Базаров умер как герой. Символическое значение смерти Базарова. Понимание истинных ценностей

Болезнь и смерть Базарова, казалось, вызваны нелепой случайностью – смертельной инфекцией, случайно попавшей в кровь. Но в произведениях Тургенева такое случайным быть не может.

Сама рана – случайность, но в ней есть и доля закономерности, так как Базаров в этот период потерял жизненное равновесие и стал менее внимательным, более рассеянным в работе.

Закономерность также и в авторской позиции, так как Базаров, всегда бросавший вызов природе вообще и человеческой природе (любви) в частности, должен был, по Тургеневу, быть отомщён природой. Закон здесь жесток. Поэтому он умирает, зараженный бактериями – природными организмами. Говоря проще, умирает от природы.

Кроме того, в отличие от Аркадия, Базаров не был пригоден для того, чтобы «свить себе гнездо». Он одинок в своих убеждениях и лишён семейного потенциала. А это для Тургенева тупик.

И ещё одно обстоятельство. Тургенев мог ощущать преждевременность, ненужность Базаровых для современной ему России. Если бы на последних страницах романа Базаров выглядел несчастным, то читатель непременно его пожалел бы, а он достоин не жалости, а уважения. И именно в смерти своей он проявил лучшие свои человеческие черты, последней фразой про «умирающую лампаду» окончательно окрасив свой образ не только мужеством, но и светлой романтикой, жившей, как оказалось, в душе вроде бы циничного нигилиста. В этом и заключился в итоге весь смысл романа.

Кстати, если герой умирает, то совсем не обязательно, что автор ему в чём-то отказывает, за что-то наказывает или мстит. У Тургенева всегда умирают лучшие герои, и от этого его произведения окрашиваются светлой, оптимистической трагедией.

Эпилог романа.

Эпилогом можно назвать последнюю главу романа, в которой в сжатой форме рассказывается о судьбах героев после смерти Базарова.

Будущее Кирсановых оказалось вполне ожидаемым. Особенно сочувственно пишет автор об одиночестве Павла Петровича, словно потеря Базарова-соперника окончательно лишила его смысла жизни, возможности хоть к чему-нибудь приложить свои жизненные силы.

Знаменательны строки об Одинцовой. Тургенев одной фразой: «Вышла замуж не по любви, но по убеждению» - начисто развенчивает героиню. И последняя авторская характеристика выглядит уже просто саркастически-уничтожающей: «…доживутся, пожалуй, до счастья… пожалуй, до любви». Достаточно хотя бы немного понимать Тургенева, чтобы догадаться, что до любви и счастья не «доживаются».

Наиболее тургеневским является последний абзац романа – описание кладбища, где похоронен Базаров. У читателя не остаётся сомнений в том, что он – лучший в романе. Для доказательства этого автор слил ушедшего героя с природой в единое гармоническое целое, примирил его с жизнью, с родителями, со смертью и всё-таки успел сказать о «великом спокойствии равнодушной природы…».

Роман «Отцы и дети» в русской критике.

В соответствии с векторами борьбы общественных течений и литературных взглядов в 60-е годы выстраивались и точки зрения на роман Тургенева.

Самые положительные оценки роману и главному герою дал отошедший уже в то время от «Современника» Д.И.Писарев. Но из недр самого «Современника» прозвучала негативная критика. Здесь была опубликована статья М.Антоновича «Асмодей нашего времени», в которой отрицались социальная значимость и художественная ценность романа, а Базаров, названный болтуном, циником и обжорой, трактовался как жалкая клевета на молодое поколение демократов. Н.А.Добролюбов к этому времени уже умер, а Н.Г.Чернышевский был арестован, и Антонович, довольно примитивно воспринявший принципы «реальной критики», принял первоначальный авторский замысел за конечный художественный результат.

Как ни странно, более глубоко и справедливо восприняла роман либеральная и консервативная часть общества. Хотя и здесь не обошлось без крайних суждений.

М. Катков в «Русском вестнике» писал, что «Отцы и дети» - антинигилистический роман, что занятия «новых людей» естественными науками – дело несерьёзное и праздное, что нигилизм – общественная болезнь, которую нужно лечить путём усиления охранительных консервативных начал.

Наиболее художественно адекватное и глубокое истолкование романа принадлежит Ф.М.Достоевскому и Н.Страхову – журнал «Время». Достоевский трактовал Базарова как «теоретика», находящегося в разладе с жизнью, как жертву собственной сухой и отвлечённой теории, разбившейся о жизнь и принесшей страдания и мучения (почти как Раскольников из его романа «Преступление и наказание»).

Н. Страхов отметил, что И.С.Тургенев «написал роман не прогрессивный и не ретроградный, а, так сказать, всегдашний». Критик увидел, что автор «стоит за вечные начала человеческой жизни», а Базаров, который «чуждается жизни», между тем «живёт глубоко и сильно».

Точка зрения Достоевского и Страхова вполне соотносится с суждениями самого Тургенева в его статье «По поводу «Отцов и детей», где Базаров назван трагическим лицом.

Вопрос

Как вы восприняли последние страницы романа? Какие чувства у вас вызвала смерть Базарова?

Ответ

Основное чувство, которое вызывают последние страницы романа у читателей, – чувство глубокой человеческой жалости от того, что гибнет такой человек. Эмоциональное воздействие этих сцен велико. А.П. Чехов писал: «Боже мой! Что за роскошь “Отцы и дети”! Просто хоть караул кричи. Болезнь Базарова сделана так сильно, что я ослабел и было такое чувство, как будто я заразился от него. А конец Базарова?.. Это черт знает как сделано. Просто гениально».

Вопрос

Как умирал Базаров? (Гл. XXVII)

«Базарову становилось хуже с каждым часом; болезнь приняла быстрый ход, что обыкновенно случается при хирургических отравах. Он еще не потерял памяти и понимал, что ему говорили; он еще боролся.

«Не хочу бредить, - шептал он, сжимая кулаки, - что за вздор!» И тут же говорил: «Ну, из восьми вычесть десять, сколько выйдет?» Василий Иванович ходил как помешанный, предлагал то одно средство, то другое и только и делал, что покрывал сыну ноги. «Обернуть в холодные простыни... рвотное... горчишники к желудку... кровопускание», - говорил он с напряжением. Доктор, которого он умолил остаться, ему поддакивал, поил больного лимонадом, а для себя просил то трубочки, то «укрепляющего-согревающего», то есть водки. Арина Власьевна сидела на низенькой скамеечке возле двери и только по временам уходила молиться; несколько дней тому назад туалетное зеркальце выскользнуло у ней из рук и разбилось, а это она всегда считала худым предзнаменованием; сама Анфисушка ничего не умела сказать ей. Тимофеич отправился к Одинцовой».

«Ночь была не хороша для Базарова... Жестокий жар его мучил. К утру ему полегчило. Он попросил, чтоб Арина Власьевна его причесала, поцеловал у ней руку и выпил глотка два чаю».

«Перемена к лучшему продолжалась недолго. Приступы болезни возобновились».

«Со мной кончено. Попал под колесо. И выходит, что нечего было думать о будущем. Старая штука смерть, а каждому внове. До сих пор не трушу... а там придет беспамятство, и фюить ! (Он слабо махнул рукой.)»

«Базарову уже не суждено было просыпаться. К вечеру он впал в совершенное беспамятство, а на следующий день умер».

Вопрос

Почему Д.И. Писарев сказал: «Умереть так, как умер Базаров, – все равно, что сделать великий подвиг…»?

Ответ

Смертельная болезнь Базарова – последнее его испытание. Перед лицом неотвратимой силы природы в полном объеме проявляются мужество, сила, воли, благородство, человечность. Это смерть героя, и смерть героическая.

Не желая умирать, Базаров борется с болезнью, с беспамятством, с болью. До последней минуты он не теряет ясности ума. Он проявляет силу воли и мужество. Он сам поставил себе точный диагноз и рассчитал почти по часам течение болезни. Чувствуя неотвратимость конца, не струсил, не пытался обмануть себя и, главное, остался верен себе и своим убеждениям.

«…теперь, по-настоящему, и адский камень не нужен. Если я заразился, так уж теперь поздно».

«- Старина, - начал Базаров сиплым и медленным голосом, - дело мое дрянное. Я заражен, и через несколько дней ты меня хоронить будешь».

«Я не ожидал, что так скоро умру; это случайность, очень, по правде сказать, неприятная».

«Сила-то, сила, - промолвил он, - вся еще тут, а надо умирать!.. Старик, тот, по крайней мере, успел отвыкнуть от жизни, а я... Да, поди попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!»

Вопрос

По представлениям верующих, причастившимся прощались все их грехи, а не причастившиеся попадали на вечные муки в ад. Соглашается или нет Базаров принять причастие перед смертью?

Ответ

Чтобы не обидеть отца, Базаров «промолвил, наконец»: «Я не отказываюсь, если это может вас утешить». И тут же добавляет: «…но мне кажется, спешить еще не к чему. Ты сам говоришь, что мне лучше». Эта фраза не что иное, как вежливый отказ от исповеди, так как, если человеку лучше, то за священником посылать не надо.

Вопрос

Верит ли сам Базаров в то, что ему лучше?

Ответ

Мы знаем, что Базаров сам точно рассчитал течение болезни. Накануне он говорит отцу, что «завтра или послезавтра его мозг подаст в отставку». «Завтра» уже наступило, остается максимум еще день, и если еще подождать, то священник уже не успеет (Базаров точен: в тот день «к вечеру он впал в совершенное беспамятство, а на следующий день умер»). Иначе как умный и деликатный отказ это нельзя понять. А когда отец настаивает на «исполнении долга христианина», становится резок:
«- Нет, я подожду, - перебил Базаров. - Я согласен с тобою, что наступил кризис. А если мы с тобой ошиблись, что ж! ведь и беспамятных причащают.
- Помилуй, Евгений...
- Я подожду. А теперь я хочу спать. Не мешай мне».

И перед лицом смерти Базаров отвергает религиозные убеждения. Для слабого человека было бы удобно принять их, поверить, что после смерти моет попасть «в рай», Базаров не обольщается этим. И если его все-таки причащают, то беспамятного, как он и предвидел. Тут его воли нет: это поступок родителей, находящих в этом утешение.

Отвечая на вопрос, почему смерть Базарова следует считать героической, Д.И. Писарев писал: «Но смотреть в глаза смерти, предвидеть ее приближение, не стараясь себя обмануть, оставаться верным себе до последней минуты, не ослабеть и не струсить – это дело сильного характера… такой человек, который умеет умирать спокойно и твердо, не отступит перед препятствием и не струсит перед опасностью» .

Вопрос

Изменился ли Базаров перед смертью? Почему он стал ближе нам перед смертью?

Ответ

Умирающий Базаров прост и человечен: отпала надобность скрывать свой «романтизм». Он думает не о себе, а о своих родителях, готовя их к ужасному концу. Почти по-пушкински прощается герой с возлюбленной и говорит языком поэта: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет».

Он произнес, наконец, «другие слова», которых боялся раньше: «…я любил вас!.. Прощайте… Послушайте… ведь я вас не поцеловал тогда…» «И мать приласкайте. Ведь таких людей как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать…». Любовь к женщине, любовь сыновняя к отцу и матери сливаются в сознании умирающего Базарова с любовью к родине, к таинственной России, оставшейся не до конца разгаданной загадкой для Базарова: «Тут есть лес».

Базаров стал перед смертью лучше, человечнее, мягче.

Вопрос

В жизни Базаров умирает от случайного пореза пальца, но случайна ли смерть героя в композиции романа?

Почему же все-таки Тургенев заканчивает свой роман сценой смерти главного героя, несмотря на его превосходство над другими персонажами?

Ответ

О своем уходе Базаров говорит: «Я нужен России… Нет, видно не нужен. Да и кто нужен?»

Всякий сюжетно-композиционный прием раскрывает идейный замысел писателя. Смерть Базарова, с авторской точки зрения, закономерна в романе. Тургенев определил Базарова как фигуру трагическую, «обреченную на погибель».

Есть две причины смерти героя – его одиночество и внутренний конфликт. Обе эти взаимосвязанные причины входили в авторский замысел.

Вопрос

Как Тургенев показывает одиночество героя?

Ответ

Последовательно, во всех встречах Базарова с людьми Тургенев показывает невозможность опереться на них. Первыми отпадают Кирсановы, потом Одинцова, потом – родители, потом Фенечка, истинных учеников у него нет, покидает его и Аркадий, и, наконец, последнее и самое важное столкновение происходит у Базарова перед смертью – столкновение с народом.

«Иногда Базаров отправлялся на деревню и, подтрунивая по обыкновению, вступал в беседу с каким-нибудь мужиком.
- О чем толковал?
- Известно, барин; разве он что понимает?
- Где понять! - отвечал другой мужик, и, тряхнув шапками и осунув кушаки, оба они принялись рассуждать о своих делах и нуждах. Увы! презрительно пожимавший плечом, умевший говорить с мужиками Базаров (как хвалился он в споре с Павлом Петровичем), этот самоуверенный Базаров и не подозревал, что он в их глазах был все-таки чем-то вроде шута горохового...

Новые люди выглядят одинокими по сравнению с огромной массой остального общества. Их, конечно, мало, тем более что это первые новые люди. Тургенев прав, показывая их одиночество в поместной и городской дворянской среде, прав, показывая, что здесь они не найдут себе помощников.

Главная же причина гибели тургеневского героя может быть названа социально-исторической. Обстоятельства русской жизни 60-х годов не давали еще возможности для коренных демократических преобразований, для претворения замыслов Базарова и ему подобных.

«Отцы и дети» вызвали ожесточенную полемику во всей истории русской литературы XIX века. Да и сам автор с недоумением и горечью останавливается перед хаосом противоречивых суждений: приветствий врагов и пощечин друзей.

Тургенев верил, что его роман послужит делу сплочения общественных сил России, что русское общество прислушается к его предупреждениям. Но его мечты не сбылись.

«Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, истая, но все же обреченная на гибель, потому что она все-таки стоит в преддверии будущего». И.С. Тургенев.

Задание

1. Поделитесь своими ощущениями от романа.
2. Симпатию или антипатию вызвал у вас герой?
3. Уживаются ли в вашем представлении о нем такие оценки, определения: умница, циник, революционер, нигилист, жертва обстоятельств, «гениальная натура»?
4. Почему Тургенев приводит Базарова к смерти?
5. Прочтите свои сочинения-миниатюры.


Смерть главного героя в любом произведении – это важный эпизод с глубоким смыслом. Чаще всего он передает крушение внутреннего мира героя, показывает, что он был неправ. Но в романе Тургенева «Отцы и дети» автор убил Базарова не для капитуляции. А вот почему Тургенев так поступил можно узнать из детального анализа эпизода смерти Базарова.

Причиной смерти героя является заражение крови.

Базаров вскрывал труп человека и порезался, а трупный яд попал в эту рану. Читателю может показаться, что это глупая или случайная смерть. Но Тургенев заложил в ней нечто особенное. Он показал, что его герой умирает в работе, что он до самой смерти стремиться узнать что-то новое.

Также подобная смерть не сразу забирает жизнь. И мы видим, что у героя есть время все обдумать, перемениться, раскаяться в своих ошибках. Так Базаров начинает испытывать чувства дружбы и любви, признательности. Так странно видеть, как он начинает говорить слова любви той, кого раньше называл «бабой».

Еще в этом эпизоде мы видим, что у Базарова есть принципы. Так он не отрекается от материалистических убеждений. Он не размышляет о загробной жизни, а просто уверен в том, что скоро умрет, и его тело будет разлагаться. Второй принцип – это храбрость. Он не трусит и не паникует. Базаров смело смотрит в глаза смерти.

Тургенев убил Базарова, потому что это был единственный шанс пробудить в нем человечность. Пока он жил, даже дружба и любовь не могли растопить лед внутри него. На смертном одре он стал человеком, он все понял.

Обновлено: 2017-05-25

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

Евгений Базаров... Каждый, кто учился в старших классах, хорошо знает это имя. У одних он вызывает чувство восхищения, у других - чувство негодования, но почти никого не оставляет равнодушным. Интерес к загадочному роману И.С.Тургенева не ослабевает и в наши дни, однако, не поняв главного героя "Отцов и детей" в частности, нельзя уловить основную мысль великого произведения в целом.
В чём же трудность восприятия образа Базарова? Какие эпизоды романа, связанные с ним, кажутся нам непонятными? Безусловно, прежде всего сцена неожиданной смерти, которой автор посвящает целую главу.
"Где же здесь загадка? - спросит читатель. - Во время вскрытия трупа порезал палец и заразился тифом. Оттого и умер. Такое может случиться с каждым". Всё верно. Действительно, в жизни подобное происходит очень часто, однако в литературном произведении не должно быть ничего случайного, непонятного, тем более необъяснимого. Художественная правда не всегда совпадает с жизненной правдой. Не поэтому ли нам кажется, что автор нарочито умерщвляет своего героя и что вполне можно было бы сохранить ему жизнь?
Как же объяснить всё это? Существует ли разгадка смерти Евгения Базарова? Чтобы ответить на эти вопросы, обратимся сначала к школьному учебнику М.Г.Качурина и Д.К.Мотольской. Вот что там написано: "И лишь статья Д.И.Писарева "Базаров" помогла современникам правильно разобраться в романе Тургенева"1 . И больше ничего. В разделе "Болезнь и смерть Базарова" нового учебника Ю.В.Лебедева отмечается лишь, что "со смертью героя осиротела жизнь: и счастье - вполсчастья, и радость - вполрадости"2. Пособие для учителя "Изучение русской литературы в 10 классе", а также программа по литературе не вносят ясности в эту проблему
Приходится и нам, как многим исследователям творчества И.С.Тургенева, ссылаться на Д.И.Писарева. "Не имея возможности показать,- рассуждает известный критик,- как живёт и действует Базаров, Тургенев показал, как он умирает. Умереть так, как умер Базаров,- всё равно, что сделать великий подвиг... Весь смысл романа заключается в смерти Базарова. Если бы он струсил, если бы он изменил себе,- весь характер его осветился бы иначе: явился бы пустой хвастун, от которого нельзя ожидать в случае нужды ни стойкости, ни решимости; весь роман оказался бы клеветою на молодое поколение... Базаров не оплошал, и смысл романа вышел такой: теперешние молодые люди увлекаются и впадают в крайности, но в самих увлечениях сказываются свежая сила и неподкупный ум; эта сила и этот ум без всяких посторонних пособий и влияний выведут молодых людей на прямую дорогу..."3
Как видно из статьи Д.И.Писарева, сцена смерти якобы показывает духовную мощь, неукротимую энергию героя, который, живи он ещё десятки лет, нашёл бы где применить свои огромные силы. Так-то оно так, но в этом ли смысл целой главы романа "Отцы и дети", посвящённой болезни и смерти центрального героя? Правильно ли понял Писарев сцену смерти Базарова, а значит, и "весь смысл романа"4? Не высказывал ли он в "Базарове" такую же тенденциозную мысль, как это получилось в статье Н.А.Добролюбова "Когда же придёт настоящий день?"
Как бы то ни было, одно несомненно: был дан ход неправильному толкованию идейного содержания всего произведения.
Ведь недаром же И.С.Тургенев писал не раз в своих письмах, что "Базарова совершенно поняли только два человека: Достоевский и Боткин"5. До нас не дошло письмо Фёдора Михайловича, где он разбирает тургеневский роман, однако известно ответное письмо Ивана Сергеевича: "Вы до того полно и тонко схватили то, что я хотел выразить Базаровым, что я только руки расставлял от изумления - и удовольствия. Точно Вы в душу мне вошли и почувствовали даже то, что я не счёл нужным вымолвить... Дай бог, чтобы все увидали хотя часть того, что Вы увидели!"6
Не только Д.И.Писарев, но и многие именитые его современники не "увидали" главного в романе "Отцы и дети". "Напишите мне, бога ради, о Базарове длинное объяснительное письмо... Зачем Базаров заразил себя и нарочно ли это сделал или нет и что Вы этим хотели сказать?"7- спрашивал А.Ф.Писемский, известный уже в то время писатель. Последовал ли ответ И.С.Тургенева на это письмо, мы не знаем. В различных противоречивых высказываниях по поводу своего романа автор не раскрывает секрета двадцать седьмой главы.
Так что же поняли Ф.М.Достоевский и В.П.Боткин? Что они обнаружили такое в "Отцах и детях", недоступное для их современников и для последующих поколений? Можно ли "увидеть хотя бы часть того", что увидел Достоевский?
Нам кажется, что можно, даже и больше, но для этого необходимо соблюдать некоторые условия. Во-первых, следует напомнить читателю, при каких обстоятельствах появился роман "Отцы и дети".
Известно, что в 50 - 60-е годы XIX века произошло размежевание революционных и либеральных течений в русской общественной жизни. Этот процесс не мог не отразиться и в литературных кругах, и в художественных произведениях. И.С.Тургенев, один из главных сотрудников "Современника", к лету 1861 года прерывает, а затем и прекращает отношения с журналом и его редактором Н.А.Некрасовым. Поводом послужила опубликованная в "Современнике" статья Н.А.Добролюбова "Когда же придёт настоящий день?", в которой тургеневский роман "Накануне" истолковывался с революционно-демократических позиций. "Убедительно тебя прошу,- обращался Тургенев к Некрасову в своём письме,- не печатать этой статьи: она кроме неприятностей ничего мне наделать не может, она несправедлива и резка - я не буду знать, куда деться, если она напечатается"8. Но Некрасов не послушался, все-таки опубликовал статью в своём журнале, тем самым отказался от Тургенева, чтобы не потерять Добролюбова. Истинная же причина разрыва Тургенева с "Современником", как и Л.Н.Толстого, впрочем, заключалась в том, что они не восприняли идеи вождей революционной демократии - идеи социального переустройства общественной жизни путём кровавой революции. "Тургенева,- отмечал В.И.Ленин,- тянуло к умеренной монархической и дворянской конституции, ему претил мужицкий демократизм Добролюбова и Чернышевского"9.
Уже в начале 1862 года роман "Отцы и дети" увидел свет. Естественно, в нём должно было отразиться отношение И.С.Тургенева к демократам-разночинцам и предстоящей революции. Во-вторых, мы должны искать разгадку не в критической литературе, а в самом тексте художественного произведения, как это и сделали Достоевский и Боткин.
Итак, от писаревского объяснения причин смерти Евгения мы отказываемся, потому что оно очень зыбкое и не исходит из художественной концепции романа. В самом деле, какой же это "подвиг - умереть так, как умер Базаров"? Многие в такой ситуации умирают именно так, по-человечески: это и мать Фенечки, и те двое из Марьина, которые скончались от не менее страшной болезни - от холеры. Писарев утверждает, что сцена смерти выявляет потенциальные возможности Базарова, но тогда незачем умерщвлять его: ведь от тифа не все умирают, и было бы достаточно показать тяжёлую форму болезни с потерей сознания, уверенность героя в летальном исходе, а затем постепенное выздоравливание.
В художественно-композиционной структуре романа 27-я глава действительно играет особенную роль, можно сказать ключевую. "Смерть Базарова,- писал Тургенев Случевскому,- должна была, по-моему, положить последнюю черту на его трагическую фигуру"10. Такой трагический финал предопределён. Базаров не мог не умереть, он должен был сойти со сцены. И его убивает не автор, а герой сам себя обрекает на погибель.
Немногочисленных действующих лиц тургеневского произведения можно разделить в основном на две группы. Первую группу составляют люди простые, безыдейные, тесно связанные с природой, не выходящие из круга предначертанных человеку обязанностей и возможностей, а вторую группу - люди идейные, "самоломанные"11, оторванные от природы, а значит, и природы самого человека. К первой группе можно отнести Кирсанова Николая Петровича с сыном Аркадием, стариков Базаровых, Фенечку, Катю, Анну Сергеевну в какой-то мере. Вторую группу представляют Евгений Базаров и Павел Петрович, разница между которыми состоит только в том, что один из них защищает идеи революционных демократов, а другой - отжившие идеи консервативной части либеральных дворян, но оба оказались в плену предвзятых принципов, теоретических положений, никак не совместимых с естественными стремлениями нормального человека. С этой точки зрения и Евгений Базаров, и Павел Кирсанов- "лица трагические"12.
Заразная болезнь Базарова начинается не случайно и не после того, как он порезал палец, а предопределённо и намного раньше, задолго до 20 мая 1859 года, о чём можно догадаться, читая уже первые главы романа. Недаром автор, как нам кажется, сравнивает эту болезнь с курением. "Какой здесь воздух! Как славно пахнет!.. Нигде в мире так не пахнет, как в здешних краях!"13- восхищается Аркадий родной природой. Но этот чудесный воздух отравляет сам же, правда, отраву получает из рук Базарова: "Аркадий немедленно закурил, распространяя вокруг себя такой крепкий и кислый запах заматерелого табаку, что Николай Петрович, сроду не куривший, поневоле... отворачивал нос"14. Итак, представители второй группы и почти все примыкающие к ней, такие, как Евдоксия Кукшина, Виктор Ситников, курят табак, отравляют чистый воздух, окружающих людей, а также свой организм, тем самым приближая к себе и ближним преждевременную смерть. Несомненно, эта художественная деталь символизирует здесь любую идею, предвзятую и заразную, которая, как и табак, постепенно умерщвляет своего носителя и отравляет дурманом других. А простые герои, как правило, не увлекаются курением, значит, они не поражены идеей полного отрицания и разрушения.
Справедливости ради стоит отметить, что Василий Иванович Базаров тоже курит. Случайно ли это? Вряд ли. Он тоже отчасти заражён горделивым умом, довлеющим над сердцем. Под влиянием набожной супруги он лишь до поры до времени проявляет смирение, а после смерти сына он взбунтовался против Бога, "Василием Ивановичем обуяло внезапное исступление. "Я говорил, что я возропщу,- хрипло кричал он, с пылающим, перекошенным лицом, потрясая в воздухе кулаком, как бы грозя кому-то,- и возропщу, возропщу!"15
В Евгении Базарове борются друг с другом два человека: человек простой, естественный и человек идейный. И вот, когда естественное, то есть "широкая жизненная волна, непрерывно катящаяся и кругом нас и в нас самих"16, вырывается наружу, Базаров как бы избавляется от заразной болезни-идеи, выздоравливает на некоторое время, поэтому ему кажется, что "сигарка не вкусна"17, и он "швыряет её в пыль дороги"18. Такое происходит с ним, когда он безнадёжно влюбился в Одинцову, когда он превратился из рационалиста в романтика. Не показан Базаров курящим и перед смертью. Умирая, он выздоравливает, избавляется от "заразы"19, поэтому становится более естественным, человечным.
Строчки о заразных болязнях людей, о поражении идейных героев различными недугами то и дело встречаются в романе. Они подготавливают почву для возникновения и развития смертельной болезни Базарова: аристократ Павел Петрович, человек принципа, поставивший "на карту женской любви всю свою жизнь"20, страдающий от припадка,"как отравленный, бродил с места на место"21; "жители...й губернии успели привыкнуть к посещениям холеры"22; идеи революционных демократов действуют на общество как тиф, как холера, "и эта зараза уже далеко распространилась"23.
Тайнопись Тургенева расшифровывается с трудом, лишь при тщательном анализе выявляются, казалось бы, незначительные факты, поясняющие тем не менее авторскую мысль. Так, например, Тургенев не раз подчёркивает тяжёлый, болезненный склад и Базарова, и Павла Петровича, используя только для их характеристики однокоренные слова с отрицателным смыслом: "желчное лицо"24, "был жёлчен"25, "весь жёлтый и злой"26, "кипение желчи"27... Следует обратить внимание и на следующую художественную деталь: Базаров, умный человек, не случайно постоянно проигрывает в карты. И кому же? Опять-таки представителям первой группы. Это говорит о том, что он проигрывает им и в жизни, идеи нигилизма привели его к поражению.
"Следить за нитью романа после смерти Базарова я не намерен. Когда умер такой человек... стоит ли следить за судьбою людей, подобных Аркадию, Николаю Петровичу?.."28- вопрошает Писарев. А наш современник, автор учебника Ю.В.Лебедев, вслед за Писаревым произносит в адрес нигилиста панегирическую речь, усыновляет его от имени народа и серьёзно утверждает, что "великая народная любовь освящает могилу Базарова"29. И зря. Ведь именно после смерти революционера происходят события, без которых не завершился бы роман и нельзя было бы понять авторскую концепцию. Какие же это события? А вот какие.
"Состоялись две свадьбы: Аркадия с Катей и Николая Петровича с Фенечкой"30. Устроила свою семейную жизнь и Анна Сергеевна: она тоже вышла замуж. Даже Пётр, "окоченевший от глупости и важности"31, женился и, может быть, со временем поумнеет чуть-чуть. При жизни Базарова, в дни его пребывания в Марьине, там царила вражда не только между ним и Павлом Петровичем, но и между Кирсановыми и крестьянами, но как только Евгений умер и прекратилось незаметное распространение его заразной болезни-идеи, как только Николай Петрович и Фенечка, занимавшиеся прелюбодеянием, обвенчались в церкви, как только второй источник заразной болезни-идеи, Павел Петрович, покинул Марьино, тотчас восстановилось нарушенное равновесие, а "ферма"32, раньше приносившая одни убытки, начала "приносить довольно значительный доход"33. Эти простые, безыдейные люди приобретают семейное счастье, передают свою любовь в какой-то мере своим детям, и нить жизни не обрывается. А Базаров? Он так и не сумел и не успел жениться, не передал детям своего духовного наследия. Значит, нет у него и у базаровщины будущего.
Правда, есть в романе страшный эпизод, где Базаров общается с крестьянскими детьми, может быть неосознанно внушая им теорию разрушения, и эта сцена, вся аллегорическая, рассчитана прежде всего на думающего читателя. Дворовые мальчишки интересуются, для чего барину нужны лягушки. "А вот на что,- отвечал Базаров,- я лягушку распластаю да посмотрю, что у неё там внутри делается; а так как мы с тобой те же лягушки, только что на ногах ходим, я и буду знать, что и у нас внутри делается". - "Да на что тебе это?" - "А чтобы не ошибиться, если ты занеможешь и мне тебя лечить придётся"34. Если задуматься, речь здесь идёт об уничтожении
одной, низшей формы жизни ради процветания другой, высшей. Биолого-медицинские опыты Базарова легко проецируютя на социальную плоскость. Он всё отрицает,"выражаясь точнее, разрушает"35 пока на словах, а позже его последователи, профессиональные революционеры-большевики, проведут опыты на миллионах людей: уничтожат одних во имя жизни других, ведь люди - те же лягушки!
Живой "мертвец"36 Павел Петрович тоже оказался одиноким, аристократизм привёл его в жизненный тупик. У него тоже нет семьи, нет детей, хотя Фенечка, имеющая "несомненное сходство"37 с княгиней Нелли Р., могла бы стать его женой, но этого не позволяют "принсипы"38.
А Николай Петрович, такой же дворянин, как и его брат, стоит вне идеи, вне принципов, поэтому он женился на дочери простого чиновника, затем, после смерти жены, полюбил дочь своей экономки, Федосью Николаевну, которая, не выходя замуж, родила ему сына.
Финал романа показывает, что отцы и дети, не оторванные от природы, от Бога, обретают человеческое счастье, что временные конфликты между ними исчезают и крепнут дружба и любовь. "Всем было очень хорошо,- пишет о них Тургенев.- Дела их начинают поправляться... Николай Петрович успел уж полюбить Катю без памяти, Фенечка после мужа и Мити никого так не обожает, как свою невестку"39. Аркадий и Катя назвали своего сына Колей не "в память Базарова"40, а в знак уважения и любви к Николаю Петровичу.
Аркадий уже успел забыть о своём бывшем "учителе"41: не он, а его молодая жена предлагает тост в память Базарова, и то только шёпотом. Принято считать, что Евгений сам разрывает отношения с Аркадием, увидев. как его "ученик"42 превращается в "семейную птицу"43. "Я ждал от тебя совсем другой дирекции"44,- заявляет Базаров и продолжает укорять его в том, что Аркадий "не дорос"45 до нигилиста-революционера. Между тем молодой Кирсанов сам отходит от своего учителя, от его взглядов и учения, недаром задолго до окончательного разрыва он успел "соскучиться под одним кровом с Базаровым, и тянуло его вон"46, однако Аркадий "по-прежнему желает быть полезным, но уже не там ищет свои идеалы, где искал их прежде"47.Здоровый организм молодого Кирсанова отторгает привязавшуюся было болезнь базаровщины. И натура Николая Петровича не предрасположена к ней, чего не скажешь о Базарове. Он действительно генетически так устроен, что склонен отрицать и разрушать. "Я придерживаюсь отрицательного направления - в силу ощущения,- говорит он искренне своему лучшему ученику, заметим, в спокойной обстановке.- Мне приятно отрицать, мой мозг так устроен - и баста! Отчего мне нравится химия? Отчего ты любишь яблоки?- тоже в силу ощущения. Это всё едино. Глубже этого люди никогда не проникнут. Не всякий тебе это скажет, да и я в другой раз тебе этого не скажу"48.
Таким образом, Базарова к разрушению толкают две силы: ложная идея революции и изначальная склонность к отрицанию и наполеонизму (даже в карточной игре, по словам отца, он следует "наполеонскому правилу"49), а значит, склонность и стремление к неограниченной власти. Катя недаром сравнивает его с сильным хищником. "Этого нельзя хотеть...Вот ваш приятель этого не хочет, а в нём это есть"50,- говорит она Аркадию. Черты хищника показаны и в сцене объяснения в любви. В Базарове вспыхивает "тяжёлая страсть, похожая на злобу и, быть может, сродни ей..."51
Он "бросает на женщину пожирающий взор"52.Эта сцена приобретает большее значение, если мы её сопоставим с подобным эпизодом, где Аркадий тоже признаётся в любви, но очень стеснительно, скромно и вежливо. Звериное в Базарове просыпается и во время ссоры со своим другом. Сатанинская гордость, "бездонная пропасть самолюбия"53 Базарова, считающего себя гигантом и богом, не позволяют ему уступить в споре своему ученику, хотя Аркадий во всём прав. Исчерпав все аргументы, учитель готов пускать в ход "грубую монгольскую силу"54. Лицо его становится зловещим, глаза загораются, как у хищника.
Тургенев не верит, что Базаровы могут переустраивать жизнь,приносить народу облегчение. Казалось бы, мысли о "необходимыхпреобразованиях"55
в России должны беспокоить в первую очередь революционера Базарова. Парадоксально, но факт: о них думает Аркадий! Значит, не о счастье народа беспокоится Базаров. Сквозь художественную ткань произведения пробивается совершенно другая мысль: разрушение, то есть кровавая революция,нужно Базаровым для самоутверждения, для получения неограниченной власти над народом. Разве не об этом говорят слова нигилиста, произнесённые не в провоцирующей остановке, что мы наблюдаем в споре с Павлом Петровичем, а опять-таки в спокойном, откровенном разговоре со своим ближайшим другом? "А я возненавидел этого последнего мужика, Филиппа или Сидора,- говорит он,- для которого я должен из кожи лезть и который мне даже спасибо не скажет... да и на что мне его спасибо? Ну, будет он жить в белой избе, а из меня лопух расти будет; ну, а дальше?"56 Теперь становится понятно,почему мысли о преобразовании автор передаёт Аркадию, а не Базарову: только такие люди, как молодой Кирсанов, образованные, добрые, человечные, любящие и сердобольные, сумеют что-то изменить в положительном направлении, а люди,поражённые всяческой идейной заразой и склонные к "драке"57, могут привести общество к трагедии, если они дорвутся до власти. В Базарове мы видим предтечу большевистских вождей. отцов народов и т.п.
Из всего сказанного следует, что Базарова незачем противопоставлять Павлу Петровичу. Они не антиподы, скорее всего антиподами являютя Аркадий и его учитель, а также братья Кирсановы. Правда, такое противопоставление связано лишь с одним из значений романа, среди которых можно выделить семейно-бытовое, социальное, историческое, политическое, философское и религиозное. В семейном значении "отцы и дети" - это родители и их сыновья и дочери, например старики Базаровы и единственный сын Евгений. В социальном значении "отцы и дети" - это старшее поколение и молодое, у которых не всегда бывает взаимопонимание. В историческом значении "отцы и дети" - это консервативные российские дворяне 40 - 60 годов XIX века и революционные демократы-разночинцы, между которыми и шла непримиримая борьба. В романе их представляют антагонисты Павел Петрович и Евгений Васильевич. В философском значении "отцы и дети" - это старое, умирающее и новое, зарождающееся, и между ними существует тесная связь, однако старое никогда не уступает своего места без боя, а новое, став на его место, со временем тоже устаревает. В политическом значении "отцы и дети" - это господствующая, направляющая сила в обществе и ею же рождённые оппоненты. В религиозном значении "отцы и дети" - это верующие, то есть мудрые, высоконравственные люди, и атеисты, богохульники, блудные сыновья, имеющие, однако, возможность вернуться к Отцу своему.
Историческое значение названия романа лежит на поверхности и всем понятно. Павел Кирсанов и Евгений Базаров действительно являются антиподами и антагонистами, но для Тургенева важнее другое значение - религиозное. И тут оба героя, к которым временно примкнул и младший Кирсанов, оказываются в одном и том же лагере, однако Аркадию всё-таки удалось вырваться из него. Блудные сыновья Павел и Аркадий, надо полагать, вернулись к Отцу своему с покаянием, а блудный сын Евгений не вернулся после долгих скитаний к Отцу своему, не покаялся перед Ним.
Базаров относится к народу скептически, а его ученик - по-христиански, с сочувствием; Евгений не признаёт искусства, красоты Божьего мира, а Аркадию по душе всё прекрасное; учитель фактически не почитает своих родителей, что является прямым нарушением пятой заповеди Закона Божьего, а ученик души не чает в своём отце; первый из них несчастлив в любви, ибо видит в женщине прежде всего объект наслаждения (сказано: "не прелюбодействуй", Исх 20:14), а второй нашёл это счастье, потому что в женщине уважает человека; Базаров существует и умирает, а молодой Кирсанов живёт и процветает.
Сознают ли трагизм своего положения Павел Петрович и Базаров? В какой-то мере наверняка, но они уже не могут вырваться из плена принципов и идей, идущих вразрез с православной верой. Они их рабы. Поэтому мизантроп Павел Петрович "бросается на диван и остаётся неподвижен, почти с отчаянием глядя в потолок, и жить ему тяжело... тяжелей, чем он сам подозревает"58.
Но всё-таки в конце романа он остаётся жив, может быть, потому, что в Дрездене начинает посещать русскую церковь и "почти незаметно креститься"59, а Базаров умирает, так как кощунствует, отвечая дерзко своему отцу: "Я гляжу в небо только тогда, когда хочу чихнуть"60. А напоследок он сознательно отказывается от причащения перед смертью, и, когда уже находился в беспамятстве и без него Василий Иванович пригласил служителя церкви соборовать сына, "один глаз его раскрылся и, казалось, при виде священника в облачении, дымящегося кадила, свеч перед образом, что-то похожее на содрогание ужаса мгновенно отразилось на помертвелом лице"61.
Таким образом, произведение Тургенева, отражая неспособность либеральных дворян что-либо положительно изменить в жизни общества, а также возникновение на исторической арене новой силы, революционных демократов, в то же время выдвигает путём христианского осмысления самую важную социально-философскую проблему - проблему преобразования существующих порядков. Революционный путь неприемлем. Он заводит всех в тупик, приближает к трагедии, приводит к смерти. Роман направлен также против любой идеи, действующей вразрез с православной верой, с природой самого человека. Чем больше он нарушает естественный ход своих стремлений, желаний, предписанный заповедями Христа, чем больше "ломает себя"62, то есть грешит, тем быстрее приближается к разладу души, к саморазложению как личности.
Смерть Базарова - это закономерный результат раздвоения человека, результат подавления с помощью гордого ума духовного начала. Каждый из нас должен жить, не выдумывая теорий, несовместимых с христианским учением, не осложняя грехами своё пребывание на земле, а наоборот, упрощая его и следуя Святому Писанию. Такими показаны крестьяне, которые душой поняли это и поэтому не восприняли Базарова, и его родители, по словам Герцена "совершенно живые и живущие"63. Они так созданы, им хочется жить так, а сын их другой, у него другие ощущения, он по-другому устроен. На формирование его личности повлияли три фактора: во-первых, естество, то есть он такой же человек, такой же "романтик"64, как и многие другие смертные; во-вторых, теория, идея, знание, или запретное "познание добра и зла" (Быт 2:17), при помощи которых хочет обуздать и переделать естество, данное Господом; в-третьих, особая наследственность, которая определила ему такой "склад"65 - стремление критиковать, отрицать и властвовать.
Естество его рвётся к природе, к прекрасному, к любви, к Богу, а ложное знание, теория мешают этому, притом третий фактор - своеобразная наследственность, - приобретённая, может быть, от деда, который "землю пахал"66, способствует второму фактору, а иногда и противоречит ему под воздействием естества, то есть Базаров иногда не верит и самому себе, своим мыслям. Он критикует себя, сомневается в себе не как в человеке, а как в нигилисте, революционере, заражённом "трихинами"67 разрушения.
Всех ожидает распад, преждевременная смерть, кто пытается переделать себя и других по воле своей, а не Господней, кто пытается вырваться из того, что отпущено нам природой, то есть Богом, - всех, в том числе и человеческие сообщества, и само человечество. Вот какой "вышел смысл романа"68 "Отцы и дети" - гениального предвидения последствий революционных событий XX века в России и в то же время грозного предупреждения революционерам всех мастей.


“Умереть так, как умер Базаров, - все равно что сделать великий подвиг, ” – отметил Д.И. Писарев. Можно ли согласиться с этим высказыванием? Конечно же, можно. Попытаемся доказать правдивость слов известного критика.

Почему же умер Базаров? Главный герой порезал свой палец, пока вскрывал труп тифозного мужика, и к тому же Евгений смог прижечь ранку спустя четыре часа после вскрытия. Довольно-таки большой промежуток времени.…Очевидно, что произошло заражение крови.

И Базаров понимал это очень хорошо. Нигилист попросил у своего отца адского камня, проявив очень маленькую надежду на свое спасение. Но он был уверен, что заразился. Реплики самого героя подтверждают мои слова. Базаров говорит: “…а теперь, по-настоящему, и адский камень не нужен. Если я заразился, так уж теперь поздно”.

Стоит сравнить реакции отца и сына. Отец, Василий Иванович, понимал все ужасные последствия заражения, но он не хотел принимать мысль о неизбежной смерти Евгения, стараясь тешить себя всякими надеждами. Например, Василий Иванович говорил Базарову: “Бог с тобою! Ты простудился…”. Когда Евгений показал отцу красные пятна, Василий Иванович ответил: “…А все-таки мы тебя вылечим! ”.

Что касается самого Базарова, то здесь совсем иная ситуация. Евгений понимал, что рано или поздно он умрет. В отличие от Василия Ивановича главный герой не тешил себя пустыми надеждами и иллюзиями и старался не тешить своих близких. Так, например, он говорил своему отцу: “Старина….дело мое дрянное. Я заражен, и через несколько дней ты меня хоронить будешь”. Анализируя данные слова Базарова, можно заметить, что у Евгения не было страха перед смертью, он был готов умереть, расстаться с жизнью, в нем отсутствовало какое-либо волнение. Доказательством моих слов являются следующие реплики героя: “Завтра или послезавтра мозг мой…в отставку подаст”, ”…вилять хвостом не стану”. Умирая, Базаров оставался верен самому себе и своим убеждениям. Например, он согласился на причащение, но только в состоянии беспамятства, когда он не будет способен отвечать за свои действия. Базаров говорил: ”…ведь и беспамятных причащают”.

Базаров не боялся умереть. Но Евгению было досадно, что он умрет очень рано, так и не сделав ничего полезного для России, для народа, для общественного блага. Герой говорил: “Я не ожидал, что так скоро умру; это случайность, очень, по правде сказать, неприятная…”. Он очень сожалел, что так и не сумел использовать все свои силы по назначению. “Сила-то, сила…вся еще тут, а надо умирать”, - сказал Базаров. У героя было много планов на будущее, но, увы, эти планы уже никогда не осуществятся… Евгений с жалостью говорил: “И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! Задача есть, ведь я гигант…”.

Таким образом, мне удалось доказать, что смерть Базарова является подвигом.

Обновлено: 2018-01-31

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.