"Время - наше богатство. Береги его". Представления о богатстве

Конспект занятия по окружающему миру для детей старшего дошкольного возраста: «Хлеб – наше богатство!"

Образовательная область «Познание» для старшего возраста

Коломыцева Раиса Владимировна воспитатель МБДОУ « Радуга» станицы Тацинской Ростовской области.
Описание материала: Материал подготовлен для детей старшего дошкольного возраста, а так же будет полезен педагогам, ведущим кружки по экологии.
Цель: Формирование понятия о социальной значимости труда хлебороба.
Задачи:
- Уточнить знания, что хлеб является ежедневным продуктом
- Дополнить представления детей о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом. Закреплять знания о последовательности этапов выращивания хлеба.
- Познакомить с профессией хлебороба.
- Учить беречь хлеб, с уважением относиться к людям, его выращивающим
- Воспитывать умение поддерживать беседу, внимательно слушать вопросы и ответы товарищей.

Словарная работа:
Развитие связной речи детей, активизация словарного запаса.

Предварительная работа:
Чтение художественной литературы, рассказов о труде взрослых отгадывание загадок о хлебе, рассматривание иллюстраций о работе хлебороба, знакомство с пословицами о хлебе

Методика проведения:
Воспитатель: Ребята, что вы сегодня ели на завтрак? (Молочная каша, булка, чай)
- А вчера? (Омлет, булка с маслом, кофе)
- А что было на обед? (Борщ, вермишель с котлетой, сок, хлеб)
Воспитатель: Дети, меню всё время меняется, а какой продукт постоянно на столе и утром и вечером? Правильно, Каждый день у нас на столе и в детском саду и дома хлеб. Дети, а вы любите хлеб?


- Какой хлеб вы любите? (белый, мягкий, булки с изюмом)
Воспитатель: Хлеб это символ благополучия, достатка.


Когда хлеб на столе - это богатство в доме.
Давайте с вами подумаем и назовём много слов, каким бывает хлеб? (вкусный, мягкий, чёрствый, белый, горячий, свежий, аппетитный, ароматный)

Дидактическая игра: «Кто больше назовет хлебобулочных изделий»; (показать картинки)


Воспитатель: Хлеб бывает разный, но обязательно вкусный и полезный. Ребята, а вы знаете, Откуда берётся хлеб? (выпекают в хлебопекарне)


Воспитатель: Совершенно верно, хлеб выпекают в хлебопекарнях, на хлебозаводах. Можно выпечь хлеб и дома и многие хозяюшки приготавливают этот важный продукт в домашних условиях.

Воспитатель: А из чего пекут хлеб?
Дети: Из муки


Воспитатель: Посмотрите, у меня мука в тарелке. Попробуйте её руками, какая она на ощупь? (мягкая, рассыпчатая)
Воспитатель: дети, а кто из вас видел дома, как мама делает тесто? Назовите, какие нужны продукты?
Воспитатель: В муку добавляют дрожжи, сахар, соль и другие продукты. Но главный продукт – это мука. Хлеб бывает чёрный и белый (показать детям)


Вот он –
Тёплый, золотистый.
В каждый дом,
На каждый стол –
Он пожаловал – пришёл.
В нем – здоровье, наша сила,
В нем – чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Раздать детям кусочки белого и чёрного хлеба и попросить попробовать и определить вкусовые качества.
Воспитатель: Как получается такой разный по виду и вкусу хлеб? (из разной муки пекут)
Воспитатель: Есть мука пшеничная – из неё пекут белый хлеб. А из ржаной – чёрный. Откуда же берётся пшеничная и ржаная мука? (из пшеницы и ржи)
Загадать загадку:
Вырос в поле дом.
Полон дом зерном.
Стены позолочены.
Ставни заколочены.
Ходит дом ходуном на столбе золотом (Зерно)


Воспитатель показывает детям колосья пшеницы и ржи, а рядом разместить пакеты с мукой.
В каждом зёрнышке пшеницы
Летом и зимой
Сила солнышка хранится
И земли родной.
И расти под небом светлым,
Строен и высок,
Словно Родина бессмертный,
Хлебный колосок.

Физминутка – игра: «Из зернышка - колосок».
Цель: обучение выразительным движениям, релаксация.
Ход игры:
Предложить детям встать в круг и превратиться в «маленькое сморщенное семечко» (сжаться в комочек на полу, убрать голову и закрыть ее руками).
Взрослый – садовник – поливает их (гладит по голове и телу), ухаживает. Семечко медленно растет, раскрываются листочки (руки поднимаются), растет стебелек (вытягивается тело), появляется колосок (руки в стороны). На ветру колоски колышатся (руки вверху, покачать из стороны в сторону) Поспел урожай, приезжай, убирай! (дать игрушечный руль одному ребёнку и «поехать» по кругу)

Воспитатель: Взгляните, это пшеничные зёрна, а вот пшеничная мука. Есть между ними разница? Значит, чтобы получить муку, зёрна надо размолоть. А ещё раньше добыть из колючих колосков, то есть обмолотить колоски.
Посмотрите на эту картину: вот идут по хлебному полю (так говорят: хлебное поле) комбайны
"Корабль-великан не по морю плывет.
Корабль-великан по земле идет.
Поле пройдет - урожай соберет".



Комбайны скашивают рожь или пшеницу и одновременно обмолачивают зерно, которое поступает в бункер. Когда бункер наполнится зерном, подъезжает грузовая автомашина. И зерно, с помощью специального устройства, пересыпается в кузов.
Воспитатель: Дети, кто выращивает хлеб на полях нашей родины? (хлеборобы) Давайте хором произнесём – хлеборобы.



- Выращивают и убирают хлеб такие люди, как хлеборобы. В поле трудятся с самого раннего утра и до поздней ночи, убирают до последнего колоска. Труд этих отважных людей очень кропотливый и требует огромного труда, ведь хлеб – это ценнейший продукт питания. Труженики полей пользуются большим уважением и вниманием «Труд земледельца велик и почётен»
Комбайны продолжают работать, а куда же идут машины с зерном? (на приёмные пункты)


- На приёмных пунктах зерно взвешивают, определят качество и решают, куда дальше его отправить. А отправить его можно на мельницу или элеватор.


Элеватор – это специальное сооружение для длительного хранения зерна. Там зерно может храниться несколько лет, до тех пор, пока оно не потребуется и можно будет заменить его зерном нового урожая. Поняли, что такое элеватор? Не забыли, куда везут машины хлеб с полей?


Из зерна, поступившего на мельницу, мелют муку. Её отправляют в хлебопекарни и магазины. В хлебопекарнях пекут хлеб для продажи населению. В магазине муку покупают все, кто захочет, кто собирается печь пироги, блины, булочки и другие вкусные изделия.


«Хочешь есть калачи – не сиди на печи»- так гласит русская народная пословица. Вы догадались о чём речь? Правильно, хочешь калачей – трудись!

Давайте поиграем в игру «Пугало» (с помощью считалки выбрать водящего)
Дети идут по кругу и громко поют.
Пугало стоит в центре круга, вытянув руки в сторону.
В огороде пугало, пугало стоит
Колоски нам пугало рвать с грядки не велит (грозят пальчиком)
Мы тихонько подойдем
Колосочков мы нарвем (дети идут на носочках к Пугалу)
Пугало громко поет
Колоски нельзя здесь рвать
Буду я вас догонять. (Дети убегают на стульчики, Пугало их догоняет.)

Воспитатель: Итак, сегодня вы узнали, легка ли дорога хлеба к нашему столу. Как вы думаете, легка? Чтобы на нашем столе всегда был свежий, душистый хлеб с хрустящей корочкой, трудятся люди, много людей.

Рефлексия:
- Что делают хлеборобы? (засевают зерном поля, выращивают хлеб)
- Куда везут зерно с поля? (на приёмный пункт, затем на элеватор)
- Где мелют зерно? (на мукомольне)
- Люди какой профессии выпекают хлеб? (пекари)
Воспитатель: Ваша семья может купить столько хлеба. Сколько потребуется. Однако, хлеб надо беречь, не оставлять недоеденные куски, не выбрасывать их. Когда вы будете есть хлеб, вспомните, сколько труда вложено в каждую буханку ржаного хлеба, в каждый каравай пшеничного.

Вообще вопрос о мерилах богатства (мерило - тот показатель, который позволяет понять степень богатства того или иного человека)достаточно сложен. Всё дело в том, что богатство зависит от условий. Представьте себе ситуацию, что вы находитесь в очень жестких жизненных обстоятельствах. Можем взять конкретный исторический пример, а именно блокаду Ленинграда во время Великой Отечественной войны. Тогда нормой питания на одного ленинградца было 125 граммов хлеба в сутки. Выдавали специальные продовольственные карточки, потеря которых была равносильна смерти, ведь кушать было нечего. Любые продукты питания, которыми владели люди, в то время были очень серьёзным богатством. Банка консервов или банка домашнего варенья, которая сохранилась в эту страшную зиму 1943 года, становились настоящим сокровищем. Люди, которые имели продукты, считались самыми богатыми ленинградцами. Сейчас мы можем только посочувствовать такой ситуации. Потому что когда ты живёшь в мирное время, богатством для тебя являются какие-то предметы обихода или даже предметы роскоши, которые ты можешь себе позволить, поскольку у тебя есть лишние средства.

Рис. 2. Норма хлеба при блокаде Ленинграда ()

2. Отношение к богатству

Вы можете спросить ваших родителей, они подтвердят, что, когда они были в вашем возрасте, считалось плохо быть богатым. Возможности у людей также были ограничены, потому что в Советском Союзе все должны были быть равны. Советское общество было построено по иному принципу, нежели современное. Люди жили скорее в рамках коллективного богатства, чем индивидуального. Считалось, что вместе люди богаты, а каждый человек по отдельности должен быть богат стремлением к правильному образу жизни, богат интеллектуально и культурно, но не материально. Сейчас у вас немного другая жизнь, общество, в котором вы живёте, базируется на совершенно иных принципах. Сейчас мы не воспринимаем благосостояние как нечто предосудительное. Наоборот, в богатстве нет ничего плохого. Важнее, только акценты, а именно:

1) Как ты достиг этого состояния, как ты стал богатым человеком?

2) Как ты распоряжаешься своим богатством?

Эти два момента требуют особого объяснения. Давайте чётко определимся с тем, что же понимать под богатством. Богатство – это всё то, что представляет для человека ту или иную пользу, то, что мы ценим. Не имеет значения, материальную, эстетическую или интеллектуальную пользу приносит вам богатство. Главное – что это дорого вам.

3. Представления о богатстве

Способы достижения богатства бывают самыми разными. Иногда мы воспринимаем как ценность и подлинное богатство природные ресурсы. Наше с вами государство богато практически всеми видами природных ресурсов. Россию можно назвать таблицей Менделеева, собранной в недрах земли. У нас есть самые разные полезные ископаемые: топливные, рудные и нерудные. В целом, это богатство принадлежит государству, но определённые месторождения полезных ископаемых принадлежат конкретным людям. Частные компании и их владельцы распоряжаются ресурсными богатствами нашего государства. Конечно, эти люди материально достаточно обеспечены.

Рис. 3. Природные ресурсы – национальное богатство ()

С другой стороны, богатство – это форма деятельности. Это означает, что богатство достигается в ходе исполнения тех или иных обязанностей или в ходе выполнения той или иной деятельности. Иногда бывает так, что то, чем вы занимаетесь, интересно только вам. Тогда о человеке говорят, что он богат своим трудом, потому что он занят и увлечён. В рамках его собственного мира он вполне богатый человек. Есть люди, которые строят дома из пустых бутылок, такие люди кажутся нам немного чудаковатыми. Но сам по себе этот человек счастлив и считает себя вполне состоявшимся. Он богат, потому что умеет делать то, что не умеют делать другие. У него получается реализовать себя на все 100 %, так, как он этого хочет. Наверное, такого человека и вправду можно считать богатым.

Рис. 4. Человек, увлечённый любимым делом, - богат ()

Очень важным источником богатства могут быть знания, умения, навыки человека. К сожалению, объективная действительность такова, что в нашей стране не всегда ещё знания людей оплачиваются надлежащим образом. Люди иногда чувствуют, что зря потратили время, долго обучаясь в высших учебных заведениях либо занимаясь самообразованием. Но если вы смотрите художественные фильмы, то наверняка замечали, что когда фильм снимается о какой-либо катастрофе или глобальных катаклизмах, то человечество, прежде всего, пытается спасти учёных. В такой ситуации подлинным богатством мира являются умные, мыслящие люди, которые могут передать с собой какой-то очень важный опыт или что-то изобрести. Безусловно, их необходимо сохранить.

Есть крайне забавный исторический анекдот, причём, возможно, он правдив, то есть, основан на реальных событиях. Речь идёт о битве при пирамидах, которую Наполеон давал мамелюкам (мамелюки - это рабы-воины, служившие в особых частях армии). Когда началось сражение, мамелюки неожиданно напали на французов. Бонапарт не растерялся и скомандовал пехотам разделиться на несколько частей - каре, то есть принять специальное построение в виде квадрата, когда пехотинцы могут защищаться со всех сторон от наседающей кавалерии противника. При этом в середину квадрата, то есть в защищённую позицию, Наполеон поставил ослов и учёных. По сути самое ценное, что может быть в армии, - это ослы, то есть животные, которые перевозят провиант, боеприпасы и прочие грузы, и учёные, которые добывают полезные сведения. Их нужно сохранить, а дело пехотинцев – защищаться и, возможно, даже умереть. Вот так высоко Наполеон ценил учёных и образованных людей. Поэтому образование, наши знания, умения и навыки – такое же богатство, как и материальные блага.

5. Взгляды на богатство

Итак, кто же и как становится богатым в современном мире? Если рассматривать историю человечества, то способы достижения богатства были самыми разными. Разбойники, которые действовали на море и в лесах, занимались бандитским захватом чьих-то ценностей, а честные люди достигали богатства своим собственным трудом. Сейчас, конечно, общество стало более взрослым и бандитский способ достижения богатства – это уже далеко не норма, наоборот, это печальное исключение. Как правило, богатство достигается собственным трудом, причём трудом весьма упорным.

Для того чтобы стать по-настоящему богатым в материальном смысле слова человеком, нужно привнести в мир что-то своё, нечто новое и уникальное. Но это вполне возможно. Есть примеры, когда миллиардерами становились совсем молодые люди, например, знаменитый создатель социальной сети Facebook Марк Цукерберг. Он изобрёл свой сайт, когда ему не было ещё и 20 лет. Но главное не в этом. Суть заключается в том, что богатство – это лишь один из способов достижения деховного удовлетворения.

Есть и прямо противоположный взгляд на проблему богатства. Существует мнение, что бедный человек , который не имеет имущества, на самом деле по-настоящему богат, потому что он свободен . Он не скован никакими обязательствами ни перед кем и ни перед чем. Никакие вещи его не задерживают. Был такой выдающийся древнегреческий философ Диоген. Он раздал всё своё имущество и жил в пифосе, то есть бочке или сосуде для хранения вина, оливкового масла или зерна. Единственной собюственностью Диогена была кружка, из которой он пил. Однажды он увидел, как маленький мальчик возле общественного колодца подставляет ладошку под струю воды и пьёт из неё. Диоген воскликнул, что он глупец и цепляется за ненужные вещи, когда природа и так дала ему всё необходимое. Диоген выбросил кружку, оставшись вообще без всякой собственности, совершенно свободной человеческой личностью.

Был и другой пример – знаменитый итальянский философ и монах Франциск Ассизский, между прочим, очень состоятельный человек. Он раздал всё своё имущество, взял мешок, прорезал в нём три дыры (две для рук и одну для головы), одел этот мешок на себя, перевязался бечёвкой и вот так и проходил всю оставшуюся жизнь. Его последователи – францисканцы – один из самых серьёзных духовных орденов в рамках католической церкви до сих пор. Конечно, они уже не ходят в мешковине, у них вполне приличные одеяния из хорошего материала, но, тем не менее, они исповедуют всё те же ценности: материальную бедность и духовное богатство. Отсюда мы можем сделать вывод, что взгляды на то, как человеку будет комфортно жить, могут быть самыми разными. Важно, чтобы эти взгляды были частью вашей подлинной натуры, вашей подлинной сущности.

6. Меценатство

В европейской традиции подобные действия называются меценатством. Меценатство – это бескорыстное финансовое и другое участие в развитии культуры, науки, помощь её деятелям. Название произошло по имени известного римлянина Мецената, который большую часть своего состояния истратил на хужоников, музыкантов, поэтом, помогая им материально. В России подобные действия называют благотворительностью . Благотворительность как явление была очень популярна в России в конце 19 – наале 20 века среди состоятельных людей или предпринимателей. Например, выдающийся банкир Павел Рябушинский тратил огромные деньги на строительство дорог, больниц и других объектов социального значения. Савва Морозов был одновременно и меценатом, и достаточно умпешным предпринимателем, который очень много строил в Москве, Санкт-Петербурге и помогал простым людям решать их бытовые проблемы. Екатерина Чемчужная – выдающаяся русская актриса, которая практически всё своё состояние оставила бедным. Можно привести ещё очень много примеров. Знаменитая коллекция братьев Третьяковых также была в качестве благотворительного подарка передана Москве, хотя сами Третьяковы были купцами, которые собирали эту коллекцию для себя, но решили оставить её не своим потомкам, а всем россиянам. Сейчас это по сути золотой фонд российского художественного творчества.

Не менее известна и деятельность братьев Бахрушиных, которые собрали потрясающую коллекцию предметов, связанных с театром в той или иной степени. Бахрушины построили в Москве больницы, публичные библиотеки, которыми могли пользоваться самые обычные люди. Совместно с издательствами они выпускали широкие тиражи книг, для того чтобы простые люди могли приобрести их и приобщиться к русской культуре, русской классике. Это было достаточно большим подарком, ведь тогда не существовало телевидения, не существовало радио, не было интернета, и для того чтобы заниматься самообразованием, нужно было иметь в распоряжении большие деньги. Благотворители помогали людям массово читать классиков русской литературы.

7. Итог урока

А на следующем уроке мы поговорим о выборе жизненного пути, о том, какие бывают профессии. Мы постараемся на конкретных примерах убедиться в том, насколько важно продолжать искать «свою» профессию всю жизнь.

8. Как распорядиться богатством

Многие из вас наверняка смотрели мультфильм «Симпсоны», вам знакомы эти очень известные вымышленные персонажи. Гомера Симпсона считают собирательным образом человека начала 21 века: достаточно ленивого, немного грубоватого, но в то же время приятного и забавного. Была серия, в которой Гомер Симпсон выиграл в лотерею большую сумму денег. Однажды придя домой, он обратил внимание на то, что его дети лежат на кровати и смотрят в потолок, не зная, чем себя занять. Гомер спрашивает их: «Почему вы дома, почему вы не в школе?», на что дети отвечают ему: «А зачем?». Действительно, зачем учиться, работать, чем-то заниматься, если они уде получали миллионы долларов, которые обеспечат их на всю оставшуюся жизнь.

Для Гомера вопрос его детей оказался тупиковым. А два самых богатых человека на Земле – довольно известные предприниматели Билл Гейтс (создатель компании Microsoft) и Уоррен Баффет (создатель огромной корпорации) всё своё личное состояние оставили не своей семье, а передали в специально образованный ими благотворительный фонд. Это кажется абсолютно абусрдным – оставлять состояние, которое оценилось соответственно в 50 и 70 миллиардов долларов, незнакомым людям. Билл Гейтс оставил своим детям лишь 0,2 % от своего состояния, то есть по 10 миллионов долларов каждому.

Возникает вопрос: зачем тогда надо было зарабатывать эти деньги, чтобы потом так поступить? Ответ на этот вопрос они дают сами, объясняя, что не хотят лишать своих детей мотивации к жизни. К тому же Гейтс и Баффет говорят, что деньги, которые были заработаны лично ими или их корпорациями – это те деньги, которые были заработаны благодаря деятельности огромного количества людей. А значит, они не принадлежат их семьям целиком. Это деньги всех, значит, они должны вернуться назад. А дети Билла Гейтса и наследникиУоррена Баффета должны работать сами и зарабатывать самостоятельно столько, сколько они хотят. Такая позвиция у двухт наиболее успешных бизнесменов США. Возможно, такое отношение к богатству является правильным взглядом на жизнь. Зарабатывать много – это правильно и это хорошо. Но нужно всегда помнить, что ответственность ты несёшь не только перед собой и своей семьёй, но и вообще перед всем обществом вместе взятым. Если ты заработал большую сумму, то должен иметь и право, и ответственность этой суммой правильно распорядиться.

1. Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание 6 класс. - Просвещение, 2004.

2. Кравченко А.И., Певцова Е.А., Обществознание: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. - 12-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2009. - 184 с.

3. Барабанов В.В., Насонова И.П. / Под ред. Бордовского Г.А. Обществознание 6 класс, 2007.

4. Никитин А.Ф., Никитина Т.И. Обществознание. 6 класс. - Дрофа, 2013.

1. Выучи наизусть стихотворение «Работа» на странице 154. Учебник: Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание 6 класс. - Просвещение, 2004.

2. Какие взгляды на богатство существуют в современном мире? Какой конкретно позиции придерживаетесь лично вы?

3. *Напишите сочинение-рассуждение по английской пословице «Цена работника – его зарплата».

  • Воспитать у учащихся ответственное отношение к своему и чужому времени.
  • Вооружить учащихся рациональными методами учебного труда, расчета своего времени.
  • Оборудование:

    • плакат с названием темы классного часа; стенд "Рабочая минута" (цифры, факты, показывающие цену одной минуты страны, плакаты с высказываниями знаменитых людей, например:
      • "Счастье будущего человечества только в знании" (А. П. Чехов); "Жизнь заключается в вечном усилии- больше познать" (Э. Золя);
      • "Устают и изнемогают не столько от того, что много работают, а от того, что плохо работают" (Н. Е. Введенский, известный физиолог); "Небрежный человек все делает вдвойне" (А. В. Суворов);
      • "Кто не умеет с толком употреблять свое время, тот первым жалуется на его нехватку" (Жан де Лабрюйер);
      • "Нет силы более могучей, чем знание" (А. М. Горький) и др.;
    • стенгазета "Как мы организуем свой учебный труд" с примерными рубриками:
      • "Как сберечь минуту" (итоги хронометража уроков),
      • "Как мы готовим уроки" (итоги рейда по квартирам школьников),
      • "Мой режим дня",
      • "Сотвори себя сам" (о роли самовоспитания, некоторых приемах воспитания воли, развития внимания и т. д.),
      • "Что мы читаем" (анализ читательских формуляров учащихся),
      • "Советы учителей-предметников по вопросам НОТ",
      • "Советы врача",
      • "Прочти эти книги" (рекомендательный список литературы по вопросам самоорганизации) и др.;
    • выставка книг, плакат "Условия разумного труда и отдыха".

    Подготовка классного часа.

    1. Оповестить учащихся о теме классного часа.
    2. Помочь группе ребят подготовить небольшие сообщения по темам: "Мой режим дня", "Как я готовлю домашние задания", "Как я использую каждую минуту урока", "Одна минута моей Родины", "Мое свободное время. Как я его использую", "Как я воспитываю волю", "Как я развиваю память" и др.
    3. Членам учебной комиссии поручить провести хронометраж отдельных уроков, рейды по квартирам школьников.
    4. Библиотечному активу предложить проанализировать читательские формуляры учащихся и оформить выставку книг.
    5. Классной редколлегии поручить подготовить специальный выпуск стенгазеты.
    6. Группе ребят предложить подобрать высказывания знаменитых людей, пословицы, поговорки о роли знаний, о правильной организации труда.
    7. Пригласить на классный час родителей, врача и др.
    8. Предложить школьникам круг вопросов и заданий по теме классного часа:

    Пословицы и поговорки.

    • Порядок бережет время.
    • Наладь порядок - дальше он сам пойдет.
    • Упустишь минуту - потеряешь час.
    • Береги секунду - с нее начинается выигрыш времени.
    • Делу - время, потехе - час.
    • Ученье - свет, а неученье - тьма.
    • Ученье лучше богатства.
    • Корень ученья горек, да плод сладок.
    • Грамоте учиться - всегда пригодится.
    • Без наук - как без рук.
    • Начиная дело, о конце помышляй.

    Почему мы говорим "время - наше богатство"? Проанализируйте свой режим дня: помогает ли он вам рационально расходовать время?

    Проведите хронометраж своего рабочего дня и поищите в нем потерянные минуты.

    Подберите материалы из газет и журналов о НОТ в различных отраслях народного хозяйства.

    Возьмите интервью у родителей, знакомых, друзей о рациональном использовании ими рабочего и свободного времени.

    Примерное содержание классного часа.

    Учитель объявляет тему классного часа, кратко говорит о том, что такое время, почему его надо беречь.

    Время - это счет, которым оценивают учение, труд, добрые дела человека. Ценность времени сейчас значительно возросла, потому что время людей наполнено большими и значительными делами. Счет времени мы ведем часто не на годы, часы, а на минуты.

    Часто драгоценное время теряется из-за неорганизованности, излишней суеты, неумения использовать его рационально. Научиться беречь свое и чужое время надо уже в школе, так как юношеские годы - это не только годы учения, но и время становления личности, подготовки к труду, это период наибольшей гибкости и восприимчивости. Проанализируем: умеем ли мы рассчитывать свое время, правильно чередовать труд и отдых, осознаем ли цену минуты? Попытаемся научиться верно распределять время, научиться учиться.

    Умение ценить каждую минуту особенно важно в наши дни, когда ускоряются темпы жизни, труда, увеличивается объем информации и знаний.

    Учиться учиться - вот в чем важнейшая задача сегодняшнего школьника.

    Народная мудрость гласит: "Если человеку подарить одну рыбу, то он будет сыт один день. Если подарить две рыбы, то он будет сыт два дня. А если научить человека ловить рыбу, то он будет сыт всю жизнь".

    Для того чтобы выработать у себя навыки продуманной работы, необходимо многому научиться (правильно составлять планы, конспекты, работать с книгами, газетами, писать сочинения, правильно говорить и т. д.), серьезно заниматься самовоспитанием (воспитывать волю, внимание, развивать память, воображение и т. п.).

    Рациональному распределению времени способствует периодический хронометраж своего рабочего дня: определить, сколько времени уходит на выполнение домашнего задания, на обед, чтение газет, на разговоры по телефону, на разыскивание нужного учебника, тетради и т. д., сколько времени было потеряно на уроке.

    По окончании рабочего дня необходимо проанализировать, нельзя ли было поступить более рационально, т. е. где и за счет чего можно было сократить потери времени, на что его лучше было бы использовать. Впоследствии эти выводы следует учесть в своей работе.

    Далее предоставляется слово учащимся, которые проводили хронометраж своего дня с подробным анализом. Члены учебной комиссии, проводившие хронометраж работы классного коллектива на уроке, высказывают свои соображения о потере драгоценных минут учащимися класса на занятиях, о резервах времени.

    Мы знаем: время растяжимо,
    Оно зависит от того,
    Какого рода содержимым
    Вы наполняете его.
    Бывают у него застои,
    А иногда оно течет
    Незагруженное, пустое,
    Часов и дней ненужный счет.
    Пусть равномерны промежутки,
    Что разделяют наши сутки,
    Но, положив их на весы,
    Находим долгие минутки
    И очень краткие часы.
    (С.Я. Маршак)

    Что такое время, как оно измеряется? Как называется прибор, с помощью которого мы узнаем время? Зачем людям нужно знать время?

    Стучит,
    Бренчит,
    Вертится,
    Никого не боится,
    Считает свой век,
    А все не человек. (Часы)

    Умеете ли вы определять время? Назовите сколько сейчас времени? Почему так говорят: "Делу - время, потехе - час"?

    Перечислите все единицы времени, которые вы знаете (век, год, месяц, сутки, час, минута, секунда).

    Бежит стремглав минута.
    Минута коротка,
    Но за минуту можно
    Найти звезду, жука,
    Решение задачи и редкий минерал,
    Который до сих пор ещё
    Никто не открывал.
    (С.Я. Маршак)

    Учащиеся заранее выполняют творческую работу: 1 мин. Что я успел? Приложение1.

    За 1 мин. я прочитал(а) : слов

    За 1 мин. я присел(а) : раз

    За 1 мин. я:

    Дана лишь минута любому из нас,
    Но если минутой кончается час -
    Двенадцатый час, открывающий год,
    Который в другое столетье ведет, -
    Пусть эта минута, как все, коротка,
    Она, пробегая, смыкает века.
    (С.Я. Маршак)

    Можно ли обойтись без измерения времени?

    Приходилось ли вам самим рассчитывать время, чтобы не опоздать в школу?

    Выполните творческую работу по расчету личного времени "Я собираюсь в школу". Заполните таблицу: день недели, начал собираться в школу, готов к уроку. Вычислите, за какое время (в среднем) вы можете собраться и дойти до школы, чтобы не опоздать на уроки.

    Сколько раз пытался я ускорить
    Время, что несло меня вперед,
    Подхлестнуть, вспугнуть его, пришпорить,
    Чтобы слышать, как оно идет.
    (С.Я. Маршак)

    Сколько времени тратят на то, чтобы умыться, убрать за собой, дойти до школы, магазина и т.д.

    Очень эффективная мера борьбы с потерями времени - установление четкого режима дня.

    Классный руководитель предоставляет слово учащимся, которые выработали для себя оптимальный режим дня, с учетом способностей, домашних условий, занятости в музыкальной школе, спортивной секции и т. д. В своих выступлениях ребята рассказывают, как помогает им соблюдение режима дня в учебе, спорте, отдыхе. Члены учебной комиссии докладывают результаты рейда по квартирам школьников, обращают при этом внимание на то, есть ли у одноклассников постоянное рабочее место, где хранятся тетради, учебники, есть ли домашняя библиотека, выполняется ли режим дня, выделено ли специальное время для приготовления уроков, помощи своей семье по дому и т. д.

    Классный руководитель обращает внимание школьников на стенгазету, где помещены разные варианты режима дня, и предлагает им по окончании классного часа выбрать для себя один из наиболее приемлемых.

    Далее учитель отмечает, что четкая организация дела, планирование работы всех видов, особенно тех, которые требуют дополнительных усилий (сочинения, доклады, рефераты и т. д.), позволяют экономить силы и время. Лучше всего записывать свой план работы в блокноте, тетради или личном дневнике.

    Классный руководитель обращает внимание школьников на то, что труд и отдых - верные союзники. Труд создает условия для хорошего отдыха, отдых обеспечивает творческий трудовой подъем. Учащимся предлагается рассказать о том, как они отдыхают.

    Многие из них отдыхают неправильно: читают запоем детективную литературу лежа на кровати, просматривают все подряд передачи по телевизору, ведут бесконечные разговоры с друзьями по телефону и т. д.

    Как же отдыхать по-настоящему? Об этом вы можете узнать, познакомившись подробнее с принципами НОТ.

    Вывешивается плакат "Условия разумного труда и отдыха".. Учитель читает и комментирует. В более подготовленном классе это делают сами учащиеся.

    Условия разумного труда и отдыха.

    • Первое условие отдыха - хорошая работа. Когда вы сделали что-то полезное, остались довольны своим трудом, вы чувствуете потребность в отдыхе, который честно заслужили.
    • Сочетайте труд с отдыхом, переключайтесь с физического труда на умственный или с одного вида учебного труда (математики, физики, химии) на другой (историю, литературу, географию).
    • Начинайте с простого дела или с того учебного предмета, который вам дается легко. Помните, что переход от отдыха к труду требует перестройки всего организма, а для этого необходимо время.
    • Не допускайте переутомления. Это достигается с помощью рациональной организации труда, а именно: при ясном понимании цели труда, точном расчете сил и времени, при строгой дозировке работы, применении рациональных приемов чтения, письма, счета, работы с книгой и т. д.
    • Помните, что одинаково вредно в любой работе как торопиться, так и медленно раскачиваться.
    • В основе отдыха должна лежать активная деятельность - движение, ускоряющее обмен веществ, повышающее жизненный тонус и быстро снижающее усталость.

    Литература.

    1. Бизнес-блокнот 80 листов. - М.: ООО "Хатбер- М". - 2004 г.
    2. Нисимчук А.С. Экономическое образование школьников. Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1991. -127 с.

    Галина Морозова

    Тема : «Хлеб наше богатство »

    Предмет : развитие речи, музыкальная деятельность в детском саду.

    Возраст детей : подготовительная группа детского сада – 6 – 7 лет.

    Алгоритм продолжительности занятия по времени :

    1 занятие - 40 минут .

    Организационный момент чтение стихотворения Н. Семеновой «Хлебушко » – 2 минуты.

    Беседа с вопросами – 3 минуты.

    Сюрпризный момент загадка про колосок - 2 минуты.

    «Песня о хлебе » муз. В. Виткиной, сл. П. Когановой - 2 минуты.

    Беседа – 3 минуты.

    Хоровод «Земелюшка - чернозем» – 3 минуты.

    Рассматривание иллюстрации «Крестьянин пашет землю» – 3 минуты.

    Чтение стихотворения В. Трутневой «Золотой дождик» – 1 минута.

    Рассматривание иллюстрации из книги Л. Виноградовой «Трактор» – 3 минуты.

    Чтение стихотворения «Хлеб созрел » – 2 минуты.

    Слушание музыки И. Клишко «Комбайнер» – 2 минуты.

    Презентация «Как хлеб на стол пришел » – 2 минуты.

    Выкладывание схемы «Как хлеб на стол пришел » – цепочки – 3 минуты.

    Чтение стихотворения Я. Якима «Хлеб » – 2 минуты.

    Физкультминутка «Калачи» – 2 минуты.

    Пословицы и поговорки о хлебе – 3 минуты .

    Чтение стихотворения С. Дрожкиной «Каравай» – 2 минуты.

    Материалы к занятию :

    Дидактический материал : технологии ТСО компьютерная презентация на тему «Как хлеб на стол пришел » - 18 слайдов, музыкальный центр, кассета с записью русской народной мелодии.

    Раздаточный материал : Коробки с материалом для занятий оригами , в которых лежат : квадратные листы бумаги, клей, ножницы, фломастеры.

    Методы и приемы использованные на занятии :

    Информационно– рецептивный метод,

    Словесный метод,

    Наглядный метод,

    Практический метод.

    В занятие включены : организационный и сюрпризный момент, музыкальное сопровождение, художественное слово, презентация «Как растят хлеб » .

    Цель : Обобщить знания детей о том, что хлеб – ценный пищевой продукт, получение которого требует большого труда.

    Обучающие задачи :

    Приобщать детей к художественной литературе, формировать у них запас литературно-художественных произведений.

    Совершенствовать навык чтения наизусть стихотворений.

    Познакомить с музыкальным произведением И. Кишко «Комбайнер» .

    Закрепить название профессий – тракторист, комбайнер, хлебороб , пекарь. На основе расширения знаний об окружающем мире воспитывать у детей уважение к людям труда (хлеборобам , хлебопекам , бережное отношение к хлебу , вызывать интерес к коллективному труду. Подвести детей к пониманию бережного отношения к природе и разумного вмешательства человека.

    Развивающие задачи :

    Развивать выразительную литературную речь.

    Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

    Воспитательные задачи :

    Воспитывать уважение к хлебу и труду хлеборобов .

    Предварительная работа :

    Отгадывание загадок о хлебе .

    Заучивание стихотворений и песен о хлебе .

    Объяснение и заучивание пословиц и поговорок о хлебе .

    Чтение рассказов : марийская народная сказка «Лепешка» , Ю. Жадовская «Нива, моя нива» , Плещеева «Осенью» , Я. Дягутите «Колыбельная» , А. Мусатова «Как хлеб на стол пришел » , С. Шуртакова «Зерно упало в землю» , Я. Аким «Хлеб » , Е. Трутнева «Золотой дождик» , Н. Семенова «Хлебушко » , С. Дрожжина «Каравай» . Чтение рассказов М. Глинской "Хлеб ", М. Пришвина "Лисичкин хлеб ".

    Сравнение колосков ржи и пшеницы. Сравнение пшеничного и ржаного хлеба по цвету , форме, вкусу.

    Рассказы о труде хлеборобов .

    Рассматривание иллюстраций З. Лаврентьева в книге «Богатырь из теста » и иллюстраций о труде хлеборобов .

    Сюжетно – ролевая игра «Жатва» , «Путешествие по родному краю» .

    Рисование рисунков по темам экскурсий.

    Экскурсии на поле : наблюдение разных стадий созревания и уборки урожая, работу мощных сельскохозяйственных машин.

    Первая экскурсия : показать детям пахоту, обращаю внимание на огромные размеры поля, на работу трактора, который прицепленными плугами отворачивает широкие полосы земли : «Как ножом режет» . Загадываю загадку : «Овсом не кормят, кнутом не гонят, а как пашет – семь плугов тащит» . Рассказываю, какие умные машины придумали люди, чтобы облегчить труд колхозника.

    Вторая экскурсия : показать детям, что по вспаханному полю опять идет трактор только сзади у него не плуги, а сеялки. Объясняю, что этот трактор сеет зерно, рассматриваем зерна пшеницы, рассказываю, что из каждого зерна вырастет много зерен.

    Третья экскурсия : когда появляются первые всходы пшеницы, поле все зеленое, как ковер, ровными рядами.

    Четвертая экскурсия : в поле, когда колосится пшеница. Ребята берут в руки колосья, сколько в них зерен : «Целая семья» , «А поле как золотое море» .

    Пятая экскурсия : во время уборки урожая, наблюдаем за работой комбайна, смотрим, как в машину сыплется крупное золотое зерно.

    Дидактическая игра «От зёрнышка до булочки»

    Для того чтобы дети могли играть в эту игру, необходимо дать им знания о том, кто и как выращивает хлеб . Для этого рассказывала о труде хлеборобов , читала художественную литературу, рассматривала иллюстрации, беседовали о пословицах и поговорках о хлебе .

    Например, почему так говорят : «Хлеб - всему голова » , «Будет хлеб , будет и песня» .

    Вместе с детьми подбирали иллюстрации о хлебном поле весной , летом, осенью; о машинах, которые работают в поле в разное время года, которые помогают людям выпекать хлеб . Затем готовили три большие карточки, на которых изображено поле летом, осенью, весной (их наклеивают на картон) одинакового размера. На меньшие по размеру картонные карточки наклеивали изображения машин, механизмов, используемых хлеборобами в их труде : борона, сеялка и др. ; хлебопекарные печи , специальные машины : «Мука» , «Хлеб » и другие. Эти карточки также одинакового размера и в равном количестве для каждого сезона года.

    После того как наглядные пособия для игры подготовлены, я предложила детям начать игру. Но до ее начала напоминали участникам о труде хлеборобов , читает им стихотворение например, В. Степанова :

    ПОЧЕМУ У ПИРОГА ЗАРУМЯНИЛИСЬ БОКА

    Снег растает в поле чистом,

    Схлынет талая вода -

    Побежит за трактористом

    Ранним утром борозда.

    Выйдут сеялки потом

    Засевать поля зерном.

    И черны как из печи,

    Провожают их грачи.

    Чтобы всходы были крепче,

    Не напала злая тля,

    И удобрит, и подлечит

    Летчик с воздуха поля.

    Слышен летом до заката

    Гул комбайнов у реки,

    И везут на элеватор

    Урожай грузовики.

    Время жаркое - страда

    Праздник мирного труда.

    Убран хлеб - и тихо стало .

    Мелят мельницы зерно.

    Поле-полюшко устало

    И под снегом спит оно.

    Над селом дымки плывут :

    Пироги в домах пекут!

    Почему у пирога

    Зарумянились бока?

    Потому что поле летом

    Было солнышком согрето.

    Потому что

    днем весенним,

    Летним днем,

    Осенним днем

    Согреваем землю все мы

    И любовью, И трудом!

    Мы вместе с детьми вспоминали рассказы, такие, как «Моя мама пахнет хлебом » , «Жатва» , «Кто в поле главный» .

    А теперь, дети, поиграем в новую игру,- и объясняем правила. - Здесь лежат три карты. Надо выбрать трех бригадиров. Выбираем их считалкой. Каждый бригадир возьмет одну карту по выбору, назовет изображенное на ней время года. Тот, у кого изображено поле весной, будет бригадиром бригады «Зернышко» , у кого летнее поле, будет бригадиром бригады «Колосок» . А если на карте нарисовано хлебное поле осенью , то как будет называться бригада?

    - «Булочка» ,- догадывались ребята.

    Бригадир выбирает в свою бригаду еще одного играющего. По сигналу водящего (хлопок в ладоши) все бригады должны привести на поле машины, нужные для работы в то время года, которое изображено на картинке.

    Мы уточняли, все ли дети поняли правила игры. Подчеркивали, что чья бригада первой закроет клетки возле своего поля, та и выигрывает, она получает картинку (на картинке нарисованы зернышко, колосок, булочка) .

    После того как считалочкой выбрали бригадиров и членов бригад, они садятся за стол, на котором лежат большие карты и маленькие картинки. Роль ведущего вначале брал на себя взрослый. Мы подавали сигнал начинать игру. Дети отбирали нужные карточки и закрывали ими пустые клетки. В ходе игры мы выступала и в роли арбитра.

    Бригада «Колосок» первой привела свои машины на поле. Она получает свою картинку,- говорили мы.

    Затем происходила замена бригадиров и бригад, и игра повторялась.

    Анализируя игру, я обязательно подчеркивала, что дети выполняли добросовестно правила игры, дружно играли, радовались победе не только своей бригады, но и других; отмечали тех детей, которые раньше не участвовали в подобных играх, а здесь были активными членами бригады, старались быстро и правильно выполнить задание.

    В итоге спрашивала :

    Понравилась вам эта игра, ребята? Что больше всего понравилось в игре? Кто из вас лучше справился с заданием и почему?

    Словарь :

    Комбайн, комбайнер, элеватор, бункер, зябь, озимые, земледелец, хлебороб , агроном, хлебозавод , пекарь, зерно, хлеб , снегозадержание, трактор, тракторист, мелиораторы, мельница, мельник.

    Ход занятия:

    Педагог : читает стихотворение Н. Семенова «Хлебушко »

    Вот он - хлебушко душистый ,

    С хрупкой корочкой витой,

    Вот он теплый, золотистый,

    Словно солнцем налитой.

    В каждый дом, на каждый стол

    Он пожаловал, пришел.

    В нем здоровье наше , сила,

    В нём чудесное тепло.

    Сколько рук его растило,

    Охраняло, берегло!

    Ведь не сразу стали зерна

    Хлебом тем , что на столе.

    Люди долго и упорно

    Потрудились на земле.

    Ребята, о чем говорится в этом стихотворение?

    Ответы детей.

    Педагог : правильно о хлебе . Дети, сегодня мы побеседуем с вами о хлебе , о труде людей, которые растят хлеб . Но мы будем не только говорить, но и петь песни, слушать музыку, танцевать. А еще у меня для вас есть сюрприз.

    К нам кто – то пришел в гости, а кто - это вы должны угадать?

    «Золотист он и усат, в ста карманах - сто ребят» . Кто же это?

    Ответы детей : Колосок.

    Колосок : Здравствуйте, ребята. Я очень рад, что вы отгадали загадку про меня. Я узнал, что вы хотите поговорить о хлебе . Интересно, хоть мне все это и знакомо, я с удовольствием послушаю ваши рассказы обо мне и моих братьях.

    Педагог : Колосок, послушай, какую наши дети знают «Песню о хлебе » музыка В. Витлина, слова П. Кагановой (сборник «Музыка в детском саду» ).

    Дети исполняют песню

    Сеют в поле зерна

    Раннею весною.

    А над нами светит

    Солнышко родное.

    На ветру веселом

    Зашумят колосья.

    Будет урожайной

    Наша осень

    И зерно в амбары

    Потечет рекою.

    И его машины

    Сделают мукою.

    На заводе пекарь

    Хлеб спечет с любовью .

    Скажет он ребятам :

    Кушайте на здоровье.

    Педагог : Ребята, вот наступила осень, с полей убрали хлеб и они опустели .

    Как вы считаете, на этом заканчивается работа хлебороба ?

    - Ответы детей : на поля завозят удобрения, перепахивают поля, засевают озимые.

    Педагог : Зимой тоже ведутся работы на полях. На зимние поля выезжают трактора и сгребают снег в длинные валы. Эта работа называется – снегозадержанием. Повторите это слово «снегозадержание» .

    Колосок для чего проводится эта работа?

    Колосок : Это очень важная работа! Снегозадержание проводится для того, чтобы ветром не уносило снег, чтобы не замерзли озимые, и весной было много влаги.

    Педагог : Ребята, скажите, как называют людей, которые ремонтируют машины, комбайны, трактора?

    Ответы детей : Их называют механизаторы, а ремонтируют они зимой технику в ремонтных мастерских, готовя ее к весенним работам.

    Колосок : Ох, и до чего интересная у них работа! Гаечки, винтики, колеса. Все они чинят, ремонтируют и к весне у них все машины готовы к работе.

    Педагог : Наступила весна. Пришла горячая пора, пора больших забот.

    Какие работы пришли с наступлением весны?

    Какие произошли изменения в природе?

    Какая работа предстоит колхозникам на полях?

    Ответы детей : пригрело солнце, снег растаял, земля прогревается, трактористы пашут землю.

    Колосок : Да, трактористы пашут землю, да приговаривают : «Черная земелька, а милее нет. Черная земелька – будет белый хлеб ». (Э. Мошковская) .

    Педагог : Ребята, давайте, и мы с вами заведем хоровод под русскую народную песню «Земелюшка – чернозем» .

    Дети исполняют хоровод.

    Педагог : Ребята, посмотрите на эту иллюстрацию «Крестьянин пашет землю» .

    Вот как раньше обрабатывали землю колхозники, потому, что раньше не было машин.

    Ребята, кто знает, как раньше собирали урожай? - жали серпом.

    Скажите, какие машины помогают колхозникам обрабатывать землю в наше время ? - комбайны, трактора.

    Почему земля для посева должна быть мягкой? - чтобы зернам было легче прорастать.

    После того как землю вспашут, что с ней делают? - вспаханное поле боронят.

    Чем её боронят? - к трактору прицепляют борону.

    Вот поле сборонили, теперь можно и сеять. Какие машины помогают людям сеять? - сеялки.

    Ребенок читает стихотворение Е. Трутневой «Золотой дождик»

    «По земле сырой, не жесткой,

    Там, где тракторы прошли,

    Неглубокие бороздки

    В черной пашне пролегли.

    И до вечера и позже,

    До полночи с темнотой,

    Зерна сыпались, как дождик,

    Точно дождик золотой».

    Колосок : Ах, как прекрасно лечь в мягкую, теплую земельку и прорасти. Но, чтобы мы дружно росли, за нами надо ухаживать.

    А что нужно делать, чтобы мы от жаркого солнца не засохли? - растения нужно пропалывать и поливать.

    Поливка необходима растениям. Но дождь бывает не всегда, когда он нужен. И тут на помощь приходят люди. Они на полях устанавливают поливочные машины, орошают землю. Орошают – значит поливают. Повторите все это слово - «орошают» . А людей, занятых на этой работе , называют - мелиораторами.

    Педагог : Посмотрите на эту картину – показ иллюстраций из книги

    Л. Виноградовой «Трактор» , вот какие машины и приспособления человек использует для полива растений.

    Колосок : Ребята, отгадайте загадку : «Он идет, волну сечет, из трубы зерно течет?»

    Дети – комбайн.

    Ребенок читают стихотворение :

    Хлеб созрел , в полях моторы песню жатвы завели.

    В степь выходят комбайнеры - полевые корабли.

    Педагог : Прослушайте музыку И. Кишко «Комбайнер»

    Ребята, кто работает на комбайне? - комбайнер.

    Отгадайте загадку?

    «На просторе, в море хлеба , замок с башнями до неба, замок с башнями до неба сохранит все море хлеба » - элеватор, это здание где хранят зерно.

    А затем куда везут зерно? - на мельницу, мукомольный завод.

    Что там делают с зерном? - зерно перемалывают в муку.

    Как называют человека, который работает на мельнице? - мельник.

    Куда потом везут муку? - на хлебозавод , где пекари пекут хлеб .

    Ребята, я предлагаю вам посмотреть презентацию «Как хлеб на стол пришел » и поиграть в игру «Как хлеб пришел на стол

    Педагог комментирует слайды

    2. Поля пашут и удобряют.

    Землю пашут тракторами, гусеничными и колесными, сзади которых прицеплены плуги.

    Если внести удобрения в почву, т. е. подкормить, то урожай будет богаче .

    3. Боронят поля. Землю рыхлят бороной.

    4. Сеют зерно. - Засевать пшеницу могут и весной и осенью.

    Пшеницу, которую сеют осенью, называют озимой, а ту, которую сеют весной - яровой.

    К тракторам прикрепляют сеялки, за сеялки - бороны. В сеялки насыпают зерно вместе с удобрением. В маленькие отверстия зернышки выпадают прямо в землю. А борона сверху присыпает их землей.

    Нынче сеялка-машина важным делом занята .

    Роет борозды проворно, в них укладывает зерна.

    Уж ты семечко, зерно, ляжешь в борозду на дно.

    Ты не бойся, золотое, ничего, что там темно!

    К свету, к солнцу из земли ты, росток, скорей пошли!

    6. Идет сбор урожая.

    Золотой простор бескрайний,

    Там работают комбайны.

    Вот зерно течет рекой,

    Чтобы сделаться мукой

    9. Везут муку на хлебопекарню , где пекут хлеб .

    Тесто кружится в квашне,

    Запекается в огне.

    10. Везут хлеб в булочную или в магазин.

    Ешь его, расти и помни :

    В мире нет труда огромней,

    Чтоб на стол к тебе явился

    Свежий хлеб .

    Детям раздаются карточки - картинки и они должны правильно выложить схему – цепочку правильного прихода хлеба на стол .

    Схема выкладывания цепочки :

    1. Идет снегозадержание на полях.

    2. Поля пашут и удобряют.

    3. Боронят поля.

    4. Сеют зерно.

    5. Опыляют поля, уничтожают вредителей.

    6. Идет сбор урожая.

    7. Зерно везут в закрома, в бункеры, в зернохранилище или на мукомольный завод.

    8. Зерно на мукомольном заводе перерабатывают в муку.

    9. Везут муку на хлебопекарню , где пекут хлеб .

    10. Везут хлеб в булочную или в магазин.

    Ребенок читает стихотворение Я. Акима «Хлеб »

    «Пашут каждую весну, подымают целину,

    Сеют, жнут, ночей не спят.

    С детства знай, как хлеб растят .

    Хлеб ржаной , батоны, булки

    Не добудешь на прогулке.

    Люди хлеб в полях лелеют ,

    Сил для хлеба не жалеют ».

    Колосок : Длинна дорога от зернышка до булочки. А сколько вложено труда, сколько людей трудилось от зари до зари : трактористы, комбайнеры, шофера, мелиораторы, пекари, одним словом – хлеборобы .

    Я предлагаю вам провести физкультурную разминку

    «Калачи»

    Ча - ча – ча – наша печка горяча, - разводят руки в стороны.

    Чи – чи – чи – печет печка калачи – приседание.

    Чу – чу – чу – будет всем по калачу – лепят ладошками калачи.

    Чо – чо – чо – осторожно горячо – хлопки перед собой.

    Педагог : Колосок, наши ребята знают пословицы и поговорки о хлебе и о труде хлебороба .

    Много снега, много хлеба .

    Хвала рукам, что пахнут хлебом .

    Хочешь, есть калачи – не сиди на печи.

    Не велик кусок пирога, а стоит большого труда.

    За обедом хлеб – всему голова .

    Без труда хлеб не родится никогда .

    Упустишь время – потеряешь урожай.

    Хороша нива у дружного коллектива.

    Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится .

    Труд земледельца велик и почетен.

    Педагог : Ребята, мы сегодня так много узнали и вспомнили о хлебе и хлеборобах .

    Колосок : Спасибо ребята, я убедился, что вы много знаете о хлебе , как и кто его растит. Труд земледельца нелегок, но почетен. Я уверен вы вырастите настоящими людьми любящими и уважающими труд. За ваши знания я угощаю вас вкусным караваем.

    Девочка в русском костюме вносит на вышитом рушнике каравай и читает стихотворение С. Дрожжина «Каравай»

    «Вот лежит каравай у меня на руках.

    Черный хлеб на руке - нет , милей на земле.

    Будет плакать мой хлеб , каравай мой румяный,

    Если я разленюсь, если лодырем стану.

    Плачет хлеб , что лентяй его в руки берет,

    Плачет хлеб , если лодырю в рот попадет.

    Но ведь я не лентяй, я в работе проворный.

    Улыбнись, каравай, улыбнись, хлеб мой черный .

    Вот увидишь : тебе горевать не придется.

    Пусть не плачет мой хлеб , пусть он только смеется».

    Педагог : Хлеб нужен каждому человеку каждый день.

    Хлеб – наш достаток и богатство .

    Берегите хлеб !

    Хотела вставить презентацию, но формат не позволил, вот сфотографировала картинки.