В гомеле могут закрыть филиал ветковского музея, который стал центром белорусской культуры. Энтузиасты намерены отстоять филиал ветковского музея в гомеле


Новые экспозиции филиала Ветковского музея народного творчества открылись в Гомеле, по адресу: площадь Ленина, 4, в помещении бывшего шахматно-шашечного клуба. Его любезно предоставил дворцово-парковый ансамбль.

Концепция оригинальна. Четыре зала представляют разные стороны традиционной культуры. Разделы имеют постоянные названия, при том, что экспозиции в них будут периодически меняться. Разным традициям как бы задаются одни и те же вопросы.
Вот они:
1. Шедевр (выставка одного экспоната).
2. Человек Традиции.
3. Вещь как текст духовной культуры.
4. Живое ремесло.

Сегодня представлены:

1. Евангелие XVI в. из слободы Косицкой

В конце 2005 г. музеем был приобретён великолепный манускрипт начала 16 в. – орнаментированное многоцветными заставками, украшенное плетёными буквицами Евангелие. Тогда-то и была рассказана нам история о спасении святынь одной из первых ветковских слобод. Два дня лежала гора книг из старообрядческой моленной – в 1934-м году всё «не могли найти коня», чтобы увезти и закопать их. Тётушка теперешнего владельца уникальной рукописи спасла из груды обречённых памятников многовековой культуры эту книгу. Всё в этой книге говорит о том, что место её создания – крупный монастырь… Именно там существовали многовековые традиции книжного искусства. Писали и украшали манускрипт великолепные мастера. Это обычно происходило в скрипториях, где каждый выполнял свою часть «художества».

Труд писца и на этих страницах впечатляет мастерством. Стиль несколько архаизирующий – слова сливаются в одну строку неразрывно. Но каждая буква здесь – воин Слова.

Буквицы-инициалы многоцветны. Они сплетены из «ремешков», но каждый из них прорастает побегами – вот один из источников позднейшего ветковского стиля! Сама бумага на просвет сообщает о своём возрасте. Когда-то листы делали вручную, отливая бумагу на проволочных сетках-рамках. Обязательным был «фирменный знак»-филигрань – его выплетали из той же проволоки, и он отпечатывался на каждом листе, проходя через века вместе с книгой. Тут со страницы на страницу бежит вепрь. Этот знак пронесен Средневековьем от кельтского прошлого и обозначает он… солнце. Любили его и в 15 – 16 вв.

Так немыслимо сплетается история. И если начало её – в немыслимой древности, если продление – в каждом творении мастерства, то способ пронести наше духовное богатство – в преемственности и верности, в душах тех, кто уничтожению противопоставил – спасение!
Сама бумага на просвет сообщает о своём возрасте. Когда-то листы делали вручную, отливая бумагу на проволочных сетках-рамках. Обязательным был «фирменный знак»-филигрань – его выплетали из той же проволоки, и он отпечатывался на каждом листе, проходя через века вместе с книгой. Тут со страницы на страницу бежит вепрь. Этот знак пронесен Средневековьем от кельтского прошлого и обозначает он… солнце. Любили его и в 15 – 16 вв.

Так немыслимо сплетается история. И если начало её – в немыслимой древности, если продление – в каждом творении мастерства, то способ пронести наше духовное богатство – в преемственности и верности, в душах тех, кто уничтожению противопоставил – спасение.

2. Человек Традиции:

«Дам тебе я на дорогу образок святой…»

Защитная сила древних амулетов, носимых на теле, передалась литым христианским иконкам-оберегам. В XVIII в. это старинное художественное ремесло было запрещено, и традицию лить образки из меди и серебра продолжали только старообрядцы.

Основанная в 1680-х гг. Ветка, крупнейший центр раскола, приняла в свой «космос» староверов разных толков Литые иконки в старину называли «путные». Их действительно брали с собой в путь паломники, «водники» (моряки и речники), купцы, строители… Покидая дом ради отхожих промыслов, мастера, которыми славились старообрядческие слободы, несли и везли литые походные церкви-складни, иконки с любимыми народными святыми – целителями и покровителями ремёсел.

3. Вещь как текст Традиции

Узорные народные ткани и «подсознание» культуры

Уже более четверти века коллектив Ветковского музея занимается изучением ткацких традиций региона. Среди множества вопросов – происхождение и семантика орнамента рушников. Ткачество, угасающее сегодня, представляло когда-то целое пространство перетекающих друг в друга традиций с особыми фондами орнаментальных знаков, техник, композиций узора.

Памятники, собранные во время музейных экспедиций (а это более тысячи рушников), хранят уникальную и во многом не расшифрованную информацию. Порой история здесь погружается в археологию. Рушники предстают как тексты духовной культуры – в многочисленных вариантах отдельных традиций.

В красно-белых узорах старых льняных тканей сохранился геометрический чин орнамента (основанный на ромбо-крестовой системе знаков) – теперь угасший язык, которым когда-то наши предки передавали небу свои заветные чаяния. Как предполагают, система сложилась во II – I тысячелетиях до н. э.

18 марта губернатор Гомельской области Владимир Дворник во время «горячей линии» облисполкома сообщил о намерениях закрыть в Гомеле филиал «Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций имени Ф.Г. Шклярова ». Генеральный директор Гомельского дворцово-паркового ансамбля Ирина Пыркова поставила сотрудников музея перед фактом, что филиал, размещенный в здании на территории дворцово-паркового ансамбля, переедет в Ветку.

Филиал Ветковского музея был открыт в Гомеле в 2001 году, четвертый год его возглавляет Петр Цалко . Основная цель работы филиала — выставочная деятельность, однако за эти годы музей стал комплексным культурным, научным и образовательным центром, где развивается школа традиционных песен, танцев, ткачества. Есть также сувенирный магазин с изделиями из дерева, глины, соломы, а знаменитые неглюбские рушники можно купить в Гомеле только в филиале Ветковского музея. За год посещаемость филиала составляет 10 тысяч человек.

В апреле 2016 года президенту Беларуси был вручен неглюбский 30-метровый рушник, который Александр Лукашенко назвал «лучшим подарком за 20 лет на посту президента » и передал для хранения во Дворец Независимости в Минске. Заведующий филиалом «Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций имени Ф.Г. Шклярова» Петр Цалко рассказал:

«В райцентре будут открываться два больших выставочных зала, и областные власти почему-то решили, что Ветковский музей не в состоянии заполнить эти залы. Я дозвонился по «горячей линии» председателю облисполкома Владимиру Дворнику , и он высказал мысль, что Ветковскому музею не место на территории дворцово-паркового ансамбля и в принципе в Гомеле, что все должно быть в Ветке, и люди должны ехать туда — город будут развивать как туристический центр. Когда я начал объяснять, что филиал — это не просто выставочная площадка, было сказано, что разговор окончен ».

Общественность Гомеля обеспокоена планами властей закрыть филиал и намерена развернуть кампанию в его защиту:

«На данный момент, филиал — это не просто музей, а точка культурного пространства в Гомеле. Это единственный центр в городе, где занимаются популяризацией и развитием белорусской традиционной культуры серьезно, для людей, а не «для галочки». Мы хотим отвоевать музей не ради наших пяти рабочих мест, а чтобы сохранить это уникальное культурное пространство для Гомеля. К сожалению, на местном уровне бороться за филиал уже не получится — вряд ли кто-то пойдет против мнения губернатора, но мы намерены привлечь к инциденту самое широкое внимание и попробовать отстоять наш филиал ».

Музей народного творчества в Ветке был открыт 30 ноября 1978 года по инициативе местного жителя Фёдора Шклярова и на основе его личной коллекции. Будучи выходцем из старообрядческого рода и человеком небезучастным к истории и традициям своей родной земли, Фёдор Шкляров смог не только создать уникальный для Беларуси музей, но и увлечь своим делом других людей. К слову, эти люди до сих пор работают в музее, продолжая дело Шклярова (например, директор музея Нечаева Галина Григорьевна).

Первоначально, музей народного творчества в Ветке располагался в доме купца Грошикова (памятнике архитектуры 19 века), однако в 1992 году музею было передано здание бывшего райкома партии (сегодня в нём расположены хранилища музея). Чуть позже для музея было построено новое здание. Однако строители оказались недобросовестными и в итоге уже в 2000-х годах часть здания пришлось буквально строить заново.

Сегодня Ветковский музей народного творчества имени Ф.Г.Шклярова (таково официальное название музея) является центром исследований обычаев и традиций местного населения. А исследовать есть что! Ведь Ветка – хоть городок и небольшой, но при этом крупный центр русского старообрядчества. Согласно некоторым данным, Ветка была основана в 1685 году именно староверами, которые искали спасения на белорусской земле, гонимые из России церковными и светскими властями.

В Ветковском музее народного творчества хранится множество уникальных экспонатов, которые многие музеи Беларуси хотели бы иметь в своих закромах. Так, коллекция старопечатных и рукописных книг Ветковского музея – самая крупная и разнообразная в Беларуси. Здесь можно увидеть книги с Кремлевских соборов с записями и комментариями царей, известных литераторов и учёных, издания печатных дворов 15-16 веков с Москвы, Гродно, Львова и других городов.

Кроме книг, неизменный интерес вызывают узоры местной резьбы по дереву, древние и старообрядческие иконы, археологические находки, собрания служебных рисунков иконописцев 18-20 веков, коллекции изделий, созданных при помощи техники шитья бисером, ритуальные ручники и предметы традиционной ветковской одежды. Всего – более десяти тысяч экспонатов. И их количество постоянно увеличивается.

Ветковский музей народного творчества имеет филиал в Гомеле. А в 2008 году за значительный вклад в сохранение историко-культурного наследия и изучение национально культуры Ветковский музей народного творчества получил специальную премию президента Беларуси в номинации «музейное дело» .

Музей народного творчества в Ветке не оставляет равнодушным никого. Хочется вернуться ещё раз, чтобы вновь взглянуть на уникальные экспонаты. Сегодня музей входит в Малое золотое кольцо Гомельщины и неизменно влюбляет в себя туристов, выбравших отдых в Беларуси.

Дата обновления: 27 ноября 2012

Центр старообрядчества с Красной площадью и один из лучших музеев в стране - сегодня едет в Ветку.

…В середине 17 в. вследствие проведения патриархом Никоном церковной реформы, произошел раскол Русской православной церкви. Не принявших реформу назвали старообрядцами и подвергли гонениям и прочим наказаниям. Преследуемые царским режимом старообрядцы нашли себе пристанище на острове Ветка на р. Сож. Впрочем, нигде не расскажут об истории Ветки лучше, чем в Ветковском музее.

Ветковский музей народного творчества создан в 1978 г. на основе личной коллекции Ф.Г. Шклярова - местного художника и коллекционера старины. С 2012 г. переименован в Ветковский музей старообрядчества и белорусских традиций им. Ф.Р. Шклярова.

В_музее представлены сплошь уникальные образцы самобытной ветковской культуры;) .

Возможно, только эта коллекция самоваров 18-20 в. не имеет уникальных ветковский особенностей.

Одно из первых, с чем столкнётся посетитель музея, это коллекция Ветковской архитектурной резьбы сложившейся под влиянием киотной резьбы.

Изготовление резных киот («ящиков» для икон) связано с ветковским центром иконописания. Здесь сформировались свои традиции, повлиявшие как на архитектурную резьбу, так и на восприятие Ветковской иконы.

Так выглядят самые простые золочёные киоты.

Кузнечное дело также имело свои особенности: местные умельцы славились изготовлением якорей (до 90 за зиму). Воплощением мастерства местных златокузнецов (чеканщиков) стали кованые ризы (оклад иконы). Ветковская чеканка поражает детализацией и целостностью иконных образов.

Жемчужиной музея является коллекция из 500 икон, большинство из которых старообрядческие.

Отличительными особенностями Ветковской иконописной школы, сложившейся в конце 17 в., было высветление лика вокруг рта, выделение губ и их характерная форма и др.

Иконами из Ветки пользовался весь старообрядческий мир. Секрет изготовления икон передавался из поколения в поколение и делались они только на заказ. Нанимаемый иконописец жил у заказчика до завершения работы над иконой.

Старобрядческая икона в окладе из Ветковского бисера и жемчуга .

Классический пример старообрядческой иконы во всём ветковском.

4.7 (93.33%) 3 votes

Мы уже рассказывали вам об одном из самых необычных белорусских городов – старообрядческой Ветке (Гомельская область) и находящемся в этом городе «.» Этот музей имеет также филиал в самом центре Гомеля, расположенный в дворцово-парковом ансамбле по адресу: г.Гомель пл. Ленина 4.

И вот 18 марта стало известно, что власти намерены закрыть Гомельский филиал Ветковского музея. Губернатор Владимир Дворник во время «горячей линии» облисполкома сообщил о намерениях закрыть в Гомеле филиал «Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций им. Ф.Г. Шклярова». Инициатива исходит от администрации дворцо-паркового ансамбля.

«Сегодня присутствие в дворцово-парковом ансамбле Ветковского, ну, это как-то не совсем правильно. Это Первое. Второе. Ветка, значит. Мы сегодня вкладываем туда деньги, и я вот буквально на этой неделе там был и высказал тоже мнение вслух. Мы имеем этот маленький музей. Экспонатов много в Ветковском музее, а музей маленький и никакой, а мы сегодня здесь филиал имеем. А там стоит бывшая райкомпартия. Вот я дал задание. Приеду в следующий раз посмотрю лично. И мы там должны сделать хорошую экспозицию. Чтобы это был музей так музей», - сказал глава области во время «горячей линии».

Заведующий филиала музея Петр Цалко, прокомментировал вероятное закрытие:

– На данный момент, филиал - это не просто музей, а точка культурного пространства в Гомеле. Это единственный центр в городе, где занимаются популяризацией и развитием белорусской традиционной культуры серьёзно, для людей, а не «для галочки». При этом это происходит не на сухих лекциях, а «живьем» - у нас есть кружки традиционного ткачества, пения, танцев. Мы постоянно создаем культурные события - проводим традиционные белорусские обряды, мастер-классы. В год к нам приходит десять тысяч человек. Даже сегодня в дождливую погоду к нам пришли люди, чтобы провести «Гуканне вясны». Мы хотим отвоевать музей не ради наших пяти рабочих мест, а чтобы сохранить это уникальное культурное пространство для Гомеля. К сожалению, на местном уровне бороться за филиал уже не получится - вряд ли кто-то пойдет против мнения губернатора, но мы намерены привлечь к инциденту самое широкое внимание и попробовать отстоять наш филиал.

Филиал Ветковского музея был открыт в Гомеле в 2001 году, четвертый год его возглавляет Петр Цалко. «Основная цель работы филиала - выставочная деятельность, но сейчас он стал комплексным культурным, научным и образовательным центром, где развивается и школа традиционных песен, танцев, ткачества. Есть также сувенирный магазин, который довольно успешно работает, напрямую от неглюбских ткачих реализовывает рушники, от гомельских ремесленников - изделия из дерева, глины, соломки. И знаменитые неглюбские рушники можно купить в Гомеле только в филиале Ветковского музея. Также в экспозиции можно посмотреть сам процесс изготовления рушников. Их покупают активно - в качестве подарка, на свадьбы, за границу», - рассказал Цалко, добавив, что за год посещаемость филиала составляет 10 тысяч человек.

В апреле 2016 года президенту Беларуси был вручен неглюбский 30-метровый рушник, который Александр Лукашенко назвал «лучшим подарком за 20 лет на посту президента» и передал для хранения во Дворец Независимости в Минске.

Общественность Гомеля обеспокоена планами властей закрыть филиал и намерена развернуть кампанию в его защиту.

Источники:

http://gomel.today/rus/news/gomel-5469/

Материал по теме