Жостово. Деревня, где даже номера домов пишут на подносах

«Жостово или секрет бархатного букета.(Экскурсия Жостово-Федоскино)»

… Фабрика представляет собой обычные серые вытянутые вширь и ввысь корпуса. Располагается немного в стороне от села Жостово. К ней ведёт красивый указатель на дороге в виде цветочного подноса.
…«Посещение» магазина при фабрике, вряд ли можно назвать просто посещением. Скорее всего, это было почище татаро-монгольского нападения на русское поселение, разве только без дымка пожарищ на руинах.
… Что там творилось - это неописуемо. Матросы, взявшие Зимний дворец, здесь нервно курят в стороне. Звуковое сопровождение было, исключая русские народные выражения, примерно таким: «Куда….блин…коза… паскуда…лезешь…дайте мне…ай…ой…щас я тебе….сама такая и т.д.».


Подъезжаем к симпатичному селу Жостово , чувствуется, что подносы здесь есть в каждом доме. :) Автобус едет по узкой, окаймлённой заснеженными берёзами, деревенской улице и на красивом указателе в виде цветочного подноса, поворачивает на дорогу к Жостовской фабрике.

Фабрика в Жостово

Фабрика представляет собой обычные серые вытянутые вширь и ввысь корпуса. Располагается немного в стороне от села. В фойе выдают чехлы на обувь, сдаём вещи в раздевалку, и толпимся вокруг женщины-художницы , сидящей у окна за столиком. Она, видимо, ждёт именно нас и начинает рисовать. На коленях у неё небольшая черная заготовка подноса, на столе палитра с красками, рука лежит на линейке, чтобы не смазать рисунок. Но сначала она несколько раз провела твёрдым концом кисточки над подносом. «Зачем вы крестите поднос? » - её тут же спросили из нашей толпы. «Это я намечаю центр композиции » - ответила художница. Рисует она пока «замалёвок» белилами, но ощущения, когда за ней наблюдаешь восхитительные. Уверенная рука, мягкие мазки, буквально через 5 минут буквально из ничего появился чудный розовый букет. Я уже различаю в нём будущие розу и цветы яблони. По красоте композиции понимаешь, что этот поднос рисуется по серьёзному, а не просто на потеху прибывшей публике. Хотя некоторая часть публики уже недовольна: «Ну пойдёмте наконец в маг…м-м-музей ! » - слышится капризный голос какой-то нетерпеливой тёти .

«Посещение» магазина при фабрике, вряд ли можно назвать просто посещением . Скорее всего, это было почище татаро-монгольского нападения на русское поселение, разве только без дымка пожарищ на руинах. Начнём с того, что ещё на половине рассказа экскурсовода в Жостовском музее за окнами, выходящими на улицу, промелькнули шапки группы бегущих женщин из нашего автобуса. Бежали они в направлении магазина (вход - с улицы). Верховодила, очевидно, та самая, сильно нервничающая по поводу «медленно» работающей художницы, дама. Желание как можно скорее умчаться в заветный магазин вместе с подругами, зашкаливало у неё за все и так низко сниженные правила приличия.

После официального завершения экскурсии всех пригласили посетить фирменный магазин подносов при фабрике. Вход в него находился снаружи музея, в начале самого фабричного здания, и был украшен плакатом с жостовской росписью . Туда, сломя голову и забывая снять с сапог поэлителеновые мешки, понеслась практически вся оставшаяся автобусная масса.

Что там творилось - это неописуемо. Матросы, взявшие Зимний дворец, здесь нервно курят в стороне. Я уже писала про «издержки» автобусного тура в этом плане в рассказе про Гжель; едва сдерживаясь, обозначила «это» и в рассказе про Федоскино; но тут описать творимое нашим народом на волне покупательской горячки обычными словами очень затруднительно.

Магазин. Подносы

Знаете, в детстве у меня была любимая книжка «Приключения Незнайки» с замечательными рисунками Валька. Так вот смешные рисованные взаимоотношения потешных донельзя коротышек очень напомнили мне обстановку в магазине.
В одном углу две тёти в длинных шубах, пыхтя, тянули один поднос в разные стороны. Не верите? :) Он был один единственный - с рябинками. Вот его и делили. Победил естественно сильнейший. В другом углу, кто-то на плечах у кого-то снимал прикреплённые подносы со стены. Первая волна щастливчиков, зацементировала наглухо подход к прилавку. Вторая волна брала первую штурмом в виде тарана, т.е. с разбегу билась о мохнатые шубные спины, стоящие монолитной стеной. Звуковое сопровождение было, исключая русские народные выражения, примерно таким: «Куда….блин… коза… паскуда…лезешь…дайте мне…ай…ой…щас я тебе….сама такая и т.д .». Продавщица за прилавком кричала на крик: «Люди, ну куда, куда вы потащили этот поднос…, зачем снимаете… ой, что вы делаете…ааа ».

Я, конечно, сначала хотела изобразить из себя гордую девушку с высоко поднятой головой и переждать весь этот колхоз на улице. Но потом быстро оценила суровые реалии, и поняла, что при таком раскладе я не привезу домой вообще ничего - народ там скупал подносы в немыслимых количествах, практически оптом. Поэтому, вспомнив любимые тренажёры, йогу и кубинские танцы в посещаемом некогда World Class-e, помчалась карабкаться по мохнатым шубам. Из того, что помню: вроде как, пробив оборону, схватила какой-то чёрный поднос, стоящий вдоль стен; вцепилась в один белый, на стене; и потащила к себе, уроненный кем-то небольшой салатовый. Прибило к кассе - оплатила. Дальше народной волной откинуло к стене. Но я с подносами! :) Чего роптать! :)

Очередь за подносами

Самое смешное, что в самый разгар позвонил муж. А как тут отвечать - я уже почти пролезла! :):) Слыша шум и звуки битвы, муж поинтересовался: «Ты где? » - «В музее », - загнанно дыша, пробивая себе щель, под чьим-то мохнатым рукавом, культурно сообщила я. «А чё, это вы там делаете? » - неподдельно удивился муж.

Но отвечать мне было уже некогда, моя всунутая в продолбленную микродырку рука, уже нашарила что-то невидимое и твёрдое на прилавке, и мне было не до разговоров.

В общем, теперь, как матёрый зубр, могу теперь бесплатно давать советы . Если вы приехали на автобусе, то надо выбирать товарищи - либо песни, либо пляски. То есть, либо полноценно наслаждаетесь экскурсией - остаётесь в музее и разговариваете с экскурсоводом, либо так же полноценно удовлетворяете естественные покупательские потребности - сразу по приезду чихаете на музей и заворачиваете в магазин. Есть ещё третий вариант: посещаете музей и пережидаете накал страстей в магазине на улице, но тогда вам остаётся лишь скупить остатки былой роскоши на прилавке и широкий ассортимент, оставшихся авторских подносов от 10 т.р. :). Есть и другой вариант - спокойно купить эти подносы в их салоне на ВВЦ - но это, согласитесь уже совсем не то! Трофей, добытый в рукопашной схватке сердцу гораздо милей, чем пресно купленный. :) И ещё есть один просто отличный (от других:)) вариант. Сесть на машину и приехать в Жостово. На фабрике договориться с экскурсией. Спокойно приехать, спокойно посмотреть и спокойно купить подносы (даже не верится, что такое бывает).

Да, - что купила. Только дома смогла рассмотреть. Художественный глаз меня не подвёл даже в такой «накалённой» обстановке. Чёрный прямоугольный - с ярко-рыжими розами, белый круглый - с букетом полевых цветов, и небольшой ярко-салатовый с колокольчиками и жёлтыми кувшинками. По подписи поняла, что один из них нарисован той самой художницей, которая показывала нам мастер-класс. Приятно.

Магазин. Подносы

Теперь надо освоить хитроумную конструкцию из 3-х петель для шуб, нанизанных на верёвочку, и повесить эту красоту на стену. А на зелёном буду подавать гостям яблочное варенье и тульские печатные пряники:).

Поднос Николая Антипова. «Цветы на золотом фоне». Фото из музея

Жостово - самая известная в России фабрика по производству лаковых художественных подносов.

Подносы появились на Руси в 16 веке, массивные, деревянные, расписные. Богатые подносы отливали из серебра и даже золота, украшая их искусной гравировкой. В 18 веке, на уральском металлургическом заводе Демидовых впервые выпустили железный поднос. В Москве в это время под носы делали из папье-маше, они были красивыми, но очень хрупкими. И только в начале 19 века братья Вешняковы начали производство железных подносов рядом с Москвой, в деревне Жостово, где они выпускаются и по сей день.

Изюминка жостовских подносов в уникальной художественной росписи. Основной мотив росписи - цветочный букет из крупных садовых и мелких полевых цветов. Фирменный жостовский цветок - Ранункулюс, Персидский лютик. Как этот азиатский лютик попал в основу народного русского промысла - загадка, но на Руси этот роскошный цветок появился в 16 веке, одновременно с подносами.

На фабрике открыт музей с красивой экспозицией самых знаменитых жостовских авторов. Подносы разных форм и размеров висят на стенах, как картины. Букеты, пейзажи, портреты, советская символика, перламутр, натюрморты, райские птицы - богатые сюжеты разных эпох.

Но есть у всех общая целостность - традиции яркой многослойной живописи по черному. Слой за слоем и лепестки оживают, становятся объемными, виноград наливается янтарным светящимся соком - чудо!

Можно заказать экскурсию и мастер-класс, посмотреть как художник пишет персидский лютик на железном подносе, и как в итоге получается настоящий русский сувенир.

Деревня Жостово Мытищинского района славится своим традиционным промыслом — подносами. Сейчас они производятся промышленным способом на фабрике. Здесь проводят экскурсию по музею (200 рублей в 2011 году) и мастер-классы (500 рублей). Также при фабрике работает магазин с продукцией. Экскурсии проводятся по предварительной записи, за пару дней нужно позвонить и уточнить время.

Путь в деревню лежит через Пироговское водохранилище, куда мы и заехали, чтобы перекусить у воды. На пляже были свалены новогодние ели и зимовал катер «Вадим».

Оранжевый объект, видимо, домик для рыбаков.

Перекусили бутербродами. По дороге мы купили ветчину Бородинского мясокомбината, который тоже находится в Мытищинском районе. Ветчина нам не понравилось, вспомнили добрым словом Раменский мясокомбинат . Ребенок обрадовался такому количеству песка на пляже и немного поиграл (у нас в машине всегда для таких случаев есть лопатка и ведерко).

Приехали на фабрику. Жостовский промысел возник не очень давно. С предприятия Петра Вишнякова.

В советское время, когда мелкосерийное производство казалось старомодным и пережитком царизма, промысел перекочевал в фабричное здание.

Жостово довольно богатая деревня, сказывается близость к Москве.

В музее всем нужно одевать бахилы. Наша дочь был в восторге, что и ей тоже. При поездках на экскурсии с ребенком мы обычно делим роли — один следит за ребенком, другой слушает экскурсовода.

Жостовский промысел — наследник федоскинского . Изначально, подносы, как и шкатулки, делали из папье-маше, но они не выдерживали конкуренции с уральскими и тогда жостовцы перешли на жесть. Своего училища, как в Гжели , в Жостово нет. Художники учатся в соседнем Федоскино, поэтому сюжеты и картины кочуют с подносов на шкатулки и обратно.

На одной из колонн музея поселился кот.

Один из самых старых сохранившихся подносов.

Фабричные мастера способны расписать что угодно, мебель, холодильники, машины…

Первая стадия в расписывании подготовленного подноса — замалевок. Используются масляные краски. После замалевка добавляют детали, затем подносы сушат в печи.

Хочется отметить отличные интерьеры в музее. Никакой разрухи, свежий и стильный интерьер. Особенно шикарно выглядит туалет.

Изделия в магазине продаются по довольно демократичным ценам. Поднос на первой фотографии стоил 500 рублей.

История Жостово и

Жостовского промысла

Жостовская роспись является народным художественным промыслом, развитым в деревне Жостово Мытищинского района Московской области.

Промысел этот возник в начале 19 века, главным образом под влиянием уральской цветочной росписи по металлу. Дальнейшее развитие жостовской росписи стилистически взаимосвязано с росписью по фарфору и финифти подмосковных мастерских, заводов и фабрик. Главная тема украшения жостовских подносов это букеты цветов, богатый орнамент и своеобразные натюрморты.

История

История Жостово и жостовского промысла восходит к началу XIX века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) - Жостово, Осташкове, Хлебникове, Троицком и других - возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. Возникновение жостовского расписного подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых. В прейскуранте Вишняковых значилось: "Заведение братьев Вишняковых лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов и проч.. существует с 1825 г.". В 1830 г. производство подносов в окрестных селениях увеличилось. Появились первые металлические подносы, украшенные декоративной цветочной росписью. Железные подносы постепенно вытеснили табакерки и другие "бумажные" поделки из мастерских Троицкой волости. Выгодное расположение вблизи столицы обеспечивало промыслу постоянный рынок сбыта и позволяло обходиться без посредничества скупщиков. В Москве же приобретались и все необходимые для производства материалы. Основной мотив жостовской росписи - цветочный букет.

В самобытном искусстве жостовских мастеров реалистическое ощущение живой формы цветов и плодов сочетается с декоративной обобщенностью, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках, берестяных туесах, прялках и т. п. В 1922 г. в деревне Новосельцево возникла "Новосельцевская трудовая артель" по выпуску железных лакированных подносов; в 1924 г. в деревни организовались "Жостовская трудовая артель" и "Спецкустарь"; в 1925 г. - "Лакировщик" и одновременно в селе Троицкое - артель "Свой труд" по росписи подносов. Все они были объединены в 1928 г. в специализированную артель "Металлоподнос" в деревне. 1920 - 1930 - е годы были нелегкими в истории Жостово. Общие для советского искусства тенденции прямолинейного утверждения современности и реализма приводили к тому, что ведавшие народными промыслами организации пытались изменить традиционное направление их развития и внедряли в жостовскую живопись образцы орнаментальных и тематических композиций, созданные художниками - профессионалами без учета специфики местного искусства и несущие черты станковизма и натурализма. Ведущие художники понимали чужеродность подобных новаций самой сущности народного творчества, сумели противостоять им и направить новые идеи на углубление традиционного мастерства. В 1960 - е годы начался новый этап в истории Жостово, продолжающийся и поныне.

Художественная роспись подносов все больше обретала высокий авторитет и популярность не только массовыми изделиями, но и уникальными произведениями ведущих мастеров, все чаще привлекавшими внимание на многочисленных выставках в стране и за рубежом. За свою историю жостовские подносы из бытового предмета стали самостоятельными декоративными панно, а ремесло, служившее некогда подспорьем к земледелию, обрело статус уникального вида русского народного искусства. Сегодня декоративная роспись находится на подъеме. Это не означает, что в жизни промысла нет сложностей и проблем. Они существуют во всех сферах нашей культуры, которой приходится противостоять современной безоглядной коммерциализации. Жостово подражают, пытаются подделываться под стиль и даже авторские манеры художников. Коллектив, работающий в промысле, обладает высочайшим профессионализмом, достигнутым многолетним упорным трудом и творческими поисками, совершенствованием мастерства и постоянной ориентацией на лучшие образцы из наследия старых мастеров. К этому надо добавить изучение истории искусства, классического натюрморта и разных видов русского прикладного и народного искусства, пополняющих "творческую копилку" мастеров.

История жостовской росписи

Жостовская роспись является народным художественным промыслом, развитым в деревне Жостово Мытицинского района Московской области. Промысел этот возник в начале 19 века, главным образом под влиянием уральской цветочной росписи по металлу. Дальнейшее развитие жостовской росписи стилистичести взаимосвязано с росписью по фарфору и финифти подмосковных заводов и фабрик, цветочными мотивами набивных ситцев ивановских фабрик и лукутинской миниатюры. Жостовская роспись – это живопись на металлических подносах, покрытых предварительно несколькими слоями густого грунта (шпаклевки) и масляного лака, обычно черного. Роспись ведется в несколько последовательных приемов: мягкая кисть и масляные краски, обильно разбавленные льняным маслом, способствуют наложению энергичного и упругого (“долгого”) мазка. Основной мотив жостовской росписи – цветочный букет – прост и лаконичен по композиции, в которой чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы; объемно-живописная передача реальной формы цветка сочетается с декоративной красочностью цветового решения, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках, прялках, туесах. Борта подносов расписывают легким “золотым” орнаментом (т.н. уборка). Завершенная роспись покрывается тремя слоями светлого лака и полируется до зеркального блеска.

Жостовская роспись - народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово Мытищинского района Московской области. Промысел расписных металлических подносов возник в середине XVIIIв. на Урале, где были расположены металлургические заводы Демидовых (Нижний Тагил, Невьянск, Верх-Нейвинск), и только в первой половине XIX века подносы стали изготавливать в деревнях Московской губернии - Жостове, Троицком, Новосельцеве и др. Скоро московский промысел стал ведущим. В настоящее время производство подносов с лаковой росписью сосредоточено в деревне Жостово Московской области и в Нижнем Тагиле. Для производства жостовских подносов применяется тонкая кровельная сталь: листы штампуют, затем подносы проходят вальцовку для придания жесткости бортам. После этого подносы грунтуют, шлифуют и несколько раз покрывают масляным лаком обычно черного цвета с просушкой каждого слоя в печи. Затем мастера расписывают подносы от руки масляными красками без применения трафаретов и образцов, полагаясь на собственную фантазию. Роспись производится обычно по черному фону (иногда по красному, синему, зеленому, серебряному) причем мастер работает сразу над несколькими подносами. Орнаментальный узор наносится “твореным” золотом (золотым порошком, разведенном в прозрачном лаке или скипидаре) или гульфарбой (белой краской с лаком), которую присыпают алюминиевым порошком. Основной мотив росписи - цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. Вначале делается замалевка (основные силуэты букета), затем выправка: накладываются тени, прописываются светлые места, наносятся плотные мазки, блики, тонкими линиями - прожилки листьев, тычинки, а потом крупные цветы связываются с более мелкими элементами узора травами, стеблями и т.д., в последнюю очередь наносится орнамент, расположенный на бортах (т.н. уборка). После росписи жостовские изделия снова трижды покрывают бесцветным лаком с просушкой в печи и полируют тонким порошком вручную до зеркального блеска. Распространенные мотивы росписи жостовских подносов - букеты и натюрморты, цветы, вазоны, гирлянды. По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение. По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и др. С первой половины XIX века мастерские по производству расписных подносов работали в нескольких деревнях Московской губернии: Осташкове, с. Троицком, Сорокине, Хлебникове и др.

Жостовская фабрика ведет свое начало от мастерской (открытой в 1825 году) откупившихся на волю крестьян - братьев Вишняковых. В 1928 году несколько артелей, образованных на базе мастерских после революции, объединились в одну - “Металлоподнос” в деревне Жостово, которая в дальнейшем (1960г.) была преобразована в Жостовскую фабрику декоративной росписи. С 1938 года мастеров по росписи подносв готовили в школе бригадного ученичества, прямо на производстве. Обучали молодежь А.П.Гогин, В.И.Дюжаев, П.И.Плахов. Ведущие художники жостовского промысла - А.И.Лезнов, И.С.Леонтьев, Д.С.Кледов, Н.П.Антипов, Е.П.Лапшин, Н.Н.Гончарова, Н.Н.Мажаев, Б.В.Графов и др.

Сайт Жостово, торгующий товарами посредством сети Интернет. Позволяет пользователям онлайн, в своём браузере или через мобильное приложение, сформировать заказ на покупку, выбрать способ оплаты и доставки заказа, оплатить заказ.

Одежда в Жостово

Мужская и женская одежда, которую предлагает магазин в Жостово. Бесплатная доставка и постоянные скидки, невероятный мир моды и стиля с потрясающей одеждой. Качественная одежда по выгодным ценам в магазине. Большой выбор.

Детский магазин

Все для детей с доставкой. Посетите лучший магазин детских товаров в Жостово. Покупайте коляски, автокресла, одежду, игрушки, мебель, средства гигиены. От пеленок до детских кроваток и манежей. Детского питания на выбор.

Бытовая техника

В каталоге бытовой техники магазина Жостово представлены товары ведущих брендов по низкой цене. Мелкая бытовая техника: мультиварки, аудиотехника, пылесосы. Компьютеры, ноутбуки, планшеты. Утюги, Чайники, Швейные машины

Продукты питания

Полный каталог продуктов питания. В Жостово вы можете купить кофе, чай, макаронные изделия, сладости, приправы, специи и многое другое. Все продуктовые магазины в одном месте на карте Жостово. Быстрая доставка.