Из чего эта арка япония. Тории — японские традиции на вашем участке. Шаг за шагом приближаясь к святыне

Величественны японские красные ворота, возвышающиеся над водой, у святилища Ицукусима. Тысячи торий в самом знаменитом в Киото Фусими Инари. Эти знаменитые на весь мир ворота стали Что они означают? Почему они одновременно считаются и символом большой удачи, и проходом в потусторонний мир?

Простая конструкция - сакральный смысл

Тории - это знаменитые японские ворота, обычно устанавливаемые на территориях храмовых комплексов. Они представляют собой незамысловатую конструкцию из двух столбов, соединенных двумя перекладинами, верхняя из которых напоминает крышу японских храмов.

Изначально ворота и вовсе делали без верхней крыши - два столба с перекладиной определенной пропорции. Неокрашенная простая конструкция, символизирующая все средоточие японской культуры и мудрости. Позже к воротам добавили верхнюю перекладину, потом стали делать ее замысловатой формы. И уж в самую последнюю очередь тории приобрели красный цвет.

Легенда о солнце

Почему же японские ворота тории несут в себе столь противоречивый смысл - и удачу, и символ перехода в потусторонний мир?

Легенда гласит, что богиня солнца Аматэрасу, рассердившись на своего брата, разорившего ее рисовые поля, спряталась в темной пещере. Она завалила вход огромным камнем и не хотела больше покидать своего убежища. Весь мир погрузился во тьму.

Люди поняли, что без солнца они погибнут, и решили во что бы то ни стало выманить прекрасную богиню из пещеры. Тогда они соорудили у входа огромный птичий насест - будущие японские ворота, на которые посадили всех петухов, каких только могли найти. Птицы подняли невообразимый шум, и любопытная Аматэрасу выглянула посмотреть, что происходит.

Тогда солнце и возвратилось на небо, а японские ворота стали символом большой удачи.

Вход в мир духов

Тории символизируют не только везение. Они являются также проходом в потусторонний мир. Японские ворота рассыпаны по всей Стране восходящего солнца, и встретить их можно не только в больших храмовых комплексах.

Если во время прогулки по лесу, где-то совсем в неподходящем месте глухая тропинка выведет вас к ториям, значит, именно духи привели вас сюда подумать о себе, жизни, своем месте в ней и своих делах.

Японские ворота являются излюбленным местом отдыха птиц - неудивительно, ведь по легенде они были построены в качестве птичьего насеста. Японцы свято верят, что, улетая, пернатые забирают с собой души умерших.

Проходя сквозь тории, нужно быть готовым к встрече с духами и умершими, ведь ворота символизируют не только вход, но и трансформацию сознания.

Шаг за шагом приближаясь к святыне

Ворота тории - неотъемлемая часть синтоистских святилищ. Они означают своеобразную границу, за которой начинается священное пространство, и потому при входе в тории нужно приклонить голову или совершить небольшой поклон.

Их размер и количество напрямую связаноы с размером святилища. Первые, самые большие тории означают вход в сакральное место, каждые последующие, как правило, ниже и меньше предыдущих и означают постепенное приближение к святыне.

Часто можно увидеть на фото японские ворота красного цвета. Многие полагают, что так выглядят все тории. Но это не совсем верное представление. Красным красят лишь тории святилищ Инари и Уса, остальные имеют нейтральную или белую окраску.

Чаще всего ворота делают из дерева, но нередки и тории из мрамора, камня и даже железобетонных конструкций.

Ворота, бегущие по волнам

Святилище Ицукусима является одним из самых популярных и узнаваемых мест Японии. Изначально оно было воздвигнуто в честь трех дочерей бога Сусаноо-но Микото, но с тех пор неоднократно разрушалось и переделывалось.

Считается, что на острове никогда не рождались и не умирали люди, так как долгое время вход туда для простых смертных был закрыт. Остров знаменит пятиярусной пагодой, деревянными постройками, соединенными галереями и домом, построенном на сваях на воде.

Вход в святилище символизируют 16-метровые японские ворота-тории. Фото их является одним из самых узнаваемых символов Страны восходящего солнца. Эти ворота построены на территории залива, в некотором отдалении от храмового комплекса, и каждый раз во время прилива они погружаются в воду. Отлив же создает впечатление, что это величественное сооружение само скользит по поверхности воды.

Аркада тории в Киото

Вторым по популярности и узнаваемости памятником Японии с воротами в японском стиле является святилище Фусими Инари Тайся, расположившийся в Киото. Здесь тысячи торий, поставленных одни за другими, образуют своеобразную галерею, аркаду, таинственную и загадочную.

Коридор длиной почти в пять километров ведет по горе в пять главных молелен храма. Примечательно и то, что все тории, расположенные здесь, - это пожертвования частных лиц или больших корпораций.

Тории поставлены таким образом, чтобы сквозь балки проходили солнечные лучи, создавая непередаваемую таинственную атмосферу. Но лучшее время для посещения этого места - глубокая ночь, когда фонари внутри лабиринта создают неведомую мистическую атмосферу.

Самые большие тории

Одни из самых больших японских ворот находятся на входе в синтоистское святилище Хэйан-дзингу. Само строение изображает Императорский дворец в Киото.

Это святилище было построено в 1895 году в честь 1100-й годовщины Киото. Ворота красного цвета носят название Отэн-мон, стоят от храма на 1,5 километра и считаются самыми высокими в Японии.

Сам храм окружен четырьмя садами, где растут сакура, ирисы и глицинии. Все здесь организовано строго по принципам фен-шуй.

Тории на территории России

Впрочем, чтобы увидеть знаменитые японские ворота, вовсе не обязательно отправляться в Страну восходящего солнца. Одни из ворот располагаются на территории Российской Федерации, на острове Сахалин.

Там в 1922 году располагался японский синтоистский храм Томариору дзиндзя. Вход в него был через белые мраморные ворота Тории, которые до сих пор сохранились. Это место находится недалеко от поселка Взморье.

Ворота, пережившие ядерный взрыв

Одностолбовые ворота тории в Нагасаки являются символом возрождения и продолжения жизни. Храмовый комплекс Санно-дзиндзя располагался в 900 метрах от эпицентра взрыва ядерной бомбы, сброшенной во время Второй мировой войны.

Тории на территории синтоистского храма были построены из белого камня. Во время бомбардировки одна из колонн была сбита, но вторая удивительным образом устояла, повернувшись на 30 градусов.

Эти тории до сих пор безмолвно напоминают об ужасе, произошедшем в то время.

Настоящий символ Японии

Подсчитать хотя бы примерное количество ворот в Японии невозможно. Синтоистских храмов и святилищ, по подсчетам ученых, в Стране восходящего солнца примерно 85 тыс. В каждом из них может находиться бесконечное множество торий.

Дело в том, что количество ворот зависит лишь от щедрости жертвователей, так как ворота храмам традиционно дарят корпорации и частные лица в честь какого-то знаменательного для себя события.

Часто ворота можно встретить в затерянных лесах, на окраинах городов или на побережье. Что они там делают и вход в какое из святилищ символизируют - одним духам известно.

Размер ворот варьируется от нескольких десятков метров в высоту до метровых, куда пройдет лишь ребенок или пригнувшийся взрослый.

В разные времена тории украшали гербы различных знатных семей, а со временем стали негласным символом Японии.

Маленькая Япония: тории в вашем саду

Имея некоторые навыки в плотничестве и строительстве, совсем несложно соорудить японские ворота своими руками. Конечно, это не будет глобальное сооружение, подобное тому, что украшает вход в святилище Ицукусима, но они придадут особое очарование

Для столбов вам придется раздобыть деревянные стволы диаметром примерно 150 мм и длиной 3 метра.

На рисунке ниже вы найдете точные измерения и пропорции для будущих ворот в японском стиле.

Конструкцию следует надежно забетонировать в землю и покрасить красной краской. Ваш личный вход в мир духов готов!

Тории . Вход в каждый храм, за исключением маленьких придорожных храмов, обозначен специальными воротами - тории (их может быть несколько). Эти ворота символизируют границу между земным бренным миром и духовным миром ками. Есть спорная версия, согласно которой тории привнесены с азиатского континента. Известна также сомнительная расшифровка самого этого слова. Соединив иероглифы тори ("птица") и и ("быть"), его можно прочесть как "птичий насест". Увы, истинное значение слова тории забыто, так же как и их происхождение.

В древней Японии тории использовались как обычные ворота, но с течением времени они стали атрибутом лишь синтоистских храмов, императорского мавзолея и некоторых кладбищ. Иногда можно обнаружить тории у дерева, вблизи скалы или родника.

В 1884 году был издан закон, согласно которому тории могли использоваться только государственными храмами и некоторыми святилищами синтоистских сект сюсэй и тайсэй . Сейчас, когда этот закон уже не действует, тории по-прежнему можно увидеть только около синтоистских храмов, нескольких святилищ названных выше сект, у входа в императорский мавзолей и перед некоторыми захоронениями. Если такие ворота находятся у входа в буддийский храмовый комплекс, в котором нет кладбища, то наверняка поблизости расположен синтоистский храм, чаще всего - на вершине небольшой горы.

В некоторых храмах набожных прихожан поощряют дарить храму тории, и расценивают это как особые приношения. Их часто возводят близко друг к другу вдоль подхода к главному или второстепенному святилищу, так что они образуют аркаду. Такими живописными аркадами славятся храмы бога риса Инари, особенно храм Фусими Инари в Киото.

Относительно редко тории устанавливаются над оживленной дорогой. Наиболее известны такие ворота перед храмом Хэйан в Киото. К некоторым храмам, например к Цуругаока Хатиман в Камакуре, ведет начинающаяся далеко за пределами храмового комплекса дорога, на которой возведено несколько тории. Эти символические ворота напоминают людям о присутствии среди них ками и в одно время считались частью храмового комплекса.

Первоначально по своей конструкции тории были очень просты. Они состояли из необработанных деревянных стоек и двух горизонтальных перекладин определенных пропорций. Позднее столбы и перекладины стали обрабатывать, но оставляли неокрашенными. Затем, под влиянием китайского стиля, балки начали красить, и сама конструкция ворот стала усложняться вплоть до появления таких изысканно украшенных образцов, как великолепные покрытые красным лаком тории, стоящие в воде перед храмом Ицукусима на острове Миядзима.

Для страны восходящего солнца тории являются священным символом, вратами устанавливаемыми перед японскими святилищами. Дословно тории переводятся как птичий насест. По форме напоминают больше знакомую нам арку.

В Японии с древности сооружали тории из ценных пород дерева. Это настоящие символические врата, обычно их красят красным цветом. Могут нанести примитивный спокойный узор, или украшают иероглифами. И наделяют ритуальным символом, устанавливая перед храмом синтоитов . Часто у одного храма бывает несколько ториев сразу. Их жертвуют верующие синтоиты , чаще всего в честь какого-то высокого события.

В Киото находится храм, у которого красные ворота находятся в таком количестве, что образуют собой, целую галерею. Установленные почти вплотную друг к другу, они выстроены в длинный проход и через узкие щели солнце едва освещает пробивается. Проходя через тории, верующие свято верят в то, что они настраиваются на определенный лад, перед посещением святых мест. Это место связь между материальным миром и сакральным. И тории являются переходным мостиком из одного состояния в другое, равным трансформационным состояниям.

Самыми знаменитыми в Японии считаются тории в Ицукусима . Они возводились в 1875 году из дерева камфоры, высотой до 16 метров. Для конструкции были использованы два вертикальных и два горизонтальных столба для перекладины. Находятся они вдалеке от храма, на территории залива и открывают собой вход в храмовый комплекс.

Их расположение не случайно, вечером можно наблюдать удивительную картину захода солнца. Когда оно медленно опускается, как будто в чашу, в верхнюю перекладину. А во время морского прилива ворота погружаются в воду, такими их обычно фотографируют на память туристы со всего мира. Создается впечатление, что тории плавно плывут по воде. Их еще называют плавающие японские тории .

Многие японские традиции могут показаться вечными, потому что со времен средневековья они практически не изменились. Жители страны восходящего солнца все также бережно относятся к чайным церемониям, костюмам, японской литературе и театру. А созерцание цветущих садов и полной луны на небе, несмотря на растущий темп жизни, осталось важной частью жизни японцев. Все это связано с верой в духовный мир и в то, что с ним существует какая-то связь.

История

Сегодня мы поговорим об одной из таких традиций, а именно об установке ритуальных ворот – торий. Смело называем тории ритуальными, потому что их появление в архитектуре Японии связано с множеством мифов и легенд. Одна из таких легенд объясняет значение слова тории: в переводе с японского – это насест, гнездо. История гласит, что, сидя на высоком насесте, стая птиц (голосистых петухов) пыталась выманить из пещеры божество. Это божество было воплощением Солнца и, когда оно вышло из пещеры, в мире снова засиял свет.

Поговорим в этой статье о том, какое место ворота, в частности тории, занимали в культуре японцев. И какие виды ворот можно выделить.


Священные ворота в Японии

Как и во многих культурах, в Японии социальное положение человека определяется конкретными признаками. Ограда перед домом могла многое поведать о том, какая семья живет за ней. Вплоть до 19 ст. только японская аристократия могла позволить себе такой элемент архитектуры, как ворота. Знать устраивала даже что-то вроде соревнований на улицах города по их постройке. И хотя сейчас ворота перед домом не определяют так ярко социальное положение, считается, что они все равно могут многое рассказать об их обладателе.

Также ворота были обязательной архитектурной частью чайных садов. Для чайных церемоний строили дома, к которым вел сад с воротами и дорожкой.

Тории нельзя назвать полноценной оградой, потому что они не имеют створок и состоят всего из двух, чаще деревянных, вертикальных столбов и нескольких перекладин. Скорее это ориентир. Приглашение войти. Японцы считают их границей между двумя мирами. Неудивительно, что тории можно увидеть перед входом в синтоистский храм или кладбище. Иногда их можно встретить возле дерева, горы или источника. Редко над дорогой.

Материал для тории

Сооружают тории из дерева драгоценных пород (криптомерия, камфорное дерево), красят традиционно в красный цвет и расписывают неброским узором или иероглифами. В наше время материал, конечно же, разнообразней. Можно встретить тории из бронзы, гранита, железобетона. Как и во многих других странах, деньги на постройку культовых сооружений выделяю верующие спонсоры.

В Токио находится знаменитая аллея из стоящих вплотную торий. Длинной дорогой они ведут к храму.


Аллея из торий в Токио

Самыми узнаваемыми считаются тории в храме Ицукусима. Ворота возведены прямо в воде и со стороны моря приглашают войти в важнейшую святыню страны.


Ворота в Ицукусиме

Каменные тории установлены при входе в храм в городе Нагасаки. Они чудом устояли при взрыве атомной бомбы.

Ясно, что никто не может запретить Вам построить тории у себя в саду (тем более, что своими руками это сделать не сложно), но не забывайте, что целый народ вкладывает в это сооружение символический смысл и сакральное значение.

Предназначение торий

Тории имеют такое же название, как и храмы, перед которыми они стоят. Тории являются самым узнаваемым символом современной Японии.

Каждый турист, который побывал в этой стране, должен иметь хотя бы одно фото на фоне этих таинственных ворот. Увидеть их можно также на фамильных гербах и флагах.

Конечно, кроме торий, японцы устанавливают и другие ворота возле храмов и святилищ. Это полноценные массивные ворота со створками и их можно запирать на ночь. Некоторые из них выглядят потрясающе, потому что покоятся под крышей. Храмовые ворота можно поделить на два вида.

До 19 столетия в синтоистских храмовых комплексах находились храмы буддистов, проходили буддистские обряды. Элементы культа заимствовались друг у друга, а учения смешивались. Но после Революции Мейдзи 1868-1889 г.г. вышел указ о разграничении синто и буддизма. Это положило начало новым традициям. В это время строились ворота в синтоистском стиле без примесей других религий. Они имели простую конструкцию: неокрашенные балки под тростниковой, черепичной, медной крышей. Пример таких ворот можно встретить в самом крупном синтоистском святилище Мейдзи Дзингу в Токио. Храм был построен в честь императора Мейдзи и его жены. А также в храме Ясукуни, Токио, который является центром религиозных церемоний синто.


Простые ворота

Буддизм

Второй вид ворот – это внушительных размеров сооружение. Эти двухэтажные ворота выкрашены традиционно в красный или черный цвет и роскошно украшены. Образ завершают скульптуры по сторонам от ворот. Это могут быть парные стражи – лев, собака, олень. От вандалов и вреда они защищены оградой. Стиль этих ворот был сформирован тогда, когда в Японии доминировали буддистские учения. Пример таких ворот – ворота Ёмэймон. Они поражают своей архитектурной и дизайнерской задумкой. Почти 3 сотни изображений культовых японских животных, мудрецов и всевозможных узоров оживляют стены ворот. Они по праву считаются культурным и национальным наследием Японии. Ворота перед храмом Ясака тоже достойны отдельного внимания. В традиционном красном цвете под замысловатой крышей (японские крыши начали строить над воротами под влиянием китайской культуры) они постоянно привлекают к себе множество верующих и туристов.


Ворота Ёмэймон

Чайные сады

Свои сады японцы украшают воротами более простой конструкции. Это два столба с калиткой, плюс простая или двускатная крыша (или без нее). Буквально за одно столетие в Японии появилась традиция разбивать чайные сады. И ворота в них ставились со смыслом. По традиции гостей встречали либо приоткрытыми, либо настежь распахнутыми воротами. За последним приглашенным закрывалась калитка и церемония начиналась. Интерес ко всему сакральному побуждал их верить, что суета и бренность остались там, за садом и ворота разделяют два мира.

Японцы известны своей любовью к гармонии, поэтому в маленьких чайных садах Вы не встретите высоких ворот.

В больших садах чередовались картины, изображающие определенные исторические события. В них устанавливаются массивные ворота и калитки, отделяющие одну сцену от другой.


Чайный сад с торией

Тории сегодня

Но не обманывайтесь видимой простотой конструкции японских ворот. Ворота из двух столбов с перекладиной без крыши легко превращаются в простую перегородку, если окружающий ландшафт не выдержан в нужном стиле. Если Вы задумали разбить сад в японском стиле у себя на участке, то избегайте использования разных стилистических направлений. Тогда ворота или какой-то сюжет не будут выглядеть нелепо. Также советуем обратить внимание на материал ворот – традиционно это дерево. А крышу можно крыть медью, железом или мелкой/крупной черепицей.


Современные тории

Выбор растений

Ну и конечно, если мы говорим про сад, нельзя не упомянуть о растениях. Чтобы создать японские нотки у себя в саду, парадные ворота украсьте холодоустойчивым бамбуком. Используйте декоративные сорта слив, яблонь и абрикос. Добавьте ярких красок с помощью барбариса и айвы. В японском стиле прослеживаются преобладающие цвета: красный, зеленый, белый. Важно не переборщить с пестротой. Пусть цвета будут натуральными. Японские сады не пышные, должны побуждать к уединению, умиротворению. Ну и конечно же камни. Мелкий гравий, щебень, рокарий, – камни в любом виде. В Японии камни считаются самым совершенным материалом.


Растения для японского сада

В японских садах ворота создают единый образ с арками и беседками. Это достигается иллюзией, что даже объекты созданные людьми, на самом деле созданы природой. Но не переживайте, на самом деле это не такая уж сложная задача. Японские сады хотя и довольно экзотичны, их обустройство больших затрат не требует. И ворота, к примеру, из бамбука обойдутся не дороже установки обычных.

ТОРИИ - непременный атрибут любого синтоистского святилища - П-образные ворота с двумя перекладинами сверху.

Число установленных в стране тории подсчитать невозможно. Дело даже не в огромном количестве самих синтоистских храмов - а их ныне в Японии насчитывается более 85 тысяч. Каждый храм, большой или малый, может иметь по нескольку ворот, число которых определяется не столько религиозными канонами или архитектурными потребностями, сколько щедростью местных спонсоров, готовых в память о каком-то важном для себя событии раскошелиться на новые тории для местного храма.

Размер таких ворот может быть самым различным - от огромных, едва ли не циклопических сооружений высотой в несколько десятков метров до миниатюрных, в 1,5 метра высотой, пройти в которые можно лишь нагнувшись. Они могут одиноко возвышаться над тропинкой или дорогой, а могут составлять целую колоннаду, пусть даже напоминающую чем-то частокол из жердей.

Весьма различен и материал, применяемый при их строительстве. Чаще всего это крашенная суриком древесина. Для более крупных сооружений употребляют целые стволы огромных, в два обхвата японских криптомерий. Бывают, хотя и достаточно редко, тории, сваренные или склепанные из железных балок, сквозь внешнюю карминную покраску которых со временем начинает пробиваться ржавчина. Встречаются храмовые ворота из бронзы и даже гранита. Нередки возводимые, особенно в последнее время, сооружения из некрашеного железобетона, зачастую теряющиеся на фоне обычной городской цветовой гаммы - серых стен домов и запыленного асфальта, хотя строители, пытаясь хоть намеком придать им традиционный вид, покрывают застывающий бетон столбов узором, напоминающим шершавую кору криптомерий.

Своеобразной визитной карточкой Японии стали ворота в храм на маленьком островке МиЯдзима неподалеку от Хиросимы. Здесь примерно 850 лет назад (когда на месте Москвы стояло лишь несколько крестьянских домов!) было воздвигнуто изумительное по красоте святилище Ицукусима, посвященное морскому божеству.

Строители вынесли пурпурно-красные 16-метровые тории, срубленные из камфарного дерева, прямо в прибрежные воды. Если подплываешь к Миядзима со стороны моря в часы прилива, кажется, будто из воды выбиваются огненные струи, образующие контур храмовых ворот.

Но тории Миядзима поражают и во время отлива, когда вода отходит от берега на 300 метров и к воротам можно подойти посуху. Тогда глазу открывается поросшее зелеными водорослями основание столбов, и начинаешь понимать, что это чудо было некогда воздвигнуто не Божьим промыслом, а трудом обыкновенных японцев, обладавших не только необходимыми строительными навыками, но и великолепным чувством красоты. Ведь они поистине вписали храм и его тории в окружающий ландшафт, как ювелир врезает бесценный драгоценный камень в не менее великолепную оправу.

Тории столь же характерны для Японии, как, скажем, купола православных колоколен для России. И столь же исключительны. В других странах их можно обнаружить очень редко и лишь в местах компактного обитания японских землячеств, если они получают разрешение на возведение собственного синтоистского святилища. Правда, бывали времена, когда японцы строили синтоистские храмы на захваченных в результате войн землях. Так, довольно активно эти культовые сооружения возводились на территории МаньЧжоу-Го, на оккупированных землях в Юго-Восточной Азии. Но после поражения Японии в 1945 г. практически все они были разрушены.

Само происхождение тории тесно связано с мифологической историей Японии.

Однажды бог ветра и бури Сусаноо разбушевался и натворил немало безобразий, разрушив рисовые поля, осквернив жилище своей сестры - богини солнца Аматэрасу.

Оскорбленная, Аматэрасу укрылась в небесной пещере, плотно затворив за собой дверь. Мир погрузился во тьму. Чтобы выманить Аматэрасу из укрытия, небесные божества испробовали много способов - устраивали танцы у ее дверей, вывешивали различные украшения у входа в пещеру. Ставка была сделана и на голосистых петухов, способных пробудить даже спящую богиню. Перед пещерой был построен высокий насест (яп. тории), на котором разместилась птичья стая. В результате множества различных хитростей богиню солнца удалось выманить из пещеры, свет вновь вернулся в мир. Но с тех пор тории стали непременным атрибутом любого храма, посвященного синтоистским богам - «ками».