Кто такие итальянцы и откуда они взялись. Современные итальянцы генетически тот же народ, что жил в Древнем Риме? Следы ведут в Россию

Итальянцы, италиани (самоназвание), народ, основное население Италии. Общая численность 66,5 млн. человек, в том числе в Италии 54,35 млн. человек. Живут также в других странах Европы (2,7 млн. человек, в том числе во Франции 1100 тыс., Германии 540 тыс., Швейцарии 408 тыс., Бельгии 280 тыс., Великобритании 220 тыс. человек), Америки (8,05 млн. человек, в том числе в США 5,5 млн., Аргентине 1,35 млн., Канаде 800 тыс., Бразилии 650 тыс., Венесуэле 200 тыс., Уругвае 100 тыс. человек), Австралии и Океании (около 300 тыс. человек), Африки (100 тыс. человек), Азии (около 10 тыс. человек). Субэтнические группы: венецианцы, лигурийцы, калабрийцы, ломбардцы, пьемонтцы; наиболее обособлены сицилийцы и сардинцы (сардинцев часто выделяют как самостоятельный этнос). Говорят на итальянском языке романской группы индоевропейской семьи. Диалекты: 1) северная группа - венецианский, лигурийский, ломбардский, пьемонтский, эмильянский; 2) центральная группа - римский, тосканский, умбрский; 3) южная группа - абруццский, апулийский, калабрийский, неаполитанский, сицилийский. Письменность на латинской графической основе. Большая часть итальянцев - католики.

Древнейшей основой италянского этноса были италийские племена (италики), составлявшие большую часть населения Апеннинского полуострова в 1-м тысячелетии до нашей эры. Одно из них - латины, жившие в области Лаций и основавшие Рим, в VI-II вв. до нашей эры покорили остальные италийские племена и населявших север полуострова этрусков, лигуров, венетов, кельтов, а на юге полуострова и островах Сицилия и Корсика - греков, карфагенян и сикулов. В I-II вв. нашей эры всё население полуострова говорило на так называемой народной латыни. Языки покорённых племён Италии послужили основой образования диалектных особенностей латыни и позднее - итальянского языка. С первых веков нашей эры романизированное население Италии постоянно смешивалось с рабами различного происхождения, а с V века с германцами - остготами, вестготами, лангобардами и др. В течение VI-XI вв. отдельные области Италии завоёвывали византийцы, франки, арабы, норманны; происходило массовое смешение италийского населения с завоевателями, в процессе которого складывались итальянская народность и итальянский народный язык; его первые памятники принято датировать VIII-IX вв.

Для формирования итальянской нации важным было становление капиталистических отношений, культуры Возрождения и утверждение в XIII-XIV вв. литературного языка на основе тосканского диалекта. Однако продолжительное сохранение политической раздробленности страны препятствовало консолидации населения отдельных итальянских областей, отличавшихся диалектами и особенностями культуры, в единую нацию. Этот процесс завершился только во второй половине XIX века в ходе развития капитализма в Италии и её государственного объединения.

При высокоразвитой промышленности в Италии сохраняются традиционные отрасли сельского хозяйства - пашенное земледелие, виноградарство, садоводство (в том числе цитрусовые), разведение крупного и мелкого рогатого скота.

Около половины итальянцев живёт в городах, которые сохраняют многочисленные памятники архитектуры разных эпох (Рим, Венеция, Флоренция, Неаполь, Милан и др.) и частично традиционную планировку. Для Южной Италии характерны большие скученные сельские поселения. Многие из них располагаются на холме, часто окружены каменными стенами. На Севере нередки разбросанные поселения. По всей стране, особенно в холмистых местностях, распространены также посёлки хуторского типа из 5-10 домов.

Основной материал для постройки сельского жилища - камень. В области Апулия бытуют архаичные круглые в плане постройки (например, так называемые трулли). В Северной и Центральной Италии встречаются усадьбы древнеримского происхождения - корти ("дворы"). Жилые и хозяйственные постройки в них образуют замкнутый четырёхугольник. Традиционны сложные типы сельского жилища: левантийский - каменный дом из нескольких помещений, каждое из которых имеет самостоятельную крышу; средиземноморский - двухэтажный каменный дом, прямоугольный в плане, на нижнем этаже располагаются хозяйственные помещения, на верхнем - кухня и комнаты; альпийский - большая двух- или трёхэтажная постройка, к верхнему этажу которой пристроена крытая галерея; венецианский - двухэтажная каменная постройка, сильно вытянутая в плане, с портиком вдоль одной из длинных стен (часто с внешним дымоходом). Единственным отапливаемым помещением крестьянского дома была кухня с большим пристенным или центральным очагом.

Народный костюм в континентальной Италии начал выходить из употребления в конце XIX века. В наши дни его носят крестьяне некоторых южных провинций в праздничные дни и участники фольклорных ансамблей. Главные элементы женского костюма - длинная широкая юбка, кофта туникообразного покроя, корсаж, передник, головной платок, распашная одежда - джакетта и джубетто. Традиционный мужской костюм - короткие штаны, рубаха со вшивными рукавами, короткая куртка или безрукавка, шляпа.

Пища итальянцев отличается разнообразием, обилием овощей и фруктов. Многие области и отдельные города славятся своими местными блюдами. Однако в режиме питания итальянцев всех регионов много общего. Завтрак итальянцев, как правило, лёгкий, в деревне он состоит из хлеба и сыра, в городе - из маленькой чашки чёрного кофе с небольшой булочкой. Первое блюдо обеда (минестра) чаще всего из макаронных изделий, второе - рыбное или мясное. Обычный десерт - фрукты и сыр. Наиболее популярны такие сорта, как модзарелла, пекорино, рикотта и некоторые др.

Непременная принадлежность обеда - сухое вино. Среди вин, получивших всемирную известность: кьянти (Тоскана), марсала (Сицилия), кастелли романи (Лаций), лакрима Кристи (Кампания) и др. Хлеб пшеничный, на севере его часто заменяют полентой - густо сваренной, нарезанной ломтями кукурузной кашей. На юге часто единственным блюдом обеда является пицца - открытый круглый пирог из пресного теста, начинённый чаще всего сыром и томатным соусом. Для приготовления многих блюд южане используют также так называемые "фрутти ди маре" ("плоды моря"). Традиционные рождественские сласти: панеттоне (типа кулича), торроне (типа нуги с изюмом и сваренными в мёде орешками) и панджалло (кекс с изюмом и цукатами).

В ряде праздников (Рождество, Богоявление, Пасха, день Сан Джованни) христианские обряды переплетаются с языческими. Италия - родина карнавала, который обычно проводится в городах, сопровождаясь ряжением и бурным весельем. В этом народном празднике прослеживаются как древние дохристианские корни (ритуальное сожжение чучела), так и веяния нового времени (например, распространение карикатурных масок героев сказок Андерсена, братьев Гримм, персонажей Диснея, известных политических деятелей, артистов и пр.).

Устное народное творчество итальянцев богато и разнообразно. На севере распространены эпические поэмы, на юге - лирические стихотворения "страмботти", пришедшие из Сицилии, в Кампании - лирические (так называемые неаполитанские) песни. Народные танцы - тарантелла, сальтарелло, ломбарда, бергамаска и др.; музыкальные инструменты - гитара, волынка, свирель. Развито декоративно-прикладное искусство: производство художественной керамики, ковроделие, резьба по дереву и др.

Н. А. Красновская

Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 200-201.

Далее читайте:

Исторические лица Италии (биографический справочник).

Сардинцы, сарды, сардос (самоназвание), народ в Италии, основное население острова Сардиния.

В наше время каждый житель России с рождения, наверное, знает, что это блюдо пришло к нам из Италии. Для русских поесть его - дело как правило праздное. И далеко не все знают, что на юге Италии оно часто бывает единственным блюдом обеда - открытый круглый пирог из пресного теста, начинённый чаще всего сыром и томатным соусом. Впрочем и у нас студенты подчас питаются в обед только им одним. В этом смысле мы догнали Италию в пространстве. Впрочем, не только в пространстве, но и во времени: ведь пицца круглосуточно продается и доставляются жаждущим.

Так, давайте по порядку. Италия времён основания Рима и Италия времён заката Римской империи как бы несколько различаются. Основатели города, по некоторым исследованиям (к сожалению, не смогу дать ссылку), не были похожи на современных итальянцев - скорее на французов, по своему расовому типу. Но уже и тогда на "сапоге" помимо племён италиков (и этрусков, римляне их застали!) проживали греки в своих колониях. Как греки выглядят, мы себе приблизительно можем представить (а то, что они-де были когда-то блондинами, голубоглазыми и с правильными чертами лица - не более чем заблуждение, которое легко опровергается даже если просто посмотреть на изображения краснофигурных кратеров - там изображены типичные представители средиземноморской расы). Такие мегаполисы, как Неаполь, были основаны греками, и они - генетическая основа населения города, если не вообще южных итальянцев. Потом, во времена империи, на полуостров хлынул поток рабов, переселенцев, торговцев вообще из всех точек, с которыми империя соприкасалась. Тем не менее, можно сказать, что представителей негроидной расы, например, было не так много. Зато было более чем предостаточно, опять-таки, греков, сирийцев (упоминания о них можно найти практически везде), североафриканцев (как понимаю, тогда тоже семитов по происхождению), армян, арабов, евреев. С другой стороны, эта волна южной крови встречалась с северной - из галльских и германских народов. Представим, что германец-вольноотпущенник женился на сирийке. А в это же время гречанка вышла замуж за потомка италиков. Ещё позже дети этих пар переженились. Вот так формировалась итальянская народность.

Где-то к раннему Средневековью, в связи с закатом западной Римской империи, в Италию прекратили пребывать большие потоки людей. Тем не менее, стоит выделить вторжение лангобардов - германского племени. Северная Италия по их имени названа Ломбардией. И на севере страны, соответственно, гораздо чаще можно встретить светлые волосы, голубые глаза и т.д. В том, что на картинах эпохи Возрождения мы видим в основном красавиц нордического типа, а не жгучих брюнеток типа Софи Лорен или Лоллобриджиды, нет ничего странного. Просто Ренессанс пошёл именно из северной Италии, и художники запечатляли ломбардских красавиц.

У очень многих народов есть подраздел на северных и южных (в том числе и у нас - русских). Так вот, если упрощать, то, имея в виду северных итальянцев, надо вспомнить о лангобардах, а если южных - греков и североафриканцев с сирийцами. Но конечно, это всё потом перемешалось, и продолжается смешение.

Италия переживала ряд набегов, и дважды была завоевана германскими племенами, среди которых наиболее влиятельными были остготы и лангобарды. Естественно они повлияли значительно на разбавление этнического состава, который в свою очередь не был однообразным, а исторически был сплетен из разных родственных и не очень племён Апеннин. Италия переживала так же влияние арабов, скандинавов и греков.

Если с точки зрения этноса - то они потомки, но с оговоркой на последующие примеси. С точки зрения страны, они наследники этой территории такие же, как мексиканцы для ацтеков например. То есть в корне, большинство итальянцев естественные потомки людей живших там и до рождения Римской империи. С точки зрения языка нужен лингвист или носитель итальянского с латынью (коим увы не являюсь), но их тесное родство видно и невооруженным взглядом.

История народа, страны и государства это три разные истории, народ может мигрировать, ассимилировать и ассимилироваться, трансформироваться, смешавшись с соседями, в более крупный народ и т. п. История одной страны так же может включать историю разных народов, приходивших и уходивших с её территории. История государства также может иметь периоды маленьких княжеств, ставших державами, потом империями, потом снова маленькими и тихими сонными странами, включая в свою орбиту другие страны и народы, а потом теряя их.

Итог: несмотря на все перипетии итальянцы прямые потомки римлян, с оговоркой на историю, сильно повлиявшей на их ментальность, язык и этнический портрет.

"Современные итальянцы" - это такая генетическая помесь (как и подавляющее большинство народов в мире без длительной истории самоизоляции), что раскапывать там античные корни почти бессмысленно. Конечно, какие-то остатки наверняка есть, как и остатки генов тех же Вестготов и прочих варваров.

Ко времени пика Римской империи население Италии было столь велико (по меркам того времени), что позднейшие волны миграции не могли принципиально изменить его генетический состав. Да, есть регионы Италии, где генетическое влияние мигрантов заметно. Скажем, на Сицилии присутствует генетические следы норманнов. Но в общем и целом можно сказать, что итальянцы за эти две тысячи лет генетически не столь уж сильно изменились.

Другое дело, что в Италии времен Римской империи жили все подряд. Особенно в наиболее развитых регионах вроде Рима. Да что там в Риме - в Британии находят скелеты африканцев римских времен! Такое смешение народов, какое было тогда, в Италии можно увидеть только сейчас, со всеми мигрантами последних десятилетий.

Генетически, думаю - отчасти. Последнее упоминание о жителях Италии как римлянах мы находим в описании империи Карла Великого - который принял титул "Императора римлян" в 800-м году нашей эры. Позднее о жителях Апеннинского полуострова говорят, как об итальянцах. Полуостров пережил этапы переселения на эти земли германских племен - франков, лангобардов. при этом, можно говорить об этнической раздробленности полуострова - север испытал германское влияние, юг- византийское и арабское, а потом - испанское(королевство Арагон. Центр в Средние века был занят Папским государством и колонизации со стороны третьих стран не подвергался. В результате, как говорят, южные итальянцы до сих пор имеют определенные отличия от северных сограждан.

Ну и надо помнить, что римляне участвовали в этногенезе таких народов, как французы (которые родились из "сплава" пришлых германцев-франков и галло-римлян), испанцев, румын и молдаван (ибероримляне и дaко-римляне соответственно).

Это сложный вопрос. В каком-то смысле - да, в каком-то - нет. Начать с того, что нет такого народа "древние римляне". Что, прежде всего, под этим словом понимать? Если население Древнего Рима, города с десяивековой историей (а потом же была до XV в. еще Восточная Римская Империя со столицей в Константинополе), то - это был один из самых космополитичных городов мира, в котором проживали люди сотен народов со всей Империи, так, известно, что к началу гонения на христиан при Нероне число только лишь иудеев в Риме составляло около 10 процентов.

Если понимать "граждан Римской Империи", то император Каракалла, в какой-то момент, дал право быть "гражданином Империи" всем ее жителям, Империи, простиравщейся от Нубийской пустыни на юге, до Адрианова вала в Шотландии на севере, и от Испании, населенной визиготами на западе, до парфянского царства в современном Ираке на востоке.

Так что, если считать итальянцев потомками этого огромного "плавильного котла наций", которым была Римская Империя - да. Если же вы идеалистично относите к "древним римлянам" только Цицерона, Овидия, Августа или Юлия Цезаря, какими мы их знаем по парадным скульптурам в тогах, то - нет.

Предмет из серии "Народы мира"

Итальянцы (Народы мира)

Итальянцы (итал. italiani) - народ романской языковой группы, основное население Италии. Общая численность - 75-80 млн (2008). В Италии проживает 60 млн итальянцев. Итальянские меньшинства проживают в США (8,5-15 млн см. италоамериканцы), Аргентине (1,35 млн), во Франции (1,1 млн), Хорватии (19 тыс.), Монако (16 %), Сан-Марино (19 %), Словении (0,1 %), Бельгии (0,5 %), Германии (500 тыс.) Большая часть населения Италии - католики, хотя в последнее время растёт число атеистов. В истории католицизм играл очень большую роль для итальянцев, поскольку здесь находился и находится Папский Престол. В центре Рима расположено мини-государство - Ватикан, центр католической церкви. Язык - итальянский. Точную численность итальянцев и лиц итальянского происхождения подсчитать трудно.

Итальянцы (Народы мира)

Происхождение

Первоначально Италия была населена племенами италиков, наиболее крупным из них были латины, населявшие область вокруг Рима, Лациум, оски, умбры, пицены, и др. На севере Италии в долине реки По проживали племена галлов, в Южной Италии поселилось большое количество греков, а также иллирийцы. В древности италики были создателями огромной Римской империи. Кроме того, центр Италии был населен этрусками, которые оказали значительное влияние на формирование культуры Италии. Впоследствии все эти народности во времена Империи смешались и были ассимилированы римлянами, единым языком их стал латинский и религия христианство.
Во времена Римской империи в Италию ввозилось большое количество рабов со всего Средиземноморья, многие потомки которых в дальнейшем интегрировались в римское общество и сыграли большую роль в этногенезе итальянцев (особенно центральных районов страны, не испытывавшей в отличие от юга и севера масштабной экспансии других народов).
В V-VI веках сформировавшаяся итало-романская народность находится под постоянным влиянием германских этнических элементов. Ещё римские императоры нередко поселяли германцев на пустующих в Италии землях. 493-555 на территории Италии поселились остготы и создали своё королевство, однако из за своей малочисленности, и того что были большей частью истреблены во время византийско-остготских войн, готы особо не оказали влияния на этногенез итальянцев.
В 568 в северную Италию переселились лангобарды и основали на территории нынешней Ломбардии своё королевство, которое просуществовало до 774 г и было завоёвано другими германцами - франками. Лангобарды в начале истребляли местное романское население, особенно знать. Постепенно однако лангобарды усвоили римские обычаи, язык и культуру приняли католицизм и ассимилировались местным населением влившись в этнос итальянцев. В дальнейшем север Италии несколько столетий входил в состав Священной Римской империи, и только в XIII веке германское влияние на полуострове начало сокращаться.
Юг страны в течение раннего Средневековья оставался сначала под византийским, затем под арабским влиянием, что предопределило значительные культурные отличия южных итальянцев от северных.
В центральной Италии не селился ни один другой народ в связи с возникновением Папского государства и успешной его защитой Папами как от германцев, так и от арабов.
Таким образом из-за раздробленности и утрате единой государственности Северная Италия испытала влияние германской народности, а Южная - греков и арабов, однако местное население успешно ассимилировало все пришлые народности дав им свой язык, культуру, и религию.
На протяжении долгого времени Италия была раздробленной феодальной страной. Многочисленные государства постоянно перекраивались на различный лад. Наиболее крупные из них - герцогство Миланское, герцогство Феррарское, королевство Обеих Сицилий, в некоторые периоды - Неаполитанское, республика Генуя, республика Венеция, Романья и др. Единым государством Италия стала только в конце XIX века. Сейчас сохраняется деление страны на исторические провинции, а сами итальянцы делятся на этнические группы: тосканцы, сицилийцы, неаполитанцы, и прочие.
Области Италии: Ломбардия, Пьемонт, Фриули-Венеция-Джулия, Венето, Лигурия, Тоскана, Умбрия, Валле-д’Аоста, Трентино-Альто-Адидже, Эмилия-Романья, Марке, Абруцци, Молизе, Лацио, Кампания, Апулия, Базиликата, Калабрия, Сицилия, Сардиния.

Итальянский народ прошел долгий и сложный процесс формирования.

В начале I тыс. до н. э. Апеннинский полуостров населяли народы, значительную часть которых составляли италийские племена, говорившие на языках индоевропейской языковой семьи. Среди них главенствующее положение заняли латины, жившие в Лациуме, где они основали (по преданию, в 753 г. до н. э.) город Рим ( Roma ). Латины прежде всего подчинили и романизовали близких им по языку умбров, обитавших в области верхнего течения реки Тибра, и осков, населявших Кампанью. В течение V-III вв, до н. э. латины покорили все остальные родственные им италийские племена: самнитов, марсов, вольсков, эквов и др. Севернее области своего обитания римляне столкнулись с неиталийскими народами. Наиболее значительным из них были этруски, или тирсены. Происхождение этого народа до сих пор окончательно не установлено. Наиболее вероятно, что этруски - выходцы из Малой Азии (из Трои), колонизовавшие в VIII в. до н. э. область современной Тосканы. Начиная с V в. до н. э. римляне постепенно подчинили этрусков. Они завоевали также венетов, живших на северо-востоке Италии (окончательно они были подчинены Риму в I в. до н. э.), и лигуров, населявших северо-запад страны (последние были покорены к I в. н. э.). В долине реки По жили многочисленные кельтские племена. К I в. до н. э. римляне завоевали и эту область. В дальнейшем кельты здесь были полностью ассимилированы римлянами как по языку, так и по культуре.

На юге полуострова и на островах (Сицилии, Сардинии, Корсике) римляне покорили разноязычные народы: греков, переселившихся сюда в VIII -VI вв. до н. э., япигов, карфагенян, сиканов. Эти народы долгое время сохраняли свои языки и оставили заметный след в лексике обитателей юга. Весьма значительным было также влияние греков на складывающуюся римскую культуру.

Жители почти всех завоеванных римлянами областей в I - II вв. н. э. говорили уже на латинском языке, точнее на так называемой народной латыни. Однако языки местного населения, в свою очередь, оказали влияние на вытеснявшую их латынь. Это прослеживается, в частности, в топонимике. Названия некоторых итальянских местностей имеют лигурское происхождение (например Arnasco , Badalasco , Barnasco , Berlasco и т. д.). Видимо, характерной чертой венетского языка была частица - este , сохранившаяся в названиях итальянских городов Tergeste (Trieste ) и Ateste ( Este ). В лексике современного итальянского языка, особенно в его диалектах, сохранились слова кельтского происхождения, например ломбардское riisca -бык, briigu - вереск, darbit - коса волос, leza - сани и др.

Упрочение власти Рима в Италии положило начало романизации, имевшей огромное значение в дальнейшей этнической истории Италии и Европы. Быстрая романизация покоренных Римом областей объясняется многими обстоятельствами. Рим выводил в эти области свои колонии. Будучи населены римлянами, они являлись постоянным фактором экономического, политического и культурного влияния на местное население. Покоренным народам предоставлялись права римского гражданства. В захваченных областях Италии размещались римские легионы, которые при долгом пребывании распространяли народный латинский язык. Кроме того, латинский письменный язык применялся здесь для административного управления.

Культура, созданная в эпоху расцвета Римской империи, наложила свою печать на духовное развитие стран Западной Европы и приобрела мировое значение. Особенно велика роль культурного наследия Древнего Рима в формировании итальянского народа, его культуры и языка.

В эпоху Римской империи народы Италии создали много выдающихся произведений зодчества, которые украшали Рим и другие города Италии и провинций (римский Форум, Капитолий, Колизей, триумфальные арки, термы, дворцы императоров и знати и т. д.) и отражали величие и богатство империи. Замечательны реалистические скульптурные портреты этого периода. В I в. до н. э. и в эпоху империи расцвела литература (лирика Валерия Катулла, философская поэма Лукреция Кара «О природе вещей», исторические исследования Цезаря «О гражданской войне» и «О галльской войне», знаменитые политические речи Марка Туллия Цицерона). Наибольшего расцвета и блеска литература достигла в эпоху Августа. Поэты воспевали величие империи и мудрость императора - учредителя порядка и мира на земле. К этому периоду относится творчество Публия Вергилия Марона и Горация Флакка, любовная лирика Овидия Назона и его «Метаморфозы». Важный исторический источник представляет собой сочинение Тита Ливия «Римская история от основания города», в котором он воспевает величие и «историческую миссию» Рима. Из прозаиков более позднего времени (I -II вв. н. э.) известны Плиний Старший, Плиний Младший, Марциан,

Тацит, Светоний, Апулей - писатель и философ. Начиная со II в. литера- тура процветала и в провинциях, в частности в Африке (Плавт, Саллюстий, Энний и др.). Последним крупным философом Древнего Рима был Аврелий Августин, ставший одним из основателей христианской религиозной догматики.

С завоеванием римлянами народов Апеннинского полуострова процесс этнического смешения в Италии не кончился. Еще до падения Римской империи (V в. н. э.) началось широкое смешение романизованного населения Апеннинского полуострова с «варварами». Римские императоры массами поселяли в Италии рабов и свободных людей различного происхождения. Например, император Марк Аврелий (II в. н. э.) поселил на землях империи маркоманнов, император Проб (в конце III в. н. э.) разрешил поселиться в Италии бастарнам, гепидам, остготам и некоторым другим германским племенам. В 370 г. в долине реки По были поселены побежденные алеманы, а в 377 г. на землях Северной Италии разместили готов и тайфалов. В этот же период постепенно оседала на земле, превращаясь в колонов, некоторая часть воинов-наемников, служивших в римском многоязычном войске. Римляне ассимилировали все эти племена, которые смешивались с ними и усваивали их язык и более высокую римскую культуру.

С V в. н. э. начинается еще более широкое смешение романизованного населения Италии с «варварскими» племенами, преимущественно германцами. В 402 г. с Балканского полуострова в Северную Италию проникли вестготы, в 410 г. их предводитель Аларих осадил и взял Рим. В 452 г. в Италию вступили полчища гуннов, разгромившие города северной части страны.

В 455 г. Рим был разграблен вандалами. В 476 г. один из начальников наемных варварских дружин Одоакр (из германского племени ругиев) принудил западноримского императора Ромула-Августула отказаться от престола. Это событие принято считать падением Римской империи.

В 488 г. в Италию вторглись остготы. В 493 г. их вождь Теодорих был провозглашен королем готов и италиков. Поход остготов был не просто военным набегом, но переселением в Италию большой массы германских и некоторых других племен, до этого подчиненных готам. Есть сведения, что с Теодорихом в Италию прибыло около 100 тыс. остготов и около 50 тыс. человек из других племен. Остготы создали обширное королевство, занимавшее пространство от Центральной Италии до Дуная. Оно просуществовало до 555 г., когда Италия была покорена византийцами. В 568 г. северная часть страны была завоевана восточногерманским племенем лангобардов (около 200 тыс. человек), вместе с которыми в Италию пришли и другие племена, в том числе саксы, свевы, гепиды. Население Апеннинского полуострова, истощенное налогами и гнетом византийских чиновников, не оказало серьезного сопротивления пришельцам, и к середине VII в. большая часть Италии находилась под властью лангобардов. Наиболее плотно заселили они северо-запад страны. Одна из областей здесь до сих пор называется Ломбардией. Лангобардское королевство просуществовало до 774 г., когда оно было завоевано королем франков Карлом Великим. Власть франков распространилась на всю Северную и значительную часть Средней Италии.

В VIII-IX вв. политическая карта Италии была весьма пестрой. В Северной и Средней Италии располагались франкские владения; с ними граничил так называемый Патримоний святого Петра (светское государство римских пап, существовавшее с 756 г.). Южнее находились лангобард- ские герцогства Спавето и Беневент и, наконец, самый юг страны занимали византийские провинции Апулия, Калабрия, Неаполь и Сицилия.

В дальнейшем на Апеннинский полуостров нахлынули новые волны пришельцев. В IX в. арабы, совершая набеги из Северной Африки и с Балеарских островов, постепенно овладели Сицилией. Затем начались их грабительские набеги на Южную и Центральную Италию и даже на Пьемонт и Лигурию. В конце IX в. в северные области страны вторглись венгры. К середине X в. они дошли до южных районов Италии. Опустошительные захваты венгров прекратились лишь во второй половине X в., когда южные области страны захватили норманны.

Сложные политические судьбы Италии отразились и на ее этнической истории. В течение шести насыщенных бурными событиями столетий (V - X вв.) римлян как народа не стало. В эти века происходило массовое смешение завоевателей с покоренным италийским населением. Последнее, обладавшее более высокой культурой, чем варвары, в значительной степени подчинило их своему культурному влиянию. Гунны и вандалы не оставили заметных следов ни в италийской культуре, ни в языке покоренного ими населения. От вестготов в италийский язык перешли лишь некоторые военные термины (например bando - отряд, guardia - стража, elmo - шлем) и слова, обозначающие кое-какую домашнюю утварь (naspo - мотовило, госса - прялка, spola - ткацкий челнок и некоторые другие). Вклад остготского языка в латинскую лексику тоже невелик.

Остготы сохранили в Италии рабовладельческие порядки. Теодорих, подчеркивавший свое уважение к римским обычаям и культуре, обнародовал «Эдикт короля Теодориха» - единое законодательство для римлян и готов. Этот документ был основан на римском праве и написан на латинском языке, который готы приняли в качестве официального языка.

Довольно значительный вклад внесли в римскую культуру византийцы. В период их господства некоторые греко-восточные элементы проникли в италийский костюм. Византийцы оказали влияние на культурную жизнь населения Италии, на италийскую живопись и архитектуру, на лексику сформировавшегося впоследствии итальянского языка.

Лангобардское завоевание привело к истреблению значительной части римской рабовладельческой знати, к гибели рабовладельческих порядков. Лангобарды несравненно больше, чем предыдущие завоеватели, обогатили латинскую лексику словами, впоследствии перешедшими и в итальянский язык. Это слова военного значения - strale (стрела), spalto (откос), palla (ядро); слова, относящиеся к жилищу (например, balco - бревно), или его меблировке (Ъапса - скамья, scranna - лавка, scaffa - шкаф и некоторые другие). Однако римская культура оказала на лангобардов несравненно большее влияние, чем лангобардская на италиков. Уже в VII в. лангобарды стали усваивать латинский язык, а позже переняли многие римские обычаи.

Большие социально-экономические последствия имело для Италии франкское завоевание. Франки принесли с собой уже сложившееся у них феодальное право и ускорили закрепощение крестьян.

В VI-X вв. в итоге перечисленных выше этнических столкновений и смешений стал формироваться итальянский народный язык, основу которого составляла народная латынь. Это было важной вехой в сложении итальянского народа.

Вероятно, итальянский язык долгое время оставался бесписьменным, так как официальным языком при всех правителях Италии этого периода была литературная латынь. Первыми письменными памятниками народного итальянского языка были несколько судебных актов второй половины X в., так называемые «Carta Сариапа» (960 г.), две « Carta di Теапо» (963 г.) и « Carta di Secca » (963 г.). Основной текст в этих актах написан по-латыни, но свидетельские показания записаны так, как они были произнесены, т. е. на итальянском языке того времени. Интересно, что фразы на народном языке здесь даны в нарочитом противопоставлении латинскому тексту: современники осознавали самобытность этого языка.

К XI в. в Северной и Средней Италии была полностью закончена ассимиляция германских элементов италийскими. В XII в. произошло поглощение романоязычным населением Южной Италии норманнов, а в XIII - греков и сарацинов (арабов).

В становлении итальянского народа и в формировании его культуры и языка большую роль сыграли североитальянские города. Благодаря очень удобному географическому положению, они рано начали вести крупную заморскую торговлю, что, в свою очередь, привело к развитию ремесел. Вследствие расширения обмена между разными областями страны стали устраивать ярмарки. Многие из них уже в XII в. имели общеитальянское значение. Возвышению и расцвету итальянских городов способствовали крестовые походы XII-XIII вв. Итальянские города оказывали крестоносцам военную (флот) и экономическую (финансы, продовольствие) поддержку и в обмен за то получали привилегии во всей восточной и центральной частях Средиземного моря. Развились не только портовые города, но и глубинные: Милан, Флоренция и др. Во всех городах Северной Италии очень рано развилась торгово-ремесленная буржуазия. Уже в начале XI в. города освободились от власти епископов, а затем и от власти феодалов. Горожане громили феодальные замки и заставляли феодалов не только платить дань, но и определенное время жить в городе и участвовать в его обороне. Развитие городов и рост их населения резко увеличили потребность в сельскохозяйственных продуктах, это привело к подъему сельского хозяйства. Осваивались новые земли, сооружались плотины и оросительные системы. Городская знать скупала феодальные земли, что также подрывало экономическую базу феодализма.

Развитие и усиление североитальянских городов вызвало реакцию в Германии. Император Фридрих I Барбаросса (1152-1190 гг.) пытался подчинить себе богатые города Северной Италии. Однако Милан, Кремона, Бергамо, Брешия, Мантуя, Феррара, Венеция и другие города, забыв свои распри, заключили союз против Германии (так называемая Ломбардская лига). К Лиге примкнули также римский папа и Сицилийское королевство. В 1176 г. объединенные силы союзников при Леньяно около Милана наголову разбили войско Фридриха, и он был вынужден фактически признать их независимость. Период войн итальянских городов с германским императором имеет важнейшее значение как эпоха становления итальянского национального самосознания; именно в это время в Италии впервые появляется тенденция к объединению.

Начиная с XIII в. главенствующую роль в торговле между различными частями страны стали играть города области Тосканы, главным образом Флоренция; тут сказалось центральное положение этой области. Именно здесь раньше всего стала ощущаться потребность в пользовании народным итальянским языком вместо бывшего до сего времени официальным латинского. Тосканский диалект стал языком итальянской деловой речи; первый памятник ее - мемориал флорентийских банкиров 1211 г. В XIII - XIV вв. тосканский диалект стал приобретать значение итальянского литературного языка. Уже во второй половине XIII в. во Флоренции и других городах Тосканы возникла лирика, известная под названием « dolce stil nuovo » («новый сладостный стиль»).

Истинными создателями итальянского литературного языка по праву считаются три великих писателя XIV в. («треченто») - Данте, Петрарка и Боккаччо, которые не только сами писали на тосканском диалекте, но и выступали за его превращение в общеитальянский национальный литературный язык. Данте, посвятивший защите единого итальянского языка специальный трактат «О народном красноречии», называл этот язык « volgare » (народный); он считал, что надо писать именно на нем, а не на латинском. На народном языке Данте написал бессмертную «Божественную комедию», Петрарка - свои сонеты, среди которых большую популярность приобрел в то время сонет «Италия моя», где поэт страстно призывал всех итальянцев к борьбе за избавление страны от чужеземного ига и к политическому объединению. Боккаччо тоже писал свои произведения на тосканском диалекте.

Итальянское изобразительное искусство и архитектура эпохи Возрождения - величайший вклад в сокровищницу мировой культуры. Творчество итальянских архитекторов, живописцев и скульпторов было проникнуто идеями гуманизма, верой в духовное могущество человека.

С XIII в. в архитектуре победил готический стиль - сначала в церковной архитектуре Сиены и Ассизи, затем по всей Италии (Милан, Турин, Флоренция, Рим и т. д.). В эпоху Возрождения были созданы также архитектурные сооружения, в которых сказывалось влияние античности - Палаццо Питти, Палаццо Ручелли, Палаццо Строцци во Флоренции, Венецианский дворец и Ватикан в Риме и т. д. Величайшим зодчим Возрождения был Бра- манте (1444-1514 гг.).

В творчестве великих представителей искусства эпохи Возрождения - Леонардо да Винчи (1452-1519 гг.), Микельанджело (1475-1564 гг.), Рафаэля (1483-1520 гг.), Тициана (1477-1576 гг.) и др.-наиболее ярко выразились эстетические идеалы итальянского народа. Любовь к природе, к жизни и ее наслаждениям наложила светский отпечаток на все итальянское искусство этой эпохи несмотря на господство религиозных и мифологических сюжетов. Все эти черты, вместе взятые, сделали изобразительное искусство и архитектуру Италии вершиной европейского Ренессанса, а его великих мастеров - недосягаемыми образцами для художников всех стран, приезжающих в Италию черпать мастерство и вдохновение.

К концу XV и началу XVI в. относится расцвет литературы итальянского Возрождения. «Государь», «Беседы» и «История Флоренции» Макиавелли (1469-1524 гг.) и «Неистовый Роланд» Ариосто (1474-1533 г.) - лучшие произведения этой эпохи. Из других можно указать также на сочинения Пьетро Бембо (1470-1547 гг.), Кастильоне (1478-1529 гг.), на сонеты Микельанджело Буонаротти, «Автобиографию» Челлини, «Жизнеописание» Вазари (1511-1574 гг.) и «Освобожденный Иерусалим» Тассо (1544-1595 гг.).

В эту эпоху у итальянцев пробудилось сознание необходимости политического и национального объединения. Появились произведения, посвященные истории страны, и политические трактаты, авторы которых осуждали сепаратизм и призывали к объединению страны под властью монарха. Наиболее ярко эти идеи отразились в трактате Макиавелли «Государь» (1513 г.) и в «Истории Италии» Гуиччардини (1530-е годы).

Однако стремление к политическому объединению страны в то время не могло быть успешным. Уже с XV в. и экономическая и политическая обстановка в Италии ухудшилась. Одной из главных причин этого было завоевание турками восточного Средиземноморья, а вследствие этого - падение торговли с Востоком и перемещение торговых путей из Средиземного моря в Атлантический океан. В XVI в. начался упадок итальянских республик.

Экономический упадок Италии привел к усилению ее политической распыленности. Этому в немалой степени содействовало и папство, которое натравливало одни итальянские государства на другие с целью подчинить их своему влиянию или захватить. Энгельс писал, что «в Италии папская власть - препятствие национальному единству» 1 .

Италия превратилась в объект борьбы между соседними государствами - Францией и Испанией. В 1494-1559 гг. эти страны вели между собой на территории Италии захватнические войны (итальянские войны), в результате которых большинство областей Италии оказалось под господством Испании.

В 1701-1714 гг. Италия была ареной военных действий, которые велись за так называемое испанское наследство. После этого преобладающее влияние в стране приобрела Австрия. Но и позднее (до середины XVIII в.) на территории Италии постоянно шли войны между испанскими Бурбонами и австрийскими Габсбургами, и политическая карта страны неоднократно перекраивалась.

В условиях феодальной раздробленности и политической разобщенности областей Италии все сильнее обосабливались диалекты итальянского языка. Значение общеитальянского языка падало, тем более что в период позднего Возрождения (XV - XVI вв.) большинство крупных ученых и писателей страны стало создавать свои произведения на латинском языке. В развитие итальянского литературного языка этого периода внесли свой вклад Леон Баттиста, Леонардо да Винчи, Джордано Бруно, Галилео Галилей, обогатившие его новыми терминами и создавшие итальянскую научную литературу.

В XVI-XVII вв. велись споры о том, каким должен быть единый литературный язык Италии - чисто тосканским (главный сторонник Бембо) или его нужно создавать на основе лексики, отобранной из всех существующих диалектов (Кастильоне). В конце XVI - начале XVII в. победили сторонники тосканского диалекта, чему в немалой степени содействовали теоретические труды, создаваемые в флорентийской «Академии чистоты языка», и главным образом выпущенный ею огромный «Словарь итальянского языка». Но и после этого письменному литературному языку не легко было укрепиться в Италии, так как он по-прежнему должен был выдерживать борьбу как с латынью, так и с диалектами, на которых в последующие века создавалась обширнейшая литература.

Конец XVIII и начало XIX в. в Италии были временем перехода от феодальных отношений к капиталистическим. Борьба прогрессивных общественных сил Италии с феодально-абсолютистскими порядками тесно переплеталась с борьбой за национальное освобождение и объединение. В стране широко распространились идеи французской буржуазной революции.

В годы наполеоновских войн в Италии образовалось несколько республик, которые были поставлены в прямую зависимость от Наполеона. Непрерывные войны, политические перевороты и революционные выступления масс потрясали Италию. Расшаталась провинциальная замкнутость отдельных областей страны. Укрепилось политическое и национальное самосознание всех классов итальянского общества. Народ Италии стал сознавать себя единой нацией. Наиболее радикальные элементы итальянской буржуазии, дворянства и интеллигенции поднялись на борьбу против французских поработителей. В конце XVIII в. в стране стали создаваться тайные патриотические организации (например «Общество лучей» в Болонье и общество «Адельфи» в Милане). В начале XIX в. (1807-1812 гг.) борьба против французского господства приобрела широкий размах. Возникли тайные организации карбонариев. Членами карбонарских организаций были выходцы из всех слоев городского населения, солдаты, офицеры, либерально настроенные дворяне и крестьяне.

В 30-40-х годах XIX в. в итальянских государствах на фоне дальнейшего роста капиталистических отношений наступил новый подъем национально-освободительного движения. Сформировалось два основных его направления: буржуазно-демократическое и либеральное. Главой буржуазнодемократического направления стал Джузеппе Мадзини (1805-1872 гг.). В 1831 г. он создал в Марселе тайное патриотическое общество «Молодая Италия». Ядром общества была группа итальянских революционных эмигрантов, выходцев из прогрессивно настроенной буржуазии и интеллигенции. С 1832 г. Мадзини стал издавать журнал «Молодая Италия», который нелегально распространяли в Италии. Журнал оказал огромное влияние на формирование национального самосознания итальянского народа. Позднее тайные мадзинистские организации возникли и во многих областях Италии. К ним примкнули городские низы: ремесленники и рабочие.

Мадзини был сторонником объединения страны «снизу». Призывая народ к вооруженному восстанию, он требовал провозглашения единой Итальянской республики. Мадзинисты впервые в истории итальянского освободительного движения поставили главной задачей объединение Италии в назависимое государство с республиканским строем. «Молодая Италия» подготовила и организовала немало народных выступлений; все они, однако, кончились поражением.

Идею объединения Италии «сверху», вокруг Савойской династии (Пьемонт), пропагандировала либеральная группа так называемых альбертистов, сложившаяся накануне революции 1848 г. Главным идеологом ее был граф Кавур, глава правительства Пьемонта. Пытаясь предотвратить новую революцию, Кавур стремился объединить Италию на монархической основе с помощью иностранных государств. После окончания австро-франко-итальянской войны 1859 г. Италии была возвращена Ломбардия. В дальнейшем и другие районы страны постепенно присоединялись к Сардинскому королевству (Пьемонт). Огромную роль в объединении Италии сыграли народные массы, возглавляемые национальным героем Джузеппе Гарибальди. Революционный поход Гарибальди в Неаполь и Сицилию в 1860 г. имел решающее значение для создания в 1861 г. единого Итальянского королевства. Объединение завершилось в 1870 г.

После объединения Италии стало возможным практически решить вопрос о введении общего для всей страны литературного и разговорного языка* Большинство деятелей итальянской культуры во главе с Алессандро Ман- дзони (1785-1873 гг.) склонялось к введению в качестве такого языка уже испытанного веками и занявшего к этому времени господствующее положение в литературе тосканско-флорентийского диалекта.

Важным шагом в этом направлении было введение обязательного изучения литературного итальянского языка во всех школах. Так как политическое и культурное единство Италии отвечало интересам итальянского капитализма, все последующие буржуазные правительства активно содействовали внедрению общенационального литературного языка. Преподавание в школах, распространение литературы на общенациональном языке имели большое значение для развития культуры итальянского народа. В настоящее время на общеитальянском языке говорит подавляющее большинство населения Италии. На диалектах пишут очень мало, а говорят на них лишь в быту, в кругу семьи. Таким образом, экономическое и политическое объединение Италии заложило прочные основы и ее культурного единства. Утверждение единого языка было последним звеном в окончательном этническом оформлении итальянской нации.

В период национально-освободительного движения XIX в. основным направлением итальянской литературы стал романтизм. Теоретик и глава этого направления Алессандро Мандзони выступал поборником независимости и национального объединения Италии. Его произведения (роман «Обрученные», «Священные гимны», стихи и оды) оказали огромное влияние на итальянское общество. В освободительном движении итальянского народа большое значение имели труды Джоберти и Мадзини, а также критические статьи и сочинения Де Санктиса, видного патриота и деятеля Рисорджименто. Огромной популярностью в то время пользовался роман Джованьоли «Спартак» (1874 г.); борьба рабов Рима за освобождение вызвала горячее сочувствие у современников и участников гарибальдий- ских войн.

В XIX в. подлинного расцвета достигла и итальянская музыка, особенно оперная. Многие композиторы того времени откликнулись на передовые идеи национально-освободительного движения. Призыв к освобождению родины прозвучал в «Вильгельме Телле» Россини, в «Норме» композито- ра-лирика Беллини. К борьбе за изгнание иностранных поработителей г за освобождение и объединение Италии призывали арии и хоры из историко-патриотических опер великого итальянского композитора Джузеппе Верди («Набукко», «Ломбардцы в первом крестовом походе», «Эрнани» и др.). В XIX в. творили Доницетти, Пуччини, Леонкавалло.

С 70-х годов XIX в. в Италии довольно быстрыми темпами пошло развитие капитализма, вскоре вступившего в империалистическую стадию. Началась колониальная экспансия. В 1889 г. Италия захватила Сомали, в 1890 г. из ранее присвоенных земель образовала колонию Эритрею. После итало-турецкой войны 1911 - 1912 гг. Италия приобрела Ливию и До- деканезские острова.

После первой мировой войны, в которой Италия воевала на стороне Антанты, она получила по Сен-Жерменскому миру 1919 г. Трентино и Южный Тироль, а по Раппальскому договору 1920 г. Триест, Истрию и некоторые другие славянские земли на Адриатике.

Послевоенный экономический кризис, а также влияние Октябрьской революции вызвали большой революционный подъем среди итальянских трудящихся. В 1919-1920 гг. было много случаев захвата крестьянами помещичьих земель. В 1920 г. рабочие организованно брали в свои руки фабрики и заводы. Но социалистическая партия, пользовавшаяся тогда очень большим влиянием среди рабочих, предала их интересы и добилась возвращения~ фабрик капиталистам. Напуганная широким народным движением буржуазия передала власть фашистской партии Муссолини, которая при помощи безудержной демагогии получила поддержку и части отсталых рабочих, разочаровавшихся в социалистической партии. Коммунистическая же партия Италии была тогда еще слишком слаба.

С 1922 по 1943 г. страной правила фашистская диктатура Муссолини. В 1935 г. Италия начала агрессивную войну против Эфиопии и захватила ее. Вместе с нацистской Германией Италия организовала фашистский путч Франко в Испании (1936-1939 гг.) и путем прямой военной интервенции помогла ему захватить власть.

В 1937 г. Италия присоединилась к так называемому Антикоминтернов- скому пакту, за год до этого заключенному между Германией и Японией. В 1939 г. итальянские фашисты захватили Албанию. В июне 1940 г., объявив войну Франции и Англии, Италия вступила во вторую мировую войну на стороне гитлеровской Германии. В 1941 г. Италия начала войну с Югославией и с СССР. Но итальянская армия, брошенная на Советский Союз, была в 1942-1943 гг. разгромлена советскими войсками. В Италии начались антифашистские выступления народных масс. В июле 1943 г. в Сицилии высадились англо-американские войска. Все эти события привели к падению фашистской диктатуры Муссолини (25 июля 1943 г.). В сентябре 1943 г. Италия подписала пакт о перемирии со странами антифашистской коалиции. Немецко-фашистские войска оккупировали Северную и Центральную Италию.

Народные массы, возглавляемые Итальянской коммунистической партией, взяли дело освобождения страны от гитлеровских оккупантов в свои руки. Развернулось мощное движение Сопротивления, переросшее в национально- освободительную войну. В ходе ее создалось антифашистское единство всех демократических сил Италии. В апреле 1944 г. было образовано коалиционное правительство из представителей нескольких антифашистских партий, в том числе коммунистической и социалистической. В 1945 г. Италия была освобождена от гитлеровских захватчиков.

В июне 1946 г. после референдума Италия была провозглашена республикой. В июле 1946 г. было сформировано первое республиканское правительство. В него вошли представители коммунистической и социалистической партий и партии христианских демократов. В 1947 г. по мирному договору Триест был выделен в свободную территорию (в 1949 г. он вновь вошел в состав Италии), а Югославии переданы Истрия и некоторые другие славянские земли. Додеканезские острова были возвращены Греции, а некоторые районы на северо-западе страны отошли к Франции. В этом же году Де Гаспери сформировал правительство без социалистов и коммунистов. В 1948 г. Италия была включена в систему «плана Маршалла», в результате чего получила от США помощь в виде товаров. Это привело к ограничению независимости и суверенитета страны. В 1949 г. Италия несмотря на противодействие демократических сил присоединилась к Североатлантическому пакту (НАТО). Это усилило ее зависимость от заокеанской державы.

В 1959 г. Италия была принята в ООН. В том же году итальянское правительство заключило соглашение с США о размещении на территории страны американских баз, оснащенных ракетным оружием. Это вызвало волну протестов народных масс.

С середины 50-х годов во внешней политике Италии наметились новые тенденции. Часть монополистических групп выступала за свободу внешней торговли и расширение связей с СССР и другими социалистическими государствами. Развитию торговых отношений Италии с Советским Союзом способствовал торговый договор, заключенный в 1957 г. на пять лет. В 1960 г. было подписано советско-итальянское культурное соглашение.

В 60-х годах усилилось рабочее и крестьянское движение. Первое выступление трудящихся произошло летом 1960 г. в Генуе в ответ на попытку неофашистской партии «Итальянское социальное движение» созвать в этом городе съезд. Вскоре антифашистское движение приняло общенациональный характер. Митинги, стачки и демонстрации охватили всю страну.

В 1963 г. во время предвыборной кампании развернулась напряженная политическая борьба между Итальянской коммунистической партией и Христианско-демократической партией. ИКП разработала и опубликовала предвыборную программу, осуществление которой привело бы к значительному сдвигу влево. В области внешней политики итальянские коммунисты ставили главной задачей борьбу за мир и отказ от участия в военных блоках, во внутренней политике - продолжение начатой после второй мировой войны национализации монополистического производства, проведение аграрной реформы и возрождение отсталых южных областей страны.

Проведенные в апреле 1963 г. выборы в парламент показали, что влияние компартии значительно усилилось.

Какие они, итальянцы? Итальянцы — самая солнечная и дружелюбная нация из мне известных, а также, несомненно, одна из самых талантливых на нашей Планете.

Жизнерадостные, темпераментные, шумные, но при этом они умудряются быть не просто неторопливыми, а откровенно медлительными. Знаменитое итальянское «piano-piano» (тихо-тихо) — это неукоснительно соблюдаемый закон, но итальянцы все в жизни делать успевают!

Видимо, эта некая двойственность натуры вообще свойственна итальянской нации с древних времен. У всех других народов итальянцы, нравится это им или нет, в первую очередь ассоциируются с воинственной Римской империей. Вот уж где двойственность натуры проявилась во всей красе… Необыкновенная жестокость, высочайшее мастерство военного искусства и в то же время великолепные храмы и прекрасные статуи. Древнеримская цивилизация — самая жестокая и циничная культура из всех существовавших на Земле. Никто другой не возводил убийство человека в ранг клоунады и развлечений на арене цирка…

Оказавшись рядом с Римским Колизеем, ощутила настоящий ужас от того, что там когда-то творилось. Искренне обрадовалась, что вход вовнутрь не предусмотрен моей экскурсией…

Вообще, именно я обязана открытием в себе качества чувствовать некую тонкую энергетику. Я стала чувствовать как горячо-холодно, или темно-светло, когда я попадаю в какое-то место или общаюсь с людьми. В Колизее не просто темно, там черно… Такую же черноту и ужас я почувствовала в комнате пыток в . Но светлых моментов в Италии намного больше, чем темных.

Сегодняшние потомки Древних римлян никого не пытают и не сжигают, но нашли другие способы заставить страдать людей. От обжорства… Итальянцы кормят макаронами, пиццей и знаменитым итальянским мороженым и выпечкой так, что про диету забываешь напрочь.

Все перечисленное распространилось на всю Планету. Нет сегодня ни одного города в мире, где не делают неаполитанскую пиццу и не продают макароны и итальянское мороженое. Кажется ни одна национальная кухня не проникла столь глубоко в культуры других народов. Кто не знает колбасу Мортаделлу, сыр Пармезан или вино Кьянти?

При полном спокойствии, неторопливо, итальянцы вышвыривают с балконов старые телевизоры и холодильники в новогоднюю ночь, под этим же балконом поют серенады, на него же лезут к любимой женщине.

Итальянцы славятся как законодатели в мире моды, но при этом сами одеваются весьма просто. Они поют гимны на скачках и оперные арии, танцуют , производят автомобили «Феррари», великолепную кухонную мебель и бытовую технику. И все эти таланты проявляются в ритме piano-piano.

Особо хочу отметить, что отношение к пожилым людям в Италии очень уважительное. Глядя на итальянских стариков, поражаешься их позитивному настрою. А ведь позитив этот у них от отношения к ним близких и общества в целом. Тут Италия может стать примером для многих стран. Запомнилась шутка конферансье на концерте в небольшом городке : «У меня сегодня в зале сплошные VIP-персоны!» И расшифровал VIP как Vecchio In Pensione (старик на пенсии). В этой шутке — 100% истина!

Пожилых людей встречаешь постоянно прогуливающимися на улицах, сидящими с друзьями в кафе. В регионе Эмилия-Романья очень популярны (лото), на которые вечерами собираются сотни людей, большинство немолодые. Некоторых привозят на томболу в инвалидных колясках.

Об итальянцах можно сказать, что это одна из самых симпатичных наций в мире. Мне не встретились в Италии точеные красавцы и красавицы, но все лица были с очень приятными чертами и каким-то особым доброжелательным выражением. Необыкновенно симпатичны итальянские дети с огромными темными глазами. В северной части Италии немало людей со светлыми волосами и глазами, кстати. И вообще, Италия и итальянцы очень сильно отличаются в зависимости от региона проживания. Итальянцев на Свете много — население Италии составляет около 65 миллионов человек. В каждом регионе существуют свои традиции и разговорные диалекты, своя кухня и свои вина.

Катрин Денев когда-то сказала, что у итальянца в голове из двух мыслей одна всегда о спагетти. Вторая, похоже, о футболе, если итальянец не голоден. Ну, а все остальные — piano-piano, даже если мысли очень важные.

Если по телевизору показывают футбольный матч с участием сборной Италии, то мужская половина населения забывает напрочь про любовные серенады.

Еще одна страсть итальянцев, на которую я обращала внимание во всех без исключения городах, где побывала, — мотоциклы. Этим видом транспорта пользуются все, независимо от пола и возраста. Ездят на мотоциклах достаточно аккуратно, как положено, piano-piano.

Много всегда вопросов и споров об итальянских мужчинах. Бытует мнение, что они маменькины сынки до пенсии. Я бы сказала, что в Италии крепкие семейный связи, которые, увы, редки в нашем сегодняшнем мире. Что плохого в том, что по традиции выросшие сыновья с женами и детьми в воскресенье обедают у матери? Это совершенно не означает, что всю неделю она непрерывно звонит сыну и дает советы и рекомендации, как ему жить. Кажется, такая тактичность и является секретом итальянских матерей, почему сыновья и их жены с радостью ездят в гости к мамме. Она еще и собой наготовленной домашней тальятеллы даст, мало кто из молодых итальянок владеет секретами старинных рецептов. Если спросить итальянца, кто лучше всех готовит, ответ будет всегда один: «La mia mamma (Моя мама)!» И это чистая правда!

Итальянцы умеют искренне радоваться мелочам, как дети, будь то мороженое или концерт в летнем театре. И вообще, они именно умеют радоваться жизни, делая это в первую очередь в кругу своих друзей и близких, при этом очень доброжелательно относятся к окружающим их незнакомым людям.

В Италии говорят, что итальянцы рождаются уставшими, и живут, чтобы отдыхать. В этой шутке — немалая доля правды. Отдыхать они умеют. Но после работы!