Краткое сообщение о грине. А.С. Грин — краткая биография. «Эпоха мчится мимо»

Родился 8 июня 1810 г. в немецком городе Цвиккау в семье книготорговца. С самого раннего возраста у юного Роберта проявился яркий талант и к музыке, и к литературе. Мальчик обучался игре на органе, импровизировал на фортепиано, первое свое произведение – Псалом для хора – создал в тринадцатилетнем возрасте, а в гимназии он делал большие успехи в изучении литературы. Несомненно, если бы его линия жизни ушла в эту сторону, то мы и здесь имели бы яркого и выдающегося филолога и литератора. Но музыка все же победила!

По настоянию матери юноша обучается юриспруденции в Лейпциге, затем в Гейдельберге, но это его совершенно не привлекает. Он мечтал стать пианистом, обучался у Фридриха Вика, но повредил пальцы. Недолго думая он начал писать музыку. Уже первые опубликованные произведения его – «Бабочки», «Вариации на тему Abegg» – характеризуют его как весьма самобытного композитора.

Шуман – признанный и несомненный романтик, благодаря которому сейчас в полной мере мы знаем это направление – романтизм. Натура композитора была целиком пронизана тонкостью и мечтательностью, он как будто всегда парил над землей и уходил в свои фантазии. Все противоречия окружающей реальности до предела обостряются в этой нервной и восприимчивой натуре, что приводит к уходу в свой внутренний мир. Даже фантастические образы в творчестве Шумана – это не фантастика легенд и преданий, как у многих других романтиков, а фантастика собственных видений. Пристальное внимание к каждому движению души обусловливает тяготение к жанру фортепианной миниатюры, и такие пьесы объединяются в циклы («Крейслериана», «Новелетты», «Ночные пьесы», «Лесные сцены»).

Но вместе с тем мир знает и другого Шумана – энергичного бунтаря. Его литературный талант тоже находит «точку приложения» – он издает «Новый музыкальный журнал». Его статьи приобретают разнообразные формы – диалоги, афоризмы, сцены – но все они воспевают истинное искусство, которому не свойственно ни слепое подражание, ни виртуозность как самоцель. Такое искусство Шуман видит в творениях венских классиков, Берлиоза, Паганини. Нередко он пишет свои публикации от имени вымышленных персонажей – Флорестана и Эвсебия. Это члены «Давидсбунда» («Давидова братства») – союза музыкантов, противопоставляющих себя филистерскому отношению к искусству. И пусть этот союз существовал лишь в воображении создателя – музыкальные портреты его членов включаются в фортепианные циклы «Давидсбундлеры» и «Карнавал». В число давидсбундлеров Шуман включает и Паганини, и , и – под именем Киарина – Клару Вик, дочь своего наставника, пианистку, начавшую исполнительскую карьеру в одиннадцать лет.

Привязанность к Кларе Вик Роберт ощутил уже тогда, когда она была ребенком. С годами чувство его выросло вместе с нею – но Фридрих Вик желал для своей дочери более состоятельного мужа. Борьба влюбленных за свое счастье растянулась на годы – чтобы препятствовать их встречам, отец планировал для девушки множество гастрольных поездок, запрещал переписываться с Робертом. Отчаявшийся Шуман был некоторое время обручен с другой – Эрнестиной фон Фрикен, тоже попавшей в число давидсбундлеров под именем Эстрелла, а название города, в котором она жила – Аш (Asch) – зашифровано в основной теме «Карнавала»… Но забыть Клару он не мог, в 1839 г. Шуман и Клара Вик обращаются в суд – и только таким способом им удалось добиться от Вика согласия на брак.

Свадьба состоялась в 1840 г. Примечательно, что в том году Шуманом написано множество песен на стихи Генриха Гейне, Роберта Бёрнса, Джорджа Гордона Байрона и иных поэтов. Это был брак не только счастливый, но и плодотворный в музыкальном отношении. Супруги объездили весь мир и выступали в прекрасном дуэте – он сочинял, а она играла его музыку, становясь первой исполнительницей многих произведений Роберта. До сих пор мир не знал подобных пар и не узнает, видимо, еще долго…

У Шуманов было восемь детей. В 1848 г. ко дню рождения старшей дочери композитор создает несколько фортепианных пьес. Позже появились и другие пьесы, объединенные в сборник под названием «Альбом для юношества». Сама идея создания легких фортепианных пьес для детского музицирования была не нова, но Шуман был первым, кто наполнил подобный сборник конкретными образами, близкими и понятными ребенку – «Смелый наездник», «Отзвуки театра», «Веселый крестьянин».

С 1844 г. Шуманы жили в Дрездене. Тогда же у композитора происходит обострение нервного расстройства, первые признаки которого возникли еще в 1833 г. Вернуться к сочинению музыки он смог только в 1846.

В 1850-е гг. Шуман создает довольно много произведений, среди которых – симфонии, камерные ансамбли, программные увертюры, преподает в Лейпцигской консерватории, выступает как дирижер, руководит хором в Дрездене, а затем в Дюссельдорфе.

С большим вниманием относился Шуман к молодым композиторам. Его последним публицистическим произведением становится статья «Новые пути», где он предсказывает большое будущее .

В 1854 г. после обострения душевного расстройства, приведшего к попытке самоубийства, Шуман попал в психиатрическую больницу и ушел из жизни 29 июля 1856 года.

Музыкальные Сезоны

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Биография

Александр Гриневский родился 11(23) августа 1880 года в городе Слободской Вятской губернии. Отец - Стефан Гриневский (польск. Stefan Hryniewski,1843-1914), польский шляхтич из Дисненского уезда Виленской губернии Северо-Западного края Российской империи, за участие в Январском восстании 1863 года был в 20-летнем возрасте сослан бессрочно в Колывань Томской губернии. Позже ему было разрешено переехать в Вятскую губернию, куда он прибыл в 1868 году. В России его называли "Степан Евсеевич". В 1873 году женился на 16-летней русской медсестре Анне Степановне Лепковой (1857-1895). Первые 7 лет детей у них не было, Александр стал первенцем, позднее у него появились брат Борис и две сестры, Антонина и Екатерина.

Александр научился читать в 6 лет, первой его книгой стали "Путешествия Гулливера". С детства Грин любил книги о мореплавателях и путешествиях. Мечтал уйти в море матросом и, движимый этой мечтой, делал попытки убежать из дома. Воспитание мальчика было непоследовательным - его то баловали, то строго наказывали, то бросали без присмотра.

В 1889 году девятилетнего Александра отдали в подготовительный класс местного реального училища. Его соученики впервые дали Александру прозвище "Грин". В отчёте училища отмечалось, что поведение Александра Гриневского было хуже всех остальных, и в случае неисправления он может быть исключён из училища. Всё же Александр смог закончить подготовительный класс и поступить в первый, но во втором классе написал оскорбительное стихотворение об учителях и был исключён из училища. По ходатайству отца Александр в 1892 году был принят в другое училище, имевшее в Вятке дурную репутацию.

В 15 лет остался без матери, умершей от туберкулёза. Спустя 4 месяца (май 1895 года) отец женился на вдове Лидии Авенировне Борецкой. Отношения Александра с мачехой были напряжёнными, и он поселился отдельно от новой семьи отца. Впоследствии атмосферу провинциальной Вятки Грин охарактеризовал как "болото предрассудков, лжи, ханжества и фальши". Мальчик жил в одиночестве, увлечённо читая книги и сочиняя стихи. Подрабатывал переплётом книг, перепиской документов. С подачи отца увлёкся охотой, но из-за импульсивного характера редко возвращался с добычей.

Скитания и революционная деятельность (1896 - 1906)

Мемориальная доска на церкви Николая Чудотворца, где крестился будущий писатель.

В 1896 году по окончании четырёхклассного Вятского городского училища 16-летний Александр уехал в Одессу, решив стать моряком. Отец дал ему 25 рублей денег и адрес своего одесского друга. Некоторое время "шестнадцатилетний безусый тщедушный узкоплечий отрок в соломенной шляпе" (так иронически описал тогдашнего себя Грин в "Автобиографии") бродяжничал в безуспешных поисках работы и отчаянно голодал. В конце концов, он обратился к другу отца, который накормил его и устроил матросом на пароход "Платон", курсировавший по маршруту Одесса-Батуми-Одесса. Впрочем, один раз Грину удалось побывать за границей, в Александрии. биографическое творческое гриневский произведение

Моряка из Грина не вышло, он испытывал отвращение к прозаическому матросскому труду, вскоре разругался с капитаном и оставил корабль. В 1897 году он отправился назад в Вятку, провёл там год и снова уехал на поиски счастья, на этот раз в Баку. Там перепробовал много профессий - был рыбаком, чернорабочим, работал в железнодорожных мастерских. Летом вернулся к отцу, затем снова ушёл в странствия. Был лесорубом, золотоискателем на Урале, шахтёром на железном руднике, театральным переписчиком. "В течение нескольких лет он пытался войти в жизнь, как в штормовое море, и каждый раз его, избитого о камни, выбрасывало на берег - в ненавистную, обывательскую Вятку, унылый, чопорный, глухой город".

Вятское земское реальное училище. Об одной из причин отчисления Грин писал: "Довольно большая библиотека Вятского земского реального училища <…> была причиной моих плохих успехов".

В марте 1902 года Грин прервал череду странствий и стал (то ли под давлением отца, то ли устав от голодных мытарств) солдатом в 213-м Оровайском резервном пехотном батальоне, расквартированном в Пензе. Нравы воинской службы существенно усилили революционные настроения Грина. Спустя шесть месяцев, из которых три с половиной провёл в карцере, он дезертировал, был пойман в Камышине, снова бежал. В армии Грин познакомился с эсеровскими пропагандистами, которые оценили молодого бунтаря и помогли ему скрыться в Симбирске.

С этого момента Грин, получив партийную кличку "Долговязый", искренне отдаёт все силы борьбе с ненавистным ему общественным строем, хотя участвовать в исполнении террористических актов он отказался, ограничившись пропагандой среди рабочих и солдат разных городов. Впоследствии он не любил рассказывать о своей эсеровской деятельности. Сами эсеры ценили его яркие, увлечённые выступления. Приведём отрывок из воспоминаний члена ЦК партии Н.Я. Быховского: ""Долговязый" оказался неоценимым подпольным работником. Будучи сам когда-то матросом и совершив однажды дальнее плавание, он великолепно умел подходить к матросам. Он превосходно знал быт и психологию матросской массы и умел говорить с ней её языком. В работе среди матросов Черноморской эскадры он использовал всё это с большим успехом и сразу же приобрёл здесь значительную популярность. Для матросов он был ведь совсем свой человек, а это исключительно важно. В этом отношении конкурировать с ним никто из нас не мог".

Грин рассказывал позже, что Быховский как-то ему сказал: "Из тебя вышел бы писатель", и Грин называл его за это "мой крестный отец в литературе": "Уже испытанные: море, бродяжничество, странствия показали мне, что это всё-таки не то, чего жаждет моя душа. А что ей было нужно, я не знал. Слова Быховского были не только толчком, они были светом, озарившим мой разум и тайные глубины моей души. Я понял, чего я жажду, душа моя нашла свой путь".

В 1903 году Грин был в очередной раз арестован в Севастополе за "речи противоправительственного содержания" и распространение революционных идей, "которые вели к подрыванию основ самодержавия и ниспровержению основ существующего строя". За попытку побега был переведён в тюрьму строгого режима, где провёл больше года. В документах полиции характеризуется как "натура замкнутая, озлобленная, способная на всё, даже рискуя жизнью" [. В январе 1904 года министр внутренних дел В.К. Плеве, незадолго до эсеровского покушения на него, получил от военного министра А.Н. Куропаткина донесение о том, что в Севастополе задержан "весьма важный деятель из гражданских лиц, назвавший себя сперва Григорьевым, а затем Гриневским".

Следствие тянулось больше года (ноябрь 1903 - февраль 1905) из-за двух попыток побега Грина и полного его запирательства. Судил Грина в феврале 1905 года севастопольский военно-морской суд, прокурор требовал 20 лет каторги. Адвокат А.С. Зарудный сумел снизить меру наказания до 10 лет ссылки в Сибирь. В октябре 1905 года Грина освободили по общей амнистии, но уже в январе 1906 года снова арестовали в Петербурге. В тюрьме, за отсутствием знакомых и родственников, его навещала (под видом невесты) Вера Павловна Абрамова, дочь богатого чиновника, сочувствовавшая революционным идеалам. В мае Грина выслали на четыре года в город Туринск Тобольской губернии. В Туринске Грин пробыл всего 3 дня и сбежал в Вятку, там с помощью отца раздобыл чужой паспорт на имя Мальгинова, по которому уехал в Петербург.

Начало творчества (1906 - 1917)

Александр Грин с первой женой Верой в деревне Великий Бор под Пинегой, 1911 г.

1906-1908 годы стали переломными в жизни Грина. Прежде всего, он стал писателем. В 1906 году был опубликован первый рассказ Грина "Заслуга рядового Пантелеева", подписанный А. С.Г. Рассказ описывал бесчинства армии среди крестьян. Гонорар Грин получил, но весь тираж был конфискован в типографии и уничтожен, случайно сохранились лишь несколько экземпляров; аналогичная судьба постигла и следующий рассказ "Слон и Моська". Только начиная с 5 декабря 1906 года рассказы Грина начали доходить до читателей; первым стал рассказ "В Италию", подписанный "А. А. М-в" (то есть Мальгинов).

Псевдоним А.С. Грин впервые появился под рассказом "Случай" (1907 год). В 1908 году у Грина вышел первый сборник рассказов "Шапка-невидимка" с подзаголовком "Рассказы о революционерах". Другим событием стал окончательный разрыв с эсерами. Существующий строй Грин ненавидел по-прежнему, но он начал формировать свой позитивный идеал, и этот идеал был совсем не похож на эсеровский. Третьим важным событием стала женитьба - его мнимая "тюремная невеста" 24-летняя Вера Абрамова стала женой Грина. Нок и Гелли из рассказа "Сто вёрст по реке" - это Грин и Вера.

По утверждению В.Б. Шкловского, родной тёткой А.С. Грина была петербургская поэтесса, переводчица и драматург Изабелла Гриневская. Это утверждение повторяет Л.И. Борисов, автор художественной биографии "Волшебник из Гель-Гью". А.Н. Варламов подвергает сомнению версию Шкловского, называя его мистификатором и возможным автором очередной легенды о Грине. Предполагаемые тётя и племянник печатались в одних и тех же иллюстрированных журналах, но так или иначе, вхождение Александра Грина в литературу было вполне самостоятельным.

В 1910 году вышел второй его сборник "Рассказы". Большинство включённых туда рассказов написаны в реалистической манере, но в двух - "Остров Рено" и "Колония Ланфиер" - уже угадывается будущий Грин-сказочник. Действие этих рассказов происходит в условной стране, по стилистике они близки к более позднему его творчеству. Сам Грин считал, что, начиная именно с этих рассказов, его можно считать писателем. В первые годы он печатал по 25 рассказов ежегодно.

В Петербурге, 1910 г.

Как новый оригинальный и талантливый российский литератор он знакомится с Алексеем Толстым, Леонидом Андреевым, Валерием Брюсовым, Михаилом Кузминым и другими крупными литераторами. Особенно сблизился он с А.И. Куприным. Впервые в жизни Грин стал зарабатывать много денег, которые у него, впрочем, не задерживались, быстро исчезая после кутежей и карточных игр.

27 июля 1910 года полиция наконец обнаружила, что писатель Грин - это беглый ссыльный Гриневский. Он был арестован в третий раз и осенью 1911 года был сослан Пинегу Архангельской губернии. Вера поехала с ним, им разрешили официально обвенчаться. В ссылке Грин написал "Жизнь Гнора" и "Синий каскад Теллури". Срок его ссылки был сокращён до двух лет, и в мае 1912 года Гриневские вернулись в Петербург. Вскоре последовали и другие произведения романтического направления: "Дьявол оранжевых вод", "Зурбаганский стрелок" (1913). В них окончательно формируются черты вымышленной страны, которая литературоведом К. Зелинским будет названа "Гринландия".

Грин публикуется преимущественно в "малой" прессе: в газетах и иллюстрированных журналах. Его произведения печатают "Биржевые ведомости" и приложение к газете журнал "Новое слово", "Новый журнал для всех", "Родина", "Нива" и её ежемесячные приложения, газета "Вятская речь" и многие другие. Изредка его прозу помещают у себя солидные "толстые" ежемесячники "Русская мысль" и "Современный мир", в последнем Грин публиковался с 1912 по 1918 год благодаря знакомству с А.И. Куприным. В 1913-1914 годах в издательстве "Прометей" вышел его трёхтомник.

Осенью 1913 года Вера решила разойтись с мужем. В своих воспоминаниях она жалуется на непредсказуемость и неуправляемость Грина, его постоянные кутежи, взаимное непонимание. Грин сделал несколько попыток примирения, но без успеха. На своём сборнике 1915 года, подаренном Вере, Грин написал: "Единственному моему другу", с портретом Веры он не расставался до конца жизни. Почти одновременно (1914 год) Грина постигла ещё одна утрата: в Вятке умер отец. Фотографию отца Грин тоже хранил во всех своих странствиях.

В воспоминаниях Нины Николаевны Грин приводятся слова Грина о том, как он провёл богемные предвоенные годы.

Меня прозывали "мустангом", так я был заряжён жаждой жизни, полон огня, образов, сюжетов. Писал с размаху, и всего себя не изживал. Я дорвался до жизни, накопив алчность к ней в голодной, бродяжьей, сжатой юности, тюрьме. Жадно хватал и поглощал её. Не мог насытиться. Тратил и жёг себя со всех концов. Я всё прощал себе, я ещё не находил себя.

В 1914 году Грин стал сотрудником популярного журнала "Новый сатирикон", издал в качестве приложения к журналу свой сборник "Происшествие на улице Пса". Работал Грин в этот период чрезвычайно продуктивно. Он ещё не решался приступить к написанию большой повести или романа, но лучшие его рассказы этого времени показывают глубокий прогресс Грина-литератора. Тематика его произведений расширяется, стиль становится всё более профессиональным - достаточно сравнить весёлый рассказ "Капитан Дюк" и утончённую психологически точную новеллу "Возвращённый ад" (1915).

"Капитан Дюк". Ежемесячные литературные и популярно-научные приложения к "Ниве", октябрь 1916 г.

После начала Первой мировой войны некоторые из рассказов Грина приобретают отчётливый антивоенный характер: таковы, например, "Баталист Шуан", "Синий волчок" ("Нива", 1915 год) и "Отравленный остров". Из-за ставшего известным полиции "непозволительного отзыва о царствующем монархе" Грин с конца 1916 года был вынужден скрываться в Финляндии, но, узнав о Февральской революции, вернулся в Петроград.

Весной 1917 года он написал рассказ-очерк "Пешком на революцию", свидетельствующий о надежде писателя на обновление. И.С. Соколов-Микитов вспоминал, как они с Грином "жили тревогами и надеждами тех дней". Некоторая надежда на перемены к лучшему наполняет и стихи, написанные Грином в этот период ("XX век", 1917, № 13):

Звучат, гудят колокола,

И мощно грозное их пенье…

Гудят, зовут колокола

На светлый праздник возрожденья.

Вскоре революционная действительность разочаровала писателя.

В Советской России (1917 - 1929)

После Октябрьской революции в журнале "Новый сатирикон" и в небольшой малотиражной газете "Чёртова перечница" один за другим появляются заметки и фельетоны Грина, осуждающие жестокость и бесчинства. Он говорил: "В моей голове никак не укладывается мысль, что насилие можно уничтожить насилием". Весной 1918 года журнал вместе со всеми другими оппозиционными изданиями был запрещён. Грина арестовали в четвёртый раз и чуть не расстреляли . По мнению А.Н. Варламова, факты говорят о том, что Грин "не принял советскую жизнь… ещё яростнее, чем жизнь дореволюционную: он не выступал на собраниях, не присоединялся ни к каким литературным группировкам, не подписывал коллективных писем, платформ и обращений в ЦК партии, рукописи свои и письма писал по дореволюционной орфографии, а дни считал по старому календарю… этот фантазёр и выдумщик - говоря словами писателя из недалёкого будущего - жил не по лжи" . Единственной хорошей новостью стало разрешение разводов, которым Грин немедленно воспользовался и женился на некоей Марии Долидзе. Уже через несколько месяцев брак был признан ошибкой, и супруги расстались .

Летом 1919 года Грина призвали в Красную Армию связистом, но вскоре он заболел сыпным тифом и почти на месяц попал в Боткинские бараки . Максим Горький прислал тяжелобольному Грину мёд, чай и хлеб .

После выздоровления Грину при содействии Горького удалось получить академический паёк и жильё - комнату в "Доме искусств" на Невском проспекте, 15, где Грин жил рядом с Н.С. Гумилёвым, В.А. Рождественским, О.Э. Мандельштамом, В. Кавериным. Соседи вспоминали, что Грин жил отшельником, почти ни с кем не общался, но именно здесь он написал самое знаменитое, трогательно-поэтическое произведение - феерию "Алые паруса" (опубликована в 1923 году). "Трудно было представить, что такой светлый, согретый любовью к людям цветок мог родиться здесь, в сумрачном, холодном и полуголодном Петрограде в зимних сумерках сурового 1920 года, и что выращен он человеком внешне угрюмым, неприветливым и как бы замкнутым в особом мире, куда ему не хотелось никого впускать", - вспоминал Вс. Рождественский . В числе первых этот шедевр оценил Максим Горький, часто читавший гостям эпизод появления перед Ассоль сказочного корабля .

Весной 1921 года Грин женился на 26-летней вдове, медсестре Нине Николаевне Мироновой (по первому мужу Коротковой). Они познакомились ещё в начале 1918 года, когда Нина работала в газете "Петроградское эхо". Её первый муж погиб на войне. Новая встреча произошла в январе 1921 года, Нина отчаянно нуждалась и продавала вещи (Грин описал похожий эпизод в начале рассказа "Крысолов"). Через месяц он сделал ей предложение. В течение отведённых Грину судьбой одиннадцати последующих лет они не расставались и оба считали их встречу подарком судьбы . Грин посвятил Нине феерию "Алые паруса", завершённую в этом году.

Супруги сняли комнату на Пантелеймоновской, перевезли туда свой скудный багаж: связку рукописей, немного одежды, фотографию отца Грина и неизменный портрет Веры Павловны . Сначала Грина почти не печатали, но с началом НЭПа появились частные издательства, и ему удалось опубликовать новый сборник "Белый огонь" (1922). Сборник включал яркий рассказ "Корабли в Лиссе", который сам Грин считал одним из лучших .

В начале 1920-х годов Грин решился приступить к своему первому роману, который назвал "Блистающий мир". Главный герой этого сложного символистского произведения - летающий сверхчеловек Друд, убеждающий людей выбрать вместо ценностей "мира сего" высшие ценности Блистающего мира . В 1924 году роман был напечатан в Ленинграде. Продолжал он писать и рассказы, вершинами тут стали "Словоохотливый домовой", "Крысолов", "Фанданго" .

На гонорары Грин устроил пир, съездил с Ниной в свой любимый Крым и купил квартиру в Ленинграде, затем продал эту квартиру и переехал в Феодосию. Инициатором переезда была Нина, которая хотела спасти Грина от пьяных петроградских кутежей и притворилась больной. Осенью 1924 года Грин купил квартиру на Галерейной улице (теперь там Музей Александра Грина) . Изредка ездили в Коктебель к Максимилиану Волошину .

В Феодосии Грин написал роман "Золотая цепь" (1925, опубликован в "Новом мире"), задуманный как "воспоминания о мечте мальчика, ищущего чудес и находящего их" . Осенью 1926 года Грин закончил главный свой шедевр - "Бегущая по волнам", над которым работал полтора года. В этом романе соединились лучшие черты гриновского таланта: глубокая мистическая идея о потребности в мечте и воплощении мечты, тонкий поэтический психологизм, увлекательный романтичный сюжет. Два года автор пытался опубликовать роман в советских издательствах, и лишь в конце 1928 года книга увидела свет в издательстве "Земля и фабрика" . С большим трудом удалось издать (1929) последние романы Грина: "Джесси и Моргиана" и "Дорога никуда".

Грин грустно отмечал: "Эпоха мчится мимо. Я не нужен ей - такой, какой я есть. А другим я быть не могу. И не хочу" . "Пусть за всё моё писательство обо мне ничего не говорили как о человеке, нелизавшем пятки современности, никакой и никогда, но я сам себе цену знаю" .

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Детство и юность русского писателя Александра Грина. Скитания и революционная деятельность (1896-1906). Первый рассказ писателя "Остров Рено". Особенные герои Грина - романтически настроенные люди, которым дано счастье делать чудеса. Последние годы жизни.

    презентация , добавлен 15.03.2015

    Биографические сведения о жизненном пути русского советского писателя Ю. Бондарева. Книги о войне глазами её участника. Роман "Горячий снег", посвященный Сталинградской битве, героизму советских воинов. Послевоенное время в произведениях писателя.

    презентация , добавлен 20.08.2013

    Мемуары в творческом наследии писателя Александра Митрофановича Федорова. Культурно-просветительская деятельность А.М. Федорова в Болгарии. Обстоятельства их общего с И.А. Буниным знакомства с А.И. Куприным. Заметки о первых произведениях А.И. Куприна.

    статья , добавлен 04.06.2013

    Изучение специфических особенностей художественного синтеза, как доминантного направления в развитии искусств первой трети XX века и творчества Александра Грина. Определение и характеристика роли экфрасиса живописного полотна в прозе Александра Грина.

    дипломная работа , добавлен 18.06.2017

    Детство известного писателя А.А. Фадеева. Сближение с большевиками, революционная, общественная и политическая деятельность. Жены и дети писателя. Изображение революционного движения и борьбы против белогвардейцев и интервентов на Дальнем Востоке.

    реферат , добавлен 18.06.2014

    Краткие сведения о жизненном пути и деятельности Н.М. Карамзина - крупнейшего русского литератора эпохи сентиментализма. Основные события детства и юности, его семейная жизнь. Влияние прозы и поэзии Карамзина на развитие русского литературного языка.

    презентация , добавлен 08.12.2015

    Краткие биографические сведения Б. Окуджавы. Формирование отношения поэта к войне на разных этапах его жизненного пути. Характерные черты и анализ военной лирики Б. Окуджавы. Основные факторы, воздействующие на творчество писателя на протяжении жизни.

    реферат , добавлен 17.04.2009

    Биография выдающегося русского писателя Николая Гоголя. Детские годы Гоголя, отношения с родителями и сестрами. Первые литературные пробы. Определение на государственную службу. Богатство гоголевского творчества, основные произведения писателя.

    презентация , добавлен 12.05.2011

    Краткие сведения о жизненном пути и деятельности японского писателя и драматурга Юкио Мисимы. Литературный дебют и "Исповедь маски". Перестройка тела и духа и "Золотой храм". Самурайские традиции в творчестве Ю. Мисимы. Последние годы жизни писателя.

    реферат , добавлен 10.02.2013

    Краткие сведения о жизненном пути и деятельности Льва Николаевича Толстого - выдающегося русского писателя и мыслителя. Его детские годы и период образования. Расцвет творчества Толстого. Путешествия по Европе. Смерть и похороны писателя в Ясной Поляне.

Александр Степанович Грин (настоящая фамилия – Гриневский) – советский прозаик из России, имя которого всегда вспоминается вместе с повестью-феерией «Алые паруса». Его настоящая фамилия – Гриневский, что помогло создать ему вымышленную страну «Гринландия».

Поэт родился в Вятской губернии, г. Слоботской 23 (11) августа 1880 г. Он ещё в детстве любил читать книжки о разных местах света и странствиях людей, ему настолько хотелось познакомиться с миром, что даже были случаи, когда он пытался сбежать из дома. Когда в 1896 г. Гриневский закончил обучение в четырёхклассном Вятском учебном заведении, он переезжает в Одессу, и после чего становится бродягой на 6 лет.

В тот момент, когда Александр работал на судне, он желал стать мореплавателем, но со временем смирился, и позабыл об этой мечте. Грин успел погрузиться во множество профессий, он был и грузчиком, и лесорубом, попробовал себя в рыболовстве, но все эти занятия не помогали ему справиться с желанием, которое вынудило его пойти на службу. Ровно 9 месяцев ему нужно было пережить для того, чтобы вернуться домой. Треть от этого времени он сидел в карцере, а остальную часть закончил дезертиром.

Во время службы он сблизился с социалистами-революционерами, которые завлекли его в деятельность с пропагандистским уклоном. Поддержка интересов матросов в Севастополе завершилась для Александра в 1903 г. тюрьмой на 2 года, но его это не останавливало перед пропагандистским занятием. Грина хотели отправить в ссылку в Сибирь на десять лет, но с помощью амнистии он избежал этого наказания.

Первый рассказ Гриневского «В Италию» был напечатан в 1906 г., а следом появился рассказ «Случай», особенность которого была в том, что первый раз автор написал свой псевдоним «Александр Степанович Грин». Будучи бедным и больным туберкулёзом, в 1924 году писатель переезжает в Феодосию, продолжая писать различные романы и рассказы.

Скончался писатель от рака желудка (8 июля в 1932 г.), в Старом Крыму, куда он приехал жить в 1930 г. В городе его похоронили на кладбище именно в том месте, откуда видно его любимое море.

6 класс о его жизни для детей

Биография Грина Александра Степановича о главном

Александр Степанович Грин (Гриневский) это поэт-прозаик, философ, а также один из представителей русского неоромантизма. Автор популярных романтических книг, таких как: “Бегущая по волнам” и “Алые паруса”.

23 августа 1880 года был рожден в Слободской Вятской губернии. Его отцом был Степан Евсеевич Гриневский, который являлся участником Польского восстания, в следствии чего, будучи в двадцатилетнем возрасте, его отправили в ссылку бессрочно. Его мама - Анна Степановна Гриневская, русская женщина, которая работала медиком. В 1889 году Александр уже был в подготовительном классе районного училища, оттуда и пошло прозвище “Грин”. Его поступки, по мнению учителей, были хуже всех, за что его хотели исключить, но все же он поступил в первый класс. Когда он перешел во второй класс, то написал позорящее учителей стихотворение и все же оказался исключенным.

В пятнадцатилетнем возрасте он остался без мамы, которая умерла от туберкулеза. После этого у его отца была свадьба с Лидией Борецкой. В связи с тем, что у Александра были очень напряженные взаимоотношения с женой отца, то он решил жить отдельно и стал подрабатывать, например, переписывая документы.

Александр Степанович написал достаточно много известных романтических произведений, про которые упоминалось в самом начале данной статьи. Свое творчество он начал в 1906 году, написав рассказы “Заслуга рядового Пантелеева” и “Слон и Моська”. На 28 году жизни (1908 год) он сотворил свое первое издание - “Шапка-невидимка” .

В связи с женитьбой на двадцатичетырехлетней Вере Абрамове он написал “Сто вёрст по реке”, где ключевые персонажи рассказа олицетворяют данную пару.

В 1914 году Грин стал сотрудничать с “Новым Сатириконом”. Этот же журнал опубликовал его не безызвестный сборник “Происшествие на улице Пса”.

В 1920 году Александр Степанович продолжил собственную литературное движение, взявшись за роман “Блистающий мир”, которое было выпущено в Ленинграде спустя 4 года. Также свой талант проявил в произведениях: “Крысолов”, “Фанданго”, “Словоохотливый домовой”.

В 1926 завершил, наверное, свой самый известный и основной роман “Бегущая по волнам”, которое было выпущено в 1928.
В 1932 выпущено последнее издание поэта - “Фантастические новеллы”.

В 1932 году, 8 июля поэт покинул этот мир в Старом Крыму в связи с раком желудка, его решили похоронить на местном кладбище на побережье моря, которое очень любил Грин.

Интересные факты и даты из жизни

В ряду советских писателей он стоит обособленно. Его книги пропитаны волнующим запахом моря и жаждой несбыточного. Это Александр Грин. Биография писателя повествует о трудном жизненном пути, ссылках, арестах и побегах. Как личность автор раскрывается в своих произведениях.

Родился Александр Грин в небогатой семье. Год рождения –1880. Родина – провинциальный город Слободской Вятской губернии. Родители – небогатые люди. Отец служил счетоводом, мать до замужества работала медсестрой.

  • 1896 – Саша окончил четырехклассное училище.
  • 1897 – начало самостоятельной жизни. Работал моряком, портовым маркировщиком, землекопом, переписчиком, грузчиком. Бродяжничал.
  • 1902 – вступил в регулярную армию, дезертировал.
  • 1903 – начало революционной подпольной деятельности.
  • 1906 – первые напечатанные рассказы. Год окончательного выбора жизненного пути.
  • 1903, 1905, 1910 – аресты и ссылки.
  • 1908 – разрыв с подпольщиками-эсерами.
  • 1912 – женитьба на В. Абрамовой.
  • 1918 – развод, второй брак. Новый развод.
  • 1919 – призыв в Красную армию. Сыпной тиф. Помощь Горького.
  • 1921 – женитьба на Н. Мироновой. Новое место жительства – Крым, Феодосия.
  • 1927 – Старый Крым.
  • 1930 – запрет на издание книг.
  • 1932 – смерть.

Настоящая фамилия писателя – Гриневский. Отец – Степан (Стефан) Евсеевич Гриневский, бухгалтер земской больницы, ссыльный поляк. Мать по национальности русская, Анна Степановна Лепкова. До рождения сына место жительства Гриневских – Вятская губерния (ныне Кировская область), город Слободской, где и родился 23 августа (по новому стилю) 1880 мальчик Саша. В городе Слободском в 2010 открылся Музей романтики Александра Грина.

Начальной грамоте Сашу учила мама. Отец приложил множество усилий, чтобы сын получил образование. По воспоминаниям писателя, отец принес домой первую книгу, самостоятельно прочитанную шестилетним Сашей.

Важно! В детстве Александр Грин отличался впечатлительностью и мечтательностью. Мальчик рано научился читать, вымышленный мир книг увлек его своей романтикой и приключениями, что потом нашло отражение в его собственных произведениях.

Когда Саше исполнилось 9 лет, его приняли в подготовительный класс Вятского реального училища. Из второго класса Саша Гриневский был отчислен за скверное поведение. Детство кончилось со смертью матери в 1895. Отец снял отдельное жилье сыну. Обивал пороги учреждений и знакомых, умоляя позволить Саше завершить образование. Молодой Гриневский окончил городское училище в 1896.

Нельзя передать в краткой биографии все горести, выпавшие на долю писателя в отрочестве и юности: раннее сиротство, нелюбовь мачехи, отцовский недосмотр.

Скитания

Шестнадцати лет отправился в Одессу, решив стать моряком. Бродяжничал, болел, жил в ночлежке для моряков, изгонялся из нее. Будущего писателя приняли на пароход учеником. За ученичество требовалось платить деньги, а когда стало нечем платить, покинул пароход. Гриневский устроился на корабль, идущий к берегам Африки. Поспорив с капитаном, остался без работы.

Вернулся домой, работы не смог найти. В поисках работы отправился в Баку. Голодал, побирался. Был разнорабочим, копал траншеи, красил здания, работал в пекарне, рыбачил. Заболел малярией, едва не умер от обезвоживания.

Вернулся домой – без денег, еды, нищий. Пошел служить в армию, в Оровайский пехотный батальон. Будущего писателя часто сажали в карцер. Бежал со службы, был осужден за бегство. Новых попыток бегства не оставлял. Биография Александра Грина пополнялась множественными заключениями, побегами, ссылками, голодом

Аресты и ссылки

На фото Александру Грину 30 лет.

На военной службе Гриневский сошелся с революционерами. В 1903 году арестован за революционную деятельность, неоднократно сбегал. Осудили в 1905 на 10 лет, был амнистирован.

Новый арест последовал спустя год, за ним новая ссылка в Тобольскую губернию. В ссылке выдержал три дня, бежал домой, к отцу, который помог с документами на фамилию Мальгинов.

В 1906 Александр Гриневский нашел свое призвание, стал писать книги, печататься. Первые рассказы изъяла полиция.

В 1908 порвал с подпольщиками. Связь с революционерами и отход объясняются отношениями с Екатериной Бибергаль. Революционерка объявила о разрыве, Гриневский выстрелил женщине в грудь. Екатерина выжила, уголовное дело не возбуждалось.

Под чужим именем Гриневский прожил до 1910, затем последовал очередной арест и ссылка. Его женой стала Вера Абрамова. Поженились молодые люди в 1912 году.

В период с 1913 по 1918 активно печатался в популярных ежемесячных журналах, работал в “Новом Сатириконе”. Перед революцией скрывался от полиции в Финляндии.

Революция и перемены в личной жизни

Февральскую революцию Александр Гриневский встретил в надежде на перемены. Вернулся в Петербург.

Перемены оказались устрашающими. В 1918 последовал арест за статьи о беззакониях революционеров. В этом же году Александр Грин дал развод жене. Женился во второй раз, на М. Долидзе, и снова развелся.

В 1919 призвали в Советскую армию, где писатель заболел. Большую помощь оказал Горький – поддержал продуктами, помог получить жилье, устроил на работу. Это время стало временем творческого расцвета писателя, он начал создавать свои лучшие книги.

Нина Миронова стала женой Гриневского в феврале 1921. Поселились на съемной квартире. В разгар НЭПа издавали книги частным порядком.

Гриневский много печатался в годы НЭПа, приобрел квартиру в Ленинграде. Перебрались с женой на Крымский полуостров. Здесь написаны замечательные произведения – “Бегущая по волнам”, “Золотая цепь”.

Конец жизни

Фото 1929 г.

Начиная с 1930 г. Грину запретили переиздаваться, разрешено печатать одну книгу в год. Союз писателей не помогал, пенсии назначено не было. Жизнь оборвалась летом 1932.

Причиной смерти в Википедии назван рак желудка, были поражены и легкие. Похоронен в Старом Крыму. Перед смертью Александр Степанович исповедался и приобщился святых Христовых Таинств.

До смерти Гриневский хранил портреты отца и первой жены. Жене Нине посвятил лучшее произведение – повесть .

Жизнь и творчество Александра Грина являют собой величайший контраст. В начале жизни побывал писатель на дне общества, видел мерзость человеческих пороков.

Творческий путь не был трудным – богатая фантазия помогала в написании книг. Автор имел много замыслов, совершенствовался от произведения к произведению и не выдыхался. Отказ в печати лишил писателя сил к жизни. Остался недописанным роман «Недотрога», который мог стать лучшим произведением автора.

Творческое наследие

Произведения писателя Грина Александра выпускают современные издательства. Наиболее известные – «Алые паруса», «Бегущая по волнам», «Золотая цепь». Во всех произведениях затрагиваются темы любви, дружбы, отверженности.

Произведения Александра Грина говорят о поиске истины, поиске самих себя. Примеры настоящей дружбы, чистой, искренней любви, мужества, верности, выдержки автор привел в своих произведениях в великом множестве.

Книги Гриневского в Советском Союзе стали издавать в пятидесятые годы. Они пользовались большой популярностью. Написано автором множество рассказов, повести, несколько замечательных романов. Лучшим произведением признана феерия “Алые паруса”.

Важно! В Википедии имеется страница, посвященная Александру Грину. Биография сопровождается обзором критики от начала творчества до наших дней, приводится библиография, раскрывается участие в подпольной деятельности. Википедия представляет список наиболее известных книг Александра Грина.

Известные произведения писателя являются самыми лучшими и читаемыми его книгами.

Романы

  • “Блистающий мир”
  • “Дорога никуда”
  • “Джесси и Моргиана”
  • “Золотая цепь”
  • незаконченный роман “Недотрога”

Повести

  • повесть-феерия “Алые паруса”
  • “Ранчо “Каменный столб” (повесть для детей и юношества)
  • “Колония Ланфиер”
  • “Таинственный лес”
  • “Вокруг Центральных озер”
  • “Приключения Гинча”

Рассказы

  • Слон и Моська
  • Заслуги рядового Пантелеева
  • На досуге
  • Карантин
  • В Италию
  • Совесть заговорила
  • Акула
  • Романтическое убийство
  • Возвращение
  • Корабли в Лиссе
  • Истребитель
  • Сарынь на кичку
  • Безногий
  • Золото и шахтеры
  • Фанданго
  • Два обещания
  • Гнев отца
  • Зеленая лампа
  • Автобиографическая повесть
  • Комендант порта

Писал стихи, поэмы, фельетоны:

  • Золотистая Нина (стихотворение)
  • Ли (поэма)
  • Как я работаю. Ответ на анкету
  • Со ступеньки на ступеньку (фельетон)
  • Первый снег (стихи)
  • Брат и сестра (стихотворение)
  • Флюгер (стихотворение)
  • Колокола (стихотворение)
  • Дверь закрыта, лампа зажжена
  • Скромное о великом
  • Голубчику жене (стихотворение)

Как и множество писателей, Гриневский использовал псевдонимы. Подписывать произведения настоящей фамилией до революции Александр Грин не мог, поскольку бежал из ссылки и жил по ворованному паспорту, участвовал в работе подполья и нелестно отзывался о существующем строе.

Список псевдонимов, под которыми выходили книги Александра Грина:

  • А.А. М-в (Мальгинов);
  • А. Степанов;
  • А.С.Г;
  • Александров;
  • Гриневич.

Впоследствии все псевдонимы отсеялись, остался наиболее известный, под которым его произведения знают и любят миллионы читателей.

Полезное видео

Вывод

Александр Грин прожил тяжелую жизнь, прежде чем стал писателем. Он испытал много горя – аресты, ссылки, голод, нужду. Подарил свои произведения о любви, дружбе, наделил героев книг счастьем и удачей. Книги автора переиздавались много раз, и выдержат еще не одно переиздание.

Александр Степанович Гриневский (Грин - его литературный псевдоним) родился 23 августа 1880 года в Слободском, уездном городке Вятской губернии. А в городе Вятке прошли годы детства и юности будущего писателя. Первое слово, которое первенец Саша Гриневский сложил из букв, сидя на коленях у отца, было слово «море»... Саша был сыном участника польского восстания 1863 года, сосланного в провинциальную Вятку. Бухгалтер земской больницы, отец едва перебивался - без радости, надежды и мечты. Его жена, изможденная и больная, утешалась мурлыканьем песен - в основном скабрезных или воровских. Так и умерла тридцати семи лет… Вдовец, Стефан Гриневский, остался с четырьмя полусиротами на руках: у 13-летнего Саши (самого старшего) тогда были брат и две сестры. Со временем отец будущего писателя женился вторично, и мачеха привела в дом своего сына. А для полноты счастья в положенный срок родилось и общее чадо.

…С чем повезло семье польского ссыльного, так это с книгами. В 1888 году погиб на службе подполковник Гриневский, Сашин дядя. С похорон привезли наследство: три больших сундука, набитых томами. Они были на польском, французском и русском языках.

Тогда-то восьмилетний Александр впервые ушел от реальности - в притягательный мир Жюля Верна и Майна Рида. Эта вымышленная жизнь оказалась куда интересней: бескрайний морской простор, непролазные чащи джунглей, справедливая сила героев навсегда покорили мальчишку. Возвращаться к действительности совсем не хотелось...

Когда Саше исполнилось девять, отец купил ему ружье - старое, шомпольное, за рубль. Подарок отрешил подростка от еды, питья и на целые дни увел в лес. Но не только добыча влекла паренька. Он полюбил шепот деревьев, запах травы, сумрак зарослей. Здесь никто не сбивал с мысли, не портил грез. А стрелять - невелика наука. Порох - с ладони, пыж - из бумаги, дробь - на глазок, без номера. И летели пух и перья - галок, дятлов, голубей... Дома съедалось всеми все.

В тот же год недоросля отдали в Вятское земское реальное училище. Овладевать знаниями - дело трудное и неровное. Отличными успехами отмечались закон Божий с историей, пятеркой с плюсом - география. Арифметику самозабвенно решал отец-счетовод. Зато по остальным предметам в журнале маячили двойки да колы...

Так и проучился несколько лет, пока не выгнали. Из-за поведения: дернул черт рифмы плести, ну и сварганил стишок о любимых учителях. За вирши и поплатился...

Потом было городское четырехлетнее училище, в предпоследний класс которого Александра устроил отец. Здесь новый ученик выглядел одиноким энциклопедистом, но со временем опять дважды оказался исключаем - за хорошие за всякие дела...

Восстановили ослушника только по милости Божьей. Зато последние месяцы Гриневский отучился старательно: узнал, что аттестат об окончании заведения открывает дорогу в мореходные классы.

Наконец - вот она, дорога в большой, манящий, неизвестный мир! За плечами - шестнадцать лет, в кармане - 25 рублей. Их дал отец. Еще пилигрим взял харч, стакан, чайник и одеяло с подушкой.

Пароход отчалил, забирая на быстрину. Сестры завыли, младший брат зашмыгал носом. Отец долго щурился против солнца, провожая глазами путешественника. А тот, преисполненный взволнованной открытости новизне, уже забыл про дом. Все мысли занял океан с парусами на горизонте...

Одесса потрясла юного жителя Вятки: улицы, засаженные акациями, или робиниями, купались в солнечном свете. Увитые зеленью кофейни на террасах и комиссионные магазины с экзотическими товарами теснили друг друга. Внизу шумел порт, напичканный мачтами настоящих кораблей. И за всей этой суетой величаво дышало море. Оно разъединяло и соединяло земли, страны, людей. А когда очередное судно направлялось в поблескивающие голубые объятия дальней дали, море словно бы передавало его небу - там, за горизонтом. Такой эффект лишь усиливал впечатление причастности обеих стихий Высшему Промыслу.

Но это издали. Вблизи преобладала горькая проза. Обойдя весь порт, Александр нигде не смог наняться на корабль. Лишь один помощник капитана участливо предложил:

Могу взять юнгой...

Однако новичок уже знал, что ученикам не платят - наоборот, с них берут за питание. Знакомство с прекрасным будущим окончилось ночлежным подвалом. Здесь роились грузчики с босяками, зато постой был копеечным. Паренек начал было выпытывать у безработных матросов-соседей про дальние страны, ужасные тайфуны, дерзких пиратов... Но те, будто договорясь, сводили ответы к деньгам, пайкам и дешевым арбузам.

Со временем у юного искателя дальних странствий сложился привычный маршрут: босяцкая столовая - порт - бульварная скамья. Скуку разгоняло пятиразовое купание за волноломом - пока однажды, забывшись, пловец чуть не утонул. Невесть как разгулялась волна, и он, уже обессиленный, не мог выбраться на опустевший берег. Лишь 99-й вал милостиво зашвырнул бедолагу на сушу, взяв плату его нехитрой одежонкой. Так, в чем мать родила, и пришлось шнырять по причалам! Какой-то грузчик пожалел, ссудил обносками...

Через два месяца, наконец, повезло: Александра взяли юнгой на пароход «Платон». Восемь с половиной рублей за ученичество телеграфом выслал отец. Наука началась от азов: бывалые матросы посоветовали глотать якорную грязь - спасает при морской болезни. Юнга с готовностью повиновался всем, но... Так и не научился вязать узлы, свивать лини, сигналить флажками. Даже «отбивать склянки» не получалось - из-за отсутствия резкого двойного удара в обе стороны колокола-рынды.

За все плавание Сашик ни разу не спустился в машинное отделение - что уж говорить о названиях парусов, снастей, такелажа, рангоута. Парня держал плен собственных представлений о морской жизни...

Плавание на «Платоне» сменилось прежним никчемным существованием, осложненным надвигающимися холодами. Однообразные серые недели складывались в месяцы.

Предложение сходить в Херсон «матросом за все» показалось волшебной музыкой в гробовой тиши. Судно - парусная шлюпка «Святой Николай»; команда - судовладелец, он же шкипер, и его сын; груз - черепица. Плата - шесть рублей. Выбирать не приходилось.

Рейс был тяжелым. Грин кашеварил, рубил дрова, стоял вахты и спал на голых досках под мокрым тряпьем. А вокруг насвистывал ветер при четырехградусном холоде. Но море было так близко, дали так чисты, а дельфины, резвясь, так мило поглядывали!..

В Херсоне Александр потребовал расчет. Оказалось, он еще должен за раздавленную в беготне черепицу. В итоге стороны расстались, каждая при своем. В Одессу Грин вернулся безбилетником на какой-то посудине.

Ранней весной ему повезло: взяли матросом на корабль «Цесаревич», принадлежащий Русскому обществу пароходства и торговли. Рейс в Александрию оказался единственным заграничным в его жизни. Ни Сахары, ни львов Александр в Египте не увидел. Выйдя на окраину города, оступился в арык с мутной водой, посидел на пыльной обочине, помечтал... А потом вернулся в порт: время поджимало. Так завершилась его африканская эпопея. Жизненная палитра Грина изобиловала мрачными красками. После Одессы он вернулся на родину, в Вятку - опять к случайным заработкам. Но жизнь упорно скупилась на место и занятие для горемыки...

Через год Александр оказался в Баку, где первым делом подхватил малярию. Эта хворь надолго привязалась к писателю.

Краткосрочная работа на нефтепромыслах сменилась долгим нищенским бездействием; рыбацкая карьера и вовсе длилась неделю: подкосила лихорадка. Недолго проплавав матросом, Грин опять вернулся к отцу...

А весной подался на Урал - за золотыми самородками. Но там, как и везде, мечты оборачивались суровой действительностью. Горы, поросшие синим лесом, берегли свои золотые жилы. Зато пришлось вдоволь намучиться в рудниках, шахтах и депо.

Черная работа у домен, на лесосеках и сплаве. Отдых на казарменных нарах, где рядом, вместо тропического солнца, краснела железная печка...

Гриневский решил добровольно вступить в царскую армию - это был акт отчаяния... Весной 1902 года юноша очутился в Пензе, в царской казарме. Сохранилось одно казенное описание его наружности той поры. Такие данные, между прочим, приводятся в описании:

Рост - 177,4. Глаза - светло-карие. Волосы - светло-русые.

Особые приметы: на груди татуировка, изображающая шхуну с бушпритом и фок-мачтой, несущей два паруса...

Искатель чудесного, бредящий морем и парусами, попадает в 213-й Оровайский резервный пехотный батальон, где царили самые жестокие нравы, впоследствии описанные Грином в рассказах «Заслуга рядового Пантелеева» и «История одного убийства». Через четыре месяца «рядовой Александр Степанович Гриневский» бежит из батальона, несколько дней скрывается в лесу, но его ловят и приговаривают к трехнедельному строгому аресту «на хлебе и воде». Строптивого солдата примечает некий вольноопределяющийся и принимается усердно снабжать его эсеровскими листовками и брошюрами. Грина тянуло на волю, и его романтическое воображение пленила сама жизнь «нелегального», полная тайн и опасностей.

Пензенские эсеры помогли ему бежать из батальона вторично, снабдили фальшивым паспортом и переправили в Киев. Оттуда он перебрался в Одессу, а затем в Севастополь. Вторичный побег, да еще отягченный связью с эсерами, стоил Гриневскому двухлетнего тюремного срока. А неудачная третья попытка оставить неволю закончилась бессрочной сибирской ссылкой...

В 1905 году 25-летний Александр бежал и добрался до Вятки. Там он и жил по украденному паспорту, под фамилией Мальгинов, до самых Октябрьских событий.

«Я был матросом, грузчиком, актёром, переписывал роли для театра, работал на золотых приисках, на доменном заводе, на торфяных болотах, на рыбных промыслах; был дровосеком, босяком, писцом в канцелярии, охотником, революционером, ссыльным, матросом на барже, солдатом, землекопом…»

Долго и болезненно Александр Степанович искал себя как писателя... Он начинал свой литературный путь как «бытовик», как автор рассказов, темы и сюжеты которых он брал непосредственно из окружающей его действительности. Его переполняли жизненные впечатления, вдосталь накопленные в годы странствий по белу свету...

С особой любовью вспоминал Грин об уральском богатыре-лесорубе Илье, который обучал его премудростям валки леса, а зимними вечерами заставлял рассказывать сказки. Жили они вдвоем в бревенчатой хижине под старым кедром. Кругом дремучая чащоба, непроходимый снег, волчий вой, ветер гудит в трубе печурки... За две недели Грин исчерпал весь свой богатый запас сказок Перро, братьев Гримм, Андерсена, Афанасьева и принялся импровизировать, сочинять сказки сам, воодушевляясь восхищением своей «постоянной аудитории». И, кто знает, может быть, там, в лесной хижине, под вековым кедром, у веселого огня печурки и родился писатель Грин...

В 1907 году вышла в свет его первая книга - «Шапка-невидимка». В 1909-м напечатали «Остров Рено». Потом были другие работы - более чем в ста периодических изданиях...

Выкристаллизовался и псевдоним автора: А. С. Грин. (Сперва были - А. Степанов, Александров и Гриневич - литературный псевдоним был необходим писателю. Появись в печати подлинная фамилия, его сразу же водворили бы в места не столь отдаленные).

В послереволюционном Петрограде М. Горький выхлопотал писателю-нелегалу комнату в Доме искусств и академический паек... И Грин был теперь не один: он нашёл подругу, верную и преданную до конца, как в его книгах. Ей он посвятил бессмертную феерию «Алые паруса» - книгу, утверждающую силу любви, человеческого духа, «просвеченнуя насквозь, как утренним солнцем», любовью к жизни, к душевной юности и верой в то, что человек в порыве к счастью способен своими руками творить чудеса...

В 1924 году Грин и его жена Нина Николаевна (очень советуем её замечательные воспоминания о Грине) переехали из Петрограда в Феодосию (она идёт на «спасительную хитрость», чтобы отдалить мужа от затягивающей богемы: симулирует сердечный приступ и получает «заключение» врача о необходимости переменить место жительства).

Он всегда мечтал жить в городе у тёплого моря. Здесь прошли самые спокойные и счастливые годы его жизни, здесь были написаны романы «Золотая цепь» (1925) и «Бегущая по волнам» (1926).

Крымский период творчества Грина стал как бы «болдинской осенью» писателя, в эту пору он создал, вероятно, не менее половины всего им написанного. Его комнату занимали только стол, стул и кровать.

А на стене, против изголовья, красовалась просоленная деревянная скульптура из-под бушприта некоего парусника. Корабельная дева провожала писателя ко сну и встречала на рассвете. Грин окунулся в свой выстраданный сказочный мир...

Но к концу 1920-х годов издатели, до этого охотно печатавшие книги Грина, перестали брать их совсем. Денег не было, не помогли и хлопоты друзей об устройстве уже больного писателя в санаторий. Грин заболел, в сущности, от недоедания и от тоски, потому что впервые жизнь показалась ему «дорогой никуда». Он не знал, что настоящая его слава ещё впереди...

Грин был не только великолепным пейзажистом и мастером сюжета, но и еще очень тонким психологом. Он писал о неизученности и могуществе природы, о самопожертвовании, мужестве - героических чертах, заложенных в самых обыкновенных людях. Наконец, очень немногие писатели так чисто, бережно и взволнованно писали о любви к женщине, как это делал Грин.

Литературное наследие Грина гораздо шире, многообразнее, чем это можно предположить, зная писателя лишь по его романтическим новеллам, повестям и романам. Не только в юности, но и в пору широкой известности Грин наряду с прозой писал лирические стихи, стихотворные фельетоны и даже басни. Наряду с произведениями романтическими он печатал в газетах и журналах очерки и рассказы бытового склада. Последней книгой, над которой писатель работал, была его «Автобиографическая повесть», где он изображает свою жизнь строго реалистически, во всех ее жанровых красках, со всеми ее суровыми подробностями.

Последним неоконченным произведением писателя был роман «Недотрога» - роман о деликатных, ранимых и отзывчивых натурах, неспособных ко лжи, лицемерию и ханжеству, о людях, утверждающих добро на земле. «До конца дней моих, - писал Грин, - я хотел бы бродить по светлым странам моего воображения».

На гористом старокрымском кладбище, под сенью старой дикой сливы, лежит тяжелая гранитная плита. У плиты скамья, цветы. На эту могилу приходят писатели, приезжают читатели из дальних мест...

«Когда дни начинают пылиться и краски блекнуть, я беру Грина. Я раскрываю его на любой странице. Так весной протирают окна в доме. Все становится светлым, ярким, все снова таинственно волнует, как в детстве.» - Д. Гранин

«Это писатель замечательный, молодеющий с годами. Его будут читать многие поколения после нас, и всегда его страницы будут дышать на читателя свежестью такой же, как дышат сказки.» - М. Шагинян.

«Александр Грин - писатель солнечный и, несмотря на трудную судьбу, счастливый, потому что через все его произведения победно проходит глубокая и светлая вера в человека, в добрые начала человеческой души, вера в любовь, дружбу, верность и осуществимость мечты.» - Вера Кетлинская.

В 1960-х годах, на волне нового романтического подъема в стране, Грин превратился в одного из самых издаваемых и почитаемых отечественных авторов, кумира молодого читателя (до этого, в разгар кампании против «безродных космополитов», книги писателя были вычеркнуты из планов издательств, не выдавались в библиотеках)... Теперь же были открыты библиотеки и школы его имени, основаны Дома-музеи Грина в Феодосии, Старом Крыму и Вятке...

И эта любовь не угасает по сей день... Сперва в Крыму, а в августе 2000 года - к 120-летию со дня рождения Александра Грина - и на родине писателя, в г. Кирове (Вятка), на набережной, носящей его имя, был торжественно открыт бюст писателя.

Творчество Грина - черточка лица эпохи, частица ее литературы, притом частица особенная, единственная... В 2000 г. учреждена Всероссийская литературная премия имени Александра Грина, она присуждается ежегодно «за произведения для детей и юношества, проникнутые духом романтики и надежды», среди лауреатов этой премии - Кир Булычев и Владислав Крапивин. «Выдуманная писателем, никогда не существовавшая на географических картах Страна Гринландия, внешне реалистическая и художественно совершенная, также пронизывающая почти все главные произведения фантастика (в широком спектре - от НФ до фэнтези, готического романа и «лит-ры ужасов») и общая романтическая недосказанность, - позволяют считать Грина одним из основоположников современной фантастической литературы... недооцененным при жизни...» - А. Бритиков

Произведения Александра Грина любимы и уже сто лет тревожат сердца читателей...

«Нет ни чистой, ни смешанной фантастики. Писатель должен пользоваться необыкновенным только для того, чтобы привлечь внимание и начать разговор о самом обычном.» - Александр Грин