Урок-презентация картины Г.Исмаиловой "Казахский вальс"

Ход урока:

Организационный этап.

Приветствие на двух языках

Создание рабочей обстановки, проверка готовности учащихся к уроку.

Повторение

Назовите кюи, посвященные картинам природы.

Опишите картину Кастеева «Снежный Алатау»

Что такое пейзаж?

Назовите художников пейзажистов.

Новый материал

О вальсе сказано немало,

Он в песнях и стихах воспет.

И сколько б танцев ни бывало,

А лучше вальса, право, нет!

Ребята как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

Тема урока «Застывший миг казахского вальса»

Что же такое вальс? (Это романтичный бальный танец)

Услышав вальс, вы никогда не ошибетесь и не перепутаете его с другими танцами.

Сейчас в Казахстане не найдешь человека, который бы не знал, что такое вальс. Этот танец прочно вошел в нашу жизнь: выпускники школ танцуют «Прощальный вальс», на свадьбе молодожены танцуют свой первый « Вальс любви», на официальных церемониях балы начинаются со светского вальса, в парках и на площадях пары кружатся в простом уличном вальсе. Но так было не всегда. Жанр вальса пришел на казахскую землю из европейской культуры, где этот танцевальный жанр был очень популярен. А в Казахстане искусство танца только начинало своё развитие. Первый казахский танец «Келіншек»был исполнен в 1934 году народной артисткой КазССР Шарой Жиенкуловой. Для создание танца нужно было сначала отобрать танцевальные по характеру кюи и песни, затем найти движения танца, выполнить постановку, разработать сценические костюмы, не сковывающие движения танцоров.

Сообщение о композиторе Л. Хамиди

Латыф Абдылхаевич Хамиди (1906 -1983) - казахский композитор, заслуженный артист КазССР, заслуженный деятель искусств КазССР. Это человек своеобразной судьбы. Татарин, избравший родиной Казахстан. Скромный человек, создавший грандиозную оперу. Разработчик таких жанров казахской музыки, как марш, вальс, массовая песня.

В 1940 году композитор Латыф Хамиди сочинил первый «Казахский вальс» к радиопьесе Сабита Муканова «Два праздника» Первой исполнительницей стала Куляш Байсеитова.

«Казахский вальс» сразу полюбился слушателям и стал гимном любви и счастья.

Он стал настолько популярен,что его стали исполнять, как самостоятельное произведение.

Слушание Л. Хамиди «Казахский вальс»

Какой характер музыки? (яркая радостная мелодия)

Скажите, а можно ли выполнить какие либо движения под эту музыку?

А какие это должны быть движения, чтобы было сочетание с характером музыки? (плавные)

Кто может показать какие движения можно сделать под эту музыку? (очень удобно кружиться и покачиваться)

Если говорить о единении музыки и живописи, то картина народной художницы Казахстана Гульфайрус Исмаиловой «Казахский вальс » на которой изображена танцовщица Шара Жиенкулова – это пример застывшего мига вальса. Ей очень понравилась музыка

«Казахского вальса» и она решила поставить новый танец. Выучила движения венского вальса. Но классический вальс танцуют в парах, а у неё не было партнера тогда она станцевала его одна. Танец был настолько красив, что казалось, что Шара не просто кружится в танце, а парит над сценой. Известная художница Гульфайрус Исмаилова была восхищена её искусством и создала одну из лучших своих картин – «Казахский вальс». Так песня Л.Хамиди стала танцем, а танец продолжил свою жизнь в картине.

Составьте рассказ по картине. (Какой вы видите танцовщицу, какие чувства она испытывает)

Видео «История одного шедевра. Казахский вальс», в котором рассказывается о художнице, о том, как создавалась картина, есть документальные кадры танца Шары.

IV Музыкально – ритмическая разминка.

V Вокально - хоровая работа

Распевка: Эхо, Кум Гаврила, гамма до мажор

Исполнение песен «Большой хоровод», «Алатау»

VI Домашнее задание

стр.45-48, творческое задание (Дайте сравнительную характеристику картине Г. Исмаиловой «казахский вальс» и произведение Л. Хамиди «казахский вальс»)

VII Подведение итогов урока. Выставление оценок.

VIII Рефлексия

Что запомнилось на уроке?

Что удивило?

Какое чувство объединяет композиторов и художников?

А каковы ваши чувства?

Кому было всё понятно поднимите красные нотки, а кто испытывал затруднения – желтые.

Урок музыки в 6 классе на тему:

«Казахский вальс»

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями «Казахского вальса».

Задачи:

    Образовательная: формировать представления о связи между музыкой и живописью в искусстве; повторить знания учащихся о вальсе (жанр, размер, где чаще всего используется, в песнях или в танцах); познакомить с песней «Казахский вальс» Л. Хамиди написанной в жанре вальса, а также с творчеством выдающейся исполнительницы, танцовщицы Ш. Жиенкуловой и художницы, изобразившей «Портрет Шары Жиенкуловой. Казахский вальс».

    Развивающая: развивать творческие потребности, интерес к художественному и музыкальному искусствам.

    Воспитывающая: вызвать интерес к творчеству композиторов и художников; формировать эстетический вкус.

Ход урока:

    Организационно-установочный этап

Перед уроком сформировать 4 группы, выбрать ответственных за выставление баллов в лист оценивания.

Игра «Колечко, колечко, в класс зайди, свою группу найди»

Добрый день, ребята! Я рада видеть вас.

Прежде чем начать урок, мне бы хотелось узнать, какое сегодня у вас настроение. Похлопайте в ладоши если у вас хорошее настроение. Я очень рада, что мы с вами начинаем с хорошего настроения.

Опережающее задание

Стихотворение Николая Листова «Я помню вальса звук прелестный»

Я помню вальса звук прелестный
Весенней ночью в поздний час,
Его пел голос неизвестный,
И песня чудная лилась

Да, то был вальс прелестный, томный,
Да, то был дивный вальс!

Теперь зима, и те же ели
Покрыты сумраком стоят,
А под окном шумят метели,
И звуки вальса не звучат

Выход на тему. Целеполагание.

Ну, а у нас сегодня обязательно будет звучать вальс.

Ребята, я думаю вы догадались, как называется тема нашего сегодняшнего урока? (вальс)

А я вам предлагаю познакомиться с «Казахским вальсом».

А теперь сами определите цель урока. На столах есть опорные слова, можете ими воспользоваться.

Ребята, что бы вы еще хотели узнать на уроке?

Мозговой штурм

Ребята, что вы уже знаете о вальсе?

(танец, танцуют на балу, размер ¾, танцуют в парах)

Используя свои знания дайте определение слову «вальс»

Работа со словарем

Сравните с определением, данным в словаре Ожегова.

Вальс -плавный парный бальный танец, а также музыка в ритме этого танца.

Анализ по Блуму

Посмотрите на фотографии различных танцев и постарайтесь определить где танцуют вальс.

Почему вы выбрали это фото? (потому что изображенные на них люди танцуют вдвоем, кружась)

    Обучающий этап (формулирую открытый вопрос)

Ребята, на каких мероприятиях можно увидеть вальсирующие пары?

(выпускники школ танцуют «Прощальный школьный вальс», молодожены на свадьбе «Вальс любви», на официальных церемониях балы начинают с Венского танца и т.д.)

В 1940 году казахстанский композитор Латыф Хамиди сочинил первый казахский вальс. И оперная певица Куляш Байсеитова стала первой исполнительницей нового вокального произведения. Яркая музыка сразу полюбилась слушателям и «Казак вальсы» стал гимном любви и счастья. Давайте прикоснемся к замечательным звукам этого вальса.

Слушание музыки : «Казахский вальс» в исполнении Куляш Байсеитовой.

Ребята, что вы представили, когда слушали вальс?

Какое настроение у вас создалось?

Этой красивой музыкой, была восхищена также известная казахская танцовщица Шара Жиенкулова. Она решила поставить танец. Выучила движения венского вальса. Но классический вальс, как мы знаем, танцуют парами. А у Шары не было партнера. Тогда она создала сольный «Казахский вальс». Танец был настолько красив, что казалось, что Шара не просто кружится в танце, а парит над сценой.

(видео 14 минута 09 секунда)

Физминутка по группам

Ребята, попробуйте сами придумать движения под музыку казахского вальса.

Молодцы, ребята. Я прошу всех занять свои места, а ответственным внести баллы в оценочный лист.

Известная казахстанская художница Гульфайрус Исмаилова была восхищена искусством Шары и создала одну из лучших своих картин – «Казахский вальс». На золотистом фоне, озаренная солнечным светом, кружится в вальсе Шара. Художница остановила мгновение, но руки, платье, воздух будто продолжают двигаться.

Жители нашей области могли прикоснуться к творчеству Гульфайрус Исмаиловой, посетив выставку, на которой была представлена картина «Казахский вальс». (раздать газеты и листы с репродукцией картины)

Работа в группах «Монолог-эссе»

Ребята, представьте, что вы хотите пригласить друга в картинную галерею. Выскажите свои впечатления так, чтобы он захотел посетить выставку.

Ребята, мы увидели с вами, что вальс представлен во всех жанрах. Он вдохновляет композиторов, поэтов, танцоров и художников. И песня Латыфа Хамиди стала танцем, а танец продолжил свою жизнь в картине.

    Исполнение песен

Совсем недавно наша страна праздновала День президента

Вы знаете, что любимая песня Нурсултана Абишевича «Весна на Заречной улице» написала в вальсовом ритме. Давайте вместе выучим отрывок песни.

Караоке песни «Весна на Заречной улице»

Приближается еще один Государственный праздник - День Независимости нашей страны. Мы с вами разучиваем песню «Казак елим осындай». Давайте исполним ее.

Исполнение «Казак елим осындай»

    Рефлексивно-оценочный этап «Две звезды, одно пожелание»

На ваших столах лежат стикеры, запишите на них 2 звезды, одно пожелание.

Ответственные подведите итоги в Листе оценивания. Ребята, посмотрите свои баллы и переведите их в отметки.

Кто доволен своими отметками, поднимите руку.

    Домашнее задание (2 пункта по выбору)

    Еще раз прослушать «Казахский вальс».

    Создать иллюстрацию еще раз прослушав «Казахский вальс».

    Сочинить четверостишье или небольшое стихотворение «Казахский вальс»

Пилишкина Ю.Б.

учитель музыки КГУ «Школа-лицей города Аксу»


Гульфайрус Мансуровна Исмаилова родилась 15 декабря 1929 года в г. Алма-Ате в зажиточной семье. С детства очень любила рисовать. Закончила Алматинское художественное училище им. Н. Гоголя, Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. Г.Исмаилова - народный художник Республики Казахстан. Ее кисти принадлежат многие известные полотна. Живет и работает в г. Алматы.


Гульфайрус с арабского переводится так: "гуль" - цветок, "файрузи" звезда




В х гг. она создала серию живописных портретов выдающихся мастеров казахского искусства. В ее галерее портретных образов, посвященных лучшим представителям казахской интеллигенции,- писатель М. Ауэзов, художник А. Кастеев, народная артистка КазССР Бибигуль Тулегенова, первая казахская танцовщица Шара Жиенкулова и другие.


Гульфайрус Мансуровна Исмаилова - народный художник Казахстана, киноактриса, художник кино, окруженная ореолом славы уже далеко за пределами Родины. Народный художник Гульфайрус Исмаилова недавно отметила свой славный юбилей. Гульфайрус Исмаилова, быть может, единственная женщина-художник театра среди современных живописцев. В театр оперы и балета им. Абая она пришла после окончания Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Репина, с годами превратившись в опытного, сильного мастера. В течение почти 20 лет была она главным художником театра.


Галерея картин художника Портрет Шолпан Джандарбековой г.




В 50-е годы по моим эскизам делались декорации к спектаклю, посвященному дружбе с Китаем, – «Дорогой дружбы», который имел в Москве триумфальный успех! И писали их не кто-нибудь, а Анатолий Ненашев, Сергей Калмыков! Представляете, с какими удивительными людьми я начинала работать в театре. Уже это одно – счастье! Среди театральных постановок, оформленных Гульфайрус Исмаиловой, зрителю запомнились спектакли «Биржан и Сара» М. Тулебаева, «Трагедия поэта» Г. Мусрепова, «Козы-Корпеш и Баян-Сулу», «Ер- Таргын» Е. Брусиловского, «Жумбак-кыз» С. Мухамеджанова, «Чио-Чио-сан» Дж. Пуччини, «Алпамыс» Е. Рахмадиева. Все это – этапы в жизни казахского Театра оперы и балета и, конечно же, вехи в истории казахской культуры.






Эскизы костюмов к опере "Алпамыс" г.


" Надо ли говорить, сколь важна роль художника в созидании театрального зрелища? Декорации – это одежда спектакля. А что такое костюм? Костюм актера – это декорация к его жизни на сцене. Это не только колер и колорит, это и настроение, и темперамент, и судьба персонажа. "Конечно, невозможно было, работая в театре годы и годы, писать только эскизы декораций и костюмов к спектаклям, – говорит Гульфайрус Исмаилова. – С актерами «сживаешься» в процессе постановок. Так возник «Казахский вальс» с Шарой Жиенкуловой."


Первую живописную картину "Казахский вальс" написала в 29 лет. (1958 г.) (портрет народной артистки Казахской ССР Шары Жиенкуловой) В струящемся потоке солнца, сама жизнелюбие, тепло, радость - в вихре танца кружится Шара Жиенкулова.


Почему картина называется «Казахский вальс»? В струящемся потоке солнца, сама жизнелюбие, тепло, радость, в вихре танца кружится Шара Жиенкулова. И рождается вместе с танцем и название полотна – «Казахский вальс». Словно весь солнечный спектр опрокинут на палитру художницы, так ослепительна гамма лучащихся красок этого полотна.














На картине Г.Исмаиловой изображена девушка в традиционном казахском костюме. Ее золотистый камзол поблескивает на стройном теле. Мне кажется, что художница хотела передать красоту, жизнерадостность, грациозность и обаяние танцовщицы. В центре картины изображена Шары Жиенкулова, кружащаяся в вальсе. Ее пышное платье взлетает в вихре танца, а руки как птицы взмывают ввысь. Свет и тень на этой картине переливаются на теплых тонах красок, которые передают царящее там веселье. Глаза Шары Жиенкуловой черные, лучезарные и лукавые, словно зовущие людей потанцевать. Лоб светлый и ясный, нос изящный, губы алые и женственные, как лепестки роз. Волосы словно шелк обвивают гибкий стан девушки. Улыбка будто свет восходящего солнца. Платье у танцовщицы, как вздымающиеся волны океана на закате солнца. Девушка похожа на грациозного лебедя, плывущего по водной глади. Я бы очень хотела увидеть эту картину вживую.

Многие картины и произведения могут рассказать и описать обычаи и традиций каждой нации. Одним из таких произведений считается картина «Казахский вальс». Автором произведения является Гульфайруз Исмаилова. На полотне нарисована молодая девушка, которая одета в казахское народное платье. Стройность ее тела подчеркивает камзол золотистого оттенка. Картина выражает красоту и грациозность, также жизнерадостность танцовщицы. Главным идеалом для создания картины является казахская танцовщица Шара Жиенкулова.

Во время танца пышное платье девушки взлетает на воздух. А руки похожи на взмах крыльев птицы. Веселое настроение картины передает тень и свет нарисованных красок. Глаза девушки имеют черный цвет и лучезарное и хитроватое настроение. Танцовщица имеет открытый и светлый лоб, идеальный нос, женственные губы как лепестки цветов. Ее шелковистые волосы на ветру обвивает фигуру девушки. Улыбка олицетворяет солнечный свет. Пышность наряда аналогично волнам океана. Танец и движение девушки напоминает красивого лебедя.

Творение было нарисовано в 1970 году. В те годы автор работал в государственном театре оперы и балета. Сама картина полностью выражает характер, теплоту, жизнелюбие и положительную энергию Шары Жиенкуловой. На полотне раскрывается весь талант великой танцовщицы. Также на картине можно заметить выразительный взгляд артистки, который погружает в мир танца.

На картине изображены повороты и изящные наклоны танцовщицы. Солнечный свет падает прямо на голову артистки и создает особое сияние. Все эмоций картины выражают примененные цвета, от ярко – розового до небесно - голубого оттенка. Национальный головной убор девушки украшен красивыми перьями. Кроме того на девушке нарисовано множество национальных украшений как серьги, кольца, браслеты, бусы. Картина нарисована с особым увлечением и влюбленностью.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение О чем шептались осенние листья

    Буро-красные и коричневые дубовые листья прошуршали, что и их веники нравятся многим любителям попариться, а желуди собирали гурманы для приготовления кофе

  • Сочинение Платон Михайлович в комедии Горе от ума Грибоедова

    Платон Михайлович – для читателя это самый запоминающийся герой второго плана в повествовании комедии «Горе от ума». Он часто приходит в гости к Фамусовым, все потому что он давний друг и знакомый Чадского

  • Сочинение по картине Репина Бурлаки на волге (описание)

    «Бурлаки на Волге» - это самое популярное творение автора, прославившееся благодаря глубокому и печальному смыслу, который каждый человек видит хоть и в одном направлении, но по-своему.

  • Сочинение по картине Пластова Жатва 6 класс (описание)

    Пластов на своей картине Жатва изображает старичка в окружении молодых ребятишек, которые прервались от работы, чтобы перекусить. Возможно, они из одной семьи или просто из одной деревни и ребятишки помогают делать покос взрослому.

  • Анализ произведения Защита Лужина (романа Набокова)

    В качестве основной тематики произведения писатель рассматривает судьбу отдельного человека, начиная с периода его детства и заканчивая зрелым возрастом.