Коренные народы южного урала. Башкирский этнос. Народы среднего урала, свердловской

Любовь Федякова

Конспект НОД по краеведению с детьми подготовительной группы

«Народы Среднего Урала»

(воспитатель Федякова Л. И., детский сад № 329, г. Екатеринбург).

Цель: Развивать у детей интерес к родному краю как части России: к людям разных национальностей, живущих в родном крае.

Задачи: 1. Познакомить детей с народами Свердловской области.

2. Развивать представления детей об особенностях (внешний облик, национальные костюмы, традиционные занятия) и культурных традициях представителей разных национальностей жителей родного края, Среднего Урала.

3. Воспитывать уважительные, дружелюбные чувства к людям других национальностей.

Ход занятия:

Что мы Родиной зовём?

Край, где мы с тобой живём!

Дети, назовите свою Родину? (ответы детей).

Назовите край, в котором мы живем. (Средний Урал).

Скажите, как называется наша область? (Свердловская).

Посмотрите на карту Свердловской области, она богата хвойным и лиственным лесом, дикими животными. Мы узнали и отметили на карте красивые места и достопримечательности нашего края. А сегодня мы поговорим о народах Свердловской области.

Посмотрите друг на друга, мы все одинаковые? (Нет.) Правильно, потому что среди нас есть удмурты, марийцы, татары, русские.

Чем же мы отличаемся друг от друга? (цветом глаз, волосами, кожей).

Еще каждый народ говорит на своем языке.

На каком языке говорят русские? (на русском).

А татары? (на татарском). Ярослав Р. скажи, пожалуйста, несколько слов на татарском языке.

На каком языке говорят удмурты? (на удмурском). Послушайте стихотворение на удмурском языке, его расскажет Ангелина. В.

Народы нашего края знают два языка: свой национальный и русский, так как они живут в большой стране – Россия, а русский язык – это государственный язык.

Чтобы лучше познакомиться с народами Свердловской области, мы сейчас посмотрим презентацию.

1 слайд. Русские.

Рассмотрите русский национальный костюм. Расскажите, какую одежду носили русские люди.

Какие национальные праздники отмечали? (Крещение, Масленицу, Пасху и т. д.)

2 слайд. Татары.

Дети, чем татарский костюм отличается от русского?

Кто знает татарские национальные праздники?

Самый знаменитый татарский праздник – это Сабантуй. Праздник завершения весенних полевых работ. Главным, наиболее любимым и самым популярным видом состязаний на Сабантуе остается борьба на кушаках. Также проводят скачки на лошадях, бой мешками, перетягивание каната, палки, лазанье на высоких столбах, на верху которого повешен приз и т. д.

Одновременно проводят состязания певцов, танцоров.

3 слайд. Башкиры.

Посмотрите, какой необычный башкирский национальный костюм? Чем он украшен?

Башкиры – известны как замечательные земледельцы, отличные животноводы и искусные пчеловоды.

Башкирские национальные праздники:

Каргатуй – вороний праздник, проводился в марте, посвящен весеннему пробуждению природы. В этот день варилась на молоке каша, в больших казанах. Пока варилась каша, девушки и молодые женщины украшали деревья разноцветными лентами, кольцами, браслетами. Под деревьями расстилали паласы, а в центре их – яркие тканые скатерти. На них раскладывали праздничное угощение.

Джиин – летний праздник. Устраивали спортивные соревнования.

3 слайд. Марийцы – это очень древний народ, они известны с VI века. Традиционными занятиями марийцев является земледелие, животноводство, пчеловодство, а также охота.

Национальный марийский костюм украшен вышивкой. Обратите внимание на головной убор, чем он отличается от других национальных костюмов.

Марийцы сохранили благоговейное отношение к природе. Лес у них священен. Существует представление, что лесом управляет богиня, или хозяйка, леса. Поэтому принято при каких-либо лесных работах в качестве дара оставлять хозяйке леса на пеньке кусочек блина или лепешки.

4 слайд. Удмурты. Традиционным занятием удмуртов является земледелие и животноводство.

А теперь рассмотрите, какой красивый удмурский национальный костюм. Чем он вам понравился?

Удмурские народные праздники: Гырыны Потон – праздник первой борозды. В день праздника проводились конские скачки. Считалось: кто будет победителем, тот и весеннюю пахоту закончит раньше. Победителю в конном соревновании девушки дарили полотенца, а в гриву его коня вплетали ленты.

Горон Быдтон – завершение весенних работ.

На удмурских праздниках самым распространенным музыкальным инструментом были гусли.

5 слайд. Чуваши.

Нравится ли вам чувашский национальный костюм? Расскажите, как одеты чуваши.

В древности чуваши занимались земледелием и животноводством. Домашние животные высоко ценились в хозяйстве. У чувашей было принято клясться ими. Во время такой клятвы над животными протягивали руку. Верили: если клятва ложная, животное заболеет и погибнет.

Чувашские народные праздники:

Акатуй – праздник сева. Взрослые и дети состязались в беге, устраивали скачки на лошадях.

Чуклеме – завершение уборочных работ.

6 слайд. Мордва.

А теперь посмотрите, какой красивый мордовский национальный костюм. Обязательный атрибут мордовского женского костюма – красивый пояс – пулай. Давайте скажем все вместе – пулай.

Мордва были в основном рыбаками, пахари, животноводы и охотники. Все праздники у мордвы связаны с их хозяйственными занятиями.

7 слайд. Ханты и Манси.

На крайнем Севере живут отважные, трудолюбивые люди – Ханты и Манси. Давайте рассмотрим их одежду. Одежда хантов очень тёплая. Как вы думаете, почему?

Правильно, потому что на севере очень холодно! Одежда сделана из оленьих шкур, ведь, прежде всего она должна быть тёплой и удобной. Ханты и Манси одеты в меховые штаны, меховую рубашку с капюшоном, которая называется кухлянка. Давайте все вместе повторим это новое для вас слово.

Посмотрите, национальная одежда украшена мехом и вышивкой. Часто на одежде вышивали узоры, обозначающие рыб, оленей и птиц.

8 слайд. Все национальности в нашей области живут в мире и согласии, у нас не наблюдается национальной вражды. Все народы уважают друг друга.

Игра «Путешествие по карте Свердловской области». Ребята, сейчас мы с вами отправимся в путешествие по нашей области и наклеим маленькие картинки народов в тех местах, где они проживают.

Каждый народ, создавая национальный костюм, стремился сделать его красивым, ведь такую одежду в старину надевали только по праздникам.

К нам в гости пришла бабушка Андрея Д. – она марийка. Посмотрите, ребята, в каком она красивом праздничном национальном костюме. Нравится вам? Бабушка нам расскажет о детских марийских играх, в которые она играла, когда была маленькой.

Дети, вместе с бабушкой, играют в марийскую народную игру «Пире ден пача-влак» - «Волк и ягнята». Правило игры:

Выбирают волка, овечку, а остальные - ягнята. Овечка с ягнятами идут по дорожке, навстречу им волк. Овечка спрашивает:

Мом тыште ыштет (Что ты делаешь, волк)

Тендам вучем (Вас жду) - отвечает волк.

А молан мемнам вучет? (А почему)

Пача-влакым кочкаш. (Чтобы съесть твоих ягнят.)

После этих слов волк ловит ягнят. Ягнята должны стоять за спиной матери, взявшись за руки. Играют до тех пор, пока волк не переловит всех ягнят.

Итог занятия:

Какие народы проживают в Свердловской области? (Ответы детей)

Наша страна, ребята, сильна своим единством, дружбой разных народов. Даже в нашей с вами группе есть татары, русские, чуваши, марийцы и все мы с вами живём дружно, никогда не ссоримся!

Публикации по теме:

Давно бытует в народе поговорка: "Урал - опорный край державы". Что же такое - "Урал"? Заглянем в Википедию: "Урал - географический регион.

Конспект НОД по краеведению для подготовительной группы

На Урале живет свыше 19 млн. человек - более 8 % всего населения России. Со времен заселения его русскими, т.е. в течение четырех столетий, на Урал переселилось несколько миллионов жителей. Крупнейшие переселенческие волны были в XVIII в., когда десятки тысяч семей крепостных крестьян и мастеровых переселили на Урал для работы на металлургических заводах, и во второй половине XIX в. после отмены крепостного права. В 1913 г. на Урале жило более 10 млн. человек. Бежавшие от крепостной зависимости или насильно перевозимые на Урал жители центральных губерний, а в пореформенное время - задавленные нуждой и бездольем так называемые свободные переселенцы составляли основной контингент переселенцев в дореволюционном прошлом.

В советские годы переселение на Урал не уменьшилось. В годы социалистической индустриализации Урал предъявил огромный спрос на рабочую силу. В период между переписями населения 1926 и 1939 гг. численность населения Урала увеличивалась ежегодно в среднем почти на 2,5% Большой приток жителей был в годы Великой Отечественной войны в связи с эвакуацией из западных областей сотен фабрик и заводов. Общая численность населения Урала за годы советской власти почти удвоилась, в то время как в среднем по стране за это время она выросла на 46%. Средний возраст населения Урала ниже, чем в среднем по стране.

Переселение в послереволюционное время повлекло за собой не только рост численности населения, но и его перераспределение по территории Урала. Основную часть жителей, прибывавших на Урал в годы социалистического строительства, поглощали города Свердловской и Челябинской областей, где в это время велось крупное индустриальное строительство. Численность населения в них по сравнению с дореволюционным временем выросла больше чем в 3 раза. Одновременно расширился ареал наиболее плотного заселения, охватив Южный и часть Северного Урала, где возникли мощные индустриальные очаги (Серовско - Карпинский, Магнитогорский, Орско - Медногорский). Освоение целинных и залежных земель, вовлечение в промышленную эксплуатацию новых месторождений полезных ископаемых и лесных богатств повлекли за собой некоторый сдвиг населения в окраинные районы. В послевоенный период выше среднеуральских темпы прироста населения имели юго-восточные и северо-восточные районы Урала.

В последние годы поток новоселов значительно сократился. Рост численности населения Урала происходит сейчас почти исключительно за счет естественного прироста. В отдельные годы наблюдался даже некоторый отток населения в другие районы страны.

Особенности заселения Урала, его положение на путях движения древних народов на запад, а в более позднее время - на путях переселений на восток, чрезвычайно разнообразные природные условия и ресурсы определили частично пестроту национального состава местного населения. Здесь находили привычные для себя условия жизни и хозяйственной деятельности жители тайги и степных районов, выходцы их сурового севера и знойного юга, земледельцы центральных районов и кочевники среднеазиатских пустынь. Наиболее смешанное население - в Предуралье. На Урале живут представители нескольких десятков национальностей.

Ареалы их расселения переплетены между собой и образуют пеструю мозаику. Очень смешанное в этническом отношении население уральских городов и многих сельских населенных пунктов. Наиболее многочисленны на Урале русские, татары, башкиры, удмурты, комиско - животноводческие сельские населенные пункты.

Размеры сел при движении к югу увеличиваются. Число жителей в некоторых из них достигает нескольких тысяч человек. Одновременно уменьшается густота селений. Множество поселений сложилось вдоль старинных трактов, особенно вдоль Сибирского тракта. В прошлом их население было занято извозом. Ныне это преимущественно земледельческие деревни и села, отличающиеся от соседних поселений лишь тем, что они вытянулись.

Основные черты размещения населения Урала определяется географией промышленности. Самую высокую плотность населения имеет горнозаводской Урал - наиболее развитая в промышленном отношении часть Урала. Предуралье, и особенно равнинное Зауралье, населено значительно реже. Сильно варьирует плотность населения и между северными и южными районами. Особенно плотно заселена Удмуртия и Челябинская область, и значительно меньше - Оренбургская и Курганская области. В горнозаводской части Урала почти все население сосредоточено вдоль восточных и западных предгорий, а групповое расположение городов привело к чрезвычайно высокой плотности населения в промышленных узлах. Здесь он достигает нескольких сот человек на квадратный километр. В то же время основная часть, за исключением прижелезнодорожных полос, имеет очень редкое население - до 3 - 4 человек на 1 км2, а в северных районах и того меньше. В равнинных районах Урала плотность населения приближается к среднеуральской. Она более высокая в Предуралье и ниже в Зауралье. Существенные различия в плотности населения имеются также между лесными, лесостепными и степными районами Предуралья и Зауралья. Она колеблется от 5 человек на юге степной полосы до 50 человек в лесостепи и на юге лесной зоны. В связи с преобладанием сельского населения, доля которого в этих районах достигает 60 - 70%, здесь не наблюдается таких скачков в плотности населения, как в горнозаводской части.

День народного единства отмечается в России 4 ноября. Для Южного Урала с его многонациональным укладом этот праздник особенно важен, ведь на территории Челябинской области проживает около 40 народов.

День народного единства отмечается в России 4 ноября. Для Южного Урала с его многонациональным укладом этот праздник особенно важен, ведь на территории Челябинской области проживает около 40 народов.

Хотя самый крупный этнос в Челябинской области - русские, этот народ не коренной: первые поселения русских возникли на Южном Урале только в конце XVII века в бассейне реки Теча.

С точки зрения этнографии русские южноуральцы делятся на три группы: потомки оренбурских казаков, русские горнозаводские (в основном, рабочие) и простые крестьяне, - рассказал «Губернии» доцент историко-филоголического факультета ЧелГУ, кандидат исторических наук Андрей Рыбалко. - Татары - тоже некоренной народ, состоящий из нескольких этнографических групп. На Южном Урале живут в основном волгоуральские татары. Они, как и русские, пришли на территорию Южного Урала во времена освоения земель в XVII веке.

А вот башкиры - это коренной народ, как и казахи. В Челябинской области несколько районов, где преобладает башкирское население: Аргаяшкий, Кунашакский, Каслинский, Кизильский. Казахи же появились раньше, чем русские, в степных районах Южного Урала. Там они присутствуют почти во всех населенных пунктах, но есть деревни в Кизильском и Нагайбакском районах, где они составляют большинство.

В десятку преобладающих на Южном Урале народов входят украинцы - потомки украинских переселенцев конца XIX - начала XX века, а также немцы, белорусы, армяне - они рассредоточены по всей территории. Довольно много и представителей мордвы. В Уйском районе есть мордовское село Гусары, также существует казачий мордовский населённый пункт - Кулевчи в Варненском районе, много их в Троицком, Чесменском и Верхнеуральском районах.

Десятку наиболее крупных этносов замыкают нагайбаки - этот народ компактно проживает только в Челябинской области. В основном это Нагайбакский район - Фершампенуаз, Париж, часть в Чебаркульском районе, а также в Уйском: Варламово, Попово, Лягушино, Болотово, Краснокаменское. Они говорят на языке, который с точки зрения лингвистики считается татарским, хотя сами они предпочитают называть его нагайбакским. По вероисповеданию нагайбаки православные, и до революции были в составе оренбургсокго казачьего войска, - рассказал доцент, кандидат исторических наук Андрей Рыбалко.

Каждый народ самобытен, люди помнят и чтят свои национальные обычаи и традиции.

Дарья Нестерова

13:53 Когда наши компьютеры отправятся к пейджерам? Квантовая информатика наступает!

В Южно-Уральском государственном университете ведутся исследования в области квантовой информатики. О том, что квантовый компьютер предоставит фантастические возможности и заставит всех переучиваться, рассказал "Губернии" челябинский ученый Игорь Клебанов.










































































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Данный урок разработан в рамках “Учебно-методического комплекса” по дисциплине “Художественная культура Урала”, для студентов специальности 072601 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам) – резьба и роспись по дереву. Укрупнённая группа 070000 Культура и искусство. Дисциплина “Художественная культура Урала” относится к вариативной части циклов ОПОП.

Тема урока №1.3.: “Народы, населяющие Урал” - 2 часа (1 учебная пара).

Цели урока:

  • Способствовать закреплению знаний студентов в области народных традиций художественной и материальной культуры народов, населяющих Урал (коми, ханты, манси, марийцы, русские, татары, башкиры, украинцы и т.д.).
  • Ознакомить студентов с особенностями традиционного костюма, жилища, обрядов различных народов Уральского региона.
  • Способствовать формированию эстетического сознания студентов (понятие национальных традиций, художественной ценности предметов народного искусства; синкретизма в народном искусстве).
  • Способствовать формированию у студентов интереса к своей будущей специальности, к древним корням народного и декоративно-прикладного искусства; любви к родному краю.

План проведения урока

Этапы Дидактические задачи Деятельность
Студентов Преподавателя
1 Организация начала занятия Подготовка студентов к работе на уроке Подготовка конспектов, инструментов и материалов для выполнения графики.

Выполненное домашнее задание.

Проверка готовности студен-тов к уроку (конспекты, инструмент, материалы);

Компьютерная презентация: “Народы, населяющие Урал”,

Видеофрагменты: “Мой Урал”, “Народное жилище”.

Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение студентов в деловой ритм.
2 Проверка выполнения домашнего задания Установление правильности и объемности выполне-ния домаш-него зада-ния всеми студента-ми Актуализация опорных знаний.

Демонстрация готовности к прове-дению практической работы.

Фронтальный опрос студен-тов по теме: “Аркаим – древ-ний город Урала” Пр.(2-3 сл.)

Контроль деятельности студ.

Подведение итога опроса. Выставление оценок за домашнее задание.

Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов.
3 Подг.к осн. Этапурока Обеспечение мотива-ции студентов Просмотр видео фильма, диалог (обмен опытом). Знакомство с темой и целями урока.

Демонстрация видеофрагмен-та “Мой Урал” - 2 мин.

Готовность студентов к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.
4 Усвоение новых знаний и способов действий

5 мин.- пере мена.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения Запись даты и темы урока в конспект.

Просмотр презентации с параллельным конспектированием.

Участие в диалоге и обсуждении увиденного.

Слайды презентации 7-34 новая тема “Коренные народы Урала”; 35-40 слайды “Освоение Урала и Сибири русскими”; 41-51 сл. “Народ-ный костюм”; 52-62 сл. “Тра-диционное жилище” + видео-фрагмент (сопровождается музыкальными фрагмен-ми).

Организация работы студен-тов (конспектирование).

Организация диалога в ходе беседы.

Активные действия студентов с объектом изучения;
5 Первичная проверка понимания Установле-ние правиль-ности и осознанности усвоения нового учебного материала. Самостоятельное обобщение информации.

Участие во фронтальном опросе.

Фронтальный опрос;

Диалог - выявление про-белов и неверных представ-лений и их коррекция.

Формирование эмоциональ-ного настроя перед сам.раб.

Усвоение сущности усваиваемых студентами знаний и способов действий на репродуктивном уровне.
6 Закрепление знаний и способов действий Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации Ознакомление с методическими рекомендациями по выполнению практической работы в презентации.

Выполнение эскиза.

Выполнение орна-мента (аппликация)

Уточнение методических рекомендаций по выполнению практической работы – слайды презентации 62-66.

Подготовка образцов для зарисовок (орнаментальные мотивы).

Анализ подготовленности материалов и инструментов для практической работы.

Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации.

Максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.

7 Обобщение и систематизация зна ний 5 мин Формирова-ние целостной системы ведущих знаний по теме,курсу, Участие в диалоге.

Ответы на контрольные вопросы (67слайд).

Обсуждение символики выполненных орнаментов.

Обобщение информации в форме свободного диалога со студентами.

Активная продуктивная деятельность студентов по включению части в целое, классификации и систематиза-ции, выявлению внутрипредметных и межкурсовых связей.
8 Контроль и самопроверка знаний Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции Оценивание практических работ (орнамент, аппликация)

Самооценка работ.

Организация самооценки и оценки выполнения практической работы.

Просмотр работ (магнитная доска), оценивание работ.

Выявление системных ошибок в деятельности студентов и их коррекция.

Получение достоверной информации о достижении всеми студентами планируемых результатов обучения.
9 Подведение ито-гов Дать анна-лиз и оценку успешности достиже-ния цели. Участие в подведении итогов урока.

Приведение рабочее го места в порядок.

Подведение итогов урока

Определение перспективы последующей работы.

Сообщение оценок, получен- ных студентами на уроке.

10 Домашнее задание Обеспечение понима-ния цели,со-держания и способов выполнения домашнего задания. Знакомство студентов с содержанием домашнего задания.

Запись домашнего задания в конспект.

Окончательное приведение в порядок рабочего места.

Знакомство студентов с содержанием домашнего задания (слайд 70).

Инструктаж по его выполнению.

Проверка соответствующих записей.

Организованное завершение урока.

Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми студентами, в соответствии с актуальным уровнем их развития.

Контрольные вопросы:

  1. Какие народы из населяющих Урал являются коренными, а какие переселились на Урал из других мест?
  2. Как в наше время называют “остяков” и “вогулов”?
  3. У каких народов в музыке преобладали духовые инструменты, у каких щипковые, у каких струнные?
  4. У каких народов были стационарные жилища, а у каких переносные (временные, для кочевых условий)?
  5. Что общего у всех народов, населяющих Урал?

Практическое задание:

Задание:

  1. Составьте методом аппликации башкирский орнамент в полосе, используя вышеперечисленные элементы (рога барана, сердце, ромб, волна, ограда).
  2. Элементы орнамента выполните в технике вырезывания из цветной бумаги, контрастной фону орнамента.
  3. Размер основы для аппликации – лист бумаги А8 (15х20 см.).
  • Вышеперечисленные элементы орнамента все зеркально симметричны.
  • При вырезывании каждого из них нужно сложить цветную бумагу вдвое (А), вчетверо (Б) или гармошкой (В).

В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:

В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать:

  • Основные виды и жанры искусства народного и академического, представленные на территории Урала;
  • Основные памятники художественной культуры Урала;
  • Особенности образного языка различных видов искусства, представленных на Урале.

В завершение данного курса проводится аудиторная контрольная работа.Форма проведения аудиторной контрольной работы: самостоятельная работа с источниками информации, разработка творческого эссе по выбранной теме.

Перечень тем, выносимых на зачет (аудиторная контрольная работа)
по дисциплине: Художественная культура Урала”
Для учебной группы_________

  1. Урал – граница Европы и Азии.
  2. Уральские ремёсла (в том числе и художественные).
  3. Первобытная культура Урала.
  4. Аркаим – древний город Урала.
  5. Культура народов, населяющих Урал (ханты, манси, удмурты, коми, русские, татары, башкиры, украинцы и т.д.).
  6. Освоение Урала Ермаком.
  7. Деревянная архитектура Урала.
  8. Моя малая родина (Арамиль, Сысерть, Екатеринбург и т.п.).
  9. Художественные промыслы Урала.
  10. Архитектура горнозаводского Урала.
  11. Верхотурье – духовный центр Урала.
  12. Литературное наследие Урала (писатели, поэты).
  13. Художники и скульпторы Урала.

Примерный план эссе по вышеперечисленным темам.

  1. Введение (цели, задачи, вступление).
  2. Основная часть.
    1. История явления (объекта, персоналии).
    2. Художественно-культурные признаки явления (объекта, персоналии).
    3. Интересные факты.
    4. Словарь по теме.
    5. Личное отношение к явлению (объекту, персоналии).
  3. Заключение (формирование выводов).

Литература по курсу “Художественная культура Урала”.

  1. Мурзина И.Я. Художественная культура Урала. Екатеринбург. Издательство Дома учителя. 1999г. + CD “Художественная культура Урала. Мурзина И.Я.”.
  2. Бородулин В.А. Уральская народная живопись. Свердловск. Средне-Уральское книжное издательство. 1982 г.
  3. Ворошилин С.И. Храмы Екатеринбурга. Екатеринбург. 1995.
  4. Захаров С. Это было недавно... Записки старого свердловчанина. Свердловск. Средне-Уральское книжное издательство. 1985 г.
  5. Иванова В.В. и др. Лики и тайны “земли туманной”. Летопись города Сысерти. Екатеринбург. 2006.
  6. Копылова В.И. Свердловский историко-краеведческий музей. Екатеринбург. Средне-Уральское книжное издательство. 1992 г.
  7. Корецкая Т.Л. Прошлое не предавать забвению. Челябинск. Издательство ЧГПИ “Факел”. 1994 г.
  8. Корепанов Н.С. Очерки истории Екатеринбурга 1781–1831 гг. Екатеринбург. “Издательство Баско”. 2004 г.
  9. Кругляшова В.П. Предания и легенды Урала: Фольклорные рассказы. Свердловск. Средне-Уральское книжное издательство. 1991 г.
  10. Лушникова Н.М. Рассказы об уральской истории. Свердловск. Средне-Уральское книжное издательство. 1990 г.
  11. Сафронова А.М. Сельская школа на Урале в 18–19 вв. Екатеринбург. Независимый институт истории материальной культуры. 2002 г.
  12. Чуманов А.Н. Малахитовая провинция: Культурно-исторические очерки. Екатеринбург. ИД “Сократ”. 2001 г.