Объекты внутренних вод южной америки. Южная Америка: внутренние воды

Внутренние воды Южной Америки

Особенности рельефа и климата Южной Америки предопределили её исключительное богатство поверхностными и подземными водами, огромную величину стока, наличие самой полноводной реки земного шара — Амазонки. Занимая 12% площади суши Земли, Южной Америки получает примерно в 2 раза больше (1643 мм) среднего количества осадков на единицу всей площади. Крайне неравномерно распределены и реки между бассейнами океанов: бассейн Тихого океана в 12 раз меньше бассейна Атлантического (водораздел между ними проходит в основном по хребтам Анд); кроме того, около 10% территории Ю. А. относится к области внутреннего стока. Преобладают реки дождевого питания, на крайнем юге — также снегового и ледникового.

Большое количество осадков, приносимых с Атлантики, обширные плоскогорья, полого спускающиеся к огромным низменностям и равнинам, собирающим сток и с прилегающих склонов Анд, способствовали формированию на востоке Ю. А. крупных речных систем: Амазонки, Ориноко, Параны с Парагваем. Уругвая; в Андах наибольшей является система р. Магдалена, текущей в продольной впадине влажных Северных Анд. Для судоходства пригодны в основном лишь реки низменностей. Горные реки Анд и плоскогорий, изобилующие порогами и водопадами (Анхель, 1054 м, Кайетур, 226 м, Игуасу, 72 м, и др.), а также полноводные водотоки постоянно влажных равнин обладают огромным гидроэнергетическим потенциалом (свыше 300 млн. квт).

Крупные озёра, главным образом ледникового происхождения, сосредоточены преимущественно в Патагонских Андах (Лаго-Архентино, Буэнос-Айрес и др.) и на Ю. Среднего Чили (Льянкиуэ и др.). В Центральных Андах лежит самое высокогорное из больших озёр Земли — Титикака , там же много остаточных озёр (Поопо и др.) и больших солончаков; последние типичны и для впадин между Пампинскими сьеррами (Салинас-Грандес и др.). Крупные лагунные озёра находятся на севере - Маракайбо и на юго-востоке Ю. А. - Патус, Лагоа-Мирин.

Самые большие реки Южной Америки

Название

Длина в м

Площадь бассейна в тыс. км

Амазонка (с Укаяли)

6437

7047

Амазонка (с Мараньоном)

5500

Парана (с Риу-Гранди и эстуарием Ла-Плата)

4876

3100

Мадейра (с Маморе)

3350

1200

Журуа

3283

Пурус

3211

Сан-Франсиску

2914

Жапура (с Какетой)

2816

Ориноко

2736

Токантинс

2699

Арагуая

2627

Парагвай, река

2550

Риу-Негру

2253

Уругвай, река

1609

Магдалена

1538

Река Амазонка

Крупнейшая река Южной Америки — Амазонка. Большая часть ее бассейна находится к югу от экватора. Площадь этого самого обширного речного бассейна мира свыше 7 млн км 2 , длина реки от главного истока (река Мараньон) составляет 6400 км. Если же за исток Амазонки принимать Укаяли и Апуримак, то ее длина достигает 7194 км, что превышает длину Нила. Расход воды Амазонки в несколько раз превышает расход всех крупнейших рек мира. Он равен в среднем 220 тыс. м 3 /с (максимальный расход может превышать 300 тыс. м 3 /с). Средний годовой сток Амазонки в нижнем течении (7000 км 3) составляет большую часть стока всей Южной Америки и 15 % от стока всех рек Земли!

Главный исток Амазонки — река Мараньон — начинается в Андах на высоте 4840 м. Только после слияния с первым крупным притоком — Укаяли — в пределах равнины река получает название Амазонка.

Амазонка собирает свои многочисленные притоки (более 500) со склонов Анд, Бразильского и Гвианского нагорий. Многие из них по длине превышают 1500 км. Наиболее многочисленные и крупные притоки Амазонки — реки южного полушария. Самый большой левый приток — Риу-Негру (2300 км), самый большой правый, и крупнейший, приток Амазонки — Мадейра (3200 км).

Часть притоков, размывая глинистые породы, несут очень мутную воду («белые» реки), другие, с прозрачной водой, — темную от растворенных органических веществ («черные» реки). После впадения в Амазонку Риу-Негру (Черная река) светлые и темные воды текут параллельно, не смешиваясь, на протяжении примерно 20-30 км, что хорошо видно на космических снимках.

Ширина русла Амазонки после слияния Мараньона и Укаяли равна 1-2 км, но вниз по течению она быстро возрастает. У Манауса (1690 км от устья) она доходит уже до 5 км, в нижнем течении расширяется до 20 км, а в устье ширина главного русла Амазонки вместе с многочисленными островами во время разлива достигает 80 км. В западной части низменности Амазонка течет почти на уровне берегов, фактически не имея сформировавшейся долины. На востоке река образует глубоко врезанную долину, которая представляет резкий контраст с водораздельными пространствами.

Примерно в 350 км от Атлантического океана начинается дельта Амазонки. Несмотря на древний возраст, она не выдвинулась в океан за пределы коренных берегов. Хотя река и выносит огромные массы твердого материала (в среднем 1 млрд т в год), процессу нарастания дельты препятствуют деятельность приливов и отливов, влияние течений, а также опускание побережья.

В нижнем течении Амазонки большое влияние на ее режим и формирование берегов оказывают приливы и отливы. Приливная волна проникает вверх по течению более чем на 1000 км, в низовьях ее стена достигает высоты 1,5-5 м. Волна мчится против течения с огромной скоростью, вызывая сильное волнение на песчаных отмелях и банках, разрушая берега. У местного населения это явление известно под названием «поророка» и «амазуну».

Амазонка в течение всего года полноводна. Дважды в год уровень воды в реке поднимается на значительную высоту. Эти максимумы связаны с дождливыми периодами северного и южного полушарий. Наибольший расход на Амазонке бывает после периода дождей в южном полушарии (в мае), когда основную массу воды несут ее правые притоки. Река выходит из берегов и в среднем течении заливает огромную территорию, создавая своеобразное гигантское внутреннее озеро. Уровень воды поднимается на 12-15м, а в районе Манауса ширина реки может достигать 35 км. Потом наступает период постепенного снижения расхода воды, река входит в берега. Наименьший уровень воды в реке — в августе и сентябре, затем наблюдается второй максимум, связанный с периодом летних дождей северного полушария. На Амазонке он проявляется с некоторым запозданием, примерно в ноябре. Ноябрьский максимум значительно уступает майскому. В нижнем течении реки два максимума постепенно сливаются в один.

От устья до города Манаус Амазонка доступна для крупных судов. Суда с довольно глубокой осадкой могут проникать даже до Икитоса (Перу). Но в нижнем течении из-за приливов, обилия наносов и островов судоходство затруднено. Более глубок и доступен для океанских судов южный рукав — Пара, имеющий общее устье с рекой Токантинс. На нем стоит крупный океанский порт Бразилии — Белен. Но этот рукав Амазонки сейчас связан с основным руслом только небольшими протоками. Амазонка с притоками представляет собой систему водных путей сообщения общей протяженностью до 25 тыс. км. Транспортное значение реки велико. Долгое время она была единственным путем, связывающим внутренние части Амазонской низменности с Атлантическим побережьем.

Реки бассейна Амазонки обладают большими запасами водной энергии. Многие притоки Амазонки при выходе на низменность пересекают крутые края Бразильского и Гвианского нагорий, образуя крупные водопады. Но используются эти гидроресурсы пока еще очень слабо.

Реки Парана и Уругвай

Вторая по величине речная система Южной Америки включает реки Парана с Парагваем и Уругвай, имеющие общее устье. Свое название (Ла-Платская) система получила от одноименного гигантского эстуария Параны и Уругвая, достигающего 320 км в длину и 220 км в ширину в устьевой части. Площадь бассейна всей системы более 4 млн км 2 , а длина Параны, по разным источникам, составляет от 3300 до 4700 км. Истоки Параны — Риу-Гранди и Паранаиба — находятся на Бразильском нагорье. Там же начинаются и многие другие реки системы. Все они в верхнем течении порожисты и образуют несколько больших водопадов. Наиболее крупные водопады — Гуаира высотой 40 м и шириной 4800 м на Паране и Игуасу высотой 72 м на ее притоке того же названия. На них создана сеть гидростанций.

В нижнем течении Парана — типичная равнинная река. Главный максимум расхода наступает в мае в связи с летними дождями на Бразильском нагорье. Судоходное значение рек Ла-Платской системы и самой Ла-Платы очень велико.

Река Ориноко

Третья по величине река Южной Америки — Ориноко. Ее длина 2730 км, площадь бассейна — свыше 1 млн км 2 . Ориноко берет начало на Гвианском нагорье. Ее исток был обнаружен и исследован французской экспедицией только в 1954 г. Рекой Касикьяре Ориноко соединяется с притоком Амазонки Риу-Негру, куда стекает часть воды верхней Ориноко. Это один из наиболее значительных примеров бифуркации рек на Земле. При впадении в Атлантический океан река образует большую дельту, длина которой достигает 200 км.

Уровень воды в Ориноко целиком зависит от дождевых осадков, которые выпадают в северной части ее бассейна летом (с мая по сентябрь). Максимум для Ориноко, приходящийся на сентябрь-октябрь, бывает выражен очень резко. Разница между летним и зимним уровнем воды достигает 15 м.

Озёра

Озера в Южной Америке немногочисленны. Основные генетические группы озер материка — тектонические, ледниковые, вулканические, лагунные. Небольшие ледниковые и вулканические озера есть в разных частях Анд. Наиболее крупные ледниковые и ледниково-тектонические озера сосредоточены на западе Южных Анд.

Самое крупное озеро материка — Титикака — расположено на Андийском плоскогорье на высоте более 3800 м, на границе между Перу и Боливией. Площадь его — 8300 км 2 , а максимальная глубина — 281 м. На берегах озера выражены террасы, свидетельствующие о неоднократном понижении его уровня. Озеро имеет сток в другое, более мелководное тектоническое озеро — Поопо . Вода в озере Титикака пресная, а в Поопо сильно засолена.

На внутренних плато Анд и на равнине Гран-Чако много озер тектонического происхождения, мелководных, бессточных и засоленных. Кроме того, распространены засоленные болота и солончаки («саларес»).

Вдоль низменных берегов Атлантического океана и Карибского моря есть большие озера-лагуны. Самая крупная из этих лагун находится на севере, в обширной впадине между хребтами Анд. Она называется Маракайбо и соединена с Венесуэльским заливом. Площадь этой лагуны 16,3 тыс. км 2 , длина -220 км. Вода в лагуне почти пресная, однако во время приливов соленость ее заметно увеличивается.

Лагуны, почти утратившие связь с Атлантическим океаном, расположены на юго-востоке материка. Наиболее крупные из них — Патус и Лагоа-Мирин .

Значительная часть континента, особенно Внеандийский Восток, обладает большими запасами подземных вод. В песчаных толщах синеклиз не только Амазонии, но и Гвианской низменности, Льянос-Ориноко, Гран-Чако, Пампы, а также и в других районах до 40-50 % стока приходится на подземные воды.

Водопады

Водопад Анхель (Angel) или Салто Анхель (Salto Angel) - самый высокий в мире свободно падающий водопад высотой в 978 метров.
Водопад Анхель расположен в горной местности Гайана, одной из пяти топографических областей Венесуэлы, в Южной Америке. Он находится на реке Каррао. Река Каррао - приток реки Карони, которая в конце концов впадает в Ориноко. Добраться до водопада нелегко, так как он находится в густом тропическом лесу. Нет никаких дорог, ведущих к водопаду.
Водопад Анхель низвергается с вершины плоской горы, называемой аборигенами "тепуй". Плоская гора под названием Ауян Тепуй (Гора Дьявола) - одна из более чем сотни подобных ей, рассеянных на Гвианском нагорье в юго-восточной Венесуэле. Эти дремлющие гиганты характерны своими массивными высотами, взлетающими к небу, с плоскими верхушками и полностью вертикальными склонами. Тепуй, называемые также "столовыми горами" (что точно описывает их формы), сформировались из песчаника миллиарды лет назад. Их вертикальные склоны непрерывно разрушаются под воздействием проливных дождей, идущих на Гвианском нагорье.

Аборигены Венесуэлы знали о "Салто Анхель" с незапамятных времен. Водопад был первоначально обнаружен в 1910 испанским исследователем по имени Эрнесто Санчес Ла Крус. Тем не менее, он не был известен миру до официального открытия американским летчиком и золотоискателем Джеймсом Крофордом Энджелом, в честь которого он и был назван. Энджел родился в Спрингфилде, штат Миссури в 1899.

Этот предприимчивый опытный летчик в 1935 пролетал над местностью и приземлился на верхушке одинокой горы в поисках золота. Его моноплан "Фламинго" застрял в болотистых джунглях на вершине, и он заметил довольно внушительный водопад, простирающийся вниз на тысячи футов. Ему не слишком повезло с 11-мильной экскурсией назад к цивилизации, и его самолет остался лежать прикованным к горе, ржавеющим памятником его открытию. Вскоре весь мир узнал о водопаде, получившем известность как водопад Анхель, в честь пилота, обнаружившего его.

Самолет Джимми Энджела оставался в джунглях на протяжении 33 лет, пока не был поднят вертолетом. В настоящее время он находится в Музее Авиации в Маракае. Тот, который вы можете теперь видеть на вершине тепуй - его точная копия.

Официальная высота водопада была определена экспедицией Национального Географического Общества в 1949. Водопад - главная достопримечательность Венесуэлы.

Водопады Игуасу – чудо света, состоящее из 275различных каскадов воды, общая площадь которых 2700 кв.м, а высота падения достигает 82 метров! Ширина водопада – около 3 км. Крупнейший водопад – Горло Дьявол, U-образный обрыв шириной 150 и длиной 700 метров, обозначает границу между странами Аргентина и Бразилия. Название «Игуасу» происходит от слов на языке гуарани «вода» и «большой».

Множество островов отделяют водопады друг от друга. Примерно 900 метров из общей ширины в 3 км. не покрыты водой. Около 2 км. мостиков, соединяющих острова, помогают лучше видеть все потоки. Большинство водопадов находятся в пределах территории Аргентины, однако со стороны Бразилии открывается хороший вид на «Горло Дьявола».

Водопады Игуасу считаются самыми крупными в мире по числу падений. Во время сезона дождей в ноябре – марте, скорость потока воды может достигать 750 кубических метров в секунду. Грохот от падающей воды создаёт впечатляющий рёв, который можно услышать даже в нескольких километрах.

Более мелкие водопады образуются уступами прочной породы, превращающими падающую на них воду в облака тумана и брызг. Солнечный свет добавляет последний штрих, создавая переливающиеся радуги. Внизу, среди воды, чудесным образом поднялся остров, покрытый деревьями. На одной стороне острова, где вода течет спокойно, находится пляж с желтоватым песком.

HTML-версии работы пока нет.

Подобные документы

    Характеристика внутренних вод Южной Америки, гидрологический режим и источники питания речных систем. Главный водораздел материка. Основные реки и их описание. Наиболее значимые водопады. Особенности озер и их расположение. Природные зоны континента.

    презентация , добавлен 02.03.2011

    Главные достопримечательности Южной Америки. Урубамба и Амазонка - знаменитые реки материка. Животные, проживающие на территории: ягуар, хохлатые пингвины, ибис, кайман, гуанако. Страны Южной Америки: Рио-де-Жанейро, Аргентина, Чили, Венесуэла, Уругвай.

    презентация , добавлен 05.02.2012

    Краткие факты. Немного о Южной Америке. В Южной Америке расположен самый высокий водопад Анхель. Животные Южной Америки. Климат. Природные зоны и внутренние воды. Страны и города. Бразилия. Аргентина. Перу. Венесуэла.

    реферат , добавлен 14.05.2007

    Географическое положение Южной Америки. Очертания материка и полезные ископаемые. Внутренние воды, природные зоны. Высокогорный климат Анд. Животный мир сельвы и саванн Южного полушария. Состав населения материка. Проблема охраны природы Южной Америки.

    реферат , добавлен 19.01.2012

    Площадь, население, плотность Южной Америки. Амазонка как крупнейшая река по размерам бассейна, полноводности и длине. Речная система Ла-платы (Парана, Парагвай и Уругвай). Обеспеченность ресурсами речного стока по крупным регионам мира. Итайпу и Тукуруи.

    презентация , добавлен 30.11.2016

    Особенности географического положения Южной Америки. Расположение континента между двумя океанами. Богатство и разнообразие форм животного мира. Основные реки Южной Америки. Млечный сок гевеи как основной источник получения натурального каучука.

    презентация , добавлен 08.01.2013

    Страны Южной Америки и ее зависимые территории. Анды как сравнительно молодая цепь гор, простирающаяся вдоль западной границы континента. Тайны древних цивилизаций Южной Америки. Бразилия как самая большая страна в Южной Америке по площади и населению.

    доклад , добавлен 18.03.2010

    Исследование географического положения и природных зон Южной Америки. Обзор истории открытия реки, площади бассейна и животного мира Амазонской сельвы. Характеристика основных особенностей водных обитателей и речных растений, населения тропических лесов.

    презентация , добавлен 25.03.2012

    Происхождение Мирового океана, его взаимосвязь с атмосферой и климатом. Состав и свойства морской воды. Моря и океаны России, свойства и образование ледников, современное оледенение на территории России. Болота, озера, подземные воды, крупнейшие реки.

    реферат , добавлен 26.04.2010

    История Южной Америки – южного материка Западного полушария. Океаны и моря, омывающие материк. Политическое деление Южной Америки. Географическая и экономическая характеристика равнинной части материка: Бразилия, Венесуэла, Суринам, Уругвай, Парагвай.

Тема урока: Внутренние воды Южной Америки.

Цели и задачи урока :

Обучающая – познакомить учащихся с крупнейшими речными и озерными системами Южной Америки и их особенностями.

Развивающая – развитие умения устанавливать причинно-следственные связи; составлять характеристику реки по плану; развития навыков работы с картой.

Воспитательная – воспитывать у школьников любознательность, бережное отношение к природе, самостоятельность; развивать интерес к географии.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Звучит музыка « На далёкой Амазонке».

Урок-путешествие

Цель: сформировать представление об особенностях внутренних вод материка

ü Познакомиться с крупными реками, водопадами и озерами материка

ü Сформировать знания об особенностях режима, питания и характере течения рек

ü Выявить зависимость внутренних вод от рельефа и климата

2. Проверка домашнего задания

o Вспомните, что такое внутренние воды

o Речной бассейн

o Виды питания

o Половодье

o Паводок

Но перед тем, как отправиться в путешествие, необходимо к нему подготовиться, чтобы какие-нибудь неприятности не застали нас врасплох. Объединитесь в 3 группы (по рядам)

n Первая группа характеризует экваториальный , а вторая группа – субэкваториальный климатический пояс Южной Америки по плану:

В какой части материка расположен пояс? Какие воздушные массы господствуют в нем в течение года? Средние температуры января и июля Среднегодовое количество осадков В какое время года выпадают осадки?

n Третья группа характеризует положение крупных рек Южной Америки:

Назовите и покажите на карте крупные речные системы Южной Америки К каким океанам они принадлежат? Почему все крупные реки Южной Америки текут в Атлантический океан? Большинство рек Южной Америки – равнинные или горные?

3. Изучение нового материала

Итак, нам предстоит путешествовать по равнинной местности, а значит, специального снаряжения нам не потребуется. Средние температуры января говорят нам, что теплую одежду брать не нужно. В экваториальном поясе дождевые облака собираются после полудня, а значит, и опасность попасть под тропический ливень нам тоже не грозит.

Итак, в путь! В качестве средства передвижения предлагаем вам быстроходное судно - комфортабельный теплоход «Дон».

Помогите определить маршрут нашего путешествия! Через какие моря и проливы оно пройдет?

n Первый пункт назначения нашего путешествия – Амазонка. Это самая большая река Южной Америки, самая полноводная река мира и самая длинная.

Расскажет нам о ней один из местных жителей

Площадь, с которой Амазонка собирает воду, почти равна площади Австралии – 7 млн. км²! В Атлантический океан река вливает каждую секунду 120 тыс. м³ воды. По полноводности Амазонка равна Конго, Миссисипи, Янцзы и Оби, вместе взятым!

Река рождается в Андах. Если считать истоком Амазонки реку Укаяли, то длина реки равна 6280 км (это и есть второй результат в мире после Нила). Однако по последним данным её длина вместе с Апачетой составляет 7025 км (то есть длиннее Нила!).

На всем своем протяжении Амазонка принимает около 500 притоков.

В межень ширина реки у г. Манауса равна 5 км, а глубина – 50м. В нижнем течении ширина Амазонки более 50 км, а глубина до 100 м. Такие глубины есть не у всякого моря! Амазонка, действительно, кажется морем: стоя на одном берегу, совершенно не удается увидеть другой!

Откуда появилось название реки? История такова.

В 1542г. отряд испанских завоевателей двинулся от западных берегов Южной Америки на восток, вглубь материка и, перевалив через высокие горы, вышел к берегам большой реки. Там испанцы увидели индейское селение, жители которого имели длинные волосы и были одеты в короткие юбки. Ограбить селение не удалось, так как захватчики получили должный отпор. Из-за необычного вида и воинственности испанцы приняли местных жителей за амазонок из древнегреческого мифа. Отсюда и возникло название большой и полноводной реки – Амазонка.

Так как Амазонка расположена в экваториальном поясе, то там царит вечное лето. Конечно, воды Амазонки богаты жизнью. Особенно разнообразны рыбы – их около 2000 видов.

o В Амазонке водится, например, рыба пираруку, или, как ее еще называют, гигантская красная рыба. Отдельные ее экземпляры имеют длину около 5 м и весят до 200 кг! Тяжелое и массивное тело этих рыб у головы окрашено в зеленоватый, а ближе к хвосту в ярко-красный цвет. Охотятся на нее со стрелами и острогами.

o Интересно, что здесь же водятся и самые маленькие рыбы во всем мире – пестро окрашенные гуппи, да и другие «аквариумные» рыбки.

o И все же самыми знаменитыми рыбами Южной Америки являются пираньи. Это – самые опасные рыбы, в длину достигающие всего 30 см. Мощные челюсти и острые зубы позволяют им, как бритвой, срезать кусок мяса. Пираньи всегда нападают стаей и, привлеченные любым всплеском воды или почуяв кровь, тотчас бросаются на любой существо, осмелившееся войти в воду. Полчища этих «рыб-волков» способны за несколько минут сожрать быка

o Здесь обитают и другие хищники: скаты-хвостоколы, вооруженные острыми шипами, наполненными смертельным для человека ядом; электрические угри, которые могут «угостить» врага разрядом в 600 Вольт, крокодилы, а также маленькие рыбки канеру, величиной с палец, способные залезать в тела животных и людей.

o В тихих заводях реки произрастает интересное растение – кувшинка виктория-регия. Округлые листья ее имеют диаметр до 2 м, мощные перепонки делают лист очень прочным, способным выдержать вес до 50 кг!

n А теперь давайте попытаемся ответить на вопрос: чем же объяснить исключительную полноводность реки?

n В контурных картах найдите реку Амазонка, подпишите ее название.

n А в тетрадях запишите, в чем же Амазонка является «мировым рекордсменом»?

Проверить записи в тетради

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ

n Наш корабль, подгоняемый Бразильским течением, прошел вдоль восточного побережья Южной Америки. Теперь он заходит в залив Ла-Плата и поднимается вверх по течению реки Парана.

Характеризуется ярко выраженной сезонностью режима. Много порогов и водопадов

Местный житель

n На одном из притоков Параны расположен водопад Игуасу. Это – самый Игуасу ниспадает двумя главными каскадами, но всего водопадов в системе 275! Чудовищную массу воды низвергает Игуасу – 12766 тонн за секунду! Не случайно его название с языка индейцев игуарани переводится как «большая вода».

широкий водопад на Земле – его ширина составляет 2,7 км при высоте 72

n В контурных картах обозначьте реку Парана и водопад Игуасу.

Чтобы достигнуть следующего пункта нашего путешествия, предлагаем вам занять места в самолете. Наш курс – на север материка.

o В бассейне реки Ориноко, на реке Чурун находится самый высокий водопад на Земле – Анхель (высота 1054 м), открытый в1935 году. Анхель расположен в одном из самых глухих и труднодоступных мест Южной Америки. Горный массив высостой 3000 м обрывается отвесной скальной стеной. Подступы к стене перекрыты труднопроходимыми джунглями. Индейцы считали эти места запретными.

n В контурных картах покажите реку Ориноко и водопад Анхель, в скобках укажите его высоту.

Следующий пункт нашего путешествия находится высоко в Андах.

o Озеро Титикака – крупнейшее пресноводное озеро Южной Америки. Это – самое большое из высокогорных озер Земли. Расположено оно на высоте 3812 м. На языке инков оно называется «Свинцовая скала»

o Легенды инков о затопленных сокровищах издавна волновали воображение историков, археологов и искателей кладов. По одной легенде, инки, собрав все олото, отлили из него золотую цепь и, чтобы сокровище не досталось врагу – испанцам, сбросили ее в озеро, которое, как они считали, не имело дна.

o Технически хорошо оснащенная французская экспедиция Жака Ива Кусто, располагавшая подводными лодками, после 8-недельных поисков установила, что никаких кладов на дне озера нет. Экспедиция измерила глубину «бездонного» озера – 320 м.

Следующий пункт нашего путешествия –озеро Маракайбо

o Солоноватое, расположено в Венесуэле

o Высота над уровнем моря 0 м

o Площадь зеркала 13210 км²

o Наибольшая глубина 60 м

o Объём 280 км³

В бассейне озера Маракайбо имеются большие запасы нефти, вследствие чего озеро служит источником благосостояния Венесуэлы. Специально прорытый глубокий канал в озере позволяет заходить туда океанским судам. 8-километровый мост Генерала Рафаэля Урданеты (строительство завершено в 1962), перекинутый через пролив к морю, является одним из самых длинных мостов в мире

n Обозначьте в контурных картах озеро Титикака и Маракайбо

Нам пора возвращаться. Мы побывали на водных объектах Южной Америки, познакомились с их природными характеристиками, получили представление об этих объектах. Все увиденные нами реки. Озера, водопады вы показали в своих маршрутных листах – контурных картах.

И в заключении, чтобы проверить, действительно ли у вас сложилось верное представление о внутренних водах Южной Америки, предлагаем вам небольшую игру под названием «Синквейн».

Итак, синквейн - это 5 строк:

Название, ключевое слово; Два прилагательных, относящихся к определяемому слову; Три глагола; Фраза, несущая определенный смысл; Резюме, одно слово.

Домашнее задание

n § 47 к/к стр.

n * стр.149 в. 3 или составить кроссворд по теме

Рефлексия

Роза ветров

Я узнал много нового

Мне было комфортно

Мне было скучно

Я не узнал ничего нового

Цели и задачи урока:

Сформировать у учащихся представление об особенностях внутренних вод Южной Америки; познакомить их с новыми терминами и понятиями; продолжить формирование у учащихся умений устанавливать причинно-следственные связи, используя географические карты и таблицы; развивать познавательный интерес к предмету; воспитание любви к природе.

Оборудование урока:

Физическая карта Южной Америки, мультипроектор с компьютером, слова для глоссария и магниты с магнитной доской, атласы, кроссворды (распечатанные для каждого учащегося в двух вариантах), таблицы с данными о реках, озёрах и водопадах Южной Америки.

Ход урока:

1. Организационный момент:

Учитель: Дорогие, ребята! Сегодня у нас будет урок-экскурсия. Я – ваш экскурсовод. Вы – экскурсанты. Но наша экскурсия не совсем обычная. Чтобы её провести, нам не придётся выходить из кабинета. Это будет виртуальная экскурсия. К её проведению необходимо выполнить некоторые требования:

  • Наличие путеводных дневников и карт, в которых мы будем делать заметки;
  • Вы должны быть внимательны и помогать вашему экскурсоводу.

2. Изучение нового материала:

Начиная наше виртуальное путешествие, мы должны ввести ключевые слова , чтобы получить допуск к экскурсии. Ключевым словом служит название материка, по своим очертаниям напоминающего гроздь винограда.

Учащиеся: Это - Южная Америка

На экране открывается слайд № 1 – Южная Америка.

Учитель: Мы ввели пароль. И сегодня продолжим знакомство с этим материком. А экскурсия наша пройдёт по его водным объектам.

Открывается слайд № 2 – Внутренние воды.

Учитель: Сделайте первые заметки в путеводных дневниках, запишите тему урока.

ель нашей экскурсии – познакомиться с реками и озёрами Южной Америки, их особенностями, значением, с организмами, населяющими их.

Слайд № 3– Очертания материка с крупными речными системами и озёрами.

Учитель: А теперь обратите внимание на карту, где для лучшей наглядности выделены условными знаками только крупнейшие водные объекты.

  • Что вы можете сказать о речной системе материка?

Учащиеся: На материке много рек.

  • А какие компоненты природы оказывают наибольшее влияние на поверхностные воды материка?

Учащиеся: Климат и рельеф.
Учитель: Вот в путешествие по рекам мы сначала и отправимся с вами.

Слайд № 4 – заголовок – Реки Южной Америки.

Учитель: Уважаемые экскурсанты, запишите в своих путеводных дневниках подзаголовок

«Реки Южной Америки ».

Теперь откройте ваши путеводители- атласы, пусть они весь урок лежат перед вами, чтобы не сбиться с пути. А моим путеводителем будет карта на доске. Посмотрите внимательно в карты и скажите:

  • К бассейнам каких океанов относятся реки Южной Америки?

Учащиеся: Реки Южной Америки относятся к бассейнам Тихого и Атлантического океанов.
Учитель:

  • Почему все крупные реки текут в Атлантический океан?

Учащиеся: На западе находятся горы Анды – главная причина такого распределения речных систем (объяснение причинно-следственных связей).
Учитель: Давайте эти заметки занесём в свои дневники, а сделаем это в схематичном виде.

Слайд № 5 – схема –опора. (Анды – главный водораздел между реками БТО и БАО)

Учитель: Так как бассейн Атлантического океана (БАО) значительно больше, чем бассейн Тихого океана (БТО), то мы обозначим на схеме только три наиболее крупные и значимые реки, по которым и пройдёт наша экскурсия.

Слайд №6 – значение названия рек в переводе на русский язык.

Учитель: Внесите эти сведения к себе в дневники. Чуть позже вы узнаете, почему реки получили такие названия.

Слайд №7 – дополняется схема фрагментом о климате.

Учитель: Глядя на карты, мы убедились, что речная сеть густая, хорошо развита. Но на схеме над всем этим стоит вопрос – почему?

Слайд № 8 – схема дополняется заключительным фрагментом.

Учащиеся: Большое влияние на речную сеть оказывают климат и рельеф материка. Северная, центральная и восточная части материка получают большое количество осадков, а их распределению способствует равнинный рельеф на основной части материка.

Учитель:

  • А теперь кто повторит, что мы зашифровали на схеме?

(Учащиеся, опираясь на схему, повторяют всё вышесказанное)

Учитель: Таким образом, мы выяснили, что оказывает наибольшее влияние на густоту и полноводность рек Южной Америки.

Слайд № 9 – таблица «Крупнейшие реки».

Учитель: А теперь посмотрите на таблицу. Из неё вы можете получить ещё дополнительные сведения о реках: сравнить их длину, площадь бассейна, притоки.

(Такие же таблички, распечатанные на листах лежат у ребят на партах).

Глядя в таблицы, ответьте на следующие вопросы:

  • Самая длинная река Южной Америки?
  • Самая короткая река Южной Америки?
  • Самая маленькая по площади бассейна река?

(Учащиеся, глядя в таблицу, отвечают на вопросы учителя).

Учитель: В силу разнообразия рельефа, в Южной Америке на реках очень много водопадов.
Слайд № 10 – таблица «Крупнейшие водопады».
На этой таблице лишь несколько из наиболее крупных водопадов Южной Америки.

  • Как называется самый высокий водопад?

Учащиеся: Водопад Анхель.

  • Как называется самый низкий водопад?

Учащиеся: Водопад Игуасу.
Учитель: Об этих водопадах вы сегодня ещё услышите от меня, уважаемые экскурсанты.

А теперь подошло время сделать остановку у первого главного объекта.

Слайд № 11 – Амазонка.

Это река Амазонка.

Глоссарий – Амазонка.

P.S.(Учитель обращает внимание учащихся на правильное написание названия реки на карточке, которую помещает на магнитную доску в глоссарий (заменили словарь на новое и красивое название «Глоссарий». Далее появление новых терминов и понятий в ходе урока будет сопровождаться кратким сообщением о глоссарии).

Учитель: Найдите у себя на путеводителях место нашей остановки.

Амазонка – самая полноводная река в мире, вторая по длине после Нила. Амазонка рождается в Перуанских Андах, вытекая под названием Мараньон. У Амазонки более 500 притоков. Её ширина в месте впадения в Атлантический океан около 300 км, а глубина до 90 метров. Река имеет исключительно дождевое питание и отличается сложным режимом. В переводе с индейского Амазонка – обозначает «крушитель лодок», что говорит о её характере, особенно в половодья.

Глоссарий – Укаяли.

В верховьях реки Укаяли - притока Амазонки, время от времени слышатся загадочные глухие удары, похожие на раскаты грома.

Глоссарий – барранко.

Это барранко – поединок реки с лесом – вода подмывает берега, и деревья с шумом падают в воду.

Слайд № 12 – река. На слайде видно, как близко находятся деревья у воды.

И в Амазонке, и в Укаяли вода оранжево-жёлтая, мутная. А почему, об этом вы узнаете, посмотрев сюжет фильма о реке.

Слайд № 13 – кинофрагмент об Амазонке.

Несмотря на то, что вода в реках мутная и не видно, что творится на глубине, воды рек богаты жизнью. В реках бассейна Амазонки видится до 2000 видов рыб. На поверхности можно увидеть речных дельфинов – боту

Слайд № 14 – дельфины

и знаменитых рыб Амазонки – пираруку, выпрыгивающих из воды.

Глоссарий – пираруку

Слайд № 15 – пираруку (иллюстрация)

Это гигантские красные рыбы, которые могут достигать 5-метровой длины и весить до 90 кг. Средняя пираруку весит 25 – 30 кг.

Слайд № 16 – пираруку (фотоснимок в воде).

Однако, самые известные и опасные рыбы Южной Америки – пираньи.

Глоссарий – пираньи.

Слайд № 17 – пираньи (иллюстрация)
Мощные челюсти и острые зубы позволяют им, как бритвой, срезать кусок мяса. Индейцы Амазонки использовали их челюсти задолго до того, как европейцы привезли им ножницы.
Рыбы эти очень опасны, агрессивны и молниеносно двигаются.
Слайд № 18 – пираньи (фотоснимок)
Они всегда нападают стаей, привлечённые любым всплеском воды или почуяв кровь.
Слайд № 19 – стая пираний (фотоснимок).
Но в реке есть обитатели, которые не боятся этих рыб. Это кайманы.

  • Кто такие кайманы?

Учащиеся: Это вид крокодилов.
Слайд № 20 – кайман, слайд № 21 – (кайман во время охоты на пираний).
В этих же водах обитает самая большая змея в мире.

  • Как она называется?

Учащиеся: Это удав анаконда.
Много ещё можно рассказывать об обитателях этой необыкновенной реки, но нам пора продвигаться дальше.

Следующая наша остановка – река Ориноко.

Слайд № 22 – река Ориноко.

Глоссарий – Ориноко.

Учитель: Найдите эту реку на картах. Она берёт начало на Ю-З Гвианского плоскогорья, на высоте более 1000 метров. На карте Ориноко кажется небольшой. Однако её длина 2740 км! А это немало! В переводе с индейского её название так и звучит – «Река», так как она судоходна на расстоянии 1500 км от устья, в тех местах, где равнинный рельеф.
В отличие от Амазонки, Ориноко имеет ярко выраженную сезонность режима. С приходом влажного экваториального воздуха и сезона дождей река разливается. В сухой период сильно мелеет.
В бассейне реки Ориноко, её притоке Карони , находится самый высокий водопад на Земле – Анхель. (Находим водопад на картах).

Глоссарий – Карони, Анхель

Слайд № 23 – водопад Анхель.

Назван так по имени его первооткрывателя – американского лётчика – Джимми Анхеля. Водопад был открыт в 1935 году.
Анхель расположен в одном из самых глухих и труднодоступных мест Земли. Подступы к нему перекрыты труднопроходимыми джунглями. Туземцы считают их запретными.
Водопад был открыт случайно. В те годы в Венесуэле была «алмазная лихорадка», все пытались найти алмазы. Джимми Анхель не стал исключением. Он купил спортивный самолёт и отправился на поиски алмазных мест. Так, с высоты он увидел водопад. Алмазов он не нашёл, его самолёт потерпел крушение у подножия этого водопада. Лётчик остался жив, позже его обнаружили и доставили домой. Так был открыт знаменитый водопад.

Глоссарий – Парана.

В переводе с индейского Парана – «Родственник океана» - названа так за свои большие размеры. Обращаемся к своим путеводителям, находим реку. Ориноко берёт начало на южной окраине Бразильского плоскогорья. Река имеет сложный режим, который характеризуется бурным половодьем в период дождей, резким спадом в сухой сезон и паводками. Из слайда видно, что река судоходна, но только на протяжении 2500 км от устья, опять же из-за рельефа. Со ступенчатых уступов Бразильского плоскогорья низвергаются многочисленные водопады. К одному из них мы подходим. Особой известностью пользуется водопад Игуасу.

Слайд № 25 – водопад Игуасу (1)

Глоссарий – Игуасу. (находим его на картах)

В переводе с индейского Игуасу – «большая вода».

Слайд № 26 – водопад Игуасу (2)

Водопад стал известен европейцам в середине 16 века (1525год), когда его открыл испанский конкистадор – Альваро Гарсиа.
Игуасу ниспадает двумя главными каскадами (ступенями). Но всего водопадов в его системе 275.
Давайте посмотрим на это живописное зрелище поближе.

Слайд № 27 – кинофрагмент о водопаде.

Наше путешествие по рекам и водопадам завершилось, но экскурсию мы ещё не закончили. Чтобы продолжить её дальше, вам необходимо ответить на несколько вопросов.

  • С какими реками Южной Америки вы познакомились?
  • Какой тип питания у этих рек преобладает?
  • Почему на некоторых реках Южной Америки встречаются пороги и водопады?

(Учащиеся дают ответы на поставленные вопросы.)

Учитель: Мы можем продолжить нашу экскурсию. Она была бы неполной, если бы мы ничего не узнали об озёрах этого материка. Посмотрите в путеводные карты, прежде, чем путешествовать дальше.

  • Что вы можете сказать о наличии озёр на территории материка?

Учащиеся: Озёр на материке мало.

Учитель: Да, озёр очень мало. На карте дано 2-3 названия, а остальные не подписаны,
настолько они малы. У вас есть таблицы с названьями некоторых озёр. Давайте их
рассмотрим. У меня такая таблица дана на слайде.
Слайд № 28 – таблица «Крупнейшие озёра».
У некоторых озёр нет даже сведений о глубине. Я хочу обратить ваше внимание на
самое большое по площади озеро. Найдите его название в таблице.
Учащиеся: озеро Маракайбо.
Учитель: Верно, это озеро Маракайбо .

Глоссарий – Маракайбо.

Лагунное озеро, похожее, скорее на залив в Карибском море. Найдите его на картах.
Оно находится на севере Южной Америки.
А теперь я хочу рассказать вам о наиболее интересном из этих озёр, которое играет
важное значение для жизни людей этого материка.
Следующая наша остановка – озеро Титикака.

Глоссарий – Титикака.

Слайд № 29 – схема –опора – начало

Учитель: Давайте сделаем в своих путеводных дневниках ещё некоторые заметки на память.

Слайд № 30-33 – построение схемы- опоры об озере Титикака.

(Построение схемы сопровождается комментариями учителя, затем учащиеся повторяют рассказ по этой схеме самостоятельно).
Учитель: А теперь мы можем посмотреть, как выглядит это озеро.

Слайд № 34 – озеро Титикака (1).

Название озера в переводе с индейского – «свинцовая скала». Это название дали индейцы сначала острову у южного берега озера, а затем самому озеру. Озеро играет роль внутреннего моря, собирающего скудные воды этого пустынного
нагорья. По берегам озера живёт племя – уру.

Глоссарий – Уру.

по мнению этнографов (учёных, занимающихся изучением культуры и быта разных народов), Уру – первые обитатели Анд – появились здесь около 7000 лет до нашей эры. Сейчас их сохранилось 1000 человек. На сушу они почти не выходят. Жизнь им обеспечивает тростник - тотора.

Глоссарий – тотора.

Из него индейцы делают лодки, плоты, хижины, домашнюю утварь.

Слайд № 35 – озеро Титикака (2).

Сейчас на озере функционирует плавучая церковь и школа.

У побережий озёр, которые расположены так же высоко в горах, как озеро Титикака, могут образовываться айсберги, когда вдруг с гор начинают сползать ледники. Таким примером может служить озеро Лаго на территории Аргентины.

Слайд № 36 – озеро Лаго.

3. Заключение:

Учитель: Наша экскурсия по рекам и озёрам Южной Америки заканчивается. Я хочу поблагодарить вас за внимание и помощь во время её проведения. Нам осталось закрыть окно виртуальной экскурсии. Но для этого надо выполнить небольшое задание.
В ваших файл-папках под табличками находятся листы с заданиями для двух вариантов. Это чайнворды. Из его результатов я узнаю, как внимателен был каждый из вас сегодня, а для меня это будет своего рода лицензия – разрешение на право быть экскурсоводом и дальше. Надеюсь, вы меня не подведёте.

4. Проверка усвоения материала:

Учащиеся выполняют проверочную работу по теме урока в виде чайнворда, выполненного в двух вариантах. На работу отводится 5 – 7 минут. Затем ребята сдают свои работы учителю.
По окончании работы учитель поочерёдно открывает для каждого варианта чайнворды уже с ответами на экране.

Слайд № 37 – 1 вариант.
Слайд № 38 – 2 вариант.

5. Домашнее задание: (выдаётся в распечатанном виде персонально для каждого учащегося).

Используя п.43 учебника, конспекты урока, таблицы, дополнительную литературу и сведения, которые получили на уроках, составить памятку для туриста, какие места ему следует посетить и чего надо опасаться во время путешествия по водным объектам Южной Америки.

Использованная литература:

1. Элькин Г.Н. «География материков и океанов», методическое пособие; СПб «Паритет», 2001.
2. Никитина Н.А. « Поурочные разработки по географии». Москва «Вако», 2005.
3. Крылова О.В. Уроки географии, 7 класс. Москва «Просвещение», 1990.
4.Смирнова Н.П., Шибанова А.А. «По материкам и океанам». Москва «Просвещение», 1988.
5.Рянжин С.В. Новый Экологический Букварь. СПб «Анатолия», 2006.
6. Коринская В.А., Душина И.В., Щенёв В.А. Учебник географии материков и океанов. Москва
«Дрофа», 2000.
7.Крылова О.В. Материки и океаны. Москва «Просвещение», 2000.
8.DVD - диск «Южная Америка».
9. Большая детская энциклопедия по географии.

Приветствие учителя: «Добрый день, ребята! Садитесь. Проверьте, готовы ли вы к уроку? На столе должны лежать учебники по географии, рабочие тетради, атлас и контурная карта, письменные принадлежности. Итак, начинаем!»

Проверка Домашнего задания Стратегия (Говорящие головы) (АВ)

1.Причины преобладания высоких температур в северной части Южной Америки. Географическое положение.

2. Характер распределения осадков на материке. Неравномерное.

3. Пояс, где климат летом формируется под влиянием тропических воздушных масс, создавая жаркую сухую погоду с редкими ливнями, а зимой западные ветры приносят с океана умеренный воздух и обильные осадки с преобладанием пасмурной, теплой, дождливой погоды. Субтропический.

4.Климат, где зима сравнительно теплая, с температурами +4°, +6° С, с пасмурной, ветренойпогодой, а лето влажное, прохладное, с частыми дождями при температуре воздуха +8°, +10°С,осадков выпадает более 2000мм в году. Умеренный морской.

5. Пустыня в Южной Америке, где годами не выпадает ни капли дождя, считается одним из самых засушливых мест в мире. Атакама.

6.Материк, с климатом которого Южная Америка имеет много общего. Африка.

1.Субтропический.

2.Атакама.

3.Неравномерное.

4.Географическое положение.

6.Умеренный морской.

Ключ к ответам. 1-4,2-3,3-1,4-6,5-2,6-5. За один правильный ответ-1 балл,

Ход урока

Если через океан
Плыть к другому берегу,
Попадёшь на материк
"Южная Америка”
А на том материке
Есть река глубокая,
Из известных в мире рек
Самая широкая.
"Как зовут тебя, река?...” –
Крикнешь звонко,
А в ответ, из далека –
Слышно "Амазонка!...”

У меня сегодня отличное настроение. А какое настроение у вас, ребята? Покажите тот символ, который соответствует вашему настроению. (Выбрать смайлик)

И я вижу, что мы сработаемся!

Национальное агентство США НАСА в ходе аэрокосмических исследований жизни на других планетах пришло к безоговорочному выводу: вода - главное условие жизни. Поэтому там, где идут дожди, существует жизнь, а где нет - там пустыня. Вокруг нас так много воды, что мы воспринимаем её как нечто само собой разумеющееся и считаем, что это "всего лишь вода”.

(Демонстрация видов озеро, река, водопад).

Ребята как можно все эти воды назвать, одним словом?нутренние воды). Догадались ли вы, о водах какого материка мы будем вести сегодня речь?

Вот мы и определились с темой нашего сегодняшнего урока.

Каждый человек рожден мечтателем и путешественником. Однако в реальной жизни не каждому удается стать участником открытий и тогда наши сердца с грустью отзываются на строки Роберта Рождественского:

“Я жалею о том, что не видел лица всей земли,

Всех ее океанов, вершин и закатов.

Только парус мечты вел по свету мои корабли,

Только в стеклах витрин я встречал альбатросов и скатов.

Я не слышал, как в Лондоне час отбивает Биг-Бен,

Я не видел, как звезды сползают к фьордам все ниже,

Как кипит за кормой горький снег атлантических пен

И в начале весны голубеют фиалки в Париже". (Cлайд 1 и 2)

Действительно, не каждый из нас в реальной жизни может совершить путешествие, тем более в столь далекие. А уроки географии позволяют нам пусть в заочной форме, но совершать такие путешествия, расширять знания об окружающем мире, вместе с великими путешественниками совершать открытия.

Сегодня мы с вами совершим путешествие по рекам и озерам Южной Америки. Это и будет тема урока (слайд 3 и 4).

В ходе нашего путешествия нам поможет маршрутный лист, который состоит из 6 учебных элементов. После преодоления каждого из них вы будете оценивать свои знания, путем само и взаимопроверки. Оценки будете выставлять в оценочный лист (слайд 5).

Отправляясь в путешествие мы возьмем с собой рюкзачки и в течение всего урока будем пополнять их знаниями, умениями и навыками. Размер рюкзака будет зависеть от количества баллов, которые вы наберете за урок.

Итак, путешествие начинается.

Обратимся к первому учебному элементу (УЭ-1).

Цель: определить исходный уровень знаний о реках и озерах; уметь разъяснять смысл изученных понятий.

Задача: выполнить географический диктант по теме “ Речная система” (слайд 6).

Учащиеся работают самостоятельно. После выполнения диктанта проводится сверка ответов учащихся с правильными ответами (слайд 7).

Коррекция знаний (Какой вопрос вызвал наибольшее затруднение?)

Учащиеся выставляют самооценку в оценочный лист под УЭ-1. (Приложение 1)

Переходим к учебному элементу 2 (УЭ-2).

Какова его цель?

Учащиеся находят в маршрутном листе УЭ-2 и зачитывают его цель.

Что необходимо для ее достижения?

Учащиеся отвечают: “ Подготовить устные ответы на вопросы, пользуясь атласом”. (Слайд 8)

Примерные ответы учащихся:

На территории материка протекает река Амазонка, Парана, Ориноко.

Они относятся к бассейну Атлантического океана.

Все крупные реки текут в Атлантический океан, так как на западе – горы Анды (они являются водоразделом).

Так как реки текут по низменностям, характер течения их равнинный.

Река Амазонка полноводна круглый год, так как протекает в экваториальном поясе. Река Ориноко и Парана полноводны летом, так как они текут в субэкваториальном поясе.

Питание рек – дождевое. (Слайд 9)

Сообщение ученика о реке Амазонка. (Слайды 10- 13)

(Амазонка – крупнейшая в мире по размерам бассейна, полноводности и длине. Образуется слиянием рек Мараньон и Укаяли. Длина от главного истока Мараньона – 6437 км, от истока Укаяли свыше 7000 км. Площадь бассейна 7180 тысяч квадратных километров. В 2011 году по результатам всемирного конкурса Амазонка признана одним из семи природных чудес мира. Протекая большей частью по Амазонской низменности она впадает в Атлантический океан, образуя самую большую в мире дельту (площадь свыше 100 тысяч квадратных километров и включающую самый большой в мире речной остров Маражо. В ширину Амазонка 80 километров, а ее глубина у Обидуса составляет 135 метров (примерно средняя глубина Балтийского моря).

Амазония удивляет богатством флоры и фауны.

Здесь обитают розовые дельфины и рыба-бык, длина которой достигает 4 метров, вес – 500 килограммов. Знаменитая хищница – рыба-пиранья – тоже обитательница этих мест.

Амазонка – родина самой крупной на нашей планете кувшинки – виктории регия. Ее обнаружили европейцы в 1864 году и назвали викторией регией. Название было дано в честь британской королевы Виктории, что в переводе означает “Виктория царственная” или “Виктория великолепная”. Каждый ее лист может достигать в диаметре 2-х метров и могут выдерживать вес до 50 килограммов. Ее выращивают в самых крупных ботанических садах. В России всего в 3 городах – Санкт-Петербург, Сочи и Липецк. Цветет только по ночам, причем один цветок держится всего 2 ночи, поэтому увидеть это зрелище большая удача.

Приступаем к третьему учебному элементу (УЭ-3).

Цель: сформировать знания об озерах Южной Америки, их особенностях, размещении; развивать память; запоминать прочитанное.

Учащиеся работают индивидуально. После выполнения работы взаимопроверка

(обмениваются тетрадями в парах), выставляют оценку друг другу в оценочный лист под УЭ-3 (слайд 14) и (приложение 1).

Переходим к учебному элементу 4 (УЭ-4).

Цель: развитие умений работать с контурной картой.

Учащиеся наносят на контурные карты реки и озера, водопады Игуасу и Анхель.

Один ученик выполняет эту работу на классной контурной карте. Учащиеся сверяют правильность выполнения задания по образцу, выполненному на классной контурной карте (слайд 15). Учащиеся оценивают свою работу и вписывают оценку в оценочный лист под УЭ-4 (приложение 1).

Приступаем к учебному элементу 5 (УЭ-5).

Учащимся предлагается найти цель учебного элемента, выполнить задание и результаты занести в таблицу (приложение 1). Правильность ответов сверить (слайд 16). Поставить самооценку в оценочный лист под УЭ-5 (приложение 1).

Переходим к последнему учебному элементу (УЭ-6).

Цель: подведение итогов.

Учащиеся должны дать ответы на два вопроса.

Назовите и покажите крупнейшие речные системы Южной Америки; перечислите их особенности.

Назовите и покажите озера Южной Америки.

Примерные ответы:

Река Амазонка, Парана, Ориноко относятся к бассейну Атлантического океана, равнинные, питание – дождевое. Амазонка полноводна круглый год. Парана и Ориноко – летом. На реке Ориноко находится самый высокий водопад мира – Анхель. На реке Парана – водопад Игуасу.

Озеро Титикака и Маракайбо. Маракайбо – озеро-лагуна, расположено на севере и соединено узкой протокой с Карибским морем. В Андах находится самое высокогорное озеро мира – Титикака (происхождение тектоническое, глубина 304 метра). (Слайд 17)

Согласны ли вы с тем, что если получили:

Большой рюкзачок - усвоили материал полностью,

Средний рюкзачок – усвоили частично,

Маленький – мало что усвоил, надо еще поработать.

Выберите домашнее задание (слайд 19).

Спасибо за работу. Урок окончен.

Маршрутный лист (Приложение)

Закрепление (Чайнворд ) (АВ) если осталось время

1 вариант

1. Самое большое озеро-лагуна, которое находится на севере материка.

2. Великий, зелёный и ужасный обитатель вод Амазонки.

3. Водопад на Гвианском плоскогорье, высотой 1054 метра.

5. Высокогорное озеро.

6. Очень, очень длинный и в воде живёт.

8. Водопад на юге Бразильского плоскогорья.

9. Одна из крупнейших рек Южной Америки.

Чайнворд «Внутренние воды Южной Америки»

2 вариант

1. Водопад на юге Бразильского плоскогорья.

2 . Самое большое озеро-лагуна, которое находится на севере материка.

3. Одна из крупнейших рек Южной Америки.

4. Великий, зелёный и ужасный обитатель вод Амазонки.

5 . Водопад на реке Ориноко, высотой 1054 метра.

7. Маленькие, но очень прожорливые рыбки, чьим зубам можно позавидовать.

8. Высокогорное озеро.

9. Очень, очень длинный и в воде живёт.

Рефлексия (солнышко и тучка)

Новый материал для вас был не сложен, понятен?

Карту Ю.Америки вы знаете достаточно хорошо

Выразите словами: этот урок для меня был ….

Оценки за урок

Задание на дом: параграф 39

Дополнительно сообщения: рекорды органического мира южной Америки (самый большой паук, жук Геркулес, самое большое водное растение и т.д.) Контурные карты