Ярославский музей-заповедник: описание и отзывы посетителей. Добрый почин ярославского купца

57.621389 , 39.888889
Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Дата основания ,
Местонахождение 150000, г. Ярославль , Богоявленская пл. , 25
Число посетителей около 65 тыс. в год
Директор Левицкая Наталья Васильевна
yarmp.yar.ru
Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник на Викискладе

Яросла́вский госуда́рственный исто́рико-архитекту́рный и худо́жественный музе́й-запове́дник - одно из крупнейших учреждений культуры и объектов туризма Ярославля . С 1959 года музей-заповедник располагается в самом центре города, на территории упразднённого в 1787 году Спасо-Преображенского мужского монастыря . Музею принадлежит богатая коллекция икон и рукописей , драгоценных тканей и церковной утвари , произведений древнерусского искусства. На территории музея находится древнейшее из сохранившихся в Ярославле зданий - Спасо-Преображенский собор (начало XVI века), кроме этого в состав музея-заповедника входят шесть церквей, являющихся важнейшими ярославскими памятниками архитектуры и живописи XVII века.

История

В 1930-е годы в работе музея были 3 основных направления: изучение исторического прошлого, социалистическое строительство, природа и естественно-производительные силы края. Кроме основных были созданы историко-революционный, антирелигиозный и политехнический отделы. В 1938 году в Ярославском музее Институтом музейно-краеведческой работы был организовал показательный отдел социалистического строительства, на примере которого строились экспозиции в других музеях страны. Активно изучались промышленные предприятия, история рабочего движения, быт деревни, производительные силы региона. Велась большая экспедиционная работа. С 1934 года при музее стали создаваться кружки для учащихся. Сотрудники музея проводили лекции на предприятиях, в клубах и колхозах, в 1940-е годы выступали на радио. Работники музея пытались открыть новые музеи: антирелигиозный в Церкви Ильи Пророка (1938-1941), литературный в церкви Спаса на Городу (1939-1940), архитектурный в церкви Николы Надеина (1939-1940).

Церкви, принадлежащие музею-заповеднику

Филиалы музея

  • Мемориальный дом-музей Л. В. Собинова

Постоянные экспозиции

Вход со стороны Богоявленской площади

  • Аз-Буки (удивительная история русской азбуки)
  • «Ярмарка» для детей и взрослых
  • Во горнице, во светлице…
  • Заволжане. История незабытых слобод
  • Княжество. Уезд. Губерния. Область. Ярославский край с древнейших времен до XIX в.
  • Обаяние старинного фарфора
  • Образы Древнего Ярославля. Искусство XV-XVIII вв.
  • Русский кованый метал
  • Слово о полку Игореве…
  • Шестиногие хозяева планеты

Наиболее ценные (уникальные) коллекции

  • Коллекция денежных кладов - 54 монетных, 3 вещевых, 4 клада бумажных денежных знаков
  • Коллекция русского художественного серебра Ярославля и Москвы XIII - нач. XX вв. Большая часть из 2 тыс. произведений - предметы православного обряда - кресты, оклады икон, венцы, цаты, ковчеги, кадила и т. п. Изделия ярославских серебрянников являются не только уникальными историческими памятниками, но и высокохудожественными произведениями, выделяются ярким своеобразным стилем и высокой техникой исполнения
  • Коллекция редкой книги (рукописные, пергаментные и старопечатные книги к. XII - н. XX в.) - 12000 предметов, многие - национального и мирового уровня
  • Коллекция шелковых художественных тканей. Восток, Западная Европа, Россия (XVI-XX вв.) - около 800 предметов
  • Коллекция Ярославского провинциального портрета - 130 предметов
  • Мемориальная коллекция Н. В. Кузнецова (1902-1958) - более 800 предметов
  • Коллекция иконописи XVI-XIX веков. В составе собрания уникальные комплексы иконостасов Ярославских храмов
  • Коллекция лицевого и орнаментального шитья XV-XIX веков, в том числе работы знаменитых строгановских мастерских и местных монастырей. Около 300 единиц

См. также

  • Медведица Маша

Примечания

Ссылки

Категории:

  • Музеи по алфавиту
  • Ярославский музей-заповедник
  • Историко-краеведческие музеи
  • Художественные музеи России
  • Естественнонаучные музеи
  • Музеи декоративно-прикладного искусства
  • Появились в 1865 году
  • Появились в 1924 году
  • Музеи СССР

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Ярославский музей-заповедник" в других словарях:

    Усадьба Коломенское Церковь Вознесения Господня в Коломенском Координаты … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Карабиха. Координаты: 57°30′34″ с. ш. 39°45′25″ в. д. / 57.509444° с. ш … Википедия

    Переславль Залесский государственный историко архитектурный и художественный музей заповедник Дата основания 28 мая 1919 Местонахождение 152024 … Википедия

Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник был основан в 1865 году. Он занимает территорию бывшего Спасо-Преображенского монастыря, архитектурный ансамбль которого в 2005 году был внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО (в составе исторической застройки города).

В 1924 году в структуру музея-заповедника вошли созданные после Октябрьской революции художественная галерея, музеи древнерусского искусства и книги. Сюда же были переданы ценности, изъятые из бывших дворянских усадеб и закрытых монастырей и храмов. Некоторые экспонаты поступили из частных собраний знаменитых русских коллекционеров Алексея Викуловича Морозова (1857-1934) гг.), Натальи Леонидовны Шабельской (1841-1904 гг.) , Павла Павловича Рябушинского (1871-1924 гг.) , Алексея Борисовича Куракина (1809-1872 гг.) , Павла Ивановича Харитоненко (1852—1914 гг.) .

Помимо комплекса Спасской обители, основанной в XIII веке, в состав музея-заповедника были включены несколько памятников ярославской архитектуры и живописи XVII столетия. Среди них храмы и Богоявления, которые сейчас вместе со Спасо-Преображенским собором пребывают в совместном ведении музея и Ярославо-Ростовской епархии РПЦ. Также в состав вошли церкви Николы Надеина, Рождества Христова и Иоанна Златоуста. Последнюю в 1990-е годы передали Ярославо-Костромской епархии РПСЦ.

Входим на территорию бывшего Спасского монастыря. Здесь размещены главные экспозиции музея - естественно-историческая, историческая, "Сокровища Ярославля" и выставка, посвященная «Слову о полку Игореве».

Перед нами келейный корпус , выстроенный в 1670-1680-х годах вдоль старой монастырской ограды.

Напротив здания выставлены макеты ульев, вызывающие особый интерес у детей и их родителей. Настолько активный, что неразумные туристы варварски влезают за палисадник, напоминая Гулливеров в стране лилипутов. После чего, разумеется, выслушивают укоры сотрудников музея. Не надо портить ценный объект ради памятной фотки в семейный альбом.

Ульи непростые, а выполненные в виде исторических сооружений, ранее стоявших в Угличском районе. Среди них макет кабака, датируемого 1750 годом, магазина 1812 года, принадлежавшего купцу Чекунову, и конторы крепостной управы XVIII века в селе Заозерье. Также здесь представлены макеты зданий из деревни Ворошилово - часовни XVIII столетия и терема XVII века, стоявшего в имении помещиков Арнаутовых. Интересен и макет избы крепостного крестьянина XVIII века.

Это макет терема Ворошиловских помещиков.

В фонде музея - более 300 000 памятников, связанных с историко-культурным и природным наследием Ярославского края.

Особой гордостью является собрание редкой книги, включающее рукописные и печатные книги XII-XX веков. В коллекции, например, есть три евангелия, относящиеся к домонгольскому периоду.

Недалеко от келейного корпуса стоит полевая скорострельная пушка образца 1903 года.

Это 76-мм артиллерийское орудие применялось в русско-японской, Первой мировой и гражданской войнах. Его модернизированный вариант использовался в Великой Отечественной войне. Пушка считается легкой, её масса в боевом положении - 1350 кг. Дальность стрельбы - 8,5 метров. Скорострельность - 10-12 выстрелов в минуту.

В годы Первой мировой воны австрийские и немецкие солдаты прозвали пушку "косой смерти", так как пехота, попадавшая под огонь её снарядов, выкашивалась почистую.

Заглянем в Спасо-Преображенский собор , воздвигнутый в 1506-1516 годах. Он считается древнейшим каменным сооружением Ярославля. Что, кстати, противоречит другому утверждению исследователей. О том, что первым каменным храмом города была 1622 года. Для строительства собора князь Василий III (1479-1533 гг.) прислал мастеров из Москвы, поэтому по архитектуре здание получилось сходным с простыми и строгими храмами Кремля.

Изначально собор окружало гульбище, позднее замененное галереей с открытой аркадой.

Внутри православных храмов не принято фотографировать, поэтому снимок только от дверей. В интерьере нет богатого внутреннего убранства, но можно увидеть множество фресок на стенах и сводах.

Слева от Спасо-Преображенского храма в 1827-1831 году пристроили излишне большую, по сравнению с собором, церковь Ярославских Чудотворцев, выполненную в стиле ампир. Слева стоит маленькая часовня с мощами трех святых.

В часовне похоронены епископ Ростовский Прохор, архиепископ Ростовский Трифон и схимонах Савватий "Верижник".

Епископ Прохор был одним из ближайших сподвижников митрополита Киевского и всея Руси Петра, и после его канонизации написал краткое житие святого. Московские князья Юрий Данилович (1281-1325 гг.) и Иван Данилович Калита (ок. 1283-1340/1341 гг.) ценили дипломатические способности Прохора и не раз давали ему политические поручения. В частности, в 1319 году он выступил посредником между между московским и тверскими князьями, добиваясь их примирения. Известно, что Прохор освящал первый каменный собор Успения в Московском Кремле. В конце жизни он вернулся в Спассо-Преображенскую обитель и принял схиму с именем Трифон. Скончался там же в 1328 году.

Архиепископ Ростовский и Ярославский Трифон был духовником князя Василия Васильевича Тёмного (1415-1462 гг.) . Являлся свидетелем важного события в жизни Ярославля - обретения в 1463 году мощей святого благоверного князя Ярославского и Смоленского Феодора Ростиславича Черного (ум. 1299 гг.) и его сыновей Давида (ум. 1321 г.) и Константина (ум. до 1321) . В 1467 году он сложил с себя сан и поселился в Спасском монастыре. Здесь Трифон и завершил свой жизненный путь в 1468 году. Канонизирован в лике святителей.

В 2010 году к тысячелетнему юбилею Ярославля был поставлен памятник-стела «Клятва князя Пожарского» , выполненный в мозаичной технике. На несколько месяцев в 1612 году древний город стал местом, куда стекалось народное ополчение. Этим важнейшим для русской истории событиям посвятил свою патриотическую картину народный художник России Василий Нестеренко.

В 2013 году на одной из аллей установили памятник Копейке , выпускавшейся в Ярославле с марта по июль 1612 года на временном монетном дворе, действовавшем, когда в городе стояло ополчение Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Серебряная денежка размером 19x14 мм и весом около 0,5 грамма, прозванная в народе "чешуйкой", находилась в широком обращении и шла на содержание народного войска.

Территория музея-заповедника радует своей ухоженностью, здания отреставрированы. Я была здесь несколько лет назад, и улучшения с того времени очень заметны. И не только в отношении музея, но самого города. Ярославль расцвел! С моей точки зрения туриста, он сейчас на 100% соответствует статусу города Золотого Кольца России. Не только по количеству, ценности и замечательному состоянию достопримечательностей, но и по уровню сервиса и практически идеальной чистоте улиц.

В музее-заповеднике можно посетить несколько постоянных экспозиций: Иконы Ярославля XVI - XVIII вв., Природа Ярославского края, Слово о полку Игореве, Сокровища Ярославля (ценности из местных монастырей и храмов, включая архиерейский дом) , Шестиногие хозяева планеты (о насекомых) , ЯрмаНка (интерактивная выставка о ярославских ярмарках) , Княжество уезд, губерния, От времени Ярославова…, История Спасо-Преображенского монастыря.

По данным Ярославского музея-заповедника, в год здесь бывает более 600 000 человек.

Самым впечатляющим в историческом комплексе, несомненно, стало посещение звонницы. С её смотровой площадки город открылся как на ладони, восхищая своими открыточными видами.

Звонница была построена в XVI веке, но впоследствии перестраивалась в сторону расширения и возвышения, став в результате одним из самых высотных зданий Ярославля.

Свой окончательный вид сооружение приобрело в XIX веке.

В тот период был достроен третий ярус в псевдоготическом стиле, над которым возвели небольшую ротонду, но в классических формах. Мешанина скажите, однако все вписывается в общий "русский стиль".

С такой высоты можно изучать город.

С неё видны многие храмы древнего города.

Перед нами масштабное здание трапезной с церковью Рождества Христова . Есть предположение, что оно было построено раньше Спасо- Преображенского собора, но тоже в начале XVI века. Поскольку трапезная предназначалась не только для питания монастырской братии, но и тожественных приемов, то она имела красивое внутренне убранство и превосходное для своего времени благоустройство. Тепло в помещения шло через отдушины от кухонного очага, а подача блюд осуществлялась непосредственно из поварни через люки. Нижнюю часть здания, помимо кухни, занимали хлебная, квасоварня и кладовые. На втором этаже, где располагалась трапезная, были устроены и жилые покои.

Неподалеку от стен бывшего Спасского монастыря красуется гарнизонная . Дата постройки - 1657 год.

Выше всех городских зданий взметнулась колокольня Сретенского храма , отстроенного в русском стиле в конце XIX столетия.

На гербе Ярославля изображен медведь. С ним связана легенда об основании города. Она рассказывает о победе Ярослава Мудрого над лютым зверем, которого напустили на князя местные язычники, не желавшие принимать христианство. Сразивший медведя секирой Ярослав был признан непокорным народом, а на месте битвы стали возводить новое поселение.

Город рос, становился краше, богаче и ныне является одной из жемчужин земли русской.

Спустившись в колокольни, мы отправились осматривать другие , которых в древнем городе оказалось очень много. О них в новых рассказах.

Описание которых можно найти в любой туристической брошюре, радуют глаз гостей города и местных жителей. Об одной из них мы и поговорим сегодня.

Путешественники, осматривая районы Ярославля, просто не могут не заметить Спасо-Преображенский собор, находящийся в самом центре города.

И они порой удивляются, узнав, что это здание принадлежит не церкви, а музею. Ярославский музей-заповедник - одно из самых крупных культурных учреждений города Ярославля. Кроме того, это важный туристический объект. Его посещают в год около 600 тыс. человек. Полное название этого музея, кстати говоря, непростое: "Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник".

Краткое описание

Этот культурный объект с 1959 года находится в самом центре города, в здании, занимаемом ранее Спасо-Преображенским мужским монастырем, который был упразднен в 1787 году. Богатая история рукописей и икон, и драгоценных тканей, а также произведений древнерусского искусства принадлежит этому музею. На его территории расположено здание, относящееся к началу 16 века и являющееся самым древним из сохранившихся в комплексе. Это Спасо-Преображенский собор. В состав музея, кроме того, входят 6 церквей, которые являются важными памятниками живописи и архитектуры 17 века.

История музея

В 1865 году, 12 (25) января, был открыт при Обществе, созданном для естественно-исторического изучения губернии (полное название его приводить не будем), первый музей. Его основателем стал Петровский Андрей Станиславович, профессор естественной истории. Общество в 1901 году переименовано в естественно-историческое, и после этого была сформирована крупная энтомологическая коллекция. Естественно-исторический музей являлся в начале 20 века одним из самых крупных музеев России, расположенных в провинции.

В 1895 году создано Древнехранилище. Это был исторический музей, задача которого - охрана и изучение культурно-исторического наследия края. Его коллекция насчитывала 100 экспонатов в 1895 году, а в 1914 она увеличилась аж до 12 тысяч наименований.

В 1924 году два музея объединились и образовали Ярославский государственный областной музей. Бывшее Древлехранилище древнерусского искусства (открытая в декабре 1919 года художественная галерея), естественно-исторический музей и научная библиотека вошли в его состав. Он стал подчиняться в 1928 году Губернскому музейному управлению.

В результате произошедших в 20 веке неоднократных преобразований этот культурный объект приобрел статус заповедника.

Спасо-Преображенский монастырь

В уникальном архитектурном ансамбле, который являлся ранее монастырем, расположены основные экспозиции интересующего нас музея. Одним из лучших памятников архитектуры нашей страны является Спасо-Преображенский монастырь, построенный в 1516 году.

Строительство заказал Василий III, великий князь. Работы осуществляла московская артель, руководил которой итальянский мастер. Он был в числе тех, что перестраивал в свое время московский Кремль. Времени правления Ивана Грозного принадлежат стенописи храма. Они были выполнены с 1563 по 1564 гг. Это один из двух дошедших до наших дней ансамблей относящихся к этому времени, а также единственный с полной атрибуцией (мы знаем имена художников, даты росписи). Построенная в виде мощной стены в 16 веке нижняя часть звонницы дает некоторое представление об этом типе сооружений, относящихся к архитектуре Древней Руси. Выполненная в начале 19 века верхняя часть ее имеет смотровую площадку, единственную в своем роде в Ярославле. Она позволяет увидеть всю заповедную часть этого города, которая была включена ЮНЕСКО в Список объектов, имеющих всемирное культурное значение.

Трапезная палата и другие памятники заповедника

Относящаяся к 1516 году Трапезная палата была построена по образцу находящейся в московском Кремле Грановитой. Памятники 16 века, такие как Святые ворота, крепостная башня ансамбля (первая и главная), парадный вход в монастырь, входят в состав фортификационных сооружений ансамбля. К 17 веку относится Угличская башня, которая имеет большую проездную арку в нижней части (она служила для проезда со стороны Углича на Ярославский посад), а также Богородицкая башня с большим подвалом, в котором, возможно, в Средневековье начинался подземный ход.

5 ярких памятников 17 века, которыми гордится г. Ярославль, входят в состав этого заповедника. Они характеризуют различные этапы становления и развития школы ярославской фрески и храмового зодчества. Это такие церкви, как Николы Надеина, относящаяся к 1622 году (стенописи были выполнены в 1640), Рождества Христова, построенная в 1644 году (в 1682 году были сделаны стенописи), Ильи Пророка (год постройки - 1650-й), Иоанна Предтечи, представленная на фото ниже (год строительства - 1687-й, стенописи сделаны в 1696 и 1700 годах) и Богоявления (стенописи относятся к 1693 году, как и само здание).

Расскажем о постоянных экспозициях, которые предлагает посетителям Ярославский музей-заповедник.

Ярмарка

Посетив данную экспозицию, вы увидите, какой ярмарка была много лет тому назад, а также станете непосредственным участником этого интересного действа. Вы сможете побывать в роли покупателя, продавца, зазывалы, а также других участников ярмарки. В ваших руках смогут оказаться некоторые предметы. Гири и безмены, кукла "нянька" и "роспись приданому", меры винные и коренушки, а также множество других раритетов можно увидеть на этой выставке.

Наверное, любой человек слышал хоть раз о ярмарке или бывал на ней (и в наши дни их проведение актуально). Интересно, а какие эмоции и мысли вызывает слово "ярмарка" у вас? Конечно же, это крик, шум, смех. "Крик", между прочим, - понятие профессиональное. Так торговцы и разносчики называли присловья, вместе с которыми они продавали товар. А знаете ли вы, когда люди впервые начали покупать и продавать, и какие товары выставлялись в те древние времена для продажи? Ответы на эти, а также на множество других вопросов вы получите, посетив эту выставку, которая поближе познакомит вас с традициями такого русского города, как Ярославль. Отзывы позволяют утверждать, что она будет интересна как детям, так и взрослым.

"Княжество, уезд, губерния"

Это еще одна достойная внимания выставка, которая знакомит посетителей с культурной, экономической и политической историей края в период с 16 по 19 вв. В трех залах представлены основные вехи в истории, относящиеся к данному периоду. Вы узнаете, как выглядели в те времена различные районы Ярославля, чем был отмечен в Ярославском крае период правления Ивана Грозного, последовавшее за ним время Смуты и "Золотой век" этого города (17-й), об основании губернии, а также о том, кто стал первым губернатором.

На этой выставке представлены подлинные печатные и рукописные книги 17-19 веков, вооружение иностранных и русских воинов, иконы общерусских святых и ярославских князей, образцы искусства кузнецов и ювелиров-серебряников, а также предметы быта, которые использовали жители такого древнего города, как Ярославль. Отзывы о посещении экспозиции только положительные - здесь есть на что посмотреть.

Посетители, кроме вышеперечисленного, увидят монеты-чешуйки, которые были отчеканены в городе во время пребывания в нем ополчения Минина и Пожарского (то есть в 1612 году), когда на 4 месяца Ярославль стал временной столицей всего государства; уникальную шведскую монету-плиту номиналом в 8 талеров, вес которой составляет 16 кг (она относится к 1659 году); а также великолепную карету, которую сделали французские мастера в 18 веке. Эта карета когда-то принадлежала Мельгунову Алексею Петровичу, первому генерал-губернатору ярославскому.

Гербы, планы, карты Ярославля, акварели, живописные полотна, архитектурная графика и другие экспонаты ярко иллюстрируют социальную, культурную и политическую историю этой губернии вплоть до 19 века.

"Слово о полку Игореве"

Честь открытия этого уникального памятника принадлежит Мусину-Пушкину. Однако история его обнаружения остается загадкой и по сей день. Первое издание "Слова" появилось осенью 1800 года, а спустя 12 лет рукопись, которая хранилась на Разгуляе, в доме Мусина-Пушкина, сгорела в пожаре, охватившем столицу во время отступления Наполеона.

"Слово" в г. Ярославль вернулось во второй раз. В музее-заповеднике в 1985 году открылась экспозиция, единственная в своем роде в России. Усадьба Иловна - это место, где положено было начало коллекции Мусина-Пушкина. Сегодня, только посетив Ярославский музей-заповедник, можно увидеть мебель, произведения искусства, книги, и представить, какой эта усадьба была в те далекие времена. Документы, письма, мемориальные предметы, а также первое издание, которое является библиографической редкостью, дают каждому возможность почувствовать сопричастность к истории открытия этой рукописи, ее трагической судьбе, новому рождению и, безусловно, бессмертию.

"Иконы Ярославля 16-18 веков"

Это еще одна интересная постоянная экспозиция. Выставка икон является настоящей энциклопедией русского искусства 16-18 веков. Торжественные и монументальные иконы, такие как "Преображение", Богородичные, созданы были ярославскими и московскими мастерами. Они были выполнены во 2-й половине 16 века. 17 век, как вы помните, Ярославля. В это время было создано множество икон - Иоанна Златоуста, Ильи Пророка, Иоанна Предтечи и др. Искусство Нового времени представляют образы Иоанна Воина, Великомученика Георгия, Архангела Михаила. Они соединили в себе веяния барочного стиля с традициями ярославской иконописи. Все это вы можете увидеть, посетив Ярославский музей-заповедник.

Другие постоянные экспозиции

К числу других постоянных экспозиций относится выставка под названием "Шестиногие хозяева нашей планеты", рассказывающая о стрекозах, бабочках, кузнечиках, жуках, пчелах и других представителях мира насекомых. "Сокровища Ярославля" - это важнейшая часть собрания музея. В этой экспозиции представлены изделия мастеров средневекового Новгорода, Москвы, Ярославля, а также ювелиров нашего времени. Вы увидите сокровища ризниц храмов и монастырей Ярославля, вклады богатых купцов, местных аристократов и царей. Последняя экспозиция из постоянных - "Природа Ярославского края". Отдел природы, представленный в этом музее-заповеднике, существует с 1865 года. Благодаря мастерству Кузнецова, натуралиста, таксидермиста, музейщика, скульптора и художника, экспозиция приобрела современный облик. Отделу природы в 1976 году присвоено было его имя. В данной экспозиции представлен с максимальной полнотой животный мир всей Ярославской области. Вы найдете как животных, которые обитали в далекие эпохи, так и современных представителей фауны. С весны 1992 года на территории музея поселилась медведица Маша (медведь, как известно, это символ Ярославля). Ниже представлен флаг Ярославской области.

Филиалы музея

У этого музея есть 3 филиала: Мемориальный дом-музей Собинова, музей "Космос" и музей Боевой славы. Скажем пару слов о "Космосе", расположенном в селе Никульское.

Музей "Космос"

Он посвящен Валентине Терешковой. Этот музей был открыт в 1975 году и состоит из двух зданий, которые объединены в единый комплекс. Мемориальная часть - это крестьянская изба, которая была восстановлена по описаниям самой Терешковой, а также ее родственников. Находившийся в деревне под названием Большое Масленниково, расположенной в 1,5 км от Никульского, родительский дом не сохранился, поэтому был выстроен по образцу избы матери отца Терешковой, где в годы войны жила семья. Экспозиция же находится в современном здании, специально построенном. Она рассказывает о жизни Терешковой и других жителей Ярославской области, которые внесли свой вклад в развитие космонавтики.

Есть в мировой культуре алмаз необыкновенной ценности – «Слово о полку Игореве». Кем оно было написано – доподлинно неизвестно. А вот где найдено – в том нет тайны - в жемчужине православной архитектуры – Спасо-Преображенском монастыре. В Ярославле. Величественному архитектурному ансамблю, в котором и сегодня чувствуется первозданный дух, мощь ярославской земли уже более восьми веков. Сегодня здесь государственный музей-заповедник, доступный всем тем, кому небезразлична родная культура, и кто просто, любопытства ради, заглянул в приветливо открытые двери заповедника. А посмотреть здесь и полюбоваться есть на что. Русские зодчие строили с любовью.

Три главных храма

Как только переступаешь ворота бывшего мужского монастыря, время совершает невообразимый кульбит: величественные храмы, уникальная роспись, многоярусные аркады галерей, аскетичные щелевидные окна… - XIII-XVI века обступают тебя со всех сторон. Три брата с мудрым спокойствием взирают с высоты золоченных куполов:

Собор Спаса Преображения;

Церковь Ярославских Чудотворцев;

Церковь Рождества Христова (Крестовая).

Собор Спаса Преображения

Главным величают собор Спаса Преображения – древнейший храм, купола которого взметнулись в небо в первые два десятилетия XIII века. К сожалению, на ту пору он был деревянным и сильно пострадал от жесточайшего пожара XVI века. И на его фундаменте был построен белокаменный храм с круглыми окнами на полукруглом прясле стен, широким орнаментом портальных откосов, открытой лоджией-галереей с западной стороны фасада. Восточная же сторона полна монашеского аскетизма – окна-щели, глухие стены. Есть в нем черты Благовещенского Собора Московского Кремля, по образу которого и возводился, и своя особая харизма некой двойственности стилей.

Ярусное чередование объемов, ряды однотипных арок, что опираются на колонны, цветистые росписи добавляет собору изящную живописность. Роспись собора, дошедшая в наше время со средних веков – живой свидетель искусности своих создателей (московских иконописцев Лариона Леонтьева сына, Третьяка, Федора Никитина детей, ярославских художников Афанасия и Дементия Исидоровых – их доподлинные имена и сегодня отчетливо читаются в «клейме» северо-западного столпа): сюжеты Страшного суда с автентичным изображением иноземцев чужой веры в инородных для веры православной культуры чалмах, остроконечных меховых шапках; фрески, где достоверные копии семи вселенских храмов, со высокими звонницами, многоглавыми церквями, восьмискатные кровли моноглавных соборов; аскетичный образ, предсказавшего появление Мессии Ионна Предтечи – сына праведной Елисаветы и пророка Захария; полуфигура Всевластителя, что окружена своими прародителями – невесомая, изящная, поэтичная и вместе с тем экспрессивно насыщенная; живописное изображение прядущей кудель служанки, всадников, несущих благую весь во все города и веси, купание младенца; фрески с изображением небесного покровителя Ярославля – князя смоленского и ярославского Федора Ростиславовича Черного (историческая личность) и сыновей его…

А подле крестом раскинувшегося Собора Спаса Преображения – высочайшая и красивейшая ярославская звонница с церковью Печерской Иконы Богоматери, с расписанным прямо на стене иконостасом. Беседки-ротонды, перекрытые своды аркад, круглый купол – классика церковной архитектуры. На ее звонном ярусе – 18 уникальных колоколов, старшему из которых уже пять веков. А в благовестном колоколе ярославской звонницы более 100 пудов веса! Тому, кто преодолеет сотни ступенек славного столпообразного четырёхъярусного строение, в ротонде и третьем уровне которой с легкостью узнается дух архитектурного романтизма, откроется потрясающий вид на музейный комплекс и город.

Церковь Ярославских Чудотворцев

Церковь Ярославских Чудотворцев - Феодора, Давида и Константина – которую также величают церковью Входа Господня в Иерусалим. Причина двойственного названия – тот же страшный пожар, что разрушил Собор Спасо-Преображения. До него храм был посвящен Входу Господнему в Иерусалим. После – в подклете нашли мощи святых покровителей Ярославля. Построили на старом фундаменте новый храм и именовали его по-новому. Цоколь же входоиерусалимской церкви сохранился, его и сейчас можно увидеть в подклете

Она – образец классицизма: циркулярные перемычки окон, что окаймлены колонками из белого камня и нарядными кокошниками, просторная трапезная, трехступенчатый полукруглый выступ здания, увенчанный монументальным куполом, парадная белокаменная лестница, крытая галерея, поддерживающаяся шестью точенными колоннами. Церковь примыкает к Собору – северной частью своего фасада. Кстати, с этой же стороны особо внимательные посетители музея с легкостью заметят отголоски XVII века – фрагменты кладки и «катушек».

Крестовая церковь

Крестовая церковь, или церковь Рождества Христова на сегодняшний день – обезглавленный храм. Беда случилась с ней во времена гражданской войны – в 1918 году – строение изрешетили пули и снаряды. Изначально же она была построена в XVI веке, позже здесь появились новые пристройки.

В свое время она была составным элементом трапезной монастыря – до вкушения еды и после нее монахи читали в ней молитвы. Несмотря на то, что когда-то в ее нижнем этаже были кладовые и кухня «поварня», церковь имеет вид непреступной крепости с маленькими окнами-бойницами – времена её возведения были суровые и жизнь монахов – далеко не сахар. Веру православную защищали порой с оружием в руках. Полукруглые уступы стен, уходящие вглубь, поддерживают ощущения защитного сооружения.

И все же при всей ее архитектурной строгости есть особый вид украшений, искусно созданный не изразцовым, а обычным кирпичом – своеобразный орнамент кладки. Кроме того средину и углы цельных, монотонных стен прорезают выступы в виде пилястр, отдаленно напоминающие бревенчатые выступы (очень необычное для каменного здания дополнение по нынешним временам). Церковная трапезная была искусно выложена фресками (фрагменты которой можно увидеть и сегодня). Интересна она еще и своим комфортным обустройством: тепло от кухонного очага по отдушинам поднималась на второй этаж церкви (а он был жилой), еда для монахов и именитых гостей монастыря подавалась через специально проделанные люки-лифты - гениальное техническое решение средневековья!

Здания музея-заповедника

Настоятельские покои – пышный дворец родом из XVII века, не смотря на то, что на нижнем этаже его были когда-то хозяйственные службы. Когда-то здесь останавливались практически все монархи Руси-матушки, что частенько навещали Ярославль. Сегодня здесь выставочные залы и аура таинственности. Кстати, в прошлом веке, во время реставрации церкви был найден клад: не утвари и посуды, летописей и икон, а серебряных монет!

Башни

Кроме трех храмов-братьев, в Спасо-Преображенском монастыре сохранились аскетические кельи монастырской братии, отстроенные в XVII веке (сегодня здесь изумительная по своей красоте и значимости культурная экспозиция) , Западные, Северные, Водяные и Святые ворота (возведенные в XVI веке), Семинарский корпус, Дом ризничего, Трифоновская часовня, башни XVI-XVII веков.

Кстати, изначально последних было шесть. Сегодня их четыре:

Богородицкая;

Михайловская;

Богоявленская;

Угличская.

В Богородицкой глухой, без ворот башне, что была построена в XVII веке в виде неприступной каменной крепости, и сегодня можно увидеть подвал с потайным ходом, по которому монахи беспрепятственно могли передвигаться во время осады монастыря по всему его периметру и надежно укрыться от врагов. Мощные стены с угловыми и срединными выступами, пирамидальный купол, сторожевые вышки, окна бойницы – монахи были не из робкого десятка.

Михайловская башня – восьмигранное строение с лжеокнами. На сложной барочной кровле – золоченный шпиль. Ранний провинциальный классицизм. Функция её скорее декоративная, чем практично-боевая. Но было так не всегда. Когда-то юго-восточный проход к монастырю перекрывала проездная башня Михайло-Архангельского храма.

Богоявленская башня – мини-фортификационное двухярусное строение в псевдоготическом стиле. Двойные ряды стройных высоких окон. Со всех сторон её округлых стен – каменные готические конической формы башенки – контрфорсы с пинаклями. Глубоко врезавшиеся в стену экседры, рустованные стены второго уровня, Появилась она уже в XIX веке – на месте первоначальной, что в XVII веке защищала западные ворота в монастырь-крепость и была, кстати, построена самой первой из ныне сохранившихся.

Угличская башня очень похожа на Богородицкую. Та же мощь, те же сторожевые башни, но она была проездной. Построена она на месте деревянной, что перекрывала дорогу на Углич. Несколько боевых уровней, верхний из которых мушкетный, нижний – пушечный. Средина – место для кипятка или кипящей смолы. И все же суровая мощь дополнена своеобразным мужественным изяществом – крыша галереи, что проходит по всей монастырской стене, опирается на стремительно возносящиеся вверх ярусные ряды.

Святые ворота

Святые ворота тоже относятся к фортификационным сооружениям. Над ними – дозорная вышка, где висел когда-то колокол-набат (и остатки надвратной церковки – до нас дошли только её галереи), внизу два прохода: широкий для конной процессии, узкий – для пеших воинов. С одной стороны – захаб (специальное оборонительное строение, попадая в которое враг оказывался в каменном глухом мешке – со всех сторон глухие стены, сверху – обжигающий кипяток или стрелы). К сожалению, сейчас о нем остались только воспоминания. Внутренняя роспись Святых ворот была украшена фресками, заставляющими каждого вошедшего в монастырь задуматься о суетности бытия: сцены Страшного суда. Эпизодические фрагменты апокалипсиса и сегодня выглядят весьма впечатляюще. А еще здесь стела-памятник «Клятва князя Пожарского» - прорубленное арочное окно в славное прошлое русской истории. Отсюда Пожарский выступал на защиту родной земли. И места, в которых закалялось мужество русского духа стоит навестить сегодня. Каждый уголок музея пропитан историей.

Экспозиции и Музеи

Практически в каждом здании здесь расположилась постоянная экспозиция, либо проходит интересная выставка. Список постоянных экспозиций:

- "Слово о полку Игореве" - экспозиция древних и уникальных книг X - XVIII веков.

- "Природа Ярославского края" - природоведческий музей Ярославской области. Основная часть экспонатов это восковые фигуры и небольшие панорамы, изображающие местную природу.

- "Иконы Ярославля XVI - XVIII веков" - огромная экспозиция икон

- "История Ярославского края" - коллекция предметов, обнаруженных при раскопках в Ярославле. В экспозиции представлены уникальные предметы, которые полностью раскрывают историю города.

- "ЯрмаНка" - экспозиция различных интересных предметов XIV - XIX веков, которые можно было приобрести или повстречать на ярмарке

- "Княжество, уезд, губерния"- эта экспозиция рассказывает о политической, экономической и культурной истории Ярославского края в период с XVI по XIX вв.

- "Сокровища Ярославля" - уникальное собрание ювелирных украшений, а так же предметов роскоши XIV - XIX веков

- "Шестиногие хозяева планеты" - экспозиция, посвященная насекомым, населяющим нашу планету. Огромное собрание самых интересных образцов не только России, но и всего мира.

История Спасо-Преображенского Монастыря

Спасский монастырь считается древним мужским упраздненным монастырем, который был построен в Ярославле и отыграл в нем огромную роль. Непосредственным местом расположения монастыря является Богоявленская площадь возле Московского моста. Он славится сохранившимся на его территории архитектурными памятниками 16-19 веков. Именно здесь обнаружили известное «Слово…» - древнерусское литературное наследие. Покровитель монастыря – князь Константин из Ростова.

- первая половина 13 века

Спасо-Преображенский монастырь для Ярославля сыграл важную роль, ведь очень долго был духовной, культурной и экономической составляющей города. Его основали в 12 веке. В летописях о монастыре речь идет с 1186 года. Изначально он был выполнен из дерева. С 1216 по 1218 года в монастыре впервые функционировало духовное училище, которое позже перевели в Ростов. С 1216 по 1224 года для монастыря ознаменовались строительством Спасо-Преображенского собора, инициатором чего выступил князь Константин.

Образовавшееся Ярославское княжество стало толчком для возведения в 1218 году в юго-восточном углу собора миниатюрной Входоиерусалимской церкви. К сожалению, увидеть ее в наши дни не представляется возможным. Кроме того, в первой половине века монастырь обзавелся собственной большой библиотекой. В связи с этим начались работы по переписыванию рукописных книг.

- 14-15 века

Власти Спасо-Преображенского монастыря духовно наставляли всех князей Ярославля. Такое положение духовников разрешало им оказывать влияние на дела князей, их политические взгляды и при этом удовлетворять свои личные интересы.

В подклете Спасо-Ярославского монастыря неоднократно хоронили удельных князей. В этом месте покоится не только Федор Черный и его дети - Давид с Константином, но и Василий Грозные Очи и местный правитель – князь Александр. Последний был погребен в 1471 году после того, как Ярославль присоединили к Москве. С 1463 года подклет Входиерусалимской цервки хранит мощи Чудотворцев Ярославля. К их числу относится Святой Благоверный князь Федор с Давидом и Константином. В этом же году Иван ІІІ с митрополитом Филиппом заказали у московских умельцев житие Федора Черного. Благодаря житию ярославские чудотворцы оказались в пантеоне всех русских святых и стали самой важной святыней города.

- 16 век

В 1501 году монастырь был разрушен из-за воспламенившегося пожара. Через пятнадцать лет после трагедии монастырь построили снова. В качестве образца были взяты Благовещенский и Архангельский соборы кремля, находящегося в Москве. Сейчас Спасо-Преображенский монастырь считается самым старым строением Ярославля. Его фрески писались с 1563 по 1564 года. Они выступают в качестве древнейшего памятника стенописи в Ярославле, который сохранился со времен Ивана Грозного. В то время возвели первую башню из камня, которую назвали Святыми воротами.

Московские и местные художники для обновленного собора создали огромный иконостас, шестнадцать икон с храмовым образом которого можно увидеть и в двадцать первом веке. В этом же время возвели звонницу, Трапезую палату и Крестовую церковь, а стены из дерева заменили каменными. После этого монастырь стали считать очень укрепленной частью Ярославля. Особое расположение к памятнику архитектуры имел Иван Грозный. Им было пожаловано монастырю 55 грамот, а его сыном - 12.

- 17-18 века

В первой половине 17 века Спасскому монастырю совместно с Ярославским кремлем пришлось выдержать осаду, которую организовал пан Будзило с воеводами Наумова. Длилось это около одного месяца. В 1612 году именно с монастыря отправилось ополчения Минина и Пожарского освобождать Москву.

Весной 1613 года в монастырь радостно принял Михаила Романова, который держал путь из Ипатьевского монастыря в Москву. Будущий царь с этого места отправил грамоту с согласием на престол. Через некоторое время именно он даст монастырю около двадцати жалованных грамот.

С 1621 по 1646 год монастырь обзавелся каменными башнями – Богородицкой, Угличской, Глухой, Михайловской и Водяными воротами. Последняя четверть века ознаменовалась постройкой Келейного корпуса. К концу 17 века монастырю принадлежала огромная территория, и вырос ряд слобод. Спасский монастырь обрел небывалое ранее влияние.

В 18 веке в монастыре открыли Ярославскую духовную славяно-латинскую семинарию. По истечению 30 лет она обучала 300 человек. Во второй половине века монастырь стали называть Ярославским архиерейским домом. Это произошло из-за того, что в Ярославль перенесли кафедру ростовского митрополита. В это время появляются такие постройки, как Семинарский корпус с Церковью ярославских чудотворцев, Смоленской часовней, ризницей.

- 19 век – наше время

В начале 19 века было завершено возведение келейного корпуса, а немного позже отремонтированы святые ворота со стенами. К монастырю по проекту Панькова была пристроена звонница. Именно этот человек занимался реконструкцией одной из стен монастыря. Он хотел сделать грозные укрепления более «благообразными». Благодаря Панькову, грозные башни со стенами стали ложноготическими конструкциями. Они стоят и в наши дни, выполняя декоративную функцию.

Ярославское восстание 1918 года негативно повлияло на целостность монастыря. Через два года было принято решение о реконструкции поврежденных частей монастыря, а несколько позже была разобрана главная часть древних пристроек. В 1918 году прекратил свое существование Архиерейский дом. Территорию монастырь отвели для разных организаций, а некоторые помещения переоборудовали под жилье. Здесь были заведения, в которых проводилось обучение, с военкоматом. Вторая половина 20 века является началом работ, которые предполагали проведение реставрации. С 1959 года и по наш час здесь находится Ярославский историко-архитектурный музей. Сейчас музей посещает большое количество людей.

Адрес: Ярославль, Богоявленская пл., 25

В центре старинного города Ярославля, на месте упразднённого в екатерининские времена мужского монастыря в 1959 году был создан уникальный музейный комплекс, ставший гордостью волжского края. В его экспозициях представлена богатая коллекция икон, церковной утвари, богослужебных облачений и рукописей. Эта поистине бесценная сокровищница получила широкую известность как Ярославский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

Первые музеи Ярославля

Ярославский музей-заповедник, фото которого представлены в статье, имеет свою предысторию. Началась она в середине XIX века, когда в Ярославле было организовано общество, ставившее своей целью изучение как исторического прошлого края, так и его природных особенностей. Возглавил это начинание профессор Ярославского лицея А. С. Петровский.

Деятельность общества развивалась столь успешно, что в 1865 году на его базе был создан крупнейший по тем временам в России естественно-исторический музей, включавший в себя, кроме памятников старины, обширную коллекцию насекомых.

Тридцатью годами позже там же, в Ярославле, появилась ещё одна весьма интересная экспозиция. Губернская учёная архивная комиссия (именно так она называлась) при поддержке богатых меценатов создала исторический музей, или, как его называли в те годы, Древлехранилище. На момент открытия в нём была представлена лишь сотня предметов старины, но их число столь быстро увеличивалось, что к 1914 году достигло двенадцати тысяч.

Создание единого музейного центра

Когда понемногу улеглись бури, вызванные социальными потрясениями начала века, и жизнь стала входить в свою колею, новые городские власти постановили объединить эти два, чудом уцелевшие, музея. Благодаря этому решению и был создан тот фундамент, на котором с годами сформировался Ярославский музей-заповедник.

Ярославль, как это явствует из истории, всегда входил в число передовых культурных центров России, поэтому в нём имелись все предпосылки для создания крупного музейного комплекса, что и было проделано в двадцатые годы. Кроме тех двух экспозиций, о которых шла речь выше, в него вошли: открытая в 1919 году художественная галерея и научная библиотека. По мере роста музея менялся и его статус - от губернского до окружного.

Ярославский музейный комплекс в 30-е годы

В предвоенное десятилетие Ярославский историко-художественный музей-заповедник был условно разделён на три основных направления своей деятельности. Они включали в себя сбор и изучение экспонатов, связанных с историческим прошлым волжского края, его природы, а также наглядной демонстрацией успехов социалистического строительства - раздела, без которого тогда не обходился ни один музей.

Кроме этих трёх основных разделов, Ярославский музей-заповедник регулярно организовывал передвижные выставки, также выдержанные в идеологическом духе того времени. Они носили главным образом историко-революционный и антирелигиозный характер. Как исключение, в их число включались экспозиции, направленные на пропаганду технических знаний.

Последующие структурные изменения

Официальное название комплекса - Ростовско-Ярославский архитектурно-художественный музей-заповедник - вошло в употребление после соответствующего указа Совета Министров РСФСР, изданного в 1959 году. На основании этого документа музей, совместно с Ростовским филиалом, получил в своё распоряжение всю территорию, принадлежавшую некогда Спасскому монастырю и находящиеся на ней постройки. В его ведение были переданы также шесть городских храмов - Богоявления, Иоанна Златоуста, Иоанна Предтечи, Ильи Пророка, Рождества Христова и Николы Надеина.

В 1971 году, после того как художественный отдел получил административную самостоятельность и отделился Ростовский филиал, музейный комплекс несколько сузил спектр своей деятельности и стал именоваться как Ярославский историко-архитектурный музей-заповедник.

Рассказывая об этом уникальном собрании памятников русской старины, нельзя не остановиться чуть подробнее на представленных в нём храмах, являющихся выдающимися образцами старинной церковной архитектуры.

Добрый почин ярославского купца

Наиболее древним из тех, что включает в себя Ярославский музей-заповедник, является храм Николы Надина, построенный в 1622 году. Его уникальность заключается в том, что он стал первой каменной постройкой на городском посаде. Согласно легенде (а какой древний храм может без неё обойтись?), построен он был на том месте, где за два года до этого волжская волна прибила к берегу икону святителя Николая Чудотворца.

Нашёл её благочестивый купец Надей Светешников. Он и стал строителем храма, увековечившего это чудо. Значение его поступка заключается в том, что он первый подал пример купечеству, а также простолюдинам, жертвовать на строительства церковных сооружений - прежде средства на это благое дело исходили лишь от князей и монастырских властей.

Пятнадцатиглавый храм

Полстолетия спустя на правом берегу реки Которосли, где находилась когда-то Толчковская слобода, возвели храм Иоанна Предтечи, вошедший в число известнейших шедевров ярославской архитектуры и прекрасно известный современным россиянам по его изображению на тысячерублёвых купюрах 1997 года. Его кровлю венчают пятнадцать куполов, поставленных в честь двенадцати апостолов и Пресвятой троицы.

Особого внимания заслуживает роспись внутреннего помещения, выполненная в 1694 году московскими живописцами Фёдором Игнатьевым и Дмитрием Плехановым, а также внешняя отделка здания, выполненная в изразцовой технике. В 1895 году храм посетил выдающийся русский художник М. В. Нестеров, отразивший затем его черты в ряде своих произведений.

Церковь на волжском берегу

Ещё одним экспонатом, которым по праву гордится Ярославский музей-заповедник, является возведённая на берегу Волги в сороковых годах XVII века церковь Рождества Христова. В число уникальных памятников древнерусского зодчества она входит благодаря своему сложному и удивительному по красоте декору. В неразрывном гармоническом слиянии с ней находится и построенная рядом колокольня.

Деньги, необходимые на её постройку, выделили богатые ярославские купцы - братья Назарьевы. Доподлинно известно, что к этому шагу их подтолкнул своим примером Надей Светешников - создатель первого каменного храма, о котором речь шла выше. Как видно, посеянное им зерно упало на добрую почву. Церковь Рождества Христова знаменита ещё и тем, что была возведена на том самом месте, где в Смутное время ярославцы прятали от поляков чудотворный образ Казанской Божьей Матери.

Детище купцов Скрипиных

Ярославский архитектурный музей-заповедник невозможно представить и без храма Ильи Пророка, нынешнее здание которого возведено в 1650 году. Издревле на его месте помещалась одноимённая деревянная церковь, построенная, согласно легенде, ещё самим Ярославом Мудрым. Возвёл он её в память о том, как в день пророка Илии на глазах изумлённых людей поборол медведя. Кстати, в честь этого же события им был основан и сам город Ярославль.

Строителями дошедшего до нас храма стали богатейшие волжские купцы Скрипины, также ставшие последователями Надея Светешникова. Их детище получило столь высокую оценку посетившего город Патриарха Московского и всея Руси Иоасафа, что, вернувшись в столицу, он послал в дар братьям частицу ризы Христа, хранившейся в Успенском соборе Кремля.

Храм в честь явления Господня

Не пожелал отставать от своих собратьев по торговле и именитый купец Алексей Зубчанинов - недаром он входил в число самых богатых горожан. На расположенной в центре города Богоявленской площади он возвёл в 1693 году одноименную каменную церковь, также входящую сегодня в Ярославский государственный музей-заповедник.

Этот храм, сложенный из красного кирпича, выглядит необычайно нарядно благодаря венчающим его кровлю многочисленным кокошникам, из которых поднимаются пять купольных барабанов. Привлекательность ему создаёт и изразцовая отделка фасадов. Фрески, украшающие интерьер храма и считающиеся уникальными образцами стенной живописи XVII века, выполнены той же артелью московских живописцев под руководством Фёдора Игнатьева, что трудилась когда-то в пятнадцатиглавом храме Иоанна Предтечи.

Церковь, возведённая на месте пожарища

И наконец, ещё один храм, входящий в уникальную коллекцию образцов старинной храмовой архитектуры, которой по праву славится Ярославский архитектурно-художественный музей-заповедник. Это Благовещенская церковь, построенная в 1688 году на берегу Волги в Ловецкой слободе, население которой, как нетрудно догадаться по самому её названию, занималось тогда рыбным промыслом.

Любопытным фактом является то, что она была построена на месте одноименной деревянной церкви, ставшей 20 июня 1658 года виновницей страшного пожара, уничтожившего тогда большую часть городских построек. Возведённая как память этого печального события она и сама не раз горела, но, к счастью, более не становилась причиной столь страшного бедствия, как её предшественница.

Несмотря на то что в настоящее время часть храмов, о которых шла речь выше, передана Московскому патриархату, они также включены в программу экскурсий, которые регулярно проводит Ярославский музей-заповедник.

Филиалы ярославского музея

В настоящее время музейный комплекс имеет ряд филиалов. Одним из них является музей «Космос», созданный в селе Никульское Тутаевского района на родине первой женщины-космонавта В. В. Терешковой. Вниманию посетителей предлагается также мемориальный дом-музей знаменитого оперного тенора, народного артиста Республики Л. В. Собинова. Кроме того, желающие могут осмотреть Музей боевой славы, созданный в 1981 году в честь сорокалетнего юбилея формирования 234-й Ярославской дивизии.

Туристический центр - Ярославский музей-заповедник

Ярославль, создавший свой знаменитый музей, в наши дни является одним из наиболее популярных туристических центров России. Ежегодно его гостями становятся миллионы приезжих, которых привлекают на берега Волги как знаменитые ярославские храмы, так и те экспонаты, что собраны в многочисленных залах музея-заповедника.

О том, какое впечатление осталось у них от посещения знаменитого музейного комплекса, красноречиво свидетельствуют записи, оставленные в книге отзывов, а также на принадлежащем музею интернет-сайте и многочисленных форумах, посвящённых туристической тематике.