Медитативная живопись. Что такое медитативное рисование

Картины Зили Никитиной я открыла для себя на Аркаиме, где она очень известна. Это достаточно необычная живопись, потому что ее невозможно оценивать так, как мы, в большинстве своем, привыкли оценивать художественные произведения.
Здесь не важна техника, не важно, как и чем написана картина, важно лишь, что ты видишь и что при этом чувствуешь.

Сразу хочу предупредить, что у художницы очень нестандартный взгляд на мир. К ее медитативным ощущениям и видениям можно относиться по-разному, но почему бы нам и не заглянуть в чью-то реальность?

При подготовке статьи в который раз пришлось столкнуться с бедой многих художников - с отсутствием приличных репродукций их произведений в сети. Поэтому не обессудьте за маленькие изображения.

***
Зиля (Зульфия) Никитина - профессиональный художник. Родилась в городе Уфе в 1966 году, закончила театральное отделение Уфимского училища искусств. С раннего детства ее реальность была наполнена ангелами, сияющими Божествами, параллельными пространствами, ощущениями прошлого. По ее словам, глубокое прикосновение к Божественному у нее началось в 1990 году. Через 7 лет она стала писать медитативные картины и заниматься с детьми медитативным рисованием.

«Световой мир»

Художница так рассказывает об этом периоде своей жизни: «Те чудеса и видения, что сопровождали меня в детстве, начали разворачиваться. Дети, с которыми я занималась, стали моими первыми учителями. Я увидела, что это только тела маленькие, а на самом деле это старые древние Духи и Учителя. Они рассказывали мне об устройстве мира (хотя сами об этом нигде не читали, и им никто не рассказывал). Когда уважительно относишься к детям на равных, не свысока, то они начинают доверять тебе и раскрываются».

Основные темы ее живописи - древние Арии, Аркаим и Индия, в которой художница бывает подолгу (в основном, в Путтапарти, в Ашраме Сатья Саи Бабы - учителя, известного духовно-религиозного деятеля Индии). Картины Зиля пишет в медитации, в полном одиночестве, не выходя на улицу и ни с кем не общаясь. Часто такие медитации длятся по нескольку дней, пока картина не будет закончена.

По словам художницы, сначала она видит цвет. «Некоторые картины и образы приходят спонтанно, а потом возникает нестерпимое желание выложить скорее это на бумагу. Так пришли образы Мандалы Времени Вселенной и Мандалы Дурги. Сейчас я вижу картины трехмерно. В пространстве над картиной, когда еще лист пуст, уже есть все: и цвет, и форма, причем как в компьютерной графике все движется и играет. Картины я не подписываю сверху, потому что считаю, что нельзя накладывать свою запись. Это не принадлежит мне, я это четко понимаю. Я просто снимаю определенный срез пространства с определенными частотами вибраций, и я понимаю, что это окна, через которые работают Боги».



«Древний дух арийского Аркаима», 2007

«Древний дух Аркаима» написан в Уфе, картина сейчас находится в Аркаиме.
При виде этой картины очень многие плачут - по словам автора, это означает,
что идет сильная трансформация сознания через воспоминание.



«Духи звезд Сириуса», 2007

Написаны в Уфе, сейчас находятся в Аркаиме.

Как объясняет автор, на этой картине изображены Отец и Мать, молодые и впервые вместе на одном полотне.
Отца художница впервые увидела во время медитации в 1998 году как древнего старца, управляющего Сириусом.
Из этой медитации пришло и видение самого Сириуса - его пейзажей, дворцов, кораблей, которые появляются и на других ее картинах. Образ Матери впервые сформировался в 2003 году.



«Сириус», 2007

Те же Отец и Мать, но постарше.
На фоне пейзажей Сириуса.



«Сирианская Божественная мать», 2009

На ее написание ушло больше полугода, художница работала над ней в Индии.

По словам художницы, «Сирианская Божественная мать - тоже из Ариев, Белых Световых богов.
Несколько человек поделились со мной своими опытами, что Она пробуждает Божественное женское начало, достоинство и честь, которыми когда-то обладали древние арийские женщины. В ней - славная сила Белых Богов, чудная красота женщин, благословленная Единой матерью мира. Учитель говорит, что сейчас Матери Земле не хватает иньской (женской) энергии, которую выделяют только женщины, и только когда они счастливы. Ей не хватает этой энергии потому, что на протяжении многих веков мужчины обижали и унижали женщин. Но лишь женщина способна испускать эту энергию, которая так нужна сейчас планете. Еще учитель говорит, что мужчина находится в приемной Бога, а женщина - у самого Бога. Потому что только у женщины сильно развито такое качество, как жертвенность и сострадание».



«Белые Боги», 2010

Картина написана и находится в Уфе.
На ней изображены Бог ветра Стрибог и Матушка Земля.

Здесь художница ссылается на славяно-арийские веды, которые говорят, что в скором времени мы из «чертога Лисы» вступим в «чертог Волка» - в эпоху, на которую придется расцвет культуры и подъем самоосознания человечества.
В этот период человек начнет обращать свой взор на природу, перестанет уничтожать ее и начнет ее поддерживать.
Современная астрология ведет разговор о некотором аналоге этого являения -
о грядущем переходе эры Рыб в эру Водолея.

В медитации автору пришло знание, «что арии (Белые Световые Боги) покинули Землю и улетели на Сириус и Орион.
На Урале пришло понимание, что арии жили в полной гармонии с мирозданием, и нам надо вспомнить это чудо, вернуться к истокам Любви».

А вот история, связанная с картиной:
«Когда я начала ее рисовать, на меня обрушился просто шквал энергии такой силы, что просто отключало, я еле рисовала. Они начали общаться со мной с картины, когда еще был только набросок, не было даже ликов. Тогда я поняла, что эта картина должна излучать живую божественную благодать, исцеляющую и переключающую сознание людей на более высокие уровни сознания, дающую радость и любовь, изначальный свет, изливающийся то тонко и нежно, то бурным шумящим потоком.

Вновь и вновь вспоминаю слова детей о том, что картины - это порталы в другое пространство, они как открытые ворота, через которые мы впускаем очищающую энергию, благодать Бога...

Вот то, что мне начало открываться в «Белых Богах»: в правом нижнем углу - кристалл возрождения.
Пирамида над ним - световая, энергетическая. На заднем плане - межпланетная база, а дальше - архитектура, если можно ее назвать этим словом, правда это не просто дома в нашем привычном понимании, а сферы.
И пирамиды - это, прежде всего, кристаллы времени и пространства, аккумуляторы энергий.
Это кристаллические зоны на земле, там и располагаются такие межпланетные базы, и это все естественная жизнь.
Ничего сверх такого в этом нет, это нормальная реальность для них.
Одновременно идет соединение с силами природы, со стихиями и элементами».



«Арийские Боги Мать Лада и Бог Род», 2010



«Будда», 2007

Написан и находится в Уфе.

Увиделся художнице неожиданно, во время живописи - «золотой, светящийся, с нежнейшей улыбкой на устах, смотрящий на цветы. Таким и был нарисован. Цветы вокруг Будды - те, что растут в Путтапарти в Индии».



«Шива Чистая Любовь», 2007.



«Кришна», 1998



«Богиня Лакшми», 2008

Была увидена в Путтапарти, а написана уже в Уфе.
Автор продолжает прорабатывать женский аспект.



«Богиня Сарасвати», 2010

Написана в Индии, сейчас находится в Москве.

От автора:
«Богиня Сарасвати ощущалась мне в необычном, нестандартном образе, так я ее и нарисовала, как она мне пришла. Именно так я увидела лебедя. А Павлин - это символ непроявленных глубинных знаний и вообще всего непроявленного».

P.S.:
Удалось найти более крупное изображение.
Здесь видно, что картины достаточно фактурны.
Мелкие репродукции съедают все особенности:(



«Место, где родился Бог», 2006



«Женское начало», 2009



«Мандала Дурги - здравомыслия», 2010



«Три закона Вселенной», 2009



«Мандала Времени нашей Вселенной», 2007



«Миры и пространства», 2011



«Мать Земля», 2007

P.P.S.:
Эту картину участники нашей поездки сфотографировали на Аркаиме с оригинала.
К сожалению, фотограф не отключил вспышку.
Полотно достаточно большое, фактурное и с переливами.


Дудлинг и зентангл

Дудлинг и зентангл- это направления интуитивного рисования. Вы берете бумагу, ручку или карандаш и выводите разные загогулинки на листе. Хотя между дудлингом и зентанглом есть некоторая разница, особенных правил и требований не существует.
В дудлинге можно начинать рисовать из любого места, постепенно дорисовывая детали в разные стороны. Его можно рисовать, особо не задумываясь о композиции или повторяемости/неповторяемости рисунка. Мы рисуем скорее для расслабления, чем для собранности и концентрации.В дудлинге нет никаких запатентованных узоров или требований к бумаге. Он может быть абсолютно любым.

В зентангле же есть определенные правила. Его рисуют на квадратах 9 на 9 см.
Принято ограничивать область рисунка линией (произвольной, но все равно), или даже несколькими линиями-секторами, в которых располагают разные узоры. Зентангл является запатентованной техникой рисования, в которой есть свои определенные правила. Эти узоры и правила запатентовали авторы идеи — Рик Робертс и Мария Томас. Они определяют зентангл как форму медитативного искусства. Сам процесс представляет собой форму медитации с использованием ручки и карандаша.

Вдохновленные Зентанглом

На стыке дудлинга и зентангла появился ZIA — ZenInspiratedArt, в русском языке — Зенарт *. По сути зенартом мы называем графические изображения, содержащие узоры. Это техника рисования, не требующая специальных навыков подготовки, помогающая расслабиться, получить удовольствие от процесса, научиться погружаться в состояние медитации, творчески самосовершенствоваться.

Философия Медитативного рисования

Мир значительно ускорился за последние 100 лет. Судите сами:
-Мы за 12 часов облетаем пол-земли
-Ездим в отпуск на 3-7 дней
-Пользуемся фастфудами
-Передаем мысли на огромном расстоянии за считанные секунды
-Научились ускорять рост растений и животных
И вся эта скорость требует компенсации. Важно побыть какое-то время одной, замедлится, побыть в медитации. Для меня самым лучшим способом оказалось рисование. Конечно же, у меня нет много времени, чтобы сидеть за холстами и рисовать. Моим счастливым открытием оказался зенарт.
Не нужно многих лет обучения и часов за эскизами. Я рисую по 20 минут в день и получаю огромное удовольствие и успокоение.

ЦЕЛЬ РИСОВАНИЯ:

УСПОКОИТЬ УМ И ПРИВЕСТИ МЫСЛИ В ПОРЯДОК.

Когда мы практикуем (да-да, как в йоге, или в боевых искусствах) зенарт, мы очищаем сознание от всего лишнего, ненужного. Поэтому, основное внимание мы уделяем ПРОЦЕССУ рисования, а результат – вторичен.
Медитативное рисование – отличный способ начать рисовать. Это намного проще, чем масло или акварель.

Не нужно долго учиться и часами сидеть за эскизами. Достаточно 20 минут в день
Можно начать в любом возрасте (читала о тех, кто в 60 начал — и счастлив!)
У каждого практикующего получаются свои уникальные шедевры

P.S. В РФ название «Зенарт» является зарегистрированным товарным знаком студии Рисующий город.


Мы привыкли решать вопросы, используя свою рациональную логическую часть психики. Но как быть, когда разум и логика остаются бессильны при возникновении тех или иных ситуаций и вопросов в нашей жизни? Многие сложности и неразрешимые проблемы становятся понятными и доступными для изменения, когда человек начинает открывать свое интуитивное начало и активно задействует свои скрытые ресурсы и потенциал.

Если Вы хотите пробудить свою интуицию, активизировать не только левое (логическое), но и правое (творческое) полушарие мозга, займитесь таким приятным, увлекательным и необычным занятием как медитативная интуитивная живопись. Это чрезвычайно простое, но очень эффектное и эффективное занятие.

Подготовка к рисованию.
Все, что Вам потребуется, чтобы начать - это подготовить краски (акварель, гуашь или акрил - на Ваш выбор), плотные листы бумаги (формат А3 или А4), кисти разных размеров и успокаивающую медитативную музыку. Важно, чтобы в процессе Вашего рисования Вас никто не отвлекал и не мешал, ведь Вы будете сосредоточены в этот момент на своем внутреннем мире, будете слушать голос интуиции, ощущать новые эмоции и состояния.

Первая часть сеанса интуитивной живописи
Перед началом рисования включите выбранные Вами спокойные расслабляющие музыкальные композиции. Музыка должна звучать не громко, а в фоновом режиме. Возьмите в руки кисть и, прислушиваясь к своим внутренним ощущениям, выберите тот цвет, который сейчас Вас привлекает. Начните делать разнообразные мазки этим цветом, с каждым мазком все больше включаясь в сам процесс, отбросив все лишние мысли и умозаключения.

Смысл медитативного рисования прежде всего в том, чтобы отключить на время свой разум, и наоборот, включить эмоции, чувства, интуицию. Это необыкновенное и непривычное для многих людей занятие, открыв которое, Вы захотите в него периодически возвращаться, чтобы отдохнуть, получить заряд энергии, прилив сил и новое видение себя и своих вопросов.

Когда Вам уже удалось освободить свой разум от мыслительной каши, окунуться в мир переживаний и творческих поисков, Вы заметите, как начинает появляться Ваша собственная картина, являющаяся плодом именно Вашего подсознания и фантазии. Она может быть абстрактной или же, наоборот, содержать конкретные символы, образы. Также уже в самом процессе рисования Вас могут посетить неожиданные и удивительные озарения, осознания и новые неординарные идеи. Если так происходит, порадуйтесь и похвалите себя, Вы уже смогли открыть дверку в свое в подсознание.

Вторая часть сеанса интуитивной живописи
Как только Вы почувствовали, что Ваш рисунок полностью завершен и Вам больше ничего не хочется в него добавить, просто отложите кисти и краски. Закрепите свой рисунок вертикально, отойдите от него на пару метров и посмотрите на картину издалека (как мы обычно делаем в картинной галерее). Обычно с некоторого расстояния от рисунка мы можем в нем заметить что-то новое, а также посмотреть на весь рисунок в целом. Дайте название своему рисунку, а затем придумайте для него историю (лучше записать ее всеми теми словами, которые приходят в голову, чтобы потом была возможность проанализировать и получить еще одну порцию новых сведений от своего подсознания и интуиции).

Если Ваш рисунок нравится Вам по своей энергетике, вызывает у Вас положительные эмоции, Вы сможете им украсить свой дом. В таком случае благотворное влияние интуитивной живописи будет еще дольше длиться. Ваш интуитивный рисунок, попадая в поле Вашего зрения, будет влиять на Вас, ведь Вы подсознательно будете ассоциировать его с тем приятным безмятежным состоянием, когда Вы были в процессе его создания. Ваш рисунок - это материальное подтверждение прекрасного акта чистого творчества, в котором находилась Ваша душа. Если же Вы заведете такую приятную привычку - периодически рисовать и расслабляться таким образом - то уже в ближайшем будущем Вы в полной мере ощутите всю гамму положительных эмоций и чувств: гармонию, умиротворение, спокойствие, радость, восторг, вдохновение и многое другое!

Желаем Вам творческих открытий и мира в душе.
Автор статьи - Кристина Сельдина.

Кто может дать ответ: "Что такое медитативная живопись?" Художник, пишущий такие картины в силу несовместимости художественной правды с внешней реальностью становится причиной трагического непонимания его обществом. Куда проще ему пойти за обывателем, который стиль "ФОТО" ставит на первое место, а поверхностно красивое для него главное.

Но обыватель уже научен принимать и "переваривать" искусство импрессионистов и сюрреалистов (или делают вид, от них это требует мода). А вот медитативное искусство вызывает у него полное неприятие. Он покручивает пальцем у виска, указывая на создателя такого искусства. Каковы причины отторжения обывателем медитативного искусства?

Даяты - картины для медитации и оздоровления

Даяты - картины, которые предназначены для медитативного созерцания. Кроме этого, даяты используются для оздоровления и лечения многих заболеваний, а также для нормализации психического состояния, особенно перед событиями, требующими большой эмоциональной нагрузки или после них, для восстановления сил.

В переводе даята означает дарующий, дающий.

Даяты известны йогам с давних времен. Визуально они представляют собой изображения определенных геометрических фигур, которые раскрашены в яркие цвета. Всегда было 108 даят. На лицевой и оборотной стороне написаны мантры. Во время медитации их необходимо произносить, что усилит эффект их воздействия. Каждая картина имеет легенду, которая помогает понять ее суть. В оригинале даяты написаны на холсте маслом, размер картины 99х99 см.

Процесс создания даят всегда был тайной и передавался исключительно от учителей ученикам.

Сумиё - божественная кисть

Принято считать, что искусство Сумиё берет свое начало в Китае, однако его корни есть и в Японии. По своей природе сумиё религиозно. Источник создания картин лежит за пределами обыденного сознания человека. Это прямая передача божественной энергии.
Художник, создавая эти картины, отделен от своего творения. Он является лишь движением, исполняя волю запредельного. И нередко то, что появляется под движениями его кисти, удивляет не только окружающих, но и его самого.
Каждая картина является тайной, разгадать которую является высшим удовольствием и духовным прозрением.

Мандала - модель Вселенной

Мандала - это модель Вселенной, выраженная геометрическими символами. Форма мандалы - это, как правило, круг, в который вписан квадрат, имеющий внутренний круг, часто разделенный на сегменты. Внешний круг символизирует Вселенную. Внутренний - измерение божеств, бодхисаттв, будд.
Исследования психологов, эзотериков и физиков современности совпадают с древними воззрениями на природу сознания человека.
Человеческое сознание базируется на Образе.
Созерцание мандалы - это эффективный инструмент решения глубинных психологических проблем Это касается проблем в общении, в семье, творчестве и профессиональной деятельности. Мандала основана на принципе единства и целостности.
Мандала является энергетической матрицей, которая взаимодействует с человеком на многомерном уровне.
Медитируя на мандалу человек подключается к исцеляющему источнику энергий Земли и не важно осознает он это или нет. Созерцание мандалы позволяет человеку перейти на новый уровень Бытия, наполненный гармонией и умиротворением.