В чём отличие древнегреческого театра от современного

Считается родиной многих видов искусств, в том числе и театрального, возникшего на рубеже 4-5 веков до н.э. Само слово «театр» имеет именно греческое происхождение и переводится дословно как «зрелище». Время зарождения принято называть классической эпохой, воспринимаемой как некий эталон и образец. Сам древнегреческий театр возник не на пустом месте. На протяжении многих сотен лет одним из важнейших событий в культурной жизни страны было празднество в честь бога Диониса. В основе его лежали культовые обряды и символические игры, связанные с возрождением природы после долгой зимы. В столице Греции с конца 4 века до н.э. ежегодно, в определенный день начала весны ставились комедии, трагедии и драмы, посвященные этому событию. Подобные театрализованные представления со временем стали проводиться не только в Афинах, но и в других частях страны, немного позднее они были признаны обязательной частью любого государственного праздника. Выбором постановок занимались городские власти, ими же назначались судьи, которые оценивали работу «актеров». Победители получали поощрительные призы. Так, театр стал неотъемлемой частью любого празднества.

Первый древнегреческий театр носил имя Диониса и располагался под открытым небом на одном из склонов Акрополя. Возводилось данное сооружение только на время постановки спектаклей и вмещало в себя довольное большое число зрителей. Все зрительные ложи, а также сцена его были сделаны из деревянных досок. Нахождение в подобном сооружении было весьма небезопасно. Так, до наших дней дошли сведения о том, что во время проведения семидесятой олимпиады (499 г. до н.э.) деревянные сиденья зрителей практически полностью обрушились вниз. После данной трагедии было принято решение начать строительство добротного каменного театра.

В 4 веке до н.э. был возведен второй древнегреческий театр, облик его неоднократно менялся на протяжении многих лет существования. Каменный представлял собой прекрасный пример греческого архитектурного искусства и служил образцом для всех остальных, появившихся в последующем театров. По некоторым сведениям, диаметр его сцены (орхестры) составлял не менее 27 метров. Сначала все зрительные места располагались непосредственно вокруг сцены, на которой происходило театральное действо. Однако желающих присутствовать на спектаклях было настолько много, что пришлось выносить отдельные места далеко за пределы его стен. В итоге некоторым зрителям приходилось лицезреть спектакли, сидя на достаточно большом расстоянии от самой сцены.

Античний театр очень отличался от современного не только постановками, но и внутренним убранством. Так, актеры его выступали на подмостках, сооруженных на уровне рядов зрителей. Лишь несколькими веками позднее сцену стали делать приподнятой. Занавеса в древнем театре также не было. Первые зрительные ряды обычно отводились влиятельным людям, представителям власти и их приближенным. Обычным людям приходилось занимать не самые лучшие места на достаточно большом расстоянии от орхестры.

Театр в Древней Греции находился под полным покровительством государства. Организацией всех представлений занимались высшие должностные лица - архонты. Расходы на его содержание, а также на обучение актеров, хористов и т.п. ложились на плечи обеспеченных граждан городов, которых стали называть хорегами. и драматурга в Древней Греции считались весьма почетными. Многие актеры театров на рубеже 4-5 веков до н.э. занимали высшие должностные чины, занимались политикой.

Следует сказать, что женщин к игре в не допускали. Их роли всегда исполнялись мужчинами. Актер должен был не только хорошо читать текст, но также уметь танцевать и петь. Основу внешнего вида героя древнегреческой пьесы составляла маска, которая надевалась на лицо играющего на сцене, а также парик. Именно маска передавала все его основные эмоции и переживания, позволяла зрителю отличить положительного героя от отрицательного и т.п.

Древнегреческий театр положил начало развитию европейского театрального искусства в целом. Даже в современном театре до сих пор соблюдаются его основные принципы, как в архитектуре, так и в игре актеров. Он дал миру драматический диалог, участие живого актера, без которых невозможно существование самого театрального искусства как такового.

Античный театр является театральным искусством Древней Греции, Древнего Рима и ряда других стран Ближнего Востока, у которых культура развивалась под мощным греческим влиянием . Это период, который начался в IV веке до н. э. и завершился в 30 годы до н. э. завоеванием этих стран Римом.

Почти целое тысячелетие охватывает история античного театра (с VI в. до н. э. по IV-V вв. н. э.).
В этот период завязалось европейское театральное искусство в том виде, в каком оно живёт в наше время: возникла драматургия, начали формироваться основные принципы актёрского искусства, появились стационарные театральные сооружения, сценическая техника, и были получены основы в оформлении театра и спектаклей.

Театральные представления зарождались ещё в глубокой древности, во время сборов земледельцев и охотников на игрища, праздники, где устраивались обрядовые действа.

История античного театра

В Древней Греции на родине театра принято было во время праздничных шумных процессий в честь бога виноделия Диониса разыгрывать сценки из его жизни. Они повествовали о том, как Дионис принес грекам виноградную лозу, как он боролся с врагами, как погиб и воскресши одержал победу над своими врагами.
В театральных действах изображали прибытие Диониса на корабле, который позже римлянами был прозван корабельной повозкой (каррус навалис), отсюда пошло название “карнавал”. Вокруг Диониса всегда изображалась толпа его спутников в виде ряженных в маски и козлиные шкуры.

Сама маска имела символический смысл, это “личина”, считавшаяся символом театра. Ну и естественно, что там, где игра есть и правила игры этой игры, они также формировались поэтапно. Одним из первых важных правил было разделение на актеров и зрителей.

Грекам стало понятно, что у театрального действа появилась важная общественная роль — собирать вокруг себя людей, объединять их в едином чувстве. Театр мог сообщать этим людям что-то очень важное, общезначимое и делал это сразу всем.

Много времени прошло, прежде, чем театр стал самостоятельным и отделился от обряда и религиозных культов. Стали появляться театральные здания и представления в них организовывали специально. Под открытым небом древние театры занимали огромные площади и вмещали много людей.

К примеру, театр Диониса в Афинах мог вместить около 17 тысяч человек. И в наше время сохранились еще античные театры, где по сей день устраивают представления (примером служит театр греческого города Эпидавре). Все народы мира с древних времён имеют в своей истории праздники, которые связаны с ежегодными циклами возрождения и замирания природы, со сбором урожая. Такие праздники и стали основой драмы и театра Греции и Рима.

театр Диониса

В Греции такие праздники посвящались богу Дионису, где хор ряженых и запевала, не только исполняли песни, но и вели диалог . Это и был своего рода драматический первоэлемент, который с веками приобрел литературную обработку. А где диалог – там и действие, и активная мимика.

Построенный изначально на принципах импровизации, диалог со временем стал все более фиксированным. Уже в Риме во время празднования урожая пели фесценнины , которые являлись насмешливыми песенками, где уже обострялась борьба между плебеями и патрициями. Стали появляться более резкие и социальные темы.
На праздниках не обходилось без танцев, следовательно, античный театр нес также и высокую пластическую миссию. Развивалась культура жеста и движения. Театр Древней Греции был учреждением общественным, которое содержало государство. За обучение хора и его содержание платили почтенные и состоятельные граждане, а профессии актера и драматурга были в почете.

Актёрами имели право быть только мужчины, им же доставались и женские роли. Эту традицию чтили в разных культурах и странах, ведь таким был театр времён Шекспира, японский, а также китайский театр. Актер в античном театре мог в течение акта играть несколько ролей, владел искусством танца и пения, а также хорошо читал.

Сцена античного театра

Больше всего отвечает духу античной культуры аттическая трагедия , которая должна своему появлению именно греческой земле. В греческой трагедии впервые появилась эстетическая категория под названием катарсис , выражающая облагораживание людей и очищение. Занимая особое место в жизни греков, театр являлся общественной трибуной, где распространялись новые мысли, и передавалась воспитательная роль.
Безусловно, что сюжеты греческих трагедий драли происхождение из знакомых с детства грекам мифов, но это не значило, что спектакли не были животрепещущими и не затрагивали острых вопросов.

Сцена античного театра

Ведь драматурги в уста мифологических героев старались вкладывать слова, которые касаются самых актуальных проблем той современности. По этой причине драматическая поэзия (абсолютно все комедии и трагедии в Греции писали стихами), смогла отнести на второй план остальные литературные жанры, причем на целый век.

Трагедия — в дословном переводе – “песнь козлов”, возникла из дифирамба, хоровой песни, распевавшейся сатирами, которые были одеты в козлиные шкуры и изображали веселых спутников греческого бога виноделия Диониса.
В Афинах того времени проходил ежегодный общегосударственный праздник – Великие Дионисии, где разыгрывали сцены из мифов в сопровождении хора сатиров. В V веке до нашей эры к хору были добавлены 3 актера, ведущие с ним диалог так и возникла драма — театральное
действо.

Греческий театр во многом отличается от современного. Во-первых, в Греции не было постоянных трупп, да и профессиональные актеры появились не сразу. Финансирование и организация театрального представления (литургии) были одной из обязанностей (хорегия) наиболее богатых граждан. Во-вторых, само устройство греческого театра было своеобразным и напоминало, скорее, современный стадион. Представление шло под открытым небом, на круглой площадке – орхестре .

Орхестра

Скамьи для зрителей были вырублены прямо в каменистых склонах холма, у подножия которого устраивалась орхестра, круглая площадка, на которой выступал хор. Этот простейший зрительный зал назывался у греков театроном . Орхестру замыкала скена — первоначально палатка, в которой переодевались актеры, а потом — двухъярусное каменное ссоружение. Вдоль нее шло возвышение — проскений , на котором и играли актеры.

В таком огромном открытом театре нельзя было рассмотреть ни мимику актеров, ни детали их костюмов, поэтому актеры выступали в масках, обозначающих либо сценический тип персонажа, либо душевное состояние или характер. Поэтому актёр менял маску не только тогда, когда по ходу действия являлся перед зрителями в новой роли, но и тогда, когда показывал зрителям смену душевных состояний одного и того же персонажа.

Приходилось также увеличивать и фигуру актера, который для этого надевал обувь на высокой платформе
(котурны), делавшую актера выше ростом, а образ, создаваемый им монументальнее. Движения благодаря котурнам отличались плавностью, величавостью. В греческом театре почти не было декораций. Весь этот ограниченный набор изобразительных средств (маски, костюмы, отсутствие декораций и т.д.) был связан с ориентацией всей античной культуры, в том числе и греческого театра, на слуховое, акустическое восприятие.

Античная культура была культурой устного, а не письменного слова. Как и в других областях греческой культуры в театре непременно присутствовал агон (состязательность). Театральные постановки шли три дня подряд, во время празднования Великих Дионисий. Давали обязательно три трагедии и одну сатировскую драму, т.е. комедию. В каждом представлении участвовали три драматурга, а зрители должны были определить лучшую постановку, лучшего актера, лучшего хорега (организатора представления). В заключительный день праздника победители получали награды. Всемирную славу аттической трагедии принесли три величайших афинских драматурга – «отец трагедии» Эсхил и два его современника – Софокл и Еврипид. Эсхил (трагедии «Персы», «Прикованный Прометей», «Орестея» и другие) побеждал в состязаниях драматургов 13 раз.

Главная тема трагедий Эсхила – проблема моральной ответственности за причиненное зло, проблема рока как силы, стоящей над обществом, и возмездия. Софокл признавался лучшим трагиком 24 раза. Созданные им художественные образы – царь Эдип, Антигона, Электра – глубоко человечны. Конфликт трагедий Софокла – в драматическом противоборстве человека и неотвратимого рока, судьбы. Творчество младшего из трех знаменитых драматургов — Еврипида – отличалось пристальным интересом к человеческой личности, ее индивидуальности, ее влечениям и порывам, радостям и страданиям. Созданные им образы, особенно женские (Медея, Федра), отличаются глубиной психологических характеристик. Расцвет аттической комедии связан с творчеством Аристофана («Всадники», «Осы», «Облака», «Лягушки», «Мир», «Лисистрата» и другие комедии).

Сюжеты комедий

Аристофана взяты из тогдашней политической жизни Афин. Аттическая комедия в отличие от классической трагедии, построенной на легендарном мифологическом материале, несла заряд язвительной сатиры и актуальной политической заостренности. Театр римлян восходит к праздникам сбора урожая, а профессиональных актеров называли гистрионы (от этрусского слова «истер» — актер).

Постоянные театральные сооружения в строить в Риме начали во второй половине I века до н.э в греческих колониях. В отличие от греков, римляне низводили сценические представления почти до балагана и стали создавать новые виды театральных зрелищ. Архитектура римского театра отличалась от греческой архитектуры тем, что римляне строили театры не на склонах гор, а на равнинах, в виде гигантских каменных, обычно мраморных зданий. Орхестра обладала формой полукруга, и в ней были определены места для сенаторов.

Неглубокая сцена богато украшалась колоннами, статуями и архитектурными деталями. Развалины амфитеатра Флавиев — римского Колизея — самого крупного амфитеатра Рима сохранились до наших дней. Получил он свое название от стоявшего некогда поблизости колосса — статуи императора Нерона и был построен на месте дворца Нерона. Пятьдесят тысяч зрителей вмещал Колизей, который имел высоту 57 метров, делился на 4 яруса амфитеатра, имел 80 рядов зрительских мест и 64 входа. Строительство Колизея было начато Веспасианом Флавием в 72 г. н.э а открыт он был Титом в 80-м году. Архитектор, построивший Колизей, неизвестен, некоторые отождествляли его с архитектором Рабирием, построившим дворец Диоклетиана, а другие - с зодчим Гваденцием. В Риме очень высокого уровня достигло мастерство актёров.

Особым уважением и любовью публики пользовались трагический актёр Эзоп и его современник комический актёр Росций (I век до н. э.). Архитектура великолепных театральных зданий, как и искусство великих драматургов Греции и Рима, были вдохновением для художников возрождения. Театр античного мира является неотделимой частью духовного опыта всего человечества, заложив многое в основу того, что мы сегодня зовём современной культурой.

Пожалуй, пришло время начать наш разговор о театральном искусстве.

Во вводной статье я хочу поговорить о том, зачем люди ходят в театр, чем так привлекательно театральное искусство, и в чем его отличие от всех остальных.

В прошлую пятницу я открыла свой театральный сезон, посетив премьерный спектакль одного из моих любимых театров. Перед началом представления, я, как никогда внимательно, разглядывала публику, и пыталась понять что же привело всех этих людей в театр , за какими благами они переступили порог храма Мельпомены в этот осенний вечер?

Надо отметить, что целевая аудитория этого конкретного театра, в основном, молодежь - студенты филологи (две девочки сидели прямо за мной обсуждали нашего общего преподавателя по зарубежной литературе), молодые парочки: парни одеты в стиле кэжуал, девушки - в элегантные коктельные платья, а вот пара постарше обсуждает театры Москвы, далее наблюдаю семейный выход в свет пожилой пары со взрослыми детьми, много зрителей-одиночек, пришедших оценить спектакль любимого театра. Вот такая весьма одушевляющая картина предстала передо мной. Надо отметить, что подобная обстановка не во всех театрах (но подробнее об этом мы поговорим в других публикациях).

Театр - это не просто зрелище, это ритуал , который начинается с изучения репертуара и афиш, выбора спектакля, покупки билетов. Театр - это праздник. Можно надеть в меру нарядное платье, ярко накрасить губы, подтолкнуть своего кавалера чтобы тот нарядился в костюм, а не в привычные джинсы… Все эти сборы говорят нам о том, что поход в театр - это способ показать себя и посмотреть на других .

Красивая богемная тусовка, умные разговоры о режиссуре и актерском ремесле, бокал шампанского в буфете, разглядывание галереи портретов в фойе - все это развлечение, приближающие обычного человека к миру прекрасного. Каждый в такие минуты может почувствовать себя настоящим ценителем искусства . Человек, сбежав от быта, работы и обязательств, примеряет на себя новую роль, и чувствует себя по-другому, открывает новые грани своего характера, получает удовольствие от того, что элементарно расширяет кругозор .

К походу в театр нужно относиться как к дегустации хорошего вина - не просто выпить все залпом, а присмотреться к цвету, ощутить аромат, и уж потом сделать глоток.

Но оставим эстетские замашки и романтические свидания в стороне, и начнем приближаться к сути разговора. Театр - это очень простой и доступный способ прикоснуться к прекрасному , прожить чужую жизнь, отключиться от всего, примерить на себя историю, придуманную драматургом, получить удовольствие от игры актеров, от работы режиссера и художника… Театр - это возможность каждый раз проживать новую жизнь .

Да, согласитесь вы, но как же кино? Оно тоже погружает нас в новые миры, а с помощью современных спецэффектов, эти миры практически можно пощупать. А я тогда напомню, что театр - живое искусство . Спектакль хоть и создан заранее, но рождается он только на ваших глазах. Только в театре зритель - прямой участник создания произведения. Да-да, это именно так. Потому что, если артисты покажут представление в абсолютно пустом зале, акта творчества не получится. Спектакль существует только в том момент, когда вы на него смотрите. Фильм, записанный на кассету можно включить в любой момент, но для рождения спектакля в равной мере нужны и зритель, и актер . Стоит только один раз почувствовать на себе это волшебное превращение, как вы станете настоящим поклонником театрального искусства. Мне очень хочется в это верить.

Далее давайте вспомним наши школьные годы. Как просвещали нас учителя литературы - правильно, устраивали культ походы в театры где всегда было вдоволь спектаклей по произведениям школьной программы. Многие мои знакомые до сих пор с ужасом вспоминают походы на трехчасовую оперу «Евгений Онегин». Представляю их ужас - неподготовленную толпу и сразу на лирическую оперу! Видимо, не очень хорошим театралом была и литераторша! Но, отбросив школьные комплексы, поспешу признать, что театр - это прекрасная возможность доступно и быстро познакомиться со множеством произведений , не только литературными, но с потрясающими пьесами и музыкальными и хореографическими произведениями тоже.

Ну и, конечно же, мы ходим в театр, чтобы посмотреть «в живую» на наших любимых актеров . Повезло тем, кто живет в Москве или Петербурге, и имеет возможность ходить на спектакли с Евгением Мироновым, Константином Хабенским, Евгением Вальцем и прочими известными личностями.

А вот когда к нам в Омск привозят, например, «Белую гвардию» МХТ, люд толпой идет на эту четырехчасовую драму не оценивать золотомасочный спектакль, а чтобы прикоснуться к «гению» Хабенсокго и Пореченкова. Я до сих пор вспоминаю, как фанатки, утомленные драматическим действимй, все же нашли запасы энергии чтобы начать прямо на поклоне брать сцену штурмом, дабы облобызать любимых киногероев. Это, разумеется крайность. Но иногда походы «на актера» могут значительно расширить ваш репертуар : например понравился вам кто-то в «Кабале святош», и в решили пойти на другой спектакль с этим актером, и попали на что-нибудь из «новой драмы», или там из Макдонаха - и тогда вы, возможно, угодили в театральные сети надолго!

Более искушенные зрители ходят «на режиссера» . Но это уже следующий уровень театральной просвещенности. Если вы начнете разбираться в режиссерских работах, видеть общие места в постановках одного и того же режиссера, понимать его задачи и расшифровывать его замыслы, то поздравляю - вы настоящий театральный спец!

Вот, собственно все основные мотивы людей посещать театр, которые я могу припомнить в данный момент))

Но не стоит забывать, что любой культпоход - это не столько акция для развития вашего «внутреннего эстета» (это, безусловно тоже), но еще и простой способ приятно провести вечер .

Так что сходите в театр!

А я буду колдовать над новой публикацией, в которой расскажу о театральном этикете и жанровом разнообразии сценических постановок.

С давних времен считается, что для возникновения театра достаточно в публичном месте расстелить коврик, на котором артист раскроет свои таланты. Но за три тысячелетия существования театра столько воды утекло, что все более тяготеющий к комфорту зритель перестает замечать, как радикально изменяются отношения сцены и зрительного зала, а вместе с ними преображается и устройство самого театра.

Aмфитеатр города Афродизиас, Турция

С чего все начиналось?
Если мы отведаем молодого вина, возьмемся за руки, сомкнем человеческую цепь в круге и дружно начнем двигаться в одну из сторон, приговаривая какую-нибудь всем известную считалочку, мы восстановим древний, традиционный обряд хоровода, с которого и началась многовековая история театра. Выросшее из массовой религиозной церемонии публичное действо Древней Греции и привело к рождению такого чудесного явления, как европейский театр.

Ради чего затевалась вечеринка?
Причиной коллективного хождения по кругу стал праздник в честь древнегреческого божества Диониса и проведение массовых игрищ с обязательной явкой всех жителей полиса, кроме рабов.

Почему Дионис?
Во-первых, в его власти находились главные составляющие греческого товарооборота – плодородный урожай и виноделие. Во-вторых, любая дегустация вина легко превращалась в вечеринку, а проявление даже темной божественной стороны - в развлечение. В-третьих, каждый год бог умирал и возрождался, обещая обязательный happy end в виде аграрного изобилия и традиционного воскрешения. И, в-четвертых, Дионис так часто сменял лики, что своим участием превращал любую историю в театр.


Дионис вручил виноградную ветвь Ойнею, но секрет виноделия передал Икарию из Аттики, приютившему бога

Как часто проводились праздники?
Четыре раза в год. Праздники назывались «Дионисии» и проходили ранней весной «Великие» (1), в ноябре-декабре – «Сельские» (2), в конце декабря - начале января «Малые» (3), а в январе-феврале «Ленеи» (4). Это было счастливое время для каждого горожанина, так как всякая деловая жизнь замирала и наступал период особых свобод: прекращения работы судов, запрет на аресты, освобождения должников от уплаты налогов и поголовной амнистии, позволяющей даже заключенным посещать грандиозный городской праздник.


Рисунок шествия в честь Диониса, нанесенный на вазу

«Огласите весь список, пожалуйста!»
В эти дни родственники и соседи собирались вместе, приносили на алтарь козла в жертву и с корзинами, полными яств, подарков и плодов урожая, топали к месту общегородской сходки, где и устраивались массовые соревнования. Многодневный ритуал, кроме жертвоприношения и шествия, включал состязания в борьбе и беге, хороводные игрища и песенные батлы. Каждый район Афин спешил выставить на театрализованное «состязание дифирамбов» свой хор и активно рвался к победе.


Амфитеатр Дионису в Афинах. Восстановление

От хоровода к театру
Ради проведения такого массового праздника в VI век до н.э. и родился тип особого строения для представления зрелищ - амфитеатр. Его особенность выразилась в возвышающихся по кругу над театральной ареной зрительских рядах, позволяющих из любой точки зала хорошо видеть происходящее.
Сначала для проведения мероприятия в Афинах было избрано особое место ландшафта в виде возвышения на холме, где и возводился амфитеатр, по образцу которого впоследствии строили стационарное, отдельно стоящее, открытое сооружение большого размера для массовых зрелищ.


Амфитеатр города Эль-Джем, Тунис

Сколько людей вмещал театр ?
Фиксированное число по количеству жителей города: от 10 до 17 тысяч человек.

Что такое «орхестра»?
Это вовсе не место, где прячутся музыканты, а самая главная площадка - круглая арена, над которой и возвышались зрительские места. Первая орхестра была устроена специально для состязания дифирамбов - хвалебных песен в честь Диониса, статую которого торжественно переносили по случаю праздника из храма в центр орхестры, для того чтобы божество не пропустили ни одного представления в свою честь.


Амфитеатр в Эпидавре. Архитектор Поликлет Младший. 350-330 гг. до н.э.

Как назывались места для публики?
«Театрон» в переводе с греческого означало «места для зрелищ».

Как разделялись места по удобству?
Зрительская часть делилась не только вертикальными проходами в виде лучей на сектора, но и на две зоны. В отличие от верхних рядов, нижняя зона предназначалась для знати и почетных гостей и имела кое-какие удобства - спинки у сидений, укрытия от солнца в виде балдахинов. Сидения строились из досок или камня, на которых трудно просидеть несколько часов представления, поэтому с собой приносили подушки, или садились на свернутые плащи и шляпы, которые могли понадобиться в случае изменения погоды. Еще всем разрешалось проносить еду и питье «с собой».


Амфитеатр города Босра, Сирия

Что называли «скеной»?
Так называлась палатка, устанавливливаемая сбоку от орхестры, в которой хранился реквизит и переодевались участники действа. Постепенно к палатке стали крепить элементы оформления спектакля, обозначающие место действия. Но довольно скоро «скена» превратилась в отдельное двух-/трехэтажное деревянное или каменное строение, стеной огораживающее место действия. В V веке до н.э., ради улучшения акустических свойств площадки, слева и справа от «скены» строили башни - параскены, на которые крепились расписанные на досках или полотнах задники.

Кто руководил действом?
Хором управлял корифей. А самим мероприятием – глава полиса, именуемый «архонтом». Он отвечал за ход всей церемонии и получал отдельную плату за это из городской казны. В его задачу входил отбор исполнителей, поэтов и судей состязаний.


Представление трагедии

Как избирались исполнители?
Для представления необходимо было набрать две группы хора по 12-15 молодых людей с 18 до 30 лет, куда попадали отличившиеся особыми заслугами перед городом любители. Затем архонт их делил на две группы просто, кинув жребий.

Кто был лучшим исполнителем ролей?
В состязании участвовали только мужчины. Лучшими среди них считались авторы исполняемых текстов, первые древнегреческие драматурги. Самые известные из них - три трагика Эсхил, Софокл, Еврипид, и два комедиографа - Аристофан и Менандр.


Изображение Диониса на керамических вазах

Какие разыгрывались жанры?
Трагедия, сатировская драма и комедия.

Как родилась трагедия?
Из дифирамба, восхваляющего страдания, смерть и воскрешение Диониса. Слово «трагедия» состоит из греческих слов «трагос» – «козел» и «одэ» – «песнь», что дословно переводится как «песнь козлов». Ради чего участники наряжались козлами с бородатыми и рогатыми масками.


Образы сатиров в скульптуре

Что такое «сатировская драма»?
Драма - в переводе с греческого и означает «действо». Это не мрачное описание жизни богов, а сцены из повседневной жизни с участием любящих строить козни сатиров, но без злобных насмешек, свойственных комедии.

Как родилась комедия?
Слово «комедия» составлено из двух частей: «комос» – «шествие» пьяной толпы ряженых, осыпавших друг друга шутками и насмешками, и «одэ» – «песнь». , т.е «песнь комоса» (шествия). В центре - снова сатиры, участвующие в бытовых, потешных сценках, фаллических песнях, канатных трюках, мимических и акробатических номерах. Юмор был злободневным и часто непристойным, что разрешалось, т.к. сам Дионис освобождал всех от ограничений. Особо бурную реакцию вызывали сюжеты о воровстве чужих запасов пищи и вина, хвастовстве неумелого воина, визите лекаря-иностранца к больному, бедах иждивенцев и разоблачении хитрых рабов.


Фаллические скульптуры рядом с храмом Диониса в Афинах

Что такое «фаллические» песнопения?
В праздниках Диониса проводили ритуалы обоготворения органов оплодотворения - мужского фаллоса и женского ктеиса. Суть - в символическом жертвоприношении изображений гениталий с последующими акциями самоистязания и распутных оргий.
Гимнам детородным органов, обретающим в ритуалах право существовать отдельно от человека, приписывалась чудотворная сила снимать заклятия и отгонять плохое влияние. Оживший фаллос, водруженный над смеющейся и сквернословящей толпой, становился мощным сакральным оружием жизнеутверждения.

Долгое время считалось, что комедия - дочь песен и танцев во славу фаллоса, но это не совсем корректное высказывание, т.к. из фаллических песен родился размер сатирического ямба, обогатившего прежде всего поэзию.

Каков сюжет?
Поначалу все произведения воспевали миф о Дионисе, его сложные божьи заботы, странствия, страдания, смерть и воскрешение. Но постепенно стали добавляться сказания о других богах и героях, ради чего использовалось специальное обозначение «ouden proV ton Dionuson», т.е. не имеющее отношения к дионисийскому циклу. Из сохранившихся сегодня драматических текстов только в двух пьесах присутствует в качестве героя Дионис: трагедия Еврипида «Вакханки» и комедия Аристофана «Лягушки».


Римский амфитеатр полуострова Истриа, Хорватия

Что такое «триединство» греческой трагедии?
Единства места, действия и времени, подчеркивающие реальность происходящего. Все события сюжета шли прямо у публики на глазах. Новости о происходившем вне сценической площадки приносились специальными сакральными носильщиками – «вестниками». Время действия - от восхода до захода солнца, т.е. реальное время показа представления.

Как из хора выделился актер, исполняющий роль героя?
Опираясь на традиции эроса и лирики, древнегреческий театр уже ко второй половине VI века до н. э. использовал довольно развитую драматургию. Популярные в те времена авторы Феспис и Фриних сделали революционное нововведение: выделили из толпы хора особого исполнителя – актера, и назвали его «гипокрит» – «ответчик» перед главным действующим лицом представления - хором. Но постепенно хор с ответчиком поменялись статусами, и двигателями сюжета стали герои, оставив хору функцию комментатора – «гласа народного».

Сколько было действующих лиц?
Сначала хор, разделившись на две группы, состязался сам с собой. Потом стал спорить с героем. Далее Эсхил ввел второго актера, а Софокл – третьего. Вскоре и этого количества стало недостаточно, отчего троице приходилось исполнять несколько ролей в спектакле. Причем в комедиях действующих лиц было больше всего, т.к. вместе с людьми там действовали животные и даже сказочные существа.


Греческие хитоны | Плащи

Какие использовались наряды?
Учитывая масштабы зала на несколько тысяч человек, исполнитель готовил специальный яркий и пышный костюм в виде хитонов, плащей и хламид, в которых его можно было разглядеть с последнего ряда. Специально для укрупнения физических форм применялись толщинки и подкладки. На ноги надевались увеличивающие рост героя «котурны», представляющие собой башмаки с высоким голенищем на высокой платформе.


Маска трагедии | Маска комедии. Мозаика

Чем трагические маски отличались от комических?
На голову надевались плоские маски, похожие на используемые в декорировании фасадов театров лики. С внутренней стороны для усиления звучания к маске иногда приделывалась специальная воронка, типа, рупора. Делались они из дерева или полотна, натянутого на деревянный каркас. Обмазывались гипсом, украшались яркой контрастной росписью. После всего прямо на маску крепились прически и бороды.
Комедия требовала большее количество смешных масок, утрирующих человеческие недостатки - рта до ушей или выпученных глаз.

Какие цвета использовались?
Маски белого цвета (начала) изображали женщин. Темные (цвета земли) - мужчин. Каждая маска запечатлела одну из эмоций – гнев, глупость, меланхолию, радость и пр. Платья были украшены цветами, пальмами, звездами, спиралями и даже фигурами людей и животных. Длинный пурпурный плащ означал принадлежность к царскому роду.


Актер комедии| Сцена комедии | Актер трагедии

«Теперь со всей этой фигней попробуем взлететь»
В этом громоздком одеянии, сковывающем движения, исполнитель должен был громко декламировать, красиво петь, энергично перемещаться по сцене, а еще красиво танцевать.

Кто осуществлял аккомпанемент?
У статуи Диониса все представление стоял музыкант и аккомпанировал действию на флейте, реже кифаре. Иногда использовались барабаны и цимбалы.


Сцена из комедии | Музыкант. Настенный рисунок. 470 г. до н.э.

Применялась ли специальная техника?
В этот же период стала возникать театральная машинерия. «Эккиклема» - выдвижная площадка на маленьких колесиках, позволяющая быстро вывезти из палатки и укатить обратно застывшую сцену с действующими лицами. Второй механизм назывался «эорема» и представлял собой лебедку с рычагом и креплениями, позволяющими актерам «воспарить» в воздухе.


Схема устройства эоремы, поднимающей героев сюжета в воздух

Занавес появился впервые позже, в римской копии амфитеатра, который не расходился в стороны, а исчезал в узкой щели в полу орхестры. Тогда же случился первый случай использования «фонограммы», когда потерявший голос актер спрятал в скене подростка-певца, а сам лишь открывал рот.

Сколько длилось состязание?
Три дня, так как традиционно участвовало три трагика и три комика. Каждый день выступали по два автора. С утра трагик являл тетралогию - трилогию трагедий с единым сюжетом, затем днем показывал сатировскую драму, а вечером свою пьесу представлял один из комедиографов.

Был ли регламент?
Началось все не с пьесы, а с официальной части. Сначала выносили сундуки с дарами других городов, которые выставлялись у края орхестры. Затем проходила церемония отдания дани памяти погибшим с вызовом и представлением из сыновей. Затем награждали заслуги особо отличившихся перед городом венками из золота. После чего всех присутствующих угощали пирожками и вином, разносимыми рабами по рядам. Во славу Диониса главный жрец совершал жертвоприношение молодой свиньи, кровью которой окрапляли песок орхестры и головы собравшихся. Тушка жертвы разделывалась и тоже раздавалась присутствующим. Кидался жребий для определения очередности выступающих. Призывные звуки трубы оглашали начало конкурса пьес и праздник театра начинался. Об окончании пьесы вещала обязательная реплика, которую громко произносил протагонист: «Acta est fabula!», что означало «Пьеса сыграна», аналогично сегодняшним титрам фильма «Конец».

Как вела себя публика?
Очень непосредственно. Могла громко кричать, аплодировать, свистеть, топать ногами. Бывали случаи, когда на неумелого артиста обрушивался град из камней. А однажды за то, что пьеса Фриниха «Взятие Милета» заставила публику разразиться слезами, автора наказали штрафом в тысячу драхм и запретили постановку этакого вызывающего бурные чувства сочинения.

Чем завершалось театральные состязания?
Оглашением трех победителей - лучшего актера, автора трагической трилогии и автора комедии. Голову лауреата украшал венок из плюща, карман утяжелял гонорар. В подарок он получал треножник, который должен был возжечь во имя Диониса перед началом празднования победы. Городской архив принимал на хранение протокол с перечнем судей и лауреатов. Праздник завершался обильным пиршеством и безудержными танцами.


Римский амфитеатр в Вероне, Италия

Сколько было подобных театров в Древней Греции?
В своем сочинения 1886 года «Греческие сценические древности», где составлен список театральных развалин Эллады и множества островов, Альберт Миллер утверждал, что каждый город имел свое театральное сооружение. Амфитеатр Афин стал архитектурным образцом для остальных и его конструктивные основы используются даже сегодня в устройстве масштабных спортивных сооружений.


Марка-билет на спектакль

Сколько стоил билет на праздник театра?
Сначала состязания проводились бесплатно и были открыты для любого желающего. Но позже, в связи с ростом конфликтов из-за мест, были введены продаваемые заранее свинцовые марки-билеты, кстати, по очень низкой цене (2 абола равны примерно 7 копейкам). При основателе афинской демократии Перикле (~494- 429 г. до н. э.) стоимость театрального представления стала компенсироваться из казны. А в IV веке до н.э. даже был сформирован специальный «общак», называемый «зрелищной» кассой.

Кто заказывал вечеринку?
Государство в лице совета старейшин «ареопага» и высшего должностного лица полиса – «архонта». Так театр стал частью пропагандистской кампании, утверждающей ценности «идеальной демократии».