Выставка «Ансельм Кифер – Велимиру Хлебникову. Что нужно знать о выставке ансельма кифера в эрмитаже

«Ансельм Кифер - Велимиру Хлебникову. Судьбы народов», первый в России персональный проект современного немецкого художника Ансельма Кифера, который он посвятил русскому поэту Велимиру Хлебникову. На выставке покажут около 30 новых крупноформатных работ, их будут экспонировать в специально выстроенном в Николаевском зале Зимнего дворца трехчастном пространстве из белоснежных фальшстен. Выставка приурочена к юбилею революции: в основе интереса Кифера к Хлебникову некогда выстроенная последним странная нумерологическая теория о том, что переломные исторические моменты между собой разделяют ровно 317 лет, доказывая которую поэт-экспериментатор задолго до революции сумел предсказать события 1917 года.

Кифер - одна из главных фигур послевоенного европейского искусства, ученик Йозефа Бойса и поклонник Георга Базелица - необычный и сложный художник, в своем творчестве умеет удивительным образом сочетать мрачную многослойную экспрессивную живопись, приемы концептуализма и постмодернистские техники инсталляции и перформанса. По мнению отдельных критиков, главное преимущество Кифера на фоне большинства современных авторов заключается в том, что его работы говорят сами за себя и производят сильное впечатление вне зависимости от степени подготовки зрителя. Тем не менее разобраться и правильно интерпретировать его идеи часто бывает сложно.

На основе работ, которые будут представлены на выставке, а также некоторых прошлых знаковых произведений мастера The Villlage объясняет, как устроен художественный язык Кифера.

«Ансельм Кифер - Велимиру Хлебникову. Судьбы народов»

Где: Государственный Эрмитаж (Дворцовая пл., 2)

Стоимость: 400 рублей

Из серии «Оккупация», 1969, черно-белая фотография

Война

Общее место всех биографических справок: Ансельм Кифер родился в небольшом немецком городке Донауэшинген в 1945 году, за два месяца до конца Второй мировой войны. Собственно, бомбежек он не видел, но неустроенность послевоенного времени очевидно стала важным элементом его детских воспоминаний и определила тот интерес, с которым спустя годы он принялся разрабатывать тему замалчивания вины и боли, характерного для немецкого общества 60-х годов. Его первая заметная работа - «Оккупация» - представляла собой серию фотографий, на которых Кифер запечатлел себя в разных точках Европы со вскинутой в нацистском приветствии рукой.

Другой болевой точкой в его искусстве стал холокост. Историю истребления нацистами евреев художник зашифровывал в своих многослойных картинах, для которых, помимо масла и акрила, использовал землю, солому, пепел, свинец, заставляя зрителя воспринимать работы почти на тактильном уровне и одновременно таким образом то ли давая новый виток развитию живописи, то ли просто фиксируя ее пограничное состояние, постепенно уходя за рамки актуальных техник.

Новая выставка Кифера, собственно, тоже о войне: отправной точкой работ, созданных художником специально для Эрмитажа, стала идея русского поэта-футуриста Велимира Хлебникова, писавшего о цикличности судьбоносных военных столкновений, происходящих на воде и суше раз в 317 лет.

«Новое учение о войне. Велимиру Хлебникову», 2016–2017, смешанная техника

Руины

В визуальном плане центральное место в творчестве Кифера занимают картины распада и разрушения. Выжженная войной земля становилась метафорой отдельной человеческой жизни, как, например, в работе «Фуга смерти» - иллюстрации одноименного стихотворения Пауля Целана, - где бледно-желтая пламенеющая солома на одной из картин символизировала косы арийки Маргариты, а на соседней в пепел превращались волосы еврейки Суламифи.

«Маргарита», 1981, смешанная техника

Руинированные башни - собранные из бетонных блоков, с торчащей из щелей арматурой, обозначавшие состояние отчужденности и заброшенности, того вселенского одиночества, что испытывает перед лицом мира поэт - после 11 сентября неожиданно обрели совершенно новый зловещий смысл. Прибавить сюда безжизненные апокалиптические пейзажи, словно бы укрытые слоем проржавленного железа, поля и холмы - и можно подумать, что Кифер смотрит в будущее со страхом средневекового грешника. В реальности все сложнее: «Для кого-то руины - это конец, но если есть руины, то всегда можно начать сначала» - мысль, озвученная однажды художником, заставляет взглянуть на эти видения по-новому, увидеть в них еще и картину сотворения мира.

«Дух над водой», 2008–2016, смешанная техника

Книги

Кифер - филолог по образованию, в своих работах он начиная с 70-х годов цитирует поэтов и философов: Гете, Хайдеггера, Целана, Бахман. Тщательно выписывает их имена, а иногда и отдельные строки прямо поверх холста, плюс делает собственные книги художника, иногда представляющие собой переплетенные коллекции фотографий и рисунков, иногда - гигантские скульптуры. В 1985 году он купил обветшавшую крышу Кельнского собора, а после многие годы превращал свинцовые листы в страницы многочисленных книг-скульптур, ставших еще одним его узнаваемым образом. Книги Кифер снабжал крыльями, растущими прямо из толщи страниц, грибами, окружал, словно терновым венцом, арматурой бетонных плит, раскладывал стопками по залам музеев и расставлял неподъемные многометровые фолианты на гигантских полках. Одна из его книг будет и в Эрмитаже: парящая над неспокойным морем, она нужна, чтобы яснее передать киферовскую идею божественного, которое для него, без сомнения, заключено в слове.

«Язык птиц», 2013, смешанная техника

«Меланхолия», 2008–2011, смешанная техника

Поэзия

Если книга как предмет, вещь - лишь один из множества визуальных воплощений идей художника, то ее содержание, поэзия, заключенная в слова, лежит в самой основе его метода. Кифер часто посвящает работы поэтам, притом определенным, близким ему по духу. В память Пауля Целана, прошедшего немецкие концлагеря, он собирал гербарий из засушенного папоротника, а австрийской поэтессе Ингеборге Бахман посвятил холст с изображением укрытого туманной дымкой безлюдного каменного поля. В случае с Хлебниковым стихи русского поэта революции не были для Кифера точкой отсчета: он читал их в переводе на немецкий, который мало что способен передать. Однако Кифера впечатлила нумерологическая теория Хлебникова, с помощью которой тот, подобно алхимику, пытался отыскать законы времени и предсказать будущее.

«Морские сражения Велимира Хлебникова», 2016, смешанная техника

Корабли

Одним из центральных образов на выставке стало изображение корабля. «Морские сражения случаются каждые 317 лет», - писал Хлебников, и к этой цитате обращается Кифер. Сначала в 1990-м он подписывает этой фразой серию фотографий с изображением железных стола и стульев, подвешенных над проемом в полу, позднее снабжает полузасвеченные неясные изображения указанием конкретных морских сражений и, наконец, в серии пятнадцатилетней давности впервые использует модели ржавых кораблей, подвешивая их на поверхности картин с изображением иссохших морей и рек.

«Велимиру Хлебникову. Новое учение о войне. Судьбы народов.», 2015–2017, смешанная техника

В серии, созданной для Эрмитажа, в отличие от первых работ, в безлюдную окаменевшую местность киферовских пейзажей как будто возвращается жизнь: окаменелая земля неожиданно дает всходы, обмелевшие реки и моря снова наполняет вода, на горизонте темнеет лес, а небо над безвидной пустыней заполняют спасительные грозовые тучи. Мираж это все или реальность, Кифер рисует то состояние покоя, что на земле только и существует, что в первые дни после окончания войны. И, кажется, даже позволяет себе немного иронии, когда взошедшие по краям какой-то разбитой дороги цветы полностью преображают пейзаж, превращая высохшее дно некогда полноводной реки его прежних произведений в обычную дорожную колею, а гигантскую проржавленную лодку - в игрушку то ли забытую, то ли брошенную за ненадобностью неизвестным ребенком.

Фотографии: обложка, 2, 3, 4, 6, 7, 8 – Charles Duprat, 1, 5 – Atelier Anselm Kiefer

«Искусство — это сложно. Это не развлечение», — говорит немец Ансельм Кифер, автор выставки «Ансельм Кифер — Велимиру Хлебникову. Судьбы народов» . Слышать это неудивительно, ведь главная тема его живописных работ — попытка осмыслить, как стали возможны ужасы прошлого столетия и что значит быть немцем, рожденным в послевоенной Германии. Размышляет об этом Кифер, обращаясь к работам литераторов, попавших в мясорубку катастроф прошлого века. Среди его вдохновителей — немецкоязычные поэты второй половины XX века Пауль Целан и Ингеборг Бахман. Первый прошел нацистские лагеря, вторая сгорела в своей квартире. Есть у художника и живописное посвящение Луи-Фердинанду Селину — писателю, проклятому во Франции за сотрудничество с нацистским режимом. Кифер явно не занимается морализаторством, а пластическим языком пытается разгадать, что двигало людьми по обе стороны баррикад и как нам, их потомкам, теперь жить со знанием о произошедших событиях.


Продолжением этих раздумий стала первая персональная выставка Кифера в России, устроенная Государственным Эрмитажем . В этот раз художник обратился к произведениям футуриста Велимира Хлебникова. Хотя тот и не дожил до прихода нацистов к власти, тема войны его волновала всегда: поэт искал способы не допустить конфликтов, пытался рассчитать, сколько лет проходит между великими битвами (выходило, что 317), и писал пацифистские стихи — вспомним хотя бы его поэмы «Война — смерть» или «Война в мышеловке» . К Хлебникову художник обращается не в первый раз: еще в 2004 году Кифер создал цикл полотен, на которых — любимый поэтом образ брошенных кораблей. У Кифера они таятся в камышах: кажется, стоит забросить угля в топку и дернуть руль — и они немедленно оттуда появятся, как и война, всегда присутствующая на периферии сознания поколения середины ХХ века (сам Кифер родился в последние дни Второй мировой в подвале во время бомбежки).



Полотна для эрмитажной выставки у Кифера вышли огромные — под 2х3 м: необъятная тема требует соответствующих форматов. А материал для живописи — не только масло, но и земля, пыль, глина, ржавый металл — символы человеческого праха, пепла, грязи и ужаса, но и одновременно напоминание о том, что самые неприглядные вещи, даже смерть, могут послужить материалом для великого и прекрасного искусства, которое эту же смерть своим существованием побеждает и преодолевает.

Выставка «Ансельм Кифер — Велимиру Хлебникову. Судьбы народов» открыта в Государственном Эрмитаже с 30 мая по 3 сентября.

Откроется выставка культового немецкого художника Ансельма Кифера «Ансельм Кифер - Велимиру Хлебникову. Судьбы народов». Она пройдет в рамках проекта «Эрмитаж 20/21», посвященного изучению искусства XX–XXI веков. В экспозиции будет представлено более 30 работ Кифера, вдохновленных творчеством русского поэта-футуриста Велимира Хлебникова .

Дух над водою. Государственный Эрмитаж

1770 Чесма 1770-951=819 Норманны во Франции. Государственный Эрмитаж

Велимиру Хлебникову. Новое учение о войне. Судьбы народов. Государственный Эрмитаж

Источником вдохновения для Ансельма Кифера всегда была мировая культура, тема памяти и наследия. Поклонник истории, мифов и мистицизма, художник высоко оценил творчество Велимира Хлебникова и посвятил ему серию картин. И проект выставки, расположенной в Николаевском зале, Кифер создал лично, под впечатлением от визита в Санкт-Петербург в 2016 году. Представленные на ней картины «очень петербуржские, осенние. Ветры, холод, промозглая влажность - это наш осенний мир. Это наша погода и наша история», - описывает экспозицию директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.

Одна из центральных идей поэзии Велимира Хлебникова о бесконечной цикличности судьбоносных военных столкновений стала основой цикла работ Кифера, основой для его размышлений о войне и мире, беспощадности судьбы и мимолетности человеческих надежд. Картины Кифера пронизаны мотивами революции в обществе и революции в искусстве, так как поэт-новатор Хлебников был одним из тех деятелей культуры, кто предсказал год русской революции.

«Эта выставка не всем понравится, - добавляет Михаил Пиотровский. - Она сурова и требует размышления. Она очень серьезна. Белое пространство Николаевского зала только усиливает обыденную трагичность влажных дорог и канав, лесов, полей и перелесков, среди которых затерялись маленькие подлодки, автомобили и книги, над которыми кое-где реет палитра художника. Все это обыкновенно и таинственно одновременно» .

Выставка «Ансельм Кифер - Велимиру Хлебникову. Судьбы народов», организованная Государственным Эрмитажем совместно с Галереей Тадеуса Ропака (Galerie Thaddaeus Ropac, London/Paris/Salzburg) пройдет в Николаевском зале Зимнего дворца с 30 мая по 3 сентября 2017 года.






«Ансельм Кифер — Велимиру Хлебникову. Судьбы народов» — это первая в России большая и полноценная выставка мастера, завоевавшего всемирную славу в конце 1980-х годов. Благодаря Киферу и другим немецким неоэкспрессионистам в современное искусство, прервав господство чистого концептуализма, возвратилась живопись. Тридцать работ — итог девятилетних переговоров Эрмитажа и Ансельма Кифера. Первоначальный живописный цикл с таким названием был создан художником в 2004-2010 годах, демонстрировался в США и Британии, а одна из работ была продана на аукционе Phillips за $3,2 млн (при эстимейте $500-800 тыс.). Все картины, показываемые в Эрмитаже, написаны Кифером в 2016 году.

Экспозиционное решение выставки очень сдержанно и в то же время радикально. Самый большой зал Зимнего дворца — Николаевский, традиционно принимающий главные временные выставки, превращен почти что в галерейный «белый куб». Три примерно равных нейтральных объема принимают живопись Кифера, а пышный архитектурный декор спрятан под фальшстенами на всю высоту колонн, чьи капители стали едва заметны. Сверху над проемами, членящими экспозицию, художник от руки написал углем ее название. Пространство не смотрится клаустрофобическим, наоборот, в нем много воздуха, а роль окон (подтверждая известную реалистическую метафору) выполняют грандиозные холсты Кифера, висящие на стене, обращенной к Неве: «Дух над водою» размером 4х5,5 м и «Без названия» размером 5х7 м. В обеих этих работах композиционный центр занимает свинцовая книга. Эта живопись не просто трехмерна — иногда она становится почти иллюзорной. В перечислении техник и материалов на этикетках есть холст, масло, акрил, эмульсия, шеллак, свинец и продукты электролиза, все работы свидетельствуют об энергичном творческом воздействии. При этом Кифер характеризует себя как «очень старомодного художника» и говорит: «Я делаю все сам».

Проведя в Петербурге почти неделю перед открытием, Кифер уехал, не дожидаясь вернисажа. По верному замечанию куратора выставки и руководителя отдела современного искусства Эрмитажа Дмитрия Озеркова, сказав все своим искусством и сделав выставку, художник удаляется, никем не замеченный, через заднюю дверь, оставляя зрителя наедине с живописью.

Картины, показанные в Эрмитаже, можно с уверенностью отнести к пейзажному жанру. Во время публичного диалога между Ансельмом Кифером и Дмитрием Озерковым на сцене Эрмитажного театра 27 мая художник произнес: «Я посмотрел сейчас свою выставку и подумал: я же русский художник!»

Один из самых ярких художников современности, Ансельм Кифер не любит комментировать свои работы. Во время прошлогодней выставки в Эрмитаже он лично занимался монтажом своих полотен, но покинул Петербург ещё до открытия экспозиции.

Никаких развёрнутых комментариев мастера: по его утверждению, картины должны говорить со зрителем сами, без посредников.

Работы Кифера уже сейчас находятся в постоянной экспозиции Лувра. Он единственный из ныне живущих деятелей искусства, кто удостоен такой чести. Впрочем, заслуженно. Немецкий художник и скульптор уже сказал своё веское слово в современном искусстве.



И это не эпатаж, столь характерный для современности, - его работы искренни, в них чувствуются неподдельные и яркие впечатления. Полотно, купленное Эрмитажем, - яркое тому подтверждение.



Выставка прошлого года называлась «Ансельм Кифер - Велимиру Хлебникову: Судьбы народов». Посвящение русскому поэту выглядело условно. Кифер русского языка не знает, читать великого футуриста в оригинале он не мог. А поэзия непереводима. Тем более поэзия авангардистов.

Самую известную строчку Хлебникова, «Крылышкуя золотописьмом тончайших жил...» , перевести на любой язык, мягко говоря, непросто.



Но Кифера, прежде всего, интересовала не сущность поэзии, а её исторические темы: война и революция. К теме войны Кифер обращается постоянно - недаром же он родился в Германии в 1945 году, за два месяца до окончания сражений в Европе. Вот и встречаем мы на его полотнах безжизненные реки, дороги, ведущие в никуда, а ещё (как тут не вспомнить ) подсолнухи, только подсолнухи мёртвые, чёрные, высушенные. А под этими огромными неживыми цветами - бездыханный труп. Мрачно, но на радость Кифер и не претендует. Война вообще не радостное дело.

Прежде всего, в работах художника нас поражает техника. Они объёмные. Они как будто врываются к нам из другого мира и стремятся слиться с нашей реальностью. И это достигается не только при помощи инсталляции (книга на картине «Дух над водой» - не нарисованная, а настоящая), но и при помощи живописной техники. Крупные, жирные мазки буквально выпирают с полотна.

Сразу видно, что по образованию Ансельм Кифер филолог. Символика текста, интертекстуальность, связь с литературой играют в его полотнах одну из главных ролей. Не случайно на той же картине «Дух над водой» мы видим книгу вместо духа. И как тут не вспомнить начало Евангелия от Иоанна:

«В начале было слово, и слово было у Бога, и слово было Бог...»

Полотно кажется светлым. Есть только одно но: по центру книги расплывается кровавое пятно. Из слова родился мир, но из слова родилось и страдание этого мира. Из слова родилась война.



Велимир Хлебников в своих подсчётах пришёл к выводу, что судьбоносные сражения на суше и на море повторяются раз в 317 лет. Сомнительное, но, бесспорно, поэтическое утверждение.

Для своей выставки прошлого года Кифер выбрал тему морских сражений: почти на всех полотнах можно было увидеть военные суда. По сравнению с окружающим пейзажем они кажутся очень маленькими, почти незаметными. Но вокруг этих мелких кораблей разрастаются огромные тёмные пятна. Война не рождает на свет ничего, кроме смерти и страдания. Но первопричиной всего было слово.



Многие произведения Ансельма Кифера говорят о том, как люди не умеют ценить силу слов, как они не видят, что одна неудачная фраза может дать миру столько боли, что он её просто не выдержит и сломается. Да, мир Кифера - это сломанный мир, сломанный мир ребёнка, самые яркие впечатления которого возникли на руинах послевоенной Германии.

Это очень нужно увидеть сегодня, когда большая часть представлений человека о войне сводится к компьютерным играм.