Зарождение русской этнографии. Русская этнография

Среди русских этнографов, которые внесли вклад в описание, систематизацию и классификацию знаний об обычаях русского народа и других этносов России, следует выделить несколько наиболее выдающихся имен. Таковы И.П. Сахаров (1807- 1863), перу которого принадлежит одно из первых собраний русских сказаний; А.Н. Пыпин (1833- 1904), автор объемного труда в четырех томах «Истории русской этнографии»; знаменитый собиратель, издатель и толкователь русских сказок АН. Афанасьев (1826 - 1871); выдающийся фольклорист и этнограф В.Ф. Миллер (1848 - 1913), специалист по осетин
скому языку и культуре осетин; один из создателей Русского географического общества и автор программы этнографических исследований философ и критик Н. И. Надеждин (1804 - 1856); специалист по русскому фольклору Ф.И. Буслаев (1818 - 1897); И. М. Снегирев (1797 - 1868), собравший огромный материал о русских праздниках; один из первых систематизаторов этнографических знаний и провозвестник этнологии Д.К. Зеленин (1878- 1954); славист, тюрколог и историк П.В. Голубовский (1857 - 1907)15; выдающийся тюрколог и археолог В.В. Раддов (1837 - 1918), выдающийся славяновед А.А. Погодин (1872 - 1947), фольклорист Н.Ф. Сумцов (1854- 1922); специалист по героическому эпосу А.М. Лобода (1871 - 1931); собиратель фольклора и составитель знаменитого словаря В.И. Даль (1801 - 1872); византолог и этнограф М.Н. Сперанский (1863 - 1938)12; философ А. А. Потебня (1835 - 1891)13, приоритетно занимавшийся связью языка, мысли и мифа; специалист по русскому язычествуЕ.В. Аничков (1866 - 1937)14;видныйисторикифилологА.А. Шахматов (1864- 1920)15;лингвистиславистА.И. Соболевский (1806- 1908)1е; этнограф ипалеограф, специалистпо белорусскому нар оду Е.Ф. Карский (1860- 1931)17.
Все эти авторы и их работы не утратили ценности. Дело в том, что советская этнография, преобладавшая в XX веке, хотя сама по себе и продолжала накапливать ценный материал по этнической и исторической проблематике, была построена на догматических идеологических началах и поспешно отказалась от всех тех идей, которые не вписывались в марксистский материалистический подход в объяснении происхождения этносов и культур. Поэтому все наследие досоветской этнографической мысли были подвергнуто «классовой» ревизии и переосмыслено. Результаты такого переосмысления и «прогресса» в науки далеко не всегда были адекватными и приемлемыми. Но естественный научный процесс был искусственно прерван и искажен. Поэтому сегодня только еще предстоит осмыслить ценность того или иного этнографического метода, той или иной классификации, того или иного толкования, свойственного различным авторам и школам. Было бы совершенно непродуктивно довериться тому прочтению русских этнографов, фольклористов и лингвистов, которое осуществили специалисты соответствующих специальностей в советское время. Поэтому для конституирования полноценной этносоциологической дисциплины желательно обратиться к источникам русской этнографии напрямую, соотнести их основными направлениями западной этнографии и этнологии и без каких-либо предубеждений выделить ценное, актуальное и важное для полноценного восстановления отечественной научной традиции.

Еще по теме Русская этнография:

  1. Путилов Б.Н., Чистов К.В. (ред.). Фольклор и этнография Русского Севера, 1973
  2. У. Томас: этнография цивилизованных обществ с развитой культурой
  3. Глава I ЭТНОГРАФИЯ И ПОЛИТИКА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА
  4. Глава 28 Попытки приписать идеи Сионских протоколов русскому народу. - «Красная библия» Г. Аккермана. - «Русские вожди мечтают о мировом господстве».

Несмотря на то, что ученые единогласно заявляют об однородности русского этноса, данные антропологов указывают на существование различие типов. Так, житель Костромы заметно отличатся от уроженца Саратова.

Подверженные изменчивости

Русским народом – его внешним обликом, расселением, культурой начали активно интересоваться в середине XIX столетия. Старт серьезным научным изысканиям был задан Обществом любителей естествознания, антропологии и этнографии, появившемся в 1863 году. Его руководитель Анатолий Богданов собрал на раскопках средневековых курганов уникальный материал, который лег в основу накопления новых знаний.

Ученик Богданова Дмитрий Анучин провел кропотливую работу в области исторической этнографии, выявив у великороссов примесь племен, населявших Восточноевропейс кую равнину. Он одним из первых указал на различие антропометрическ их характеристик русского населения в зависимости от региона. Так, согласно его исследованиям, самое высокорослое население оказалось в Остзейских губерниях и землях Войска Донского, а самые низкорослые жили на севере – в Костромской, Вологодской, Архангельской губерниях.

В пятидесятых годах XX столетия один из крупнейших советских антропологов Виктор Бунак провел беспрецедентную по масштабам экспедицию по Европейской части России, в ходе которой было исследовано более 17 тыс. мужчин и женщин, населявших 107 отдельных районов. На основании множества характеристик Бунак доказал, что русский этнос при всей своей однородности подвержен географической изменчивости. Переходные русские типы ученый сформировал в относительно устойчивые антропологически е группы.

Методы исследования

Для того, чтобы картина изменчивости региональных типов русских была максимально достоверной экспедиция Бунака свои исследования проводила с учетом направлений средневековой славянской миграции, выбирая территории, оставшиеся в стороне от массовых миграций XIX -XX веков.

При измерении внешних параметров испытуемых ученые фиксировали основные антропометрическ ие показатели – длину тела, головной указатель, угол выступания носа и высоту лица. За все время экспедиции было сделано около 3 тыс. фотографий. Полвека спустя на их основе методом наложения специалисты создали обобщенные портреты русского населения отдельных регионов.

В настоящее время данные антропологическо го анализа были дополнены смежными дисциплинами – одонтологией идерматоглификой. Первая занимается изучением зубочелюстной системы, вторая – кожным рельефом, в частности, узорами на ладонях и пальцах. Оба метода анализа в целом подтвердили изменчивость русского ареала в зависимости от географии, но в пределах единого «среднеевропейск ого» типа. При этом, были сведены к минимуму угро-финский и монгольский компоненты в составе русского этноса.

Опираясь на все существующие исследования, можно уверенно сказать, что межгрупповые различия у русских значительно меньше, чем таковые между русскими и соседними народами. Наибольший диапазон внутривидовых различий был зафиксирован в северных регионах страны.

Такие разные славяне

Археологические данные показывают, что типичная для средневековых восточных славян комбинация - это среднеширокое лицо с сильной горизонтальной профилировкой и средним выступанием носа. Впрочем, по мнению академика РАН Татьяны Алексеевой, уже в Средние века славянскими племенами были заложены будущие вариации русских антропологически х типов.

Специалисты смогли выделить отдельные типы восточнославянск их племен. Так, для северян и полян была характерна вытянутая голова, узкое лицо и сильное выступание носа. Западные славяне (кривичи, радимичи, древляне) отличались более широким лицом, а ильменские словене – мезокранией (большим головным указателем). При этом вятичи и восточные кривичи (костромские, ярославские ивладимирские) сформировали отдельную группу. Ее особенности – меньший угол выступания носа и ослабление горизонтального профиля лица – признаки незначительной монголоидной примеси.

По мнению антропологов, современные русские заметно отличаются от средневековых славян. Так, известный специалист в области исторической антропологии и географии человеческих рас Валерий Алексеев в числе отличительных черт называл «профилированнос ть нижней части лица вгоризонтальной плоскости ивыступание носа». По мнению ученого, свою лепту в формирование северного ареала русских внес «финский субстрат», правда, следы такого смешения сохранились лишь в окраинном вологдо-вятском регионе.

Антрополог Андрей Евтеев обратил внимание на то, что современные русские ближе к типу, присущему славянам до их контактов с финскими племенами. Вместе с тем ученые выяснили, что активная колонизация славянами северо-восточной Руси привнесла в будущий русский этнос скандинавский и северо-германский элемент.

Усредненный тип

К XVII столетию этногенез русского населения в целом приобрел черты, знакомые нам сегодня. Это отчетливый «среднеевропейск ий» тип. Так, сирийский архидиакон и путешественник Павел Алеппский писал о русских: «В доме каждого человека по десяти и более детей с белыми волосами на голове; за большую белизну мы называли их старцами… Знай, что женщины в стране московитов красивы лицом и очень миловидны; их дети походят на детей франков, но более румяны».

Интересно, что по отдельным параметрам европейских черт у русских даже больше чем у некоторых жителей Старого Света. Последние антропологически е исследования показали, что встречаемость прямого носа у русского населения составляет 75%, что выше среднего значения по Европе (70%). При этом, вогнутый профиль носа у этнических русских не превышает 9%, что приблизительно соответствует средним значениям по Центральной и Западной Европе.

Характерные отличия усредненного русского типа от западноевропейск ого, по мнению антропологов, – это преимущественно светлая пигментация глаз и волос, а также не очень интенсивный рост бороды. В свою очередь, от монголоидного типа русских отличает более высокой рост и практически полное отсутствие эпикантуса. Академик Валерий Алексеев уверен, что этот средний русский тип лежит в основе многочисленных комбинаций, которые свойственны всему ареалу русского населения.

Классификация

Общепринятая классификация региональных типов русских сложилась по результатам антропологическо й экспедиции 1955-1959 годов, организованной Виктором Бунаком. Всего антрополог выделили 12 относительно устойчивых типов, которые между собой образуют более крупные кластеры.

На северо-западе (Новгородская, Псковская, Тверская, Смоленска области) господствуют ильмено-белозерс кий, валдайско-верхне днепровский изападно-верхнево лжский типы. Для них характерна светлая пигментация, выраженный по восточноевропейс ким меркам рост бороды, узкое и сильно профилированное лицо. Одной из вариаций ильменского типа на Белом море считается архангельский тип.

Между Вологдой и Камой расположились вологдо-вятский и вятско-камский типы. От жителей северо-запада их отличает более темная пигментация, ослабленный рост бороды икурносость. Это потомки жителей восточных окраин Новгородской республики и Московского царства, которые контактировали с автохтонным населением- вепсами икоми-зырянами. Здесь сохранился финно-угорский субстрат.

На юге России – зона распространения дон-сурского, степного и верхнеокского типов. Для них характерны южноевропеоидные признаки: потемнение пигментации и сильный рост бороды.

Центральный тип (в прошлом территория раннего Московского царства) учеными признан генерализирующим – занимающим срединное положение между южными и северными популяциями.

В целом антропологи убеждены, что различия между этими типами не носят принципиального характера, обнаружить их удалось, лишь обработав огромный массив данных.

А каков антропологически й облик русских за пределами «исторического ареала»? Ученые считают, что большинство русских жителей Сибири и Дальнего Востока- это обитатели крупных городов (Новосибирска, Томска, Красноярска, Иркутска). Почти все они являются потомками людей, переселившихся сюда в XX веке и никак не контактировавших с автохтонным населением.

Антропология и этнография в изучении славянского этногенеза

Роль антропологии в изучении ранней истории и происхождения славян невелика. Во всех регионах Европы, где проживали славяне и их непосредственные предки, в эпоху бронзы и раннем железном веке безраздельно господствовал обряд кремации умерших. Следовательно, антропологические материалы ранних славян полностью отсутствуют. Наиболее ранние данные по антропологии славян относятся уже к тому времени, когда они широко расселились на пространствах Средней, Восточной и Южной Европы и в значительной степени смешались с разноплеменным автохтонным населением - кельтами, скифо-сарматами, германцами, балтами, дако-фракийцами, финно-уграми, романским населением. В разных регионах расселения раннесредневековых славян выявляется довольно различное антропологическое строение. Средневековые краниологические материалы, таким образом, никак не могут характеризовать первоначальный облик славян. Поиски истоков антропологического строения раннесредневекового славянства среди серий черепов эпохи неолита и бронзы никак нельзя признать оправданными. Предпринимаемые некоторыми антропологами сопоставления результатов анализов краниологических материалов, разорванных более чем двухтысячелетним периодом, носят крайне гипотетичный характер и не могут быть использованы для каких-либо серьезных этногенетических построений. Средневековые антропологические материалы остаются, таким образом, очень важным источником для изучения славянского мира прежде всего средневековой поры.

Безусловно, многое для изысканий в области славянского этногенеза могла бы дать этнография, но опять-таки не очень ранней поры. Ныне славяне не являются единым народом, однородным в культурном отношении. Это большая группа родственных, но вполне самостоятельных народов, каждый из которых имеет свою историю, свой язык, свои этнографические и фольклорные особенности. Формирование этнографических элементов славянских народов было очень сложным многовековым процессом. В ходе расселений славянский этнос включал в свой состав разноэтничные массы аборигенного населения. Естественно, при этом многие прежние этнографические особенности в той или иной степени претерпевали изменения. Они трансформировались также в условиях развития быта, географических и климатических сдвигов. Стратиграфия этнографических напластований - совершенно неразработанная проблема славянской этнографии. Работа эта усложняется тем, что не проведена систематизация всей источниковой базы, собранной в разные периоды представителями различных этнографических школ и направлений. Представляется, что первым шагом по этому пути является составление общеславянского этнографического атласа, работа над которым в настоящее время находится в начальной стадии.

Из книги Славянская Европа V–VIII веков автора Алексеев Сергей Викторович

Из книги В поисках вымышленного царства [Л/Ф] автора Гумилев Лев Николаевич

Из книги Киевская Русь автора Вернадский Георгий Владимирович

II. Историческая география и этнография Барсов, Н.П., Очерки Русской исторической географии (2-е изд. Варшава, 1885). Кудряшов, К.В., Русский исторический атлас (Москва и Ленинград, 1928). Кузнецов, С.К., Русская историческая география (Москва, 1910).Любавский, М., Русская историческая

Из книги Воскрешение Перуна. К реконструкции восточнославянского язычества автора Клейн Лев Самуилович

Из книги ИСТОРИЯ РОССИИ с древнейших времен до 1618 г.Учебник для ВУЗов. В двух книгах. Книга первая. автора Кузьмин Аполлон Григорьевич

Возможности различных наук в освещении славянского этногенеза История ранних славян может быть изучена при широком сотрудничестве разных наук - лингвистики, археологии, антропологии, этнографии и фольклористики. Любая из этих наук в отдельности не располагает и вряд

автора Седов Валентин Васильевич

ВОЗМОЖНОСТИ РАЗЛИЧНЫХ НАУК В ОСВЕЩЕНИИ СЛАВЯНСКОГО ЭТНОГЕНЕЗА История ранних славян может быть изучена при широком сотрудничестве различных наук - лингвистики, ономастики, археологии, антропологии, этнографии и фольклористики. Любая из этих наук в отдельности не

Из книги Происхождение и ранняя история славян [С иллюстрациями] автора Седов Валентин Васильевич

Значение топонимики в изучении этногенеза славян Попытки использовать топонимические материалы для локализации славянской прародины предпринимались многими исследователями. Установлено, что из всех географических названий для этноисторических выводов наиболее

Из книги Происхождение и ранняя история славян [С иллюстрациями] автора Седов Валентин Васильевич

Этнография и фольклористика К сожалению, этнографы и фольклористы до сих пор сделали очень немного для разрешения вопросов этногенеза славян. Между тем и материалы этнографии, и фольклористика могут оказать существенную помощь в изучении ранних этапов славянской

Из книги Илион. Город и страна троянцев. Том 1 автора Шлиман Генрих

§ I. Этнография троянцев У нас есть свидетельство Геродота , согласно которому троянцы были тевкрами. Это подтверждает традиция, сохраненная Аполлодором: Электра, дочь Атласа, родила от Зевса Иасиона и Дардана. Иасион влюбился в Деметру и попытался осквернить

Из книги Исландия эпохи викингов автора Байок Джесси Л.

Саги, или Средневековая исландская этнография Йон Йоханнесон некогда опубликовал труд по ранней истории Исландии, где <…> умудрился почти ни разу не упомянуть события, о которых рассказывается в сагах об исландцах, словно их и вовсе не происходило. Оказалось, однако,

Из книги В поисках вымышленного царства [Ёфикация] автора Гумилев Лев Николаевич

Историческая этнография Наиболее изящная система обобщения данных по этногенезу кочевых народов Центральной Азии - схематические карты, схватывающие либо только Центральную Азию, когда имеется необходимость отметить подробности этнического размещения, либо весь

Из книги Краткая история спецназа России автора Заякин Борис Николаевич

При изучении противника оцениваются: - состав сил и средств противника на маршруте переброски и в районе выполнения группой боевой задачи;- возможности противника по вскрытию разведывательной группы и оказанию ей противодействия - контрразведывательный режим,

автора

Из книги Тень Мазепы. Украинская нация в эпоху Гоголя автора Беляков Сергей Станиславович

Из книги Заря славянства. V - первая половина VI века автора Алексеев Сергей Викторович

Проблемы славянского этногенеза Распад древнеевропейской языковой общности и выделение из нее балто-славянского (или протославянского) языка относится еще к первой половине II тысячелетия до нашей эры. Однако вычленение собственно праславянского языка большинство

Из книги История ислама. Исламская цивилизация от рождения до наших дней автора Ходжсон Маршалл Гудвин Симмс

Исторический метод в изучении цивилизации

Первые описания внешности русских людей.

Геродот в «Истории» пишет живущих на Борисфене (река Днепр) и на Танаисе (река Дон): «Они вообще красивые и рослые; их волосы отливают в русый цвет. Взгляд у них скорее воинственный, чем свирепый». Самоназвание царских скифов - сколоты (skolot, skolt… ).

Историк, славист Любор Hидерле пишет: «Скифы-земледельцы, живущие между Бугом и Днепром (Herodot, IV. 17,18, 53, 54) над порогами и ведущие совершенно иной образ жизни по сравнению с подлинными скифами-кочевниками, не могли быть никем иным, кроме как предками восточных славян. Подолье и Волынь были славянскими уже в эпоху Геродота, судя по его сообщениям о жителях этих областей, которых он называет неврами (Neupoi) (Геродот IV. 100-118) и славянское происхождение которых вполне очевидно.» «Теppитоpия, населенная славянами до их расселения, пpостиpалась между Эльбой и средним Поднепровьем (с Десной, Пpипятью и Беpезиной). .

Во время своего этнического и языкового единства славяне жили на теppитоpии современной восточной Польши, южной части Белоpyссии (в районе сpеднего течения Беpезины, а также по течению Сожа и Ипyти), в севеpной части Укpаины, Подолии, Волыни и Киевщины с Десной ».

Этнический очаг русского народа возник 4500 лет назад на Среднерусской возвышенности, занимающей центральную часть Русской равнины – это место максимальной концентрации носителей гаплогруппы R1a1, являющегося Отсюда он вышел и распространился на территориях Восточной Европы и Сибири.

Сохранились средневековые письменные документы, в которых арабские путешественники и учёные оставили в своих записках наблюдения о народах Руси. В архивах есть записи и о русских людях, их внешних и поведенческих особенностях. Особенно интересны высказывания арабского путешественника Ибн Фадлана,описавшего в 992 году совершенное тело и привлекательный внешность руссов: они «…белокуры, красны лицом и белы телом».

Красотой русских восхищался Марко Поло, говоря о них в своих мемуарах как о простодушном и очень красивом народе, с белокурыми волосами и голубыми глазами.

Сохранились записи и ещё одного путешественника — Павла Алепского. Согласно его впечатлениям о семье русских, в ней больше 10 детей с «белыми волосами на голове», которые «походят на франков, но более румяны…». Уделено внимание женщинам — они «красивы лицом и очень миловидны».

Характерные черты русских

В XIX столетии известный учёный Анатолий Богданов создал теорию о характерных чертах русского человека. Он говорил, что каждый вполне четко представляет себе облик русского. В подтверждение своих слов учёный приводил устойчивые словесные выражения из обихода людей — «чистая русская красота», «вылитый русак», «типичное русское лицо».

Мэтр отечественной антропологии Василий Дерябин доказал, что по своим признакам русские — типичные европейцы. По пигментации они средних европейцев — у русских чаще наблюдаются светлые глаза и волосы.

Авторитетный антрополог своего времени Виктор Бунак в 1956-59 годах в рамках своей экспедиции изучил 100 групп великороссов . По итогам было составлено описание внешности типичного русского — это светлый шатен с голубым или серым цветом глаз. Интересно, что курносый нос был признан не типичным признаком — им обладают всего 7 % русских, а у немцев этот показатель — 25%.

Обобщенный антропологический портрет русского человека

Исследования, проведенные учёными с применением разных научных методов, позволили составить обобщенный портрет среднего русского человека. Для русского свойственно отсутствие эпикантуса — складки у внутреннего глаза, которая прикрывает слезный бугорок. В список характерных черт русских мужчин вошли средний рост, коренастое телосложение, широкие грудная клетка и плечи, массивный скелет и развитая мускулатура.

У русского человека правильный овал лица, преимущественно светлые оттенки глаз и волос, не слишком густые брови и щетина, умеренная ширина лица. В типичных внешностях преобладает горизонтальный профиль и переносица средней высоты, при этом лоб с небольшим наклоном и не слишком широкий, надбровье развито слабо. Русским свойственен нос с прямым профилем (он выявлен в 75% случаев). Кожа преимущественно светлая или даже белая, что отчасти объясняется малым количеством солнечных лучей.

Характерные типы внешности русских людей

Несмотря на целый ряд морфологических признаков, свойственных русскому человеку, ученые предложили более узкую классификацию и выделили среди русских несколько групп, каждая их которых имеет отличительные внешние черты.

Первая из них — нордиды . Этот тип относится к европеоидному типу, распространена в Северной Европе, в северо-западной России, к ней относится часть эстонцев и латышей. Внешности нордидов свойственны глаза голубого или зеленого цвета, продолговатая форма черепа, кожа розового оттенка.

Вторая раса — уралиды . Она занимает среднее положение между европеоидами и монголоидами — это население Поволжья, Западной Сибири. У уралидов прямые или курчавые темные волосы. Кожа имеет более темный оттенок, чем у нордидов, цвет глаз — карий. Представители этого типа имеют плоскую форму лица.

Третий тип русских — балтиды. Их можно узнать по средней ширине лиц, прямым носам с утолщенными кончиками, светлым волосам и коже.

Понтиды и гориды — также встречаются среди русских. У понтидов прямые брови и узкие скулы и нижняя челюсть, высокий лоб, карие глаза, тонкие губы и прямые в светло- или темно-каштановые волосы, лицо узкое и вытянутое. Их светлая кожа хорошо воспринимает загар, поэтому можно встретить и светлокожих, и смуглых понтидов. Гориды имеют черты более резко выраженные, чем у балтидов, а пигментация кожи чуть темнее.

Существует множество мнений по поводу внешних черт, характерных для русских людей. Все они отличаются по критериям и морфологическим признакам, но, тем не менее, имеют ряд общую гаплогруппу.

Гаплогруппа R1a1a - это генетический маркер русского народа.

99% R1a - принадлежат к субкладам из R1a1a1 (R1a-M417), который разделён на следующие субклады:

R1a-L664 по сути Северо-запад Европы, нашли в основном в Западной Германии, странах Бенилюкса и на Британских островах.
R1a-Z645 составляет множество носителей R1a, проживающих на территориях от Центральной Европы до Южной Азии.
R1a-Z283 является основным Центральной и Восточной Европы.
R1a-Z284 является скандинавской субклад с центром в Норвегии. Установлен также в местах колонизированных норвежскими викингами , как и некоторых частях Шотландии, Англии и Ирландии.
R1a-M458, в первую очередь славянский субклад , с максимальными частотами в Польше, Чехии, Словакии, но также довольно распространены на юго-востоке Украины и на северо-западе России.
его субклад R1a-L260 явно славянское население на Западе, с пиком частоты в Польше, Чехии и Словакии, и излучающих на более низких частотах в Восточную Германию, Восточную Австрии, Словении и Венгрии.
R1a-Z280 — балто-славянский маркер, найденный во всей центральной и Восточной Европе (за исключением Балкан), от западной границы, идущей с востока на юго-запад Германии и в Северо-Восточной Италии (область Венето). Его можно разделить на многих кластеров: восточнославянских, прибалтийских, Померании, польскими, Карпатских, Восточно-альпийский, чехословацкие, и так далее.
его субклад R1a-L365 является Поморский кластер найден также на юге Польши.
R1a-Z93 является главной азиатской ветвь R1a белого населения Азии . Носители этого субклада находятся в Центральной Азии, Южной Азии и Юго-Западной Азии (в том числе среди евреев ашкенази ). R1a-Z93 является маркером исторических народов, таких как индо-ариев, персов, Мидии, Митанни (откуда родом ) , и проникнут генофонд арабов и евреев. видит очевидное повторение самоназвания приазовских индоарийских меотов — эпиграфическое МАIТАI, в названии хуррито-арийского государства на севере Месопотамии Митанни, точнее Маitanni (maita-«меоты” + хурритский формант -nni), и утверждает, что приазовские меоты участвовали в создании митаннийской государственности.
его субклад R1a-M434 составляет небольшой процент населения Пакистана. Следы были также найдены в Омане.

Русские – один из самых чистокровных народов в Евразии. Совместные исследования российских и британских ученых-генетиков поставили крест на русофобском мифе, десятки лет внедрявшемся в сознание людей ‑ дескать, “поскреби русского и обязательно найдешь татарина”. Сейчас можно говорить: «Поскребёшь европейца - найдёшь русского по крови!»

Довольно любопытная статья, значительно расширяющая познания по теме расового происхождения русских. Да есть не совсем корректные отсылки к тому, что украинскую и белорусскую нацию формировали те же зачастую расы что и русскую, но формировали как то совсем отдельно. Понятно, что разделение на украинскую, белорусскую и собственно русскую ветвь состоялось значительно позже тех лет когда описываются события формирования расового типа русского народа, тем не мене статья значительно расширеят понятийный аппарат по теме класификации рас, глубокое знание вопроса делает эту статью очень интересной для тех кто интересуется расовыми истоками и антропологией русских.

Ряд англо-саксонских, германских и французских теоретиков расизма XVIII-XIX веков, а в последствии нордическая романтика Третьего Рейха создали великое множество мифов закрепивших мнение о германцах, как о ядре и двигателе европейской цивилизации. Им приписывалась особая чистота, одаренность и привилегированность. И всё бы ничего, но не секрет, что в отношении других европейских народов возникла предвзятость и соответствующее пренебрежительное отношение. Конечно, если говорить откровенно, то Западноевропейская расоведческая школа никогда не отличалась глубоким знанием расовой картины народов Восточной Европы, а так же России (лишь за нечастым исключением), вдобавок к этому её научные изыскания переплетались с политикой и популизмом. Усугубление идёт так же от того, что застарелые взгляды Западноевропейского этноцентризма в нашей стране разбавляются стойкими смердящими советскими бреднями, помноженными на многовековые псевдонаучные фальшивки клевещущие на русских и нашу историю. К сожалению этой даёт свой результат и вот опять мы слышим уже знакомые комментарии о “финно-угорских москалях”, “татаромонголынасиловали…” или относительно новое “рузке остбалты” о которых нам обычно любят рассказывать некомпетентные, малолетние недоантропологи с таких же пабликов.

Антропологическая сторона вопроса.

Своими корнями русские уходят к пяти средневековым племенам. Именно отталкиваясь от их облика и можно судить о расовых типах и вообще расовом качестве современных русских. Краниометрические данные наших далёких пращуров известны благодаря найденным останкам из захоронительных курганов с различных регионов Северо-Восточной Руси. Изложение темы начну с племени, которое дало начало русским центральной части России.
Вятичи - это племя занявшее просторы от Верхней и Средней Оки до Верхнего Поволжья вытеснив попутные народности на Восток, воздвигли одни из древнейших русских городов, такие как Владимир, Старая Рязань, Муром, а впоследствии совместно с кривичами Москву. Во время своей экспансии вятичи не ассимилировали местных автохтонов, благодаря чему их генофонд оставался целостным. Иногда эта было заслугой даже не их самих, а народов с которыми они сталкивались. К примеру, протская голядь противилась ассимиляции на протяжении всего соседства с вятичами вплоть до ёё уничтожения Изяславом Ярославичем в XII веке. Черепа вятичей были высокие и долихокранные, лица характеризовались лептопросопией, сильно выраженной профилировкой и высокой переносицей. Скульптурные портреты (по реконструкции Герасимова М.М и Г.В. Лебединской) так же свидетельствуют о нордическом расовом типе вятичей. Говоря об этом племени, нельзя не упомянуть их потомков отдельно. Так К. Кун выделил особую область “восточного великоруса” уроженцы которой характеризовались чертами свойственными изначальному кордид-типу (к примеру, тёмно-русые волосы в сочетании с голубыми глазами).

Если рассуждать с точки зрения популяционной антропологии, самыми нордоидными по основополагающим признакам (таким как рост, головной указатель, лицевой указатель, горизонтальная профилировка лица, процент выпуклых спинок носа, цвет глаз и рост бороды) являются русские нижнеокского варианта дон-сурского типа, затем русские западного, восточного верхневолжского типов и верхнеокского варианта верхнеокского типа. Напомню, что дон-сурской тип и верхнеокский типы совпадают с расселением вятичей.

Характеристика, данная вятичам, может в значительной мере быть отнесена к северянам - их западным соседям. Необходимо оговорится, что племя северян участвовало в этногенезе русских не целиком, другая весомая часть этой народности обитала на территории Северной Украины и соответственно формировала украинцев. Земли северян были прозваны Северщиной, одни из древнейших городов были Чернигов и Курск. Внешне они имели аналогичные вятичам черты, такие как долихокрания, лептопросопия, почти неразличимая узость скул (у северян 130 мм у вятичей вирируются от 127-130,4 мм) и средняя высота головы (135,5 мм и 135,8 мм), однако об их фенотипе не стоит говорить однозначно. По мнению Бунака северяне относились к понтийскому типу средиземноморской расы. С этим мнением вполне можно согласиться, однако для полной объективности стоит обратить внимание на такую этнографическую группу русских, как саяны (или на старый лад - севрюки). Они являются потомками северян и сконцентрированы в Курской области. Их характерная черта - это повышенная светлопигментированность которая, как известно не характерна для средиземноморцев, это может говорить о наличие среди северян так же и нордической расы с учетом того, что некоторые серии черепов неотличимы от принадлежавших соседним вятичам.

Население же Русского севера формировалось из кривичей и ильменских словен. Кривичи были пионерами колонизации будущих древнерусских земель, они же являлись одним из самых многочисленных восточнославянских племён. Принято разделять кривичей на полоцких и смоленских. Так полоцкие кривичи впоследствии будут участвовать в формировании белорусов, а смоленские продвинутся на Северо-восток, образуя Псков, Ростов и Ярославль. Как и вятичи, на своём пути они столкнулись с племенами балтов и финно-угров. Исходя из археологических данных, кривичей на антропологическом уровне можно разделить на западных и восточных. Западные кривичи занимают промежуточное положение между долихокефальным узколицым и долихокефальным широколицым типами. В этом они схожи с радимичами и дреговичами, но если в случае с последними двумя племёнами это вероятно свидетельствует о влиянии балтских племён, то у кривичей это обуславливается близким соседством с широколицыми ильменскими словенами. С восточными кривичами дело обстоит иначе: ярославская, костромская и владимиро-рязанская серии черепов из курганов XI-XIII вв. образуют особую северо-восточную “кривичскую” группу с несколько ослабленными европеоидными чертами (слабо выступающий нос в купе с уплощенным лицом и нехарактерной для средневековых славян мезоцефалией).

Можно ли, на основании этих данных утверждать, что население этих земель в последсвтии, а тем более их сегодняшние потомки являются ославяненными финно-уграми? Разумеется нет, поскольку почти все изученные краниологические серии происходят из местностей, занимающих периферийное положение по отношению к демографически освоенным районам со старыми городскими центрами - ядра Владимирской земли. Процесс ассимиляции мерянских групп на этой территории протекал в условиях активной древнерусской колонизации, определившей, судя по материалам археологии, явное преобладание славяно-русского этнического элемента. С учётом такого потрясения как татаро-монгольское нашествие, которое резко сократило численность прежнего населения восточных княжеств (в том числе метисного) и последующей замены прежнего населения, выходцами из северных земель можно говорить о крайне низкой связи современных обитателей самых верховий Волги и Оки.
Самое северное племя - словене проживали в районе озера Ильмень. Возникновением своих первых геополитических центров Русь обязана именно им. Такие города как Новгород, Старая Русса, Изборск были основаны словенами, а к примеру речной “блок-пост” Альдейгьюборг был отбит у норманнов и послужил основой городу Ладога. С IX века словене плотно контактируют со скандинавами и соседними финно-угорскими народами. Изначальный тип словен можно охарактеризовать как долихокефальный, широколицый, с сильно выступающим носом. Разумеется, имело место влияние финского субстрата на локальные популяции словен судя по всему выражавшееся в суб-брахицефалии, однако из-за преобладания первого типа, нельзя говорить о какой-то существенной ассимиляции местной чухны.
К сожалению, о племени русов мы знаем вообще-то немного. Вопреки распространенному мнению, русы - это не обобщенное название всех славян Руси, а конкретное племя, которое в процессе активных политических ристаний объединило и возглавило Древнерусское государство на ранних этапах. Уже впоследствии от слова “рус/русин” возник всеобъемлющий этноним “русич”, который распространялся на остальных славян. Сразу стоит пояснить, что сведений о внешности русов не имеется никаких. Подобная неясность стала почвой для множества споров и спекуляций на тему происхождения этого племени (пресловутый норманизм и антинорманизм). Разные историки называли разное местоположение русов. Так Седов локализовал их на территории Курской, Орловской, Белгородской областей России и Черниговской, Сумской и Полтавской областей Украины. При этом имеются основания располагать ареал обитания русов в районе реки Пинеги Архангельской области. Однако весьма говорящим аспектом касательно этой проблемы, является отсутствие каких либо следов, которые бы не вписывались в общую физическую и генетическую картину древнерусского населения, что может говорить о тождественности племени русов в генетическом и антропологическом по отношению к другим славянским племенам.
На основании изложенных фактических данных, антропологичексий тип предков русских можно охарактеризовать как узколицый и длинноголовый.

Что же касается фенотипа современных русских - безусловно, его фундаментом и сегодня является Восточно-нордический тип (кордид тип по Куну или дон-сурский тип в советской антропологии), который особенно широко распространен главным образом среди русских междуречья Оки и Волги.
Немного о возникновении и особенностях вышеуказанного восточного нордида. Этот антротип, распространившийся в первой половине II т. л. до н. э. на территории Волжско-Окского междуречья и Прибалтики, генетически связан с кроманидом: согласно Денисовой, исходная территория его расселения находилась несколько южнее Прибалтики, между Эльбой и Днепром, откуда ранее (в мезолите) произошла миграция кроманида в Прибалтику, а далее на территорию Русской равнины. Очевидно, что восточно-нордический тип является итогом развития кроманоидного типа. Восточно-нодический тип являлся основным для средневековых славян и балтов (для славян как описано выше, он был преобладающим). С балтами ситуация иная: Денисова показывает неразрывную связь между прибалтийскими племенами энеолита - эпохи железа и бронзы - средневековыми и современными балтами. Средневековые славянские серии, согласно Алексеевой, показывают наибольшее сходство с синхронными балтскими сериями и с энеолитическими черепами племён Фатьяновской культуры и культуры боевых топоров Приблтики. Былты отличались от славян несколько более длинным черепом и несколько более широкий лицом (т.е. демонстрировали большее сходство с типом позднего неолита).

Таким образом, для русского населения характерен изначальный нордоидный подтип, избежавший влияния извне и формировавшийся самостоятельно. Для сравнения классический германский Хальштадский нордид который принято считать эталоном, сформировался позже при воздействии дипегментированных средиземноморцев дунайской культуры, а северогерманский мезоцефал (так же известный как Трёндер) возник от смеси изначального кордида с архаичными северными кроманидами вроде фалида, борреби и прочих. Другие характерные типажи русских окончательно образовавшиеся чуть в более поздний период (балтид и западный балтид) так же восходят к восточному нордиду и являются его своеобразной “модификацией”. Их возникновение обуславливается процессами балтизации и эпохальной брахицефализации (смягчением, инфантилизацией и уширением внешних черт). Среди периферийных типов русских можно выделить восточного балтида. Он имеет далёкие корни и возник (точнее перенят), вероятно, ещё в эпоху активной экспансии кривичей на Северо-восток и последующей ассимиляцией финно-угорских племён гребенчатой керамики. Морфологически этот тип сходен с балтидом (от которого по большей части присходит) но так же содержит в себе лаппоидные черты (другими словами обладает монголоидным влиянием). Тип встречается среди некоторых Северных, Восточных и Северо-Восточных популяций русских. Завершая первую часть, добавлю, что в совокупности, современные русские не особо отличаются от изначального древнеславянского расового типа.