Традиционная технология палехской лаковой миниатюры. Палехская роспись На чем выполняется палехская лаковая миниатюра

О. А. Колесова, заместитель директора Государственного музея палехского искусства

Палех – небольшое живописное село, расположенное в сердце Центральной России. В XIV веке Палех стал центром удельного Палецкого княжества, феодальной вотчиной князей Палецких, впоследствии породнившихся с царской семьёй. Однако, перейдя на службу к московским князьям, Палецкие утратили свои исконные земли, получив взамен другие вотчины. В духовном завещании 1572 года Иван Грозный определил село Палех в поместное владение своему сыну Ивану. В 1627 году Палех был пожалован царём Михаилом Романовым стольнику Ивану Матвеевичу Бутурлину и его сыновьям, участвовавшим в ополчении Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского, «за Московское осадное сиденье королевичево».

Известность Палеху принёс иконописный промысел, возникший здесь в XVII веке. Многие палешане, будучи крепостными крестьянами помещиков Бутурлиных, содержали ямские дворы, занимались выделкой овчин, торговлей, но, как правило, в зимнее время, с ноября по апрель, кто-нибудь в семье непременно зарабатывал «писанием образов» как в Палехе, так и за его пределами. Бутурлины охотно выдавали своим крестьянам разрешение на выезд в Москву, Санкт-Петербург и более отдалённые губернии. Палехские иконы вывозились за границу – к сербам и болгарам, в турецкие и австрийские владения.

Палешане славились не только как иконописцы, но и как мастера монументальных росписей. Известны их работы по возобновлению древних фресок во владимирских соборах – Успенском и Дмитриевском, Софии Новгородской, в соборах Московского Кремля и Троице-Сергиевой лавры. Семья палехских иконописцев Белоусовых в 1882 году расписала в Московском Кремле Грановитую палату. Палешане украшали фресками и скромные провинциальные храмы в соседних городах и сёлах: Кинешме, Вичуге, Лежневе, Ярлыкове, Мугреевском.

Несмотря на близость оживлённых дорог, Палех жил замкнуто, сохраняя патриархальный крестьянский быт, древние традиции устного народного творчества и фольклора. В многочисленных отзывах, заметках, очерках исследователей русской провинции отмечались особый уклад жизни палешан, их высокая нравственность и духовность. В середине XIX веке известный знаток древнерусской живописи Г. Д. Филимонов, посетив Палех, назвал его «селом-академией народной». Это определение не утратило своей значимости и в настоящее время.

Октябрьская революция 1917 года надолго прервала развитие традиционных иконописных промыслов в России, в том числе и в Палехе. В декабре 1924 года здесь была организована Артель древней живописи по росписи изделий из папье-маше. Её учредителями стали бывшие иконописцы: И. И. Голиков, И. М. Баканов, А. В. Котухин, В. В. Котухин, И. В. Маркичев, И. И. Зубков, А. И. Зубков. Это дало начало новому искусству Палеха, ставшему значительным явлением мировой художественной культуры.

В результате успешных творческих поисков палешане явили миру расцвеченные радугой красок и «золотым узорочьем» виртуозные композиции на различных предметах из папье-маше. Талантливые мастера умело использовали декоративные возможности фона, материала, формы предметов. Палехские художники сохранили прочную связь с традициями древнерусской живописи. Они не отказались от привычной техники письма яичными красками и росписи «творёным золотом». Отличительной особенностью палехской лаковой миниатюры стали средневековые приёмы стилизации природных и архитектурных форм, условность в изображении фигур людей и животных.

Самыми многочисленными и наиболее удачно решёнными композициями первых лет существования палехской миниатюры были «тройки», «охоты», «битвы», «парочки», «пастушки», «идиллии», «гулянки». Их характеризует отсутствие развитого сюжета, событийности, но при этом ярко выражено орнаментальное начало.

Уникальным и необыкновенно талантливым художником по праву считают Ивана Ивановича Голикова. Голиковские «тройки» динамичны, порывисты, иногда величавы и торжественны. К этому мотиву палехский мастер обращался многократно, рисуя зимние и летние тройки на самых разных предметах: брошах, пудреницах, портсигарах, подносах. Его «битвы» и «охоты» со сказочными тонконогими конями, причудливыми всадниками – проявление поистине неукротимой фантазии.

Иван Михайлович Баканов слыл в Палехе лучшим знатоком иконописных традиций. Он безупречно владел оригинальной техникой наложения красочных слоёв. Благодаря просвечиванию нижних слоёв краски сквозь тонкие, прозрачные верхние слои возникает эффект подвижности цветового пятна, эффект перелива одного тона в другой. Баканов создал много замечательных работ, ставших классикой палехского искусства. Он обращался к песенным темам – «Степан Разин», «По улице мостовой», – воспевал образ родного Палеха. Но лучшие его работы написаны на темы пушкинских произведений – «Сказка о Золотом петушке», «С порога хижины моей», «Бахчисарайский фонтан».

Иван Иванович Зубков был тонким ценителем сельской природы. В его миниатюрах нет развитого действия, художник как бы созерцает природу. Фигуры имеют плавные, несколько замедленные движения, что создаёт ощущение тишины и покоя. Художник строит красочную гамму на тонких тональных отношениях, на нежных переходах одного цвета в другой. Таковы его миниатюры «Парочка», «У речки», «Сказка о рыбаке и рыбке».

Одним из самых оригинальных палехских художников является Аристарх Александрович Дыдыкин. В своих композициях он умело сочетал древние иконописные мотивы и новые приёмы, освоенные в процессе работы над миниатюрой. Для произведений этого мастера характерна особая трактовка пейзажа, обильное наложение золота в орнаменте и пробелах. Лучшие миниатюры А. А. Дыдыкина – «Уж ты, Ваня, разудала голова», «Демьянова уха», «Раскрепощение женщины», «Волга – русская река» – находятся в коллекции Государственного музея палехского искусства.

Грозное военное время, время испытания нравственных сил народа, обусловило появление в искусстве Палеха многочисленных работ на исторические темы. В 1945 году П. Чалуниным была написана замечательная миниатюра, одна из лучших в его творчестве – «Бой Челубея с Пересветом». Отсутствие бытовых подробностей, деталей обстановки придаёт миниатюре символическое звучание. Вздыбленные кони олицетворяют силы тёмного и светлого, вечную борьбу добра со злом. Но иносказательность, символизм сочетаются здесь с достоверной характеристикой образов. Широкоскулое с раскосыми глазами лицо монгольского воина выражает целую гамму чувств: злобу, ненависть, опьянение боем. Спокойное, просветлённое лицо Пересвета говорит и о монашеской кротости, и о доброте, и о нравственной силе ученика Сергия Радонежского. Лишь грозный облик коня Пересвета да развевающаяся монашеская схима, напоминающая крылья фантастической хищной птицы, дают понять, как велико желание монаха-воина поразить неприятеля.

На миниатюрах Н. М. Зиновьева «Битвы предков за Русскую землю», А. М. Куркина «Наши предки», А. А. Дыдыкина «История Москвы», А. И. Ватагина «Русские полководцы» изображены победы Александра Невского, Дмитрия Донского, Дмитрия Пожарского. Поскольку военные действия в период борьбы с поляками и литовцами, захватившими Москву и другие русские земли, затронули и наш край, события той исторической эпохи получили широкое отражение в искусстве палешан. В музейной коллекции хранятся миниатюры А. А. Дыдыкина «Минин призывает на борьбу с польскими интервентами», А. И. Ватагина «Козьма Минин», Н. М. Парилова «За Отчизну», Н. И. Голикова «Иван Сусанин». Русский народ мифологизирует образы своих защитников, придаёт им черты былинных богатырей. Такими видят их и палехские художники.

Портрет развивается как самостоятельный жанр палехской лаковой миниатюры. Его основоположниками стали бывшие иконописцы-личники: Н. А. Правдин, И. Ф. Паликин, И. Г. Серебряков. На различных предметах из папье-маше – пластинах, шкатулках, брошах, портсигарах – палехские художники пишут портреты государственных деятелей, исторических лиц и своих современников.

Новый этап в истории палехского искусства начался в 1980-е годы, которые характеризуются удивительным творческим взлётом многих мастеров. Душой коллектива палехских художников в это время был заслуженный художник РСФСР В. М. Ходов (1942–1988). Декоративная тарелка «Песня» является знаковой в его творчестве. В сосновом бору, на берегу реки Палешки, собралась дружная компания художников. Они задушевно поют. Но в этом незатейливом сюжете заключено глубокое символическое звучание: В. М. Ходов одновременно представил художников разных поколений. В центре – И. И. Голиков, слева расположились его современники И. М. Баканов, И. В. Маркичев, А. В. Котухин, И. И. Зубков, Д. Н. Буторин, справа – миниатюристы ходовской поры Г. М. Мельников, Н. И. Голиков, Б. М. Ермолаев, старшие современники, а также В. Ф. Морокин, А. Н. Клипов, начинавшие свой творческий путь вместе с В. М. Ходовым.

Преемственность поколений, верность традициям стали основными критериями в творческих поисках молодых талантливых мастеров. Среди знаковых работы тех лет много небольших ларцов простой формы. Представление об истинной миниатюре как искусстве малых форм даёт творчество Е. Ф. Щаницыной, И. В. Ливановой, Н. Б. Грибова. Небольшие шкатулочки, бисерницы, крошечные ларчики украшают композиции многих авторов на песенные, исторические, фольклорные темы.

В переломные 1990-е годы палехские художники поэтизируют крестьянский труд, превращают обыденное действие в символ, идеал гармонии и красоты, рисуют образ родного края.

В последнее время всё больше появляется композиций, лишённых какого-либо сюжетного действия. В них явно преобладает символическое начало, отражающее процесс одухотворения земного бытия. В миниатюре А. Н. Клипова «Мелодия» самые обычные приметы осени – яркие гроздья рябины, опавшая листва, спелые яблоки, букет хризантем – превращаются в строки немного грустной элегии или в звуки тихо и нежно звучащей музыки.

Одно из направлений в искусстве Палеха последних десятилетий – религиозная живопись. Это или собственно икона, или миниатюра на религиозный сюжет. Современные палехские иконописцы выполняют заказы по изготовлению иконостасов, росписи храмов, пишут небольшие образа. Палеху как наиболее последовательному хранителю стилистических особенностей искусства иконописи в процессе её возрождения отводится особая роль.

В настоящее время в Палехе проживают более 600 художников, каждый десятый житель Палеха – выпускник Палехского художественного училища имени А. М. Горького. Они работают в различных творческих коллективах: кооперативе «Объединение художников Палеха», АО «Товарищество Палех», ООО «Художники Палеха», иконописных и иконостасных мастерских.

Большое значение в сохранении и развитии уникального промысла принадлежит Государственному музею палехского искусства, где находятся лучшие образцы палехской иконописи и лаковой миниатюры. В Артели древней живописи была создана комната образцов, которая и положила начало музейной коллекции. В 1930-е годы её формирование продолжил известный искусствовед, первый директор Государственного музея палехского искусства Г. В. Жидков при участии А. М. Горького, П. Д. Корина, Е. Ф. Вихрева, А. В. Бакушинского. Открытие Государственного музея палехского искусства состоялось 13 марта 1935 года, в дни празднования 10-летия Артели древней живописи.

Палехская роспись зародилась в деревне Палех Ивановской области, откуда и получила свое название. Этот вид декоративно прикладного творчества поистине уникален, ведь, несмотря на то, что существует он не одно столетие, технологии и приемы создания композиций не меняются – мастер сам от начала и до конца подготавливает предмет, который будет расписывать. Поэтому невозможно отыскать два одинаковых изделия, разрисованных в палехском стиле. Особенностями палехской росписи является изящность фигур, четкость, тонкость и вычерченность рисунков, темный фон, большое количество штриховки, выполненной золотым цветом.

Как правило, палехской миниатюрой расписывают сувениры и предметы, служащие украшением интерьера – шкатулки, ларцы, панно, пепельницы, брошки и подобные изделия.

Художники выполняют не отдельные орнаменты или фигуры, а прорисовывают целые картины, изображающие определенные сюжеты. Все фигуры рисунка у палехского художника вытянутые – и люди, и кони, и звери. Герои картин всегда в движении, о чем свидетельствуют четко прописанные складки одежды и волны волос. Тему для миниатюры мастера брали и берут из повседневного быта, сказок, песен, былин и басен, а благодаря многообразию красок и мелких деталей, создается эффект легкости и праздника.

Особенности палехской живописи связаны с тем, что родилась она из иконописи и основана на ее традициях и приемах, даже в качестве краски мастера до сих пор используют яичную темперу, которой пишут иконы.

Для палехской росписи используется черный или темный фон, что символизирует тьму, из которой в процессе кропотливой и сложной работы рождается жизнь и цвет, к тому же он обладает внутренним объемом, что придает картинам особую глубину.

Техника нанесения, закрепления и обработки рисунка передается с древних времен из поколения в поколения, благодаря чему уникальные вещи, изготовленные в палехской технике, популярны по всему миру и являются частью культуры не только нашей страны, но и всего мира.

Изучаем технологию изготовления палехской росписи в миниатюре

В качестве заготовки для палехской миниатюры используют картон. Мастер раскраивает его на формы и с помощью мучного клейстера склеивает между собой в несколько слоев (в зависимости от толщины изделия). Затем заготовка спрессовывается и тщательно просушивается в течение нескольких дней.

После высушивания полуфабрикат пропитывают льняным маслом – для этого его на сутки погружают в чан с горячим маслом, после чего высушивают в печи в течение 2 суток при температуре 100°. После этого изделие обрабатывают наждачной щеткой, шлифуют и крепят необходимую фурнитуру.

На этом этапе изделие грунтуют специальным составом из смеси масла, сажи и красной глины и покрывают лаком – 2 – 3 слоя черного лака с внешней стороны и масляный лак с киноварью с внутренней стороны. Затем наносят еще семь (!) слоев светлого лака, обязательно просушивая в печи каждый слой. Только после всех этих подготовительных манипуляции, изделие становится годным к росписи – мастер слегка проходится по поверхности изделия пемзой, выводит контуры рисунка и затем расписывает его тонкой кистью из беличьей шерсти. Отдельные рисунки в композиции бывают настолько малы, что мастерам приходится использовать увеличительное стекло.

Примечательно, что все инструменты и материалы мастер изготавливает самостоятельно – и краски, и кисти, и лаки с грунтовками, и прочие составы необходимые для качественного выполнения работы.

На этом этапе расписанное изделие просушивают и закрепляют картинки специальным лаком. После этого мастер приступает к росписи сусальным золотом и серебром, полирует все это агатом или зубом волка (для дополнительного блеска). Затем все изделия снова покрывается несколькими слоями лака, сушится и полируется до зеркального блеска. Из-за большого количества лаковых слоев, которым покрывается изделие в процессе работы, палехскую роспись называют еще лаковой миниатюрой.

Благодаря яркости красок и живости изображений, рисунки в стиле палехской росписи применяются для иллюстрации детских книг со сказками. Для детей эти изображения очень интересны, так как рисунок олицетворяет собой не просто статическую картинку, а целую историю или сюжет произведения. Но фото ниже представлены иллюстрации к некоторым детским сказкам, выполненные в палехском стиле.

Видео по теме статьи

Для того, чтобы получше познакомиться с палехской живописью, предлагаем посмотреть несколько видео сюжетов, в которых представлены различные варианты лаковой миниатюры и рассказывается подробно о этапах создания этих уникальных и удивительных изображений.

Многие знают Палех прежде всего как центр лаковой миниатюры. Но лаковой миниатюрой в Палехе стали заниматься только после революции 17-го года, когда стало невозможно заниматься иконописью, которой издревле был знаменит город. Хорошо политикам, которые мгновенно перестраиваются со сменой политического строя, а художникам приходится мучительно искать новые направления в своей творческой деятельности. И так было не один раз в 20-ом веке. Когда иконопись в начале века стала неактуальна, лучшие художники Палеха создали феномен палехской лаковой миниатюры, ставшей знаменитой на весь мир. В 90-е годы опять потребовалась перестройка творческой работы палехских художников, когда был до основания разрушен коллективистский артельный уклад, созданный за годы советской власти. Но палехские художники опять с честью вышли из создавшегося положения и смогли сохранить накопленный многовековой опыт как в иконописи, так и в создании лаковой миниатюры. К счастью, связь поколений не прервалась.

Посетили Палех в ходе ставшей уже традиционной летней поездки по городам Золотого кольца. Если в прошлом году главным городом поездки был Плёс , то в этом году таким городом стал Палех. Город произвел неизгладимое впечатление. Многие отмечают своеобразие атмосферы Палеха и необычную ауру этого места — удивительного города художников. В городе протекает река с красивым названием — Палешка. А жители Палеха называют себя палешанами. Палех — родина Жар-птицы, на гербе и флаге города красуется Жар-птица, исполненная в традиционном для палехской лаковой миниатюры стиле — золотом по черному фону.

1

Герб Палеха


Флаг Палеха

3


1


Въезд в город

История Палеха

История Палеха уходит в глубокую древность. Существует несколько версий происхождения топонима Палех. В этих местах в непроходимых лесах и на болотных топях в древние времена жили угро-финские племена, которые позже слились с племенами южных славян. Палех на угро-финском означает возвышенное место. Возможно, название произошло от слов «пал, палить», т. е. выжигать лес для поселения и распашки полей. Из письменных источников известно, что уже в 12-13 веке Палех был крупным селом. Предполагается, что иконописцы пришли в Палех и окрестные деревни после взятия Владимира татарами в 1238 году, т. е. без татар и здесь не обошлось. Часть населения Владимиро-Суздальской земли, в том числе иконописцы-монахи, бежали от татар в дремучие, непроходимые леса, где обосновались и сохранили искусство иконописи. Иконописание было родовым делом и существовали целые семейные династии, где мальчики становились сначала иконописцами по рождению, а уже затем — по призванию. В 18-ом веке искусство палехских иконописцев приобрело своеобразный стиль, названный впоследствии «палехскими письмами». Палехские иконы славились особой тонкостью письма, яркими темперными красками с применением золота на одеждах святых. Палешане были известны и как мастера монументальных росписей, они участвовали в росписи и реставрации многих церквей и соборов по всей России. Например, мастерами мастерской братьев Белоусовых была расписана Грановитая палата Московского Кремля. Перечень культовых объектов, к росписи и реставрации которых приложили руку палехские мастера-иконописцы, впечатляет: это Дмитровский и Успенский соборы Владимира, Благовещенский собор Московского Кремля, Успенский собор Свияжского монастыря, Софийский собор в Новгороде, Новодевичий монастырь в Москве, Ипатьевский монастырь в Костроме и многие другие.

Известный русский историк Георгий Дмитриевич Филимонов, один из основателей первого в Москве Публичного музея и заведующий архивом Оружейной палаты, побывавший в 1863 году в Палехе, так отозвался о палехских художниках: «…В деле иконописи ни одна местность не может сравниться в настоящее время с Палехом, потому что иконопись здесь не одно средство, а цель». И еще цитата: «Вместо жалких крестьян-ремесленников я, совершенно неожиданно, встретился с народом развитым, исполненным светлых убеждений и знающих свою историю…». С легкой руки Г. Д. Филимонова с тех пор к Палеху пристало название «село-академия».

В те времена известность Палеха вышла далеко за пределы России. Из переписки историка Н. М. Карамзина известно, что немецкий поэт Гёте на склоне лет мечтал приехать в Палех и увидеть, как среди русских просторов художники, больше похожие на крестьян, пишут по дереву иконы, которым позавидовали бы византийские мастера. Владимирский губернатор А. Н. Супонев даже послал в подарок Гёте в Веймар две иконы работы палехских иконописцев братьев Каурцевых.

Возникшая в глубокой провинции, в крестьянской среде, иконопись Палеха стала значительным явлением русской художественной культуры. Но всё иконописное творчество с приходом к власти большевиков закономерным образом прекратилось. Многие семьи остались без средств к существованию, многие мастера навсегда расстались с художественным ремеслом. Однако немало среди палешан оказалось тех, кто не мыслил себя вне художественной профессии. И случилось новое художественное явление, вновь прославившее небольшое поселение в Ивановской области на весь мир. Палехская миниатюра, возникшая в результате социальных и культурных изменений, произошедших в России после революции 17-го года, сумела сохранить вековые традиции иконописи как высокого искусства, перенести их на новые формы и наполнить иным, востребованным обществом содержанием.

Родоначальником палехского стиля считается Иван Голиков, который в московской мастерской Александра Глазунова написал первую работу в так называемом палехском стиле. Эта работа называлась «Адам в раю». Мастера освоили роспись на новом материале папье-маше, из которого изготавливали шкатулки, пудреницы, украшения, и перенесли на них традиционную для древнерусской иконы технологию темперной живописи и условную стилистику изображения. Впервые палехские миниатюры на папье-маше, выполненные по заказу Кустарного музея, были представлены на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в 1923 году, где были удостоены диплома 2-й степени. В 1924 году семеро палехских художников, в прошлом состоявшихся мастеров иконописи, во главе с Иваном Голиковым объединились в «Артель древней живописи». Уже в 1925 году палехские миниатюры экспонировались на Всемирной выставке в Париже и получили там золотую медаль. В 1932 году после знаменитой московской выставки «Искусство Палеха», вызвавшей необычайный интерес публики, возник Союз художников Палеха. В 1954-м образовались Палехские художественно-производственные мастерские Художественного фонда СССР, которые благополучно закрылись в 90-е годы.

Что посмотреть в Палехе

Государственный музей палехского искусства. Сайт музея весьма информативный и на нем есть интересная видеоэкскурсия по Палеху. Музей организован в 1934 году. В организации музея активное участие принимал Максим Горький, правда, он никогда не был в Палехе. Музей палехского искусства является значительным музейным комплексом, включающим множество подразделений. Последним открылся экспозиционно-выставочный центр, в котором сегодня располагается музей икон. В экспозиции музея есть множество подлинных древних палехских икон.

1


Экпозиционно-выставочный центр, в котором расположен музей икон


Икона «Акафист Спасителю» 1770-е гг. Считается эталоном палехского стиля иконописания. Одна из самых ценных икон музея Палеха.

Раздел палехской лаковой миниатюры размещается в отдельном двухэтажном здании напротив через улицу Баканова. Экспозиция музея лаковой миниатюры начинается с витрин, рассказывающих о художественных материалах, применяемых в Палехе, технологии изготовления изделий из папье-маше, методах палехской живописи. Следующий зал рассказывает о творчестве основоположников искусства палехской лаковой миниатюры Н. И. Голикова, А. В. Котухина, И. В. Маркичева и других мастеров, включая современных. По экспозиции можно проследить всю историю палехской лаковой миниатюры. В музее лучше взять экскурсию, тогда искусство Палеха точно не пройдет мимо Вашего сознания. Для нас экскурсию проводила представительница одной из известнейших династий художников Палеха — Кориных. Сама по профессии художница, как большинство её родственников и предков, муж скульптор.

1

Лаковые миниатюры хранятся в витринах под стеклом и их сложно сфотографировать

3


2


2


2

3


Классические образцы палехской лаковой миниатюры

2


1


Идеологически выдержанные работы

2

Работа, посвященная Гагарину. Говорят, что эту работу палехским мастерам заказал лично Юрий Гагарин и планировал подарить Хрущеву.

Крестовоздвиженский храм. Возведён в 1762−1774 годах в строгих формах древнерусского зодчества 17-го века мастером Егором Дубовым на высоком холме и господствует над Палехом. Храм был построен на средства прихожан. Роспись стен была закончена к 1807 году. Храм состоит из четырёх пределов и высокой колокольни. Внутренние помещения храма покрыты фресковой живописью, выполненной палехскими мастерами под руководством братьев Сапожниковых, владельцев иконописной мастерской в Москве. В многочисленных композициях представлена библейская история. Все картины выполнены в холодных голубых тонах безоблачного неба. К сожалению, внутри храма фотографировать не разрешают. Голубой цвет куполов Крестовоздвиженского храма является его отличительной особенностью, редко встретишь такой нежный небесный цвет оформления куполов. Все члены нашей небольшой компании единодушно отметили архитектурную оригинальность и исключительную красоту цветового оформления храма и связали её с хорошим художественным вкусом палехских жителей. Крестовоздвиженский храм не был разрушен в эпоху гонения на церковь и в этом тоже заслуга палешан. Они проявили некоторую хитрость, когда обратились в Наркомпрос РСФСР о включении храма в экспозицию музея. Весной 1936 года имущество Крестовоздвиженского храма, в том числе и древние иконы, было передано Государственному музею Палехского искусства, что собственно и спасло храм и всё его содержимое.

8


Крестовоздвиженский храм

4

Колокольня Крестовоздвиженского храма

4


Фрагмент наружной стены Крестовоздвиженского храма с авторской надписью: «Сей храм Воздвижения Честного Креста Господня мастер Егор Дубов».

8


Вечерная панорама Палеха с колокольней Крествоздвиженского храма

Дом-музей Ивана Ивановича Голикова. Первый мемориальный музей в Палехе, связанный с творческим наследием палешан. И. И. Голиков считается основоположником палехской лаковой миниатюры и одним из самых талантливых и ярких художников Палеха. Дом-музей был открыт в 1968 году и находится во дворе музея палехских икон. Экспозиция музея состоит из мемориальной комнаты, где представлены личные вещи художника, а также исторической части, рассказывающей о создания Артели древней живописи в Палехе. Представлены уникальные старинные фотографии Палеха. Один из стендов музея представляет процесс создания палехской шкатулки с раритетными личными инструментами Голикова. Среди экспонатов музея есть редчайшая выпущенная в 1934 году книга «Слово о полку Игореве» с иллюстрациями Голикова. Примечательно, что художник не только создал иллюстрации к книге, но и от руки написал весь текст.

5


Дом-музей Голикова

3


Бюст И. И. Голикова перед домом-музеем

1

Рабочее место И. И. Голикова. Колба — это аналог лампы дневного света, под которой работали палехские мастера. В неё заливали слабый раствор медного купороса и после отражения свечения керосиновой лампы, свет принимал нужный спектр.

1


Стенд демонстрирует последовательность создания знаменитой палехской шкатулки. На стенде есть личные инструменты И. И. Голикова.

Дом-музей Корина. В 1974 году в Палехе открылся Дом-музей Павла Дмитриевича Корина, народного художника СССР, лауреата Ленинской и Государственной премий. П. Д. Корин бережно сохранил этот старинный дом, построенный в конце 19-го века его бабушкой, обстановку и вещи, которыми пользовались его предки и завещал все это родному городу вместе с уникальной коллекцией икон, иконописной графики и западноевропейскими гравюрами. В музее есть и работы многих членов династии художников Кориных — отца, братьев и самого П. Д. Корина: «Ветка рябины», «Палех строится», «Пейзаж с соснами» и др.

4


Дом-музей Корина

Музей-мастерская Н. В. Дыдыкина. В 1978 года в Палехе открылся музей-мастерская скульптора Николая Васильевича Дыдыкина — заслуженного деятеля искусств РСФСР. По аналогии с Домом Корина, этот дом хранит память о старинном палехском роде Дыдыкиных, представители которого дорожили и гордились своим ремеслом. В этой крошечной мастерской были созданы скульптурные портреты старейших художников лаковой миниатюры: И. И. Голикова и Н. М. Зиновьева, несколько скульптурных и живописных работ Андрея Рублева, портреты А.Блока, Д.Байрона, С.Рахманинова и др. Мастерская и более ста работ Н. В. Дыдыкина были завещаны им Государственному музею палехского искусства.

Церковь Ильи Пророка или Ильинская церковь. Является памятником архитектуры 17-го века. Церковь расположена на территории старинного погоста, где сохранились могилы известных художников Палеха: четы Софоновых, четы Кориных, И. И. Голикова, И. М. Баканова и др. Роспись храма была произведена местными палехскими мастерами мастерской Софонова.

1


Ильинская церковь

Улицы старого Палеха являются своеобразным музеем, где каждый дом напоминает о иконописцах и мастерах палехской миниатюры, которые в них жили и творили, здесь рождались их дети и внуки — следующее поколение художников.

На центральной улице висит яркий плакат в палехском стиле, на котором изображены основные достопримечательности.

3


Достопримечательности Палеха, всё в шаговой доступности:

1-Гостиница «Ковчег» 2-Салон «Русские лаки» 3-Музей лаковой миниатюры 4-Музей иконы 5-Дом-музей И. И. Голикова 6-Бюст И. И. Голикова 7-Дом Культуры Палеха 8-Фонтан «Колос» 9-Крестовоздвиженская церковь 10-Информационно-краеведческий центр 11-Конюшни 12-Храм Ильи Пророка (Ильинская церковь) 13-Часовня А.Невского 14-Памятник воинам-палешанам 15-Дом-музей П. Д. Корина 16-Музей-мастерская Н. В. Дыдыкина 17-Столовая «Палех» 18-Палехское художественное училище 19-Художественная мастерская «Палехский стиль»

1


Вот такая центральная улица Палеха

4


Река Палешка расположена совсем близко от центра поселка

7


Заводь на реке Палешка

6


А это центральный дом Культуры

1


Практически единственная местная гостиница под названием «Ковчег» на 7 номеров

1


Одна из главных достопримечательностей — каменный дом иконописца Николая Михайловича Софонова. Дом был построен в 1860 году и сохранился до наших дней. Н. М. Софонов (1844-1910) — известнейший мастер иконописания, знал в совершенстве древнерусскую иконопись, её стили, бережно хранил традиции этого искусства и в этом духе воспитывал своих мастеров и учеников. В его иконописной мастерской работало до 250 работников, за безупречное качество работ ему было присвоено звание «Поставщика Его Императорского Величества». Был прекрасным хозяином, платил работникам хорошее жалование, давал возможность серьезно работать, строил для своих работников дома в Ильинской слободе (ныне улица Горького), некоторые из них сохранились до наших дней. Работники его мастерской среди прочих работ проводили реставрацию древних памятников иконописи: фресок Московского Кремля, Новодевичьего монастыря, Успенского собора Владимира, храмов Сергиева Посада, Пскова, Царицына и других городов России.

На обратном пути из Палеха проезжали мимо Палехского художественного училища и над его входом заметили объявление, что в его фойе проводится выставка продажа лучших работ учеников училища. Не могли отказать себе взглянуть на работы нового поколения художников Палеха. Прокомментировать работы учеников к нам запросто спустился директор училища Михаил Романович Белоусов, личность очень известная в Палехе. Во многом его заслуга, что училище имеет столь высокую репутацию в российском художественном сообществе. В качестве сувенира купили шкатулку лучшей ученицы училища, по внешнему виду ее не отличишь от лучших образцов палехского искусства и это не может не радовать.

1


Но не спешите бежать учиться палехскому письму, по сути это адский труд. Сначала надо изготовить форму, на которой будет производиться роспись. Изготавливается она из картона, лучше всего подходит материал из хвойных пород дерева. Картон нарезают на полосы, смазывают мучным клейстером и накладывают в несколько слоев на деревянную форму (болванку). После того как получилась нужная толщина, болванку вместе с картоном фиксируют в специальном прессе. Под воздействием давления получается заготовка необходимой формы и размера. Заготовку просушиваются при комнатной температуре около двух недель. Затем её опускают на сутки в теплое льняное масло для пропитки, после чего сушат несколько дней в специальной печи, температура в которой поддерживается на определенном уровне. На следующем этапе заготовку грунтуют и шлифуют. После шлифовки на ее внешнюю поверхность накладывают несколько слоев черного лака, а на внутреннюю — масляного лака с киноварью. Киноварь — это известный ртутный минерал алого цвета. В завершении процесса вся поверхность лакируется несколькими слоями светлого лака. После нанесения каждого слоя заготовку высушивают в печи. Наконец заготовку обрабатывают пемзой, чтобы краски не скатывались с гладкой поверхности. Только после всех этих манипуляций художник сможет начать роспись. Но это только подготовка. Сама роспись производится свежими яичными темперными красками слой за слоем в течение достаточно длительного времени. Контур будущего рисунка наносится на изделие острым карандашом, далее с помощью белил делается подмалевок. Именно по нему мастер будет наносить множество прозрачных и тонких слоев росписи. Для их нанесения нужны тончайшие кисти и каждый художник сам вяжет их из беличьего волоса. Завершается работа прописью творенным сусальным золотом (приготовление творенного золота на яичном желтке — это отдельная песня) и «серебром» на основе алюминия. Золотое обрамление рисунка — это ключевой элемент техники палехского письма. После этого раскрашенный золотом рисунок полируют клыком кабана или волка, а затем все изделие покрывают несколькими слоями лака. После нанесения каждого из них рисунок просушивается, полируется на особом полировальном круге, а затем проходит финишную обработку ручной полировкой. Окончательная полировка производится только рукой. Поверхность обрабатывается в течение нескольких часов ладонью, смоченной водой. Лаковая поверхность, отполированная рукой до зеркального блеска, дает изображению дополнительную глубину и насыщенность. И как после такой работы язык повернется сказать, что палехские шкатулки слишком дорогие?

Есть такие проникновенные стихи местного поэта из Иваново Дмитрия Семеновского (1894-1960), посвященные Палеху, которые не смогли не упомянуть:

Пусть же по краскам доски полированной…

По переливам ларца…

Будет разглядывать взор очарованный…

Душу народа творца…

Нам понравился Палех, как город древнего народного промысла, который сохранился и развивается, несмотря на бурную российскую историю 20-го века. Нельзя сказать, что сегодня все легко и просто у палехских художников. Есть проблемы, как у всей страны, но после посещения города осталось светлое чувство, что и дальше все хорошо сложится у палехских мастеров. Внешний вид города где-то неустроен, можно поработать над дорогами и транспортом, некоторые дома требуют ремонта. И если сравнивать Палех с небольшими уютными западноевропейскими городами, то сравнение по внешнему виду будет конечно не в пользу Палеха, но по эмоциональному воздействию на русского человека ни один зарубежный город даже близко не стоит рядом с Палехом.

Несколько слов об особенностях лаковой миниатюры — «визитной карточке» Палеха, слишком много сегодня можно встретить подделок. Лаковая миниатюра традиционно имеет черный цвет, а внутри — красный. На лицевой стороне изделия в нижнем левом углу обязательно должна стоять золотая надпись «Палех», а в правом нижнем — инициалы автора. На днище изделия должен стоять фирменный знак предприятия, покрытый лаком. Стоимость изделия не может быть низкой — палехская роспись относится к дорогим удовольствиям.

Как добраться до Палеха

Железнодорожной станции в Палехе нет, ближайшая станция находится в 30 км в Шуе. Из Москвы на поезде лучше ехать до Иваново. Далее на автобусе. На автомобиле из столицы самый короткий путь проходит через Владимир и Ковров, расстояние примерно 350 километров. Ехать нужно по дороге М7 через Владимир и Иваново, а затем по Р152 через Шую — переезд займет около 6 часов. От Иванова до Палеха — 65 километров, от Нижнего Новгорода — 170 км.

Палех ещё с допетровских времён славился своими иконописцами. Наибольшего расцвета палехское иконописание достигло в XVIII - начале XIX века. Местный стиль сложился под влиянием московской, новгородской, строгановской и ярославской школ.

Кроме иконописи, палешане занимались монументальной живописью, участвуя в росписи и реставрации церквей и соборов, в том числе Грановитой палаты Московского Кремля, храмов Троице-Сергиевой лавры, Новодевичьего монастыря.

После революции 1917 года художники Палеха были вынуждены искать новые формы реализации своего творческого потенциала. В 1918 году художники создали Палехскую художественную декоративную артель, которая занималась росписью по дереву.

, CC BY-SA 3.0

Палешане познакомились с новым материалом папье-маше, являвшимся на протяжении века основой для лаковой миниатюры Федоскина.

Мастера освоили новый материал, перенеся на него традиционную для древнерусской иконы технологию темперной живописи и условную стилистику изображения.

«Снегурочка» авт. Полунина

5 декабря 1924 года семеро палехских художников И. И. Голиков, И. В. Маркичев, И. М. Баканов, И. И. Зубков, А. И. Зубков, А. В. Котухин, В. В. Котухин объединились в «Артель древней живописи». Позднее к ним присоединились художники И. П. Вакуров, Д. Н. Буторин, Н. М. Зиновьев. В 1925 году палехские миниатюры экспонировались на Всемирной выставке в Париже.


«Посёлок Палех». Шкатулка, 1934 год. И. М. Баканов Alex Bakharev , Public Domain

Союз художников Палеха возник в 1932 году. В 1935 году артель была преобразована в Товарищество художников Палеха, в 1954-м образовались Палехские художественно-производственные мастерские Художественного фонда СССР.

Типичные сюжеты палехской миниатюры позаимствованы из повседневной жизни, литературных произведений классиков, сказок, былин и песен. Работы обычно выполняются темперными красками на чёрном фоне и расписываются золотом.

Как отличить от подделок

Каждое изделие выполненные вручную мастером, никогда не повторяются, и несомненно отражают творческую индивидуальность автора.

Своеобразное и тонкое искусство лаковой миниатюры Палеха вобрало в себя как основу принципы древнерусской живописи и народного творчества.

vector-images.com , Public Domain

Палехские миниатюры подписываются по единому образцу. На крышке предмета ставится порядковый номер полуфабриката, указание места (Палех), фамилия и инициалы автора.

С 1934 года на дне кузовка шкатулки ставилась подпись «Made in USSR», которая в 1992 году сменилась на «Made in Russia». Все подписи выполняются творёным золотом.

В конце 80-х годов появился товарный знак на работах Художников Палеха - жар-птица. К каждой работе прилагается сертификат, свидетельствующий о подлинности произведения.

Более десяти лет основным призводственным объединением по изготолению миниатюр является ».

Наличие фирменного знака этого предприятия свидетельствует о подлинной Палехской лаковой живописи.


Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

Кратко о технологии

Работа палехского художника начинается с приготовления краски. Краски в Палехе разводят на яичной эмульсии.

Перед росписью поверхность изделия обрабатывается пемзой. Затем художник наносит на полуфабрикат рисунок тонко отточенным карандашом.
Затем изображение прорисовывается белилами с помощью тончайшей беличьей кисточки (кисти художники тоже изготавливают сами).

Слой белил необходим для того, чтобы при последующем покрытии росписи лаком сквозь краску не проступали чёрные пятна (лак слегка растворяет краску).


Марка «Снегурочка» Mariluna , CC BY-SA 3.0

Закончив работу красками, художник берётся за золото. Листовое сусальное золото (одна порция — 10 листов 12×7 см) тщательно дробится и растирается пальцами. Роспись золотом также производится тончайшей кисточкой.

После того, как художник поставил свою подпись на изделии, оно покрывается лаком и просушивается.

Затем изделие полируется на механическом круге, обтянутом плюшем или бархатом.

Фотогалерея














Полезная информация

П́алехская миниат́юра

Родоначальники стиля

Родоначальниками палехского стиля являются И. И. Голиков и Александр Александрович Глазунов, в московской мастерской которого Иваном Голиковым была написана первая работа в так называемом палехском стиле.

Первое признание

Впервые палехские миниатюры на папье-маше, выполненные по заказу Кустарного музея, были представлены на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в 1923 году, где были удостоены диплома 2-й степени.

Обучение палехской миниатюре

В 1928 году в Палехе открылась профтехшкола древней живописи, обучение в которой длилось четыре года. В 1935 году школа была преобразована в художественный техникум. В 1936 году техникум перешёл в систему Всесоюзного комитета по делам искусств и стал называться училищем (Палехское художественное училище имени А. М. Горького), где обучение длилось 5 лет. В 2000-х годах срок обучения сокращён до 4 лет.

Особенности Палехского письма

Для стиля палехской живописи характерны тонкий и плавный рисунок преимущественно на черном фоне, обилие золотой штриховки, четкость силуэта уплощенных фигур, подчас полностью покрывающих поверхность крышки и боковых стенок шкатулок. Декоративность пейзажа и архитектуры, вытянутые изящные пропорции фигур, колорит, построенный на сочетании трех основных цветов - красного, желтого и зеленого, восходят к традициям древнерусской иконописи. Композиция обычно обрамляется изысканным орнаментом, выполненным твореным золотом. Золото в палехской миниатюре это не только ключевой элемент техники письма, но и часть художественного мировосприятия. Оно связано с символом света. В христианской символике свет становится прообразом Божественной благодати.

Современные художники

В настоящее время в Палехе продолжают работать мастерские Художественного фонда России, небольшие частные мастерские и отдельные художники. Среди них Т. И. Зубкова, А. А. Котухина, Н. И Голиков,А. М.Куркин, К. Кукулиева и Б. Н. Кукулиев, А. Д. Кочупалов, Т. Ходова, В. В. Морокин, Б. Ермолаев, Е. Щаницына и другие.

Применение лупы

Труд художника-миниатюриста требует не только творческого вдохновения, но и огромной точности и тщательности, поэтому палехским живописцам нередко приходится прибегать к помощи лупы.

Зуб волка

Чтобы нанесённое на изделие золото приобрело блеск, его необходимо отполировать. Для этого применяется зуб волка - он имеет особенно гладкую поверхность. Даже с приходом новых технологий и материалов, ничто не смогло заменить этот экзотический инструмент.

Ручная доводка

Окончательная доводка при полировке выполняется только рукой. Поверхность покрывается салом и обрабатывается в течение часа ладонью, смоченной водой. От трения поверхность лака нагревается, выравнивается окончательно и приобретает зеркальный блеск.

Публикации раздела Традиции

От иконы - к шкатулке

П алех. Название, прославленное на весь мир мастерством художников, не всегда ассоциировалось с красочными шкатулками. По преданию, в леса на берегу речки Палешки бежали иконописцы из Владимира и Суздаля. На месте выжженного леса осели и построились. До революции писали иконы, а новая власть, к религиозной тематике суровая, заставила взяться за светские мотивы - сказки, предания, былины. Писать миниатюры стали на шкатулках. Предлагаем вспомнить 10 фактов из истории промысла с Натальей Летниковой.

В традициях первых мастеров . «Палех - село-академия народная», - говорил в 1863 году Георгий Филимонов, хранитель христианских и русских древностей в первом в Москве Публичном музее, заведующий архивом Оружейной палаты . В основе палехского стиля - традиции многих иконописных школ. Отличаются палехские иконы особой тонкостью письма, мягкими плавными линиями и сдержанной цветовой гаммой. Одежды и орнамент блестят золотом - символом света. Цвет драгоценного металла в палехской миниатюре - не просто техника письма. В христианской символике именно свет - прообраз божественной благодати.

Палех, Ивановская область. Фотография: russia-open.com

Кафедральный собор Воздвижения Креста Господня. Палех, Ивановская область. Фотография: sobory.ru

Палех, Ивановская область. Фотография: venividi.ru

Иконописные корни палехской росписи . В окружении лесов да вдали от больших дорог, вдоль живописной речки Палешки. Жили в селе обособленно, торговцы практически не захаживали. Так иконописцы сохраняли из поколения в поколение свои традиции. Лишь в середине XVII века молва о палехских мастерах добралась до Москвы. А уж затем и сами художники оказались в Белокаменной. Палешане приложили свое мастерство в Грановитой палате Московского Кремля , Троице-Сергиевой лавре и в Новодевичьем монастыре .

Новое время, новые образы, новый промысел . После Октябрьской революции художникам пришлось оставить на долгое время библейские образы в поисках других тем. Революция иконопись не жаловала. Тогда появился современный палехский стиль и шкатулки из папье-маше по подобию Федоскинских . Расписывали коробочки и ларчики бывшие иконописцы сюжетами из народных сказок , жанровыми сценками, картинками деревенского быта и пейзажами .

«Артель древней живописи» . Перенесли художники темперную живопись на шкатулки и объединились в артель. В 1924 году по инициативе группы талантливых иконописцев при поддержке искусствоведа и профессора Анатолия Бакушинского была образована «Артель древней живописи». Почетным членом объединения стал Максим Горький , который поддерживал художников. Мастера расписывали ларцы, шкатулки, чайницы, табакерки и пудреницы. Сначала заготовки закупали в Федоскино, но вскоре наладили свое производство.

Михаил Парилов. Николай Чудотворец. Конец ХIХ в. ГМПИ

Николай Корин. Иоанн Предтеча в пустыне. 1806. ГМПИ

Иван Сафонов, Михаил Нефёдов. Иоанн Богослов в молчании. Начало XX в. ГМПИ

Таланты и поклонники . Палехскими иконами восхищались Николай Некрасов , Николай Лесков , Антон Чехов . В 1814 году выказывал особый интерес к работам русских иконописцев Иоганн Гёте . Немецкий поэт даже получил от владимирского губернатора в подарок две иконы, написанные в Палехе, - «Двунадесятые праздники» и «Богоматерь». В 1930-м большая выставка палехской миниатюры прошла в Государственном Русском музее . Работы палехских мастеров стали статьей экспорта. Расписные шкатулки покупал Внешторг и продавал за валюту.

Династии и секреты промысла . Славилась артель своими династиями . Секреты мастерства - дело семейное. Растили живописцы себе смену сызмальства. Одна из старейших палехских фамилий - Белоусовы. Леонид Иванович Белоусов - художник-иконописец. Начинал работать в артели в 1926 году. Лаковая миниатюра стала делом жизни и для его правнука - Евгения Белоусова. И таких славных фамилий в Палехе немало. Голиковы, Котухины, Сивяковы… История промысла и секреты мастерства когда-то не выпускали за семейный круг. Даже замуж выходили за своих, за палехских, тайны росписи оберегая.

Палехская лаковая миниатюра. Фотография: palekh.narod.ru

Палехская лаковая миниатюра. Фотография: kanon-tradition.ru

Мировое признание . Первые же работы палехских иконописцев в новом жанре лаковой миниатюры, выполненные по заказу кустарного музея, получили диплом первой степени на выставке Академии художественных наук . В 1924 году палехские шкатулки произвели фурор на Венецианском художественном вернисаже. Итальянцы даже попросили прислать мастеров для организации школы. Художники покидать Россию отказались. А уже через год после образования артели на Всемирной выставке в Париже палехская роспись получила золотую медаль.

Краски Палеха не для батальных сцен . Так уж сложилось, что Палех - все больше картинки из сельской жизни и сказочные мотивы . Но это в мирное время. Когда вся страна жила единой мыслью о Победе , Сталинградская битва стала источником вдохновения и для художников: «Народные мстители», «По следам врага», «Атака», «Народная война». Работая в тылу, мастера сохраняли ремесло даже во время войны . Только работали старики и допризывная молодежь. Не закрывалось и художественное училище «села-академии» - как называли Палех.