Ворота в воде япония. Храмовые здания и сооружения. Вход в мир духов

Как у нас говорят - театр начинается с вешалки... Позволю себе перефразировать: каждый дом, каждый двор начинается с дверей, калитки, ворот. Это как граница между тем, что остается за спиной, и тем, что открывается у тебя впереди. Поэтому, свой первый пост о Японии я хочу посвятить удивительному явлению этой страны - японским тории (воротам). Я приглашаю вас пройти через эти ворота и войти в удивительный мир легенд и жизни.....

Итак, японские ворота тории
Тории - священные ворота, означающие путь в "чистое (святое) место", место обитания ками (богов). Традиционно - это выкрашенные в красный цвет ворота без створок, из двух столбов, соединенных поверху двумя перекладинами. Дословно с японского языка слово "тории" переводится как "птичий насест". Размер таких ворот может быть самым различным: от огромных, высотой в несколько десятков метров, до миниатюрных, высотой в полтора метра, пройти в которые можно лишь нагнувшись. Они могут одиноко возвышаться над тропинкой или дорогой, а могут составлять целую колоннаду, напоминающую иногда чем-то частокол из жердей....
Само происхождение тории тесно связано с мифологической историей Японии. Существует такая легенда (это не единственный вариант, но самый распространённый): однажды бог ветра и бури Сусаноо разбушевался и натворил немало безобразий. Он разрушил рисовые поля, осквернил жилище своей сестры - богини солнца Аматэрасу. Оскорбленная Аматэрасу укрылась в небесной пещере, плотно закрыв за собой двери. Мир погрузился в кромешную тьму. Чтобы выманить Аматэрасу из укрытия небесные божества испробовали много способов: устраивали танцы у её дверей, развешивали вокруг входа множество прекрасных украшений. Но всё было тщетно. Ставка была сделана на голосистых петухов, способных пробудить даже спящую богиню. Перед пещерой был построен высокий насест (по яп. тории), на котором разместилась птичья стая. В результате различных ухищрений и сумасшедшего крика петухов божествам удалось выманить богиню солнца из пещеры . Свет снова вернулся в мир.

С тех пор вошёл обычай строить тории. Они стали непременным атрибутом любого храма, посвященного синтоистским богам. Каждое святилище посвящено какому-то конкретному божеству ками. Поэтому таких храмов по всей стране насчитывается более 85 тысяч...

Справка

В Японии действуют две основных религии: синтоизм и буддизм.

Синтоизм (или синто) дословно можно перевести как «путь множества ками (богов). Основу этого течения составляет поклонение силам природы. Согласно представлениям синто солнце, деревья, горы, камни и природные явления являются ками и наделены душой, им поклоняются в специально построенных для этой цели храмах.

Позже, из Индии через Корею и Китай, в страну проник буддизм. В современной Японии 84% населения одновременно исповедуют обе религии.


В древности тории делали из не ошкуренных стволов криптомерии, подчеркивая естественную красоту древесины. И сегодня, наиболее традиционные святилища, соблюдают этот обычай. Позже из Китая пришёл обычай окрашивать тории в яркий красный цвет. На сегодня это самый распространенный и привычный вид тории.

Но не все тории имеют красный цвет.


Разнообразен и материал, который идет на сооружение тории. Встречаются храмовые ворота из бронзы, гранита. В наше время тории стали делать даже из некрашеного железобетона, зачастую теряющиеся на фоне обычной городской цветовой гаммы - серых стен домов и запыленного асфальта.


Иногда строители, пытаясь придать таким тории традиционный вид, покрывают застывший бетон столбов узором, напоминающим шершавую кору криптомерий.
Но от этого они не теряют своего значения.

Число установленных в стране тории подсчитать невозможно. Их можно встретить повсюду: в центре города, на его окраине, в лесу, у подножья горы или на её вершине.
Тории в городе Кагошима.....


Каждый храм, большой или маленький, могут иметь по несколько ворот. Их число определяется не столько религиозными канонами или архитектурными потребностями, сколько щедростью местных спонсоров, готовых в память о каком-то важном для себя событии расщедриться на постройку новых тории для местного храма. На таких тории могут быть установлены таблички от кого и в честь какого события они поставлены. Иногда ворот бывает так много, что глядя в самые первые тории, трудно понять, где же находится сам храм. Но если начать проходить сквозь ворота, вы обязательно придете к нему..

Тории - ритуальные врата, устанавливаемые перед синтоистскими святилищами, имеют особое значение для японцев. Но эти врата не символ удачи или счастья. Тории символизируют границу между миром земным и миром сакральным. В Японии считается, что через эти священные ворота души умерших улетают в мир иной. Сакральный мир называется у японцев "ками ".

Ворота "птичий насест"

Традиционно тории (в переводе с японского это слово означает "птичий насест") представляют собой выкрашенные в красный цвет ворота без створок. Обычно они состоят из двух столбов, соединенных поверху двумя перекладинами. Верхняя перекладина тории носит название "касаги", а нижняя, расположенная сразу под ней, называется "нуки". Касаги так и переводится "верхняя перекладина, балка", а нуки - "балка, поперечная рейка". К сожалению, никакого более поэтического перевода здесь нет… Тории - один из самых узнаваемых знаков Страны восходящего солнца. Ну, а уж встающие прямо из воды тории святилища Ицукусима - самые известные и большие.

Тории - ворота чисто символические

В древние времена их сооружали из дерева (часто драгоценных пород), красили в красный цвет и украшали иероглифами или сдержанным узором. Устанавливают их обыкновенно вблизи синтоистских храмов. Часто у храма есть не одни такие ворота, а несколько. Чем их больше, тем лучше: ворота жертвуют храму в честь каких-либо событий верующие синтоисты. В одном из храмов Киото (храм Фусими Инари) есть целая галерея тории, потому что считается, что человек, добившийся успеха, должен обязательно пожертвовать храму тории. В этой галерее красные ворота установлены почти вплотную другу к другу и образуют длинный проход, устроенный так, чтобы через щели между ними просвечивало солнце.

Ворота на "тот свет" или символы удачи?

Может быть тории чем-то и напоминают наши западные триумфальные арки, но только смысл у них совершенно другой. Ни о каком триумфе они не говорят. Их назначение символизировать границу между миром обыкновенным и сакральным. То есть, пройдя под тории, ты можешь оказаться в мире ками - божественных сущностей, населяющих окружающий человека мир. А можешь и не оказаться, это уж зависит все от тебя! Обозначая вход и выход, тории равны любой трансформации, любому переходу. Поэтому считается, что когда в них входит солнце, то через них уходят души предков. У японцев бытует поверье - птицы садятся на перекладину и, улетая, уносят души умерших людей.

Тории в Японии символизируют удачу, а связано это с легендой об их происхождении. Якобы однажды солнечная богиня Аматерасу скрылась в пещере, и мир накрыла тьма. Чтобы выманить обиженную богиню, люди и построили первые тории - деревянные ворота. На них усадили всех петухов, каких только удалось достать. Аматерасу услышала утреннее пение птиц и выглянула из пещеры. Так на небе опять появилось солнце, а уж обратно в пещеру богиню не пустили. По этой версии тории как раз и изображают насест для петухов, выманивших своим криком богиню Аматерасу. Но есть и другая легенда, согласно которой бог Ямато в знак победы над восточными соседями повесил на ворота своем храме метелку - символ удачи, связанный с культом петуха, и вот с этих-то пор такие ворота и начали строить у храмов.

Первоначально по своей конструкции тории были очень просты. Они состояли из необработанных деревянных стоек и двух горизонтальных перекладин определенных пропорций. Из описаний в Кодзики Моноготари, первом дошедших до наших дней литературном памятнике Японии, явствует, что да - в самом начале это были всего лишь два столба с верхней поперечиной без крыши. Позднее столбы и перекладины стали обрабатывать, но оставляли неокрашенными. Затем, под влиянием китайского стиля, балки начали красить, и сама конструкция ворот стала усложняться вплоть до появления таких изысканно украшенных образцов, как великолепные покрытые красным лаком тории, стоящие в воде перед храмом Ицукусима на острове Миядзима.

"Плывущие ворота"

Впрочем об этих тории разговор особый, потому что это самые узнаваемые тории в Японии. Их построили в 1875 году из камфорного дерева. Высота ворот - 16 метров и, как и другие, они сложены из двух вертикальных столбов и двух горизонтальных перекладин. Тории с моря открывают вход в большой храмовый комплекс. Они стоят на некотором расстоянии от храма и - на территории залива. И в этом, возможно, и состоит их главное очарование. В вечерние часы можно видеть, как заходящее солнце садится в пологую чашу верхней перекладины тории. Каждый раз во время прилива тории оказываются в воде, и именно такими их обычно и фотографируют. Когда же начинается прилив, то, кажется, что это не воды бегут через ворота, а сами тории плавно скользят по поверхности вод.

Известности этих тории способствует и то, что святилище Ицукусима - не из обычных. Это одна из самых важных святынь в Японии и, прежде всего, потому, что на остров Миядзима, целиком занятый монастырем и храмом, веками не пускали простолюдинов, тогда как сегодня сюда запрещено привозить собак. На священном острове нет захоронений: здесь никогда не рождались и не умирали люди. Кроме деревянных построек, соединенных галереями, остров известен еще пятиярусной пагодой, "Залом тысячи циновок", и домом, построенным в воде на сваях. Но главная достопримечательность святилища Ицукусима, его туристический символ - вот эти самые "плавающие тории", самые большие и знаменитые тории в стране.

Не просто ворота, а символы статуса

Интересно, что даже обыкновенные ворота в Японии всегда служили не только для ограничения входа на территорию, но и указывали на социальное положение семьи, живущей за ними. В древней столице Хэйан, ныне городе Киото, знатные аристократы соревновались в возведении роскошных ворот на улицах города. Ну и, конечно, особой красотой славятся ворота в императорском дворце. Тем не менее, хотя дома с воротами и являлись привилегией только лишь высшей знати, но со временем эта планка все больше снижалась, хотя даже в 17 - 18 веке мелкой буржуазии запрещалось иметь ворота, а простолюдины получили право беспрепятственно сооружать их только с начала 19 века. В наши дни ворота не несут такой яркой социальной значимости, но их вид по-прежнему может многое рассказать об их владельце.

В некоторых храмах набожных прихожан всячески поощряют дарить храму тории, и расценивают это как знак особого внимания, ну, а на дарителя в этом случае, естественно, нисходит благодать. Но места в Японии мало, земля дорогая, поэтому их часто, как в случае с храмом бога риса Инари в Киото, возводят близко друг к другу вдоль подхода к главному или второстепенному святилищу, так что они образуют аркаду. Зато вы вполне можете встретить тории где-нибудь в чаще леса, куда и дороги-то нет, одна только узенькая тропинка. Считается, что если именно с вами такое случилось, то это означает особую милость ками, хотя есть и другая точка зрения, что ками специально привели вас в столь уединенное место к воротам между нашими мирами, чтобы вы в тишине могли поразмыслить о суетности бытия и, возможно, в чем-то исправить свое поведение.

Эмблема навсегда

Раньше тории всегда делались из бревен, но затем дерево заменили камнем и даже металлом, а в последнее время в их конструкции все чаще используют железобетон . Существует более двадцати различных видов тории, различающихся по конструкции. Большинство из них названы в честь тех храмов, рядом с которыми они построены. Например, есть Исэ-тории, Хатиман-тории из храма Ивасимидзу Хатиман, Мива-тории из храма Омива и т. д. Можно добавить, что тории, как символ удачи, часто изображали и на японских фамильных гербах-монах, а также во времена самураев они красовались на их флагах нобори и сасимоно, служивших для опознавания на поле боя. В любом случае тории для японцев это "эмблема навсегда"!

В прошлых заметках я рассказывал о современных символах Киото, а сейчас предлагаю взглянуть на исторические: Сад камней храма Рёандзи - храм Спокойного дракона, Золотой храм (павильон) Кинкакудзи и Святилище Фусими Инари. Это главные локации в Киото и важнейшие места всей Японии. Без их посещения поездка в Страну восходящего солнца не засчитывается в карму, даже не надейтесь.

Для начала я расскажу о Фусими Инари Тайся - это восхитительное святилище из тысячи алых ворот, собранных в длинные туннели...

Святилище Фусими Инари славится как одна из самых известных достопримечательностей не только Киото, но и Японии. Это главный храм культа Инари в стране, покровительствующего бизнесу и торговли. Визитная карточка - туннели из красных ворот Тории, отличительного знака любого синтоистского храма.

Синтоизм - это сложившийся на протяжении веков под влиянием буддизма комплекс местных верований различного типа:

3.

Синтоизм выделял священную территорию, которая обозначалась подобными воротам - порталом. Интересно, что само слово тории, возможно, восходит к санскритскому торана - ворота, не менее знакомому и для нас: дверь, door… Иероглифически слово Тории записывается как “птичий насест”, что ведет нас к синтоистской легенде о богине Аматэрасу, спрятавшейся в гроте… Проходить под этими воротами по центру не принято, так как это почетное место предназначено богам:

4.

Одна из важных церемоний перед посещением любого храма - ритуальное омовение, совершаемое у специального источника или колодца/емкости для воды. Часто такое место оформлено, как отдельный крытый павильон у входа:

5.

Есть определенная очередность омовения: сначала специальным черпаком набирается вода, поливается сперва левая рука (она связана с божественным началом в синтоизме), а затем земная правая, после чего вода набирается в ладошку и полоскается рот (однако во многих местах вода в источнике не питьевая, потому эту часть опускают). В заключение оставшуюся в черпаке воду аккуратно сливают на себя по ручке, чтобы ее очистить. Черпак помещается на место дном к верху:

6.

7.

Перед центральными воротами святилища стоят 2 лисицы. Лисы - это один из самых мистических и популярных персонажей китайского и японского фольклора, их божественная натура часто упоминается во многих дальневосточных сказках. В Японии они популярны как посланницы богини рисового плодородия - Инари. Поэтому в храмах, посвященных Инари можно встретить большое количество лис, держащих в пасти разные священные предметы: жемчужину исполнения желаний, колосья риса, ключи от рисового амбара или свиток с буддийской сутрой:

8.

Паломничество в синтоистском храме имеет четкий ритуал. Верующие оставляют пожертвование в специальный оферторий - деревянный ящик с решеткой на верху, куда кидают монеты. Затем божеств вызывают потрясая веревки, привязанные к бубенцам подвешенным на карнизе. Потом человек кланяется и хлопает в ладоши ДВА раза - ладони должны быть слегка смещены относительно друг друга - левая выше. Все это завершается еще одним поклоном. В буддийских храмах не хлопают, а просто ровно складывают ладони в молитве. Хотя нередко можно увидеть японцев хлопающих и перед буддийской молельней:

9.

10.

11.

В синтоизме есть старая традиция дарить храму белую лошадь, на которой божество могло выезжать. Содержать таких лошадей может не каждое святилище, потому часто в символических стойлах стоят изображения лошадей. В Фусими Инари Тайся, святилище покровительствующем бизнесу и торговли, лошадь - популярное место, куда в щелки люди просовывают свои визитки с контактами и именами, в надежде, что им улыбнется удача:

12.

Длинный почти 5 км маршрут по горе, соединяющий 5 главных молелен, сопровождают коридоры-туннели из ворот Тории. Каждые ворота - чьи то пожертвования, начиная от крупнейших корпораций и заканчивая частными лицами. Примечательно, что первые ворота поставила компания Дэнцу - крупнейшее рекламное агентство Японии:

13.

Туннель 1000 тории:

14.

Лучшее время для паломничества сюда - глубокая ночь, когда мистическая атмосфера места не разрушается толпами снующих туристов, тихо, и даже немного страшно. Когда вы смотрите прямо, то видите лишь ряды красных опор:

15.

Ворота-пожертвования имеют свой прейскурант: с 5 по 10 номер - диаметр опоры от 15 до 30 см, и цены соответственно - убираем условно два нуля и получаем доллары:

17.

В лавке можно купить и более бюджетные ворота маленького размера:

18.

19.

Другая замечательная деталь святилища Фусими Инари Тайся - таблички “эма” в виде лисьих морд. Каждый может нарисовать близкое ему выражение лица и оставить пожелания, не забыв свой обратный адрес и имя. Эти таблички называются Эма - что переводится буквально “картинка с лошадью”, название говорящее, те кто не мог подарить лошадь, дарили ее картинку. Позже вместо лошадей стали изображать циклические знаки животных года, или особенные местные символы:

20.

21.

Это пример табличек из другого храма. Здесь они имеют форму тыквы горлянки - популярного оберега здоровья и долголетия, однако в этом храме они появились по другому поводу: 1000 золотых тыкв - таким был штандарт великого японского правителя Тоётоми Хидэёси, участвовавшего в объединении страны в конце 16 века. В храме посвященном его памяти молельные таблички имеют форму тыквы:

22.

Здесь таблички имеют классический вид пятиугольника. На них изображены животные года. Сейчас год лошади:

Эта гирлянда - не что иное, как связка 1000 журавликов. Журавль один из символов долголетия, а 1000 символ множества, изготовление 1000 оригами журавликов долгий труд, свидетельство о сильной вере. Возможно, многие вспомнят Хиросимскую трагедию и историю борющейся с лейкемией девочки Садако, делавшей из конфетных фантиков 1000 журавликов:

24.

Благодарю за помощь в подготовке поста chekaev

В следующем посте - Сад камней храма Рёандзи! Stay Tuned!

= Япония =

Японский "умный" унитаз

Мясо по 30 000 рублей за килограмм

О чем мечтает японская проститутка?


Высокоскоростной японский поезд


Такси в Японии

Для страны восходящего солнца тории являются священным символом, вратами устанавливаемыми перед японскими святилищами. Дословно тории переводятся как птичий насест. По форме напоминают больше знакомую нам арку.

В Японии с древности сооружали тории из ценных пород дерева. Это настоящие символические врата, обычно их красят красным цветом. Могут нанести примитивный спокойный узор, или украшают иероглифами. И наделяют ритуальным символом, устанавливая перед храмом синтоитов . Часто у одного храма бывает несколько ториев сразу. Их жертвуют верующие синтоиты , чаще всего в честь какого-то высокого события.

В Киото находится храм, у которого красные ворота находятся в таком количестве, что образуют собой, целую галерею. Установленные почти вплотную друг к другу, они выстроены в длинный проход и через узкие щели солнце едва освещает пробивается. Проходя через тории, верующие свято верят в то, что они настраиваются на определенный лад, перед посещением святых мест. Это место связь между материальным миром и сакральным. И тории являются переходным мостиком из одного состояния в другое, равным трансформационным состояниям.

Самыми знаменитыми в Японии считаются тории в Ицукусима . Они возводились в 1875 году из дерева камфоры, высотой до 16 метров. Для конструкции были использованы два вертикальных и два горизонтальных столба для перекладины. Находятся они вдалеке от храма, на территории залива и открывают собой вход в храмовый комплекс.

Их расположение не случайно, вечером можно наблюдать удивительную картину захода солнца. Когда оно медленно опускается, как будто в чашу, в верхнюю перекладину. А во время морского прилива ворота погружаются в воду, такими их обычно фотографируют на память туристы со всего мира. Создается впечатление, что тории плавно плывут по воде. Их еще называют плавающие японские тории .

Дословно с японского языка это слово переводится как место жительства птицы, чуть менее буквально - птичий насест. Почему так, я не знаю, но по всей видимости эта пара голубей точно в курсе.

И когда я взялся писать этот пост и, вооружившись словарем, выяснил перевод слова на русский язык, я совершенно ясно понял, почему, при виде меня, фотографирующего сидевших на створе ворот голубей, пятеро или шестеро японцев из проходивших мимо (была толпа, какой-то праздник) тут же повыхватывали свои камеры и тоже начали снимать этих птиц. Вообще, тории это один из узнаваемых во всем мире симоволов современной Японии, и по-моему узнается также, как красный круг на белом фоне или суси. Синтоизм это национальная японская религия, которая очень глубоко и тесно связана с обычаями, культурой и вообще всем укладом жизни японцев, начиная с незапамятных давнишних времен и до наших дней. Каждое святилище, как правило, посвящено какому-то конкретному божеству ками (神), которых имеется превеликое множество. Считается, что перед входом в храм или в воротах могут появиться ками и часто эти места украшаются плотными толстыми жгутами из рисовой соломы. Как минимум одни ворота тории располагаются перед входом в синтоистское святилище - храм или алтарь. Иногда ворот бывает так много, что глядя в самые первые тории трудно усмотреть, где же находится сам храм. Но, если начать проходить сквозь ворота, можете быть уверены, вы непременно в него уткнетесь. Ворота можно встретить повсюду - в центре города, на его окраине, в лесу, у подножья или на вершине горы. Невообразимо огромные, средние и даже небольшие садовые воротца, ведущие в персональный алтарь хозяев. Мне кажется, что именно в синтоизме кроются корни исключительной суеверности японцев, склонность ко всяким обрядам на деньги, удачу, здоровье, талисманам, манэки нэко и т.д. Очень часто на верхней части довольно высоких ворот лежит большое число камней среднего размера - как их туда кладут, я не знаю, но это явно один из способов напомнить о себе божеству. Еще я читал, что в Японии принято людям, которые закончили какое-то серьезное большое дело, пожертвовать храму тории. Вообще, большинство изваяний, постаментов и статуэток на территории японских храмов ставятся в честь пожертвователей. Обычно, где-то внизу можно прочитать имя и фамилию жертвователя. При чем для каждого предмета есть своя цена. Пожертвования начинаются примерно с 500 долларов и заканчиваются ценой хорошей квартиры. Учитывая масштабность ворот, я думаю, размер пожертвования должен быть как минимум 50 000 долларов (но думаю, что больше). Что из себя представляют тории внешне я описывать не стану, а просто приглашаю посмотреть серию фотографий.


Оригинальный пост .
UPD По настоятельной просьбе mihairu :
Само происхождение тории тесно связано с мифологической историей Японии.
Однажды бог ветра и бури Сусаноо разбушевался и натворил немало безобразий, разрушив рисовые поля, осквернив жилище своей сестры - богини солнца Аматэрасу. Оскорбленная, Аматэрасу укрылась в небесной пещере, плотно затворив за собой дверь. Мир погрузился во тьму. Чтобы выманить Аматэрасу из укрытия, небесные божества испробовали много способов - устраивали танцы у ее дверей, вывешивали различные украшения у входа в пещеру. Ставка была сделана и на голосистых петухов, способных пробудить даже спящую богиню. Перед пещерой был построен высокий насест (яп. тории), на котором разместилась птичья стая. В результате множества различных хитростей богиню солнца удалось выманить из пещеры, свет вновь вернулся в мир. Но с тех пор тории стали непременным атрибутом любого храма, посвященного синтоистским богам - "ками".