камня и кости. Помимо упомянутых выше каменных зернотерок и кремневых жатвенных ножей в производственном инвентаре Гинчинского поселения представлены каменные песты, отбойники, режущие орудия и острия из камня. Часто встречаются костяные шилья, проколки, лощила.
В энеолитическую эпоху на Кавказе возникает и начинает развиваться металлургия меди. Правда, на Гинчинском поселении металлические изделия не были найдены. Однако в некоторых одновременных памятниках на территории Азербайджана таковые уже встречаются. Это - простейшие типы проколок и украшений, изготовленные из меди с небольшой примесью мышьяка. Специальными исследованиями установлено, что для этой цели употреблялась не самородная, а выплавленная из руды медь. Эти факты свидетельствуют о зарождении на Кавказе в IV тысячелетии до н. э. местной металлургии.
Большой интерес представляют найденные на поселении обломки глиняной посуды. Изучение их показывает, что керамическое производство сделало по сравнению с предшествующей эпохой значительный шаг вперед. На Гинчинском поселении представлены уже довольно разнообразные по форме и назначению глиняные миски, горшки, кувшинчики и другие типы сосудов, удовлетворявшие различные потребности быта.
Керамические изделия из энеолитического слоя Гинчинского поселения подразделяются на две группы. Более многочисленная из них продолжает развитие местных традиций керамического производства, зародившихся еще в позднем неолите. Это грубые толстостенные горшки и миски, изготовленные из глиняной массы с обильными включениями дресвы. Все они изготовлены вручную. Крупные горшки формировались посредством последовательного наращивания друг на друга широких глиняных лент. Места соединения лент затем тщательно обмазывались, и готовые сосуды после соответствующей обработки наружных поверхностей подвергались обжигу.
При обработке наружных поверхностей сосудов чаще всего практиковалось обмазывание их густым слоем жидкой глины и ангобирование, т. е. покрытие их тонким слоем хорошо отмученной глины, дававшей после обжига несколько иной оттенок цвета. Ангобированные сосуды нередко подвергались лощению. На поверхностях отдельных сосудов имеются отпечатки рогожи или циновки. Некоторые сосуды украшены орнаментом в виде налепных валиков с защипами, горизонтальных рядов сквозных отверстий под венчиком или нарезным елочным узором.
Почти все эти приемы обработки и украшения наружных поверхностей сосудов, возникнув в позднем неолите и энеолите, бытовали в Дагестане чрезвычайно долго. Они являются одними из наиболее характерных этнографических признаков древней культуры местных дагестанских племен.
Другая группа керамики Гинчинского поселения представлена обломками тонкостенных сосудов, отличающихся более тщательным изготовлением и хорошим обжигом. Некоторые обломки украшены росписью, сделанной красной или коричневой краской по более светлому фону. Подобная керамика встречается <в энеолитических памятниках на территории Азербайджана. Она обнаруживает определенное сходство с керамикой, бытовавшей в IV тысячелетии до н. э. в Северной Месопотамии и Восточной Анатолии.
Находки этой керамики в Закавказье и в Дагестане свидетельствуют о существовании связей населения этих областей со странами Переднего Востока в IV тысячелетии до н. э. Найденные на Гинчинском поселении обломки сосудов с отпечатками рогожи или циновки свидетельствуют об использовании растительных волокон для изготовления грубых плетеных изделий. Таким образом, создаются предпосылки для зарождения ткачества, существование которого в III тысячелетии до н. э. подтверждается археологическими материалами.
Материалы Гинчинского поселения знакомят нас с теми большими достижениями, которыми ознаменовалась для населения Дагестана энеолитическая эпоха. Судя по достигнутому в это время относительно высокому уровню развития земледельческо-скотоводческого хозяйства, зарождению металлургии, ткачества, строительного дела, можно предполагать, что в энеолите начинается переход от матриархально- родовых отношений к патриархально-родовым.
Сложение этнокультурной общности дагестанских племен
С переходом к оседлому земледельческо-скотоводческому хозяйству обширные, но довольно неустойчивые этнокультурные общности мезолитической эпохи сменяются менее крупными, но зато более устойчивыми этнокультурными общностями эпохи неолита и особенно энеолита. Определение этнической принадлежности раннеземледельческих племен имеет весьма важное значение, ибо именно в их среду уходят своими истоками многие из существующих ныне языковых групп, в том числе кавказско-иберийской семьи языков.
Как уже отмечалось, неолитические культуры Кавказа изучены пока еще крайне недостаточно, вследствие чего мы лишены в настоящее время возможности проследить на конкретном археологическом материале весь ход этнокультурного развития его населения в эту эпоху. Но даже и по имеющимся данным можно судить о том, что этот процесс протекал под переднеазиатским влиянием.
Более определенно рисуется процесс этнокультурного развития населения Кавказа в последующую, энеолитическую эпоху. В это время на Восточном Кавказе, на территории нынешнего Азербайджана и Дагестана, широко расселилась группа раннеземледельческих племен, оставивших памятники сходной культуры. Специфические особенности этой культуры проявляются в распространении керамики с примесями рубленой соломы в глиняной массе, а также керамики, украшавшейся расписным узором.
По мнению некоторых советских ученых (А. А. Иессен и др.), энеолитическая культура Восточного Кавказа является северной периферией более обширной энеолитической культуры восточно-переднеазиатского (иранского) круга. Одновременно с ней в Центральном Закавказье и Восточной Анатолии сложилась другая группа племен, в среде которых формировалась «куро-араксская» культура, широко распространившаяся на Кавказе в III тысячелетии до н. э. Можно полагать поэтому, что население Кавказа в энеолите не было этнически однородным. Процесс этнокультурного развития племен Центрального Закавказья и Восточной Анатолии, с одной стороны, и Восточного Кавказа и Северо-Западного Ирана - с другой, происходил различными путями.
Однако и интересующая нас энеолитическая культура восточно-переднеазиатского ареала не была однородной на всей территории своего распространения. Черты локального своеобразия прослеживаются достаточно отчетливо и на том ее варианте, который представлен в материалах Гинчинского поселения.
На материалах Гинчинского поселения мы можем отчетливо проследить черты локального своеобразия обширной энеолитической культуры восточно-переднеазиатского круга. Мы встречаем здесь керамику с отпечатками рогожи или циновки. Своеобразен и орнамент в виде сквозных проколов под венчиком, налепных валиков с вдавлинами. Все эти специфические особенности керамического производства, продолжающие его более древние традиции, встречаются южнее чрезвычайно редко.
Другой характерной особенностью дагестанского варианта энеолитической культуры является каменное домостроительство, отличающее его от других районов, где главным строительным материалом служил сырцовый кирпич.
Отмеченные черты, характеризующие этнокультурное своеобразие дагестанского энеолита, устойчиво повторяются и развиваются в последующие периоды медно-бронзового и даже раннежелезного века, свидетельствуя о генетической преемственности длительного автохтонного развития местного населения.
К сожалению, мы лишены в настоящее время возможности очертить достаточно определенно территорию расселения этой группы племен. Если же принять во внимание ареал обмазанной керамики в памятниках следующего, III тысячелетия до н. э., представляется возможным включить в него помимо Дагестана часть районов Северного Азербайджана, примыкающих к Большому Кавказу, а также территорию- нынешней Чечено-Ингушетии.
Очерчиваемый таким образом ареал поразительно совпадает с территорией расселения родственного в лингвистическом отношении населения Восточного Кавказа, относящегося к дагестанской и вайнахской группам языков кавказско- иберийской языковой семьи.
1. Покажите на современной карте нашей страны места, где обнаружены стоянки людей каменного, бронзового и железного веков. Объясните, с чем связаны названия этих исторических периодов.
Каменный, бронзовый и железный века названы так по тому, из какого материала в основном делали орудия труда и оружие в то время.
Следы людей каменного века найдены на стоянке Сунгирь (на восточной окраине Владимира в месте впадения одноимённого ручья в реку Клязьма, в километре от Боголюбово), в Каповой пещере (в Бурзянском районе республики Башкортостан – на реке Белой в одноимённом заповеднике «Шульган-Таш»), возле деревни Льялово (к северо-западу от Москвы, в верховьях реки Клязьмы, рядом с посёлком Менделеево) и во многих других местах. К бронзовому веку относятся среди прочих находки у села Фатьяново (во Владимирском районе Владимирской области, к северо-востоку от истока реки Когаша и озера Тарасовское), а к железному, например, находки у бывшего села Дьяково (ныне на южной территории современного музея-заповедника Коломенское).
2. Что находят археологи в местах стоянок и погребений древних людей? Используя иллюстрации к тексту параграфа, объясните, какие выводы о жизни древних людей можно сделать на основании этих находок.
По находкам археологов можно понять почти всё о жизни древних людей. Например, по их орудиям охоты и труда учёные знают, как они добывали себе пишу, на кого охотились или что выращивали. Остатки жилищ показывают повседневную жизнь людей. Древние кострища и то могут многое рассказать. Например, умели ли люди разводить огонь или только поддерживали случайно добытый: найдены кострища, где огонь не гас столетиями – в таком случае люди явно его поддерживали, не умея разжечь заново. Также можно понять, насколько оседлым был образ жизни людей – как долго они разжигали костёр на одном месте. Узнать что-то о верованиях древних людей археологам сложнее. Но здесь помогают погребения людей, их наскальные рисунки, росписи керамики и др., хотя тексты в данном случае ничто заменить не может.
3. Объясните, что собой представляли в древности семья, род, племя и как они соотносились между собой.
Семья – это дети, их родители и их ближайшие родственники. Но в древности семья не могла выжить одна, без посторонней помощи. Семьи объединялись в роды. Род – это собрание людей, которые считаются потомками одного предка, он объединял много семей. В древности люди жили чаще всего именно родами, то есть родовыми общинами. Члены рода не могли жениться друг на друге, они должны были искать женихов или невест в других родах. Потому роды объединялись в племена. Во главе племени вставал вождь или совет старейшин. Обычно у племени также был единый сверхъестественный покровитель (тотем), но даже в легендах не было единого предка.
4. Представьте характеристику древних земледельческих и скотоводческих племён по плану: места расселения, основные занятия, жилища, орудия труда, главные продукты труда. Можно сделать это в форме таблицы.
5. Объясните, при каких условиях у древних людей появился товарный обмен. Что они обменивали?
Товарный обмен у людей появился, когда они стали получать больше еды, чем им было необходимо для жизни. Вначале за эту еду получали редкие материалы. Хорошие залежи кремня были далеко не возле каждой стоянки. Месторождения олова и меди, из которых получают бронзу, вообще относительно редки и расположены лишь в определённых районах, причём медь в одних, олово – в других. Постепенно некоторые люди стали специализироваться на том, что делали те или иные предметы – зарождалось ремесло. Тогда они стали обменивать у соплеменников еду на то, что делали.
6. Назовите основные группы (семьи) языков, сформировавшихся в древности у народов, которые расселились на территории нашей страны. Покажите на современной карте, где живут эти народы.
Группы (семьи) языков:
Индоевропейская (большая часть современной России);
Фино-угорская (часть побережья Балтийского моря, а также некоторые земли в районе Урала);
Тюркская (южные степи и некоторые районы тундры);
Кавказская семья (многие, хотя и совсем не все территории Кавказа);
Монгольская (на границе с Монголией);
Палеоазиатская (некоторые территории крайнего севера).
7*. Объясните, от чего зависел род занятий и образ жизни древних людей. Приведите примеры.
Они зависели от климата и природных условий. Например, в лесах было трудно заниматься скотоводством, потому что животные разбредались между деревьями, перегонять их в больших количествах с одного места на другое было бы сложно. В лесной полосе люди занимались земледелием. С другой стороны в южных степях слишком сухо и дуют слишком сильные ветры для того, чтобы выращивать зерновые. Однако огромные открытые пространства с сочной травой сами подсказывают заняться скотоводство, причём кочевым скотоводством.
8*. Предположите, для чего в погребения древних людей помещались предметы обихода, орудия труда.
Древние люди верили, что после смерти человек ведёт ту же жизнь, что и до неё, только лучше. Потому в загробной жизни ему нужны те же предметы, что и в обычной. Именно эти предметы и клали в могилу, чтобы покойный мог ими воспользоваться. Потому по этим предметам можно сегодня понять, какой образ жизни вёл человек.
9*. В чём выражается родство языков, принадлежащих к одной группе? Какие слова являются в них общими? Приведите примеры.
В родственных языках похожими могут оказаться самые разные слова, даже если их смысл будет немного отличаться: например, не только в русском, но и в чешском языке есть слово «позор», только в чешском оно означает «внимание». Обычно в родственных языках выделяются единые корни, хотя образованные на их основе слова могут быть разными. Так от одного индоевропейского корня происходят русское «боб» и английское «bean».