Авантюрные сказки. Авантюрно-новеллистические сказки. Сходство сказочных мотивов

Свой клочок земли у нас появился больше двадцати лет назад. Получили его мои родители. Это было бывшее колхозное поле, много лет перепахиваемое вдоль и поперёк. Первое лето он представлял собой печальное зрелище: глыбы земли, вывороченные плугом и твёрдые как камень, заросли бурьяна.

Как к этому подступиться, что делать?
Но как говорится: «Глаза боятся — руки делают».

Пришлось долбить комья земли лопатами, выкорчёвывать бурьян. Первый год пришлось обойтись лишь посадкой картофеля. Ни воды, ни должного ухода, ну и урожай соответствующий. Осенью посадили первые саженцы, заложили ягодник. Опыта никакого, понасажали абы-как, впоследствии пришлось многое переделать (эх, нынешний бы опыт да в то время, сколько сил и труда можно было-бы сэкономить!).

Со временем участок наш преобразился , попробовали первые плоды своего труда. Заботливые руки мамы буквально каждую крупинку земли пропустили через себя, не было ни одного пустующего места, всё кругом было засажено. До сих пор растёт мамина калина, буйно цветущая весной и обильно усыпанная гроздьями ягод осенью. Постепенно и у меня проявился интерес к земле, видно это передалось от мамы. Я работал тогда на севере, дома бывал лишь две недели, но любое свободное время старался провести в саду.

Но вот мамы не стало. Пришлось постепенно осваивать премудрости вырашивания рассады, ухода за растениями. Набил кучу шишек, прежде чем что-то стало получаться. Постепенно приходил опыт, но чувство неудовлетворённости не оставляло меня, слишком много усилий требовалось приложить, чтобы получить результат. Должен же быть какой-то способ, чтобы не тратить столько сил для получения урожая. И, казалось он нашёлся (как оказалось впоследствии, тупиковый).

Мне в руки попалась брошюрка «Овощеводство на узких грядках, метод Д. Митлайдера». Прочитав её, я сказал себе: «Вот оно то, что тебе нужно». Всего-то полторы сотки земли, из которых обрабатывается только третья часть, чтобы обеспечить семью из четырёх человек овощами. С нетерпением дождался весны, разбил грядки (45 см шириной, дорожки метр), внёс минеральные удобрения, как было указано, высадил рассаду, посеял семена. Каждую неделю вносил порцию удобрений согласно расчётам. Урожай получился хороший. На следующий год опять хорошо. «Вот оно как нужно!» — подумал я. Но на третий год чувствую: что-то не так.

Земля становилась клёклой, превращалась в пыль , малейшая нехватка влаги — и она становилась как камень, приходилось постоянно поливать, но земля отказывалась принимать воду. От постоянного внесения «минералки» почва становилась кислой, приходилось вносить большое количество извести. Дождевые черви стали покидать грядки. Я с упорством продолжал работать по Митлайдеру. Земля умирала...

Но как говорится: «Не было бы счастья, да несчастье помогло». Весна 2003 года, инфаркт, о работе на земле не может быть и речи — врачи запретили. Но как же можно отлучить от любимого сада. Решил: «Не брошу!». Да не тут то было, взял в руки лопату, прокопал с метр и всё. Пришлось сажать и сеять в некопанные грядки, сверху лишь присыпал перегноем.

В эту нелёгкую пору и попались мне в руки книга Николая Курдюмова «Умный сад и Хитрый огород». Прочитал и подумал: «Чем чёрт не шутит, терять мне нечего, вдруг да получится». И я взялся за дело.

Ну разумеется в первый год не всё получалось как надо, но «лиха беда начало». Перестал копать (всё равно мне это было не под силу), только рыхлил, по мере возможности мульчировал почву, стал применять ЭМ-препараты, сначала Байкал, а потом Сияние.

На дорожках, которые я до этого выскребал до блеска, позволил расти траве. По мере роста подкашивал её и использовал в качестве мульчи. В ход пошли и «сорняки», и они из врагов превратились в помощников. Корни их проникают на такую глубину, достают оттуда и оставляют после массу питательных веществ, что было бы глупым не воспользоваться этим себе на благо.

Как только появлялась возможность сеял сидераты , корни которых и заменили мне лопату, а зелёная масса после подрезания служила укрытием от палящего солнца, а по мере разложения, и пищей для следующего поколения растений.

Грядки никогда не оставались пустыми , разве что ранней весной. Обилие органики привлекло массу дождевых червей, и теперь основная работа по улучшению почвы лежит на них.

Появились на моём участке и дикие травы: тысячелистник, чистотел, донник, спорыш. Как-то готовил настой из крапивы, использовал его, а остатки разбросал по участку. Теперь у меня своя крапива растёт в нескольких местах, срезал в одном месте для настоя, следующий раз в другом, глядь, а она уже опять отросла.

Нашлось даже место для полыни, раскидал веточки по капусте, ни тебе крестоцветной блошки, да и белянке не нравится, а настой помогает от многих вредителей. Да и проблемы с вредителями оказались решаемы.

Здоровые, сильные растения могут и сами постоять за себя. Кстати стал замечать, что многие насекомые, которых мы считаем вредителями предпочитают селиться на сорняках, если они есть.

В теплице, например, если растёт осот садовый (такое колючее растение), то тля не трогает мои огурцы. В густой траве есть где спрятаться моим помощникам — хищным насекомым. Поселились у меня ящерицы и лягушки. Ну разве нужны после этого ядохимикаты?

Постепенно земля стала оживать и стало понятно, что и без лишних усилий можно работать на земле. Шесть лет моя земля не знает что такое лопата, и с каждым годом становится всё лучше и лучше. Растения почти не болеют, «вредителей и сорняков» всё меньше и меньше, а работа в саду доставляет только удовольствие.

Ильдус Ханнанов, Уфа

Рейтинг на приключенческие книги представлен в порядке убывания голосов поклонников жанра, прочитавших произведение. На основании впечатлений они делятся своим мнением - положительным или отрицательным. Последнее тоже иногда звучит убедительным доводом "за", ведь вкусы у всех разные.

На странице легко подобрать книги о сказочных приключениях, исключив вероятность неудачной покупки. Ждем и ваших отзывов - они наверняка помогут книжным "гурманам" определиться с выбором.

    Лия Гераскина

    Если ты не бывал в Стране невыученных уроков, значит, ты молодец, значит, ты никогда не получал в один день сразу пять двоек. А вот один мальчик, неуч и лентяй, Витя Перестукин, очутился в этой волшебной стране, в которой даже лимонад продают не за деньги, а за правильные ответы… ... Далее

    Читайте о невероятных приключениях и тяжелых испытаниях, которые выпали на долю Вити Перестукина и во Дворце Грамматики, и в городе, в котором продавцами были маленькие человечки Плюс и Минус.

    А когда прочитаете, быстро-быстро пролистайте страницы книжки, и кот Кузя побежит в Страну невыученных уроков вслед за своим хозяином Витей… ... Далее

    Ирина Эльба

    Никогда бы не подумала, что однажды попаду в Сказочный мир. И не абы куда, а в настоящую Школу Сказок! Жаль, предупредить забыли, что учиться предстоит не на ведьмочку, а на настоящую Бабу Ягу! ... Далее

    Только диета из добрых молодцев современных Ёжек не устраивает. Полеты в ступе отпадают из-за отсутствия прав, а Избушка на курьих ножках распугала всех женихов. Да еще и постоянные стычки с вредными богатырями!

    А сказки-то хочется! И желательно счастливой. Что значит Ёжкам принцы не положены? Придется ломать стереотипы. Ведь и у Бабы Яги должно быть свое «долго и счастливо»! ... Далее

    Астрид Линдгрен

    Противный, капризный, невоспитанный, вечно требующий вкусной еды… Этот ряд можно продолжать до бесконечности. Может, потому, что каждое мгновение он готов проказничать, и не всегда невинно? Дурное влияние улицы (в данном случае – крыши) всегда привлекательно для домашних детей? Думается, это совсем не так. ... Далее

    Ведь Карлсон для Малыша – не отпетый хулиган и заводила в рискованных играх, а скорее одинокий ребенок, который нуждается в ласке, участии и семейном тепле. Малыш, несмотря на свой маленький возраст, очень хорошо это чувствует. Он жалеет Карлсона и прощает ему многое. Эта великая книга учит ребенка любви и терпимости к тем, кого любить трудно. ... Далее

    Астрид Линдгрен

    Кто самый обаятельный, самый красивый, самый умный и в меру упитанный мужчина в самом расцвете сил? Конечно же Карлсон, толстенький забавный человечек с моторчиком на спине! Его знают и любят дети всего мира. За непоседливый нрав, неуёмную фантазию и желание пошалить. Но больше всех, пожалуй, Карлсона любит Малыш, ведь вместе им никогда не бывает скучно, потому что главное для Карлсона: «Надо, чтобы было весело и забавно, а то я не играю». ... Далее

    Николай Носов

    «Незнайка на Луне» – это третья, заключительная книга из цикла сказок замечательного русского писателя Николая Носова о жизни и невероятных приключениях малышей-коротышек. ... Далее

    Интеллектуал Знайка, вдохновленный своими прежними успехами в конструировании воздухоплавательных аппаратов, решает соорудить самый настоящий космический корабль и отправиться на исследование Луны.

    Однако Незнайка и его товарищ по имени Пончик ночью забираются в готовую к старту ракету и случайно нажимают на кнопку «Пуск». Теперь им двоим предстоит нечаянный перелет на Луну, а также знакомство с очень странными жителями спутника Земли, живущим по непривычным для коротышек и весьма коварным законам. ... Далее

  • Жил-был человечек – такой маленький, что мог запросто спрятаться под кленовым листом. Звали этого малыша Лёшиком. Но самое примечательное в нём не его рост и даже не способность колдовать, а умение дружить. Именно дружба позволяет творить настоящие чудеса. Узнав, что хорошей девочке Стасе угрожает ужасная опасность, Лёшик и его друзья немедленно бросились на помощь. Вот только справятся ли они с коварной ведьмой Жиролой?.. ... Далее

  • Инна Шаргородская

    Михаил Анатольевич Овечкин, скромный петербургский библиотекарь, считал, что уж он-то точно пропадет, и не сделал бы даже шагу за порог своего тихого дома, если бы не пришлось бежать оттуда в страхе перед нахальным домовым. Судьба же словно только и ждала этого момента, чтобы обрушить на него все то, от чего он успешно прятался целых тридцать пять лет. И оказывается вдруг, что к подвигу готов именно этот пугливый и застенчивый человек, а не окружающие его храбрецы и герои. В книгу его скучной жизни затесалась совершенно сказочная глава - тут тебе и демоны, и параллельные миры, и колдуны, и принцессы… Да полно, вправду ли и сам Михаил Анатольевич Овечкин - всего лишь скромный библиотекарь? ... Далее

    Януш Корчак

    Януш Корчак (1878–1942) – выдающийся польский врач, педагог и писатель. Корчак был человеком необыкновенным, всю свою жизнь посвятивший чужим детям, к которым относился с огромной любовью и заботой. Он открыл в Варшаве Дом сирот, в котором жили, учились и воспитывались дети, потерявшие родителей. Прожив достойную уважения жизнь, Януш Корчак умер как герой. Когда во время Второй мировой войны фашисты заняли Варшаву, население города подверглось гонениям. Не миновала эта участь и Дом сирот. В один из дней всех его воспитанников арестовали. Корчаку же предложили свободу. Но разве мог он оставить своих детей?! Вместе с ними Януш Корчак вошёл в ворота лагеря и погиб в огне крематория. ... Далее

    Одно из самых известных произведений писателя – повесть-сказка «Король Матиуш Первый». Это история юного Матиуша, который, рано потеряв родителей, вынужден был занять трон короля. Чувствуя ответственность перед своим народом, Матиуш, добрый и отзывчивый мальчик, всем сердцем хотел сделать жизнь людей в своём королевстве лучше. И прежде всего он думал о детях. Но сколько трудностей и разочарований ждало его на этом нелёгком, но благородном пути! ... Далее

    Виталий Губарев

    Сказка о приключениях маленькой школьницы Оли в волшебном королевстве, где властвует жестокость, столкнувшись с которой девочка учится по-новому ценить доброту, верность, дружбу. ... Далее

    Крис Колфер

    Близнецы Алекс и Коннер Бейли получают от бабушки подарок на свой двенадцатый день рождения – старую книгу сказок, которая долгие годы хранилась в их семье. Вскоре случается нечто странное: с виду обычная книга неожиданно превращается в портал, и брат с сестрой… попадают в сказочную страну, где живут все персонажи их любимых с детства сказок. Но как же вернуться домой, в свой мир? Ведь в гостях хорошо, а дома лучше. И что это за Заклинание желаний, которое можно сотворить, только собрав особенные предметы со всех уголков сказочной страны? Алекс и Коннер отправляются в опасное путешествие и вскоре понимают, что вернуться домой будет не так просто, как они думали… ... Далее

    Николай Носов

    «Незнайка в Солнечном городе» – вторая книга знаменитой трилогии о приключениях коротышек, созданной выдающимся русским писателем Николаем Носовым. ... Далее

    Малыша Незнайку теперь не узнать – он совершенно переродился и старается сделать как можно больше добрых дел. Только Кнопочке известна причина таких удивительных метаморфоз – Незнайка верит, что добрые дела помогут ему встретить волшебника и получить от него чудесную палочку, исполняющую желания.

    Мечта Незнайки сбывается, однако подаренная ему волшебная палочка – это очень опасная игрушка, могущая привести к увлекательным приключениям и невероятным превращениям. ... Далее

    Астрид Линдгрен

    Странно, когда вокруг тебя происходят необъяснимые явления; когда таинственным образом исчезают из-под самого носа разные вещи, как то: сдобные плюшки и маленькие, запертые на замок мальчики. Как это случается – не поддается разуму. Или дверь вдруг оказывается запертой снаружи, в то время как все находятся в комнате. А на стене откуда ни возьмись появляются странные надписи. А еще неожиданно раздаются какие-то душераздирающие звуки, от которых хочется плакать. Нет, дорогой читатель, это не книга ужасов и не детективная история. Это всего лишь наш старый приятель шалунишка Карлсон вернулся! ... Далее

    Юрий Томин

    Повесть-сказка о самом обыкновенном четверокласснике, с которым начали происходить необыкновенные вещи – стали исполняться все его желания. Но это почему-то не сделало его счастливым. ... Далее

    Для среднего школьного возраста. ... Далее

    Алексей Олейников

    Она проснулась, когда начался конец света. Одна, посреди леса, в корнях белого дуба. Кто она? Откуда? Как здесь оказалась? Почему ничего не помнит?! Даже свое имя – Джейн – девушка придумала сама… Теперь Джейн и ее похожий на кота зверь идут сквозь пустые городки и деревни, оставленные жителями. А вокруг рыщут чудовища, которых не может существовать в природе. По радио говорят о катастрофах, атаках террористов, восстаниях, лагерях беженцев. Локальные стычки грозят превратиться в мировую войну. Кажется, пламя вот-вот охватит всю планету. И Джейн, настоящее имя которой Дженни Далфин, единственная, кто способен этому помешать. Правда, для этого ей нужно вспомнить себя… а она совсем не хочет этого делать. ... Далее

    Антоний Погорельский

  • Ирина Токмакова

    В необычайно интересной сказке знаменитой детской писательницы Ирины Токмаковой рассказывается о приключениях шестилетней девочки Вари в сказочной стране. Книга заставляет ребят задуматься о том, что такое страх и как с ним бороться, учит оптимистически смотреть в будущее и преодолевать трудности. ... Далее

    Астрид Линдгрен

    А вот маленький толстый человечек Карлсон может. Он живет на крыше многоэтажного дома и прилетает к своему другу Малышу, чтобы полакомиться и пошалить. Обзывает домоправительницу фрекен Бок "домомучительницей" и таскает вместе с Малышом у нее сладкие плюшки. ... Далее

    Им не скучно вдвоем, как не скучно будет и вам при чтении этой замечательной и доброй сказки. ... Далее

    Софья Прокофьева

    В книгу замечательной современной писательницы, автора знаменитых «Приключений жёлтого чемоданчика», вошли остросюжетные повести-сказки: «Клад под старым дубом», «Тайна забытого чердака» и «Приключения плюшевого тигра», адресованные детям младшего школьного возраста. ... Далее

    Крис Ридделл

    Познакомьтесь с Адой Гот. Она единственная дочь лорда Гота, известного английского поэта. Живут они в Грянул-Гром-Холле с многочисленными слугами и немногочисленными привидениями. У Ады совсем нет друзей… ... Далее

    Однажды ночью ей является призрак… мышонка по имени Измаил. Тут и начинаются таинственные, захватывающие и странные приключения, которые навсегда изменят жизнь обитателей Грянул-Гром-Холла. ... Далее

    Катя Матюшкина

    Напрасно вредный мыщище Зыза строит коварные планы и запутывает следы! Отважный кот да Винчи вместе со своими друзьями – мышатами Пиком, Бубушей и Чучей, совой Угухой и курицей-репортером Кудахой – раскроют самые запутанные и таинственные преступления!!! ... Далее

    Весёлые детективные приключения – продолжаются!

    В формате pdf A4 сохранен издательский дизайн. ... Далее

    Анна Никольская

    У брата и сестры Бори и Оли Прикольских замечательные родители, но не слишком замечательная жизнь. А все потому, что родители доверили воспитание детей гувернантке по фамилии Кикиморова. Оля и Боря сразу понимают, что гувернантка ненавидит детей, но папа с мамой ничего плохого и слышать о ней не желают. Ведь она работает у них задаром! ... Далее

    И кто знает, чем бы закончилось пребывание Кикиморовой в этой семье, если бы в один прекрасный день в доме Прикольских таинственным образом не появилась совершенно загадочная личность – Авдотья Чемодановна Свирепова. С ее появлением в доме начинают совершаться чудеса, а может ли быть что-то прекраснее чуда? ... Далее

Авантюрные и новеллистические сказки - это сказки о приключениях и о событиях семейной и личной жизни человека. В большинстве случаев сказку-новеллу и авантюрную сказку разграничить нельзя: тема личной жизни нередко раскрывается в описаниях приключений. Тем не менее внутри этого жанра можно обособить несколько групп, представляющих в большей или меньшей мере чистый тип этих сказок.

Собственно авантюрные сказки представляют собой рассказ о цепи приключений, путешествиях героев, опасностях, из которых они выходят благодаря ловкости, хитрости, уму. Это сказки о находчивом, умном, бывалом человеке, борющемся за свои права. Героями авантюрных сказок чаще всего бывают солдат, путешественник, шут, вор, хитрый человек.

Новеллистические сказки, нередко сохраняя авантюрные, приключенческие моменты, переносят центр тяжести на описание семейных отношений и личной жизни героя, героини. Обычные темы таких сказок - женитьба героя на достойной или недостойной девушке; верная и неверная жена; исправление мужем ленивой или строптивой жены; добрые, благоразумные советы, следование которым избавляет от беды и смерти; судьба и счастье; мудрость девушки и т. д.

В особую группу следует выделить так называемую историческую сказку. По сюжетам и образам она сливается с авантюрными и новеллистическими сказками. Отличает ее от основных групп этого сказочного жанра введение исторических лиц, как основных персонажей сказки, в результате чего появляется приурочение рассказа к определенному хронологическому периоду, а образ сказочного персонажа, сливаемый с историческим лицом, осложняется чертами, которыми это лицо вообще характеризуется в народном творчестве - исторических песнях, преданиях и т. д. Так, сказки о Петре I (см., например, «Мороку», в которой солдат заставляет Петра видеть то, чего нет на самом деле; «Беспечальный монастырь», в которой царь загадывает игумену загадки, а хлебопек, одевшись игуменом, отгадывает их), вносят особые ч:ерты в сказочный образ, сближая его с народной характеристикой этого царя, идеализируемого и в то же время критически оцениваемого из-за его крутого нрава и непосильных тягот, ложившихся на илечи народа в результате проводимой им политики. Также и сказки об Иване Грозном, часто разрабатывая популярные сюжеты (см. сказку о хитром воре, о «вознесении» архиерея на небо, об избрании Ивана на царство и др.), подчеркивая демократизм царя, его мудрость, одобряя его борьбу с боярством, не скрывают ни его жестокости, ни самоуправства. Это привнесение «историзма» в авантюрную и новеллистическую сказку позволяет говорить о существовании особой, своеобразной группы их.

Для жанровой характеристики авантюрно-новеллистических сказок имеет значение не только специфика их сюжетов и образов, но и сочетание изображения жизни с фантастическими, чудесными элементами традиционного сказочного повествования.

Понятие «некоторого царства, тридевятого государства» в авантюрно-новеллистических сказках отсутствует. Сказка повествует о возможном, хотя бы и исключительном случае, о том, что случается в реальной жизни. Фантастический, волшебный вымысел не исключается из авантюрно-приключенческих сказок, но отодвигается на второй план. Чудесное в сказке- новелле или авантюрной сказке играет вспомогательную роль, иногда делается приемом композиции, служит развитию действия. Так, в сказке «Безручка» отец приказывает у оклеветанной дочери (отец поверил клевете) отрубить руки и прогнать ее; его приказ выполняют; девушка, блуждая, доходит до реки, войдя в которую исцеляется, - у нее вновь появляются руки; переодевшись в мужское платье, девушка нанимается к отцу пастухом и в конце концов разоблачает оклеветавшего ее крестного.

Волшебное исцеление в сказке о безручке является тем композиционным переломным моментом, после которого делается возможным дальнейшее развитие действия, приводящее к разоблачению клеветника: Вводное композиционное значение волшебного исцеления девушки подтверждается вариантами сказки, в которых вообще нет отрубания рук. В таких вариантах отец приказывает убить свою дочь за позор, который она якобы нанесла, а сердце ее принести ему в доказательство смерти; дочь не убивают, а отца обманывают, показывая ему сердце животного. Варианты «Безручки», лишенные волшебной фантастики, ничего не теряют ни в содержании, ни в обрисовке образов. Тенденция изображения реальной жизни в них подчеркивается еще отчетливее

Служебную роль чудесные элементы играют в этом сказочном жанре и в том случае, когда персонажи характеризуются гиперболизированными качествами: необычайно тонким слухом, острым взглядом, меткостью и т. д. В волшебной сказке герой или героиня ее - люди идеальных моральных и этических качеств; сила духа приводит их к победе; если в волшебной сказке и появляются персонажи, у которых обычные человеческие свойства гиперболизированы, доведены до фантастических очертаний, то они оказываются всего лишь помощниками героя. В авантюрной и новеллистической сказке такие помощники стали главными героями. Свойственные многим людям ловкость в стрельбе, быстрота бега, тонкость слуха и т. п. качества, преувеличенные до таких размеров, какие не встречаются в жизни, превращаются в фантастический элемент авантюрно-новеллистической сказки. В результате волшебные сапоги-скороходы в авантюрной сказке исключены и заменены людьми-бегунами, необычайная тонкость обоняния, каким обладает Баба-Яга (благодаря ему она чует русский дух), делается достоянием не фантастического чудища, а простого человека, и т. д. Словом, фантастика здесь теряет характер волшебного свойства, а становится гиперболой возможностей любого ловкого, умного, смелого, ко всему способного человека. На принципе использования гиперболы при описании ловкости, сноровки, смелости, свойственных человеку, и построена, например, сказка о семи братьях Симеонах, которые спасают и возвращают отцу украденную царевну. В ней особый характер фантастики авантюрной сказки позволяет обрисовать сказочных героев, как людей, которые в силу своих личных способностей могут совершить то, что для других невозможно.

В авантюрных и новеллистических сказках фантастика в ряде случаев основана иа суеверных поверьях. Суеверия в этих случаях позволяют создать образы колдуний, колдунов. Известна, например, сказка о жене-колдунье, которая превращает своего мужа в воробья или в собаку.

К числу сказок, возникающих в связи с поверьями, относятся и сказки о солдате, обманывающем упырей или убегающем от них, одурачивающем чертей, побеждающем всякую нечисть. Солдат, прошедший муштру, во всех бедах побывавший и все испытавший, умеющий все сделать, мастер на все руки, становится одним из классических образов авантюрной сказки. Его образ контрастирует образам всякой нечисти, да и тем, кто пугается ее; этим он сближается с образами шута, бродячего человека, ловкача и ловкого вора, словом - всех тех героев авантюрно-новеллистической сказки, которые своими личными качествами противопоставляются «нездешней» страшной фантастической силе. Из этого противопоставления реальных возможностей человека колдовской и потусторонней силе созданных суеверием существ, собственно, и рождается пародирование фантастики и комическое снижение фантастических образов. Этим пародированием авантюрно-новеллистические сказки сближаются с легендами, сатирически трактующими сюжеты и образы священного писания.

К типу авантюрных сказок, пародирующих фантастические образы, относится, например, сказка о солдате, попавшем в загробный мир, пугающем и чертей и святых («Сказка о солдате Куроптеве»). Солдат Куроптев умудрился в раю испугать святых тем, что решил построить пивную распивочно и на вынос, а в аду испугал чертей, решив построить церковь с колоколами. Солдат впал в немилость и у чертей, и у святых. Не зная, куда его девать, его поставили на перекрестке дорог, чтобы он направлял.праведников в рай, а грешников - в ад.

Так же высмеиваются представления о загробной жизни в сказке «Никонец - с того света выходец».

Особую и очень интересную тематическую группу образуют сказки о проделках людей, выдающих себя за колдунов и знахарей. Классическим примером сказок этой группы можно считать сказку о «Ворожее Жучке», который прославился, находя вещи, украденные по его указанию.

0 хитрости знахаря говорит сказка «Наговорная водица» (знахарь дает вздорной старухе, ссорящейся с мужем, воду и велит ей, как только она начнет ругаться, набрать воды в рот, но не глотать ее; старуха делает, как ей велел знахарь, и в семье наступает мир). Эта сказка также отрицает суеверие, смеется над ним. Такое снижение и пародирование фантастической темы в авантюрно-новеллистических сказках ведет к уходу от обрядности, к уменьшению условности изображения жизни, которая характерна для большинства сказок, где волшебное, чудесное начало окрашивает все повествование. Авантюрно-новеллистические сказки характеризуются стремлением к простоте рассказа. Вместе с тем стиль этих сказок отчетливо воспринимает особенности языка и стиля лубочной литературы - это происходит вследствие сюжетного и образного сближения авантюрной лубочной повести и жанра авантюрно- новеллистической сказки пользовавшихся любовью и у крестьянства и в среде городского мещанства и рабочего люда.

В авантюрно-новеллистической сказке редко встречаются присказка и зачин, вводящие в фантастический, необычный мир. Зачин сказки прост и часто говорит о реальности события, о котором пойдет речь. Нет в авантюрно-новеллистической сказке и ретардации, создающей впечатление эпической длительности. Основным приемом таких сказок следует считать контрастность. Контрастно обрисованы типы героя (героини) и их врагов; контрастно раскрываются социальные взаимоотношения (бедный и богатый). Эта контрастность позволяет резче и четче построить конфликтное развитие действия, всегда завершаемого победой над тем, что вызывает всеобщую ненависть и осуждение. Характерно также увеличение в этих сказках роли диалога, как приема построения произведения (ср. вопросы и ответы загадок, определяющих развитие сюжета), и развернутая характеристика действующих лиц. В этом типе сказок заметно стремление к индивидуализации речи сказочных персонажей.

Детская литература ориентирована на интересы маленьких читателей, поэтому она специфична и адекватна детской психологии. В нежном возрасте дети только начинают узнавать мир и тянутся ко всему неизведанному. Телевидение, интернет и другие технические новинки никогда не заменят чтение книг.

Только читая, у ребёнка развивается фантазия. Он может без труда представить себя в любой стране даже выдуманной, совершающим благородные и смелые поступки. Сказки, рассказы, а особенно приключенческая литература дают прекрасную возможность узнавать интересные факты.

Особенности книг о детских приключениях

Детские приключенческие книги предназначены прежде всего не для поучения, а для развлечения. Герои в таких произведениях строго делятся на хороших и плохих, сюжет развивается стремительно, а финал всегда заканчивается хеппи-эндом, что делает эти произведения любимыми детьми.

Всем ребятам хотелось бы стать участником невероятных приключений и побывать в будущем или прошлом. Иллюстрированные произведения особенно нравятся юной читающей аудитор ии. Из них ребята узнают, что представляют из себя воздушный шар, как устроен какой-либо летательный аппарат или, например, звездолёт.

Герои книг для детей такие же юные, как и их читатели. Они попадают по своей воле или случайно в круговорот событий, грозящие большими неприятностями, если персонажи не преодолеют свои страхи и сомнения. Конечно, со всеми испытаниями они борются не в одиночку, а с верными друзьями.

Как бы ни пытались противники ставить палки в колёса, но честность, стремление достичь своих целей направляет героев на правильный путь. Восстановление справедливости и успех — вот лучшая награда в конце пути! Если ребёнка увлечёт литература, он будет читать её и в будущем.

Какие книги в жанре детские приключения можно прочитать на нашем сайте?

К большому удовольствию, наших юных читателей и их родителей мы можем сообщить, что в нашей электронной библиотеке огромный выбор приключенческих произведений. Особенно пользуются популярностью такие книги, которые вы можете прочитать онлайн бесплатно:

  • Екатерина Неволина ;
  • Сергей Голицын ;
  • Валентин Зуб ;
  • Африкан Шебалов ;
  • Робин Лафевер и многое другое.

Сказка о мальчике, который не хотел становиться взрослым давно стала классикой приключенческого жанра . По ней сняты художественные и мультипликационные фильмы. Её знают и любят дети во всём мире. Почему? Потому, что в ней любые мечты становятся реальностью.

Всё начинается с того, что в спальню девочки Венди с братьями влетел Питер Пэн. Он забрал новых друзей на волшебный остров, где они познакомятся с русалками, феями, отважными индейцами и коварным пиратом Крюком. Путешествие, полное приключений началось! Читайте книгу «Питер Пэн» на сайте онлайн бесплатно.

Действие произведения происходит в Лондоне в XVI веке. В один из прекрасных дней родились два мальчика точь-в-точь похожих друг на друга. Только один из них Эдуард был наследным принцем Генриха VIII, а другой мальчик по имени Том был сыном жулика.

Однажды, Том и Эдуард встретились и увидели, что их практически нельзя различить. Они решили поменяться местами и попробовать пожить другой жизнью . Вначале это им доставляло удовольствие, но потом они поняли насколько тяжела и трудна бывает жизнь. Поучительная книга рекомендуется к прочтению!

Слово «сказки» ассоциируется у нас с детством и волшебством. Прекрасные принцессы и храбрые принцы, добрые феи и злые колдуньи, русалки, лешие, домовые - все они для нас родом из сказки. Вот, папа рассказывает перед сном сказку собственного сочинения, или мама читает нам «Золотую книгу сказок», когда мы болеем. Однако изначально сказки не были предназначены для детей, и не всегда речь в них шла про прекрасных фей, принцесс и принцев. Более того, под термином «сказка» скрываются целых два различных жанра.

«Однажды ты станешь таким взрослым, что снова начнешь читать сказки», Клайв Стейплз Льюис

Время появления: неизвестно

Место появления: все архаические культуры

Канон: нестрогий

Распространение: все мировые литературы

Особенности: выделяют жанр сказки в фольклоре и авторскую сказку в литературе

Народные сказки

Первый из этих жанров - народная сказка. В фольклорной традиции сказки - это устные рассказы, бытующие в народе с целью развлечения и имеющие содержанием необычные в бытовом смысле события. Такое определение дает исследователь сказок В. Пропп. Изначально они противопоставлялись мифу как выдуманное повествование реальному. В мифе передавалось сакральное, истинное знание, в то время как сказка позволяла использовать вымысел.

Как правило, сказки еще отличаются от других жанров народного творчества специальным композиционно-стилистическим построением. Например, сказочными зачинами и оборотами речи, многократным, нарастающим повторением одних и тех же действий. Одни из лучших сборников народных сказок: "Тысяча и одна ночь» (арабские), «Панчатантра" (индийские), немецкие, собранные братьями В. и Я. Гримм, русские - А.Н. Афанасьевым.

Как пишет В. Пропп, «поэтичность, задушевность красота, глубокая правдивость сказки, ее веселость, сверкающее остроумие, сочетание детской наивности с глубокой мудростью и трезвым взглядом на жизнь» - все это сделало сказку необыкновенно популярным жанром народного творчества. Откроем неадаптированный для детей трехтомник народных сказок А.Н.Афанасьева и встретим там вот такую сказку:

Старик лезет на небо

Жил старик и старуха. Старик катал, катал одну горошину. Она и упала наземь; искали, искали, не могли найти с неделю. Минула неделя, и увидели старик да старуха, что горошина дала росток; стали ее поливать, горошина взяла расти выше избы. Горох поспел, и полез старик по горох, нащипал большой узел и стал слезать поки’тине (ствол травы). У старика узел упал и старуху убил; тем и кончилось.

Исследователи выделяют несколько типов сказок: волшебные, о животных, авантюрно-новеллистические и кумулятивные (В. Пропп). Каждая группа сказок предполагает определенный набор сюжетов и героев, а также композицию самой сказки. В волшебной сказке главный герой (как правило, герой-искатель) отправляется на поиски, например, похищенной царевны. Или герой - жертва, если его выгоняют из дома, как это часто случается с падчерицами. В пути герою встречается даритель - персонаж, благодаря которому в руки герою искателю попадают различные волшебные предметы. Часто таким дарителям становится Баба-Яга. На пути герою могут встретиться персонажи-помощники (звери или люди) и часто после нахождения искомого сказка не заканчивается, а героя ожидают новые трудности (когда кто-нибудь другой обманом присваивает себе все подвиги героя).

Справившись с последними трудностями, герой воцаряется и вступает в брак. Есть общее и в языке волшебных сказок. Это сказочные формулы. Например, «на том пиру и я был, мед-вино пил, по усам текло, да в рот не попало». Нужно отметить, что сама эта формула в шуточной форме как раз опровергает причастность рассказчика к событиями которых он говорит. Еще одна особенность стиля волшебных сказок - это утроение: у царя три сына или три дочери, три испытания дается герою, три или кратное трем число голов у Змея. Примеры волшебных сказок: «Царевна-лягушка», «Летучий корабль», «Финист ясный сокол».

Новеллистические сказки кажутся более реалистичными: персонажи принадлежат к определенной социальной категории - солдат, поп, крестьянин, дается более подробное описание обстановки, в которой развивается действие. Сверхъестественное проявляется в таких сказках не в волшебных предметах и персонажах, а растворено в будничной жизни и окрашено комически. Главный герой борется не с Кощеем Бессмертным, не со змеем, а с социальными врагами и побеждает не благодаря волшебным предметам, а благодаря своей находчивости, решительности и необыкновенной хитрости. Как правило, в такой бытовой сказке нет специальных сказочных формул, утроений и сложного построения. Примеры авантюрно-новеллистических сказок: «Шемякин суд», «Мудрая дева», «Вороватый мужик».

Еще одну группу представляют сказки о животных. Выделение этой группы сказок некоторым исследователям кажется формальным, поскольку все сказки больше про людей. В этой группе сюжеты и мотивы не имеют точных границ, часто одна сказка переходит в другую.

Интересную группу представляют собой кумулятивные сказки, в которых основным композиционным приемом является многократное, нарастающее повторение одних и тех же действий. Обычно завязкой сюжета служит какое-нибудь незначительное событие: дед посадил репку или баба печет колобок. Есть кумулятивные сказки, которые построены на последовательном появлении непрошеных гостей, например, «Терем мухи».

Новеллистические сказки кажутся более реалистичными: персонажи принад-лежат к определенной социальной категории - солдат, поп, крестьянин, дается более подробное описание обстановки, в которой развивается действие.

Нарастание повторений приводит в таких сказках обычно к катастрофе (терем сломался). Все эти группы имеют свои особенности, но одной из важнейших характеристик всех типов сказок является установка на вымысел и развлечение.

Кадр из мультипликационного фильма «Терем мухи» студии Пилот (2013)

Знакомство с народными сказками.

Первоначально сказки были укоренены в устной традиции, оставаясь почти невидимыми для культуры письменной, хотя, конечно, отдельные мотивы, названия проникали в литературу. Ситуация начинает меняться в 17 веке. Многие европейские авторы начинают использовать сказочные мотивы в своих произведениях или создавать свои сказки на основе народных. Однако это не всегда шло на пользу народной сказке: став письменным текстом, народный фольклор терял и свой собственный шарм, и настрой. Хотя в отдельных случаях мог приобретать другие качества уже литературного порядка, если автор, который использовал фольклорный материал, обладал соответствующим талантом, как например, Шарль Перро .

Следующим этапом в истории сказок становится 18-19 век, когда романтизм пробуждает в людях любовь ко всему народному, загадочному, фантастическому, и собиратели сказок стремятся сохранить дух народной сказки и по возможности передать особенности устного рассказа. Конечно, среди этих исследователей братья Гримм, выпустившие книгу «Детские и семейные сказки», включающую 210 народных немецких сказок, и А.Н.Афанасьев - его даже называли «русским Гриммом», который выпустил сборник «Народные русские сказки». Этот сборник включал себя 600 текстов. Кстати, ряд сказок по цензурным соображениям не мог быть опубликован, поэтому еще один сборник «Русские заветные сказки», или «Народные русские сказки не для печати», был выпущен в Женеве в 1872 году и содержал в себе эротические, непристойные сказки и сказки, имеющие антиклерикальный характер.

Литературная сказка

Второй «жанр», скрывающийся за термином «сказка» - это сказка авторская, или литературная. Чем же она отличается от сказки фольклорной? Есть ответы, которые лежат на поверхности: у литературной сказки есть автор и она представляет собой художественный текст. Но это не все. Благодаря авторскому началу, литературная сказка гораздо более психологична, характеры героев многогранны, индивидуальны. В фольклорной сказке мы ждем от Бабы-яги совершенно определенных действий, в сказке авторской - Баба-яга может быть похожей на своего прототипа, может его пародировать, а может оказаться доброй бабушкой главного героя (например, в повести-сказке Успенского «Вниз по волшебной реке»). Именно литературная сказка создает неповторимых сказочных персонажей, которые - в случае успеха - завоевывают сердца читателей. Буратино, Пеппи Длинныйчулок, Муми-тролли - все эти имена запоминаются нам лучше, чем имена многих литературных героев. Более подробными и значимыми, чем в народной сказке, становятся элементы портрета и интерьера. К тому же на литературную сказку сильнее влияет общественная ситуация, текущий литературный процесс. Начиная с эпохи романтизма, сказка начинает трансформироваться. Появляются сказки-притчи, философские сказки - границы жанра постепенно размываются. И сейчас дать определение литературной сказке уже становится сложнее. В отличие от неё, фольклорная сказка сохраняет определённый канон. В ней есть закономерности, за которые народ не выходит. Искажение подобных закономерностей явилось бы нарушением сказочной эстетики.

Развитие литературной сказки в России

В России «золотым» веком литературной сказки становится 19 век. До этого А.П. Сумароков, М.М. Херасков обращаются к жанру сказки, но в основном они создают литературные обработки фольклорного материала.

Следующим этапом в истории сказок становится 18-19 век, когда романтизм пробуждает в людях любовь ко всему народному, загадочному, фантастическому, и собиратели сказок стремятся сохранить дух народной сказки и по возможности передать особенности устного рассказа.

А где-то с 30-х годов 19 века жанр сказки начинает активно развиваться как в прозе, так и в стихах, появляются различные модификации сказочного жанра, создаются и реалистические, и романтические сказки. В.А. Жуковский, А.С.Пушкин, П.П. Ершов создают сказки в стихах, используя фольклорный материал, но при этом его преломляют и детализируют. В.И. Даль создает новые обработки народной сказки. Н.А. Языков, Н.А. Некрасов пишут сказки-пародии. В середине-конце 19 века становятся популярными сатирические сказки (Д.Д.Минаев, М.Е.Салтыков-Щедрин).

Вообще, сказка оказывается удачным сатирическим жанром для взрослых. Народной бытовой сказке всегда было свойственно обличение жадных попов, жестоких чиновников, глупых помещиков, поэтому сатирическая литературной сказке нужно было лишь добавить в сказку деталей современного автору общества.

Д. А. Брюханов. Иллюстрация к сказке «Конёк-горбунок» (2015)

В числе одних из самых ярких сатирических сказок можно назвать «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» Салтыкова-Щедрина, Л. Филатова «Про Федота-стрельца, удалого молодца», современную сказку Л. Петрушевской «Королева Лир».

Получается, на мне

Вся политика в стране:

Не добуду куропатку -

Беспременно быть войне.

Чтобы аглицкий посол

С голодухи не был зол -

Головы не пожалею,

Обеспечу разносол!..

(Л.Филатов «Про Федота-стрельца, удалого молодца»).

«Было дело в одном государстве, что старушка королева, которую все звали Лир, слегка рехнулась, сняла с себя корону, отдала ее своему сыну Корделю, а сама решила наконец отдохнуть, причем где-нибудь в глухих местах и безо всяких удобств.

Народной бытовой сказке всегда было свойственно обличение жадных попов, жестоких чиновников, глупых помещиков, поэтому сатирическая литературной сказке нужно было лишь добавить в сказку деталей современного автору общества.

Это ведь только простые и рожденные в тяжелых условиях богачи строят себе роскошные дворцы, а аристократы любят все натуральное, хотя обязанности не позволяют им переезжать из своих замков в избы, бани и сараи.

Но наша королева-бабушка, как женщина сильная и свободная, решила, что выполнит свои мечты тут же. Она построила себе недалеко от королевского дворца дом, на который пошло восемьдесят штук новеньких картонных ящиков из-под макарон. Строила старушка сама, с помощью липкой ленты, и добилась удивительных результатов: к ночи дом был готов» (Л.Петрушевская «Королева Лир»).

В 20 веке сказка все больше тяготеет к оригинальному сюжету, просто перерабатывать фольклорный материал кажется уже неинтересным. Все больше социальных и политических реалий, современных автору, входит в сказку. В советское время сказочный жанр, с одной стороны, оказывается удачным для выражения протеста против тоталитарного режима, с другой стороны, многие писатели-сказочники «доказывали» в сказочной форме преимущества социализма и «строили» в своих произведениях светлое будущее (например, Н.Носов «Путешествие Незнайки на Луну»). Еще одна особенность 20 века - это появление крупной сказочной формы: романа-сказки.

В настоящее время сказка остается прежде всего популярным детским жанром, хотя есть мнение, что современные сказки сближаются с фэнтези. Действительно, особенно в подростковой литературе бывает сложно отделить роман-сказку от фэнтези. А сказочные персонажи и мотивы проникают в фэнтези (например, в «Кукушке» Дмитрия Скирюка можно встретить Карлсона). ■

Анна Пименова