Евгения базарова. Характеристика евгения базарова

Базаров, характеристика которого представлена в статье, — разночинец. Он — сын лекаря и сам с гордостью заявляет, что его дед землю пахал. Впервые Тургенев сделал разночинца центральной фигурой романа. Базаров, прежде всего, позитивист и материалист. Для него не существует веры, общих принципов и априорных идеалов. «Я не верю ни во что», — говорит он Павлу Петровичу. Порядочный химик в его глазах «в двадцать раз полезнее всякого поэта». Даже «науки вообще» он не признает. Естествознание представляется ему единственно важным занятием. «Лягушек резать», исследовать природу — вот чему посвящает свои силы Евгений Базаров.

Сообразно с этим он считает чепухой, «романтизмом» искусство, красоту, пафос и любовь—все, к чему так восторженно относились идеалисты 40 -х годов. Когда ему говорят о принципах, о логике истории, Евгений Базаров противопоставляет им только факты, только очевидные материальные побуждения. Спор Базарова с Кирсановым — это конфликт, спор позитивиста с идеалистом, спор о том, существуют пи прирожденные априорные нравственные представления в душе человека или только одни чувственные восприятия определяют наши поступки и воззрения. «Принципов нет, а есть ощущения; от них все зависит», — говорит Базаров. Евгений торжествует над Кирсановым. Базаров словно мстит эпохе идеализма за то, что она обманула ожидания общества, — эпохе, когда обличалось взяточничество, говорилось «об отсутствии дорог, торговли, правильного суда».

Таким образом, Евгений Базаров провозглашает единственный стимул деятельности - потребность. Никаких идеалов, только факты и голые потребности. Он действует в силу того, что признает полезным. Для своего времени он считает самым полезным отрицание, а потому отрицает все без остатка. На замечание Кирсанова, что нельзя только разрушать, необходимо и строить, Базаров отвечает: «Сперва нужно место расчистить». Эту разрушительную работу, это отрицание он называет нигилизмом.

Отречение, ограничение личности во имя общества и его интересов отрицаются, и на их место возводится культ силы и эгоизма. «Мы ломаем, потому что мы сила». Жизнь есть борьба. Превосходство того или другого начала определяется его силой. Когда Кирсанов говорит, что «миллионы раздавят» этих проповедников-разрушителей, Базаров спокойно замечает. «Коли раздавят, туда и дорога». Всякая личность должна считать свою сущность единственным началом, свое «само» ставить выше всего. Пусть эти самодовлеющие личности борются каждая за свое существование, и в этой борьбе погибнет все слабое и ненужное и удержится все то, что ведет человечество в сверхчеловеческие высоты.

Для Базарова нет ничего священного. Он не признает авторитетов, идолов и кумиров. Даже для народа он не делает исключения. Он смеется над общиной, глумится над верой в мужика и уверяет, что в «современном нашем быту» нет ни одного установления, которое бы не вызывало «полного и беспощадного отрицания».

Тургенев не совсем верно изобразил нигилиста-разночинца и материалиста. Он не мог уловить его положительных стремлений. И его Базаров из грубого материалиста и разрушителя не раз превращается в тоскующего лишнего человека, и в словах его звучат речи, которые сводятся к одному мотиву, «хочу послужить людям, но не умею и не знаю как». Временами Евгений Базаров завидует своим родителям, которые хлопочут, толкуют, у которых весь день «напичкан занятиями».

Базаров признавал, что человеку не уйти от чувства сострадания, от сознания связи и солидарности с другими людьми, что голый инстинкт и эгоизм возможны только в животном царстве. Не раз выдает он, что ему трудно осуществить свои теории. «Хочется с людьми возиться, хоть ругать их, да возиться с ними».
Словом, позавидовав силе новых людей, создав в лице Базарова своего любимейшего героя, воплотив в нем ту мощь, к которой бесплодно стремился он сам, — Тургенев кончил тем, что наделил Базарова своей собственной тоской, не разглядел самого главного в новых людях, именно того обстоятельства, что у них были положительные идеалы и не было тоски и душевного разлада.

Базаров изменяет не только своей материалистической философии. Он не остается до конца верным своей вражде к романтизму и сентиментальным чувствам. Этот человек с его холодным умом и злой иронией изменил себе, когда бросил Одинцовой: «Так знайте же, что я люблю вас глупо, безумно». Он дерется на дуэли с Павлом Петровичем, хотя сознает, что это глупо.

ОТЦЫ И ДЕТИ

(Роман, 1862)

Базаров Евгений Васильевич — главный герой. Первоначально читатель знает о нем только то, что это студент-медик, приехавший в деревню на каникулы. Рассказ об этом эпизоде его жизни, собственно, и составляет сюжет «Отцов и детей». Сначала Б. гостит в семье своего друга Аркадия Кирсанова, затем вместе с ним едет в губернский город, где знакомится с Анной Сергеевной Одинцовой, живет некоторое время в ее усадьбе, но после неудачного объяснения в любви вынужден уехать и, наконец, попадает в родительский дом, куда направлялся с самого начала. В усадьбе родителей живет недолго, тоска гонит его прочь и заставляет еще раз повторить тот же самый маршрут. В конце концов выясняется, что места ему нет нигде. Б. опять возвращается домой и вскоре погибает.

Б. называет себя «нигилистом», определение это поначалу звучит несколько загадочно, но вскоре значение его выясняется вполне: читатель-современник без труда узнавал в герое выразителя в самой крайней форме идей и настроений революционной молодежи. Б. провозглашает идею «полного и беспощадного отрицания», не признавая никаких пределов, способных ограничить ее осуществление. Вместе с «постановлениями» отжившего крепостнического строя и либеральным реформаторством он так же категорично отрицает любовь, поэзию, музыку, красоту природы, философское мышление, семейные связи, альтруистические чувства, такие нравственные категории, как долг, право, обязанность. Б. выступает беспощадным противником традиционного гуманизма: в глазах «нигилиста» гуманистическая культура оказывается прибежищем для слабых и робких, создавая красивые иллюзии, способные служить их оправданием. Гуманистическим идеалам просвещенной элиты и верованиям или предрассудкам невежественных масс «нигилист» одинаково противопоставляет истины естествознания, утверждающие жестокую логику жизни-борьбы. Б. считает необходимым начать историю заново, на голом месте, не считаясь ни с объективной ее логикой, ни с «мнением народным». И все это не только идеи, перед читателем человек действительно новой формации, дерзкий, сильный, неспособный к иллюзиям и компромиссам, достигший полной внутренней свободы, готовый идти к своей цели, сокрушая или ненавидя все, что ему противостоит.

В спорах с умеренным либералом Павлом Петровичем Кирсановым Б. легко побеждает. На его стороне не только преимущества молодости и новизны его позиции. Тургенев видит, что «нигилизм» глубоко связан с общественным неустройством и народным недовольством, что это естественное выражение духа времени, когда в России все переоценивается и переворачивается. Тургенев признает, что роль «передового класса» переходит от дворянской интеллигенции к разночинцам. Но это лишь часть истины, открываемой читателю в «Отцах и детях». Тургенев проводит Б. по кругам жизненных испытаний. Герой переживает трагическую любовь, тоску одиночества и даже своеобразную «мировую скорбь». Обнаруживается его зависимость от обычных законов человеческой жизни, его причастность к обычным человеческим интересам, заботам и страданиям. Первоначальная самоуверенность Б. исчезает, его внутренняя жизнь становится все более сложной и противоречивой. Постепенно выясняется мера объективной правоты и неправоты героя. «Полное и беспощадное отрицание» оказывается отчасти оправданным как единственная, по мысли Тургенева, серьезная попытка действительно изменить мир, покончив с противоречиями, которые не могут разрешить ни усилия общественных партий, ни влияние вековых идеалов гуманизма. Однако для Тургенева бесспорно и то, что логика «нигилизма» неизбежно ведет к свободе без обязательств, к действию без любви, к поискам без веры. Тургенев не находит в «нигилизме» созидающей творческой силы: те изменения, которые «нигилист» предусматривает для реально существующих людей, по сути дела, равносильны их уничтожению. «Нигилизм», по мысли Тургенева, бросает вызов непреходящим ценностям духа и естественным основам жизни. В этом усматривается трагическая вина героя, причина его неизбежной гибели.

«Отцы и дети». Нигилист, молодой разночинец, студент, будущая профессия которого - врач. Нигилизмом называют философское движение, представители которого ставили под сомнение принятые в обществе ценности. Во второй половине XIX века в России так называли молодых людей с атеистическими и материалистическими взглядами, которые хотели перемен в сложившемся государственном строе и общественном порядке и негативно относились к религии.

Этот термин встречался в критической литературе и до Тургенева, но после выхода «Отцов и детей» разошелся и стал использоваться в повседневной речи. Слово «нигилист» превратилось в характеристику молодых мужчин и женщин, чьим составным образом в литературе стал Евгений Базаров. Герой остается и в сознании нынешнего человека воплощением нигилизма как отрицания старого, включая «старые» представления о любви и человеческих отношениях.

История создания

Идея «Отцов и детей» начала формироваться у Тургенева в 1860 году, когда тот пребывал в Англии на острове Уайт. Прообразом Евгения Базарова стал молодой врач из провинции, случайный попутчик Тургенева, с которым писатель ехал в поезде. Поездка оказалась сложной - колею занесло снегом, поезд на сутки остановился на какой-то крошечной станции. Тургеневу удалось плотно пообщаться с новым знакомым, они проговорили ночь, и писатель оказался сильно заинтересован собеседником. Случайный знакомый писателя оказался нигилистом. Взгляды этого человека и даже его профессия легли в основу образа Базарова.


Сам роман был создан быстро, в сравнении с тем, с какой скоростью Тургенев работал над другими произведениями. От идеи до первой публикации прошло меньше двух лет. План книги писатель составил в Париже, куда приехал осенью 1860 года. Там же Тургенев начал работать над текстом. Автор планировал закончить работу к весне того же года, чтобы привезти в Россию готовый к публикации текст, но творческий процесс застопорился. Зима ушла на то, чтобы написать первые главы, а к весне 1861-го роман был закончен только наполовину. Тургенев писал в письме:

«В Париже не работается, и вся штука застряла на половине».

Автор заканчивает работу летом 1861 года, уже на родине, в селе Спасское. К сентябрю внесены правки, и Тургенев возвращается с романом в Париж, чтобы там прочитать текст друзьям, кое-что исправить и дополнить. Весной 1982 года «Отцы и дети» впервые публикуются в журнале «Русский вестник», а осенью выходят отдельной книгой.


В этой окончательной версии образ Базарова делается менее отталкивающим, автор избавляет героя от некоторых неприглядных черт, и на этом эволюция персонажа заканчивается. Сам Тургенев так описывал Базарова в списке действующих лиц, когда составлял предварительный портрет героя:

«Нигилист. Самоуверен, говорит отрывисто и немного, работящ. Живет малым; доктором не хочет быть, ждет случая. Умеет говорить с народом, хотя в душе его презирает. Художественного элемента не имеет и не признает... Знает довольно много - энергичен, может нравиться своей развязностью. В сущности, бесплоднейший субъект - антипод Рудина - ибо без всякого энтузиазма и веры... Независимая душа и гордец первой руки».

Биография

Время действия романа «Отцы и дети» - годы непосредственно перед отменой крепостного права (которая состоялась в 1861 году), когда передовые идеи уже начинали проявляться в обществе, в особенности среди молодежи. Евгений Базаров имеет наполовину дворянское происхождение. Его отец, небогатый армейский хирург в отставке, провел жизнь в сельской среде, управляя имением жены-дворянки. Образован, но современные прогрессивные идеи обошли его стороной. Родители Евгения - люди консервативных взглядов, религиозны, однако сына любят и постарались дать тому наилучшее воспитание и образование.


Евгений, как и отец, выбрал карьеру врача и поступил в университет, где сдружился с Аркадием Кирсановым. Базаров «наставляет» приятеля в нигилизме, заражая того собственными взглядами. Вместе с Аркадием главный герой приезжает в имение Кирсановых, где знакомится с отцом приятеля Николаем и старшим братом отца Павлом Петровичем. Противоположные взгляды на жизнь и черты характера обоих героев при столкновении приводят к конфликту.


Павел Кирсанов - гордый аристократ, приверженец либеральных идей, офицер в отставке. За плечами у героя трагическая любовь, которая приключилась с ним в годы юности. В Фенечке, дочери экономки и любовнице своего брата Николая, он видит некую княгиню Р., бывшую возлюбленную. Неприятная ситуация с Фенечкой становится поводом для дуэли между Павлом Петровичем и Базаровым. Последний, оставшись с Фенечкой один на один, целует девушку, чему Павел Кирсанов оказывается возмущенным свидетелем.


Евгений Базаров придерживается революционных и демократических взглядов, окружение либералов-Кирсановых герою идейно чуждо. С Павлом Петровичем герой постоянно спорит об искусстве, природе, человеческих отношениях, дворянстве, - персонажи ни в чем не находят общего языка. Когда Базаров влюбляется в Анну Одинцову, богатую вдову, ему приходится пересмотреть некоторые взгляды на природу человеческих чувств.

Но взаимопонимания Евгений не находит. Анна считает, что безмятежное спокойствие - главное в жизни. Волнения не нужны героине, Анна относится к Базарову с некоторой симпатией, но на признание не отвечает, чтобы не тревожиться.


Побывав в имении Одинцовой, Базаров вместе с Аркадием на три дня едет к родителям, а оттуда назад в имение Кирсановых. Как раз в это время происходит сцена заигрывания с Фенечкой, после которой Павел Петрович и Базаров стреляются на дуэли.

После этих событий герой решает посвятить жизнь медицинской практике. Отношение к труду у Евгения было таково, что сидеть без дела он не мог. Только труд оправдывал существование. Базаров возвращается в имение матери, где принимается лечить каждого, кому необходима медицинская помощь.


Проводя аутопсию человека, умершего из-за тифа, герой нечаянно ранит себя и через некоторое время умирает из-за заражения крови. После смерти героя над тем, будто в насмешку над взглядами Базарова, проводят религиозный обряд - штрих, завершающий трагическую судьбу героя.

Внешность героя Тургенев описывает следующим образом: у Базарова длинное и худое лицо, широкий лоб, нос заострен книзу, глаза большие, зеленоватого оттенка, висячие бакенбарды песочного цвета.


Смысл жизни герой видит в том, чтобы расчистить место в обществе для ростков нового, однако скатывается в полное отрицание культурного и исторического прошлого человечества, заявляя, что искусство не стоит ломаного гроша, а обществу нужны исключительно мясники и сапожники.

Образ и экранизации

В российском кино Евгений Базаров появлялся трижды. Все три экранизации носят одно и то же название - «Отцы и дети», как и сам роман. Первая лента снята в 1958 году киностудией «Ленфильм». В роли Базарова выступил советский актер Виктор Авдюшко. Следующая экранизация вышла в 1984 году. Базаров в исполнении Владимира Богина выглядит очень самоуверенным молодым человеком.


Последняя по времени экранизация выпущена в 2008 году. Это четырехсерийный мини-сериал, снятый режиссером , которая стала также одним из авторов сценария. В роли Базарова выступил . С идеологических распрей здесь акцент перенесен на любовные отношения и возможность обретения героями счастья. Сценаристы трактовали это тургеневское произведение как семейный роман.

  • Некоторые выразительные моменты сценаристы добавили в фильм «от себя», у Тургенева этого не было. Знаменитая сцена, где Базаров признается Анне в любви, происходит среди стекла и хрусталя, которыми наполнена комната. Эти декорации призваны подчеркнуть хрупкость и красоту дворянского мира, в который вторгается Базаров, как «слон в посудной лавке», и хрупкость отношений героев.
  • В сценарий также ввели сцену, в которой Анна дарит Базарову кольцо. В тексте этот момент отсутствует, но он был введен, чтобы подчеркнуть внутреннее сходство Базарова с Павлом Петровичем (возлюбленная последнего когда-то сделала для него то же самое).
  • Режиссер Авдотья Смирнова изначально собиралась отдать роль Павла Кирсанова собственному отцу, актеру и режиссеру .

  • Сцены в имениях снимались в настоящих «тургеневских» местах. Для съемок поместья Кирсанова съемочной группе разрешили использовать флигель в имении Тургенева «Спасское-Лутовиново». Само имение - музей, где хранится множество подлинников, поэтому там снимать не разрешают. Во флигеле же планировалась реставрация. В другой тургеневской усадьбе - Овстюг, что под Брянском, - снимали имение Анны Одинцовой. А вот дом родителей Евгения Базарова пришлось строить специально для съемок. С этой целью по деревням искали старые строения.
  • Десятимесячное чадо одной из сотрудниц музея в имении Тургенева сыграло роль маленького сына Фенечки. В Брянске к съемкам привлекли местных работников театра, те исполняли роли слуг.

  • Чтобы создать одни только наряды для дам, художнику по костюмам Оксане Ярмольник пришлось потратить 5 месяцев. Костюмы, однако, не аутентичны, а намеренно приближены к современной моде, чтобы зрителю легче было проникнуться симпатией к героям и вникнуть в перипетии их жизней. Полностью реконструированные костюмы делали фильм похожим на историческую пьесу и отдаляли зрителя от происходящего на экране, поэтому решено было аутентичностью пожертвовать.
  • Сцены, происходящие якобы на городских улицах, на самом деле сняты на натурных площадках «Мосфильма».
  • Посуду и обои, которые зритель видит в кадре, создавали специально для съемок, чтобы те соответствовали духу времени.

Цитаты

«Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта».
«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».
«Видишь, что я делаю; в чемодане оказалось пустое место, и я кладу туда сено; так и в жизненном нашем чемодане; чем бы его ни набили, лишь бы пустоты не было».
«Воспитание? - подхватил Базаров. - Всякий человек сам себя воспитать должен - ну хоть как я, например... А что касается до времени - отчего я от него зависеть буду? Пускай же лучше оно зависит от меня. Нет, брат, это все распущенность, пустота! И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха, гниль, художество».

Евгений Базаров - это центральный персонаж романа Ивана Тургенева "Отцы и дети". Произведение и начинается с того, что Базаров вместе со своим приятелем Аркадием прибывают в усадьбу Кирсановых, где живет отец и дядя Аркадия. Кем был Базаров? Давайте рассмотрим характеристику Евгения Базарова.

Прошлое, образование и взгляды Базарова

Отец Евгения Базарова был врачом, и в будущем сын тоже занимался лечением людей. Ему пришлось пройти суровую школу, затем последовал университет, во времена учебы в котором пришлось бедствовать. Базарову нравилось увлекаться разными предметами, поэтому он неплохо разбирался в геологии, ботанике, агротехнике. Надо отметить, что всегда Евгений Базаров рад помочь с лечением. Образованный человек, отсюда определенная гордость собой.

А что Базаров представлял из себя внешне? Многих его вид даже несколько отталкивал - высокого роста, в старом плаще и с длинными волосами. Иван Тургенев не зря также подчеркнул остроту его ума, описав череп и выражение лица, которые явно указывали на самоуверенный склад.

Характеристика Евгения Базарова состоит в том, что он нигилист, и буквально все отрицает, причем гордится своими взглядами. О любви Базаров говорит, как о ненужном чувстве, искусство его не интересует, природой он также не восхищается, а называет ее мастерской, где работником является человек. В общем, если говорить о радикальных дворянах, взгляды Базарова очень даже отличаются и явно не типичны.

Выводы о характеристике Евгения Базарова

На пути Евгения Базарова много трудностей, испытывается он и любовью. Познакомившись с Одинцовой, главный герой убежден, что любовь не существует, поэтому и к женщинам он равнодушен. Однако чувства разгораются очень быстро, особенно это видно после того, как Базаров какое-то время гостит в имении Одинцовой. Она увлекает его и даже толкает на смелые поступки, например, объяснение.

Итак, хотя Базаров убежденный нигилист, первая жизненная ситуация ломает его, и испытав глубокие чувства, он уже в тупике - как быть дальше? Или, например, история с дуэлью - он отрицает понятие чести, но согласен драться на дуэли. Базаров не верит в благородство, но во время поединка ведет себя как благородный человек. Возникает вопрос, а действительно ли Базаров был нигилистом?

Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» стоит в одном ряду с лучшими русскими и мировыми произведениями литературы. Главный герой произведения, Евгений Базаров, - личность выдающаяся и, в то же время, трагическая. Его можно причислить к «лишним» людям, не сумевшим реализовать свои возможности и свой богатый потенциал.
Евгений Базаров – представитель нового, молодого, поколения в романе. Он – олицетворение тех изменений, что происходили в обществе 60-ых годов 19 века. Базаров – разночинец. Таким, «неблагородным», происхождением своего героя писатель показывает, что на первое место в обществе выдвигаются разночинцы и другие люди недворянского рода. Аристократы отходят на второй план во всех отношениях: социальных, философских, культурных, бытовых.
Базаров небогат, он сам зарабатывает на свое образование. Герой изучает естественные науки и вскоре станет талантливым доктором. Мы видим, что эта профессия увлекает Базарова. Он готов трудиться, чтобы добиваться результатов, то есть помогать людям, улучшать их жизнь.
Уже сама внешность Базарова, его манера держаться говорят о большом уме героя, его уверенности в себе: «оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум».
Попав в «благородное семейство» Кирсановых, Евгений Базаров шокирует «отцов» своими взглядами. Оказывается, друг их Аркаши - нигилист. Что же это значит? «Нигилист - это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип». И действительно, Базаров отрицает все, что было накоплено до него предшествующими поколениями. Особенно его сердце «бунтует» против всего нематериального: искусства, любви, дружбы, души, наконец. Все это Базаров считает выдумками неприспособленных к делу аристократов, фантазиями слабых людей. Герой так говорит Павлу Петровичу: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта».
Целью своей жизни Евгений Базаров видит лишь одно разрушение. Он считает, что цель его поколения – расчистить место. Герой стремится освободить жизнь от всего, накопленного аристократией. Евгений Базаров думает, что все это совершенно не нужно главному участнику истории – народу. Ради него герой и совершает все свои деяния.
Базаров уверен, что его поколение должно разрушать. Строить же что-то новое будут другие, поколения детей и внуков.
На все этот герой смотрит с рациональной и материальной точки зрения. В его жизни нет места ни малейшему чувству. Даже любовь Базаров считает лишь простой физиологией, влечением тел и не более того. От взглядов этого героя так и веет холодом и смертью.
Тургенев ни в коем случае не был согласен с философией своего героя. Чтобы развенчать мировоззрение Базарова, автор проводит его через испытания. Постепенно становится ясно, что их герой не выдерживает. Таким образом, взгляды Базарова, его основа, жизненный стержень, рушатся. В финале романа герой погибает, доказывая еще раз неправильность своей теории.
Самым большим и самым важным испытанием в жизни Базарова стала любовь. Он, отрицавший это чувство и презиравший людей, которые его испытывали, влюбился сам. Влюбился сильно, страстно, со всей мощью, на которую была способна его натура. Любовь к Одинцовой заставила Евгения Васильевича пересмотреть свои взгляды, прежде всего, на самого себя. Так значит, любовь существует? Больше того, ей подвержены все люди и даже такие выдающиеся, как Базаров?
Герой причислял себя к способным и сильным людям, в чем-то даже необыкновенным. Он думал, что он-то уж сможет контролировать ситуацию и все подчинять доводам разума. Но не тут-то было. Встреча с Анной Сергеевной Одинцовой вмиг все перевернула.
Герой испытывает к ней смешанное чувство. С одной стороны, это сильная любовь, а с другой – злоба и даже ненависть: «Базаров уперся лбом в стекло окна. Он задыхался; все тело его видимо трепетало. Но это было не трепетание юношеской робости, не сладкий ужас первого признания овладел им: это страсть в нем билась, сильная и тяжелая - страсть, похожая на злобу и, быть может, сродни ей...»
С этого момента нигилистические теории в жизни героя отошли на второй план. Он стал заниматься медициной и естественными опытами. Вскоре, поранив палец, Базаров заражается тифом и умирает. Последней, кого он захотел видеть, была Одинцова. Только ей Евгений Базаров открывается полностью и только ее просит: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет...»
Герой умирает. Таким образом Тургенев развенчивает его нигилистическую теорию, доказывает ему самому и читателям, что с такими взглядами на жизнь, как у Базарова, не только невозможно принести благо другим, но и невозможно быть счастливым самому. «Бунтующее сердце» героя было направлено не в то русло, поэтому его могучий потенциал исчез, не оставив и следа. Базаров не смог бы жить, изменив свои взгляды. Все его существование было основано на нигилизме. Поняв, что он не способен быть нигилистом, герой погибает сначала духовно, а потом и физически. Его «бунтующее сердце» просто перестает биться.