Знаменитые мегрелы. Кто такие мегрелы? Где живут, язык, культура

Абхазия Абхазия:
от 3201 до 40-70 тыс. чел. (оценка)
Россия Россия:
600 чел. (пер. 2010); 433 чел. (пер. 2002)

    • Краснодарский край Краснодарский край:
      140 чел. (пер. 2010); 93 чел. (пер. 2002)
    • Москва Москва:
      123 чел. (пер. 2010); 86 чел. (пер. 2002)
Язык

мегрельский, грузинский,русский

Религия

православие

Входит в

Картвельская семья
Мегрело-занская группа

Родственные народы

грузины, лазы

Мегре́лы (мегр. მარგალეფი, марга́льепи, ед. ч. "маргаль"; груз. მეგრელები: ме́греле́би, абх.: а́гырқәа) - народность мегрело-занской (колхидской) группы картвельской языковой семьи; рассматривается как субэтническая группа грузинского народа. Говорят на мегрельском языке, входящем в отдельную от грузинского языка мегрело-занскую языковую группу картвельской языковой семьи. До 30-х годов XX века выделялись отдельной народностью (перепись 1926 года), последующие переписи (также и актуальная) причисляют их к грузинам. Практически все мегрелы кроме родного языка владеют также современным грузинским языком.

  • 1 Расселение
  • 2 Быт и уклад жизни
  • 3 Традиции и культура
  • 4 Антропология
  • 5 Кухня
  • 6 Государственность и религия
  • 7 Язык
  • 8 Мегрельские фамилии
  • 9 Известные мегрелы
  • 10 Мегрелы - Герои Советского Союза
  • 11 Примечания
  • 12 Ссылки
  • 13 Литература

Расселение

Расселение народов картвельской семьи языков

Мегрелы являются народом исторического региона Мегрелия в Западной Грузии.

В Мегрелии (Мингрелии) характерны поселения усадебного типа (пацха), поэтому такие сёла растягиваются на несколько километров.

Проживают в крае Самегрело и Земо-Сванети на северо-западе Грузии, а также на востоке Абхазии
(Гальский и Ткварчельский районы) и в столице Грузии - Тбилиси.

Живут также в составе грузинских диаспор в США, странах Европы и России.

На юге от мегрелов живут гурийцы, на востоке имеретинцы, на севере сваны, а на северо-западе - абхазы.

Быт и уклад жизни

Мегрелы издавна живут в соседстве с абхазами и грузинами и в настоящее время предположительно составляют единую культурную и национальную общность, несмотря на различия, наибольшей из которых являются языковые. Мегрельский язык сохраняет твёрдые позиции в быту. Этнокультурные и бытовые традиции в значительной мере сохраняют преемственность со своими историческими формами, существенно отличающимися от собственно грузинских, и при этом обнаруживают ряд параллелей с соседней абхазской этнокультурной средой. Многие авторы свидетельствуют о значительных этнопсихологических и поведенческих отличиях мегрелов от жителей Картли, Кахетии и других регионов.

Мегрелы-мужчины - все прирожденные всадники - носили бурку и головной убор башлык - кабалахи, завязывая его по разному. Плотно прилегающая к талии изящная чоха, сшитая из шерстяного материала, с широкими и длинными рукавами и полами, ниспадающими до колен, надевалась поверх бумажного или шелкового ахалохи, обычно темных цветов. Эта одежда выгодно подчеркивала узкую талию и широкие плечи мужчин. Ахалохи (или ахалухи) опоясывалось узким ремнем с серебряной чеканкой, на пояс подвешивался кинжал. Обувью служили туго обтягивающие икры мягкие кожаные сапоги с острыми носами, на эластичной основе.

В бою мегрелы отличались невиданной смелостью и доблестью. Мегрельские войска, в основном, состояли из кавалерии мегрелов, одетых в панцири. Сверху - чёрная чоха с закатанными рукавами, под панцирем - чёрная шёлковая рубаха ахалухи. Ниже - широкие шаровары и облегающие ногу высокие чёрные сапоги. На голове башлык или папаха. Под ним видна кольчатая бармица от шлема. …Пришли до трёх тысяч свирепых мегрельских горцев, полностью снаряжённых и вооружённых, закованных в стальные панцири и с обнажёнными руками, верхом на своих скакунах.- Так описывает Эвлия Челеби вооружение грузинских войск (там были войска со всей Грузии), подошедших крепости Гонио в 1647 году. Вооружены саблями и пистолетами.

Женщины надевали длинные платья, расширяющиеся к низу, с глубоким вырезом на груди, под ним специальный парчовый или вышитый нагрудник, пояс домотканый, широкий и длинный, рукава платья длинные с разрезом, свободно свисающие от спины. Внизу надета рубаха с гладкими узкими рукавами. Манжеты вышиты национальным узором. На голове косынка - «тавсапари» - завязывается особо.

Традиции и культура

Мегрельский князь, рисунок Григория Гагарина. Мегрелия. Княгиня Чкония, фотопортрет Дмитрия Ермакова.

Мужская национальная одежда представляет собой длинную чёрную чоху (черкеска), к поясу прикреплён сатевари (называемый с 18. "ханджали" - кинжал), головной убор - кабалахи. Иногда, в опасных и конфликтных ситуациях либо в очень жаркую погоду, лицо (до глаз) укрыто повязкой. Традиционно хорошее владение навыками верховой езды. Характерен острый ум. Как многие кавказцы, мегрелы уважают и стараются придерживаться законов предков, передавая их в устной форме из поколения в поколение. Среди мегрелов широко распространена любовь к пению, а многие из напевов очень мелодичны (записаны с приложением нот X. Гроздовым в «Сборнике материалов для описания местностей и племен Кавказа», XVIII, 1894); песни исполняются под аккомпанемент грузинского народного инструмента чонгури.Реже играют на дудуки, гануне или на зурне. Известные песни: «Асе чонгури», «Ашо чела», «Дидоунана», «Цира», «Мапшалия», «Кириалеса», «Джансульо», «Чеми Танджъули Цховреба», «Джейрани», «Куча, Куча Давдивар» и др. Мегрельская музыка и культура в целом переняла традиции соседей (грузины, абхазы, адыги) и покорявших стран (арабы, турки, византийцы), но сохранила и свои. Кроме песен, народное творчество мегрелов нашло выражение в сказках; некоторые из них в переводе на русский записаны Ш. Ломинадзе. Также мегрелы - великолепные танцоры. Их народным танцем является джансуло, также они с давних времен танцуют шалахо - кинтоури, танец, перенятый у армян тбилисской диаспорой мегрел, который почти сразу же распространился в Восточной, Центральной Грузии и самой Мегрелии.

Антропология

Мегрелы, как и большая часть народов, проживающих на восточном побережье Чёрного моря, относятся к доиндоевропейской (гаплогруппа G) средиземноморской расе европеоидной большой расы (принадлежат к южным европеоидам), в частности, по одной из классификаций, к понтийскому (восточно-средиземноморскому) подтипу большой европеоидной расы; по другой, устарелой и неверной классификации - к переднеазиатскому (арменоидному) антропологическому типу, который, как считалось ранее, якобы включает в себя в том числе такие варианты, как восточногрузинский, южногрузинский, кавкасионский, каспийский, причерноморский (к нему и относятся прибрежные мегрелы) и западногрузинский, к которому относятся непричерноморские мегрелы. Для мегрелов, как и для большинства представителей средиземноморской расы, характерно иметь темную пигментацию волос, и глаз, смуглую кожу; однако на побережье встречаются и светловолосые представители, как правило, это смешанные представители с соседними имеретинцами, гурийцами или абхазами, имеющими относительно мегрелов более светлый цвет волос и глаз. Мегрелы обладают мезокефальным либо суббрахикефальным черепом, характерным для средиземноморской расы узким лбом, развитым третичным волосяным покровом, их тип лица имеет очень выраженное переднеазиатское влияние.

Кухня

Наиболее известные блюда мегрелов - аджика, гоми, сациви, кукурузные лепешки (мчади), сулугуни и хачапури.

Государственность и религия

В позднем Средневековье мегрелы пользовались относительной самостоятельностью от Имеретинских царей (княжество Мегрелия) и имели собственную династию владетельных князей (Дадиани), которые являлись сюзеренами Абхазии. 1803 году владетель Мегрельского княжества был вынужден вступить в российское подданство. С 1857 года введено российское управление. Упразднено княжество было в 1867 году и вошло в состав Российской империи (Кутаисская губерния). Князья Дадиани (светлейшие князья Мингрельские) впоследствии стали частью российского дворянства (после ликвидации княжества в 1867).

Религия - православие; верующие мегрелы относятся к Грузинской православной церкви. Впервые христианство в землях Мегрелии появилось в I веке н. э., в качестве государственной религии - IV век, однако до VI века мегрелы сочетали православие с языческими (зороастрийскими или митраическими) элементами верований. Древние мегрелы относились к этносу колхов.

Язык

Основная статья: Мегрельский язык Карта распространения мегрельского языка

Мегре́льский язы́к (самоназвание მარგალურ ნინა, margalur nina) - язык мегрелов, входит в мегрело-занскую (колхидскую) группу картвельской языковой семьи, в основном распространён в северо-западной Грузии - регионе Мегрелия - и восточной Абхазии. Примерное число говорящих - 600 тысяч человек. Из других картвельских языков ближе всего к распространённому в Турции лазскому, вместе с которым они образуют занскую группу. Время разделения этих языков можно определить лексикостатистически: они имеют 47 % совпадений в 100-словном базовом списке, что по формуле Сводеша-Старостина соответствует VIII веку до н. э.. Мегрельский язык использует письменность на основе грузинского алфавита, попытки ввести кириллицу предпринимались в 1860х годах. Составителем первой мегрельской грамматики был русский педагог Михаил Завадский. мегрельском выделяется 9 падежей. синтаксисе сильнее признаки номинативного строя по сравнению с грузинским. Фонемный инвентарь языка характеризуется сравнительным богатством консонантизма при умеренном развитии вокализма. Всего здесь 29 согласных фонем, 2 гласно-согласных, 5 гласных и 1 полугласная. Настоящие долгие гласные и истинные дифтонги отсутствуют.

Мегрельский и сванский языки происходят из одного общего прото-грузинского языка. Мегрельский, вероятнее всего, откололся от древне-картвельского языка в 700 году до н. э. результате многовекового воздействия со стороны грузинского языка, обусловленные им структурные изменения затрагивают все уровни языковой структуры. фонетике - это укрепление позиции фонемы Q; в морфологии - появление целого ряда алломорфов аффиксальных морфем (напр., e- для пассива); в синтаксисе - развитие сложноподчиненного предложения; в лексике - значительное пополнение словарного состава

Мегрельские фамилии

Основными окончаниями мегрельских фамилий являются: «иа/уа/ава/уа/ири/ори/скуа». русском написании используется "-ия" вместо "-иа".

Примеры:Дадиани, Гамсахурдиа, Гогохия,Кобалия,Кантариа, Дараселиа, Гурцкиа,Родонаииа, Матуа, Мебония,Логуа, Папаскуа, Хаиндрава, Какубава, Гегечкори, Квеквескири.

Известные мегрелы

  • Амвросий (Католикос-Патриарх всея Грузии)
  • Аданая, Леван Тамазович
  • Александрия, Нана Георгиевна
  • Басилая, Александр Александрович
  • Бокерия, Лео Антонович
  • Берия, Лаврентий Павлович
  • Берулава, Михаил Николаевич
  • Векуа, Илья Несторович
  • Гамсахурдия, Константин Симонович
  • Гамсахурдия, Звиад Константинович
  • Гаприндашвили, Нона Терентьевна
  • Гуралиа, Гела Арвелодиевич
  • Гурцкая, Диана Гудаевна
  • Гогохия Гела Ревазович]
  • Дадиани, Андрей Давидович
  • Данелия, Георгий Николаевич
  • Джобава, Баадур
  • Кантария, Мелитон Варламович
  • Кецбая, Темури
  • Костава, Мераб
  • Месхия Теона (фотограф)
  • Мелуа, Кэти
  • Окуджава, Булат Шалвович
  • Пачулия, Заза
  • Пипия, Георгий Владимирович
  • Соткилава, Зураб Лаврентьевич
  • Стуруа, Роберт Робертович
  • Топурия, Кети
  • Цагурия, Леван
  • Шария, Пётр Афанасьевич
  • Шенгелая, Эльдар Николаевич
  • Закарая, Владимир Дзикиевич
  • Цанава, Лаврентий Фомич
  • Чикобава, Арнольд Степанович
  • Чиковани, Симон Иванович
  • Хорава, Акакий Алексеевич
  • Хурцилава, Муртаз Калистратович
  • Эсакия, Леонард
  • Есебуа, Владимир Михайлович

Адамия Ной Петрович

Берия Николай Титович

Букия Акакий Константинович

Данелия Амиран Иосифович

Джанджгава Владимир Николаевич

Есебуа Владимир Михайлович

Канкава Владимир Александрович

Кантария Мелитон Варламович

Киласония Герман Владимирович

Кирия Шалва Несторович

Лежава Вахтанг Акакиевич

Сордия Бондзи Авксентьевич

Схулухия Григорий Петрович

Цурцумия Александр Пехувич

Чиковани Вахтанг Владимирович

Шенгелия Георгий Давидович

Шургая Шота Иосифович

Примечания

  1. 1 2 3 Joshuaproject
  2. 1 2 Абхазия - регион в Закавказье на юго-восточном побережье Чёрного моря. Фактически управляется частично признанной Респу́бликой Абха́зия, согласно административно-территориальному делению Грузии - Автономная Республика Абхазия в составе Грузии.
  3. Абхазии подведены итоги первой переписи. Кавказский узел. 28.12.2011
  4. Точные данные о численности грузин, в частности мегрел, в Абхазии отсутствуют; в данных переписи, политиками, журналистами в разное время давались оценки от 40 до 70 тысяч.
  5. Официальный сайт Всероссийской переписи населения 2010 года. Информационные материалы об окончательных итогах Всероссийской переписи населения 2010 года
  6. Всероссийская перепись населения 2010. Национальный состав населения РФ 2010
  7. 1 2 3 Официальный сайт Всероссийской переписи населения 2002 года - Национальный состав субъектов РФ
  8. Всероссийская перепись населения 2010 года. Официальные итоги с расширенными перечнями по национальному составу населения и по регионам.: см.
  9. Приложения к итогам ВПН 2010 года в Москве. Приложение 5. Национальный состав населения по административным округам города Москвы
  10. Мегрелы. Толковый словарь русского языка Ушакова
  11. Картвельские языки. Большая советская энциклопедия
  12. Ethnologue. Language Family Trees & Mingrelian
  13. 1 2 Stephen F. Jones. Mingrelians. World Culture Encyclopedia. Retrieved on March 29, 2008.
  14. David Levinson. Ethnic Groups Worldwide: A Ready Reference Handbook, p 34: «Included in the Georgian ethnic and national group are a number of subgroups such as Ajars, Khevsur, and Mingrelians.» ;
    Stuart J. Kaufman Modern Hatreds: The Symbolic Politics of Ethnic War, p 86: «Additionally, the Georgian category includes an array of politically important subgroups especially Mingrelians, Svans and Ajarians»
    Tunç Aybak Politics of the Black Sea: Dynamics of Cooperation and Conflict, p 185: «...Georgians (Megrels)...» ;
    Andropov, New Challenge to the West, by Arnold Beichman, Mikhail S. Bernstam, p 116: «Georgia consists of three ethnics tribes: Imeretians, Kartvels, and Mingrelians .»
  15. Small Nations and Great Powers: A Study of Ethnopolitical Conflict, by Svante E. Cornell, p 142;
    Political Construction Sites: Nation-building in Russia and the Post-Soviet World, by Pål Kolstø, p 8

  16. Мегрелы. Большой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е: СПб.: Норинт. С. А. Кузнецов. 1998.
    Мегрелы. Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия. 1969-1978.
    Мегрелы. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.
    Мегрелы. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.
  17. Национальный состав населения ЗСФСР по переписи 1926 года
  18. 1 2 Анчабадзе Ю. Д. Новые грани в изучении этнической истории абхазов // Кавказские научные записки: Журнал. - 2010. - № 4. - С. 239. - ISSN 2079-6749.
  19. Мегрелы. Толковый словарь Ожегова. С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. 1949-1992
  20. Понтийский тип индо-средиземноморской расы. Физическая Антропология. Иллюстрированный толковый словарь. EdwART. 2011
  21. МЕГРЕЛЫ. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия
  22. Мегрелы. Энциклопедический словарь. 2009.
  23. ГЛАВА VII К ВОПРОСУ ОБ ЭТНИЧЕСКОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ДРЕВНЕЙ ГРУЗИИ. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЭТНО-СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ГРУЗИНСКОГО НАРОДА. Очерки истории Грузии (в 8-и т.). Т.I. Грузия с древнейших времен до IV в. н. э. / Ин-т ист., археолог. и этнографии;
  24. Мегрельское княжество, Мегрелы - статья из Большой советской энциклопедии

Ссылки

  • Мингрелская Википедия
  • Материалы по церковной и этнополитической истории Абхазии
  • Сайт о населении Кавказа

Литература

  • Broers L. Кто такие мегрелы? Язык, самоопределение и политика в Западной Грузии (англ.) = Who are the Mingrelians? Language, Identity and Politics in Western Georgia // 6th Annual Convention of the Association for the Study of Nationalities. - 2001.
  • Народы России: живописный альбом, Санкт-Петербург, типография Товарищества «Общественная Польза», 3 декабря 1877, с. 398

грузия мегрелы, кто такие мегрелы, мегрелы, мегрелы фото

Мегрелы Информацию О

Кто такие мегрелы, кахетинцы, рачвельцы, имеретинцы? Все мы - грузины, просто живем в разных географических областях Грузии. Мегрелы, правда, стоят несколько обособленно, потому что они сохранили свой древний язык (который когда-то в давние времена лег в основу грузинского литературного). И у всех грузинских этногрупп свои "фамильные" особенности - то нсть по фамилиям, по их окончанию, мы можем понять к какой группе принадлежит тот или другой ее носитель.Итак, о мегрельских фамилиях.

Многие мегрельские фамилии оканчиваются на «уа», «ава», «ия» или «иа». Примерами мегрельских фамилий, имеющих окончания «уа», являются Стуруа (Sturua), Матуа, Векуа. Примерами мегрельских фамилий, имеющих окончания «ава», являются Окуджава, Берулава, Пирцхалава. Примерами фамилий, оканчивающихся на «ия» или «иа», являются Жвания, Джанашиа, Кобалия. Некоторые мегрельские фамилии имеют общегрузинские окончания «швили», «дзе». Примерами фамилий, оканчивающихся на «швили», являются Гугушвили, Надареишвили, Кикалишвили. Примерами фамилий, оканчивающихся на «дзе», являются Алакидзе, Микадзе, Мхеидзе. К редким мегрельским фамилиям относятся фамилии с окончаниями «ири» или «ори». Например, Папаскири, Гегечкори, Квеквескири, Цулеискири. Потомки выходцы из Абхазии имеют фамилии с окончаниями «бая» или «баиа». Например, Кецбая, Агирбая, Зухбая. Потомки выходцы из Лечхуми, Сванетии имеют фамилии с окончанием «ани». Например, Гасвиани, Чиковани, Асатиани.
К категории «исконно мегрельские фамилии» относят фамилии Хоштария, Кварацхелия, Гамисония. Эти фамилии смогли ассимилироваться в абхазский этнос. То есть многие абхазы носят мегрельские фамилии. Есть абхазские фамилии, которые изменили на мегрельский лад. К ним относятся Маршания, Вардания, Маргания, Эмухвари. По-абхазски эти фамилии звучат так: Амарщан, Авардан, Маан, Эхмаа. То есть было добавлено окончание «ия» к абхазским фамилиям. Есть люди с фамилией Цушбая и Зухбая. Эти фамилии были отмечены как изменение абхазских фамилий Цушба и Зухба.
В семнадцатом - девятнадцатом веках мегрельские фамилии получили широкое распространение среди абхазского населения. Сперва мегрелы ассимилировали в Абхазии Галльский район. Появились следующие фамилии: Эшбая, Килбая, Эмухвари, Дзяпшискуа, Маршания, Тарбая, Зухбая, Шакирбая. Мегрельская фамилия Эшбая была образована от абхазской фамилии Эшба. Мегрельская фамилия Килбая образовалась от абхазской фамилии Килба. Мегрельская фамилия Эмухвари образовалась от Аимхаа и Эмхаа. Мегрельсая фамилия Дзяпшискуа произошла от Дзяпш-ипа. Мегрельская фамилия Маршания образовалась от абхазской фамилии Амарщан. Мегрельская фамилия Тарбая образовалась от абхазской фамилии Тарба. Мегрельская фамилия Зухбая была образована от абхазской фамилии Зухба. Мегрельская фамилия Шакирбая произошла от абхазской фамилии Шакрыл. У абхазского населения стали появляться мегрельские фамилии в период вступления абхазов в состав России. Мегрельские священники, переписывая паству, давали удобные фамилии им. Большинство абхазов, получивших мегрельские фамилии, помнят свои первоначальные абхазские фамилии. Например, абхазское населения, имеющее фамилию Дзидзария, имеют первоначальную фамилию Лажв-ипа. Лажв-ипа переводится как «дети кобеля». Одной из наиболее распространенных мегрельских фамилий является фамилия Цурцумия. В древности люди, носящие эту фамилию, занимались разведением коров. Лучшими считались коровы из стада кварцхелия. Среди сванов распространена мегрельская фамилия Джапаридзе. Мегрельские фамилии, которые имеют окончание «ава» переплетаются тесно с японскими фамилиями. До революции мегрельские фамилии, оканчивающиеся на «швили», принадлежали в основном рядовым крестьянам. Более почетные мегрельские фамилии оканчивались на «дзе». Фамилии, заканчивающиеся на «они» или «ани», принадлежали людям, имеющим знатное происхождение. Например, Багратиони, Орбелиани. Фамилии, которые содержат звук «дж», часто имеют мегрельское происхождение. Среди мегрельских фамилий есть потомки абхазских фамилий. Например, фамилия Апшилава произошла от этнонима «апсил». С первого века им обозначали древнеабхазские племена. Мегрельские фамилия Ардия, Ардбелава произошли от предков абхазов, которые носили фамилию Ардба. Мегрельская фамилия Аскурава произошла от предков абхазов из древнего рода Ашкурцаа. Мергельская фамилия Булискерия произошла от древней и уважаемой фамилии в народе Абраскил. Мергельские фамилии Алшибая, Цхучхубая, Царагбая, Эзугбая также произошли от предков абхазов. Почти все мегрельские фамилии жителей Гельского района имеют абхазское происхождение. Приведем следующие примеры. Местность Атарба издыхъ является источником рода Тарба из села Чхуартал. Крестьянская фамилия абхазцев была образована от названия местности Ахиба в селе Гумуриш. От названия холма у реки Ингур Гудзба произошло название крупного рода Гудзба, сейчас известного под мегрельской фамилией Гвадзабия. Село Гумуриш в переводе с языка абхазцев «святилищное место известного рода Гумба. Местность Капш-кыт происходит от названия фамильного рода Капш. Название местности около города Галл Сида произошло от фамильного имени княжеского рода абхазцев Сидовых. Название местности села Окум Чабалхуа происходит от фамилии княжеского рода абхазцев Чаабал.
Фамилии Жвания и Аласания имеют мегрельское происхождение. Бытует мнение, что это не мегрельские фамилии. Это мнение считается необоснованным. Население, у которых родной язык мегрельский, называют себя Маргал. По-грузински это звучит Мегрели. Префикс «М» вместе с суффиксом «Ели» используют для образования от именной и глагольной основ причастий и прилагательных. Приведем пример: М-Шром-Ели - трудящийся, происходит от Шром-А, что означает труд. Мегрельским фамилиям присущ суффикс «ава». Например, Антелава, Джобава, Лежава. Это и отличает мегрельские фамилии от фамилий других народов. У населения мегрелов существует мегрельская фамилия Панчулая. Она указывает на место, а также на семью, родом из которой являются носители фамилии. Во время махаджирства грузинские попы, когда спасали абхазов, крестили и записывали удобные им фамилии. Поэтому мегрельские фамилии мы слышим в грузинской транскрипции. Переводных фамилий было довольно много. Часто записывали аналоги мегрельские. (http://vsefamilii.ru/)

Я не из праздности сделала такой филологический экскурс. Познакомилась с представителями мегрельской фамилии Басландзе - удивительные люди, увлеченных историей Грузии, любящих свои семьи и родных. Они так говорят: человек должен любить свою семью - иначе как он может любить родину?. Объединившись, найдя близких и дальних родственников, носящих эту фамилию, а также и однофамильцев, они решили ежегодно встречаться, в один и тот же день, на Мариамоба (День успения Богоматери) - потому что все началось с разговора Како Басландзе со священником церкви Самеба, и с желания побольше узнать о своих корнях. Священник благословил прихожанна, подсказал, что хорошо бы заказать икону Успения Богоматери и, когда она была готова, духовник освятил ее в храме и поручил фамилию Басландзе покровительству Божьей Матери. Это было несколько лет назад, а сейчас уже количество "найденных" Басландзе насчитывает около 200 человек (не очень много), и каждый год на Мариамоба стараются собраться все, даже приезжают из-за границы, встречает их старейший фамилии, 85-летний ИНдико, одетый в грузинскую чоху, а рядом с ним, когда все рассаживаются за длянные стол, непременно - фамильный герб, особая гордость семьи! Когда его продумывали, решили сделать очень лаконичным и четким, и написать "Гамарджоба, Абхазето чемо!" что очень приблизительно можно перевести как "да здравствует наша Абхазия!" - потому что слово "гамарджоба" на самом деле - это "победа". А за столом все идет традиционным чередом, даже сидят по-старинке - женщины и мужчины отдельно, тосты произносятся в определенном порядке, и мужчины встают, чтобы выпить бокал вина, а женщинам в это время можно сидеть. И, конечно, - музыка, трио: аккордеон, дудуки и доли, это совсем по-тбилисски, по-грузински, - как хотите назовите!
Вот такая история про фамилию Басландзе, от таинственного грека Басла, который поселился в Мегрелии неизвестно когда, и положил начало роду Басландзе (в архивах нашли документы, которые ведут в 17 век, но что там было раньше, пока не знаем, поиски - дело кропотливое!)

Одни этнографы причисляю их к грузинам, другие – к этническим родственникам абхазов, третьи видят в них потомков древних хазар. Эти загадочные люди веками живут на западе Грузии, говорят на своем языке и сохраняют уникальное культурное наследие. Кто же такие мингрелы? Этногенез данного народа полон загадок, которые еще предстоит раскрыть. Например, многие жители Кавказа считают мингрелов евреями.

Кто они такие?

Мингрелы (мегрелы – в зависимости от произношения) – этническая группа в составе грузинского народа, как полагает большинство специалистов. По кавказским меркам, их численность не так уж и мала. Около миллиона человек живут в Грузии, в основном, на северо-западе страны, где и располагается историческая область Мегрелия. В соседних регионах Абхазии, в России и некоторых других странах насчитывается еще примерно 300 тысяч мингрелов.

Две последние переписи населения, прошедшие в Грузии в 2002 и 2014 годах, не выделяли этих людей как отдельный народ. Однако их язык настолько отличается от речи титульной нации, что говорящие друг друга не понимают. Поэтому лингвисты относят мингрельский в отдельную, занскую группу картвельской языковой семьи, в которую также входит лазский язык, распространенный на территории современной Турции.

По своему происхождению мингрелы относятся к восточно-средиземноморскому подтипу европеоидной расы. Как правило, у них голубые, зеленые или светло-карие глаза, темные волосы, выразительные черты лица.

Поживая рядом с грузинами и абхазами в течение долгих веков, эти люди переняли у соседей многие детали быта. Их национальная одежда, традиционная кухня и образ жизни почти во всем схожи. Мингрелы готовят хачапури, сациви, купаты, кукурузные лепешки, сыр сулугуни, аджику, а их любимым блюдом на праздниках, кроме всего прочего, являются жареные поросята.

Местные мужчины еще в XIX веке носили бурки, ходили с кинжалами, прекрасно скакали на лошадях. Женщины предпочитали длинные платья, расширяющиеся книзу, расшитые национальными узорами.

Религией мингрелов издавна является православное христианство, примерно до VI века часть жителей придерживалась древнего зороастризма и митраизма.

О том, что эти люди великолепно поют и танцуют, говорят многие. При этом местные музыканты аккомпанируют артистам на таких инструментах, как чонгури, дудук, ганун (канун) и зурна. Именно самобытное искусство отличает мингрелов. Их национальный танец называется «Джансуло», а песни удивительно мелодичны. Имеется у этого народа и уникальное наследие, веками передававшееся из поколения в поколение в виде сказок и легенд.

Фамилии мингрелов чаще всего заканчиваются на -иа (-ия), а также на -скуа, -уа, -ава, -ири (-ори), как и у многих других жителей запада Грузии.

Что у них общего с евреями?

Хазарская версия

Этнографы не первое столетие бьются над загадкой происхождения мингрелов. Отмечая их культурное и языковое отличие от соседних народов, некоторые специалисты полагают, что эти люди являются потомками легендарных хазар.

В VII-X веках обширные территории, простиравшиеся от казахстанских степей на востоке и до реки Днепр на западе, контролировало бесследно исчезнувшее государство – Хазарский каганат. Нижнее Поволжье, Предкавказье и Северное Причерноморье входили в состав этой могущественной страны. Правящая элита каганата исповедовала иудаизм, несмотря на то, что хазары не имели семитского происхождения, а изначально были кочевым тюркоязычным народом.

Куда пропали эти люди после падения своего государства? Отдельные историки считают, что они бежали в Закавказье, а их потомками и являются мингрелы. Дескать, соседи считали их евреями, потому что они поначалу придерживались иудейской религии, а впоследствии приняли христианство, находясь под влиянием грузин.

Ошибочка вышла

Согласно другой версии, слухи о семитском происхождении мингрелов возникли из-за банальной путаницы, ведь долгие века в одной с ними стране проживала другая этническая группа – грузинские евреи, которые сами называют себя «эбраэли».

Эти люди бежали на Кавказ после того, как вавилонский царь Навуходоносор II захватил древнюю столицу Иерусалим еще в 586 году до нашей эры. Евреи поселились в Грузии и достаточно мирно прожили в этой стране более 26 веков. Их всегда было сравнительно мало, а в последние десятилетия большинство эмигрировало в Израиль, США и другие страны. В настоящее время представителей этой этнической группы насчитывается около 200 тысяч человек, из них в Грузии осталось менее 2 тысяч.

Зная, что в этой стране есть еврейская диаспора, некоторые специалисты ошибочно причислили к ней мингрелов.

Сходство национальных характеров

Некоторые грузинские специалисты отмечали сходство между представителями двух этнических групп. Так, известный журналист и педагог Иакоб Гогебашвили (1840-1912 гг.) писал, что мингрелы превосходят грузин своей находчивостью и предприимчивостью. Они занимаются курортным бизнесом, устраивают сельскохозяйственные ярмарки, организуют поставки иностранных товаров.

«Трудно найти таких талантливых, прилежных, предприимчивых и находчивых людей, как мегрелы», – данный вывод сделал Иакоб Гогебашвили после поездки на северо-запад Грузии.

Тот факт, что армянские предприниматели, обычно скупавшие сельскохозяйственную продукцию у грузин, никогда не вели свой бизнес с мингрелами, тоже расценивался как показатель их еврейского происхождения. Дескать, какой еще народ в купле-продаже способен превзойти даже армян?

Вот поэтому жителей Мегрелии принимали за евреев.

Известные мингрелы

О том или ином народе обычно судят по известным личностям, его представляющим. Правда, есть одна сложность: большинство мингрелов по документам записаны как грузины. Многие из них сами причисляют себя к титульной нации страны. И все же, на основании ряда альтернативных источников можно составить алфавитный список мингрелов, оставивших заметный след в истории, науке, культуре и искусстве СССР, современной Грузии и России.

Лаврентий Павлович Берия (1899-1953 гг.) – советский политический деятель, с личностью которого связывают ужасы репрессий 30-х годов ХХ века. Он родился в Абхазии, в его паспорте было написано «грузин», отдельные историки утверждают, что мать этого человека принадлежала к горским евреям. Якобы поэтому в годы Великой Отечественной войны именно Берия организовал Еврейский антифашистский комитет, чью работу полностью курировал.

Лео Антонович Бокерия – известный кардиохирург, академик. Руководитель Научного центра сердечнососудистой хирургии имени А.Н. Бакулева родился 22 декабря 1939 года в городе Очамчира Абхазской АССР, где проживает много мингрелов. По этой причине, а также из-за характерной фамилии профессора медицины причисляют к ним.

Звиад Константинович Гамсахурдия (1939-1993 гг.) – первый президент независимой Грузии, доктор филологических наук, писатель.

Диана Гудаевна Гурцкая – популярная эстрадная певица, заслуженная артистка России. Председатель Комиссии по поддержке семьи, детей и материнства Общественной палаты РФ родилась 2 июля 1978 года в городе Сухуми.

Георгий Николаевич Данелия – известный кинорежиссер, сценарист и публицист. Народный артист СССР родился 25 августа 1930 года в Тбилиси. Он снял много замечательных комедий, любимых зрителями.

Зураб Виссарионович Жвания (1963-2005 гг.) – грузинский политик, занимавший пост премьер-министра страны в последние два года своей жизни. Обстоятельства его смерти до сих пор до конца не ясны.

Мелитон Варламович Кантария (1920-1993 гг.) – один из бойцов советской армии, водрузивший Знамя Победы над рейхстагом в 1945 году. Младший сержант стал участником этого исторического события вместе с другим солдатом – Михаилом Алексеевичем Егоровым. Кантария родился в мегрельском селе Джвари.

Кроме того, по разным причинам к мингрелам причисляют известного барда и поэта Булата Шалвовича Окуджаву (1924-1997 гг.) и знаменитого оперного певца Зураба Лаврентьевича Соткилаву (1937-2017 гг.), хотя явных свидетельств их отношения к этому народу нет.

Буду по мере возможностей публиковать труды грузинского политического деятеля 19 века Иакоба Гогебашвили .
Сегодня фрагмент из его книги "Сокровищница" конца 19 века.
Мегрелы принадлежат к одной из ветвей грузин. Они мало чем отличаются от других грузин,например,кахетинец их не отличит от гурийца или имеретинца.Только язык их отличается от грузинского,хотя служба в церкви идет на грузинском.Лет 20 назад духовные правители(видимо русские-мое пр.) решили вести службу в церкви на мегрельском и даже перевели молитву Иоанна Златоуста,однако этому массово воспротивились все сословия Мегрелии.Надо отметить,что хорошо знающих грузинский язык среди мегрелов больше,чем в иных уголках Грузии.
Про качества мегрелов.

У сельских тружеников Мегрелии,есть одно хорошее качество,которого начисто лишены жители восточной Грузии,я говорю про сельские ярмарки.В Картли и Кахети крестьянин никогда не вынесет на продажу урожай,передавая его продажу иностранным посредникам.В Телави,Сигнахи и Гори вся торговля в их руках(армяне,евреи).При сборе урожая торгаши ходят по деревням и за бесценок скупают весь урожай,что потом втридорога продать.Это губит население Картли и Кахетии,и этой болезни начисто лишена Мегрелия.Тут в каждой деревне по пятницам проводятся большие базары,в городах же несколько раз в году проводятся крупные ярмарки.Мегрелы несут свое добро на ярмарку и базар и там продают или обменивают по выгодной себе цене.Продают Щелк,табак,хлеб,фрукты,всякую посуду,мёд,вино,домашних животных,а покупают соль,шерсть,оружие,пряжу и другое.Торгаши тут повсеместно мегрелы,поэтому другие люди тут не появляются.Единственную конкуренцию им пытаются оказать урии(евреи),но они не могут диктовать цены на рынке,как это делают евреи в Кахетии,потому что мегрелы не слабее их в купле-продаже.Это хорошее качество принесет мегрелам много пользы в будущем.Находчивостью они превосходят всех грузин:Поехать в Кахетию и там поровну в доле обработать сад,открыть духан с видом на море,пронести контрабанду через таможню -все это легко дается мегрелу.Трудно найти таких талантливых,прилежных,предприимчивых и находчивых людей,как мегрелы.
При всем вышесказанном,у мегрелов есть масса недостатков.
Нравственной болезнью и началом многих несчастий для Мегрелии является воровство.Воруют все-домашний скот,лошадей и самое обидное,что этим пропитана большая часть общества.Воровство в Мегрелии носит такой массовый характер что суды не успевают принимать иски от многочисленных дел.У Имеретин есть даже быль про мегрелов:"Мегрел попал в рай,а там увидел прекрасного скакуна святого Георгия.Не утерпел,прыгнул скакуну на шею и ускакал из рая в ад".Справедливости ради надо сказать,что с открытием школ воровство уменьшается на счастье Мегрелии.
В Мегрелии два города,Зугдиди и Редут-кале(Кулеви).Также в Мегрелии есть красивые селения:Ахали Сенаки,Мури,Джвари,Мартвили и другие.
Одним из самых красивых является Мартвильский монастырь,где находится главный епископ Мегрелии,который называется Чкондидским.

Кто такие мегрелы, кахетинцы, рачвельцы, имеретинцы? Все мы - грузины, просто живем в разных географических областях Грузии. Мегрелы, правда, стоят несколько обособленно, потому что они сохранили свой древний язык (который когда-то в давние времена лег в основу грузинского литературного). И у всех грузинских этногрупп свои "фамильные" особенности - то нсть по фамилиям, по их окончанию, мы можем понять к какой группе принадлежит тот или другой ее носитель.Итак, о мегрельских фамилиях.

Многие мегрельские фамилии оканчиваются на «уа», «ава», «ия» или «иа». Примерами мегрельских фамилий, имеющих окончания «уа», являются Стуруа (Sturua), Матуа, Векуа. Примерами мегрельских фамилий, имеющих окончания «ава», являются Окуджава, Берулава, Пирцхалава. Примерами фамилий, оканчивающихся на «ия» или «иа», являются Жвания, Джанашиа, Кобалия. Некоторые мегрельские фамилии имеют общегрузинские окончания «швили», «дзе». Примерами фамилий, оканчивающихся на «швили», являются Гугушвили, Надареишвили, Кикалишвили. Примерами фамилий, оканчивающихся на «дзе», являются Алакидзе, Микадзе, Мхеидзе. К редким мегрельским фамилиям относятся фамилии с окончаниями «ири» или «ори». Например, Папаскири, Гегечкори, Квеквескири, Цулеискири. Потомки выходцы из Абхазии имеют фамилии с окончаниями «бая» или «баиа». Например, Кецбая, Агирбая, Зухбая. Потомки выходцы из Лечхуми, Сванетии имеют фамилии с окончанием «ани». Например, Гасвиани, Чиковани, Асатиани.
К категории «исконно мегрельские фамилии» относят фамилии Хоштария, Кварацхелия, Гамисония. Эти фамилии смогли ассимилироваться в абхазский этнос. То есть многие абхазы носят мегрельские фамилии. Есть абхазские фамилии, которые изменили на мегрельский лад. К ним относятся Маршания, Вардания, Маргания, Эмухвари. По-абхазски эти фамилии звучат так: Амарщан, Авардан, Маан, Эхмаа. То есть было добавлено окончание «ия» к абхазским фамилиям. Есть люди с фамилией Цушбая и Зухбая. Эти фамилии были отмечены как изменение абхазских фамилий Цушба и Зухба.
В семнадцатом - девятнадцатом веках мегрельские фамилии получили широкое распространение среди абхазского населения. Сперва мегрелы ассимилировали в Абхазии Галльский район. Появились следующие фамилии: Эшбая, Килбая, Эмухвари, Дзяпшискуа, Маршания, Тарбая, Зухбая, Шакирбая. Мегрельская фамилия Эшбая была образована от абхазской фамилии Эшба. Мегрельская фамилия Килбая образовалась от абхазской фамилии Килба. Мегрельская фамилия Эмухвари образовалась от Аимхаа и Эмхаа. Мегрельсая фамилия Дзяпшискуа произошла от Дзяпш-ипа. Мегрельская фамилия Маршания образовалась от абхазской фамилии Амарщан. Мегрельская фамилия Тарбая образовалась от абхазской фамилии Тарба. Мегрельская фамилия Зухбая была образована от абхазской фамилии Зухба. Мегрельская фамилия Шакирбая произошла от абхазской фамилии Шакрыл. У абхазского населения стали появляться мегрельские фамилии в период вступления абхазов в состав России. Мегрельские священники, переписывая паству, давали удобные фамилии им. Большинство абхазов, получивших мегрельские фамилии, помнят свои первоначальные абхазские фамилии. Например, абхазское населения, имеющее фамилию Дзидзария, имеют первоначальную фамилию Лажв-ипа. Лажв-ипа переводится как «дети кобеля». Одной из наиболее распространенных мегрельских фамилий является фамилия Цурцумия. В древности люди, носящие эту фамилию, занимались разведением коров. Лучшими считались коровы из стада кварцхелия. Среди сванов распространена мегрельская фамилия Джапаридзе. Мегрельские фамилии, которые имеют окончание «ава» переплетаются тесно с японскими фамилиями. До революции мегрельские фамилии, оканчивающиеся на «швили», принадлежали в основном рядовым крестьянам. Более почетные мегрельские фамилии оканчивались на «дзе». Фамилии, заканчивающиеся на «они» или «ани», принадлежали людям, имеющим знатное происхождение. Например, Багратиони, Орбелиани. Фамилии, которые содержат звук «дж», часто имеют мегрельское происхождение. Среди мегрельских фамилий есть потомки абхазских фамилий. Например, фамилия Апшилава произошла от этнонима «апсил». С первого века им обозначали древнеабхазские племена. Мегрельские фамилия Ардия, Ардбелава произошли от предков абхазов, которые носили фамилию Ардба. Мегрельская фамилия Аскурава произошла от предков абхазов из древнего рода Ашкурцаа. Мергельская фамилия Булискерия произошла от древней и уважаемой фамилии в народе Абраскил. Мергельские фамилии Алшибая, Цхучхубая, Царагбая, Эзугбая также произошли от предков абхазов. Почти все мегрельские фамилии жителей Гельского района имеют абхазское происхождение. Приведем следующие примеры. Местность Атарба издыхъ является источником рода Тарба из села Чхуартал. Крестьянская фамилия абхазцев была образована от названия местности Ахиба в селе Гумуриш. От названия холма у реки Ингур Гудзба произошло название крупного рода Гудзба, сейчас известного под мегрельской фамилией Гвадзабия. Село Гумуриш в переводе с языка абхазцев «святилищное место известного рода Гумба. Местность Капш-кыт происходит от названия фамильного рода Капш. Название местности около города Галл Сида произошло от фамильного имени княжеского рода абхазцев Сидовых. Название местности села Окум Чабалхуа происходит от фамилии княжеского рода абхазцев Чаабал.
Фамилии Жвания и Аласания имеют мегрельское происхождение. Бытует мнение, что это не мегрельские фамилии. Это мнение считается необоснованным. Население, у которых родной язык мегрельский, называют себя Маргал. По-грузински это звучит Мегрели. Префикс «М» вместе с суффиксом «Ели» используют для образования от именной и глагольной основ причастий и прилагательных. Приведем пример: М-Шром-Ели - трудящийся, происходит от Шром-А, что означает труд. Мегрельским фамилиям присущ суффикс «ава». Например, Антелава, Джобава, Лежава. Это и отличает мегрельские фамилии от фамилий других народов. У населения мегрелов существует мегрельская фамилия Панчулая. Она указывает на место, а также на семью, родом из которой являются носители фамилии. Во время махаджирства грузинские попы, когда спасали абхазов, крестили и записывали удобные им фамилии. Поэтому мегрельские фамилии мы слышим в грузинской транскрипции. Переводных фамилий было довольно много. Часто записывали аналоги мегрельские. (http://vsefamilii.ru/)

Я не из праздности сделала такой филологический экскурс. Познакомилась с представителями мегрельской фамилии Басландзе - удивительные люди, увлеченных историей Грузии, любящих свои семьи и родных. Они так говорят: человек должен любить свою семью - иначе как он может любить родину?. Объединившись, найдя близких и дальних родственников, носящих эту фамилию, а также и однофамильцев, они решили ежегодно встречаться, в один и тот же день, на Мариамоба (День успения Богоматери) - потому что все началось с разговора Како Басландзе со священником церкви Самеба, и с желания побольше узнать о своих корнях. Священник благословил прихожанна, подсказал, что хорошо бы заказать икону Успения Богоматери и, когда она была готова, духовник освятил ее в храме и поручил фамилию Басландзе покровительству Божьей Матери. Это было несколько лет назад, а сейчас уже количество "найденных" Басландзе насчитывает около 200 человек (не очень много), и каждый год на Мариамоба стараются собраться все, даже приезжают из-за границы, встречает их старейший фамилии, 85-летний ИНдико, одетый в грузинскую чоху, а рядом с ним, когда все рассаживаются за длянные стол, непременно - фамильный герб, особая гордость семьи! Когда его продумывали, решили сделать очень лаконичным и четким, и написать "Гамарджоба, Абхазето чемо!" что очень приблизительно можно перевести как "да здравствует наша Абхазия!" - потому что слово "гамарджоба" на самом деле - это "победа". А за столом все идет традиционным чередом, даже сидят по-старинке - женщины и мужчины отдельно, тосты произносятся в определенном порядке, и мужчины встают, чтобы выпить бокал вина, а женщинам в это время можно сидеть. И, конечно, - музыка, трио: аккордеон, дудуки и доли, это совсем по-тбилисски, по-грузински, - как хотите назовите!
Вот такая история про фамилию Басландзе, от таинственного грека Басла, который поселился в Мегрелии неизвестно когда, и положил начало роду Басландзе (в архивах нашли документы, которые ведут в 17 век, но что там было раньше, пока не знаем, поиски - дело кропотливое!)